Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метод деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Огромное количество объективных и субъективных причин можно назвать, но ни одна из них до конца не раскроет суть происходящего, настолько это неординарное и многоплановое явление для нашей страны. Сейчас уже ясно, что на этом этапе отсутствовала хорошая и научно обоснованная программа экономического и социального развития страны. Управленческий персонал не был должным образом подготовлен… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Место деловых игр в системе современных технологий обучения
    • 1. 2. Структура деловой игры и ее конструирование
    • 1. 3. Классификация деловых игр
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ
    • 2. 1. Построение профессиональной подготовки современного специалиста экономического профиля: методический аспект
    • 2. 2. Профессионально-значимые качества экономиста как объект дидактики
    • 2. 3. Стартовый уровень профессиональных качеств экономиста: понятие и оценка
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЭКОНОМИСТА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
    • 3. 1. Принципы построения деловых игр для обучения студентов-экономистов
    • 3. 2. Практическая реализация метода деловых игр в экспериментальном обучении
    • 3. 3. Экспериментальная проверка эффективности метода деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики

Метод деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном российском обществе система образования развивается в контексте рыночных преобразований. Сфера образования превращается по все более важную отрасль экономики, производящую наиболее значимое общественное благо — человеческий капитал. В этой отрасли, как и в любой другой, используются определенные технологии, часть из них имеет многовековую историю, а часть лишь недавно возникла. В динамично изменяющейся рыночной среде квалифицированные экономисты и менеджеры должны o6j гадать особыми знаниями и умениями, которые не могут быть сформированы с помощью только традиционных технологий обучения. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто использует самые современные технологии, поэтому в сфере образования возрастает роль современных технологий обучения как средства повышения конкурентоспособности выпускников вуза. Особую роль среди них играет активное обучение, которое позволяет наряду с получением экономических знаний развивать необходимые профессиональные способности и качества: инициативу, самостоятельность, готовность к действию, ответственность, решительность, умение осуществлять намеченные цели. Активные методы позволяют развивать способности к коммуникации, преодолевать нерешительность, развивать творческие способности, умение выслушивать других, отстаивать и обосновывать свои решения. Работа в группе дает эффект взаимодействия, основанный на обмене знаниями, кооперации участников и опыте совместной выработки управленческих решений. Перечисленные преимущества активных методов обучения в полной мере относятся к деловой игре, определенной нами как класс инновационных технологий обучения, формирующих профессиональные качества специалиста методом погружения в конкретную ситуацию, смоделированную конструктором игры.

Формирование профессиональных качеств у студентов в процессе обучения в вузе является центральной задачей подготовки их к трудовой деятельности в современном обществе. Как показывает опыт, организация образовательного процесса, основанного на эффективном использовании метода деловых игр, позволит добиться высокого уровня профессиональной подготовки специалистов экономического профиля, обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. Игровая деятельность является важнейшим ф средством формирования профессиональных качеств экономиста, она способна изменять стиль мышления и характер поведения человека, служить сильным стимулом инициативы, состязательности, творческой активности. Поэтому игровой метод познания получает все большее признание среди педагогов-практиков. Указанные выше соображения доказывают актуальность выбранной темы исследования.

В научной литературе по педагогике и психологии проблема учебных игр получила широкое освещение. Вместе с тем, рыночные преобразования в России начались относительно недавно, поэтому система подготовки квалифицированных специалистов, способных эффективно решать сложные про-Ш блемы в рыночной среде, только начинает формироваться. Как следствие, возник острый дефицит научно-методических работ, посвященных специфике разработки и исследования деловых игр при обучении студентов в области экономики.

В психологических исследованиях достаточно обосновано влияние игровой деятельности на развитие личности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, М. А. Кларин, И. С. Кон,.

A.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, В. Г. Щедровицкий, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконин). Вопросы использования специально организованных игр в обучении впервые исследовали: М. М. Бирштейн, Р. Ф. Жуков,.

B.Ф.Комаров, В. И. Рыбальский, Т. ПТимофеевский, В. Я. Платов, Н. В. Самаукина, И. М. Сыроежин, Р. Г. Грэм, К. Ф. Грей, Д. Р. Карсон и др.

В российской педагогике проведены многоплановые исследования игровых технологий в образовании (И.Г.Абрамова, О. С. Анисимов, Ю. К. Бабанский, Я. М. Бельчиков, С. А. Габрусевич, А. В. Дружинин, Е.С.Заир-Бек, А. М. Смолкин, П. И. Пидкасистый, Б. А. Райзберг, И. Я. Ларина, Г. А. Кулагина, Г. К. Селевко, ф М. Ф. Стронин, В. А. Трайнев, Ж. С. Хайдаров, В. Б. Христенко и др.). Возможности применения деловых игр в вузовской подготовке специалистов и повышении квалификации кадров исследовали: П. П. Блонский, Л. И. Божович, Н. В. Борисова, В. Н. Бурков, Д. Д. Вачугов, О. И. Виханский, С. Р. Гидрович, В. В. Глухов, АЛ. Голос, А. В. Запорожец, О. В. Козлова, М. М. Крюков, ЛИ. Крюкова, Ю. П. Красовский,.

М.П.Кулапов, Е. А. Литвиненко, А. Л. Лифшиц, В. И. Матирко, Н. М. Платонова, М. Л. Разу, Г. К. Селевко, И. М. Соколов, В. А. Сластенин, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, В. В. Хрипко, Е. А. Хруцкий и др. Проблема применения деловых игр при обучении экономистов исследована в работах О. И. Волкоиа, Н. И. Гончаровой, Б. В. Корнейчука, М. В. Лычагина, Ю. Н. Коршоговой, А. И. Кочетковой, В. У. Кулешова, М. П. Ларионова, В. Я. Позднякова, А. В. Покровского, А. С. Прудченкова, Б. А. Райзберга и др.

Наиболее глубоко исследованы направления использования деловых игр как способа усиления мотивации студентов в учебной деятельности и повышения ее результативности. В тоже время проблема определения роли ме.

• то да деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики до сих пор не исследована в рамках самостоятельной научной работы.

Цель исследования — научно обосновать, разработать, реализовать и экспериментально проверить в процессе специальной экономической подготовки метод деловых игр в качестве средства формирования профессиональных качеств у студентов вуза.

Объект исследования — образовательный процесс подготовки студентов экономических специальностей в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — организационно-методическая система деловых игр в образовательном процессе профессиональной подготовки специалистов в области экономики.

Гипотеза исследования — деловые игры могут служить эффективным средством профессиональной подготовки будущих экономистов и оказывать существенное влияние на формирование у них профессиональных качеств экономиста в том случае, если:

— выделены базовые профессионально-значимые качества экономиста и # определены способы их формирования в процессе проведения деловых игр;

— каждая деловая игра является заключительной формой организации обучения на определенном этапе прохождения программы;

— в процессе игры создаются ситуации, обеспечивающие процесс реф-% лексии у студентов ранее сформированных знаний и умений;

— преподаватель располагает методикой проведения деловых игр с учетом специфики конкретной специальности, учебной дисциплины, личностных особенностей студентов учебной группы.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

• определить сущность, критерии и уровни сформированности у студентов профессиональных качеств экономиста;

• исследовать современные принципы конструирования деловых игр с целью оценки возможностей использования и развития этого метода приме* нительно к конкретным условиям организации учебного процесса;

• выявить характерные особенности метода деловых игр как современной технологии обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-экономистов;

• исследовать виды деловых игр, разработать и обосновать классификацию деловых игр;

• определить организационно-педагогические условия эффективности использования метода деловых игр, основанных на сравнительном анализе экспертных оценок, результатов теоретических тестов и итогов деловых игр;

• разработать методику использования деловой игры как форму контроля результатов учебной деятельности;

• осуществить экспериментальную проверку обоснованности разработанных принципов и методов использования деловых игр в обучении студентов-экономистов.

Методологической основой исследования являются современные кон* цепции развития высшего образования Российской Федерации, концелтуальные положения о деятельной и творческой сущности личности и ее многофакторном развитииконцепция личностно-ориентированного образованиябазовые принципы активности — взаимосвязь теории и практики, сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности студентов, сознательности и активности в процессе деятельности.

Теоретическою основу исследования составили концепции развивающего обучения и обучения как деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и Г. И.Щукина), мотивации (Л.И.Божович, А. Маслоу и др.) — концепция целостного подхода к формированию личности в образовательном процессе (Ю.К.Бабанский, В. С. Ильин и др.) — концепции формирования творческой активности студентов (А.А.Вербицкий, В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) — концепции воспитания и самовоспитания творческой личности (А.Г.Асмолов, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, и др.), а также теоретические изыска* ния психологов и педагогов-практиков в области:

— философских, психолого-педагогических исследований, раскрывающих сущность и границы применимости личностно-деятельного и системного подходов к изучению проблем образования (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский,.

A.А.Вербицкий, Л. Г. Вяткин, Г. Гибш, Э. А. Гусинский, Д. Джонсон, Р. Джонсоп, Э. Джонсон-Холубег, А. Е. Денисов, Е. К. Завьялова, Е. М. Иванова, Е. А. Климов М.А.Кларин, Т. М. Кудрявцева, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, А. В. Хуторской,.

B.Г.Щедровицкий, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконин);

— профессионального образования (А.П.Беляева, А. А. Вербицкий, В. Ю. Волков, В. А. Жуков, В. Н. Козлов, Е. В. Коратаева, В. Н. Кругликов, Н. В. Кузьмина, А. С. Мещерекова, Н. М. Огарков, Н. Ф. Радионова, Н. К. Сергеев, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Э. Е. Старобинский, А. И. Сурыгин, А. П. Тряпицин и др.);

— исследований, раскрывающих сущность и содержание технологий вы с шего образования и общепрофессиональной подготовки будущих специалистон (И.С.Батракова, И. А. Зимняя, Е.С.Заир-Бек, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, * Г. И. Кутузова, Н. М. Платонова, Н. Ф. Радионова, С. В. Слуцкая и др.);

— работ, посвященных исследованию проблем современной экономики и управления (Л.С.Бляхман, Ю. С. Васильев, О. И. Виханский, О. И. Волков, СДВолков, С. Р. Гидрович, В. В. Глухов, В. П. Грошев, Б. В. Корнейчук, А. И. Кочеткова, В. И. Краманенко, Ю. В. Кузнецов, И. В. Липсиц, А. ДЛифшиц, В. И. Матирко, А. И. Наумов, А. В. Покровский, И. М. Проданов, А. С. Прутченков, Б. А. Райзберг, Е. В. Савицкая, С. Ф. Серегина, Э. Е. Старобинский, О. А. Страхова, И. М. Сыроежнн, Ф. У. Тейлор, П. Хейне и др.).

Для решения поставленных задач, проверки положений гипотезы и оценки собранных научно-педагогических фактов использовалась совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимно-проверяющих и дополняющих друг друга. На теоретическом этапе проводился теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования, анализ государственных стандартов, программ, учебных пособий, системное изучение организации процесса обучения в практике высшей школы. На этапе сбора научно-педагогических фактов использовались методы эмпирического познания педагогических явлений: опросно-диагностические (анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, изучение продуктов учебной деятельности студентов), методы экспертных оценок и экспериментальные методы (поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты). Полученные в исследовании материалы подвергались статистической обработке.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• метод деловых игр впервые рассматривается как эффективное средство формирования у студентов профессиональных качеств современного экономиста;

• выделены базовые профессионально-значимые качества современного экономиста и определены принципы и способы их формирования в ходе проведения деловых игр;

• доказана определяющая роль теоретической составляющей деловой игры при формировании у студентов профессиональных качеств экономиста, обучающихся по направлению «Экономика», показана возможность использования метода деловых игр в качестве контроля результатов учебной деятельности;

• разработана методика проведения деловых игр с учетом специфики экономической специальности, изучаемой дисциплины и конкретных условий процесса обучения;

• определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность метода деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемой методики адаптации и проведения профессиональных деловых игр в системе подготовки специалистов экономического профиля в высших учебных заведениях. Экспериментальная программа формирования профессиональных качеств экономиста у студентов апробирована автором на Гуманитарном факультете Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (ГОУ ВТО СПбГПУ) и в Санкт-Петербургском институте современной экономики и технологий (НОУ СПб ИСЭТ) и может быть рекомендована к использованию в других вузах экономического профиля.

Поставленные задачи исследования определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы. Оно проводилось в три этапа в период 2000;2004 гг. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом, постановочно-теоретическом, этапе (2000;2001гг.) изучались психолого-педагогические, научно-методические и специальные отечественные и зарубежные источники, анализировались государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению «Экономика», типовые и рабочие программы по экономическим дисциплинам, изучаемым в вузах, а также нормативные документы и методические материалы. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой формулировались вопросы анкет, бесед, интервью с экономистами=-экспертами, с преподавателями и студентами вузов, проводилось входное тестирование студентов и преподавателей.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2001;2003гг.) основное место занял формирующий эксперимент на базе Гуманитарного факультета ГОУ ВПО СПбГПУ и НОУ СПб ИСЭТ, в процессе которого проверялись положения гипотезы, выявлялась эффективность деловых игр различных модификаций, осуществлялось их включение в текущий процесс обучения, пропе-рялась их способность формировать профессиональные качества экономиста у студентов.

На третьем, заключительном, этапе (2003;2004гг.) проводились анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка полученных результатов, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций обеспечены применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиявсесторонним изучением проблемы, репрезентативностью выборки испытуемыхвнедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительной оценкой студентами и преподавателямистатистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного их анализаработой автора диссертационного исследования в качестве преподавателя-экспериментатора.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и промежуточные выводы исследования обсуждались на заседаниях методического совета Гуманитарного факультета ГОУ ВПО СПбГПУ и кафедрах «Инженерной педагогики и психологии» и «Политической экономии», а также на международных и всероссийских научно-методических и научно-практических конференциях: «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (СПб, 2002, 2004), «Современные технологии обучения» (СПб.: ЛЭТИ, 2002), «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (СПб, 2002), «Разработка, производство и внедрение инновационных товаров и услуг в условиях российской экономики» (СПб, 2002), «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки» (СПб, 2003, 2004), «Фундаментальные исследования в техническом университете к 300-летию СПб» (СПб, 2003).

Разработанные рекомендации внедрены в образовательный процесс в ряде учебных заведений города Санкт-Петербурга (Гуманитарный факультет ГОУ ВПО СПбГПУ и НОУ СПб ИСЭТ) при преподавании следующих предметов: «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Основы менеджмента», «Бизнес-план» и «Управление персоналом».

На защиту выносятся следующие положения: 1. Профессиональные качества, необходимые современным экономистам для успешной профессиональной деятельности в рыночной среде, не могут быть сформированы традиционными методами обучения, характерными для директивной экономики. Методы обучения будущих экономистов должны учитывать требования, предъявляемые специалистам экономического профиля в рыночной экономике.

2.Метод деловых игр является эффективным средством формирования профессиональных качеств у студентов вуза, обучающихся по экономическим специальностям, при условии, что:

— деловые игры используются систематически в преподавании базовых учебных дисциплин;

— деловые игры насыщены теоретическим материалом и требуют от студентов его творческого применения;

— в процессе игры создаются ситуации, обеспечивающие процесс рефлексии у студентов ранее сформировавшихся знаний и умений;

— при подготовке к игре студенты самостоятельно разрабатываю! тактику ее веДения.

3.Обоснование выбора основных элементов деловой игры, подхода к структурированию базовых профессионально-значимых качеств экономиста и принципов конструирования деловых игр.

Основные выводы.

В результате исследования:

• выделены основные элементы деловой игры, осуществлена и обоснована классификация деловых игр по ее определяющим признакам;

• выделены базовые профессионально-значимые качества современного экономиста и определены принципы и способы их формирования в ходе проведения деловых игр;

• доказана определяющая роль теоретической составляющей деловой игры при формировании у студентов профессиональных качеств экономиста;

• показана возможность использования метода деловых игр в качестве контроля результатов учебной деятельности;

• разработана методика проведения деловых игр с учетом специфики экономической специальности, изучаемой дисциплины и конкретных условий процесса обучения;

• проведена экспериментальная проверка разработанного метода деловых игр в естественных условиях учебного процесса, результаты которой показали, что предложенный метод повышает качественный уровень теоретических знаний и позволяет формировать у студентов базовые профессионально-значимые качества экономиста.

Выполненное исследование в определенной мере открывает перспективы в развитии методики преподавания экономических дисциплин по созданию и применению деловых игр в обучении.

Внедрение результатов исследования в практику работы учебного заведения способствует совершенствованию качества обучения будущих специалистов и решению актуальных задач, стоящих перед современной высшей школой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Очень сложным и трудным оказался переход нашей экономики от командно-административной к рыночной. Весь этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Не кто не ожидал таких существенных негативных измененийпредполагалось экономическое ухудшение в стране, но не в таких масштабах. Как могло случиться такое?

Огромное количество объективных и субъективных причин можно назвать, но ни одна из них до конца не раскроет суть происходящего, настолько это неординарное и многоплановое явление для нашей страны. Сейчас уже ясно, что на этом этапе отсутствовала хорошая и научно обоснованная программа экономического и социального развития страны. Управленческий персонал не был должным образом подготовлен к выполнению своих функций в условиях рыночных отношений. Относится это не только к верхним эшелонам власти, но и в целом к директорскому корпусу. Все вместе взятое, сыграло негативную роль при осуществлении экономической реформы в России. Отсюда, на наш взгляд, напрашивается вывод, что подготовка экономистов новой формации, глубоко понимающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно использовать полученные знания на практике как на макро-, так и микроуровие, имеет исключительно важное значение для России.

Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В нем обоснован и экспериментально доказан один из путей решения в процессе обучения важной задачи современной высшей школы — формирование профессиональных качеств современного экономиста.

В диссертации доказано, что процесс обучения предоставляет большие возможности для интеллектуального развития студентов, и показано, что для реализации этих возможностей необходима научно осмысленная технология обучения. В качестве такой технологии предлагается метод деловых игр, как средство формирования профессиональных навыков у студентов-экономистов на этапе применения знаний. Метод деловых игр стимулирует постановку и решение студентами профессиональных задач и тем самым способствует формированию профессионально-значимых качеств экономиста. Предлагаемая игровая организация занятий ведет участников игры к цели на основе положительных эмоций, которые дает сам учебный процесс. Постоянное использование результатов обратной связи позволяет расширить и углубить знания студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г., Брагинский М. В. Комплексная деловая игра «Мысль»: Методологическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 64с.
  2. Активные методы обучения. Уч. пособие. Амирханов П. Р. и др. Уфа, 1997.-247 с.
  3. Активные формы обучения экономике. Моргунова Л. К. Новосибирск, 1995.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. 284с.
  5. К. Учителя и инновации. Книга для учителя: Пер. с макед. — М.: Просвещение, 1991. 159с.
  6. О.С. и др. Игровой тренинг мыслительной деятельности. Уч. пособие. М., 1992. 75 с.
  7. М.Ж., Гарушев М. Г., Хайдаров Ж. С. Проблемное обучение в учебном процессе. Алма-Ата: Мектеп, 1979. 80 с.
  8. М.Ж., Пидкасистый П. М., Хайдаров Ж. С. Проблемно-моделированное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980.-207 с.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., МГУ, 1984.- 104с.
  10. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Вестник МГУ, 1990.
  11. А.Г., Нырова М. С. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. Вопросы психологии. 1978.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. // Сост. Бабанский М. Ю. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  13. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 184с.
  14. И.С. Преподавание и метод конкретных ситуаций. М., 2000. -498 с.
  15. Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. -303 с.
  16. А.П. Интергативно- модульная педагогическая система профессионального образования. СПб, Радом. — 226с.
  17. М.М., Артемьев Е. А. Каталог деловых игр. Л.: ЛМТЦНТИП, 1980, вып. 1 (1973−1979 гг.)
  18. Л.С. Перестройка экономического мышления. М., Политиздат, 1990.-270 с.
  19. Л.С. Экономика фирмы: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 279 с.
  20. Н.В. и др. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов. М., 1999. 59 с.
  21. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М., 2000. 14с.
  22. Н.В., Князев A.M. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов. М.: ВИТ ПК МВД, 1999, 59с.
  23. В.Н. Организация и проведение деловых игр: методические материалы. М.: Институт проблем управления, 1975.
  24. А. Экономическое образование и уроки зарубежного опыта. Экономическая школа. 1991. Т.1. Вып. с. 203−219.
  25. М., Аппетитова Г. Игра в учебном процессе // Народное образование. 1986. № 8.
  26. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления ВУЗом. Учебник 2-е издание, испр. и доп. / Под. ред. докт. экономии. Наук В. В. Глухова. СПб: Издательство «Лань», 2001. — 544с.
  27. Д.Д., Веснин В. Р., Кислякова Н. А. Практикум по менеджменту: деловые игры. М.: Высш. Шк., 2001 — 192 с.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  29. А.А. и др. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. М., 1983. — 42 с.
  30. А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. М, 2000. 42 с.
  31. А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М., 1990.-48 с.
  32. А.А., Чернявская А. Г. Менеджер в роли учителя. Жуковский., 2000. 100 с.
  33. О.С. Ситуационное обучение менеджменту. М., 1997. -147 с. № 5
  34. О.С., Наумов А. И. Обучение менеджменту (человек-стратегия-организация). Пособие для препод. М., МГУ, 1994. 180 с.
  35. О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу менеджмент. М., Гардарика, 1998.
  36. С.Д., Корнейчук Б. В., Любарский А. Н. Экономика: Сборник задач. М.: Рольф, 2001.-175 с.
  37. Ю.В. Актуальные направления и проблемы научных исследований по физической культуре в .высших учебных заведениях. СПб.: Б.и., 1996.-16с.
  38. Ю.В. СПбГПУ, Межвузовский центр по физической культуре. Технология развития гибкости. Учебное пособие. — СПб.: Б.и., 1995. 61с.
  39. О.Н. Система разработки и применения игр в высшей школе. Автореферат. Алматы, 1991.
  40. В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании деловых игр. Тольятти., 1999. — 305 с.
  41. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997
  42. Л.Г. и др. Основы дидактики высшего образования. Саратов., 1997. 102 с.
  43. Л.Г. и др. Основы педагогики высшей школы. Саратов., 1999. -362 с.
  44. Габрусевич С.А.(2) и Зорина (5) и др. От деловой игры к прогрессивному творчеству. Минск, 1989.
  45. A.M. Практикум по логистике. М., Информационно-внедренческий ценр «Маркетинг», 1999.
  46. Г., Форверг М. Введение в марксискую социальную психологию. Пер. с немецкого. М.: Прогресс, 1972, с 147.
  47. С.Г. Порядок конструирования ДИ. МУ по курсу ДИ. Л., ЛФЭИ, 1990.
  48. С.Р. Деловые игры инструмент выработки хоз. решений: комплекс методики и процедур. Учебное пособие. Л.: ЛФЭИ, 1985. 71с. 110
  49. С.Р., Сыроежин И. М. Игровое моделирование экономических процессов: Деловые игры. М., 1976.
  50. В.В., Кобышев А. Н., Козлов А. В. Ситуационный анализ. Деловые ситуации и деловые игры для менеджмента. Учебное пособие. Под редакцией пофессораГлуховаВ.В. СПбГПУ, Санкт-Петербург, 1998. -301с.
  51. А.А., Соколов В. Б. Деловые игры — метод исследования сложных систем // Активные системы. М.: Институт проблем управления, 1973. -112с.
  52. Н.И. Деловые игры в преподавании экономических дисциплин. Методические указания. Н.Новгород., 1993. 28 с.
  53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521 600 «Экономика».
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 60 200 «Экономика труда».
  55. Р.Г., Грей К. Ф. Руководство по операционным играм. Пер. с англ. Под ред. Широкова Ф. В., М.: «Сов. Радио», 1997. 376с.
  56. В.П. Занимательная экономика. Кн. Для учащ. Ст. классов. М.: Просвещение. 1989. 176 с.
  57. И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического ВУЗа средствами дидактических игр. Автор на соиск. уч. ст. к. пед. наук Ставрополь, 2002.
  58. Э.А., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. Учебное пособие. М.: Логос, 2000 — 224с.
  59. Р.В., Леванков В. А., Лисовский В. А. Семинарские занятия в высшей школе. Методические аспекты подготовки и проведения семинарских занятий. СПб.: Изд-во «Нестор», 2001, 16с.
  60. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры». М.: ИПКИР, 1988.-40 с.
  61. Деловые игры в обучении экономистов на базе ТЕВУС: Обзор инф. Вып.1 сост. М. В. Лычагин и др. М., 1989 48 с.
  62. А.Е. Прикладные вопросы вузовской педагогики и психологии. Уч. пособие. Киев, КИСИ, 1985.
  63. Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве /Пер. с англ. Зимчук З. С. СПб.: Экономическая школа, 2001. -256с.
  64. Э.Д. Современная образовательная реформа и развитие российского образования. -М.: МАРИОС пресс, 1997
  65. А.В., Берднова Е. В., Корсунов В. П., Зайцев В. А., Целых В. А., Юрьева А. А. Профессиональные игры в педагогической интерпретации. Учеб. пособие. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001.
  66. С.В., Бурков В. Н., Ивановский А. Г., Немцева А. Н., Ситников В. И., Соколов В. Б., Щепкин А. В. Метод деловых игр. Обзор. М.: МЦНТИ, 1976.
  67. В.А. СПбГЕГУ. Педагогическое проектирование.: Уч. пособие к дипломному проектированию. СПб: Б.и., 1996. — 33с.
  68. Р.Ф. и др. Активные методы обучения в акмеологии. Сб. научных трудов., СПб., 1996.
  69. Р.Ф. и др. Активные методы обучения в системе многоуровнего образования. Сб. научных трудов, СПб., 1995.
  70. Р.Ф. и др. Формирование и развитие учебных деловых игр. СПб., 1993.
  71. Е.К. Коммуникации в организациях. Уч.пособие. СПб.: Изво СПбГПУ, 2001. 47с.
  72. Е.К. Методы активного проектирования как средство оптимизации процесса усвоения знаний. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2001. 95 с.
  73. Е.К. Психология делового общения. Уч.пособие. СПб.: Б.и., 1996.-34 с.
  74. Е.К. Психология предпринимательства. — СПб.: Б.и., 1996. -34 с.
  75. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. Науч. -Метод. Пособие. М., 1998. 191с.
  76. Заир-Бек Е.С. и др. Активные методы обучения. Л., 1991. — 44 с.
  77. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата. СПб, 1995. — 234с.
  78. Заир-Бек Е.С., Тряпицин А. П. Основные подходы к построению образования в современной школе // Качество образования в современной школе. СПб, Издательство РГПУ им. Герцена А. И., 1998. — 81с.
  79. Закон РФ О высшем и послевузовском профессиональном образовании./ Российская газета 1996 29 августа.
  80. В.К. и др. Опыт использования организационно-деятельностных игр в проектировании регионального образования. М., 1995. -56 с.
  81. И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону., Фс-никсч, 1997.
  82. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., МГУ, 1987.
  83. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология. Научный доклад. М. Д999.
  84. Г. Л. Научно-педагогические школы: прективный подход. М., 1999. 51 с.
  85. Г. Л. Психология педагогического управления. Уч. пособие. М., 2000. 98 с.
  86. Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 144с.
  87. Р.К., Подосинников С. А. Психология формирования профессионального самосознания студентов. Методические рекомендации: Изд-во АГПУ, Астрахань, 1996.
  88. Д.Р. Деловые игры. Методы обучения принятию решений // Грэм Р. Г., Грей К. Ф. Руководство по операционным играм. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1977, с. 25−34.
  89. Каталог деловых игр (1980−1981гг.) / Сост. М. М. Бирштейн и др. Л.: ЛИЭИ, 1983.
  90. Каталог деловых игр (1985−1987гг.) / Сост. М. М. Бирштейн и др. Л.: ЛИЭИ, 1987.
  91. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995
  92. М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: анализ зарубежного оаыта. М., 1997.
  93. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 25с.
  94. М. Технология образования или педагогические технологии: вопросы образования. //Перспективы. 1983. — № 2. — с 77−79.
  95. Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ, 1997.
  96. Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1996.
  97. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  98. В.Н. Структурированная программа (базис). Типовые задачи для контроля, требования к знаниям и умениям студентов.(Для студентов тех. и экон. Направлений бакалавриата). СПбГТУ СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. — 55 с.
  99. В.Н., Васильев Ю. С. Формирование согласованных циклов общих математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин и технологий. СПбГТУ СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. — 11с.
  100. О.В., Разу M.JL Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров. М.: Знание, 1978. 64 с.
  101. А.Ф., Турченко В. И., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М.: Педагогика, 1991. 270с.
  102. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе.: Автореферат дисс.докт. пед. наук. Л., РГПУ, 1991.-38с
  103. И.В., Семенцов В. П. Чему и как учат бизнесменов в Гарварде. Экономика и матем. методы. 1991. Т 27. Вып. 6. с. 1150−1155.
  104. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  105. Кон И. С. Проблема креативности личности // Психология творчества: общая, дифференцируемая, прикладная. М.: Наука, 1990. — С. 131−148
  106. Конституция Российской Федерации. СПб.: Литера, 1999, — 48с.
  107. Ю.Н., Ларионов М. Л. Деловые игры по экономике. М., Ви-та-Пресс, 1998.
  108. .В. Микроэкономика. Деловые игры. СПб.: Питер, 2003.-157 с.
  109. Корнейчук Б. В- Экономика. Учебные кроссворды: Учеб.-метод. Пособие. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. 79 с.
  110. Е.В. Педагогика взаимодействий. Екатеринбург, 2000. 146 с. № 10
  111. В.Ф., В.Ф. Ефимов и др. Активные методы обучения. М.: НВТ-дизайн, 2001. 88 с.
  112. Ю.П. Мир деловой игры: опыт обучения хоз. руководителей. М.: экономика, 1989. 173 с.
  113. И.М., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития. Вопросы псизологии., 1989. № 5. С. 158−164.
  114. В.Н. Активное обучение в техническом ВУЗе: теория, технология, практика. СПб., ВИТУ, 1998.
  115. М.М., Крюкова Л. И. О типологии деловых игр // Деловые игры и их программное обеспечение. Всесоюзный семинар. Пущино. М.: ЦЭМИ, 1983, с. 14−17.
  116. М.М., Крюкова Л. И., Олейник Ю. А. Совершенствование систем управления и деловых игры. М.: ЦЭМИ, 1982. 47 с.
  117. Л.И. Роль типологии деловых игр в их конструировании и каталогизации // Использование деловых игр в анализе и совершенствовании систем управления. М.: ЦЭМИ, 1985, с. 152−177
  118. Ю.В., Подлесних В. И. Основы менеджмента 2-е издание. СПб: Издательство ОЛБИС, 1998. — 192 с.
  119. Т.Н. Методические указания к разработке, проведению и оформлению практических занятий методом разбора КС и ДИ для студентов. Л., ИТЛПД985.
  120. Н. В. Системный подход в педагогическом исследовании. // Методология педагогических исследований / Под редакцией Пискунова А. П., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1980. — с.82−117.
  121. Н.В. Основы вузовской педагогики. Уч. пособие. Л., 1972.
  122. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990 г. — 119с.
  123. В. У. Методика использования задач и деловыхигр в преподавании политэкономии. М., 1991. — 173 с.
  124. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981. с. 185.
  125. Кутузова Г И. Теория и практика создания учебных пособий по общеобразовательным дисциплинам. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. — 40 с.
  126. Ю.А. О модели профессиональной подготовки экономиста. // Улучшение подготовки экономиста и экономической подготовки инженеров. -Л.: МВССОРСФСР 1973. 150.
  127. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  128. И.В. Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес». Пособие для преподавателей. М.:2000.- 143 с.
  129. И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. Кн. Для детей мл. и сред. Возраста. М., 2000.- 348 с.
  130. Е.А., Рыбальский В. И. Игровые занятия в строительном ВУЗе: Методы активного обучения. К.: Высшая школа. Головное издательство, 1985.-303с.
  131. Н.П., Шереметова В. В., Тимененко В. И., Андреев В. И. Маркетинг образовательных услуг — СПб, КО, 1997. 108с.
  132. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989. — 172с.
  133. В.Ф., Монахов В. М. Методические основания формирования современной экономической культуры. Новокузнецк., 1998.
  134. И.Г. Использование активных методов обучения в учебном процессе. М., 1992. 28с.
  135. А. Как учат экономистов в университетах США. Экономические науки. 1991.№ 1 с. 104−110.
  136. М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982,-48с.
  137. В.И., Лукаш Е. Н. Методы активного обучения управлению. Учеб-метод, пособие. М.: МГУ, 1991. 22 с.
  138. А. Маслоу о менеджменте / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. -416 е.: (Серия «Теория и практика менеджмента»)
  139. Г. У. и др. Методы активного обучения. Казань, 1995. — 12 с.
  140. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения. / Под редакцией Страховой О. А. СПб: Питер, 2001. — 144с.
  141. Методика преподавания экономических дисциплин. Уч. пособие. Кра-маненко В.И. и др. Симферополь, 1999. 222 с.
  142. Методические рекомендации по классификации методов активизации обучения / ред. A.M. Смолкина. Киев: УМК Минторг УССР, 1987.
  143. Методические рекомендации по классификации методов активного обучения / Под ред. Литвиненко Е. А., Рыбальского В. И. Киев: КИСИ, 1981. 15 с.
  144. А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении. Автореферат дисс. докт. пед. наук. СПб, 2000. — 40с.
  145. Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. М.: 1994.
  146. Э.М. Педагогические основы конструирования учебных деловых игр. Л., 1990.
  147. Г. Н. Конструирование учебных и дидактических игр. Учебное пособие. Рязань, РОИРО, 1998. 191с.
  148. Н.А. Организация учебных деловых игр в процессе вузовского обучения. Автореферат. Киев, 1991.
  149. О технологиях обучения в высшей школе. Решение коллегии Госкомвуза РФ от 6 апреля 1994 г. № 5/3.
  150. Н.М. и др. Проблемы непрерывного профессионального образования. М., 1999.
  151. Педагогика в ВУЗе: наука и учебный предмет СПб, РГПУ, 2000. — 426 с.
  152. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось-89», 1999. 80 с.
  153. П.И. Педагогика. М., 1998.
  154. П.И., Хайдаров Ж. С. и др. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996. 269.
  155. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. Учебник. М., 1991.-192.
  156. Н.М. Педагогика высшей школы: технология обучения. Уч. пособие. СПб, 1995. 83 с.
  157. А.В. Активные методы обучения в организационно-экономической подготовке студентов. Методические указания. Л., ЛИАП, 1988.
  158. Положение об аттестации учебных деловых игр экономического, организаторского и технологического профиля: проект (Оргкомитет 4 Межведомственной НТШ) «Применение AM обучения управлению».- Л., 198.
  159. Применение математической статистики в педагогических исследований. М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977.
  160. В.А. и др. Методология педагогического исследования. М., 2000.- 181 с.
  161. И.М. Исследование путей управления. М., 1998.
  162. А.С. Специализированный тренинг «Предприниматель». Метод. Разработка социально-психологического тренинга. М.: 1993.
  163. А.С. Школа и рынок: методическая разработка деловой финансово-экономической игры. М., 1993.
  164. А.С., Райзберг Б. А. Деловые игры и экономические практикумы к курсу «Введение в экономику».- М.: 1993.
  165. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. Вопросы психологии. 1997.
  166. Психологические основы профессионально-технического обучения. Под ред. Кудрявцевой Т. М. М.: Педагогика., 1988.
  167. Н.Ф., Тряпицин А. П. Образованность обучаемых как один из показателей качества образования // Контроль качества и оценка в образовании. СПб, РГПУ, 1998 с. 98−113.
  168. JI.JI., Козловский В. В., Николаева Н. В., Дубицкий В. В. Почти все о лекции: исторический, педагогический, психологический и социальный аспекты. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2002. -84 с.
  169. В.М. Методологический анализ деловой игры // Вопросы философии. 1986. № 6, с. 66−74.
  170. Россия на рубеже веков: выбор пути. Материалы межвузовской научной конференции 16 декабря 1999 г. СПбГТУ под редакцией В. П. Горюнова, С. Н. Погодина. СПб., Б.и. 1999. — 134 с.
  171. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424с.
  172. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  173. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. Уч. пособие. М., 1994.
  174. .С. Современные образовательные технологии и организационно экономические условия их реализации в высшей педагогической школе. Автореферат дисс. докт. пед. наук.- СПб, 2000.
  175. Е.В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. М.: 1999.
  176. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М., 1996.
  177. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач.: Метод, пособие под ред. В. И. Матирко (В.В. Поляков, И. М. Стариков, Ю.А. Ткаченко). М.: Высшая школа, 1991. 255 с.
  178. Сборник конкретных ситуаций по управлению производством. Под ред. А. И. Наумова. М.:МГУ, 1990. 79 с.
  179. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Нар. Образ. 1998. 255 с.
  180. Н.К. Теория и практика педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. Автореферат дисс. докт. наук.- Волгоград, 1998.
  181. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. — Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  182. В.П. Педагогический менеджмент. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
  183. В.Д., Фомин Н.В.Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Уч.-метод. Пособие. Брянск., 1997- 319 с.
  184. В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования. // Преподаватель. — М. 1999. — № 5. — с. 3−9
  185. А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. -175 с.
  186. Совершенствование подготовки специалистов в свете современных требований. Материалы уч.-методической конференции. СПб, СПбГИЭА, 1998.
  187. Социально-психологический тренинг в школе. Под ред. А. С. Прутченкова. -М.: 2000. 638 с.
  188. Спиридонова П, Лылова О. Сдвиги в профессиональной подготовке молодежи. Вопросы экономики., 1998. № 1.
  189. Л.Ф. Теория и технология решения педагогически задач. / Под редакцией П. И. Пидкасистого / М., 1997. 173с.
  190. Л.Ф., Сохранов В. В., Ушаков А. Ф., Лупанова Н. А. Общепрофессиональные умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста. Пенза, ПГПУ, 1996. — 76с.
  191. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 384 с.
  192. Э.Е. Повышение квалификации менеджеров — процесс непрерывный. / Управление персоналом. 1997. — № 1. — с. 5−17.
  193. СТП 2.808.018−83. Виды учебных занятий. Практические, семинарские и лабораторные занятия. Общие требования к организации и проведению.
  194. А.И. Педагогическое проектирование системы. СПбГТУ, 1999.
  195. И.М. Очерки теории производственных организаций. М.: Экономика, 1970.
  196. В. К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. — Л.: Машиностроение, 1989.-368с.
  197. Л.В. Мир построенный на вероятности М.: Просвещение, 1984.
  198. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. — № 3 — с. 140−155.
  199. Теория статистики: Учебник, под ред. Проф. Р. А. Шмойловой, -3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2000, — 350с.
  200. Технология интенсивных методов обучения по экономической теории. Юзуфович Г. К. и др. СПб., 1992. 98 с.
  201. В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. М.: Издательский дом «Дашков и К*»: МАН ИПТ, 2002.-360с.
  202. В.Н. Основы стратегического образования // Материалы Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия», Новосибирск, Дж. Дьюи, ИФиП СО РАН, 1995. 54с.
  203. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры. Под ред. М. П. Кулапова. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 128 с.
  204. Э.А., Кочеткова А. И., Юликов Л. И. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Меркетинг». -М.: Финансы и статистика, 1999. 192 с.
  205. Фор И., Ковалев А. Менеджмент в социальной сфере: Межвузовский сборник научных трудов Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. — 308 с.
  206. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1989. — 192 .
  207. М.Х., Алиева О. В. Педагогические основы игры. Махачкала: Даг.Гос.пед. университет, 1996. 120 с.
  208. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М., 1991. -704 с.
  209. В.В. Феномен игры в военном обучении. М.: ВАФ, 1988. — с. 11−17.
  210. В.Б. Деловые игры в учебном процессе. Учеб. Пособие. Челябинск, 1983. -143 с.
  211. Е.А. Организация проведения деловых игр. Уч. пособие. М.: Высшая школа. 1991. 320 с.
  212. А.В. Современная дидактика. Учебник. СПб., Питер, 2001.
  213. Ю.К. Профессиограмма как целезадатчик проектирования подготовки специалиста. Управление качеством подготовки специалистов на основе профессиограмм. Сб. докладов. Отв. ред. Щипалов В. В. Тольятти: ТГУ, 2002, с.4−9.
  214. Э.С., Чикер В. А., и др. Комплексная социально-психологическая методика изучения должности инженера: Уч. пособие под ред. Э. С. Чугуновой, ЛГУ, 1991. — 184 с.
  215. В.П. Психология деятельности и психология человека. ML 1996.-с 136.
  216. С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом ВУЗе. Автореферат дисс. канд. Пед. Наук. — Омск, ОмГПУ, 2000.
  217. В.Г. Очерки по философии образования. М.: ПЦ Эксперимент, 1993.
  218. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  219. Экономика предприятия (фирмы): Практикум под ред. Проф. О. И. Волкова, проф. В. Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 331 с. новый
  220. Д.Б. Психология игры. М., 1999. 359 с.
  221. Business Game Table www.elfoundation.ca/ businessgametable. htm
  222. Cris Elgood Handbook of Management Games and Simulation www.oxfordchallenge.com
  223. Dory Bertsche, Christopher Crawford, Stephen E. Macadam Is simulation better than experience? McKinsey Quartely, 1996, № 1 www.mckinseyquarterly. com/ uncertain. htm
  224. Michael Bean The Four Key Attributes of Successful Training Simulation.
  225. May 31, 2001 www.forio.com/facevalue20010531 .htm
  226. Michael Bean What Makes a Simulation Fun? July 1, 2001 www.forio.com/fun 20 010 702. htm
  227. William Glass Simulating a Story. August 27, 2001 http://www.forio.com/article story. htm
  228. William Glass-Husain Three Perspectives on Business Simulation. April 1, 2001 http://www.forio.com/articlethreeperspectives.htm
Заполнить форму текущей работой