Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление организацией производства на малых предприятиях Республики Ингушетии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

России на порядок уступает их количеству в развитых странах. По данному параметру мы уступаем также и ряду восточноевропейских стран. В частности, Польше (в которой количество малых предприятий на 1000 жителей составляет 15), Венгрии (17), Чехии (21) и др. С другой стороны, в динамике развития малого предпринимательства во второй половине 90-х годов наблюдается свертывание позитивных тенденций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малые предприятия как фактор формирования конкурентоспособных региональных систем в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и трудоизбыточности
    • 1. 1. Структура и динамика трудовых ресурсов Республики Ингушетии
    • 1. 3. Эволюция организации региональных социальноэкономических систем
    • I. 3. Управление занятостью в трудоизбыточном регионе
  • Гпава 2. Анализ становления и состояния развития малых предприятий в Республике Ингушетия
    • 2. 1. Малое предприниуательство и его роль в формировании ВРП
    • 2. 2. Структурно-функциональный анализ трудовых ресурсов занятых на малых предприятиях РИ
    • 2. 3. Региональная система государственной поддержки малых предприятий (на примере РИ)
  • Гпава 3. Совершенствование управления региональной системой малых предприятий в условиях модернизации национального хозяйства
    • 3. 1. Совершенствование институциональной структуры управления производством на малых предприятиях
    • 3. 2. Совершенствование систем создания малых предприятий
    • 3. 3. Разработка стратегии развития малых предприятий в системе региональной экономики

Управление организацией производства на малых предприятиях Республики Ингушетии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Нынешнее состояние российской экономики, по мнению большинства экспертов и аналитиков, характеризуется высокой неустойчивостью. Перманентность кризисов, проявившаяся еще в конце 80-х годов, становится чуть ли не имманентной характеристикой нашей экономики. В ряду причин неустойчивости хозяйственного развития следует назвать отсутствие в достаточном количестве малых предприятий, становление и развитие которых сдерживается неразвитостью соответствующей хозяйственной, нормативной и идеологической инфраструктур малого предпринимательства. Как свидетельствует зарубежный опыт (Германия, США и др. страны) устойчивое экономическое развитие национальной экономики, отдельных ее сегментов и территорий связано в первую очередь с развитостью малого предпринимательства.

По состоянию на 1 января 1999 года количество малых предприятий действовавших во всех отраслях национального хозяйства России составляло 868 тысяч. На них было занято на условиях совместительства и договоров гражданско-правового характера свыше 1193,6 тыс. человек. При этом количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения в среднем составило 6 предприятий. Малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, что составляет около 7% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики страны. Объем инвестиций в сектор малых предприятий за 1998 год составил свыше 22,5 млрд. рублей, или около 5,6% всего объема инвестиций в экономику России. Иными словами, наблюдается динамичное развитие данного сектора национального хозяйства.

Такой статус малого предпринимательства формируется, прежде всего возможностью гибко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка (и, одновременно, снижать возможности резких колебаний самой конъюнктуры) — быстро и активно осуществлять переход на новые виды товаров и услугвозможностью мобилизации в короткие сроки «распыленных» ресурсовнеобходимостью небольших объемов инвестиций для начального этапа деятельностиотносительно короткие сроки окупаемости инвестицийразвитие внутреннего спросаформирование кластеров новых отраслей и т. п.

Другая важная особенность малого бизнеса связана с решением социальных проблем, которые, как правило, являются спутниками крупных предприятий и монополизированной экономики в фазе ее структурной перестройки. Малые предприятия стимулируют деловую активность и обеспечивают занятость населения, осуществляют мобилизацию трудовых ресурсов и расширяют мотивационную матрицу.

Основной механизм функционирования малых предприятий и их преимущество перед средними и крупными состоит в том, что они способны эффективно «работать» на местном сырье, местных материалах, местной рабочей силе и внутреннем рынке. Но при этом используют передовой менеджмент и маркетинг. Через их «работу» внутренний рынок получает не только насыщение спроса товарами, но и передовой менеджмент и инновации.

Все это в совокупности указывает на перспективность малого предпринимательства в решении задачи обеспечения устойчивого экономического развития.

Однако, признавая перспективность данного направления развития социально-экономической системы, следует отметить, что малые предприятия в российской экономике еще не стали определяющим фактором того сегмента национального хозяйства, который присущ их природе. С одной стороны, количество малых предприятий в экономике.

России на порядок уступает их количеству в развитых странах. По данному параметру мы уступаем также и ряду восточноевропейских стран. В частности, Польше (в которой количество малых предприятий на 1000 жителей составляет 15), Венгрии (17), Чехии (21) и др. С другой стороны, в динамике развития малого предпринимательства во второй половине 90-х годов наблюдается свертывание позитивных тенденций. В частности, в 1998 году количество малых предприятий по сравнению с 1997 годом увеличилось лишь на 6,4 тыс. Объем произведенной ими продукции уменьшился по сравнению с 1997 годом на 13,6%. Сократились на 3,5% объемы инвестиций в сектор малого предпринимательства. Такое положение отдельные специалисты считают следствием того, что развитие малого предпринимательства во многих регионах сдерживается отсутствием «эффективной системы поддержки малых предприятий», со стороны государства отсутствие адекватной нормативной базы, не развитость институциональных преобразований и т. п. Требуется разобраться в данных проблемах. Все это в совокупности свидетельствует об актуальности проблемы.

Степень разработанности проблемы. В последние почти четверть столетия малые предприятия стали привлекать к себе пристальное внимание как исследователей-экономистов, так и хозяйственных практиков. В настоящее время имеется ряд примеров крупномасштабных исследований по различным аспектам развития малого предпринимательства. В частности, такие исследования ведутся в Западной Европе (доклады Болтонского комитета), у нас в России (доклады Российской ассоциации развития малого предпринимательства), в других странах Восточной Европы. Среди экспертов и аналитиков широкое признание получила способность предприятий малого бизнеса вносить существенный вклад в решение проблем занятости, повышения конкурентоспособности отдельных отраслей, формирования долгосрочной траектории устойчивого развития отдельных территорий. Характеризуя возрастание роли малых предприятий в обеспечении платежеспособного спроса, освоения местных ресурсов следует учитывать не только их значение в хозяйственной инфраструктуре национального хозяйства, но и высокую социальную значимость. В частности, следует отметить роль малых предприятий как фактора реформирования собственности, регулятора занятости населения и развития институциональной структуры, которая способна смягчать последствия происходящих в экономике структурных сдвигов. Появление и рост количества малых предприятий в экономике делает ее более динамичной, восприимчивой к инновациям, повышает способность оперативно реагировать на рыночных спрос и его изменения. Уже в силу этого малые предприятия формируют своеобразный ресурс развития всей экономики, позволяя крупным предприятиям работать на экспорт, аккумулировать инвестиционные ресурсы. Исследованию данного аспекта посвятили свои работы А. Блинов, А. Виленский, В. Радаев и др. [94, 95, 100, 104, 121].

Активность внедрения малого бизнеса в сферу хозяйствования и расширения его позиций стимулировала интерес к изучению феномена малого бизнеса с точки зрения особенностей управления, специфики проникновения в него инноваций, адаптации малого бизнеса в хозяйственную структуру индустриальных технологий и т. д., приводящих к изменению места и роли данного сектора в экономике. Названным проблемам уделяется большое внимание в работах Й. Шумпетера [80], У. Эрроу [85], С. Аукуционека [18], Я. Корнаи [41].

Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства сопровождается расширением матрицы конкурентной среды, расширением сферы вторжения конкуренции в новые организационные и институциональные области бизнеса. В сфере малого предпринимательства такое важное явление современной экономики как конкуренция имеет свои особенности. В частности, в сфере малого бизнеса более подходит состояние свободной конуренции, чем другие метрики. Данные вопросы наиболее адекватно рассматриваются в работах М. Портера [64а], Ч. Маккмилана [50а], а также [43, 55].

Но с другой стороны, сегодня сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в конце 80-х начале 90-х годов. По данным официальной статистики пик создания малых предприятий в России приходится на 1992 год, когда их количество увеличилось в 2,1 раза. Но, очевидно, не достигнув своего предела, эта тенденция стала сворачиваться и уже в следующем 1993 году количество малых предприятий снизилось до 1,5 раза, а в 1994 г. — рост составил лишь 4%. В 1997 году имел место нулевой прирост. Социально-экономические процессы 1998 года привели к свертыванию активности в сфере малого бизнеса и сокращению численности предприятий. В относительно стабильный 1995 год в стране насчитывалось около 900 тыс. малых предприятий, на которых было занято около 9 млн. человек, что составляло 15% общей численности занятых на предприятиях и организациях. Выявлению структурных и динамичных процессов в данном секторе посвящено достаточно большое количество работ отечественных экономистов. В числе этих работ: [104, 109, 112].

В качестве основных факторов, препятствующих нормальной работе малых предприятий, большинство исследователей, проводивших опрос, предпринимателей, называют высокие налоги, недостаток собственных средств, высокие проценты по кредитам, неплатежеспособность потребителей, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие сбыта, рынков сырья и материалов, отсутствие поддержки со стороны государства и т. д.

Однако имеющиеся исследования во многом носят фрагментарный не системный характер. Нам представляется, что такое положение объясняется, прежде всего, отсутствием единого подхода к определению малого предприятия.

В экономической науке, как западной, так и отечественной, наблюдается активная работа по выработке единого обобщенного определение того, что есть малое предприятие. О практической насущности такого рода задачи отмечается в ряде работ. В частности в этой связи следует назвать работы Ван Хорна, Р. Бруксбэнка, А. и JI. Колесниковых, доклад Болтонского комитета, аналитический доклад Российской ассоциации развития малого предпринимательства [111, 112, 48, 52, 73].

Важное место в развитии малого предпринимательства занимают проблемы государственной поддержки, формирование эффективного финансово-кредитного и налогового механизма его регулирования. Эти вопросы рассматриваются в работах Л. Ворохалина [102], а также [83, 124, 96, 67].

С другой стороны, зарубежные авторы исследуют проблему формирования сферы малого бизнеса в условиях развитой рыночной экономики имеющей сформировавшийся, устойчивый хозяйственный механизм. Намного слабее представлены исследования становления сети малого бизнеса в отраслях АПК и в экономических системах переходного периода. Основной акцент в работах названных отечественных и зарубежных авторов делается на формировании и исследовании особенностей функционирования сети малых предприятий в промышленности, строительстве, сфере услуг. В целом следует отметить слабую разработанность данной проблематики в сфере агропромышленного комплекса.

Имеющийся материал имеет фрагментарный (по отраслям экономики), эпизодический (по периодам), и не системный вид. Между тем, для получения необходимой модели управления данным явлением, требуется именно систематическое исследование данного сектора национального хозяйства и региональной экономики, т. е. не только описание основных тенденций его развития, но и определение основных конструкций модели, которая могла бы быть принята в этой сфере национальной экономики.

Цель диссертационного исследования состоит в уточнении теоретических и методологических и разработке методических положений и практических предложения и рекомендации по повышению эффективности системы управления малыми предприятиями в условиях становления региональной хозяйственной системы.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— определить особенности становления регионального хозяйства в новых социальных, экономических и политических условиях и выявить место и роль в нем малых предприятий как института обеспечивающего самодостаточность и конкурентоспособность региональной экономики;

— на основе анализа места и роли малых предприятий в развитии социально-экономических систем, сформулировать концепцию дальнейшего развития в регионе со специфическими параметрами социально-экономического развития и ресурсной базы;

— проанализировать теоретические воззрения и обобщить достижения хозяйственной практики организации и развития малых предприятий в регионах со специфическими параметрами развития;

— дать анализ состояния и выявить основные тенденции в развитии малых предприятий в РИобобщить и представить опыт региональной системы государственной поддержки малых предприятий (на примере РИ);

— предложить основные направления совершенствования механизма управления его развитием малых предприятий в структуре региональной экономики.

Объект исследования — малые предприятия Республики Ингушетия.

Предмет исследования — система управления производством на малых предприятия, включающая в себя закономерности, тенденции и принципы совершенствования инфраструктуры поддержки малых предприятий как элемента экономической системы общества.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды, научные разработки и публикации отечественных и зарубежных ученых по теории организации и управления, теории малых предприятий. При разработке отдельных разделов диссертации использованы труды по теории систем, экономической кибернетике, экономике предприятия и регионалистике. Источниками исследования явились монографии, статьи и фактологический материал по проблеме диссертации, данные официальной статистики и выборочных обследований автора. В зависимости от стоявших перед исследованием задач использовались методы: диалектический, абстрактно-логический, системного анализа, монографический, экономико-математического моделирования, а также графический и др.

В работе использовались законодательные и нормативные документы и справочные материалы Республики Ингушетия. Информационной базой работы послужили справочно-статистические материалы Госкомстата РФ и РИ, Министерства экономики РИ, материалы периодической печати, аналитические отчеты, материалы и рекомендации научно-практических конференций.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке методических положений и научных рекомендаций по повышению эффективности механизма управления малым предприятием.

Основные научные результаты, полученные автором в ходе исследования, заключаются в следующем: разработаны основные контуры национального хозяйства Республики Ингушетия, учитывающие особенности социально-политических и экономических условий территориальных хозяйственных системвыявлены основные проблемы и тенденции развития малых предприятий в РФ, что позволило определить направление повышения эффективности функционирования данного сектора экономики;

— уточнено понятие институциональной инфрастуктуры малых предприятий, представляющее собой совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, содействующие деятельности малых предприятий, оказывающих им услуги в финансовой, образовательной, консалтинговой, информационной, технологической и технической сферах, а также в области обеспечения безопасности;

— проведен анализ соответствия существующей в РФ системы поддержки малых предприятий задаче развития малого бизнеса, позволяющий сформулировать методические подходы к оценке эффективности функционирования элементов управления малым предприятием;

— уточнены основные направления государственного регулирования и поддержки развития малых предприятий в регионе, учитывающие особенности становления региональной хозяйственной системы РИ;

— предложены конкретные направления по совершенствованию инфраструктуры поддержки малого предприятия, а также процедуры планирования и управления изменениями в системе поддержки малых предприятий, дающие возможность разработки соответствующих комплексных программ создания благоприятных условий их развития в республике;

— разработана модели стратегии малых предприятий в зависимости от размера, системы управления и состояния сегмента рынка, в котором функционирует малое предприятие как субъект хозяйствования.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в выработке методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления малыми предприятиями, а также методические рекомендации по использованию преимущественно его внутренних резервов для повышения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых данным типом предприятий.

Ряд содержащихся в работе предложений (в частности, алгоритм разработки стратегии и т. д.) могут найти применение при совершенствовании законодательной базы в исследуемой области, а также в деятельности местных органов государственной власти по решению вопросов социального и хозяйственного развития своих территорий (на региональном и муниципальном уровнях).

Теоретические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе при разработке лекций и семинарских занятий по курсу «Экономика предприятий», «Менеджмент предприятия» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры менеджмента Ингушского государственного университета, на научно-практических конференциях. Они использовались при написании методических пособий по экономической теории для студентов экономических специальностей Ингушского государственного университета, в учебном процессе при чтении курсов «Экономическая теория», «Управление в социальной сфере», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление». Материалы диссертации использовались при разработке программы создания республиканской системы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Публикации. Результаты исследований опубликованы в научной литературе и периодической печати в 5 публикациях общим объемом свыше 3.0 п.л.

Гпава 1. Малые предприятия как фактор формирования конкурентоспособных региональных систем в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и трудоизбыточности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для региональной экономики, которая в течении нескольких десятилетий формировалась из центра по определенной схеме, переход к рыночным отношениям, создающим основу для самостоятельности и конкуренции возникает ряд трудностей экономического характера. В частности, это проблемы безработицы, бюджетной самодостаточности, конкурентоспособности, наполняемости внутреннего рынка товарами собственного производства и т. п. Преодоление этих проблем зависит в немалой степени от развития институциональной инфраструктуры национального хозяйства. И в частности от развития предпринимательства.

Малое предпринимательство за прошедшие почти пятнадцать лет сформировалось в достаточно стабильное образование национальной экономики. На его долю в настоящее время приходится около 10% товаров внутреннего рынка, от 12 до 15% бюджетных пополнений и около 5% занятого в общественном секторе населения. Все это позволяет сказать, что малое предпринимательство как форма хозяйствования в экономике республики уже сделало определенные шаги и может быть определено как вполне ставшая хозяйственная структура.

Для деятельности малого бизнеса уже вполне определилось ряд особенностей, которые могут стать в дальнейшем важным ресурсом развития региональной экономики. В частности, предполагается, что малые предприятия (как и в целом малый бизнес) в перспективе могут стать тем сегментом экономики, который будет формировать экономический рост и ее развитие.

Однако и в самом малом предпринимательстве имеется ряд проблем, которые требуют своего решения. В этой связи следует усилить государственную поддержку малому предпринимательству. В качестве основных направлений этой поддержки нам видятся следующие:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в республике;

— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, маркетинговых исследований;

— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Очевидно, что данные мероприятия должны иметь определенную Систему поддержки малых предприятий. В качестве таковой нам представляется было бы целесообразно базировать на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (в основе лежит Федеральная программа, по периферии региональные, отраслевые и муниципальные программы, соответствующего статуса), которые разрабатывают соответствующие органы исполнительной власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, указы, постановления
  2. Закон Республики Ингушетия «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Республике Ингушетия» № 16-рз от 7.12.1996 г.
  3. Закон Республики Ингушетия «Об инвестиционной деятельности в Республики Ингушетия» № 15-рз от 7.12. 1996 г.
  4. Закон Республики Ингушетия «О гарантиях частных инвестиций в Республики Ингушетия» № 7-рз от 21. 04. 2000 г.
  5. Закон Республики Ингушетия «О налоговых льготах отдельным категориям налогоплательщиков» № 42-РЗ от 9 июля 2003 г.
  6. Постановление Правительства Республики Ингушетия «О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия» № 137 от 12 мая 2003 г
  7. Постановление Правительства Республики Ингушетия «Об организации республиканского ежегодного конкурса «Лучший предприниматель Республики Ингушетия» № 105 от 07.04. 2004 г.
  8. Постановление Правительства Республики Ингушетия «О конкурсной комиссии по поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Ингушетия» № 223 от 8 августа 2003 г.
  9. Закон Республики Ингушетия «О Бюджете развития Республики Ингушетия» № 27-рз от 18.08.2004 г.
  10. В.А. Азбука бизнеса (36 уроков предпринимательства именеджмента). Л.: ЛФВИПКРП, 1991. — 78 с.
  11. Антология экономической классики. //А.Смит, У. Петти, Д.Рикардо. М.: «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993.
  12. Антология экономической классики. //Дж.Кейнс, Т.Мальтус. М.: «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993.
  13. Ю.А. Российский промышленный малый бизнес: социально-экономические и духовные предпосылки. Самара: самарское книжное из-во, 1994. — 106с.
  14. Л.Б., Козлов М. П. и др. Малый бизнес в России: социальные типы в сфере деятельности. М.: РНФ* 1993. — 152 с.
  15. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с анг., 4-е изд.- М.: «Дело Лтд», 1994. 720 с.
  16. Бизнес и учет в России: спец. Выпуск. СПБ: Реал, 1994.
  17. А. Гипотезы и модели личных потребительских расходов в условиях развитого капитализма. Вильнюс, 1969.
  18. X. Предприниматель, /пер. с нем. Мн.: Эридан, 1992. -175 с.
  19. Все о малых предприятиях: практическое пособие -самоучитель. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991, 74с.
  20. ДЖ. Покупка и продажа в малом бизнесе. /Пер. с англ. Под ред. Павловой J1.H. М.: Аудит: Юнити, 1995. -224с.
  21. Государство и малый бизнес: сборник обзоров //ЮНИОН. -М., 1993.- 166с.
  22. Ю. Как стать предпринимателем? -М.: РИД Отчизна, Finvest, 1992. 134 с.
  23. .Н. Малые фирмы хозяйствования. М.: Экономика, 1991.- 165 с.
  24. Как преуспеть в бизнесе. /Дашков Л.П., Тюткина Е. Б. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.- 175 с.
  25. Как стать предпринимателем: 100 вопросов и ответов, советы, опыты. -М.: Знание, 1993.- 134 с.
  26. Э. Эффективное фермерское хозяйствование. / Пер. с анг. М.: Агропромиздат, 1991. 495 с.
  27. Дж.Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992. 0.19 Колганов А. И. Коллективная собственность и коллективное предпринимательство. М.: ТОО «Экономическая демократия», 1993. -176 с.
  28. Компас российского предпринимательства. /Под ред. Потемкина В. К., СПб: Аура, 1992. 243 с.
  29. В.М. Дорогами реформ. Экономика и власть в условиях рыночных преобразований. (Статьи, интервью, выступления). М.- Славянский диалог, 1998. 383 с.
  30. А.А. Фермерское хозяйство. М.: ВО Агропромиздат, 1989.-231 с.
  31. JI.C. Система управления АПК в Венгрии. / Пер. с Венг. М.: ВНИИТЭИагропром, 1991. 52 с.
  32. Р. Фирма, рынок и право. М.- Дело, 1993
  33. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. М.: Знание, 1997. 112 с.
  34. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории. М.: Пргресс-Академия, 1995. -213 с.
  35. Кун Т. Структура научных революций. М.- Прогресс, 1975. -312 с.
  36. Курс предпринимательства. Учебник для вузов. /Под ред. Порфинкеля В. Я., Швендера В. А. М.: Финансы, Юнити, 1997. — 439с.
  37. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.- Медиум. 1995. -213 с.
  38. М.П., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство.-М.: Инфра-М, 1997.-320с.
  39. В.В. Теоретические предпосылки и наблюдаемые явления. //Экономические эссе. М.- Политиздат. 1990.- С. 265 277.
  40. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  41. Малое предпринимательство: нормативные акты, комментарии, разъяснения. / Богданова Т. П. и др. М., 1998.
  42. Малые формы хозяйствования. /Под ред. Игитовкина Б. Н. -М.: Экономика, 1991. 217 с.
  43. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад РАРМП. М.:РАРМП, 1996.
  44. В.А. Социалистическое производство: Политико-экономическое исследование. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1981, — 328 с.
  45. B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.- Финансы и статистика, 1998. 225 с.
  46. B.C. Использование функционально-стоимостного анализа. Нальчик, Эль-Фа, 1997.- 134 с.
  47. Мониторинг предпринимательства. Малый бизнес в России. Адаптация к переходным условиям. Предпринимательство в России, 1995. № 1,2.
  48. П.А. Малые предприятия. -М.: Экономика, МЫ 111 «Эси», 1992.0.41 Народное хозяйство КБАССР за 70 лет: статистический сборник. Нальчик, 1987. — 271 с.
  49. Основы предпринимательской деятельности: финансовый менеджмент. Учебное пособие. /Под редакцией Власовой В. М. М.: Финансы и статистика. -1999.
  50. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория. Учебное пособие. /Под редакцией Власовой В. М. М.: Финансы и статистика. -1999.
  51. Основы предпринимательского дела: благородный бизнес./Под ред. Осипова Ю. М. М.: Тригон: МГУ, Ассоциация «Гуманитарные знания», 1992.
  52. От плана к рынку. Отчет о мировом развитии 1996. Всемирный банк. — 1996. — 211с.
  53. Предприниматель, /сост. Королев В. И. и др. -М.: Знание, 1992.
  54. Предпринимательство для всех. М.: Финансы и статистика. 1999.
  55. Предпринимательство и бизнес: учебное пособие. / под ред. Дашкова Л. П. и др. -М.: Маркетинг, 1996.
  56. Программа развития и поддержки малого предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики на 1998 1999 годы. — Нальчик, 1999 г. — 14 с.
  57. .А. Основы бизнеса: учебное пособие. М.: Ось-89, 1996.
  58. Д. Начало политической экономии и налогообложения. /Под ред. А.Смита. М.: Госполитиздат, 1942. Т.1
  59. JI. Маркетинг в малом бизнесе. /Пер. с англ. Под ред. Зайцевой Л. Г. М.: Аудит: Юнити, 1995. -256с.
  60. Д.М. Бизнес и менеджмент: терминологический словарь. —М.: Инфра-М, 1997.
  61. Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в 1995. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты. М.- 1996.
  62. Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России. -СПб, УЭФ, 1992.
  63. А. Исследования о причинах богатства народов. М.: Изд. ин. литер, 1957.
  64. Создание малых предприятий: методическое пособие для предпринимателей: Впп. 1: малый бизнес в РСФСР, /сост. Павлов В. В. -М.: Нива, 1991.-62с.
  65. Х.Х. Принципы государственного регулирования агропромышленного комплекса. Нальчик, 1995. 12 с.
  66. Дж. Международная торговля в малом бизнесе. /Пер. с англ. Под ред. Стровского Л. Е. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1995. -192с.
  67. М. Методология позитивной экономической науки -THESIS, Вып. 4. С.20−52.
  68. Финансирование вашего малого предпринимательства в России. Программа развития предпринимательства. -М.: 1995. -32с
  69. А.В. Избранные труды. М.: Фин. и стат., 1991.- 432с.
  70. К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. THESIS, 1993, т.1.
  71. Н. Управление сельскохозяйственным производством. М.: Агропромиздат, 1991. 91 с.
  72. Е.Г. Как поднять экономику России— М.: «Вита-Пресс», 1996. 71 с. 1. Статьи
  73. В. Предприятия, малый бизнес и рыночная конкуренция //Экономика Украины. № 11. — 1995. — С.
  74. В. Политическая экономия переходного периода //МЭиМО. № 6. — 1996. — С. 14
  75. О. Экономическая наука в зеркале методологии //Вопр. филос. 1999. — № 10. — С. 135 — 151.
  76. В. Закономерности и особенности развития рыночных отношений в аграрном секторе //Экономист, 1997. N1. -С.53−63
  77. Е., Скамейкина И. Поддержка малого предпринимательства: региональные аспекты // Экономика и жизнь, 1994. № 6. -с18.
  78. А. Основы формирования рынка зерна в России //Международный сельскохозяйственный журнал, 1995, — N3. С.15−19
  79. А. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России. //Проблемы прогнозирования. 1996. -№ 1. — с.66−75.
  80. А. Малое предпринимательство и большая политика //Вопросы экон., № 7. 1996. — С. 39 — 46.
  81. Е. Поддержка малого бизнеса в интересах расширения занятости: (из опыта Индии и Республики Корея) //Человек и труд. 1994. № 1,-с.47−51.
  82. И. Концепция государственного регулирования в аграрном секторе в условиях перехода к рынку //Межд. сельс. журнал, 1995.-N3.- с.64
  83. И., Шмелев Г. Проблемы развития сельскохозяйственной кооперации в переходных условиях //Вопр. экономики, 1995.-N1.- с.76
  84. Т. Становление социально-ориентированного рынка: Объективная необходимость и характерные черты //Вопр. экономики, 1995.- N8.- с. 156
  85. А. Этапы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экон., № 7. 1996. — С.30 — 38.
  86. А. Малый бизнес: инструменты поддержки // Промышленные вести России. 1995. № 6. — с. 12−13.
  87. JI. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса //Вопросы экон., № 7. 1996. — С.83 — 91.
  88. Р. Малые предприятия в 1996 году: налог на прибыль // Налоги и платежи. 1996. — № 2. — с.115−119.
  89. Е.Н. Малые предприятия вопросы становления и развития //Деньги и кредит, № 2, 1999. С. 62 — 64.
  90. JI.E. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды. //СОЦИС, № 1, 1998. С. 26 31.
  91. Е. Формирование регионального аграрного рынка //АПК: экономика, управление, 1995.- N12.- С.34−38
  92. Е. У малого предпринимательства большое будущее // Человек и труд. — 1996. № 2. — с.59−62.
  93. М. Роль государства в экономике //Экономист, 1995.-N8.- С.13−21
  94. В. Малый бизнес: проблемы, проблемы //Деловой мир. 1994.-с.5.
  95. В. Малое предпринимательство: проблемы и перспективы //Экономика Украины. № 10. — 1995.
  96. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблемы определения //Вопросы экон., № 7. 1996. -С.46−54.
  97. С. Малый бизнес: заметки по итогам 1 Всероссийского съезда представителей малых предприятий //Директор. -Новосибирск, 1996. № 1−2. -с.41−50.
  98. В. Проблемы развития аграрного сектора КНР //Российский экономический журнал, 1995.- N8.- С.82−84
  99. С. Финансовое состояние и поведение российских предприятий //Вопросы экономики. № 8, — 1994. — 54.
  100. С. Трансакционные издержки в российской экономике //Вопросы экономики. № 7. 1997. — С. 12−19.
  101. О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства: применимость стандартных методов в переходной экономике //Вопросы экон., № 7. 1996. — С.101 — 109.
  102. Л. Методологические аспекты управления сельскохозяйственным производством. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. N12. С. 2 4.
  103. В. Агрореформа и антикризисные задачи государства //Рос. экон. журнал, 1996.- N11. -С.45−47
  104. В., Шмелев Н. Государственная политика в аграрной сфере //Вопросы экон., № 9. 1996. — С.40- 49.
  105. О концепции аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации //Экономист, 1997. N5. -С.34−44.
Заполнить форму текущей работой