Метод проектов, как образовательная область
Под способом проектов в дидактике подразумевают комплекс учебно-познавательных способов, которые дают возможность обучающимся обретать знания и умения в ходе планирования и независимого исполнения конкретных практических задач с обязательным представлением итогов. Осуществление проектов предоставляет возможность для формирования личностно — развивающей ситуации, позволяющей реализовать креативные… Читать ещё >
Метод проектов, как образовательная область (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические познания о важных сферах общественной жизни и главных видах деятельности людей.
При формировании предметных компетенций очень весомым и действенным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка дееспособность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, перевоплотить его в субъекте жизнедеятельности. Активизировать воспитанника как субъекта деятельности, содействовать проявлению его «Я», сбросить барьеры, препятствующие коммуникации, в большей ступени позволяет новое направление — учебные практики на уроках. И ведущее место среди способов, которые бы подходили этим характеристикам, принадлежит способу проектов.
Метод проектов был изобретен во 2-ой половине XIX века в USA. Родоначальники способа Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок станет учиться с энтузиазмом, ежели сумеет увидеть применение результатов собственного труда.
В русской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пробовали преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний исполнялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому понижению общеобразовательной подготовки. В итоге, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась. В переводе с латинского проектная технология значит «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»).
В нынешнем российском образовании отличают широкое толкование проекта как определения и образовательную технологию — «способ проектов». Способ проектов (проективная технология), как образовательная технология — это дидактическая категория, означающая систему способов и методов овладения установленными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это метод достижения дидактической цели через подробную разработку проблемы (технологию), что заканчивается практическим результатом, оформленным тем либо другим способом.
Под способом проектов в дидактике подразумевают комплекс учебно-познавательных способов, которые дают возможность обучающимся обретать знания и умения в ходе планирования и независимого исполнения конкретных практических задач с обязательным представлением итогов. Осуществление проектов предоставляет возможность для формирования личностно — развивающей ситуации, позволяющей реализовать креативные силы, гарантировать выработку своего мнения, собственного стиля работы.
Проекты стимулируют ученика к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению умственных возможностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в команде, выстраиванию взаимоотношений. Совместная работа предоставляет обширные возможности как педагогу, так и учащемуся создавать субъект-субъектные взаимоотношения.
Исходные теоретические позиции проектного преподавания:
- 1) в центре внимания — обучающийся, помощь формированию его креативных возможностей;
- 2) общеобразовательный процесс создается не в логике учебного предмета, а в логике работы, имеющей индивидуальный смысл для ученика, что увеличивает его мотивацию в учении;
- 3) персональный темп работы надо проектом гарантирует вывод любого ученика на собственный уровень формирования;
- 4) систематический подход к исследованию учебных проектов содействует выровненному формированию ключевых физиологических и психологических функций ученика;
- 5) основательно осмысленное усвоение базисных знаний гарантируется за счет многоцелевого их применения в различных ситуациях.