Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионального интереса у студентов кооперативного института в процессе производственной практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диапазон отношений к профессии экономиста у поступивших в кооперативный институт довольно растянут от уровня призвания к профессии у небольшой части студентов до отрицательного отношения к профессии ^ экономиста вообще. Это обстоятельство требует дифференцированного подхода к каждому будущему экономисту при формировании у него профессионального интереса. Особенно важно это учитывать при… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Научно-теоретические основы процесса формирования профессионального интереса у студентов в условиях вузовского образования
    • 1. 1. Сущность и содержание профессионального интереса
    • 1. 2. Возможные уровни развития профессионального интереса у студентов в процессе вузовского образования
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионального интереса у студентов в условиях производственной практики
  • ПЛ. Производственная практика в системе формирования профессионального интереса у студентов кооперативного института
  • П. 2. Экспериментальная программа производственной практики и результаты ее апробирования

Формирование профессионального интереса у студентов кооперативного института в процессе производственной практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития экономики в стране перед высшим экономическим образованием встают новые серьезные задачи, обусловленные общим направлением интенсификации развития производительных сил и производственных отношений в плане ускорения социально-экономического развития страны. Существенную роль в решении настоящей задачи призван сыграть современный экономист.

Проблема подготовки высококвалифицированных экономистов находится в поле пристального внимания российской науки. Адресуя ей свои фундаментальные исследования, многие ученые (П. Вейлл, М. Вудкок, Р. С Галькович, М. Н. Корочкина В.И. Набоков, Д. Френсис, и др.) особо подчеркивают мысль о том, что деятельность экономиста будет успешной только при условии принципиального соответствия личных качеств экономиста характеру профессиональной деятельности. В качестве одной из важнейших личностных черт, которыми должен обладать экономист, следует выделить профессиональную направленность личности экономиста.

В то же время в современных исследованиях рядом с термином «направленность» все чаще встречается такое понятие, отражающее личностные характеристики специалиста, как «профессиональный интерес» (А.Н. Бритвихин, С. Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина, А. Д. Сазонов и др.). Пристальный интерес к проблемам ориентации на профессию, формирования устойчивого интереса к работе экономиста обусловлен рядом причин.

Прежде всего, это социально-определенные требования российского общества к профессии экономиста. Вне этих личностных качеств воспитание современного экономиста не отвечает сущности задач профессии. Однако в последнее время проблема интереса к профессии приобрела особенную остроту в связи с социальным анализом вопросов стабильности экономических кадров. Одной из самых серьезных проблем в становлении личное экономиста является формирование у него устойчивого интереса к его профессии. По нашим данным, только 21% молодых специалистов занят своей профессиональной деятельностью, 69%, как выяснилось, работают не по специальности, 10% не трудоустроены.

Таким образом, проблема формирования интереса к профессии экономиста выступает не только как вузовская, но и как одна из важнейших социально-экономических проблем, поэтому ее изучение следует закономерно связать с анализом вопросов профессиональной ориентации в целом.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в высшей школе в условиях коренных преобразований в экономике страны предъявляет повышенные требования. Сегодня экономист это и предприниматель, и специалист по всем областям деятельности фирмы. Он должен быть компетентным, обладать рядом личностных и деловых качеств, организаторскими и другими способностями в области коммерции, технологии, уметь работать с кадрами, общаться с зарубежными партнерами и т. д. В учебном процессе для достижения перечисленных умений важное значение имеет производственная практика студентов.

Сформированный интерес к профессии выступает не только в качестве цели учебного процесса в вузе, но и важнейшего условия повышения его эффективности. Производственная практика как особая форма учебно-производственной деятельности имеет широкие возможности для формирования у студентов общественно-значимых мотивов и целей производственной подготовки, активного включения их в решение учебных и производственных задач. Целью программы производственной практики является закрепление теоретических знаний и получение практических навыков в области внешнеэкономической деятельности предприятий и международных экономических отношений.

Поиск оптимальных путей реализации потенциальных возможностей производственной практики является важной задачей учебного процесса кооперативного института.

Производственная практика на выпускном курсе является логическим и завершающим этапом профессиональной подготовки студентов-экономистов. Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Ее цель — подготовка студентов к целостному выполнению функций экономиста.

Особенностью производственной практики является то, что студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда экономиста, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы. Каждому студенту предоставляется возможность включиться во все основные виды деятельности экономиста.

Задача повышения эффективности производственной практики требует сознательного применения теоретических знаний, реализация которых способствует не только их закреплению, но и более осмысленному их усвоению, помогает увидеть уже изученные, знакомые явления, факты с новых сторон, уточнить и углубить некоторые понятия, способствует развитию профессионального мышления.

Производственная практика в наибольшей мере способствует развитию гражданского самосознания экономиста, проявлению и дальнейшему развитию активной профессиональной позиции. Опыт практики свидетельствует о том, что рост интереса многих студентов вуза к своей профессии резко возрастает именно после производственной практики на пятом курсе.

Производственная практика дает возможность проверить степень своей готовности к самостоятельной производственной деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества с точки зрения соответствия их требованиям к экономисту. Поэтому именно в этот период в наибольшей степени интенсифицируется профессиональное самообразование и самовоспитание будущих экономистов.

Специфической особенностью производственной практики является также то, что студенты на определенный период становятся членами коллективов предприятий, фирм и, следовательно, подчиняются их внутреннему распорядку, руководствуются едиными требованиями, единым планом работы, традициями, соблюдают трудовую дисциплину. Как члены коллектива, они принимают участие в экономической деятельности предприятия, фирмы, в изучении и обобщении опыта лучших специалистов. При этом они учатся строить отношения с коллегами, администрацией аа основе уважения такта, взаимопонимания, творческого обсуждения производственных проблем. Практика способствует становлению индивидуального стиля работы будущего экономиста, развитию профессионального мышления, формированию исследовательского подхода к работе. Именно в период производственной практики собирается и обобщается исследовательский материал.

Анализ исследований, посвященных названной проблеме, свидетельствует о том, что формирование интереса к профессии экономиста рассматривается как типологическая характеристика личности, то есть совокупность ее ценностей, активности и удовлетворенности деятельностью, связанной с будущей профессией.

В трудах С. Я. Батышевой, Е. Д. Варнаковой, JI.A. Воловича, М. И. Рожкова, Н. М. Таланчука и других ведущих ученых в области профессиональной педагогики указывается на то, что формирование интереса к профессии требует глубокой разработки в педагогической науке и практике.

Фундаментом исследования служат принципиальные методологические идеи о развитии личности и ее направленности, содержащиеся в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. П. Буевой, А. Н. Леонтьева, B.C. Мерлина,.

В.Г. Максимова, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, A.B. Петровского,.

B.П. Тугаринова и др.

Развитие профессионального интереса является непосредственным результатом деятельности студентов во время производственной практики. Аргументированные доказательства влияния деятельности на развитие личности приводятся в трудах К.А. Абдульхановой-Славской, Л. С. Выготского, М. С. Каган, Б. Ф. Ломова, О. Г. Максимовой,.

C.Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, Г. И. Щукиной и др.

Проблема содержания разных уровней профессионального образования является предметом методологических исследований многих ученых: С. М. Архангельского, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, B.C. Леднева, Л. Г. Семушина, Н. Ф. Талызина, И. Г. Шамсутдинова и др.

Проблема формирования специалиста нашла свое отражение в трудах Н. В. Александрова, Э. Л. Гришина, Д. И. Юзина, Э. Ф. Зеера, М. Н. Катханова, Н. Б. Крыловой, Ю. А. Кустова, О. Т. Лебедева, К. Г. Марквардта, Г. Н. Серикова, М. Ф. Фатхуллина и др.

Основные закономерности обучения, позволяющие прогнозировать результаты обучения, определены Ю. К. Бабанским, A.A. Вербицким, Л. Клинбергом, И .Я. Лернером, Б. Т. Лихачевым, Н. М. Магомедовым, М. Н. Скаткиным, Н. Д. Никандровым и др.

Общетеоретические и практические подходы к решению проблем мотивации учения представлены в работах В. Г. Асеева, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, В. П. Беспалько, A.A. Бодалева, А. Н. Леонтьева, В. Г. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.

Психолого-педагогический потенциал взаимодействия преподавателя и студента, его возможности по формированию оптимальных условий для моделирования деятельности как многоуровневого образования с одновременным освоением мотивационно-смысловой и предметнооперационной сторон нашли отражение в трудах A.A. Бодалева, И. И. Ильясова, В. Я Ляудис, А. Ю. Панасюка и др.

Проблемы идентификации как механизма профессионального развития и становления личности рассмотрены в работах А. Г. Асмолова, В. Г. Агеева, Е. З. Васиной, Д. Сьюпера, В. Ф. Петренко и др.

Совершенствование профессиональной подготовки молодежи, детерминируемое формированием мотивов учения, нашло отражение в трудах П. Р. Атутова, В. Б. Брагиной, P.C. Вайсмана, В. Н. Дружинина, В. И. Жуковской, Е. А. Климова, В. И. Ковалева, B.C. Магуна, Ю. М. Орлова, К. К. Платонова, В. И. Шкуркина др.

Проблема профессионального интереса студентов кооперативного вуза разработана в педагогических и психологических исследованиях недостаточно. Близки к теме нашего исследования работы О. С. Гребенюка, С. П. Крягдже, Ю. А. Кустова, А. Т. Маленко, А .Я. Найна, Г. Н. Серикова, И. П. Яковлева, которые, исследуя проблемы подготовки кадров высшей квалификации, особое внимание уделяют профессиональной направленности обучения в вузах и на этой основе рассматривают мотивацию студентов.

Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в вузе рассматривается в связи с разработкой динамических моделей подготовки специалистов, что нашло отражение в работах И. М. Пейсахова, Е. А. Смирновой, H.H. Нечаева, Н. Ф. Талызиной и др.

Психолого-педагогический аспект профессиональной ориентации рассмотрен в трудах С. И. Вершинина, Е. А. Климова, А. Е. Голомштока, Е. И. Головахи, H.H. Дьяченко, П. А. Шавира и др.

Анализу процесса освоения профессии и ее влияния на внутренний мир человека посвящены работы Е. А. Артемьевой, Ю. Г. Вяткина, В. В. Овсянниковой, В. Ф. Петренко и др.

Осуществленный нами анализ современных исследований, близких данной проблеме, позволяет сделать вывод о необходимости целостного исследования существующей зависимости между профессиональным интересом студентов и характером производственной практики.

Объективное изучение процесса развития профессионального интереса у студентов во время производственной практики на V курсе свидетельствует об имеющихся сложностях решения данной проблемы в кооперативном институте:

• в системе высшего экономического образования зачастую формируется абстрактный специалист, а не индивидуальность с ярко выраженной профессионально-экономической направленностью, через призму которой воспринимаются профессиональные черты и грани личности;

• учебное заведение не решает проблему подготовки специалиста как самоорганизующейся личности, ориентация вуза на функциональную подготовку не способствует формированию у будущего экономиста целостного восприятия его профессии;

• преподаватели вуза не имеют четкого представления о специфических качествах личности студента, его индивидуальных особенностях, мотивах, склонностях, интересах.

Проблема организации производственной практики у студентов кооперативного института представлена фрагментарно в немногочисленных исследованиях. Вопросы развития профессионального интереса студентов-экономистов во время производственной практики не являлись предметом целенаправленного исследования.

Таким образом, налицо противоречие между потенциальными возможностями производственной практики в становлении специалиста и недостаточной реализацией этих возможностей в учебном процессе. Причин здесь много, важнейшей же из них является недостаточная разработанность самой теории подготовки экономистов, в том числе роли и значения производственной практики в учебном процессе.

На основе анализа литературы и практического опыта работы нами сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования профессионального интереса у студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном вузе во время производственной практики?

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном институте.

Предмет исследования: процесс формирования профессионального интереса у студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном институте.

Цель исследования: выявление, научное и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективного формирования профессионального интереса у студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном институте в процессе производственной практики.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание профессионального интереса.

2. Подготовить и провести опытно-экспериментальную работу по формированию профессионального интереса у студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном институте.

3. Выявить педагогические условия, при которых производственная практика оказывает наиболее эффективное влияние на формирование интереса к профессии экономиста.

Гипотеза исследования:

1. На основании анализа психолого-педагогической, философской и специальной литературы и опыта проведения производственной практики мы полагаем, что профессиональный интерес есть единство двух сторон одного и того же явления. С одной стороны, он представляет совокупность связей будущего или настоящего экономиста с руководством, сотрудниками фирмы, ее клиентами, поставщиками, заказчиками, покупателями и т. д., то есть объектами и субъектами профессиональной деятельности, а с другойположительное эмоциональное отношение к ним и к самой деятельности.

2. На наш взгляд, производственная практика будет эффективно влиять на формирование у студентов профессионального интереса, если в ее основу будет заложено моделирование производственного микропроцесса. Настоящее моделирование, как главный путь построения эксперимента, может предоставить наиболее широкие возможности для осознания каждым студентом сущности современных общественных требований к профессии экономиста, формирования общественно-значимого личного идеала будущей профессии, формирования общественно-значимой мотивации профессионального выбора, включение студентов в активное решение учебных и производственных задач. Мы исходим из того, что построение программы практики через моделирование производственного микропроцесса обеспечивает осознанную активную позицию студента в профессиональном самовоспитании.

3. Формирование профессионального интереса у студентов-экономистов в кооперативном институте в процессе производственной практики будет проходить эффективнее, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

• четкая формулировка и решение основных задач производственной практики в соответствии с этапами производственной практики (подготовительный, основной и завершающий), ознакомление студентов с производственным процессом предприятия, включение студентов в производственный процесс, изучение сущности производственной деятельности, формирование у студентов «образа-цели» будущей профессии путем целенаправленного наблюдения за производственной деятельностью и ее анализасамооценка мотивации выбора профессии экономиста, ее подтверждение в условиях первого столкновения с производственной практикойсоздание условий для активного включения студентов в решение учебных и производственных задачовладение студентами методами психолого-педагогического исследования как основы для реализации этапов оценки и выдвижения целивключение студентов в первоначальное теоретико-практическое моделирование производственного микропроцесса, направленное на решение задач подготовки к профессии экономиста и практических производственных задачовладение студентами основами теоретико-практического моделирования;

• включение студентов в исследовательскую деятельность в условиях производстваовладение методами психолого-педагогических исследований при подготовке студентов к активному включению в практику (наблюдение и анализ работы сотрудников предприятия, оценка себя как будущего специалиста, ознакомление с производственным опытом членов рабочего коллективабеседы и интервью с работниками предприятия об идеале будущей профессиианализ эффективности производственного опытаизучение документациианализ своего собственного учебно-производственного опыта);

• четкая формулировка производственных заданий с учетом уровня их подготовки к производственной деятельности;

• постоянная корректировка плана производственных заданий и его выполнение совместно с руководителями практики и коллективной деятельностью студентов;

• сотрудничество и сотворчество студентов-практикантов с работниками предприятия;

• постоянное обращение к производственному опыту работников предприятия;

• при формировании профессионального интереса в ходе производственной практики необходимо постоянное обращение к производственному опыту работников предприятия;

• усложнение в моделировании производственного процесса по линии целеполагания (от постановки цели руководителем до самостоятельного выдвижения цели) и по линии содержательной стороны самой цели (реализуемой в одной, отдельной форме или в комплексе производственных дел);

• высокий профессионализм руководителей производственной практики и достаточный уровень их профессиональной компетентности, которые являются основой нормальных деловых и личностных взаимоотношений со студентами.

Методологической основой исследования явились идеи о деятельностном и личностном подходе к процессу формирования профессионала, о диалектике превращения научного знания в фактор преобразования действительности, о многоступенчатой природе образовательных процессов. Частнонаучную методологическую базу исследования составили концепции педагогической и психологической наук: о педагогических системах (В.П. Беспалько, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королев, Ю.П. Сокольников), о природе производственной деятельности и вузовской педагогики (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), о педагогическом общении (A.A. Бодалеи,.

B.В. Давыдов, М. С. Каган, Д. Карнеги, A.B. Мудрик), о природе профессиональной адаптации молодого специалиста (С.И Архангельский,.

C.Г. Вершловский, Н. В. Кузьмина, И. Д. Лушников, В.А. Сластенин).

Методы исследования:

• теоретический анализ предмета исследования;

• диагностический и формирующий эксперименты;

• моделирование производственного микропроцесса на результатах профориентационной работы;

• анализ программ и программно-методических рекомендаций по производственной практике;

• анкетирование с целью выявления динамики отношений студентов к будущей профессии;

• опрос, интервью, коллективные и индивидуальные беседы со студентами с целью выявления суждений об условиях, при которых практика оказывает действенное влияние на формирование профессионального интереса;

• оценочно-прогностические методики по выявлению уровня сформированности интереса к профессии.

База исследования: Чебоксарский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации, факультет «Экономики и права», кафедра мировой экономики, на которой в течение четырех лет проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами на базе предприятий и фирм Чувашской, Марийской, Татарской и других республик и областей на территории России (Министерство внешних связей Чувашской Республики, отделы внешней торговли областных, краевых (республиканских) потребсоюзов, отделы Таможни Чувашской Республики, отделы ВЭС администраций городов, областей, республик, коммерческие банки, внешнеторговые объединения, частные предприятия, товарные и фондовые биржи, торговые склады, оптовые базы, торговые дома, совместные предприятия, отделы ВЭС производственных предприятий, иностранные фирмы, представительства, международные организации, занимающиеся коммерческой деятельностью).

Этапы исследования:

I этап (1996 — 1997 гг.). Теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме формирования интереса к профессии экономиста;

II этап (1997 — 1999 гг.). Диагностический и формирующий эксперименты в соответствии с программой исследования;

III этап (1999 — 2000 гг.). Проверка полученных данных, обобщение результатов исследования, их апробация и внедрение в практику, оформление материалов исследования в виде диссертации.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: «Реализация программы стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1999 — 2002 годы» (г. Чебоксары, 1998 г.), «Социально-экономические, правовые проблемы и основные направления развития потребительской кооперации» (г. Чебоксары, 1999 г.), на заседаниях кафедры «мировой экономики», а также на совещаниях руководителей практики Чебоксарского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации. По теме исследования опубликовано 11 работ.

Внедрение основных результатов проведено путем организации производственной практики в кооперативном институте со студентами специальности «мировая экономика» на основе рекомендаций, в которые входили материалы исследования, а также путем публикации основных разделов экспериментальной работы в научных сборниках.

Положения, выносимые на защиту: профессиональный интерес есть единство двух сторон одного и того же явления. С одной стороны, он представляет совокупность связей будущего или настоящего экономиста с руководством, сотрудниками фирмы, ее клиентами, поставщиками, заказчиками, покупателями и т. д., то есть объектами и субъектами профессиональной деятельности, а с другой — положительное эмоциональное отношение к ним и к самой деятельности.

В своем развитии профессиональный интерес может иметь следующие уровни развития: 1) безразличное отношение к профессиональной деятельности- 2) любознательное отношение к профессиональной деятельности- 3) уровень увлеченного отношения к профессиональной деятельности- 4) уровень определившейся устойчивой склонности заниматься профессиональной деятельностью, а по своей структуре профессиональный интерес определяется четырьмя компонентами: 1) совокупность общественных связей будущего или настоящего экономиста с руководством, сотрудниками фирмы, ее клиентами, поставщиками, заказчиками, покупателями и т. д.- 2) положительное эмоциональное отношение к руководству, сотрудникам фирмы, ее клиентам, поставщикам, заказчикам, покупателям и т. д. и к самой профессиональной деятельности- 3) интеллектуальнопознавательное отношение студента к профессиональным знаниям- 4) волевая активность в профессиональной подготовке и в самой профессиональной деятельности.

Профессиональный интерес у будущих экономистов успешно формируется в условиях производственной практики в системе следующих условий:

• четкая формулировка и решение основных задач производственной практики в соответствии с ее этапами, ознакомление студентов с производственным процессом предприятия, включение студентов в производственный процесс, изучение сущности производственной деятельности, формирование у студентов «образа-цели» будущей профессии путем целенаправленного наблюдения за производственной деятельностью и ее анализасамооценка мотивации выбора профессии экономиста, ее подтверждение в условиях первого столкновения с производственной практикойсоздание условий для активного включения студентов в решение учебных и производственных задачовладение студентами методами психолого-педагогического исследования как основы для реализации этапов оценки и выдвижения целиформирование умения «видеть» производственный процесс в его реальных микропроявленияхвключение студентов в первоначальное теоретико-практическое моделирование производственного микропроцесса, направленное на решение задач подготовки к профессии экономиста и практических производственных задачовладение студентами основами теоретико-практического моделирования;

• включение студентов в исследовательскую деятельность в условиях производстваовладение методами психолого-педагогических исследований при подготовке студентов к активному включению в практику (наблюдение и анализ работы сотрудников предприятия, оценка себя как будущего специалиста, ознакомление с производственным опытом членов рабочего коллективабеседы и интервью с работниками предприятия об идеале будущей профессиианализ эффективности производственного опытаизучение документациианализ своего собственного учебно-производственного опыта);

• четкая формулировка производственных заданий с учетом уровня их подготовки к производственной деятельности. Выдвижение (совместно с сотрудниками предприятия) цели проведения конкретной работыоценка результативностиколлективный анализ эффективности выполнения заданий;

• постоянная корректировка плана производственных заданий и его выполнение совместно с руководителями практики и коллективной деятельностью студентов;

• сотрудничество и сотворчество студентов-практикантов с работниками предприятия;

• постоянное обращение к производственному опыту работников предприятия;

• усложнение в моделировании производственного процесса по линии целеполагания (от постановки цели руководителем до самостоятельного выдвижения цели) и по линии содержательной стороны самой цели (реализуемой в одной отдельной форме или в комплексе производственных дел);

• высокий профессионализм руководителей производственной практики и достаточный уровень их профессиональной компетентности, которые являются основой нормальных деловых и личностных взаимоотношений со студентами.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: полученные в диссертационном исследовании результаты в своей совокупности содержат решение такой научной проблемы, как проблемы формирования профессионального интереса у студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном институте в процессе производственной практики. В работе:

• определены основные теоретические положения построения модели процесса формирования профессионального интереса у студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном институте, на основании которой разработана и экспериментально проверена соответствующая педагогическая технология;

• выявлена закономерность, согласно которой формирование профессионального интереса у будущих экономистов во многом зависит от степени реализации следующих условий:

1) четкая формулировка и решение основных задач производственной практики в соответствии с ее этапами;

2) включение студентов в исследовательскую деятельность в условиях производства;

3) четкая формулировка производственных заданий с учетом уровня их подготовки к производственной деятельности;

4) постоянная корректировка плана производственных заданий и его выполнение совместно с руководителями практики и коллективной деятельностью студентов;

5) сотрудничество и сотворчество студентов-практикантов с работниками предприятия;

6) постоянное обращение к производственному опыту работников предприятия, на котором проходит производственная практика;

7) усложнение в моделировании производственного процесса по линии целеполагания;

8) высокий профессионализм руководителей производственной практики и достаточный уровень их профессиональной компетентности;

• разработана и внедрена в практику программа формирования профессионального интереса у студентов в условиях производственной практики;

• выделены основные компоненты профессионального интереса личности экономиста, раскрыта динамика и определены уровни его развития;

• определены особенности целевой установки, содержания, форм и методов дидактического процесса в педагогической системе кооперативного института при формировании профессионального интереса у студентов специальности «мировая экономика» в кооперативном институте.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-обоснованная педагогическая технология формирования профессионального интереса личности экономиста способствуют совершенствованию подготовки экономических кадров, определяют необходимость ее пересмотра с позиций формирования профессионального интереса у будущего экономиста. Многократно проверенные в ходе эксперимента методики диагностирования уровня развития профессионального интереса, а также программа его формирования в условиях производственной практики и другие методические материалы, прошедшие экспериментальную проверку, существенно повышают эффективность подготовки экономических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологической оснащенностью исходных параметров исследования, применением комплексной методики, предусматривающей сочетание разных уровней анализа явлений с взаимодополнением и взаимокорректирующими процедурами их наблюдения, репрезентативностью и статистической значимостью массива эмпирических данных, а также сопоставимостью результатов теоретического и экспериментального исследования.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (187 источников) и 9 приложений. Основной текст диссертации изложен на 132 страницах, содержит 8 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы составил 158 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование позволило теоретически обосновать и практически реализовать педагогическую технологию формирования профессионального интереса личности экономиста в системе производственной практики в кооперативном институте.

В системе производственной практики подтверждена выдвинутая гипотеза, согласно которой эффективность исследуемого процесса будет значительной, если совместная деятельность кооперативного института и ф производственной базы строится на основе научно разработанной и планомерно осуществляемой специальной программы, если эта программа предусматривает формирование у будущих экономистов мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального их развития.

На основании анализа психолого-педагогической, философской и ¦ специальной литературы и опыта проведения производственной практики мы выявили, что профессиональный интерес есть единство двух сторон одного и того же явления. С одной стороны, он представляет совокупность связей будущего или настоящего экономиста с руководством, сотрудниками фирмы, ее клиентами, поставщиками, заказчиками, покупателями и т. д., то есть объектами и субъектами профессиональной деятельности, а с другой — положительное Ф эмоциональное отношение к ним и к самой деятельности.

Диапазон отношений к профессии экономиста у поступивших в кооперативный институт довольно растянут от уровня призвания к профессии у небольшой части студентов до отрицательного отношения к профессии ^ экономиста вообще. Это обстоятельство требует дифференцированного подхода к каждому будущему экономисту при формировании у него профессионального интереса. Особенно важно это учитывать при привлечении студентов к различным видам их будущей профессиональной деятельности. Необходимо при этом придерживаться следующей установленной нами закономерности, чтобы сложность и трудность работы экономиста, ее длительность и ответственность за нее соответствовали уровню сформированности профессионального интереса каждого студента. Нами установлены четыре таких уровня развития: 1) безразличное отношение к профессиональной деятельности- 2) любознательное отношение к профессиональной деятельности;

3) уровень увлеченного отношения к профессиональной деятельности;

4) уровень определившейся устойчивой склонности заниматься профессиональной деятельностью.

Производственная практика в кооперативном институте имеет большие возможности в формировании профессионального интереса у студентов, потому что, во-первых, производственная практика, являясь средством формирования профессионального интереса, организует связи студентов с руководством предприятия или фирмы, их сотрудниками, клиентами и т. д. Наличие этих связей определяет объективную основу данного интереса, на которой формируются в неразрывном единстве другие три его проявления: эмоциональное, интеллектуально-познавательное и волевое. Следовательно, эти связи являются главным определяющим показателем профессионального интереса, требующим при его формировании у будущих экономистов постоянного их общения в сфере производственной деятельности.

Во-вторых, общение с руководством предприятия или фирмы, их сотрудниками, клиентами и т. д., участие в профессиональной деятельности в ходе производственной практики всегда сопровождается эмоциональными переживаниями студентов.

В-третьих, производственная практика в вузе предоставляет возможность каждому студенту глубоко изучить систему работы экономиста, познать диалектическую сущность живого, сложного и многогранного учебно-производственного процесса, успех которого зависит не только от мастерства отдельного экономиста, но и от сложности, четкости, высокой культуры труда всего коллектива предприятия, фирмы в целом. Для обеспечения высокого качества методологической и профессиональной подготовки будущего экономиста необходима длительная связь студента с предприятием, фирмой, осуществляемая в плановом порядке и по личной инициативе, с первого дня учебы и до окончания института. При этом теория должна сопровождать производственную практику студентов, помогая им осмысливать сущность деятельности экономиста.

В-четвертых, производственная практика предоставляет каждому студенту большие возможности для проявления волевой активности, которая определяется его способностями преодолевать профессиональные трудности и характеризует действенность сформированного у него профессионального интереса.

Производственная практика эффективно влияет на формирование у студентов профессионального интереса, если в ее основу заложено моделирование производственного микропроцесса. Настоящее моделирование как главный путь построения эксперимента дает наиболее широкие возможности для осознания каждым студентом сущности современных общественных требований к профессии экономиста, формирования общественно значимого личного идеала будущей профессии, формирования общественно значимой мотивации профессионального выбора, включение студентов в активное решение учебных и производственных задач. Мы исходим из того, что построение программы практики через моделирование производственного микропроцесса обеспечивает осознанную активную позицию студента в профессиональном самовоспитании.

Основными педагогическими условиями успешного формирования профессионального интереса у студентов в процессе производственной практики являются следующие:

1) четкая формулировка и решение основных задач производственной, А практики в соответствии с этапами производственной практики (подготовительный, основной и завершающий), ознакомление студентов с производственным процессом предприятия, включение студентов в производственный процесс, изучение сущности производственной деятельности, формирование у студентов «образа-цели» будущей профессии путем целенаправленного наблюдения за производственной деятельностью и ее % анализасамооценка мотивации выбора профессии экономиста, ее подтверждение в условиях первого столкновения с производственной практикойсоздание условий для активного включения студентов в решение учебных и производственных задачовладение студентами методами психолого-педагогического исследования как основы для реализации этапов оценки и выдвижения целивключение студентов в первоначальное теоретико-^ практическое моделирование производственного микропроцесса, направленное на решение задач подготовки к профессии экономиста и практических производственных задачовладение студентами основами теоретико-практического моделирования;

2) включение студентов в исследовательскую деятельность в условиях производстваовладение методами психолого-педагогических исследований при подготовке студентов к активному включению в практику (наблюдение и анализ работы сотрудников предприятия, оценка себя как будущего специалиста, ознакомление с производственным опытом работниковбеседы и интервью с работниками предприятия об идеале будущей профессиианализ ф эффективности производственного опытаизучение документациианализ своего собственного учебно-производственного опыта);

3) четкая формулировка производственных заданий с учетом уровня их подготовки к производственной деятельности. В процесс оформления производственных заданий можно включить: методическое занятие, где определяются цели выполнения задания (задание — как микропроцесс) и проводится теоретическое моделирование различных этапов его выполненияознакомление студентов с опытом работы предприятия в данном направлениивыдвижение (совместно с сотрудником предприятия) цели проведения определенной работыоценка результативностиколлективный анализ эффективности выполнения заданий;

4) постоянная корректировка плана производственных заданий и его выполнение совместно с руководителями практики и коллективной деятельностью студентов. Без такой корректировки часто может возникнуть негативное отношение студентов к производственной деятельности, может сформироваться отрицательный настрой по отношению к предприятию и его опыту;

5) сотрудничество и сотворчество студентов-практикантов с работниками предприятия;

6) при формировании профессионального интереса в ходе производственной практики необходимо постоянное обращение к производственному опыту работников предприятия. При этом мы полагаем, что при организации производственной практики через моделирование производственного микропроцесса материалом для формирования интереса к профессии может служить любой опыт (как позитивный, так и негативный), однако, преобладание только негативных явлений недопустимо;

7) усложнение в моделировании производственного процесса по линии целеполагания (от постановки цели руководителем до самостоятельного выдвижения цели) и по линии содержательной стороны самой цели реализуемой в одной, отдельной форме или в комплексе производственных дел);

8) высокий профессионализм руководителей производственной практики и достаточный уровень их профессиональной компетентности, которые являются основой нормальных деловых и личностных взаимоотношений со студентами.

Наше исследование, наряду с решением главных задач, позволило разрешить ряд частных проблем:

• проблему диагностики профессионального интереса у школьников и студентов;

• проблему планирования внеклассной и воспитательной работы в школе с ориентацией на профессию;

• проблему учета и объективного контроля уровня профессиональных знаний у студентов и другие.

В нашей работе рассмотрены не все аспекты формирования профессионального интереса у будущих экономистов, однако, выявленные закономерности и условия предполагают дальнейшее их изучение и развитие. В то же время результаты нашего исследования уже сегодня позволяют определить стратегическое направление в совершенствовании профессионального образования экономистов в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. В.И. НИРС важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов // Молодежь и научно-технический прогресс. — М., 1974. — С. 9−13.
  3. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1980.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  5. .Г. Ощущение и потребность. Ученые записки Л.: ЛГУ, 1957, вып.• И,№ 244.-С. 170.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 223 с.
  7. Л.Ю. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 37−50.
  8. Л.Ю. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. Т. 2. — № 2. — С. 8−18.
  9. А.П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами. Автореф. канд. дисс. М., 1955. — С. 7.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. Ю.К. Взаимосвязь закономерностей принципов, принципов обучения и способов его оптимизации. // Советская педагогика. 1982. — № 11. — С. 30−32.
  12. Ю.И., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высш. шк., 1987. — 174 с.
  13. В.В., Власов В. В. Что определяет облик специалиста? // Вестниквысшей школы. 1989. № 2. — С. 8−13.
  14. М.Ф. К вопросу о динамике интереса. // Советская педагогика. -1940. -№ 11−12. -С 149- 160.
  15. A.A. Восприятие человека человеком. Л., 1965. — 126 с.
  16. A.A. Личность и общение // Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.
  18. Большая советская энциклопедия. «Интерес». М., 1953, т. 18.- С. 280.
  19. Большая советская энциклопедия. «Интерес». М., 1972, т. 10. — С. 945−946.
  20. Е.Ф. и др. Экономика: Справочник М.: Финансы и статистика, 1997. -399 с.
  21. Е.М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала //
  22. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1976. -Вып. 2.-С. 6−17.
  23. Г. Н. и др. Экономика, организация и планирование работы ВЦ: Учеб./ л 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989. — 238 с.
  24. A.B. Потребность в общении. //Советская педагогика. 1967, № 9.-С. 134- 142.
  25. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991. 41 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  27. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  28. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.- 196 с.
  29. Вопросы профессиональной ориентации и профессиональной направленности учащихся и студентов. Омск: ОГТТИ, 1976. — 82 с.
  30. В поисках оптимального варианта / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1982. — 150 с.
  31. Гак Г. М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме. П Вопросы философии. 1955. — № 4. — С. 17−25.
  32. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» М.: Изд-во МГУ, 1965. -51 с.
  33. И.Д. Деловая игра «Профессиограмма» и ее психолого-педагогические возможности: Учебное пособие. М.: Б.И., 1981. — 39 с.
  34. Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: Автореф. канд. дисс. — Л., 1984. 17 с.
  35. А.Б., Бытленко В. П., Сахно A.B. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975. — 277 с.
  36. Н.М. Формирование профессионально-нравственных ориентаций старшеклассников в процессе производственного обучения: Автореф. канд. дисс. Л., 1982.-21 с.
  37. Г. Е. Интерес как социологическая категория. // Вопросы философии. 1966, № 10. — С. 15 — 26.
  38. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979.-С. 160.
  39. Л.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика. 1939. — № 8 -т 9. — С. 140.
  40. В.П. Соотношение основных интересов школьников. Автореф. канд. дисс. Иркутск, 1968.
  41. Г. К. Потребность и интерес. // Вопросы психологии. 1968. — № 2.-С. 8−14.
  42. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной % системы. М., 1970. — 271 с.
  43. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. -176 с.
  44. Л.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования в подготовке квалифицированных кадров во Франции (организационно-педагогический и дидактический аспекты): Дис. канд. пед. наук. Казань, 1988.-205 с.
  45. М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 168 с.
  46. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе: Автореф. канд. дисс. М., 1972.
  47. И.А. О месте потребности, эмоций и чувств в мотивации личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 145 169.
  48. .И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. // Советская педагогика. 1971. — № 9. — С. 72 — 81.
  49. О.В., Розин В. М. Судьбы образования и человека в истории и на ^ пороге XXI века.//Совр. высш. шк. 1989. — № 3. — С. 3−15.
  50. М.Е., Желязко В. М. Жернов В.И. Познавательная деятельность студентов и пути ее интенсификации: Метод, рекомендации. Челябинск: ЧТУ, 1990.
  51. М.Е., Желязко В. М. Жернов В.И. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов: Метод, указ.
  52. Ъ Магнитогорск: МГМИ, 1990. 80 с.
  53. Н.И. О профессиональной ориентации молодежи. М., 1969. — 48 с.
  54. С.И. Призвание. М., 1968. — 63 с.
  55. С.И. О строгости и доброте. // Воспитание школьников. 1969. — № 6. — С. 22−25.
  56. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя в высшей школе. JI.: * Изд — во ЛГУ, 1974. — 112 с.
  57. В.Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности: Учеб пособие для кооп. учеб. заведений: в 2 ч. / Центросоюз Рос. Федерации. Центр, учебно-метод. каб. М.: Центросоюз России. 1995. — 139 с.
  58. JI.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1964.-148 с.
  59. H.H., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Просвещение, 1989. 134 с.
  60. И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  61. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Л., 1964. — 76 с.
  62. А.Г. Теоретические и методологические проблемы ф исследования социальных интересов: Автореф. докт. дисс. М., 1969.
  63. Г. П. Непрерывное образование веление времени. — М.: Знание, 1988.-46 с.
  64. В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы ф отношений человека. // Ученые записки. ЛГУ, 1956, вып. 9, № 214.
  65. П.И. Психология. М., 1954. — С. 358.
  66. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд — во МГУ, 1987. — 208 с.
  67. Т.А. Актуальные проблемы вузовской педагогики. В сб.: Актуальные вопросы вузовской педагогики. М., 1973. — С. 4−23.
  68. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М.:1. Знание, 1975.- 123 с.
  69. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьника (Пер. с литов.). М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  70. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин. Валгус, Изд-во АПН СССР, НИИ Педагогики Министерства просвещения Эстонской ССР, 1980. 334 с.
  71. Ф 75. Калугин Н. И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  72. С.И. Формирование методов самовоспитания в процессе обучения в вузе (на материале преподавания иностранного языка): Автореф. канд. дисс. -М., 1985.- 16 с.
  73. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов ислужащих: общеотраслевые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих. Вып. 1. — М.: Экономика, 1987. -224 с.
  74. К вопросу о динамике интереса. //Советская педагогика. 1940. № 11−12. -С. 149−160.
  75. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968. — 148 с. 4 80. Климов Е. В. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. — 78 с.
  76. Л.В. и др. Как стать выдающимся экономистом?: Об экономике и в шутку и всерьез. М.: Учеб. лит., 1998. — 281 с.
  77. М.А. Профессионально-педагогическая направленность в системеподготовки молодого специалиста // Советская педагогика. 1983. № 3. — С. 90 — 93.
  78. В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. -1981.-Т.2. -№ 1.-С. 29−43.
  79. А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. — 31 с.
  80. А.Г. Психология. М., 1966. — С. 350.
  81. А.Г. Психология личности. М., 1970. — 390 с.
  82. Al 87. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль. 1984. — 256 с.
  83. Ю.Н., Ларионов М. Л. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1998. — 94 с.
  84. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986. 208 с.
  85. Н.К. Народное образование и демократия. // Пед. соч.: в 6 т. М.:
  86. Педагогика, 1978 1980. т. 1. С. 249−350.
  87. Н.К. Выбор профессии // Пед.соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1978 -1980. т.б.-С. 116−120.
  88. Н.К. Выбор профессии // Пед.соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1978 -1980. т.5.- С. 202−205.
  89. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш.шк., 1990. 10 с.
  90. C.B. Выбор профессии: мотивы и их реализация. М.: Знание, 1986.-78 с.
  91. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216 с.
  92. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи вщ профтехучилище и вузах. Саратов: Изд — во СГУ, 1990. — 160 с.
  93. Д. Модели экспериментов социальной психологии в прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. — 390 с.
  94. И.Д. Психология труда. М., 1963. 203 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997. -187 с.
  96. А.Н. Проблемы развития психики. 4-ое изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-246 с.
  97. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. — 39 с.
  98. А.Н. Психология. М., 1962. — С. 373.
  99. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989. — 172 с.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445 с.
  101. Ш. Экономика для менеджеров: Десять важных инструментов для рук.: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. — 416 с.
  102. A.C. Воспитание в труде // Соч.: в 7 т. М.: Педагогика, 1958. т. 4.-С. 395−405.ф 107. Макаренко A.C. Выбор профессии // Соч.: в 7 т. М.: Педагогика, 1958. т. 5. -С. 392−394.
  103. В.Г., Максимова О. Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары: ЧТУ, 1988. — 76 с.
  104. В.Г., Максимова О. Г. Классные часы по профориентации школьников. Чебоксары: ЧТУ, 1987. — 27 с.
  105. В.Г., Максимова О. Г. Планирование работы по трудовому воспитанию и профориентации в школе. Чебоксары: ЧТУ, 1987. 26 с.
  106. В.Г., Максимова О. Г. Школьникам о профессиях. Чебоксары: Чув. кн. изд. — 1990. — 164 с.
  107. А.Т. Задачи по профессиональной педагогике: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1987. — 168 с.
  108. Ф 113. Маленко А. Т. Интеллигентность специалиста // Полит. Собеседник. 1990. -№ 7. С. 14−19.
  109. К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 27.
  110. М.И. Об исследованиях в профессионально-техническойпедагогике. // Советская педагогика. 1982. — № 2. — С. 46−51.
  111. Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесмена / Н. Я. Сацков. -М.: Ин т праксеологии, 1993. — 399 с.
  112. И.К. Система профориентации и адаптационной работы с молодежью в условиях города: Дис. кан. пед. наук. Челябинск, 1980. — 171 с.
  113. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальныхдетей. М., 1969. — 280 с.
  114. В.Г. О соотношении общественных и личных интересов при социализме. Ученые записки ВПШ при ЦК КПСС, вып. 1,1959. С. 77.
  115. В.Н. О связи склонностей и способностей. В кн.: Склонности и способности. Л., 1962. — С. 3−11.
  116. Никандров Н. Д. Школа и педагогическая наука современной
  117. Великобритании. М.: НИИ ОП, 1988. -30 с.
  118. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой, 13 изд-е, испр. М.: Русский язык, 1985. — 670 с.
  119. .Л. Профессионально-техническое образование за рубежом. -М.: Высш. шк., 1989. 224 с.
  120. Организация проведения производственных практик студентов в новыхусловиях хозяйственного взаимодействия с предприятиями: Материалы науч.-метод. конф. Магнитогорск: МГМИ, 1991. — 30 с.
  121. А.Б. Склонность и профессия. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  122. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 292 с.
  123. А.Е., Рыжов В. М. Производственная практика студентов истажировка молодых специалистов. М.: Высш. шк., 1987. — 144 с.
  124. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. института / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  125. A.B. Вопросы истории и теории психологии. (Избранные 0 труды). М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  126. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  127. П.И., Пасекунов А. Е. Навыки самообразования важная цель обучения // Вест. высш. шк. — 1987. — № 4. — С. 31−34.
  128. П.И., Коротяев Б. И. Актуальные проблемы вовлечения ^ студентов в научно-исследовательскую работу в учебном процессе // НИР вучебном процессе: Межвуз. науч.-лит. сб. Куйбышев. — С. 3−11.
  129. П.И., Коротяев Б. И., Хозяинов В. И. Теоретические основы обучения студентов знаниям и методам познавательной деятельности // Совр. высш. шк. 1980. — № 3. — С. 189−205.
  130. П.И. Сущностная характеристика познавательной ф деятельности // Вестник высш. шк. 1985. — № 9. — С. 35−39.
  131. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина 1970. — 2-е изд. -264 с.
  132. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука. 1972. — 312 с.
  133. . Е.Ф., Макушкин В. Г. Основы физиологии и психологии труда. -М., 1974.-239 с.
  134. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  135. В.А. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи: Сб. науч. трудов. -М.: АПН. 1991. -142 с.
  136. С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: Особенности
Заполнить форму текущей работой