Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Современный период в жизни страны характеризуется интенсификацией требований, затрагивающих все сферы функционирования общества. Они касаются всех без исключений людей, особое место среди которых занимают кадры военных институтов. Пребывание на военной службе, которая является «особым видом федеральной государственной службы» (Федеральный закон «О внутренних войсках… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Изучение стрессовых состояний человека в психологии
    • 1. 2. Динамика стрессовых состояний личности
  • Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности
    • 2. 2. Методы психологической коррекции стрессовых состояний личности
    • 2. 3. Влияние психологических механизмов на стрессовые состояния личности
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА КОРРЕКЦИЮ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ
    • 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 3. 2. Экспериментальное изучение влияния механизма релаксации на коррекцию стрессовых состояний личности
    • 3. 3. Влияние механизма результативности деятельности на коррекцию стрессовых состояний личности

Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современный период в жизни страны характеризуется интенсификацией требований, затрагивающих все сферы функционирования общества. Они касаются всех без исключений людей, особое место среди которых занимают кадры военных институтов. Пребывание на военной службе, которая является «особым видом федеральной государственной службы» (Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» .- М.: 1997), приводит к тому, что курсанты и молодые офицеры подвергаются всё возрастающему воздействию информационных, социально — психологических и других стрессообразующих факторов, которые способствуют формированию когнитивных, аффективных, коммуникативных и интрактивных перегрузок.

Специфика службы в военном институте предъявляет особые требования к психике курсанта, к особенностям реагирования, характеру поведения и эмоционально-волевой устойчивости и свойствам личности. Участившиеся экстремальные ситуации — массовые беспорядки, стихийные бедствия, катастрофы, локальные войны и т. п., требующие быстрой ориентации в обстановке и решительных действий, оказывают сильное травмирующее воздействие на психику и приводят к развитию у личного состава внутренних войск различного рода состояний психической дезадаптации.

В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний (Китаев-Смык Л.А., 1983; Лазарус Р., 1970; Бодров В. А., 1995; Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000; Жиляков В. В., 1996 и др.). Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Этот термин широко используется в ряде областей знаний, — именно поэтому в него вкладывается разное содержание в зависимости от причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявления и последствий.

Термин «стресс» обозначает большой круг разнородных явлений, связанных с возникновением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в психологии, физиологии, медицине, социологии и других науках. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание в работах Ю. А. Александровского (1992), В. В. Собольникова (1996), А. Бернар (1994), Ф. Е. Василюк (1984), Ф. З. Меерсона (1981), Н. И. Наенко (1976), Г. Селье (1979), Э. М. Рутмана (1990), Д. Фонтана (1995), В. Н. Карандашева (1993) и многих других исследователей.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса (Г.Селье, 1936;1979 и др.) и появление фундаментальных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека (Китаев-Смык Л.А., 1983; Платонов К. К., 1980 и ДР-).

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у военнослужащих внутренних войск, вызванных региональными и межнациональными конфликтами, локальными войнами и террористическими актами, массовым физическим и психическим травматизмом.

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.

Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций и сводится не только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Одна из актуальных проблем изучения психологических аспектов стресса и его коррекции связана с тем, что традиционное понимание этого состояния заимствовано психологами из физиологии. Популяризация понятия стресса в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психологического и физиологического подходов к его изучению.

В научной литературе вопросы психологических механизмов коррекции стрессовых состояний, методы коррекции, проблемы снятия стресса рассматривались В. В. Собольниковым (1997), JI.M. Аболиным (1989), Д. А. Авдеевым (1991), Х. М. Алиевым (1996), Г. А. Аминевым (1997), И. К. Артюховой (1998), К. Бессер-Зигмундом (1996), Е. В. Веселовой (1995), Л. Д. Гиссен (1990), Л. П. Гримак (1991), Дж. Виткиным (1996), Б. А. Вяткиным (1981), К. М. Гуревич (1970), Гавва Лувсан (1986), В. К. Гайда (1982), О. В. Дашкевичем (1995), Р. Кьел (1993), В. И. Лебедевым (1989), В. А. Леви (1991), А. Н. Леонтьевым (1975), Ф. З. Меерсоном (1973, 1981), В. Э. Мильманом (1983), С. И. Макшановым (1997), В. Д. Небылициным (1976), Л. В. Подоляк (1987), Л. Бассет (1997), И. Лазановым (1989), О. А. Конопкиным (1980, В. В. Суворовой.

Изучению проблем адаптации военнослужащих посвятили свои исследования: А. В. Барабанщиков (1986), В. М. Кулаков (1998), А. Д. Глоточкин (1980), М. И. Дьяченко (1985), И. В. Захаров (1997), А. Е. Зюскевич (1992), Ю. А. Ковалев (1992), И. Д. Кудрин (1983), А. Г. Маклаков (1999), В. Я. Яблонко (1982),.

П.И. Александрович (1991), В. И. Варваров (1989), Ю. А. Елбаев (1991), а также в работах военных педагогов В. П. Давыдова (1986), Э. П. Утлик (1986), В. И. Вдовюка (1989) и др.

В то же время, несмотря на наличие специальных научных исследований, посвященных коррекции стрессовых состояний военнослужащих, в отечественной военной психологии данная проблема разработана недостаточно.

