Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационное развитие системы управления библиотекой: теоретико-методологическое обоснование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-экономические условия жизнедеятельности современных библиотек остро ставят проблемы организационного развития систем управления, то есть разработки и реализации долгосрочных программ по совершенствованию процессов организационного обновления. Традиционные направления развития библиотеки — посредством рационализации и роста — становятся малоэффективными в информационную эру, отличающуюся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
    • 1. 1. Научные предпосылки формирования теории организации в библиотековедении
    • 1. 2. Библиотека как организационная система
    • 1. 3. Закономерности организационного развития библиотеки
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
    • 2. 1. Формирование организационной структуры управления
    • 2. 2. Реорганизация деятельности библиотеки: этапы и методы
    • 2. 3. Факторы эффективности организационного развития библиотеки

Организационное развитие системы управления библиотекой: теоретико-методологическое обоснование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Библиотека, соблюдающая принцип общедоступности своих библиотечно-информационных ресурсов, как высоко демократичный социальный институт в сложных экономических условиях выполняет важнейшую адаптационную функцию по отношению ко многим слоям населения, способствуя социальной стабильности, сохранению и преумножению духовного и научного потенциала общества.

Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению и организации библиотечно-информационной деятельности. Особую актуальность данной проблематике придает принципиально изменившийся характер внешней среды библиотеки в условиях информационной эры: от стабильной, определенной — к нестабильной, отличающейся беспрецедентными темпами и сложностью изменений.

В ситуации роста, усложнения и динамизма функциональных связей, многовариантности решений в условиях высоких темпов структурных и технологических сдвигов требуется намного большее разнообразие управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям.

Активные поиски инновационных типов управления, соответствующих современным задачам и функциям библиотечно-информационной деятельности, нашли наиболее полное и целостное отражение в концепции библиотечного менеджмента. Главными задачами библиотечного менеджмента стали: разработка моделей эффективного планирования, гибких организационных структур, обеспечивающих библиотеке стратегические позиции и высокий уровень адаптации к изменениям.

В соответствии с этим ключевым звеном библиотечного менеджмента выступает организационная деятельность, испытывающая влияние нарастающих темпов и масштабов кардинальных изменений в социальной, экономической, технологической базе всей системы библиотечного обслуживания. Переход к эффективной организации, построенной на научных принципах, становится определяющим фактором успешного осуществления реформирования библиотечного дела.

Однако в этой области библиотечного менеджмента существует сложная проблемная ситуация. С одной стороны, организации как одной из областей управленческой деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны отечественных библиотековедов. В то же время традиционное понимание организации основывалось на централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовом распространении и многолетнем использовании организационных схем, не учитывающих специфику работы конкретной библиотеки. Эти факторы породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности, которые затрудняют восприятие научных принципов и их применение для успешного функционирования и развития библиотек в современных условиях.

В связи с этим актуально необходимой научной задачей современного библиотечного менеджмента становится формирование целостной теории организации, построенной на научных принципах системного подхода. Теория организации призвана качественно изменить управленческую деятельность библиотеки, понимание и регулирование протекающих процессов, и, в конечном счете, обеспечить адаптацию библиотеки к современным социально-экономическим условиям.

Термин «организация» используется в предметно-субъективном, атрибутивном и процессуальном смыслах, несущих различную семантическую нагрузку. В качестве определенного вида профессиональной деятельности организация выступает как функция менеджмента, направленная на упорядочение всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Во множестве других случаев «организация» рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В своем исследовании мы будем использовать различные определения организации, подчеркивающие многоаспектность этого понятия.

Общим принципом социально-экономических систем, которые функционируют в двух временных периодах: настоящем и будущем, является развитие, рассматриваемое как необратимое направленное изменение организации [92]. В организационном развитии, так же как и в менеджменте, происходит смена парадигмы. Если старая парадигма звучала как «сначала сохранение, затем — развитие», то новая утверждает «сохранение через развитие» [30]. Формирование долгосрочных программ по совершенствованию процессов организационного обновления, что составляет сущность этой новой парадигмы, представляет собой стратегическую цель информационно-библиотечной деятельности и предопределяет эффективность функционирования библиотеки в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью теоретико-методологического обоснования организационного развития системы управления современной библиотекой.

Разработанность темы. В трудах отечественных библиотековедов проблемам организационной деятельности библиотек уделялось значительное внимание. Признанным классиком в этой области по праву считается И. М. Фрумин, перу которого принадлежат учебники «Организация работы советской библиотеки» (М.: Книга, 1976 г.) и «Библиотечное дело: организация и управление» (М.: Книга, 1980). Здесь освещаются вопросы: планирования работы библиотекиметодического руководства библиотекамиорганизации и нормирования труда в библиотекахклассификации организационных структур библиотек и др.

В начале 90-х гг. прошлого столетия российские библиотековеды активно исследовали и анализировали организационные проблемы библиотек в связи с изменившейся политической, экономической и культурной ситуацией в России. Значительный вклад в разработку данной проблематики внесли такие ученые как: Б. Н. Бачалдин, Н. С. Карташов, Е. А. Фенелонов.

Работы Б. Н. Бачалдина посвящены вопросам координации, планирования, организации деятельности библиотек в условиях рынкапрогнозированию развития библиотечного дела при множественности и нестабильности источников финансирования, расплывчатости современной практики управления [15,16].

Важное значение организационному механизму управления библиотекой в условиях критических изменений придавал в своих исследованиях Н. С. Карташов [78,79].

Е.А. Фенелонов в своих трудах отмечал многозначность термина «организация». Рассматривал его значение не только в качестве функции управления, но и для обозначения структур, учреждений, а также процессов упорядочения, согласования деятельности частей целого [184].

Исследованию отдельных аспектов организации управления библиотеками в современных условиях посвящены работы: И. П. Бургер, Е. И. Кузьмина, T.JI. Маниловой, А. И. Пашина, С. П. Петрикиной,.

ИМ. Сусловой.

Кандидатская диссертация И. П. Бургер посвящена проблемам организационной структуры вузовской библиотеки в условиях формирования информационного общества [24].

Е.И. Кузьмин в монографии «Библиотечное дело на рубеже тысячелетий» анализирует приоритеты государственной библиотечной политики России, рассматривает вопросы организации управления библиотечным делом на основе новой парадигмы [98].

Работы Т. Д. Маниловой посвящены организационным проблемам деятельности муниципальных библиотек, исследованию нормативного подхода в условиях местного самоуправления [106].

Функция организации в совокупности других управленческих функций исследована в работах А. И. Пашина [126].

В исследованиях С. П. Петрикиной анализируются основные виды организационных структур библиотеки, формирование которых автор рассматривает, как одну из основных задач управленческой деятельности [131].

И.М. Сусловой в рамках концепции библиотечного менеджмента анализирует характеристики библиотеки как организации и организации как функции управления [132,165].

Таким образом, все вышеперечисленные исследования затрагивают только отдельные аспекты организации библиотечно-информационной деятельности. Следовательно, данная диссертация является первой попыткой комплексного изучения концептуальных проблем организационного развития библиотечно-информационной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование организационного развития системы управления современной библиотекой.

Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:

• изучение научных предпосылок формирования теории организации в библиотечном деле;

• обоснование параметров организационной системы управления библиотекой;

• анализ законов организационного развития систем управления библиотекой;

• разработка методики проектирования организационных структур современной библиотеки;

• исследование факторов эффективности организационного развития библиотеки — формирования горизонтальных связей, делегирования полномочий, коллегиального управления, организационной культуры.

Объект исследования — библиотека как организационная система.

Предмет исследования — организационное развитие библиотеки в условиях множественности структур и организационных моделей.

Методологической основой исследования являются концептуальные идеи, изложенные в работах отечественных и зарубежных исследователей в области менеджмента, теории организации, системного подхода, управления и организации библиотечно-информационной деятельности.

В исследовании проблем руководства библиотекой методологическую базу составил системный анализ процессов, происходящих в современном библиотечном деле России, позволивший сформулировать проблемную ситуацию в области управления библиотеками.

В определении методов разрешения проблемной ситуации диссертант опирался на концепции менеджмента отечественных и зарубежных исследователей, выявивших общие закономерности развития управления и смену парадигмы управления в информационную эру. Это работы М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [112], О. С. Виханского [31], Э. М. Короткова [92], Б. З. Мильнера [113, 114], Л. Ф. Никулина [119, 120], Ф. М. Русинова [141], Л. В. Фаткина [141], Р. А. Фатхутдинова [181,182] и др. Обоснованию специфики применения принципов менеджмента в библиотечной сфере послужили исследования зарубежных библиотековедов (Б. Ашервуд [222], К. Кумар [212], М. О’Коннор [215], Р. Стюарт [220]), логика доказательств которых органично вписалась в отечественную концепцию библиотечного менеджмента.

