Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактическая система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно-педагогической академии (2000, 2001, 2002, 2003 гг.) — на конференциях и семинарах: И, III, IV международных научно-методических конференциях преподавателей вузов, учёных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Педагогические подходы к проектированию дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения
    • 1. 1. Система оценки эффективности профессионального обучения студентов в современной педагогической науке и практике
    • 1. 2. Анализ базовых понятий исследуемой проблемы
    • 1. 3. Основные подходы к оценке эффективности профессионального обучения студентов в вузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Разработка дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе
    • 2. 1. Структура и содержание системы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе
    • 2. 2. Технология оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе
    • 2. 3. Система критериев оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная проверка и внедрение результатов исследования в практику учебного процесса в инженерно-педагогическом вузе
  • Выводы по второй главе

Дидактическая система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях модернизации системы профессионального образования, приоритетными задачами обучения являются: разработка объективных процедур и технологий, обеспечивающих получение достоверных и сопоставимых данных об учебном процессеобоснование системы показателей эффективности процесса обучения, характеризующих уровень образованности студентов, сформированности профессиональных способностей, развитие личности в целомсоздание целостной системы мониторинга эффективности профессионального обучения студентов.

Личностно-ориентированная парадигма образования позволяет рассматривать студентов как субъектов педагогического процесса, способных к активной познавательной деятельности и самостоятельности, осуществлять процесс обучения в соответствии с индивидуальной траекторией развития.

Технологический подход к обучению, его перспективная и алгоритмическая направленность обусловливает такую организацию познавательной деятельности, которая открывает возможность приобретения студентами не только теоретических знаний, но и методов их полученияразвитие способностей и профессионально значимых качеств личности специалиста.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе на основе комплексного подхода к использованию методов и средств.

Теоретическое исследование показало, что научные основы организации контроля и оценки, как особого вида педагогической деятельности, разработаны в трудах отечественных ученых-педагогов М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, В. А. Якунина и др.- исследование технологии оценивания знаний на основе программированного контроля посвящены работы Ю. С. Барановского, Н. А. Румянцева и др.- функцию проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля, виды учета знаний в традиционной системе обучения исследовали И. Я. Лернер, В. П. Стрезикозин, М. Н. Скаткин и др.

Психологические аспекты оценки нашли свое отражение в исследованиях Б. Г. Ананьева, Ш. А. Амонашвили, А. И. Липкиной и др.

Научные исследования С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, Т. А. Ильиной, Н. Ф. Талызиной и др. раскрывают качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий.

Вместе с тем, проблема разработки комплексной дидактической системы оценивания профессионального обучения студентов исследована недостаточно. Так, В. Е. Сосонко исследует проблему разработки рейтинговой оценки деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях, основанной на оптимальном сочетании методов и форм. Гликман И. З рассматривает вопросы активизации самостоятельной работы студентов педагогического вуза с помощью организации системы контроля на основе рейтинга и др.

Анализ научных публикаций и практического опыта оценивания эффективности профессионального обучения студентов в высших учебных заведениях позволил выделить следующие противоречия между:

— современными тенденциями развития образования, требованиями общества, предъявляемыми к качественной подготовке высококвалифицированного специалиста, и применяемой в практике вузов системы оценивания эффективности профессионального обучения, не достаточно отражающей реальное состояние учебного процесса;

— системной сущностью учебного процесса и неполным охватом проверкой всего содержания учебного материала, нерегулярностью обратной связи, недостаточной вовлеченностью студентов в самоконтроль и самооценку;

— деятельностным подходом к процессу обучения и недостаточным применением оценки самого процесса профессионального обучения студентов (оценивается в основном конечный результат). Используемые критерии оценивания подтверждают определенные знания, умения, навыки, а не умение и желание их приобретать, оценка отражает вероятностный характер, субъективна, не в полной мере обеспечивает стимулирование самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Нами выявлено, что большинство исследований посвящено отдельным аспектам оценивания, а комплексного исследования разработки объективных, надёжных, оптимальных процедур и технологий оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе, с учётом личностно-деятельностной ориентации учебного процесса, субъектной позиции студента, использующих новые критерии оценивания эффективности учебного процесса выявлено не было, что определило актуальность и обусловило тему исследования «Дидактическая система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе».

