Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-правовое обеспечение штабных функций в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи руководство МВД России обращает внимание на необходимость кардинального улучшения работы по всем направлениям оперативно-служебной деятельности. Так, в Решении коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, ФМС России в 2010 году и задачах на 2011… Читать ещё >

Организационно-правовое обеспечение штабных функций в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ И МЕСТА ШТАБНЫХ ФУНКЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

Понятие, сущность и содержание штабных функций органов внутренних дел.

Методологическая роль штабных функций в механизме управления органами внутренних дел.

Организационное обеспечение штабных функций.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШТАБНЫХ ФУНКЦИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАОВ МВД РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

Организационно-структурное обеспечение штабных функций в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.

Процесс реализации штабных функций в аппаратах территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.

Совершенствование правового обеспечения штабных функций в территориальных органах МВД России на региональном уровне.

Заключение

.

Стр. 3.

Список использованной литературы,.

Приложения.

Актуальность темы

исследования. Развитие государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и модернизации правоохранительных органов. «Модернизация создаёт умную экономику, но модернизация требует и умной политики, обеспечивающей условия для всестороннего обновления жизни общества. Нам необходимы новые стандарты в деятельности органов государственного управления и оказании публичных услуг, высокое качество работы судебной и правоохранительной системы.

Модернизация правоохранительной системы требует адаптации инновационных идей на всех уровнях управления системы МВД России, так как отсутствие эффективной системы управления, основанной на интеллектуальной стратегии, современной информационно-аналитической базе, компьютерной технике, автоматически исключает возможность научно обоснованного определения стратегии и тактики, выработки концептуальных управленческих решений и инновационных проектов, предопределяет низкий уровень правоохранительной деятельности органов и подразделений МВД России.

В ходе реформирования системы МВД России, происходит осложнение управления деятельностью органов внутренних дел, в целом и штабных аппаратов МВД, ГУ, Управлений МВД России, в частности. При этом закономерность происходящего заключается в том, что доля управленческого труда непрерывно и стремительно увеличивается, а качество управленческой деятельности, профессионализм субъектов управления, их нравственный уровень стремительно падают. На это обращают внимание 59% опрошенных респондентов из числа руководителей территориальных органов внутренних дел на региональном и районом уровне, в частности оценивая уровень управленческой деятельности как «удовлетворительный» и скорее «низкий».

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2010. 30 ноября. С. 3.

В этой связи руководство МВД России обращает внимание на необходимость кардинального улучшения работы по всем направлениям оперативно-служебной деятельности. Так, в Решении коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, ФМС России в 2010 году и задачах на 2011 год», в контексте совершенствования управления предлагается обеспечить реализацию комплекса мероприятий по выработке требуемых управленческих решений, направленных на безусловную реализацию мер по недопущению снижения контроля за оперативной обстановкой, повышению эффективности работы, подчиненных подразделений полиции.

Следовательнообъективное изменение и усложнение управления правоохранительной деятельностью, возрастание объемов анализируемой информации, обусловливают необходимость преобразования организации и технологии деятельности штабных аппаратов МВД, ГУ, Управлений МВД России, как основного управленческого звена в системе органов внутренних дел.

Указы-Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 24 декабря 2009 г. № 1469, и «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 18 февраля 2010 г. № 208 определяют сокращение личного состава органов внутренних дел на 20%, количества Департаментов, в МВД России, изменение организационных структур органов внутренних дел на всех уровнях и их оптимизацию, подготовку новых нормативных актов регламентирующих деятельность органов внутренних дел и другие мероприятия. Изменение оргштатного построения на уровне МВД России неизбежно повлечет за собой и аналогичные изменения в территориальных органах внутренних дел, в том числе и на уровне МВД, ГУ, Управлений МВД России.

