Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вяч. 
Полонский в общественно-литературной ситуации 1920-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общепринятым в 1920;е годы представлениям о нераздельности литературы и журналистики Вяч. Полонский противопоставлял идею об их плодотворном сотрудничестве, которое предполагало повышение внимания к литературе со стороны прессы, создание периодического издания, посвященного вопросам литературы, синтетических литературно-журналистских жанров. Цикл Вяч. Полонского «Листки из блокнота» стал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взгляды Вяч. Полонского на литературный процесс 1920-х годов
    • 1.
    • 1.
  • Глава 2. Литературно-критическая концепция Вяч. Полонского в контексте эпохи 1920-х годов
  • Глава 3. Редакторская деятельность Вяч. Полонского

Вяч. Полонский в общественно-литературной ситуации 1920-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В творческом пути Вячеслава Павловича Полонского, как в зеркале, отразилась трагичная, но полная творческих исканий и достижений, утопических концепций и яростных дискуссий история революционной эпохи. Вяч. Полонский — великолепный полемист, один из лучших ораторов 1920;х годов — был органичной частью литературного процесса этого времени. Основа его воззрений на литературу и искусство была заложена до революции, однако их дальнейшее развитие происходичо на протяжении всего послереволюционного десятилетия, что придавало взглядам Полонского известную двойственность. Этим же объясняется отсутствие у него завершенной литературно-критической концепции: размышления критика — это попытка переосмыслить устоявшиеся представления о литературе, литературной критике, журналистике и редакторской деятельности в соответствии с требованиями и условиями послереволюционного времени. Таким образом, убеждения Полонского корректировались в соответствии с изменениями в общественно-литературной ситуации: менялось не только его отношение к тем или иным вопросам, возникали новые дискуссионные темы, осмысление которых критик считал необходимым.

Пристрастие Вяч. Полонского к полемике предопределило также и его положение в литературном процессе 1920;х годов: он не только не примыкал ни к одному из многочисленных объединений 1920;х годов, но, напротив, всячески избегал причисления к любому из них. Интересно, что сам Полонский не поддерживал до конца ни одну из бытовавших концепций, в том числе и те, идеологом или соавтором которых он считался. Ярче всего это проявилось в сотрудничестве критика с объединением «Перевал»: Полонский разделял многие убеждения перевальцев, плодотворно сотрудничал с ними в качестве редактора «Нового мира» и «Печати и революции» и одновременно с этим всячески подчеркивал свою непричастность к этой литературной организации. В литературном процессе эпохи Вяч. Полонский предпочитал играть роль организатора и арбитра споров, блестящих результатов на этом поприще он добился в качестве редактора крупнейших советских литературных изданий.

Деятельность Вяч. Полонского как теоретика литературы, критика и редактора была сосредоточена вокруг интересов отечественной литературы. Важнейшими направлениями его работы были исследование и защита специфики художественного творчества, поддержка наиболее талантливых участников литературного процесса, отстаивание стилевого, жанрового, идейного многообразия литературы и литературной критики, организация дискуссии по вопросам культуры и искусства, борьба за улучшение «литературных нравов» и смягчение методов полемики.

Вяч. Полонский оказал значительное влияние на становление советской литературы, литературной критики и журналистики, однако его обширное литературно-критическое наследие до сих пор не исследовано в полной мере. Большая часть текстов, принадлежащих перу Вяч. Полонского, доступна только в архивах и на журнальных страницах, что в значительной степени осложняет воссоздание его взглядов на литературное движение 1920;х годов. Одновременно с этим отсутствие у Вяч. Полонского программных статей обуславливает необходимость всестороннего исследования всех сохранившихся материалов: журнальных публикаций, архивных материалов, эпистолярного наследия, дневниковых записей.

Глубокий анализ всего корпуса публикаций Полонского, а также ранее не известных архивных материалов, безусловно, позволяет не только переосмыслить роль Вяч. Полонского в литературной жизни 1920;х годов, но и рассмотреть общественно-литературную ситуацию этого времени в новом ракурсе. В полемических, литературно-критических, теоретических работах Полонского нашли отражение наиболее яркие страницы литературного процесса 1920;х годов, их изучение способствует обозначению круга проблем, волновавших одного из виднейших критиков и редакторов эпохи, а также установлению новых фактов истории российской литературы и журналистики.

Творческое наследие Вяч. Полонского начало изучаться относительно поздно, вместе с тем существующие исследования не дают полного представления о фигуре литератора. Работы советской? периода, хотя и освещают основные вехи творческого пути Полонского, отличаются, однако, некоторой тенденциозностью. Кроме того, архив критика исследован лишь фрагментарно, что также отражается на характере исследовательских работ.

Вступительная статья редактора первого сборника статей Вяч. Полонского «На литературные темы"1 А. Г. Дементьева характеризует критика как одного из ведущих организаторов литературного процесса эпохи. Дементьев отмечал широту взглядов Полонского на литературу и искусство, его попытки сформулировать новый метод советской литературы («романтического реализма») путем «анализа социальной сущности писателя и рассмотрением стиля, художественных приемов, языка"2.

Наиболее полно литературно-критическая концепция Полонского изучена в работах В. В. Эйдиновой. В 1988 году под ее редакцией был выпущен сборник избранных статей критика под общим названием «О о литературе». Сборник снабжен обширной вступительной статьей «О Вячеславе Полонском», в которой представлены важнейшие вехи творческого пути критика: его дореволюционная биография, критическая деятельность, работа в качестве историка и теоретика литературного процесса, а также редактора крупнейших литературных журналов этого периода. В статье выделены основные черты критического метода Полонского: внимание «к раскрытию особенностей образного воплощения авторского видения"4 и доскональный разбор текста с опорой на стилевые особенности конкретного художника. В этой же работе В. В. Эйдинова.

1 Полонский В. П. На литературные темы / Вступ. ст. А. Г. Дементьева. М.: Сов. писатель, 1968.

424 с.

2 Там же. С. 30.

3 Полонский В. О литературе: Избр. работы / Вступит, ст. В. В. Эйдиновой. М.: Сов. писатель, 1988.

4 Там же. С. 6. затрагивает тему взаимоотношений Вяч. Полонского с литературным сообществом послереволюционного десятилетия: полемику с группами РАПП и ЛЕФ, идейную близость с А. Луначарским, А. Воронским, Д. Горбовым, А. Лежневым. Важно отметить, что в данной статье автором обозначены наиболее перспективные направления исследования творческого пути Вяч. Полонского.

В монографии В. В. Эйдиновой «Стиль художника: Концепции стиля в литературной критике 1920;х гг."5 темы, затронутые в статье 1988 года, получили дальнейшее развитие. В главе, посвященной Вяч. Полонскому, Эйдинова раскрывает «механизм стилевого исследования», лежащий в основе его критического метода: обращение к биографии писателя как к одному из истоков стилевого своеобразияанализ особенностей духовного зрения художника и внимание к его личной позицииосознание единства внутреннего мира автора и формы его произведенийактивный контакт с художественными текстами. Кроме того, рассматривая различные стилевые концепции, бытовавшие в 1920;е годы, В. В. Эйдинова сопоставляет их с концепцией Полонского, указывая на сходства и различия между ними.

Такая погруженность автора в стилевое своеобразие статей Вяч. Полонского дала очень многое для понимания его творчества, однако в задачи исследователя не входило изучение творческой индивидуальности литературного критика и сущности его литературной концепции.

Деятельность Вяч. Полонского оказала значительное влияние на литературно-критический процесс 1920;х годов, в связи с чем исследователи этого периода неизменно обращаются к работам критика. Г. А. Белая, анализируя роль А. Воронского и литературного объединения «Перевал» в становлении советской критики и литературы, многократно обращается к анализу творческого пути Полонского как соратника «перевальцев"6: «По.

5 Эйдинова В. В. Стиль художника: Концепции стиля в литературной критике 1920;х гг. М.: Худож. лит., 1991.285 с.

6 См. подробнее: Белая Г. А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба 070 идей. М.: Сов. писатель, 1989.400 е.- Белая Г. А. Дон Кихоты революции — опыт побед и поражений. М.: РГГУ, 2004. 624 с. своему видению революции и представлениям о задачах революционной литературы Вяч. Полонский был близок критикам-перевальцам. <.> Перевальцам была созвучна проблематика его статей — пафос органичности творчества, борьба с рационалистическими представлениями об искусстве, постановка теоретической проблемы «сознание и творчество» «7.

В монографии Е. Г. Елиной «Литературная критика и общественное сознание Советской России 1920;х годов» взгляды Полонского органично встраиваются в систему идеологического воздействия критики на сознание f советского читателя. Автор указывает на двойственность критической концепции Вяч. Полонского: критик яростно критикует рапповский и лефовский упрощенный подход к литературе, но в то же время предлагает переиздавать классику, адаптируя ее к пролетарскому сознанию, «подгримировывая писателя, отсекать из его собрания сочинений неуместные в пролетарском обиходе фрагменты, неблагонадежные о произведения». Представляет интерес также статья Е. Г. Елиной «Художественная и газетно-журнальная словесность в творческой концепции Вяч. Полонского и общественно-литературной ситуации эпохи НЭПа"9, в которой анализируются положения концепции Полонского о сближении литературы и журналистики.

