Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при изучении начертательной геометрии в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует необходимость развития профессионально значимых умений у дизайнера при помощи графических знаний. Это один из путей, который позволит сформировать нового специалиста, обладающего умением провести графический анализ, т. е. дать оценку определенным разработкам с точки зрения их образной необходимости и эффективности. Знание графических законов восприятия пространственных образов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов при изучении начертательной геометрии
    • 1. 1. Взаимодействие систем при изучении 18 графических дисциплин в вузовском образовании
    • 1. 2. Обучение репродуктивной деятельности при изучении 33 начертательной геометрии
    • 1. 3. Творчество как предмет философского, психологического 49 и педагогического осмысления
    • 1. 4. Теоретическое обоснование развития умений 64 репродуктивной и творческой деятельности при изучении графических дисциплин
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Пути и средства педагогического обеспечения развития личности студентов в системе изучения начертательной геометрии
    • 2. 1. Цели экспериментального обучения
    • 2. 2. Разработка модели системы экспериментального обучения 103 начертательной геометрии
    • 2. 3. Технологии развития репродуктивных и творческих 112 умений у студентов при изучении начертательной геометрии в
    • 2. 4. Анализ результатов экспериментального обучения
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Развитие умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при изучении начертательной геометрии в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Происходящие в настоящее время преобразования российского общества оказали влияние на изменение требований к профессиональной подготовке нового поколения специалистов. Современные преобразования и позитивные тенденции в его развитии расширили объективные возможности для проявления свободы человека как личности, его индивидуальности и неповторимости. Особую актуальность в современных условиях приобрела проблема развития творческой активности и самостоятельности человека.

Обновление общественных отношений на современном этапе развития нашего общества вызвало изменение системы образования человека, как в профессиональной, так и в любой другой сфере его деятельности.

Современные образовательные системы все больше ориентируются на интеграцию науки, образования, высоких технологий. Растет использование интенсивных методик с опорой на достижения инновационной педагогики и рефлексивной психологии.

Развитие высшего профессионального образования характеризуется кардинальными изменениями — от постановки новых задач, разработки стандартов нового поколения до поиска новых образовательных технологий. В образовании все глубже проявляется тенденция интеграции усилий вокруг проблемы эффективности обучающей деятельности, и в настоящее время необходимы новые образовательные технологии, решающие задачи всеобщего непрерывного образования. Одним из аспектов идеи непрерывного дизайн-образования является проблема формирования творческой личности, способной адекватно реагировать на изменяющийся мир, работать на стыке разных сфер деятельности, открывать новые способы видения и формы интеграции науки и культуры.

В связи с этим моделирование образовательных процессов открывает важную перспективу для инновационной педагогики.

Поэтому такие качества человека, как свобода выбора и творчество стали занимать особое место в структуре личности, поскольку они позволяют каждому молодому человеку проявить весь спектр своей сущности и неповторимости.

Изменения в подходе к образованию, (а именно: гуманизация и гуманитаризация) в понимании его задач, обусловили методологическое переосмысление, обращение к идеям гуманизма, нашедшим отражение в исследованиях философов, психологов, педагогов, стоящих на гуманистических позициях. Поэтому в образовании на первое место ставится личность студента, осознаваемая как духовно-нравственная сущность человека, обретающего позицию субъекта своего интеллектуального, духовного развития и самовоспитания в условиях профессиональной деятельности.

Следовательно, задача педагогики высшей школы заключается в том, чтобы исследовать закономерности подобной организации педагогического процесса, содействующей интенсивному формированию полноценного специалиста, способного к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности, для которой приоритетным является инновационный стиль мышления, готовность к интеллектуальной творческой деятельности.

Проявление профессионализма и творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса. В соответствии с этим, готовность к выполнению работ, к творчеству, к поиску и решению проблем в любой деятельности особенно важна для дизайнеров, как творческих работников. Поэтому студенты и преподаватели должны осознавать, что творческие умения развиваются при использовании имеющихся знаний и умений репродуктивной деятельности в конкретной деятельности.

Рассматривая интеллектуальное, развитие личности как стремление к гармонии с окружающим миром и к достижению поставленных целей, педагог должен передать это будущему специалисту-дизайнеру, который в ответе за будущее управление процессами производства, народного хозяйства, за сохранение наследия предшествующих поколений. Интеллектуальное развитие личности, ее нравственное совершенствование — это то, без чего невозможно воспитать высококвалифицированного специалиста.

Современная система подготовки профессиональных кадров дизайнеров в классическом университете рассчитана на развитие у студентов умений репродуктивной деятельности и стремления на их основе развивать умения творческой деятельности, умения общаться с людьми разных поколений, овладевать требуемыми операциями на рабочем месте, творчески применять их, осуществляя профессиональную деятельность. Это далеко не полный список качеств, которыми должен обладать выпускник университета.

История отечественной высшей школы подтверждает, что сочетание научной эрудиции и педагогического мастерства может принести подлинный успех в системе учебно-воспитательной работы.

Научная и профессиональная компетентность студента — будущего дизайнера предполагает изучение графических дисциплин, так как их усвоение развивает пространственное мышление и необходимо при изучении всех творческих, проектных и технических предметов.

Изучение начертательной геометрии требует сочетания как образного, ассоциативного, так и логического мышления, а также, — осознания личного отношения к процессу познания. Особенно важны отмеченные качества для людей, занимающихся техническим проектированием, художественно-конструкторской, изобретательской или макетной работами, требующими решения нестандартных исследовательских задач. Поэтому работа педагогапреподавателя вуза по развитию профессионально значимых умений у студентов должна гарантировать получение нужного результата. А это возможно при осознании преподавателем научных основ обучения и развития студентов.

Развитие профессионально значимых умений у будущих дизайнеров при помощи графических знаний — это один из путей, позволяющих сформировать нового специалиста, обладающего умением провести графический анализ, т. е. дать оценку определенным разработкам с точки зрения их образной необходимости и эффективности. Знание графических законов восприятия пространственных образов, позволяет студенту лучше усваивать технические знания, дает широкую специализацию на основе компетентности, способствует выработке умений профессионально грамотно выполнять свою работу, принимать решения, развивает пространственное воображение, глазомер — чувство размеров, форм и пропорций, художественный вкус, а так же умение творчески трудится. Все это и определяет требования, предъявляемые к подготовке дизайнеров, отраженные в Государственном стандарте высшего профессионального образования.

Начертательная геометрия имеет большие возможности для развития как репродуктивных, так и творческих умений студентов, формирования у них образного мышления средствами начертательной геометрии, умения правильно понимать и анализировать практически любые задачи и выбирать наиболее оптимальные способы их решения.

Все это позволит решить первостепенную задачу, стоящую перед высшей школой — подготовку специалистов в сфере дизайна и прикладного искусства работников, способных к творческой деятельности.

В Государственном стандарте высшего профессионального образования определено, что современное высшее образование призвано подготовить для производства специалиста, способного реализовать задачи, состоящие перед ним. В связи с этим перед высшей школой стоят вполне определенные стратегические цели — это всестороннее развитие личности и профессиональная подготовка специалиста. Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами знаний, умений, определенных программами. Учебные программы по начертательной геометрии предполагают возможности развития пространственного и образного мышления, а также формирования репродуктивных и творческих умений студентов. Преподаватель, ведущий курс по всем разделам начертательной геометрии, должен помочь студентам понять своеобразный язык и красоту геометрических образов, доказательств, алгоритмических процессов, научить видеть окружающий мир через призму отношения дизайнера-творца к явлениям окружающей жизни, которые он способен выразить с помощью пространственных образов. Специфика начертательной геометрии, как особой науки, состоит в том, что она подчеркивает количественные отношения и пространственные формы, которые присущи всем без исключения предметам и явлениям и делает их объектами своего исследования.

Содержание учебных программ по начертательной геометрии оказывает большое развивающее воздействие на студентов, формируя у них новые образы, мышление, интеллект и мировоззрение, что единодушно отмечают исследователи и авторы учебных пособий [15, 23, 25, 26, 37, 41, 45, 50, 62, 71, 72,86, 92, 103, 147, 156, 161].

Сущность творчества имманентна самой природе человека. Идея творчества занимает ведущее место в трудах классических и современных философов (Н.А. Бердяев, И. Кант, Б. Ф. Сорокин, Дж. Локк, В. А. Штофф, Б.Г.

Юдин, Э. Г. Юдин и др.).

Одной из главных психолого-педагогических проблем является становление творческого потенциала личности, успешность решения которой зависит, по мнению одних ученых, от умения личности развивать свой творческий потенциал (И. Я. Лернер), а, по мнению других — от развитости латерального, вероятностного мышления, т. е. умения изыскивать и использовать параллельную информацию (Э. Боно, В. А. Сластенин). Развитие творческих умений невозможно рассматривать без опоры на развитие умений репродуктивной деятельности (Н.Ф.Талызина, Н. Л. Терский, М.Н.Поташник).

Для определения дидактических основ развития репродуктивных и творческих умений студентов в графической деятельности использовались результаты исследований, проведенных В. А. Гервером, 10. Ф. Катхановой, П. Я. Пономоревым, М. Н. Скаткиным, [38, 72, 115, 127] и другими исследователями. Несмотря на это, данная проблема заслуживает тщательного анализа и обобщения.

Большинство исследователей указывают на необходимость раскрытия творческого потенциала личности (Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, М. А. Байдан, В. С. Веблер, В. Н. Дружинин, А. Б. Каганов и др.) [7, 10, 16, 27, 59, 66], на важность периода студенческого возраста как базового времени вызревания осознанного понимания природы мыслительной деятельности, когда мера успешности учебной деятельности выступает важным фактором личного роста и является предпосылкой дальнейшего становления личности как студента, так и дизайнера (Д. Ф. Карева, А. С. Козлов, Н. Роджерс, Е. В. Ткаченко) [ 71, 74, 119, 144] .

Данная проблема рассматривается с позиций системного подхода (Д. Ф. Карева, Е. К. Дворянкина) [71]. Концепция системного подхода позволяет рассматривать образование в вузе как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами, комплекс, технологический режим взаимодействия которого позволяет гарантировать получение результата — профессионально подготовленного специалиста [4, 31, 55, 63, 65, 77, 109, 169].

Необходимо подчеркнуть, что для разработки темы особую важность имеют исследования в психологии универсальных приемов мышления, владея кохорыми студент выходит за рамки стереотипов[3, 13, 21, 25, 27, 32, 33, 35, 36, 41, 50, 52, 59, 67, 68, 78, 83, 87, 107, 119,120, 145,155].

Значительную ценность представляют работы исследователей творческого нестандартного мышления (Э. Боно, Д. Дыои, Дж. Ниренберга) [21, 60, 107].

Для определения педагогических условий развития умений репродуктивной и творческой деятельности студентов вузов при обучении начертательной геометрии были использованы исследования системы обучения и воспитания, разработанные Д. Ф. Каревой, И. Я. Лернером. [71,89].

Начертательная геометрия имеет большие возможности для развития творческих умений, пространственного воображения, всех видов мышления: наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического.

Все это позволит решить первостепенную задачу, стоящую перед высшей школой — подготовку специалистов в сфере дизайна и прикладного искусства работников, способных к творческой деятельности.

Необходимость реализации рассмотренных целей ставит на повестку дня вопрос о разработке научно-обоснованных методических рекомендаций для развития репродуктивных и творческих умений у студентов при изучении начертательной геометрии в вузе (в нашем случае — в классическом университете).

Исходя из состояния научной разработки проблемы и реальных потребностей вузовской педагогической практики, в предлагаемой работе одной из основных полагается задача определения педагогических условий, обеспечивающих развитие репродуктивных и творческих умений в системе обучения начертательной геометрии в вузе (специальность 70 601 «Дизайн костюма»).

Определенную значимость при изучении проблемы имеет опыт преподавателей кафедры графики. Их деятельность требует обобщения и анализа с целью определения наиболее перспективных методов развития и взаимосвязи репродуктивных и творческих умений у студентов при изучении начертательной геометрии.

Автор диссертации, не претендуя на исчерпывающее раскрытие избранной темы, делает попытку внести свой вклад в ее разработку.

Обосновывая актуальность темы, обращаем внимание на то, что она является составной частью плана по совершенствованию и развитию научно-исследовательской деятельности студентов, их профессиональных умений. В связи с этим предположим, что возможности развития репродуктивных и творческих умений кроются в четкой постановке целей этого развития — путем моделирования деятельности студента (в соответствии с поставленной целью), отбора технологий формирования этих умений, а также, — педагогической рефлексии результатов обучения.

Отдельные вопросы по интересующей нас проблеме, рассматриваются в трудах Г. С. Альтшуллера, В. А. Гервера, В. Н. Дружинина, Ю. Ф. Катхановой, А., М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Р. П. Повилейко, В. Д. Шадрикова [6 -9, 38, 59, 72, 98,114, 115, 159] и других ученых.

В своей работе мы опирались на теорию и технологию разработки и постановки образовательных и воспитательных целей таких ученых, как, например, В. Н. Дружинин, В.А. Канн-Калик, И. Я. Лернер, Д. Ф. Карева, Н. JI. Терский, [59, 69, 89,71, 142].

Кроме того, наши исследования основываются на трудах таких современных ученых в области теории и методики преподавания графических дисциплин, как: Н. Н. Анисимов, А. Д. Ботвинников, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградов, В. А. Гервер, Ю. Ф. Катханова, Б. Ф. Ломов, Л. А. Найниш, Н. Ф. Четверухин [11,22, 23,26,38, 72, 93, 103, 156].

Исследования вышеназванных ученых имеют первостепенное значение для разработки педагогических средств, методов и приемов развития репродуктивных и творческих умений у студентов при обучении начертательной геометрии.

Особенности развития личности обучаемого изложены в трудах Л. С. Выготского, B.C. Кузина, Н. А. Менчинской, Н. Роджерса, С. Л. Рубинштейна и др. [33, 78, 100, 119, 120]. При исследовании условий развития образного, абстрактного и логического мышления пространственных представлений и воображения мы обращались к трудам Р. П. Повилейко, Я. А. Пономарева, В. Д. Шадрикова и др. [114, 115, 159].

Несмотря на значительное число научных исследований и отражения их результатов в ряде программ и положительном опыте работы в области методики развития интеллектуальных способностей, научно-педагогическая проблема обучения студентов умениям репродуктивной и творческой деятельности в вузе является недостаточно методологически и теоретически разработанной и заслуживает тщательного анализа и обобщения.

Существует необходимость развития профессионально значимых умений у дизайнера при помощи графических знаний. Это один из путей, который позволит сформировать нового специалиста, обладающего умением провести графический анализ, т. е. дать оценку определенным разработкам с точки зрения их образной необходимости и эффективности. Знание графических законов восприятия пространственных образов развивает пространственное представление, художественный вкус, позволяет студенту лучше усваивать технические знания, дает широкую специализацию на основе компетентности, способствует выработке умений профессионально грамотно выполнять свою работу, принимать решения, а так же умение творчески трудится.

Обучение студентов начертательной геометрии является важной составной частью проблемы целенаправленного воздействия на развитие личности будущего дизайнера, как сферы его умственной деятельности, так и формирования мировоззрения. Лишь при таком подходе можно сформировать компетентную творческую личность, способную решать задачи дальнейшего непрерывного самообразования и саморазвития. Говоря об этом, мы имеем в виду целенаправленное воздействие на систему обучения и воспитания при их взаимодействии в процессе работы со студентами при изучении начертательной геометрии.

В связи с этим, проведение специального педагогического исследования, разработка и экспериментальная проверка модели обучения, направленной на развитие репродуктивных и творческих умений у студентов при обучении начертательной геометрии являются весьма актуальными.

Цель исследования состоит в решении значимой научно-педагогической проблемы развития умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов при изучении начертательной геометрии в вузе.

Объект исследования: процесс обучения, направленный на развитие умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при изучении начертательной геометрии в вузе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов вуза в системе обучения начертательной геометрииразработка модели развития умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов и реализация ее в системе образования при изучении начертательной геометрии.

Гипотеза исследования: развитие умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов вуза при обучении начертательной геометрии может быть успешным, если:

— проанализировано содержание программы по начертательной геометрии и определены возможности развития умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при изучении начертательной геометрии;

— определено содержание образовательных целей определяющих развитие умений репродуктивной и творческой деятельности;

— вычленено содержание воспитательных целей, реализуемых при развитии умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов;

— технологии обучения начертательной геометрии теоретически аргументированы и строятся на репродуктивных и творческих методах обучения;

— процесс обучения начертательной геометрии является средством развития умений репродуктивной и творческой деятельности студентов;

— обеспечено условие единства развития умений репродуктивной и творческой деятельности с формированием профессиональных качеств личности будущего дизайнера;

— разработана модель обучения, направленного на развитие умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при обучении начертательной геометрии.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние вузовской практики обучения начертательной геометрии.

2. Определить теоретическую сущность развития умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при обучении начертательной геометрии.

3. Исследовать процесс развития умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов вуза при изучении начертательной геометрии и выявить его возможности.

4. Выявить процессуальную специфику развития умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при обучении начертательной геометрии.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели обучения начертательной геометрии, направленной на развитие умений репродуктивной и творческой деятельности студентов.

Методологической основой исследования являются философские, психологические и педагогические положения о формировании опыта репродуктивной и творческой деятельности как наиболее эффективном средстве саморазвития и самореализации личности, а также ведущие положения психологии и педагогики о развитии личности, о сущности обучения и воспитания, теории социальных систем при рассмотрении педагогических явлений.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования:

— изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования;

— теоретический анализ учебных программ, анализ накопленных к настоящему времени выводов и практических рекомендаций по педагогике, психологии;

— обобщение практики обучения начертательной геометрии в прошлом и настоящеминдивидуальные и групповые беседы с преподавателями, методистами и другими специалистами, а также анализ учебных работ студентов и учащихся специализированных классов, программ по начертательной геометрии, собственного педагогического опыта и педагогического опыта других преподавателеймоделирование;

— экспериментальное обучение;

— педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа на базе Амурского государственного университета (АмГУ) г. Благовещенска.

Первый этап (2000 — 2003гг.) — поисковый (включал теоретическое осмысление проблемы).

1. Изучение и анализ литературы по теме исследования.

2. Изучение опыта работы по развитию репродуктивных и творческих умений при обучении начертательной геометрии студентов Амурского государственного университета, наблюдение за деятельностью преподавателей, студентов.

3. Посещение и анализ практических занятий и лекций по начертательной геометрии в учебных заведениях города Благовещенска, Хабаровска (Благовещенский государственный педагогический университет, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Амурский педагогический колледж).

Второй этап (2003 — 2005гг.) — опытно-экспериментальный.

1. Первичная проверка гипотезы.

2. Определение возможности реализации модели обучения, направленного на развитие умений репродуктивной и творческой деятельности посредством разработанной технологии при обучении начертательной геометрии в ходе проведения экспериментального обучения в АмГУ.

3. Корректировка модели и технологии по методам, приемам и формам.

4. Педагогический эксперимент (на базе факультета прикладных искусств АмГУ).

Третий этап (2005 — 2006гг.) — теоретически-обобщающий.

1. Анализ и обработка материалов педагогического эксперимента.

2. Систематизация полученного материала, а также проверка и коррекция отдельных положений, выводов и рекомендаций по развитию умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при изучении начертательной геометрии.

Научная новизна исследования заключаются в том, что.

— изучена возможность и научно обоснована необходимость качественных изменений в профессиональной подготовке студентов — будущих дизайнеров средствами начертательной геометрии в вузе;

— установлено содержание оперативных образовательных и воспитательных целей, определяющих развитие умений репродуктивной и творческой деятельности студентов;

— определены конкретные пути развития творческих умений у студентов при обучении начертательной геометрии, состоящие в создании педагогических условий, опирающихся на взаимосвязанное применение теориипоэтапного формирования умственных действий и проблемного метода обучения;

— разработана модель обучения начертательной геометрии, содержащая взаимосвязанные информационную, методическую и воспитательную подсистемы, и направленная на развитие умений осуществления репродуктивной и творческой деятельности;

— обоснована взаимосвязь развития умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при обучении начертательной геометрии с формированием нравственных и профессиональных качеств личности будущих дизайнеров.

Теоретическая ценность и практическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической проблемы развития умений репродуктивной и творческой деятельности студентов при изучении начертательной геометрии в вузе. На основе результатов экспериментальной работы показана необходимость создания таких психолого-педагогических условий, которые позволят студенту стать субъектом своего интеллектуального, духовного и профессионального саморазвития, что выражается в постановке и реализации целей обучения.

Для моделирования обучения, направленного на развитие репродуктивных и творческих умений, разработаны:

1) технологии обучения репродуктивной и творческой деятельности студентов на конкретном предмете (начертательная геометрия),.

2) цели на оперативном уровне (образовательные и воспитательные),.

3) построена модель структуры воспитательных целей,.

4) разработаны научно-методические рекомендации педагогам вуза.

Материалы исследования способствовали совершенствованию лекционного и практического содержания курса по начертательной геометрии и методике его преподавания.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в работе со студентами других специальностей при изучении начертательной геометрии в вузе, при совершенствовании, корректировке и, а разработке программ, методических пособий по начертательной геометрии для системы вузовского образования, в ходе стажировок преподавателей начертательной геометрии вузов.

Достоверность научных положений, выводов, рекомендаций обеспечивается теоретико-методологической основой, адекватностью методов исследования, многолетним опытом работы автора в качестве преподавателя, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики обучения начертательной геометрии.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основное содержание и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры дизайна АмГУ, кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Результаты исследования получили одобрение на I Всероссийской научно-технической конференции (3−4 февраля 1999 г., Нижний Новгород) — учебно-методической конференции: Учебный процесс в новых условиях: реалии и возможности (г. Благовещенск, 1999 г.) — Второй межвузовской научно-методической конференции «Графическое образование: вопросы теории, истории и практики: труды второй межвузовской научно-методической конференции (г. Хабаровск, 2005 г.) — XII Международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (г. Пенза, 2005 г.).

Материалы исследования используются в учебном процессе на кафедре дизайна АмГУ.

На защиту выносится следующие положения:

1. Развитие умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов при изучении начертательной геометрии происходит в процессе взаимодействия системы обучения, воспитания и информационной системы начертательной геометрии, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности, ее нравственное совершенствование.

2.Педагогическими условиями развития умений репродуктивной и творческой деятельности у студентов при обучении начертательной геометрии выступают: осознание студентами сущности этих уменийприменение технологий, способствующих развитию умений репродуктивной и творческой деятельностиразвитие у студентов адекватного отношения к этим умениям.

3. Развитие репродуктивных и творческих умений у студентов — будущих дизайнеров при обучении начертательной геометрии наиболее эффективно протекает при реализации модели системы обучения начертательной геометрии, разработанной с учетом педагогических условий.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Выводы по второй главе I.

Для развития умений творческой деятельности студентов при изучении начертательной геометрии:

— построено «дерево» воспитательных и образовательных целей для разработки программы и модели ее реализации.

— на основе разработанного «дерева» целей и определенного объема информации для усвоения из области дизайна разработана модель развития умений творческой деятельности.

При разработке модели для изучения каждой темы определены образовательные цели по уровням усвоения и качествам знаний, воспитательные цели, развивающие цели по развитию умственной сферы и педагогическим способностям, выделен понятийный аппарат, способы деятельности и количество часов для их достижения.

Определено, что развитие умений репродуктивной и творческой деятельности студентов-дизайнеров необходимо проводить:

— при четком определении целей каждого вида выполняемой работы. В соответствии с целями определять технологии обучения, которые соединяют в определенной последовательности методы обучения, средства (специфические приемы начертательной геометрии) и формы обучения;

— с соблюдением последовательности 2уу Зуу;

— при соблюдении взаимодействия воспитания и обучения.

Третий уровень усвоения (ЗУУ) позволяет:

— осознавать и определять последовательность своей деятельности при выполнении работ по начертательной геометрии;

— применять на практике знания по начертательной геометрии, соединяя их с нравственным отношением к изображаемым объектам на 3 уровне усвоения;

— работать в автономном режиме по составлению технологии выполнения творческих работ;

Освоение способов творческой деятельности в начертательной геометрии позволяет сформировать такие качества знаний, как осознанность, глубина, системность, систематичность, оперативность, гибкость и формирует отношение к творческой деятельности — старание, добросовестность, дает осознание безграничности своих возможностей и т. п.

От преподавателя такая деятельность требует осмысления выбора и разработки целей обученияразработки модели обучениявыбора технологии реализации целей воспитания и обучения на 1,2,3 уровнях усвоенияобучения технологии выполнения работ различного вида на 1, 2, 3 уровнях усвоенияразработки методических пособий, позволяющих организовать и направлять работу студентов.

Осознание студентами поля творческого выбора при своей деятельности, способствует более успешному развитию их творческих умений, позволяет осуществлять перенос этих умений на пограничные области деятельности (другие предметы, педагогическая практика и т. п.).

Целенаправленная работа по развитию творческих умений способствует формированию профессиональных способностей будущих дизайнеров. I.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа, позволяет утверждать, что будущие специалисты в вузовском обучении приобрели умения творческой деятельности, моделируя в учении саморазвитие своего интеллектуального и духовного потенциала во взаимодействии с преподаванием, что обеспечит возможность переноса опыта учения в опыт предстоящей профессиональной деятельности. I.

Заключение

.

Проблема развития умений выполнять репродуктивную и творческую деятельность в условиях современного развития высшей профессиональной школы имеет важное значение. Обусловлено это серьезной потребностью обеспечить промышленность высоко компетентными специалистами, связанными с графической и дизайнерской деятельностью и острой необходимостью осмысления роли и значения профессиональных качеств личности дизайнера и его саморазвития для личного профессионального роста и ориентации в рамках соЬременной жизни.

Современное состояние и перспективы социально-экономического развития нашего общества диктуют необходимость по-новому решать вопросы совершенствования профессионального образования будущих дизайнеров.

Актуальность исследования определяется потребностью общества в организации педагогического процесса содействующего формированию полноценного специалиста, способного к постоянному поиску нестандартных способов осуществления деятельности, для которой приоритетным является инновационный стиль мышления.

Развитие творческой активности студентов, их умений творческой деятельности при изучении графических дисциплин является неотъемлемым условием современного образовательного процесса профессиональной подготовки студентов.

Особую значимость эта проблема имеет для высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов-дизайнеров. Она значима как для преподавателя графических дисциплин, так и для студента, так как стандартом высшего профессионального образования определено умение будущего специалиста самостоятельно, творчески работать, выстраивая отношения с окружающим миром.

В нашей работе решена одна из актуальных научно-методических проблем построения моделей образовательной системы в рамках вуза. Итоги исследования показали актуальность отмеченной проблемы, теоретическую и практическую значимость для педагогической науки и подтвердили гипотезы, выдвинутые в начале исследовательской деятельности.

Проведённая работа позволяет сделать выводы, что применение системного подхода позволяет вести разработку процесса обучения в заданном режиме.

Нами определено, что при обучении взаимодействуют система обучения, система воспитания, информационная система предметной области самой дисциплины и самого студента. Синхронное взаимодействие этих систем обеспечивает своеобразный и самобытный путь становления и развития каждой личности, ведущую роль и значение человека в решении проблем своего Отечества, обеспечивающих личное благополучие людей.

Рассмотренный материал о психолого-педагогических основах систем обучения и воспитания позволяет сделать следующие выводы, что процесс воспитания должен основываться на современных подходах к образованию, основанных на принципах гуманизации и гуманитаризациипри разработке системы обучения и системы воспитания необходимо учитывать философские основы этики и эстетики, закономерности процесса познания. При разработке системы обучения и воспитания при обучении начертательной геометрии необходимо учитывать его развивающую и воспитывающую направленность на личность студента.

Приобщение к культуре, нравственным и эстетическим ценностям способствует становлению и развитию будущего специалиста. Поэтому при формировании системы знаний необходимо обеспечить синхронное функционирование информационной системы (информация по предмету), системы обучения (усвоение единиц содержания образования) и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного и нравственного отношения к труду).

Для применения теоретических знаний в практической деятельности необходимо научить студентов мыслить понятиями данной науки, для чего выполняются учебные задания, формирующие и развивающие умения репродуктивной и творческой деятельности.

Выполнение задания различной степени сложности с использованием алгоритмов, формируют у студентов умения выполнять графические работы по плану с соблюдением последовательности усвоения знаний в соответствии с уровнями усвоения (1, 2, 3). Применение алгоритмов позволяет выйти на комбинаторику их применения в последовательности от простых к более сложным.

При этом формируются качества личности, как: обязательность достижения поставленной цели, активность, самоконтроль, осознанность I выполнения действий и т. п.

Мышление дизайнера обнаруживает сложный состав — полагаемый как художественно-понятийно-образно-действенный. Здесь каждый компонент занимает равноправное место и может быть как репродуктивным, так и творческим.

В данном исследовании нами определена взаимосвязь репродуктивных и творческих умений. Как видно из анализа исследований в данной области:

— репродуктивные умения предшествуют формированию творческих;

— разработка алгоритмов графической деятельности при выполнении заданий по начертательной геометрии является способом творческой деятельности, так как является комбинированием известных способов I деятельности;

— применение разработанного алгоритма для решения задачи есть репродуктивная деятельность.

При рассмотрении изучения теоретических основ курса «начертательной геометрии» определено, что:

— все авторы единодушно определяют цель изучения данного предмета как развитие пространственного мышления студента, как профессионально I значимого для дизайнера;

— усвоение начертательной геометрии основано на графических законах отображения пространства;

— при решении графических задач происходит преобразование информации вербальной—>образной—>графической—^аналитической, что неизбежно приводит к изменению способа мышления;

— перекодирование графической информации определяет творческую природу такой деятельности за счет переноса информации из одной системы в другую;

— при работе с графической информацией происходит формирование опыта как репродуктивной, так и творческой деятельности.

Обобщая основные результаты теоретического и экспериментального исследования по выдвинутой гипотезе, мы считаем возможным констатировать такое решение поставленных задач:

1. Фиксируемое состояние вузовской практики обучения репродуктивным и творческим умениям показывает, что при обучении на занятиях происходит, главным образом, усвоение предметной области учебной дисциплины. А это приводит к бессистемности и случайности развития профессионально значимых умений студентов.

2. Согласно гипотезе исследования мы установили перечень тех существенных признаков, которые характеризуют репродуктивные и творческие умения на основе научных исследований в педагогике и психологии. Это умения управления деятельностью, умения творческой деятельности, интеллектуальные умения.

3. Принципиально новым, характеризующим научную новизну и теоретическую ценность нашего исследования является: применение теории систем, теоретических основ целеполагания при разработке модели системы обучения начертательной геометрииприменение на практике педагогической технологии реализации целей, в основе которой лежат методы, средства и формы обучения, позволяющие говорить о развитии репродуктивных и творческих умений средствами начертательной геометрии.

Итоги экспериментального обучения позволили нам утвердиться в мысли, что практически на каждом занятии можно развивать репродуктивные и творческие умения и положительную мотивацию к такой деятельности на основе гуманистических ценностей сотрудничества, взаимопомощи и диалога.

4. В результате исследования были определены следующие цели для реализации их в учебной деятельности на занятиях со студентами:

4.1. Для образовательной цели оперативным «деревом целей» являются уровни усвоения (1-й, 2-й, 3-й) и соответствующие им качества знаний.

4.2. «Дерево целей» — по позитивам и антиподам нравственной категории — воспитательная цель.

4.3. «Деревом целей» для развивающей цели являются профессиональные способности будущего дизайнера (академические, конструктивные, организаторские).

5. Благодаря системному подходу к обучению, на занятиях происходит осознанное развитие репродуктивных и творческих умений, перевод этих умений в новое качественное состояние: осознания своих творческих возможностей. То есть переход на уровень саморазвития и осознание этих умений как способов будущей профессиональной деятельности.

Итак, развитие репродуктивных и творческих умений в системе обучения определяет инновационный режим обучения при изучении начертательной геометрии. В процессе этого обучения происходит развитие личности студента и его профессиональн9е становление:

— развиваются способности студентов на основе усвоения профессиональных умений, качеств знаний и системного видения реальности;

— формируется осознание отношения к объекту деятельности в соответствии с нравственным категориям. i I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.- 336 с.
  2. А.Н., Богданов В. О. Эксперименальная программа образовательной области «Технология», М.: Просвещение, 1994. -274с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1984.- 335с.
  4. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.-263с.
  5. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997. — 216с.
  6. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.- 296с.
  7. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.- 175с.
  8. Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. Как решать изобретательские задачи Петрозаводск: Карелия, 1980.- 224с.
  9. Г. С., Злотин Л. Л., Филатов В. И. Профессия поиск нового. — Кишинев: Картя Молдовеняске, 1986.- 196с.
  10. В.И. Диалектика воспитания творческой личности. Педагогика. Казань: Издательство Казанского университета, 1988.- 64с.
  11. Н.Н. Экспериментальное исследование пространственных представлений школьников средствами технического рисования. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1970. -16 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  13. Р. Визуальное мышление.//Хрестоматия по общейпсихологии. Психология мышления. -М: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -С. 97−107.
  14. А. И. Воспитание творчеством М.: Просвещение, 1986.- 157с.
  15. Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учебник/Н.А. Бабулин. 12-е изд., доп. — М.: Высш. шк., 2005. -453 с.
  16. М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой личности: Автор, дисс. канд. пед. наук. -Одесса, 1983.- 34с.
  17. Н.А. Самопознание М.: Книга, 1991. — 446с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  19. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте со-циализации.//Педагогика. 1996.- № 1.- С.3−8.
  20. Большая советская энциклопедия. / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1970.
  21. Э. Латеральное мышление. Рига: Лиеста, 1973.- 315с.
  22. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Просвещение, 1979. — 96с.
  23. А.Д. Совершенствование методики обучения черчению. -М.: Просвещение, 1983 128с.
  24. У. Графическое представление информации. Пер. с англ. -М.: Мир, 1971.- 225с.
  25. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  26. Е.А., Виноградов В. Н. Методика обучения черчению // Учеб. пособия для студентов и учащихся ХГФ, спец. учебн. заведений. М.: Просвещение, 1990.- 176с.
  27. B.C. Мышление как творчество М.: Наука, 1975.- 148с.
  28. Венгер J1. A Воспитание и обучение М.: Просвещение, 1969. — 365с.
  29. М.Б. Наука обучать М.: Linka — Press: 1995. — 278с.
  30. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педегогике. М., 1989.- 188с.
  31. Вопросы воспитания Системный подход. / Под общей редакцией Новиковой J1. И. М.: Прогресс, 1981.- 135с.
  32. Вопросы психологии способностей. /Под редакцией В. А. Крутецкого -М.: Наука, 1970. -215с.
  33. JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психологических функций. М.:Наука, 1960. — 312с.
  34. Н.А., Ильясов И. И. Определение целей по учебным дисциплинам в системе интенсивного обучения. М.:Моск. ин-т граждан, авиации, 1988. — 140 с.
  35. П.Я. Методы обучений и умственного развития ребенка. -М., 1985. -45с.
  36. М.В. Психология чтения проекционных чертежей и изображений // МГЗПИ. 1972.- Вып. 35, — С.56
  37. О.В. Инженерная графика: Справочное пособие для вузов. М.: Архитектура, 2000. — 224 с.
  38. В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Автореф. дисс. док. пед. наук.-М., 1992.-34 с.
  39. Гинис J1. А. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения: Автореферат дис. канд. пед. наук. Таганрог, 1998,-16с.
  40. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М: Школа-пресс., 1995.-216с.
  41. Гильбух 10.3. Тренировка пространственного воображения.// Школа и производство № 8, 1991.- С.54−63.
  42. Ю.З., Гирнец О. Н., Коробко С. А. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990 № 4.- С. 147−154.
  43. Г. Наука и творчество М.: Прогресс, 1975. — 365с.
  44. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Б. П. Моделирование как метод научного исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1965. 280с.
  45. В.О.Гордон, М.А.Семенцов-Огиевский. Курс начертательной геометрии.- М.: Наука, 2004, — 282с.
  46. В. О. Сторожилец Е.Р. Почему так чертят. //Пособие для учителей. Изд. 3-е, прераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988 — 175 с. ил.
  47. Государственный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. М., 2003. — 34с.
  48. А.А., Рубахин В. Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода // Вопр. психологии. 1985.- № 1. С. 33−43.
  49. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Ленинград, 1991.- 186с.
  50. P.M., Березная И. А., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. -М.: Наука, 1981. 205 с.
  51. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов, СПб.: Иматон, 1994. — 85с.
  52. С.О. Психология творчества. Минск, 1923. — 234с.
  53. В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М.: Сентябрь, 1996.- 112с.
  54. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 423с.
  55. Е.К., Карева Д. Ф. Самоуправление развитием субъективной позиции студента в системе учения и самообразования. Комсомольск-на-Амуре, 2002. 78с. V
  56. А. Н. Модели открытой образовательной системы: Автореферат дис. доктора пед. наук, — Барнаул, 2000.- 37с.
  57. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Под редакцией Скаткина М. Н. 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Просвещение, 1982. 319с.
  58. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1990. -191с.
  59. В.Н. Психология общих способностей. С-П.: «Питер». -1999. — 368с.
  60. Д. Психология и педагогика общих способностей (перевод с английского Н.М. Никольской). Издательство Совершенство, 1997. 198с.
  61. А.В., Венгер JI.A., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. -М.: Просвещение, 1967. -323 с.
  62. В. П. Ретанова Е. К проблеме визуального мышления./ Техническая эстетика, № 7, 1969.
  63. Т.А. Структурно- системный подход к организации обучения. Вып. 1.-М.: Знание, 1972. -72с.
  64. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. -М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.-208 с.
  65. М.С. Человеческая деятельность, опыт системного анализа. -М., 1977.-328с.
  66. А.Б. Рождение специалиста. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина. — 1983.- 111с.
  67. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  68. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.- 198с.
  69. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.-289с.
  70. И. Трактаты и письма М.: Наука, 1980. 71 Ос
  71. Д.Ф., Дворянкина Е. К. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании: Монография / Изд.2-е, доп. и пере-раб. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. — 252с.
  72. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Автореферат дис. доктора пед. наук. Москва, 1994. — 35с.
  73. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса: Вища школа, 1978. — 286с.
  74. А.С. Развивающее воспитание творчеством. Новосибирск: Рассвет, ч.1- 1994, ч.2 — 1995. — 321с.
  75. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышлений. М.: Наука, 1994. — 207с.
  76. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 286с.
  77. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление / Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. — 279с.
  78. B.C. Психология. Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: АГАР, 1997. — 304с.
  79. Кулыгина J1.C. Активизация учения: сущность и содержание// Педагогика. 1994.-N1.- С.18−20.
  80. Ю.К. Управление процессом нравственного воспитания учащихся в обучении и внеклассной деятельности. Хабаровск: Хабаровск. пед. ин-т, 1990 .- 118с.
  81. А.И. Инженерная графика: Учебник/ А. И. Лагерь.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2004. — 334с.
  82. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. -М.: Просвещение, 1966. -523с.
  83. Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М.: Знание, 1975. — 64с
  84. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1996. -95с.
  85. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391с.
  86. Г. И. Восприятие пространственных тел, представленных на чертеже.//Управляемое формирование психических процессов. / Под ред. П. Я. Гальперина. -М.: Изд-во МГУ, 1977. С.7−21.
  87. Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). -М.: Изд-во МГУ, 1980. -136 с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.:Педагогика, 1981.-185 с.
  89. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.:3нание, 1991.- 96с.
  90. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика. 1996, № 2. -С.7−11.
  91. И.Я. Качества знаний учащихся, какими они должны быть? -М.: Знание 1978. -47с
  92. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 296с.
  93. .Ф. К вопросу о методике изучения пространственных представлений //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 270 с.
  94. М.Г. Категория «Цель» в марксисткой философии, критика теологии. М.: Наука, 1977. — 188 с.
  95. А. Психология бытия. М., 1997. — 304 с.
  96. А. Самоактуализация // Психология личности. М., 1982.- С. 110.
  97. М. В. Активизация подготовки студентов к инженерноконструкторской деятельности посредством компьютерных технологий (на примере изучения инженерной графики): Автореферат дис. канд. пед. наук.- Красноярск, 2003.-16с.
  98. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  99. М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  100. ЮО.Менчинская Н. А. Проблема учения и умственное развитие школьника.-М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  101. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.-152с.
  102. К.Е. Математическое моделирование в научном познании. -М.: Мысль, 1969. -211с.
  103. ЮЗ.Найниш JI.A. Дидактические основы и пути оптимизации методики обучения начертательной геометрии: Автореферат дис. доктора пед. наук.- Москва, 2000. 39с.
  104. Ю4.Наливайко Т. Е. Теоретические основы операционально-деятельностных технологий обучения: Автореферат дис. доктора пед. наук.- Москва, 2000, — 36с.
  105. Ю5.Наливайко Т. Е. Моделирование и эксперимент в контексте образовательного процесса. Комсом.-н/А. 1999, 65 с.
  106. Юб.Никандров Н. Д. Методологические проблемы педагогики на современном этапе // Сов. Педагогика. 1985. — № 8.- С.22−25
  107. Ю7.Ниренберг Дж.И. Искусство творческого мышления: (перевод с английского) Мн.: ООО «Попурри», 1996.-240с.
  108. Общая психология / Под общ. редакцией А. В. Петровского, А. В. Брушлинского, В. П. Зинченко и др. Изд. 3-е прераб. и доп. М.: Просвещение, 1986 — 440 с. ил.
  109. Ю9.0вакимян Ю. О. Теория и практика моделирования обучения: Автореферат дисс. док. пед. наук. М., 1989. 23с.
  110. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: учеб. пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1969. 370 с.
  111. П.И., Фридман, Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. // Педагогическое общество России. -М., 1999. -354с.
  112. . Избранные психологические произведения. М.: Прогресс, 1967. — 680с.
  113. Платон Сочинения. М.: Мысль, 1970. Т.2. — 611с.
  114. Р.П. Инженерное творчество М.: Знания, 1977.- 64с.
  115. П.Я. Исследование проблем психологии творчества. -М.:Наука, 1983.- 336с.
  116. Пуанкаре Анри. О науке. Перевод с французского под редакцией Пон-трягииа JI.C., М.: Наука, 1990. 736с.
  117. Развитее и диагностика способностей //Отв. ред. В. Н Дружинин, В .Д. Шадриков. М.: наука, 1994. — 201с.
  118. С. Есть ли в педагогике законы? // Педагогика, 1992, N 9.- С. 125.
  119. К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. № 1, 1990.- С.164- 167.
  120. C.JI. Основы общей психологии : В 2-х т. T.l. -М.: Педагогика, 1989. -485с.
  121. В.В. Психологическая структура способностей личности к научно-техническому творчеству. М.: Педагогика, 1994. — 75с.
  122. . С. Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе: Автореферат дис. доктора пед. наук.- Санкт-Петербург, 2000.-36с.
  123. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-134 с.
  124. Э.Г. Психология оперирования техническими символами (эскизами и схемами). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. — 172 с.
  125. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  126. В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1987. 272с.
  127. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
  128. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984.- 95с.
  129. В.А., Исаев В. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика.- М.: Владос, 2002. 544с.
  130. В.А., Каширин В. П. Организация воспитания и образования. М.: ИЦ «Академия», 2001. 480с.
  131. В.А. Развитие, воспитание и формирование личности. М.: Просвещение, 1981. 236с.
  132. Словарь иностранных слов. -18-е изд., -М.: Рус. яз., 1989. 624с.
  133. Словарь русского языка под ред. Евгеньева А. П. М.: Русский язык, 1981. ч.4.-696с.
  134. Советский энциклопедический словарь: -4-е изд. Испр. и доп. -М.: Сов. энцикл., 1989. -1630с.
  135. Современная дидактика: теория практика.//Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Издательство ИТГ и МИО РАО, 1993.-288с.
  136. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996, — 479с.
  137. Н.П., Ольшевский Е. Д., Заикина А. Н. Шабанова Е.И. Инженерная графика: Учебник/ Под ред. Н. П. Сорокина. СПб.: Изд-во «Лань», 2005.- 392с.
  138. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления./ Советская педагогика, 1967 № 1.- С.28−33
  139. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. /Серия «Психология и педагогика» № 3.- С. 96 -101.
  140. Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-С. 269−273.
  141. Н. Ф. Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта: Учеб.-метод, пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 63с.
  142. Н.Л. Теоретическое мышление и его проникновение в дидактику и школу. Красноярск, 1990. — 68с.
  143. МЗ.Теплов Б. М. Избранные труды. -Т. 1,2 М.: Просвещение, 1985. — 328с.
  144. Е.В. Приоритеты российского профессионального образования //Профессиональное образование. 1998. № 7−8. С. 10−11.
  145. А.И. Логические основы метода моделирования. -М.: Мысль, 1971.-311с.
  146. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961.- 210с.
  147. Т.А. Условия интеллектуального развития студентов при изучении графических дисциплин: Дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1999. 18с.
  148. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. Н. Поташника и В. С. Лазарева.-М.:Новая школа., 1995. 464 с.
  149. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. -560 с.
  150. Философский энциклопедический словарь. -М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1989. 814с.
  151. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80 с.
  152. С. А. Начертательная геометрия: Учебник втузов. -М.: Машиностроение, 1978. 240с.
  153. С.А., Покровская М. В. Начертательная геометрия: Что это такое? -М.: Выш. шк, 1986. -208с.
  154. Э. Революция надежды. М.:3нание, 1993.- 420с.
  155. М.А. Психология интеллекта. 2-е доп. и перер. издание, С. Пб: Питер, 2002. 264с.
  156. Н.Ф. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с выполнением и чтением чертежей. /Формирование и развитие представлений у учащихся. -Вып. 1. -М.: Просвещ., 1964.-С.5−17
  157. Н.Ф. Теоретические основания начертательной геометрии (конспект лекций). 4.1. -М.: Изд-во МАИ, 1971. 36с.
  158. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование, 1996.- 160с.
  159. В.Д. Способности человека, Избранные психологические труды. Москва- Воронеж, 1997.- 211с.
  160. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -335с.
  161. Л.С. Геометрическое обеспечение целостной графическойподготовки инженера (системно-конструктивный подход).- Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- Москва, 1995.- 73с.
  162. В.В. Технология творческого решения проблемы (эвристика). Белгород, 1995. — 208с.
  163. B.C. Научное познание как деятельность. -М.: Политиздат, 1984.- 232с.
  164. В.А. Моделирование и философия. М. — JL: Наука, 1966. -301с.
  165. .А. Современные проблемы методологии научного познания. -М.: Знание, 1978.-40с.
  166. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983.- 320с.
  167. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Межд. пед. академия. 1995. 224с.
  168. .Г. Методологический анализ как направление изучения науки. -М.: Наука, 1986.-264с.
  169. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы. -М.: Наука, 1978. 392с.
  170. И.С. Развивающее обучение. М.: Знание, 1979. — 78с.
  171. Е.А. Школа для всех.-М.: Педагогика, 1997.- 145с.
Заполнить форму текущей работой