В результате проведенного анкетирования более 60% респондентов высказались за повышение роли управления ОВД и более эффективной деятельности штабных аппаратов за счет совершенствования организационно-правового обеспечения штабных функций органов внутренних дел. В условиях реформирования системы МВД России: это является основой как общей организации работы аппаратов управлениятак и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в целом по наиболее важным направлениям борьбы с преступностью и обеспечению общественной безопасности. Создание организационного механизма штабной деятельности в органах внутренних дел, упорядочение ее методологических основ продолжает оставаться актуальной и практически значимой проблемой современного российского общества.

Существуют также проблемы научного, правового и ресурсного обес-печенияфешения:всего комплекса затронутых вопросов:'Значит, необходима выработка видения того, какой должно быть правовое и организационное обеспечение системы штабных функций для эффективной деятельности органов — внутренних дел уже сейчас, в ближайшем будущем и отдаленной перспективе. ¦ ¦

Проведенный анализ, эмпирических данных позволил определитьнедостаточный уровень, правового и= организационного обеспечения системы штабных функций на уровне МВД, ГУ, Управлений МВД России. Выявлено, что доступ к накопленным информационным ресурсам является не адекватным к современным потребностям субъектов управления, что значительно снижает качество принимаемых управленческих решений.

Констатируя отсутствие сегодня эффективного правового и организационного обеспечение системы штабных функций деятельности органов внутренних дел, автор обосновывает необходимость её создания и рассматривает эту проблему в качестве функциональной стратегии.

Названные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы диссертационного исследования для совершенствования правового и организационного обеспечения штабных функций в территориальных органах Министерства внутренних дел на региональном уровне, придания данной проблеме более системного характера, определения приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективы, принятия комплекса дополнительных мер по повышению её эффективности.

Степень разработанности темы, исследования. Исследованию различных вопросов управления при решении правоохранительных задач посвящено значительное количество научных исследований, которыми заложены основы теории управления.

В общеметодологическом контексте проблема управления органами внутренних дел и аспекты правового и организационного обеспечения штабных функций рассмотрены в, работах ученых A.A. Арестова, Л.Ш. Берека-швили, Б. В. Бойцова, В. П. Бурмистрова, В. З. Веселого, С. Е. Вицина, В. В. Гордиенко, JI.JI. Грищенко, А. П. Ипакяна, А. Г. Елагин, М. П. Киреева, JI. M-. Колодкина, A.M. Кононова, C. Mi Крылова, Г. П. Кулика, А. Г. Лекаря, А. Ф. Майдыкова, В. Д. Малкова, В. А. Малюткина, А. Х. Миндагулова, A.B. Мелё-хина, М. А. Москалева, М. Н. Никитина, A.M. Попова, С. А. Старостина, В.Ф.

Сухарева, Г. А. Туманова, А'.Д. Ульянова, В. Е. Уткина, Л. Г. Хейло.,.

Тогда же появились и обобщающие работы, посвященные проблемам организации процессов управления-в, органах внутренних дел, штабной культуре, подготовке управленческих решений. Эта проблематика была отражена в диссертационных исследованиях, монографиях и статьях, подготовленных такими учеными, как Ю. Е. Аврутин, Ю. Д. Блувштейн, H. Hi Иванов, К. Е. Игошев, В. И. Казанцев, В. Г. Костыря, В. Д. Ракоти, Л. Н. Роша и рядом других.

Вопросам правовой регламентации управления органами внутренних дел, планирования, организации аналитической работы, контроля и проверки исполнения управленческих решений посвящен учебник «Административное право России», подготовленном А. П. Кореневым и изданным в 1997 году.

В диссертационном исследовании В. В. Дралова в 2001 году рассмотрены теоретические и организационно-методические вопросы совершенствования правового обеспечения управления органами внутренних дел.

Проблемы совершенствования информационного обеспечения оперативного управления в, органах внутренних дел исследованы в диссертации A.B. Жаглина в 1998 годуинформационного обеспечения стратегического управления в органах внутренних дел в диссертации М. Н. Никитина в 2004 году.

