Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детская библиотека: Специфика краеведческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время общество становится свидетелем возрождения краеведения. Это связано с подъемом национального самосознания, признанием авторитета общечеловеческих ценностей, возрастанием интереса к проблемам истории отечества и «малой родины» у людей разных убеждений, профессий, увлечений, возраста. Задачи воспитания любви к своему краю, познания его истории и культуры традиционно ставят перед… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Генезис и сущность краеведческой деятельности детской библиотеки
    • 1. 1. Зарождение и развитие библиотечного краеведения в детских библиотеках
    • 1. 2. Краеведческая функция детской библиотеки в системе её социальных функций
    • 1. 3. Краеведческая деятельность детской библиотеки
  • ГЛАВА II. Специфика краеведческого фонда детской библиотеки
    • 2. 1. Содержание понятия «краеведческий документ»
    • 2. 2. Ядро краеведческого фонда детской библиотеки
    • 2. 3. Краеведческий справочно-библиографический аппарат
  • ГЛАВА III. Специфика краеведческого чтения контингента пользователей детской библиотеки
    • 3. 1. Пользователи краеведческого фонда детской библиотеки
    • 3. 2. Библиотечная система обслуживания детского населения по краеведению
  • ГЛАВА IV. Краеведение в системе библиотечно-информационного образования
    • 4. 1. Состояние и перспективы краеведческой подготовки кадров для детских библиотек
    • 4. 2. Требования к уровню квалификации специалистов по краеведению
  • ГЛАВА V. Материально-техническая база как среда осуществления краеведческой деятельности детской библиотеки
    • 5. 1. Понятие «материально-техническая база»: краеведческий аспект
    • 5. 2. Местная детская библиотека как материальный объект культуры края

Детская библиотека: Специфика краеведческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время общество становится свидетелем возрождения краеведения. Это связано с подъемом национального самосознания, признанием авторитета общечеловеческих ценностей, возрастанием интереса к проблемам истории отечества и «малой родины» у людей разных убеждений, профессий, увлечений, возраста. Задачи воспитания любви к своему краю, познания его истории и культуры традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе детские. Российские дети воспитываются сегодня в качественно иной, по сравнению с началом 1990;х годов, социокультурной ситуации. Изменились принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, библиотечного обслуживания. Происходящие процессы выдвинули перед государством и обществом такие значимые для сохранения российской государственности задачи, как необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, моральных и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и «малой родины». В связи с этим значительно возросла роль детских библиотек, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний.

В связи с подъемом краеведческого движения деятельность детских библиотек в этом направлении стала разнообразной и многогранной. Многосторонность краеведческой деятельности детских библиотек объясняется стратегией программно-целевого развитиятесным сотрудничеством с общественными объединениями и организациямисоюзами писателей, союзами краеведов России,.

Российской библиотечной ассоциациейкраеведческими музеями, обществамиприданием библиотекой приоритетного значения краеведению в фондообразовании, справочно-библиографической работе, обслуживании пользователей.

Содержательные и методические особенности краеведческой деятельности с детьми проявляются в организации массовых мероприятий: книжных выставок, обзоров, памятных встреч, презентаций, дней краеведческой сказки, краеведческих рисований, просмотров (книг, фильмов, марок, открыток краеведческой тематики), краеведческих игр, походов, экспедиций, экскурсий, написании летописей края, читательских родословных, создании аудиоархивов голосов знаменитых людей края и так далее.

Детская библиотека примечательна тем, что именно здесь начинается краеведческая работа с детьми. Ценность краеведения сегодня очевидна. Оно является источником духовного возрождения России.

Интенсивность и многоплановость краеведческой деятельности в детских библиотеках обусловливает необходимость её упорядочения.

Глубокое осмысление теоретических, методических, организационных основ детского библиотечного краеведения позволяет осознать его системную сущность и распространить теорию системного подхода ещё на одну область — краеведческую деятельность детских библиотек.

Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, которая для её населения является родным краем. Библиотечное краеведение в настоящее время активно развивается. Это относится и к краеведческой деятельности детских библиотек. Однако теоретическое осмысление краеведческой деятельности детских библиотек отсутствует. Системный подход к краеведческой деятельности детских библиотек никогда не применялся. Поэтому в настоящее время эта деятельность детских библиотек бессистемна.

Актуальность темы

диссертационной работы вызвана общественным интересом к краеведению и приданием ему приоритетного значения в деятельности детских библиотек. Это позволяет выявить специфику краеведческой деятельности детских библиотек, нуждающуюся в теоретическом обобщении.

Теоретическая разработанность проблемы. Краеведческая деятельность библиотек стала привлекать внимание специалистов ещё в 60-е годы XX века. Наиболее существенные работы по этой теме написаны: В. А. Николаевым «Краеведческая библиография» (М., 1961) — Е. Н. Буринской «Краеведческая библиография в РСФСР (19 171 928 гг.)» (Jl., 1969) — О. И. Талалакиной «Краеведческая работа библиотек» (М., 1973) — А. В. Мамонтовым «Методика составления краеведческой библиографии» (JI., 1974) — Н. Ф. Горбачевской «Работа массовых библиотек с краеведческой литературой» (Jl., 1978) — А. Н. Бученковым «Советское краеведческое библиографоведение» (М., 1984) — В. А. Голодяевой «Комплексность и её реализация в краеведческой библиографической деятельности» (М., 1990) — И. И. Пашниной «Краеведческая литературная библиография в системе региональной библиографической информации» (М., 1992) — С. Н. Криворотенко (Акулич) «Формирование краеведческого фонда библиотек: современное состояние и пути совершенствования» (М., 1993) — II.Н. Щерба «Библиотечное и библиографическое краеведение» (М., 1995) — И. И. Михлиной «Краеведческая библиография в системе российской библиографии» (Краснодар, 2001) — Т. А. Каширских «Управление краеведческой деятельностью общедоступных библиотек» (М., 2001) — Е. П. Солодовниковой «Территориальный аспект информации и принципы библиографирования краеведческой литературы» (Краснодар, 2001) — И. В. Касьяновой «Краеведческие информационно-библиографические потребности преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы» (Краснодар, 2002).

В трудах этих авторов рассматриваются исключительно библиографические аспекты краеведческой деятельности, определяются понятия «край», «краеведческая деятельность библиотеки», «краеведческая литература», «краеведческий документ» и другие. Библиотековедческие краеведческие проблемы библиотек авторы практически не затрагивали (за исключением вопросов организации краеведческих фондов), системный подход этой деятельности отсутствовал. Не уделялось внимания анализу краеведческой работы детских библиотек.

Теоретические основания краеведческой деятельности библиотек заложил Н. В. Здобнов (87) — комплексность характера библиотечного краеведения обосновала Г. Л. Озерова (173) — содержание понятий «край», «краеведческая библиография», а также структуру краеведческих библиографических пособий, организацию краеведческого справочно-библиографического аппарата и других библиографических ресурсов библиотек (для взрослых) рассмотрели Г. М. Вольберг (43), JI.JI. Макаренко (138). С. А. Слуцкая изучила краеведческую издательскую и библиографическую деятельность русской православной церкви (со второй половины XIX в. — по 1918 год) (211). Проблемы функционирования местной печати в системе документальных коммуникаций проанализировал А. В. Штолер (286). Теорию и практику музыкального краеведения обосновала JI.A. Тарасова (244). Краеведческая библиографическая деятельность детских библиотек исследовалась Е. Н. Томашевой (255). Её суждения затрагивают в основном методику составления краеведческих библиографических пособий для детей и руководителей детского чтения, аннотирования краеведческих документов, ведения систематической краеведческой картотеки, а также структуру краеведческого фонда детской библиотеки.

