Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Улучшение уравновешенности, массогабаритных показателей и характеристик колебаний поршневого двигателя на основе совершенствования его компоновочной схемы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В четвертой главе представлена идентификация математической модели колебательной системы двигателя в составе ТС, основанная на результатах численного эксперимента по расчету вынужденных колебаний четырехцилиндрового рядного двигателя на неподвижном основании и соответствующих экспериментальных данных, полученных на кафедре автотракторных двигателей, по колебаниям двигателя СМД-14, установленного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса. Постановка основных задач исследования
    • 1. 1. Актуальность проблемы
    • 1. 2. Возмущающие силовые факторы, действующие в двигателе
    • 1. 3. Традиционные методы расчета уравновешенности
    • 1. 4. Методы теоретического и экспериментального исследования колебаний силового агрегата
    • 1. 5. Постановка основных задач исследования
  • Глава 2. Обобщенная математическая модель расчета вынужденных колебаний двигателя
    • 2. 1. Методика построения обобщенной математической модели
    • 2. 2. Расчетные схемы колебаний поршневого двигателя в составе транспортного средства
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы
  • Глава 3. Исследование номинальной уравновешенности различных кривошипно-шатунных схем
    • 3. 1. Расчетная схема
    • 3. 2. Определение основных силовых факторов, возникающих при работе двигателя
      • 3. 2. 1. Силы инерции вращающихся масс кривошипно-шатунного механизма и моменты от них
      • 3. 2. 2. Силы инерции поступательно движущихся масс и моменты от них
    • 3. 3. Многовариантная методика исследования уравновешенности различных кривошипно-шатунных схем
    • 3. 4. Связь неуравновешенных силовых факторов с числом цилиндров и схемой расположения кривошипов
      • 3. 4. 1. Семейство шестицилиндровых двигателей
      • 3. 4. 2. Семейство восьмицилиндровых двигателей
    • 3. 5. Анализ влияния угла развала цилиндров на основные массогабаритные показатели конструкции
    • 3. 6. Результаты и
  • выводы
  • Глава 4. Анализ колебательных систем двигателей
    • 4. 1. Идентификация математической модели расчета колебаний
    • 4. 2. Оценка влияния подвижности основания на общий уровень колебаний
    • 4. 3. Теоретическое исследование колебаний шестицилиндровых V-образных двигателей
      • 4. 3. 1. Влияние неуравновешенности компоновок на их колебания
      • 4. 3. 2. Влияние жесткостей и коэффициентов демпфирования на параметры колебательного процесса
    • 4. 4. Результаты и
  • выводы

Улучшение уравновешенности, массогабаритных показателей и характеристик колебаний поршневого двигателя на основе совершенствования его компоновочной схемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемой снижения колебаний двигателей занимаются с начала 1940 гг. отечественные и зарубежные исследователи, но она является не менее актуальной и по сей день ввиду неуклонного роста уровня энергонасыщенности автомобилей и тракторов. Последний повышает как среднюю скорость поршня, так и среднее индикаторное давление. Это неизбежно приводит к увеличению колебаний двигателя, высокая виброактивность которого, в свою очередь, снижает надежность и долговечность наземно-транспортной системы (НТС), ухудшает ее комфортабельность и оказывает отрицательное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Происходят снижение производительности труда, профессиональные заболевания. Особенно неприятны для организма человека колебания с частотой, близкой к частотам собственных колебаний отдельных его органов. Действие колебаний на организм зависит от характера вибрационного процесса, его продолжительности и направления. Резонансные колебания человеческого тела и его отдельных частей происходят с частотой 3−11 Гц [18, 19].

Во избежание отрицательных последствий двигатель должен быть динамически уравновешен, т. е. необходимо создание такой системы сил, в которой равнодействующие силы и их моменты постоянны по величине и направлению или равны нулю. Условием же полной уравновешенности силового агрегата, т. е. двигателя внутреннего сгорания (ДВС) вместе со сцеплением и коробкой передач, является равенство нулю результирующих сил инерции вращающихся и поступательно движущихся масс (ПДМ), а также моментов от них.

Уравновешивание двигателей осуществляют двумя основными способами:

1) выбором числа и расположения цилиндров и определенной кривошипной схемы коленчатого вала, чтобы силы инерции и их моменты взаимоуравновешивались;

2) созданием с помощью противовесов новых сил, в любой момент времени равных по величине, но противоположных по направлению основным действующим и уравновешиваемым силам.

Кроме динамического уравновешивания, с целью устранения вредного воздействия вибрации проводят виброизоляцию ДВС, что является достаточно эффективным средством защиты НТС и человека от отрицательных проявлений колебаний.

Обеспечение полного уравновешивания двигателей связано с большими материальными затратами, т. к. требует значительного усложнения конструкции и увеличения ее массы из-за необходимости установки специальных уравновешивающих механизмов. Следует отметить, что также ужесточаются технологические допуски на изготовление деталей кривошипно-шатунного механизма (КШМ) и цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), поэтому от него отказываются и двигатель остается частично неуравновешенным.

В связи с этим при проектировании и доводке двигателей необходимо учитывать параметры их уравновешенности, т. е. определять основные силовые факторы, присутствующие в каждой конкретной компоновке. Затем следует проводить расчет колебаний двигателя, подставляя полученные гармоники неуравновешенных силовых факторов в соответствующие дифференциальные уравнения колебаний. Исходя из полученных частот вынужденных колебаний двигателя и показателей его виброактивности, нужно выбрать основные характеристики подвески. Это является залогом надежности и долговечности системы, ее безотказной работы. Как следствие, происходит увеличение производительности труда, снижается риск профессиональных заболеваний.

Однако до сих пор нет методики, оценивающей влияние компоновочной схемы на уравновешенность, массогабаритные показатели, а, следовательно, и колебания двигателя на основании транспортного средства (ТС). Кроме того, в литературе мало внимания уделено определению сил, действующих я элементах подвески и на рабочем месте водителя.

Ввиду указанных выше причин данная кандидатская диссертация посвящена вопросам анализа уравновешенности и теоретическому исследованию колебаний ДВС, а ее основной целью является разработка методики выбора компоновочных схем двигателей ТС для улучшения параметров уравновешенности, массогабаритных показателей и характеристик колебаний.

Диссертация состоит из четырех глав. В первой главе представлен обзор литературы по рассматриваемой тематике, на основании чего определены базовые задачи исследования.

Во второй главе приведена общая структура единого математического и программного комплекса для оценки уравновешенности, массогабаритных показателей и колебаний ДВС. Предложена разработанная автором обобщенная математическая модель колебательной системы двигателя, установленного на подвижном основании ТС. Неуравновешенные силовые факторы приведены к центру масс двигателя и представлены в обобщенном аналитическом видеопределены силы, действующие в его опорах.

В третьей главе на основе обобщенного метода анализа номинальной уравновешенности разработана универсальная методика исследования различных компоновочных схем, обеспечивающая многовариантность расчета уравновешенности, в которой предусмотрено изменение числа, расположения цилиндров и кривошипов, а также угла развала цилиндров, что определяет многообразие рассматриваемых компоновок. Создано программное обеспечение данной методики.

Исследовано влияние угла развала цилиндров на уравновешенность и массогабаритные показатели конструкции на примере семейств шестии восьмицилиндровых двигателей. Выявлена связь неуравновешенных моментов с числом цилиндров и схемой расположения кривошипов. Определены наиболее приемлемые компоновочные схемы с точки зрения номинальной уравновешенности и массогабаритных показателей.

В четвертой главе представлена идентификация математической модели колебательной системы двигателя в составе ТС, основанная на результатах численного эксперимента по расчету вынужденных колебаний четырехцилиндрового рядного двигателя на неподвижном основании и соответствующих экспериментальных данных, полученных на кафедре автотракторных двигателей, по колебаниям двигателя СМД-14, установленного на тракторе ДТ-75. Дана оценка влияния подвижности основания ТС на общий уровень колебаний. Выполнен расчет колебаний различных шестицилиндровых компоновок, в том числе и с нетрадиционными углами развала цилиндров, в зависимости от их неуравновешенности. Проведенные исследования позволяют оценить влияние компоновочной схемы на уравновешенность, массогабаритные показатели и колебания двигателя в составе ТС, а также дать рекомендации по установке компоновок на ТС.

Работа выполнена на кафедре «Автотракторные двигатели» Волгоградского государственного технического университета под руководством доктора техн. наук, доц. А. В. Васильева при непосредственном участии доктора техн. наук, проф. Е.А. Григорьева* и является продолжением исследований уравновешенности и колебаний поршневого двигателя, ранее проводившихся на кафедре.

Разработанные автором компьютерные программы, описывающие колебания двигателя в составе ТС, внедрены в отделе главного конструктора ОАО «Территория промышленного развития «Волгоградский тракторный завод». Алгоритмы и методики расчета реализованы на современной вычислительной технике и используются в учебном процессе по дисциплине «Динамика ДВС». Реализация работы подтверждена соответствующими актами внедрения.

Автор выраэюает глубокую признательность д.т.н., проф. Е. А. Григорьеву за оказанную помощь при выполнении работы и обсуждении ее результатов.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Разработана обобщенная математическая модель колебательной системы двигателя на ТС, в которой могут задаваться неуравновешенные силовые факторы, представленные в общем виде.

2. Создана универсальная методика, позволяющая оценивать номинальную уравновешенность и массогабаритные показатели в зависимости от конструктивных особенностей двигателя.

3. Разработан единый математический и программный комплекс для анализа номинальной уравновешенности двигателей, определения их массогабаритных показателей и расчета колебаний.

4. Впервые получены зависимости основных неуравновешенных факторов, действующих в шестии восьмицилиндровых семействах двигателей от угла развала цилиндров. Определены основные массогабаритные показатели компоновок с различными углами развала цилиндров. Выявлены компоновочные схемы с улучшенными характеристиками уравновешенности, масс и габаритов.

5. С целью идентификации разработанных методик выполнен численный эксперимент по расчету вынужденных колебаний двигателя СМД-14 с учетом и без учета подвижности основания ТС. Среднее отклонение расчетных результатов, полученных с учетом упругости основания, по отношению к экспериментальным данным составляет 12%, без учета подвижности — 25%. Анализ показал, что резонансные колебания имеют место в зоне нерабочих оборотов двигателя (300−500 мин" 1), что удовлетворительно сходится с экспериментальными данными.

6. Исследовано влияние компоновочной схемы на уравновешенность и уровень колебаний шестицилиндровых V-образных двигателей в составе ТС. Получены компоновки с углами развала цилиндров у =10°, 20°, 120°, обладающие хорошими данными по уравновешенности, приемлемыми массогабаритными показателями, а также минимальной виброактивностью.

7. С помощью обобщенной модели колебаний двигателя установлено, что увеличение в два раза жесткости подвески шестицилиндрового V-образного двигателя с углом развала цилиндров у = 90° приводит к возрастанию значения резонансной частоты вращения и снижению амплитуды резонанса. Так, резонансная частота вращения поперечных колебаний увеличивается со 100 до 125 мин" 1, а амплитуда резонанса уменьшается с 0,58 до 0,39 мм. Уменьшение в два раза коэффициентов демпфирования подвески шестицилиндрового V-образного двигателя с углом развала цилиндров у = 90° приводит к возрастанию значения амплитуды резонанса. Например, амплитуда резонанса поперечных колебаний увеличивается с 0,58 до 0,89 мм.

8. Рассматриваемая модель колебательной системы двигателя на ТС позволяет выполнить оптимизацию элементов подвески, т. е. обеспечивает варьирование числа и расположения опор, их жесткостей, а также коэффициентов демпфирования для получения наиболее приемлемых ее параметров, приводящих к снижению вибрации и нагрузки в узлах ТС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильный справочник: Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. — 992 с.
  2. Р.А., Пневматическое подрессоривание автотранспортных средств. Вопросы теории и практики. 4.2/ Р. А. Агопян Львов: Вища школа, 1980. -208 с.
  3. И.В., Расчет и резонанс мотоустановок на эластичной подвеске/ И.В. Ананьев// Техника воздушного флота. 1941. — № 4. — С. 8−11.
  4. И.В., Амортизация винтомоторных установок/ И.В. Ананьев// Техника воздушного флота. 1945. — № 3. — С. 9−12.
  5. И.В., Справочник по расчету собственных колебаний упругих систем/ И. В. Ананьев М.-Л.: Гостехиздат, 1946. — 325 с.
  6. В .Я., Метод расчета колебаний скоростных тракторов при езде по неровностям/ В.Я. Анилович// Тракторы и сельхозмашины. 1963. — № 12.-С. 7−10.
  7. В.Я., О методе расчета колебаний скоростных тракторов при езде по неровностям/ В.Я. Анилович// Тракторы и сельхозмашины. 1965. — № 6.-С. 15−18.
  8. Г. С., Исследование возможности снижения шума трактора Т-40А капотированием двигателя/ Г. С. Башмакова, В.К. Сосипатров// Труды семинара «Автомобили и их двигатели»: сб. науч. тр./ ВПИ. -Волгоград, 1972. С. 32−36.
  9. С.И., Колебания сложных механических систем/ С. И. Богомолов, A.M. Журавлева Харьков: Вища школа, 1978. — 136 с.
  10. А.Т., О гармоническом спектре крутящих моментов карбюраторных двигателей/ А. Т. Болгов, Т. К. Гриванс, В.А. Федякин// Автомобильная промышленность. 1965. — № 10. — С. 7−9.
  11. В.Н., Теория, конструкция и расчет тракторных и автомобильных двигателей/ В. Н. Болтинский М.: Машиностроение, 1962.-390 с.
  12. Н.В., Введение в теорию нелинейных колебаний: Учебное пособие для втузов/ Н. В. Бутенин, Ю. И. Неймарк, Н. А. Фуфаев М.: Наука, 1987.-382 с.
  13. Н.В., Теория колебаний: Учебное пособие для втузов/ Н.В. Бутенин-М.: Машиностроение, 1963. 187 с.
  14. В.Ю., Шум и вибрация двигателей на тракторах/ В.Ю. Вахтель// Тракторы и сельхозмашины. 1961. — № 8. — С. 6−8.
  15. В.Ю., Прогнозирование веса двигателя внутреннего сгорания/ В.Ю. Вахтель//Вестник машиностроения. 1971. -№ 5. — С. 26−27.
  16. В.Л., Динамика машинных агрегатов с ДВС/ В. Л. Вейц, А. Е. Кочура -Л.: Машиностроение, 1976. 382 с.
  17. Вибрации в технике: Справочник в 6 т. Т. 6: Защита от вибрации и ударов/ под ред. К. В. Фролова. М.: Машиностроение, 1981. — 456 с.
  18. Вибрации в технике: Справочник в 6 т. Т. 1: Колебания линейных систем/ под ред. В. В. Болотина. М.: Машиностроение, 1999. — 504 с.
  19. У.К. Вибрационная техника. Практическое руководство по уравновешиванию двигателей, механическим колебаниям и виброизоляции/ У. К. Вильсон М.: Машгиз, 1963. — 415 с.
  20. Вопросы исследования колебаний сельскохозяйственных тракторов: сб. науч. тр./НАТИ. -М., 1966.-Вып. 183.- 138 с.
  21. М.Я., Справочник по высшей математике/ М. Я. Выгодский -М.: Наука, 1975.-872 с.
  22. Вынужденные колебания режима двигателя: сб. науч. тр./ НАТИ. М., 1953.-Вып. 70.-140 с.
  23. И.Ф., Теория вибрационной техники и технологии/ И. Ф. Гончаревич, К. В. Фролов М.: Наука, 1981.- 319 с.
  24. Е.А., Методика исследования колебаний тракторного двигателя/ Е. А. Григорьев, В.И. Игнатенко// Тезисы докладов научной конференции/ ВПИ. Волгоград, 1966. — С. 15−17.
  25. Е.А., Статистическая динамика поршневых двигателей/ Е. А. Григорьев М.: Машиностроение, 1978. — 104 с.
  26. Е.А., Периодические и случайные силы, действующие в поршневом двигателе/ Е. А. Григорьев М.: Машиностроение, 2002. — 269 с.
  27. Е.А., Исследование уравновешенности серии шестицилиндровых V-образных двигателей/ Е. А. Григорьев, К.О. Долгов// Прогрессивные технологии в обучении и производстве: Материалы Всероссийской конференции/ КТИ. Камышин, 2002. — С. 16−17.
  28. Е.А., Теоретическое исследование колебаний механической системы на подвеске/ Е. А. Григорьев, А. В. Васильев, К.О. Долгов// Прогрессивные технологии в обучении и производстве: Материалы Всероссийской конференции/ КТИ. Камышин, 2003. — С. 15.
  29. Е.А., Влияние числа и расположения цилиндров и кривошипов на уравновешенность и массогабаритные показатели двигателей/ Е. А. Григорьев, А. В. Васильев, К.О. Долгов// Двигателестроение. 2004. — № 3. -С. 9−12.
  30. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов/ В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.- Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высшая школа, 2005. — 479 с.
  31. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для вузов/ В. Н. Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.- Под ред. В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. М.: Высшая школа, 2005.-400 с.
  32. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей/ Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
  33. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей/ Д. Н. Вырубов, С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко и др.- Под общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1984. — 384 с.
  34. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей/ С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1985.-456 с.
  35. Двигатели ЯМЭ-236, ЯМЗ-238/ под ред. Г. Д. Чернышева, — М.: Машиностроение, 1968.-231 с.
  36. Дизели. Справочник/ под ред. В. А. Ваншейдта. М.: Машиностроение, 1977.-249 с.
  37. Динамика и вибродиагностика механических систем: Межвуз. сб. науч. тр./ ИванГУ. Иваново, 1985. — Вып. 208. — 160 с.
  38. Ф.М., Колебания машин/ Ф.М. Диментберг- М.: Машиностроение, 1964. 308 с.
  39. Динамика системы «дорога шина — автомобиль — водитель"/ под ред. А. А. Хачатурова. — М.: Машиностроение, 1976. — 535 с.
  40. В.К., Расчеты колебаний упругих систем на ЭВМ/ В. К. Дондошанский -M.-JL: Машиностроение, 1965. 367 с.
  41. Э.М., О методике оценки влияния неуравновешенных вращающихся масс на вибрацию тракторных дизелей/ Э. М. Жарнов, В.Ф. Передрий// Тракторы и сельхозмашины. 1970. — № 9. — С. 11−13.
  42. Э.М., Оценка виброактивности четырехцилиндровых тракторных дизелей/ Э. М. Жарнов, A.M. Литвинов// Тракторы и сельхозмашины. -1972.-№ 10.-С. 7−9.
  43. А.Ф., Математические методы исследования колебательных систем/ А. Ф. Зубова Саранск: Издательство Саранского университета, 1989. -324 с.
  44. Е.Б., Влияние конструктивных и технологических факторов на неуравновешенность среднеоборотных дизелей: специальность 05.04.02: автореферат дисс. канд. техн. наук/ Е.Б. Зигельман- Университет Дружбы народов. Москва, 2003. — 17 с.
  45. В.И., Исследование низкочастотных колебаний двигателя гусеничного трактора: специальность 05.04.02: дисс. канд. техн. наук/ В.И. Игнатенко- ВПИ. Волгоград, 1968. — 171 с.
  46. Ю.И., Виброметрия. Измерение вибрации и ударов. Общая теория, методы и приборы/ Ю. И. Иориш М.: Машгиз, 1963. — 772 с.
  47. Исследование динамики машин на ЭВМ: сб. науч. ст./ под ред. А. Г. Бруевича, В.И. Сергеева- АН СССР Гос. НИИ машиноведения им. А. А. Благонравова. -М.: Наука, 1980. 117 с.
  48. Исследование подрессоривания гусеничных и колесных сельскохозяйственных тракторов: сб. науч. тр./ НАТИ. М., 1970. — Вып. 208.- 102 с.
  49. В.В., Динамическое гашение колебаний/ В. В. Карамышкин -Л.: Машиностроение, 1988. 105 с.
  50. .П., Виброизоляция двигателя СМД-14А при установке на трактор Т-74/ Б. П. Кашуба, В.Я. Анилович// Тракторы и сельхозмашины. -1963,-№ 6.-С. 5−9.
  51. .П., Некоторые особенности виброизоляции тракторных двигателей/ Б. П. Кашуба, В.Я. Анилович// Тракторы и сельхозмашины. -1966,-№ 9.-С. 7−8.
  52. Кин Н. Тонг, Колебания механических систем/ Н. Тонг Кин М.: Машиностроение, 1963.-385 с.
  53. Колебания автомобиля: Испытания и исследование/ Я. М. Певзнер, Г. Г. Гридасов, А. Д. Конев, А.Е. Плетнев- Под ред. Я. М. Певзнера. М.: Машиностроение, 1979. — 208 с.
  54. Колебания и балансировка роторных систем: сб. науч. ст./ под ред. Н. А. Гусарова. М.: Наука, 1974. — 110 с.
  55. Колебания в машинах и прочность: сб. науч. ст./ под ред. Ф.М. Диментберга- АН СССР Гос. НИИ машиноведения им. А. А. Благонравова. М.: Наука, 1977. — 111 с.
  56. Колебания и виброакустическая активность машин и конструкций/ под ред. Ю.И. Бобровницкого- АН СССР Гос. НИИ машиноведения им. А. А. Благонравова. М.: Наука, 1986. — 184 с.
  57. Колебания, излучение и демпфирование упругих структур: сб. науч. ст./ под ред. А.В. Римского-Корсакова. М.: Наука, 1973. — 236 с.
  58. Колебания и динамические качества механических систем: сб. науч. тр./ Киев: Наук думка, 1983. 136 с.
  59. Колебания и прочность механических систем: сб. науч. тр./ АН Укр. ССР Институт технической механики. Киев: Наук думка, 1986. — 156 с.
  60. Колебания силового агрегата автомобиля/ В. Е. Тольский, JT.B. Корчемный, Г. В. Латышев, Л.М. Минкин- Под ред. В. Е. Тольского. М.: Машиностроение, 1976. — 266 с.
  61. Колебания и уравновешивание роторов: сб. науч. ст./ под ред. А. А. Гусарова. М.: Наука, 1973. — 143 с.
  62. Колебания и устойчивость движения автомобиля и автопоезда: сб. науч. тр./МАДИ.-М., 1981.- 100 с.
  63. Колебания и устойчивость движения автомобиля и автопоезда, динамическая нагруженность их агрегатов: сб. науч. тр./ МАДИ. М., 1986.-92 с.
  64. Колебания элементов аксиально-поршневых гидромашин/ под ред. К. В. Фролова. М.: Машиностроение, 1973. — 280 с.
  65. Конструирование, исследование, технология и экономика производства автомобиля: сб. науч. тр./ под ред. Ю. М. Черкасова, В. К. Кошкина. -Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева.- М.: НИИстандартавтосельхозмаш, 1991. Вып. 17. — 274 с.
  66. Конструирование машин: Справочно-методическое пособие в 2 т. Т.1/ под ред. К. В. Фролова. -М.: Машиностроение, 1994. 438 с.
  67. .Г., Динамические гасители колебаний: теория и техническое приложение/ Б. Г. Коренев М.: Наука, 1988. — 302 с.
  68. Н.А., Прогнозирование надежности транспортных машин/ Н. А. Костенко М.: Машиностроение, 1989. — 240 с.
  69. В.Е., К проблеме уменьшения шума автомобилей и автомобильных двигателей/ В.Е. Кошкин// Труды семинара по проблеме уменьшения шума автомобилей: сб. науч. тр./ НАМИ. М., 1962. — Вып. 1. -С. 3−11.
  70. Г. В., Исследование вибрационных напряжений в картерных деталях силового агрегата автомобиля/ Г. В. Латышев// сб. науч. тр./ НАМИ. -М., 1970.-Вып. 123.-С. 3−9.
  71. В.Н., Шум автотракторных ДВС/ В.Н. Луканин- М.: Машиностроение, 1971. 272 с.
  72. В.Н., Снижение шума автомобиля/ В. Н. Луканин, В. Н. Гудцов, Н. Ф. Бочаров -М.: Машиностроение, 1981. 158 с.
  73. В.Т., Резиновые виброизоляторы: Справочник/ В. Т. Ляпунов, Э. Э. Лавендел, С. А. Шляпочников Л.: Судостроение, 1988. — 21 1 с.
  74. Машиностроение: Энциклопедия в 40 т. Т. 1−3. Кн. 1: Динамика и прочность машин- Теория механизмов и машин/ под ред. В. Ф. Платонова, К. С. Колесникова. -М.: Машиностроение, 1994. 533 с.
  75. Машиностроение: Энциклопедия в 40 т. Т. 4−15: Колесные и гусеничные машины/ под ред. В. Ф. Платонова, К. С. Колесникова, К. В. Фролова. М.: Машиностроение, 1997. — 687 с.
  76. Методы измерения и экспериментального исследования шума и вибраций автомобильных двигателей/ Л. В. Корчемный, В. Е. Кошкин, В. Н Луканин, В.Е. Тольский// сб. науч. тр./НАМИ. -М, 1961. Вып. 32. — 77 с.
  77. Д.И., Динамическое исследование машинного агрегата/ Д.И. Механцева-М.: Машиностроение, 1986. 210 с.
  78. JI.M., Вывод уравнений колебаний сложных динамических систем/ Л.М. Минкин// сб. науч. тр./ НАМИ. М, 1979. — Вып. 174. — С. 3944.
  79. Л.М., Исследование динамической системы «силовой агрегат -автомобиль»/ Л.М. Минкин// сб. науч. тр./ НАМИ. М., 1979. — Вып. 174. -С. 44−49.
  80. Л.М., Математическое моделирование колебаний силового агрегата автомобиля: специальность 05.04.02: автореферат дисс. канд. техн. наук/ Л.М. Минкин- МАДИ. Москва, 1980. — 16 с.
  81. С.В., Численно-аналитические методы исследования регулярно возмущенных многочастотных систем/ С. В. Миронов, Е. А. Гребенников -М.: Машиностроение, 1986. 235 с.
  82. Л.Д., Влияние неравномерности износа и отклонения формы деталей на долговечность двигателя: специальность 05.04.02: дисс. канд. техн. наук/ Л.Д. Назаров- ВПК Волгоград, 1976. — 223 с.
  83. Некоторые вопросы теории и методики исследования тракторов: сб. науч. тр./ НАТИ. М, 1964. — Вып. 170. — 122 с.
  84. Я.М., Пневматические и гидропневматические подвески/ Я. М. Певзнер, A.M. Горелик М.: Машгиз, 1963. — 319 с.
  85. С.И., Способ оценки габаритных размеров и массы тракторных двигателей при их проектировании/ С. И. Погодин, С.И. Козлов// Двигателестроение. 1986. -№ 10. — С. 18−19.
  86. К.Г., Динамика автомобильных и тракторных двигателей: Учебник для вузов/ К. Г. Попык М.: Высшая школа, 1970. — 328 с.
  87. Прикладная теория амортизации транспортных машин, — Л.: Издательство ЛГУ, 1986. 186 с.
  88. М.А., Прогнозирование шумовых характеристик поршневых двигателей/ М. А. Разумовский Минск: Вышэйш. шк., 1981. -38 с.
  89. Россоловский А.В., AutoCad 2002, 2002 LT, 2000. Справочник команд. -М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2002. — 720 с.
  90. Р.В., Подвеска автомобиля и его колебания/ Р. В. Ротенберг -М.: Машгиз, 1960.-236 с.
  91. Р.В., Подвеска автомобиля. Колебания и плавность хода/ Р. В. Ротенберг М.: Машиностроение, 1972. — 392 с.
  92. И.Л., Эмпирическая зависимость массы двигателя от его основных параметров/ И.Л. Рудерман// Двигателестроение. 1982. — № 6. -С. 14.
  93. И.Л., Прогнозирование оптимальных параметров тракторного дизеля/ И.Л. Рудерман// Двигателестроение. 1984. — № 2. — С. 5−10.
  94. И.Л., Оптимизация конструктивных и режимных параметров тракторных дизелей: специальность 05.04.02: дисс. канд. техн. наук/ И.Л. Рудерман- ВПИ. Волгоград, 1985. — 204 с.
  95. П.В., Моделирование колебаний двигателя на подвеске на режимах с высокой цикловой нестабильностью: специальность 05.04.02: автореферат дисс. канд. техн. наук/ П.В. Сафронов- МАДИ. Москва, 1999.- 17 с.
  96. И.Б., Исследование и разработка конструкции подвески двигателя ЯМЭ-236/ И. Б. Скиндер, В. Е. Тольский, Г. И. Семенов// Автомобильная промышленность. 1961. — № 11. — С. 7−10.
  97. Е.И., Виброизоляция двигателей V6−900 на автомобилях Белорусского автомобильного завода/ Е. И. Слоушер, В. Е. Тольский, Ю.А. Габов// Двигателестроение. 1982. — № 11. — С. 60−62.
  98. Современные методы и средства балансировки машин и приборов/ М. В. Баркин, Т. Т. Гаппоев, А. А. Геркус и др.- Под ред. В. А. Щепетильникова. -М.: Машиностроение, 1985. -232 с.
  99. В.К., Исследование динамических характеристик колебательной системы «двигатель-трактор»: специальность 05.04.02: дисс. канд. техн. наук/ В.К. Сосипатров- ВПИ. Волгоград, 1974. — 171 с.
  100. А.Я., Экспериментальное исследование вибраций автомобилей с V-образными шестицилиндровыми двигателями/ А .Я. Тарасов// Автомобильная промышленность. 1967. — № 5. — С. 6−9.
  101. С.М., Краткий курс теоретической механики: Учебник для студентов вузов/ С. М. Тарг М.: Высшая школа, 1998. — 415 с.
  102. С.П., Колебания в инженерном деле/ С. П. Тимошенко М.: Машиностроение, 1985. -472 с.
  103. В.Е., Снижение уровня вибраций автомобиля путем повышения эффективности подвески двигателя/ В.Е. Тольский// Труды семинара по проблеме уменьшения шума автомобилей: сб. науч. тр./ НАМИ. -М., 1962.-Вып. 1.-С. 31−40.
  104. В.Е., Связанные колебания двигателя и его подвеска/ В.Е. Тольский// Автомобильная промышленность. 1963. — № 4. — С. 11−13.
  105. В.Е., Исследование колебаний силового агрегата автомобиля/ В.Е. Тольский// Автомобильная промышленность. 1967. -№ 4. — С. 9−13.
  106. В.Е., Виброакустика автомобиля/ В. Е. Тольский М.: Машиностроение, 1988. — 104 с.
  107. JI.B., Вибрации двигателя СМД-14 и пути их снижения/ JI.B. Тузов// Энергомашиностроение. 1965. — № 2. — С. 5−7.
  108. Упругие и гидроупругие колебания элементов машин и конструкций/ под ред. Ф. М. Диментберга. -М.: Наука, 1979. 121 с.
  109. И.Н., Проектирование подвески автомобиля/ И. Н. Успенский, А. А. Мельников -М.: Машиностроение, 1976. 168 с.
  110. А.И., Определение влияния опрокидывающего момента от газовых сил на вибрацию двигателя/ А.И. Филимонов// Тракторы и сельхозмашины. 1964. -№ 4. — С. 7−9.
  111. А.И., Исследование вибраций рядных четырехцилиндровых тракторных дизелей/ А. И. Филимонов, Н. С. Антонов, Б.С. Вишняков// Тракторы и сельхозмашины. 1969. — № 12. — С. 5−7.
  112. А.И., Основные требования к подвеске тракторных и комбайновых двигателей/ А.И. Филимонов// Тракторы и сельхозмашины. -1970.-№ 8. -С. 15−17.
  113. К.В., Прикладная теория виброзащитных систем/ К. В. Фролов, Ф. А. Фурман М.: Машиностроение, 1980. — 279 с.
  114. К.В., Нелинейные модели и задачи механики деформируемого твердого тела/ К. В. Фролов М.: Машиностроение, 1984. — 207 с.
  115. В.К., Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие для машиностроительных вузов/ В. К. Чистяков -М.: Машиностроение, 1989. 256 с.
  116. В.К., К вопросу улучшения динамики дизелей/ В.К. Эрдели// Тракторы и сельхозмашины. 1968. — № 12. — С. 7−9.
  117. В.К., О противовесах на коленчатых валах дизелей/ В.К. Эрдели// Тракторы и сельхозмашины. 1969. — № 7. — С. 16−18.
  118. А.А., Курс теории колебаний/ А. А. Яблонский, С. С. Норейко -М.: Высшая школа, 1975. 248 с.
  119. А.И., Динамика поршневых двигателей: Учебное пособие/ А. И. Яманин, А. В. Жаров М.: Машиностроение, 2003. — 464 с.
  120. Lindquist Н. Balancing the first order external moments of MAN B&W four cylinder low speed engines// Mot. Ship, 1983. 64. — № 755. — P. 46−52.
  121. Welch W.A., Booker J.F. Dynamic analysis of engine bearing systems// SAE Techn. Pap. Ser, 1983.-№ 830 065.-P. 9.
Заполнить форму текущей работой