Однако этим проблема правового и организационного обеспечения штабных функций не исчерпывается. Она более наукоемкая, сложная и инновационная. Многоаспектность данного вопроса обусловлена нерешенностью ряда принципиальных моментов. Это и недостаточная разработанность методики реализации штабных функций, неопределенность научных категорий и направлений деятельности, недостаточное правовое обеспечение, получение, создание, преобразования информации, ее предоставления" пользователям, унификация процессов управления, создание новых штабных структур, обучение руководителей, способных решать управленческие задачи с учетом новых угроз, исходящих из" внешней среды функционирования органов внутренних дел.

Таким образом, обобщение научного материала, изучение практической деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской* Федерации на региональном уровне, выявление организационных и правовых проблем обеспечения штабных функций представляют актуальную и практически значимую задачу, решение которой может существенно повлиять на решение задач правоохранительной деятельности в современных условиях.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в ходе реализации штабных функций в процессе управления органами внутренних дел.

Предметомисследованияявляются правовое регулирование и организационное обеспечение штабной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.

Гипотезой проведенного^исследования является предположение, что создание правовых и организационных механизмов в деятельности органов внутренних дел по реализации штабных функций позволит существенно повысить эффективность управление подчиненными: органами внутренних дел территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне и по противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности;

Цель исследованияДиссертационная работа преследует определить направления и пути совершенствования нормативного и правового обеспечения штабных функций, выявить наиболее важные проблемы теории и практики и на этой основе разработать комплекс. мероприятий и предложений по повышению эффективности реализации штабных функций-на основе внедрения современных организационных и правовых технологий управленческой деятельности органов внутренних дел.

Достижение указанной: цели предопределило постановку и решение следующих задач:

— раскрыть сущность и содержание понятия штабных функций—.

— провести изучение и анализ современного состояния правового и организационного обеспечения штабных функций-:

— исследовать нормативно-правовую базу, регламентирующую правовое и организационное обеспечение штабных функций;

— провести комплексный анализ наиболее актуальных организационно-правовых и методических проблем теории и практики реализации штабных функций в органах внутренних дел;

— изучить и обобщить опыт становления и развития организационно-правовых форм штабной работы в органах внутренних дел;

— раскрыть содержание штабной работы в системе функционирования органов внутренних дел, как практической реализации штабных функций;

— разработать и сформулировать предложения и рекомендации по повышению эффективности реализации штабных функций на основе внедрения современных организационных и правовых технологий управленческой деятельности органов внутренних дел;

— разработать авторский вариант проекта Регламента работы штабов территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую основу составили общенаучные и специально-юридические методы исследования: формально-логический, сравнительный, социологический, правовое моделирование, анализ юридических документов, а также частные методы познания: анкетирование и наблюдение.

Особенность предмета исследования обуславливает применение методов различных научных дисциплин: теории управления, социологии и статистики, информатике, управлению, административному праву и, в целом, правоохранительной деятельности.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов, к управлению органами внутренних дел: В. Г. Афанасьева, В. З. Веселого, С. Е. Вицина, Л. М. Колодкина, А. И. Ипакяна, А. М. Кононова, А. Ф. Майдыкова, В. Д. Малкова и других, а также зарубежных ученых М. Альберта, И. Ансоффа, Л. Берталан-фи, М. Х. Мескона и Ф. Хедоури.

Эмпирическая база диссертационного исследования. В качестве источников нормативной и научной информации использованы, диссертационные исследования по данной проблеме, результаты изучения статистических данных, справок, материалы проверок контролирующих органов, практические материалы, характеризующие управленческую деятельность Организационно-аналитического департамента МВД России, МВД по республике Саха-Якутия, Башкирии, Татарстана, Удмуртии, ГУ МВД России по Краснодарскому, Приморскому, Хабаровскому краю, по Калининградской, Воронежской, Свердловской, Ростовской, Тюменской области, Управлений МВД России по Псковской и Читинской областей, материалы научно-практических конференций и семинаров, справочные правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», результаты анкетирования руководителей органов внутренних дел. В ходе исследования были опрошены 489 сотрудников штабов и других подразделений и служб органов внутренних дел различных уровней.

Полученные данные позволили проанализировать, и оценить необходимость эффективного правового и организационного обеспечение штабных функций, выявить недостатки и передовой-опыт при проведении, экспертных оценок. Все это обеспечивает достоверность сформулированных научных выводов и предложений.

Научная новизна" диссертационного исследования заключается в том, что на основе системного подхода исследованы вопросы обоснования методологической роли и места штабных функций в, механизме управления органами-внутренних дел, а также разработаны, научно обоснованные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правого, организационного и методического обеспечения этих функцийповышение уровня и качества их выполнения, отвечающего требованиям, предъявляемым к управлению органами внутренних дел в новых условиях с учетом объективных потребностей общества и соответствующих им целей их модернизации.

В процессе реализации цели диссертационного исследования и решения поставленных задач получены следующие обладающие научной новизной результаты:

— в диссертации сформулированы теоретические, организационные и правовые аспекты обеспечения! штабных функций в деятельности органов внутренних дел;

— на основе анализа современного состояния нормативного и организационного обеспечения штабных функций, разработано авторское определение понятия штабных функций;

— раскрыты сущность и назначение нормативного и организационного обеспечения штабных функций;

— обосновано положение о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующую деятельность, штабных подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне;

— разработаны научно обоснованные предложения-и рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации-штабных функций на основе внедрения современных организационных и правовых технологий управленческой деятельности органов внутренних дел;

— определено значение штабных функций в. организационном механизме управления;

— определены наиболее значимые тенденции и-проблемы нормативного и организационного обеспечения’штабных функций, предложены пути и спо собы. их решения;

— разработан проект приказа МВД" России «Об-утверждении Регламента работы штабов территориальных органов Министерства. внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне».

Указанные элементы* новизныдиссертационного исследования позволяют сделать вывод о том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и практики организации правоохранительной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия штабных функций, под которыми понимаются специализированные и структурно обеспеченные виды управленческой деятельности, отражающие результат разделения труда в руководстве, представляющие одну из форм реализации технологических функций управления и выступающие в качестве существенного элемента механизма управления органом внутренних дел, призванного обеспечивать внедрение научного знания в практику органов внутренних дел.

2. Управленческая деятельность осуществляется путем применения определенных средств (процесс совместного труда работниковорганизационное устройствовластное распорядительство объектом управления со стороны субъекта управления) и методов организующего воздействия (специализированные виды деятельностифункции внутрисистемного управлениятехнологическая деятельность по реализации штабных функций) на управляемые объекты и их правоохранительную деятельность, направленность и качество которой, обеспечивается за счет включения методологического потенциала штабных функций на всех этапах подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

3. Штабные функции характеризуются следующими признаками: наличием специализированных структурных подразделений и особых форм реализации функций управленияпроявлением технологического аспекта механизма внутрисистемного управленияметодологическими и методическими свойствами.

4. Эффективность реализации штабных функций связано, во-первых, с необходимостью методического обеспечения штабной деятельности путем разработки методических материалов по всей совокупности направлений штабной работы в целях перевода. управленческой деятельности на научную основу, предполагающие широкое использование научно исследовательских методов, средств и технологийво-вторых, с профессиональной подготовкой штабных работников, обладающих научными знаниями в области социального управления.

5. Совершенствование организационного механизма может быть только на основе четкого разделения, функций управления и правоохранительных функций: функции управления сосредоточить в аппаратах территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, а подразделения, выполняющие собственно правоохранительные функции, вывести из аппаратов территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, сделав акцент в их компетенции только на реализацию правоохранительной деятельности. В организационном плане данные подразделения должны иметь статус непосредственно подчиненных аппаратам территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.

6. Авторский проект приказа «Об утверждении Регламента работы штабов территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в процессе диссертационного исследования и сформулированные в данной работе выводы, предложения и рекомендации в определенной мере дополняют и расширяют научную базу теории управления в сфере организации правоохранительной деятельности. Результаты диссертационного исследования создают дополнительные теоретические, методологические, организационные, информационно-коммуникационные, технологические и правовые предпосылки для дальнейшего повышения научного уровня совершенствования штабных подразделений территориальных органов! Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне в целом, способствуя более эффективному решению правоохранительных задач и могут быть использованы:

— в нормотворческой деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, научно-исследовательских и учебных заведений системы МВД России;

— в практической деятельности аппаратов штабных подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне для создания эффективного нормативного и организационного обеспечения штабных функций;

— в преподавании учебной дисциплины «Организация деятельности горрайлинорганов» и на ВАКе, при подготовке лекций и учебных пособий по указанной проблеме в Академии управления МВД России.

— в научно-исследовательской работе при анализе эффективности управленческой деятельности органов внутренних дел.

Обоснованность идостоверность, полученных результатов исследования обеспечиваются использованием имеющихся форм и методов научного познанияглубокой теоретической проработкой знаний, содержащихся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области управления, в том числе и ученых системы МВД Россиианализом собранной информации в результате проведённых социологических опросовдокументах практики управленческой деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровнеанализом нормативно-правовых актов, регламентирующих управленческую деятельность органов внутренних дел.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы, и предложенияг диссертационного исследования представлены в четырех опубликованных автором научных работах, общим объемом 1,46 п.л.

Ряд положений внедрены в практическую деятельность МВД по республике Саха-Якутия, Удмуртии, ГУ МВД России по Свердловской области и в учебный процесс Академии управления МВД России по дисциплине «Организация деятельности горрайлинорганов».

Внедрение результатов настоящего диссертационного исследования подтверждается соответствующими официальными актами.

Положения и выводы данной диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности и в учебном процессе других образовательных учреждений системы МВД России.

Результаты диссертационного исследования использованы по поручению Организационно-аналитического департамента в проекте приказа МВД России «Наставление по работе штабных подразделений органов внутренних дел», а также на вузовских и межкафедральных научно-практических конференциях, проводимых Академией управления МВД России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, а также заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Результаты работы штабных подразделений МВД, ГУВД, УВД МВД.

России на региональном уровне, рассматривать на коллегиях не реже одного раза в полугодие и решения коллегии направленные на повышение эффективности деятельности штабных подразделений обязательно учитывать в работе штабов.

При оценке деятельности всех подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, учитывать результаты деятельности штабов МВД, ГУ, Управлений.

МВД России по субъектам Российской Федерации, а так же результаты их взаимодействия с аналогичными структурами иных правоохранительных органов и других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. ,.

В целях модернизации деятельности штабов, начальник штаба, его за.

Л J / г С О.

Я СЛЛ, местители, а так же сотрудники штаба принимают меры по разработке и внедрению в деятельность штабных подразделений новейших информационных технологийспециализированных программно-аппаратных комплексовсовершенствованию автоматизированной информационной базы органов внутренних дел принятию мер по постоянному комплексному использованию сил и средствсовершенствованию нормативно-правовой базы работы штабов и надлежащее ресурсное обеспечение их деятельности1.

1 При разработке данного регламента использовались научные, методические и учебные кафедральные материалы, относящиеся к данной проблематике подготовленные сотрудниками кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России: д.ю.н., профессором Кононовым A.M., профессором кафедры к.ю.н., доцентом Сухаревым В. Ф., к.ю.н., доцентом Клушеным К. З., к.ю.н., доцентом Никитиным М. Н., к.ю.н., доцентом Анюровым Ф. Ф., к.ю.н., доцентом Москалевым М. А., к.ю.н., доцентом Уско-вым В.М. и автором диссертации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой