Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономический механизм обоснования эффективности индустрии регионального въездного туризма: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

V.- вует действие целого ряда нерешенных проблем и сложностей организационного, экономического, нормативно-правового, научно-технического, производственного и финансового характера. Такими проблемами, прежде всего, являются: серьезное отставание уровня развития нормативно-правовой базы туристской отрасли и системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельностинедостаточные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и развитие регионального въездного туризма
    • 1. 1. Анализ состояния туристских ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • 1. 2. Ресурсный потенциал регионального въездного туризма
    • 1. 3. Перспективы развития индустрии регионального въездного туризма
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Методические основы формирования эффективной региональной системы въездного туризма
    • 2. 1. Методические подходы к оценке привлекательности регионального въездного туризма
    • 2. 2. Организационные методы повышения эффективности системы регионального въездного туризма
    • 2. 3. Механизм отбора наиболее перспективных территорий для развития индустрии регионального въездного туризма
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Совершенствование организационных форм въездного туризма в регионе
    • 3. 1. Формирование требований к организационным формам и структуре региональных туристских предприятий
    • 3. 2. Структурные модели организаций и объединений туристских предприятий сферы въездного туризма
    • 3. 3. Рекомендации по выбору рациональных форм объединений объектов сферы регионального въездного туризма
  • Выводы по главе

Экономический механизм обоснования эффективности индустрии регионального въездного туризма: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. На долю туризмаприходится около 10% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 5% налоговых поступлений, каждое 16 рабочее место и 11% мировых потребительских расходов.

Развитие туризма в России заметно отстает от реальных возможностей, определяемых природно-географическими условиями, наличием большого количества исторических и культурных памятников, интересом в мире к нашей стране и ее отдельным регионам. В полной мере это касается и Северозападного региона России и, прежде всего, его крупнейшего культурного центра — Санкт-Петербурга. Несмотря на фактическое положение «окна», соединяющего Россию с Европой и миром, наличием высочайшего интереса мирового сообщества к многочисленным памятникам истории и культуры, Санкт-Петербург не сумел еще в полной мере реализовать имеющийся потенциал туристской отрасли.

Основной туристский регион мира — Европа. Ее доля в общем числе иностранных туристов превышает 70%, а доля валютных поступлений — 60%. При этом подавляющая часть туристов, посещающих Северо-западную часть Европы, останавливается в скандинавских странах и Финляндии, тогда как Санкт-Петербург, который, по сведениям ООН, в шкале популярности среди крупнейших международных туристских центров занимает восьмое место (опережая Прагу, Вену, Мюнхен и Берлин) в настоящее время посещает всего около 3 млн. зарубежных туристов. Ежегодно недополучаемый городом доход от индустрии туризма исчисляется сотнями миллионов долларов, а двукратное увеличение притока зарубежных туристов в Санкт-Петербург к 2010 году способствовало бы притоку в город около 7,5 млрд долл.

Туристская отрасль играет решающую роль в региональной экономике, именно на нее возложена миссия по трансформации сферы туризма из расходной в доходную, бюджетообразующую отрасль регионального хозяйства. Для этого необходимо осуществить целый комплекс мероприятий как отраслевого, так и межотраслевого характера и привлечь значительные инвестиционно-финансовые ресурсы.

Данная отрасль, как свидетельствует мировой опыт, способна внести значительный вклад в региональную экономику не только за счет собственной деятельности, но и путем оказания мощного стимулирующего воздействия практически на все другие отрасли хозяйствования: экономику, промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, бытовое обслуживание и другие сферы.

Развитию и продвижению индустрии регионального въездного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в современных условиях препятст.

V.- вует действие целого ряда нерешенных проблем и сложностей организационного, экономического, нормативно-правового, научно-технического, производственного и финансового характера. Такими проблемами, прежде всего, являются: серьезное отставание уровня развития нормативно-правовой базы туристской отрасли и системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельностинедостаточные условия для приоритетного развития внутреннего, въездного и социального туризманеиспользующиеся возможности по возрождению традиционных (санаторно-курортный, культурно-познавательный и другие) и развитию новых (бизнес, конгресс, водный и другие) видов туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской областиотносительно слабый уровень интеграции региона в систему российского туристского рынка и дальнейшего развития международного сотрудничества в области туризмазначительное отставание в разработке и внедрении на туристском рынке города прогрессивных технологий туристского обслуживания и управлениянедостаточный уровень развития инфраструктуры въездного туризма (средств размещения, питания, транспортных услуг, объектов индустрии раз-влечений и других) — недостаточный уровень рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов города и области на внутренний и внешний рынкипроблемы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадровневысокий уровень развития научных исследований в области развития и продвижения въездной туристской отрасли с участием научных и учебных учреждений Санкт-Петербурга.

С позиций целеполагания на максимальную доходность в бюджеты требует более пристального внимания важнейший в настоящее время аспект — экономический аспект развития и продвижения въездной туристской отрасли Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это связано, прежде всего, с резким углублением противоречия между туристскими и экономическими возможностями города вследствие объективной ограниченности всей номенклатуры его экономических ресурсов.

Для формирования положительных тенденций в области развития и продвижения въездного туризма региона и придания ему устойчивого характера необходимо осуществить переход от фрагментарного к комплексному решению проблем ее развития и продвижения путем разработки и реализации соответствующей стратегии, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды, обеспечивающей эффективное управление данным процессом.

Реалии сегодняшней экономической действительности, выразившиеся в резком возрастании экономического фактора при осуществлении въездной туристской деятельности в регионе, определяют важнейшее и обязательное условие ее осуществления на региональном уровне — научное обоснование повышения эффективности индустрии регионального въездного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Применительно к современному этапу в решении проблемы повышения эффективности экономического обеспечения региональной въездной туристской деятельности важнейшую роль играет характер экономических отношений, возникающих в ходе реализации внутрисистемных связей хозяйственного механизма. Именно построение, устойчивость, многообразие и интенсивность реализации взаимосвязей в производственных, распределительных, обменных и потребительных процессах, удовлетворение экономических нужд региональной туристской деятельности является сегодня главным условием эффективной хозяйственной деятельности въездной туристской отрасли региона.

Для лучшего использования туристских возможностей России необходимо решить важнейшую задачу — создание современной индустрии въездного туризма, в частности — предприятий размещения, питания, транспорта, соответствующих международным стандартам. А этой цели невозможно достичь, не обеспечив требуемый уровень эффективности функционирования всей сферы въездного туризма.

Эффективности функционирования определенной сферы экономики страны и региона является комплексным показателем, зависящим от многих факторов — как внешних, так и внутренних. Одним из таких факторов, оказывающих весьма сильное влияние на эффективность туристской сферы, является организационная структура подсистем сферы въездного туризма — турфирм,. 6 других элементов туристской индустрии, вспомогательных и обеспечивающих средств. В условиях рыночного хозяйства объединение указанных элементов туристской сферы в крупные подсистемы — организации различного состава и назначения — позволяет в максимальной степени использовать те выгоды рыночного саморегулирования, которые обеспечивают эффективное функционирование отдельных предприятий и всей экономической системы в целом: оптимальное размещение факторов производства, максимальное использование отдачи от масштаба производства, минимизацию суммарных издержек производства.

В современных условиях весьма важная роль в становлении рациональных организационных структур туристской сферы принадлежит государственным органам федерального и регионального уровня. Располагая значительными ресурсами, имея свою долю в активах туристских предприятий различного профиля, обладая значительными возможностями организации маркетинга, индикативного планирования, статистики и учета, эти органы могут активно влиять на организационные процессы в туристской сфере, направляя их в интересах благоприятного социально-экономического развития региона и страны в целом.

В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования определяется потребностью в теоретически обоснованных и практически значимых разработках обоснования экономического механизма эффективности индустрии регионального въездного туризма обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также значительный вклад в экономику города, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты и инвестиций, увеличения количества рабочих мест.

Степень разработанности проблемы. В процессе исследования автором изучены труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по рассматриваемой проблеме, таких как Азар В. И. [3,4,5,6,7], Алексеев А. А. [11,12],.

Ананьев М.А. [14,15], Ахобадзе Д. Т. [30,31], Биржаков М. Б. [35,36,37,38], Гав-рильчак И.Н. [44,45], Гуляев В. Г. [52,53], Дурович А. П. [56,57], Исаченко Г. А. [69,70], Исмаев Д. К. [71,72], Карпова Г. А. [74,75,76,77,78], Карташева Р. А. [79,80], Квартальное В. А. [81,82,83,84,85,86], Кириллов А. Т. [87,88], Ковалев С. Н. [89,90], Кузнецов Ю. В. [100,101,102,103], Лесник А. Л. [108,109,110,111], Никифоров В. И. [123,124,125,126], Папирян Г. А. [133,134], Рыбаков Ф. Ф. [146], Сапрунов В. А. [149], Стадник А. А. [154], Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д. [105], Браймер Р. А. [41], Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. [96], Коуз Р. Г. [97], Кох Р. [98], Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. [120], Уокер Дж. [163], Уэллс У., Бернет Дж., Морнарти С. [166], Харрис Г. [171], Хопкинс Т. [172], и других, концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России», международные правовые акты в области туризма, а также концепции, программы, проекты и другие документы, действующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и связанные с развитием индустрией регионального въездного туризма.

В работах перечисленных авторов исследуются концептуальные основы и исторический опыт функционирования сферы туризма, методы и формы туристской деятельности, пути поиска новых направлений ее развитияформирования рынка туристских услуг, предпринимательской деятельности турфирм, маркетинга и менеджмента в туризме, содержания регионального туризма как явления национальной и региональной экономики, экономики туризмафинансовых аспектов развития индустрии въездного туризма и ценообразования в туризмемеждународных экономических отношений в сфере туризма, экономических аспектов региональной туристской деятельности.

Вместе с тем анализ источников показывает еще недостаточную разработанность в теоретическом и методическом плане экономического механизма эффективности индустрии регионального въездного туризма, оценки условий и факторов его формирования и функционирования, а также отсутствие работ по формированию и развитию регионального въездного туризма.

Таким образом, необходимость научно-методического рассмотрения совершенствования экономического механизма эффективности индустрии регионального въездного туризма, обеспечивающего реализацию экономических возможностей региона в его туристскую способность, а также ход и специфика осуществления региональной въездной туристской деятельности на современном этапе, определили цель, задачи, объект и предмет данного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке концептуальных и методических основ создания на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии регионального въездного туризма и совершенствовании организационных форм въездного туризма в регионе путем создания структурных моделей организаций и объединений туристских предприятий сферы въездного туризма.

Реализация поставленной цели диссертационного исследования предопределила решение следующих задач: провести анализ состояния структуры традиционных туристских ресурсов и развития новых туристских ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской областиустановить возможности ресурсного потенциала регионального въездного туризма, определяющие эффективность туристской деятельности в регионеопределить систему условий и факторов (сильные и слабые стороны, потенциальные возможности, угрозы), определяющих перспективы развития индустрии регионального въездного туризмаобосновать методические подходы к оценке привлекательности регионального въездного туризма за счет построения иерархии его информационной системы и определения рейтинга приоритетности туристско-рекреационных зонвыработать организационные методы повышения эффективности системы регионального въездного туризмаразработать систему показателей отбора наиболее перспективных территорий для развития индустрии регионального въездного туризм, являющихся центрами притяжения туристов и рекреантоввыработать требования к организационным формам и структуре региональных туристских предприятийсоздать модели организаций и объединений туристских предприятий сферы въездного туризмаразработать рекомендации по выбору рациональных форм объединений объектов сферы регионального въездного туризма.

Объектом диссертационного исследования является региональная сфера въездного туризма, как особый сектор экономики Санкт-Петербурга.

Предметом исследования выступают организационные, экономические, нормативно-правовые, научно-технические и другие отношения, возникающие в процессе развития и продвижения индустрии регионального въездного туризма.

Теоретическая и методическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются исследования и труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, организации и экономики въездной региональной туристской деятельности, их применение к поставленным целям и задачам исследования. Методологической основой исследования являются системный подход, диалектический метод, методы, основанные на теории принятия решений, экономическом анализе, математическом программировании, методы оптимизации, расчетно-аналитический метод, методы математической статистики и рейтинговой оценки.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, выводов и рекомендаций обеспечивается: использованием в качестве теоретической и методической основы диссертации фундаментальных исследований и прикладных работ ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития индустрии регионального въездного туризмаанализом и обобщением концепций, федеральных законов, целевых программ, проектов и научно-практических разработок по вопросам реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, охране природных территорий, объектов культурного наследия и окружающей среды, создания и использования туристско-рекреационных территорийприменением в ходе исследования системного подхода, методов, основанных на теории принятия решений, экономическом анализе, математическом программировании, методов оптимизации, математической статистики, экспертного опроса, рейтинговой оценкиапробацией результатов исследования на XI-й ежегодной международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития туризма в СНГ», международной научной конференции «Региональное развитие: экономика, управление и право», научно-практических конференциях, заседаниях кафедр туроперейтинга и экономики и предпринимательства Балтийской академии туризма и предпринимательства, отражением основных результатов диссертационной работы в публикациях автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе проведено комплексное исследование проблем, связанных с разработкой концептуальных и методических основ создания на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии регионального въездного туризма и совершенствованием организационных форм въездного туризма в регионе путем создания структурных моделей организаций и объединений туристских предприятий сферы въездного туризма.

К научным результатам, определяющим новизну диссертационного исследования, относятся:

1. Методические подходы к оценке привлекательности регионального въездного туризма, основанные на рейтинговой оценке с установлением количественных и качественных характеристик туристско-рекреационной привлекательности отдельных территорий (зон) региона.

2. Организационные методы повышения эффективности системы регионального въездного туризма, позволяющие установить основные схемы реализации туристского продукта на туристском рынке и обосновать схемы взаимодействия туроператоров и турагентов.

3. Механизм отбора наиболее перспективных территорий для развития индустрии регионального въездного туризма, позволяющий оптимизировать использование существующих туристских ресурсов региона и оценивать воздействие принимаемых управленческих решений на развитие индустрии регионального въездного туризма.

4. Структурные модели организаций и объединений туристских предприятий сферы въездного туризма, с помощью которых возможна оптимизация размера и структуры фирмы в туристской сфере на основе выявления экономических причин формирования конкретных организационных структур индустрии регионального въездного туризма.

5. Рекомендации по выбору рациональных форм объединений объектов сферы регионального въездного туризма в области формирования и развития индустрии регионального въездного туризма с целью повышения ее эффективности и создания единого информационного пространства сферы туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методические подходы к оценке привлекательности регионального въездного туризма.

2. Организационные методы повышения эффективности системы регионального въездного туризма.

3. Механизм отбора наиболее перспективных территорий для развития индустрии регионального въездного туризма.

4. Структурные модели организаций и объединений туристских предприятий сферы въездного туризма.

5. Рекомендации по выбору рациональных форм объединений объектов сферы регионального въездного туризма.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные концептуальные и методические основы создания на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии регионального въездного туризма и совершенствования организационных форм въездного туризма в регионе путем создания структурных моделей организаций и объединений туристских предприятий сферы въездного туризма развивают теории экономики, организации и управления применительно к сфере туризма.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что научные положения диссертации ориентированы на возможность их практического применения в реальных условиях региональной въездной туристской деятельности и использования как инструмента повышения эффективности индустрии регионального въездного туризма Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов РФ, а также в образовательном процессе в высших учебных заведениях туристского профиля.

Основные положения и выводы диссертационного исследования реализованы в практической деятельности Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, ОАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и образовательном процессе Балтийской академии туризма и предпринимательства.

Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы автором на XI-й ежегодной международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития туризма в СНГ», международной научной конференции «Региональное развитие: экономика, управление, право», семинарах, деловых встречах, а также на межвузовских конференциях проводимых на базе Балтийской академии туризма и предпринимательства и кафедрах туроперей-тинга и экономики Балтийской академии туризма и предпринимательства в 2005 — 2008 гг.

Автор имеет 12 научных работы по теме диссертации, из них 12 статей общим объёмом 5,2 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объём работы составляет 208 листов, в том числе 18 рисунков и 25 таблиц. Библиография диссертационной работы составляет 184 наименования.

Выводы по главе.

1. Сформирован методический подход к определению рациональной структуры и размеров туристской фирмы как основного хозяйствующего субъекта в сфере туристской деятельности, а также возможных объединений и ассоциаций туристских предприятий в пределах туристской сферы региона. Это будет способствовать повышению экономической эффективности данных предприятий в конкретных условиях существующей рыночной сферы и явится одним из инструментов экономической политики государства.

2. Сформулирован основной принцип исследования оптимального размера и структуры организации (фирмы): фирма увеличивается, когда предприниматель организует дополнительные трансакции (которые могли бы быть обменными трансакциями, координируемыми механизмом цен), и уменьшается, когда он отказывается от организации таких трансакций. Фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму.

3. Установлено, что основными причинами различия в издержках при организации трансакций в условиях рынка и в условиях организации являются: различие в издержках на организацию трансакции (собственно трансакционные издержки) — различие в эффективности размещения факторов производства в условиях рынка и в условиях организацииразличия в ценах предложения различных факторов.

4. Определено, что одним из преимуществ рынка по сравнению с организацией, которое проявляется при сравнительном анализе альтернативных вариантов трансакций, является более эффективное использование рынком отдачи от масштаба, обусловленное способностью рынка выгодно агрегировать спрос, т. е. оптимизировать размер предприятия по выпуску промежуточной продукции. Однако такое преимущество является условным, поскольку в рамках организации также существует возможность доведения соответствующего под.

разделения до оптимальных размеров с последующей реализацией «лишней» промежуточной продукции на рынке.

5. Обосновано, что конкретные исследования по определению оптимального размера и структуры фирмы должны опираться на типологии различных способов перехода от рыночных трансакций к организации. Для общего случая комбинирования родственных видов производства в рамках деятельности одной фирмы принято название «интернализация». Указанный общий случай, в свою очередь, подразделяется на: вертикальную интеграцию, подразумевающую комбинацию в рамках одной фирмы тех видов деятельности, которые составляют технологическую последовательностьгоризонтальную интеграцию, представляющую объединение фирм, производящих однотипный продукт.

6. Установлено, что в туристской сфере наблюдаются практически все известные формы и способы объединения (интеграции) хозяйствующих субъектов. Вертикальная интеграция (объединение турагентов и туроператоровобъединение туроператоров с предприятиями размещения — гостиницами, транспортными предприятиями, авиакомпаниями и компаниями морского транспорта). Горизонтальная интеграция — объединение гостиниц и ресторанов в цепи и консорциумысоздание бизнес-групп, холдингов (в том числе — вертикальных холдингов из дочерних турфирм и предприятий размещения и питания) и т. д.

7. Сбытовая сеть туристской сферы представляет собой подсистему элементов указанной сферы, имеющую определенную структуру и состоящую из элементов — партнеров, участвующих в процессе обмена с целью предоставления туристских услуг и товаров в распоряжение индивидуальных потребителей. Указанными партнерами являются туристские агентства, туроператоры, тура-генты, а также обеспечивающие организации различного профиля. Партнеры канала распределения выполняют следующие функции: информационное обеспечениеустановление контактасортировка и адаптацияпереговоры и передача прав собственностиорганизация финансовых потоков.

8. Рассмотрены возможности объединения элементов посреднической среды, непосредственно реализующих процесс купли-продажи туристского продукта — предприятий каналов сбыта по линии туроператор — турагент. Такой вид объединения представляет собой вариант вертикальной интеграции, а именно — «нисходящую интеграцию» — интеграции в направлении сбыта произведенного туристского продукта. Исходным пунктом этого рассмотрения следует принять данные о том, что взаимодействие туроператор — турагент в большинстве случаев осуществляется в форме агентских отношений, при которых туроператор играет роль принципала, а турагентроль агента.

9. Обосновано что при рассмотрении специфичности физических активов туристских предприятий основное внимание следует уделить специфичности нематериальных активов. К воспроизводимым нематериальным активам относятся, в частности, компьютерные программы, а также оригинальные произведения (в том числе — рекламные). К невоспроизводимым нематериальным активам относится гудвилл («доброе имя»), обусловленный репутацией и торговой маркой фирмы, приобретенный, в частности, в результате получения франшизы на основании договора франчайзинга, весьма часто применяющегося в туризме. В связи с этим заключение о вариантах специализации активов туристских предприятий — турфирм можно представить в следующем виде: специализация по местоположениюспециализация физических материальных активовспециализация человеческих активов турфирмыспециализация целевых активов.

10. Установлено, что типовым случаем для организационных структур туристской сферы следует считать вариант наличия малоспециализированных активов, причем степень специализации этих активов будет определяться, в основном, специализацией физических нематериальных активов — инвестициями в рекламу и в репутацию, а также специализацией целевых активов. Поэтому в условиях отсутствия ярко выраженной экономической нестабильности в стране наиболее рациональными типами организаций туроператор — турагенты должны явиться различные виды организации самостоятельных компаний на договорной основе.

11. Обосновано, что для посреднической среды туристской сферы характерны как договорные, так и корпоративные формы горизонтальной и вертикальной интеграции. При этом договорные формы более соответствуют неоклассическому типу контракта, а корпоративные — имплицитной форме (в предельном случае — переводу трансакций во внутрифирменные).

Все договорные формы организаций могут быть объединены понятием «бизнес-группы». Вариантом бизнес-группы могут считаться некоторые корпоративные системы типа холдинга или фирмы с мультидивизиональной структурой, в которых замена рыночных трансакций управленческими внутрифирменными проведена не до конца.

Договорные формы горизонтальной интеграции сводятся к картелям и консорциумам. При этом картель представляет собой объединение независимых турфирм с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними на основе установления общих договорных цен, совместного сбыта и согласованного ограничения производства туристского продукта (сговор группы производителей). Консорциум же представляет собой соглашение самостоятельных фирм для объединения их средств и ресурсов при совершении оптовых закупок факторов производства либо для осуществления определенного крупномасштабного проекта. Из этих определений следует, что картель создается с целью использования фактора монополизации в данной сфере, а консорциумпрежде всего — с целью использования отдачи от масштаба.

12. Определено, что договорной формой как горизонтальной, так и вертикальной интеграции следует считать договор франшизы. При этом необходимо иметь в виду, что договор франшизы это всегда структура с вертикальной подчиненностью, поскольку франшизодатель обладает функциями контроля фран-шизополучателя. Этим договор франшизы отличается от еще одной формы договорных отношений — стратегического союза фирм.

13. Рассмотрены организации, представляющие собой объединения туристских фирм с гостиницами, ресторанами и другими элементами туристской инфраструктуры. Такие объединения могут быть образованы в результате процессов вертикальной интеграции «по нисходящей линии», когда гостиница или авиаконцерн создает собственные или устанавливает договорные отношения на долгосрочной основе с существующими туристскими агентствами. Возможно также образование этих объединений и в результате процессов вертикальной интеграции «по восходящей линии», когда крупный туроператорский концерн приобретает или устанавливает отношения на базе неоклассических контрактов с гостиничными или ресторанными цепями. Интенсивность стимулов к возникновению организации среди предприятий туристской сферы и формы возникающих при этом контрактов во многом определяются степенью специфичности активов объединяемых элементов. Давая сравнительную оценку этого показателя для таких элементов туристской индустрии, как гостиницы и рестораны, следует признать, что степень специфичности для этих объектов, как правило, выше, чем для активов туристских фирм.

14. Обосновано, что в настоящее время туристская структура Санкт-Петербурга и Ленинградской области представляет собой лишь конгломерат отдельных частных турфирм и сравнительно небольшое количество объединенных организационных структур. Можно рассматривать такое положение как промежуточное, а имеющиеся формы объединений — как показатели конкретных тенденций к соответствующим организационным формам. Среди таких форм можно отметить следующие: создание гостиницами собственных турагентств, либо входящих в состав гостиничной фирмы, либо связанных с последней имущественными отношениямисоздание крупных организаций холдингового типазаключение гостиницами Санкт-Петербурга им Ленинградской области контрактов на управление со специализированными западными компаниями.

15. Определено, что конкретными формами перехода к объединениям турфирм могут быть следующие: создание городской системы, объединяющей турфирмы, гостиницы и другие компоненты туристской индустрии с созданием руководящего органа на выборной основе с включением в него также и представителя городских властейрасширение экономического потенциала крупных туроператоров за счет включения в сателлитную систему независимых турфирм, согласных свести свою деятельность только к турагентскойсоздание объединений, состоящих из нескольких крупных туроператоров, каждый из которых имеет определенные преимущества в том или ином сегменте туристского рынкапри этом необходимо создание органа управления объединения, независимого от фирм, передавших добровольно некоторые функции этому органусоздание консорциумов и цепей, включающих прежде всего турагентства, в виде «магазинов путешествий" — подчинение своей деятельности уже сложившимся фирмам, занимающихся производством важнейших частей туристского продукта (перевозка, размещение и т. д.).

16. Разработаны следующие укрупнения предприятий на туристском рынке региона: крупные туроператоры расширяют свой экономический потенциал за счет включения в сателлитную систему все новых и новых независимых турфирм, согласных свести свою деятельность только к турагентской, но с предоставлением им исключительных прав (франшиза и т. д.) — создание объединений, состоящих из нескольких крупных туроператоров, каждый из которых имеет определенные преимущества в том или ином секторе туристского рынкасовмещение деятельности туристских предприятий с фирмами, занимающимися производством важнейших частей туристского продукта, в первую очередь, во въездном туризме это относится к объектам размещения.

Заключение

.

Анализ структуры туристских ресурсов, приведенных в различных региональных законах о туристской деятельности, показывает, что в их состав включаются природные объекты, памятники истории и культуры, социально-культурные и лечебно-оздоровительные объекты и курортные местности. Установлено, что в систему туристских ресурсов необходимо включить также те ресурсы, которые определяют развитие таких новых видов туризма, как конгресс-туризм, научный туризм, бизнес-туризм, а именно — научные и промышленные предприятия и организации, представляющие интерес для туристов, а также народно-художественные промыслы и ремесла.

Установлено, что зрелищно-развекательная и досуговая индустрия представляет собой сложный комплекс, в состав которого входят самые разнообразные объекты. Условно данный комплекс можно разделить на культурно-познавательный и зрелищно-развлекательный. В настоящее время культурно-познавательная составляющая существенно превалирует над зрелищно-развлекательной, что значительно снижает общую эффективность въездной туристской деятельности в городе.

Обосновано, что к перспективным направлениям в области развития торговли относятся: создание в центре города новой «торговой» улицыдальнейшее строительство новых супермаркетов в спальных районах, разгружающих центральные районы города от местных покупателейразвитие сети специализированных магазинов, представляющих интерес для зарубежных туристов (антикварные, ювелирные магазины, магазины коллекционных товаров, магазины по продаже сувениров). Развитие сети сувенирных магазинов, и, прежде всего, в исторической части города способствовало бы легализации продажи сувениров, содействовало бы их промышленному производству на предприятиях города и, в конечном итоге, способствовало увеличению вклада в экономику города.

Выявлено, что одной из важнейших причин, препятствующих ускоренному развитию индустрии и регионального въездного туризма, является отсутствие в отечественной практике достоверной статистики туризма, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием системы сбора и агрегации информации, соответствующих методологической и методической баз. В настоящее время практически ни один базовый показатель, при помощи которого оценивается туристская деятельность (ее эффективность и вклад в экономику субъектов федерации), не является достоверным и, по экспертным оценкам, как правило, существенно занижен (ежегодное количество туристов (зарубежных и отечественных) и гостей города, посещающих Санкт-Петербург, ежегодное совокупное суточное пребывание туристов, доход города от развития въездного туризма).

Обосновано, что к концу прогнозного периода предполагается значительное (в 2,5 и более раза) увеличение расходов туристов, связанных с посещением объектов индустрии регионального въездного туризма, а также приобретением сувенирной и иной продукции. Совокупные расходы туристов по этим двум статьям достигнут к концу прогнозного периода 26% и превысят расходы, связанные с размещением. Данный уровень расходов, при прогнозируемых потоках туристов, позволит обеспечить окупаемость инвестиций, к вложению которых в развитие объектов индустрии регионального въездного туризма и сферы торговли отечественные и зарубежные предприниматели приступают уже в настоящее время.

Определено что индустрия регионального въездного туризма, как отрасль городского хозяйства, объединяет как собственно туристские и экскурсионные предприятия (на их долю приходится не более 10% доходов от туризма), так и предприятия сферы размещения, общественного питания (на их долю приходится 50% всех расходов туристов, а следовательно, и доходов от всей туристкой отрасли), развлечений и других отраслей хозяйствования.

На основе анализа спроса на гостиничные номера установлено, что рост спроса на места в гостиницах потребует ввода к 2008 году более 7500 дополнительных номеров (15 — 16 тыс. гостиничных мест), из которых 5500 номеров (11 — 12 тыс. мест) — в отелях среднего класса. Согласно прогнозу к 2010 году количество мест в гостиницах первого класса составит 4400, в гостиницах среднего класса — 26 300, в гостиницах экономического класса — 13 500. В целом, количество мест номерного фонда составит к 2010 году 44 200 и будет соответствовать показателю — 16 мест размещения на 1000 жителей, то есть сегодняшнему среднеевропейскому уровню (14 — 18 мест). Для обеспечения цивилизованной формы размещения гостей города необходимо создать в ближайшее время банк данных о горожанах, желающих предоставить свое жилье для туристов и оказать им всестороннюю поддержку в осуществлении этого вида предпринимательства.

Для привлечения инвестиций в формирование и развитие индустрии регионального въездного туризма, с учетом специфики данной отрасли, необходимо привести в действие дополнительные механизмы, стимулирующие инвестиционную деятельность в индустрии туризма и отдыха. В ходе исследования установлено, что к наиболее действенным из них могут быть отнесены: создание специальных зон (территорий) приоритетного развития туризма и рекреации с режимом наибольшего экономического благоприятствования для бизнеса и инвестицийформирование на территории города специализированных девелоперских компаний (агентств по развитию), которые занимались бы реализацией инвестиционных проектов (строительством объектов) в сфере туристской инфраструктуры (организацией инвестиционного процессапривлечением финансовых средствполучением земельных участков под застройку, необходимых разрешений и согласованийорганизация проектирования и строительства) с последующей передачей снабженных всей необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков или готовых объектов инвесторам и предпринимателям.

Обосновано, что в рыночных условиях происходит трансформация туризма, его деятельность из затратной превращается в доходообразующую, а преобладающей ее функцией становится экономическая. Социальные функции туризма, безусловно, сохраняются и в рыночных условиях, однако при этом механизмы их реализации претерпевают серьезные изменения. Данное положение характеризуется рядом причин: до сих пор не отработан базовый понятийный аппарат туристики (как системы прикладных наук о туризме и туристической деятельности) — отсутствует система статистического учета в сфере туризманесовершенна действующая нормативно-правовая база и другие. Таким образом, в сфере развития туризма в России практика в настоящее время существенно опережает теорию, хотя и крайне нуждается в ней.

Установлено, что формирование реестра в качестве информационной системы, включающей в себя банки данных о туристских ресурсах и субъектах хозяйственной деятельности в сфере индустрии регионального въездного туризма, и ведение его мониторинга является одной из насущных задач практики управления, решение которой способствовало бы повышению эффективности туристской деятельности. Для разработки методических подходов к составлению туристского реестра территории принципиально важное значение имеет то, что данный процесс должен осуществляться параллельно с процессом совершенствования и развития статистики в области туризма. Такие базы данных представляют собой своеобразный полигон для отработки соответствующих информационных систем, из которых впоследствии наиболее эффективные элементы вводятся в официальные статистические базы данных.

Определено, что построение туристского реестра на базе новой концепции статистики туризма позволяет не только создать адекватный требованиям современной практики информационный механизм, но и’отработать будущие элементы государственной статистики. Более того, в отличие от официальной статистической базы информационная база туристского реестра должна носить активный характер. В этой связи представляется возможным и необходимым расширить информационную базу туристского реестра за счет построения следующей иерархии его информационной системы: информационно-справочный уровень, информационно-аналитический уровень, информационно-имитационный уровень. Приведенная иерархическая информационная система, базирующаяся на новых концептуальных подходах к формированию информационных потоков в сфере туризма, является основой для создания и развития туристского реестра, а также для организации эффективной системы его мониторинга.

Выявлено, что в туристский реестр территории, наряду с туристскими ресурсами и хозяйствующими субъектами туристской индустрии, должны быть введены туристско-рекреационные зоны экономического развития. Наиболее значимой проблемой является оценка туристской привлекательности турист-ско-рекреационных зон и определение их рейтинга в целях выявления приоритетных зон для организации в них режима наибольшего экономического благоприятствования. В связи с этим разработаны методические подходы к оценке привлекательности туристско-рекреационных территорий (зон), формируемых в городе.

Установлено, что практически отсутствуют научно-методологическая и организационно-методическая база этого процесса, включая проблематику оценки туристско-рекреационной привлекательности отдельных территорий. Вследствие чего, разработаны рекомендации, позволяющие оценить привлекательность той или иной территории с точки зрения развития на ней туризма и рекреации и для принятия обоснованных управленческих решений по отбору приоритетных зон для обеспечения условий их ускоренного развития.

В ходе исследования обоснованы основные принципы проведения рейтинговой оценки туристско-рекреационной привлекательности отдельных территорий (зон) города: построение интегрального показателя в качестве единого критерия для определения и ранжирования наиболее привлекательных туристско-рекреационных территорий (зон) — совмещение методов отбора и ранжирования туристско-рекреационных территорий (зон) — сочетание статистического и экспертного подходов в ходе проведения рейтинговой оценкисовмещение количественных и качественных оценокиспользование укрупненных методов оценки (ранжирования) привлекательных туристско-рекреационных территорий (зон) в целях обеспечения их простоты (прозрачности) и доступности для широких слоев специалистов, управленцев, бизнесменов, представителей общественных организаций.

В ходе исследования были установлены количественные и качественные характеристики достопримечательных объектов природы, являющихся центрами притяжения туристов и рекреантов. Количественная составляющая определялась методом прямого счета достопримечательных объектов природы, введенных в городской реестр. К наиболее значимым (с точки зрения развития туризма и рекреации) достопримечательным объектам природы Санкт-Петербурга относятся: особо охраняемые природные территорииособо охраняемые памятники природыдостопримечательные объекты природы, не охраняемые государствомкурортные зоны — территории, обладающие лечебно-оздоровительным потенциалом. Качественная оценка достопримечательных объектов природы в наиболее общем (укрупненном) виде может быть осуществлена при помощи весовых коэффициентов, величина которых определяется (экспертным путем) исходя из уровня значимости этих объектов: международный уровень, федеральный уровень, региональный уровень, местный (муниципальный) уровень.

Проведенные исследования позволили установить наиболее общие показатели, характеризующие ресурсный потенциал с позиций спроса и предложения регионального туристского продукта. К ним относятся: показатели, характеризующие спрос на туристский продуктпоказатели, характеризующие предложение туристского продуктаинфраструктура туризма (характеристика организаций, обеспечивающих баланс между спросом и предложением на туристский продукт города) — турфирмы.

Всю туристскую сферу можно представить в виде макросистемы, состоящей из отдельных подсистем, в качестве которых выступают объекты, участвующие в туристском процессе, в том числе — и объекты государственного регулирования. Основной в туристской сфере следует считать систему туристских фирм, как главного генератора туристского продукта. Поскольку деятельность турфирмы определяется стремлением получить наибольшую прибыль, тенденции ее развития могут быть описаны уравнениями баланса доходов и расходов этой организации. Доходы города от деятельности турфирм находят свое количественное выражение в налоговых поступлениях, которые в балансах фирм являются соответствующими статьями расходов. В целом поведение турфирм может быть описано математически как задача оптимизации эффективности отдачи системы турфирм с ограничениями, задаваемыми на федеральном и региональном уровнях.

Для выявления путей совершенствования организационной структуры системы туристских предприятий может быть использована социально-экономическая модель турфирмыпри этом структура модели отражает особенности функционирования именно въездного туризма в регионе. Структура каналов сбыта туристского продукта, внешним выражением которой является структура объединения турфирм — туроператоров, оптовых и розничных тура-гентов определяется спецификой взаимоотношений сторон «принципал-агент». Обобщенная модель турфирмы, оперирующей в сфере въездного туризма, позволяет сформировать конкретные пути оценки показателей ее экономической эффективности.

Разработан авторский подход к отбору программ с использованием принципов, аналогичных принципам, заложенным в методике оценки привлекательности туристско-рекреационных территорий, а именно: совмещение качественной и количественной оценоксовмещение в рамках единого подхода методов отбора и ранжирования конкурсных программпостроение интегрального показателя в качестве единого критерия для отбора и ранжирования конкурсных программиспользование в качестве метода построения интегрального показателя отбора (ранжирования) общепринятого в методологии инвестиционного проектирования подхода к построению показателя эффективности реализации программы, определяемого соотношением оценок возможных результатов и затрат, связанных с их достижениемиспользование укрупненных методов оценки интегрального показателя при отборе и ранжировании конкурсных программ.

Обосновано, что к основным социально-экономическим результатам реализации формирования и развития индустрии регионального въездного туризма могут быть отнесены: создание на территории региона современной конкурентоспособной инфраструктуры индустрии регионального въездного туризма, обеспечивающей соответствующими услугами растущие потоки въездных и внутренних туристов в городестановление региона в качестве одного из наиболее привлекательных туристско-рекреационных центров Европысущественное увеличение числа прибывающих в регион туристовувеличение количества дней пребывания туристов в регионеувеличение числа туристов, повторно посещающих регионсущественное улучшение качества обслуживания туристов, в том числе за счет повышения разнообразия предоставляемых услугзначительное увеличение доходов туристских предприятий, бюджетов (всех уровней) и населенияповышение эффективности работы предприятий других отраслей городского хозяйственного комплексарост числа новых рабочих местпривлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу городаразвитие малого предпринимательства.

Сформирован методический подход к определению рациональной структуры и размеров туристской фирмы как основного хозяйствующего субъекта в сфере туристской деятельности, а также возможных объединений и ассоциаций туристских предприятий в пределах туристской сферы региона. Это будет способствовать повышению экономической эффективности данных предприятий в конкретных условиях существующей рыночной сферы и явится одним из инструментов экономической политики государства.

Сформулирован основной принцип исследования оптимального размера и структуры организации (фирмы): фирма увеличивается, когда предприниматель организует дополнительные трансакции (которые могли бы быть обменными трансакциями, координируемыми механизмом цен), и уменьшается, когда он отказывается от организации таких трансакций. Фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму.

Установлено, что основными причинами различия в издержках при организации трансакций в условиях рынка и в условиях организации являются: различие в издержках на организацию трансакции (собственно трансакционные издержки) — различие в эффективности размещения факторов производства в условиях рынка и в условиях организацииразличия в ценах предложения различных факторов.

Определено, что одним из преимуществ рынка по сравнению с организацией, которое проявляется при сравнительном анализе альтернативных вариантов трансакций, является более эффективное использование рынком отдачи от масштаба, обусловленное способностью рынка выгодно агрегировать спрос, т. е. оптимизировать размер предприятия по выпуску промежуточной продукции. Однако такое преимущество является условным, поскольку в рамках организации также существует возможность доведения соответствующего подразделения до оптимальных размеров с последующей реализацией «лишней» промежуточной продукции на рынке.

Обосновано, что конкретные исследования по определению оптимального размера и структуры фирмы должны опираться на типологии различных способов перехода от рыночных трансакций к организации. Для общего случая комбинирования родственных видов производства в рамках деятельности одной фирмы принято название «интернализация». Указанный общий случай, в свою очередь, подразделяется на: вертикальную интеграцию, подразумевающую комбинацию в рамках одной фирмы тех видов деятельности, которые составляют технологическую последовательностьгоризонтальную интеграцию, представляющую объединение фирм, производящих однотипный продукт.

Установлено, что в туристской сфере наблюдаются практически все известные формы и способы объединения (интеграции) хозяйствующих субъектов. Вертикальная интеграция (объединение турагентов и туроператоровобъединение туроператоров с предприятиями размещения — гостиницами, транспортными предприятиями, авиакомпаниями и компаниями морского транспорта). Горизонтальная интеграция — объединение гостиниц и ресторанов в цепи и консорциумысоздание бизнес-групп, холдингов (в том числе — вертикальных холдингов из дочерних турфирм и предприятий размещения и питания) и т. д.

Сбытовая сеть туристской сферы представляет собой подсистему элементов указанной сферы, имеющую определенную структуру и состоящую из элементов — партнеров, участвующих в процессе обмена с целью предоставления туристских услуг и товаров в распоряжение индивидуальных потребителей. Указанными партнерами являются туристские агентства, туроператоры, тура-генты, а также обеспечивающие организации различного профиля. Партнеры канала распределения выполняют следующие функции: информационное обеспечениеустановление контактасортировка и адаптацияпереговоры и передача прав собственностиорганизация финансовых потоков.

Рассмотрены возможности объединения элементов посреднической среды, непосредственно реализующих процесс купли-продажи туристского продукта — предприятий каналов сбыта по линии туроператор — турагент. Такой вид объединения представляет собой вариант вертикальной интеграции, а именно -«нисходящую интеграцию» — интеграции в направлении сбыта произведенного туристского продукта. Исходным пунктом этого рассмотрения следует принять данные о том, что взаимодействие туроператор — турагент в большинстве случаев осуществляется в форме агентских отношений, при которых туроператор играет роль принципала, а турагентроль агента.

Обосновано что при рассмотрении специфичности физических активов туристских предприятий основное внимание следует уделить специфичности нематериальных активов. К воспроизводимым нематериальным активам относятся, в частности, компьютерные программы, а также оригинальные произведения (в том числе — рекламные). К невоспроизводимым нематериальным активам относится гудвилл («доброе имя»), обусловленный репутацией и торговой маркой фирмы, приобретенный, в частности, в результате получения франшизы на основании договора франчайзинга, весьма часто применяющегося в туризме. В связи с этим заключение о вариантах специализации активов туристских предприятий — турфирм можно представить в следующем виде: специализация по местоположениюспециализация физических материальных активовспециализация человеческих активов турфирмыспециализация целевых активов.

Установлено, что типовым случаем для организационных структур туристской сферы следует считать вариант наличия малоспёциализированных активов, причем степень специализации этих активов будет определяться, в основном, специализацией физических нематериальных активов — инвестициями в рекламу и в репутацию, а также специализацией целевых активов. Поэтому в условиях отсутствия ярко выраженной экономической нестабильности в стране наиболее рациональными типами организаций туроператор — турагенты должны явиться различные виды организации самостоятельных компаний на договорной основе.

Обосновано, что для посреднической среды туристской сферы характерны как договорные, так и корпоративные формы горизонтальной и вертикальной интеграции. При этом договорные формы более соответствуют неоклассическому типу контракта, а корпоративные — имплицитной форме (в предельном случае — переводу трансакций во внутрифирменные).

Все договорные формы организаций могут быть объединены понятием «бизнес-группы». Вариантом бизнес-группы могут считаться некоторые корпоративные системы типа холдинга или фирмы с мультидивизиональной структурой, в которых замена рыночных трансакций управленческими внутрифирменными проведена не до конца.

Договорные формы горизонтальной интеграции сводятся к картелям и консорциумам. При этом картель представляет собой объединение независимых турфирм с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними на основе установления общих договорных цен, совместного сбыта и согласованного ограничения производства туристского продукта (сговор группы производителей). Консорциум же представляет собой соглашение самостоятельных фирм для объединения их средств и ресурсов при совершении оптовых закупок факторов производства либо для осуществления определенного крупномасштабного проекта. Из этих определений следует, что картель создается с целью использования фактора монополизации в данной сфере, а консорциумпрежде всего — с целью использования отдачи от масштаба.

Определено, что договорной формой как горизонтальной, так и вертикальной интеграции следует считать договор франшизы. При этом необходимо иметь в виду, что договор франшизы это всегда структура с вертикальной подчиненностью, поскольку франшизодатель обладает функциями контроля фран-шизополучателя. Этим договор франшизы отличается от еще одной формы договорных отношений — стратегического союза фирм.

Рассмотрены организации, представляющие собой объединения туристских фирм с гостиницами, ресторанами и другими элементами туристской инфраструктуры. Такие объединения могут быть образованы в результате процессов вертикальной интеграции «по нисходящей линии», когда гостиница или авиаконцерн создает собственные или устанавливает договорные отношения на долгосрочной основе с существующими туристскими агентствами. Возможно также образование этих объединений и в результате процессов вертикальной интеграции «по восходящей линии», когда крупный туроператорский концерн приобретает или устанавливает отношения на базе неоклассических контрактов с гостиничными или ресторанными цепями. Интенсивность стимулов к возникновению организации среди предприятий туристской сферы и формы возникающих при этом контрактов во многом определяются степенью специфичности активов объединяемых элементов. Давая сравнительную оценку этого показателя для таких элементов туристской индустрии, как гостиницы и рестораны, следует признать, что степень специфичности для этих объектов, как правило, выше, чем для активов туристских фирм.

Обосновано, что в настоящее время туристская структура Санкт-Петербурга и Ленинградской области представляет собой лишь конгломерат отдельных частных турфирм и сравнительно небольшое количество объединенных организационных структур. Можно рассматривать такое положение как промежуточное, а имеющиеся формы объединений — как показатели конкретных тенденций к соответствующим организационным формам. Среди таких форм можно отметить следующие: создание гостиницами собственных турагентств, либо входящих в состав гостиничной фирмы, либо связанных с последней имущественными отношениямисоздание крупных организаций холдингового типазаключение гостиницами Санкт-Петербурга им Ленинградской области контрактов на управление со специализированными западными компаниями.

Определено, что конкретными формами перехода к объединениям турфирм могут быть следующие: создание городской системы, объединяющей турфирмы, гостиницы и другие компоненты туристской индустрии с созданием руководящего органа на выборной основе с включением в него также и представителя городских властейрасширение экономического потенциала крупных туроператоров за счет включения в сателлитную систему независимых турфирм, согласных свести свою деятельность только к турагентскойсоздание объединений, состоящих из нескольких крупных туроператоров, каждый из которых имеет определенные преимущества в том или ином сегменте туристского рынкапри этом необходимо создание органа управления объединения, независимого от фирм, передавших добровольно некоторые функции этому органусоздание консорциумов и цепей, включающих прежде всего турагентства, в виде «магазинов путешествий" — подчинение своей деятедьности уже сложившимся фирмам, занимающихся производством важнейших частей туристского продукта (перевозка, размещение и т. д.).

Разработаны следующие укрупнения предприятий на туристском рынке региона: крупные туроператоры расширяют свой экономический потенциал за счет включения в сателлитную систему все новых и новых независимых турфирм, согласных свести свою деятельность только к турагентской, но с предоставлением им исключительных прав (франшиза и т. д.) — создание объединений, состоящих из нескольких крупных туроператоров, каждый из которых имеет определенные преимущества в том или ином секторе туристского рынкасовмещение деятельности туристских предприятий с фирмами, занимающимися производством важнейших частей туристского продукта, в первую очередь, во въездном туризме это относится к объектам размещения.

Направлениями дальнейших исследований могут быть: формирование и развитие индустрии въездного туризмаорганизационно-экономическое обеспечение повышения эффективности инфраструктуры въездного туризмаресурсный потенциал индустрии въездного туризма и эффективность его использованиясовершенствование организации и управления индустрии въездного туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Наука, 1998. — 213 с.
  2. О.А. Туристские фирмы и гостиницы: бухучет и налогообложение. М.: Современная экономика и право, 2000. — 184 с.
  3. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПГ Гослужбы, 1998. — 239 с.
  4. В.И. Экономика и организация туризма. — М.: Профиздат, 1983.-223 с.
  5. В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития. //Труды Академии туризма. Вып.1. СПб.: Издательство «Невский фонд», 1995. — С. 87 — 94.
  6. В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития. //Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб.: Издательство «Невский фонд», 1995. — С. 38 — 44.
  7. В.И. Очевидные проблемы туризма в России. //Труды Академии туризма. Вып. 3. СПб.: Издательство «Невский Фонд», 2000. — С. 42 — 49.
  8. Актуальные проблемы сферы услуг. //Сборник научных трудов. Вып. 1. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2004 — 252с.
  9. Актуальные проблемы сферы услуг. //Сборник научных трудов. Вып. 2. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2004 — 350с.
  10. А.Ю. Структура туристского рынка. — М.: Пресс-соло, 2005.- 186 с.
  11. А.А. Туризм в России: проблемы становления и развития. /Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003, № 3.- С. 76 — 84.
  12. А.А. Маркетинговые исследования рынка туристических услуг. /МЭМО. 1998, № 12. — С. 31 — 36.
  13. М.М., Татаринов А. А., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. М.: Экономика, 1997. — 284 с.
  14. М.А. Невидимый экспорт и международные отношения. -М.: Международные отношения, 1971. 245 с.
  15. М.А. Основы международного туризма: Учебное пособие. -М.: Наука, 1978.-212 с.
  16. .Ф. Системный курс экономической теории: Учебное пособие. СПб.: Экономика, 1998. — 167 с.
  17. Д.С. Методические подходы к составлению туристского реестра территории. /Вестник Национальной академии туризма. — СПб., 2008. -№ 2(6).-С. 19−22.
  18. Д.С. Ресурсный потенциал индустрии туризма Санкт-Петербурга. //Сборник научных трудов Балтийской академии туризма и предпринимательства. — СПб.: Торгово-промышленная палата, 2005. С. 154 — 163.
  19. Д.С. Инфраструктура индустрии туризма Санкт-Петербурга. //Сборник научных трудов Балтийской академии туризма и предпринимательства. СПб.: Торгово-промышленная палата, 2005. — С. 167−175.
  20. Д.С. Перспективы развития въездного туризма в Санкт-Петербурге. //Сборник научных трудов Балтийской академии туризма и предпринимательства. СПб.: Издательство «АСТЕРИОН», 2006. — С. 156 — 166.
  21. Д.С. Механизм отбора наиболее перспективных территорий для организации индустрии туризма. /Гуманитарное знание. СПб., 2007. — Выпуск 6. — С. 97 — 104.
  22. Д.С. Модель организации мониторинга использования и развития ресурсного потенциала индустрии туризма. /Гуманитарное знание. — СПб., 2007. Выпуск 7. — С. 168 — 175.
  23. Д.С. Организационные структуры объединений туристских предприятий с другими элементами индустрии въездного туризма. /Проблемы экономики. М., 2008. — № 4. — С. 15 — 20.
  24. Д.С. Выбор рациональной формы объединения объектов сферы туризма в регионе. /Вопросы экономических наук. — М., 2008. № 4. — С. 13−17.
  25. Д.С. Оптимизация форм организационных структур туристской сферы в регионе. //Материалы международной научной конференции «Региональное развитие: экономика, управление, право». — СПб.: Издательство ГПА, 2008.-С. 67−72.
  26. Д.Т., Корнеев С. Е. Инвестиционная деятельность в сфере туризма на Северо-Западе России: фактическое состояние, проблемы и пути активизации. /Вестник РАТА. 2001, № 3. — С. 14 — 20.
  27. Д.Т., Корнеев С. Е. Северо-Запад России: турпоток растет вслед за инвестициями. Анализ инвестиционных программ и проектов в сфере туризма. /Туризм (практика, проблемы, перспективы). 2001, № 4. — С. 42 — 48.
  28. JI.H., Ланцов В. А., Песоцкая Е. В. Потенциал территории: экономический, социальный, экологический аспекты. — СПб.: Издательство «Ассоль», 2003. 212 с.
  29. Ю.К. Статистические методы оценки деятельности туристских предприятий (объединений) и повышение их роли в условиях полного хозяйственного расчета. М.: Турист, 2002. — 162 с.
  30. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: — М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
  31. М.Б. Введение в туризм: Учебник. СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. — 448 с.
  32. М.Б. Проблемы регионального планирования туризма. Туризм в малых городах. /Туристские фирмы. — 2003, вып. 19. — С. 41 50.
  33. М.Б. К вопросу доходности туристской отрасли. /Туристские фирмы. 2004, вып. 23. — С. 38 — 45.
  34. Ю.И. Разработка методических основ и создание методики оценки социально-экономической целесообразности развития туризма в РФ и ее регионах. //Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды Академии туризма. 2003, вып. 2. — С. 122 — 134.
  35. Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб.: «Невский фонд», 2004. — 212 с.
  36. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. -М.: Аспект Пресс, 2004. 238 с.
  37. Бюллетень туристской информации. 2004, № 1. — С. 26 — 59.
  38. Г. Г. Управление социальным развитием региона: взаимодействие коммерческого и некоммерческого секторов: Автореф. дис.. кандидата экон. наук. СПб., 1999. — 17 с.
  39. И.Н. Туризм в России: концептуальные основы стратегических направлений развития. СПб.: Издательство СПбГУСиЭ, 2005. — 171 с.
  40. И.Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России. Автореф. дис.. доктора экон. наук. СПб., 2002. — 38 с.
  41. М.А. Основные направления и проблемы государственного регулирования туризма в РФ. /Туризм и отдых. 2001, № 7. — С. 42 -50.
  42. Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. Мир в целом. — Мадрид: ВТО, 1994. — 187 с.
  43. E.JI. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 2000. 274 с.
  44. Города и реформы. — Обнинск, Институт муниципального управления, 2002. 254 с.
  45. Т.И. Роль агентства в реализации туристских услуг. /Труды Академии туризма. 2000, вып.З. — С. 48 — 56.
  46. В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Нолидж, 1996. — 297 с.
  47. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 267 с.
  48. В.Г. Новые информационные технологии в туризме. — М.: Издательство «Приор», 1999. 179 с.
  49. П. Специфичность активов и структура вертикальных отношений: эмпирические свидетельства. //Сборник статей «Природа фирмы». -М.: Издательство «Дело», 2001. — С. 56 — 67.
  50. П. Эффективное управление. Экономические задачи. Оптимальные решения. М., 2002. — 288 с.
  51. А.П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. Мн.: Экономпресс, 1998. — 187 с.
  52. А.П. Реклама в туризме: Учебное пособие. Мн.: БГУЭ, 2000. — 196 с.
  53. Европейские стандарты для Санкт-Петербурга. /Бизнес сегодня. — 2006, № 11.-С. 22−31.
  54. М.В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003. — 216 с.
  55. .С., Лимонов Л. Э. Организация процесса разработки и реализации Стратегического плана Санкт-Петербурга. /Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 1999, № 2. — С. 19 24.
  56. М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М.: Финансы и статистика, 2002. 284 с.
  57. А.А. Методические принципы оценки некоторых вопросов интеграции в сфере туризма. /Труды Академии туризма. 2003, вып.5. — С. 34 — 42.
  58. А.С. Стратегический маркетинг в туризме: теория и практика. СПб.: СПбГУП, 2003. — 352 с.
  59. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. М.: «Финансы и статистика», 2001. — 212 с.
  60. М.Ф. Место и роль туристского комплекса в современной экономике. Афтореф. диссертации. канд. экон. наук. СПб., 1994. — 22 с.
  61. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 256 с.
  62. Инвестиционный климат Санкт-Петербурга. СПб., 2005. — 25 с.
  63. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 144 с.
  64. Г. А. «Окно в Европу»: история и ландшафты. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. — 476 с.
  65. Г. А. «Окно в Европу»: история и ландшафты. СПб.: Издательство СПбГУ, 2003. — 544 с.
  66. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: ТОО «Луч», 2004. — 234 с.
  67. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Высшая школа по международному туризму, 2003. — 212 с.
  68. Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2001. — 432 с.
  69. Г. А. Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. -СПб.: Издательский дом «Герда», 2003. 268 с.
  70. Г. А., Хорева Л. В., Воловода А. В. Стратегия продвижения туристского продукта на российском рынке. /Туристские фирмы. 2002, вып. 11.-С. 217−223.
  71. Г. А. Водовода А.В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях. //Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997. — 267 с.
  72. Г. А. Воронцова И.В. Методические подходы к разработке кадастра туристских ресурсов. /Туристские фирмы. 2004, вып. 27. — С. 117 -136.
  73. Г. А. Экономика и управление в сфере туризма: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2004. — 256 с.
  74. Р.А. Мы ставим своей задачей определить приоритетные зоны развития туризма //Газета для путешественников. 2002. — № 6 (31). -С. 15 — 16.
  75. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1998.- 225 с.
  76. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 195 с.
  77. В.А. Современные концепции социального туризма. -М.: Финансы и статистика, 1993. — 148 с.
  78. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998. — 164 с.
  79. В.А. Туризм: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2000.- 112 с.
  80. В.А. Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика. 1999.- 154 с.
  81. А.Т., Волкова Л. Д. Проблемы изучения и освоения туристских районов. /Труды Академии туризма. — 1995, вып. 1. — С. 32 36.
  82. А.Т., Нефедова М. В. Франчайзинг и новые маркетинговые технологии в сфере туризма. /Труды Академии туризма. 2000, вып.З. — С. 45−49.
  83. С.Н. Взаимодействие гостиниц с гостиничными корпорациями. //Актуальные проблемы развития сферы услуг. Вып. 1. Сб. научных трудов. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2004. — С. 131 — 151.
  84. С.Н. Экономические механизмы развития въездного туризма в крупном городе: Автореф. диссертации.канд. экон. наук. СПб., 1998. -21 с.
  85. М.В. О состоянии и перспективах развития туристской сферы в Мурманской области. /Туристские фирмы. 2004, вып. 30. — С. 73 — 78.
  86. В.Н. Туристская рента. М.: Финансы и статистика, 1998.245 с.
  87. О.В., Овсянников Е. К., Пономарев В.В., Рохчин
  88. B.Е. Научные основы разработки концепции развития региона. JL: Наука, 1987.-234 с.
  89. Концепции, определения и классификации для статистики туризма. /Всемирная туристская организация. Мадрид, 1995. — 126 с.
  90. С.Е. Туризм и его роль в городской экономике. /Туристские фирмы. — 2006, вып. 15. С. 23 — 32.
  91. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. М.: Юнити, 1998. — 264 с.
  92. Р.Г. Природа фирмы. М.: Издательство «Дело», 2001. — 268с.
  93. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 188 с.
  94. Краткий анализ спроса на туруслуги в России. /Туризм и отдых. — 2006, № 20.-С. 44−50.
  95. Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX начала XXI веков. //Труды академии туризма.- 2005, вып. 2. — С. 87 — 94.
  96. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб.: Издательство СПбГУ, 1994. — 212 с.
  97. Г. Д., Попелева СВ., Сенин B.C. Статистика туризма: Учебное пособие. М.: МЭСИ, 1996. — 137 с.
  98. К., Флетчер Д., Гильберт Д. Экономика туризма: теория и практика. Том 1. СПб.: СПбГИЭА, 1998. — 200 с.
  99. С.Ф. Туризм в экономике открытого типа. /Вестник Московского Университета. 1999, № 2. — С. 21 — 23.
  100. В.А., Швецов А. В. Общероссийские реформы и территориальное развитие. /Российский экономический журнал 2004, № 1.- С. 38 — 51.
  101. А.Л., Смирнова М. Н. Организация и управление гостиничным бизнесом. М.: Ассоциация УГТРБ, 1999. — 106 с.
  102. А.Л., Чернышев А. В. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. М.: «Интел универсал». 2000. — 214 с.
  103. А.Л., Чернышев А. В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. М.: ООО «Агентство рекламы „Товарищ“, 2000. — 203 с.
  104. А.Л., Смирнова МН, Перспективы российской гостиничной индустрии: Москва на острие прорыва. /Пять звезд. 2000, № 5. — С. 24 — 29.
  105. М.М. Как измерить выгоду от туризма? /Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005, № 9. — С. 45 — 49.
  106. А.С., Новоселов А. С. Управление экономикой региона: учебное пособие. /РАН. Сибирское отделение Института экономики и организации промышленного производства. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-404 с.
  107. Материалы региональной научно-практической конференции „Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекриационного комплекса“. СПб.: Издательство Д.А.Р.К., 2004. — 235 с.
  108. Материалы международной научно-практической конференции „Туризм на Северо-западе России: развитие и инвестиции“» СПб.: НИИ химии СПбГУ, 2002. — 256 с.
  109. Материалы региональной научно-практической конференции «Культура и наука Санкт-Петербурга и Ленинградской области важнейшие факторы развития туризма на Северо-Западе РФ» — СПБ.: Издательство БМИТ, 2003.-220 с.
  110. Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса». СПб.: Издательство Д.А.Р.К., 2004. — 235 с.
  111. Менеджмент территории: стратегия развития района рекреационного типа. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. — 245 с.
  112. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999.-287 с.
  113. М.А., Коль О. Д. Дестинация важнейший элемент туризма. /Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2005, № 1. — С. 23 — 30.
  114. Национальное счетоводство: Учебник. — М.: Финансы и статистика. 2002. 723 с.
  115. В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2000. — 176 с.
  116. В.И. Хозяйственный механизм сферы туризма. Авто-реф. диссертации. докт. экон. наук. СПб., 2000. — 33 с.
  117. , В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2000. — 273 с.
  118. В.И. Социально-экономические основы обоснований развития гостиничного комплекса на уровне Субъекта РФ (на примере города Санкт-Петербурга). Дис.. канд. экон. наук. СПб., 2003. — 168 с.
  119. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник. М.: Издательский Дом «Альпина», 2001. — 215 с.
  120. Н.И. Туристские ресурсы и их оценка. //Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы и основные направления развития туристско-рекреационного комплекса». СПб.: Издательство Д.А.Р.К., 2004. — 236 с.
  121. Н.И. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала сферы туризма региона. Дис.. канд. экон. наук. СПб., 2003. -174 с.
  122. Г. А. Международные экономические отношения: экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208 с.
  123. Г. А. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 1998.-209 с.
  124. Положение о планировании развития города. /Городское управление. 2000, № 7. — С. 44 — 48.
  125. Программа размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 июля 2004 года, № 1268.
  126. Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра. Этап I. СПб., 2005. — 67 с.
  127. Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра. Этапы II-III. СПб., 2005. — 87 с.
  128. Программно-целевое прогнозирование развития городов и регионов.-Д., 1987.- 148 с.
  129. Регионы России: Стат. сб. в 2-х т. т.1. /Госкомстат России. М., 2000.-241 с.
  130. Региональная статистика: Учебник. М.: Филиал «Информатика» ГМЦ Госкомстата России. 2001. — 396 с.
  131. Региональная экономика. М.: ЮНИРИ, 2005. — 302 с.
  132. Рекомендации по статистике туризма. /ООН. Департамент по экономической и социальной информации и анализу политики. Статистический отдел. Нью-Йорк, 1994. — 103 с.
  133. Г. М. Стратегическое планирование развития туризма в регионе. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2003. — 175 с.
  134. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. — М., 2003. —398 с.
  135. Ф.Ф. Экономика Санкт-Петербурга на пороге третьего тысячелетия: новые тенденции и переходящие проблемы. /Вестник Санкт-петербургского университета, серия 5, экономика. — 2001, № 2. — С. 64 68.
  136. В.Т. Экономическое развитие России. — СПб.: Наука, 1998. 169 с.
  137. Ю.В., Немкович Е. Г. Экономика и стратегия развития туризма в регионе: аналитическая база, современные требования подходы и методы. Петрозаводск: Институт экономики КНЦ РАН, 2002. — 192 с.
  138. В.А. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89». 1997.-196 с.
  139. Сборник инвестиционных предложений развития инфраструктуры туризма в Ленинградской области — 2003 год, издание Комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области.
  140. B.C. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ., 1993. — 139 с.
  141. Дж., Татаринов А. А., Пошнагов С. Л., Трехлеб П. С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. — М.: CEPRA, 2002. 164 с.
  142. Социально-экономическое развитие России. //Сборник научных трудов. СПб.: Нестор, 2002. — 228 с.
  143. А.А. Технология приема и обслуживания туристов в гостинице (Обобщение зарубежного опыта). — М.: Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству, 2005. — 169 с.
  144. Стратегический план Санкт-Петербурга. — СПб.: МЦСЭИ «Леонть-евский центр», 1998. — 111 с.
  145. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. /Экономика. Политика. Инвестиции. СПб., 2001, № 2. — С. 28 — 38.
  146. С чего начинается управление туристским флагманом? /Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2000, № 10. — С. 76 84.
  147. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: «Экономическая школа», 2004. — 148 с.
  148. Туризм на Северо-Западе: проблемы инвестирования. /Турбизнес на Северо-Западе. 2002, № 5. — С.7 — 12.
  149. Туризм как объект управления. — М.: Вуз и школа, 2002. 200 с.
  150. О. Логика экономической организации. М.: Издательство «Дело», 2004. — 252 с.
  151. О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996. -210 с.
  152. Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник. М.: Юнити, 1999.-234 с.
  153. ФВ. Петербург сдается иностранцам и студентам. /Мир и дом. 2006, № 3. — С. 14 — 20.
  154. Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию /Всемирная туристская организация. Мадрид, 1993. — 152 с.
  155. У., Бернет Дж., Морнарти С. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер, 1999. — 258 с.
  156. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЭ от 24.11.1996 года.
  157. Федцов В. Г Культура сервиса: Учебное пособие. М.: Приор, 2000. — 182 с.
  158. П.М. К вопросу о мерах государственного регулирования развития туризма через федеральные округа. /Труды Академии туризма. 2004, вып.4. — С. 48 — 54.
  159. Г., Кац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. М.: Финансы и статистика, 2000. — 183 с.
  160. Т. Как стать мастером продаж. — М.: ФАИР, 1998. — 245 с.
  161. А.Д. Организация туристического бизнеса. — М.: Экономика, 2003. -212 с.
  162. А.Д. Туризм как форма привлечения инвестиций. -М.: Экономика, 2004. — 235 с.
  163. А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебное пособие. М.: ЭКМОС, 1999. — 460 с.
  164. А.И. Новая институциональная экономическая теория. -М.: ТЕИС, 2002.
  165. Экономика современного туризма. — М.-СПб.: Герда, 1998. 213 с.
  166. Экономика и управление в сфере туризма: Учебное пособие -СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 1997. 128 с.
  167. Г. А. Экономика и статистика туризма. М.: РДЛ, 2003.217 с.
  168. B.C., Безрукова H.JI. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. М.: «Финансы и статистика», 2002.
  169. Allin P. A feasibility study for compiling a tourism satellite account for the UK / THE UK Department for Culture, Media & Sport, 1999. 245 p.
  170. Franz A., Laimer P. Socio-economic structures in tourism regions. Comparison of selected tourism and non-tourism communities in Austria / Third international forum on tourism statistics, OECD, 1996. 223 p.
  171. Inskeep E. National and Regional Tourism Planning: Methodologies and Case Studies. New York: Routledge, 1994. — 169 p.208 Ily
Заполнить форму текущей работой