Однако все эти авторы не уделяли внимания анализу краеведческой деятельности детской библиотеки, не пытались представить детскую библиотеку вообще и её краеведческую деятельность в частности в виде системы и распространить на неё положения системного подхода. Между тем системный подход в изучении любой проблемы, темы (в том числе краеведческой), имеет теоретическое и практическое значение.

В библиотековедении важность системного подхода была осознана ещё во второй половине 1970;х годов. Характеризуя его возможности, авторы монографии «Библиотековедческие исследования: Методология и методика» отмечали, что системный подход позволяет устранить разобщенность в работе библиотек разных типов, помогает выявить узкие места, слабо изученные связи и элементы, исследование которых даёт возможность оптимизировать соответствующий участок библиотечной деятельности (21, с. 15).

Системный подход известен в библиотековедении уже много лет. Как научная теория он давно оправдал себя. Написано много исследований, которые подтверждают данное положение. К изучению системного подхода в разное время обращались Н. И. Тюлина (259), А. Я. Черняк (274). Одним из первых о системном подходе в библиотечной науке заговорил Н. С. Карташов (108). Он ввел в библиотечный лексикон слово «система» и построил триединую систему библиотеки, состоящей из библиотекаря, читателя и книги.

Ю.Н. Столяров изложил свое понимание библиотеки как целостной системы: библиотека есть диалектическое единство четырех элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала и материально-технической базы. Он доказал, что документный фонд, выполняет функцию основы библиотеки, но он ещё далеко не вся библиотека. Его накопление, организация, хранение теряют смысл без наличия пользователя. Библиотеки нет и без библиотекаря, управляющего другими сущностными элементамибез материально-технической базы, выполняющей функцию среды, в которой осуществляется библиотечный процесс. Основные элементы системы «библиотека» раскрыты автором в монографии «Библиотека: структурно-функциональный подход» (М., 1981). Именно эта концепция легла в основу целого ряда исследований, что дает основание полагать, что и в данном исследовании системный подход будет полезен.

Отдельные элементы системы «библиотека» разрабатывались в трудах Л. Б. Хавкиной (270), В. И. Виноградова (40), Н. М. Сикорского (208), В. И. Терешина (246), А. С. Чачко (272) и других авторов.

Применительно к краеведческой деятельности библиотек (для взрослых) наибольшее отражение в печати получили вопросы организации и формирования краеведческих фондов областных библиотек: в работах Т. Н. Аршинской «Краеведческие фонды областной библиотеки» (8), Г. Н. Груздовой «Организация краеведческого фонда в областной библиотеке» (63), С. Н. Криворотенко (Акулич) «Формирование краеведческого фонда библиотек» (125), О. И. Талалакиной «Краеведческие фонды областных библиотек"(242), М. А. Мамаевой «Организация депозитарного храпения краеведческой литературы в межобластном депозитарии» (141). Встречаются и некоторые немногочисленные рассуждения специалистов о краеведческой подготовке кадров: Л. Ф. Павленко «Совершенствование подготовки кадров в области краеведческой библиографии» (180), Е. С. Алексеевой «Библиотечное краеведение как фактор повышения культурного потенциала региона» (6).

В 1993 году Н. Н. Кушнаренко защитила докторскую диссертацию и выпустила учебное пособие «Краеведческая деятельность библиотеки» (М., 1993), где основное внимание уделено именно библиотековедческому направлению этой деятельности. Автор осветила проблемы совершенствования формирования краеведческого фонда, обслуживания пользователей библиотеки по краеведению, краеведческой подготовки кадров, материально-технического обеспечения библиотечного краеведения, но в рамках библиотек для взрослых (либо всевозрастных библиотек).

Между тем детские библиотеки имеют свою специфику краеведческой работы. Ими накоплен огромный опыт краеведческой деятельности, нуждающийся в обобщении. Но исследований, посвященных осмыслению опыта краеведческой деятельности детских библиотек недостаточно для характеристики этого важного направления их работы. В науке до сих не нашлось специалистов, способных уделить внимание краеведческой работе детских библиотек, основанной на системном подходе. Исключением являются труды диссертанта, которые начали публиковаться в 2000 году, и посвящены следующему: в статье «О системном подходе в краеведческой работе детских библиотек» характеризуется вклад ученых в разработку теории системного подхода, раскрываются проблемы детских библиотек, решаемые при помощи системного подходав статье «Требования к уровню квалификации библиотечных работников-краеведов» уточнен комплекс требований, предъявляемых к детскому специалисту — краеведу. Статья «Этимология понятия „краеведческий документ“» посвящена анализу существующих точек зрения по поводу определения этого термина, а также изложению собственной трактовки краеведческого документа. В учебном пособии «Краеведческая деятельность детских библиотек: структурно-функциональный подход» выдвигается теоретико-методологическая концепция краеведческой деятельности детской библиотеки, вскрывается системная сущность детской библиотеки в краеведческом аспекте.

Учитывая ситуацию с изученностью данной проблемы в диссертации поставлена следующая научная задача, которая заключается в том, чтобы 1) выявить сущность и специфику краеведческой деятельности детской библиотеки- 2) представить детскую библиотеку как систему и приложить теорию системного подхода к её краеведческой работе- 3) установить преимущества системного подхода в процессе реализации детской библиотекой краеведческого назначения.

Реализация этих положений потребовала последовательности следующих действий:

— проследить историю становления и развития библиотечного краеведения в детских библиотеках;

— уточнить объем и содержание таких понятий библиотечного краеведения как «краеведческий документ», «краеведческий фонд», «краеведческая деятельность детской библиотеки», «материально-техническая база» краеведческой деятельности детской библиотеки;

— выявить специфику краеведческой деятельности детских библиотек, определить перспективные направления их работы по краеведению и предложить пути решения проблем.

Предметом диссертации являются детские библиотеки общественного пользованияв меньшей степени библиотеки школьные как специальные. Всевозрастные библиотеки, обслуживающие детей не рассматриваются.

Методологическую базу исследования составляют положения системного подхода к библиотеке, которые наиболее полно изложены в трудах Ю. Н. Столярова, Н. Н. Кушнаренко.

При написании диссертационной работы использовались следующие методы исследования:

— сравнительный анализ;

— социологический (анкетирование, опрос).

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней создана целостная концепция краеведческой деятельности детской библиотеки как системы. Суть этой концепции сводится к построению структуры детской библиотеки, состоящей из элементов и связей между ними. Необходимое и достаточное для функционирования детской библиотеки количество элементов — четыре. Это те же, что и для библиотеки как таковой: библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал и материально-техническая база. Новизна диссертации состоит в том, что положения системного подхода полностью приложимы и к краеведческой деятельности детских библиотек.

Основными положениями, выдвигаемыми на защиту, являются следующие:

1. Краеведческий документ — основа краеведческого фонда детской библиотеки. Краеведческий документ выполняет информационную функцию. Он информирует пользователей детской библиотеки о жизни края. Поэтому необходимо отказаться от утверждения о том, что краеведческий документ выполняет краеведческую функцию.

2. Краеведческая функция детской библиотеки проявляется в её краеведческой деятельности. С помощью разнообразных форм и направлений краеведческой деятельности местная детская библиотека реализует своё краеведческое предназначение. Наиболее полно краеведческая функция проявляется в придании приоритетного значения краеведению в фондообразованиив ведении каталогов, картотекв создании библиографических пособийв обслуживании пользователей, массовой работев научно-методической деятельности.

3. Оптимальным признаком структурирования краеведческого фонда является возраст пользователя. Внутри каждого возрастного подфонда возможна расстановка краеведческих документов по отраслям знания и по темам. Это помогает более оперативному выявлению пробелов в комплектовании краеведческого фонда для детей определенного возраставыявлению малоспрашиваемых, неиспользуемых читателями краеведческих документов, и причин, по которым это происходит (несоответствие учебной программе школы, сложности с восприятием текста и так далее). Структурирование краеведческого фонда по возрасту пользователя показывает наглядную картину состояния краеведческой литературы для детей.

4. Краеведческий фонд содержит только отдельные произведения классиков литературы, искусства и других отраслей знания, имеющие краеведческое значение. Сборники произведений, избранные произведения, собрания сочинений целесообразно размещать в общем фонде детской библиотеки.

5. Возрастные периоды читательского развития существенно влияют на подход к краеведческой деятельности. Читательскому контингенту каждой возрастной группы адресован специфический набор краеведческих мероприятий детской библиотеки.

6. Детские библиотеки нуждаются в квалифицированных специалистах-краеведах. Формирование краеведческого мышления библиотечных работников лучше всего осуществлять в процессе получения образования в вузах и колледжах библиотечно-информационных факультетов.

7. Проектирование и строительство здания и помещений детской библиотеки требуют учета местных особенностей и традиций. Во внешнем и внутреннем облике детской библиотеки должен присутствовать краеведческий колорит.

Теоретическая значимость исследования состоит в аналитическом обобщении взглядов на проблемы краеведческой деятельности библиотек, что позволило обосновать системный подход детских библиотек к этой деятельности.

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации теоретические основания краеведческой деятельности детских библиотек могут служить базой для решения практических вопросов (например, проблем расстановки краеведческих документов в фонде, оформлении детской библиотеки в краеведческом колорите). В исследовании разработаны нормативные основополагающие документы (общероссийские) краеведческой деятельности детских библиотек (проекты положений «О краеведческой деятельности краевых и областных детских библиотек», «О краеведческом отделе областной детской библиотеки»). Эти документы в 2002 году были приняты и утверждены в Орловской областной детской библиотеке им. М. М. Пришвина. Проект «Положения о краеведческой деятельности краевой и областной детской библиотеки» представлен на рассмотрение Российской библиотечной ассоциации. В диссертации предложены образцы краеведческой символики, проекты внешнего облика здания детской библиотеки и прилегающей к ней территории. Уточнен набор дисциплин и комплекс требований, предъявляемых к краеведческой подготовке кадров для детских библиотек. Представлены экспериментально проверенные социологические методы исследования краеведческих знаний детей 4−15 лет. В целях развития информационной культуры пользователей детских библиотек создан «Словарь пользователя электронным краеведческим справочно-библиографическим аппаратом».

Материалы исследования использовались на курсах повышения квалификации библиотечных работников в Орловской областной детской библиотеке им. М. М. Пришвина, а также на лекционных занятиях в Орловском государственном институте искусств и культуры.

Апробация результатов работы происходила в виде тезисов и докладов на следующих научных и научно-практических конференциях: «Проблемы формирования нового менталитета молодежи и студентов России на пороге третьего тысячелетия» (Орел, 2000) — «Юный читатель и подготовка библиотечных специалистов в канун нового тысячелетия» (Москва, 2000) — «Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (0рел, 2001) — «Проблемы подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях реформирования профессионального образования в России» (Орел, 2002) — «Молодые в библиотечном деле: профессиональное творчество» (Ижевск, 2003) — «Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах искусств и культуры России» (Орел, 2003) — «Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры и науки в современном российском обществе» (Орел, 2004) — а также в виде статьи в журнале «Школьная библиотека» -«Краевые и областные детские библиотеки нуждаются в собственном Положении о краеведческой деятельности» (принято к печати) и статей в областной газете «Орловская правда».

Сегодняшнее стремление обратиться к краеведению закономерно. Каждый человек по своей воле или в силу жизненных обстоятельств, ис пользует краеведческую информацию. Документально зафиксированные итоги краеведческих поисков, представленные в форме произведений пе чати, или же рукописных материалов, с наибольшей полнотой сконцен, трированы в библиотеке. Приоритеты духовности и культурной преемст венности в условиях раскрепощенного информационгюго пространства по зволили библиотеке стать таким учреждением, в основе деятельности ко торого лежат вечные ценности. К вечным ценностям, без сомнения, отно сится краеведение. Познакомившись с публикациями о краеведческой деятельности детских библиотек, изучив справочную литературу, обобщив данные про веденных опросов, МОЖ1Ю подвести некоторые итоги.(1ш На стра1шцах профессиональной печати обозначились следующие направления развития краеведческой деятельности детских библиотек: во первых, формирование единой стратегии развития библиотечного краеве денияво-вторых, оргаршзация взаимодействия специалистов из разных детских библиотек и регионовв- третьих, поиск успешно развивающихся форм и направлений практической работы и распространение этого поло жительного опыта. i*- Теоретики и практики рассматривают в своих работах преимущест венно библиографические проблемы краеведения. Большинство публика ций посвящены вопросам организации и развития краеведческого спра вочно-библиографического аппарата, справочно-библиографичсского об служивания и библиографического информирования по краеведению. Од нако, ни один уважающий себя библиофаф не обходит в своем краеведче ском исследовании определения понятия «краеведческий документ» (или «краеведческая литература»), которое к тому же является фундаменталь ным библиотековедческим понятием. Проблемы краеведческого библиотековедения на страницах печати освещаются реже (да и сам термин «краеведческое библиотековедение» ещё не является общепринятым). Они, в основном, сводятся к формирова нию краеведческого фонда библиотек для взрослых. Основное внимание уделяется опыту областных универсальных научных библиотек (публич ных), проблемы краеведческой деятельности детских библиотек анализи руются слабо. Не всегда существующие рекомендации по вопросам крае ведческой деятельности всевозрастных библиотек, можно применить к ра боте детских, так как детские библиотеки имеют свою специфику деятель ности, обусловленную хотя бы тем, что они обслуживают детское населе ние нашей страны. В соответствии с этой специфической особенностью осуществляется вся деятельность библиотеки, в том числе, но краеведению. Отсутствие теоретического осмысления краеведческой деятельности детских библиотек свидетельствует о бессистемности этой деятельности. В связи с чем, тема диссертационной работы является актуальной, так как предполагает обобщение теоретических, методических, организационных основ краеведческой деятельности детских библиотек с точки зрения сис темного подхода. Ос^ювываясь на центральной методологической концепции библио тековедения, детская библиотека выступает как система, состоящая из че тырех элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, биб лиотечного персонала и материально-технической базы. Изучение сущно сти детской библиотеки как системы позволило выяснить, что краеведче ская работа является ведущим направлением деятельности библиотек. Краеведческая деятельность детских библиотек имеет свою историю. Зафиксировано, что первыми библиотеками, которые предприняли попыт ку краеведческого изучения страны, являются школьные (учебные) библиотеки, созданные Евфросиньей Полоцкой в XII веке. Школьные библио теки с полным основанием считаются детскими. В большинстве зарубеж ных стран детских библиотек как таковых не существует, а дети обслужи ваются двумя типами библиотек: школьными и детскими отделениями публичных библиотек. Во время обучения Евфросиния уделяла особое внимание изучению прошлого Полоцкой земли и всего восточного славян ства. Таким образом, школьное образование составило фундамент, на ко торый опиралась в своем развитии книжная культура. Повсеместно возни кающие духовные и светские учебные заведения, становились доступными детям всех возрастов. Начали формироваться условия для постепенного распространения краеведческих знаний. Важное значение отводилось пе дагогам, которые были способны подготовить краеведческую информацию для детей. Библиотечное краеведение тесно связано с историей нашей страны. Оно прошло моменты взлета, застоя, падения и сегодня находится на этапе возрождения. Повышенный интерес общества к проблемам краеведения позволил осознать то, что любовь к родине, чувство гражданствешюсти, патриотизма, ответственности за её судьбу формируется с детства и в том числе с помощью детских библиотек. Выдвижение краеведческой функции в ранг приоритетных, дало ос нование задуматься о месте краеведческой функции детских библиотек в системе её социальных функций. Исходя из собственных соображений, краеведческую функцию детских библиотек следует считать функцией вспомогательной, действующей на уровне проявления. Именно краеведче ская функция накладывает особый отпечаток на деятельность всей детской библиотеки как системы и на каждый элемент этой системы в частности. Она отчетливо проявляется в работе каждого элемента системы, К тому же, краеведческая функция является интегральной, ибо она позволяет объединить и усилить действие всех элементов системы для достижения еди ного результата. Другими словами, детская библиотека, выбрав краеведче скую деятельность в качестве основной, накладывает некий краеведческий оттенок на деятельность её работников, которые будут формировать крае ведческий фонд, удовлетворять краеведческий запросы и инфопотребности пользователей и, наконец, пополнять материально-техническую базу биб лиотеки, связанную с краеведением. С другой стороны, не будь краеведче ского фонда (или контингента пользователей, или материально технической базы), краеведческая деятельность работников детской биб лиотеки будет невозможна. Это наглядно иллюстрирует взаимосвязь эле ментов системы «библиотека», показывает их отношение к краеведческой функции. В основе всей краеведческой деятельности детской библиотеки ле жит краеведческий фонд. Он является подфондом общего фонда библиоте ки. Несмотря на то, что краеведческий фонд является небольшим по объе му, его необходимо структурировать. Оптимальным признаком структури рования краеведческого фонда является возраст читателя. Структуриро ванный таким образом краеведческий фонд, наглядно представляет карти ну его документального наполнения по возрасту пользователейпомогает оперативно. му выявлению пробелов в комплектовании, выделению мало спрашиваемых, неиспользуемых читателями книг и причин, по которым это происходит. В соответствии с краеведческим фондом формируется краеведче ский справочио-библиографический аппарат детской библиотеки. Спе циалисты подчеркивают, что его основными элементами являются: • справочно-библиофафический фонд о крае, включающий офици альные нормативные, справочные, библиографические издания в традиционной и электронной форме- • систематический краеведческий каталог (картотека), включая электронныйкраеведческие базы данных- • фонд неопубликованных краеведческих пособий, созданных биб лиотекой. Однако, как показывает практика, дети не любят пользоваться ката логами, картотеками, библиографическими пособиями о крае. Результаты проведенного анкетирования учащихся 6−9 классов свидетельствуют о том, что дети не знают, что такое краеведческий каталог, краеведческий указа тель и никогда о них ничего не слышали. Вероятно, в этом есть некоторые упущения детских библиотек. Но эти слова не относятся к деятельности всех детских библиотек без исключения. В тех библиотеках, в которых пе дагоги и библиотекари скоординировали свои усилия в рамках работы с краеведческими библиографическими указателями, результаты офомны. Поэтому следует взять на вооружение опыт работы детских библиотек Республики Татарстан или же Саратовской центральной городской биб лиотеки, в которых библиотекари активно и целенаправленно использова ли библиографические пособия при работе с детьми и, как результат, инте рес школьников к предложенным указателям. Краеведческая деятельность детских библиотек дифференцируется по возрастному признаку. В связи с чем, весь спектр предлагаемых биб лиотекой краеведческих услуг, ориентируется на следующие группы поль зователей: • дошкольники- • младшие школьники, • подростки. Каждой возрастной группе адресуется определенный набор меро приятий, рассчитанный на особенности интеллектуального развития ре бенка. Выявлено, что дошкольники с интересом рассматривают картинки, с изображением краяс удовольствием участвуют в конкурсах рисунков о крае, вождении хороводов, пении местных песенпосещают театрализо ванные уроки. Поэтому детей дошкольного возраста часто называют не читателями, а скорее слушателями, разглядывателями. Познакомившись с планами, отчетами, методическими разработками более тридцати детских библиотек России сделан вывод о том, что крае ведческая деятельность многих детских библиотек заслуживает того, что бы её освещали в печати. Например, в Национальной детской библиотеке Республики Коми им. Я. Маршака ведется работа по созданию аудиоар хива «Голоса знаме1штых земляков». Работники детских библиотек города Павловский Посад проводят краеведческие занятия в башне церкви. Белго родские библиотекари уделяют большое внимание написанию летописей сёл и деревень, родословных своих читателей. Сотрудники Ивановской областной детской библиотеки для детей и юношества создали фольклор ный дуэт, который представляет собой мини-театр в библиотеке. Для эффективной краеведческой деятелыюсти детских библиотек необходима квалифицированная подготовка специалистов-краеведов, В настоящее время подготовкой краеведческих кадров для работы в услови ях детских библиотек занимается лишь Санкт-Петербургская государст вегнгая академия к-ультуры. В других же регионах России наблюдается от сутствие специалистов-краеведов, прошедших профессиональную подго товку в вузе или колледже. Поэтому разработанная в диссертации про грамма подготовки краеведческих кадров для детских библиотек, позволит обеспечить регионы России специалистами — краеведами, умеющими ра ботать с краеведческой информацией, адресоватюй детям, рационально использовать краеведческие ресурсы и материально-техническую базу библиотеки. Важным элементом краеведческой деятельности детской библиотеки является материально-техническая база. Без хорошо организованной мате риально-технической базы невозможно осуществлять краеведческую деятельность детской библиотеки, комплектовать, хранить, использовать, рек ламировать краеведческий фондотражать его в краеведческом справочно библиографическом аппаратеобслуживать пользователей, а также обес печивать условия краеведческой деятельности библиотечных специали стов-краеведов. Кроме того, здание (помещения) детской библиотеки вы ступает памятником местной истории и культуры (и частью материально технической базы по краеведению). Памятником его делает уже тот факт, что в этом пункте занимаются краеведческой деятелыюстью. Поэтому дет ская библиотека как памятник местной истории и культуры должна быть внесена в перечень особо охраняемых объектов градостроительства. Таким образом, краеведческая деятельность детских библиотек мас штабна и разнообразна. Библиотеки являются не только центрами сбора, хранения, накопления краеведческих документов, но и выполняют функ ции новаторов-просветителей, выступают организаторами краеведческого движения в регионе. Они активно создают и нонолняют краеведческие фондысовершенствуют краеведческий справочно-библиографический ап парат, обслуживают читателей и, наконец, стремятся повысить имидж библиотеки путем поиска новых интересных форм работы с ними. В практик-у детских библиотек вошла работа по целевым краеведче ским программам, в рамках сохранения народных традиций и культуры. В ряду приоритетных направлений библиотечного краеведения осо бое место отводится поисковой, исследовательской деятелыюсти детской библиотеки и, в частности, работе, но написанию летописей населенных пунктов, родословных. Перспективы краеведческой работы детских библиотек многим спе циалистам видятся в расширении сотрудничества с издательствами, му зеями, краеведами. В тоже время детские библиотеки, в плане реализации краеведческой функции, не лишены проблем, которые необходимо решить в ближайшие годы. Поэтому предложенные ниже рекомендации, направленные на улучшение качества и эффективности краеведческой деятельности детских библиотек, будут своевременными. Детским библиотекам необходимо: • развивать и совершенствовать национальную нормативную и правовую базу в сфере краеведческого библиотечного обслужи вания детей- • объединять усилия детских, юношеских, публичных библиотек, музеев, архивов, школ, других организаций и учреждений по краеведческой работе с детьми- • участвовать в проектах, целевых краеведческих программах, грантах, способствующих финансовой поддержке краеведческой деятельности- • актуализировать вопрос о краеведческой подготовке кадров- • совершенствовать краеведческую деятельность детских библио тек, с учетом требований современного общества- • развивать научно-исследовательскую деятельность в области библиотечного краеведения- • организовывать профессиональные акции в поддержку краеведче ского чтения детей- • проводить мероприятия по повышению квалификации библио течных специалистов, работающих с краеведческой информаци ей, адресованной детям- • анализировать профессиональный ценз специалистов-краеведов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Букварь Кариона ИстоминаУ/Школьная библиотека.- 2003.- № 5.- 36−38.
  2. Л.Н. «Приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебе»// Школьная библиотека. — 2002. -№ 7.-С.68−71.
  3. О. Мир познается в игре//Библпотека. — 2000. — № 9. -С.49−50.
  4. М.Н. Информационная функция как попя- тие//Библпотека. — 1999. — № 10. — 30−35.
  5. Акулич (Криворотенко) Н. О сущности понятия «краеведческий документ"// Сов. библиотековедение.-1990.-№ 4.-С. 53−59.
  6. Е.С. Библиотечное краеведение как фактор повышения культурного потенциала региона// Культурный и научный потенциал региона: Общее прошлое, общее будущее: Матер, межреги-он.науч.-практ.конф. (28−29 март. 2002 г.)/ООПБ. — Орел, 2002.-С.34−46.
  7. Т.Н. Краеведческие фонды областной библиотеки// Сборник студенческих научных работ/ Восточ.-Сибирск.гос.ин-т культуры. — 1969. — Вып.1. — 3−13.
  8. P.M. Краеведческие пособия для детей//Мир библио- графии.-2000.-№ 4.-С.58−59.
  9. М.В. Наглядность в работе детских библиотек: системный подход: Автореф. дне. … канд.пед.наук. — М., 1998.-17 с.
  10. Э.К. Краеведческая функция библиотечной и библиографической систем// Научные и технические библиотеки СССР.-1984.-№ 6.-с.27−37.
  11. Библиотека и краеведение: Библиоф.указ.лит. за 1997- 1998 гг./РНБ.-СПб., 2001.-304 с.
  12. Библиотека и юный читатель: Практ.пособие.-М., 1987.-254 с.
  13. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды конф. — Судак, 2002. Т.2.-489 с.
  14. Библиотековедение: Общий курс: Учебник. — М., 1988. — 224 с.
  15. Библиотековедческие исследования: Методология и методика.- М., 1978.-132с.
  16. Библиотсчио-библиографические знания — школьникам: Практ.пособие.-М., 1989.-216 с.
  17. Библиотечное краеведение: Терминолог. словарь / Сост. Крейден- ко B.C., Мамонтов А. В. — СПб., 1998.- 86 с.
  18. И.В. Становление и сущность системного подхода/ Блауберг И. В., Юдин Э. Г. — М., 1973. — 139 с.
  19. А.А. Краеведческий СБА республиканских (АССР) краевых и областных библиотек РСФСР/ГПБ.-Л., 1986.-36 с.
  20. А. Планирование и фандрайзинг: Матер, к тренингу.- М., 1996.-167с.
  21. Е.Н. Краеведческая библиофафия в РСФСР (1917- 1928): Автореф.дис. … канд.пед.наук.-Л., 1969.-20 с. ЗЗ. Буринская Е. Н. Краеведческая работа районной библиотеки: Учеб.пособие.-Л., 1974.-20 с.
  22. Л.Н. Б.В. Банк и читателеведение//Мир библиографии.- 2000.-№ 6.-С.48−53.
  23. Н.П. О функциях детских библиотек // Библиотека.- 1993.-№ 1.-С.15−20.
  24. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ Под ред. М. В. Гомезо, В. М. Матюхиной, Т. С. Михальчик.-М. 1984.-256 с.
  25. .Ф. Споры вокруг перспектив//Библиотекарь. — 1989. — jr № 5.-С.26−29.
  26. Г. М. Составление универсальных рекомендательных библиографических пособий о крае: Метод.рек.-Л., 1988.-46 с.
  27. Вопросы теории и методики краеведческой библиографии и подготовки библиографических пособий в РСФСР. — Л., 1991.-145 с.
  28. . Пространство для книги. — М., 1995.-189 с.:ил.
  29. Л. Краеведение в системе подготовки специалиста// Спсциалист.-1997.-№ 6.-С.21−22.
  30. М.Н. Материальная база советских библиотек в 30-е го- ды//Библиотековедение.-1999.-№ 7−12.-С. 145−151. 50."Глинские чтения» глазами библиотекаря// Школьная библиоте-ка.-2002.-№ 7.-С.6−10.
  31. В.Л. Комплексность и её реализация в краеведческой библиографической деятельности (на примере универсальных библиотек РСФСР): Лвтореф.дис. … канд.пед.наук.-М., 1990.-16 с.
  32. Е.Н. Пути развития детской библиотс- ки//Библиотековедение.-1995.-№ 3.-С.10−15.
  33. E.II. Современные общественные потребности и развитие библиотек для детей// Читатель и библиотека. Вын.2. Педагогика и психология чтения. — М., 1994.-С.12−19.
  34. Н.Ф. Библиотечное краеведение в системе организационно-методического руководства библиотеками РСФСР//Сов.библиотековедение.-1980.-№ 5.-С.85−96.
  35. Г. Ф. Документальный поток в библиофафичсской деятельности: история, теория, технология освоения: Лвтореф.дис. … докт.пед.наук/СПб ГИК.-СПб., 1992.-33 с.
  36. ГОСТ 7.60−90 Издания. Основные виды. Термины и определения// Стандарты по библиотечному делу. — СПб., 2000.-С.270−316.-(Библиотека).
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 52 700 — Библиотечно-информационная деятель-ность/МОРФ.-М., 2003.- 49 с.
  38. Т.А. Как перевоспитать Бармалея, или Веселись, смекай, ифай, про книгу не забывай//Библиотека.-1998.-№ 5.-С.74−75.
  39. Г. А. Информационные ресурсы Челябинска в области народной традициошюй культуры//Историческис чтения: Ма-тср.науч.конф.-Челябинск, 1997.-Вып.З.-С.76−77.
  40. Е.В. Духовная аура «комнаты общения’У/Библиотека.- 2003.-№ 2.-С.18−19.
  41. В. Легко ли быть молодым? …или как воспитать достойного фажданина//Библиотека.-1998.-№ 9.-С.84−85.
  42. Детская библиотека в новой экономической ситуации// Библиотековедение.-1993.-№ 5−6.-С. 15 8−160.
  43. Н.Е. Кто он, трехлетний читатель//Библиотека. — 1995.-№ 6.-С.2б-28.
  44. Н.Е. Первые шаги в мир книг//Библиотека.-1993.- № 9.- 26−27.
  45. Домашняя библиотека. — СПб., 2002. — 316 с. — (Библиотека).
  46. Н. От истории поселка к истории страны//Библиотека.- 1998.-№ 5.-С.97.
  47. К. Дошколята тоже программисты// Библиотека. — 1998.-№ 12.-С.46.
  48. Д.В. О разработке современной концепции ядра библиотечного фонда: Сб.науч.тр.-Л., 1980.- 87 с.
  49. Ю.Ч. Система, структура, функции/ Егоров Ю. Ч., Хаса- нов М.Х.//Философские науки.-1978.-№ 5.-С.43−45.
  50. Л. О региональном, национальном компонентах в подготовке библиотечных кадров//Региопальныс аспекты информационно-культурологической деятельности: Матер. Мсжду-нар.науч.конф. (16−18 сент.1998 г.)/КМАИ.-Краснодар, 1998.-С.289−291.
  51. Н.В. Статус и функции библиотеки//Научные и технические библиотеки.-1994.-№ 3.- 3−12.
  52. Л.М. Детская библиотека и семья/ Жаркова Л. М., Голубева Е.Н.// Библиотековедение.-1995.-№ 1.-С.109−110.
  53. О.Н. Информационно-поисковый язык краеведческой базы данных//Краеведческая работа современных библиотек: Сб.науч.тр./Сост, Н. М. Балацкая, Г. М. Вольберг. — СПб., 1997.-С.121−165.
  54. И.А. От ритма до Родины//Библиотека.-2003.- № 3.-0.41−42.
  55. Г. А. Библиотечная работа с детьми за рубежом: Учеб. пособие для вузов культуры и иск-усств / Иванова Г. А., Чу-динова В.П.-М.:МГУКИ, 1999.-267 с.
  56. Г. А. Довузовская подготовка специалистов для работы с детьми и юношеством// Библиотековедение.-1995.-№ 3.- 76−81.
  57. Г. А. Профессиональное образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: становление и тенденции развития: Дис… докт.пед.маук/МГУКИ.-М., 2002.-282 с.
  58. Г. А. Работа библиотеки с родителями: Учеб. пособие/ Иванова Г. А., Кадынцева З.И.-М.:МГИК, 1989.-69 с.
  59. Из истории личных библиотек// Домашняя библиотека.- СПб., 2002.-С.30−61.
  60. Л.К. Местная пресса и краеведение// Краеведение.- 1924.-№ 4.-с.11−12.
  61. Историческое краеведение. Основные источники изучения родного края: Пособ. для студ.пед.вузов/Под ред. И. П. Милонова.-М., 1969.-319 с.
  62. История Киева. В 2 Т. Т.2. Киев в период позднего феодализма и капитализма. — Киев, 1983. — 463 с.
  63. История России: XIX век: Учебник/Под ред. В. Г. Тюкавкина.- М., 2001.-365 с.
  64. Л. Учителям истории//Библиотекарь.-1972.-№ 5.- 32−33.
  65. И. Чтобы видеть радость в глазах детей// Библиотека.- 1997.-№ 9.-С.64−65.
  66. О.Л. Изучение читательских особенностей детей и подростков: Мстод.пособие.-М., 1991.-50 с.
  67. О.Л. Развитие художественно-творческих способностей детей в условиях библиотеки// Библиотековедение. — 1995.-№ 4−5.-С. 87−94.
  68. О.Л. Сказка в век компьютера: Метод.посбие.- М., 2001.-208с.
  69. Л.В. Распространение краеведческих изда1шй// Мир библиографии.-1999.-№ 5.-С.29−33.
  70. Л. Игрушка или средство образова- ния//Библиотека. — 2002. — № 1. — 61−62.
  71. Н. Краеведение: книжный дефицит/ Капитонова Н., Коган Е.// Библиотека. — 1998. — № 4. — 48−49.
  72. Н.С. О системном подходе к изучению и организации академических библиотек//Библиотечно-библиографическая информация АН СССР и академий наук союзных республик.-1967.-№ 1.-С.1−19.
  73. Н. Проблема соответствия библиотечных фондов информационным потребностям//Сов.библиотековедение.-1978.-№ 4.-С.46−48.
  74. И.В. Краеведческие информационно- библиографические потребности преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы: Автореф. дис. … канд.пед.наук/КГУКИ.-Краснодар, 2002.-19 с.
  75. Кац О. Чувство Родины — больше, чем любовь// Библиотека.- 2003.-№ 3.-С. 18−20.
  76. Т.А. Л нужно ли управлять краеведческой деятельностью// Библиотека.-2001.-№ 2.-С, 18−19.
  77. Т.А. Управление краеведческой деятельностью общедоступных библиотек (На примере Центрально-Черноземного региона): Автореф.дис. … канд.пед.наук. М., 2001.-16с.
  78. О. Краеведение для «чсбурашек»// Библиотека. — 1994.- № 12.-С.42−43.
  79. Н.Г. Экологическому воспитанию — особое внимание библиотек// Школьная библиотека.-2002.-№ 8.-С.48−49.
  80. И. Возможна ли революция в отдельно взятой школьной библиотеке. Как составить заявку на фант: Практ. советы по фандрайзингу// Школьная библиотека.-2002.-№ 7.- 63−64.
  81. Краеведение: Метод. указания для студентов заочной формы обучения/Сост. Н.И. Решетников/ МГУКИ.-М., 1998.- 18 с.
  82. Краеведческие записки: 100-летию Орловского краеведческого музея: Сб. Вып.1.-Орел, 1995.-145 с.
  83. Криворотенко (Лк-улич) Н. Оптимизация формирования краеведческого фонда библиотек: Тез.докл.//Информационное '^ общество: культурологические аспекты и проблемы: Матер. Ме-ждунар.научн.конф. (17−19 сент.1997г.).-Краснодар, 1997. — 288−290.
  84. Н.Н. Библиотечное краеведение: Теоретико- методологический аспект: Дис. … докт.пед.наук/МГИК.-М., 1993.-856 с.
  85. Н.Н. Документоведение: Учебник. Киев, 2000.-459 с.:ил.
  86. Н.Н. Краеведческая деятельность библиотеки: Учеб.пособие.-М., 1993.-89 с.
  87. Г. Свет и тени библиографического обслуживания детей и юношества//Библиотека.-1996,-№ 12.- 18−19.
  88. Е.Р. Искусство понимать искусство: О подготовке детского библиотекаря// Библиотековедение.-1995.-№ 3.-C.92−97.
  89. О.И. Детские библиотеки в помощь краевсдению//В '^ помощь детским и школьным библиотекам: Сб.-М., 1968.-С.61−62.
  90. О.И. О системе каталогов и картотек областной детской библиотеки//Библиотеки СССР. Вып.39.-М., 1968.-С.70−80.
  91. Н.Д. Любовь к книге с детского сада// Сов.библиотековедение.-1990.-№ 5.- 42−46.
  92. В.А. Духовные связи Белгородской, Брянской, Курской и Орловской областей//Культурный и научный потенциал4 региона: Общее прошлое, общее будущее: Матер, межреги-он.научно — практ. конф. (28−29 март. 2002 г.)/ ООПБ.-Орел, 2002.-С.28−33.
  93. Д.С. Любить родной край//Отечество: Краеведческий альманах. — М., 1990.-Вып.1.-С.7−10.
  94. И.В. Определение краеведческого качества докумен- та//Библиотековедение.-1993.-№ 3.-С.67−75.
  95. Л. Краеведение сегодня и завтра: Определить стратегию и тактику//Библиотекарь.-1990.-№ 2.-С. 22−25.
  96. Е.Н. Библиофафическая модель книжного ядра массовой библиотеки//Сов.библиотековедение.-1985,-№ 1.-С.76−82.
  97. А.В. Библиотечное краеведение: Учеб. пособие в
  98. Ч.-СПб., 1996.-Ч. 1.-74 с- Ч.2.- 89 с.
  99. А.В. Задачи краеведения на современном эта- пе//Библиотеки СССР. Вып.49.-М., 1971.-С.73−87.
  100. А.В. Кабинет краеведения каждой област- ной//Библиотекарь.-1972.-№ 6.-С.28−32.
  101. А.В. Методика составления краеведческой библиографии: Учеб.пособис.-Л., 1974.-56 с.
  102. А. С какого возраста допускать к компьюте- ру//Библиотека.-1998.-№ 7.-С.38−39.
  103. А.В. Библиотечный фонд для детей: (Становление, назначение, структура): Учеб.пособие.-М., 1995.-60 с,
  104. А.В. Моделирование фонда: Исторический ас- пект//Библ потека.-1997.-№ 12.-С.31 -33.
  105. А.В. О книжном ядре массовой библиотеки: Тезисы докл.//Теория и практика библиотечного краеведения: Сб.-М., 1972.-С.12−15.
  106. Л.Н. Нужна ли регистрация местной печати// Мир библиографии.-2000.-№ 6.-С.20−23.
  107. Материальная база сферы культуры: Научно-инф.сб. Вып.1.- М., 2001.-110с.
  108. Г. Игра как смыслообразующий феномен в библио- течьюй деятельности (Постановка вопроса)// Библиотековедеиие.-1996.-№ 6.-С.42−53.
  109. Ю.В. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности. — М., 1999.- 160 с.
  110. Л.П. Книга в системе воспитания подрастающего поколения в России (конец XIX — начало XX века): Авто-реф.дис. …канд.пед.наук.-М., 1999.-16 с.
  111. Л.П. Религиозно-нравственная книга и её юный читатель (конец XIX — начало XX века): по материалам исследования// Румянцевские чтения: Матер. научно-практ.конф. (14−16апр.1999г.)/РГБ.-М., 1999.-С.29−30.
  112. И.Г. Информационное общество: Учеб.пособие.- Челябинск, 1996.-89с.
  113. О.Н. Пользователь нового века. Он уже есть?//Библиотека.-2003.-№ 1 .-С.48−49.
  114. Г. Краеведческий десант//Библиотека.-1997.-№ 12.- 48−49.
  115. Н.И. О воспитании и наставлении детей//Николай Иванович Новиков/Под ред. В. Куницкого. — СПб., 1891.- 158 с.
  116. О библиотечном деле в Орловской области: Закон Орловской области// Орловская правда.-2000.-5 окт.- 2.
  117. О библиотечном деле: Закон РФ//Библиотека и закон.Вып.1.- М., 1996.-С.42−63.
  118. СИ. Толковый словарь русского языка/Ожегов СИ., Шведова Ы.10.-2-е изд., испр. и доп.-М., 1995.-908 с.
  119. СВ. Факторы формирования информационно- образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда: Лвторсф.дис. … канд.пед.наук/МГУКИ.-М., 2003.-16 с.
  120. И.П. Развитие дошкольника (5−6 лет) как читателя в детской библиотеке: Лвторсф.дис. … канд.пед.наук/СПб ГИК.-СПб., 1992.-16с.
  121. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад/ М-во труда и соц. развития РФ. — М., 2001.- 62 с.
  122. Организация фондов областных детских библиотек: Ме- тод.рек./РГБ.-М., 1976.-31 с.
  123. О состоянии библиотечного обслуживания детей в России: Лналит.вестник. Вьш.32. — М., 2002. — 114 с.
  124. О. Комментарий специалиста//Библиотекарь.-1988.- № 4.-С.49.
  125. Л.Ф. Совершенствование подготовки кадров в области краеведческой библиографии // Место и роль культпросве-тучреждений в коммунистическом воспитании трудяншхся: Тез. докл. — Харьков, 1979. — 110−111.
  126. И.Л. Библиотечный интерьер: Требования и задачи// Научные и технические библиотеки. — 1995. — № 7. — 49−57.
  127. Л.И. Формируем информационное пространство// Библиотековедение. — 1999. -№ 7−12. — 88−91.
  128. И.И. Школьная библиотека и организация внеклассного чтения учащихся начальных классов: Автореф.дис. …канд.пед.наук. — Тбилиси, 1990.- 30 с,
  129. О.В. И дети, и родители, и все руководители библиотеку любят и часто ходят в гости к нам// Мир библиографии.-2001.-№ 2.-С.46−47.
  130. Позднякова Г. И, Подготовка кадров для детских и юнон. еских библиотек/Позднякова Г. И, Томашева Е.П.// История и перспективы библиотечного образования: Сб. науч.тр.-Л., 1988.-С.60−79.
  131. Положение о краеведческой деятельности краевых и областных универсальных научных библиотек// Вопросы теории и методики краеведческой библиографии и подготовки библиографических пособий в РСФСР: Сб.науч.тр. — Л., 1991. — 131 -162.
  132. Ю.В. Что читают Британские дети//Мир библиографии. — 1999.-№ 2. — 26−31.
  133. Л.Г. Материалы из истории и статистики Орловской губернии. — Орел, 1877.- 286 с.
  134. Региональные детские библиотеки в России в 2001 году.Ч.1. — М., 2002.- 68 с.
  135. Регионалы1ые детские библиотеки в России в 2001 году. Ч.2.- М., 2002.- 92 с.
  136. А. Хрестоматия по русской библиофафии с XI века по 1917 ГОД. — М., 1956.-566 с.
  137. Рекомендации по результатам парламентских слушаний «О библиотечном обслуживании детей в Российской Федерации»: Проект. — М., 2002. — 52 с.
  138. Российская педагогическая энциклопедия в 2 Т. Т.1/ Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1993. — 476 с.
  139. Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (области, края): Проект/ РБА.-СПБ., 2003.- 28 с.
  140. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: Учебник/ Под ред. Т. Д. Полозовой.-М., 1992.-232 с.
  141. Р. Моя династия в жизни моей страны// Школьная библиотека.-2002.- № 8.- 52−58.
  142. Рыбина Е. Ф, Библиофафическая подготовка студентов для детских и юношеских библиотек// Кадры культуры и проблемы их подготовки: Матер.межвуз.научно-практ.конф, посвященной 60-летию МГИК. — М., 1990.-С.126−127.
  143. Е.Ю. Основные направления деятельности государственной юношеской библиотеки Республики Буря-тия//Юношеские библиотеки России: Информ.сб./ РГЮБ.-М., 1997.-Вып.2.-С.8−16.
  144. Е.О. Технологические основы формирования творческой личности младшего школьника — читателя библиотеки: Автореф.дис. … канд.пед.наук/МГУК.-М., 1997.-16 с.
  145. Е.Т. О функциях библиотек// Библиотека.-1992.- № 1.-С.27−29.
  146. Ф.И. Первая книжка ребенка// Сов.педагогика.-1964.- № 2.-с.141−146.
  147. Сетин Ф. И, Работа школьных библиотек. — М., 1961.-112 с.
  148. Н.М. Книга. Читатель. Библиотека: Сб.книговед.работ.-М., 1973.-93 с.
  149. В.В. Становление и развитие библиотековедения как науки: вопросы теории// Библиотековедение.-1996.-№ 2.-С.29−62.
  150. А. Краеведческая издательская и библиофафиче- ская деятельность русской православной церкви (вторая половина XIX века — 1918 г.): Автореф. дис. … канд.пед.наук. -М., 1993.-16 с.
  151. А. Церковное краеведение как предмет изучения// Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля: Матер.Всерос.конф. (2−3 апр. 1992 г.)-М., 1992.-С.244−245.
  152. Е.Б. Изучение эффективности использования краеведческих библиографических указателей: Опыт Новосибирской областной библиотеки// Краеведческая деятельность библиотеки в коммунистическом воспитании трудящихся: Сб.науч.тр.-Л., 1981.-С.133−144.
  153. СИ. Инновационные процессы в библиотечном де- ле//Школьная библиотека.-2002.-№ 7.-С.34−35.
  154. Т.Н. Краевые и областные детские библиотеки нуждаются в собственном Положении о краеведческой деятельности// Школьная библиотека (Принято к печати).
  155. Т.Н. Местная детская библиотека как материальный объект края: Тез.докл.//Молодые в библиотечном деле: профессиональное творчество.-Ижевск, 2003.- (принято к печати).
  156. Т.Н. «Пушкинское государство’У/Орловская правда.- 1999.-25 март.-С. 1.
  157. Справочник библиофафа. — СПб., 2002.-528 с. — (Библиотека).
  158. Справочник библиотекаря. — СПб., 2000.-426 с. — (Библиотека).
  159. Л.В. Современные дети и библиотека// Лк"туальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика: Сб.-М., 1991.-С.66−74.
  160. Л.В. Феномен детства и библиоте- карь//Библиотековедение.-1995.-№ 3.-С.З-5.
  161. Ю.Н. Библиотека — двухконтурная система//Научные и технические библиотеки.-2002.-№ 11.- 5−24.
  162. Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. — М., 1981.-255 с.
  163. Ю.Н. Библиотековедение. Избранное 1960−2000 гг.- М.: Пашков дом, 2001.-554 с.
  164. Ю.Н. Библиотечный фонд: Учеб. для студ.библ.фак.ин-тов культуры, ун-тов и пед.вузов. М., 1991.-271 с: ил.
  165. Ю.Н. Материально-техническая база библиотек как часть предмета библиотековедения// Научные и технические биб-лиотеки.-2000.-№ 12.-C.9−22.
  166. Ю.Н. Первые древнерусские школьные библиотеки: К 900-летию со дня рождения Евфросинии Полоцкой (1102−1173)// Школьная библиотека.-2001.-№ 8.-С.З-5.
  167. Ю.Н. Решенное нерешенное в проблеме книжного ядра// Библиотекарь.-1970.-№ 3.-С.62−64.
  168. Ю.Н. Своими успехами школьное образование обязано библиотекам// Школьная библиотека.-2002.-№ 1.- 3−5.
  169. Ю.Н. Системная сущность библиотеки// Школьная библиотска.-2003.-№ 1.-С.26−28.
  170. Ю.Н. Трехсотлетие русского печатного экслибриса// Школьная библиотека.-2002.-№ Ю.-С. 18−21.
  171. Ю.Н. Умозрительная когнгепния библиотс- ки//Библиотсковедение.-1995.-№ 6.-С.121−125.
  172. Ю.Н. У нашей науки есть особые функции// Библио- тека.-1998.-№ Ю.-С. 42−50.
  173. Ю.Н. Что такое библиотека? (О сё сущности и исходных функциях)//Библиотековедение.-1999.-№ 7−12.-С.20−32.
  174. О.И. Краеведческая работа библиотек: Учеб. пособие/МГИК.-М., 1973.-94 с.
  175. Талалакина О. И, Краеведческие фонды областных библиотек: Лекция/МГБИ. — М., 1951.-34 с.
  176. Л.В. Организационно-методические основы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения младших школьников: Лвтореф. дис. … канд.пед.наук/МГУК.-М., 1998.-17 с.
  177. Л.Л. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Лвто-реф.дис. …докт.пед.наук/МПГУ.-М., 1997.-52 с.
  178. Тематика лекций и экскурсий на сентябрь 2003 — август 2004 гг./Курчатовский городской краеведческий музей.-Курчатов, 2003.- 4 с.
  179. В.И. Книга, читатель, библиотека: система взаимовлияния// Книга. Исследования и материалы. — М., 1994.-Вып.69.-С.58−68.
  180. Р.Е. Профессиограммы работников образования.- Якутск, 1998.-46 с.
  181. Типовая программа производственной практики библиотечно- информационного факультета (специализация «Информационное обеспечение гуманитарных наук»)/ОГИИК. — Орел, 2002.-17 с.
  182. Е.Н. «И методистам, и библиографам»// Библиотекарь.-1976.-№ 7.-С. 27−29.
  183. Е.Н. Краеведческая библиотечно- библиографичсская деятельность детских библиотек: Учеб.пособие.-СПб., 1996.-89 с.
  184. Г. Н. Роль игры в повышении эффективности руководства чтением подростков// Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика: Сб.-М., 1989.-С.114−124.
  185. Н.И. Библиотечное дело второй половины XX века: (Общемировые тенденции сквозь призму понятийного аппарата)// Библиотековедение.-2000.-№ 2.- 18−25.
  186. Н.И. Информационная функция библиотеки// Библиотековедение.-1993.-№ 1.-С.З-11.
  187. В.Е. Краеведческая работа областной библиотеки// Краеведческая работа библиотек. — М., 1960.- 60 с.
  188. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т. — М., 1974.-Т.2.-483с.
  189. Л.Н. Роль библиотеки в развитии читателя- ребенка//Библиотековедение.-1996.-№ 2.- 64−76.
  190. Н.П. Использование краеведческих библиографических пособий в массовых библиотеках// Актуальные вопросы краеведческой библиофафии и подготовки библиофафических пособий в РСФСР. — Л., 1985.- 143.
  191. В. Проектирование детских библиотек// Библиотекарь.-1973.-№ 7.-С.55−58.
  192. СП. Православные библиотеки: прошлое и настоящее: Учеб.пособие.-2-с изд., перераб. и доп.-М., 2002.-254 с.
  193. Л.Б. Книга и библиотека. — М., 1918.-172 с.
  194. М. Детям нужно чудо//Библиотекарь.-1990.- № 2.-С.34−35.
  195. Л.С. Библиотековедение в человеческом измерении: Монофафия. — Киев — Москва, 2000.-168 с.
  196. Л.П. Краеведческий Марафон в Мусинске// Отечественные архивы.-1998.-№ 3.-С120.
  197. Л. Об объекте библиотековедения// Библиотекарь.- 1976.-№ 1.-С.65−67.
  198. Чубарьян О. С Общее библиотековедение: Учебник.- М., 1960.-238 с.
  199. О.С. Общее библиотековедение: Учебник.- М., 1980.-193с.
  200. В.П. Комплекс профессиональных умений в построении профсссиограммы библиотекаря-библиографа по работе с детьми// Кадры культуры и проблемы их подготовки: Ма-тер.межвуз.научно-практ.конф./МГИК.-М., 1990.-С. 133−135.
  201. В.П. Современная профессиограмма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми: Автореф. дис. … канд.пед.наук/МГИК.-М., 1996.-16 с.
  202. В.П. Чтение детей в России в 1990-е годы (По материалам исследований в регионах)// Библиотековедение. — 2000. -№ 2.-С.62−66.
  203. Шведова-Водка Г. Н. Функции и свойства документа в системе социальных коммуникаций// Книга. Исследования и материалы.-М., 1994.-Сб.69.-С.37−57.
  204. Е.С. Традиции и новаторство в библиотечном обслуживании детей// Библиотеки Орловщины: История и современность. — Орел, 1999.-С.12−18.
  205. В.В. И вновь проблема библиотечного ядра (Лксиома- тический подход)// Библиотечные фонды в контексте общественного переустройства: Сб.науч.тр.-СПб., 1992.-С.51−75.
  206. СО. «Золотое десятилетие» советского краеведе- ния//Отечество: Краеведческий альманах. — М., 1990. — Вып. 1.-С. 11−27.
  207. СО. Краеведение документальные памятники.- Тверь., 1996.- 126 с.
  208. А.В. К проблеме изучения местной печати// Российская культура глазами молодых ученых. — СПб, 1994.-Вып.З.-С143−147.
  209. А.В. Местная печать в системе документальных коммуникаций и проблемы её библиографирования: Автореф. дис… канд.пед.наук.-СПб., 1997.-17 с.
  210. Н.Н. Библиотечное и библиографическое краеведение: Сб.послед.статей.-М., 1995.- 191 с.
  211. Н.Н. Краеведение и библиотека: сущность, внутренняя структура и внешние связи// Теоретико-методологические проблемы библиотечно-библиографической науки и практики.-М., 1992.-С.153−177.
  212. В.Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М., 1978.-391 с.
  213. В.А. Запрос получен — начинаем поиск: О формировании краеведческого фонда//Библиотекарь.-1990.-№ 2.-С.28−29.
  214. Е.М. Красиво, современно, технологично: Архитектура и дизайн немецких библиотек// Научные и технические биб-лиотеки.-1994.-№ 3.-С.59−63.
  215. Ralf Е. Ellsworth. Planninq the CoUcq and Univcrsiti Library Buildinq Bonldcr Colo// Print Press. — 1968. — № 7. — P. 34.
  216. Schmid — Semrl L. Die Schulbibliotek in der padaqoqieschcn Perspektive //"Nachrichten — Nouvelles — Notizie» (Bern). — 1971. -№ 2.- P. 80−83.
  217. Shauqncssy T. M. Theory buildinq in librarianship// Youmal of library history. — 1976. -V. 11.- № 2. — P. 167−176.
Заполнить форму текущей работой