Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие поэтической онтологии как проблема философского знания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В выявлении общего онтологического фундамента научных концепций и теорий поэзии используются методы философской компаративистики. При изучении конкретного материала художественного текста, поэтических произведений применяется совокупность герменевтических процедур, приемы структурно-семантического и сравнительно-типологического анализа. Для раскрытия ключевого вопроса об онтологических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА В XX ВЕКЕ (ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ)
    • 1. Историография исследований философичности поэтического творчества в XX веке
    • 2. Эволюция смыслов понятия поэтическая онтология
  • ГЛАВА II.
  • ФУНКЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО В ОНТОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИИ
    • 1. Философский смысл современной поэтики
    • 2. Философско-онтологический ракурс анализа литературного творчества
  • ГЛАВА III.
  • ИДЕИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БРОДСКОГО
    • 1. Философское содержание творчества И. Бродского
    • 2. Онтологический каркас поэзии И. Бродского

Понятие поэтической онтологии как проблема философского знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Данное исследование выполнено в ключе развития современного онтологического знания. Актуальность разработки проблем объективности мира идеального в описании и познании реальности значительно повышается в наши дни. Расширилось понимание бытийности, в нее включилась область литературного творчества, его самое концентрированное выражениеобласть поэтического. Оказалось, не все проблемы могут быть описаны средствами научной рациональности. Явления, касающиеся интуитивного, субъективного восприятия, к которым относится и поэтическое, для раскрытия и описания требуют своего инструментария и языка. Идут процессы отпочкования концепций, связанных с языком. Новое звучание при этом получает тема онтологии идеального, для которой особое значение приобретает объективация в слове. Важным моментом становится сопоставление концептов: образ и слово, слово и смысл, смысл и образ, которые выступают как взаимодополнительные, являются аспектами друг друга. Обращение к онтологизации образа выводит нас на возможность исследования соотношения ее с объективацией в слове. Все это находит свое воплощение в современных философских концепциях языка. Говоря о причинах современного понимания близости философии и поэтики, исследователи все чаще отмечают появление специального теоретического инструментария для разработки проблем такого рода. Экзистенциалистские и герменевтические концепции также позволяют по-новому взглянуть на отношения образного и рационального.

Потенциал «неклассических» онтологий, созданных в философии XX века, позволяет раскрыть новый аспект определения специфики человеческого бытия в том, что формы его осуществления решающим образом зависят от представлений человека о самом себе, оценивания, то или иное понимание бытия становится конституирующей основой самого бытия.

Тема, избранная для диссертационного исследования, актуальна и потому, что обращена к опыту междисциплинарных разработок в контексте исследования феномена поэтического.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопрос о специфике анализа поэтических явлений в философии в рамках категориального онтологического аппарата детально проработан феноменологическо-герменевтической концепцией искусства. В XX веке своеобразные дискурсы этой темы с позиций критики онтологической составляющей в поэтике, осуществив проекты онтологии литературы, предложили: Г.-Г. Гадамер1, Р. Ингарден2, М. Хайдеггер3, Ф.-В.фон Херманн4 и др., эти идеи во многом были определены положениями об истоках поэтического умения — воспроизводить вещи в их феноменологической очевидности. Данную традицию продолжили постмодернисты — Ж. Деррида5 и др.

Интерес к онтологии искусства в отечественной философии в 19 702 000;е годы обусловил появление исследований, посвященных критическому осмыслению герменевтического опыта интерпретации.

А *7 текстов, у таких авторов как: В. В. Бибихин, Ю. Б. Борев, М.К. Мамардашвили8, JI.A. Микешина9, A.B. Михайлов10,.

Н.В. Мотрошилова11. В зарубежной философской литературе эту тему.

I Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

2Ингарден Р. Очерки по философии литературы. Благовещенск, 1999.

3 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Он же. Язык. СПб., 1991.

4 Херманн Ф.-В. Фундаментальная онтология языка. Минск, 2001.

5 Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1999; Он же. Письмо и различие. СПб, 2000.

6 Бибихин В. В. Слово и событие. М., 2001.

7 Борев Ю. Б. Эстетика. М, 1972.

8 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990; Он же. Эстетика мышления. М., 2000.

9 Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

10 Михайлов A.B. Языки культуры. М., 1997.

II Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

12 13 сделали центральной в своих исследованиях К.-О. Апель, П. Рикер, К. Хюбнер14, ими были предприняты важнейшие шаги для интегрирования и конкретизации гуманитарных знаний о творчестве на фундаменте феноменологии и герменевтики.

Теоретические аргументы данного диссертационного исследования формируются на базе конструкций «поэтическая онтология», «бытийное измерение текста», «символ», «смысл». В отечественной философской и филологической традиции общепринято, что самое раннее использование понятия поэтической онтологии встречается у М.О. Гершензона15, к его идеям и теме в целом возродили интерес философские работы таких.

16 17 авторов, как Ю. М. Лотман, В. А. Подорога. А также собственно филологические изыскания C.B. Бабушкиной18, И. Булкиной19, О.В. Зырянова20, К. Рогова21, С. Свиридова22, Т.В. Цвигун23. Практически синонимично употребление понятия «единичных онтологий» В. Кулаковым24, в плане возможных аналогий интересны обобщающие выводы, касательно термина «эстетическая онтология», представленного в работе Н. Кормина25.

В контексте вышеупомянутых тенденций допускается возможность категориального выражения и решения на языке художественного творчества философских проблеми поэтому целесообразно раскрыть.

12 Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. № 1.

13 Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

14 Хюбнер К. Истина мифа. M., 1996.

15 Гершензон М. О. Мудрость Пушкина// Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

16 Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

17 Подорога В. А. Феноменология тела.

Введение

в философскую антропологию. М., 1995.

18 Бабушкина C.B. Поэтическая онтология М.Цветаевой. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. фил.н., Екатеринбург, 1998.

19 Булкина И. Пауль Целан // http://journal.ru/kniga/98−10−29/bulkin.htm.

20 Зырянов О. В. Лермонтовский миф: некоторые аспекты проблемы // Архетипические структуры художественного сознания. Вып.З. Екатеринбург, 2002.

21 Рогов К. Вариации «московского текста». К истории отношений Ф. Тютчева и М. Погодина // Тютчевский сборник. Тарту, 1999.

22 Свиридов С. Поэтическая онтология В. Высоцкого // XXX научная конференция. 4.7. Филологические науки. Калининград, 1999. ъ Цвигун Т. В. О преодолении энтропии в поэтическом тексте (К семиотической структуре текста в русском авангарде 10−30-х гг.) // http://avantgarde.narod.ru/beitraege/centropiya.htm.

24 Кулаков В. О Кушнере // Знамя. 1996. № 2.

25 Кормин H.A. Онтология эстетического. М., 1992. смысл и содержание понятия «поэтическая онтология». Оно подразумевает выстраивание такой системы отношений, когда за основу бытия берется язык, в частности — поэтический язык, и все, что происходит в поэтическом тексте, раскрывается через категории, которые являются и образами. Поэтическая онтология складывается из таких компонентов как идеальность, образ, смысл и язык.

Поэтическая онтология — не только конструкт философского знания, но и характеристика процесса, происходящего в современной онтологии. Для того чтобы плодотворно представить понятие, мы демонстрируем примеры поэтических онтологий отдельных поэтов как миросозерцательных концепций. Выделяются онтологические аспекты, которые позволили бы вывести анализ поэтического текста за рамки сферы, ограниченной субъективной деятельностью творца произведения. Поэтическое произведение тем самым не производно от творческой деятельности, оно получает онтологический статус и может рассматриваться не как результат определенного психологического настроя его автора, а как выражение самого бытия. Это предполагает изучение стихотворения как явления, вырастающего самостоятельно, хотя и с участием поэта.

Поэзия и философия близки меж собой, обращаясь к осмыслению основ бытия. Своими интерпретациями поэт, как и философ, может создавать особую реальность. Наука должна объяснить, что среди многочисленных средств таких интерпретаций важная роль принадлежит языкув пространстве языка и происходит словесное воплощение философских проблем. Требуется уточнить само понимание специфики поэтического языка.

Поэтическое творчество столь же конструктивно, как и философское, поскольку областью деятельности и поэта и философа является язык, выговаривающий себя в актах поэтического и философского творчества. Таким образом, общим корнем поэзии и философии является Бытие как Слово.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются образы и концепции поэтической онтологии, как они развернуты непосредственно в поэтическом тексте отдельных поэтов: A.C. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, О. Э. Мандельштама, И. А. Бродского. Предмет данной работы — философское понятие поэтической онтологиионо представлено как концепт интеллектуального постижения мира, данного сознанию в форме художественного текста.

Обозначенный предмет имеет как специальное, то есть филологическое измерение, так и философское прочтение. Поэтическая онтология рассматривается философами и филологами, является междисциплинарным понятием. Простой констатации этого факта, конечно, недостаточно для достижения цели настоящего исследования. Определение места понятия поэтической онтологии в историографии исследований требует детального изучения, которое проводится с учетом контекста современных тенденций онтологического знания.

Изучению концепта не препятствует то обстоятельство, что он не является на данный момент общепринятым, входящим в словарные статьи, поскольку понимание поэтической онтологии только начинает складываться. Потребность введения нового концепта в настоящем исследовании оправдана характерной для современного философского поиска тенденцией: усилить концептуальный анализ поэтических произведений.

Цель и задачи исследования

Цель — раскрыть и обосновать смысл и содержание понятия «поэтическая онтология», установить допустимость его использования в философии, раскрыть эвристические и практические функции.

Поставленная цель предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

• рассмотреть и систематизировать в рамках анализа онтологического знания эволюцию трактовок понятия поэтической онтологии;

• систематизировать функции феномена поэтического в современных философских теориях бытия;

• проанализировать образы поэтической онтологии, как они концептуально представлены в творчестве: Ф. И. Тютчева, О. Э. Мандельштама, И. А. Бродского;

• охарактеризовать способ и динамику художественного освоения бытия в структурно-смысловом единстве поэтических текстов;

• выделить основные характеристики бытия И. А. Бродским с точки зрения определения их как онтологическихпоказать роль его творчества в эволюции поэтико-онтологического знания.

Теоретико-методологическая база диссертации. Исследование опирается на концепции XX века, посвященные исследованиям текста, языка, их смыслового содержания. Помимо специальных исследований по онтологии искусства, это работы, посвященные различным аспектам форм философского, поэтического, мифотворческого, религиозного и научного.

26 постижения бытия. Методологическую базу исследования составили установки герменевтического анализа, феноменологического метода при структуралистском анализе текста.

Для решения задач диссертации важное значение имеют методы философского литературоведения, разработанные С.С. Аверинцевым27,.

ЛОО лл.

Л.М. Баткиным, М. М. Бахтиным, А. К. Жолковским и Ю. К. Щегловым, Л.В. Карасевым31, Ю.М. Лотманом32, С.С. Неретиной33, В.Н. Топоровым34.

26 См. например: Бытие человека в культуре: (опыт онтологического подхода). Киев, 1991; Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997; Губин В. Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998; Драгалина-Черная Е. Г. Формальные онтологии: аналитическая реконструкция. М., 2000; Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993; Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999; Мартынов Ф. Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. Свердловск, 1988.

27Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996.

28 Баткин Л. М. Тридцать третья буква. М., 1996.

29 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Он же. К философским основаниям гуманитарных наук // Он же. Автор и герой. СПб., 2000.

В выявлении общего онтологического фундамента научных концепций и теорий поэзии используются методы философской компаративистики. При изучении конкретного материала художественного текста, поэтических произведений применяется совокупность герменевтических процедур, приемы структурно-семантического и сравнительно-типологического анализа. Для раскрытия ключевого вопроса об онтологических особенностях поэтического необходим феноменологический подход, поскольку он позволяет обратиться к поэтическому тексту и образу, как они представлены в своей самодостаточности, «сами-по-себе», то есть целесообразно рассматривать их в аспекте бытия до всякого соотнесения с сущим.

Вышесказанное определяет применение общенаучных и специально-научных методов в данной диссертации. Комплексное использование указанных методов направлено на максимально полное изучение объекта исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в рамках анализа онтологии, обозначены функции концепта «поэтическая онтология», определено его место в структуре философского знания о бытии. Раскрыто онтологическое содержание поэтического творчества на конкретных примерах — текстах авторов, формировавших свои сюжеты, сознательно поставив перед собой задачу постижения бытия. В работе на примерах исследования творчества Ф. И. Тютчева, О. Э. Мандельштама, И. А. Бродского обозначены те тенденции, которые приближают литературу к качеству философского дискурса об онтологическом содержании поэтических образов и текстов.

30 Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты — Тема — ПриемыТекст. М., 1996.

31 Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.

32 Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

33 Неретина С. С. Тропы и концепты. М., 1999.

34 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Обряд. М., 1995.

В рамках философского анализа содержания концепций поэтической онтологии систематизированы позиции современной философии и литературоведения, раскрывающие содержание понятия поэтической онтологии. Конкретизированы и освещены основные тенденции исследований в рассматриваемой области знания.

Автор специально исследует возможности процедуры сопоставления философских концепций, исследующих феномен поэтических представлений, и самих поэтических текстов. В работе обосновывается идея о возможности конкретно рассматривать концепцию поэтической онтологии через категориальную сетку на примере целостности творчества И. А. Бродского.

Положения, выносимые на защиту. Предпринятое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Поэтическая онтология является структурным элементом философской онтологииисследуемая концепция позволяет раскрыть новые моменты в современном бытии. Это обусловлено тем, что образное видение мира как пласт бытия, играет все большую роль в современном мире, где духовные, виртуальные моменты жизни общества, человека приобретают новое качество — системообразующих детерминат.

2. Реалии поэтической онтологии раскрываются через интеллектуальное постижение мира, через данность сознанию в художественных, поэтических текстах. Как конструкция знания, поэтическая онтология позволяет понять те мироотношения, в основе бытия которых полагаются образы поэтического языка, представленные как категории.

3. Поэтическая онтология включает в себя знание об идеальности, образах, смыслах и языках, определяющих бытийственность речи. Через поэтическую онтологию в философское знание о бытии в его существенности включается самосознание поэтического «я-субъекта», создающего целостную картину мира.

4. В качестве примера, иллюстрирующего правомерность существования поэтической онтологии, в работе рассматривается теоретический дискурс И. А. Бродского: он представлен как один из образов поэтической онтологии. Развивая идеи о возможности поэтического познания сущего, высказанные в русской поэзии Ф. И. Тютчевым, О. Э. Мандельштамом, И. А. Бродский дополняет его собственным видением онтологии поэтического языка. Авторское, субъектное начало подчинено этому поэтическому языку, который является глубинной, непосредственно неявной структурой.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. В работе теоретически обоснована необходимость разработки онтологических оснований поэтического творчества как особого способа современного философского мировидения. Обозначены границы концептуальности литературного и философского анализов поэтического в его бытийном измерении.

Показано, что изучение поэзии средствами гуманитарных наук выявляет комплиментарность теории познания, учения о бытиив диссертации рассматривается возможность изучения поэзии в контексте современных философских теорий.

Содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций при реализации учебных программ курсов философии, культурологии, а также спецкурсов по проблемам филологии, онтологии и написании учебно-методических пособий по перечисленным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Основные идеи работы обсуждались в ходе научных дискуссий на конференциях: региональных: Ломоносовские студенческие научные чтения (г. Архангельск, 1999, 2000, 2001 гг.) — «С именем Ломоносова — в XXI век». Конференция молодых ученых, аспирантов и студентов (г. Архангельск, 2001) — межвузовских: «А. Тарковский и И. Бергман: Искусство и духовность в современном образовательном контексте» (г. Владимир, 2002) — международных: Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2000» (г. Москва, 2000) — «Философия XX века: школы и концепции» (г. Санкт-Петербург, 2000) — Международная научно-практическая конференция «Становление и стратегия развития профессионального образования в условиях Европейского Севера» (г. Архангельск, 2001) — «ЧеловекКультура-Общество». Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований (г. Москва, 2002) — Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2002» (г. Москва, 2002) — Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: III Российский Философский конгресс (г. Ростов-на-Дону, 2002).

Выводы, положения и методические рекомендации, представленные в диссертации, нашли отражение в опубликованных научных работах. Общий объем публикаций составляет около 2,5 п.л.

1. Бытийственность поэтического языка // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып. 16. М.: Прометей, 2003. С. 190−197.(0,4 п.л.).

2. Легитимация понятия поэтическая онтология // ЧеловекКультура-Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Т.1. М.: изд-во «Современные тетради», 2002. С. 264−265. (0,1 п.л.).

3. О понятии «поэтическая онтология» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. № 6. С. 85−98. (0,7 п.л.).

4. О понятии поэтической онтологии // Философия XX века: школы и концепции. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С. 126−127. (ОД п.л.).

5. Онтологические структуры поэзии в преподавании школьного курса литературы // С именем Ломоносова — в XXI век. Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов и студентов. Архангельск, 2001. С. 97−98. (0,1 пл.).

6. Онтологичность поэзии // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2002». Вып.8. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 408−409. (0,1 п.л.).

7. Онтологичность языка поэзии // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы III Российского Философского конгресса: В 3 т. Т.2. Ростов-на-Дону, 2002. С. 207−208. (0,1 п.л.).

8. Поэтическая логика А. Тарковского // Свеча-2002. Истоки: Север-Центр: сборник материалов международных конференций. Архангельск: изд-во ПГУ, 2002. С. 74−76. (0,2 п.л.).

9. Поэтическая онтология И. Бродского // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып.7. М.: Прометей, 2000. С. 298−309. (0,5 п.л.).

Ю.Поэтическая онтология Иосифа Бродского // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2000». Вып.4. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 443−444. (0,1 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав.

Заключение

.

Бытие — вечная тема философии, между вечной загадкой сущности человека и его повседневными и теоретическими успехами. Бытие как незавершимое, постоянно возобновляемое, неравное себе, динамичное, становящееся событием в каждой новой встрече разнозначных сознаний, неукладывающееся ни в какие рационалистические структуры, является предметом интереса не только философии, но и поэзии. Участник события творит реальность посредством своих действий и интерпретаций. Не менее активно творит эту реальность поэт. Мир экстреализуется прежде всего с помощью языка, по преимуществу — естественного языка. Язык представляет категории для интерпретации явлений. Благодаря этому именно в языке мир объективируется для самих его, языка, носителей.

В тенденции сближения философской мысли и проблем понимания, интерпретации, поэтики текста представляется весьма значимым превращение герменевтики из теории истолкования письменных памятников в поисках их «истинности» в «свершение бытия» (по Хайдеггеру), из метода гуманитарных наук в своего рода онтологию (по Гадамеру). Обращение Хайдеггера, в русле феноменологии занимающегося онтологическими проблемами, к вопросу о «истоках художественного творения» стало очень существенным для истории культуры в целом. Спустя несколько лет после выхода «Бытия и времени» он задается вопросом о сущности искусства, творчества, истины, технэ. Хайдеггер обосновывает мысль о том, что «художественное творение раскрывает присущим ему способом бытие сущего. В творении совершается это раскрытие-обнаружение, то есть истина сущего. В художественном творении истина сущего полагает себя в творение.

Искусство есть такое полагание истины в творение"268, более того -«искусство есть становление и совершение истины», оно дает ей «истечь», источая «в творении истину сущего».

Основа культуры — слово, текст в широком понимании. Поэты, о творчестве которых допустимо говорить в контексте предложенного понятия поэтической онтологии, придают концептуальное значение креативной способности языка. Парадоксальность художественного, в частности, поэтического языка в том, что мысль, будучи выражена в образной и метафорической форме, приобретает пластичность и глубину, которых она лишена в форме понятийной — в языке науки и философии.

Владение миром слова — ключ к становлению мира мысли, и следовательно, предпосылка не только выразительности, но и содержательности философствования. Выявление поэзией возможности слов и понятий может учитываться прямо или опосредованно в философской теоретической работе. Поэзия — это то знание, которое еще не отделяет всеобщего от его живого существования в отдельном, не противопоставляет еще закон и явление, цель и средства, с тем, чтобы потом рассудочно сводить их воедино, но постигает одно в другом и через другое, отмечал Г. В.Ф. Гегель269. И не следует думать, что поэзия лишь образно выражает некое содержание, уже познанное в его всеобщности.

Поэтический стиль условно отрешен от всякого взаимодействия с чужим словом, от всякой оглядки на чужое слово. Язык в поэтическом произведении осуществляет себя как несомненный, непререкаемый и всеобъемлющий. Язык поэтического жанра «единый и единственный птолемеевский мир, вне которого ничего нет и ничего не нужно"270. Мир поэзии, сколько бы противоречий и конфликтов не раскрывалось в нем поэтом, всегда освещен единым и бесспорным словом, которое.

268 Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIXXX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 280−281.

269 Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М. 1968;1971. Т.З. С.342−359. (начало гл. З «Поэзия»).

270 Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. С. 98−99. воспринимается несомненным. Возникает ощущение, что преображение слова совершается в поэтическом контексте.

Поэзия есть интеллектуальное движение чувства, становящегося переживанием, затем текстом и, наконец, пространством человеческого осуществления: так индивидуальный чувственный опыт становится культурой. Поэзия, своего рода, самодостаточная невербальная сущность в телесном воплощении. Из-живая чувственность, человек все более обнаруживает себя в этом пространстветворение с-бывается как «тело смысла» (Бахтин), сбывается в тексте и как текст.

Язык выявляет существенные для человека глубины и потенции, как подобает эстетическому субъекту. Он всегда находится в движении, потому что как предмет создается в процессе творчества, так создается и сам поэт, его мировоззрение, средства выражения. Этот мир всеобъемлющ и реален не только как реальность другого сознания. В нем достижимо сочетание дистанцированной надбытийственной активности автора и его событийного целостного бытия.

Наибольшее распространение среди других областей культуры отождествление смыслов, слов, предложений, текстов и того, что соответствует им в объективной действительности, представление о человеке как о некой смыслообразующей силе, получило в искусстве, и прежде всего в поэзии. Понимание поэзии представляется раскрытием смысла, содержащегося в ней до, вне и независимо от попыток привнесения нами смысла в нее, независимо от какого бы то ни было понимания (или непонимания) ее субъектом.

Философские проблемы гносеологии, онтологии, специфика познания средствами искусства, соотношение истины искусства и истины действительности, творчества могут не только осмысливаться в специальных научных трудах, но и имплицитно присутствовать в текстах с выраженной доминантой эстетической функции, то есть в литературных текстах, и особенно, в поэтических. В свою очередь философские исследования могут найти широкие возможности для считывания этой информации.

Мы обратились к творчеству И. Бродского, учитывая как его поэтические произведения, так и теоретические работы, в которых на наш взгляд, присутствует концепция поэтической онтологии. Речь лирического героя Бродского персонифицирована, имеет непосредственное отношение к бытию, поистине есть, потому что не имеет иной цели, кроме пребывания. Это та поэзия, в которой осуществляет себя язык, «использующий» Бродского в своем вечном стремлении быть. Поэтом владеет стихия таинственной речи, смысл которой — его мирочувствование.

Поэзия Бродского рождает ощущение первозданности, интеллектуального возврата к первобытийности, к сотворению мира в слове-тексте. Слова утрачивают свое суверенное значениевозникающий смысл, понимание, погружены в чувственный мир метафоры. Первозданность смысла метафоры Бродского есть причина значительной сложности истолкования его стихов. Может не выйти строка, но осуществится речь — едва внятный шелест «тихотворения». Судьба поэта в таком случае — способ созидания текста, открытия речи.

Поэтический образ в законченном виде представляет из себя некий феномен. Особенность поэтического образа — резонирование, связанное с известной трансформацией, оно соединяет в свою очередь различные онтологические уровни образотворчества.

Образ существует в языковом пространстве, которому присуще определенное единство, целостность. Поэтический образ определяется, локализуется посредством движения и создания связей поэтического пространства. Активность, прежде всего, поэтического слова ведет к возникновению новых онтологических образований, которые помогают воспринимать мир. Таким образом, мы считаем, что исследование,.

142 допускающее концепцию поэтической онтологии позволяет раскрыть дополнительные аспекты современных тенденций онтологического знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 189 273.
  2. Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 13−18.
  3. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 76−92.
  4. В. Заметки о «мета». Журнал поэзии. М., 1997. Вып.4 (16). С.48−60.
  5. P.A. В начале было слово // Вопросы философии. 2002. № 8. С.70−77.
  6. С.А. Время и его преодоление // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990. С.25−40.
  7. С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997.
  8. A.B. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М., 1988. 207с.
  9. Ю.Бабушкина C.B. Поэтическая онтология М. Цветаевой (1926−1941 гг.). Автореферат диссертации канд. фил. н. Екатеринбург: УГУ им. A.M. Горького, 1998. 17с.
  10. Бак Д.П., Кузнецова Н. И., Филатов В. П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучно знании // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 144−150.
  11. Р. Семиология как приключение // Мировое древо. Вып. 2, М., 1993.
  12. JI.M. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов И. Бродского. М.: РГГУ, 1996. 331с.
  13. И.Бахтин М. М. К философским основаниям гуманитарных наук // Бахтин М. Автор и герой. СПб.: Азбука, 2000. 336с.
  14. М.М. Проблема текста // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М., 1996. Т.5. С. 308−309.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423с.
  16. Э. Категории мысли и категории языка // Бенвенист Э. Общая лингвистика / под ред. Ю. С. Степанова. М., 1974. С. 104−114.
  17. Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997. 407с.
  18. Беседа с В. Подорогой // http://antropology.m/4−97/kvoprosuomercanii.htm.
  19. В.В. Слово и событие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.280с.
  20. В. Мартин Хайдеггер. Урал LTD, 1998. 284с.
  21. И.А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования). М.: Изд-во МГУК, 2000. 384с.
  22. Н.К. Борьба за Логос в России в XX веке // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 148−169.
  23. Ю.Б. Эстетика: в 2 т. Т.2.Смоленск: Русич, 1997. 638с.
  24. И. Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд, 1997 2002. Тт. 1−7.
  25. И. Пауль Целан // http://journal.ru/kniga/98−10−29/bukin.htm.
  26. Е.Я. К вопросу о жанре // Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986. С.40−47.
  27. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) / отв. ред. Быстрицкий Е. К.: АН Украины. Ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1991. 173с.
  28. П. Рождество: точка отсчёта // И. Бродский. Рождественские стихи. М.: Независимая газета, 1996. С.58−68.
  29. А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 377с.
  30. Т. Развитие семантической поэтики // Полухина В. Бродский глазами современников. СПб.: Звезда, 1997. С.266- 277.
  31. А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 406с.
  32. В. П. Эпистемология Г. Башляра и история науки. М., 1996. 263с.
  33. Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. 612с.
  34. В. Поэзия и дискурсивная мысль // Философия и общество. 1999. № 3. С.150−159.
  35. С. Диалоги с Бродским. М.: Независимая газета, 1998. 328с.
  36. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367с.
  37. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699с.
  38. П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495с.
  39. Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
  40. Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник, 1988. М., 1998.
  41. Г. Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.
  42. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М. 1968−1971. Т.З. С.342−359. (гл.З «Поэзия»).
  43. И.Г. Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований // Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.- Л., 1959. С. 157−178.
  44. М.О. Избранное. Т.1: Мудрость Пушкина. М.: Универ. книга- Иерусалим, 2000. 588с.
  45. И.- В., Шиллер Ф. Переписка: в 2 т. М.: Искусство, 1988. Т.2. 409с.
  46. Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 415с.
  47. Л.Я. Человек за письменным столом. Л.: Советский писатель, 1989. 608с.
  48. B.C. Поэзия и философия: онтологические аспекты взаимозависимости // Философия и поэзия. Материалы 2-й Всероссийской конференции. Рязань, 2000. С. 85−87.
  49. В.Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. М.: РГГУ, 1998. 191с.
  50. В. фон. О различии строения человеческих языков // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397с.
  51. С.Ю. Научность метафоры и метафоричность науки (философский аспект). Автореферат диссертации кандидата философских наук. М., 2000. 21с.
  52. . Эссе об имени. СПб.: Алетейя, 1999. 192с.
  53. . Письмо и различие. М., 2000. 495с.
  54. С. Записные книжки // Собрание сочинений: в 3 т. СПб.: Лимбус-пресс, 1995. Т.З. 384с.
  55. Драгалина-Черная Е. Г. Формальные онтологии: аналитическая реконструкция. М., 2000. 247с.
  56. А.Ф. От «События» к «Со-бытию» // М. М. Бахтин: эстетическое наследие и современность. Межвузовский сб. научных трудов: в 2 тт. Изд-во Мордовского университета, 1992. Т.1. С. 19−107.
  57. В. «Поэта далеко заводит речь» // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М.: Союз фотохудожников России, 1996. С. 216 231.
  58. . Психопрочтения // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. T. I. М., 1998.
  59. С.Н. Экзистенциальный смысл текста в стихах И.Бродского // Текст как объект многоаспектного исследования. Сб. ст. Вып. 3. Ч. 2. / под ред. К. Э. Штайн. СПб. Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. С. 18−23.
  60. О.В. Лермонтовский миф: некоторые аспекты проблемы // Архетипические структуры художественного сознания. Вып.З. Памяти В. В. Короны. Екатеринбург: изд-во Уральского института, 2002. С. 102 114.
  61. Л.П. Гастон Башляр: особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. № 2. С.91−103.
  62. Иосиф Бродский. Большая книга интервью / сост. В.Полухина. М.: Захаров, 2000. 703с.
  63. Иосиф Бродский: труды и дни / сост. Лосев Л., Вайль П. М.: Независимая газета, 1990. 272с.
  64. М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. № 6. С.52−67.
  65. П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики критика техники — этика // Вопросы философии. 1998. № 5. С.49−55.
  66. JI.B. Онтология и поэтика // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 70−75.
  67. JI.B. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9. С.72−91.
  68. И.Т. Познание как иносказание. Человек после крушения Вавилонской башни // Вопросы философии. 2001. № 1. С.51−63.
  69. И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С.90−99.
  70. Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.
  71. C.JI. Философия как «языковая игра» // Материалы XI Международной конференции «Логика, методология, философия науки». М.: Обнинск, 1995. Т.5. С.44−48.
  72. Е.Б. Синкретизм сознания И. Бродского // Третьи культурологические чтения. Сб.ст. Серия: Науки о культуре и человеке. Вып. 10. М.: Диалог- МГУ, 1998. С.102−104.
  73. Е.Б. Поэт в доме ребенка (пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского). М.: Книжный дом «Университет», 2000. 335с.
  74. П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 239с.
  75. H.A. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. 115с.
  76. В.В. Поэзия Анны Ахматовой: Поэтика автовариаций. Екатеринбург, 1999. 205с.
  77. B.JI. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993. 172с.
  78. В. О Кушнере // Знамя. 1996. № 2. С. 21−23.
  79. Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999. 237с.
  80. Д. Ахматова Бродский: проблема преемственности // И. Бродский и мир. СПб.: Звезда, 2000. С.172−184.
  81. .А. О лирике как разновидности художественной речи (Семантические этюды) // Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С. 54−101.
  82. Э. «Но» В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3, Т. 2 / сост. А. Е. Крылов. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. С. 156−163.
  83. Лебедева К. Charme discret de .l'absurde // http://highbook.narod.ru/philos/hlebnikov.htm.
  84. Ю. И. Инвариантный сюжет лирики Тютчева // Тютчевский сборник. Таллинн, 1990. С. 142−206.
  85. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1980. 304с.
  86. Е.С. Философия творческой активности М.М. Бахтина. М.: МАТИ РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2000. 136с.
  87. М. Критерий пустоты // Урал. 2001. № 7. С.218−234.
  88. С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. 156с.
  89. А. Иосиф Бродский: посвящается логике // Вестник русского христианского движения. 1978. т. 4. № 127. С.120- 129.
  90. А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930. 268с.
  91. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов. Л., 1972. 271с.
  92. Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. 846с.
  93. Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. 702с.
  94. Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб., 1996. С.565−594.
  95. Ю.М., Лотман М. Ю. Между вещью и пустотой // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 тт. Таллинн: Александра, 1993. С. 301−309.
  96. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс-культура, 1992. 414с.
  97. М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс-культура, 1993. 352с.
  98. М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1999.311с.
  99. М.К. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. 397с.
  100. М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 414с.
  101. О.Э. Избранное. Таллинн, 1989. 211с.
  102. О.Э. Об искусстве. М.: Искусство, 1995. 416с.
  103. К. Проблема интерпретации мировоззрения // Культурология. XX век: Антология. М., 1994.
  104. Г. Рильке, Свидетель духовного. Лекция 2 // Вопросы философии. 1998. № 1. С. 145−159.
  105. Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. Свердловск, 1988. 183с.
  106. И.М. Время в культуре // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. № 2. С. 94−104.
  107. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. 606с.
  108. В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М.: Высшая школа, 1987. 141с.
  109. JI.A. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 3−12.
  110. JI.A. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 623с.
  111. A.B. Языки культуры. М., 1997. 809с.
  112. Г. Ахматова и Бродский: поэтический диалог // Язык. Общество. Культура. Вильнюс, 1997. С.123−136.
  113. Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.464с.
  114. Я. Лирика // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. С.251−253.
  115. A.B. Язык в трансцендентальной прагматике К.-О.Апеля // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 69−75.
  116. С.С. Тропы и концепты. М.: ИФРАН, 1999. 277с.
  117. А. Поэтология И. Бродского. М.: МАКС Пресс, 2001. 104с.
  118. У.Х. Собрание сочинений / сост., пер. В.Топорова. СПб.: Евразия, 1997. 489с.
  119. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Нация, 1991. 405с.
  120. Основы онтологии / под ред. Вяккерева Ф. и др. СПб.: изд-во СПбГУ, 1997. 280с.
  121. Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М., 1983. 286с.
  122. JI. Альтернатива И.Бродского // И. Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: Звезда, 2000. С.54−64.
  123. Пас О. Освящение мига. СПб.- М.: Симпозиум, 2000. 413с.
  124. И.В. Истина бытия в поэтическом взаимодействии. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. фил. н. М.: МПГУ, 2002. 17с.
  125. З.Ю. О некоторых фрагментах поэтического мира И.Бродского // Текст, интертекст, культура / ред.- сост. В. П. Григорьев. М.: Азбуковник, 2001. С.228−236.
  126. Пирогов J1.B. К проблеме анализа и интерпретации постмодернистического текста // Текст как объект многоаспектного исследования. Сб. ст. Вып. 3. Ч. 2. / под ред. К. Э. Штайн. СПб.-Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. С. 122−135.
  127. И. Формула превращения бесконечности в метафизике И.Бродского // Бродский и мир. СПб.: Звезда, 2000. С.36−54.
  128. В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. M.: Ad Marginem, 1995. 340с.
  129. М.В. «О событии» (vom Ereignis) M. Хайдеггера // Вопросы философии. 1999. № 7. С. 140−157.
  130. В. Опыт словаря тропов Бродского // Митин журнал. 1995. № 52. СПб. С. 106−126.
  131. А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв. Иваново, 1994. 370с.
  132. Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 3−16.
  133. A.A. Эстетика и поэтика. // Потебня A.A. Мысль и язык. Гл. 10. Поэзия. Проза. Сгущение мысли. М., 1976. С. 174−214.
  134. Э. «Принцип метафизической музыки»: о поэзии И. Бродского // Философия и поэзия. Материалы 2-й Всероссийской конференции. Рязань, 2000. С. 89−91.
  135. Э. Марк Аврелий / Иосиф Бродский: этика и метафизика // Любищевские чтения 1999. Ульяновск, 1999. С.68−70.
  136. Пушкин в русской философской критике: конец Х1Х-первая половина XX в. М.: Книга, 1990. 527с.
  137. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 411с.
  138. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1994.425с.
  139. К. Вариации «московского текста». К истории отношений Ф. Тютчева и М. Погодина // Тютчевский сборник. Тарту, 1999. С.68−106.
  140. И.Б. Художественный образ // Философская энциклопедия: в 5 т. М., 1960−1970. Т.5. С.452−455.
  141. Н.М. Чай с сахаром: Высоцкий, Бродский и другие. // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3, Т. 2 / сост. А. Е. Крылов. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. С.292−313.
  142. В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. 384с.
  143. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.
  144. О.М. Философия времени в творчестве О.Э. Мандельштама // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 103−131.
  145. И. Поздний Бродский: путешествие в кругу идей // И. Бродский и мир. СПб.: Звезда, 2000. С. 9−35.
  146. Д. Полюса русской поэзии 1960−70-х: Бродский и Высоцкий // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3, Т. 2 / сост. А. Е. Крылов. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. С. 266−270.
  147. А.Н. Теория стиля. М., 1968. 215с.
  148. П.Е. Экзистенциальная аксиология в творчестве И.Бродского // Филологический сборник / ред. В. А. Пронин. М.: изд-во МГУП «Мир книги», 1998. С. 129−141.
  149. С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000. 192с.
  150. Е.В. Категории поэтического мышления Б. Пастернака // Вопросы философии. 2000. № 8. С. 62−78.
  151. Г. М. Предисловие к публикации // Вопросы философии. 1998. № 1. С.135−141.
  152. A.A. Запечатленное время // А.Тарковский. Архивы. Документы. Воспоминания / Авт.-сост. П. Д. Волкова. М.: Подкова, 2002. С.97−348.
  153. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт-сост. Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2001. 467с.
  154. .М. Избранные труды: в 2 т. М., 1985. Т. 1. 329с.
  155. .В. Интерпретация Пушкина // Томашевский Б. В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990.
  156. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Обряд. М.: Прогресс-культура, 1995. 624с.
  157. Е.Г. «Посттоталитарная культура: «все дозволено» или «ничего не гарантировано»? // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 23−27.
  158. К. Жертвенный космос и Вифлеемская звезда // Русская мысль. 2000. № 4319. С. 15.
  159. В.В. О природе поэтической реальности. М., 1984. 207с.
  160. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988. 223с.
  161. П.А. Мысль и язык // Флоренский П. А. Сочинения: в 2 т. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2.
  162. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. 321с.
  163. С.Л. Сочинения. М., 1990. 607с.
  164. С.Л. О задачах познания Пушкина // Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С.248−272.
  165. С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. 991с.
  166. М. Бытие и время. М., 1997. 451с.
  167. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447с.
  168. М. Гельдерлин и сущность поэзии // Логос. № 1. М.: Гнозис, 1991. С. 37−47.
  169. М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. С.116- 165.
  170. М. Петь для чего? // Р.-М. Рильке. Прикосновение. М.: Текст, 2003. С. 181−235.
  171. М. Язык. СПб.: Ленинградский союз ученых, 1991. 22с.
  172. А. Интервью с Д. Никулиным // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 159−169.
  173. Херманн Ф.-В. фон. Фундаментальная онтология языка. Минск: ЕГУ, 2001. 168с.
  174. К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 447с.
  175. Т.В. О преодолении энтропии в поэтическом тексте (К семиотической структуре текста в русском авангарде 10−30-х гг.) // http://avantgarde.narod.ru/beitraege/centropiya.htm.
  176. Т. «Поэтика и эстетика Бродского» // Русская мысль. 1990. № 3858. С. 14.
  177. А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. С.158−166.
  178. Чухрукидзе К. Pound & F. Модели утопии XX века. М.: Логос, 1999. 176с.
  179. Ю.В. Стих и проза в «Египетских ночах» A.C. Пушкина // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып.Ш. 4.1. Омск, 1998. С.45−51.
  180. Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983. Т.2. 479с.
  181. Г. Г. Сочинения. М., 1989. 602с.
  182. Ю.К. Черты поэтического мира Ахматовой // Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты -Тема Приемы — Текст. М., 1996. С.45−62.
  183. Щемелева J1.M. Мотивы поэзии Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
  184. Э.В. М.К.Мамардашвили. Эстетика мышления // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 183−186.
  185. Эрн В. Борьба за Логос. М., 1911.211с.
  186. Е.Г. Материя стиха. СПб, 1998. 506с.
  187. Юнг К.-Г. Собрание сочинений: В 19 т. Т. 15: Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
  188. P.O. Работы по поэтике. М., 1987. 231с.
  189. Barnet S., Berman М., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms. Boston, 1971.
  190. Brodsky’s Poetics and Aesthetics. Edited by Lev Losev and Valentina Polukhina. Hondmills, Basingstoke, Hampshire London: Macmillan, 1990.
  191. Dictionary of World Literary Terms / By J.T.Shipley. London, 1970.
  192. Knox J.E. Iosif Brodskys Affinity with Osip Mandelstam: Cultural Links with the Past. Dissertation Paper for the Degree of Doctor of Philosophy. The University of Texas at Austin. 1978.
  193. Meyers Kleines literarisches Lexicon. Leipzig, 1986.
  194. Polukhina V. Joseph Brodsky: A poet for Our Time. Cambrige: Cambrige University Press, 1989.
  195. Sierotwienski S. Slownik terminow literackich. Wroclaw, 1966.
  196. Steiger E. Grunbegriffe der Poretik. 8. Aufl. Zurich- Freiburg, 1968.
  197. The Longman Dictionary of Poetic Terms / Ed. by J. Myers, M.Simms. New York- London, 1989.
Заполнить форму текущей работой