Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее значимыми особенностями развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов (на примере вузов автомобильной специализации) являются: 1) комплектование мест в адъюнктуре преимущественно молодыми офицерами, не имеющими опыта военно-профессиональной деятельности и осознанного стремления к педагогической и научной работе- 2) преобладание более молодого по возрастной структуре… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и практика развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов
    • 1. 1. Понятие научно-педагогического кадрового потенциала вуза и способы его развития
    • 1. 2. Особенности развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов
    • 1. 3. Принципы развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов и их реализация в условиях кадровой политики
  • Глава 2. Пути развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов
    • 2. 1. Организация и методика эмпирического исследования
    • 2. 2. Современное состояние развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов
    • 2. 3. Концепция совершенствования научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов и возможности ее реализации

Развитие научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема формирования государственной кадровой политики в системе высшего и среднего профессионального образования впервые за последние годы объявлена приоритетной в деятельности Министерства образования и науки России1.

Важнейшей проблемой современного образования, по заявлению Президента Российского Союза ректоров академика В. А. Садовничего, является воспроизводство научного потенциала, поскольку качество У образования напрямую связано с квалификацией преподавателей" .

Стратегическая цель государственной кадровой политики в системе высшего, в том числе военного профессионального, образования состоит в обеспечении оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава преподавательских кадров в соответствии с устремлениями и потребностями общества, системы высшего профессионального образования, требованиями действующего законодательства, состоянием экономики страны3.

Совершенствование системы государственной аттестации научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации, обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на.

1 См.: Государственная кадровая политика и механизм её реализации: Кадроведение. М.: РАГС, 1998. С. 7- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 15. Ст. 1450.

См.: Доклад Президента Российского Союза ректоров академика В. А. Садовничего на VIII съезде Российского Союза ректоров «Высгпее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность».

Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rsr-online.ru/publication2.php?id=8. 2.

См.: Абаев А. Л. Механизм формирования научно-кадрового потенциала в высшей школе: Дис.. канд. эконом, наук. М., 1999. С. 10.

2006;2010 годы провозглашено одним из направлений развития системы обеспечения качества образования в целом4. Данным направлением в полной мере охватывается и система высшего военного образования в России.

Так, согласно Военной доктрине Российской Федерации основное содержание обеспечения военной безопасности в мирное время составляет всестороннее и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов5.

С учетом изложенного следует отметить, что современный этап строительства Вооруженных Сил, составляющих ядро и основу военной организации государства, характеризующийся наличием опыта локальных войн и вооруженных конфликтов, предъявляет жесткие требования к уровню подготовки офицерских кадров и требует формирования у будущих офицеров прочных военно-профессиональных качеств, умений и навыков педагогического руководства подчинёнными подразделениями в мирное и военное время6.

Современный облик системы военного образования сложился в период стабильного материально-технического и финансового обеспечения военной организации государства, что в 70−80-х годах XX века позволяло поддерживать высокий уровень научно-педагогического кадрового потенциала вузов, оснащать их современными образцами вооружения и военной техники, обеспечивать высокое качество подготовки офицеров.

См.: Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р.

5 См.: Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. № 5. С. 5−20.

6 См.: Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 338 «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации" — Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 24 апреля 1999 г. «О совершенствовании подготовки научно-педагогических и научных кадров в Министерстве обороны Российской Федерации».

Длительный период пребывания офицеров на военной службе (25 лет и более), высокий уровень их социальной защиты позволяли прогнозировать ежегодную убыль офицеров со службы. Потребность в офицерах практически полностью восполнялась за счет выпуска из военно-учебных заведений. Кроме того, периодически производился призыв на военную службу незначительного числа офицеров запаса.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в прохождении службы: был введен контрактный порядок комплектования военной организации государства офицерамизаконодательно расширен перечень оснований их увольнения с военной службыснижен уровень материального положения военнослужащих и другое. В итоге ежегодная реальная убыль офицеров с военной службы существенно превышает расчетную норму естественной убыли, на основании которой устанавливается численность набора в военно-учебные заведения и соответственно штатная численность обучающихся и преподавательского состава.

Главная цель преобразований военной школы в соответствии с Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» состоит в приведении количественных и качественных параметров системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, п других войск, воинских формирований и органов .

В таких условиях необходимо формирование четкой, последовательной концепции развития научно-педагогического потенциала военных вузов, что обусловлено также следующими обстоятельствами.

Во-первых, изменяются содержание и технологии военного образования. В настоящее время осуществляется глубокое реформирование системы военного образования, придание ей способности гибкого, упреждающего реагирования на существующие и перспективные.

См.: Реформа военной школы // Учительская газета. 2006. № 7. потребности войск. Ключевыми проблемами являются повышение фундаментальности военного образования в сочетании с усилением его практической направленности, а также дальнейшее усиление интеллектуально-культурной функции военного образования. Все это определяет особую значимость формирования на основе современных технологий нового научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов, состоящего из высокопрофессиональных, активных, способных к постоянному творческому саморазвитию специалистов, рассматривающих профессиональные вопросы с широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Во-вторых, повышается роль вузовской науки в фундаментальных и прикладных исследованиях в тесной связи с подготовкой профессорско-преподавательского и руководящего состава. Для этого необходимонаправлять вузовскую науку на разработку педагогических концепций, основополагающих идей в области содержания и методов обучения, а также на интеграцию инноваций в учебно-воспитательный процесс.

В-третьих, содержание государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования требует о адаптации к специфике военного образования. В условиях разнообразия типов, уровней и форм высшего профессионального образования государство закрепило за собой функцию установления общих требований к минимуму содержания и уровню подготовки по конкретным направлениям (специальностям) через государственные образовательные стандарты, которым должна соответствовать подготовка научно-педагогических кадров, в том числе и в высших военно-специальных заведениях. Устанавливая Q.

См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Введен приказом Министерства образования РФ от 1 ноября 1994 г. № 362. М., 1994. 12 е.- Государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по отраслям наук. Введен Приказом Министерства образования РФ от 11 апреля 2000 г. № 1062. М., 2000. 16 с. федеральный уровень и качество подготовки научно-педагогических кадров, государственные стандарты нормируют лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания военно-профессионального образования сверх этих норм находится в компетенции органов управления военным образованием и военно-учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации.

В-четвертых, изменяется структура подготовки военных специалистов. Создание качественно новой системы профессионально-педагогической подготовки повышения квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава военного вуза происходит в целях приведения в соответствие их подготовки государственным требованиям, в частности, выведение системы на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры кадров, формирование у офицеров высоких нравственных качеств гражданина и защитника Отечества.

В-пятых, осуществляется интеграция высшей военно-профессиональной школы в государственную систему образования, науку. Применительно к военному образованию и военной науке решение проблемы такой интеграции имеет целью повышение практической направленности обучения и развитие творческих способностей обучаемых. Это требует серьезных усилий и максимального использования передового опыта гражданских вузов.

Таким образом, анализ изложенных обстоятельств позволяет отметить ряд противоречий в системе высшего военного образования:

— между содержанием государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и требованиями подготовки специалистов в военных вузах;

— между системой, целями, технологиями подготовки военных специалистов и состоянием обеспечивающего ее научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов;

— между существующей системой кадровой политики военных вузов и современными требованиями, предъявляемыми к научно-педагогическим кадрам в свете текущей военной реформы;

— между современной системой переподготовки и повышения квалификации и реальными потребностями развития кадрового потенциала в системе военного образования.

Устранению данных противоречий призвано способствовать развитие научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов, которое имеет существенную практическую и гуманистическую значимость и определяет актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В педагогической науке процесс развития научно-педагогического кадрового потенциала военного вуза не является предметом отдельного исследования.

Предметом изучения были лишь отдельные аспекты формирования профессионального потенциала педагогов и совершенствования кадровой политики вуза, его научно-педагогического потенциала в целом: формы и методы организации деятельности педагогов (JI.B. Алферова, Н. В. Кукарев, П.В. Худоминский) — инновационные образовательные модели и технологии повышения квалификации (О.С. Анисимов, В. П. Беспалько, Ю. В. Громыко, М. В. Кларин, А. И. Колесникова, Т.А. Стефановская) — формирование творческого подхода к педагогической деятельности (В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин, Т. А. Стефановская, Г. В. Суходольская, М.Г. Тулибаев) — формирование мышления педагога в процессе решения педагогических задач (Ю.Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Л. М. Фридман, О. С. Анисимов, А.А. Дергач).

Теоретические и методологические проблемы воспроизводства кадрового потенциала в высшей школе получили освещение в работах отечественных учёных: Абаева А. Л., Абдулиной О. А., Аитова Н. А., Александрова Г. Н., Артамонова П., Батышева С. Я., Белиловского В. Д., Бордунова С. В., Болотина И., Вазиной К. Я., Галагана А. И., Ионова А. Н.,.

Кибанова А.Я., Клефортовой М. Д., Красноженовой Г. Ф., Кузьминой Н. В., Лазукина А. Д., Леднева B.C., Мавлютова P.P., Порохина С. А., Прозорова Д. Е., Романковой Л. И., Свиридова В. А., Ситникова А. П., Трифонова В. В., Турчинова А. И., Тюгаевой Н. А., Ушатикова А. И., Филиппова В. М., Шабанова Г. Н., Шереги Ф. Э., Шкатулла В. И. и других.

В тоже время ряд педагогических аспектов формирования научно-педагогического кадрового потенциала высшей военной школы на современном этапе строительства Вооруженных Сил недостаточно разработан.

Таким образом, актуальность проблемы развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов, её недостаточная разработанность в специальной литературе, существенная практическая значимость в условиях реформирования военной организации государства предопределили выбор темы диссертационного исследования — «Развитие научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов».

Объектом исследования избран процесс развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов.

Предметом исследования являются педагогические условия и закономерности развития научно-педагогического кадрового потенциала военного вуза.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа и систематизации научного опыта разработать, теоретически обосновать и апробировать концептуальные пути развития научно-педагогического кадрового потенциала военного вуза.

Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования диссертантом определены следующие задачи:

— определение понятия научно-педагогического кадрового потенциала вуза и его конкретизация применительно к условиям военных вузов с учетом их специфики;

— систематизация основных принципов развития научно-педагогического кадрового потенциала военного вуза, составляющих педагогическую подсистему его кадровой политики;

— определение наиболее важных характеристик научно-педагогического кадрового потенциала военного вуза в современных условиях;

— разработка, обоснование и апробация концептуальных путей совершенствования научно-педагогического кадрового потенциала в системе высшей военно-профессиональной школы, способных обеспечить целостность и устойчивость её развития в соответствии с современными целевыми установками.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что основное противоречие военно-профессиональной подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил, заключающееся в несоответствии между качеством их подготовки и состоянием научно-педагогического кадрового потенциала высшей военно-профессиональной школы, может быть устранено на основе реализации мероприятий целесообразной и педагогически обоснованной кадровой политики.

Методология исследования. Общенаучной методологической основой настоящего исследования выступает всеобщий диалектический метод познания явлений и процессов общественной жизни. Конкретно-научная методология исследования представлена системным подходом, позволяющим рассматривать научно-педагогический кадровый потенциал военного вуза как комплексную систему, развитие которой представляет собой совокупность педагогических, психологических, социально-экономических и управленческих мероприятий.

Нормативной основой исследования являются: Конституция Российской Федерации (1993), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Федеральный закон «О воинской и обязанности и военной службе» (1998), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (1998), приказы Минобороны России.

Организация исследования. При решении поставленных задач и проверке гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов теоретического анализа научной литературы и статистических материалов по проблеме исследования, эмпирического исследования ее содержания (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, квазиэксперимент, формирующий эксперимент), математических и статистических методов последующей обработки полученных данных.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлся Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В. П. Дубынина. Отдельные вопросы по теме исследования изучались также в Главном автобронетанковом управлении Минобороны России, филиале Рязанского военного автомобильного института в г. Уссурийске, Челябинском военном автомобильном институте, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2001;2003 гг.) — исследовательскийна этом этапе осуществлялось формулирование анализируемой проблемы, изучение научной литературы и статистических данных, практики осуществления кадровой политики военных вузов.

Второй этап (2003;2005 гг.) — практическийна этом этапе проводился основной комплекс эмпирических мероприятий, направленных на исследование проблемы развития научно-педагогического кадрового потенциала в военном вузепроисходила проверка и апробация первичных результатов на совещаниях, конференциях, в научных публикациях и НИР.

Третий этап (2005;2007 гг.) — завершающийна этом этапе осуществлялись обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались основные выводы и предложения, в соответствии с полученными в ходе эмпирической работы данными уточнялся понятийно-категориальный аппарат исследованиянадлежащим образом оформлялись необходимые материалы и итоги проделанной работы.

Последовательное, поэтапное исследование проблемы путем использования комплекса необходимых общенаучных, педагогических, статистических и математических методов позволило решить задачи исследования и достичь поставленной цели.

Общий объём проделанной работы. В ходе исследования было изучено и проанализировано свыше 50 приказов, положений, инструкций, учебно-методических материалов и документов, регламентирующих различные аспекты кадровой политики в высшей военной школепорядка 200 научных публикаций и монографий по психологии, менеджменту, техническим и военным наукам, а также по педагогике за последние 40 лет, включая электронные ресурсы в сети Internet. Изучено свыше 20 кандидатских и докторских диссертаций и авторефератов.

Изучено и систематизировано 1546 анкет и опросных листов. Проведено 23 групповых и 548 индивидуальных бесед с курсантами, членами их семей, адъюнктами, командно-руководящим составом, коллективами кафедр и преподавателями. Всего исследованием было охвачено 1558 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в:

— определении теоретико-методологических основ развития научно-педагогического кадрового потенциала высшей военно-профессиональной школыуточнении понятийного аппарата военной педагогики, в частности категории научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов;

— исследовании особенностей формирования (воспроизводства) кадрового потенциала в военных вузах, в частности автомобильной специализации Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации, в современных условиях;

— систематизации принципов развития научно-педагогического кадровог о потенциала военных вузов и выявлении путей их реализации;

— разработке концептуальных основ совершенствования механизма развития научно-педагогического кадрового потенциала с учетом специфики его современного состояния;

— апробации основных положений разработанной концепции развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов и определении перспективных возможностей ее реализации.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования и материалы диссертации позволяют прогнозировать и разрабатывать теоретические и методологические вопросы механизма воспроизводства (формирования) кадрового потенциала в высшей военно-профессиональной школе системы Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации, а также системы Министерства обороны Российской Федерации.

Сформулированные предложения используются в Рязанском военном автомобильном институте имени генерала армии В. П. Дубынина, в Академии ФСИН России при подготовке адъюнктов и докторантов, а также при определении потребностей вузов в компетентных, активных, творческих, ответственных специалистах и развитии их потенциала.

Выводы и рекомендации, сформулированные в настоящем исследовании, могут иметь широкое применение в образовательных учреждениях других министерств и ведомств (МВД, МЧС, ФСБ).

Положения, выносимые на защиту:

Понятие научно-педагогического кадрового потенциала носит сложный характер и представляет собой способность коллектива работников высшей школы, непосредственно или косвенно участвующих в подготовке будущих специалистов соответствующего профиля, реализовывать ее основные задачи в современных условиях. Научно-педагогический кадровый потенциал вуза определяется состоянием профессионально-педагогического потенциала каждого отдельного преподавателя, руководителя, сотрудника.

С учетом особенностей развития системы высшего военно-специального образования понятие научно-педагогического кадрового потенциала применительно к военному вузу уточнено следующим образом: это способность коллектива специалистов руководящего, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава, осуществляющих педагогическую деятельность и научную работу, реализовывать цели подготовки будущих офицеров в соответствии с современными требованиями и определять тем самым уровень и результативность функционирования военных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

2. Кадровая политика военного вуза является основным средством развития его научно-педагогического кадрового потенциала. Педагогическая сущность кадровой политики заключается в том, чтобы оптимальным образом обеспечить одинаково необходимое достижение как организационных (ввузовских), так и индивидуальных целей.

Педагогическая задача кадровой политики военного вуза заключается в создании условий, побуждающих каждого преподавателя к достижению основных целей образовательного учреждения посредством работы в методически грамотно сформированном педагогическом коллективе.

3. Наиболее значимыми особенностями развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов (на примере вузов автомобильной специализации) являются: 1) комплектование мест в адъюнктуре преимущественно молодыми офицерами, не имеющими опыта военно-профессиональной деятельности и осознанного стремления к педагогической и научной работе- 2) преобладание более молодого по возрастной структуре профессорско-преподавательского состава военнослужащих по сравнению с гражданскими преподавателями- 3) преобладание более опытного по длительности педагогического стажа гражданского профессорско-преподавательского состава по сравнению с педагогами-военнослужащими- 4) преобладание в структуре научно-педагогического кадрового потенциала преподавателей с высшим военным и военно-специальным базовым образованием.

Выявленная специфика развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов в современных условиях свидетельствует о неопределенном характере данного процесса.

4. Концепция совершенствования научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов основывается на «стратегии развития», предполагающей работу с молодыми преподавателями и формирование стабильного резерва начальников кафедрфронтальном внедрении специальных курсов интенсивной подготовки как в вузах, так и в войскахвведении рейтинговой оценки уровня развития научно-педагогического кадрового потенциала каждого преподавателя, кафедры и ввуза в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены на учебно-методическом сборе руководящего состава Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации с профессорско-преподавательским составом военно-технических кафедр вузов, посвященном проблемам совершенствования деятельности военно-учебных заведений и повышения качества военно-профессиональной подготовки курсантов (г. Москва, 2001 г.), изложены на научно-методических конференциях 2001;2005 гг. (г. Рязань, г. Уссурийск, г. Челябинск), реализованы в НИР «Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузах», «Динамика формирования военно-профессиональной готовности инженера автомобильной службы в ввузе в современных условиях», «Исследование путей улучшения подбора и подготовки младших командиров в высших военно-учебных заведениях» (2002;2004 г. г.). По материалам исследования издано 8 публикаций, общим объемом 2,7 п.л.

Результаты исследования подтверждены сведениями об эффективности предложенной концепции совершенствования формирования (воспроизводства) научно-педагогического кадрового потенциала ввузов, полученными из войсковых частей, соединений и учреждений Московского и Дальневосточного военных округов.

Достоверность и обоснованность исследования определяется исходными философскими и психолого-педагогическими методологическими основамиприменением методов, адекватных природе объекта и предмета исследования проблемыположительными результатами эмпирического этапа исследованиявнедрением основных выводов и практических рекомендаций в деятельность кадровых подразделений военных вузов. Полученные положительные оценки документально подтверждены отзывами и актами о внедрении.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. Общий объём работы со списком литературы составляет 159 страниц печатного текста. Работа имеет 7 приложений.

Выводы по главе 2.

1. На основе анализа теории и практики развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов была выработана комплексная методика эмпирического исследования, ядром которой выступала объективная, научно-обоснованная деловая оценка профессионализма педагогов. Основной задачей экспериментальной работы являлось комплектование штатов ввуза претендентами, деловые, морально-психологические и иные качества которых могли бы способствовать достижению целей организации.

2. Для определения основных закономерностей развития научно-педагогического кадрового потенциала были выбраны следующие критерии оценки: структура кадрового состава ввуза, наличие у педагогов ученой степени, возраст, стаж работы в ввузе.

3. Результаты эмпирического исследования позволили выявить следующие наиболее значимые особенности развития научно-педагогического кадрового потенциала ввузов (на примере вузов автомобильной специализации) в современных условиях:

• комплектование мест в адъюнктуре в основном молодыми офицерами, не имеющими опыта военно-профессиональной деятельности и осознанного стремления к научной и педагогической работе;

• по возрастной структуре профессорско-преподавательский состав военнослужащих военно-специальных кафедр моложе гражданского профессорско-преподавательского состава в среднем на 7 лет, что более благоприятно для переобучения кадров, чем кадровая составляющая преподавательского состава гражданского персонала;

• по длительности педагогического стажа в системе военно-профессионального образования преобладает более опытный гражданский персонал (85% со стажем свыше 10 лет) по сравнению с преподавателями офицерами (54% со стажем до 10 лет);

• по уровню базового образования в структуре научно-педагогического кадрового потенциала ввузов большинство составляют лица, имеющие высшее военное и военно-специальное образование (70%). Вместе с тем преподаватели, окончившие гражданские вузы и не приобретшие личного опыта военной деятельности, составляют около 1/3 всего профессорско-преподавательского состава (32%).

3. Выявленная специфика развития научно-педагогического кадрового потенциала ввузов позволила оценить его состояние как неопределенное и выработать, с целью преобразования его в позитивное, концепцию совершенствования научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов.

Теоретической основой концепции была избрана «стратегия развития», основанная на работе с молодыми преподавателями и формировании резерва начальников кафедр.

Методологическую основу составили специальные курсы интенсивной подготовки, подлежащие фронтальному внедрению как в ввузах, так и в войсках.

Отдельное внимание в концепции было уделено диагностике уровня и состояния индивидуального развития научно-педагогического кадрового потенциала каждого преподавателя, кафедры и ввуза в целом путем определения соответствующего рейтинга.

4. Некоторые аспекты разработанной концепции совершенствования научио-педагогического кадрового потенциала военных вузов были апробированы на практике. Это, в частности, позволило выделить наиболее целесообразные направления профессионального (само)совершенствования и виды обучения для различных категорий профессорско-преподавательского состава, па который приходится наибольшая часть работы в образовательном процессе по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров.

Заключение

.

Проблема развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов носит комплексный характер и непосредственно детерминирует качество подготовки военных специалистов на современном этапе строительства Вооруженных Сил. Исследование ряда педагогических аспектов механизма формирования научно-педагогического кадрового потенциала высшей военной школы включало освещение следующих основных вопросов:

— определение понятия научно-педагогического кадрового потенциала вуза и его конкретизация применительно к условиям военных вузов с учетом их специфики;

— систематизацию основных принципов развития научно-педагогического кадрового потенциала военного вуза, составляющих педагогическую подсистему его кадровой политики;

— определение наиболее важных характеристик научно-гюдагогического кадрового потенциала военного вуза в современных условиях;

— разработку, обоснование и апробацию концептуальных путей совершенствования научно-педагогического кадрового потенциала в системе высшей военно-профессиональной школы, способных обеспечить целостность и устойчивость её развития в соответствии с современными целевыми установками.

Как показало исследование специализированной научной литературы, понятие «научно-педагогический потенциал» не является строго определенным. Его широкое использование в науке и публицистике обусловлено наличием тесно переплетающихся функций высшей школы, реализуемых усилиями преподавателей: подготовки специалистов и проведения научных исследований, что предопределило особое место в структуре научно-педагогического потенциала вуза его кадров, то есть резервов педагогического коллектива, поскольку именно на профессорско-преподавательский состав возлагается непосредственная нагрузка по подготовке будущих специалистов.

Учитывая определяющую роль кадров в обеспечении научно-педагогического потенциала вуза, было введено комплексное понятие научно-педагогического кадрового потенциала как способности коллектива работников высшей школы, непосредственно или косвенно участвующих в подготовке будущих специалистов соответствующего профиля, реализовы-вать ее основные задачи в современных условиях. Научно-педагогический кадровый потенциал вуза определяется состоянием профессионально-педагогического потенциала каждого отдельного специалиста из числа профессорско-преподавательского, руководящего и учебно-вспомогательного персонала.

Основным способом воспроизводства научно-педагогического кадрового потенциала вуза, позволяющим развивать его по всем основным критериям, является обучение кадров, которое может осуществляться как на рабочем месте, так и вне его.

Высшая военно-специальная школа обладает относительной самостоятельностью и особенностями своего развития, которые учитывались в ходе исследования и позволили уточнить понятие научно-педагогического кадрового потенциала применительно к военному вузу, определив его как способность коллектива специалистов руководящего, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава, которые осуществляют научную работу и педагогическую деятельность, реализовывать цели подготовки будущих офицеров в соответствии с современными требованиями и определять таким образом уровень и результативность функционирования военных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Специфика развития научно-педагогического кадрового потенциала в военном вузе определяется современными требованиями, предъявляемыми к российскому офицеру в новых социально-экономических условиях, и проявляется в целевых установках профессиональной деятельности преподавателей по подготовке будущих офицеров, особой структуре данной деятельности и наличии определенных способностей.

Признание человеческих ресурсов стратегическими в условиях военной организации государства обусловило особое значение педагогического подхода к проблеме развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов и позволило сформулировать и систематизировать принципы развития научно-педагогического кадрового потенциала высшей военно-профессиональной школы, образующие педагогическую подсистему кадровой политики ввуза как главное средство развития его потенциала.

Педагогическая сущность кадровой политики ввуза заключается в том, чтобы оптимальным образом обеспечить одинаково необходимое достижение как организационных (ввузовских), так и индивидуальных целей.

Педагогическая задача кадровой политики ввуза определена как создание условий, побуждающих каждого преподавателя к достижению основных целей образовательного учреждения посредством работы в методически грамотно сформированном педагогическом коллективе. Основными ориентирами реализации данной задачи кадровой политики ввуза являются социально-педагогические принципы кадровой политики ввуза.

На основе анализа теории и практики развития научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов была выработана комплексная методика эмпирического исследования, ядром которой выступала объективная, на-учпо-обоснованная деловая оценка профессионализма педагогов. Основной задачей экспериментальной работы являлось комплектование штатов ввуза претендентами, деловые, морально-психологические и иные качества которых могли бы способствовать достижению целей организации.

Для определения основных характеристик развития научно-педагогического кадрового потенциала в современных условиях были выбраны следующие критерии оценки: структура кадрового состава ввуза, наличие у педагогов ученой степени, возраст, стаж работы в ввузе.

Результаты эмпирического исследования позволили выявить наиболее значимые тенденции развития научно-педагогического кадрового потенциала ввузов (на примере ввузов автомобильной специализации): 1) комплектование мест в адъюнктуре в основном молодыми офицерами, не имеющими опыта военно-профессиональной деятельности и осознанного стремления к научной и педагогической работе- 2) по возрастной структуре профессорско-преподавательский состав военнослужащих военно-специальных кафедр моложе фажданского профессорско-преподавательского состава в среднем на 7 лег, что более благоприятно для переобучения кадров, чем кадровая составляющая преподавательского состава гражданского персонала- 3) по длительности педагогического стажа в системе военно-профессионального образования преобладает более опытный гражданский персонал (85% со стажем свыше 10 лет) по сравнению с преподавателями-офицерами (54% со стажем до 10 лет) — 4) по уровню базового образования в структуре научно-педагогического кадрового потенциала вузов большинство составляют лица, имеющие высшее военное и военно-специальное образование (70%). Вместе с тем преподаватели, окончившие гражданские вузы и не приобретшие личного опыта военной деятельности, составляют около 1/3 всего профессорско-преподавательского состава (32%).

Выявленные особенности научно-педагогического кадрового потенциала ввузов позволили оценить его состояние как неопределенное и выработать, с цслыо преобразования данного состояния в позитивное, концепцию совершенствования научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов.

Теоретической основой концепции была избрана «стратегия развития», основанная на работе с молодыми преподавателями и формировании резерва начальников кафедр. Методологическую основу составили специальные курсы интенсивной подготовки, подлежащие фронтальному внедрению как в вузах, так и в войсках. Отдельное внимание в концепции уделено диагностике уровня и состояния индивидуального развития научно-педагогического кадрового потенциала каждого преподавателя, кафедры и ввуза в целом путем определения соответствующего рейтинга.

Реализация предложенных в рамках концепции путей совершенствования паучно-педагогического кадрового потенциала военных вузов в кадровой политике Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В. П. Дубынина в период с 2002 г. по 2006 г. способствовала развитию его научно-педагогического кадрового потенциала по всем основным характеристикам:

1) укомплектованности профессорско-преподавательского состава молодыми кадрами (число выпускников адъюнктуры увеличилось с 40% до 60%);

2) научной активности профессорско-преподавательского состава (количество изданных учебников и учебных пособий центрального уровня возросло с 12,0% до 14,9%, внутривузовского уровня — с 18,2% до 25,8%);

3) использованию резерва руководящих кадров (число начальников кафедр в возрасте до 50 лет увеличилось с 80% до 93%, начальников факультетов — с 74% до 81%, начальников учебных и научно-исследовательских отделов — с 76% до 86%).

Таким образом, гипотеза исследования о том, что основное противоречие военно-профессиональной подготовки офицерских кадров автомобильной службы для Вооруженных Сил, заключающееся в несоответствии между качеством их подготовки и состоянием научно-педагогического кадрового потенциала высшей военно-профессиональной школы, может быть устранено на основе реализации мероприятий целесообразной и педагогически обоснованной кадровой политики, получила необходимое подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации № 3266−1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» (ред. от 05.03.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150- 2004. № Ю. Ст. 835.
  2. Федеральный закон № 125-ФЗ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 07.07.2003, с изм. от 23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4135- 2003. № 28. Ст. 2888.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации № 53-Ф3 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 192 с.
  5. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 706 от 21.04.2000 г. // Вестник военной информации. 2000. № 5. С. 5−20.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 158 от 6 апреля 2004 г. «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 15. Ст. 1450.
  7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1340-р от 3.09.2005 г.
  8. Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ. Приказ Минобороны СССР № 100 от 06.04.1985 г.
  9. О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ № 191 от 13.04.93 г. М.: Центр, типогр. МО РФ, 1993. 20 с
  10. О заключении трудовых договоров (контрактов) с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ № 557 от 1993 г. М.: Центр, типогр. МО РФ, 1993.
  11. Нормы учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Директива Минобороны РФ № Д-43 от 20.06.1994 г. М.: Центр, типогр. МО РФ, 1994. 45 с.
  12. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Введен приказом Минобразования РФ № 362 от 1.11.1994 г. М.: Центр, типогр. МОРФ, 1994. 12 с.
  13. Об установлении Перечня замещаемых гражданским персоналом должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ № 175 от 1996. М.: Центр, типогр. МО РФ, 1996.
  14. О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации. Приказ Минобороны РФ № 338 от 29.07.1998 г. М.: Центр, типогр. МО РФ, 1998.
  15. О совершенствовании подготовки научно-педагогических и научных кадров в Министерстве обороны Российской Федерации. Приказ Минобороны РФ от 24.04.1999 г. М.: Центр, типогр. МО РФ, 1999.
  16. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ. Утверждено приказом Минобороны РФ № 10 от 04.01.2000. М.: Центр, типогр. МО РФ, 2000. 76 с.
  17. О научной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ № 140 от 27. 03. 2000 г. М.- Цешр. типогр. МО РФ, 2000 г. 56 с.
  18. Государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по отраслям наук. Введен Приказом Минобразования РФ № 1062 от 11.04.2000 г.- 16 с.
  19. Организационно-методические указания по подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ на 2000/2001 учебный год от 07.08.2000 г. М.: ГАБТУ МО РФ, 2000. 25 с.
  20. О конкурсном замещении офицерами некоторых воинских должностей. Приказ Министра обороны РФ № 230 от 2000 г. М.: Центр, типогр. МО РФ, 2000.
  21. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Приказ Министерства образования РФ № 180 от 24.01.2002 г. 12 с.
  22. О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ № 100 от 2002 г. М.: Центр, типогр. МО РФ, 2002.
  23. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных автомобильных институтов (дополнение к ГОС ВПО). Утверждены нач. ГАБТУ МО РФ от 22.07.2000 г. М.: ГАБТУ МО РФ, 2000. 22 с.
  24. П. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  25. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  26. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов Р. Р. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высш. шк., 1983. 256 с.
  27. . Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс / Юнеско: Международный институт планирования образования. 1993.
  28. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.
  29. Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 1998. 132 с.
  30. М.А., Бакаленко B.C., Бугаев В. И. и др. Основы научной организации труда в военно-учебных заведениях. М.: Воениздат, 1974. 366 с.
  31. И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социокультурное явление. Воронеж, 1996. 101 с.
  32. С.Я. Подготовка технических кадров в новых экономических условиях. 1993. 234 с.
  33. Н.А. Эффективность исследования образовательного потенциала. М., 1989.
  34. Е.Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. М.: РАУ, 1994. 169 с.
  35. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 1456 с.
  36. Д.С. Исследование развития познавательной деятельности. М, 1971.
  37. В.Б. Персонал в управлении радикальными нововведениями в организации. М.: Издательство РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
  38. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. 268 с.
  39. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 1993.
  40. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб науч. тр. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Флаха, С. Г. Вершловского. М.: Изд. АПН СССР, 1990. 102 с.
  41. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
  42. Военная педагогика и психология / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986.
  43. А.Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками. М.: Минобороны, 1975.189 с.
  44. А.А., Федорова Ю. В. Формирование нормативной базы ресурсного обеспечения высшего образования в современных условиях. М., 2001.76 с.
  45. Высшее и среднее профессиональное образование Российской Федерации: Статистический справочник. / Под ред. проф. А. Я. Савельева. М.: НИИ ВШ, 2001.92 с.
  46. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. М., 1994. 52 с.
  47. А.И., Гоппа В. Ф. Методические основы сравнительного анализа систем образования / Под ред. акад. А. Я. Савельева. М., 1995. 52 с.
  48. Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства: Исторический справочник. М.: Русский мир, 1993. 222 с.
  49. Ю.А., Колесников А. А. О долге и чести воинской в Российской Армии: собрание материалов, документов и статей / Под ред. В. Н. Лобова. М.: Воениздат, 1990. 368 с.
  50. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  51. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: Ин-т теор. пед. и между нар. исслед. в образовании РАО, 1993. 158 с.
  52. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997. 320 с.
  53. Государственная кадровая политика и механизм её реализации: Кадроведение. М.: РАГС, 1998.
  54. Гуманитарное образование военных кадров: российские традиции и мировой опыт. М.: Гл. управ, по работе с личным составом, 1992. 55 с.
  55. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.264 с.
  56. Л.Г., Запковская А. Н. Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. 193 с.
  57. Динамика формирования военно-профессиональной готовности инженера автомобильной службы в ввузе в современных условиях: отчет о НИР (заключительный) / Руководитель М. А. Невдах. Рязань: 1998. 158 с.
  58. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 224 с.
  59. В.П., Кибанов А. А., Одегов Ю. Г., Пихало В. Г. Управление персоналом. М.: Academia, 2001.
  60. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики.М.: ИНФРА-М, 1998. 416 с.
  61. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. М.: 2000.
  62. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  63. О.А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менджмента. М.: Центр, 432 с.
  64. Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. 364 с.
  65. В.В. Российский офицер в контексте социальных преобразований. М.: Воен. ун-т, 1996. 94 с.
  66. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 231 с.
  67. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
  68. В.И., Сыченнков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика). М.: Высш. шк., 1987. 143 с.
  69. Р.А., Романкова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития. М., 1999.
  70. А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. М.: Педагогика, 1990. 368 с.
  71. А.И. Дидактические проблемы высшей военной школы. Рязань, 1990. 182с.
  72. В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М.: Наука, 1992. 114 с.
  73. B.C., Гарунов М. Г., Маркова Н. А. Технология обучения в системе научно-технического образования: (содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор информации). М.: НИИ ВО, 1995. 52 с.
  74. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Нормативно-производственное издание, 1998. 272 с.
  75. А.Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2002. 304 с.
  76. А.В. Методология формирования кадрового потенциала в высшей военно-профессиональной школе. Рязань, 2003. 22 с.
  77. В. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М.: Воениздат. 1983. 244 с.
  78. Ю.А. Гуманизация процесса повышения квалификации руководителей школ: Педагогические рекомендации. Л.: НИИ НОВ АПН СССР, 1991. 15 с.
  79. Н.А., Калабский М. Г., Потапов Г. И. и др. Внедрение в учебный процесс новых технологий обучения. М.: Изд-во Воен. академ. им. Фрунзе, 1993. 161 с.
  80. В.М. Организация учебной и методической работы в высшем военно-учебном заведении. М.: МО РФ, 2002. 150 с.
  81. В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2002. 192 с.
  82. Г. Ф. Высшая школа России (проблема сохранения интеллектуального потенциала). М., 1998.
  83. Краткий словарь иностранных слов / Сост. С. М. Локшина. М.: Русск.яз., 1977.
  84. В.И., Грушко И. М., Попов В. В. и др. Основы научных исследований. М.: Высш. шк., 1989. 400 с.
  85. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. С.-Пб., 1993. 172 с.
  86. М.Н., Ламскова О. М., Маусов Н. К. Персонал в инновационном звене «наука производство». М.: Издательство РЭА, 1993.
  87. О.А., Петерсон Л. Г. Концепция образования: современный взгляд. М.: АПКиПРО РФ, 1999. 21 с.
  88. С.А. Профессиональное самовоспитание сотрудников органов, исполняющих наказания. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 123 с.
  89. Научные кадры СССР: динамика и структура. М., 1991.
  90. Некоторые критерии качества работы преподавателей графических дисциплин / Левицкий B.C., Чулков В. О. М.: Экспресс-информация НИИ ВШ, 1977. 38 с.
  91. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
  92. А.П., Колкер Я. М., Уттнова Е. С. Зарубежные и отечественные истоки глобального образования и его современное развитие в России. Рязань: изд-во Ряз. пед. ун-та, 1994. 22 с.
  93. Ю.И. Представление знаний в открытом образовании: модели, ресурсы, поиск. М.: 2001. 52 с
  94. А.И. Популярный экономико-математический словарь. М.: Знание, 1990. 256 с.
  95. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. М.: Воен. академ. Ф. Э. Дзержинского, 1995.260 с.
  96. В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. 200 с.
  97. Ю.И. Военно-профессиональные игры оптимальный метод подготовки офицеров в высшей военной школе. М.: Воен. академ. БТВ, 1992. 108 с.
  98. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849.
  99. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 166 с.
  100. Э.А., Егоров B.C. Информация и исследователь. JL: Наука, 1974. 189 с.
  101. Ю.Г., Карташова JI.B. Управление персоналом, оценка эффективности. М.: Издательство «Экзамен», 2002. 256 с.
  102. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.944 с.
  103. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 512 с.
  104. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
  105. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. JI.K. Гребёнкиной, J1.A. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
  106. В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (вопросы теории и методики). М.: Воен. полит, академ., 1991. 167 с.
  107. В.В., Вишневская М. Д., Слободина О. А. и др. Факторы и направления интенсификации научной деятельности вузов. М., 1989. 60 с.
  108. И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
  109. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воениздат, 1989. 350 с.
  110. Е.С. Новые педагогические технологии. М.: 1997. 127 с.
  111. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. 256 с.
  112. Проблемы морально-психологического состояния курсантов и организация учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях МО РФ (социологический анализ, вып. 5). М.: 1998. 33 с.
  113. Профессионально-педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность. Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 2000. 116 с.
  114. Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера). Часть 1: Психологические проблемы управленческой деятельности / Под ред. В. В. Кирилина, Л. Н. Уварова. М.: Воен. академ. им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 230 с.
  115. И.В. Совершенные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
  116. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высш. шк., 1990. 112 с.
  117. Л.И., Селянская Г. Н. Мониторинг кадрового потенциала вуза. М., 2004.
  118. Л.Г. Анализ позитивных изменений инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. М.: 2001. 56 с.
  119. С.А., Прозоров Д. Е., Клефортова М. Д. и др. Методические основы анализа организационно-экономической структуры научно-технического потенциала высшей школы. М., 1988. 40 с.
  120. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  121. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.
  122. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка / Под ред. проф. А. Я. Савельева. М.: НИИ ВО, 1999. 168 с.
  123. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Флинта, 1998. 368 с.
  124. И.М. Некоторые вопросы математического моделирования профессиональной деятельности и организации учебного процесса (системный анализ модели специалиста). М.: НИИ ВШ, 1976. 88 с.
  125. В. В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. М.: Воен. акад. им. Ф. Э. Дзержинского, 1993. 262 с.
  126. А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Моск. психолого-социальный инт Флинта, 1996.
  127. В.Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 368 с.
  128. Дж., Фрейфгер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. М.: ВЦП, 1985.377 с.
  129. Характер современных локальных войн и вооруженных конфликтов и их влияние на военное искусство и облик ВС РФ в XXI веке (материалы воен.-науч. конф. ВС РФ). М.: ГШ ВС РФ, 1999. 224 с.
  130. И. Ф. Педагогика. М.: Юристь, 1997. 512 с.
  131. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  132. Л.С., Ашкеров Ю. В., Мамонова Е. И. и др. Оценка эффективности НИОКР вузов и их научной деятельности. М.: 1989. 36 с.
  133. В.Д. Деятельность и способности. М.: ЛОГОС, 1998.320 с.
  134. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 164 с.
  135. Э.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск, 1991. 127 с.
  136. Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
  137. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. 304 с.
  138. Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под общ. ред. В. М. Анисимова. М.: ИНФРА-М, 1999.
  139. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шаинского. М., 1994.
  140. Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект) / Ю. Г. Одегов, М. Н. Кулапов, Н. К. Маусов. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1993.
  141. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  142. Ш. Статьи, периодические издания
  143. .Г. К методологии профессиоведения // На психологическом фронте. JL, 1931. Вып. 2. С. 29−46.
  144. Н., Салимова Г., Качак В. В. Научно-технический потенциал высшей школы // Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 47−52.
  145. И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 22−27.
  146. И., Джамалудинов Г. Социальные проблемы научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 21−32.
  147. Быть ближе к нуждам Вооруженных Сил // Выступление Министра обороны РФ С. Иванова на годовом отчетном собрании Академии военных наук 18 января 2003 г. // Вестник военной информации. 2003. № 2. С. 10−11.
  148. И., Сорокина Н. Кадровая политика вузов в современных условиях// Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 48−49.
  149. JI. Кадровый потенциал Российской науки // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 8−21.
  150. B.C. Подготовка офицеров запаса: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2002. № 4. С. 8−10.
  151. И.А. О сопротивлении злу силою // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М.: Воениздат, 1995. С. 318−337.
  152. А.Н. О формировании руководителя нового типа // Военная мысль. 1992. № 2. С. 21−36.
  153. А. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования, повышения качества подготовки офицерских кадров // Военное образование. 1997. № 2. С. 4−12.
  154. А.В. Механизм формирования кадрового потенциала в высшей военной школе // Материалы XXII науч. метод, конф. ин-та фев. 2002 г. Рязань, 2002. С. 27−32.
  155. А.В., Крайнюков А. В., Коломеец В. П. Основные направления работы по подготовке научных и научно-педагогических кадров, повышению квалификации преподавательского состава // Тезисы докл. XXXIII науч.-метод. конф. 2003 г. Рязань, 2003. С. 15−19.
  156. А.В. Оценка возрастной и профессиональной составляющих научно-педагогических кадров института // Тезисы докл. XXXIII науч.-метод. конф. ин-та 2003 г. Рязань, 2003. С. 206−209.
  157. А.В. Кадровая составляющая образовательного процесса института // Тезисы докл. XXXIII науч.-метод. конф. ин-та. 2003 г. Рязань, 2003. С. 19−23.
  158. А.В. Профессорско-преподавательский состав военного вуза как фактор профессионального становления будущих офицеров // Материалы XXXV науч. метод, ин-та фев. 2006 г. Рязань, 2006. С. 209−217.
  159. В., Взятышев В., Романкова Л. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 7−17.
  160. В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы. // Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 7−19.
  161. А.А., Стриханов М. Н., Трубецков Д. И., Храмов А. Е. Анализ и прогноз тенденций изменения научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы России // Науковедение. 2002. № 2. С. 82−89.
  162. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970. С. 49−58.
  163. В.И. Резервы научно-технического потенциала // Социальные резервы трудового коллектива. Кишинев, 1986.
  164. О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2000. № 5. С. 19−25.
  165. Г. А. Научные кадры: возраст и творчество // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 115−120.
  166. Новые требования к офицерскому корпусу // Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина и Министра обороны РФ С. Иванова на Всеармейском совещании офицеров ВС России 20−22.02.2003 г. // Вестник военной информации. 2003. № 2. С. 6−9.
  167. В. Ф. Интенсификация подготовки офицеров к руководству подчиненными // Военная мысль. 1994. № 3. С. 43−52.
  168. Ю. И., Федосеев Ю. А. О повышении эффективности управленческой деятельности // Военная мысль. 1993. № 7. С. 29 42.
  169. Реформа военной школы // Учительская газета. 2006. № 7.
  170. В. Д. Об организаторской деятельности командира // Красная звезда. 1989. № 2. С. 47−51.
  171. В. А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 1993. № 9. С. 56−68.
  172. В.А. Опыт подготовки младших офицеров в дореволюционной России и современность // Военная мысль. 2000. № 5. 80 с.
  173. В., Сенаторова Н. Новые подходы к проблеме подготовки работников управления в сфере высшего профессионального образования // Вестник высшей школы. 2001. № 12. С. 8−11.
  174. А. В. Программа совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации // Армейский сборник. 1998. № 8. С. 90−96.
  175. Состояние и перспективы развития военного образования в ВС РФ: Информ. вып. для участ. Всеарм. совещ. руковод. ростава воен.-учеб. заведений МО РФ // Информ. бюллет. 1992. № 12. 20 с.
  176. М., Трубецков Д., Короновский А., Храмов А. Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 9−13.
  177. Р., Хохлов А. Международные образовательные проекты как элемент стратегии // Высшее образование в России. 2000. № 5. С. 3−12.
  178. Н.А. Некоторые педагогические проблемы профессиональной подготовки слушателей РВШ МВД РФ // Наказание: законность, справедливость, гуманизм. Рязань, 1994. С. 143−145.
  179. В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 5−15.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  180. A.JI. Механизм формирования научно-кадрового потенциала в высшей школе: Дис.. канд. эконом, наук. М., 1999. 150 с.
  181. С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 22 с.
  182. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук. М, 1998. 340 с.
  183. А.И. Формирование военно-профессионального мастерства специалистов автомобильной службы в условиях реформирования военного образования (на примере Военного автомобильного института): Дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1999. 247 с.
  184. В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью: Дис.. канд. психол. наук. М., 1992. 204 с.
  185. Н.Д. Моделирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Дис.. канд. пед. наук. СПб. 1995. 197 с.
  186. Е.М. Опыт построения системы психологического анализа профессиональной деятельности (в рационализации труда): Дис.. канд. психол. наук. М., 1981. 231 с.
  187. М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 205 с.
  188. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1992. 36 с.
  189. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования:. Дис.. д-ра пед. наук. С.-Пб., 1995. 311 с.
  190. В.В. Организационно-экономические основы управления научно-техническим потенциалом высшей школы России. Дис.. д-ра эконом, наук. М, 1998. 348 с.
  191. О.О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя: Дис. д-р пед. наук. М., 2002. 405 с.
  192. В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Дис.. д-ра пед. наук. Воронеж, 2002. 369 с.
  193. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ. Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 234 с.
  194. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1965. 39 с.
  195. А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. 24 с.
  196. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дис.. д-ра пед. наук. М.: 1995.359 с.
  197. И.А. Повышение профессиональной квалификации педагогов как фактор развития регионального образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. 198 с.
  198. Л.В. Проблемы профессионализации Вооруженных Сил России: Дис.. канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. 190 с.
  199. С.А. Модель личности офицера как средство его сущностных качеств: Дис.. канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. 189 с.
  200. Е.В. Организация принятия решений в кадровом менеджменте: Автореф. дис.. канд. эконом, наук. М.: 1999. 24 с.
  201. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.24 с.
  202. С.Н. Психолого-педагогические принципы подготовки офицерских кадров для службы в войсках специального назначения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. 26 с.
  203. Факторы, влияющие на систему высшей военной школы
  204. Военно-политическая обстановка в мире и стратегический прогноз её развития
  205. Внутриполитическая и экономическая ситуация в стране
  206. Дос-тиже ния в про-фес-сио-наль-ной деятель-нос-ти
  207. Состояние профессорско-преподавательского состава
  208. Достижения педагогики высшей военной школы
  209. Система военного образования
  210. Реальные возможности ввузов
  211. Изменения в составе обучающихся1. Реальные проблемы1. Воо-ружен-ных Сил Российской Федерации
  212. Реальное воен но-поли-ти-чес-кое и стратеги-чес-кое положе-ние
  213. Структурные и качественные преобразования в системе военной организации государства и Вооруженных Сил
  214. Реальные изменения в военно-политической и экономической обстановке в мире
  215. Место и значение кадровой политики в общей политике высшей военно-профессиональной школы1. Финансовая политика ввуза
  216. Материально-техническая политика ввуза
  217. Маркетинговая политика ввуза1. Инновационная политика
  218. Экономическая политика ввузаI
  219. Организационно-образовательная политика ввуза
  220. Политика комплектования ввуза курсантами, слушателями и адъюнктами
  221. Политика организации образовательного процесса ввуза в соответствии с ГОСвпо1. Политика занятости
  222. Политика социальной помощи
  223. Научно-техническая политика ввуза
  224. Информационная политика ввуза
  225. Полшика совершенствования системы поиска научной информации
  226. Политика совершенствования обменом научной информацией
  227. Политика совершенствования издательской деятельности
  228. Политика обеспечения служебной информацией (в том числе закрытой) руководителей ввуза
  229. Политика разработки перспективных информационных кадровых технологий
  230. Политика информац. обеспечения образовав процесса ввуза
  231. Пример социограммы кандидата на замещение вакантной должности руководителяas н о от1. S ч * ч•я Яс
Заполнить форму текущей работой