Так или иначе имя Вяч. Полонского упоминается в большинстве работ по истории литературно-критического процесса послереволюционного десятилетия10. В существующих трудах, посвященных его творческому 7.

Белая Г. А. Дон Кихоты революции — опыт побед и поражений. М.: РГГУ, 2004. С. 104.

8 Елина Е. Г. Литературная критика и общественное сознание Советской России 1920;х годов. Саратов: Изд-во Сарат. уи-та, 1994. С. 105.

9 Елина Е. Г. Художественная и газетно-журнальная словесность в творческой концепции Вяч. Полонского и общественно-литературной ситуации эпохи НЭПа // НЭП п истории культуры: от центра к периферии / Под ред. И. Ю. Ивашошиной, И. А. Тарасовой. Саратов: Издат. центр «Наука», 2010. С. 28−36.

10 Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917 — 1932. М.: АИРО-ХХ, 1998; Акимов В. В спорах о художественном методе. Из истории борьбы за социалистический реализм. Л.: Худож. лит., 1979; Бугаенко П. А. A.B. Луначарский и советская литературная критика. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1972; Голубков М. История русской литературной критики XX века (1920;1990;е годы). М.: Академия, 2008; Голубков М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20−30-е годы. М.: Наследие, 1992; Избавление от миражей: соцреализм сегодня. М.: Сов. Писатель, 1990; История русской литературной критики / Под ред. В. В. Прозорова. М.: Высшая школа, 2009; Корниенко Н. В. «Нэповская Оттепель»: Становление института советской литературной критики. М.: ИМЛИ РАН, 2010; Корокоткина А. М. Проблемы методологии советской литературной критики в 20-е гг. наследию, заложены прочные основы для дальнейшего изучения его литературно-критической концепции.

Основной задачей диссертационного исследования было обращение ко всем аспектам литературно-критической деятельности Вяч. Полонского. В работе впервые предпринята попытка собрать воедино фрагментарные положения концепции критика и, дополнив их архивными материалами, составить ясное представление о взглядах Полонского' на литературный процесс 1920;х годов. Обращение к ранее не исследованным аспектам творческого наследия Вяч. Полонского, его пониманию специфики художественного творчества и литературного текста, определению образности, формулированию задач, стоящих перед литературой, литературной критикой и журналистикой, детальное изучение его критического метода и редакторской деятельности определяет новизну данной диссертационной работы.

В диссертации впервые опубликован ряд архивных материалов из фонда Российского государственного архива литературы и искусства.

Актуальность представленной диссертации определяется спецификой положения Вяч. Полонского в литературном процессе 1920;х годов. Фактически Вяч. Полонский был единственным литературным критиком, не разделявшим взглядов ни одного из существовавших в это время литературных объединений. Вместе с тем эклектичность его критической платформы не подвергалась изучению, впервые литературно-критическое наследие Полонского рассматривается с точки зрения многовекторности его позиции. Кроме того, Вяч. Полонский был не только литературным критиком, но еще и редактором двух крупнейших литературно-общественных журналов, редакторская деятельность позволила ему эмпирически проверить свои теоретические положения. Благодаря.

Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986; Метченко А. Кровное, завоеванное. (Из истории советской литературы). М.: Сов. писатель, 1975; Начало пути: Из советской литературной критики 20-х годов. М.: Сов. Россия, 1987; Шешуков С. И. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Худож. лит., 1984; Юшин П. Ф. Русская советская литературная критика (1917;1934): Хрестоматия. М.: Просвещение, 1981 и др. полученным архивным материалам удалось уточнить методы редакторской и редакционной политики Вяч. Полонского, установить характер взаимоотношений Полонского с писательским сообществом 1920;х годов.

Целью диссертационной работы стало комплексное исследование многосторонней деятельности Вяч. Полонского в конте. ссте общественно-литературной ситуации 1920;х годов.

Для достижения обозначенной цели в работе решаются следующие задачи:

• составить целостное представление о взглядах Вяч. Полонского на литературно-критический процесс 1920;х годов;

• определить место Вяч. Полонского в дискуссии о развитии литературы в условиях послереволюционного времени;

• уточнить представление о литературно-критическом методе Вяч. Полонского;

• выявить и проанализировать основные направления редакторской деятельности Вяч. Полонского в журналах «Новый мир» и «Печать и революция».

Объектом исследования выступают публикации 1}яч. Полонского на страницах журналов «Новый мир» и «Печать и революция», опубликованные и неопубликованные материалы из Российского государственного архива литературы и искусства, предметом — литературно-критическая концепция Вяч. Полонского.

Методологическая основа. Выбор методов исследования (сравнительно-исторический, сопоставительный, типологический) определяется конкретными задачами изучения творческого наследия Вяч. Полонского и его положения в общественно-литературной ситуации 1920;х годов. Методологической основой работы послужили литературоведческие труды, посвященные литературной действительности 1920;х годов. Это в первую очередь работы К. Аймермахера, В. М. Акимова,.

Г. А. Белой, П. А. Бугаенко, М. М. Голубкова, Е. Г. Единой, Н. В. Корниенко, М. О. Чудаковой, С. И. Шешукова, В. В. Эйдиновой.

Теоретическая значимость диссертационной раб<�тгы заключается в уточнении объема таких понятий, как «литературная критика», «творческая индивидуальность», «образность произведения» в контексте литературного процесса 1920;х годов, а также в выявлении и анализе основных полемических центров дискуссии о развитии литературы в послереволюционных условиях.

Практическая значимость. Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы в дальнейшем изучении отечественной литературы, литературной критики, журналистики 1920;х годов. Кроме того, редакторский и литературно-критический опыт Вяч. Полонского может быть использован редакторами и журналистами литературных изданий и литературными критиками.

Положения, выносимые на защиту.

• По ряду вопросов Полонский занимал собственную исключительную позицию, не примыкая ни к одному из литературных течений. В связи с этим литературно-критической концепции Полонского свойственны эклектичность, фрагментарность, многовекторность.

• В отличие от представителей массовой литературной критики 1920;х годов, связывавших художественное произведение исключительно с его социально-историческим пафосом, Вяч. Полонский создал литературно-критическую методологию, основанную на концепции художественного текста как образной системы, как явления уникального, обладающего способностью познания действительности и ведущего к самопознанию читателя.

• Представление Полонского об организующем и систематизирующем значении литературы, роднящем ее с наукой, включено в систему размышлений о революционности художественного текста как произведения масштабного, использующего новаторские языковые и жанровые формы, обращенного к вечности и современности.

Художественный метод романтического реализма, разработанный Вяч. Полонским, противоречил отстаиваемым критиком положениям о специфике художественного творчества и являлся попыткой достичь компромисса м^жду «подлинной» литературой и советской действительностью. Взгляды Вяч. Полонского определялись общим направлением дискуссий о литературе 1920;х годов, представленных рядом полемических центров.

Общепринятым в 1920;е годы представлениям о нераздельности литературы и журналистики Вяч. Полонский противопоставлял идею об их плодотворном сотрудничестве, которое предполагало повышение внимания к литературе со стороны прессы, создание периодического издания, посвященного вопросам литературы, синтетических литературно-журналистских жанров. Цикл Вяч. Полонского «Листки из блокнота» стал результатом борьбы критика и редактора за улучшение «литературных нравов». В «листках» зафиксированы важнейшие проблемы литературно-критического сообщества (использование недозволенных методов полемики, «кружковая» критика, низкий профессиональный уровень литературных критиков и другие). Под руководством Вяч. Полонского в журналах «Новый мир» и «Печать и революция» были созданы условия для ведения открытой дискуссии по вопросам литературы и литературной критики. Всеобщими дискуссионными площадками были разделы «В дискуссионном порядке», «Трибуна», а также регулярные новомирские редакционные чтения. Вяч. Полонский выступал организатором и модератором дискуссии.

Структура диссертационного исследования представляет собой введение, три главы, заключение и библиографический список.

Апробация основных положений представленного исследования состоялась на ежегодных Всероссийских конференцияхмолодых ученых Саратовского государственного университета «Филология и журналистика в начале XX века» (Саратов, 2011, 2012, 2013), IX международной научно-практической конференции «Современная филология: теория и практика» (Институт стратегических исследований, Москва, 2012), конференции Московского государственного университета «Текстология и историко-литературный процесс» (Москва, 2012).

Основные результаты диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях:

Резепова, А. Р. Роль духовного зрения в творчестве писателя (по материалам литературно-критических статей В. П. Полонского) / А. Р. Резепова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Т. 12. 2012. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1. С. 86−89. (Издание включено в перечень, рекомендуемый ВАК).

Муляева, А. Р. Взаимодействие литературной и газетной словесности в контексте эпохи 1920;х годов / А. Р. Муляева // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2013. Т. 13. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1. С. 85−93. (Издание включено в перечень, рекомендуемый ВАК).

Резепова, А. Р. Россия на перепутье (по материалам газеты «Комсомольская правда») / А. Р. Резепова // НЭП в истории культуры: от центра к периферии: сб. ст. / под ред. И. Ю. Иванюшино. й, И. А. Тарасовой. Саратов: Издат. центр «Наука», 2010. С. 360−365.

Муляева, А. Р. Литературная критика 1920;х гг. в осмыслении Вяч. Полонского / А. Р. Муляева // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов, 2012. Вып. 15, кн. 1. С. 266−269.

Муляева, А. Р. К проблеме публикации статей В. П. Полонского / А. Р. Муляева // Современная филология: теория и практика: материалы IX междунар. научно-практич. конф. М., 2012. С. 129−132.

Муляева, А. Р. Исследование образности как основополагающий принцип критического метода Вяч. Полонского / А. Р. Муляева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практич. конф. М.: АР-Консалт, 2013. Ч. 5. С. 14−15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках представленного диссертационного исследования нами было рассмотрено положение Вяч. Полонского в общественно-литературной ситуации 1920;х годов. Творческая деятельность Полонского была г достаточно многообразна: он был не только талантливым литературным критиком, но также и теоретиком литературы и литературной критики, исследователем психологии и отчасти психофизиологии искусства и творчества, успешным редактором, журналы которого по достоинству были оценены современниками. Главным ориентиром в любой работе Полонского всегда были интересы отечественной литературы и защита ее создателейталантливых прозаиков, поэтов, публицистов.

Движущей силой его творческой деятельности можно назвать его страсть к литературе и полемический талант, именно это пристрастие во многом определило его положение в общественно-культурной ситуации, повлияло на направление его размышлений и выбор редакционной политики редактируемых им изданий. В литературно-критическом процессе 1920;х годов Вяч. Полонский занимал уникальную позицию арбитра и организатора всеобщей дискуссии о судьбе литературы, литературной критики и журналистики в послереволюционных условиях. В качестве теоретика литературы, литературного критика и редактора Полонский по-разному реализовывал выбранную стратегию.

Основные взгляды Вяч. Полонского на литературный процесс формулировались и высказывались им в ходе полемики с другими литераторами. Так, например, в сферу его интересов вошли теории социального заказа и производственной природы творчества, размышления о литературе как о средстве агитации и пропаганды и другие. Однако у истоков воззрений Полонского стояло глубокого понимание им специфики художественного творчества и художественного текста. Отсюда — его выступления в защиту стилевого многообразия литературы, обоснование необходимости поощрения литературного новаторства и призыв к бережному отношению к по-настоящему талантливым литераторам. Некоторые из теорий Вяч. Полонского являлись результатом поиска некого компромисса между «настоящей», в его понимании, литературой и советской идеологией. Созданная им теория читательского иммунитета способствовала бы смягчению цензурного гнета в литературе, а предлагаемая форма сотрудничества газеты и литературы позволила бы плодотворно развиваться и литературе, и журналистике. Анализируя творчество ведущих советских писателей, мировоззрение которых не всегда соответствовало советским канонам, Полонский находил в созданных ими художественных текстах черты разрабатываемого им художественного метода романтического реализма. Таким образом, критик пытался доказать сопричастность таких неоднозначных писателей, как, например, И. Бабель, к делу социалистического строительства.

Работа Полонского-критика развивалась в двух основных направлениях: теоретическом и практическом. Как критик-теоретик Вяч. Полонский вел серьезную работу по улучшению «литературных нравов» в рамках критического сообщества: он не только формулировал задачи, стоящие перед литературными критиками, но также уделял значительное внимание проблемам, с которыми столкнулась советская литературная критика. Среди затронутых вопросов были недопустимые методы полемики с оппонентами (дискуссия нередко переходила в обвинения в политической неблагонадежности), непрофессиональность (изрядная часть критиков попросту не обладала достаточным для литературной работы уровнем образования, однако «правильное» происхождение вполне искупало этот недостаток), «кружковые» методы критики. Одновременно с выявлением проблем современной ему критики Полонский предлагал и возможные пути их разрешения.

Одним из важнейших его достижений на этом поприще стал разработанный им литературно-критический метод, применение которого способствовало бы решению большинства задач, стоящих перед литературной критикой: художественной оценке литературного текста, толкованию содержания художественного произведения с социальной точки зрения, разъяснению сложной природы художественного творчества и повышению знаний читателя о литературе. Критические разборы Вяч. Полонского были написаны в жанре литературного портрета, в центре которого стояла писательская индивидуальность. Именно личность писателя, по Полонскому, определяет специфику образности — совокупности всех отличительных черт художественного текста. Исследование образности стало основополагающим в критическом методе Вяч. Полонского. Он рассматривал ее как целостную систему, элементы которой, воздействуя друг на друга, формируют облик художественного текста. Составляющими образности критик называл духовное зрение художникаего классовую природу, которая находит свое отражение в тексте литературного произведения, а не в биографии писателяматериал, который писатель заключает в образахэстетическую форму произведенияиспользованные средства художественной изобразительностилексический состав произведений. Комплексное рассмотрение специфических черт системы образности того или иного писателя позволяло Полонскому не только глубоко проникнуть в художественный мир автора, но также дать оценку литературного текста с точки зрения социологии.

Ярче всего талант Полонского как организатора литературно-критического процесса проявился в его деятельности на посту редактора крупнейших советских литературных журналов «Новый мир» и «Печать и революция». Вяч. Полонский сумел построить работу своих журналов таким образом, что на протяжении всего послереволюционного десятилетия они объединяли на своих страницах представителей различных, подчас враждующих, литературно-критических направлений. Авторов «Нового мира» и «Печати и революции» отличал высокий профессионализм. Здесь публиковались выдающиеся советские литераторы, профессиональные критики и публицисты, ведущие ученые в области литературоведения, искусствоведения, филологии, философии, истории и т. д. Стремление Полонского к объективному отражению литературно-критического процесса и одновременно к организации всеобщей дискуссионной площадки предопределило появление в обоих журналах дискуссионных разделов. Здесь публиковались материалы, выражавшие спорные, с точки зрения редакции, взгляды. Кроме того, журналом «Печать и революция» проводились тематические дискуссии, которые в рамках одного раздела объединяли статьи литераторов с полярными взглядами на заданную тему. Главной дискуссионной площадкой «Нового мира» стали регулярные редакционные чтения. Здесь один или два раза в месяц ведущие советские литераторы читали свои произведения, обсуждали текущие события, устраивали диспуты.

В качестве редактора «Нового мира» и «Печати и революции» Полонский оказывал различную помощь писателям и публицистам, находившимся в затруднительном положении, эта поддержка проявлялась по-разному. Кому-то редактор помогал материально, выдавая авансы под будущие произведения, как это было с Бабелем, Пришвиным, Александровским и другимиза кого-то хлопотал перед партийными руководителями, как в случае с Сологубом и Кустодиевым, или, рискуя собой, давал последнюю надежду на спасение, как это произошло с Мандельштамом. Писатели ценили заботу редактора и отвечали ему благодарностью и преданностью: многие из советских писателей обращались к Полонскому с просьбой дать оценку написанному тексту, кроме того ряд литературных произведений был посвящен редактору «Нового мира».

Редактируя журналы «Новый мир» и «Печать и революция», Полонский кроме всего прочего стремился к созданию безупречных с точки зрения формы и содержания изданий, которые могли бы служить примером для других. Вяч. Полонский тщательно следил за репутацией журналов, сводя к минимуму количество огрехов в каждом номере: редактор производил тщательный отбор художественных и публицистических текстов, следовал выбранной линии журнала, выполнял данные читателям обязательства, планировал редакционную политику издания таким образом, чтобы оно было интересным и актуальным.

Исследование творческого наследия Вяч. Полонского имеет ряд перспективных направлений. Во-первых, это поиск и публикация неопубликованных ранее текстов, принадлежащих перу Полонского. Сюда относятся как непереиздававшиеся журнальные публикации, не потерявшие своей актуальности, так и многочисленные архивные материалы, не доступные широкому читателю. Во-вторых, дальнейшее углубленное изучение литературно-критической деятельности Полонского: его работы как исследователя литературы, цикл работ, посвященных эмиграции и эмигрантской литературе, работа в периодических изданиях, в частности «Красной ниве», «Красноармейце» и других, деятельность на посту директора Музея изящных искусств. Одним из перспективных направлений исследования является сопоставительный анализ литературно-критических методов Вяч. Полонского и М. М. Бахтина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Полонский, Вяч. Заметки журналиста: Леф или Блеф? / В. П. Полонский // Известия. 1927. — № 48. — С. 4.
  2. Полонский, Вяч. О «крытиках» и критике / В. П. Полонский // Журналист. -1926.-№ 1.-С. 25−30.
  3. Полонский, Вяч. Перевалец на практике / В. П. Полонский // Красная новь. -1930.-№ 6.-С. 185−199.1. РГАЛИ. Ф. 1328. Оп. 1−4.
  4. , И. Э. Собр. соч.: в 2 т. / И. Э. Бабель. М.: Худож. лит., 1990. — Т. 1. 478 с.
  5. , А. А. О пролетарской культуре. 1904−1924 / А. А. Богданов. -М. — Л.: Книга, 1924.-343 с.
  6. , Н. И. Избранные произведения / Н. И. Бухарин. М.: Политиздат, 1988.-499 с.
  7. , А. К. Искусство видеть мир : Статьи, портреты / А. К. Воронский. М.: Сов. писатель, 1987. — 704 с.
  8. , Д. Профиль пером / Д. Горбов // Красная новь. 1930. — № 5. — С. 183−197.
  9. , И. М. Из прошлого. Воспоминания / И. М. Гронский. М.: Известия, 1991. 368 с.
  10. , Б. Е. Ровесник века. Воспоминания / Б. Е. Ефимов. М.: Сов. художник, 1987. — 354 с.
  11. , Б., Фрадкин, В. О временах и людях Электронный ресурс. / Б. Ефимов, В. Фрадкин // Режим доступа: www. 1001 .ru/books/efimov.
  12. Иванов-Разумник. Творчество и критика / Иванов-Разумник. Пг.: Колос, 1922.-246 с.
  13. Кремнев. По журналам / Кремнев // Читатель и писатель. 1928. — № 4−5. — С. 9.
  14. Критика 1917−1932 годов / Сост. Е. А. Добренко. М.: Астрель- ACT, 2003. -459 с. — (Библиотека русской критики).
  15. , М. Организованное упрощение культуры / М. Левидов // Красная новь. 1923. — № 1. — С. 306 — 318.
  16. , М. Простые истины (о читателе, о писателе) / М. Левидов. М.: Автор, 1927.-244 с.
  17. , Г. Партийная политика в искусстве / Г. Лелевич // На посту. 1923. — № 4. — С. 29−48.
  18. , В. И. Полн. собр. соч.: в 55 т. / В. И. Ленин. М.: Госполитиздат, 1960.-Т. 12.- 575 с.
  19. B. Л. Львов-Рогачевский, Н. П. Сидоров. М.: Федерация, 1929. — 301 с.
  20. , А. В. Собр. соч.: в 8 т. / А. В. Луначарский. М.: Худож. лит, 1967.-Т.7.-736 с.
  21. , H. М. Несгораемые слова / H. М. Любимов. М.: Худож. лит., 1988.-336 с.
  22. , О. Э. Выпад / О. Э. Мандельштам // Россия. 1924. — № 3.1. C. 187−190.
  23. , В. В., Брик, О. М. Наша словесная работа / В. В. Маяковский, О. М. Брик // Леф. 1923. — № 1. — С. 40 — 41.
  24. , Н. В. П. Полонский / Н. Мещеряков // Известия. 1932. — № 57. -С. 4.
  25. На взгляд редактора // Новый мир. 1986. — № 7. — С. 199−217.
  26. Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: хрестоматия / Сост. Г. А. Белая. М.: РГГУ, 2001. — 455 с.
  27. . Л. Полное собр. соч.: в 11 т. М.: Слово, 2005. — Т. 8. — 768 е.
  28. Переписка Бориса Пастернака / сост. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернак. М.: Худож. лит., 1990. — 575 с.
  29. Печать и революция // Правда. 1922. — № 85. — С. 5.
  30. Письмо председателя Высшего военного редакционного совета В. П. Полонского председателю РВС СССР Л. Д. Троцкому / В. П. Полонский // Отечественные архивы. 2006. — № 6. — С. 93.
  31. Г. В. Собр.соч.: в 24 т. / Г. В. Плеханов. М.: Госиздат, 1925. -Т. 14.-350 с.
  32. M. М. Собр. соч.: в 6 т. / M. М. Пришвин. М. Худож. лит., 1956. -Т.1.-576 с.
  33. Протокол о Полонском // Новый Леф. 1927. — № 3. — С. 39 — 46.
  34. Смирнов, Ник. Первые годы «Нового мира» / Ник. Смирнов // Новый мир. -1964.-№ 7.-С. 185- 197.
  35. , Ю. М. Воспоминания и публицистика / 10. М. Стеклов. М.: Известия, 1965. — 248 с.
  36. , Ал. Н. Собр.соч.: в 10 т. / Ал. Н. Толстой. М.: ГИХЛ, 1961. -Т.10. — 712 с.
  37. , С. ЛЕФ и НЕП / С. Третьяков // Леф. 1923. — № 2. — С. 70−78.
  38. , Н. Ф. Под знаком жизнестроения (опыт осознания искусства дня) / Н. Ф. Чужак // Леф. 1923. — № 1. — С. 12 — 39.
  39. , В. Т. Воспоминания / В. Т. Шаламов. М.: Олимп- ACT, 2001. -384 с.
  40. , К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917 1932 / К. Аймермахер. -М.: АИРО-ХХ, 1998. — 208 с.
  41. , В. М. В спорах о художественном методе. Из истории борьбы за социалистический реализм / В. М. Акимов. Л.: Худож. лит., 1979. — 376 с.
  42. , А. С. Наука и идеология. Приглашение к дискуссии / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. 1991. — № 1. — С. 83−89.
  43. , А. С., Козлова, Н. Н., Матвеева, С. Я. Модернизация в России и конфликт ценностей / А. С. Ахиезер, Н. Н. Козлова, С. Я. Матвеева. М.: ИФ РАН, 1994.-250 с.
  44. , Г. А. Дон Кихоты 20-х годов : «Перевал» и судьба его идей / Г. А. Белая. М.: Сов. писатель, 1989. — 400 с.
  45. , Г. А. Дон Кихоты революции опыт побед и поражений / Г. А. Белая. -М. :РГГУ, 2004.-624 с.
  46. , Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов / Г. А. Белая. М.: Наука, 1977. — 251 с.
  47. , A.B. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929−1953 / А. В. Блюм. СПб.: Академ, проект, 2000. — 312 с.
  48. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) — ВКП (б), ВЧК ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917−1953 / Под ред. А. Н. Яковлева. -М.: Международный фонд «Демократия», 2002. — 872 с.
  49. , Н. А. Культура и искусство в советской системе политического контроля / Н. А. Володина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. — № 111. — С. 9 — 16.
  50. Встречи с прошлым. М.: РГАЛИ, Русская книга, 2000. 480 с.
  51. , И. Н. Тоталитарное искусство / И. Н. Голомшток. М.: Галарт, 1994.-296 с.
  52. , М. М. Евгений Замятин : «К разрушению равновесия.» / М. М. Голубков // Наше наследие. 1989. — № 1 (7). — С. 104−106.
  53. , Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917−1991 гг. / Т. М. Горяева. -М.: РОССПЭН, 2009. 407 с.
  54. , А., Дикушина, Н. Пройденный путь (к 40-летию журнала «Новый мир») / А. Дементьев, Н. Дикушина // Новый мир. 1965. — № 1. — С. 236 -254.
  55. , Е. Г. Журналистика и цензура в советской России 1920-х годов / Е. Г. Елина // Цензура как социокультурный феномен. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та., 2007. С. 176 — 191. а
  56. Избавление от миражей: соцреализм сегодня /Под ред. Е. А. Добренко. М.: Сов. писатель, 1990. — 413 с.
  57. , Р. С. Русская и советская художественная критика (с сер. XIX в. до конца 1941 г.) / Р. С. Кауфман. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 176 с.
  58. , Н. Н. Упрощение знак эпохи! / Н. Н. Козлова // Социологические исследования. — 1990. — № 7. — С. 11 — 21.
  59. , А. А. Советская журналистика 20-х годов. Краткий очерк журнальной периодики / А. А. Максимов. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1964. -152 с. :
  60. , Е. Я. Современная русская критика / Е. Я. Мустангова. Л.: Прибой, 1929.-73 с.
  61. , В. Идейно-эстетические дискуссии 20-х годов (Библиографические материалы) / В. Роговин // Из истории советской эстетической мысли: Сб. материалов. М.: Искусство, 1967. — С. 493 — 522.
  62. , Н. А. Россия в цифрах / Н. А. Рубакин. М.: РАГС, 2009. — 310 с.
  63. Соцреалистический канон: Сб. ст. / Под ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. -СПб.: Академ, проект, 2000. 1040 с.
  64. , С. Л. Из размышлений о русской революции / С. Л. Франк // Новый мир. 1990. — № 4. — С. 207 — 226.
  65. , М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М. О. Чудакова. М.: Книга, 1988. — 672 с.
  66. , М. О. Избранные работы / М. О. Чудакова. М.: Языки русской культуры, 2001. — Т. 1. — 472 с. г
  67. Избр. работы. М.: Сов. писатель, 1988. — С. 3 — 28.
  68. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.-549 с.
  69. , E.H. Нравственная культура как ценностно-смысловая система / Е. Н. Яркова // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. -№ 3.- С. 51−60.1.I
Заполнить форму текущей работой