Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей допризывной молодежи современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую базу исследования составляет традиционная рационалистическая методология, труды философов, историков, отечественных авторов, военных учёных и представителей духовенства. Методологическими основами исследования является ряд положений разработанных в рамках диалектико-материалистического анализа социального и культурного развития общества. В работе, в частности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-теоретические основы формирования готовности служения Отечеству и патриотизма
    • 1. 1. Патриотизм как социокультурный феномен. Генезис и эволюция представлений
    • 1. 2. Содержание и основные тенденции развития государственно-патриотической идеи как основы формирования готовности служения Отечеству
  • Глава 2. Система ценностей допризывной молодежи в современной России
    • 2. 1. Ценностные предпочтения современной российской молодежи: служение Отечеству и патриотизм в системе ценностных ориентаций допризывной молодежи
    • 2. 2. Основные направления формирования идеологии служения Отечеству в современной России

Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей допризывной молодежи современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется тем, что самоотверженное служение Отечеству и патриотизм являются важнейшими источниками жизнедеятельности нации, народа, государства, личности. Невозможно переоценить их роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной безопасности.

Вместе с тем, социологические исследования, проведенные в РАН и имевшие целью определить отношение граждан России к реформам 1990;х гг., к современной жизни дают вполне определенные и, в общем, предсказуемые результаты. Мы гордимся тем, что было достаточно давно: победой в Великой Отечественной войне, быстрым восстановлением хозяйства и культурного достояния страны после войны, нашей великой культурой, достижениями прошлых лет в науке. Мы стыдимся эпохи «лихих девяностых» больше, чем любой другой эпохи в сложной истории нашей Родины. И дело здесь не только в экономике. Не меньшие, а в некотором отношении и большие потери мы понесли в нравственной, духовной области. Это испытывали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпывала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче такие изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности.

К сожалению, только сейчас до управленческой элиты страны стало доходить осознание того, что возрождать Россию нельзя, не возродив патриотических чувств народа, его национального достоинства, веры в будущее, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Ситуация, складывающаяся в России, показывает, что проблема целенаправленного государственно-патриотического воспитания населения страны, особенно молодежи, сегодня становится все более актуальной, в том числе и для Министерства обороны.

России. Среди основных причин, актуализирующих данную проблему, можно назвать следующие.

Во-первых, кардинально изменилась традиционная система ценностей в нашей стране. Это приводит к ликвидации прежнего механизма социализации поколений, падению в шкале ценностей молодежи значения таких понятий, как «честь», «долг», «служение Отечеству», «самоотверженность», «патриотизм». Они вытесняются такими, как «деньги», «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа службы в вооруженных силах.

Во-вторых, стремительное нарастание бездуховности в обществе проявляется во многих формах, в частности в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и самообразованию. Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что прежние духовные ценности — «служение народу», «защита Отечества» — воспринимаются как нечто совершенно банальное, декларативное и не затрагивающее глубинных чувств большинства социально активных граждан нашей страны.

В-третьих, большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к таким сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на современное состояние общественной жизни, — социальная апатия, правовой нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, в том числе и вооруженным силам. В этих условиях совершенно очевидно встает проблема формирования и эффективного функционирования системы го-сударственно-патриоти-ческого воспитания, прежде всего молодежи, формирования у нее личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.

В-четвертых, объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм зачастую стал перерождаться в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и экстремизм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.

В настоящее время в динамике формирования патриотического сознания доминирует комплекс противоречий, который нельзя не учитывать при организации воспитательной работы с населением страны, военнослужащими и допризывной молодежью. Эти противоречия развиваются по трем основным направлениям: противоречия общесоциального плана, связанные с характером развития всей системы общественных отношенийпротиворечия функционирования и развития отдельных социальных слоев, групп российского обществавнутриличностные противоречия, которые определяются диалектикой экзистенциальных противоречий.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием готовности служению Отечеству и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Отсюда — необходимость единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующей этой политике государственной системы патриотического воспитания, особенно допризывной молодежи. Система эта должна быть ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения России, определять основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских людей к служению Отечеству. Именно служению Отечеству и, прежде всего, его защите. Главной целью системы государственно-патриотического воспитания допризывной молодежи является создание условий, способствующих формированию патриотических чувств и готовности к самоотверженному служению Отечеству. f.

Степень научной разработанности темы исследования. Тема патриотизма исторически находилась в центре внимания ученых и политиков в нашей стране. Философский и исторический анализ российской патриотической идеи широко представлен в работах классиков отечественной истории и философии: Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, В. О. Ключевского, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, B.C. Соловьёва, С. М. Соловьёва, П. Б. Струве, I Г. Г. Шпета и многих других. Несмотря на то, что они, как правило, не рассматривались в общей смысловой связи между собой, в работах, посвященных раскрытию явления патриотизма, накоплен значительный багаж рациональных идей.

Патриотической направленностью выделяются работы Ю.В. Арутюня-на, Е. В. Барабанова, Б. Гройса, Д. В. Гудименко, П. Е. Канделя А.А. Кара-Мурзы, i.

Л.В.Карасёва, Н. В. Карлова, В. И. Мильдона, А. Минкина, М. В. Назарова,.

A.С. Панарина, И. К. Пантина, С. Рассадина и других современных авторов. Анализу соотношения патриотизма и идеологии посвящены работы Э.М.

Андреева, Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова, В. Н. Кузнецова, Р. Г. Яновского и др.

Духовно-нравственный потенциал и моральные ценности военнослужащих Российской армии, специфику их формирования рассматривают в своих работах П. В. Петрий, Н. Ф. Фёдоров, Е. Шель, В. И. Шерпаев, В. В. Юдин.

Основным слагаемым военной безопасности России, является наличие высокопрофессиональной армии, воспитанной на духовных традициях российского патриотизма. Проблемы повышения качества военного образования, возможности реализации задач совершенствования организационного, экономического, идеологического механизмов управления военным образованием отражены в научных трудах В. И. Аржаева, Б. П. Груздева, Е. М. Дугина, В. П. Жуковского, Г. А. Кабаковича, Л. И. Каменева, В. В. Кутузова, Н. Панкова, Ю. Д. Подгорных,.

B.А. Сапожинского, В. В. Серебрянникова, Б. А. Федулова, А. Шулуса.

Представляет интерес и научно-исследовательская литература постсоветского времени. Этот период связан с развитием кардинальных преобразований во всех сферах российской общественно-политической жизни. Изменения претерпевают не только основы нашего непосредственного бытия, но и духовные ценности, среди которых особое место занимают формирование готовности служению Отечеству и патриотизм. Именно они оказываются в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных, взглядов, мнений, убеждений, позиций. В ходе этой полемики появилось немало творческих, исследовательских работ по осмыслению патриотизма и проблем формирования готовности служению Отечеству в нашем обществе1.

Различные аспекты процесса формирования готовности к самоотверженному служению Отечеству и патриотизма исследуются многими отраслями научного знания (социальной философией, историей, политологией, социологией и др.). Состояние научной разработанности поставленной проблемы к настоящему времени можно квалифицировать как сложное и противоречивое, несмотря на.

1 Среди этих работ можно назвать следующие: Лкулич М., Дмитриева Н. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. 2004. № 2. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы: по материалам проекта «Томская инициатива». М., 2003; Горшков М. К. Российское общество в условиях реформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992;2002. М., 2003; Динамика ценностей населения реформируемой России / под ред. Н. И. Лапина, J1.A. Беляевой. М., 1996; Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания философского клуба. М., 2003; Иванов В. И., Сергеев В. К. Патриотизм — высшее проявление духовности и культуры. М., 2002; Зюганов Г. А. Россия — Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать, 1996; Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный //Диалог. 2004. № 9, 10- Кочколда Г. А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования: дис.. канд. филос. паук. М., 2001; Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: дис.. канд. филос. наук. М., 1995; Кузнецов В. Н. Российская идеология XXI века. М.: Книга и бизнес, 2004; Лутовинов В. И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных силах // Военная мысль. 1999. № 4- Макаров В. В. Патриотизм как философская проблема: дис.. дра филос. наук. М., 1990; Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1995; Поляков Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность. 2002. № 3- Российская общенациональная идея. М., 2002; Серебрянников В. В. О патриотизме как объекте науки //Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания философского клуба. М.: Книга и бизнес, 2003; Троицкий Е. С. Возрождение русской идеи. М., 2001; Троицкий Е. С. О русской идее: очерк теории возрождения нации. М., 2004. Яновский Р. Г., Патрушев В. Идеология патриотизма // Безопасность Евразии. 2004. № 2. то, что создан определенный потенциал идей по проблемам патриотизма, общенациональной идеи, государственно-патриотического воспитания. Сложность заключается в том, что представители различных наук изучают эти проблемы, как правило, изолированно, каждый в своем аспекте. Отсюда большое количество всевозможных точек зрения на данную проблему.

Материалы данного исследования могут быть использованы в процессе преподавания социальной философии, общей социологии, социологии молодежи, а также спецкурсов по общественным наукам.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в социально-философский анализ процесса формирования готовности допризывной молодежи к самоотверженному служению Отечеству и патриотизма как духовных ценностей, раскрывает теоретическую основу государственного патриотизма, диалектическую взаимосвязь патриотизма с интернационализмом в современных условиях.

Теоретические выводы и практические рекомендации по социально-философскому анализу, пониманию готовности к самоотверженному служению Отечеству и патриотизма как социально-значимых качеств личности позволят научно обосновать и разработать конкретные направления и формы государственно-патриотического воспитания населения страны в целом и допризывной молодежи, в частности. В диссертации впервые делается попытка теоретически с позиций социальной философии осмыслить методологию исследования процесса формирования готовности служению Отечества и патриотизма, обосновано положение о государственно-патриотической идее как основе консолидации общества и укрепления духовного потенциала вооруженных сил. Нынешний уровень общественного и индивидуального патриотического сознания детерминирован кардинальными преобразованиями всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Изменения эти по-разному отражаются в сознании взаимодействующих субъектов. Подчеркнем, что диалектика общественного бытия и общественного сознания, диалектика процессов, происходящих в нашем обществе и духовного мира граждан (особенно молодежи) не позволяют четко определить точные параметры и критерии патриотического сознания, необходимого для современного состояния российского общества. Поэтому выход видится в исследовании методологических основ развития патриотического сознания личности, допризывной молодежи как особой социальной группы, профессионального сообщества, общества в целом, общетеоретических основ государственно-патриотической идеи, патриотизма как основы консолидации общества и укрепления вооруженных сил.

Объектом исследования определяется система ценностей современной российской молодежи.

Предметом исследования является готовность служения Отечеству и патриотизм в системе ценностных предпочтений допризывной молодежи современной России.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, учитывая, глубокие исторические корни идеологии самоотверженного служения Отечеству и патриотизма, определить их место и роль в системе ценностей допризывной молодежи в постсоветской России, влияние государственно-патриотической идеи на развитие духовного потенциала будущих воинов армии и флота в условиях нестабильности политической и социально-экономической ситуации в стране и в мире.

Из поставленной цели вытекают конкретные задачи научного исследования:

• систематизация теоретических основ анализа патриотизма как духовной основы общества и социально-значимого качества личности и его роли в формировании готовности служению Отечеству у допризывной молодежи;

• анализ эволюции и специфики становления государственно-патриотической идеи в рамках философии, истории, социологии и религиоведения как основы формирования готовности служению Отечеству у допризывной молодежи.

• социально-философский анализ ценностных предпочтений современной российской молодежи и факторов их формирования;

• определение места и роли готовности служению Отечеству и патриотизма в системе ценностных ориентаций допризывной молодежи;

• выявление основных направлений формирования идеологии служеиия Отечеству и патриотизма у современной российской молодежи и превращение ее в активно действующий фактор.

Постановка и решение этих исследовательских задач вызвали необходимость обоснования новых и тщательного отбора уже апробированных, подтвержденных научно-познавательной практикой методологических принципов и подходов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляет традиционная рационалистическая методология, труды философов, историков, отечественных авторов, военных учёных и представителей духовенства. Методологическими основами исследования является ряд положений разработанных в рамках диалектико-материалистического анализа социального и культурного развития общества. В работе, в частности, используются такие принципы, как принцип всесторонности при анализе сущности государственно-патриотической идеи, принцип соответствия формирования и развития патриотических качеств личности будущих воинов армии и флота насущным потребностям общества, целям и задачам военного строительстваединство субъективного и объективного в обосновании их содержанияпринцип взаимосвязи реального и желаемого в формировании готовности самоотверженного служения Отечеству и воспитании патриотизмапринцип социокультурной опосредованности методологических средств, использованных для изучения их предметного содержания. В работе используются результаты социологических исследований, проведённых в последние годы в молодежной среде, частях, соединениях и военно-учебных заведениях Министерства обороны.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований, проводимых РАН, исследований по заказу Министерства обороны России, материалы научно-практических конференций. В процессе исследования использовались данные, полученные автором в результате опроса и анкетирования допризывников на призывных пунктах г. Краснодара.

Гипотеза исследования. Самоотверженное служение Отечеству и патриотизм возникают и развиваются как чувства, все более социализуясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения и становясь социально-значимыми качествами личности молодежи. Эти качества, будучи глубоко социальными, по своей природе явлениями, представляют собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживания социума, как основа духовной составляющей оборонного потенциала страны. В качестве субъекта этих социально-значимых качеств выступает личность допризывника, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, определяющей смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству. Осознание этого дает возможность личности идентифицировать себя с Родиной, Отечеством. Ее «Я» становится частицей, неразрывно связанной со множеством других «Я» социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков.

Научная новизна диссертационного исследования состоит том, что: Во-первых, готовность к самоотверженному служению Отечеству и патриотизм рассмотрены в трёх аспектах: во-первых, как реально существующие чувства, взгляды, идеи и социально-значимые качества личностиво-вторых, как отражение в сознании человека социальной действительностив-третьих, как отношение к миру через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно-преобразующее отношение к действительности. Патриотизм — сложное системно-комплексное социальное качество личности. Сущность патриотизма двойственна. Он имеет природно-биологическую основу и социально-политический источник. Политический смысл патриотизма определяется интересами социальной системы. Социализацию гражданина-патриота можно рассматривать как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной социальной среде, в ходе которого формируется личность гражданина и патриота.

Во-вторых, готовность служению Отечеству и патриотизм определены как важнейшие качества личности допризывников, их основная духовная ценность, лежащая в основе формирования профессионально значимых личностных качеств. Таким образом, стержневым компонентом общенациональной идеи, обеспечивающей безопасность личности, общества и государства, по мнению автора, должно стать возрождение патриотизма, формирование обновленной системы патриотического воспитания граждан России, допризывной молодежи.

В-третьих, выяснено, что такие важнейшие морально-политические качества россиян как готовность служению Отечеству и патриотизм, вновь стали востребованной ценностью. Влияние «государственно-патриотической идеологии» на молодежное сознание возросло. Однако не следует переоценивать эту наметившуюся тенденцию. Пока высок процент «уклонистов» от службы в армиине могут не вызывать обеспокоенность доминирующие установки о том, что даже ради спасения страны (63,5% опрошенных) молодежь не хотела бы жертвовать чем-то личным. Выше ценностей «Родина», «Отечество» участники исследования поставили ценности личного блага, индивидуального успеха и комфорта. Некоторый перелом в массовом сознании наметился в последние годы, но сказать, что он обрел широкую мировоззренческую и психологическую поддержку — значит в очередной раз обмануться в оценке ценностных предпочтений молодежи, ее реальных установок.

В-четвертых, определен механизм развития таких качеств допризывников как готовность к самоотверженному служению Отечеству и патриотизм который, по мнению автора, представляет собой систему взаимодействующих социальных институтов, учреждений, организаций, а также совокупность приемов и технологий реализации ими социальной цели — развития у допризывной молодежи патриотизма как системно-комплексного качества.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1 .Совокупность методологических принципов научного осмысления готовности служению Отечеству и патриотизма как фактора формирования духовного потенциала населения страны и допризывной молодежи. Она позволяет осуществить комплексный подход к изучению феномена патриотизма. Смысл междисциплинарного подхода состоит в том, что описание всякой системы осуществляется на базе знаний из различных научных дисциплин. В нем оказываются совмещенными процесс дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация проявляется в том, что для анализа тех или иных сторон, свойств, качеств системы, образующих ее целостные характеристики, активно используются принципы, методы, приемы, средства конкретной научной дисциплины, с помощью которых они могут быть познаны. Полученные с помощью каждой из дисциплин результаты дают разрозненные сведения о системном объекте. Они отражают его особенности с точки зрения каждой из примененных отраслей научного знания. Процесс интеграции заключается в том, что на основе соединения всей имеющейся об изучаемом процессе или явлении информации создается целостная научная картина. Обобщая дифференцированные знания, получается инте-гративный образ системы. Эти обобщения могут достигать различных уровней. Самый высокий из них является философский.

2.Готовность к самоотверженному служению Отечеству и патриотизм должны рассматриваться в трёх аспектах: во-первых, как реально существующие чувства, взгляды, идеи и социально-значимые качества личностиво-вторых, как отражение в сознании человека социальной действительностив-третьих, как отношение к миру через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно-преобразующее отношение к действительности. На основе этого готовность служению Отечеству и патриотизм определяются нами как сложные системно-комплексные социальные качества личности допризывника. Сущность патриотизма двойственна. Он имеет природно-биологическую основу и социальио-политический источник. Политический смысл патриотизма определяется интересами социальной системы. Социализацию гражданина-патриота можно рассматривать как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной социальной среде, в ходе которого формируется личность гражданина и патриота.

3.Такие важнейшие морально-политические качества современной российской молодежи как готовность служению Отечеству и патриотизм, вновь стали востребованной ценностью. Влияние «государственно-патриотической идеологии» на молодежное сознание, и особенно на сознание допризывников, возросло. Однако не следует переоценивать эту наметившуюся тенденцию. Пока высок процент «уклонистов» от службы в армиине могут не вызывать обеспокоенность доминирующие установки о том, что даже ради спасения страны (63,5% опрошенных) молодежь не хотела бы жертвовать чем-то личным. Некоторый перелом в массовом молодежном сознании наметился в последние годы, но сказать, что он обрел широкую мировоззренческую и психологическую поддержкузначит в очередной раз обмануться в оценке ценностных предпочтений молодежи, ее реальных установок.

4. Социальный механизм формирования готовности служению Отечеству и развития патриотизма, по мнению автора, представляет собой систему взаимодействующих социальных институтов, учреждений, организаций, а также совокупность приемов и технологий реализации ими социальной цели — развития у допризывной молодежи этих системно-комплексных качеств. Социальный механизм формирования патриотизма функционирует в рамках идеологического процесса, реализуясь посредством конкретных социальных технологий. Он имеет следующие уровни функционирования и реализации: 1. Государственный. Потребность государства и общества в формировании патриотического сознач ния у допризывной молодежи, реализуемая посредством целенаправленной государственной политики основывается на приоритетных общегосударственных ценностях и общенациональной идее. 2. Корпоративный. Общегосударственная цель на нем достигается через развитие профессионально значимых качеств и поддержание системы ценностей социально-группового уровня, таких как «профессиональная честь», «субординация», «повиновение» и т. д.

3. Личностный. Именно личность, посредством свободного выбора, определяет профессиональную среду в качестве средства реализации своих потребностей (включая потребность в социальном пространстве), разделяя ее ценностную основу. Такова, в общем приближении, авторская концепция взаимозависимости и социальных взаимодействий таких категорий духовной жизни, как идеология, ценности, включая патриотизм как базовую ценность государственного уровня, идеологический процесс, социальный механизм и технологии развития патриотизма как системного качества личности.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляет традиционная рационалистическая методология, труды философов, историков, отечественных авторов, военных учёных и представителей духовенства. Методологическими основами исследования является ряд положений разработанных в рамках диалектико-материалистического анализа социального и культурного развития общества. В работе, в частности, используются такие принципы, как принцип всесторонности при анализе сущности государственно-патриотической идеи, принцип соответствия формирования и развития патриотических качеств личности будущих воинов армии и флота насущным потребностям общества, целям и задачам военного строительстваединство субъективного и объективного в обосновании их содержанияпринцип взаимосвязи реального и желаемого в формировании готовности самоотверженного служения Отечеству и воспитании патриотизмапринцип социокультурной опосредованности методологических средств, использованных для изучения их предметного содержания. В работе используются результаты социологических исследований, проведённых в последние годы в молодежной среде, на призывных пунктах, в частях, соединениях и военно-учебных заведениях Министерства обороны.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований, проводимых РАН, исследований по заказу Министерства обороны России, материалы научно-практических конференций. В процессе исследования использовались данные, полученные автором в результате опроса и анкетирования допризывников на призывных пунктах г. Краснодара.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских и межвузовских научных конференциях и семинарах, использовались при проведении занятий с курсантами и студентами Краснодарского университета МВД России. По теме диссертации опубликовано 2 учебных пособия и 3 научных статьи общим объемом 4,8 п.л. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Результаты исследования влияния государственно-патриотической идеи на формирование готовности к самоотверженному служению Отечеству у допризывной молодежи позволяет сформулировать ряд выводов обобщающего характера.

Любая идея возникает лишь тогда, когда для этого созрели необходимые культурно-исторические предпосылки.

Нет сомнений, что в современных условиях уровень социально-философского мышления российского общества позволяет обеспечить возможность национального самосознания и самовыражения в аспектах военной и национальной безопасности Российской Федерации.

Тем не менее, в последние годы в военной среде, на страницах журналов и газет идёт серьёзное обсуждение проблем современной российской армии и флота, их положения в нашем обществе. В них содержится, как правило, недостаточно данных о духовном, морально-психологическом состоянии современного российского общества и его Вооружённых Сил, мало уделяется внимания роли духовного и идеологического факторов в возрождении русской армии, анализу духовных сторон жизни, прежде всего допризывной молодежи, ее духовно-ценностных ориентаций. Стабилизация и укрепление армейских позиций во многом зависят от характера преобразований, осуществляемых в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества, профессиональной компетентности органов военного управления и воспитательных структур общества, армии и флота.

Идеологию служения Отечеству как духовную основу строительства новой России и возрождения российских Вооружённых Сил можно отнести к числу наиболее значимых идей современного российского и военного руководства, поскольку она не только не противоречит традициям русской национальной культуры, но и способна стать объединительной основой, консолидирующей общество и армию.

Во все времена чувство патриотизма создавало духовные ориентиры и перспективы для дальнейшего развития российского общества и занимало особое, специфическое место во всех основных сферах жизнедеятельности государства — политике, экономике, культуре, духовной жизни общества. Трудно переоценить его значение и в военной области, обосновании национальных интересов, в сфере обеспечения военной безопасности России. В условиях политического и идеологического плюрализма, в спектре действия многих идейных течений, идея беззаветного служения Оечеству в наибольшей степени отражает духовные потребности и жизненно важные интересы не только личного состава армии и флота, но и всего российского общества. Благодаря своей социальной направленности она консолидирует людей, вокруг исторически подтверждённых и понятных для всех таких ценностей, как государственность, духовность, патриотизм.

Вследствие этого, государственно-патриотическая идея, по своей сущности представляется нам как система знаний, взглядов, социальных позиций и чувств, выступающих теоретическим обоснованием общегосударственных ценностей, жизненно важных интересов личности, общества и государства, направленных на процветание и защиту Родины, укрепление демократических и правовых основ государства, обеспечение прочного положения страны в мире.

Предыстория идеологии служения Отечеству, её наиболее общие и достаточно фундаментальные предпосылки уходят своими корнями в глубокое прошлое, когда складывались важнейшие инструменты государственности, верования, любви и преданности своей Родине. Уже в ту пору сеялись зёрна того социально-психологического феномена, который впоследствии будет назван силой российской нации — государственный патриотизм. Он станет и производным от всех обстоятельств, обуславливающих возникновение и дальнейшее процветание российского государства, активной силой, влияющей на совокупность формирования российского национального самоопределения, способствующей консолидации общей направленности российской национальной идеи.

Следует отметить, что процесс развития идеологии служения Отечеству в настоящее время затрудняется наличием серьезных противоречий в духовной жизни общества. С одной стороны, традиционный патриотизм российского общества по-прежнему предполагает определенную духовность, а с другой, духовность российского общества в настоящее время размыта, неопределенна и расплывчата. Либерально-демократические ценности и идеалы западного мира, упорно навязываемые средствами массовой информации народу и армии России, приходят в противоречие с традиционной ментальностью российского народа. Наконец, нельзя не учитывать и многонациональность, многоконфессиоиальность и разноре-гиональность социального пространства России, что также существенно затрудняет развитие этой идеологии.

Укрепление духовного мира будущих воинов целиком и полностью зависит от деятельности властных структур по управлению страной и Вооруженными Силами в системе военной организации, упрочением основ демократии и исполнением законов. Консолидировать общество, укрепить и поднять на должный уровень духовный потенциал Вооруженных Сил может, прежде всего, стабильная и эффективная система государственной власти.

Оценивая роль идеологии служения Отечеству в формировании духовного потенциала Вооруженных Сил, нельзя не обратить внимание на всю совокупность духовных ценностей допризывной молодежи. Ценност-но-ориентирующая роль государственно-патриотической идеи в формировании духовного потенциала российской армии заключается в том, что она определяет смысл и направленность жизнедеятельности воина в армейских условиях, интегрируя в своем содержании те ценности, взгляды и идеи, принципы и нормы, убеждения и идеалы, которые позволяют более осознанно выполнять воинский долг по защите Отечества. В работе достаточно подробно рассматривается система ценностей современной допризывной молодежи.

Как показывают результаты проведённого исследования, а также опыт апробации основных его идей и положений, поле воздействия государственно-патриотической идеологии на формирование готовности к ' служению Отечеству у допризывной молодежи весьма объёмно и многообразно. Это, прежде всего, организованные и целенаправленно проводимые мероприятия по допризывной подготовке и воспитанию молодежи, военно-патриотическое воспитание населения страны, приобщение к культурным ценностям, изучение истории и традиций российской армии, переориентация средств массовой информации на формирование ценностно-положительного образа армии, военной службы в молодёжном сознании. Конечная цель этого воздействия — формирование готовности к самоотверженному служению Отечеству, осознанного отношения к выполнению воинского долга, способности и готовности допризывников с первых дней выполнять возложенные на них учебно-боевые и специальные задачи при максимальном напряжении духовных и физических сил.

Идеология служения Отечеству должна быть способна обосновать важнейшие национальные интересы во всех сферах общественной жизни и в первую очередь в обеспечении военной безопасности российского государства. Реализуя такое своё функциональное значение, она оказывает действенное влияние на оборонную мощь государства, её духовный потенциал, развитие системы военно-научных знаний и военно-доктринальных взглядов, вносит идейно-патриотическое содержание в процесс допризывной подготовки.

Заключение

.

В современных условиях идет процесс изменения самой концепции патриотизма, меняется философия современного человека, его ресурсного потенциала, массового сознания, целей и задач сохранения человечества. По существу речь идет о свободе и безопасности личности, о достоинстве человека, главных идеалах и ценностях, о нашем собственном участии в великих свершениях.

В мировом сообществе рождается новое видение возможностей человека, его творческого развития. Этот поиск приобретает особое значение в российском общественном сознании как фактор самоутверждения многонационального единого народа.

Популярная в народе идея возрождения России, ее патриотического духа, дружбы народов, традиций, культуры рискуют остаться очередными лозунгами в связи с социальной психологической непроработанностью проблемы, отчасти противоречивости и сложности самой идеи. Этот процесс рождает многие следствия и не только для концепции патриотизма, но и науки, производства, политики, экономики, духовной сферы, религии и даже самой концепции развития материального и духовного мира.

Функции непрерывной трансляции культуры патриотизма присутствуют во всех сферах жизнедеятельности (труд, наука, образование, народная педагогика, психология, религия, быт, развлечения) и охватывают различные проявления активности человека: посредством обычаев и обрядов, ритуалов, норм и форм общения и общественного сознания. В новой работе автор стремился показать, что проблема имеет не только теоретическое, научное значение, но и представляет большой практический планетарный смысл и интерес.

В прошлом, да и сейчас, в условиях унижения, роста насилия и эксплуатации народов, велико их стремление поднять уровень своего сознания до уровня глубоких научных и политических убеждений в практике развития общества.

Тезис о детерминирующей роли стремления к полноте патриотической жизнедеятельности распространяется в массах в форме триады — «знания» — «чувства, эмоции» — «действия» которая объясняет многие парадоксальные явления практической жизни. Поэтому необходим постоянный специальный функционально-политический, духовно-нравственный анализ прошлого, настоящего и прогнозирование будущего, форм культурной жизни и патриотической деятельности.

Формирование и развитие любой области знания и практического действия определяется теми конкретными людьми, которые посвятили ей свою жизнь, вложили в ее развитие талант, свои профессиональные возможности и личные способности, качества и свойства.

С этой точки зрения, общественной науке в нашей стране, несомненно, повезло: на разных этапах ее нелегкой истории с ней связали свою личную судьбу многие выдающиеся люди, прекрасные ученые, специалисты, писатели, военные, историки, философы и педагоги, все отряды интеллигенции, самоотверженные труженики, патриоты великой страны. Свою деятельность они всегда связывали с жизненными интересами граждан России. Именно эти люди заложили мировоззренческие, патриотические идеи, разработали методологические принципы, обосновали теоретические и прикладные возможности всего фронта науки: математики, физики, биологии, медицины, истории, философии, политэкономии, социологии, психологии, культуры, этики, эстетики, теологии.

Особенно быстро и самостоятельно развивалась общественная мысль в России. За этим стоит огромный исторический, патриотический труд талантливых людей, протекающий в сложных условиях развития страны, требующих от человека гражданского мужества, стойкости, ответственности и риска, патриотичности, развитого чувства преданности научным идеалам. Работа в духовной сфере уникальна, она имеет непреходящее значение для судьбы человечества, для пополнения знаний, убеждений. Проблемы формирования патриотического сознания это проблемы взаимодействия, формирования политических убеждений, патриотизма, взаимодействия его структурных элементов и уровней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Люди управляют людьми: модели социологического анализа,-М.:Изд.-во МГУ.-1996.-129с.
  2. М., Дмитриева Н. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. 2004. № 2.
  3. М.Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения.-М.: Арт-Бизнес-Центр.-2001 .-320с.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 1988−432 с.
  5. Г. М. Психология социального поведения.-М.: Аспект-Пресс. 2000
  6. Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М., 1979.
  7. С.Ф. Мораль и поведение.-М.: Мысль.-1985.-155с.
  8. Р.Г. Социальная активность личности: нравственные изменения.-М.: Политиздат,-1988.-235 с.
  9. Армия и человек: проблемы воспитания: Упр. воспит. Работы МО РФ. М., 1994.
  10. В.Г. Системность и общество.-М.:Политиздат.-1980.-368 с.
  11. В.А. Патриотов нужно воспитывать с самого детства// Ориентир.-2001 .-№ 7.-С.74−75.
  12. Ю. Если в России ругают патриотизм, значит это кому-то нужно //Красная звезда. 2005.-15 февраля.
  13. В.Г. Русский менталитет// Вопросы философии.-2006.-№ 5.-С.185−191.
  14. Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала ВС СССР: Автореф. дис. канд. фил. наук., М., 1989.-20с.
  15. Н.А. Смысл истории.-М.: Мысль. 1990.-176 с.
  16. Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. -М.: Изд.-во МГУ. 1990.-27с.
  17. Р. Либеральный патриотизм, или Об одном «противоречии в определении» // Советская Россия. 2002. 19 дек.
  18. Воля к спасению: Патриоты «за круглым столом» // Советская Россия. 2002. 10 авг.
  19. М. Патриотизм объединяет// Ориентир.-1995.-№ 5.-С.36−39.
  20. Г. Национальные образы мира.- М., 1998.-430 с.
  21. . С. Менталитет и образование. М., 1996.-144 с.
  22. Т. «элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены //
  23. Молодая гвардия.-1995.-№ 7.-с. 127−172.
  24. Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма.Авторитеты измены//
  25. Молодая гвардия.-1994.-№ 11.-С.39−92.
  26. З.Т., Игитханян Е. Д. Поли- и монозанятые в российском обществе: социально-структурный анализ // Социологические исследования. 2004. № 2.
  27. А.И. Социальная активность как способ реализации сущностных сил человека.-М.:ВПА.-1991.-99с.
  28. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. М.: ВУ, 1999. 164 с.
  29. В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ставрополь. 1997.-45 с.
  30. Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 125 с.
  31. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. —1996.-№ 5.-с.52−62.
  32. В.Д. О патриотизме и защите Отечества // военно-исторический журнал.-1992.-№ 6−7. С.31−36.
  33. М.А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления//Вестник МГУ. Серия 7. Философия.-2002.-№ 2.-С.30−46.
  34. И.Г. феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии." 1993.-№ 5.-С. 20−29.
  35. Дугин А. Евразийская платформа//Независимая газета.-2000.-15 ноября.
  36. Духовный потенциал великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. М., 2003.
  37. В.В. Военная служба по контракту // военная мысль.-1995.-№ 4. — с.2−8.
  38. А. Ребят всех забрали в армию// Российская газета.-2002.-23 мая.39.3дориков С. Сила Отечества в патриотизме его сыновей // Ориентир.-1995.-№ 5.-с.4−9.40.3олаторёв В. Патриотическая идея в истории Отечества //Красная звезда.-1993.-17 декабря.
  39. В. Это политика и идеология// Ориентир.-1996.-№ 12.-С.18−24.
  40. Г. А. Держава. 2-е изд. дораб. и доп.- М.: Информпечать.-1993.-114с.
  41. В. В. Российский офицер в контексте социальных преобразований: Учебное пособие. М.: ВУ, 1996.
  42. В.И., Сергеев В. К. Патриотизм — высшее проявление духовности и культуры / Они же. Человек. Культура. Город. М., 2002.
  43. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России В 2 т.- М.:-Рарог.-1992.-т.1
  44. И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика. 1993.-430с.
  45. И.А. О русской идеи.//Русская идея. М.: Республика.-1992.-132 с.
  46. И.М. Вестернизация России // Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995.
  47. М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996.
  48. История России.-М.: ВУ.- 1997.- 412с.
  49. В.Е. Национальный характер: Опыт философского исследования. Иваново, 2000.
  50. К познанию России: российский военный сборник.М.: ГА ВС.-1994.-310 с.
  51. JI.B. Русская идея (сиволика и смысл)// Вопросы философии.-1992,-№ 8.-С.92−102.
  52. Кара-Мурза А.А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития// Полис. 1995.-№ 4.-С.5−9.
  53. Е. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность.-1995.-№ 6.- С.140−150.
  54. Конституция Российской федерации.-М.: Юрид. лит.-1993.
  55. Г. А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формированияб Дис. канд. филос. наук.-М., 1991 .-205с.
  56. С.Э. Социальная философия: Учебник.- Волгоград.-1996.-.-196с.
  57. Краткая философская энциклопедия.-М.:Прогресс. 1994.-441с.
  58. А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат, 1995.
  59. A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы философии.-2002.-№ 1.- с.177−179.
  60. А.И. Ментальное измерение истории // Вопросы истории.-1995.-№ 7.-С. 153−160.
  61. В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении// Социс.-2000.-С.132−135.
  62. М.М. Исторические типы патриотизма: Автореф. дис. Канд. филос. наук. Ростов н/Дону.-1984 -26с.
  63. К познанию России: Российский военный сборник.-М.:ГА ВС.-1994.-310 с.
  64. А. Г. Менталитет и воспитание личного состава российской армии. Тверь. — 2000.-45 с.
  65. А. Г. Русская идея в духовном опыте народа. — Тверь. -2000.-44 с.
  66. Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XIX -XX в.в.: Хрестоматия. -М.: Педагогика, 1981.
  67. В.И. Воинствующий милитаризм //Полн. Собр. Соч. Т. 17.- С. 186−196.
  68. В.И. Критические заметки по национальному вопросу// Полн. собр. соч.-Т.24.-С.113−150.
  69. В.И. О праве наций на самоопределение// Полн.собр.соч. —Т.25.-С.255−320.
  70. В.И. Ценные признания Питирима Сорокина// Полн. собр. соч.Т.49 — с.188−196.
  71. В. Н. Иначе нам нечего будет защищать // Армия. 1992. — № 10. С. 14−22.
  72. А.Ф. Дерзание духа.-М.: Политиздат.-1989.-366 с.
  73. В. И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества: Дис.. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990.
  74. Лутовтнов В. Патриотизм: его признаки и содержание// Основы безопасности жизни.-1999.-№ 6.С.3−7.
  75. В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ. Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та.-1988.-159с.
  76. В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М. 1990.-36с.
  77. В. Реформирование Вооружённых Сил// Ориентир.-1998.-№ 1.-Сю12−13.
  78. Ю. В. Армия: целостность, система, организация. М.: ВПА, 1986.
  79. К. Манифест Коммунистической партии // Маркс К ,.Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4-С.419−459.
  80. А. Новые рубежи человеческой природы (пер. с англ.) М.: Смысл. 1996.-423 с.
  81. Е. И. Российские офицеры / Под общей ред. А. Б. Григорьева. М.: изд. Анкил Воин, 1995.
  82. Методика изучения воинского коллектива: Учебное пособие/под ред. А. И. Тымко.- М., 1996.-389 с.
  83. А. С., Сапегин Б. Е., Симанов А. А. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск.: Наука, 1985.
  84. А.В., Кефели И. Ф. Русская идея как основа формирования национально-государственной идеологии России//Социально-гуманитарные знания.-2001 А№ 4.С.66−72.
  85. В. Государственность. Духовность. Патриотизм // Армия.- 1994.-№-11−12.-С.14−18.
  86. Р.Я. Патриотизм в условиях советского общества и его революционного обновления: Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1988.-53 С.
  87. Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд.- М.: Мысль, 1988.-251с.
  88. Митрохина ЕЛО. Питирим Сорокин о кризисе нравственных идеалов и права // Питирим Сорокин и проблемы современной России. ЭНДИСИ. Аналитический бюллетень Института стратегических исследований. 2000. № 5.
  89. Молодежь: будущее России / Отв. ред. И. М. Ильинский. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995.
  90. Н.К., Рыжов О. А. Механизм влияния государственно -патриотческой идеологии на духовный потенциал армии и флота// Военная мысль.-1999.№.2.-С.61 -63.
  91. А. В. Воспитание как социальный институт // Вестник РТФН. 1997. № 2.
  92. А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту: Дис. .канд. фил. наук.-М.: ВУ. 1997.-205 с.
  93. Наше Отечество: опыт политической истории.- Т.1-М., 1991.-390 с.
  94. А. На переломе: Записки русского генегала.-М., 1998.-368 с.
  95. Наше Отечество: опыт политической истории.-Т.1-М., 1991.-390 с.
  96. На первом Конгрессе Патриотов России // Завтра. 2001. Октябрь. № 40.
  97. К.К. Наука как субъект и объект социальных трансформаций: социально-исторический, мировой и постсоветский опыт / РАН. М., 2000.
  98. ЮО.Осипов Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
  99. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика, норма. М, 2000.102.0тношение населения к проблемам реформирования институтов государственной власти // Информационно-аналитический бюллетень «Социология власти». № 2. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  100. Н.М. Проблемы военно-патриотического воспитания советских воинов в условиях демократизации общества и Вооруженных Сил: Ав-тореф. дис. канд. филос. наук. ., 1990. 20с.
  101. Патриотическое воспитание военнослужащих па традициях российской армии.-М.: ВУ.-1997.-222с.
  102. Патриотическое сознание: сущность и формирование/ отв. Ред. В. И. Бойко.- Новосибирск. :Наука.-1985 .-254с.
  103. Юб.Перевалов В. Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности: Вопросы теории и методики. М.: ВПА, 1991.
  104. Ю. С. Родина, отечество, патриотизм // Социальное познание и политическая культура. Тверь. ТвГУ, 1990. С. 71−81.
  105. Ю.С. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Ав-тореф. дис.канд. философ, наук. -М., 1990.-20с.
  106. Ю9.Печень Н. Патриотизм- источник духовной силы// Армейский сборник.-1994.-№ 1-С.47−50.
  107. Ю.Плеханов В. Г. Патриотизм и социализм // Избранные призведения: в 5 Т.-М.: Госполитиздат, 1957.-Т.З.
  108. Ш. Попко В. Л. Патриотическое сознание студенческой молодежи: состояние, тенденции развития: Автореф. дис. канд. философ. наук.-М., 1992.-20с.
  109. В. Л. Социализация офицера в условиях военной службы: па примере Вооруженных Сил РФ. М.: ВУ. 2000. — 204 с.
  110. ПЗ.Пушкарёв Л. Н. Что такое менталитет?: исторические заметки // Отечественная история.-1995 .-№ 3 .-С. 15 8−166.
  111. И.Рац М. Две версии патриотизма// Независимая газета.-2000.-4 февраля.
  112. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопролсы философии, — 1994.-№ 1.-С.25−53.
  113. Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики.-М., 1997−152 с.
  114. Л. В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания. М.: ВПА, 1982.-197с.
  115. Л.В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. д-ра филос. наук.-М., 1984.-59с.
  116. В. В. Политическое содержание менталитета военнослужащих: проблемы исследования и формирования: Дис.. канд. филос. наук. М., 1996.
  117. СВ. Российская государственность в системе трансформационных координат. М.: РНЦ ИСПИ РАН.
  118. В. Любовь к Родине должна быть конкретной // Ориентир.-1999.-№ 9.-С.12−15.
  119. М. А. Патриотизм и общественный прогресс. М., 1974.
  120. А. Как и почему я стал националистом //Независимая газета.-2000г., 9 февраля.
  121. В., Дерюгин Ю. Социология армии. М.: ПСПИ РАН, 1996.
  122. В.В. Армия в общественно-политических взаимодействиях //Социс.-1996.-№ 4.-С. 67−74.
  123. В.В. О патриотизме как объекте науки //Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. М.: Книга и бизнес, 2003.
  124. Символы Родины и воинской доблести.-М.: Воениздат.-1990-—127с.
  125. А. С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997.
  126. В. Воспитание патриотов — задача государственная/Юриентир.-1998.-№ 8.-С.21−23.
  127. В.М. Социология нравственного развития личности.-М.: Политиздат.-1986.-240 с.
  128. Вл. Русская идея//Русскаяидея.-Республика.-1992.-132 с.
  129. С. С. Динамика менталитета российского офицерства (19 851 995). // Власть, 1995, № 5. С.52−56. •
  130. С. С., Образцов И. В. Российская армия: от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М.: 1997.
  131. С.С. Трансформация ценностей воинской службы //Социс.-1996.-№ 4.-С. 67−74.
  132. Сохранение офицерских кадров — сохранение армии- Аналитический доклад ГУ BP ВС РФ. М., 1997.
  133. B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого// Вопросы философии. 1997.-№ 5.-С.3−9.
  134. Ю. Что защищал русский воин?: традиции русской воинской доблести// Ориентир.-1999.-№ 9.-С.58−61.
  135. С чего начинается личность.-М.: Политиздат.-1983.-360 с.
  136. Е.С. «Русская идея» и судьбы Отечества // Армия.-1991.-№ 23.-с.3−6.
  137. МО.Троицкий Е. С. Истоки: патриотизм и интернационализм //Военно-исторический журнал.-1989. -№ 6.-с.43−50.
  138. Е.С. Любовь к Отечеству — движущая сила его возрождения.-М.: АКИРН.-1996.-32 с.
  139. ТюриковА. Г. Отклонения в социальном поведении молодых офицеров ВС РФ и их преодоление в современных условиях: Автореф. дис.. канд. со-циол. наук. М.: ГА ВС, 1994.
  140. А.К. Русская идея как феномен национального самосознания// Вестник высшей школы.-1992.-№ 7−9. С.52−60.
  141. В.В. пути формирования морального фактора в современных условиях // Военная мысль.- 1994. № 5.-с.53−60.
  142. Н. Чувство Родины нас к подвигу зовет: патриотизм- источник морального духа российского воина// Ориентир.- 1994.-№ 6.-С.69−72.
  143. Уткин, А. Патриотизм — невидимая рука истории// Независимая газе-та.2000.-12 апреля.
  144. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. -1995.-№ 2.-с.258−319.
  145. Философия и политика (материалы «круглого стола») //Вопросы философии.- 1996.-№ 1. С.3−41.
  146. Философский словарь /Под.ред. И. Т. Фролова.-2-е изд М.: Политиздат.-1987,-358 с.
  147. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.-2-е изд.М.:Сов. Энциклопедия.-1989.-467 с. 151 .Философское сознание: драматизм обновления.-М.: Политиздат.-1991 .-413 с.
  148. Е. За высокую культуру патриотизма // Коммерсантъ. 2002, 25 марта. л
  149. Д. Советский Патриотизм // Советский Россия, 2002. 13 авг.
  150. Н.Е. Военно-патриотическая деятельность школьников как фактор гражданского и воинского воспитания (на материале военно-патриотических классов): Автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1995.-20 с.
  151. С.С., Калашников В. Л., Шишков А. И. Интернационализм и патриотизм: история и современность.-М.: Высш.школа.-1977.-280 с.
  152. А. Ловушки абстрактного патриотизма// Независимая газета.-2000.-24 ноября.
  153. П.Я. Статьи и письма.-М.: Современник, 1989.-621 с.
  154. Ю. А. Социальный статус военнослужащего: социально-философская концепция. М.: ВУ, 1997.
  155. Н.Г. Избранные философские сочинения: В 2 т-М: Гос-политиздат.-1950.-Т. 1
  156. Е.И. ".Не щадя своего достояния, содействовать успеху борьбы с врагами России" таким был девиз отечественных предпринимателей на протяжении всей истории развития российской армии//Воен. ист.журн. -1999.-№ 6.-С.68−72.
  157. Г. Русским, как воздух, нужна национальная идеология // Молодая гвардия. -1994.-№. 11 .-с.20−31.
  158. Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис.канд. философ, наук.-М.-1993.-20 с.
  159. Р.Г. Особенности динамики перемен в жизнеобеспечении людей на рубеже XX и XXI веков // Безопасность Евразии. 2001. № 3.
  160. Р.Г. Письма о патриотизме // Безопасность Евразии. 2002.3.
Заполнить форму текущей работой