Актуальность исследования конкретизируется и обусловливается также следующими положениями: малой изученностью психологических нарушений и закономерностей их возникновения у военнослужащих в условиях деятельности внутренних войск МВД Россииотсутствием системы медико-психологической помощи военнослужащим внутренних войск, выполнявшим боевую задачу в «горячих точках" — отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у курсантов военного института и военнослужащих внутренних войск МВД Россииотсутствием в учебной программе военного института учебных занятий по психопрофилактике и саморегуляции стрессовых состояний курсантов;

Теоретическая и практическая значимость проблемы психологической коррекции стрессовых состояний курсантов военного института и военнослужащих внутренних войск МВД России и определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в выявлении ведущих психологических факторов, оказывающих влияние на коррекцию стрессовых состояний личности, методов коррекции, средств и механизмов оптимизации коррекции.

Объект исследования. Стрессовое состояние личности.

Предмет исследования. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности.

Гипотеза исследования.

Сформировано несколько допущений гипотезы:

1. Уровень стресса человека зависит от его индивидуальных особенностей.

2. Стрессовое состояние военнослужащего (системное образование) корректируется с помощью системы психических механизмов с опорой на основные, базовые механизмы.

3. Научно обоснованная и апробированная в эксперименте система продуктивных психокоррекционных методов обеспечивает не только снятие стресса, но и его психопрофилактику, обеспечивая и поддерживая психическое и физическое здоровье военнослужащего, способствующее эффективности его профессиональной деятельности.

4. Коррекция стрессового состояния военнослужащих должна базироваться на личностно-ориентированном эклектическом подходе.

Для проведения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения стресса в психологии.

2. Определить изменения стрессовых состояний человека, зависимость этих изменений от личности испытуемых.

3. Разработать и апробировать систему средств коррекции стресса с использованием механизмов релаксации и успешности деятельности.

4. Разработать программу психопрофилактики и продуктивной саморегуляции стресса у курсантов военного института.

5. Систематизировать полученные в процессе исследования результаты в виде рекомендаций, учебно-методических материалов для проведения специальных занятий по продуктивной саморегуляции психических состояний.

Теоретико-методологической основой исследования послужил диалектический метод познания и развития социальных и психических явлений, нашедший отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии (Аболина JT.M., 1987; Ломова Б. Ф., 1991; Эриксона Э., 1960 и др.) — в научных положених о развитии и формировании личности в деятельности (Ананьева Б.Г., 1968; Леонтьева Л. Н., 1975 и др.) — в философских и психологических теориях развития личности (Выготского Л.С., 1996 др.). Особое значение для диссертационного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты психо-терапевтических и коррекционно-развивающих основ воздействия на человека (Рувинский С.Л., 1983; Гримак Л. П., 1991 и др.).

Основной эмпирический материал получен в результате социально-психологического исследования, проведенного в 1998;2000г. с использованием методов наблюдения, анкетного опроса, тестирования, анализа документов (служебных характеристик, результатов профессионального отбора, отзывов на выпускников), анализа результатов деятельности, константирующего и формирующего эксперимента с математической обработкой данных в форме статистического и корреляционного анализов. Научная новизна исследования: выявлено, что служебно-боевая деятельность в военном вузе выступает синтезирующим, системообразующим фактором психологической подготовки курсантов — будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач и представляет собой совместную деятельность курсантов и целенаправленную, активно-преобразующую деятельность руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений по подготовке офицерских кадровэкспериментальное исследование стресса и психологических механизмов коррекции стрессовых состояний личности проведено на выборке курсантов специального взвода военного институтапоказана взаимосвязь психологических факторов испытуемых с уровнем их способностей коррекции стрессовых состоянийэкспериментально определены ведущие психологические механизмы коррекции стрессовых состояний курсантов, к которым отнесены механизмы релаксации и успешности деятельностивыявлены основные пути и условия эффективной и продуктивной психологической подготовки курсантов к освоению методов саморегуляции в экстремальных условиях и ситуациях. Личный вклад автора состоит в анализе сущности и содержания психологической природы стрессового состояния военного специалистав выделении ведущих, личностных и деятельностных факторов, влияющих на стрессоустойчивость и коррекцию стрессового состояния испытуемыхв разработке теста: «Диагностика психоэмоционального напряжения" — в создании методики, позволяющей определить статистическую взаимосвязь между психологическими свойствами личности и относительным изменением показателей стресса обучаемыхв разработке программы для ЭВМ по обработке социометрии и её внедрении в практическую деятельность лаборатории профотбора военного институтав разработке предложений командирам и начальникам МВД России по совершенствованию управления психологической подготовкой курсантов и молодых офицеров.

Эмпирическую базу исследования составили результаты исследовательско-экспериментальной работы, проведенной диссертантом, статистические данные и результаты социологических и социально-психологических исследований, проведенных отечественными учеными. На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях экономической, социально-политической и психологической напряженности общества происходят изменения в эмоционально — волевой сфере личности военного специалиста, которые интенсифицируют развитие стресса. Своевременная психопрофилактика и психокоррекция стресса может способствовать формированию психической устойчивости курсантов, обеспечить гармоничное и эффективное развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств. Стрессовые изменения психики зависят от индивидуальных особенностей и психологической культуры курсанта.

2. Существенное положительное или отрицательное влияние на коррекцию стрессовых состояний испытуемых военного института оказывают следующие психологические факторы:

А) под действием — релаксации изменяются — «толерантность», «адаптивность», «оптимистичность», «тревожность», «сверхконтроль», «интроверсия», «авторитетность» (определяется индексом статуса социометрии)", «контроль эмоциональной напряженности» (определяется шкалой достоверности «коррекции»);

Б) под действием метода коррекции: «Результативность деятельности» меняются «импульсивность», «адаптивность», «толерантность», «коррекция», «оптимистичность», «тревожность», «сверхконтроль».

3. Разработанный автором тест: «Диагностика психоэмоционального напряжения» может быть использован для сравнения уровней стресса курсантов и для изучения эффективности коррекции стрессовых состояний под действием разработанных диссертантом методов коррекции.

Практическую значимость диссертации составляют:

— выводы и практические рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности старших командиров и начальников в вопросах более эффективной психологической подготовки курсантов и молодых офицеров внутренних войск МВД России;

— методика определения психологических факторов и способностей курсантов по саморегуляции стрессовых состояний, позволяющая командованию частей более объективно оценить психологическую подготовленность подчиненных к действиям в напряженных ситуациях, а также дифференцировано подходить к совершенствованию служебно-боевой деятельности курсантов и молодых офицеров на службе во внутренних войсках;

— теоретические положения и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть учтены при подготовке учебной программы: «Методика морально-психологической, подготовки курсантов», приказов и директив Главнокомандующего внутренними войсками МВД России, начальников высших военно-учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими принципамитеоретической аргументацией и апробацией методик на различных этапах исследованиярепрезентативностью выборкисистемным подходом к описанию и изучению объекта исследованиястрогой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследованияреализацией современных методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

В ходе эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные группы испытуемых. Экспериментальная группа состояла из 4 учебных групп испытуемых. В эксперименте изучалось влияние механизма релаксации на коррекцию стрессовых состояний личности (задействовались курсанты 3 курса в количестве 60 человек), изучалось влияние механизма успешности деятельности на снижение уровня тревожности (участвовало 60 человек, обучавшихся на четвертом курсе). Все испытуемые участвовали в программе обучения саморегуляции и коррекции стрессового состояния.

Для сравнения были выбраны четыре контрольные группы, обучавшихся по обычным учебным программам и планам. Воздействие стрессовой ситуации на курсантов экспериментальной и контрольных групп сравнивались посредством анализа результатов этих воздействий.

Исследование экспериментальной группы проводилось на протяжении 2 лет.

Внедрение и апробация исследования. Диссертация выполнена на кафедре психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялось непосредственно в Новосибирском военном институте ВВ МВД России, где обучались молодые курсанты. Теоретические и практические рекомендации, изложенные в диссертации, вошли в учебные планы командирской подготовки офицеров внутренних войск и подготовки курсантов в военных институтах, в программы курсов усовершенствования офицерского состава.

Результаты исследования докладывались на межвузовских, региональных, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях (1992;2000гг).

Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах. Материалы проведенного исследования используются при чтении курсов по военной педагогике и психологии в Новосибирском военном институте ВВ МВД России, других военно-учебных заведениях внутренних войск и на курсах подготовки офицерских кадров.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы: содержит 144 страницы, 10 таблиц, 10 рисунков, 14 приложений. Библиография включает 170 наименования.

Заключение

.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, нами был проведен теоретический анализ работ, посвященных коррекции стрессовых состояний личности, изучению динамики стрессовых состояний курсантов, служебно-боевой деятельности внутренних войск, связанных, в последнее время, с большими психологическими нагрузками, воздействующими на выпускников военного училища при выполнении служебно-боевых задач в «горячих» точках нашей страны.

Одновременно проводилось экспериментальное исследование, в процессе которого изучались методы психологической коррекции стрессовых состояний личности, закономерности психологических коррекционных процессов, выявлялись психологические факторы личности, являющиеся основными (ведущими) в психологической коррекции стрессовых состояний испытуемых, разрабатывалась система психокоррекционных мероприятий курсантов военного института.

Теоретическая и экспериментальная работа по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Проведенный теоретический анализ основных направлений изучения стресса в психологии позволил выявить терминологическую неопределенность понятия стресса и сформулировать его авторское определение. Также выявлено, что курсанты информированы о существовании стресса, его действии на человека, но понимают данное влияние каждый по-своему. Никто из испытуемых не знает пути предотвращения (профилактики) и коррекции стресса. После проведенной психокоррекционной работы испытуемые предложили ввести учебный предмет по обучению техникам борьбы со стрессовыми состояниями в образовательную программу военного института. За введение такого курса выступили 86% обследуемых.

2. В проведенных экспериментах определены изменения стрессовых состояний человека и зависимость этих изменений от личности испытуемых. Было показано, что для того, чтобы личность могла успешно выполнять свои профессиональные обязанности в условиях напряженной деятельности, она должна обладать определенной совокупностью индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.

3. В проведенных исследованиях такие методы психологической коррекции личности как релаксация и результативность деятельности применялись с целью — научить подопечных развивать и совершенствовать способность нормализовать общее самочувствие, снижать уровень тревожности, овладевать приемами саморегуляции и внедрить в практическую деятельность тренинги самокоррекции стрессового состояния курсантов, сформировать психологическую готовность к стрессу и к саморегуляции.

4. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что результаты психокоррекционной работы по уменьшению стрессовых состояний испытуемых под действием релаксации и результативности деятельности зависят от основных (ведущих) психологических факторов личности. Анализ эксперимента по изучению механизма релаксации на коррекцию стрессовых состояний личности позволил определить существенное влияние отдельных личностных составляющих испытуемых («толерантность», «адаптивность», «оптимистичность», «коррекция», «тревожность», «сверхконтроль», «авторитетность») на показатели относительного уменьшения стресса под действием данного метода коррекции, то есть релаксации. Анализ эксперимента по изучению влияния механизма результативности деятельности на коррекцию стрессовых состояний испытуемых позволил выделить личностные составляющие обучаемых («импульсивность», «адаптивность», «толерантность», «коррекция», оптимистичность", «тревожность», «сверхконтроль»), оказывающие существенное влияние на показатели относительного уменьшения стресса под действием результативности деятельности, выступающей в качестве метода психологической коррекции стрессовых состояний курсантов.

5. На основе измерения величины коррекции стрессоустойчивости испытуемых под действием методов релаксации и результативности деятельности в каждом эксперименте были выделены группы обучаемых, имеющих различные уровни способностей корректировать свое стрессовое состояние, построены их усредненные психологические профили, позволившие определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности.

6. Определены и измерены личностные особенности испытуемых, изменяющиеся в процессе психокоррекционной работы. Изучение и оценка психологических параметров абитуриентов с помощью батареи методик позволяет прогнозировать поведение испытуемых в момент действий в напряженной ситуации и их способность к самокоррекции стрессовых состояний.

7. Анализ и оценка уровня стресса производился по разработанному и адаптированному автором для этой цели тесту: «Диагностика психоэмоционального напряжения».

8. Проведенное исследование выявило, что профессиональная деятельность испытуемых военного института внутренних войск отличается от служебной деятельности студентов гражданских институтов. В связи с этим необходимо проводить соответствующие психологические обследования, разрабатывать и внедрять практические мероприятия по психогигиене и психопрофилактике стресса, оказывая помощь в выборе каждым курсантом индивидуальные методы уменьшения стрессового состояния.

9. Служебно-боевые задачи внутренних войск постоянно меняются, становятся сложнее и напряженнее для военнослужащих, следовательно, эти изменения должны постоянно отслеживаться путем анализа служебных отзывов на выпускников, критериев психологических тестов при наборе юношей на первый курс, и уточнения основных, ведущих психологических факторов стрессоустойчивости обучаемых при подготовке их к решению новых, более сложных и напряженных, служебно-боевых задач.

В данном исследовании представлена одна из попыток изучения влияния психологических механизмов на коррекцию стрессовых состояний молодых курсантов, способствующую выполнению служебно-боевых задач внутренних войск МВД России, позволяющую наметить некоторые перспективные направления дальнейшей работы в рамках изучаемой проблемы. Необходимы дальнейшие специальные исследования, направленные на изучение изменений личностных свойств военнослужащих, выполняющих поставленные служебно-боевые задачи в «горячих» точках России и определение психологических факторов, влияющих на психическую устойчивость защитников правопорядка и проведение работы по обучению методам саморегуляции, с использованием принципов индивидуализации и комплексности.

Несомненно, что такие исследования должны осуществляться психологами не только одной воинской части (военного института) внутренних войск, но и других ведомств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения//Вопросы психологии. 1989.-№ 4 с. 141−148
  2. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань, 1987. 261с.
  3. С. И., Румянцева Т. А- Журавлев С. Е. Послесменная релаксация как способ снижения производственного утомления//Способы изучения и предупреждения производственного утомления. Пенза, 1984. С. 86—88
  4. С. И. Комплексы психологической регуляции на автотранспорте//Психическая саморегуляция. М., 1983. Вып. 3. С. 155—157
  5. Д.А. Мы и стресс: Психотерапевт советует. Чебоксары, 1991.- 82с.
  6. П.И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к аремейской жизнедеятельности.- Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С. С., 1991.- 89 с.
  7. Ю.А. Познай и преодолей себя. М., 1992.
  8. А. В. Об адекватности формул самовнушения//Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1976. С. 115—117
  9. А. В. Психомышечная тренировка—метод психической саморегуляции.-М., 1979.
  10. Л.Ф. Проблема активизации личности в психологии: Докт. дисс.-Томск, 1997.-301с.
  11. Х.М. Защита от стресса: как сохранить и реализовать себя в современных условиях.-М., 1996.-239с.
  12. Альбуханова-Славская К.А., Анциферова Л. И. Психология. М.: ин-т психологии РАН, 1997. — 574с.
  13. Г. А. Инструментарий пенитенциарного психолога.-Уфа.:УЮИ МВД РФ, 1997.-168с.
  14. .Г. Человек как предмет познания.-Л.:ЛГУ, 1968.-338с.
  15. А. Психологическое тестирование.- М.: Педагогика, 1982. -Т.2.- 277 с.
  16. А. Психологическое тестирование. Книга 2.-М., 1982.-295с.
  17. Анохин.П. Г. Механизмы и принципы целенаправленного поведения.-М.:Наука., 1972.-295с.
  18. Апробация и стандартизация психодиагностических методов и методик с применением статистики: Учебно-методическое пособие. М.: М-во обороны РФ, 1992.- 62 с.
  19. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии.- М.: Изд. МГУ, 1975.- 206 с.
  20. И. К тренингу//Журнал практического психолога.-1998.-№ 46.-с.21
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М.: Изд-воМГУ, 1984. 104 с.
  22. А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986.96 с.
  23. А.Г. Психология личности:Принципы общепсихологического анализа. -М.:Издательство МГУ, 1990. 367с.
  24. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.:МГУ, 1984−104с.
  25. Бассет.Л. Только без паники!: Как избавиться от чрезмерной тревожности.-Питер, 1997.-281с.
  26. В.Ф., Мельников В. И., Соколков Е. А. Информационная функция служебного отзыва в системе профессиональной подготовки курсантов/Межвуз.конф, — Новосибирск, 1991.- с84−92
  27. . А. Стресс излечим.-М.:Кронпресс, 1994. 181с.
  28. Бессер-Зигмунд К. Магические слова. Пособие по психологической самозащите. СПб, 1996. 213с.
  29. В.А. Психологический стресс.-М., 1995. 85с.
  30. ВарваровВ.И., Вдовюк В. И. Психология и педагогика высшей военной школы.-М.:Воениздат, 1989.- 366с.
  31. Ф.Е. Психология переживания. МГУ, 1984. 200с.
  32. Е.В. Как снять стресс?: гипотезы- эксперименты- методики. Тверь, 1995.-54с.
  33. Дж. Мужчина и стресс. СПб, 1996. 212с.
  34. Военная педагогика и психология//А.В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко.-М.: Воениздат, 1986. 240с.
  35. Военная психология и педагогика. Отв. ред. В. М. Кулаков.-М. Совершенство, 1998.-376с.
  36. JI.C. Мышление и речь.- М.: Лабиринт.- 415 с.
  37. Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика Пресс, 1996. -534 с.
  38. .А. Управление психологическим стрессов в спортивных соревнованиях.-М.: Физкультура и спорт, 1981. 112с.
  39. Гавва Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1986.
  40. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 101 с.
  41. Л. Д. Время стрессов: Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах.-М.:Физкультура и спорт, 1990.-191с.
  42. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/Пер с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  43. А.Д. Психологические вопросы профессионального отбора личного состава // Военная мысль.- 1980.- № 3.- С. 62−69
  44. Гримак Л, П. Общение с собой: начала психологии активности. М., 1991.
  45. Л. П., Звоников В. М. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора//Проблемы управления состоянием человека-оператора. Л., 1984. С. 121—124.
  46. JI. П., Звоников В. М., Скрытников А. И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора//Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983. С. 150—167
  47. Л.П. Резервы человеческой психики-М.:Изд. полит, лит., 1989.-318с.
  48. Л. П., Звоников В. М., Скрьтников А. И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора//Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983. С. 150—167
  49. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности.-М., 1991.320 с.
  50. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Политиздат, 1970.- 271 с.
  51. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис. док. псих. наук. М., 1985.
  52. С.Р. Изучение психических свойств личности в летной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Л., 1980.- 21 с.
  53. Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора . в процессе адаптации к особым условиям//Психологические проблемыдеятельности в особых условиях. М., 1986. С. 63
  54. Л. Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека//Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983. С. 28—54
  55. Н.В., Мельников В. И. Значение и структура мотивационного фактора в психологической коррекции/Науч-практ. конф.-Новосибирск.: НВИ ВВ МВД России, 1999.- С70−72
  56. Н.В., Мельников В. И. Принципы психологической коррекции посттравматических стрессовыхрасстройств/Науч.прак.конф.-Новосибирск.: НВИ ВВ МВД России, 1999.-С61−62
  57. Н.В., Мельников В. И. Дебрифинг как метод психологической профилактики и коррекции кризисных состояний /Сб.науч.ст.Вып.16.-Новосибирск.: НВИ ВВ МВД России, 2000.-С17−18
  58. В.Н. Структура и логика психологического исследования.- М.: Росс, академия наук Ин-т психологии, 1994.- 163 с.
  59. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях.-Минск, 1985.-107с.
  60. М.И., Кандыбович JT.A. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск, Университет, 1976.- 176 с.
  61. Ю.А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно-учебных заведениях : Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1991.- 24 с.
  62. В.В. Особенности морально-психологического состояния военнослужащих и их реабилитация после выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике/Сб. тез. выст. науч.-практ. конф.-Новосибирск: НВВКУ ВВ МВД России, 1996.- С. 66−70
  63. Н.Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности//Психологический журнал.-1983.-т.4-№ 6-с91−105
  64. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии., -Томск, 1993.-272с.
  65. Г. В. Фиксированные формы поведения.-Иркутск:Вост.-Сиб.Кн. изд-во, 1976.-192с.
  66. И.В., Кулагин Б. В. Оценка профессиональной деятельности военнослужащих по психофизиологическим показателям // ВМЖ.- 1982.- № 8.-С. 36−37
  67. Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности:дисс. докт.психол.наук.-Томск., 1997.-459с.
  68. А.Е. Самоубийства среди военнослужащих: причины и пути предупреждения // Ракурс: Теория. Практика. Информация.- М.: Главное управление по работе с личным составом МО РФ, 1992.- № 2.- С.41−48
  69. В.А. Психологические механизмы волевых регуляций.-М.:МГУ, 1991−140с.
  70. Изард, Кэррол Е. Эмоции человека. МГУ, 1980.
  71. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб.науч.тр./Институт психологии/Отв. ред.Б. Ф. Ломов.-1990.-212с.
  72. В.П. Феномен человека.-Новосибирск, 1991.-126с.
  73. Каппони.В., Новак Т. Сам себе психолог. -СПб. Литер, 1994.-215с.
  74. В.Н. Как жить в условиях стресса. СПб, 1993.
  75. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.-115с.
  76. Ковалев Ю. А. Индивидуализация коррекции дезадаптации у моряков, проходящих военную службу по призыву: Автореф. дис. канд. психол. наук.-СПб, 1999.-22с.
  77. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: 1980.
  78. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.:1980.
  79. Ц.П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям/Психология экстремальных ситуаций.-Минск.:Харвест, 2000.-С135−154
  80. Короленко Ц. П, Дмитриева Н. В. Социодинамическая психология и психиатрия.-Новосибирск, 1999.-418с.
  81. Котельникова.В. М. Пособие по саморегуляции самосовершенствованию.-М.:ДомМСП, 1995.-572с.
  82. Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
  83. И.Д., Кулагин Б. В., Дьяконов И. Ф. К вопросу о профессиональном отборе военнослужащих // ВМЖ.- 1983.- № 5.- С. 46−47
  84. Ф.А. Кандидатская диссертация//Методика написания, правила оформления и порядок защиты.-М.:Ось-89, 1998.-206с.
  85. Кьел.Р. Групповая психотерапия. -М.-Прогресс, 1993.-367с.
  86. И. Управление стрессом.-М.:Профиздат, 1989.-143с.
  87. Л. Эмоциональный стресс. М.: 1970.-206с.
  88. В.И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Политиздат, 1989.304 с.
  89. В.А. Искусство быть собой: индивидуальная психотехника. М., 1991.-255с.
  90. А.Б., Кузнецова А.С.Психопрофилактика стрессов.-М.:МГУ, 1993.-121с.
  91. А. Б., Колодезникова Т. С., Родина О. Н., Шишкина И.//Опыт разработки системы психологической релаксации для рабочих микроэлектронной промышленностн//Руководство по эргономике. М., 1986.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.-.Политиздат, -1975.-304с.
  93. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности, — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1987.- 90 с.
  94. X. Аутогенная тренировка. М.: 1983.
  95. В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. М.: Медицина.-1986.-180с.
  96. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М.: Педагогика, 1991.- 297 с.
  97. Ломов Б. Ф. Психологические проблемы в особых условиях деятельности.-М. :Наука, 1985.-232с.
  98. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации//Государственная служба содействия занятости населения.-Петрозаводск.:Изд. Петроком, 1992.-318.
  99. А .Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. докт. психол.наук.-СПБ., 1999.-37с.
  100. С.И. Психология тренинга.-СПб.:Академический проспект, 1997,-387с.
  101. Ф. 3. Адаптация, стресс, профилактика.-М.:Наука, 1981.-284с.
  102. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики.- М.: Медицина, 1973.- 360 с.
  103. В.И., Никулин А. И., Жиляков В. В. Изменение личностных особенностей курсантов в военном училище/Сб. науч.ст. Выпуск 5.-Новосибирск: НВВКУ ВВ МВД России, 1995.- С. 25−30
  104. А.К. Эффективность групповой психотерапии при неврозах по данным катамнеза/Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1998.
  105. В.И. Психологическая природа стрессовых состояний личности.Сб.науч.тр./Отв.ред.В. Г. Леонтьев.-Новосибирск. :НГПУ, 2000.-с56−59
  106. В.И., Никулин А. И., Жиляков В. В. Изменение личностных особенностей курсантов в военном училище/Сб. науч. ст. Вып.5.-Новосибирск.: НВВКУ ВВ МВД России, 1995.- С. 25−30
  107. В.И., Медведко Ю. Ю. Определение сплоченности курсантского взвода с применением ЭВМ/Межвуз. науч.-практ. конф. -Новосибирск.:НВВКУ ВВ МВД России, 1990.-С. 121−125
  108. В.И. Качественный военно-профессиональный отбор молодежи одно из условий решения проблемы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров/Сб. науч. ст. Вып. 10 -Новосибирск.:НВВКУ ВВ МВД России, 1996. С18−22
  109. В. И. Попков В.В. Адаптация курсантов к выполнению служебно-боевой деятельности в войсках за время обучения в военном училище/Сб.науч.тр. 42.-Новосибирск, 1998.- НГПУ, с201−205
  110. А. Музыка форм. Введение в музыкотерапию.-СПб: 1992−86с.
  111. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности//Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
  112. Н.И. Психическая напряженность.- М., 1976.- 112 с.
  113. А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии) / АН Арм. ССР, Институт философии и права.-Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988.- 263 с.
  114. В.Д. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1990.- 405 с.
  115. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.: Наука, 1976.- 335с.
  116. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения.-Л.:ЛГУ, 1983.-205с.
  117. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих: Учебно-методическое пособие.- М.: Министерство обороны РФ, 1992.- 32 с.
  118. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Закон Российской Федерации.- М., 1997.
  119. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.
  120. А.А. Общая психокоррекция.-М.: Творческий центр, 2000.-508с.
  121. Основы военной психологии и педагогики.- Под ред. А. В. Барабанщикова -М.:Просвещение, 1988.-269с.
  122. Л.В. Практические вопросы военной психологии.- М.: Во-ениздат, 1987.- 151 с.
  123. Проблемы морально-психологической подготовки личного состава к действиям в экстремальных условиях/Под ред. А.В.Полозова/Уч.-мет. пос.-Новосибирск.: НВВКУ ВВ МВД России, 1990. 67с, в соавторстве.
  124. Психология активности личности: Тез.докл. Сибирской науч. конференции-Новосибирск:НГПУ, 1996−344с.
  125. Психология и педагогика высшей военной школы. / Под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1989.- 305 с.
  126. Р.С. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс//Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека.- Л., 1976.
  127. Розин.В. М. Психологическая помощь. Психотехники.-М.:РОУ, 1995.-160с.
  128. С.Л. Основы общей психологии.-М., 1946.-704с.
  129. Рувинский С. Л. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли.-М.:Знание, 1983.-159с.
  130. С.Л. Самовоспитание личности.-М.:мысль, 1984.-140с.
  131. П.А. Психология чувств.- М., 1986.
  132. Э.М. Надо ли убегать от стресса?- М., 1990.
  133. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. -Докт. дисс.- Томск, 1997.-301с.
  134. Г. Когда стресс не приносит горя. Пер. с англ.-М.:"Белая Русь", 1992.-115с.
  135. Г. Стресс без дистресса.- М., 1979.
  136. В.В. Цветовой тест Люшера в задачах диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора//Методика исследования диагностики ФС и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях.- М., 1987.- С. 61−71
  137. В.В. Введение в психологию делового общения.- Новосибирск.: НГПУД996, — 273 с.
  138. В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности.-Новосибирск. :НГПУ, 1997.-212с.
  139. Л.Н. Методы психологической диагностики.- М.: ВНИИ-ТЭМРД990, — 73 с.
  140. Е.А. Философско-социологические аспекты формирования личности специалиста в высшей военной школе : Автореф. дис. канд. филос. наук.- Новосибирск, 1990.- 18 с.
  141. Е.А., Мельников В.И. О совершенствовании анализа поступающей информации на выпускников высших военных училищ МВД
  142. СССР/Сб.науч.ст. Выпуск 2. -Новосибирск.:НВВКУ МВД Росси, 1990.-С.65−73
  143. Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им. -СПб, 1994.
  144. В.В. Психофизиология стресса.- М., 1975.
  145. Р.А. Стресс и его значение для организма.- М., 1988.
  146. В.В. Психологическая адаптация человека: Практические советы.- Кемерово, 1993.- 177 с.
  147. Ч. Психология-это просто Практическое руководство по психологической самопомощи.-М.Мысль, 1997.- 638с.
  148. Д. Как справиться со стрессом.-М., 1995.
  149. В. В поисках смысла жизни. -М., 1990.
  150. А. Психология «Я» и защитные механизмы.- М.: Педагогика, 1993.-144с.
  151. Э. Человеческая ситуация. -М., 1995.
  152. С.Х. Двуликий стресс.- Кишинёв, 1986.
  153. Шеляга В. В. Проблемы психологии военного коллектива.-М.:Воениздат, 1973.-302с.
  154. Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение.-М., 1965.-180с.
  155. Юнг К. Г. Структура психики процесса индивидуации.- М., 1995.
  156. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения : Автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1982.- 19 с.
  157. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности : Автореф. дис. канд. психол. наук Кемер. гос. ун-т.- Иркутск, 1995.- 25с.
  158. Bessel A." Van der Kolk «Approaches to treatment of PTSD» Harvard. 1995
  159. B. Christopher Frueh. Daniel W. Smith, and Susan E. Baker Compensation Seeking Status and Psychometric Assessment of Conibat Veterans Seeking Treatment for PSTD Journal of Traumatic Stress. V10. N4,1997
  160. David Read Johnson and Hadar Lubin Treatment Preferences of Vietnam Veterans with Posttraumatic Stress Disorder Journal of Traumatic Stress V10. N3.1997
  161. Robert Rosenheck, Alan Fontana, and Paul Erreralnpatient Treatment of War-Related Posttraumatic Stress Disorder: A 20-Year Perspective Journal of Traumatic Stress VI0. N3.1997
  162. Barbara Olasov Rothbaum. Larry Hodges Virtual Reality Exposure Therapy for PTSD Vietnam Veterans: A Case Study Journal of Traumatic Stress. V12. N2. 1999.
  163. Sack W.H., Clarke G.N., Seeley J. Posttraumatic stress disorder across two generations of Cambodian refugees //Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry .-1995.-Vol.34.-P.l 160−1166.
  164. Xu D., Cui Y., Tseng W.S., Hsy J. Family Background and stress: Camparison among Neurasthenia, Anxiety and Depression in Beijing / Yoshimatsy K., and Tseng W.S. (Eds.) -Asian Family Mental Health // Psuchiatric Research Institute of Tokyo-Tokyo, 1988.
  165. Westermeyer J., Neider J., Callies A. Psychosocial ajustment ofHmong Refugees during their first decade in the Unated States -a longitudinal study // Journal of Nervous and Mental Disease.- 1989-Vol. 177.-P. 132−139.
  166. Abbey S.E., Garfmcel P.E. Neurasthenia and chronic fatigue syndrome: The role of culture in the making of a diagnosis //American Journal of Psychiatry .-1991.-Vol. 148-P. 1638−1646.
  167. Amow D., Harrison R. Affect in early memories of borderline patients // Jomal of Personality acsessment-1991.-Vol. 56.-P.75−83.
  168. Cathebras P. Du «bum out» an «syndrome des yuppies»: Deux avaturs moderes de la fatigue // Scienses Sociales et Sante.-1991.-Vol.9.-P. 65−94.
  169. Heyne C. Taterinnen. Offenc und veisteckte aggression von Franen.-Kreuz Verlag A.G. Zurich-1993-P. 172−181.
  170. Kinzie J.D. Therapeutic approaches to traumatized Combodian refugees // Journal of traumatic Stress-1989-Vol. 2.-P. 75−91.
  171. Boehnlein J.K. The process of recearch in posttraumatic stress disorder // Perspectives in Bioligy and Medicine.-1989.-Vol. 32.-P. 455−465.11 .Что Вы понимаете под стрессом, напряжением.
  172. Какие ситуации вызывают у ВАС психологическое напряжение (подчеркните, допишите)
  173. Экзамены, учеба, наряды, диалог со старшим начальником, учебные стрельбы, выезд в «горячие точки», особенности несения службы, допишите
  174. Как Вы ведете себя в таких ситуациях
  175. Какие методы борьбы со стрессом Вы знаете
  176. Покурить, покушать, спиртные напитки, послушать музыку, покричать, поговорить с другом, побыть одному, физические упражнения, выполнение специальных методик коррекциистрессакакие), допишите5. Нарисуйте напряжение
  177. Тест «Диагностика психоэмоционального напряжения"да пожалуй, пожалуй, нетда нет
  178. Мое сердце бьется учащенно, неравномерно.
  179. Моя поза напряжена, руки сжаты в кулаки.. .
  180. Я чувствую усталость, переутомление.. .
  181. Я сосредоточен и внимателен.. .
  182. Я ощущаю сильное мышечное напряжение.. .
  183. Мне хочется вступить в противоборство скем-нибудь (у меня «чешутся» руки).. .
  184. Мне хочется остаться одному.. .
  185. Я контролирую всю ситуацию в целом.. .
  186. Мое дыхание поверхностно, не хватает воздуха
  187. Я становлюсь очень вспыльчивым иагрессивным.. .
  188. Мне не хочется активных действий, движений.
  189. Мне кажется любые задачи мне по плечу. .
  190. Я испытываю сухость в горле. .
  191. Я бы с удовольствием посетил тренажерный зал, сделал пробежку.. .
  192. Когда я напряжен, я длительное времянахожусь в одной позе. .
  193. Я готов к активной умственной и физическойдеятельности. .
  194. У меня повышенное потоотделение. .
  195. Я рассержен и раздражен и не иду ни на какиекомпромиссы. .
  196. У меня опущены голова и плечи, немного сгорблена спина.
  197. Цели своей деятельности выбираюбез колебаний.
  198. Когда я напряжен, мое дыхание становиться учащенным.
  199. В состоянии сильного возбуждения, не обдумывая, вступаю в драку.
  200. Мне хочется, чтобы меня оставили в покое.
  201. Я полностью уверен в достижении своих целей .
  202. Я чувствую неприятное ощущение в области желудка.
  203. Многие люди вызывают у меня неприязнь, раздражение.
  204. Все вокруг мне кажется серым, однообразным
  205. В ситуациях напряжения я становлюсь энергичным и целеустремленным. .
  206. При возбуждении мои мысли и внимание прикованы к тому, что вызвало стресс. .
  207. Я не могу сдержать брань и реакцию угрозы.
  208. В особых состояниях напряжения у меня возникает оцепенение и все становиться безразличным.
  209. К решению своих задач я приступаю без промедления.
  210. Я не могу сдерживать свои движения (рук и ног)
  211. Когда я напряжен, мой взгляд прикован к одной точке. .1. Анкетаизучения отзывов курсантов на проведенную психокоррекционнуюработу
  212. На какие отрицательные чувства и эмоции Вы можете воздействовать при помощи психологических методов борьбы со стрессом
  213. Какие эмоции Вы пережили в процессе проведения: медитативной техники представления образовтехники мышечной релаксацииаутогенной тренировки
  214. Какой из предложенных методов подходит Вам больше: медитативная техника представления образовтехника мышечной релаксацииаутогенная тренировка
  215. Как Вы оцениваете проделанную Вами работу. Насколько она результативна: 5- 4- 3- 2- 1. (подчеркните, допишите)
  216. Вы будете использовать предложенные методы борьбы с напряжением в процессе учебы, воинской службы (какие)
  217. Является ли, на Ваш взгляд, необходимым введение курса, обучающего техникам борьбы со стрессовыми состояниями, в образовательную программу военного института
  218. Ваши замечания и пожелания к проведению подобных занятий.
  219. Анализ изучения отзывов курсантов на проведенную психокоррекционную работу
  220. На какие отрицательные чувства и эмоции Вы можете воздействовать при помощи психологических методов борьбы со стрессом.
  221. Волнение (20%), возбуждение, напряжение — (50%), расслабление, усталость -(30%).
  222. Какой из предложенных методов подходит Вам больше: — медитативная техника представления образов (35%)-- техника мышечной релаксации (23%)-- аутогенная тренировка (55%)-- не знаю (9%).
  223. Вы будете использовать предложенные методы борьбы с напряжением в процессе учебы, воинской службы (какие)1. Медитация (8%).
  224. Аутогенная тренировка (43%).
  225. Нервно-мышечная релаксация (8%). Скорее всего нет, (свои методы) — (16%). Все методы — (25%).
  226. Является ли, на Ваш взгляд, необходимым введение курса, обучающего техникам борьбы со стрессовыми состояниями, в образовательнуюпрограмму военного института:1. Да (35%).
  227. Побольше таких занятий (17%).
  228. Необходимо ввести курс и обучать с первого курса (8%). Введение курса необходимо, в подходящее время и почаще — (26%).
  229. Не знаю, может быть нет (7%).1. Нет -(7%).
  230. Ваши замечания и пожелания к проведению подобных занятий.- все было замечательно (81%)-- не всегда есть желание расслабляться (11%)-- побольше занятий, связанных со сном (8%).
  231. Методика расчета интерпретационных коэффициентов Г. А.
  232. Аминева для теста М. Люшера
Заполнить форму текущей работой