Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика изучения регионального компонента в курсе литературы 11 класса в русскоязычных школах Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальной проверке и внедрении в практику разработанной методики изучения регионального компонента в одиннадцатом классе русскоязычных школ PC (Я), способствующей общему литературному развитию учащихся, обогащению их знаний, читательской культуры, патриотическому воспитанию. Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения регионального компонента
    • 1. 1. Философские и психолого-педагогические критерии воспитания школьников
    • 1. 2. История и современное состояние проблемы изучения регионального компонента
    • 1. 3. Методические проблемы изучения регионального компонента
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Содержание и методика изучения регионального литературного компонента
    • 2. 1. Критерии отбора содержания литературного материала и приемы его изучения
    • 2. 2. Специальные уроки по изучению регионального компонента
    • 2. 3. Изучение регионального материала в элективном курсе «Литература родного края»
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по 2 главе

Методика изучения регионального компонента в курсе литературы 11 класса в русскоязычных школах Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что именно литературе принадлежит важная роль в духовном, нравственном, патриотическом воспитании школьников. Практика показывает, что утрата исторических и культурных корней приводит личность к безнравственности и бездуховности, формирует стремление к самоутверждению посредством насилия над другой личностью, отрицанию национальных идеалов. Отсутствие жизненного опыта не позволяет молодому поколению отличать подлинные общечеловеческие ценности от мнимых. С возникновением в обществе ситуации, когда устарели прежние подходы к воспитанию патриотизма, появилась острая необходимость внести определенные коррективы в постановку вопроса патриотического воспитания подрастающего поколения с целью преодоления его деформации, избавления от идеологических наслоений и формализма, назрела потребность в разработке этой проблемы, как на уровне страны, так и на уровне каждого региона.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из самых важных задач современной школы. Чувство кровной связи с Родиной является основой нравственности каждого человека. Вот почему это чувство необходимо всеми средствами развивать в ребенке еще в раннем возрасте. Формирование у учащихся патриотизма является важнейшей составной частью нравственного воспитания.

Патриотизм имеет большое значение в социальном и духовном развитии человека. Он определяет содержание его мировоззрения и культуру поведения по отношению к Родине, национальностям, которые населяют ее, а также к другим народам и странам. Многолетний опыт школьного обучения свидетельствует о том, что наиболее успешной и эффективной работа по патриотическому воспитанию является тогда, когда она ведется целеустремленно с раннего возраста. Изученное в школе глубоко влияет на все дальнейшее формирование человека, его последующее поведение.

Многими педагогами дореволюционного периода ставился вопрос об использовании регионального (или местного) материала в средней школе. Наиболее полное и убедительное обоснование в его необходимости дано в трудах К. Д. Ушинского. Он отстаивал такую концепцию, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых школьником в результате самостоятельного наблюдения или под руководством учителя. В привлечении регионального материала Ушинский видел один из путей, способствующих превращению обучения из формального, книжного в конкретно-познавательное. Эти взгляды разделяли В. П. Вахтеров и Д. И. Тихомиров.

Начиная с 1932 г., в программы стали вводиться лишь «элементы краеведения». С этого времени вплоть до 50-х годов местному материалу стала отводиться роль дидактического средства. В конце 50-х — начале 60-х годов появились научные исследования, в которых местный материал рассматривался как средство патриотического и интернационального воспитания учащихся (А.Н. Никифоров, И. Н. Руссо, И. П. Тукаев и др.).

Дальнейшее развитие этой идеи нашло отражение в исследованиях 70-х годов XX века в связи с переходом начальных классов на новое содержание образования с трехлетним сроком обучения. Главное внимание уделялось вопросу о соотношении материалов для чтения общесоюзного и местного (регионального) характера. Поскольку в учебные книги по чтению включались художественные произведения, решалось, каким в них должно быть соотношение оригинальных и переводных произведений, как для русских, так и для национальных школ. Стержнем новой программы стала тема Родины, которая затем раскрывалась во всех частных темах.

События 90-х годов пробудили интерес к вопросам национального самосознания, национальной культуры, народной педагогики и т. п. Было раскрыто значение национальных ценностей образования как аксиологических приоритетов отечественных учебных заведений в современных условиях (Е.П. Белозерцев, М. В. Богуславский, З. И. Васильева, В. И. Додонов, Н. М. Конжиев, Г. Д. Кириллова, А. В. Кирьянова, В. Г. Пряникова, З. И. Равкина и др.).

Проведена значительная работа по изучению проблемы этнизации и регионализации образования. Рассмотрены историко-философские (В.Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, Т. Ю. Кривицкая и др.), психолого-педагогические (А. С. Асмолов, В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Т. И. Шамова и др.). Разработаны теоретические основы региональной концепции и технология ее внедрения (Т.С. Буторина, Н. П. Корнюшкин, JI.B. Моисеева и др-).

Началась разработка рекомендаций по совершенствованию форм и методов патриотического воспитания учащихся средней школы на основе идей народной педагогики (Т. Айтанов, Г. Д. Сундуй). Определяется место и роль национальной культуры в школьном образовании (Г.М. Асыканов, Е. В. Бондаревская, И. Н. Бронникова, Г. С. Голощупова, И. Ф. Гончаров, О. В. Лебедева, В. А. Караковский и др.). Обосновывается использование педагогического потенциала региональной среды в формировании основ менталитета учащихся (JI.M. Бирюкова). Исследователи обращаются к вопросу формирования духовного мира учащихся (Л.А. Ибрагимова, Г. Н. Каптом).

Но, несмотря на значительные успехи в исследовании проблемы, все же региональный компонент в преподавании еще не исследован полностью.

На необходимость комплексного подхода к изучению литературы указывают ученые-методисты (Г.И. Беленький, Т. Ф. Курдюмова, Е. В. Квятковский, В. Г. Маранцман, М.А. Рыбникова).

В исследовании сделана попытка более полно раскрыть сущность проблемы и рассмотреть методические основы изучения регионального компонента в курсе литературы в выпускном классе русскоязычных школ PC (Я).

Практическое решение данной проблемы связано с достижениями литературоведов (П.И. Егоров, И. П. Канаев, М. Г. Михайлова, К.Ф. Пасютин), которые исследуют преимущественно русско-якутские литературные связи в рамках XIX века.

В трудах психологов (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. Г. Жабицкая, А.Н.

Леонтьев) и педагогов (Д.А. Данилов, Н.Н. Неустроев), методистов (Т.А. Кугаевская, С.М. Петрова) рассматриваются проблемы восприятия и понимания школьниками инонационального литературного текста.

Актуальность проблемы, ее социально-педагогическая значимость обусловили выбор темы научного исследования: «Методика изучения регионального компонента в курсе литературы одиннадцатого класса в русскоязычных школах Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования — процесс изучения регионального компонента в курсе литературы одиннадцатого класса в русскоязычных школах Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования — методика изучения регионального компонента в курсе литературы 11 класса в русскоязычных школах.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать методику системного изучения регионального компонента в курсе литературы 11 класса русскоязычных школ Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования. Изучение регионального компонента в курсе литературы одиннадцатого класса русскоязычных школ будет эффективным при следующих условиях: если в Республике Саха (Якутия) термин «региональный компонент» будет включать в себя произведения якутской литературы, местных русских писателей, малочисленных народов Республики Саха (Якутия), материалы русско-якутских литературных связей, а также «якутский текст» в российской литературеесли учитель будет опираться на лучшие традиции литературного краеведенияесли будут разработаны приемы, средства системного изучения регионального компонента в курсе литературы 11 класса в русскоязычных школах (попутные «свернутые» сопоставления при изучении программных тем в общеобразовательных классах, отдельные уроки и элективные курсы в гуманитарных классах) — если с учетом дефицита времени в одиннадцатом классе приемы и формы учебной работы будут соответствовать деятельностному принципу в обучении.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

— провести анализ литературоведческой и методической литературы с целью изучения регионального компонента на разных этапах развития российской школы;

— теоретически обосновать подходы к проблеме на основе анализа психолого-педагогической литературы;

— определить критерии отбора произведений для классного изучения и самостоятельного чтения учащихся 11 класса, учитывая возрастные особенности и интересы школьников, общие задачи их литературного развития;

— разработать методику системного изучения регионального компонента в программу по литературе одиннадцатого класса русскоязычных школ;

— экспериментально проверить предложенную методику, обеспечивающую эффективность усвоения содержания и художественного своеобразия произведений якутской и региональной литературы.

