Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе дидактических игр идет работа по закреплению и обобщению знаний обучающихся, развивается познавательная активность, формируется умение работать в парах, развивается интерес к изучению окружающего мира, а так же умение использовать в работе ранее полученные знания. В процессе подготовки и во время проведения дидактических игр у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету… Читать ещё >

Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во время государственной преддипломной практики в МАОУ «Ульхун — Партонская ООШ» во 2 классе мы сформулировали задачи:

  • · разработать и апробировать серию дидактических игр на уроках окружающего мира во 2 классе;
  • · определить эффективность использования дидактических игр как средства развития интереса к урокам окружающего мира во 2 классе.

Мы разработали и апробировали следующие дидактические игры.

На уроке по теме: «Страна грибов», мы апробировали дидактическую игру «Собери грибы в корзинку». Эта игра проводится на этапе усвоения новых знаний.

Появляется Машенька, она говорит: «Сейчас я пойду в лес за грибами. Но, к сожалению, я забыла, какие грибы нельзя употреблять в пищу. Ребята, помогите мне собрать грибы».

Учитель: Машенька должна отделить съедобные грибы от несъедобных. Поможем Маше собрать грибы.

Мы тропинкой узкою сейчас свернем, Туда, где сосны рослые касаются небес, Где сказки шепчут ели, березы и дубы, Где ягоды поспели и выросли грибы.

О чем нужно помнить, собираясь на грибную охоту?

Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.
Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.
Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.

Ученики делятся на 2 команды.

Конкурс № 1.

Раскрасьте только те грибы, которые вы соберете в лесу и принесете домой.

Какой гриб остался? Почему?

Задание выполняется на скорость и правильность.

Съедобные грибы. Ядовитые грибы.

Приведите примеры каждой группы.

— Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут.

Конкурс № 2 См. Приложение № 1.

Разгадайте кроссворд и назовите места в лесу, где можно найти каждый из этих грибов.

1. Возле леса, на опушке, Украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый …

Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.

2. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички Золотистые …

Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.

3. Вдоль лесных дорожек Много белых ножек, В шляпках разноцветных, Издали заметных.

Собирай, не мешкай:

Это …

Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.

4. Лета первая примета;

Под березой в холодке Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке.

5. Что за гриб стоит на кочке В красном бархатном платочке?

6. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.

Таким образом, во время проведения игры, дети с интересом общаются, отвечают на вопросы, играют, стараются победить. Работа в команде способствует формированию познавательных интересов обучающихся.

На следующем уроке по теме «Ты и твои друзья» на этапе закрепления новых знаний мы апробировали дидактическую игру «Театр». Суть игры заключается в том, что каждый ученик превращается в сказочное животное.

А теперь давайте поиграем в театр.

Встаем друг против друга и выполняем команды.

Превратитесь:

  • — В сердитого волка.
  • — В испуганного зайчика.
  • — В печального и грустного козлика.
  • — В весёлого и дружелюбного енота.

Кого из зверей приятнее было изображать?

И я хочу, чтобы вы были всегда весёлыми и дружелюбными.

При проведении игры учащиеся раскрывают свои таланты, детям становится интересно, они с большим интересом выполняют команды учителя, каждый ученик стремится выполнить задание лучше.

На следующем уроке по теме: «Какие бывают животные?», мы апробировали дидактическую игру «Синквейн» на этапе закрепления новых знаний. В этой игре учащиеся делятся на четыре группы и из данных слов составляют пятистишье и каждая группа представляет свой синквейн.

Творческая работа.

Учитель: — Приступим к творческой работе. Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие конверты.

  • — Взяли их. (В конвертах находятся заготовки для составления синквейна.) (Синквейн — это пятистрочная стихотворная форма, используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат).
  • 1 гр. — насекомые удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают, Насекомых насчитывается больше миллиона.
  • 2 гр. — рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.
  • 3 гр. — птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут,

Птицы — покорители воздушного океана.

4 гр. — звери, изящные, крылатые, рычат, мяукают, пыхтят ,.

Звери — разные внешне существа.

  • (Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором будет составлен синквейн).
  • 1. ____________________
  • 2. ____________________
  • 3. ____________________
  • 4. ____________________

Учитель:

  • — Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.
  • — Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.
  • — Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.
  • — Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.
  • — На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ.

На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д.

Дети могут выбрать нужное слово.

Дети:

Представляют по группам полученный синквейн.

На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.

  • 1. насекомые
  • 2. удивительные, многоглазые
  • 3. жужжат, стрекочут, порхают
  • 4. Насекомых насчитывается больше миллиона.
  • 5. интересно
  • 1. птицы
  • 2. голосистые, разноцветные
  • 3. чирикают, крякают, щебечут
  • 4. Птицы — покорители воздушного океана.
  • 5. увлекательно
  • 1. рыбы
  • 2. длинные, круглые
  • 3. плавают, мечут, молчат
  • 4. Колечки чешуи — возраст рыбы.
  • 5. заинтересовало
  • 1. звери
  • 2. изящные, мохнатые
  • 3. рычат, мяукают, пыхтят
  • 4. Звери — разные внешне существа.
  • 5. Интересно.

Таким образом, во время проведения игры, дети познакомились с такой игрой, как «Синквейн». Им было интересно работать в группах, составлять из данных слов пятистишье о разных животных. В основном дети работали самостоятельно, иногда просили помощь у учителя, у всех четырёх групп было огромное стремление победить.

На следующем уроке по теме: «Какие бывают растения?», мы провели дидактическую игру «Отгадай растение». Игра проводится на этапе актуализации опорных знаний. Цель этой игры в том, что учащиеся должны отгадать растение по признакам.

Ученикам предлагается рассмотреть слайд с изображением леса.

Учитель: — На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие растения вы встречали в лесу? (ответы детей) Учитель: — А сейчас мы с вами поиграем в игру — загадку, вы должны отгадать растения по признакам и назвать к какой группе оно относится:

  • 1. Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику (подорожник)
  • 2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется (фиалка)
  • 3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра — бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки (одуванчик).
  • 4. С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению (мята).
  • 5. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» — из его древесины изготавливают музыкальные инструменты (клён).
  • 6. Ветки этого растения покрыты острыми и твердыми колючками (боярышник).
  • 7. Весной в лесу на этом дереве появляются «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек (ель).

Учитель: — Молодцы, ребята!

Можно сделать вывод, что во время проведения игры все учащиеся с огромным интересом играют, отгадывают растения, отвечают на вопросы. Ребята узнают много интересного для себя, они стремятся узнать больше, чем знают.

На следующем уроке по теме «Зоны тундры и зоны леса» на этапе обобщения нового материала мы провели дидактическую игру «Поле чудес»,.

Цели и задачи игры:

  • · расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
  • · в игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам «Красная книга», «Растения и животные, характерные для этих зон».
  • · при помощи предлагаемых вопросов провести фронтальную проверку знаний.
  • · развивать познавательный интерес у детей к обитателям Северных просторов.

Оборудование: барабан, карманы для букв, набор букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона (за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая), призы.

Подготовительная работа:

Подготовить вопросы для игроков и зрителей.

Сделать буквы из картона.

Подготовить призы для игроков.

Подготовить саму игру (барабан).

Подготовить и проинструктировать помощника.

Ход игры. Выбирается первая тройка игроков. Для этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов, тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).

Примерные вопросы для первого отборочного тура «Растения».

  • -Как называется это растение? В течение долгих зимних месяцев это растение — единственный корм северных оленей (оно составляет 70% их годового рациона). Без этого растения олени гибнут от кишечных заболеваний. Сохранить здоровье оленей помогают вещества, содержащиеся в этом растении. (Ягель, «олений мох»)
  • -Знаете ли вы это растение? В тундре и лесотундре растет низкий ветвистый кустарничек высотой чуть больше метра. Зимой его полностью покрывает снег. Его листочки кругленькие, похожи на мелкие монетки. Осенью листья окрашиваются в яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая березка) Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его «старшая сестрица» — всеми любимое белоствольное дерево.
  • -А про это растение вы наверняка слышали. Сначала загадка:

Сидит на палочке в красной рубашечке.

Брюшко сыто — камешками набито.

Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник) Игровой тур. Игроки по очереди вращают барабан. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает барабан. Если названной буквы нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку. Если: а) выпадает сектор «П» — приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей игры или отказывается от приза и продолжает игру; б) выпал сектор «О», то ход переходит к другому; в) игрок подряд угадывает три буквы, то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и забирает ее содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал.

Вопрос для участников игрового тура первого полуфинала «Растения».

Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение — родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Примерные вопросы для второго отборочного тура «Птицы».

  • 1. Выберите названия птиц, обитающих в тундре: 1. синица большая; 2. белая куропатка +; 3. снегирь; 4. голубь; 5. сокол-сапсан +; 6. розовая чайка +; 7. рыжая цапля; 8. Краснозобая казарка +; 9. марабу; 10. серпоклювый колибри. (Значком + отмечены ответы.)
  • 2. Какие из выше перечисленных птиц занесены в Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).
  • 3. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц лесной зоны (предлагается кроссворд).
Апробация игровых методов на уроках естествознания в начальных классах.

Вопрос для участников игрового тура второго полуфинала «Птицы».

Это небольшая изящная птица. «Хвостом лед пробивает», — шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Примерные вопросы для третьего отборочного тура «Звери».

  • 1. Выберите названия зверей, обитающих в тундре: 1. благородный олень; 2. красный волк; 3. сибирский лемминг +; 4. заяц-беляк +; 5. сурок; 6. северный олень +; 7. ушастый еж; 8. барсук обыкновенный; 9. бурый медведь +; 10. голубой песец +. (значком + отмечены ответы)
  • 2. Отгадайте загадки:

Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.

(Медведь).

Трав копытами касаясь, В тундру бегает красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко.

(Олень).

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору.

(Заяц).

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный.

(Волк).

Сам пушистый, Мех серебристый, В тундре живет, Хищником слывет.

(Песец).

Живет под землей, Сам рыжий такой, Зимой и летом в норке живет Корешки и травку жует.

(Лемминг).

  • 3. Задание «Живые буквы». К названному слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название животного, обитающего в тундре.
  • 1. Лень — тюлень. 2. Вол — волк. 3. Мор — морж. 4. Бык — овцебык.

Вопрос для участников игрового тура третьего полуфинала «Звери».

Мех этого зверя носили как знак верховной власти цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка: Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником финала.

Игра со зрителями.

Отгадайте название птицы. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.

Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидал трех таких птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жены. Но, состарившись, жена охотника попросила свое прежнее одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками. С тех пор лапки у этой птицы черного цвета. Живет она около сорока лет, что по птичьим меркам немало. (Лебедь).

Вопрос для участников финального тура.

Что это за растение? В зоне лесотундры растет хвойное дерево.

Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листья.

Финалист награждается призом.

Таким образом, во время проведения дидактической игры на уроке окружающего мира у обучающихся сформировался социальный и практический навык, который вызывает у обучающихся желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью на уроках окружающего мира.

На этапе закрепление нового материала у обучающихся развиваются умения высказывать своё мнение, определять и формулировать цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Ребята с большим интересом играли, отвечали на вопросы, каждый обучающийся помогал своему товарищу по команде победить в конкурсе, была взаимопомощь обучающихся с учителем.

В ходе дидактических игр идет работа по закреплению и обобщению знаний обучающихся, развивается познавательная активность, формируется умение работать в парах, развивается интерес к изучению окружающего мира, а так же умение использовать в работе ранее полученные знания. В процессе подготовки и во время проведения дидактических игр у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету; в процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных универсальных действий. Но самое главное, на наш взгляд, у обучающихся формируется познавательный интерес, желание узнавать больше, открывать новые знания, они с большим интересом работают с дополнительным материалом, интернет — источниками.

Во время государственной преддипломной практики были разработаны и апробированы дидактические игр на уроках окружающего мира во 2 классе: «Поле чудес», «Помоги Маше собрать грибы», «Театр», игры-загадки, кроссворд, синквейн, «отгадай растение».

Каждая дидактическая игра направлена на организацию деятельности обучающихся. Выполнение правил дидактических игр требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. У обучающихся развиваются умения высказывать своё мнение, определять и формулировать цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, работать в команде, развивается познавательный интерес.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой