Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление социальными проектами в банковских учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для банковских организаций управление социальными проектами становится всё более актуальной проблемой, особенно в условиях глобальных экономических изменений и перманентной нестабильности рынков и в целом экономических процессов. Основная цель социальной стратегии банков — создание единой системы управления персоналом, понятной, прозрачной, действенной, обеспечивающей развитие бизнеса через… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Банк как социальный институт
    • 1. 2. Банковское учреждение как объект и субъект социального проектирования
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
    • 2. 1. Формы и методы управления социальными проектами в банковских учреждениях Санкт-Петербурга
    • 2. 2. Проблемы, возникающие в ходе формирования и реализации социальных проектов в банковских учреждениях Санкт-Петербурга
    • 2. 3. Основные результаты исследования и перспективы развития социально-проектной деятельности в банковских учреждениях Санкт-Петербурга

Управление социальными проектами в банковских учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возросший интерес к социальному проектированию, связанный с усилением внимания бизнеса, как мирового, так и отечественного, к позиционированию своей социальной ответственности, во многом определил актуальность данного исследования.

Высокая значимость социальных проектов для эффективной деятельности компаний стимулирует развертывание исследований по этой проблеме. Однако в управленческом осуществлении этих процессов возникает немало реальных проблем. И тому есть веские причины. Во-первых, несмотря на существенное распространение принципов социального проектирования, во многих российских компаниях в их осуществлении не всегда отчетливо обозначается тесная связь такой деятельности с итоговыми показателями их деловой репутации. Во-вторых, социальные проекты не анализируются в качестве инструментов формирования желаемого имиджа и деловой репутации компании. В-третьих, практика управления социальными проектами в современных компаниях позволяет по-иному взглянуть на данную проблему и ранжировать сферы экономики, в которых управление социальными проектами выходит на самые значимые места.

Для банковских организаций управление социальными проектами становится всё более актуальной проблемой, особенно в условиях глобальных экономических изменений и перманентной нестабильности рынков и в целом экономических процессов. Основная цель социальной стратегии банков — создание единой системы управления персоналом, понятной, прозрачной, действенной, обеспечивающей развитие бизнеса через развитие сотрудников. Кадровая политика банковского учреждения должна сочетать в себе как прогрессивные методы отбора и мотивации персонала, так и формирование и реализацию действенной системы социального проектирования. Основной целью социальной политики банков является повышение конкурентоспособности банковского учреждения в сфере предоставления полного комплекса высококачественных финансовых услуг, в том числе через управление социальными проектами, в которых персонал рассматривается в качестве основного, стратегического актива банка.

Социальные проекты для персонала способствуют развитию у сотрудников способности прямо соотносить свою работу с результатами всей деятельности банковского учреждения. Увеличение показателей лояльности сотрудников по отношению к компании возможно в современных условиях в не малой степени при реализации комплекса социальных проектов, которые находят сегодня широкое распространение как в зарубежной, так и российской практике. И вся обозначенная нами проблематика важна для рассмотрения с точки зрения именно социологии управления.

Тема исследования актуальна с методологических позиций социологии управления ещё и потому, что она затрагивает практически все блоки, управленческой практики, требующие специальных знаний: проблемы управления людьми, отношениями, результатами и системами. Даже если и можно привести успешные примеры управления социальными проектами отдельных банковских учреждений, то используемый их руководством механизм эффективного управления не всегда полноценно реализуется администрацией банка по причине отсутствия его научной обоснованности.

Тем не менее, движение в сторону осознания проблем управления — как проблем не столько системно-технических, сколько системно-социальныхнеуклонно происходит, что заметно по введению в терминологическую лексику социологии управления таких категорий, как «человеческий фактор», «человеческие отношения», «гуманизация управления» и др.

Таким образом, исследование управления социальными проектами в банковских учреждениях представляется исключительно актуальной темой для пристального социологического анализа. Внедрение предложенных нами рекомендаций будет способствовать не только сохранению статусных позиций банков на высоко конкурентном финансово-экономическом рынке, но и в немалой степени будет содействовать позитивным социальным изменениям в самих банковских учреждениях, в первую очередь, способствуя повышению эффективности и мотивированности труда банковского персонала.

Степень научной разработанности проблемы. ' Рассматриваемая проблема делится на несколько важных для исследования аспектов, позволяющих увидеть её в исторической перспективе.

Исследованию проблем социологии управлениязанимались A.B. Тихонов1, А.Н. Войцеховский2, Э. Гидденс3, И.Ф. Дсвтко4, В/1'. Дронов5, Э. Дюркгейм6, В. Я Ельмеев, B.F. Овсянников7, А.Г. Здравомыслов8, А. И. Кравченко, И.О. Тюрина9, Дж. К. Лафта10, В.Н. Минина11, А.И. Пригожин12, Т.Ж. Тощенко13, А. Файоль14, В: А. Ядов15, Р1 Ямбаева16, Beebe S.A., Beebe.

I Социология управления: стратегия, процедуры и результаты: исследований / Редколлегия: А. В: Тихонов (отв. редактор) и др. — М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2010.

О ¦

Войцеховский С. Н. Социология и психология управления. — СПб.: Петрополис,'.

2008.

3 Гидденс ЭСоциология: — Mi: Эдиториал УРСС, 1999.

4 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. — М.: Изд-во КДУ, 2006.

5 Дронов В. Т. Социология межличностных отношений: прикладной аспект. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998:

6 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана. — М.: Канон, 1995 .

7 Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. / 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, гос. ун-та, 1999.

8 Здравомыслов А. Г. Социология: история, теория, практика. — М.: Наука, 2008.

9 Кравченко А. И, Тюрина И. О Социология управления. — М.: Академический ПроектТрикста, 2004.

10 Лафта Дж. К. Теория организации. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

II Минина В. Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. — Т. 1.-1998. — № 3. 12 Пригожин А. И. Социология организаций. — М.: Наутса, 1980.

13 Тощенко Т. Ж. Социология управления: — М.: Изд-во РАГС, 2006.

14 Файоль А. Управление — это наука и искусство.— М.: Республика, 1992.

15 Ядов’В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. / 6-е изд. — М.: ИКАЗ Добросвет, 2003.

16 Ямбаева Р. Социальный отчет // КоммерсантЪ Social Report. — 2005. — № 1821.

SJ., Redmond M. V1, D. Bell2, S. Chesnokov3, M. Cooper4, Ch.U. Larson5, Wiswede Gunther6 и другие.

Анализом эффективности управления занимались такие исследователи, как М. Вебер7, Ф. Тейлор8, А. Файоль9, Р. Дарендорф, 10 Ч. Барнард11, Д. Сильверман12, Д. Хиксон13, П. Друкер14, И. Ансофф15, И. Адизес16, Э. Мэйо17, Г. Саймон18, А. Гоулднер19, А.В. Тихонов20, Т.Ж. Тощенко21, В.А. Абчук22,.

1 Beebe S.A., Beebe SJ., Redmond M.V. Interpersonal Cjmmunication: Relating to Others. Allyn & Bacon. Simon & Schuster. Needham Heights, MH. -1996.

2 Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting.

N.Y., 1973. 1.

Chesnokov S. Determinacy analysis and sequences orthography applied to the primary amino acid sequences for GABA-Receptors: Method, software, calculations/ The frame of International Conference «Membrane Bo electrochemistry: From basic Principles to Human Health». -Moscow, 2002. — June 11−16.

4 Cooper M. & Nothstine W.L. Power Persuasion. The Educational Video Group. Greenwood. — Indiana. Us, 1996.

5 Larson Ch.U. Persuasion. Reception and Responsibility. Wadsworth Publishihg Company. Belmont. — California, 1995.

6 Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderae Industrie. — Landsberg am Lech, 1991.

7 Вебер M. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.

8 Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991.

9 Файоль А. Управление — это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.

10 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободыМ.: Росспэн, 2002.

11 Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. — М.: Социум, 2008.

12 Сильверман Д. Информационное сообщение. — Алма-Ата: Казахст. геофиз. трест,.

1968.

13 Хиксон Д. Исследователи об организациях. — Жуковский: МИМ «ЛИНК», 1999.

14 Друкер П. Эффективное управление. — М.: ACT, Астрель, 2004; Друкер П. О профессиональном менеджменте — М.: Вильяме, 2006; Друкер П. Управление в обществе будущего. — М.: Вильяме, 2007.

15 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер, 1999.

16 Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. — СПб.: Питер-Пресс,.

2007.

17 Бурганова Л. А. Теория управления Элтона Мэйо. — Казань: Изд-во КГТУ, 2007.

18 Саймон Г. Доля рынка и смерть бизнеса: как управлять прибылью современной компании. — СПб.: Вершина, 2008.

19 Гоулднер А. Наступающий кризис западной социологии. — СПб.: Наука, 2003.

20 Тихонов А. В. Социология управления / 2-е изд. — М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2007.

21 Тощенко Т. Ж. Социология управления. — М.: Изд-во РАГС, 2006.

22 Абчук В. А. Менеджмент / 3-е изд. — СПб.: Союз, 2008; Абчук В. А. Экономика предпринимательства / 2-е изд. — СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2007; и др.

Г. Е. Зборовский1, И.А. Кох2, А.И. Кравченко3, А.И. Пригожин4, В.А. Ядов5 и ряд других.

Важность развитой организационной культуры в системах управления и управленческой деятельности в целом обстоятельно анализировали М.Х. Мескон6, П. Штерн7, Е.М. Штейн8, Т. Парсонс9, В.М. Гаськов10, А.И. Наумов11, Н.Я. Данилевский12, П. А. Сорокин, 13 А. Тойнби14, О. Шпенглер, 15.

1 Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления. — М.: Гардарики, 2008.

2 Кох И. А. Институциональная эффективность управления. Екатеринбург: Изд-во УрАГС, 2006.

3 Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления. — М.: Академический ПроектТрикста, 2004.

4 Пригожин А. И. Социология организаций. — М.: Наука, 1980.

5 .Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. / 6-е изд. — М.: ИКАЗ Добросвет, 2003.

6 Мескон М. Х. Основы менеджмента. — М.: Вильяме, 2007.

Штерн П. Комплексная автоматизированная обработка информации в управлении трудовыми ресурсами на венгерских государственных железных дорогах: Автореф. дис. канд. экон. н.: Спец. 08.00.13 / Моск. ин-т инженеров ж.-д.трансп. им. Ф. Э. Дзержинского. -М., 1988.

8 Штейн Е. М. Экономический механизм формирования и регулирования деятельности предприятий инвестиционно-строительного комплекса в регионе (на прим. Москвы): Автореф. дис. д.эк.н.: Спец. 08.00.05 [Моск. ин-т коммун, хоз-ва и стр-ва]. — М., 2004.

9 Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1998; Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Акад. проект, 2002; Парсонс Т. О социальных системах. — М.: Акад. проект, 2002.

10 Гаськов В. М. Управление системой профессионального образования. — М.: Изд-во ИРПО, 2001.

11 Наумов А. И. Математическое моделирование экономических систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. лесотехн. акад., 2000.

12 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М.: Древнее и современное, 2002.

13 Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. — М.: Изд-во МФК, 1999.

14 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. — М.: Айрис-пресс, 2006.

15 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. — М.: Айрис-пресс, 2003.

С. Роббинс1, В.А. Спивак2, Э. Шейн3, А.Н. Занковский4, E.JI. Маслова5, Е.В. Руденский6 и другие.

Среди авторов, глубоко исследовавших проблемы ответственности в управлении социальными институтами, проблемы управления социальными проектами следует выделить пержде всего A.A. Адома7, В.Н. Бобкова8, JI.T. Волчкову9, P.C. Гринберг10, Д.М. Гвишиани11, О.Я. Гелиха12, Т.М. Дридзе13, C.B. Ивченко14, C.B. Капицу15, В.А. Лукова16, В.Н. Минину17, В. М. Сафронову, Г. Л. Тульчинского .

1 Роббинс С. Менеджмент. — М.: Вильяме, 2002.

2 Спивак В. А. Актуальные проблемы управления персоналом: социально-психологический подход. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

3 Шейн Э. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.

4 Занковский А. Н. Организационная психология. — М.: Форум, 2009.

5 Маслова E.JI. Социальная структура и интересы членов-пайщиков потребительской кооперации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: Спец-сть 08. 00.05 / Учеб.-науч. комплекс потреб, кооп. «Моск. кооп. ин-т». — М., 1991.

6 Руденский Е. В. Социально-ситуативные факторы риска формирования дефекта социализации развивающейся личности в интерактивной системе образования. — Новосибирск: Изд-во Сиб. психосоциал. ин-та, 2002.

7 Адом A.A. Социальные инвестиции российских компаний / A.A. Адом, К. Ю. Зендриков, C.B. Ивченко, М. И. Либоракина, Н. Г. Каминарская. — М.: Изд-во РАГС, 2004.

8 Бобков В. Н., Починок А. П. Социальная политика, уровень и качество жизни. -М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001.

9 Волчкова Л. Т. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга: (Материалы эмпир. исслед.). — СПб.: Петрополис, 2000.

10 Гринберг P.C., Чубарова Т. В. Социальное партнерство: мировой опыт и российская специфика: Доклад на заседании круглого стола Аналитического совета Фонда «Единство во имя России» 31 мая 2005 г. — Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.fondedin.ru/dok/doc310505.pdf].

11 Гвишиани Д. М. Организация и управление / 3-е изд. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998; Гвишиани Д. М. Социология бизнеса. -М.: Экономика, 1962.

12 Гелих О. Я. Управление и насилие: социально-философский анализ. — СПб.: Книжный Дом, 2004; Гелих О. Я. Управление в социально-философском и социологическом понимании: статья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал. — 2009. — № 117. — С. 119−126.

13 Дридзе Т. М. Прогнозное социальное проектирование. — М.: Наука, 1994.

14 Ивченко C.B., Либоракина М. И., Сиваева Т. С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. — М.: Институт экономики города, 2003.

15 Капица С. П. Прогнозное социальное проектирование. — М.: Дело, 1994.

16 Луков В. А. Социальное проектирование. — М.: Флинта, 2009.

17 Минина В. Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект. — СПб., Изд-во СПбГУ, 1997; Минина В. Н. Смена парадигмы управления в.

Вместе с тем, анализу проблем управления в банковской сфере посвящено значительно меньше научной литературы. Здесь необходимо отметить работы таких авторов, как Ю.В. Веселов3, В.И. Верховин4, Э. Долан5, A.C. Катрич6, И. О. Спицын и Я. О. Спицын, 7 Г. Л. Макарова, 8 A.B. Мурычев9, Е. В. Егоров, 10 В. М. Усоскин, 11 М. З. Бор, 12 В. В. Пятенко, 13 Г. П. Абрамова, 14 Э. П. Василишен, A.M. Лавров, 15 У. Тимоти, 16 В. Д. Мехряков, 1 контексте социальных изменений // Социология экономики и управления. Сборн. стат. / Под ред. JI.T. Волчковой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998; Минина В. Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. — Т. 1. — 1998. — № 3. — С. 74−90- Минина В. Н. Методы социального программирования. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

I Сафронова В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. — М.: Академия, 2008.

Тульчинский Г. Л. Бизнес, государство и общество в современной России // Управление и власть. — СПб.: Вершина, 2004; Тульчинский Г. Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. СПб: Справочники Петербурга, 2006; Тульчинский Г. Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. — М.: Вершина, 2006; Тульчинский Г. Л. Корпоративная социальная ответственность. (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). — СПб.: Справочники Петербурга, 2006.

Веселов Ю.В., Петров A.B. Экономическая социология. — СПб.: Астерион, 2005.

4 Верховин В. И. Экономическая социология. — М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2006.

5 Долан Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. — СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 1995.

6 Катрич A.C. Роль банков в устранении кризисных явлений в российском обществе. — М.: Дело, 1999.

7 Спицын И. О. Маркетинг в банке — Тернополь: Тарнекс и др., 1993.

8 Макарова Г. Л. Система банковского маркетинга — М.: Финстатинформ, 1997. Макарова Г. Л. Организация финансово-промышленных групп. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. Макарова Г. Л. Моделирование маркетинговой деятельности в финансово-промышленных системах: (Вопр. теории и приложений): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.э.н.: Спец. 08.00.13- Спец. 08.00.05 / Макарова Галина Леонидовна — [Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т]. — М., 2003.

9 Мурычев A.B. Инновационное развитие корпоративного управления в банках России. — М.: Изд-во РАГС, 2006.

10 Егоров Е. В. Малое предпринимательство и его роль в экономической и политической жизни страны. — М.: МИРБИС, 2005.

II Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. — М.: Вазар-Ферро, 1994.

12 Бор М. З. Основы экономических исследований.-М.: ДИС, 1998.

13 Пятенко В. В. Регулирование деятельности коммерческих банков: Автореф. дис. канд. эк. н.: Спец. 08.00.01: Спец. 08.00.10- [Финансовая акад. при Правительстве РФ]. -М., 1999.

14 Абрамова Г. П. Маркетинг в АПК. — М.: Колос, 1997.

15 Лавров A.M. Проблемы развития рынка ценных бумаг и фондовых биржевых структур. — Кемерово: Кемеровск. книжн. изд-во, 1993.

Тимоти У. Управление банком. — Уфа: Спектр, 1993.

Т.В. Парамонова, 2 P.M. Нуреев, 3 В. Ойкен4, В.В. Радаев5, П. Роуз6, Й. п.

Шумпетер .

Ключевая проблема данного исследования вырастает из вопроса о роли социальной ответственности банковских учреждений, выраженной прежде всего в степени реализации социальных проектов банков. В этом соотношении и проявляется собственно проблема данного исследования о том, какую роль занимает управление социальными проектами банковских учреждений в системе управления банковской деятельностью в целом и в менеджменте конкретных банков, в частности.

Объектом диссертационного исследования является социальная деятельность в банковских учреждениях.

Предмет исследования — управление социальными проектами в банковских учреждениях Российской Федерации (на примере банков Санкт-Петербурга).

Научная гипотеза.

Банковские учреждения в соответствии с особенностью своей деятельности при построении системы корпоративной социальной ответственности должны руководствоваться особыми положениями через методы и процессы социального проектирования. Предполагается, что анализ систем управления социальными проектами в банковских учреждениях РФ позволит выделить эти ключевые аспекты, и они смогут значительно повысить как результативность управления персоналом в банковских.

1 Мехряков В. Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. — М.: Изд-во ИЭ, 1995.

2 Парамонова Т. В. Инфляция и антиинфляционная политика в России. — М.: Финансы и статистика, 2000.

3 Нуреев P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. -М.: Норма, 2008.

4 Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1995.

5 Радаев В. В. Экономическая социология. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005.

6 Роуз П. С. Банковский менеджмент: Предоставление финансовых услуг. — М.: Дело, 1997.

7 Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. учреждениях, так и эффективность всей финансово-экономической деятельности банков через их социально-проектную деятельность.

Исходя из сформулированной гипотезы, определена цель исследования — доказать значимость и необходимость особого подхода к управлению социальными проектами в банковской сфере по сравнению с другими сферами экономики.

В соответствии с данной целью в диссертации поставлены и решаются следующие исследовательские задачи:

1. Исследовать теоретико-методологические основания социального проектирования в банковских учреждениях.

2. Рассмотреть банковское учреждение как объект и субъект социального проектирования.

3. Исследовать процессы формирования и реализации социальных проектов в некоторых банковских учреждениях Санкт-Петербурга, а также формы и методы управления социальными проектами банков.

4. Наметить решения основных проблем формирования и реализации социальных проектов в банковских учреждениях Санкт-Петербурга.

5. Проанализировать результаты социологических исследований по управлению социальными проектами в банковских учреждениях.

6. Рассмотреть перспективы развития социально-проектной деятельности в банковских учреждениях РФ на примере банков Санкт-Петербурга.

Теоретико-методологической основой исследования являются основополагающие аспекты теории управления, социологической теории и социологии управления. В качестве основного метода исследования взят системный подход. В целях системного изучения проблем управления социальными проектами в банковской среде использованы такие общенаучные методы исследования как наблюдение, описание, измерение, анализ, синтез, индукция, аналогия, дедукция, идеализация и нек. др. В качестве специальных методов исследования в диссертации применяются обобщение источников и литературы по исследуемой автором проблеме, прежде всего трудов российских и зарубежных социологов, специалистов банковского управления, анализ научных и массовых периодических изданий, социологическое анкетирование, экспертное интервью. Конкретно это проявляется следующим образом.

Во-первых, автором используются концептуальные основы современных содержательных моделей организации разработаны в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Лумана и нек. других авторов, которые в своих исследованиях опираются на системный подход. Так, мы опираемся на тот подход, в котором Т. Парсонс выделяет две системы реальности и четыре системы действия, различая реальность как систему физической среды и высшую реальность как систему смыслов и относя к системам действия систему поведения организма, личностную, социальную и культурную системы. В процессе функционирования данных систем в обществе наблюдается их взаимное проникновение друг в друга. Таким образом, функционирование социальной системы оказывается тесно связанным с функционированием системы поведения организма, личностной системы и культурной системы.

Во-вторых, мы опираемся на теоретическую идею доминирования техноструктуры в социальной организации, получившую распространение в социологии управления. Эта идея различным образом осмысливалась в трудах Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, Л. Мамфорда, Д. Белла, Ж. Фурастье, А. Турена, Э. Тоффлера и других социологов. Вслед за ее сторонниками мы полагаем, что порядок в социальной организации формируется в не малой степени под воздействием технических специалистов, что приводит к определенным противоречиям во отношениях между техническими специалистами и другими членами социальной организации. Предлагаемое нами социальное проектирование позволяет находить оптимальные пути выхода в этих противоречиях.

В-третьих, используемой в данной диссертации методологической основой выделения проблемного поля в социологии управления является допущение о существовании феномена совместной деятельности людей и механизмах её регуляции. Тем самым совместная деятельность сотрудников рассматриваемого нами банковского учреждения оптимизируется под воздействием окружающей среды влияния для присущей этой деятельности цели, получения конкретного результата.

Эмпирическую базу диссертации составили данные социологических исследований, проведённых авторомстатистические показатели и нормативные акты, положения и корпоративные стандарты банков. В частности, нами использованы:

1. Результаты анализа автором открытой информации отечественных и зарубежных банков в СМИ. Проанализированы годовые отчёты и финансовые данные банковпоказатели социальной политикиданные других социально-экономических исследований. Диссертантом использованы результаты проведенного им анализа нормативной базы следующих банков: «Альфа-Банк», «Балтинвестбанк», банк «Санкт-Петербург», «БИНБАНК», «Восточно-Европейская финансовая корпорация», «ВТБ-24», «Газпромбанк», «Глобэкс», «Международный банк Санкт-Петербурга», «Межрегиональный инвестиционный банк», «Национальный Резервный Банк», «НОМОС-БАНК», «Петербургский городской банк», «Промсвязьбанк», «Россия» «Санкт-Петербургский индустриальный акционерный банк», «Северо-Западный банк Сбербанка России», «Советский», «Энергомашбанк».

2. В сентябре — декабре 2009 года автором проведён анкетный опрос в Санкт-Петербургском филиале «ВТБ-24» (170 респондентов).

3. В декабре 2009 года осуществлено интервью с начальником отдела розничных услуг Санкт-Петербургского филиала «ВТБ-24».

4. В период май 2009 г. — февраль 2010 г. проведён анкетный опрос сотрудников ведущих отечественных банков г. Санкт-Петербурга со стажем до 3-х лет (500 респондентов).

Основными результатами диссертации, полученными лично автором, являются следующие положения, выносимые на защиту:

1. Настоящее состояние российских банков требует серьезных структурно-управленческих трансформаций и изменений. Важное место в этих эволюционных преобразованиях должны занять новые методы и методики реализации социальной политики банков как неотъемлемой части всей системы банковского управления. Управление социальными проектами банков как составная часть банковского менеджмента должно органично включаться в систему всей социальной политики банковского учреждения, и это направление управленческой деятельности становится одним из серьезных рычагов повышения эффективности функциональной деятельности банка на финансово-кредитном и экономическом рынке.

2. Позитивные экономические показатели банковских учреждений прямо пропорционально зависят от качественных показателей реализации социальных проектов организации, направленных на социальное развитие персонала. Администрация банковского учреждения, используя систему корпоративной социальной ответственности, включают новую систему мотивационных рычагов, которая может помочь функционирования банка в целом В связи с этим комплекс рационально продуманных и рассчитанных на длительную перспективу социальных проектов, осуществляемых банком, позволит повысить уровень конструктивной активности персонала, в т. ч. его лояльности к руководству банка и в целом качество корпоративного социально-психологического климата организации.

3. Эффективное управление социальными проектами в банковских учреждениях позволяет выстроить качественную систему корпоративной социальной ответственности, которая позволит добиться высоких показателей работы сотрудников банка, следовательно, и всего банковского учреждения. Банк с помощью реализации инструментов социального проектирования может создать благоприятные условия для реализации возможностей управляемой подсистемы за счет проявления инициативы и повышения ответственности каждого субъекта управления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

4. Недостаточно эффективное управление социальными проектами в банковском учреждении может привести к росту напряжённости межличностных коммуникаций в учреждении, что снизит не только эффективность управления персоналом данного банка и уровень его лояльности к компании, но способно дестабилизировать важнейшие статусные позиции самого банка на финансово-экономическом рынке.

5. Эффективное управление социальными проектами необходимо для банковского учреждения не только в периоды его успешного развитияоно приобретает особое значение в затруднительных и кризисных ситуациях. Это обусловлено, в первую очередь, спецификой деятельности банковских учреждений и особой «чувствительностью» данного типа организаций к вопросам социальной репутации.

6. Главный стратегический курс руководства банка должен быть направлен на высокий уровень образованности, профессиональной компетентности, квалификации и этики банковских служащих, на предоставление им условий для расширения профессиональных и мировоззренческих знаний и культурного уровня в целом. Поэтому необходимо и сущностное изменение традиционных взглядов самого управленческого звена банков, руководителей, конструктивное изменение их взглядов, ранее опиравшихся в основном на профессиональные интуицию и опыт, с переходом на все более научно-рациональный подход к управлению, позволяющий разрабатывать ясную дальновидную кадровую политику, в которой социальные аспекты станут реальным воплощением глубоко продуманной проектно-управленческой деятельности.

7. Социально-экономические и политические процессы развития современной России заставляют руководителей пересматривать приоритеты в управлении трудовыми ресурсами, подвигая их ко все более глубокому осознанию необходимости научного подхода на институциональном уровне управления и разработке эффективной кадровой политики на менеджериальном уровне управления. Разработка и воплощение в практику банковского менеджмента глубоко продуманных социальных проектов, гибкое управление этими проектами эффективно способствует повышению результативной деятельности банка в целом. Согласование интересов работников, работодателей и политической власти активизирует вовлечение сотрудников организации в процесс управления, а управления социальными проектами способствует формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вхождению различных социальных групп и слоев в рыночные социально-экономические отношения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в доказательстве того, что для повышения эффективности банковской деятельности социальные проекты в современном банковском учреждении должны стать неотъемлемым структурным компонентом корпоративной социальной ответственности банков, а управление социальными проектами в силу этого — важнейшей частью банковского менеджмента. Данное доказательство основано на:

• определении применительно к исследуемой проблеме содержания таких ключевых категориальных понятий, как «социальный проект», «управление социальными проектами», «корпоративная социальная ответственность», «социальное партнёрство», «социальные инвестиции»;

• анализе системы социальных инвестиций в банковской деятельности г. Санкт-Петербурга и предложении на её основе комплекса рекомендаций для повышения эффективности в реализации социальной политики в банковских учреждениях РФ;

• систематизации основных критериев оценки социальной эффективности управления социальными проектами в банковских учреждениях.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы при анализе роли и значении социальных проектов в структуре менеджмента не только современных банковских учреждений, но и в повышении эффективности управления бизнес-компаниями в других экономических областях и видах деятельности.

Материалы диссертации могут быть также применены в образовательном процессе вузов, осуществляющих подготовку специалистов, бакалавров и магистров по профессиональным образовательным программам менеджмента, в частности, при чтении учебных курсов «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Коммуникационный менеджмент», «Социология управления», «Современная пресс-служба», «Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью», «Основы теории коммуникации», «Профессиональная этика и деловой этикет», «Основы консалтинга».

Использованный в диссертации подход может быть применен в дальнейшем развитии научной специальности «социология управления» как внутри отрасли «социологические науки», так и в соотнесении с другими научными специальностями, исследующими феноменологию управления как социального явления.

Анализ литературы показывает, что социальное проектирование в банковской сфере в качестве актуальной проблемы социологии управления ещё не вышло на достаточный уровень исследования, чтобы отвечать практическим задачам и потребностямсоциального развития России. Отечественных работ по данным проблемам недостаточно, а западные труды, учитывая их весомый вклад в развитие научной теории управления, не могут быть предложены как рекомендации к российской банковской системе без определённых уточнений, которые связаны со спецификой современного развития Российской Федерации и управления ее социально-экономическими институтами.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы:

• в образовательном процессе вузов, осуществляющих подготовку специалистов, бакалавров и магистров по профессиональным образовательным программам менеджмента, в частности, при чтении учебных курсов «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Коммуникационный менеджмент», «Социология управления», «Современная пресс-служба», «Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью», «Основы теории коммуникации», «Профессиональная этика и деловой этикет», «Основы консалтинга».

• менеджментом банковских учреждений РФ при реализации системы корпоративной социальной ответственности с целью повышения эффективности как управления персоналом, так и эффективности банковской деятельности в целом;

• при проведении социологических исследований в банковских учреждениях Российской Федерации на предмет изучения корпоративной культуры, мотивации и стимулирования труда, оценки социальной и кадровой политики.

Апробация результатов и основных положений исследования осуществлена диссертантом на основе ряда работ и при участии в следующих научно-практических конференциях:

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарные технологии и инновационные аспекты управления человеческими ресурсами». Санкт-Петербург, РГПУ им А. И. Герцена, 26 февраля 2008 г.

2. V международная научно-практическая конференция «РЫ, бизнес, СМИ — партнёрство и конкуренция», Санкт-Петербург, СПбГИЭУ, 13−14 ноября 2008 г.

3. Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия „Журналист“: вызовы XXI века», Ижевск, УдГУ, 26 ноября 2008 г.

4. VIII Международная научно-практическая конференция «Менеджмент XXI века: управление инновациями». Санкт-Петербург, РГПУ им А. И. Герцена, 26−27 ноября 2008 г.

5. Международная научно-практическая конференция «Социализация личности в глобальном мире», Санкт-Петербург, РГПУ им А. И. Герцена, 2009 г.

6. VI международная научно-практическая конференция «PR, бизнес, СМИ — партнёрство и конкуренция», Санкт-Петербург, СПбГИЭУ, 12−13 ноября 2009 г.

7. Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия „Журналист“: вызовы XXI века», Ижевск, УдГУ, 2 декабря 2009 г.

8. Петербургский междисциплинарный методологический семинар по управлению на тему: «Социальное взаимодействие в сберегательном деле России: исторический опыт и современное состояние», Санкт-Петербург, СПбГУ, 3 декабря 2009 г.

9. V Международная научно-практическая конференция «PR-технологии в информационном обществе», Санкт-Петербург, СПбГПУ, 27−28 апреля 2010 г.

10. Центральные аспекты исследования неоднократно обсуждались на аспирантских семинарах, проводимых на кафедрах управления персоналом и прикладной социологии РГПУ им. А. И. Герцена (2007 — 2010 гг.), а также в работе вышеназванного Петербургского междисциплинарного методологического семинара по управлению под руководством проф. О .Я. Гелиха с февраля 2002 г. по наст, время.

Статья, опубликованная в рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации изданиях:

1. Тимерманис А. И. Проблемы управления банковской социальной ответственностью в условиях экономической рецессии // Известия.

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал. — 2009. — № 106. — С. 195−201. — 1 п.л. Статьи, опубликованные в прочих научных изданиях:

2. Тимерманис А. И. Роль корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций (спонсорство и благотворительность) в позиционировании современной компании // РЯ, бизнес, СМИ — партнёрство и конкуренция: Материалы 5-й международной научно-практической конференции, 13−14 ноября 2008 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2008. — 0,2 п.л.

3. Тимерманис А. И. Информационное сопровождение социальных программ // Профессия «Журналист»: вызовы XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2008 г., Ижевск.

— Ижевск: Изд-во Удмуртск. гос. ун-та, 2008. — 0,2 п.л.

4. Тимерманис А. И. О социальной ответственности российских банков в условиях экономической рецессии // Социальное пространство России в контексте глобализации: Материалы международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». — Т. 2. — СПб.: Изд-во СПб. политехи, ун-та, 2009. — С. 330−338. — 0,6 / 0,3 п.л.

5. Тимерманис А. И. Информационное обеспечение социальной деятельности банковских учреждений // РЯ, бизнес, СМИ — партнёрство и конкуренция: Материалы 6-й международной научно-практической конференции 12−13 ноября 2009 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2009. — 0,2 п.л.

6. Тимерманис А. И. Социальное партнёрство в информационном пространстве // Профессия «Журналист»: вызовы XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции 2 декабря 2009 г., Ижевск.

Ижевск: Изд-во Удмуртск. гос. ун-та, 2009. — 0,4 п.л.

7. Тимерманис А. И. Проблемы формирования и реализации социальных проектов в банковских учреждениях // РЯ-технологии в информационном обществе: материалы V Международной научнопрактической конференции 27−28 апреля 2010 г., Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. — 0,2 п.л.

Тема и содержание диссертации соответствуют следующим направлениям паспорта специальности «22.00.08. — Социология управления»: п. 12 — Социальные технологии в системе управления: сущность, формы и особенностип. 15 — Проблема эффективности управленческой деятельностип. 17 — Социальное проектирование: сущность, методы и практика.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографии (204) и приложений (9). Объем работы вместе с приложениями составляет 218 страниц.

Выводы по второй главе:

1. Таким образом, в даннйо главе нами установлено, что перечень направлений, в которых реализуются корпоративные социальные проекты, достаточно широк — это экология, развитие спорта, культуры, образования, муниципальной социальной инфраструктуры, независимых СМИ, муниципального управления, поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи. Часть этих проектов имеет исключительно благотворительный характер, но в последнее время все больше компаний рассматривают проекты и программы в социальной сфере как инвестиционные.

2. Многообразие типов проектов — одна из примечательных черт социального проектирования. Возможность применить проектные подходы к технологиям на любом уровне социальной организации, в самых разных масштабах, временных рамках, с мощными ресурсами придаёт социальному проектированию гибкость и реалистичность.

3. В последние годы наметилась тенденция к активизации процесса выработки документов, регулирующих социально партнерские отношения в организациях. Договорные формы трудовых отношений, основанные на принципах социального партнерства, вытеснили ранее существовавшие административно-командные формы регулирования трудовых отношений в производственных коллективах.

4. Практика последних лет показала, что добиться правового регулирования в сфере труда, избежать трудовых конфликтов в организации можно путем установления партнерских отношений между работниками и работодателями, заключая коллективные договоры и соглашения. Через систему коллективных договоров трудящиеся имеют реальную возможность участвовать в управлении производством. Договор призван защищать интересы обеих сторон.

5. Социологическое исследование, проведённое автором и направленное на анализ эффективности и качества социально-проектной деятельности банковских учреждений, позволяет обозначить перспективы развития социально-проектной деятельности в банковских учреждениях, почему организации представляют социальные льготы своим работникам. Несомненно, управление социальными проектами стимулируется соображениями социальной политики, и социальные проекты по месту работы являются не просто отдельной инициативой конкретного работодателя, а неотъемлемой частью единой системы социального проектирования в обществе. Они существуют именно потому, что важны с точки зрения социальной политики, которая санкционирует социальные проекты по месту работы. Поэтому развитие системы корпоративной социальной ответственности, подобно любому другому институту современного общества, в значительной мере зависит от государства как надзирателя за социальной политикой в обществе. При этом все большее значение приобретает взаимодействие между государством и работодателями в оказании социальных услуг работающим, с тем, чтобы соблюсти социальную справедливость и экономическую эффективность при распределении социальных благ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в диссертации установлено, что управление социальными проектами является одной из важных составляющих проектной и в целом социальной деятельности банковского учреждения. Особенно возрастает значение такого управления в кризисные или нестабильные периоды, что в первую очередь было рассмотрено нами в данной диссертации.

В диссертации были поставлены и решены названные во введении исследовательские задачи. Их решение позволило получить следующие результаты исследования:

1. Исследованы теоретико-методологические основания социального проектирования в банковских учреждениях. Результаты его показали, что системный подход к управлению применяется как способ системного упорядочения действий, благодаря которому определяются цели и задачи управления социальными проектами, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из нихосуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых задач, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение.

2. Проведен анализ банка как социального института, по итогам которого установлено, что банк с помощью реализации инструментов социального проектирования может создать благоприятные условия для реализации возможностей управляемой подсистемы за счет проявления инициативы и повышения ответственности каждого субъекта управления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления. Для достижения этих целей необходимо применение ряда научных методов управления, в том числе социальной инженерии, научной школы управления Ф. Тейлора, теории акционизма, метода кросскультурных исследований.

3. Банковское учреждение рассмотрено нами как объект и субъект социального проектирования. Это позволило увидеть необходимость в появлении результативной системы управления социальными проектами, которая отвечала бы его запросам и проявляла высокую адаптивность ко всем инновациям, постоянно изменяющимся условиям труда, образовательного и квалификационного уровня служащих и работников банка.

4. Освещены основные проблемы формирования и реализации социальных проектов в банковских учреждениях Санкт-Петербурга. Раскрытие этих проблем показало, что социально-экономические и политические процессы развития современной России заставляют руководителей пересматривать приоритеты в управлении трудовыми ресурсами, подвигая их ко все более глубокому осознанию необходимости научного подхода в управлении человеческими ресурсами на институциональном уровне управления и разработке эффективной кадровой политики на менеджериальном уровне управления. Установлено, что разработка и воплощение в практику банковского менеджмента глубоко продуманных социальных проектов банка, гибкое управление этими проектами эффективно способствует повышению результативной деятельности банка в целом. Согласование интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению сотрудников организации в процесс управления, а новый тип отношений собственности способствует формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вхождению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у значительного числа российских предпринимателей еще явно прослеживается психология краткосрочной рентабельности.

5. Проведен анализ результатов социологических исследований по управлению социальными проектами в банковских учреждениях, который раскрыл следующие сущностные аспекты и проблемы управления социальными проектами в банковских учреждениях. Инновационный характер деятельности, приоритетность вопросов качества финансовых услуг изменили требования к сотруднику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Отсюда главный стратегический курс руководства банка должен быть направлен на высокий уровень образованности, профессиональной компетентности, квалификации и этики банковских служащих, на предоставление им условий для расширения профессиональных и мировоззренческих знаний и культурного уровня в целом. Поэтому необходимо и сущностное изменение традиционных взглядов самого управленческого звена банков, руководителейконструктивное изменение взглядов, ранее опиравшихся на профессиональные интуицию и опыт, на все более научно-рациональный подход к управлению, позволяющий разрабатывать ясную дальновидную кадровую политику, в которой социальные аспекты станут реальным воплощением глубоко продуманной проектно-управленческой деятельности руководителей.

6. Рассмотрены перспективы развития социально-проектной деятельности в банковских учреждениях РФ на примере банков Санкт-Петербурга. Мы убедились, что управление социальными проектами в банковских учреждениях в России в современном цивилизованном виде не сложилось, хотя имеются попытки и некоторый положительный опыт, касающийся отдельных крупных банков. Объясняется это тем, что на реальную практику решения социальных проблем труда еще заметно влияет опыт советских предприятий, советского уклада жизни, когда социальная защищенность работающего человека, несмотря на многочисленные издержки, была важной частью социальной политики государства и государственных предприятий.

В результате проведённого исследования для оптимизации системы управления корпоративной социальной ответственностью через инструментарий социального проектирования в банковском учреждении автором разработаны и даны следующие практические рекомендации, которые ранжированы нами следующим образом:

1. актуальные вопросы кадровой социальной политики, стоящие перед руководством банковского учреждения;

2. задачи социального проектирования в банковском учреждении;

3. задачи повышения стоимости корпоративного бренда.

1. Актуальные вопросы кадровой социальной политики в банковском учреждении:

• социальная политика определяется стратегией развития, в первую очередь, за счет формирования в системе управления интеллектуального капитала;

• подбор, подготовка и расстановка кадров осуществляется в опережающем режиме, с учетом реализации стратегии, программ и социальных проектов;

• создание системы отбора, позволяющей осуществлять планомерное воспроизводство кадров для банка через укрепление репутации привлекательного работодателя;

• воспроизводство и выращивание нового поколения кадров осуществляется за счет системы корпоративной социальной ответственности и системы подготовки, отвечающих требованиям самообучающейся организации.

2. Актуальные задачи социального проектирования в банковском учреждении:

• принципы управления социальными проектами едины для всех структурных подразделений банковского учреждения, а в перспективе — и группы компаний, в состав которой входит компания;

• организация системы обучения и развития персонала по принципу «самообучающейся организации» посредством создания и развития корпоративного «банка знаний»;

• предоставление возможности продвижения и профессионального роста каждому сотруднику согласно индивидуальному плану карьерного роста;

• обеспечение адекватной системы оплаты труда и премирования сотрудников, учитывающей реальные результаты деятельности и индивидуальный вклад каждого в общие достижения банка;

• воспроизводство и развитие системы корпоративной социальной ответственности через создание эффективных каналов трансляции основных принципов и ценностей банка.

3. Актуальные задачи повышения стоимости корпоративного бренда банковского учреждения:

• осуществление текущей деятельности, направленной, кроме прочего, на формирование репутационной составляющей корпоративного бренда как бренда законопослушного, социально-ответственного, транспарентного и конструктивного банковского учреждения;

• актуализация нематериальных активов банковского учреждения;

• воздействие на внешние целевые аудитории;

• оценка стоимости и актуальности корпоративного бренда.

Реализация социальных задач должна происходить в соответствии с разрабатываемыми корпоративными стандартами, Программой регионального развития, политикой рекламно-имиджевой деятельности, социальной политикой, т. е. документами, в которых конкретизируются принципы и подходы к управлению социальными проектами, отражаются текущие и перспективные задачи банка в области работы с персоналом.

Основной целью стратегии развития системы управления является создание адаптивной системы управления, способной гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Банк должен стремиться к структуре, способной гибко реагировать на возникающие изменения, прозрачной, управляемой и позволяющей эффективно решать поставленные в рамках реализации стратегии развития задачи.

Главная цель системы управления социальными проектами в банковском учреждении — результативное управление интеллектуальным капиталом банка, формирование и поддержание на высоком профессиональном уровне команды специалистов, способной реализовать стратегию банка при оптимальных затратахсоздание условий для реализации профессиональных амбиций сотрудников, направленных на гармонизацию личных целей и целей банковского учреждения.

Управление социальными проектами в банковском учреждении происходит в неразрывной связи с развитием банка, его финансовой, организационной и интеллектуальной инфраструктуры, корпоративной культуры. Оно складывается на основе исторической практики банка, произошедших событий и осуществлённых преобразований. Оптимальный вариант формирования имиджа и корпоративной социальной ответственности банка — это ситуация, при которой имидж и корпоративная социальная ответственность не идут вразрез друг с другом, и процесс формирования имиджа происходит параллельно с реализацией социальных проектов.

Социальное проектирование выступает как социальный инструмент, нацеленный на трансформацию сознания персонала от представления об имидже предприятия к представлению об его философии, мировоззренческой позиции. Оно способствует снижению социальной напряженности и консолидации людей, по крайней мере, в пределах взаимодействий «банк и его клиенты, объединенные единой нравственной позицией».

Ориентация социальных проектов по месту работы через понятие «корпоративная социальная ответственность» позволяет выделить в описываемом явлении два аспекта. С одной стороны, это перспектива социальной политики государства, поскольку это один из способов социальной защиты населения в обществе. С другой стороны, это перспектива организации, так как корпоративная социальная ответственность означает предоставление работающим социальных услуг и льгот через самостоятельные организации разного рода, включая банковские организации.

Эффективное управление социальными проектами необходимо для банковского учреждения не только в периоды его успешного развитияоно приобретает особое значение в затруднительных и кризисных ситуациях. Это обусловлено, в первую очередь, спецификой деятельности банковских учреждений и особой «чувствительностью» данного типа организаций к вопросам социальной репутации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. на 31 декабря 2008 г.). М.: Юрайт-Издат, 2009.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920−1. // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 г.). // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2009 г.). // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  5. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 (в ред. от 9 февраля 2009 г.) // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 24 июля 2009 года) // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 25 декабря 2009 г.). // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  9. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года- 12 ноября 2009 года // Электронный ресурс: информационно-правовая система Консультант Плюс: высшая школа.
  10. Г. П. Маркетинг в АПК. М.: Колос, 1997.
  11. В.А., Гелих О .Я. Философия и теория управления. СПб.: Книжный дом, 2008.
  12. И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер Пресс, 2007.
  13. A.A. Социальные инвестиции российских компаний / A.A. Адом, К. Ю. Зендриков, С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Н. Г. Каминарская. -М.: Изд-во РАГС, 2004.
  14. A.A. Корпоративная социальная ответственность в финансовом секторе // Банковское дело. — 2009. — № 9. — С. 72−75.
  15. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
  16. Н. Шведская модель социального партнёрства в европейском контексте // Человек и труд. 2003. — № 7. — С. 40−45.
  17. A.A. Золотой век русского меценатства. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995.
  18. Бараулина А, Вернидуб А. Папка добрых дел. // Русский Newsweek. 2005. — 7−13 ноября. — № 42 (72). — С. 36−38.
  19. Ч. Функции руководителя : власть, стимулы и ценности в организации. М.: Социум, 2008.
  20. И., Малафеев Н. От патернализма к социальному партнерству // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 2.
  21. Бизнес и общество: выгодное партнерство. М.: Вершина, 2006.256 с.
  22. Благотворительность в России. СПб.: Лики России, 2001−2004.
  23. В.Н., Починок А. П. Социальная политика, уровень и качество жизни. М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001.
  24. Бор М. З. Основы экономических исследований. М.: изд-во ДИС, 1998.
  25. Бор М.З., Пятенко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью. -М.: Приор, 1995.
  26. JI.A. Теория управления Элтона Мэйо. Казань: Изд-во КГТУ, 2007.
  27. И. В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. -М.- Харьков: Фолио, 1998.
  28. М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.
  29. Ю.В., Петров A.B. Экономическая социология. СПб.: Астерион, 2005.
  30. В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности хозяйствующих субъектов // Банковские услуги. 2009. — № 7. -44 с.
  31. А.Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М.: Вершина, 2006.
  32. В.И. Экономическая социология. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2006.
  33. Власть, бизнес и гражданское общество. М.: Фонд Либер Миссия, 2003.
  34. С.Н. Социология и психология управления. СПб.: Петрополис, 2008.
  35. Волчкова Л-Т. Стратегии потребительского поведения населения: на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга: (Материалы эмпир. исслед.). СПб.: Петрополис, 2000.
  36. A.A., Хасин Ф. К., Алипова А. К. Конкуренция на рынке банковских услуг // Банковские услуги. 2009. — № 5.
  37. Гаськов В-М. Управление системой профессионального образования. М.: ИРПО, 2001.
  38. О.Я. Управление: в социально-философском и социологическом понимании: статья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал.-2009.-№ 117. -С. 119−126.
  39. О.Я. Управление и насилие: социально-философский анализ. СПб.: Книжный Дом, 2004.
  40. Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Моск. шк. полит, исследований, 2004.47: Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  41. В .В. Организация консультационной деятельности (Консалтинг) СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995.
  42. Гоулднер, А Наступающий кризис западной социологии. СПб.: Наука, 2003.
  43. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы: России. -СПб.: Норма, 1998.
  44. И.А., Мицкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. СПб.: Феникс, 1996.,
  45. Н.Я. Россия и Европа. М.: Древнее и современное, 2002.
  46. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы М.: Росспэн, 2002.
  47. И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Изд-во КДУ, 2006.
  48. И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. -Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psyfactor.org/lib/k-a.htm.
  49. Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 1995.
  50. Т.М. Прогнозное социальное проектирование. М.: Наука, 1994.
  51. В.Т. Социология межличностных отношений: прикладной аспект. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  52. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  53. П. О профессиональном менеджменте. М.: Вильяме, 2006.
  54. П.Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  55. П. Управление в обществе будущего. М.: Вильяме, 2007.
  56. П. Эффективное управление. М.: ACT: Астрель, 2004.
  57. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана. -М.: Канон, 1995.
  58. Е.В., Романов А. В., Романова В. А. Маркетинг банковских услуг. — М.: Тезис, 1999.
  59. Е.В. Малое предпринимательство и его роль в экономической и политической жизни страны. М.: Изд-во МИРБИС, 2005.
  60. В.Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. / 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во С.-Петербург, гос. ун-та, 1999.70. Ёванович Д. С. Оценка репутационного риска // Банковское дело. -2009. № 8.
  61. А.Н. Организационная психология. М: Форум, 2009.
  62. А.Г. Социология: история, теория, практика. М.: Наука, 2008.
  63. Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления. М.: Гардарики, 2008.
  64. C.B., Либоракина М. И., Сиваева Т. С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. М.: Институт экономики города, 2003.
  65. С.П. Прогнозное социальное проектирование. М.: Дело, 1994.
  66. А.С. Роль банков в устранении кризисных явлений в российском обществе. -М.: Дело, 1999.
  67. С. Исследовательское интервью / Пер. с англ. М. Р. Мироновой. — М.: Смысл, 2003.
  68. М. Управление репутацией банка в условиях кризиса // Банковское дело. 2009. — № 7. — С. 94.
  69. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. -М.: УРСС, 2003.
  70. В.В. Региональные системы в условиях трансформации федеративных отношений: Автореф. дис. докт. эк. н.: Спец. 08.00.05 / Климанов Владимир Викторович- Ин-т систем, анализа РАН. — М., 2003.
  71. A.B., Лукьянов В. Г., Урсу И. С. Социология. — СПб: Изд-во СЗАГС, 2007.
  72. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Пер. с англ. М.: Интерэксперт, 1995.
  73. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 2003. -№ 10−11.
  74. М.Н. Мотивационная система в рамках корпоративной стратегии банка // Банковское дело. 2009. — № 10.
  75. Кох И. А. Институциональная эффективность управления. Екатеринбург: Изд-во УрАГС, 2006.
  76. А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб: Изд-во РХГИ, 1998.
  77. А.И., Тюрина И. О. Социология управления. М.: Академический Проект- Трикста, 2004.
  78. A.C. Благотворительность на Северо-Западе России в 1861—1914 годах: формирование системы и практика. Псков: Изд-во НГУ, 2005.
  79. В.И. Стратегия делового успеха: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  80. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  81. П. Социальное партнерство или корпоративизм? (Социальная структура трудовых отношений в современной России) // Вопросы экономики. 1994. — № 5.
  82. Я.И., Радаев В. В., Яковлев A.A., Ясин Е. Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005.
  83. A.M. Проблемы развития рынка ценных бумаг и фондовых биржевых структур. Кемерово: Кн. изд-во, 1993.
  84. О. Кредит в исследованиях российской науки // Аналитический банковский журнал. — 2009. — № 1.
  85. Дж. К. Теория организации. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  86. М., Исраэлян В. Переговоры искусство для всех // Международная жизнь. — 1991. — № 6.
  87. O.A., Нестеров A.B. Из «тени» в «свет». Социально ответственный бизнес в России. СПб: Книжный дом, 2008.
  88. A.B. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт. Саратов: СГТУ, 1998.
  89. .Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2004.
  90. В.А. Социальное проектирование. М.: Флинта, 2009.
  91. Г. Л. Организация финансово-промышленных групп. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  92. Г. Л. Система банковского маркетинга. М.: Финстатинформ, 1997.
  93. Р.В. Контент-анализ, как метод исторического исследования. Донецк: Информсервис, 1991.
  94. Е.Л. Социальная структура и интересы членов-пайщиков потребительской кооперации: Автореф. дис. канд. экон. наук: (08. 00.05) / Учеб.-науч. комплекс потреб, кооп. «Моск. кооп. ин-т». М., 1991.
  95. А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Питер, 2003.
  96. М.Х. Основы менеджмента. -М.: Вильяме, 2007.
  97. В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. — М.: ИЭ, 1995.
  98. В.Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
  99. В.Н. Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений // Социология экономики и управления. Сб. стат. / Под ред. Л. Т. Волчковой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
  100. В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. -1998. -№ 3.
  101. В.Н. Методы социального программирования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  102. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2004.
  103. A.A. Международные финансовые организации: правовые аспекты деятельности. М.: Омега-Л, 2006.
  104. В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X начало XX вв.). — М.: Прогресс, 1997.
  105. В.В. Словарь терминов современного предпринимателя. -М.: Радикс, 1995.
  106. A.B. Инновационное развитие корпоративного управления в банках России. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  107. На пути к социальному государству // Уровень жизни населения регионов России: Спец. выпуск. 2005. — № 8−9.
  108. А.И. Математическое моделирование экономических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. лесотехн. акад., 2000.
  109. А. и др. Социальная политика российских компаний / А. Нещадин, Н. Горин, Г. Тульчинский, О. Нещадина, И. Царева, А. Хавина, В. Анисимов. М.: Теис, 2005.
  110. P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. Москва: Норма, 2008.
  111. Общество и политика / Под ред. В. Ю. Большакова СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  112. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  113. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. -М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  114. Т.В. Инфляция и антиинфляционная политика в России. М.: Финансы и статистика, 2000.
  115. Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002.
  116. Т. О структуре социального действия. -М.: Акад. проект, 2002.
  117. Т. Система координат действия в общей теории систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Мое. гос. ун-та, 1994.
  118. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.
  119. С.П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 208.
  120. О. Ва-банк на репутацию // Аналитический банковский журнал. 2009. — № 7.
  121. Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX века. М.: Изд-во РОССПЭН, 1997.
  122. А.И. Социология организаций. -М.: Наука, 1980.
  123. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Мир, 2001.
  124. Программа «Эффективные социальные инвестиции и социальное партнерство (ЭСИСП)». -М.: Изд-во ВЦИЭСТ, 2008.
  125. В.В. Регулирование деятельности коммерческих банков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.э.н.: Спец. 08.00.01: Спец. 08.00.10- Финансовая акад. при Правительстве РФ. М., 1999.
  126. В.В. Экономическая социология. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005.
  127. Ю.М. Введение в социальную теорию. М.: Наука, 2003.
  128. С. Менеджмент. -М.: Вильяме, 2002.
  129. В. Уровень заработной платы и пенсионного обеспечения как барометр состояния социального партнерства // Человек и Труд. 2008. -№ 7.
  130. A.A. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского. М.: Вершина, 2006.
  131. П.С. Банковский менеджмент = Commercial bank management: Предоставление финансовых услуг / Пер. с англ. / Академия народ, хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело Лтд, 1995.
  132. П.С. Банковский менеджмент: Предоставление финансовых услуг. М.: Дело, 1997.
  133. Е.В. Социально-ситуативные факторы риска формирования дефекта социализации развивающейся личности в интерактивной системе образования. — Новосибирск: Изд-во Сибирск. психосоциал. ин-та, 2002.
  134. В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. — М.: Академия, 2008.
  135. Г. Ю. Социальное партнёрство в современном мире. М.: Диалог, 1996.
  136. Д. Информационное сообщение. Алма-Ата: Казах, геофиз. трест, 1968.
  137. С., Туркин С. Социальное изменение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества. М.: Красная Площадь, 2001.
  138. И. Менеджмент в банке: стратегия и тактика // Аналитический банковский журнал. 2009. — № 6.
  139. С.Н., Гарсия-Исер М.Х. Очерки государственной политики занятости. -М.: Фаст-Принт, 1999.
  140. П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Изд-во МФК, 1999.
  141. Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследований. / Редколлегия: A.B. Тихонов (отв. редактор) и др. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2010.
  142. В.А. Актуальные проблемы управления персоналом : социально-психологический подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  143. Э.Е. Как управлять персоналом / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
  144. А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. -М.: КомКнига, 2007.
  145. В.А. История российского предпринимательства: учебное пособие. Ростов-на-Дону: РСЭИ, 1997.
  146. В.И., Тульчинский Г. Л. Бренд-интегрированный менеджмент. М.: Вершина, 2007.
  147. Ф. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. М.: Журнал «Контроллинг», 1991.
  148. У. Управление банком. Уфа: Спектр, 1993.
  149. A.B. Социология управления / 2-е изд. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация, 2007.
  150. Т.Ж. Социология управления. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  151. А. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-пресс, 2006.
  152. Г. JI. Бизнес, государство и общество в современной России // Управление и власть. СПб.: Вершина, 2004.
  153. Г. Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. СПб: Справочники Петербурга, 2006.
  154. Г. Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. М.: Вершина, 2006.
  155. Г. Л. Корпоративная социальная ответственность. (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб.: Справочники Петербурга, 2006.
  156. Г. Л. Социальные функции и социальное партнерство бизнеса // Менеджер XXI века: проблемы подготовки и социальной ответственности. СПб.: Вершина, 2003.
  157. С. Социальные инвестиции в бизнесе: пособие для менеджеров. М.: Рус ун-т, 2003.169. 1000 лучших предприятий России. Промышленность России: эффективность производства и качество менеджмента. — М.: Янус-К, 2005.
  158. Управление персоналом / Под общ. ред. А. И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  159. В.М. Современный коммерческий банк. М.: Вазар-Ферро, 1994.
  160. А. Общее и промышленное управление / Пер. с франц. -М.: Журнал «Контроллинг», 1992.
  161. А. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
  162. Я., Герксхан К. Формирование социального капитала в Центральной и Восточной Европе // Beyond Transition. Экономический вестник о вопросах переходной экономики. М., 2005. — № 7. — С. 18−19.
  163. Финансово-промышленные группы в регионах России: вопросы прозрачности и подотчетности (исследование на примере Нижегородской области). М.: Юнити, 2005.
  164. Э.А., Чикадзе Е. З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. — СПб.: Вершина, 1999.
  165. А.Н. Организационно-экономический механизм повышения эффективности деятельности банка в сфере розничных услуг // Банковские услуги. 2009. — № 4. — С. 46−48.
  166. М., Сэвидж JI. Дж. Анализ полезности при выборе среди альтернатив, предполагающих риск. СПб.: Экономическая школа, 1993.
  167. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Под ред. М. Хесселя. М.: Джон Уайли энд Санз, 1996.
  168. Г. Тайны природы. Ижевск: Изд-во ИКИ, 2003.
  169. К.В. Материальная сторона жизни в зеркале субъективных смыслов: опыт контент-анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. — № 1 (28).
  170. Д. Исследователи об организациях. Жуковский: МИМ «ЛИНК», 1999.
  171. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.
  172. Л.В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  173. Е.А. Формирование конкурентных преимуществ в коммерческих банках // Банковское дело. 2009. — № 1.
  174. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. — М.: Айрис-пресс, 2003.
  175. И., Шанин Т., Ковалев Е., Левенсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. — СПб: Алетейя, 2009.
  176. Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
  177. П. Роберт Мертон: динамический функционализм // Современная американская социология/ Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  178. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  179. В.Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России. — М.: Академия, 2004.
  180. В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: проблематика, место и роль НКО, механизмы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления -2005». Выпуск 4. М.: Изд-во ГУУ, 2005.
  181. В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. М.: КомКнига 2005.
  182. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. / 6-е изд. М.: ИКАЗ Добросвет, 2003.
  183. Р. Социальный отчет // КоммерсантЪ Social Report. -2005.-№ 182.
  184. Beebe S.A., Beebe S.J., Redmond M.V. Interpersonal Cjmmunication: Relating to Others. Allyn & Bacon. Simon & Schuster. Needham Heights, MH. -1996.
  185. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.
  186. M. & Nothstine W.L. Power Persuasion. The Educational Video Group. Greenwood. Indiana. Us, 1996.
  187. Larson Ch.U. Persuasion. Reception and Responsibility. Wadsworth Publishihg Company. Belmont. California, 1995
  188. Toward the 21 st Century. The Future of Speech Communication. Ed. by J.T.Wood and R.B.Gregg. Hampton Prees. Inc. Gresskill. New Jersey, 1995.
  189. Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie. Landsberg am Lech, 1991.
Заполнить форму текущей работой