Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интегративная технология обучения курсу «научно-техническое творчество» студентов технических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I. В результате проведенного лонгитюдного психолого-педагогического исследования эксперимента на значительной выборке студентов Самарского государственного технического университета и Самарской государственной архитектурностроительной академии (283 человек) установлено его влияние на формирование стилей мышления при отсутствии корреляции с уровнями их общего интеллекта. 2. Эффективность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор опыта и научно-педагогических разработок по преподаванию курса научно-технического творчества
    • 1. 1. Преподавание курса научно-технического творчества в российских и зарубежных технических вузах, колледжах и школах
    • 1. 2. Теоретико-методологический анализ научных публикаций по приобщению учащихся и студентов к научно-техническому творчеству
    • 1. 3. Актуальность проблемы непрерывного приобщения учащихся и студентов к творче (жой>и изобретательской деятельности
    • 1. 4. Формулировани- «оследования
  • Глава 2. Концептуальнь интегративной технолог творчества
    • 2. 1. Общие принци системы непрерыв! творческой и изоб
    • 2. 2. Структуриров- научно-техническ< вузов
    • 2. 3. Интегральная, техническое твор пути реализации IHO-технического ванию и реализации |я и студентов к
  • У///- *А ебного курса
    • 41. » > технических
  • Научно
    • 2. 4. Междисциплинарные связи курса научно-технического ф творчества с дисциплинами учебных планов технических вузов
    • 2. 5. Компьютерная технология поиска новых идей устранения технических противоречий и решения творческих и изобретательских задач
      • 2. 5. 1. Пакет прикладных машинных программ КТТТ-ЗС -инструментарий интеллектуальной компьютерной поддержки творческой и изобретательской деятельности студентов
      • 2. 5. 2. Методика использования пакета компьютерных программ в учебном процессе создания новых и модернизации существующих технических устройств
      • 2. 6. Творческий проект — инновационная форма приобщения
  • J учащихся к творческой деятельности
    • 2. 7. Дидактические аспекты презентации творческих и
    • I. изобретательских разработок студентов, маркетинга и защиты интеллектуальной собственности
  • Выводы по 2-ой главе
    • Глава 3. Педагогический эксперимент по выявлению эффективности интегративной технологии обучения студентов курсу научно-технического творчества
    • 3. 1. Описание психолого-экспериментальной базы и теоретические предпосылки проведения исследования
    • 3. 2. Задачи планирования и техника проведения психологоа педагогического эксперимента

    3.3. Результаты проведенного лонгитюдного педагогического ф эксперимента по влиянию разработанной технологии приобщения к творчеству на развитие общих способностей, рост креативности и качество учебы учащихся.

    Выводы по 3 -ой главе.

Интегративная технология обучения курсу «научно-техническое творчество» студентов технических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложно найти область изобретательной деятельности человека, где бы его ум проявлялся так ярко, как в способности подмечать, неожиданно выявлять, оригинально и конкурентоспособно ставить и настойчиво решать жизненные задачи науки и техники, в том числе, производства. В настоящий период времени до конца не раскрытые законы технического творчества составляют одну из наиболее сложных проблем науки. Особенно труднодоступны для исследования продуктивные компоненты проявления ума в изобретательских и научно-технических открытиях. Особенно-значимые для творческой деятельности и изобретательства внимательность, догадливость, терпеливость, прозорливость и находчивость в решении сложных задач заслуживают внимание со стороны различных, именно, психолого-педагогических наук.

Постоянное творческое развитие расширяет возможности человеческой деятельности, преобразует окружающий мир, создает что-то новое в технике и в её непрерывном усовершенствовании. Это требует целенаправленного формирования образования и перестройки научно-технической деятельности специалистов. При этом предполагается преодоление таких социально-дидактических парадоксов, как приоритет малоэффективных, но легко внедряемых разработоксокращение затрат времени и материальных ресурсов, допускаемых при планировании, проектировании и изготовлении изделийснижение цены ошибок, допускаемых на всех этапах создания новых продуктов труда.

Подготовка будущего специалиста в новых условиях требует интенсификации научно-технической деятельности преподавателей, специалистов, руководителей, ученых и педагогической системы в целом.

Специалисты должны стремиться к тому, чтобы эта система была органичной и целостной. Здесь под органичностью имеются в виду не только структурные содержательные компоненты, но и цели и задачи подготовки студентов к научно-творческой деятельности. То есть нужно четко представлять, для чего учить, чему учить, по какой программе учить, каково должно быть содержание программы?

Конечно, для нас самое главное направление педагогического процесса — это подготовка студентов к научно-технической деятельности, повышение их творческой активности. Для этого нужны преподаватели, которые владеют философией технического творчества и методикой развития творческой активности.

Учитывая большую актуальность проблемы повышения квалификации и переподготовки преподавателей основам научно-технического творчества, мыв своем исследовании будем рассматривать творчество, как раздел науки, как учебную дисциплину, его структуру, его философские основы, методы повышения творческой активности человека.

Выход российского общества из кризиса, равно как и дальнейшее развитие других стран, невозможен без использования высоких интеллектуальных технологий в сфере образования, науки и искусства.

С этой целью учебная дисциплина «Научно-техническое творчество» (НТТ) вошла в программы многих российских технических вузов, общеобразовательных школ и профтехучилищ недавно, в 60−70 годы нашего столетия. Это явление отражает высочайший уровень интеллектуального развития современного общества. Достижения науки, техники, искусства и культуры во многом зависят от людей, которые знают и используют теорию и методы творчества и, в частности, научно-технического творчества.

Выводы по 3-ей главе.

I. В результате проведенного лонгитюдного психолого-педагогического исследования эксперимента на значительной выборке студентов Самарского государственного технического университета и Самарской государственной архитектурностроительной академии (283 человек) установлено его влияние на формирование стилей мышления при отсутствии корреляции с уровнями их общего интеллекта. 2. Эффективность использования интегративной технологии обучения студентов курсу «Научно-техническое творчество», что подтверждена существенным ростом их креативности по показателям гибкости и оригинальности мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование было направлено на разработку теоретических и методических основ интегративной технологии обучения курсу «Научно-техническое творчество» студентов технических вузов, а также экспериментальную апробацию разработанных положений.

Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. На основе проведенного анализа педагогического опыта, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования установлены актуальность и необходимость проектирования содержания и разработки научно-обоснованной технологии обучения курсу научно-технического творчества студентов технических вузов.

2. Спроектирована и внедрена в учебном процессе двухуровневая программа содержания курса научно-технического творчества для студентов технических вузов, одна из которых предназначена для студентов, впервые изучающих этот курс, а другая для тех, кто пропедевтически изучал его в средней общеобразовательной или профессиональной школе.

3. Обоснована и практически реализована интегративная технология обучения курса научно-технического творчества, суть которой состоит в перемежающимся сочетании лекционных и семинарных теоретических занятий и практических занятий с использованием машинных программ поддержки решения творческих и изобретательских задач, с одновременно выполняемым курсовым творческом проектом по совершенствованию известных или созданию новых технических объектов.

4. Разработана методика использования пакета прикладных компьютерных программ для поиска новых идей, устранения технических противоречий и решения многокритериальных оптимизационных задач, проектирования конкурентоспособных технических объектов.

5. Создан банк эвристических тестов закрытого типа для итогового контроля знаний по курсу научно-технического творчества.

6. Диссертационное исследование подтвердило справедливость выдвинутой гипотезы — проведенный психолого-педагогический эксперимент показал, что разработанная интегративная технология обучения курсу научно-технического творчества студентов технических вузов развивает общие и творческие способности студентов, формирует творческое мышление и изобретательские навыкиактивизирует приобретенные знания для разрешения технических противоречийумения применения эвристических приемов и методов при решении творческих технических задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Как нарисовать счастье? Образование Самарский регион. 21 марта 1997 г.
  2. Алексеева Татьяна. Криля Алексеева // Знание Сила. -1996, № 12. -С.125−136.
  3. Алехин В. В Философские проблемы инженерно-технического труда. М.: «Высшая школа», 1983.-95 с.
  4. Г. С. Найти идею. Новосибирск: Изд-во Наука, 1986. -209 с.
  5. П.Н. Техническое творчество учащихся. -М.: Просвещение, 1986. 127 с.
  6. П.Н., Пушилин В. Д. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении. —М/. 1970. 94 с.
  7. Астраханский государственный технический университет, «Автоматизированная система поиска новых технических решений». ИНТЕЛЛЕКТ, -Астрахань: 1994.
  8. Ю.Батышев С. Я, Романцев Г. М., Гершунский Б. С. и др.
  9. А.Л. Из опыта работы с первокурсниками по развитию творческих способностей студентов. // Актуальные проблемы университетского технического образования. Тезисы докладов научно-методической конференции Самара: СамГТУ, 1998. — С. 67.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989. — 192 с.
  11. Д.Б. Творческая одаренность: за и против // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического Общества. Том 7. Вып. 1. Казань: КГТУ, 2000. — С. 242 — 244.
  12. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 526 с.
  13. И.П. Приобщение школьников к творчеству. -М.: Просвещение, 1982. 136 с.
  14. А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М.: ИП РАН, 1994. — С.5 — 39.
  15. Гин А. Главное научиться изобретать. // Управлять школой, № 28, 1997.
  16. А.В. О проблеме творческой подготовки инженера. // Проблемы качества в инновационных образовательных системах профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции. Тольятти: ТолПИ, 1999. — С. 139−142.
  17. В.В. Проблемы развивающего обучения. АПН СССР, -М.: Педагогика, 1986. 236 с.
  18. Н.Г. Творить значит мыслить! / Инженер. СамГТУ, Самара: 6 марта 1998.
  19. В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с. 27.3еличенко А. И. Компьютеры и познание. -М.: Наука, 1990. 125 с. 28.3лотин Б.Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лумина, 1988. -271 с.
  20. А.А. Объемная логическая головоломка. А.С. 1 452 535 СССР. Бюллетень. 19%, № 21.
  21. ЗО.Кедров Б. О творчестве в науке и технике. Молодая гвардия, -М.: 1987. 192 с.
  22. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основеисследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
  23. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994. 344 с.
  24. А .Г. Ведущая роль самостоятельной работы в курсе «Принципы инженерного творчества». // Актуальные проблемы университетского технического образования. Тезисы докладов научно-методической конференции Самара: СамI"ГУ, 2000. — С. 51.
  25. Л.И. Философско-методологические проблемы творчества. // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности.
  26. Сборник научных трудов. Под ред. Кохановича Л. М. М.: НИИВШ, 1990.-С. 5−14
  27. А.И. Творчество в системе качества образования //Качество образования: концепции, проблемы. Материалы Ш Международной научно-методической конференции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. — С. 57 — 60.
  28. В.Г. Элементы философии техники. Методологический анализ.-Самара: СамГТУ, 1997. 26 с.
  29. Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1987. 127 с.
  30. .М. Понятие и сущности технического творчества учащихся. // Управление познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения физике. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции -Самара: СамГПУ, 1998. С. 4344.
  31. И.М. Компьютеры и познание. -М.: Наука, 1990. 125 с. 41 .Махмутов М. И. Проблемное обучение (основные вопросы теории). -М.: Педагогика, 1975. 239 с.
  32. В.Н., Мегедь В. М., Полушкина Л. И. Справочник по педагогическим инновациям. МОУ-П, СамГТУ, Самара: 1998. -172 с.
  33. В.Н., Нестеренко В.М, Кравцов П. Г. Введение в инновационную педагогику. Учебное пособие СамГТУ Самара: 2000, 46 с.
  34. В.Н., Радомский В.М. Как повысить творческие
  35. А способности и научиться изобретать. // Родник. № 2. -Тол ьятти1. Самара: 1996. С. 31−34.
  36. В.Н., Радомский В. М. Эвристические и компьютерные технологии творческой профессиональной деятельности. Часть I, -Самара: СОС В АИР, 1999. 235 с.
  37. В.Н., Радомский В. М., Шимшек Дж. Создание новых и модернизация существующих технических устройств с использованием компьютерной технологии научно-технического творчества. Учебное пособие, СамГТУ-СамГАСА, Самара: 2000. -30 с.
  38. В.Н., Радомский В. М., Шимшек Дж. Тесты для итогового контроля знаний по курсу «Научно-техническое• творчество» // Методическое пособие. Самара: СамГТУ, СамГАСА, 2000, — Юс.
  39. Р.С. Психология. T. I 2-е изд. — М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  40. Павловские клинические среды, т. 2. Под ред. Быкова К. М. —М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1949. 580 с.
  41. М.И. О роли интуиции в научно-техническом творчестве. // Философско-мето дологические проблемы технических наук. Сборник Сост. Тусев М. М. -М.: Моск. Рабочий, 1986. — С. 149−161.
  42. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого-М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 602 с.
  43. С.А., Радомский В. М., Ковалев В. В. Учебно-методические материалы по курсу «Методы научно-технического творчества» // Школа «Компьютерная технология творческой деятельности». -Куйбышев: 1990.
  44. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Изд. Машиностроение, 1988. — 368 с.
  45. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304 с.
  46. Попов В. В. Дистанционное образование в свете креативной
  47. Ф педагогики. // Дистанционное образование. 2/1997. С. 40−42.
  48. Практическая психология / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1997. — 336 с.
  49. Г. Н. Приобщение педагогов и учащихся к творчеству. // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 2-ой Международной научно-практической конференции. Самара: Изд-во СИПКРО, 1997. — С. 252−255.
  50. В.М. Интеллектуальная компьютерная технология научно-технической предпринимательской деятельности. // Инжиниринг малого бизнеса. -М.: Агроконсалт, 1998. С. 206−228.
  51. В.М. Использование интеллектуальных компьютерных технологий научно-технического творчества в интегрированной системе непрерывного образования: концепция, технология обученият // Вестник. Выпуск 3, СамГТУ. Самара: 1995, -№ 3. С. 155−158.
  52. В.М. Компьютерная технология технического творчества. -М.: Изд-во АСВ, 1995. 196 с.
  53. В.М. Компьютерная технология технического творчества. Самара: СамАСИ, 1993.- 172 с.
  54. В.М. Методы развития творческой активности: Учебное пособие. -Самара: Поволжский информационный центрф Международного Фонда «Культурная инициатива», 1994. -160 с.
  55. А. А. Психология и педагогика. -М.: Изд-во Центр, 1996. -336 с.
  56. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПБ.: Питер Ком, 1999.-720 с.
  57. .Е. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. // Научно-методическая конференция. Тезисы докладов, -Санкт-Петербург: 1995.
  58. О.Л., Падалко С. Н., Пиявский С. А. САПР: формирование и функционирование проектных модулей.-М.: Машиностроение, 1987. 270 с.
  59. П. А. Как научиться изобретать. Ужгород: Изд-во «Карпаты». 1973.- 127с.
  60. Советский энциклопедический словарь. Изд.4, Гл.ред. Прохоров A.M. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. -1600 с.
  61. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  62. Л.В., Тихонович В. А., Ануфриева Р. А. и др. Научно-технический прогресс и творческий потенциал человека. -Киев: Наук, думка, 1988. 300с.
  63. Ф 79. Творчество в научном познании. АН БССР, Ин-т философии и права /
  64. Под ред. Д. И. Широканова, Ю. А. Хари на -Минск: Наука и техника, 1976.-231 с.
  65. Техническое творчество учащихся / Под ред. Ю. С. Столярова -М.: Просвещение, 1989. 222 с.
  66. М., Лэйтуэйт Э. Как изобретать? М.: Мир, 1980. — 272 с.
  67. П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. — 263 с.
  68. Т. «Как быть?» 14. ИР № 8/1984.
  69. С.И. О сущности творческой деятельности. // Творческое мышление и научно-технический прогресс. Тезисы докладов. -Курган: 1971. С. 8−10.
  70. Дж. Междисциплинарные связи в структуре курса научно-технического творчества. // Актуальные проблемы университетскоготехнического образования. Тезисы докладов научно-методической конференции Самара: СамГТУ, 1999. — С. 168−169.
  71. Дж., Михелькевич В. Н. Таксономия целей и содержание курса НТТ в системе непрерывного образования. // Актуальные проблемы университетского технического образования. Тезисы докладов научно-методической конференции Самара: СамГТУ, 2000.-С. 181−182.
  72. Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
  73. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. 200 с.
  74. Bilen М. Plandan uygulamaya ogretim. Ankara: Takav, 1993. -230 с.
  75. Erkan H. Biigi toplumu ve ekonomik geii§ me. Tiirkiye i§ Bankasi kiiltur yayinlan, 1994. -251 c.
  76. Gorden W. J.J. Syntectics: the development of creative capacity, Herper & Row,-New York: 1%1.
  77. J. & Aburdene P. Megatrends 2000. foev. Erdal Guven). -istanbul: 1991.-280 c.
  78. Niles L.D. Techniques of value analycis and engineering, McGrav-Hill. -New York: 1961.98,Osman K. Egitim psikolojisi. -Ankara: Kazanci, 1989. -216 c.
  79. Sidney L. Pressey & Francis P. Robinson. Psikoloji ve yeni egitim. (9ev. Hasan Tan), -istanbul: MEB, 1991. -228 c.
  80. Zwicky F. The moiphological method of analycis and construction, Conraut, Annivercary Volume, 1998.
Заполнить форму текущей работой