Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

П.а. Флоренский. 
История русской религиозной философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идейное наследие В. Соловьева, как уже подчеркивалось, было в центре внимания философских исканий в России в начале XX века. Оказало оно определенно влияние и на становление богословско-философских взглядов П. А. Флоренского. Богослов принимает соловьевскую идею о «всеединстве», то есть мысль о том, что «божественное начало не есть только единое, но и все не есть только индивидуальное… Читать ещё >

П.а. Флоренский. История русской религиозной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление взглядов

В начале XX века в интеллектуальной жизни России происходят заметные изменения. Часть интеллигенции выступает с программой пересмотра традиционных ценностей образованного общества и прежде всего против позитивистского мировоззрения. Появляется течение, получившее название «нового религиозного сознания», очень неоднородное по своему отношению к православию, но солидарное в поисках «религиозного идеала», призванного преобразовать как индивидуальную, так и социальную жизнь.

В 1901 —1903 годах «дозволяется» деятельность религиозно-философских собраний, обсуждающих проблематику христианства и общества, роли церкви в социальной сфере, соотношения разума и веры и т. д. Впервые, как отмечает 3. Гиппиус, происходит «встреча» представителей исторической церкви, то есть русского православия, с религиозно настроенной интеллигенцией. На протяжении долгого периода, особенно со второй половины XIX века, это были «два разных мира», и вот у интеллектуалов и богословов начинается «настоящее знакомство», происходит «некое сближение двух разных миров»[1]. Об этом же писал Н. А. Бердяев, вспоминая тот большой интерес, который он проявлял к религиозно-философским собраниям, так как они «были замечательны как первая встреча представителей русской культуры и литературы, заболевшей религиозным беспокойством, с представителями традиционно-православной церковной иерархии»[2]. У религиозно-философских собраний появляется свой печатный орган, журнал «Новый путь», публикующий материалы, призванные стимулировать «религиозное возрождение». Вокруг этого печатного органа группировалась религиозно настроенная интеллигенция, в ее среду входил и П. А. Флоренский, не принимавший, однако, антицерковных идей этого кружка.

После окончания в 1904 году университета у Павла Александровича была возможность остаться при университете, посвятив себя «любимой математике», но он выбрал путь «православия и именно церковности», поступив в Московскую духовную академию. Годы учебы в академии совпали по времени с первой русской революцией. Флоренский не разделял взглядов социал-демократов, находясь на позициях монархизма. Но это ему не помешало проявить гражданское мужество и выступить в 1906 г. в храме Московской академии с проповедью «Вопль крови». В ней резко осуждается самодержавие, господствующие классы, которые под видом «умирения» крестьян и рабочих расстреливают «людей, не имущих куска хлеба», и это делают живущие «за счет их трудов». В 1911 году доцент Московской духовной академии становится священником, к этому сану он всегда относился трепетно, видя в нем особое призвание, особое служение людям. Признанием авторитета Флоренского явилось назначение его на должность редактора одного из лучших духовных журналов — «Богословского вестника». Он активно работает над магистерской диссертацией «О духовной истине» и после ее защиты и утверждения в 1914 г. в звании магистра получает должность экстраординарного профессора в Московской духовной академии. В этом же году в полном объеме публикуется самый известный труд богослова «Столп и утверждение Истины», ранее выходили фрагменты этого фундаментального исследования как материалы магистерской диссертации. Это произведение получило неоднозначную оценку и в церкви, и в религиозно-философских кругах. Профессор Московской духовной академии М. М. Тареев отмечал, что эта книга «не имеет ни одной черты христианской философии: это не что иное, как спиритическая философия»[3]. Такие известные православные богословы, как Г. В. Флоровский и В. В. Зеньковский, также в целом относились к работе Флоренского скорее отрицательно, чем положительно. Для первого Флоренский остается «чужд православному миру» в силу своей увлеченности платонизмом, а для второго он хотя и «хочет быть верным традиции», но при «церковности формы содержание у него бесспорно часто слагалось вовсе не из того, что хранит в себе церковь»[4]. Отрицательно о «Столпе и утверждении Истины» отозвался в своей публикации «Стилизованное православие» Н. А. Бердяев. В одной из своих последних работ «Самопознание» он опять возвращается к оценке этой книги. По его мнению, в ней «чувствовалась меланхолия осени, падающих осенних листьев… Чувствовалась при большой одаренности большая слабость, бессильная борьба с сомнением, искусственная и стилизованная защита консервативного православия, лиризм, парализующий энергию, преобладание стихии религиозного мления»[5].

Мы думаем, критичный настрой названных выше мыслителей объясняется их субъективной позицией, которая не отражает подлинной роли П. Флоренского в развитии православного богословия. Действительно, для Бердяева, как уже отмечалось, само понятие «церковный авторитет» представляется «философски нелепым». Поэтому он не может принять позицию, в которой именно церковность выступает высшим критерием истины. М. Тареев,.

B. Зеньковский и Г. Флоровский претендовали на создание собственных оригинальных богословско-философских систем. Естественно, поэтому концепциям, не вписывающимся в их построения, они давали отрицательные характеристики.

Но были и позитивные оценки «Столпа и утверждения Истины»: в частности, ректор-Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский) написал специальную работу «О духовной истине», посвященную пропаганде «от начала до конца православной» книги «отца Павла». Рецензент замечал, что эту работу «будут читать с интересом и люди богословски образованные, и философствующие, и просто интеллигентные»[6]. Для того чтобы подтвердить справедливость этого вывода, приведем только два примера. В 1916 году, в период тяжелых военных испытаний, поэт Н. Гумилев пишет с фронта: «У меня «Столп и утверждение Истины»[7]. Книга вызывает у него глубокие впечатления и переживания. Известный русский философ Н. О. Лосский вспоминал, что именно знакомство с трудом Флоренского способствовало его «постепенному возвращению в лоно Церкви»[8]. Признанием заслуг Флоренского перед богословской наукой явилось присуждение ему Советом Московской академии за магистерскую диссертацию сразу двух премий: имени митрополита Филарета (Дроздова) и имени митрополита Макария (Булгакова). Этим актом подчеркивалась также и православность позиции богослова, церковность его взглядов.

Замыслы П. А. Флоренского были очень обширны и разнообразны. Достаточно сказать, что в договоре, заключенном в 1918 году, на издание полного собрания его сочинений предполагалась публикация девятнадцати томов.

После Октябрьской революции Флоренский так формулирует свою позицию: с одной стороны, «развиваемое мною научно-философское миропонимание не совпадает с вульгарным толкованием коммунизма», но с другой — за время республики «старался добросовестно делать на государственной службе свое дело»[9]. Мы думаем, под «вульгарным толкованием коммунизма» имеются в виду прежде всего следующие моменты: стремление к изобилию материальных благ, распределяемых на основе уравнительного принципа; игнорирование духовных ценностей и традиций как главной сферы человеческой жизни; наконец, тоталитаризм, отвергающий права человека, в том числе и право на религиозную веру.

Активность Павла Александровича в годы советской власти поражает своим размахом. Он работает в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Этот монастырь был ему очень дорог, не случайно он долгое время жил с семьей недалеко от него. При этом Флоренский ставил задачу не только сохранения лавры как религиозного центра и исторического памятника, но и предлагал на ее основе создать целый ряд научных и учебных заведений, способствующих развитию национальной культуры.

П.А. Флоренский занимается научно-исследовательской работой в системе Главэлектро ВСНХ, преподает во ВХУТЕМАСе, пишет фундаментальный труд «Диэлектрики и их техническое применение». Много времени занимает редактирование «Технической энциклопедии» и написание более ста статей для нее.

В 1933 году П. А. Флоренский был арестован, необоснованно осужден на десять лет и отправлен в восточносибирский лагерь «Свободный». Но и здесь он не бросает научной работы, занимается проблемами мерзлоты, а после перевода на Соловецкие острова конструирует оборудование для переработки морских водорослей.

В 1937 году обрывается всякая связь Флоренского с внешним миром, и только недавно мы узнали, что он погиб в это время. Московский городской суд в 1958 году полностью реабилитировал нашего выдающегося соотечественника.

Личность П. А. Флоренского, на первый взгляд, состоит из противоречивых устремлений, не связанных между собой ориентацией. Действительно, энциклопедическая ученость и убежденная православная вера, стремление сакрализовать культуру и выдающийся вклад в развитие светского знания, монархические убеждения и решительное осуждение насилия со стороны господствующих классов, неприятие идеалов социалистической революции и активное сотрудничество с новой властью, бескомпромиссное отстаивание своих убеждений и христианское смирение. Но все эти противоречия удивительным образом в сознании и поведении Павла Александровича сливались в гармоничное единство. Известный русский философ С. Н. Булгаков сравнивал образ Флоренского с произведением искусства, так органичен, целостен и устойчив он был. Учение А. С. Хомякова и его сторонников о соборности как «единстве во множестве» нашло во Флоренском реальное воплощение, идеальные черты в его образе стали наглядно конкретными. Наконец, надо отметить особое отношение Флоренского к России. Очень хорошо об этом сказал его друг С. Н. Булгаков: «Отцу Павлу было органически свойственно чувство родины». Поэтому он не выехал за границу, где его ждала блестящая научная карьера. Жизнь как бы предложила Павлу Александровичу «выбор между Соловками и Парижем, но он избрал… родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом»1. Среди идейных источников, оказавших влияние на формирование взглядов П. Флоренского, можно отметить философию Платона, неоплатонизм, то есть своеобразный тип развития античной философии, начавшийся в III в. новой эры и сосредоточивший свое внимание на проблемах богопознания, взаимодействия единого бога и множественного мира. Существенное значение для мировоззрения русского богослова имело учение исихазма. Сам этот термин произошел от греческого слова, обозначающего отрешенность, покой, безмолвие. Исихазмом стали называть общественно-политическое и богословское движение, возникшее в Византии в XIV веке. Ведущим идеологом этого течения выступил Григорий Палама (1296—1359). Он различал недоступную божественную сущность и божественные энергии, которые могут воспринимать преображенные религиозной верой люди. Для этого «преображения» необходимы «аскетические подвиги», «молитвенное усердие», «духовная сосредоточенность», «мистические озарения» и т. д. Приобщенный к божественным энергиям человек становится святым, то есть «светоносным». Этот «свет» изменяет даже внешний облик индивида, а его поведение становится «синергичным» богу, то есть божественная и человеческая энергии совпадают.

Развитие взглядов П. Флоренского происходило и под влиянием русской философской традиции. Прежде всего следует назвать духовно-академическую философию, представленную профессорами Московской духовной академии Ф. А. Голубинским и В.Д. Кудрявцевым-Платоновым, а также славянофилов и В. С. Соловьева.

Ф.А. Голубинский и В.Д. Кудрявцев-Платонов рассматривали окружающий мир как божественное творение, изучая которое мы познаем и творца. Поэтому знание, в том числе и философское, понимается в виде «опосредованного откровения», приводящего разум к Богу. Эта мысль близка философским интуициям Флоренского.

Со славянофилами богослова сближало прежде всего особое отношение к православию как основе национального самосознания. Он солидарен с А. С. Хомяковым и другими в том, что «все русское у нас затирается», и относит себя к направлению, стремящемуся «к церковности и к самобытности народной»[10]. Мыслитель принимает тезис славянофилов о недоступности религиозных истин рассудочному анализу, ибо «православие показуется, но не доказуется». Близко ему славянофильское стремление преобразовать русскую жизнь на православных началах. Не случайно в книге «Столп и утверждение Истины» он пишет, что «читатель, вероятно, не преминет заметить значительного сродства теоретических идей славянофильства с идеями предлагаемой книги»[11]. Однако П. А. Флоренский даже славянофилов упрекал за «гегелевскую заразу», то есть за рационалистические тенденции в их философских построениях.

Идейное наследие В. Соловьева, как уже подчеркивалось, было в центре внимания философских исканий в России в начале XX века. Оказало оно определенно влияние и на становление богословско-философских взглядов П. А. Флоренского. Богослов принимает соловьевскую идею о «всеединстве», то есть мысль о том, что «божественное начало не есть только единое, но и все не есть только индивидуальное, но и всеобъемлющее существо». Но если В. Соловьев пытается в своей философской системе синтезировать теологию и философию, снять оппозицию между верой и разумом, то для Флоренского такая позиция неприемлема. С его точки зрения компромиссы между религиозным и светским в конечном итоге вредят православию, поэтому он заявляет, что выступает «против примирительной философии В. Соловьева»[12].

В истории философии, по мнению русского богослова, можно выделить две главные школы, два основных подхода к истине. Первый — это «вещная философия» Западной Европы, второй — это «духовная философия», формирующаяся на основе православия. Интересно отметить, что Павел Александрович относил идейное наследие В. Соловьева к «вещной философии», а взгляды славянофилов — к духовно-философской традиции, которую он стремился продолжить.

  • [1] Гиппиус З. Н. Воспоминания о религиозно-философских собраниях//Наше наследие. 1990. № 4. С. 68.
  • [2] Бердяев Н. А. Самопознание. М, 1990. С. 133.
  • [3] ' Богословский вестник. 1917. Август — Сентябрь. С. 214.
  • [4] Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. С. 188.
  • [5] ' Бердяев Н. А. Самопознание. С. 150.
  • [6] Феодор (Поздеевский), епископ. О духовной истине. Сергиев-Посад, 1914. C. 44.
  • [7] Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 357.
  • [8] 'Лосский Н. О. История русской философии. С. 230.
  • [9] Литературная газета. 1989.5 июня.
  • [10] Переписка П. А. Флоренского и В.А. Кожевникова//Вопросы философии. 1991.№ 6. С. 47.
  • [11] Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. С. 608.
  • [12] Там же. С. 612.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой