Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое управление организацией на основе концепции возрастающей отдачи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возрастающая отдача способствует появлению так называемых QWERTY-эффектов: эффекта зависимости от предыдущей траектории развития и эффекта блокировки. Эффект зависимости от предшествующей траектории развития (известный также как «эффект колеи») представляет собой такую последовательность экономических изменений, при которой важное влияние на возможный результат могут оказать отдаленные события… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы концепции возрастающей отдачи
    • 1. 1. Эволюция экономических подходов к концепции возрастающей отдачи
    • 1. 2. Экономическое обоснование эффектов зависимости от предыдущей траектории развития и блокировки
    • 1. 3. Акселераторы роста как основа конкурентного преимущества организации
  • Глава 2. Метод причинно-следственного анализа как инструмент разработки стратегии организации
    • 2. 1. Процессный подход в стратегическом управлении: интеллектуальные модели и карты восприятия менеджеров при разработке стратегии организации
    • 2. 2. Обратная связь в принятии управленческих решений: разработка стратегии на основе причинно-следственных диаграмм
    • 2. 3. Модель управления ростом организации на основе эксплуатации распространенных акселераторов роста
  • Глава 3. Анализ практических примеров стратегического управления организацией на основе эффектов возрастающей отдачи
    • 3. 1. Стратегия развития компании «Майкрософт» на основе использования акселераторов роста
    • 3. 2. Совершенствование практики стратегического управления компании Евросеть на основе эффектов возрастающей отдачи

Стратегическое управление организацией на основе концепции возрастающей отдачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная мировая экономика характеризуется высокой степенью неопределенности и постоянно нарастающей скоростью изменений. Данные факторы приводят к недостаточности традиционных подходов к разработке стратегии, способных адекватно отражать уровень сложности окружающей среды и динамику изменений.

По мнению многих исследователей, современная экономика представляет собой сложную адаптивную систему, поведение которой является нелинейным и сложно предсказуемым. Сложность экономической системы проистекает из разнообразия ее элементов и высокой степени их взаимосвязанности, адаптивность же является следствием способности элементов системы (агентов) изменяться и обучаться на собственном опыте. Вместе данные факторы делают экономику похожей на постоянно эволюционирующий организм, развивающийся на основе собственных законов. В условиях нелинейного развития экономической системы детерминированность и предсказуемость экономических процессов существенно снижается, что приводит к эффекту значительного мультиплицирования неопределенности. Высокая неопределенность заставляет организации искать новые подходы к стратегическому управлению, позволяющие гибко адаптироваться к постоянно изменяющейся окружающей среде.

В связи с этим возрастает необходимость использования новых, более совершенных методов стратегического управления, отвечающих требованиям современных экономических реалий. С точки зрения стратегического менеджмента возрастает роль особого, «адаптивного» мышления, которое позволило бы управленцам быстро принимать решения в ответ на неожиданно возникающие угрозы или же отклоняться от ранее принятой стратегии для эффективного использования появляющихся новых возможностей. Стратегическое мышление отходит от распространенной в современном управлении «линейной» парадигмы, приходя к пониманию необходимости выявления причинно-следственных взаимосвязей и учета эффектов обратной связи в управлении. Адаптивное стратегическое мышление предполагает использование менеджерами собственных когнитивных моделей для составления карт восприятия, представляющих собой воспроизведение реальности, переосмысленной с учетом собственного управленческого опыта. На основе полученных интеллектуальных карт, учитывающих систему сложных нелинейных взаимосвязей между внешней и внутренней средой организации, разрабатывается стратегия организации.

Главной целью стратегического управления организации является создание и закрепление конкурентного преимущества. Однако в условиях ускоряющихся процессов глобализации во многих отраслях наблюдается значительное усиление конкуренции, в результате чего добиться устойчивого конкурентного преимущества становится все труднее. Тем не менее, некоторым организациям удается успешно создавать и сохранять конкурентное преимущество в течение длительного времени, демонстрируя заметно более высокие темпы роста по сравнению со средними по отрасли. Подобные примеры опровергают традиционную точку зрения, согласно которой при усилении конкуренции отдача от инвестиций со временем снижается, вызывая стабилизацию прибыли компаний и насыщение отрасли. По мнению специалистов, успешность данных организаций основывается на учете ими экономических эффектов возрастающей отдачи при разработке и реализации стратегии.

Необходимость разработки новых подходов к стратегическому управлению, которые позволили бы реализовать адаптивное стратегическое мышление, учитывающее экономические эффекты возрастающей отдачи, определяет актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных ученых, исследовавших проблематику возрастающей отдачи в экономике, следует отметить таких видных экономистов прошлого века, как А. Маршалл, Э. Янг, К. Эрроу, П. Ромер, Р. Солоу, Н. Калдор. Среди современных зарубежных экономистов, внесших значительный вклад в исследование концепции возрастающей отдачи и следующих из нее эффектов зависимости от предыдущей траектории развития и блокировки системы, целесообразно отметить Б. Артура, Д. Хикса, А. Спенса, С. Шапиро, Г. Вэриана, 3. Ачи, Д. Норта, А. Гершенкрона, П. Дэвида, С. Лиебовица и С. Маргулиса, Д. Пафферта, П. Кругмана, Дж. Хилла, Дж. Саттона, Р. Спектора. Эти теории получили дальнейшее развитие в трудах российских исследователей, среди которых выделяются работы В. Вольчика, М. Скорева, О. Белокрыловой, Е. Бренделевой, В. Полтеровича, Ю. Латова.

Среди отечественных и зарубежных ученых, исследовавших теорию и практику стратегического управления организацией, школ стратегического менеджмента, проблематику самообучающейся организации, концепцию когнитивных (интеллектуальных) моделей в управлении выделяются Р. Аксельрод, К. Арджирис, П. Вак, К. Вейк, О. С. Виханский, А. де Гиус, Г. Джонсон, Дж. Дойль, А. Т. Зуб, Р. Каплан, Д. Кольб, Ч. Линдблом, Г. Минцберг, П. Сенге, Д. Суровицкий, Р. Уиттенгтон, Дж. Форрестер, К. ван дер Хайден, Р. Холл, К. Шоулз.

Среди теоретических работ в области природы принятия управленческого решения, касающиеся специфики принятия решений в сложной и динамически изменяющейся среде, принятия решений на основе концепции обратной связи следует отметить труды Б. Бремера, А. Веаринга, Д. Дёрнера, Д. Канемана, Д. Кляйнмунтца, А. Маккиннона, А. Раппопорта, Г. Саймона, Дж. Стермана, А. Тверски, М. Тода, Дж. Томаса, Р. Эберта.

В области прикладного системного анализа и имитационного моделирования, разработки и управления стратегией роста организации 5 большое значение имеют труды П. Чекланда, Дж. Форрестера, М. Медоуза, Д. Стермана, Э. Вольстенхоума, Д. Лэйна, Д. Моркрофта, Дж. Линейса. Среди российских авторов в этой области следует отметить работы В. Н. Сидоренко, В. М. Урезченко, Н. Н. Лычкиной, А. А. Емельянова, С. А. Аристова, К. А. Багриновского, Ю. М. Плотинского, Ю. А. Шебеко. Методология построения причинно-следственных диаграмм обратной связи глубоко проанализирована в работах Ф. Акерман, Э. Вольстенхоума, Д. Лэйна, К. Идена.

Однако вне рамок данных исследований лежит проблематика разработки стратегии организации на основе эксплуатации экономических эффектов возрастающей отдачи. Стратегия управления, позволяющая организации реализовать эффект зависимости от предыдущей траектории развития и эффект «блокировки», является мощным инструментом конкурентной борьбы. Актуальность и практическая значимость исследования, а также значительный недостаток работ в данной области обусловили выбор темы исследования, предопределили его цели и задачи.

Целью диссертационной работы является исследование методов стратегического управления организацией на основе эффектов возрастающей отдачи.

Поставленная цель диссертационной работы обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

1. обобщить теоретико-методологические основы концепции возрастающей отдачи;

2. выявить основные экономические последствия эффекта возрастающей отдачи и возможности его учета при разработке стратегии управления организацией;

3. разработать методические основы разработки стратегии организации, позволяющие учесть эффект возрастающей отдачи при управлении компанией;

4. обосновать необходимость учета положительной обратной связи при разработке и реализации стратегии организации с точки зрения возрастающей отдачи;

5. разработать и описать типовой механизм управления организацией, основанный на эксплуатации эффектов возрастающей отдачи, описывающихся положительной обратной связью;

6. разработать рекомендации по совершенствованию практики стратегического управления компанией на основе системы акселераторов роста.

Объектом исследования является процесс стратегического управления организацией.

Предметом исследования является механизм воздействия экономических эффектов возрастающей отдачи на содержание стратегии организации.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные исследования, представленные в классических и современных трудах российских и зарубежных ученых, посвященных актуальным проблемам теории и практики стратегического управления, инновационного менеджмента, организационного обучения, системного анализа, управления ростом организации. Методологическую основу составили такие общенаучные принципы познания экономических явлений, как диалектический, структурный, исторический и другие подходы, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, выявить присущие им противоречия и определить тенденции их развития. В зависимости от решаемых задач использовались методы системного, ситуационного, экономического! анализа, а также методы экспертных оценок и системно-динамического моделирования.

Практические выводы сделаны на основе анализа стратегии реальных примеров из практики управления российскими и зарубежными организациями. Информационной базой для анализа послужили материалы статей научной и периодической печати российских и зарубежных изданий, внутренние данные исследуемых организаций в виде ежегодной финансовой и управленческой отчетности, информационные и аналитические материалы консалтинговых компаний, специализированных научных институтов и исследовательских центров.

Научная новизна исследования. К наиболее важным результатам, содержащим научную новизну, относятся следующие:

1. Показано, каким образом организации могут использовать стратегии быстрого роста, основывающиеся на эксплуатации возрастающей отдачи, для приобретения конкурентных преимуществ. Раскрыто, что в процессе принятия стратегических решений, направленных на достижение экономических эффектов возрастающей отдачи, возникают эффект зависимости от предыдущей траектории развития и эффект блокировки, которые способствуют завоеванию организацией лидерских позиций на рынке.

2. Показано, что стратегия быстрого развития реализуется на основе использования акселераторов роста. Уточнено понятие «акселератора роста», под которым понимается цикл роста компании, сформированный одной или несколькими положительными петлями обратной связи, эксплуатирующими эффект возрастающей отдачи. Доказано, что стратегическое управление на основе комбинации акселераторов роста позволяет максимизировать конкурентное преимущество организации и повысить барьеры для входа на отраслевой рынок ее конкурентам.

3. Систематизированы основные акселераторы роста, такие как сетевые эффекты и комплементарные товары, 8 осведомленность о продукции, «рыночная власть» над поставщиками и потребителями, экономия на масштабе производства, экономия на масштабе деятельности, привлечение квалифицированных кадров, разработка новой продукции и другиераскрыт механизм их реализации.

4. Обосновано положение о доминирующей роли в стратегическом управлении процессного подхода, согласно которому высоко эффективной является стратегия организации, основанная на самообучении. Показано, что стратегия самообучающейся организации основывается на интеллектуальных моделях менеджеров, которые выявляются при помощи управленческих «карт восприятия» («ментальных» карт).

5. Предложен метод разработки стратегии организации при помощи причинно-следственных диаграмм обратной связи, созданных на основе интеллектуальных моделей менеджеров. Причинно-следственные диаграммы обратной связи обладают рядом преимуществ: помогают выявить критические точки (рычаги), на которые следует воздействовать для достижения целей организациипозволяют оценить возможные последствия и риски от реализации определенной стратегии. Сделан вывод о том, что инструментарий причинно-следственных диаграмм обратной связи позволяет с высокой точностью раскрыть механизм действия акселераторов роста и системно подойти к разработке стратегии самообучающейся организации.

6. Выявлены механизмы реализации эффектов возрастающей отдачи на примерах компаний Майкрософт и Евросеть. Показано, что компания Майкрософт достигла конкурентного преимущества и успешно реализовала эффект «замыкания» пользователей на своей продукции путем использования акселераторов роста на основе установления стандартов разработки программного обеспечения и эксплуатации соответствующих сетевых эффектов, экономии на масштабе деятельности, постоянной разработки инновационных продуктов, поглощения конкурентов и другихЕвросеть — преимущественно посредством быстрого наращивания сбытовой сети, политики низких цен, агрессивной рекламы и эпатажных PR-акций.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты и выводы служат более глубокому пониманию природы стратегического управленческого решения, способствуют формированию специфических управленческих навыков и подходов к принятию решений в динамически сложной среде, позволяют системно подходить к проблемам стратегического управления организацией.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций для стратегического управления организацией, в выявлении значения экономических эффектов возрастающей отдачи в управлении организацией, оптимизации управления при использовании акселераторов роста, своевременном выявлении и предупреждении вероятных побочных эффектов от принятия неэффективных стратегических решений.

Положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в научной и учебной работе при изучении курсов по стратегическому управлению организацией, принятию решений, основам имитационного управленческого моделирования, а также в развитии практических навыков системного управленческого анализа. Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы.

10 специалистами государственных и бизнес-организаций при разработке стратегии организаций, а также при планировании и прогнозировании последствий принятия управленческих решений.

Апробация диссертации. Результаты исследования были использованы при разработке учебных курсов «Основы системной динамики и имитационного моделирования», «Имитационные модели и игры в принятии управленческих решений» для студентов Факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, учащихся магистерской программы по направлению «Менеджмент» Высшей школы инновационного бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. Отдельные положения работы были изложены на международных конференциях «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» (Москва, 24−26 мая 2006 года), «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» (Москва, 31 мая — 2 июня 2007 года), в ходе выступлений в рамках Зимней Школы Факультета Государственного Управления «Интерактивные методы обучения в управлении» (14 — 17 декабря 2007 г.), Московской городской студенческой школе-семинаре Государственного Университета Управления «Имитационное моделирование систем. Теория и практика: ИММОД — 2006» (Москва, 2426 апреля 2006 года), «круглых» столах, совещаниях и научно-практических семинарах по проблемам стратегического управления, системного анализа и имитационного моделирования в управлении. Результаты исследования были также использованы при проведении деловых имитационных игр на Факультете государственного управления им. М. В. Ломоносова.

Поставленные цели и задачи предопределили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Диссертация включает 32 рисунка, 4 таблицы и 197 наименований источников литературы.

Выводы. Ретроспективный анализ практики стратегического управления компаний Майкрософт и Евросеть позволяет наглядно продемонстрировать целесообразность управления организацией на основе эксплуатации экономических эффектов возрастающей отдачи. В работе показано, что обеим компаниям удалось успешно создать и сохранить конкурентное преимущество, основанное на использовании комбинации акселераторов роста. Компания Майкрософт в рамках стратегического управления задействовала акселераторы роста, основанные на сетевых эффектах, установлении стандартов, использовании комплементарных товаров, эффекте от кривой опыта, осведомленности от рекламы и маркетинга, разработке новой продукции и дифференциации ее свойств, поглощений конкурентов с перспективными наработками, привлечения квалифицированных кадров и другие. Главными акселераторами роста для компании Евросеть стали развитие сети дистрибуции, ориентация на политику низких цен, повышение осведомленности от агрессивной рекламы и эпатажных PR-акций, поглощение конкурентов, дифференциация своих услуг.

Возрастающая отдача от использования нескольких акселераторов роста позволила данным компаниям добиться высокой «рыночной власти» над пользователями и контрагентами (поставщиками), реализовав на практике эффекты зависимости от предыдущей траектории развития и блокировки рынка. За счет этого компании Майрософт и Евросеть смогли существенно повысить барьеры на вход для своих конкурентов и завоевать высокую долю рынка.

Заключение

.

В представленной диссертационной работе проведено исследование эффективности управления организацией на основе экономики возрастающей отдачи.

В диссертационном исследовании раскрыта важная роль эффекта возрастающей доходности в экономике, прослеживаются теоретико-методологические подходы к изучению феномена возрастающей отдачи в трудах классических и современных экономистов, обоснована необходимость эксплуатации эффектов возрастающей отдачи в рамках стратегического управления компанией.

Выявлены и систематизированы основные причины появления эффекта возрастающей отдачи, среди которых, в частности, следующие:

• Разделение труда, углубление производственной специализации и возникающая вследствие этого экономия на масштабе;

• Кривая обучения — накопленные в процессе производства знания и опыт позволяют значительно увеличить продуктивность труда;

• Сетевые экстерналии и совместимость стандартов, способствующие появлению экономии на масштабе в секторе высокотехнологичных отраслей;

• Использование информации как фактора производства.

По мнению автора, необходимость признания важной роли экономики возрастающей отдачи объективно обусловлена следующими последствиями:

• экономика возрастающей отдачи позволяет компаниям получить асимметричное по сравнению с конкурентами преимущество;

• эффект возрастающей отдачи способствует появлению так называемой «продуктовой экстерналии», при которой каждый новый продукт на рынке изменяет спрос на другую продукцию: увеличивает для комплементарных товаров и уменьшает для товаров-субститутов;

• экономика возрастающей отдачи может явиться причиной неэффективного распределения рыночных ресурсов, поэтому может потребоваться вмешательство извне для достижения оптимума;

• в условиях экономики возрастающей отдачи даже при наличии конкурентного рынка невозможно устойчивое рыночное равновесие, поскольку эффект возрастающей отдачи способствует появлению несовершенной конкуренции и может привести к доминированию на рынке одной или нескольких компаний;

• экономика возрастающей отдачи способствует возникновению эффектов зависимости от предыдущей траектории развития и блокировки, которые влияют на интенсивность конкурентной борьбы в отрасли.

Возрастающая отдача способствует появлению так называемых QWERTY-эффектов: эффекта зависимости от предыдущей траектории развития и эффекта блокировки. Эффект зависимости от предшествующей траектории развития (известный также как «эффект колеи») представляет собой такую последовательность экономических изменений, при которой важное влияние на возможный результат могут оказать отдаленные события прошлого, причем скорее случайные события, чем систематические закономерности. Данный эффект возникает вследствие действия принципа возрастающей отдачи от использования определенной технологии (практики) и наличия существенных издержек переключения с одной технологии на другую. При действии «эффекта колеи» выбор итоговой траектории развития может зависеть от множества параметров, в том числе определяться и случайными событиями. Это создает существенные трудности для экономического прогнозирования, поскольку предсказать в каком направлении будет эволюционировать рынок, становится чрезвычайно трудно. Показано, что при действии экономических эффектов возрастающей отдачи рыночное равновесие в ряде отраслей (особенно в сфере высоких технологий) чрезвычайно нестабильно: при существовании нескольких конкурирующих игроков со временем следует ожидать появление лидера, который займет доминирующие позиции (однако предсказать на раннем этапе, какая из компаний станет лидером, практически невозможно).

В работе обосновано, что в результате действия эффекта зависимости от предыдущей траектории развития результатом рыночного отбора может стать неэффективная технология, даже если рынку доступны более выгодные альтернативы: возможно «замыкание» на использовании технологий, институтов, норм общественной жизни и т. п., не обладающих наибольшей полезностью для пользователей. Феномен зависимости от предыдущей траектории развития способствует формированию конкуренции по типу «победитель получает все», согласно которой компания, изначально хотя бы незначительно доминирующая на рынке, может при помощи эксплуатации эффектов возрастающей отдачи успешно закрепить свое преимущество и увеличить отрыв от конкурентов.

Сделан вывод о том, что использование организацией эффектов возрастающей отдачи в рамках стратегического управления имеет важное значение для завоевания лидерских позиций на рынке. Исследования в области феномена возрастающей отдачи привели к обоснованию в научной и практической управленческой литературе рекомендаций по использованию организациями стратегий быстрого роста. Целью стратегий быстрого (агрессивного) роста является захват максимально возможной доли рынка в короткие сроки, что позволяет увеличивать производство, одновременно снижая издержки на единицу продукции вследствие действия эффекта экономии на масштабе. Некоторые стратегии быстрого роста реализовываются. за счет агрессивной политики слияний и поглощений, однако наибольший интерес представляют стратегии быстрого роста, нацеленные на максимальное использование преимуществ, возникающих из управления на основе использования эффектов возрастающей отдачи.

В работе показано, что стратегия быстрого развития эффективно достигается при управлении на основе акселераторов роста. Акселератор роста представляет собой цикл роста компании, сформированный одной или несколькими положительными петлями обратной связи, эксплуатирующими эффект возрастающей отдачи. По мнению специалистов, положительная обратная связь является важным фактором роста рентабельности организации. Несмотря на то, что в каждой отрасли и конкретной компании могут быть свои собственные, свойственные только ей, факторы ускоренного развития, специалистами выделяются следующие распространенные акселераторы роста:

• в области построения бизнес-сетей: выпуск товаров-комплементариев, построение дистрибьюторской сети и послепродажное обслуживание, развитие инфраструктуры бизнеса, сетевые эффекты.

• во время захвата рынка: лидерство по издержкаминвестиции в наращивание производстваагрессивная рекламная компанияинвестиции в создание и управление торговой маркой, программы лояльности клиентовотбор и подготовка персонала, т.п.

• в области накопления опыта компании: эксплуатация эффектов от кривой обучениянакопление знаний о собственной клиентуреразработка собственных технологий и ноу-хау ведения бизнеса, т.п.

Сделан вывод о том, что менеджеры компаний должны стремиться управлять организацией на основе эксплуатации системы акселераторов роста. Наибольший эффект достигается, когда удается создать эффективную комбинацию акселераторов роста, работа которых в дальнейшем позволит получить ощутимую синергию. Для получения продолжительного цикла роста необходимо создать комбинацию из нескольких петель положительной обратной связи, каждая из которых использует экономические эффекты возрастающей отдачи. Поскольку каждая петля положительной обратной связи по своей природе является самовоспроизводящейся, соединенные воедино, они многократно усиливают действие друг друга. Именно синергетическое действие акселераторов роста, основанных на положительных петлях обратной связи, может привести к возникновению эффектов зависимости от предыдущей траектории развития и блокировки, которые компании-лидеры могут использовать в своих целях. Организации, сумевшие задействовать несколько акселераторов роста, получают значительное конкурентное преимущество и могут на протяжении многих лет успешно сохранять лидерство на рынке, даже если ее товары и услуги не являются оптимальными с точки зрения предельной полезности для пользователя. Эффект блокировки позволяет компаниям существенно повысить барьеры на вход для новых конкурентов. Важным выводом данной диссертационной работы является положение о том, что при управлении, основанном на использовании акселераторов роста, организация может захватить монополистическую позицию на рынке и использовать ее для извлечения сверхприбыли.

В диссертационной работе рассмотрен эффективный подход к анализу акселератов роста компании в рамках стратегического управления, предложена методология анализа на основе причинно-следственных диаграмм обратной связи и разработана обобщенная модель управления организацией на основе эксплуатации комбинации акселераторов роста.

Во второй главе изучены особенности стратегического управления с точки зрения трех основных подходов: рационального, эволюционного и процессного. Рациональный подход характеризуется наличием четко определенных целей и предполагает, что существует единственная оптимальная стратегия, которую должен выработать и осуществить менеджмент организации. Процесс разработки стратегии подразумевает выбор из нескольких альтернатив той стратегии, которая максимизирует полезность для организации. Сторонники эволюционного подхода, напротив, считают, что стратегия организации хаотична и представляет собой результат действия многих агентов, а также внешних сил. Они отрицают наличие единственно правильной стратегии, отмечая, что стратегия организации заключается в постоянном экспериментировании и ситуационном подходе к решению проблем.

Процессный подход занимает промежуточную позицию между перечисленными направлениями и, по мнению автора, наиболее полно отражает реальность, акцентируя внимание на внутренних процессах организации. В рамках процессного подхода целью организации становится формирование и запуск цикла постоянного обучения, основанного на восприятии, осмыслении и действии, — «петля обучения», впервые сформулированная Дэвидом Кольбом. Эффективна та стратегия, которая позволяет компании задействовать данную петлю обучения, превращая ее в самообучающуюся организацию. Способность к самообучению становится ключевым конкурентным преимуществом организации, поскольку в быстроменяющейся среде не существует единственно верной стратегии. Именно процессный подход в стратегическом управлении позволил взглянуть на организацию как на сложную адаптивную систему.

В исследовании выявлено, что управленческие решения опосредованы интеллектуальными моделями менеджеров, представляющими собой восприятие причинно-следственных взаимосвязей, описывающих поведение определенной социально-экономической системы. Интеллектуальные модели менеджеров являются фундаментом, на основе которого формируется стратегия самообучающейся организации. Именно интеллектуальные модели определяют стратегическое видение менеджерами будущего организацииони служат основой принятия управленческих решений. Сделан вывод о том, что для разработки стратегии организации необходимо выявить интеллектуальные модели ведения бизнеса, которыми руководствуется менеджмент компаний, при помощи управленческих карт восприятия («ментальных карт»).

В работе обобщены причины целесообразности построения карт восприятия для анализа стратегии компании:

1. карты восприятия помогают сформировать системную картину происходящего, помогая преодолеть свойственную человеческому восприятию ограниченную рациональность;

2. карты восприятия позволяют существенно расширить и изменить сложившиеся интеллектуальные модели у менеджеров и лиц, принимающих решение, что позволяет гибко адаптироваться к происходящим изменениям;

3. карты восприятия способствуют выработке общего видения стратегии развития организации, поскольку разработка карт восприятия обычно происходит в форме групповых семинаров для высшего и среднего менеджмента организации.

В качестве оптимального инструмента для разработки управленческих карт восприятия автором предлагается использование причинно-следственных диаграмм обратной связи. Инструментарий причинно-следственных диаграмм обратной связи позволяет системно подойти к разработке стратегии организации с учетом ее специфики как сложного адаптивного организма. Заимствованная из системно-динамического моделирования, данная методика позволяет выявить и описать проблему, а также разработать механизм ее решения. Доказано, что причинно-следственные диаграммы обратной связи представляют собой эффективный инструмент разработки стратегии организации, который высоко востребован в условиях динамично изменяющейся внешней среды, поскольку карты восприятия, созданные на основе причинно-следственных диаграмм, помогают:

1. сфокусировать внимание на глубинных причинах проблем в организации;

2. выявить критические точки (рычаги), на которые следует воздействовать для достижения целей организации;

3. оценить возможные последствия и риски внедрения той или иной стратегии;

4. формализовать и транслировать по коммуникационным каналам стратегию организации;

5. наглядно представить и объяснить сложную структуру взаимозависимостей и взаимодействия между организацией и ее контрагентами.

Управленческие карты восприятия, созданные при помощи причинно-следственных диаграмм обратной связи, позволяют с высокой точностью описать механизм действия акселераторов роста, проанализировать эффекты зависимости от предыдущей траектории развития и блокировки, проявляющиеся в результате действия эффектов возрастающей отдачи. Проведенное автором исследование показало, что комбинация из нескольких основных акселераторов роста позволяет создать обобщенную модель управления ростом организации, подробно рассмотренную в данной работе. Предложенная автором модель позволяет эффективно управлять развитием организации посредством использования взаимосвязанных акселераторов роста, способствующих возникновению эффекта зависимости от предыдущей траектории развития и эффекта блокировки.

При помощи причинно-следственных диаграмм обратной связи раскрыты механизмы следующих распространенных акселераторов роста:

1. Акселератора осведомленности о продукции;

2. Акселератора экономии на масштабе производства;

3. Акселератора экономии на масштабе деятельности;

4. Акселератора кривой опыта;

5. Акселератора сетевых эффектов;

6. Акселератора комплементарных товаров;

7. Акселератора дифференциации свойств продукта;

8. Акселератора разработки новых продуктов;

9. Акселератора рыночной власти;

10.Акселератора слияний и поглощений;

11 .Акселератора квалифицированных кадров.

В третьей главе исследуются практические аспекты стратегии, основанной на эксплуатации положительной обратной связи и акселераторов роста, на примере анализа успешных стратегий развития компаний Майкрософт и Евросеть. Пример компании Майкрософт иллюстрирует успешный зарубежный опыт управления на основе использования эффектов возрастающей отдачи, тогда как Евросеть представляет собой образец российской практики управления. Особая значимость анализа стратегии развития Евросети, по мнению автора, заключается в возможности систематизации опыта компании для разработки рекомендаций по стратегическому управлению на основе экономики возрастающей отдачи в российских условиях. На примерах опыта управления данными компаниями автором показано, что стратегия, основанная на эксплуатации возрастающей отдачи, позволяет компании развиваться более быстрыми темпами, чем ее конкуренты, и создает дополнительные конкурентные преимущества при проявлении эффектов зависимости от предыдущей траектории развития и блокировки пользователей на использование ее продукции.

Полученные выводы позволяют в значительной степени усовершенствовать практику стратегического управления организацией посредством исследования и учета положительных эффектов акселератов роста. Автором показано, что акселераторы роста представляют собой уникальный источник конкурентного преимущества для современных организаций, который необходимо учитывать при разработке и внедрении организационной стратегии.

В ходе проведения диссертационного исследования автор столкнулся и с существенными затруднениями, которые предопределили ограниченность исследования и необходимость продолжения работы над его отдельными направлениями. В частности, в ходе исследования было выявлено несколько проблемных областей, которые требуют дальнейшего изучения:

• сравнительно слабая изученность влияния эффектов возрастающей отдачи на стратегическое управление организацией, несмотря на значительный интерес к данной проблематике за последние годы;

• отсутствие единообразия классификации акселераторов роста и необходимость выявления акселераторов, специфичных определенным отраслям;

• сложность концептуализации механизма действия акселераторов роста;

• недостаточное использование причинно-следственных диаграмм обратной связи в управленческой практике.

В качестве возможного продолжения научного исследования можно наметить необходимость выявления, изучения и систематизации акселераторов роста, свойственных определенным отраслям — например, секторам информационных технологий и электронной коммерции, производителям компьютеров и комплектующих, торговым сетям, т.д. Подобные исследования будут иметь высокую практическую значимость, позволяя менеджерам заблаговременно разработать стратегию конкурентной борьбы, опираясь на эффекты возрастающей отдачи. Немаловажной задачей дальнейших исследований является также оценка эффективности практического внедрения причинно-следственных диаграмм при анализе стратегии организации. Необходима популяризация инструментария причинно-следственных диаграмм обратной связи среди практиков управления, и особенно при подготовке управленческих кадров высшими образовательными учреждениями.

Отдельное направление, которое представляет особую актуальность для России, заключается в проведении дальнейших исследований зарубежного опыта по управлению на основе эксплуатации эффектов положительной обратной связи и стратегиям быстрого роста. Наконец, необходимо начать формирование базы практических кейсов по управлению на основе акселераторов роста из российской и зарубежной практики, которая позволит обобщить и концептуализировать передовой опыт наиболее успешных компаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Новая корпоративная стратегия. С.-Петербург: Питер, 1999.
  2. И. Стратегическое управление. Москва: Экономика, 1989.
  3. С.А. Имитационное моделирование экономических систем: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2004.
  4. , Б. Возрастающая отдача и два мира бизнеса// Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т.З. № 4. 2005.
  5. Ачи 3., Домэн Э., Сибони О., Синха Д., Витт С. Парадокс быстрорастущих компаний //Вестник McKinsey. № 3. 2002.
  6. К.А. Имитация процессов стабилизации экономической динамики//Имитационное моделирование на современном этапе. Москва: ЦЭМИРАН, 1993.
  7. Бренделева Е.А. QWERTY-эффекты, институциональные ловушки с точки зрения трансакционных издержек//Интернет-конференция «20 лет исследования QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития». 2004 http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/208 637.html
  8. К. Общая теория систем скелет науки. В сборнике: Исследования по общей теории систем. Москва: Прогресс, 1969
  9. Ю.Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем. Наука, 197 811. Виханский О. Стратегическое управление. Учебник для студентов по специальности и направлению «Менеджмент». Москва: Гардарика, 1998
  10. В.В. Провалы экономической теории и зависимость от предшествующего пути развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т1. № 3. 2003. С. 41.
  11. В.В., Скорее М. М. Институциональная инерция и развитие российской системы образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т.2. № 4. 2004. С. 55−57.
  12. Р. Современный стратегический анализ. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
  13. Д. Логика неудачи. М.: Изд- во «Смысл», 1997.
  14. Друкер 77. Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. Москва: Вильяме, 2000
  15. А.А., Е.А. Власова, Р. В. Дума. Имитационное моделирование экономических процессов. Учебное пособие. Москва: Финансы и статистика, 2002.
  16. Зуб Т. А. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.
  17. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп- бизнес, 2003.
  18. Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004
  19. А.П. Структурные элементы человеческого капитала// Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 4, № 2, 2006
  20. Р. Зависимость от предшествующей траектории развития, причинная связь и экономическая политика // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т.2. № 4. 2004.
  21. А. Принципы экономической науки. М.: 1993.
  22. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й., Беренс В. В. Пределы роста / Пер. А. С. Саркисова. М.: МГУ, 1991.
  23. Д. Эргономические основы разработки сложных систем. Москва: Мир, 197 931. Мильнер Б. 3., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. Москва: Экономика, 1983.
  24. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: 2000.
  25. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  26. Д. Институциональные изменения: рамки анализа/ЛЗопросы экономики, № 1. 1997
  27. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  28. С. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. Москва: Сов. радио, 1969
  29. М.Ю. Секрет фирмы. № 36. 2006.
  30. Ю.М. Математическое моделирование динамики сложных процессов. М.: 1992
  31. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. -М.: Российская экономическая школа, 1998.
  32. Г., Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.
  33. СаатиК., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. Москва: Радио и связь, 1991
  34. В. Н. Основания общей теории систем. Москва: Наука, 1974
  35. АЪ.Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: учебник. 2-е изд. М.: Норма, 2008
  36. Г. Наука об искусственном. Москва: Мир, 1973
  37. П. Искусство и практика построения самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  38. П., Клейнер А., Роберте Ш., Росс Р. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. М.: Олимп-Бизнесс, 2004.
  39. В.Н. Приложение системного анализа к экологии, социологии и экономике //Проблемы современной экономики. — М.: Диалог-МГУ, 1997.
  40. В.Н. Системная динамика. М.: ТЕИС, 1998.
  41. В. Н. Основы системного анализа. С.-Петербург: Бизнес-пресса, 2000.
  42. В.М. Построение имитационных моделей с использованием принципов системной динамики. М.:МИФИ, 1989.
  43. Д. Динамика развития города. Москва: Прогресс, 1974
  44. Ю. В. Интеллектуальные системы и управленческие решения. Москва: МГЛУ, 2000
  45. Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М.: 2003.
  46. С.В. «Qwerty-эффекты», «path dependence» и закон Седова или возможно ли выращивание устойчивых институтов в России//Экономический вестник Ростовского Университета, Т. 3. № 3. 2005. С. 44−56.
  47. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. Москва: Экономика, 1975
  48. Р. А. Методы синтеза систем в целевых программах. Москва: Наука, 1987
  49. А. Экономическая теория институтов. М., 1997
  50. Ю.А. Имитационное моделирование и ситуационный анализ бизнес-процессов принятия управленческих решений (учебное и практическое пособие). М.: Диаграмма, 1999.
  51. Г. 77. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Москва: Школа культурной политики, 1995
  52. Anderson P., Arrow К., Pines D. The Economy as an Evolving Complex System. Reading, MA: Perseus Books, 1988.
  53. Anderson D.F., Richardson G.P., Vennix J. Group Model-building: Adding More Science to the Craft. System Dynamics Review. Vol.13. № 2. 1997. pp. 187−201.
  54. Anzai Y. Cognitive control of real -time event driven systems// Cognitive Science. N8. 1984. pp. 221−254.вЪ-Aoki M. An investment planning process of an economy in increasing returns //Review of Economic Studies. Vol.38. № 3. 1971. pp.273−280.
  55. Argyris C. Strategy, Change and Defensive Routines. Boston: Pitman, 1985.
  56. Argyris C., Schon D. Organizational Learning: A Theory of Action Approach. Reading, MA: Addison-Wesley, 1996.
  57. Arrow K. J., Hunvicz L. Decentralization and computation in resource allocation// Essays in Economics and Econometrics in Honor of Harold Hotelling/ Ralph P., Chapel H.: University of North Carolina Press, 1960. pp.34−104.
  58. Arrow K. J. The economic implications of learning by doing // Review of Economic Studies. Vol.29. № 3. 1962. pp. 155−173.
  59. Arthur W.B., Ermoliev Y.M., Kaniovski Y.M. A Generalized Urn Problem and its Applications //Kibernetika. Vol. 19. 1983. P. 49−56.
  60. Arthur W. B. Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events// Economic Journal. Vol.99. 1989. pp. 116−131.
  61. Arthur W.B. Increasing Returns and Path Dependence in the Economy. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1994.
  62. Axelrod R. The Structure of Decision: The Cognitive Maps of Political Elites. Princeton: Princeton University Press, 1976.
  63. Bass F. A New Product Growth Model for Consumer Durables// Management Science. № 15. 1969. pp. 215−227.
  64. Business Week. More to Life than to the Office. Business Week -http://wvm.businessweek.com/magazine/content/06 27/b3991412.htm (03.06.2006).
  65. Brehmer В., Allard R. Dynamic decision making: The effects of task complexity and feedback delay. In J. Rasmussen, B. Brehmer, & J. Leplat (Eds.), Distributed decision making: Cognitive models of cooperative work. Chichester: Wiley. 1991.
  66. Brehmer B. Dynamic decision making: Human control of complex systems//Acta Psychologica. Vol. 81. № 3. 1992. pp. 211−241.
  67. Broadbent D., Aston B. Human Control of a Simulated Economic System// Ergonomics. N21. 1978. pp. 1035−1043.
  68. Bryson J. Strategic planning for public and nonprofit organizations. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.
  69. Card D. N. Learning from our mistakes with defect causal analysis //IEEE Software. Vol.15. № 1. 1998. pp. 56−63.
  70. Checkland P. Systems Thinking, Systems Practice. John Wiley and Sons, Ltd.: Chechester, 1981.
  71. Cowan R., Gunby P. Sprayed to Death: Path Dependence, Lock-in and Pest Control Strategies// Economic Journal. Vol. 106. № 436. 1996. pp. 521-^12.
  72. Cremer J. A quantity — quantity algorithm for planning in an economy of increasing returns// Econometrica. Vol.45. № 6. 1977. pp. 1303 — 1328.
  73. M., Selby R. Майкрософт Secrets. New York: Free Press, 1995.
  74. David P.A. Clio an the Economics of QWERTY // American Economic Review. 1985. Vol.5. № 2. pp. 332−337.
  75. David P., Bunn J.A. The Economics of Gateway Technologies and Network Evolution: Lessons from Electricity Supply History // Information Economics and Policy. № 3. 1988. pp. 165−202.
  76. David P.A. Path dependence and predictability in dynamic systems with local network externalities: a paradigm for historical economics// Technology and the Wealth of Nations / Ed. by Foray D., Freeman C. L.: Pinter Publishers, 1993.
  77. David P.A. Path dependence, its critics, and the quest for historical economics // Stanford, CA: Economic Department. Working Paper № 00−011.2000.
  78. De Geus A. Planning as learning I I Harvard Business Review. Vol. 66. № 2. 1988. pp. 70−74.
  79. Deloitte & Toitche. 2008 Global Powers of Retailing // January 14, 2008. www.deloitte.com
  80. Dixit A., Mirrlees J., Stern N. Optimum savings with economies of scale// Review of Economic Studies. Vol. 42. № 3. 1975. pp. 303−326.
  81. Dixit A., Stiglitz J.E. Monopolistic competition and optimum product diversity // American Economic Review. Vol.67. № 3. 1977. pp. 297−308.
  82. Dorner D. On the Problems People Have in Dealing with Complexity// Simulation and Games. N11. 1980. P. 115.
  83. Doyle J. The cognitive psychology of systems thinking// System Dynamics Review. Vol.13. № 3. 1997. pp. 253−265.
  84. Easterly W. The Elusive Quest for Growth: Economists' Adventures and Misadventures in the Tropics. Cambridge, MA: MIT Press, 2001.
  85. Ebert R. J. Human control of a two-variable decision system// Organizational Behavior and Human Performance. № 7. 1972. pp. 237−264.
  86. Eden C., Jones S., Sims D. Thinking in Organisations, London: Macmillan, 1979.
  87. Eden K., Ackermann F. Making strategy, the Journey of Strategic Management. Sage: London, 1998.
  88. Eichengreen B. Globalizing Capital: A History of the International Monetary System. Princeton: Princeton University Press, 1996.
  89. Einhorn H.J., Hogarth R. Behavioral Decision Theory: Process of Judgment and Choice// Annual Review of Psychology. N32. 1981. pp. 5388.
  90. Evans J. R. Total quality management, organization, and strategy, 4th ed, Mason, OH: Thomson South-Western. 2005.
  91. Forrester J. W. Industrial Dynamics. Cambridge, MA: Wright-Allen Press, 1961.
  92. Forrester J. W. Counterintuitive behavior of social systems// Technology Review. Vol. 73. № 3. 1971. pp. 52−62.
  93. Garud R., Karnoe P. Path Dependence and Creation // Path Dependence and Creation / Ed. by R. Garud, P. Karnoe. L.: Lawrence Erlbaum Associates, 2001.
  94. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective// The Sociology of Economic Life/ ed. Granovetter M., Swedberg R. Boulder, CO: Westview Press, 1952.
  95. Ghemawat P., Spence M. Learning Curve Spillovers and Market Performance// Quarterly Journal of Economics. Vol. 100. 1985. pp. 839−852.
  96. Goodman M.R. Study Notes in System Dynamics. Cambridge MA: Productivity Press Inc., Portland, Oregon, 1974.
  97. Hacker J. The Divided Welfare State: The Battle over Public and Private Social Benefits in the United States. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  98. Hall R. A system pathology of an organization: The rise and fall of the old Saturday Evening Post// Administrative Science Quaterly. Vol. 21. № 2. 1976. pp. 185−211.
  99. Hathaway O. A. Path Dependence in the Law: The Course and Pattern of Legal Change in a Common Law System// The Law Review. Vol.86. № 2. 2001. pp.234−245.
  100. Heal G. Planning without prices// Review of Economic Studies. Vol.36. № 3. 1969. pp.347 -362.
  101. Heal G. Spatial structure in the retail trade: a study in product differentiation with increasing returns // Bell Journal of Economics. Vol. 11. № 2.1980. pp. 545−583.
  102. Heal G. The Economics of Increasing Returns // Paine Webber Working papers in Money, Economics and Finance, Columbia Business School, April 1998.
  103. Heal G. The economics of networks// The Challenge of Economic Theory/ Chichilnisky G. New York: Cambridge University Press, 1998.
  104. Hill G., Hardy O., ClarkD. Behind the Plunge: Bloody price wars and strategic errors hammer high tech // Wall Street Journal. July 12. 1996.
  105. Hogarth R., Makridakis S. Forecasting and Planning: An Evaluation// Management Science. N27. 1981. pp. 115−138.
  106. Johnson G., Scholes К Exploring Corporate Strategy (6th ed.) Financial Times Prentice Hall, London, 2002.118 .Kahneman D., Slovic P., Tver sky A. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. New York: Cambridge University Press, 1982.
  107. Kahneman D. Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioural Economics//The American Economic Review. December 2003. pp. 14 491 475.
  108. Kaldor N. Welfare Propositions of Economics and Interpersonal Comparisons of Utility// The Economic Journal. Vol. 49. № 195. 1939. pp. 549−552.
  109. Kalish S. Monopolist Pricing with Dynamic Demand and Production Cost// Marketing Science. № 2. 1983. pp. 135−159.
  110. Kleinmuntz D., Thomas J. The Value of Action and Inference in Dynamic Decision Making// Organizational Behavior and Human Decision Processes. N39. 1987. pp. 341−364.
  111. Ylb.Kolb D. A. Experiential Learning. Experience as the source of learning and development, Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1984.12e.Krugman P. Rethinking International Trade. Cambridge: MIT Press, MA, 1990.
  112. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography// Journal of Political Economy. Vol. 99. 1991. pp. 483−499.
  113. Krugman P. Peddling Prosperity. New York: W.W. Norton, 1994.
  114. Lyneis J. M. System dynamics for business strategy: a phased approach// System Dynamics Review. Vol.15. № 1. 1999. pp. 37−70.
  115. Maule J. A., Edland A. C. The effects of time pressure on human judgment and decision making. In R. Ranyard, R. W. Crozier, & O. Svenson (Eds.), Decision making: Cognitive models and exp lanations. London and New York: Routledge, 1997.
  116. Yi%.McKinnon A.J., Wearing A.J. System Analysis and Dynamic decision making // Acta Psychologica. Vol.58. 1985. pp. 158 172.
  117. Meadows D.H. et al. The Limits of Growth. NY: Universe Books, 1972.
  118. Mendel, 71 Enterprise Trends: Vista is rejected, Mozilla and Apple make small gains//Forrester Research, July 23 2008. www.forrcster.com
  119. Microsoft Annual Report 1995, 2008. www.inicrosoft.com
  120. MintzbergH. Patterns in strategy formation//Management Science. 1979.
  121. Mintzberg H., Watters J. Of strategies, deliberate and emergent // Strategic Management Journal. Vol.6. 1985. pp. 257 272.
  122. Mintzberg H. The design school, reconsidering the basic premises of strategic management // Strategic Management Journal. Vol 11. 1990. pp. 171−195.
  123. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. Prentice Hall, Hemel Hempstead, 1994.
  124. Mitroff I. Break-Away Thinking: How To Challenge Your Business Assumptions. John Wiley: New York, 1988.
  125. Morecroft J. The Feedback View of Business Policy and Strategy// System Dynamics Review. № 1. 1985.148 .Morgan G. Images of Organization, Sage Publications, Beverly Hills, CA, 1986.
  126. Moxnes E. Positive feedback economics and the competition between «hard» and «soft» energy suppliers// Journal of Scientific and Industrial Research. Vol.51. 1992. pp. 257−265.
  127. Puffert D. J. Path Dependence, Network Form, and Technological Change// Essays on Economic Growth, Technology, and Demographic Change/ Sundstrom W., Guinnane Т., Whatley W. Stanford: Stanford University Press, 2003.
  128. PuffertD.J. Path Dependence, Network Form, and Technological Change// Economic Growth, Technology, and Population/ Sundstrom W., Guinnane Т., Whatley W., History Matters: 2004.
  129. Radner R., Stiglitz J. A nonconcavity in the value of information. Chapter 3 (33−52) of Bayesian Models in Economic Theory, edited by M. Boyer and R.E. Kihlstrom, Elsevier Science Publishers B.V. 1984.
  130. Radzicki M. J. Mr. Hamilton, Mr. Forrester, and a Foundation for Evolutionary Economics// Journal of Economic Issues. Vol. 37. № 1. 2003. pp. 133−142.
  131. Rapoport A. Research paradigms for studying dynamic decision behavior. In D. Wendt & C. Vlek (Eds.) Utility, Probability, and Human Decision Making, Dordrecht-Holland: Reidel. 1975. pp.: 347−369.
  132. Reynolds Т., CutcliffS. Technology in the preindustrial west // Technology and the West: A historical Anthology from Technology and Culture / Ed. by T. Reynolds, S. Cutcliffe. Chicago: Chicago University Press, 1997.
  133. Richardson G.P., Wolstenholme E.F., Morecroft J.D.W. Systems thinkers, Systems Thinking// The System Dynamics Review. Vol. 10. 1994.
  134. Richardson G. Problems in Causal-Loop Diagrams Revisited// System Dynamics Review. Vol.13. № 3. 1997.
  135. Romer P. Increasing returns and long-run growth // Journal of Political Economy. Vol.94. № 5. 1986. pp. 1002−1037.
  136. Saloner G., Shepard A., Podolny J. Strategic Management. New York: John Wiley & Sons, 2001.
  137. Senge P. A System Dynamics Approach to Investment: Function Specification and Testing// Socio-Economic Planning Sciences. N14(6). 1980. pp. 269−280.
  138. Senge P. Creating desired futures in a global economy// Reflections: The SoL Journal on Knowledge, Learning and Change. 2003. pp. 1−11.
  139. Shapiro C., Varian H. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy. Boston: Harvard Business School Press, 1998.
  140. Q.Simon H. A. Rational Choice and the structure of the environment/ZPsychological Review. N63. 1956. pp. 129−138.
  141. Simon, H.A. Models of Bounded Rationality. The MIT Press, Cambridge, MA, 1982.
  142. Smith D., Feedback Structure underlying Майкрософт^ Success, MIT, June 1996.
  143. Solow R. A. Contribution to the Theory of Economic Growth// The Quarterly Journal of Economics. Vol. 70. № 1. 1956. pp. 65−94.
  144. Spector R. Amazon.com: Get Big Fast—Inside the Revolutionary Business Model that Changed the World. New York: Harper Collins, 2000.
  145. Spence M. Product selection, fixed costs and monopolistic competition//Review of Economic Studies. Vol. 43. № 2. 1976. pp. 217−235.
  146. Spence M. Investment Strategy and Growth in a New Market// The Bell Journal of Economics. № 10. 1979. pp. 1−19.
  147. Stack M., Garland M.P. Path creation, path dependency and alternative theories of the firm // Journal of Economic Issues. Vol. 37. № 2. 2003. pp. 487−494.
  148. Sterman J.D. People Express Management Flight Simulator', available from author, Sloan School of Management, MIT: Cambridge, MA 2 142, 1988.
  149. Surowiecki J. The wisdom of crowds. New York, NY: Anchor Books, 2005.
  150. Sutton J. Sunk Costs and Market Structure. Cambridge: MA MIT Press, 1991.
  151. S4.Teplitz C. The Learning Curve Deskbook: A reference Guide to Theory, Calculations and Applications. New York: Quorum Books, 1991.
  152. Tirole J. The Theory of Industrial Organization. Cambridge: MA MIT Press, 1990.
  153. Toda M. The design of the fungus eater: A model of human behavior in an unsophisticated environment// Behavioral Science. № 7. 1962. pp. 164−183.
  154. Tversky A., Kahneman D. Judgement under Uncertainty: Heuristics and Biases. // Science. 1974. N185. pp.1124−31.
  155. Young A. Increasing returns and economic progress // Economic Journal. Vol. 38. 1928. pp. 527−542.
  156. Van der Heijden K. Scenarios: The Art of Strategic Conversation, Second Edition. J. Wiley and Sons, Ltd, 2005.
  157. Wack P. Scenarios, uncharted waters ahead // Harvard Business Review. September-October. 1985. pp. 73−90.
  158. WeickK. Cartographic myths in organizations, in Huff, A.S. (ed.) Mapping Strategic Thought. John Wiley and Sons, Ltd.: Chichester, 1990.
  159. Wheat D. The Feedback Method: Model Based Learning of Macroeconomics www.wheatresources.com (20.07.2007).
  160. Whitestone D. People Express (A), Case No. 483−103. Cambridge MA: HBS Case Services. 1983.
  161. Wilson R. Informational economies of scale //Bell Journal of Economics and Management Science. Spring. 1975. pp. 184−195.
  162. Wittington R. What is strategy and Does it Matter? Routledge, London, 1993.
  163. Wolstenholme E. F. System Enquiry a System Dynamics Approach. Wiley: Chichester, 1990.
  164. Wolstenholme E.F. Qualitative vs. quantitative modeling: the evolving balance// Journal of the Operational Research Society. Vol.50. 1999.
Заполнить форму текущей работой