Причины заикания у дошкольников
Конституциональная предрасположенность; различные поражения головного мозга в период раннего детского возраста; всевозможные аномальные характеристики характера; всевозможные наследственные факторы; фактические асимметрии мозга; соматическая неразвитость и перенесение различных инфекционных заболеваний. И. А. Сикорский первым сделал предположения о причинах заикания. В 1889 году… Читать ещё >
Причины заикания у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 20 веке сформировалось три базовых теоретических направления в осознании механизмов заикания (см. рис. 1).
Рассмотрим их более подробно.
Первое направление — заикание рассматривается как спастический невроз координации, вытекающий из раздражительной слабости важнейших речевых центров (аппарат, отвечающий за слоговые координации). Данное направление четко было раскрыто в трудах Г. Гутцмана, И. А. Сикорского, И. А. Кусссмауля и др.
" И. А. Сикорский первым сделал предположения о причинах заикания. В 1889 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О заикании», в ней ученый доказал, что заикание возникает еще в детском возрасте, когда ребенок только учится говорить, а также связал заикание с наследственностью и особенностями нервной системы" [27, с. 79].
Одним из достижений И. А. Сикорского в этом вопросе была гипотеза, что заикания — особая форма невроза.
Втрое направление — здесь заикание рассматривается как ассоциативная дисфункция психологического свойства. Сторонники данной концепции, Ю. А. Флоренская, Г. Д. Неткачев.
Так, Г. Д. Неткачев и Ю. А. Флоренская анализировали заикание, как ассоциативное нарушение психологического свойства, причины которого как правило уходят глубоко в детство.
Третье направление — заикание рассматривается как подсознательное проявление, которое возникает на базе психических травм, на базе конфликтов с окружающей средой. Приверженцы данной теории А. Адлер, Шнейдер [23, с. 55].
Так, Шнейдер полагал, что заикание — это, по своей сути, подсознательное проявление, которое проявляется в результате всевозможных психических травм и различных конфликтов с окружающей средой. Основоположники данной теории полагали, что при заикании, с одной стороны, наблюдается желание субъекта избежать всякой потенциальной возможности взаимодействия с окружающей средой, а с другой — сформировать сочувствие окружающих людей посредством данного демонстративного страдания субъекта [1, с. 109].
Важно отметить, что одни специалисты рассматривали феномен заикание как фактический симптом невроза (Ю.А. Флоренская и пр.), другие специалисты — представляли заикание как особую его форму (М.Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и пр.). Но и в том и в ином случае данные многообразные и непростые механизмы формирования заикания аналогичны механизмам развития неврозов в целом.
В.С. Кочергина, изучая заикающихся дошкольников, пришла к выводу, что феномен заикания, как и иные неврозы, появляется по причине различных причин, которые выступают причиной перенапряжение процессов в нервной системе — возбуждения и торможения, и формирования «патологического условного рефлекса». Основываясь на зафиксированных наблюдениях автор полагает, что «заикание, по своей сути — это не симптом и даже не синдром, а именно заболевание ЦНС» [19, с. 32].
На основании текущих представлений об этиологии процессов заикания учеными выделены две основные группы причин: предрасполагающие причины и производящие. Способствовать развитию заикания, и непосредственно вызывать его могут и этиологические факторы.
Рассмотрим причины возникновения заикания (таблица 1).
Таблица 1.
Причины возникновения заикания.
Причины. | Характеристика. | |
1. Общая предрасположенность ребенка к заиканию. | определяется развитием ребенка: учитываются возрастные особенности функционирования мозга ребенка; форсированное развитие речи; общественные условия в развитии речи. | |
2. Личная предрасположенность детей к заиканию. | Конституциональная предрасположенность; различные поражения головного мозга в период раннего детского возраста; всевозможные аномальные характеристики характера; всевозможные наследственные факторы; фактические асимметрии мозга; соматическая неразвитость и перенесение различных инфекционных заболеваний. | |
3. Общественные факторы, способствующие формированию заикания. | воздействие окружающей среды на детей; воздействие периодических конфликтных переживаний; неэффективное воспитание. | |
Многие авторы указывают на особенности физического здоровья и состояние нервной системы заикающихся.
Так ученые Митринович-Моджеевска А. Ляпидевский С. С., Баранова В. П., Зееман М., Совак М., Кочергина В. С. указывают на функциональные изменения в центральной нервной системе заикающихся, присутствие вегетативных нарушений.
Таким образом: в качестве причин могут выступать самые различные факторы, вот почему взрослым требуется очень внимательно относиться к собственным детям, так как они, по сути, сами могут быть основной причиной появления этого дефекта.