Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Термодинамическое совершенство системы «Котельная установка-потребители теплоты» дизельных судов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для внедрения новых и модернизации существующих разработок проведение термодинамического эксергетического анализа позволяет решить две задачи: учёт степени термодинамического совершенства рабочих процессов энергетических установок и указание путей увеличения экономии топлива и электроэнергии, вводимых извне. Энергозатраты в судовых системах и механизмах, в значительной степени, обусловлены… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ОЦЕНКА ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ «КОТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА — ПОТРЕБИТЕЛИ ТЕПЛОТЫ» ДИЗЕЛЬНЫХ СУДОВ
    • 1. 1. Структурная схема системы «котельная установка — потребители теплоты» дизельного судна
    • 1. 2. Принципиальные особенности котельных установок дизельных судов и их энергетические характеристики
    • 1. 3. Анализ методов оценки тепловой эффективности рабочих процессов в котельной установке
    • 1. 4. Факторы, влияющие на экономичность котла
    • 1. 5. Термодинамический анализ процессов горения и теплообмена в котле
    • 1. 6. Сравнение оценки эффективности вспомогательных котлов по величинам тепловых и эксергетических потерь
    • 1. 7. Выводы, цели и задачи исследования
  • Глава 2. ЭКСЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ГОРЕНИЯ И ТЕПЛООБМЕНА В КОТЛЕ
    • 2. 1. Затраты эксергии на процесс горения и их доля в общем балансе котла
    • 2. 2. Применение термодинамики необратимых процессов для оценки совершенства процессов горения и теплообмена в котле
    • 2. 3. Влияние конвективной и лучистой составляющих на величину необратимых потерь
    • 2. 4. Оценка доли эксергетических потерь процессов теплообмена и горения и их взаимосвязь
    • 2. 5. Уравнения качественной и количественной связей эксергетических потерь в котле
    • 2. 6. Эксергетический анализ необратимых взаимодействующих процессов в судовом котле
    • 2. 7. Управление процессами горения и теплообмена в вспомогательных котлах
    • 2. 8. Выводы по разделу
  • Глава 3. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО «КУ — ПОТРЕБИТЕЛИ ТЕПЛОТЫ» ДИЗЕЛЬНЫХ СУДОВ
    • 3. 1. Эксергетические характеристики элементов системы «КУ — потребители теплоты»
    • 3. 2. Затраты и потери энергии и эксергии в балансах системы «КУ — потребители теплоты». i {Z
    • 3. 3. Теоретическая оценка тепловой схемы системы «КУ — потребители теплоты». Н
    • 3. 4. Расчётный алгоритм и программа ЭВМ для теоретической оценки эффективности системы «КУ — потребители теплоты» дизельного судна
    • 3. 5. Экспериментальное исследование температур машинного отделения, забортной воды и наружного воздуха
    • 3. 6. Результаты реализации программы эффективности системы «КУ — потребители теплоты»
    • 3. 7. Определение расхода топлива на котёл. 3.8. Выводы по главе
  • Глава 4. ЭКСЕРГОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ «КУ — ПОТРЕБИТЕЛИ ТЕПЛОТЫ»
    • 4. 1. Возможности и особенности применения оценки необратимости процессов системы «КУ — потребители теплоты» к задачам экономики
    • 4. 2. Оценка капитальных и эксплуатационных затрат
    • 4. 3. Оценка технико — экономического совершенства системы «КУ — по требители теплоты» с учётом эксергетического КПД
    • 4. 4. Оценка экономической эффективности модернизированной «КУ — потребители теплоты»
    • 4. 5. Выводы по главе

Термодинамическое совершенство системы «Котельная установка-потребители теплоты» дизельных судов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Масштабы современной энергетики таковы, что потребление ресурсов и взаимодействие с окружающей средой носят глобальный характер. Одним из путей, направленных на энергосбережение природных ресурсов и защиту окружающей среды, является максимальный учёт расходов рабочих сред энергетическими установками, в том числе и судовыми.

Снижение расходов топлива и выбросов в атмосферу в значительной степени зависит от правильного проектирования тепловых схем энергетических установок, при котором учитывается наибольшая часть тепловых потерь. Как правило, решение вопросов, определяющих эффективность тепловой схемы, осуществляется на основе материального баланса энергопотоков установки. Однако, такой подход к расчёту носит односторонний характер, так как при этом не учитываются реальные процессы, сопровождающие рабочий режим проектируемой установки.

В большей степени величина возникающих потерь может быть учтена при использовании анализа тепловых схем методом эксергетического баланса, при котором энегергетическое совершенство определяется не только взаимодействием участвующих масс, но таким термодинамическим показателем, как потери эксергии в процессе и суммарный эксергетический КПД.

Для внедрения новых и модернизации существующих разработок проведение термодинамического эксергетического анализа позволяет решить две задачи: учёт степени термодинамического совершенства рабочих процессов энергетических установок и указание путей увеличения экономии топлива и электроэнергии, вводимых извне. Энергозатраты в судовых системах и механизмах, в значительной степени, обусловлены несовершенством конструкций и неоптимальной организацией тепловых процессов. Применение метода, основанного на эксергетических балансах, позволяет комплексно учитывать особенности работы установки. Имеемые данные показывают, что из общего снижения расхода условного топлива на морском транспорте за последние десятилетия, равного 45,5%, на долю снижения расхода вследствие совершенствования судовых энергетических установок приходится 42,5% [23].

Развитию эксергетического подхода послужили работы Д. П. Гохштейна, И. Р. Кричевского, Я. Шаргута, А. И. Андрющенко, В. М. Бродянского, Г. Н. Кос-тенко, Г. П. Верхивкера, A.M. Цирлина, А. Н. Штыма, В. Н. Слесаренко и др. Одним из направлений, где используется указанный метод, является оценка термодинамического совершенства теплообменных аппаратов и котлов.

Д.П. Гохштейн рассматривает теплообменник как изолированную систему с входящими и выходящими потоками, которые характеризуются расходом и энтропией [30]. В работе представлены примеры эксергетического анализа больших промышленных котлов, в силу высоких параметрических характеристик не приемлемые для судовых котельных установок. При этом отсутствует расчёт химической составляющей эксергии в уходящих газах, что делает пренебрежение этой составляющей бездоказательным. В настоящее время, использование работ Я. Шаргута и Р. Петелы [127] и исследований [20, 53], расчёт этой величины не вызывает затруднений. Д. П. Гохштейн приводит выражение для эксергетического КПД котла нетто, не учитывающее всей разветвлённой сети вспомогательных элементов и систем, работающих совместно с котлом. Неучёт величины выполненной работы по перемещению среды делает рекомендуемую формулу непригодной для нахождения эксергетического КПД всей котельной установки.

В.М. Бродянский называет котёл «пожирателем» эксергии при рассмотрении потерь конденсационной электростанции [21] и доказывает существенную разницу в оценке эффективности по энергетическому и эксергетическому балансам. По данным [21], КПД котла, рассчитанный энергетическим методом, составляет 90,9% при величине эксергетического КПД 77^=46,1%. Это показывает, что благополучие здесь кажущееся. Действительно, более 90% теплоты, выделившейся при сгорании топлива, передано воде и пару, но, поскольку разность температур между продуктами сгорания, с одной стороны, водой и паром — с другой, составляет несколько сот градусов, процесс теплопередачи протекает с большими потерями эксергии. В результате высокий потенциал теплоты, отдаваемой продуктами сгорания, обесценивается почти на 25%. Автор делает предположение, что, возможно, больший регенеративный подогрев питательной воды совместно с предварительным нагревом рабочего воздуха и промежуточным перегревом пара позволяет повысить среднюю температуру теплопод-вода, а тем самым и КПД станции, но повышение параметров пара имеет технические и экономические пределы. К сожалению, В. М. Бродянский не довёл решение этой задачи до практического результата.

Л.П. Андреев и Г. Н. Костенко предложили упрощённые формулы для расчёта эксергетического КПД теплообменника. При достаточной простоте, эти формулы пригодны только для конвективного теплообмена, что делает их неточными при расчётах котлов, в которых значительная часть энергии передаётся радиацией.

Я. Шаргут и Р. Петела приводят в работе эксергию радиации, но не применяют полученные зависимости при расчёте котлов. Расчётами показано, что подогрев исходных продуктов, поступающих в котёл, уменьшает потери от необратимости и утверждается, что существует оптимальная температура подогрева применительно ко всей установке, но полученные уравнения не увязывают с опытными данными для действующих котлов.

В.Б. Ипатовым проведён анализ теплоэнергетического оборудования и определены тарифы в АО «ДАЛЬЭНЕРГО» на базе эксергетического метода [46]. В работе подтверждено, что, используя этот метод, можно рассчитать тарифы на тепло и электроэнергию более обоснованные, чем при использовании тепловых балансов, но, как и в указанных выше работах, автор исследует большие промышленные котлы, не затрагивая потери эксергии во вспомогательных системах, обслуживающих котёл, и не делает разницы в расчётах эксергии радиации и конвективного теплообмена.

Основной характеристикой экономичности котлов является КПД брутто. В справочной литературе его значение колеблется от 75 до 95%. Более интересным, по нашему мнению, было бы значение КПД котла нетто, так как при этом учитываются потери в обслуживающих котёл устройствах. Однако, вследствие того, что схема котельной установки зависит от типа судна, эта величина не получила достаточного распространения, хотя она позволяет определить потери теплоты при производстве пара более точно.

Расчёт потерь эксергии применительно к стационарным энергоустановкам показывает, что основная их доля приходится на котёл (по Я. Шаргуту, эк-сергетический КПД котла достигает, в лучшем случае, 50%), что указывает на безвозвратную потерю 50% входящей эксергии. При таком соотношении, представляется целесообразным рассмотреть потери эксергии в каждом элементе котла и возможности их сокращения с учётом способа теплопередачи. Определить их значение во всех вспомогательных устройствах, обеспечивающих функционирование котла.

Следует отметить, что верхняя граница КПД относится к мощным промышленным котлам с развитыми «хвостовыми» поверхностями нагрева и значительными параметрами пара. Вспомогательные котлы дизельных судов имеют эксергетический КПД значительно более низкий.

Применительно к судовой энергетической установке, значительная доля потребляемого расхода топлива приходится на котельную установку. По данным С. В. Камкина, для сухогрузных судов эта доля составляет 3 — 8%, для танкеров — 22 — 47%, для рефрижераторных судов — 4 — 8% [50]. Исходя из количества публикаций в научной литературе, следует признать, что экономическому совершенству главного двигателя СЭУ уделяется значительно больше внимания, чем второму, по величине потребляемого топлива для значительного количества судов, агрегату — котлу.

В двигателях и котлах очевидна целесообразность борьбы за доли процента КПД. В противоположность этому, обычно, мало считаются с тем, что КПД большинства технологических процессов, выраженный через теоретический и действительный расходы теплоты, чрезвычайно мал [19].

При термодинамическом анализе эффективности преобразования энергии, под которой подразумевается получение максимальной выработки данной продукции (мощность), минимальные затраты на эксплуатацию комплектующих установку агрегатов и достижение при этом минимально вредных экологических изменений, принято использовать энергетический метод, конечной величиной для которого является эффективный КПД установки. Этот метод принято считать определяющим при оценке эффективности процессов и аппаратов.

Однако он характеризуется недостатками, выражающимися в том, что не учитывается качественная неравноценность теплоты и работы, так как теплота различного потенциала отличается неоднозначной работоспособностью. При этом, при определении КПД, во внимание принимаются только те потери, которые зависят от внутренней необратимости цикла, а величина потерь, связанных с конечной разностью температур источников теплоты и рабочего тела, не учитывается.

Принято считать, что достигнутые значения КПД современного котлоаг-регата, полученные при проектировании на основе энергетического баланса, имеют достаточно высокие значения (95−98%).

Передача теплоты при конечной разности температур представляет собой необратимый процесс, сопровождающийся увеличением энтропии и потерей доли максимально возможной работы. Величина необратимо рассеиваемой энергии в замкнутой термодинамической системе пропорциональна повышению энтропии этой системы [12]. Как известно из классической термодинамики, оптимальными, в смысле полезного использования энергии, являются обратимые процессы, в которых энтропия системы не возрастает.

Так оценка потерь необратимого процесса теплообмена от продуктов сгорания только в топке котла в среднем составляет 45−49% теплотворной способности топлива, что указывает на существенное несовершенство топочного устройства.

Это положение указывает на целесообразность оценки эффективности преобразования энергии в элементах энергетической установки отношением действительно полученной эксергии к максимальной эксергии, получаемой за счёт затрачиваемой энергии, что возможно реализовать при использовании эк-сергетического метода и установления на его основе КПД.

В особенности это относится к оценке эффективности преобразования энергии в судовом котле, так как она определяется без взаимосвязи с обслуживающими его элементами.

Пополнение и развитие современного морского транспортного флота осуществляется за счёт строительства судов с дизельными силовыми установками. Работа таких установок связана с использованием водяного пара, который производится вспомогательным котлом. Характерной особенностью котлов является их низкая паропроизводительность. Для сухогрузных судов дедвейтом до 50 тыс. т отечественной и иностранной постройки паропроизводительность вспомогательных парогенераторов составляет 0,4 — 1,2 т/ч и не превышает 2,7 т/ч [108].

Создание вспомогательных котлов и обслуживающих их устройств рассматриваются как второстепенные по значимости агрегаты. Этим объясняется тот факт, что на современных теплоходах до настоящего времени используются недостаточно экономичные конструкции котлов [34]. Качественные показатели этих установок остаются достаточно низкими, и вносимые изменения касаются, в основном, производительностей и поверхностей нагрева [78, 107]. Тепловая схема, способы и аппаратура управления практически остаются неизменными. Достаточно сказать, что на судах рыбодобывающего флота существующие типы котлов не в состоянии обеспечить потребности в паре, удельные расходы топлива очень высокие, а КПД — низкие [101].

Это объясняется тем, что для судовых вспомогательных котлов отсутствует теоретическая основа определения теплоэнергетической эффективности, построенная на анализе потерь не только котла, но и устройств, его обслуживающих. Расчёт котлов этого типа нормативным методом (энергетический баланс) приводит к высоким значениям КПД, не показывающим, что есть большие резервы для экономии топлива.

Как видно из приведенного анализа, это связано, с одной стороны, отсутствием учёта всех потерь, которые сопровождают процесс горения в котле, а также исключением из расчётов эксергетических потерь в обслуживающих котёл устройствах и, следовательно, в тепловой схеме получения и расходования теплоты в целом, 4jo, в конечном счёте, при эксплуатации проявляется в более высоких расходах топлива и низкой эффективности использования теплоты.

Исследованиями тепловых схем энергетических установок (Гохштейн Д.П., Бродянский В. М., Андреев Л. П., Андрющенко А. И., Каневец Г. Е., Вуко-вич Л.К.) доказано, что, при их анализе, с использованием эксергетических балансов, можно получить реально достигаемые при эксплуатации показатели тепловой эффективности.

В соответствии с результатами, полученными при анализе процесса действующих на судах вспомогательных котлов, установлено, что как с термодинамической, так и технической точек зрения, необходимо решить ряд задач, на основе которых предложить рекомендации по их последующему совершенствованию.

Решение этих задач реализуется за счёт выполнения исследования, целью которого является:

— оценка процесса вспомогательных котельных установок на базе энергетических балансов и опыта эксплуатации- - эксергетический анализ процессов горения и теплообмена и характеризующих их потерь в котле, с раздельным учётом теплоты, переданной радиацией и конвекцией;

— оценка влияния параметров котла, коэффициента избытка воздуха, температуры окружающей среды на величину эксергетических потерь;

— построение теоретической модели, рассматривающей процессы выработки и использования теплоты как единую систему «котельная установкапотребители теплоты», и программы её решения на ЭВМ;

— определение удельных затрат эксергии судовых вспомогательных котлов с установлением их значений на основе эксергетических потерь;

— разработка рекомендаций по совершенствованию теплового расчёта котельной установки за счёт привлечения эксергетического метода;

— сравнение энерго-экономических показателей действующих судовых котельных установок с достигаемыми при проектировании с учётом эксергетических потерь.

Объектом исследования является система «котельная установка — потребители теплоты» дизельных судов, её тепловые схемы на судах различного на—значения. Предметом исследования является влияние КПД элементов тепловой схемы на экономичность системы «котельная установка — потребители теплоты».

В работе использованы теоретический и экспериментальный методы исследования. Теоретические исследования основаны на эксергетическом и энтропийном методах оценки совершенства элементов тепловой схемы, термодинамике необратимых процессов и методах графового анализа установок. Экспериментальные исследования включают численное моделирование любого теплового режима системы «котельная установка — потребители теплоты» на ЭВМ и физическое — на котельной установке УПС «Надежда». Результаты опытов обработаны математическими методами с применением теории погрешностей измерений.

Предметом защиты являются следующие основные положения диссертационной работы, определяющие её научную новизну:

1. Новые научно-технические решения по оценке и повышению, термодинамического совершенства судовой системы «КУ — потребители теплоты».

2. Анализ зависимости прироста энтропии от коэффициента избытка воздуха, температуры воды и воздуха и их влияния на эксергетический КПД.

3. Оценку процессов горения и теплообмена на основе учёта сопровождающих их необратимых потерь.

4. Термодинамический анализ распределения теплового потока в котле между поверхностями нагрева.

5. Методику использования моделирования на ЭВМ теории графов для установления взаимодействия системы «котельная установка — потребители теплоты».

Практическую ценность имеют следующие результаты:

1. Разработана программа для ЭВМ, предназначенная для моделирования тепловых режимов системы «котельная установка — потребители теплоты», что позволяет выбирать КУ уже на стадии проектирования.

2. Даны рекомендации по расчёту расхода топлива и КПД судовой системы «котельная установка — потребители теплоты», основанные на выполненном эксергетическом анализе.

3. Показана целесообразность увеличения площади лучевоспринимающих труб, участвующих в конвективном теплообмене, с целью совершенствования эффективности теплообмена в топке.

4. Указаны элементы системы «котельная установка — потребители теплоты», характеризующиеся наибольшими значениями необратимых потерь и требующие замены в тепловой схеме.

5. Предложена схема, позволяющая применить регулирование воздушной заслонкой по закону минимального суммарного производства энтропии во всех процессах, происходящих при генерации пара.

4.5. Выводы по главе.

1. Предложена методика определения составляющих затрат по системе «КУ — потребители теплоты» на основе значений эксергии на топливо, вспомогательные устройства и рабочую среду с рекомендациями по возможности их применения на ЭВМ.

2. Для совместного наиболее полного учёта как эксергетических потерь, так и экономических затрат, показана возможность использования коэффициента технико — экономического совершенства, в который включают значения це и сумму капитальных и эксплуатационных затрат.

3. Проведена оценка составляющих капитальных и эксплуатационных затрат для систем «КУ — потребители теплоты» трёх типов судов при однозначных периодах работы.

4. Определено изменение коэффициента технико — экономического совершенства для системы «КУ — потребители теплоты» т/х «Амур» с учётом затрат на предлагаемую модернизацию её тепловой схемы.

5. Показано, что при расчётах стоимости вырабатываемого котельной установкой пара по прямому методу, без учёта необратимости процессов в систе ме «КУ — потребители теплоты», имеют место заниженные значения на 8 — 12%.

Оценка термодинамического совершенства системы «КУ — потребители теплоты» и котла дизельного судна, позволили получить результаты, которые могут быть использованы при проектировании новых и анализа работы находящихся в эксплуатации систем «КУ — потребители теплоты».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При решении задач, сформулированных и реализованных в работе, получены следующие основные результаты:

1. Разработаны теоретические основы оценки термодинамического совершенства тепловой эффективности системы «КУ — потребители теплоты» по схеме взаимодействия материальных потоков, направленные на совершенствование судовых котельных установок.

2. Проанализированы показатели экономичности всех элементов тепловой схемы КУ и потребителей теплоты для установления и доказательства их значимости в составе системы «КУ — потребители теплоты».

3. Показана возможность применения эксергетического метода для расчёта расходуемого котлом топлива в зависимости от параметров используемой теплоты и температуры окружающей среды.

4. Получены теоретические зависимости и разработаны алгоритм и программа ПЭВМ для расчёта тепловой эффективности системы «КУ — потребители теплоты» на основе:

— представления КУ и потребителей теплоты как системы с взаимодействующими связями;

— определения степени влияния каждого элемента тепловой схемы на параметры процесса и построения опорного граф-дерева материальных и энергетических потоков;

— определения уравнения эксергетического КПД системы «КУ — потребители теплоты» в зависимости от значений эффективности и коэффициентов влияния элементов, её составляющих.

5. Предложено новое математическое и физическое описание необратимых потерь в основных процессах котла, представленное следующими результатами:

— определением, на основе эксергетического анализа, потерь в котле и их влияние на КПД;

— оценкой термодинамического совершенства процессов горения и теплообмена;

— установлением влияния на величину необратимых потерь в котле параметров — нагрузки, коэффициента избытка воздуха, температуры окружающей среды;

— количественным сравнением распределения радиационной и конвективной составляющих теплового потока в котле и доли их участия в необратимых процессах;

— определением влияния параметров рабочих сред (вода, воздух) на значение необратимых потерь.

6.Установлено влияние на тепловую эффективность и КПД котла значений эксергетических потерь в нём.

7. Предложена схема управления вспомогательного котла для поддержания минимального производства энтропии в его основных процессах путём воздействия на коэффициент избытка воздуха.

8. Проведены экспериментальные измерения показателей работы вспомогательного котла ПУС «Надежда» и получены сравнительные энергетические и эксергетические характеристики и при этом:

— подтверждено существование прямой пропорциональности между значениями расхода топлива и эксергетической температурной функцией потребителя;

— предложена зависимость температуры воздуха в машинном отделении от температуры окружающей среды.

9. Приведён расчёт капитальных, эксплуатационных затрат и показателей экономической эффективности системы «КУ — потребители теплоты» с введением коэффициента технико-экономического совершенства, определяемого значением эксергетического КПД и величиной удельных потерь эксергии в системе «КУ — потребители теплоты».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А., Герловин Л. И., Гусев Б. Д. и др. Под ред. Абагянца Г. А. Основы теории и расчёта корабельных паровых котлов. Учебник для курсантов высших военно-морских инженерных училищ. — М.: Воениздат, 1959. — 389 с.
  2. A.M., Бильдер З. П., Ясинский А. С. Эксергетический КПД теплообменников «вода пар» с учётом гидравлических сопротивлений // Изв. вузов. Энергетика. — 1970. — № 7. — С. 107−110.
  3. С.А., Цирлин A.M. Предельные возможности теплообменников при различных моделях потоков теплоносителей // Теплоэнергетика. 2001. № 5. С. 64−68.
  4. С.А., Андресен Б., Саламон П., Цирлин А. М., Юмагужина В. Н. Предельные возможности тепломеханических систем. Процессы с одним источником // Известия академии наук. Энергетика. 1998. — № 2. С. 118−126.
  5. В.А. Теплообменные аппараты для вязких жидкостей. Основы расчёта и проектирования. Л.: Государственное энергетическое издательство, 1961.- 172 с.
  6. Л.П., Костенко Г. Н. Эксергетические характеристики эффективности теплообменных аппаратов // Изв. вузов. Энергетика. 1965. — № 3. — С. 53−60.
  7. Л.П., Никулыпин В. Р., Рабе Ф. Х. Алгоритм определения эксергетических характеристик тепловых схем электростанций // Изв. вузов. Энергетика. 1988. — № 10. — С. 60−65.
  8. Л.П. Обобщённое уравнение связи КПД энергоиспользующей системы и КПД её элементов // Изв. вузов. Энергетика. 1982. — № 3. — С. 77−82.
  9. А.И. Основы технической термодинамики реальных процессов. Учеб. пособие для втузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1975.-264 с.
  10. А.И. О показателях термодинамической эффективности тепловых электростанций // Изв. вузов. Энергетика. 1990. — № 11. — С. 3−9.
  11. А.И., Понятов В. А., Хлебалин Ю. М. Дифференциальные уравнения энтальпии, эксергии и температуры, применяемые для оптимизации теплоэнергетических установок // Изв. вузов. Энергетика. 1972. — № 7. — С. 5966.
  12. Л.В., Михайловский Г. А., Селиверстов В. М. Техническая термодинамика и теплопередача. Учебник для вузов. М.: Высш. школа, 1979. — 446 с.
  13. Г. А., Волошин В. П., Шквар, А .Я., Шостак В. П. Системы судовых энергетических установок. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Судостроение, 1990. — 376 с.
  14. Н.Х., Карвальо М. Г. Экспертная система для управления топочными процессами парового котла // Теплоэнергетика. 1996. — № 6. — С. 68−75.
  15. П.И., Каневец Г. Е., Селиверстов В. М. Справочник по теплооб-менным аппаратам. М.: Машиностроение, 1989. — 365 е., ил.
  16. И.Г., Седых В. И., Слесаренко В. Н. Автоматизация процессов в судовой энергетике. Учеб. для вузов. Под ред. Слесаренко В. Н. М.: Транспорт, 2000. — 395 с.
  17. А.Н. Исследование систем газотурбинного наддува четырёхтактных дизелей в зависимости от среднего эффективного давления. Автореф. дис. канд. техн. наук: 05.08.05. Хабаровск: Хабаровский государственный технический университет, 2002. — 21 с.
  18. Г. Б., Цирлин A.M. Выбор схем регулирования и параметров регуляторов для термодинамически оптимальных теплообменных аппаратов // Теплоэнергетика. 2003. № 1. С. 68−73.
  19. Ф. Техническая термодинамика. Часть вторая. Под ред. Вукаловича М. П. и Кириллина В. А. М., JL: Государственное энергетическое издательство, 1956. — 255 с.
  20. В.М., Верхивкер Г. П., Карчев Я. Я. и др. Под ред. Долин-ского А.А., Бродянского В. М. Эксергетические расчёты технических систем. Справочное пособие Киев: Наук, думка, 1991. — 360 с.
  21. В.М., Фратшер В., Михалек К. Эксергетический метод и его приложения. Под ред. Бродянского В. М. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 288 с.
  22. В.М., Сорин М. В. Принципы определения КПД технических систем преобразования энергии и вещества // Изв. вузов. Энергетика. 1985. -№ 1. — С. 60−65.
  23. М.И. и др. Статистика морского транспорта. М.: Транспорт, 1971.-248 с.
  24. Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М.: Физматгиз, 1963. 708 с.
  25. Г. П. О термодинамическом сопоставлении и анализе схем энерготехнологических установок // Изв. вузов. Энергетика. 1986. — № 11. — С. 9093.
  26. А.И. Техническая термодинамика и основы теплопередачи / Под ред. Гухмана А. А. М.: Металлургиздат, 1956. — 448 с.
  27. Э.М. Предотвращение аварий судовых паровых котлов. -Владивосток: Изд-во АТР, 1995. 116 с.
  28. И.В. Вопросы топливоиспользования на судах. М.: В/О Мортехинформреклама, 1983. — 32 с.
  29. Д. П. Современные методы термодинамического анализа энергетических установок. М.: Энергия, 1969. — 367 с.
  30. С.М., Меркт Р. В., Челабчи В. Н. Вычислительная техника и программирование на ЭВМ. М.: В/О Мортехинформреклама, 1984. — 80 с.
  31. A.M., Шаулов Ю. Х. Термодинамические исследования методом взрыва и расчёты процессов горения. М.: Издательство Московского университета, 1955. -162 с.
  32. A.M., Зинин В. И., Колесниченко А. Г., Нагибин А.Я., Пильдиш
  33. B.Г. Основные направления развития судовых паровых котлов // Судостроение. -1987.-№ 12.-С. 12−15.
  34. A.M. Приближённые зависимости для теплового расчёта судовых котлов. // Судостроение. 1990. — № 6. — С. 21−25.
  35. B.C. Оценка эффективности различных схем утилизации тепла в судовых дизельных установках // Двигателестроение. 1984. — № 9. — С. 12−15.
  36. К.С., Романов В. А., Турлаков А. С., Волков Д. И. Проектирование судовых парогенераторов. Учебник. Л.: Судостроение, 1986. — 336 с.
  37. Н.И., Боричев В. К. Причины повреждений судовых вспомогательных огнетрубных и огнетрубно-водотрубных котлов. Серия «Техн. экспл. флота», вып. № 16(708). М.: Мортехинформреклама, 1989. — С. 1−15.
  38. В.И. Котлы морских судов. Компановка и расчёт. Л. Морской транспорт, 1959, 422 с.
  39. В.И., Денисенко Н. И., Костылев И. И. Судовые котельные установки. Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1993. — 218 с.
  40. В.И., Степанов B.C., Черненький В. А. Влияние температуры наружного воздуха на паропроизводительность утилизационного котла ледокола. Серия «Техн. экспл. флота», вып. № 16(612). М.: Мортехинформреклама, 1985.1. C. 7−12.
  41. Н.Д. Эксергия органических топлив // Изв. вузов. Энергетика. -1970.-№ 9.-С. 63−67.
  42. В.И., Колесниченко А. Г., Косматенко В. П., Нагибин А. Я. Морские котлы с газотурбинным наддувом этапы и перспективы развития. // Судостроение. — 1993. — № 4. — С. 9−12.
  43. В.Д., Смирнов Ю. А. Эксплуатация котельных установок дизельных судов. М.: Транспорт, 1971. — 192 с.
  44. Н.Ф., Цаценкин В. К. Приложение теории графов к задачам электромеханики. М.: Энергия, 1968. — 200 с.
  45. В.Б. Эксергетический анализ теплоэнергетического оборудования и определение тарифов в АО «ДАЛЬЭНЕРГО»: Дис. канд. техн. наук: 05.14.04. Владивосток, 1999. — 232 е.: ил.
  46. В.Б. Эксергетический расчёт блока 210 Мвт Приморской ГРЭС. (Учебное пособие). ДВГТУ, Владивосток, 1998. 48 с.
  47. Е.И., Бродянский В. М. Основные положения методики термоэкономического анализа комплексных процессов // Изв. вузов. Энергетика. -1973. -№ 12. -С. 57−64.
  48. Е.И., Бродянский В. М. Термоэкономический метод распределения затрат в многоцелевой технической системе // Изв. вузов. Энергетика. -1974. -№ 3.- С. 58−63.
  49. С.В. Анализ коэффициента полезного действия судовых дизельных установок. М.: Транспорт, 1965. — 111 с.
  50. Г. Е., Вукович JI.K., Никулыпин В. Р. Об оптимальном распределении эксергетических потерь // Изв. вузов. Энергетика. 1979. — № 9. — С. 112 116.
  51. Е.П. Определение доли конвективного тепловосприятия в высокофорсированной топке // Судостроение. 1974. — № 10. — С. 23−27.
  52. В.В. и др. Методика расчёта эксергии в процессах разделения нефти и нефтепродуктов // Химия и технология топлив и масел. 1977. — № 9. — С. 7−11.
  53. А.П., Лелеев Н. С., Панасенко М. Д. и др. Под ред. Ковалёва А. П. Парогенераторы. М., Л.: Энергия, 1966. — 448 с.
  54. Ю.М. Повышение эффективности топливной системы котла в комплексе экологической безопасности судовой энергетической установки: Дис. канд. техн. наук: 05.08.05. Владивосток, 2001. — 153 с.
  55. П.К., Филимонов С. С., Хрусталёв Б. А. Теплообмен в камерах сгорания паровых котлов. М.: Речной транспорт, 1960. — 269 с.
  56. И.И., Коняев Д. В. Судовые системы теплоснабжения с органическим теплоносителем. // Судостроение. 1996. — № 7. — С. 22−25.
  57. Н.И. Использование топлив и масел на морских судах. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1970. — 136 с.
  58. В.И. Экономические обоснования при проектировании морских судов. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1981. — 280 е., ил.
  59. А.Г., Руденко А. В., Цирлин A.M. Оптимальное управление в термодинамических системах с конечной ёмкостью источников // Автоматика и телемеханика. 1985. — № 6. — С. 20−32.
  60. П.П. Испытания судовых паросиловых установок. М.: Речной транспорт, 1957. — 358 с.
  61. Кюз В. В. Эксплуатационная эффективность энергетических установок рыбопромысловых судов. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1975. — 232 с.
  62. A.M. О термодинамической оценке теплообменных аппаратов с гетерогенными теплоносителями // Изв. вузов. Энергетика. 1974. — № 12. -С. 117−120.
  63. Ле Суан Он. Эксергетический анализ глубокой утилизации тепла в су-. довых энергетических установках теплоходов. Автореф. дис. канд. техн. наук: 224. Одесса: Одесский институт инженеров морского флота, 1968. — 22 с.
  64. С.Б., Цирлин A.M. Оценка термодинамического совершенства и оптимизация теплообменников // Теплоэнергетика. 1988. № 10. С.87−91.
  65. Ю.М. и др. Компоновка и тепловой расчёт парового котла. Учеб. пособие для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 208 е., ил.
  66. .И. Морские паровые котлы. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1970. — 368 с.
  67. .И. Экономия топлива на морских пароходах. М.: Морской транспорт, 1958. — 156 с.
  68. В.Н., Шатров М. Г., Камфер Г. М. и др. Теплотехника. Учебник для вузов / Под ред. Луканина В. Н. М.: Высш. шк., 2000 — 671 с.
  69. И.И., Голышев Л. В., Мысак И. С. Методика определения потери тепла паровым котлом в окружающую среду // Теплоэнергетика. 2001. — № 10. -С. 67−70.
  70. Д.Х., Лич P.M. Судовые паровые котлы. Пер. с англ. М.: Транспорт, 1985. — 295 с.
  71. Мировое судоходство в 2000 году // Морской флот. 2001. — № 5. — С.3−6.
  72. В.А., Цирлин A.M. Предельные возможности и оптимальная организация регенеративного теплообмена // Теплоэнергетика. 1987. — № 2. — С. 32−36.
  73. С.И. Экономичность мощных зарубежных котлов // Теплоэнергетика. 1988. — № 10. — С. 71−74.
  74. В.В. Техническая термодинамика и теплопередача. Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1980 — 469 с.
  75. Ю.И. О конструктивных недостатках судовых вспомогательных котлов. // Судостроение. 1988. № 4. — С. 19−21.
  76. А. А., Слесаренко В. Н., Карастелёв Б .Я. Эксергетический анализ процесса в судовых вспомогательных котлах // Труды ДВГТУ. 2001. Выпуск 129.
  77. А.А. Особенности эксергетического анализа дизельных судов // Сборник докладов 49-й молодёжной научно-технической конференции «Творчество молодых интеграции науки и образования». — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2001. — С. 197−202.
  78. А.А. Прирост энтропии при работе котельной установки // Сборник докладов 49-й молодёжной научно-технической конференции «Творчество молодых интеграции науки и образования». — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2001.-С.214−218.
  79. А.А., Слесаренко В. Н. Повышение тепловой эффективности рабочих процессов в котельных установках // Повышение надёжности судового оборудования: Сб. научн. тр. / Мор. гос. ун-т / Отв. ред. Л. Б. Леонтьев. Владивосток: МГУ, 2002. — С. 105−109.
  80. А.А., Слесаренко В. Н. Эксергетический анализ процессов вспомогательного котла // Труды ДВГТУ. Владивосток, 2003. — С. 96 — 103. Выпуск 134. Теплоэнергетика.
  81. ЯЛ. Теплотехнические расчёты по приведенным характеристикам топлива (обобщённые методы). М.: Энергия, 1977. — 253 с.
  82. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30−97. С.-Пб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 1997. — 344 с.
  83. И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур: Пер. с англ. Ю. А. Данилова и В. В. Белого. М.: Мир, 2002. — 461 е., ил.
  84. Н.И. Судовые паровые котлы. Теория и расчёты. Д.: Судостроение, 1965. — 510 с.
  85. СЛ., Александров А. А. Теплофизические свойства воды и водяного пара. М.: Энергия, 1980. — 424 с.
  86. А.В., Орлов В. Н. Предельные возможности необратимых термодинамических процессов (обзор) // Теплоэнергетика. 1984. № 9. — С. 68−70.
  87. В.М., Бажан П. И. Термодинамика, теплопередача и тепло-обменные аппараты. Учебник для институтов водн. трансп. М.: Транспорт, 1988.-287 с.
  88. B.C., Черемисин В. И. Расчёт и выбор вспомогательных механизмов судовых дизельных энергетических установок. Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1990. — 39 с.
  89. Л.И., Сень A.JI. Улучшение качества и потребительских свойств котельных установок. Владивосток.: Изд-во ИНТЕРМОР- 1997. — 102 с.
  90. Л.И., Якубовский Ю. В. Парогенераторные установки на морской воде. Л.: Судостроение, 1979. — 232 с.
  91. С.М. К расчёту расходной характеристики парогенератора ТГМП-314 // Изв. вузов. Энергетика. 1979. — № 9. — С. 109−111.
  92. В.А. К вопросу об оценке экономичности работы ТЭЦ // Изв. вузов. Энергетика. 1974. — № 12. — С. 110−114.
  93. В.Н. Дистилляционные опреснительные установки. М.: Энергия, 1980. — 248 с.
  94. В.Н. Опреснительные установки. Владивосток.: Изд-во ДВГМА, 1999. — 244 е., ил.
  95. Ю.А., Иванов В. Д., Пиир В. И. Номограмма для определения расхода топлива на котельную установку теплохода. Техн. -экон. информ. Серия «Техн. экспл. флота», вып. № 30 (230). М.: Мортехинформреклама, 1970. — С. 21−23.
  96. А.Ю. Состояние вспомогательных котельных установок морских судов. Экспресс-информ. Серия «Техн. экспл. флота», вып. № 18 (830). -М.: Мортехинформреклама, 1994. С. 1−7.
  97. Современные судовые автоматизированные парогенераторные установки / Под ред. В. И. Енина. М.: Рекламинформбюро ММФ, 1975. — 75 с.
  98. М.В., Бродянский В. М. Методика однозначного определения эксергетического КПД технических систем преобразования энергии и вещества // Изв. вузов. Энергетика. 1985. — № 3. — С. 78−88.
  99. . Повышение эффективности использования топливо-энергетических ресурсов на судах //Морской флот. 1999. — № 6. — С. 22.
  100. Справочник судового механика. Том первый / Под ред. JI.JI. Грицая. -М.: Транспорт, 1973. 696 с.
  101. Справочник судового механика. Том второй / Под ред. JI.JI. Грицая. -М.: Транспорт, 1974. 679 с.
  102. Справочник по математике для научных работников и инженеров. Корн Г., Корн Т. М.: Наука, 1984. — 831 с.
  103. В.Ф. Автоматика как средство диагностики на морских судах. JL: Судостроение, 1979. — 312 с.
  104. О.А. Требования к системам топливоподготовки транспортных судов морского флота. Техн.-экон. информ. Серия «Техн. экспл. флота», вып. № 18(199). М.: ЦБНТИ ММФ, 1969. — С. 3−15.
  105. Е.И., Бильдер З. П. Термическое обезвреживание минерализованных промышленных сточных вод. JL: Химия, 1975. — 207 с.
  106. А.С., Нагибин А. Я., Андреев А. В. Тепловые характеристики топок судовых котлов // Судостроение. 1982. № 5. — с. 18−20.
  107. В.М., Залётов В. М., Руденко В. И., Беляев И. Г. Эксплуатация судовых котельных установок. Учеб. для высш. инж. мор. уч-щ. М.: Транспорт, 1991.-272 с.
  108. В.Н., Артемьев Ю. П., Титова Е. Я. Высокотемпературный подогрев воздуха в котлах // Теплоэнергетика. 1988. № 9. — С. 18−18.
  109. Г. С. Расчёты общесудовых систем: Справочник. JL: Судостроение, 1983. — 440 е., ил.
  110. А.С. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы. Учебное пособие. JI. Судостроение, 1988. — 296 с.
  111. В.Д. Минимизация потерь эксергии, обусловленных конечной разностью температур в теплообменниках криогенных установок // Известия академии наук. Энергетика. 1997. — № 6. С. 147−152.
  112. В.Н., Дунаевская Н. И., Огий В. Н., Барбышев Б. Н. Повышение эффективности сжигания низкосортных топлив методом термохимической обработки // Изв. вузов. Энергетика. 1985. — № 3. — С. 96−100.
  113. Я.Я. Распределение затрат на производство тепла и электроэнергии на ТЭЦ // Теплоэнергетика. 1994. — № 12. — С. 62−66.
  114. Я., Петела Р. Эксергия. М.: Энергия, 1968. — 280 с.
  115. В.П., Редькин В. А. Себестоимость выработки электрической и тепловой энергии на морских транспортных судах // Судостроение. 1971. — № 1. -С. 32−35.
  116. Р.В., Чабан О. Й. Влияние малых изменений температуры на теплообмен в газоходах парогенераторов // Изв. вузов. Энергетика. 1973. — № 12. -С. 71−76.
  117. А.Н. Эксергетический метод анализа. (Методическая разработка). Владивосток, ДВПИ, 1987. 23 с.
  118. А.Н., Ипатов В. Б. Эксергетическая оценка работы Владивостокской ТЭЦ-2. (Учебное пособие). ДВГТУ, Владивосток, 1999. 55 с.
  119. А.С. Эксергетический анализ многоступенчатых термических опреснительных установок: Дис. канд. техн. наук: 05.08.05. Владивосток, 1979. -184 с.
  120. Энергетическая установка т/х «Амур»: Техническое описание 17 340. 360 084.00бт0 / Разраб. ЦКБ «Балтсудопроект». -С.-Пб.: 1994. 72 с.
  121. Г. П. Об эксергетических функциях потока и сложных термодинамических систем // Изв. вузов. Энергетика. 1975. — № 9. — С. 144−146.
  122. Slesarenko V.N., Panasenko A. A. Thermodynamic perfection of auxiliary boiler installations // The First International Exergy, Energy and Environment Symposium (IEEES-1) (13−17 July, 2003): Proceedings of the Symposium. Izmir, Turkey, 2003.-P.29.
  123. Van Dijk J.K., De Moel P.J., Van Den Berkmortel H.A. Optimization design and Cost water in Energetic plants. // Desalination, vol. 52 1984. P. 57−73.
  124. Darwish M.A., El -Reface M.M. Developments in the multi-stage system. // Desalination, vol. 100- 1995. P. 35 64.
  125. El Nushar A.M., A1 — Baghdari H.A. Exergy losses in multiple-effect Snrack desalination plant // Desalination, vol. 116 — 1998. P. 11 — 24.
Заполнить форму текущей работой