Методологической основой исследования являются основные положения философии (В.Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, Т. Ю. Кривицкая и др.), психологии и педагогики (А.С. Асмолов, Т. А. Айтанов, В. В. Давыдов, Л. Г. Жабицкая, О. И. Никифорова, В. И. Слободчиков, Г. Д. Сундуй, Т. И. Шамова и др.), теоретических основ региональной концепции и технологии ее внедрения (Т.С. Буторина, Н. П. Корнюшкин, Л. В. Максимова и др.), литературоведов (П.И. Егоров, И. П. Канаев, М. Г. Михайлова, К. Ф. Пасютин, П. В. Сивцева и др.), по методике преподавания (Г.И. Беленький, ЕВ. Квятковский, Т. А. Кугаевская, Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, МЛ. Мишлимович, С. М. Петрова, Е. М. Поликарпова, М. А. Рыбникова и др.), связанные с проблемой диссертационного исследования.

Методы исследования:

— теоретический (анализ философских, психолого-педашгических, литературоведческих, методических источников по теме диссертации);

— социолого-педагогический (анализ учебных программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, анализ творческих работ учащихся, наблюдение над работой словесников и школьников в процессе экспериментального обучения, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование системы обучения, помогающей решению поставленной проблемы, методическая и психологическая интерпретация результатов эксперимента);

— экспериментальный (разные виды мониторинга: наблюдение, изучение результатов деятельности учителя и учащихся, анализ срезовых контрольных работ, сочинений, анализ работ участников пяти городских и республиканских олимпиад по литературе, обучающий эксперимент);

— статистический (количественный анализ результатов эксперимента).

Экспериментальная база исследования: Булгунняхтахская средняя общеобразовательная школа и Покровская средняя общеобразовательная школа Хангаласскош района PC (Я), средняя общеобразовательная школа № 31 г. Якутска.

Этапы исследования:

I этап (1998;1999 гг.) — изучение литературы по проблеме исследованиясоставление плана экспериментальной работыопределение аспектов исследованиязнакомство с опытом работы учителей, организация бесед с учителями, обобщение наблюдения. Проведение констатирующего эксперимента с целью определения объекта и предмета исследования, разработки методики экспериментальной работы.

Д этап (1999;2002 гг.) — разработка методических рекомендаций и проведение формирующего эксперимента для выявления эффективности предложенной методики, степени активизации познавательных способностей учеников одиннадцатого класса русскоязычной школы при системном изучении регионального компонента в курсе литературыанализ предварительных результатов обучающего экспериментакорректировка содержания эксперимента.

Ш этап (2002;2004 гг.) — уточнение и корректировка отдельных методических рекомендацийпроверка эффективности разработанной нами методики системного изучения регионального компонента в курсе литературы 11 класса в русскоязычных школах Республики Саха (Якутия) — обобщение и подведение итогов опьггноэкспериментальной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: 1) уточнено содержание термина «региональный компонент" — 2) впервые предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика изучения регионального компонента в курсе литературы одиннадцатого класса русскоязычных школ PC (Я) — 3) разработаны и апробированы на практике пути включения материалов регионального компонента в основную программу курса литературы в одиннадцатом классе и наиболее эффективные приемы его изучения- 4) подготовлены и экспериментально проверены программы элективного курса для учащихся 11 класса гуманитарного профиля «Страницы литературы родного края», а также спецкурса для студентов 4 курса филологического факультета Якутского госуниверситета «Региональный компонент в системе литературного образования» .

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальной проверке и внедрении в практику разработанной методики изучения регионального компонента в одиннадцатом классе русскоязычных школ PC (Я), способствующей общему литературному развитию учащихся, обогащению их знаний, читательской культуры, патриотическому воспитанию. Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания русской литературы учителями-словесниками, методистами, студентами-филологами при подготовке к урокам в общеобразовательных и гуманитарных классах, при проведении различных форм дополнительного литературного образования для повышения интереса к литературе, культуре родного края в школах не только Республики Саха (Якутия), но и других национальных регионов России. Данные проведенного исследования могут быть использованы в общеобразовательных и профильных классах, при проведении семинаров учителей и учтены при разработке учебно-методических пособий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: опорой исходных положений разработанной системы на достижения в области философии, психологии, педагогики, литературоведения, методикиданными опьггно-экспериментальной работы, которые получили положительную оценку на научнопрактических конференциях, методических семинарах в гЛкутскеиспользованием данных материалов в публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1.

Введение

термина «региональный компонент» в структуру курса литературы в 11 классе русскоязычной школы Республики Саха (Якутия) способствует лучшему восприятию произведений якутской литературы, российских писателей о Якутии, местных русских писателей и поэтов, современной литературы малочисленных народов, населяющих республику.

2. Разработка методики включения материалов регионального компонента предполагает использование активных форм, методов и приемов (проведение «свернутых» сопоставлений, уроков и занятий элективных курсов), углубляющих понимание и интерпретацию художественных текстов с учетом национальной специфики, развивающих читательские интересы, обусловленные современной ситуацией, расширяющих мировоззренческий кругозор старшеклассников.

3. Научно обоснованные критерии отбора содержания учебного материала являются важнейшим условием духовного воспитания учащихся (уважение к культуре, традициям, обычаям других народов, способность осмысленно воспринимать художественные произведения как отражение национально-самобытного и общечеловеческого).

Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях и докладах на республиканских, региональных, межвузовских, педагогических, методических, научных и научно-практических конференциях в Mill У, МОПИ им. Н. К. Крупской (М., 2003), ''Интеллект молодых ученых — XXI веку" (Якутск: 2000, 2001,2003), «Лаврентьевские чтения» (Якутск: 2001,2002,2003,2004), «Шаг в будущее — интеграция» (Якутск: 2001, 2002, 2003, 2004), на пленарно-стендовой конференции, посвященной 45-летию ЯГУ (Якутск: 2002), перед учителями с. Булгунняхтах, г. Покровска Хангаласскош улуса PC (Я) — разработанные программы проверялись на занятиях элективного курса по региональному компоненту в лицейских классах школы N 31 г. Якутска, а также в спецкурсе для студентов 4 курса филологического факультета Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы.

Анализируя работу по изучению регионального компонента в 11 классе, мы можем сделать следующие выводы:

1. Целенаправленная деятельность учителя дает ощутимые результаты,.

131 если проводится с учетом возрастных особенностей старших школьников, а также с учетом их учебной перегрузки. Ввиду того, что интерес к чтению в современных условиях значительно снижен, необходим отбор содержания по четким критериям: художественная значимость произведения (повести и роман Н.А.Лугинова) — возможности для сопоставительного анализа на разных уровнях: проблематика и герои (повесть-легенда П. А. Ойунского «Кудангса Великий» и рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль»), этнографические мотивы и особенности пейзажа (рассказы В. Л. Серошевского и В.Г.Короленко), сюжетные ситуации, жанрчитательские интересы старших школьников (включение в круг чтения остросюжетной повести В. Н. Федорова «Сезон зверя»), наличие в тексте этнографических, региональных подробностей быта, обычаев, нравов жителей краявозможности нравственного воспитания личности), а также использование как традиционных, так и инновационных форм и приемов обучения, направленных на мотивацию исследовательской деятельности учащихся.

2. При введении регионального компонента в курс литературы непрофильных выпускных классов в условиях острого дефицита времени обзорное знакомство с художественными произведениями сочетается с «медленным» чтением отдельных фрагментов текста.

3. В профильных гуманитарных классах отдельные уроки на региональном материале связываются с изучением программных тем прямо (по проблематике, сюжету, жанру) или опосредованно, ассоцитиативно.

4. Занятия элективного курса «Страницы литературы родного края» предполагают широкое внедрение элементов вузовской методики для создания единого образовательного пространства «школа — вуз» .

5. Независимо от форм введения регионального компонента в курс литературы выпускного класса главным направлением сотворчества учителя и учащихся являются мотивация самостоятельного чтения, устойчивого интереса к культуре, литературе родного края, совершенствование общеучебных и читательской компетенций.

Заключение

.

Настоящее исследование связано с решением одной из важнейших методических проблем на современном этапе литературного образованияизучением регионального компонента. Ее реализация позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более привлекательным для учащихся, оптимизировать определенные задачи обучения, воспитания и развития учеников.

Рассмотренная проблема изучения регионального компонента в выпускном классе общеобразовательной школы позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Роль регионального компонента в приобщении к нравственному воспитанию учащихся поистине огромна и незаменима. Мы воспитываем современных людей, развитых интеллектуально и духовно, способных творить на благо общества. Региональная литература помогает успешно ответить на вопросы, связанные с духовным общением и формированием потребностей учащихся выпускного класса.

Настоящее исследование явилось попыткой осветить проблему изучения регионального компонента и предпринять ее экспериментальное решение. Анализ психолого-педагогической, философской, методической, литературоведческой литературы, обращение к истории исследования проблемы позволили определить содержание, пути и приемы изучения регионального компонента.

Полученные в результате исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Эффективность изучения регионального литературного материала в выпускном классе достигается в условиях учета читательских интересов, возрастных и личностных особенностей учащихся старшего возраста.

2. При отборе содержания регионального компонента необходимо руководствоваться следующими критериями: наличие в тексте этнографических, региональных подробностей, быта, обычаев, нравов жителей края, художественная значимость произведения, содержательные возможности для сопоставлений, учет читательских интересов учащихся.

3. Наиболее эффективны следующие пути изучения регионального компонента: «свернутые» попутные сопоставления классической и региональной литературыспециальные уроки, элективные курсы в профильных гуманитарных классов.

4. В основе изучения регионального компонента лежит система педагогических принципов и методических приемов, разработанных с учетом возрастных особенностей учащихся — старшеклассников, которая нацелена на увеличение объема знаний, на повышение качества их усвоения, на овладение дополнительными знаниями, что способствует углубленному восприятию, пониманию литературного текста, овладению интерпретационными умениями.

5. Наиболее приемлемы в учебном процессе выпускного класса формы учебной деятельности школьников, как: сравнение проблематики, мотивов, образов, пейзажей, углубленное комментирование фрагментов художественных текстов, составление композиций, разрешение проблемных ситуаций, создание ОСК, рекомендаций для самостоятельного чтения.

6. Глубина освоения регионального литературного материала в профильных гуманитарных классах увеличивается не столько из-за расширения знаний художественных текстов, сколько за счет усложнения видов самостоятельной исследовательской учебной деятельности, что способствует созданию единого образовательного пространства школа — вуз.

Опытно-экспериментальная работа показала, что системный подход обеспечил эмоционально-положительную направленность на самостоятельную и творческую деятельность, благотворно повлиял на развитие интереса к чтению региональной литературы, к культуре, природе, истории родного края, на формирование патриотических чувств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования (на материале Новгородской области). Автореф. канд. дисс. СПб., 1997.17С.
  2. В.Г. Помня предков заветы // А. В. Кривошапкин. Писатель, государственный и общественный деятель. Якутск, 1995. С. 13
  3. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.104С.
  4. И.С. С любовью к родному краю. Якутск, 1995. 65 С.
  5. П.Башарина З. К. Русская проза Якутии (50−80-е гг.). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. 63С.
  6. Э.Г. Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе учителя средней школы. М., 1962. 21С.
  7. В.Г. Полное собрание сочинений. Т. УП. М., 1955. 740С.
  8. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М., 1995. 328С.
  9. Г. А., Ермолаева Л. К., Лурье Л. Я., Ротэр Л. С. Программы учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга». СПб., 1992. 72С.
  10. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 465 С.
  11. К.Л. Музейно-краеведческая работа средней школы как средство развития творческих способностей учащихся. Автореф. канд. дисс. М., 1970. 18С.
  12. П.А. Изучение родного края как средство воспитания у учащихся лучших моральных качеств советского человека. Автореф. канд. дисс. М., 1966. 21С.
  13. A.M. Концепция ноосферы В.И.Вернадского и создание новой школы // Педагогика. 1999. № 6. С.5
  14. А.А. Диалог о высоком, добром, вечном // Диалог. 1990. N 910. С.61
  15. А.А., Максимова П. В. На крылатом коне: якутская поэзия от А. Кулаковского до С. Тарасова. Якутск, 1995. С.48
  16. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М., 1992. 512С.
  17. А.И. Психологическое развитие ребенка. М., 1967. 196С.
  18. Д.Е. На подступах к новой действительности // Связь времен. Якутск, 1991. С. 105
  19. Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы. Автореф. канд. дисс. М., 1988. 19С.
  20. С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования //Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб., 1994. С.7−12.
  21. Н.Х. Педагогические сочинения. М., 1959. 320С.
  22. Вологодское краеведение, его научные и воспитательные задачи: Тезисы докладов и сообщения. Вологда, 1989. 74С.
  23. JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 156 С.
  24. А.С. Психология искусства/ Под редакцией М. Г. Ярошевского. М., 1987. 344С.
  25. Н.К. Сокровища у порога: эстетическое воспитание в краеведческой работе: Книга для учителя. М., 1982. 128С.
  26. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. С.236−277.
  27. Н.В. Творчество Варлама Шаламова как художественная система: Автореф. дисс.к.ф.н. Тюмень, 2003. 29 С.
  28. Г. Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995. 480С.
  29. С.А. Региональные аспекты развития систем образования. Саранск, 1995. 112С.
  30. Н.А. «Город чудный, город древний.»: Материалы по московедению для младших школьников (Пособие для учителя). М., 1994. 501С.
  31. Горький и Якутия// Сост. Л. М. Морозова, В. Ф. Афанасьев. Якутск, 1968.184С.
  32. М. Собр. соч. в 30-ти томах, т.29. М., 1949−1955. С. 124.
  33. Г. Г., Соболева О. В. Понимание текста: проблемы земные и космические/ТВопросы психологии. 1993. № 5. С.81−91.
  34. В.К. Краеведение в школе. Л., 1925. 38С.
  35. Г. И. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников. Автореф. канд. дисс. Петрозаводск, 1978. 18С.
  36. Н.В. Факультатив «Родной край» как возможный компонент учебного плана петербургских школ//Современная школа и возрождение России (материалы к конференции). СПб., 1992. С.90−93.
  37. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. № 2. С.8−12
  38. А.В. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А. В. Даринского. М., 1987. С.З.
  39. А.В. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. 1996. № 1. С. 18−20.
  40. В. И. О тех, кого ждали // Молодая гвардия. 1988. N 11. С. 265.
  41. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. 241С.
  42. A.M., Розенблат Г. Г., Чирковская Т. В. Задачи, содержание, пути и методы эстетического воспитания учащихся.//Эстетическое воспитание в восьмилетней школе. М., 1963. С. 3−87.
  43. П.И. Русские писатели о Якутии: Пособие по внеклассномучтению для старших классов якутской школы. В 3-х частях. Якутск, 1981. С. 83.
  44. И.С. Сезон Владимира Федорова// Полярная звезда. 2001. -N 2. С.68−70.
  45. Емельянов И. С. Якутская ссылка в произведениях
  46. B.Л.Серошевского// Полярная звезда. N 2. 1997. С. 12.
  47. Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку // Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. Якутск, 1993.1. C. 33
  48. Н.М. О прозе П.А.Ойунского // Доклады к 65 летию со дня рождения. Якутск, 1959. С.32
  49. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966. 182С.
  50. П.В. Современное школьное краеведение//Советская педагогика. 1990. № 10. С.31−36.
  51. Ю.И. Разглядеть хочу человека // Дальний Восток. 1989. N 5. С. 148.
  52. В.И., Черкашин Е. А. Экскурсионная форма развития духовной культуры//Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции. 4.1. СПб., 1995. С.99−100.
  53. Искусство анализа художественного произведения /Сост. Т. Г. Браже. М., 1971. 240С.
  54. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде: Сумерки богов. М., 1990.1. С.222
  55. Кал-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 144С.
  56. В.И. Замкнутое пространство Николая Лугинова // Лугинов Н. А. «По велению Чингисхана». М.: Современный писатель, 1998. С.277
  57. Д.В. Этнография и школа. Кемерово, 1993. 150С.
  58. Ким А. И. Путь к эпосу // Н. Лугинов По велению Чингисхана. М.: Современный писатель, 1988. С.8
  59. А.И., Невский А., Усова Е. Путешествие в пушкинскую Москву: Учебные материалы. М., 1993. 97С.
  60. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. 6561. С.
  61. И.И. Вертикальный тематизм // Искусство в школе. 1997. № 2,4. С. 24
  62. А.В. Доброта // А. В. Кривошапкин. Писатель, государственный и общественный деятель. Якутск, 1995. С. 10
  63. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. 192 С.
  64. Л.Н. Развитие читательского воображения школьников. М., 1993. 84 С.
  65. О.А. Интегрирование краеведческих знаний в решении экологических проблем//Современная школа и возрождение России (материалы конференции). СПб., 1992. С. 94−96.
  66. В.Г. Записные книжки (1880−1900 гг.). М., 1935. 524С.
  67. В.Г. Избранные письма. М., 1932. С. 168.
  68. И.Е. Пролетарский интернационализм. Отечество и патриотизм. Киев: Наукова думка, 1965. 211 С.
  69. Краеведение в вузе и школе. М., 1994. 164С.
  70. Краеведение в Центральном районе / Материалы краеведческой конференции. Пенза, 1988. 93С.
  71. Краеведение Москвы. М., 1990. 122С.
  72. Краеведение. Пособие для учителя. Под ред. А. В. Даринского. М., 1987. 158С.
  73. Краеведческая работа в школах Оренбургской области. Оренбург, 1965. 52С.
  74. Краеведение в средней школе: Сб. статей под ред. проф. А. А. Яковлева. М., 1949 165С.
  75. Краеведческая работа учителей в школе в связи с проработкой комплекса «Деревня"//Краеведческая работа при комплексном преподавании. Л., 1927. С.45−79.
  76. А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. «Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика. 1987. С. 141−145
  77. В.И. Личностный уровень эстетического развития.//Эстетическое воспитание в современной школе. / Под ред. И. А. Кушаева и В. И. Лейбсона. М., 1979. С. 21−29.
  78. Н.И. «В метельный, леденящий век»: о «Колымских рассказах» В. Шаламова // Урал. 1992. N 3. С. 171
  79. А.Н. Педагогическое общение. М., 1979. 48С.
  80. .И. Дорога и судьба Варлама Шаламова // Открытая политика. М., 1999. N 35. С.87
  81. С.Е. Революционеры за полярным кругом // Серошевский В. Л. Якутские рассказы. М., 1997. С. 580
  82. В.Н. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы. Автореф. канд.дисс. Л., 1967. 16С.
  83. Д.С. Избранные работы: в 3-х тг. Т.2. Л., 1987. С. 418 494.
  84. А.С. Доклад в педагогическом училище // Соч. М.: Изд-воАПИ РСФСР, 1951. Т.5. С. 407−419
  85. Т.И. Воспитание социальной активности старших школьников. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. 172 С.
  86. В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством.//Поиск новых путей. М., 1990. С. 106−133.
  87. А. Мотивация и личность. М., 1954. С. 120.
  88. М.Г. И не стану разгадывать тайны.// Полярная звезда. 1997. N 2. С.22
  89. Л.Н. Проблема краеведения и возможности ее решения.//Инновации в образовании и социальные проблемы: Материалы к конференции. Ч.П. СПб., 1993. С. 79−81.
  90. М.Я. Пробуждая чувства добрые. Якутск, 1994. 62С.
  91. Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. 208 С.
  92. Л.И. Не пыль на ветру: «Колымские рассказы» В. Шаламова и «Черные камни» А. Жигулина // Новое время. 1988. N 31. С. 209.
  93. P.P. Учебное краеведение в школе. Уфа, 1983. — 65С.
  94. А.Н. «Все вокруг живое» (Человек и природа в повестях Н. Лугинова) // Полярная звезда. 1999. N 1. С. 46.
  95. А.П. Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте.//Педагогический сборник 1901. С. 11−51.
  96. Л.И. Педагогические идеи И.А.Ильина // Опыт современного прочтения // Педагогика. № 10. 2001. С.63
  97. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола»).//Вопросы философии. 1992. № 9. С. 9.
  98. В.И. Родину не выбирают // Мир Севера. 1998. N 5−6. С. 50.
  99. Е.П. Художественные особенности сна в повести В.Н. Федорова «Сезон зверя» // Актуальные проблемы филологии. Вып. 4. Часть 1: сборник научных трудов. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003. С 132 137
  100. В.Б. А.В. Кривошапкин писатель из тайги и тундры//
  101. А.В. Кривошапкин: Писатель, государственный и общественный деятель. Якутск, 1995. С.5
  102. А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.352с.
  103. Педагогическое дело, № 1−2. 1921. С.13−19.
  104. Педагогика школы // под ред. С. Е. Матушкина. Челябинск: УГПИ, 1974. 205 С.
  105. Переписка Бориса Пастернака // Сост., подгот. текста, коммент. Е. В. Пастернака и Е. Б. Пастернак. М., 1990.С.526−566
  106. В.А. Региональное образование: организация, управление развитием. Автореф. докт. дисс. М., 1994. 35С.
  107. Н.К. Областные культурные гнезда. М. Л., 1928. 71С.
  108. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. 1996. № 1. С.20−33.
  109. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания// Педагогика. 1994. № 3. С. 25
  110. Программы интегрированных гуманитарных курсов этнокультурной и коммуникативной направленности для учащихся 5−11-х классов общеобразовательных учебных заведений. Н-Новгород, 1995. 96С.
  111. Процесс регионализации высшей школы: от стихийности к управляемости./УРегионология. 1994. № 1. С.69−79.
  112. Психологический словарь / Под ред. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. М., 1965. С. 373.
  113. А.А. Гуманизм как целостная основа решения. М: Изд-во «Центр», 1997. С. 254
  114. Н.И. Психология личности. М., 1987. 200С.
  115. М.А. Избранные труды. / Сост. И. Е. Каплан. М., 1985.248С.
  116. М.А., Случевская Л. Е. Избяная поэзия в загадках (поэтика на экскурсии)//Русский язык в советской школе. 1929. № 1. С.90−102.
  117. М.А. Опыт школьной инсценировки народных игр, песен, обычаев.//Вестник воспитания. 1917. № 3. С. 112−144.
  118. М.А. Эстетическое восприятие природы учащимися.//Вестник воспитания. 1917. № 8−9. С. 56.
  119. Э.И. Закономерности формирования «Модели культурного человека». //Вопросы философии. 1990. № 5 С.61−74.
  120. К.А. Из опыта работы по краеведению. Ульяновск, 1952.40С.
  121. В.А. О повести П.Ойунского «Кудангса Великий» // Материалы XIV научной сессии. Якутск, 1964. С. 90.
  122. И.И. Эта тема пришла // Звезда. 1988. N 3. С.198
  123. В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: из опыта работы в сельской школе. М.: Учпедгиз, 1959. 148 С.
  124. Л.Н. Педагогическое сочинение. М., 1989. 544С.
  125. В.И. Знай свой край. Свердловск, 1986. 144С.
  126. К.Д. Собр. соч.: в 11 т. М. Л., 1950. Т. 10
  127. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт. T.V. М., 1989.528С.
  128. Философия и история образования: учебно-методический комплекс// Под ред. Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой. Якутск, 2001. 80 С.
  129. И.Ф. Педагогика: учеб.пособие. 2-е издание. М.: Высшая школа. 1990. 576 С.
  130. К. Неофрейдизм: философский словарь. М: Просвещение, 1995. С.180
  131. Художественный текст: антология и интерпретация. Саратов, 1992.164С.
  132. Л.П. Этнография в школьном краеведении: Учебноепособие. Ульяновск, 1981. 67С.
  133. В.Т. О моей прозе. Письмо И. П. Сиротинской // Новый мир. 1989. N 12. С.34
  134. В.Т. Колымские рассказы. М.: Сов. Писатель, 1990. 81С.
  135. С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992.88С.
  136. Ю.И. Искушение адом // Досье для цензуры. 1999. N 3.1. С. З
  137. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. 291С.
Заполнить форму текущей работой