Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практическая часть. 
Внеклассные занятия по литературе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При проведении письменных викторин вопросы заблаговременно помещаются в Уголке русского языка или литературы, в стенной газете или вывешиваются на большом листе. Ответы учащиеся пишут на отдельных листах с указанием фамилии, имени и класса; их отдают учителю, либо опускают в специальный ящик. Итоги викторины помещают в следующем номере стенгазеты или вывешивают на школьной доске объявлений… Читать ещё >

Практическая часть. Внеклассные занятия по литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Виды и формы внеклассной работы по литературе

По времени действия виды внеклассной работы делятся на:

  • 1) постоянно действующие, т. е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени;
  • 2) эпизодические — утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. — выступают как разовые занятия, организуемые «от случая к случаю» (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью).

По количественному составу участников виды внеклассной работы делятся на:

  • 1) массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) — несмотря на то, что активными участниками в подготовке такого вида внеклассной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;
  • 2) групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);
  • 3) индивидуальные (консультации).

По степени активности участников внеклассного мероприятия:

  • 1) активен каждый участник;
  • 2) активна группа участников;
  • 3) активен один человек, чаще всего организатор мероприятия [1,c.47.].

Беседа — универсальная форма организации внеклассной работы, где основным, ведущим является метод беседы. Являясь методом и приемом обучения и воспитания, беседа может быть представлена в разных видах: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, повторительная, обобщающая; такого разнообразия видов не знает ни одна другая форма организации внеклассной работы по русскому языку;

Беседа, в той или иной мере, является составной частью всех остальных форм организации внеклассной работы и используется на разных этапах подготовки или проведения КВН, олимпиады, устного журнала, утренника или вечера, заседания кружка и конкурса газет; беседа может проводиться в любом классе начальной и средней школы, на любом этапе обучения русскому языку и литературе.

Условия проведения беседы, способствующие формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учеников:

  • 1) организатор или ведущий беседы имеет серьезные лингвистические и методические знания по теме обсуждения; демонстрирует образцовую речь;
  • 2) предлагаемый учителем материал должен быть близок и понятен школьникам, чтобы вызвать у них живой интерес и отклик;
  • 3) беседа имеет практическую часть — вопросы и задания, которые могут быть проведены в форме конкурсов, игр;
  • 4) домашнее задание должно представлять собой самостоятельное наблюдение учащихся по теме начатого в ходе беседы маленького исследования;
  • 5) завершить работу по теме проведенной беседы должен публичный отчет учащихся о проведенном микроисследовании и полученных результатах.

Традиционно в школе, как в младших, так и в старших классах, проводятся беседы по культуре речи: «Правильно ли мы говорим?», «А как лучше сказать?» и др. Фактический материал беседы должен строиться на основании наблюдений учителя над устной и письменной речью учащихся данного класса, взрослых, проживающих в данной местности. Беседы о культуре речи должны включать коллективное или индивидуальное решение лингвистических задач, предлагающих выбрать правильный вариант и доказать с вою точку зрения, опираясь на лингвистические знания [Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Просвещение, 1999].

Викторина — это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С. А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предложить следующую классификацию викторин.

В зависимости от формы проведения:

  • 1) устные;
  • 2) письменные.

В зависимости от предлагаемого материала:

  • 1) тематические;
  • 2) нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.

При проведении письменных викторин вопросы заблаговременно помещаются в Уголке русского языка или литературы, в стенной газете или вывешиваются на большом листе. Ответы учащиеся пишут на отдельных листах с указанием фамилии, имени и класса; их отдают учителю, либо опускают в специальный ящик. Итоги викторины помещают в следующем номере стенгазеты или вывешивают на школьной доске объявлений, объявляют на общешкольной линейке или по школьному радио. При проведении устной викторины победитель ее определяется по сумме набранных баллов, награждается призом (книгой, альбомом, сувениром…).

Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, оценивает ее результаты учитель-словесник с помощниками. Ими могут быть старшеклассники, студенты-практиканты [Козак О. Н. Литературные викторины. — СПб.: Союз, 1999, c.69].

Конкурс — это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные конкурсы называются «боями», «турнирами», «регатами», «состязаниями», а также повторяют названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Слабое звено» и др. Отличительная особенность этого вида внеклассной работы — обязательное присутствие игрового момента.

Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенную газету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку эпизода и др.

Конкурсы могут проводиться по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер, включать задания по различным изучаемым темам.

Конкурсы могут проводиться между двумя-тремя командами, представляющими разные звенья, ряды одного класса, либо разные (параллельные, смежные) классы.

Конкурсы могут быть однодневными (проводятся в один прием) и более продолжительными, если условия требуют рассредоточить выполнение заданий. В последнем случае игровая форма имеет немаловажное значение в поддержании интереса.

Значительную часть конкурса готовит учитель, это могут быть не только отдельные вопросы, но и специальные задания, для решения которых нужно больше времени и недостаточно усилий одного человека, а требуется совместное решение всей команды [Волкова Т.А., Михайлова И. Д. Лицей. Литературный вечер // Литература в школе, 1998, c.81].

Олимпиада, по определению Б. Т. Панова, является «соревнованием, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства».

Цель проведения олимпиад — развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

При составлении вопросов и заданий для олимпиады по русскому языку или литературе учитель должен помнить, что они не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.

В словаре-справочнике по методике русского языка М. Р. Львова конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.

Цель проведения конференций — расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.

В школе проводятся читательские конференции, конференции по обсуждению кинофильма, спектакля, лингвистические конференции посвящены насущным проблемам языкознания, культуре речи, современному состоянию языка, основным функциям языка как государственного, национального, мирового. Иногда конференции проводятся как итоговое учебное занятие по изучению разделов курса русского языка или монографической темы по литературе.

Разновидностями конференции по литературе можно считать следующие:

  • 1) Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.
  • 2) Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.
  • 3) Смешанный вид проведения конференции, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.

Конспект урока

Тема «Спор о нравственном восхождении человека в пьесе М. Горького «На дне».

Задача: Сформировать умения речевой деятельности; Развить умение работать коллективно и защищать свою точку зрения. Наметить нравственные ориентиры учащихся в связи с точкой зрения героев.

Цель: Образовательная — выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.

Воспитательная — сформировать собственную точку зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»;

Развивающая — формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование — учебник, классная доска, иллюстрация поэта.

Методические приемы — аналитическая беседа, дискуссия.

Ход урока.

Учитель.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке вам было дано задание — прочитать пьесу Горького «На дне».

Пьесу, которая относится к такому жанру литературы как драма. Давайте вспомним, что же такое драма?

Ученики.

  • — Драма предназначена для постановки на сцене.
  • — Авторская позиция выражается в монологах и диалогах, в развитии сюжета. Главной задачей является изобразить личность в ее драматических отношениях с обществом.
  • — Виды: трагедия, мелодрама, мистерия, комедия, водевиль.

Учитель.

Всё верно. В драме происходит острое столкновение между героями по очень важному и существенному для них поводу. В драме не может быть лишних героев — все герои включены в конфликт. И потому вся конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителя, является важной чертой драмы как рода литературы.

Какие конфликты мы можем наблюдать в пьесе?

Ученики.

  • — Социальный конфликт представлен на нескольких уровнях. Это конфликт между хозяевами ночлежки ее обитателями. И, кроме того, каждый герой в прошлом пережил свой социальный конфликт. Но это лишено движения, и все остается за сценой.
  • — В пьесе присутствует традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены Костылева, самого хозяина ночлежки и Наташи.
  • — Кульминация любовного конфликта вынесена за сцену. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.

Учитель.

Правильно, молодцы, но что, же здесь является предметом изображения? Что придает движение пьесе?

Ученики.

  • — Сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни.
  • — Движение в пьесе придают разговоры героев, диалоги.

Учитель.

Отлично. Ребят, вы согласитесь со мной, если я скажу, что эта пьеса не очень и проста для восприятия и что вопросы, которые она задает, стоят перед современным обществом и по сей день. Давайте попробуем в них разобраться.

Вам уже известно о том, что замысел пьесы менялся. Менялись и названия. Какие названия давал своей пьесе М. Горький?

Ученики.

  • — «Без солнца», «Ночлежка».
  • — «Дно», «На дне жизни».

Учитель.

Как вы думаете, почему автор остановился именно на этом название?

Ученики.

Возможно, потому что оно более обобщено. Оно включает в себя все те варианты, которые был предложены автором.

Учитель.

Пьеса Горького «На дне» (1902), созданная сразу же после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против психологии смирения, покорности, «гуманизма сострадания», поражает обилием тревожных вопросов, скрытых и явных дискуссий:

  • — о месте человека в мире,
  • — о правде мечты и правде реальности,
  • — о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств.

Во главе творчества писателя стоял человек.

Мировоззрение самого писателя сводилось к тому что :

· Пьеса «На дне» как философское произведение. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

  • · Полная зависимость всего сущего от человека. «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все! Он создал даже Бога»; «Мир — плод его творчества, Бог — частица его сердца и разума».
  • · Отсутствие границы между окружающим миром и человеком.

«Содержание души некого человека… некоей части мира, ибо человек — часть мира, а может, весь мир».

· Приравнивание творчества к созиданию жизни — жизнетворчеству.

«Смысл жизни — вижу в творчестве, а творчество самодавлеет и безгранично!»; «Бытие и творчество едины суть».

Главный социально-философский нерв пьесы — это спор о правде и мечте, о том, что лучше, спасительней для человека: жалость или истина? Что же такое правда? Если мы посмотрим в словаре, то там найдем такие определения:

Правда — то, что соответствует действительности, истина.

Правда — порядок, основанный на справедливости.

В жизни каждый человек понимает правду по-своему. В чем же заключается «правда» ночлежников? В том, что у людей отняли будущее, надежду, смысл?

Давай попробуем разделить героев пьесы на несколько групп в зависимости от того, как они относятся к нынешнему положению и своей дальнейшей судьбе.

Ученики.

К примирившиеся со своим существованием, отказавшиеся от жизненной борьбы относятся:

  • 1. Бубнов убежден, что человек на земле липшее существо («Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»);
  • 2. Клещ проповедует жизнь по ранее созданным законам («Надо — жить по закону …») и Татарин («Магомет дал Коран, сказал: «Вот — закон! — Корана будет мало… время даст свой закон, новый… Всякое время дает свой закон…»);
  • 3. Настя творит жизнь лишь в своем воображении;
  • 4. Отказ Алешки от каких-либо действий для, изменения своей жизни («А я — ничего не хочу!.. Я — ничего не желаю!..»);
  • 5. Барон живет своим прошлым, по мнению Горького, такая жизнь — отсутствие «внутреннего сознания своей свободы» («Прошлое — цепь, приковывающая человека к стене предрассудков и предупреждений…»).

К второй относятся — Актер, Пепел, Наташа, тяжело переживающие свое существование на «дне» жизни и желающие изменить его.

К третьей — Сатин и Лука лишены всяких иллюзий.

Учитель.

О чем мечтают герои?

Ученики.

Все мечтают о нормальной жизни. Вырваться из этого дня.

Учитель.

Вспомните, что говорит Бубнов? На первый взгляд, это будто не относится к ходу пьесы.

Ученики.

«А ниточки-то гнилые». Гнилые, рвущиеся нити протянулись между жителями ночлежки.

Учитель.

О том, какие нити протянулись между обитателями ночлежки, нам расскажет (сообщение ученика). Сообщение «Жизнь ночлежников до появления Луки».

Учитель.

Почему серьезные изменения внутреннего состояния действующих лиц драмы начинаются с появлением в конце первого акта Луки?

Ученики.

Лука интересен как личность. Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки — его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» — общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьковских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Лука вносит в подвал ноты сострадания, сочувствия, оправдывающие право Актера, Насти, Анны и др. на мечту. Лука, сам того не подозревая, разделил всех на два стана: «мечтателей» и «скептиков», носителей «злой» правды тоски, безнадежности. Он взбудоражил и тех, и других: всколыхнул неугасшие надежды в одних и ожесточил других. Изменились разговоры обитателей. Появляется надежда на спасение. Он, действительно, очень скоро начнет понимать всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности. Оценки старика точны, остроумны, образны.

Учитель.

К каким наблюдениям о людях приходит Лука?

Ученики.

«Есть — люди, а есть иные человеки», т. е. «есть земля неудобная для посева … и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней — родит», — говорит Лука Костылеву. «Люди-то? Они — найдут! Кто ищет — найдет. Кто хочет крепко — найдет! Они — придумают! Помогать только надо им, девонька… уважать надо», — уверенно откликается старик на мечту Наташи о будущем.

Учитель.

Множественное число слова «человек» здесь символично. Имеются в виду такие люди, которых можно назвать человеком в полном смысле слова. Еще один смысл слова парадокса Луки: слово «люди» ассоциируется с человеческими массами, а слово «человеки» — с уникальной индивидуальностью.

Каким образом рассказ Луки о том, как он сторожил дачу, подтверждает его уверенность в изначальной положительности человека?

Ученики.

Человек изначально хорош. Этот рассказпритча Луки поясняет причину его теплого и доброжелательного отношения ко всем людям, в том числе и к тем, кто оказался на «дне» жизни.

Учитель.

Слово «правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу, смысл его пытаются раскрыть герои. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны — правда их «дна», и с другой — правда, которую они хотели бы видеть. И с самого начала мы видим конфликт этих двух правд. Кем впервые она произносится?

Ученики.

Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти.

Клещ. Врешь!

Квашня. Чего-о?

Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой…

Квашня. Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово ?

Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…

Квашня. Конечно! Если бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело…

Квашня. А-а! Не терпишь правды!

Учитель.

Из этой сцены нам сразу становится понятной вся суть конфликта этих двух правд. Никто из героев нё хочет признаваться себе в своем ничтожном положении. Но в контексте пьесы становится видно, что понятие «правды"гораздо шире, её синонимами становится «вера», «мечта». Основной вопрос произведения: что такое «правда»?

Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки.

Бубнов. «Вали всю правду, как она есть!».

Клещ. Обнажает правду реальную.

Клещ. «Какая — правда! Где — правда? Вотправда!» .

Работы нет… силы нет! Вотправда! Пристанища… пристанища нету!

Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда?

Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она правда!.. Говорите тутправда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!" и т. д.

Учитель.

«Ложь» Луки направлена против «правды» дна. Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды, а есть две правды — правда «дна» и правда лучшего в человеке. Так какая правда побеждает в человеке?

Ученики.

— Никому из ночлежников нет выхода из этого тупика. Никому из персонажей не становится лучше — только хуже. Я считаю, что правда «дна». Ночлежка принимает всех, но не выпускает никого, кроме странника Луки.

Учитель.

Ребята, давайте подведем итоги нашей беседы. Таким образом, отделить правду и мечту в пьесе очень трудно, они тесно взаимосвязаны. Из-за этого возникает много споров. Проблема возникает вокруг главного «безумца, который навеет человечеству сон золотой», вокруг Луки. Этот образ очень не неоднозначен, поэтому так поразному он «ведет» себя в различных постановках пьесы «На Дне», поэтому так по-разному относился к нему сам автор.

Во что заставил поверить Лука героев пьесы?

Ученики.

— В бесплатную лечебницу Актера. Настю в реальность ее «сказок» о настоящей любви. Пепла в счастливую и честную жизнь вместе с Наташей.

Учитель.

Анну? Она верит в Бога., что на небесах ей будет лучше, чем на земле. Но и ей хочется хоть немного пожить на этой жестокой земле, хоть чуть-чуть. И ударом молота прозвучат слова Луки: «На что? На муку опять?» Но разве что-то можно противопоставить этим словам? Разве это неправда.

Ученики.

Правда. Но от нее как-то тоскливо и пусто становится на душе.

Учитель.

В чем же заключалась философия Луки?

Ученики.

Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, вопрос веры и правды взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.

Философский вопрос: вера, мечта, реальность.

Учитель.

Вера — это еще одна проблема, которую затрагивает автор.

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности.

В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные. В пьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. В пьесе нет действия как такового, нет столкновения характеров, нет ярко выраженного конфликта, перед нами история жизни нескольких героев. Само развитие действия словно направляется неожиданным поворотом разговора, когда, например, Лука задаст Пеплу вопрос: «Бог есть?» А ведь вопрос о Боге — это вопрос о вере.

Проблема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры в пьесе является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.

Обращение к тексту 3 акта.

«твоя правда, а не ихняя», — говорит он Насте.

Может ли человек жить без веры? Как на этот вопрос отвечают герои пьесы?

Ученики.

Позиция Луки. «Во что веришь, то и есть». Он верит в то, что в каждом человеке есть лучшее.

Позиция Бубнова, утверждающего полную зависимость человека от среды «Люди все живут… как щепки по реке плывут.».

Актер. Для него вера в свой талант. Таланта нет: нет веры в себя.

Учитель.

Позиция автора, в чем она заключается?

Ученики.

Прежде всего, в развитии сюжета. Герои живут на дне, без солнца и поэтому не могут допеть до конца песню «Солнце всходит и заходит…».

Значение песни в построении пьесы становится ясно после заключительной реплики Сатина, его реакции на самоубийство Актера «Эх!.. испортил песню… дур-рак!» Здесь слово «песня» приобретает двойной смысл — и буквальный и более широкий, как обозначение жизни, судьбы, назначения человека. После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали герои. Он не обещал вывести их со дна жизни — он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть и что он не заказан для них. И просто та вера, которую в них вселил старик, оказалась непрочной.

Учитель.

К кому же направлено главное обвинение?

Ученики.

Героям, неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю действительности.

Учитель.

Подводя итоги нашего урока можно сказать, что Горькому удалось вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резкое критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить.

Урок окончен. Все свободны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой