Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемное обучение физике учащихся основной школы на основе информационной модели внутрипредметных связей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросам организации учебного процесса посвящены работы: Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского В.В. Краевского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, И. М. Чередова, П. М. Эрдниева. На их основе сформировались и успешно развиваются личностно-ориентированный (Н.Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, A.A. Леонтьев, Е. С. Полат, С.Л. Рубинштейн) и проблемный (В.Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ
    • 1. 1. История развития проблемного обучения
      • 1. 1. 1. Развитие проблемного обучения за рубежом
      • 1. 1. 2. Развитие проблемного обучения в России
    • 1. 2. Функции, методы и задачи проблемного обучения
    • 1. 3. Учебные проблемы, проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
    • 1. 4. Учебные и физические задачи
    • 1. 5. Организация проблемного обучения физике
    • 1. 6. Внутрипредметные связи и проблемное обучение физике
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ НА
  • ОСНОВЕ РАЗМЫКАНИЯ ВНУТРИПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ
    • 2. 1. Перенос информации в структуре внутрипредметной связи
    • 2. 2. Графовая модель внутрипредметных связей и её характеристики
    • 2. 3. Информационная модель внутрипредметных связей
    • 2. 4. Модель проблемного обучения физике
    • 2. 5. Технология проблемного обучения физике на основе размыкания внутрипредметных связей
    • 2. 6. Проблемное обучение при выполнении лабораторных работ
    • 2. 7. Проблемное обучение при решении задач
    • 2. 8. Сравнение курсов физики 7−9-х классов в контексте проблемного обучения
  • ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Проблемное обучение физике учащихся основной школы на основе информационной модели внутрипредметных связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проводимые изменения в системе образования позволяют говорить о том, что школа сегодня реально ориентируется на многообразие образовательных потребностей, на личность обучаемого. Формирование целостной системы знаний помогает школьникам обрести новые пути понимания этих знаний в изменяющемся мире. Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых фактов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.

В настоящее время по ряду причин снижается глубина изучения учебного материала по физике, теряется целостность восприятия учащимися картины окружающего их Мира, что вызывает снижение их интереса к изучению физики. В этих условиях активизировался поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физике. • Учитывая, что суть физического образования, как и способность к самостоятельной деятельности, непосредственно связана с умением находить оптимальные решения, к перспективным можно отнести исследования, направленные на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях активного обучения физике в основной школе, являющейся первым и очень важным этапом изучения физики.

Несмотря на то, что существует исследования, предлагающие определенные подходы к конструированию содержания физики и разработке технологий активного обучения физике в основной школе, проблему нельзя считать до конца решенной, прежде всего потому, что эти подходы не опираются на количественные методы, позволяющие быстро проводить научно-обоснованный анализ и менять объем учебного материала без нарушения его целостности в соответствии с регламентированным учебным планом числом часов.

Неоспорим большой вклад активных методов в обеспечение мотивированности учащихся при изучении физики. Проблемное обучение будит и формирует интерес к учению, развивает инициативу ученика в познании, способствует пониманию внутренней сущности явлений и процессов, формирует умение видеть проблему. Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем учебных проблем и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению этих проблем.

Проблемное обучение физике с ориентацией на самостоятельную деятельность учащихся основной школы, в первую очередь, требует специальной организации процесса обучения, отраженной в технологии обучения физике.

Вопросам организации учебного процесса посвящены работы: Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского В.В. Краевского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, И. М. Чередова, П. М. Эрдниева. На их основе сформировались и успешно развиваются личностно-ориентированный (Н.Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, A.A. Леонтьев, Е. С. Полат, С.Л. Рубинштейн) и проблемный (В.Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн) подходы к обучению. Вопросы теории и методики обучения физике исследовались в трудах C.B. Бубликова, А. С. Кондратьева, С. Е. Каменецкого, И. С. Карасовой, В. В. Лаптева, Н. С. Пурышевои, В. Г. Разумовского, В. И. Тесленко, A.B. Усовой и других. На основе результатов их работ решен ряд задач, связанных с организацией проблемного обучения физике в школе.

Понимая, что целостность процесса обучения физике определяется взаимосвязями элементов внутрипредметного содержания и элементов технологии обучения — форм, методов, дидактических процессов (способов реализации учебного процесса по В.П. Беспалько), построение процесса обучения, как это уже отмечалось В. В. Краевским, должно предваряться установлением системы внутрипредметных связей (ВПС) в содержании учебного материала. Здесь на первый план выходит проблема структурирования учебного материала по физике, установления внутрипредметных связей между элементами структуры. Это нашло свое отражение в новых курсах физики основной школы, каждый из которых отличается последовательностью разделов и изложением материала в них, например, в курсе, разработанном Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, а также курсе, предложенным A.A. Пинским, В. Г. Разумовским, рекомендованными Министерством образования и науки. Общим для этих курсов физики является структурное представление параграфов, однако, принципы структурирования различные. В то же время переиздаются и рекомендуются для того же образовательного уровня давно апробированные и хорошо известные курсы физики, например, A.B. Перышкина, Е. М. Гутник, где минимальным структурным элементом учебного материала является параграф.

Выбор курса физики, адекватного проблемному обучению с упором на самостоятельную деятельность учащихся, где учебные проблемы должны быть посильны для самостоятельного решения учащимися, следует осуществлять с учетом информационного объема порций учебного материала.

Для быстрой оценки информационного содержания курсов физики необходимо привлечение количественных методов. Такими возможностями обладает количественный механизм информационной модели внутрипредметных связей, предложенный Т. Н. Гнитецкой, с помощью которого появляется дополнительная возможность по необходимости быстро, без нарушения целостности учебного материала, изменять его изложение внутри структурных элементов. Кроме того, аппарат информационной модели внутрипредметных связей позволяет включать учебную проблему в учебный процесс без формирования проблемных ситуаций.

Под учебной проблемой мы понимаем разрыв внутрипредметной связи в содержании учебного материала по физике, приводящий каждого учащегося к собственному интеллектуальному затруднению. В приведенном контексте, исследований учебной проблемы до сих пор не проводилось.

На первый взгляд, кажется неверным отказ от создания проблемной ситуации. Однако, как правило, средиучащихся всегда выделяются группы хорошо и менее хорошо подготовленных. Интеллектуальное затруднение у первой группы учащихся снимается при формировании определенной проблемной ситуации с одним набором вопросов учителя. Интеллектуальное затруднение у менее подготовленных учащихся требует формирования проблемной ситуации с другими проблемными вопросами. Очевидно, что индивидуализировать такой процесс довольно сложно. Вместе с тем, в рамках реализуемого в структуре взаимосвязанных элементов современной педагогической системы «субъект-субъектного» взаимодействия учителя и учащихся, последние рассматриваются в качестве активных субъектов учебного процесса, каждый из которых в той или иной степени участвует в выборе образовательной технологии, что реализуется, с одной стороны, через цели и содержание, а с другой — в результате взаимодействия с учителем (педагогическая система по В. П. Беспалько с новым взаимодействием элементов системы введена как современная педагогическая система в работе Т.Н. Гнитецкой).

Известно, что успешность самостоятельной деятельности учащихся зависит от индивидуальных особенностей их когнитивных стилей. Самостоятельное решение учебной проблемы — восстановление учащимся звена в предварительно намеренно разорванной учителем связи — существенно способствует раскрытию потенциальных возможностей каждого учащегося в соответствии с индивидуальными особенностями их когнитивных стилей.

В связи с тем, что физика — одна из немногих дисциплин, где сильно выражены причинно-следственные связи, то информационная модель внутрипредметных связей может быть результативно реализована при организации проблемного обучения именно физике.

Если учесть, что связь — это «. субстрат, ответственный за перенос информации"1, то учебный процесс можно моделировать как процесс дискретного переноса информации из одной учебной задачи в другую с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1983. — 840 с. помощью скрытых в учебном материале внутрипредметных связей, в структуру которых входит учебная информация и технология ее переноса. Причем, содержание, которое в одной задаче является целью действия, должно войти в последующую как способ или часть способов ее решенияразмер порции меняется от раздела, параграфа, учебной задачи до элемента учебного материала (например, понятия) — система внутрипредметных связей формируется на основе их графовой моделиизучение каждой порции осуществляется в виде единого дидактического цикла по ее смысловой структуре, построенной на основе информационной модели внутрипредметных связейучебная проблема создается с помощью разрыва звена внутрипредметной связи и решается учащимися индивидуально. Несмотря на очевидность приведенной точки зрения, в литературе не выявлено разработок проблемного обучения физике с таким подходом.

На основании вышеизложенного были выделены противоречия между:

— внутри предметным характером учебной проблемы и отсутствием подходов к проблемному обучению, базирующихся на внутрипредметных связях;

— информационным содержанием внутрипредметных связей и неразработанностью технологий проблемного обучения, опирающихся на информационные модели внутрипредметных связей.

Вышеуказанные противоречия определяет актуальность исследования на тему «Проблемное обучение физике учащихся основной школы на основе информационной модели внутрипредметных связей».

Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, какой должна быть технология проблемного обучения физике учащихся основной школы, опирающаяся на внутрипредметные связи.

Объект исследования: процесс обучения физике учащихся основной школы.

Предмет исследования: проблемное обучение физике учащихся основной школы на основе информационной модели внутрипредметных связей.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка технологии проблемного обучения физике учащихся основной школы на основе информационной модели внутрипредметных связей.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс проблемного обучения физике учащихся основной школы будет эффективным, если:

— вместо создания проблемной ситуации представить учащимся учебную проблему в виде разрыва звена внутрипредметной связи, которая предварительно строится учителем в виде смысловой структуры содержания учебного материала на основе информационной модели внутрипредметных связей;

— обеспечена систематическая и целенаправленная самостоятельная деятельность учащихся, мотивированность которых обусловлена активными методами обучения, ориентированными на индивидуальные когнитивные особенности учащихся, и использованием интерактивных средств обучения.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи.

1. Изучить состояние проблемного обучения физике в дидактической теории и педагогической практике, проанализировать подходы к формированию учебной проблемы, вскрывающие её внутрипредметную природу.

2. Исследовать возможность приложения графовой и информационной моделей внутрипредметных связей к проблемному обучению физике.

3. Разработать модель технологии проблемного обучения физике на основе графовой и информационной моделей внутрипредметных связей, в которых учебная проблема возникает как следствие разрыва звена внутрипредметной связи.

4. В рамках технологии проблемного обучения разработать методы реализации проблемного обучения на занятиях разных форм организации. Разработать адекватную предложенному подходу технологию проблемного обучения физике, эффективность которой обеспечивается ориентацией на самостоятельную деятельность учащихся и организацией дидактических процессов на основе информационной модели внутрипредметных связей.

5. Разработать информационный учебно-методический комплекс для организации проблемного обучения физике учащихся 7-х классов.

6. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной технологии проблемного обучения.

В качестве методологической основы исследования явились:

• исследования в области теории и методики обучения физике (Н.Е. Важеевская, Т. Н. Гнитецкая, Г. М. Голин, В. Ф. Ефименко, И. С. Карасова, В. Н. Мощанский, В. В. Мултановский, Н. С. Пурышева,.

A.B. Усова, Н. В. Шаронова и другие);

• теория учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и другие) — концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (Е.П. Белозерцев, В. П. Беспалько, E.H. Ильин,.

B.В. Краевский и другие) — концептуальные идеи личностно — ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, Л. Г. Вяткин, В. В. Сериков и другие) — исследования в области проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин, A.B. Хуторской и другие) — дидактическая концепция активизации учебной деятельности (Л.В. Занков, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и другие);

— современные диссертационные исследования по организации проблемного обучения (В.В. Ларионов, О. С. Виноградова, М. А. Шаталов и другие) — труды, в которых предлагаются количественные подходы к решению педагогических задач (С.И. Архангельский, В. П. Мизинцев, A.M. Сохор) — дидактические исследования вопросов построения и оптимизации учебного процесса (С.И. Архангельский, Ю К. Бабанский, В.В. Краевский);

— исследования в области конструирования содержания курса физики (Д.А. Исаев, С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева и другие).

Методами исследования являлись: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической, методической, нормативной литературы, диссертационных исследований по проблемному обучению физике, моделирование проблемного обучения физике на основе графовой и информационной моделей внутри предметных связей, методы количественного описания педагогических явленийэкспериментальные ~ анкетирование, наблюдение, анализ ответов учащихся, изучение опыта работы школ, практикующих проблемное обучение, констатирующий, поисковый и обучающий этапы педагогического эксперимента, личное преподавание, статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет с 2003 по 2009 г. и осуществлялось в три этапа (первый этап — 2003;2005 гг.- второй этап — 2005;2007 гг. и третий этап — 2007;2009 гг.).

На первом, констатирующем этапе (2003 — 2005 гг.) осуществлялось накопление эмпирического материала. Проводился анализ диссертационных исследований по изучаемой проблеме, сравнительный анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов с целью выяснения состояния проблемы использования проблемного обучения учащихся основной школы при изучении физики. Для анализа состояния рассматриваемой проблемы в практике обучения физике был организован констатирующий этап педагогического эксперимента. Результаты этого этапа подтвердили актуальность проблемы нашего исследования.

На втором, поисковом этапе (2005 — 2007 гг.) производились систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования. Определялись основные идеи, принципы построения технологии проблемного обучения физике на основе разрыва внутрипредметной связи учащихся основной школы, разрабатывались ее элементы, анализировались различные формы, методы обучения, проводился поисковый этап педагогического эксперимента.

На третьем, обучающем этапе (2007 — 2009 гг.) была определена технология проблемного обучения учащихся основной школы при изучении физики учащимися основной школы, проведен обучающий экспериментобщая проверка эффективности предложенной технологии проблемного обучения на основе разрыва внутрипредметных связей в основной школе.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1) Обоснован и предложен новый методический подход к организации проблемного обучения физике. В отличие от существующего, при котором выявляется противоречие в ходе теоретического или экспериментального исследования и формируются исходя из этого проблемы, предлагаемый подход базируется на идее формирования учебной проблемы в виде разрыва внутрипредметной связи, отражающей причинно-следственную связь внутри структурного элемента содержания курса физики. Внутрипредметная связь установлена через конкретный элемент учебного материала — понятие, закон, теорию, модель и принцип. Связь представляется смысловой структурой на основе информационной модели внутрипредметных связей, а проблемная ситуация формируется автоматически в процессе заполнения учащимися ячеек смысловой структуры.

2) Предложена модель технологии проблемного обучения физике в основной школе, которая отражает: внутрипредметное пространство содержания курса физики, установление иерархии элементов учебного материала с помощью количественных характеристик внутри предметных связей, выделение фундаментального ядра с последующим представлением смысловых структур содержания фундаментальных понятий в виде графов и расчетом соответствующих информационных характеристик.

3) Разработана технология проблемного обучения физике, которая содержит частные методики проблемного обучения: на занятиях по изучению нового материалапо решению физических задачпо проведению лабораторных работ по физике. В основу приведенных методик положен разработанный нами метод «Разомкнутой модели», подразумевающий разрыв смысловой структуры содержания понятия, построенной на основе информационной модели внутрипредметных связей в месте создания учебной проблемы. Предлагается механизм размыкания структуры.

4) Разработаны новые дидактические средства проблемного обучения физике — смысловые структуры содержания учебного материала по физике, построенные на основе информационной модели внутрипредметных связей и отражающие семантику содержания раскрываемого в элементе структуры понятия. Структуры содержат разомкнутые звенья в местах, где формируется учебная проблема, и применимы к разным методам организации занятий по физике (объяснение нового материала, лабораторные работы, решение задач).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. 1. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ проблемного обучения физике за счет:

— обоснования' и развития идеи организации проблемного обучения физике в основной школе на основе внутрипредметных связей;

— разработки модели проблемного обучения физике, в процессе реализации которой на основе теории межпредметных и внутрипредметных связей уточнено понятие внутрипредметных связей в части объекта связи;

— создания технологии проблемного обучения физике, реализованной через информационную модель внутрипредметных связей, позволяющей конструировать содержание проблемного обучения физике учащихся основной школы;

— развития теоретических основ содержания учебного предмета, в частности физики, за счет предложенного подхода к сравнению учебников физики и выбора в наибольшей степени соответствующего идее проблемного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем. Технология проблемного обучения физике включает разработку деятельности учителя физики, планирующего изучение курса физики для 7−9-х классов с учетом задачи организации проблемного обучения на основе информационной модели внутрипредметных связейинформационный учебно-методический комплекс, который состоит из: 1) поэтапных дидактических маршрутов изучения тем учащимися, представленных в виде комплексных самостоятельных заданий, содержащих планы-вопросники со ссылками на литературу, выполнение опыта, составление конспекта, по вопросам темы, решение задач- 2) набора смысловых структур содержания параграфа, лабораторной работы и решения физических задач с выделенными учебными проблемами.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Проблемное обучение физике может строиться на основе информационной модели внутрипредметных связей. При этом учебная проблема возникает как результат разрыва звена внутрипредметной связи, отражающей логическую последовательность структурных элементов учебного материала и обеспечивает «субъект-субъектное» взаимодействие учителя и учащегося.

2. При проблемном обучении, построенном на информационной модели внутрипредметных связей, технологизация деятельности учителя обеспечивается за счет метода размыкания внутрипредметной связи. Применение этого метода основано на том, что существует два способа размыкания внутрипредметной связи:

— разрыв в узлах внутрипредметной связи, где расположено одно из семантических состояний рассматриваемого в параграфе понятия;

— разрыв внутрипредметной связи в узлах, где встречаются два противоположных заключения, для чего содержание параграфа перестраивается так, что выделяются две логически противоположные цепочки рассуждений.

3. Деятельность учащихся в рамках предлагаемого подхода к проблемному обучению технологизируется с помощью комплексного домашнего задания, включающего план-вопросник, экспериментальное задание, вопросы и задачисмысловую структуру изучаемого параграфа. Па уроке в процессе обсуждения вопросов, возникших у учащихся при самостоятельном выполнении комплексного домашнего задания, осуществляется совместное заполнение смысловой структуры учителем и учащимися до места разрыва внутрипредметной связи, который учащиеся заполняют самостоятельно.

4. Совместная деятельность учителя и учащихся в рамках технологии проблемного обучения физике может быть реализована через дидактический цикл изучения темы, представляющий собой последовательность действий каждого из участников учебного процесса и включающий контроль и коррекцию самостоятельной деятельности учащихся на каждом этапе изучения темы.

Результаты исследования опубликованы в 9 научно-методических работах общим объемом 1,67 п.л. в том числе в одной статье в журнале «Философия, образования» из перечня ВАК.

Апробация результатов исследования проводилась на Всероссийскойконференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Владивосток (2007 — 2009) — на научно-практической конференции, Челябинск (2008) — на научно-методической конференции, Москва (2009) — на международной научно-технической конференции, Пенза (2007) — на международной конференции, Москва, Владивосток (2008).

По теме диссертации с 2005 года ведется систематическая работа с учителями физики г. Уссурийска, со студентами Уссурийского государственного педагогического института. Основные результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №№ 11, 14, 25, 29, 133 г. Уссурийска.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (195 наименований), 19 приложений. Работа содержит 138 страниц основного текста, 30 рисунков, 18 таблиц. Полный объём 182 страницы.

Выводы по третьей главе.

Полученные результаты, подтвержденные методами математической статистики, свидетельствуют о том, что величина успеваемости экспериментальной группы, выше, чем у учащихся контрольной группы.

Следовательно построение учебного процесса с использованием технологии проблемного обучения основанного на разрыве внутрипредметных связей позволяет формировать целостные представления о физических понятиях, законах и явлениях, выраженные в умениях решать физические задачи различного уровня сложности.

Успешность учащихся в обучении зависит от присущих им характеристик когнитивного стиля индивидуального поведения.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в исследовании гипотезу. Это позволяет сделать вывод о том, что технология проблемного обучения физике на основе разрыва внутрипредметных связей обеспечивает эффективность учебного процесса по физике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемному обучению показал, что данный метод как компонент процесса обучения неоправданно считается одним из наиболее изученных вопросов в современной дидактике.

Как показали результаты анкетирования преподавателей вузов и учителей школ, а так же анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, в современной педагогической теории и практике обучения в школе сложилось понимание проблемного обучения как обучения, основанного на создании проблемных ситуаций. И в настоящее время, большинство исследователей осуществляет поиск способа построения проблемной ситуации, это говорит о том, что механизм постановки проблемной ситуации разработан недостаточно, что затрудняет системное практическое применение проблемного обучения физике.

В создавшейся ситуации необходим научно обоснованный комплекс условий, способствующий реализации проблемного обучения физике в основной школе.

Рассматривая педагогический процесс как субъект-субъектное взаимодействие всех его участников, мы предлагаем технологизировать проблемное обучение физике. Для этого разработан универсальный метод формирования учебных проблем, который может быть использован на лабораторных работах, при решении задач и объяснении нового материала.

Предложенный метод организации проблемного обучения на основе внутрипредметных связей, который предполагает построение учебного процесса в виде взаимосвязанных учебных задач, формирование учебной проблемы в виде разрыва внутрипредметных связей, самостоятельное разрешение учебной проблемы учащимися.

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что выбранное направление исследований, развитое в данной работе, является перспективным. Основные результаты, полученные в диссертации;

1. На основе анализа научной литературы выявлена значимость и необходимость развития подхода к проблемному обучению физике, опирающемуся на внутрипредметный характер понятия учебной проблемы.

2. Выявлена, вызванная разной природой понятий информации и знания, некорректность в определении, лежащем в основе информационной модели внутрипредметной связи. В связи с чем трактовка объекта связи, как элемента знаний, навыков и умений, дополнена представлением объекта связи как элемента учебного материала.

3. Определена модель проблемного обучения физике на основе внутрипредметных связей («Разомкнутая модель»), которая включает: построение внутрипредметного пространства курса на основе графовой модели внутрипредметных связейустановление иерархии и выделение фундаментальных элементов учебного материала на основе расчета количественных характеристик вскрытых связейпредставление внутрипредметных связей, реализованных через выделенные объекты связи, с помощью информационной модели внутрипредметных связейвыделение в информационном содержании, представленном смысловой структурой, проблемных звеньев и формирование проблемы с помощью разрыва внутрипредметной связи.

3. Разработана технология проблемного обучения, как последовательность действий учителя и учащихся при проблемном обучении физике в 7−9-х классах общеобразовательной школы на разных формах организации занятий по физике (лабораторные работы, решение задач, уроки — объяснения и пр.).

5. Сформирован и апробирован УМК по обучению физике методом «Разомкнутой модели» в 7-х классах общеобразовательной школы.

6. В ходе педагогического эксперимента подтвердилась эффективность разработанной технологии проблемного обучения. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили гипотезу исследования.

Таким образом, цель реализации технологии проблемного обучения состоит в том, чтобы обучить учащихся не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных учебных проблем. Идея заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию, то есть восстанавливает разорванную связь.

В условиях педагогического эксперимента получена количественная оценка эффективности разработанной технологии проблемного обучения физике. Эта оценка свидетельствуют о его существенном положительном влиянии на овладение учащимися физическими знаниями и повышении уровня успеваемости по физике.

В дальнейшем целесообразно исследовать проблему расчета объема сложности учебных проблем, так как учебные проблемы, как и задачи имеют различный уровень сложности. Такой расчет позволит учителю определить сложность каждой отдельной проблемы и её место в процессе обучения. Универсальный характер предложенного метода формирования проблем позволяет использовать его в других образовательных областях и учебных предметах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Х.Х. Проблемное обучение — учителю Текст. / Х. Х Абушкин. -Саранск: Морд. кн. Изд-во, 1996. ~ 174 с.
  2. , А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер / Пер. с англ. А. Боковикова 2007. 240 с.
  3. , Ю.Б. Методологические и прикладные вопросы физики. Программно-метод. Материалы Текст. / Ю. Б. Альтшулер П. Новгород: Изд-во «Вектор ТиС», 1999. — 44с.
  4. , С.И., Мизинцев, В.П. Модель учебной информации Текст. / С. И. Архангельский, В. П. Мизинцев // Программированное обучение. Вып. 6−7., Киев: Изд. Киев-го ун-та., 1970. С. 17—32.
  5. , Л.Л., Гнитецкая, Т.Н. Теория внутрипредметных и межпредметных связей: монография Текст. / Л. Л. Афремов, Т. Н. Гнитецкая. Владивосток: Изд. Дальневост. ун-та, 2005. — 176 с.
  6. , Ю.К. Закономерности, принципы и способы оптимизации педагогического процесса Текст. / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды.-М.:Педагогика, 1989.-С. 262−271.
  7. , Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 175 с.
  8. , Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю. К Бабанский, Ростов-на-Дону, 1970.-С. 40−44.
  9. , Ю.К. Интенсификация процессе обучения / Ю. К. Бабанский. -М., 1987.-80 с.
  10. , A.A. Активные методы обучения Текст. / A.A. Бадаев М., 1986.-96 с.
  11. , М.Е. Когнитивный мониторинг: диагностика уровня понимания Текст. / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. 2003. -№ 3. — С. 178−185.
  12. , В.П. Программированное обучение Текст. / В. П. Беспалько -М.: 1970.-300 с.
  13. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
  14. , В.П. Элементы теории управления процессом обучения Ч. 1 Текст. / В. П. Беспалько. М.: Знание, 1970. — 80 с.
  15. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж, 1977. — 304 с.
  16. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1974. — Т. 16 — 615 с.
  17. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1974. — Т. 20 — 607 с.
  18. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. — М., 1974. Т. 24 — 619 с.
  19. , Э.М. Как повысить эффективность учебных знаний: некоторые современные пути Э. М. Браверман // Физика в школе, 2005, № 6.-с. 23 -32.
  20. , Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. -412с.
  21. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский. М., 1983. — 96 с.
  22. , Л. Наука и теория информации. / Л. Брюллюэн. М.: Физматгиз, 1960. — 392 с.
  23. , А.И. Методика преподавания физике в средней школе: Теоретические основы Текст. / А. И. Бугаев. М.: Просвещение, 1977. — с. 210−223.
  24. , А.И. Методика преподавания физики в средней школе Текст. /
  25. A.И. Бугаев. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  26. , В.А. и др. Результаты исследования знаний, умений и навыков учащихся 6- 7 классов по физике Текст. / В. А. Буров. М.: М-во просвещения РСФСР НИИ школ, 1979. — 107 с.
  27. , З.А., Багиров, И.Г. Проблемы совершенствования системы физического образования Текст. / З. А. Вайланматов, И. Г. Багиров // Академа: Ежекварт. иаучно-практ. журнал. № 3, 2006 Махачкала, ООО «Изд. дом Наука Плюс». — С. 92−97.
  28. , B.C., Жак, В.А., Подшивалова, J1.A. Обучение систематизации, структурированию информации важный компонент в методологии естественно-математического образования B.C. Вакульчик,
  29. B.А.Жак, JI.A. Подшивалова // Методология, теория и практика естественно-математического образования: Сборник материалов международной научно-практической конференции 14—16 мая 2002 года. Брест: Изд-во Брестского ун-та.-2002. 234 с. (С. 13−15).
  30. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий М.: «Высшая школа», 1991. — 207 с.
  31. , Д. В. Методы научного познания в школьном обучении Текст. / Д. В. Вилькеев Казань: татарское книжн. изд-во., 1975. — 160 с.
  32. , Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе Текст. / Д. В. Вилькеев -Казань: Изд-во КГУ, 1967. 67 с.
  33. , Н. Кибернетика, или управление и связь в живом и машине Текст. / Н. Винер. М.: Советское радио, 1968. — С. 15−21.
  34. , Л.В. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л.С. Выгодский В кн. «Избранные психологические исследования» — М., 1956. — 519 с.
  35. Выготский, J1.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выгодский. -М.: Педагогика, 1991.-497 с.
  36. , Л.Г. Железовская, Г.И. Опыт развития познавательной самостоятельности Текст. / Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская. М.: Педагогика, — 1993. — № 1. — С. 61−66.
  37. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — N1. — С. 24.
  38. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Педагогика, 1985. — 326 с.
  39. , А.И. Основы учения Текст. / А. И. Герцен. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1946. — 358 с.
  40. , С.И. Основы педагогики. Введение в практическую философию Текст. / С. И. Гессен М.: Школа-пресс, 1995. — 447с.
  41. , Т. Н. Информационные модели внутри- и межпредметных связей как основа технологии обучения физике Текст.: Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. Наук / Т. Н Гнитецкая. Владивосток -2006.-321 с.
  42. , Т.Н. Современные образовательные технологии: монография Текст. / Т. Н. Гнитецкая. Владивосток: Изд. ДВГУ, 2004. — 256 с.
  43. , Т.Н., Долгих, E.H., Иванова Е. Б. Количественная оценка содержания учебника физики объективный способ его выбора Текст. / Т. Н. Гнитецкая, E.H. Долгих, Е. Б. Иванова // Материалы VIII
  44. Международной научно-методической конференции «Физическое образование проблемы и перспективы развития», Часть 1. М.: МПГУ, 2009.-С. 54−58.
  45. , М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская М.: Педагогика, 1977. — 136с
  46. , В.В. Инновационные идеи в современном образовании Текст. / В. В. Гузеев // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 3—10.
  47. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов -М., 1986.-239 с.
  48. , В.А. «Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей» Текст. / В. А. Далингер Омск: ОмИПКРО, 1993. — 323с.
  49. , М.А., Есипов, Б.П., Дидактика М. А. Данилов, Б. П. Есипов / Под общ. ред. Б. П. Есипова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. — 518с
  50. Дидактика под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  51. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  52. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. /
  53. A. Дистерверг М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  54. , В.Н. Психодиагностика общих способностей Текст. /
  55. B.Н. Дружинин М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 224с.
  56. , Л.В. Информационная модель внутрипредметных связей Текст.: Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук / Л. В. Дубовая. -Владивосток, 2004. 152 с.
  57. , Д. Психология и педагогика мышления: (Как мы мыслим) Текст. / Д. Дьюи / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 186 с.
  58. , Д. Дьюи, Э. Школы будущего Текст. / Д. Дьюи, Э. Дьюи М., 2000. -№ 8.-С. 244−269 .
  59. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязииский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  60. Занков, J1.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении Текст. / Л. В. Занков. М.: Учпедгиз, 1960. — 3 11 с.
  61. , О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности Текст. / О. Зельц // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейнер, В. В. Петухова. -М.: Тривола, 1996.-600 с.
  62. , A.A. К вопросу о формировании у школьников учебных умений. Текст. / A.A. Зиновьев. // Проблемы учебного физического эксперимента. Вып.З. Глазов: ГПИ, 1997. — С. 8−9.
  63. , Т.А. Педагогика Текст. / Т. И. Ильина. М.: Просвещение, 1984. -495 с.
  64. , Д.А. Компьютерное моделирование учебных программ по физике для общеобразовательных учреждений: монография Текст. / Д. А. Исаев М.: Прометей, 2002. — 152 с.
  65. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / E.H. Кабанова-Миллер. М.: Знание, 1981. — 95 с.
  66. , И.С. Проблемы взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения при изучении фундаментальных физических теорий в школе Текст.: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. -360 с.
  67. , И.С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальные стороны обучения) Текст. / И. С. Карасова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 244 с.
  68. Карпук, A. J1. Проблемное обучение физике в процессе решения задач Текст. / А. Л Карпук // Ф1з1ка: праблемы выкладання. 2002. — № 1. — С. 21−29.
  69. , В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256 с.
  70. , В.В. Содержание образования бег на месте Текст. / В. В. Краевский // Педагогика, 2000. — № 7. — С. 3−12.
  71. , Н.К. Педагогические сочинения Текст. / Н. К. Крупская. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. — Т. 3, Т.5.
  72. , И.А., Фисенко, М.А. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики Текст. / И. А. Крутова, М. А. Фисенко // Физика в школе, 2007, № 7. С. 21−27.
  73. , В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач Текст. / В. Б. Крячко // Учителям о ТРИЗ, 1999. № 3. С. 140 — 153.
  74. , В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / В. Т. Кудрявцев.— М.: «Знание», 1991. — 80с.
  75. , С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» Текст. / С. С. Кужель // Educational Technology & Society. 2002. № 5. С. 43−49.
  76. , Н.Е. Методический аспект управления познавательной деятельностью учащихся // Совершенствование содержание и методов обучения химии в средних школах Текст. / Н. Е. Кузнецова. // Межвуз. сборник науч. Статей. Л., 1985. — С. 15−18.
  77. , В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий В.Ж. Куклин //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 165 — 172.
  78. , И.А. Психофизиологические принципы обучения: Функц. возможности головного мозга в восприятии и переработке информации Текст. / И. А. Кулак. Мн.: БГУ, 1981.-287 с.
  79. , В. В. Проблемно ориентированная система обучения физике студентов в технических университетах Текст.: Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук / В. В. Ларионов. — Москва, 2008. -42 с.
  80. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / В. С Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  81. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1975. — 304 с.
  82. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 183 с.
  83. И. Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. — М.: «Знание», 1974. — 64с.
  84. И.Я. Проблема принципов обучения Текст. / И. Я. Лернер // Сов. Педагогика, 1980. С. 54−62.
  85. И.Я. Содержание образования в средней школе как объект теоретического рассмотрения Текст. / И. Я. Лернер. В кн. Пути совершенствования содержания образования и учебно-воспитательного процесса в средней школе. М.: 1981. — 203 с.
  86. И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике Текст. / И. Я. Лернер. В кн.: Проблемы школьного учебника. Вып.6, 1978.-280 с.
  87. , Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Изд. Советское радио, 1966. -464 с.
  88. , В.И. Сборник задач по физике для 7−9 классов общеобразов. учреждений Текст. / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. М.: Просвещение, 2006. — 240 с.
  89. , Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе Текст. / Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  90. , Ю.В., Чупрунов, Е.В. О преподавания физики в инновационных учебных заведениях Текст. / Ю. В. Масленникова,
  91. E.B. Чупрунов // Физика в школе, 2005, № 2. С. 25 — 28.
  92. Математический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю. В. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. 487 с.
  93. , A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения Текст. / A.M. Матюшкин. — М.: «Просвещение», 1968. 203 с.
  94. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  95. , М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей Текст. / М. И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  96. , М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Тат. кн. Изд-во, 1972. — 552 с.
  97. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1975. — 368 с.
  98. Методика преподавания физики в 7 8 классах средней школы: Пособие для учителя Текст. / A.B. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др. / Под ред. A.B. Усовой. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  99. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы: 4.1. Текст. / В. П. Орехова, A.B. Усова / Под ред. В. П. Орехова и A.B. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  100. , В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике Текст. / В. П. Мизинцев. М., 1977. — 183 с.
  101. , В.П. Проблема аналитической" оценки качества и эффективности учебного процесса в школе: Учеб. пособие (спецкурс, часть 1) Текст. / В. П. Мизинцев. Куйбышев: Куйбыш. гос. ун-т., 1979. — 107 с.
  102. , В.П., Кочергин, A.B. Проблема аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса в школе Текст. / В. П. Мизинцев, A.B. Кочергин. Учеб. пособие к спецкурсу. Часть 3. — Куйбышев: пед. ин-т, 1986. 132 с.
  103. , Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения Текст. / Н. М. Мочалова. Казань: 1979. — 158 с.
  104. , Н.М. Основные дидактические условия реализации методов проблемного обучения Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н. М. Мочаловой. Л., 1978. — 18 с.
  105. , И.Т., Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов Текст. / И. Т. Огородников. — М.: Просвещение, 1968. -374 с. 109.0конь, В. Основы проблемного обучения Текст. / В. Оконь М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  106. , В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь М.: Высшая школа, 1990.-381 с.
  107. Основы методики преподавания физики в средней школе Текст. / A.B. Перышкин, В. Г. Разумовский, В.А. Фабрикант- /Под ред.
  108. A.B. Перышкипа, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  109. Основы методики преподавания физики в средней школе Текст. /
  110. B.Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- Под ред. A.B. Перышкина и др. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  111. Педагогика Текст. / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского М. Педагогика, 1984. 368 с.
  112. Педагогика Текст. / Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогика, 1996. -410с.
  113. Педагогика. Текст. / И. Ф. Харламов Под ред. Харламова И. Ф. М.: Юрист, 1997.-576 с.
  114. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Л. С. Глебова / Под ред. О. Д. Грекулова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 527 с.
  115. Педагогическое наследие русского зарубежья: 20 годы Текст. / Составитель и автор вст. статьи П. В. Алексеев. / Книга для учителя.
  116. М.: Просвещение, 1993. -288с.
  117. , A.B. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / A.B. Перышкин. М.: Дрофа, 2004. — 192 с.
  118. , A.B. Физика. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений Текст. / A.B. Перышкина. М.: Дрофа, 2002. — 192 с.
  119. , A.B. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Текст. / A.B. Перышкина, Е. М. Гутник М.: Дрофа, 2004.-256 с.
  120. , И.Г. Избранные педагогические произведения Текст. / И. Г. Песталоцци. М.: Просвещение, 1963.-Т. 2.-С. 175.
  121. , Ж. Избранные психологические труды: Пер с англ. и фр. Текст. / Ж. Пиаже. М.: Между нар. пед. академия, 1994. — 680с.
  122. , П.И., Коротяев, Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый, Б. И. Корогяев. М., 1998.-77 с.
  123. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М., 1980. — 240 с.
  124. А. А., Разумовский В. Г. Физика и астрономия: Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. 8-е изд. -М.: Просвещение, 2003.-208 с.
  125. , И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996.-630 с.
  126. , Е.С., Бухаркина, М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  127. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983.-447 с.
  128. Психология и педагогика Текст.: Учебное пособие. / Под ред. Абульхановой К. А., Васиной Н. В., Лаптева Л. Г., Сластенина В. А. М.:
  129. Совершенство", 1998. -300 с.
  130. , Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках Текст.: дисс. .канд. пед. Наук / Н. С. Пурышева. М., 1972. — 241 с.
  131. , В .Г. Методология совершенствования преподавания физики Текст. / В. Г. Разумовский //Физика в школе.- М.1983. № 3. — С. 10−17.
  132. , В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике В.Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
  133. , В.Г. Обучение школьников и развитие их способностей Текст. / В. Г. Разумовский // Физика в школе. 1994, № 2. — С. 52 — 57.
  134. , В.В., Середа, Г.К. О некоторых условиях рационального использвания памяти в процессе обучения Текст. / В. В. Репкин, Г. К. Середа. / В кн. Проблемы инженерной психологии. Вып. 3 Психология памяти под ред. П. И. Зинченко. Л., 1965. — С. 217 — 222.
  135. , Г. В. Исследование оперативной памяти Текст. / Г. В. Репкина / В кн. Проблемы инженерной психологии. Вып. 3 Психология памяти под ред. П. И. Зинченко. Л., 1965. — С. 118 — 165.
  136. , Н.В. Сравнительный анализ развития младших школьников в условиях разных систем обучения Интернет ресурс. // Сайт проекта Международная ассоциация развивающего обучения, прямая ссылка -http://maro.newmail.ru/vestnik/opit j-aboti/opit2.htm
  137. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с.
  138. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубенштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  139. , А.П. Сборник задач по физике: Для 9−11 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / А. П. Рымкевич. — М.: Просвещение, 1996. 222 с.
  140. , С.И. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 526 с.
  141. , Г. П. Опыт системного исследования педагогических технологий Текст. / Г. П. Селевко // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 11−23.
  142. , М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  143. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. -206 с.
  144. , Ю.П. К разработке модели системы проблемного обучения в вузе // Сайт проекта Интернет-конференции «Актуальные проблемы медицинского образования», прямая ссылка http://vg.mu.vitebsk.net/intconl7sect3/1 .htm
  145. , В.А., Подымова, JI.C. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JT.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
  146. , В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, E.H. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1. — 288 с.
  147. Современный словарь по педагогике Текст. / Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  148. , В.П., Ланина И. Я., Бурцева Н. М. Интегрированные занятия по биологии и физике: учебно-методич. пос Текст. / В. П. Соломин, И. Я. Ланина, Н. М. Бурцева. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 139 с.
  149. , Р. Когнитивная психология Текст. / Р. Солсо. СПб.: Питер, 2002. — 592с.
  150. , A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа Текст. / A.M. Сохор—M.: Педагогика, 1974 — 192 с.
  151. , Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности на уроках физики Текст. / Г. П. Стефанова // Физика в школе, 2007, № 7. -С. 27- 33.
  152. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: 1975. — 343 с.
  153. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст. / Талызина Н.Ф.- М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  154. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.- Под ред С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: «Академия», 2000. — 368 с.
  155. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов Текст. / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. Н. Носова и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384 с.
  156. Теоретические основы содержания общего и среднего образования Текст. / В. В. Краевского, И.Я. Лернера- /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  157. Требования к знаниям и умениям школьников Текст. / Под ред. A.A. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 174 с.
  158. Урок физики в современной школе: Творч. поиск учителей: Кн. для учителя Текст. / Сост. Э.М. Браверман- Под ред. В. Г. Разумовского. М: Просвещение, 1993. — 288 с.
  159. , А. Д. Проблема информации в современной науке / А. Д. Урсул. -М.: Наука, 1975.-386 с.
  160. , A.B. Беликов, В.А. Учись самостоятельно учиться Текст. / A.B. Усова, В. А. Беликов. Челябинск- Магнитогорск: ИГПУ Факел, 1997. — 126 с.
  161. , A.B. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков Текст. / A.B. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1982. -35 с.
  162. , A.B., Завьялов, В.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики Текст. / A.B. Усова, В. В. Завьялов // Метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1984. 96 с.
  163. , К.Д. Собрание сочинений Текст. / К. Д. Ушинский М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. -Т.З, Т.5, Т.8.
  164. Физика 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002. — 256 с.
  165. Физика 9 кл.: Учеб. для общеобразов. учреждений Текст. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин. М.: Дрофа, 2006. -285 с.
  166. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. раведений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2001. — 208 с.
  167. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений Текст. / А. В Перышкин, Е.М. Гутник- М.: Дрофа. 2004. 256 с.
  168. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. — 840 с.
  169. , H.B. Построение модели личностно-ориептированнго урока. Текст. / Н. В. Фирюлина // Физика в школе, 2007, № 6. С. 23 — 29
  170. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  171. , A.B., Хуторская, J1.H. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами / A.B. Хуторской, Л. Н. Хуторская. М.: АРКТИ, 2001. — 192 с.
  172. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / A.B. Хуторской. -— М.: Изд-во МГУ, 2003. —416 с.
  173. , А. В. Деятельность как содержание образования. Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003, № 8. — С. 107 — 114.
  174. , Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений Текст. / Г. М. Чернобельская. М. ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  175. , Н.Г. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н. Г. Чернышевский. М., 1953, с.26
  176. , Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. 209 с.
  177. , Н.В. Дидактический материал по физике: 7−11-е Кл.: Кн. для учителя Текст. / Н. В. Шаронова, Н. Е. Важеевская. М.: Просвещение, 2005.- 125 с.
  178. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  179. , A.M., Яглом, И.М. Вероятность и информация Текст. / A.M. Яглом, И.М. Яглом. М.: Наука, 1973. — 511 с.
  180. , И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Просвещение, 1985.-221 с.
  181. Allport, H. Social Attitudes and Social Consciousness. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972, pp. 189 190.
  182. , J.M. «The issue of cognitive style in MIS/DSS research», 1991.
  183. Duncker, Behaviorismus and Geshtaltpsychologie // Erkenntnis 3, P. 162 -176.
  184. Kagan J. The concept of identification // Psychol. Rev. 1958. V. 65.
  185. Kagan J., Philips W. Measurement of identification: A methodological note // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1964. V. 69.
  186. MuIlany, M.J. «Using cognitive style measurements to forecast user resistance», 14th Annual conference of the National Advisory Committee on Computing Qualifications, Napier, New Zealand, 2001, pp. 95−100.
  187. Riding, R.J., and Cheema, I. «Cognitive styles— An overview and integration.», Educational Psychology (11:¾) 1991, pp 193—215.
  188. Riding, R.J., and Sadler-Smith, E. «Type of instructional material, cognitive style and learning performance.», Educational Studies (18:3) 1992, pp 323— 340.
  189. Вывод 1. Вывод из § 19. Во сколько раз скорость первого тела больше (меньше) скорости второго тела, во столько раз масса первого тела меньше (больше) массы второго. Опыт 1. Опыт из § 18. Взаимодействие тележек различных масс.
Заполнить форму текущей работой