Цель исследования состоит в разработке дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе.

Объект исследования — процесс профессионального обучения студентов в вузе.

Предмет исследования — дидактическая система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе.

Гипотеза исследования. Процесс профессионального обучения студентов в вузе будет более эффективным, если:

— система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе будет основываться на современных тенденциях развития профессионального образования, личностно-ориентированном и системнодеятельностном подходе к построению процесса профессионального обучения;

— будет разработана система оценки эффективности профессионального обучения студентов, включающая аналитико-прогностический, мотивационно-целевой, операционально-диагностический, формирующий, проектировочный, результативный компоненты;

— разработана технология реализации системы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе на основе комплексного подхода к использованию методов и средств;

— разработан критериально-оценочный комплекс, позволяющий получить объективную оценку профессионального обучения студентов в вузе.

Исходя из цели и гипотезы исследования нами были поставлены следующие задачи:

— изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике, выделить особенности оценки эффективности профессионального обучения в современных условиях развития профессионального образования;

— разработать систему оценки эффективности профессионального обучения студентов с учетом современных тенденций развития профессионального образования и выявленных особенностей;

— разработать технологию оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе на основе использования комплекса методов и средств, повышающих объективность оценки эффективности профессионального обучения студентов;

— разработать критериально-оценочный комплекс для оценки эффективности процесса профессионального обучения;

— экспериментально проверить разработанную систему оценки эффективности профессионального обучения студентов.

Теоретической и методологической основой нашего исследования являются: теоретические основы многоуровневого непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Ю. Н. Петров, С. М. Маркова, A.M. Новиков, и др.) — теория педагогических систем (В.П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин и др.) — исследования природы педагогической деятельности (JI.C. Выготский, В. А. Сластёнин и др.), в том числе и оценочной (C.JI. Рубинштейн, Ш. А. Амонашвили, В. М. Полонский, Н. В. Селезнёв, Г. А. Щукина и др.) — теория личностно — ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, М. А. Викулина, И. С. Якиманская и др.) — теория деятельностного подхода к организации обучения (М.С. Каган, Н. В. Коноплина, B.C. Лазарев, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков и др.) — теория построения содержания профессионального образования (С.Я.Батышев, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, Ю. Н. Петров и др.) — технологический подход к обучению (К.Я. Вазина, М. В. Кларин, В. В. Гузеев и др.) — положения общей и педагогической квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, Н. А. Селезнёва, В. П. Симонов, В. М. Соколов, А. А. Червова, А. И. Субетто, и ДР-).

Методы исследования: теоретико-методический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, нормативной и учебной документации для высших профессиональных учебных заведений, концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных работ по проблеме исследованияизучение и обобщение педагогического опыта по оценке эффективности профессионального обучения в высших учебных заведенияхопыта разработки и применения различных систем оценивания процесса обучения студентов в вузахсоциологические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценкаметоды педагогического моделированияэкспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент) — методы статистического анализа и математической обработки эмпирического материала.

Опытно-экспериментальная база исследования — Волжская государственная инженерно — педагогическая академия и её филиалы в гг. Арзамас, Балахна, Кстово, Перевоз.

Методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуру опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в период с 1999 по2003 гг.

Этапы исследования.

Первый этап (1999;2000гг.) состоял в обосновании актуальности выбранной проблемы, определении цели, задач, объекта, предмета, формулировки гипотезы исследования, определении общей методологии, теоретической основы и методов исследования.

Осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме оценки эффективности процесса обучения, проводилось исследование основных понятий проблемы. Были изучены различные подходы к оценке эффективности процесса обучения в общеобразовательной и профессиональной школе, выделены особенности оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе, проводились отдельные этапы эксперимента.

Второй этап (2000;2002гг.) заключался в моделировании дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе, определении основных её компонентов, разработке комплекта методического обеспечения оценки эффективности профессионального обучения студен тов. Осуществлялась разработка технологии оценки профессионального обучения студентов и критериально-оценочного комплекса, уточнялась и корректировалась программа исследования, обобщались полученные результаты, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2002;2003гг.) продолжался педагогический эксперимент по определению эффективности разработанной системы оценки эффективности профессионального обучения, уточнялся критериально-оценочный комплекс, осуществлялся анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, формировались основные выводы.

По результатам исследования определялись основные пути совершенствования системы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе.

Научная новизна исследования заключается: в разработке системы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе на основе современных тенденций развития образования и выявленных особенностей профессионально-педагогического образования, состоящей из аналитико-прогностического, мотивационно-целевого, операционально-диагностического, формирующего, проектировочного, результативного компонентовв разработке технологии оценки эффективности профессионального обучения студентовв научном обосновании и разработке критериально-оценочного комплекса оценки эффективности профессионального обучения студентов, включающего критерии оценки процесса и критерии оценки результатов профессионального обучения студентов в вузе.

Теоретическая значимость состоит:

— в уточнении понятийного аппарата исследования: «оценка», «контроль», «диагностика», «мониторинг»;

— в реализации системного подхода к определению структуры дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения студентов: цели, содержания, методов, средств;

— в определении требований, предъявляемых к системе оценки эффективности профессионального обучения студентов с новых методологических позиций: непрерывности, многоуровневости, интеграции, дифференциации, деятельностного характера оценки;

— в приведении в соответствие цели, содержания, технологии оценивания профессионального обучения студентов в вузе.

Практическая значимость состоит в:

— реализации разработанной автором системы оценки эффективности профессионального обучения студентов, состоящей из аналитико-прогностического, мотивационно-целевого, операционально-диагностического, формирующего, проектировочного, результативного компонентов;

— разработке методов, процедур и организационно-дидактических механизмов оценивания профессионального обучения студентов;

— разработке и апробации критериально-оценочного комплекса предложенной системы оценки эффективности процесса профессионального обучения, состоящего из профессионально-оценочных модулей, тестовых заданий, контрольных вопросов, творческих заданий;

— разработке комплекта методического обеспечения по учебной дисциплине «Педагогические технологии», как контрольно-диагностического средства оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе, включающего авторскую программу, систему модулей по учебной дисциплине, понятийно-терминологический словарь, систему учебных занятий, критерии оценки качества обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе разработана на основе системного, технологического, личностно-деятельностного подходов, раскрывает логическую структуру процесса оценки эффективности профессионального обучения, определяет требования к построению содержания и организации процесса профессионального обучения, способствующая более эффективной его реализации.

2. Технология оценки эффективности профессионального обучения студентов, включающая методы (тестирование, анкетирование, опрос, беседа, рейтинг, решение профессиональных задач, обсуждение имитационных явлений и процессов, выработка рекомендаций, рефлексия) и средства (профессионально-оценочные модули, тесты, анкеты, вопросы, компьютер, шкалы рейтинговой оценки, практические задания технологические карты, ситуационные задачи, модели процессов и явлений), обеспечивающая целостный механизм реализации целей оценки эффективности профессионального обучения студентов вузе.

3. Критериально-оценочный комплекс системы оценки эффективности профессионального обучения, состоящий из критериев эффективности процесса и критериев эффективности результатов профессионального обучения студентов, служащий средством объективизации оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены логикой системного, личностно-деятельностного, интегративно-модульного подходов, рациональным использованием методов теоретико-экспериментальных исследований, полнотой внедрения теоретических исследований в практическую деятельность оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе, личным участием автора в процессе оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно-педагогической академии (2000, 2001, 2002, 2003 гг.) — на конференциях и семинарах: И, III, IV международных научно-методических конференциях преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н Новгород, ВГИПА, 2001 — 2003 гг.) — II, III, IV Всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов, соискателей, молодых учёных и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства» (г. Н. Новгород, ВГИПА, 2001 — 2003 гг.) — Седьмой нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки) (г. Н. Новгород, 2002, 2003 гг.) — автор удостоен Диплома III степениIX Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и производстве» (г. Екатеринбург, РГППУ, 2003 г.) — «Проблемы реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов высших учебных заведений» (Вузы Поволжья и Урала) (г. Волгоград, ВолгГТУ, 2003 г.) — Восьмой нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки) (г. Н. Новгород, 2003 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 16 научных работ, общим объёмом 4,4 п.л.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Министерства образования РФ Г02−2.1−85 «Теоретические основы проектирования системы деятельности в учебном заведении интегративного типа».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 204 наименования и приложения. В диссертации 4 схемы, 5 таблиц.

Выводы по второй главе.

1. Рассмотрение современных тенденций развития профессионального образования позволило определить основные направления оценки эффективности профессионального образования студентов, к которым относятся: гуманистический характер, преобладание процессов самооценки, стимулирования активной, самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.

2. Непрерывность процесса оценки эффективности профессионального обучения выражается в преемственности методов, средств, форм оценки эффективности всех его уровней.

3. Целостная оценка всех компонентов профессионального обучения студентов, их личностных качеств, результатов учебно-познавательной деятельности обеспечивается за счет разработанной системы оценки эффективности профессионального обучения студентов.

4. Разработанная технология оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе, является механизмом, позволяющим изменить традиционную систему контроля и оценки результатов процесса профессионального обучения.

5. Профессионально-оценочные модули, контрольные задания, вопросы, тесты, анкеты, творческие задания, рейтинговая диагностика являются дидактическими средствами, обеспечивающими соответствие уровня профессиональной подготовки требуемым условиям квалификации.

6. Личностно-деятельностный подход к оценке эффективности профессионального обучения студентов реализуется посредством разработанного критериально-оценочного комплекса оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе и позволяет повысить объективность оценки, заинтересованность студентов в учебно-познавательной деятельности. Он способствует развитию личностных качеств будущих специалистов, таких как целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность, коммуникативность, рефлексия.

7. Результаты экспериментального исследования доказывают действенность и практическую значимость разработанной дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения. Её практическое применение в профессиональном обучении студентов в вузе обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Комплект методического обеспечения по дисциплинам представляет собой практическую ценность для тиражирования дидактических разработок в практику других учебных заведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ состояния проблемы оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе показал, что в современных условиях развития образования оно должно быть ориентировано на основные тенденции модернизации и развития системы образования, в том числе и высшего профессионального образования, однако имеющиеся исследования отражают традиционные механизмы контроля и оценки, не отражают современные требования образовательной системы к организации и осуществлению педагогического процесса.

2. Оценка эффективности профессионального обучения студентов представляет собой сложный многоаспектный дидактический механизм, исследование которого потребовало применения системного, личностно-деятельностного, интегративно-модульного подходов, позволивших построить дидактическую систему оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе.

3. Специфические особенности оценки эффективности профессионального обучения студентов вузе отражают многоаспектную природу непрерывного многоуровневого профессионального образования, что обуславливает возможность построения непрерывного педагогического процесса, обеспечивающего подготовку конкурентоспособного специалиста, на основе субъектной позиции студента в учебном процессе, деятельностной оценки профессионального обучения студентов.

4. Разработанная система оценки эффективности профессионального обучения студентов позволила осуществить целостную оценку всех компонентов профессионального обучения студентов, их личностных качеств, результатов учебно-познавательной деятельности.

5. Разработана и реализована технология оценки профессионального обучения студентов в вузе, которая представляет собой механизм, позволяющий изменить традиционную систему контроля и оценки результатов процесса профессионального обучения. Её основными дидактическими средствами выступают профессионально-оценочные модули, контрольные задания, вопросы, тесты, анкеты, творческие задания, рейтинговая диагностика, содержание которых отбирается и конструируется в соответствии с требуемыми условиями квалификации.

6. Разработанный критериально-оценочный комплекс оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе позволил повысить объективность оценки, заинтересованность студентов в учебно-познавательной деятельности. Он способствует развитию личностных качеств будущих специалистов, таких как целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность, коммуникативность, рефлексия.

7. Результаты экспериментального исследования доказывают действенность и практическую значимость разработанной дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения. Её практическое применение в профессиональном обучении студентов в вузе обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Комплект методического обеспечения по дисциплинам представляет собой практическую ценность для тиражирования дидактических разработок в практику других учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. — М, 1989.
  2. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование.
  3. М.: Педагогика, 1984.—296 с.
  4. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т., т. II / Под ред. А. А. Бодалева и др. -М.: Педагогика, 1980.- С. 128−266.
  5. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  6. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., «Высшая школа», 1974.
  7. С., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса// Новые методы и средства обучения. 1989. — № 3 (7).
  8. С.И. и др. Обученность главная переменная шкалы отметок, градации контингента и функции оценивания учителя. — М.: Знание, 1985.-102 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  10. А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы. Автореф. дисс. канд. психол. наук, -Казань, 2001.
  11. Л.И. Самооценка и самоконтроль — основа развивающего обучения.// Профессиональное образование. 2001. — №-1. — с.25−26.
  12. С.Я. Профессиональная педагогика. Москва: Ассоциация профессиональное образование", 1997. — 512 с.
  13. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1993 .-312с.
  14. М.С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний. Автореф. дисс.канд.пед.наук, Казань, 1982.
  15. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — Санкт-Петербург, 1996. 226 с.
  16. М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса? // Народное образование. 2002. — № 7. С. 81 — 88.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.-304 с.
  18. В.П. Разработка методики диагностической оценки урока // Советская педагогика 1985 — № 5.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. В.М. Эффективность обучения. (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М., «Педагогика», 1976. — 192 с.
  21. Е.Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников.-М.: Новая школа, 1995.
  22. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Изд. «Питер», 2000. — 304 стр.
  23. И.Д., Зязин Б. П. О критерия оценки результатов труда учителей и учащихся. Алма-Ата: Мектеп, 1985. — 80 с.
  24. К.Я. Единая система критериев оценки самооценки управления учебным заведением. Н. Новгород, изд-во ВИПИ, 1997 г. -212 с.
  25. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства (концепция, опыт). Челябинск, 1997. -240 с.
  26. Д. Не контролируйте учителя контролируйте процесс. // Народное образование. — 2002. — № 1. — С.72−78.
  27. М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. — Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000. -136 с.
  28. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/Под ред. Т. Н. Шамовой. М.:Педагогика, 1991.-191 с.
  29. .С. Федеральная программа развития профессионального образования в России. М.: Высш. шк., 1993. — 212 с.
  30. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  31. У. Школы без неудачников. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
  32. И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): Учебное пособие. М.: Логос, 2002. -24 с.
  33. М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в обучении. 2000. — № 3. — С. 49−54.
  34. Ю.А. Концепция прогноза развития образования до 2015 года. // Народное образование. 1993. — № 2. — С. 3−8.
  35. Гузеев В. В Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. — 240 с.
  36. В.В. Лекции по педагогической технологии. Изд. 2-е, стереотип. — М.: Знание, 1992. — 42 е.: ил.
  37. В.В. Оценка, рейтинг, тест. // Школьные технологии. 1998. — № 3. -С.20−23.
  38. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
  39. Н.Б. Развитие у учащихся готовности к рефлексивной контрольно-оценочной деятельности. Автореф дисс. канд. пед наук — Шуя, 2000.
  40. Ю. Контроль в профессиональном обучении. // Профессионал. -2000.-№ 4.-С. 29−31.
  41. Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. З. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. 256 с.
  42. Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.-384 с.
  43. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 560с.
  44. М.И., Пороцкий Э. С. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов: Учебное пособие. М.: Высш. школа, 1978. — 175 с.
  45. И.В. Педагогическая диагностика как средство управления процессом обучения в вузе Автореф. дисс.канд. пед. наук, Ставрополь 2001.
  46. А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Екатеринбург, 1999. — 233 с.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 2001.-52 с.
  48. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М.: ИНФРА-М, 2001.-43 с.
  49. Н.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос. 2002.-384 с.
  50. Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  51. И. А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы профессиональной многоуровневой подготовки. Афтореф. дисс. д-ра пед. наук СПб, 1998.
  52. К. «Педагогическая диагностика» М, 1991г.
  53. М. И., Степанова Т. А., Рожкова О. Ф. Управление НПО на основе данных мониторинга.// Профессиональное образование. — 2000. -JVb-ll.-C.lO-ll.
  54. О.Ф., Земляков А. И. Тестирование знаний и умений учащихся // Советская педагогика 1991. — № 12.- С. 27−33
  55. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
  56. Г. Ю. Рейтинговая система оценки качества образовательного процесса в педагогическом колледже.// Профессиональное образование, 2000. — №-7. — С. 9−10.
  57. М.Д. Комплексный контроль учебной деятельности// Советская педагогика. — 1986. № 10.- С. 46−49.
  58. О. Педагогический мониторинг в работе учителя биологии // Биология и химия в школе. 2000. — № 3. — С. 33−36.
  59. Л.П. Педагогический мониторинг. Процессы интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя // Стандарты и мониторинг в обучении. 1999. — № 6. — С. 31−34.
  60. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. Скаткина М. Н. и Краевского В. В. М., 1978.
  61. С. В. Система автоматизированного контроля знаний учащихся УНПО.// Профессиональное образование. 2000. — №-6. — с. 20−21.
  62. А.Ю. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Педагогические технологии».-Н. Новгород, ВГИПА, 2003.-67 с.
  63. А.Ю. Технология контрольно-оценочной деятельности педагога// Проблемы реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов высших учебных заведений: материалы семинара вузов Поволжья и Урала. Волгоград, 2003. — С. 61−65.
  64. А.Ю. Методологические аспекты контрольно-оценочной деятельности учебного процесса// Сб. науч. трудов. Н. Новгород, НГЛУ, 2003.-С. 99−102.
  65. А.Ю. Концептуальные основы разработки системы контрольно-оценочной деятельности учебного процесса// Сб. науч. трудов. Н. Новгород, НГЛУ, 2003. — С. 102−104.
  66. А.Ю. Роль контроля в педагогическом процессе// Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов II международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — С.84.
  67. А.Ю. Управление контролем качества учебного процесса в колледже// Седьмая нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): Тезисы докладов. Н. Новгород, 2002. — С. 1819.
  68. А.Ю. Условия объективизации системы контрольно-оценочной деятельности// Восьмая нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): Тезисы докладов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. — С. 25−26.
  69. О. Проектирование учебно-воспитательного процесса в школе //Родная школа. 1999. — № 3. — С. 64−66.
  70. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
  71. Ю.А. Анализ урока./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 336 с.
  72. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1992.- 131 с.
  73. В.К., Рындак В. Г. Методологическая основа технологии контроля качества обучения. // Специалист. 2002. — № 7. — С. 12−13.
  74. Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 1997.-716с.
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Профессиональное образование 2002. — № 5. — С. 17−20.
  76. И. С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга.// Стандарты и мониторинг, 2001. -№ 1.
  77. В. А. Контроль качества подготовки специалистов в УСПО.// Профессиональное образование. 2000. — №-6. — с. 25−26.
  78. В. Контроль в управлении школой: мифы и реальность.//Народное образование. 2001. — №-6. — с. 30−37.
  79. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критери её оценки //Методы системного педагогического исследования. — Л., 1980.
  80. A.M. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом // Завуч. -2000. № 8. — С.20−22.
  81. В. С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. -Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.-368 с.
  82. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ./ Общ. ред. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1981. — Т.2. — 512 с.
  83. Н.Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-воспитательной деятельности школьников Автореф. дис. канд. пед. наук — Ставрополь, 1996.
  84. Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 256 с.
  85. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию / Культура, культурология и образование (мат-лы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−5.
  86. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.:Мысль, 1971−304 с.
  87. .Т. Педагогика: курс лекций. М.: Юрайт, 2001. — 607 с.
  88. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.
  89. А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием// Школьные технологии. 1999. — № 1−2. -С.46−60.
  90. А.С. Рейтинг в системе оценивания знаний // Биология и химия в школе. 2000. — № 4. — С. 17−20.
  91. С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования. СПб, Автореф. дисс.канд.пед.наук, 1997.
  92. С.М. Системный подход к проектированию целостного педагогического процесса. Н. Новгород: ВГИПА. — 44 с.
  93. С.М. Личностно-деятельностный подход к проектированию содержания учебного предмета./Сб.тез.док-в «Инновации в профессиональном и прфессионально-педагогичеком образовании». — Екатеринбург, 1999. С. 95−96.
  94. С.М. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Моделирование системы педагогического процесса». -Н.Новгород, ВГИПА, 2003. 69 с.
  95. Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001.-128 с.
  96. Д., Полев Д, Мельникова Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. 2000. — № 8. -С. 75−85.
  97. Д.Ш., Баранова Ю. Ю., Мананникова Н. Г. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий // Завуч. -2000. № 7. — С. 27−35.
  98. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе НИТ и образовательного мониторинга. // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 10−21.
  99. Г., Фролов А. Модели поготовки и профессиональной деятельности специалистов. // Высшее образование в России. — 2003. -№ 4.-С. 92−95.
  100. Мацей Танась. Образование и информационная эпоха. //Народное образование. 2003. № 4. — С. 33−35.
  101. Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / Под ред. д-ра пед. наук Т. И. Шамовой. М.: МИП «NB Магистр», 1992.-231 с.
  102. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. / Под ред. В. Беспалько. М., 1969. -116 с.
  103. Милушкин А. А Эффективная форма контроля знаний. // Школа и производство. 1999. — № 5. — С. 32−34.
  104. Н.С. Организационно-педагогические условия диагностики качества знаний учащихся в условиях вариативного образования. Автореф. дисс. канд. пед. н. Новосибирск, 2000.
  105. М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.
  106. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе: учебное пособие / И. А. Новаков, Ю. В. Попов, В.Н.
  107. , В.Г. Кучеров, Е.Р. Андросюк, В. И. Садовников / ВолгГТУ. Волгоград, 2003. — 316 с.
  108. Национальная доктрина образования в РФ. Учительская газета. № 42. 19 октября 1999 г. стр. 12.
  109. Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху /М.: Сентябрь, 2002. —160 с.
  110. А. М. Прогнозирование качества профобразования.// Профессионал. — 2001. №-4. — с.4−5
  111. П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Автореф дисс. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1997. 46 с.
  112. О контроле учебной работы и оценки знаний студентов на экзаменах: Инструктивное письмо МВиССО СССР. 1981. — № 12. — С. 3−6.
  113. О Федеральной программе развития образования. Интервью Киселевой А. Ф. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 5.
  114. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
  115. В. Введение в общую дидактику — М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.
  116. Основы внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. — М.: Педагогика, 1987. 164 с.
  117. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 304 с.
  118. Основы педагогических технологий, краткий толковый словарь. -Екатеринбург. Изд-во Ур. ГПУ, 1995.
  119. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М, 1988. — 479 с.
  120. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. с. 329−336
  121. Педагогическая энциклопедия. М.: Просвещение, т. 4 — с. 412.
  122. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  123. Ю. Н., Маркова С. М. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием. Н. Новгород, ВГИПИ, 1999. — 172 с.
  124. Ю. Н., Маркова С. М. Особенности педагогической диагностики в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования./Сборник научных трудов.—Н. Новгород: ВГИПИ, 1999.-С.12−16.
  125. Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования. — Н. Новгород: ВИПИ. — 1994 г. 144 с.
  126. П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.
  127. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  128. С.И. Личностно-ориентационное образование: социально-философское исследование. Запорожье: Просвита, 2000. 250 с.
  129. В.М. Оценка знаний школьников. — М., 1981. — 95 с.
  130. В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов.// Педагогика. -1998.-№ 8.-С. 51−55.
  131. В.Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2. — С. 30—33
  132. М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах. // Народное образование. 2002. — № 1. — С.86−93.
  133. Психологические критерии качества знаний школьников: Сборник психологических трудов / Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990.- 142 с.
  134. В.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. — № 1.-С. 13−24.
  135. В. М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза).— М.: Высш. шк., 1990—112 с.
  136. А., Саховский Д. Образовательный мониторинг.// Профессионал. 2001. — №-5. — с. 11−14.
  137. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. № 3.
  138. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  139. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
  140. В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Сургут, 2000
  141. Система профессионального образования в Российской Федерации. Доклад Национальной обсерватории профессионального образования./ Под ред. Байденко В. И., Шадрикова В. Д. Москва, 1998.
  142. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 102 с.
  143. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  144. Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1989. — 624 с.
  145. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров- редкол.: А. А. Гусев и др. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 1600 е., ил.
  146. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  147. В. М. Начала элементарной теории управления образовательными системами: Учебное пособие.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.— 33 с.
  148. Соколов В. М, Захарова JI. H, Соколова В. В, Гребенев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя: -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. 160с.:ил.
  149. В.М. Роль и место тестов достижений в диагностике качества образования / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского: серия «Инновации в образовании» выпуск 1. / Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. С. 166−168.
  150. В. Е. Формы и методы контроля учебной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы. 13.00.01 -Автореф. дисс. канд. пед. наук, Москва 1996.
  151. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования: Анализ и оценка / Под ред. проф. А .Я. Савельева. М.: НИИВО, 1999.-168 с.
  152. Н. П. Пусть учащиеся сами хотят учиться.// Профессиональное образование. 2001. — №-1. — с.22−23.
  153. Г. А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания учащихся. // Педагогика. 1995 — № 6 — с. 12−27
  154. А.И. Национальная система оценки качества образования в России: доктрина и концепция. Мат-лы II Петербургскоймеждународной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 26−29 июня 1996 года).-СПб., 1997.-Ч.1.-С.4−18.
  155. В.В. О разработке национальной доктрины образования в Р.Ф. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. — № 1. — С. 4−7.
  156. Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982.
  157. Е.Н. Семь законов оценивания знаний // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 207−213.
  158. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе. // Советская педагогика. 1989 — № 3.
  159. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе — М., 1983.
  160. Н.Ф. Управление процеесом усвоения знаний. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
  161. И.Н. Контроль качества в современном образовании: виды, возможности, проблемы. // «Российское образование». Н Новгород, -1999.-С. 111−113.
  162. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / М.: Сентябрь, 1995. 336 с.
  163. Управление качеством образования: Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
  164. А.В. Психолого-дидактические условия формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие к спецкурсу. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. 90 с.
  165. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.-80 с.
  166. JI.C. Рейтинговая система контроля знаний и педагогическая диагностика как средства управления учебным процессом в профессиональных образовательных учреждениях. Ставрополь, 2000.
  167. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.-М., 1990.-Т.5.-С. 15.
  168. JI. Как демократизировать внутришкольный контроль. -Народное образование. 2002. — № 1. С.68−71.
  169. Л. Д., Рыкова Е. А. Теория и практика контроля и оценки профессиональных знаний и умений// Профессиональное образование. -2000.-№-7.-с. 3−6.
  170. Л.И. Моделирование образовательного менеджмента. -Школьные технологии. -1999. № 3. — С.41−55.
  171. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997 с. 49.
  172. Хубулашвили. К вопросу о тестовой методике контроля знаний. // Советская педагогика 1975. — № 8. — С. 77
  173. А.В. Педагогика. — М., 2001.
  174. В.Н. Педагогическая диагностика как средство совершенствования образовательного процесса. Автореф. дисс. канд пед. наук, Елец, 1999.
  175. М.Б. Организация контроля учебной деятельности студентов в условиях педагогического сотрудничества. Автореф. дисс. канд пед. наук, М. 1991.
  176. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. — М.:Логос, 2002. 432 с.
  177. А.А. Моделирование проверки знаний учащихся. // Советская педагогика 1973 — № 3 — С. 11.
  178. Т.Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С. 47—51.
  179. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 427 с.
  180. Д.В., Филатов O.K., Мозолин В. П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. Монография / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: МГТА, 2000.
  181. М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. 2000. — № 3 — С. 95 — 102.
  182. Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  183. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  184. Л.В., Кузнецова Н. М., Гранкина Т. Г. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности школы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. -№ 1.-С. 31−35.
  185. Л.И. «Педагогическая диагностика» /Н. Новгород, 1993 г.
  186. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  187. Энциклопедия профессионального оразования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». — Т.1. -1999.-568 с.
  188. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф.-пед ун-та, 1999. — 138 с.
  189. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  190. И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников. М.: АПН СССР, 1990.- С. 5−20.
  191. Ю. А. Методика оценивания результатов тестов контроля качества усвоения.// Профессиональное образование, 2000. — №-6. — с. 29−31.
  192. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  193. Bloom B.S. et al. Taxonomy of Educational Objectives: Handbook I, The Cognitive Domain. New York: Longmans Green, 1956.
  194. Nolan C. Kearney, Elementary school Objectives. New York: Russell Foundation, 1953.
  195. Will French and Associates, Behavioral Goals of General Education in High School, New York, Russell Sage Foundation, 1957.
Заполнить форму текущей работой