Теория организации как самостоятельное направление менеджмента представлена в работах зарубежных (П. Драккера [56], Г. Минцберга [116] и др.) и отечественных (Т.А. Акимовой [2], Б. З. Мильнера [113, 114], Э. А. Смирнова [150], A.M. Смолкина [151] и др.) ученых.

Особую роль для разработки проблем организационной деятельности библиотеки сыграла концепция библиотечного менеджмента, разработанная отечественными учеными И. М. Сусловой, В. К. Клюевым, И. К. Джерелиевской, Е. М. Ястребовой и др.

Основой для разработки методологии организации управления библиотечной деятельностью послужили положения, изложенные в трудах отечественных ученых: А. Н. Ванеева [26], Н. С. Карташова [78−80],.

B.К. Клюева [87−89], Е. И. Кузьмина [98], Л. К. Куликовой [99], Т. Л. Маниловой [106], Н. В. Могилевер [117], А. И. Пашина [126−128],.

C.П. Петрикиной [131, 132], А. В. Соколова [152], И. М. Сусловой [160−169], Н. И. Тюлиной [172,173], Е. А. Фенелонова [184,185], И. М. Фрумина [190,191] и др.

Проведенное исследование базировалось на опыте организации управления российских библиотек различных типов: национальных, муниципальных публичных, библиотек высших учебных заведений, областных научных библиотек.

Методы исследования. В процессе исследования применялся комплекс взаимосвязанных, дополняющих друг друга методов: общенаучных (исторический, системный, моделирования и сравнительного анализа) и специальных библиотековедческих (анализ библиотечной документации). Системный метод использовался при изучении явлений и процессов в области организации библиотечной деятельностифакторный анализ — при определении факторов организационного развития систем управления библиотекоймоделирование — при формировании организационных моделей библиотекисравнительный анализ — при изучении различных систем управления библиотечной деятельностью.

Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении теории организации как основы создания методологии библиотечно-информационного менеджментав обосновании законов организационного развития библиотеки в современных условияхв создании концептуальной модели библиотеки как организационной системыв определении факторов эффективности организационного развития библиотеки.

Теоретическая значимость исследования заключается: в возможности использовать факторы организационного развития (проектирование организационной структуры, определение организационных характеристик библиотеки, следование законам организационного развития) при осуществлении анализа системы управления современной библиотеки в целях модернизации ее деятельности и соответствия информационным потребностям потенциальных и реальных пользователей. Применение методологических основ теории организации в библиотечном деле позволяет моделировать развитие библиотечной системы, предполагать формы и методы будущей деятельности библиотек и других информационных учреждений.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в создании научной основы для осуществления целенаправленной организационной деятельности библиотекив разработке рекомендаций по оптимизации организационной структуры библиотеки, оценке факторов эффективности организационного развития библиотекив разработке методики реорганизации управленческой деятельности библиотеки.

Результаты исследования использовались в организационной деятельности ЦБС «Кунцево», Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Материалы диссертации будут использованы при разработке учебного курса «Организационное проектирование» у студентов вечернего отделения IV курса библиотечно-информационного факультета МГУКИ и в системе дополнительного профессионального образования.

Апробация результатов работы осуществлялась в форме докладов и сообщений на ежегодных международных конференциях: «Библиотечное дело» (г. Москва, 2002, 2003, 2004), Скворцовские чтения — 2006″ (г. Москва) — на научной студенческой конференции (14−15 мая 2003 г.) «Библиотеки и информационные ресурсы».

В ЦБС «Кунцево» (Москва) прошла апробация изложенной в диссертации методики анализа системы управления современной библиотекой и проектирования структуры библиотеки как инновационной организации.

Основные положения диссертации отражены в 6 публикациях, в том числе в учебном пособии «Организационное развитие систем управления библиотекой».

Достоверность исследования обусловлена широкой многоаспектной источниковедческой базойприменением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследованияапробацией идей диссертационного исследования на научных конференциях, в профессиональной печати и учебном процессе.

Научную достоверность диссертационной работы подтверждает акт о внедрении результатов исследования в организацию библиотечно-информационной деятельности ЦБС «Кунцево» (Москва).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Библиотека представляет собой организационную систему, в которой интегрированная целостность взаимодействующих элементов обеспечивает стабильность и динамику организационного развития.

2. Концепция организационного развития библиотеки основывается на основополагающих законах теории организации. Закон развития указывает ориентиры эффективного функционирования библиотеки в долгосрочной перспективе. Реализация закона синергии увеличивает ресурсный потенциал библиотеки. Применение закона самосохранения обеспечивает стабильность библиотечной деятельности и позволяет разработать надежную стратегию выхода во внешнюю среду.

3. Организационное проектирование, которое находится под влиянием различных факторов (внешняя среда, стратегический выбор, технология, поведение работников), проявляется в статическом виде как организационная структура библиотеки, и в динамическом виде как информационно-библиотечные процессы.

4. Главная тенденция в развитии новых организационных структур заключается в достижении большей гибкости и адаптивности управления, ориентации на установление тесного взаимодействия с внешней средой. Принципы проектирования организационной структуры библиотеки — от простых, базовых (проектирование индивидуальных позиций) до сложных (проектирование системы принятия решений) формируют взаимосвязанную интегрированную систему.

5. Определение организационных характеристик библиотеки, отвечающих требованиям внешней среды (централизация стратегических функций и общего управления, децентрализация основных и обслуживающих функций, делегирование полномочий, межфункциональные команды), способствует гибкости управления библиотекой и создает потенциал для организационного развития современной библиотеки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование новой библиотеки в условиях радикальной смены социально-экономических отношений, функций и методов государственного регулирования и управления, а также революционных изменений в информационных технологиях — все это заставляет рассматривать организационную науку как востребованную самим процессом развития библиотеки, а организационные задачи — как наиважнейшие.

Теория организации, представляющая собой область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций в качестве сложных целенаправленных систем, стала методологическим базисом диссертационного исследования. Современная теория организации возникла на стыке нескольких дисциплин, среди которых ведущее место занимают менеджмент и общая теория систем. В связи с этим, формирование концептуальных основ организационной деятельности библиотеки является одной из важных проблем библиотечного менеджмента.

Совокупность принципов и идей современной теории организации, прежде всего, позволяет преодолеть ограниченность традиционных подходов к организации как к сугубо практической деятельности, исключающей разнообразие организационных форм и способов библиотечной работы, которая в советский период была искусственно сведена до определенного стандарта.

Ключевое положение теории организации — это постулат об объективных законах развития организационных систем. В диссертационном исследовании выявлены законы, устанавливающие необходимые, и устойчивые связи между элементами внешней и внутренней среды библиотеки, обусловливающие их упорядоченное изменение. Законы развития, синергии, самосохранения создают научную основу эффективного решения организационных проблем библиотеки.

Системный подход, обоснованный в данном диссертационном исследовании, знание основных закономерностей, законов, принципов организации библиотеки, как сложной системы, позволяет предвидеть тенденции и направлять развитие системы управления в соответствии с целями информационно-библиотечного обслуживания.

Кроме того, теоретическое осмысление библиотеки как организационной системы, посредством основных подходов и определений, целей, состояний и процессов, которые сложились на настоящий момент в теории организации, формируют научные представления, создают основу для анализа основных организационных факторов, методов изучения и влияния на них, а также добавляют прогностическую значимость в понимание функционирования и развития библиотеки.

Ускоряющиеся темпы изменений, постоянные технологические трансформации стремительно меняют саму организационную систему: изменяются соотношения сил и связей в системе, идет переход к новой структурной организации. Следовательно, основными признаками зрелой системы являются, ее открытость, множество элементов, наличие связи между элементами, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, наличие функции управления, длительная работа в стационарном режиме.

Социально-экономические условия жизнедеятельности современных библиотек остро ставят проблемы организационного развития систем управления, то есть разработки и реализации долгосрочных программ по совершенствованию процессов организационного обновления. Традиционные направления развития библиотеки — посредством рационализации и роста — становятся малоэффективными в информационную эру, отличающуюся высокой динамикой и сложностью изменений во внешней среде. В связи с этим формируется новая парадигма «сохранение организации через развитие». В проведенном диссертационном исследовании данная парадигма в применении к управлению библиотечноинформационной деятельностью предполагает установление и реализацию совокупности программных целей:

• развитие организационных характеристик библиотеки, обеспечивающих стратегическое управление, структурное упорядочение и гибкость взаимодействия с внешней средой;

• социальное развитие библиотеки, направленное на повышение уровня квалификации, развитие интеллектуального и нравственного потенциала сотрудников, что определяет гуманизацию целей развития, в основе которой лежит представление о ценности личности, признании приоритетной роли работника как главного элемента организации;

• развитие общественного социального партнерства с внешними структурами — региональной администрацией, образовательными, культурными, информационными, производственными учреждениями, общественными организациями;

• развитие интегрированных корпоративных структур в форме консорциумов, корпоративных библиотечных объединений, сетевых организаций, что является следствием стратегического выбора в условиях ограниченности ресурсов и зависимости от них.

Принципиальное отличие данной парадигмы состоит в том, что самым важным элементом здесь является не безусловно успешный, но прошлый опыт, а глубокое понимание и использование объективных закономерностей развития библиотеки. Такой подход позволяет мыслить в категориях будущего времени и создавать собственные перспективные знания, присущие активно развивающимся организациям. Стратегическим ресурсом системы вместо капитала становится информация, знание, творчество.

В рамках новой парадигмы основополагающим направлением развития библиотеки является создание инновационной организации в целях осуществления инновационной библиотечно-информационной деятельности.

Проведенное исследование позволило выделить характерные особенности инновационной организации: гибкость, способность изменять структуры, правила, методику информационно-библиотечного обслуживания и комплектования в ответ на изменения внешней среды, использовать различные механизмы адаптациимножественность процедур координации информационно-библиотечной деятельностиспособность превращать любые изменения в новые возможности, что выступает как результат инновационной деятельности.

Максимальная открытость к восприятию новых идей и потенциальная способность коллектива к их реализации станут важнейшей целью руководства библиотеки. Успех библиотеки будущего связывается с творческим использованием человеческой энергии. Раскрытие потенциала коллектива означает, прежде всего, предельное использование разнообразных способностей сотрудников. Чем сложнее ситуация, в которой оказывается библиотека, тем в большем разнообразии личных способностей она нуждается. Вспомним одно из важнейших системных свойств: чем разнообразнее система, тем она устойчивее. Реализация этого подхода — одна из ключевых функций высшего управленческого персонала. Организации мирового класса будут все большее значение придавать организационной культуре, образованности коллектива и коммуникациям, ибо с их помощью можно достичь необходимого качества обслуживания.

Формирование новой организационной парадигмы, многоплановость организационной деятельности, структурная сложность организационного механизма библиотеки обусловливают объективную необходимость создания организационного менеджмента, в котором проявляется органическая связь системы управления библиотекой с ключевыми понятиями менеджмента в целом (его функциями, процессом, людьми и их полномочиями).

Организационный менеджмент представляет собой систему управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию функции организации, а также на теорию и практику менеджмента, опирающегося на приоритет общеорганизационных принципов и решение организационных проблем.

Таким образом, настоящее исследование дает общее теоретико-методологическое представление об организации управления библиотекой, выявляя и систематизируя направления, тенденции, опыт становления и развития этой важнейшей области современного менеджмента. Такие направления теории организации как методика принятия управленческих решений, организационное поведение и другие проблемы организационного менеджмента, не рассмотренные в данной диссертации, имеют перспективное значение и требуют дальнейшего методологического обоснования и исследования. Осмысление этих и целого ряда других направлений, в которые вплетаются организационные аспекты, должно стимулировать дальнейшие научные исследования в области организации управления современной библиотекой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.И. Библиотечное дело России на пороге XXI в. / К. И. Абрамов // Библиотечное дело на пороге XXI века: тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. М., 1998.-С. 11−15.
  2. , Т.А. Теория организации: учеб. пособие / Т. А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.
  3. , Р. Планирование будущего корпорации / Рассел Акофф. М.: Прогресс, 1985.- 132 с.
  4. , B.C. Менеджмент и синергетика устойчивого развития социальных объектов / B.C. Алексеевский. Калуга: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. -145 с.
  5. , Г. А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие / Г. А. Алтухова- МГУКИ. М.: Информационно-издательский дом, 2001.-85 с.
  6. , К. М. Если исчезнут библиотеки. Чем заменят их городские власти / К.М. Арский// Вечерняя Москва. -2003. 16 октября. — С. 8.
  7. , Е.Б. Некоторые аспекты управления библиотеками за рубежом / Е. Б. Артемьева, Н. Ф. Проволоцкая // Науч. и техн. б-ки. 1993. — № 4. — С. 66−81.
  8. , JI.A. Моделирование организационных структур / Л. А. Базилевич. Л.: ЛГУ, 1978. — 120 с.
  9. , С.А. Управление библиотечным делом: от монополии на власть к разделению властей / С. А. Басов // Науч. и техн. б-ки СССР -1990. — № 7. — С. З -11.
  10. , С.А. Целевой подход к формированию структуры управления / С. А. Басов. Кемерово, 1987. — 37 с.
  11. , Б.Н. Чтобы выжить / Б. Н. Бачалдин // Массовая библиотека. 1993.-№ 5. -С.109−118.
  12. , Б.Н. Что и как осмысливать библиотековедам / Б. Н. Бачалдин, Л. М. Инькова // Библиотековедение. 1993. — № 5−6. -С.72−79.
  13. Бейкуел, К.Дж.Б. Применение принципов и методов менеджмента в информационных подразделениях / К.Дж.Б. Бейкуел // Библиотечно-информационный менеджмент: сб. переводов. М, 1994. — 110 с.
  14. Библиотека как система управления (по материалам исследования): сб. науч. тр. / Гос. Б-ка СССР им. В. И. Ленина. М, 1987. -117 с.
  15. Библиотеки и библиотечное дело США: Комплексный подход / Под. ред. В. В. Попова. М: Информ-система, 1992. — 295 с.
  16. Библиотеки страны в новых социально-экономических условиях: сб. науч. тр./РГБ.-М, 1994.-103 с.
  17. Библиотековедческие исследования: методология и методика / Гос. Б-ка СССР им. В. И. Ленина. М., 1978. — 248 с.
  18. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 110 с.
  19. , А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука) / А. А. Богданов. Кн. 1−2. — М: Экономика, 1989. — 327 с.
  20. , И. П. Организационная структура вузовской библиотеки в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. канд. пед. наук.1. Новосибирск, 2001. 20 с.
  21. , И.А. Культурно-информационная среда региона и изменения в деятельности библиотек / И. А. Бутенко // Библиотеки и регион. -- М, 1996. Вып.2. — С. 25−27.
  22. , А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие / А. Н. Ванеев. М.: ИПО Профиздат, 2000. — 144 с.
  23. , А. Н. Теория, методика, практика библиотечного дела / А.Н. Ванеев- СПбГУКИ. СПб.: Профессия, 2004. — 367 с.
  24. , М. Избранные произведения / Макс Вебер. М., 1990. — 167 с.
  25. Вей л, П. Искусство менеджмента: пер. с англ. / Питер Вейл. М.: Новости, 1993, — 258 с.
  26. , X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: пер. с англ. / Харольд Виссема. М.: ИНФРА-М, 1996.-288 с.
  27. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 416 с.
  28. , JI. Стратегия управления инновациями на предприятиях / Л. Водачек, О.Водачкова. М.: Экономика, 1989. — 167 с.
  29. , В.И. Управление проектами в России: основные понятия. История. Достижения. Перспективы / В. И. Воропаев.-М.: Алане, 1995.-225 с.
  30. , М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: пер. с англ. / М. Вудкок., Д. Фрэнсис. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  31. , В.П. Как эффективно управлять организацией? / В. П. Галенко, О. А. Страхова., С. И. Файбушевич. М.: Бератор-Пресс, 2003, — 160 с.
  32. , Е.Я. Организационная культура библиотеки: учеб. пособие / Е.Я. Галимова- МГУКИ. -М.: Профиздат, 2002. 50 с.
  33. , А. Стратегия развития библиотек в информационном обществе / А. Галлимор // Библиотечное дело на пороге XXI века: тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф.-М., 1998.-С. 177.
  34. , А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организациитруда / А. К. Гастев. М., 1972. — 79 с.
  35. , Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани. М.: Наука, 1970.- 187 с.
  36. , Е.Ю. Что значит быть хорошим менеджером или теория концентрических кругов / Е.Ю. Гениева// Библиотека. -1995. № 9.- С.16−18.
  37. , JI.H. Маркетинг в библиотеке: учеб. пособие / Л. Н. Герасимова, О.Н. Кокойкина- МГИК. М., 1992. — 65 с.
  38. , М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации / Грачев М. В. М.: Дело, 1993. — 112 с.
  39. Гражданский кодекс РФ: офиц. текст: по состоянию на 23 декабря 2003 г.-М., 2003.- С. 23
  40. , Дж.К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ./Дж.К. Грейсон, К. О’Делл.-М.: Экономика, 1991.-319 с.
  41. , Ю.А. Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности как основа международного библиотечного сотрудничества / Ю. А. Гриханов // Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 1. -С. 44−50.
  42. , Ю.А. Центральный объект библиотековедения / Ю.А. Гриханов// Библиотекарь.- 1976. № 11.-С. 59−61.
  43. , Л.Н. Профессионализация управленческой деятельности в библиотеке / Л. Н. Гусева // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. — № 8. — С. 7−11.
  44. Данилов-Данильян, В. И. Бегство к рынку / В.И. Данилов-Данильян. М.: Дело, 1991.-110 с.
  45. , М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: монография / М. Я. Дворкина. М.: МГИК, 1993. — 205 с.
  46. , М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход / М. Я. Дворкина. М.: ИПО Профиздат, 2001.- 112 с.
  47. , М.Я. Миссия, роль, назначение, функция библиотек / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. 1998. — № 2. — С. 31 -34.
  48. , И.К. Менеджмент: История, теория, содержание /
  49. И.К. Джерелиевская // Науч. и техн. б-ки. 1992. -№ 12. — С.45−58.
  50. Диалектика познания сложных систем / Под ред. B.C. Тюхтина. М.: Мысль, 1988.-316 с.
  51. Дойль, П Менеджмент: Стратегия и тактика / Питер Дойль. -СПб.: Питер, 1999.- 560 с.
  52. , Р. Уверенно принимать решения: как научиться принимать решения в бизнесе и в жизни: пер. с англ. / Р. Доусон. М.: ЮНИТИ, 1996. -185 с.
  53. , П. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. / П. Драккер. М.: Технолог. Школа бизнеса, 1992. — 210 с.
  54. , Т.Е. Адаптивные организационные структуры как фактор гибкости управления современной библиотекой / Т. Е. Дубенок // Библиотечно-информационная наука и практика 2005: материалы науч. конф. (Москва 27 января 2005 г.). М., 2005. — С. 45−46.
  55. , Т.Е. Реорганизация деятельности библиотеки: этапы и методы / Т. Е. Дубенок // Библиотеки и информационные ресурсы России: сб. тез. докл. науч. конф. (14−15 мая 2003 г.). М., 2003. — С. 111−125.
  56. , Т.Е. Этапы и методы реорганизации деятельности библиотеки / Т. Е. Дубенок // Библиотечное дело 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: материалы 8-й межд. конф. (Москва 2425 апреля 2003 г.). М., 2003. — С. 157 -158.
  57. , Т.Е. Теория организации как методология информационно-библиотечного менеджмента / Т. Е. Дубенок // Вестник МГУКИ. 2006. -№ 3. — Ч. 2. — С. 33−36.
  58. , Т.Е. Организационное развитие систем управления библиотекой: учеб. пособие / Т. Е. Дубенок, И. М Суслова. М: МГУКИ, 2004. — 66 с.
  59. , Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: пер. с англ. / Дж.У. Дункан. М.: Дело, 1996. — 272 с.
  60. , JI.E. Уроки американского менеджмента / JI.E. Евенко // Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — М.: Дело, 1992. —С. 5−17.
  61. , Л.Г. Теория и практика принятия решений / Л. Г. Евланов. -М.: Экономика, 1984. 216 с.
  62. , Н.В. Факторы стабилизации библиотеки как социокультурного института в условиях переходного периода: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Н. В. Жадько.- М.: МГУК, 1995. 16 с.
  63. , Н.В. Проектное развитие библиотек / Н. В. Жадько. М.: Елена, 2000.- 96 с.
  64. , Г. Системный объект библиотековедения / Г. Жидков // Библиотекарь. -1978. № 12. — С. 68−72.
  65. , Л.И. Руководить без конфликтов: пер. с нем / Л. И. Зигерт., Л. Ланг. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  66. История Библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева в документах и воспоминаниях / Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева- сост. М. М. Борисовская, М. Я. Дворкина, Т. Е. Коробкина, В. Р. Кульбачук, Е. В. Николаева.-М.: Викмо-М, 2004. 348 с., ил.
  67. История менеджмента: учеб. пособие / А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2003. -201 с.
  68. , А. Р. Основы менеджмента: учеб. пособие / А. Р. Каньковская. — СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997. — 189 с.
  69. , Ф. Системное управление в 90-е годы / Феликс Капра // Проблемы теории и практики управления. -1991. № 4. — С.5−9.
  70. , А.И. Информатизация социокультурного пространства: учеб. пособие / А. И. Каптерев. М.: ФАИР-Пресс (Гранд), 2004. — 512 с.
  71. , А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям / А. И. Каптерев .1. М.: Либерея, 2005.-296 с.
  72. , Л.Ю. Системный анализ и принятие решений в деятельности менеджера /Л.Ю. Карась.-М., 1996.-148 с.
  73. , В.В. Типология библиотечного менеджмента / В. В. Кармовский // Библиотечное дело 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: материалы шестой межд. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. -М., 2001.-С. 218−220.
  74. , Н.С. Общая теория библиотечного дела: учебник / Н. С. Карташов. М.: МГУК, 1997. — 257 с.
  75. , Н.С. О системном подходе к изучению и организации академических библиотек / Н. С. Карташов // Библиотечно-библиографическая информация АН СССР и академий наук союзных республик. 1967.-№ 1.-С. 1−19.
  76. , Н.С. Общее библиотековедение / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. -М.: МГУК, 1997.- 132 с.
  77. , JI.B. Поведение в организации: учебник / JI.B. Карташова, Т. В. Никонова, Т. Д. Соломанидина. М.: Инфра-М, 1999. — 220 с.
  78. , Дж. Большие системы: сложность, связность, катастрофы: пер. с англ / Дж. Касти. -М.: Мир, 1982.-216 с.
  79. , А.В. Менеджмент: методологическая культура: учеб. пособие 1 А.В. Кезин-М.: Гардарики, 2001.-269 с.
  80. , П. М. Принципы организации / П. М. Керженцев. -М.: Экономика, 1968. 205 с.
  81. , А. Я. Конфликтология: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В.Г. Коновалова- под ред. А. Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2005. 105 с.
  82. , Д. Системный анализ и целевое управление: пер. с англ. / Д. Клиланд, В. Кинг. М.: Сов. Радио, 1974. — 280 с.
  83. , В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие / В. К. Клюев. М.: МГУК, 1998. — 136 с.
  84. , В.К. Современная библиотека: финансово-экономические аспекты деятельности: практ. пособие / В. К. Клюев. М., 1993. — 144 с.
  85. , В.К. Маркетинг в системе управления библиотекой: учеб. пособие / В. К. Клюев, Е. М. Ястребова. М., 1995. — 136 с.
  86. , С. Семь навыков лидера: пер. с англ. / С. Кови. Минск: Парадокс, 1996.- 114 с.
  87. , В.М. Основы теории организации: учеб. пособие / В. М. Кожухар. М.: Дашков и Ко, 2004. — 184 с.
  88. , Э.М. Концепция менеджмента / Э. М. Коротков. М.: ДеКа, 1997.-304 с.
  89. , Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Филипп Котлер- М.: Бизнес-книга, 1995. 267 с.
  90. , А.И. Прикладная социология и менеджмент / А. И. Кравченко. М.: МГУ, 1995. — 48 с.
  91. , Н.В. История мирового менеджмента: учеб. пособие / Н. В. Кротова, Е. В. Клеппер. -М.: МГУК, 1998. 92 с.
  92. , И.В. Маркетинг: социология маркетинговых коммуникаций / И. В. Крылов. М.: Центр, 1998. — 192 с.
  93. , Е.М. Особенности управления библиотекой как технологической системой / Е. М. Крючкова // Науч. и техн. б-ки.-2000. -№ 8. С. 4−9.
  94. , Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий: государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы / Е. И. Кузьмин. М.: Либерея, 1999. — 224 с.
  95. , Л.К. Организационная структура и запросы практики / Л. К. Куликова // Библиотека. 1999. — № 3−4. — С. 27−33.
  96. , Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1 / Г. Кунц, С. О’Доннел.. М.: Прогресс, 1981.-364 с.
  97. , Г. Управление: системный и ситуационный анализуправленческих функций. Т.2 / Г. Кунц, С. СГДоннел. М.: Прогресс, 1981. -286 с.
  98. , М. Стратегическое планирование в национальных библиотеках / М. Лайн // Библиотека. 2000. — № 3−4. — С.51−52.
  99. , Б.Г. Управленческие решения / Б. Г. Литвак. М.: Тандем, ЭКМОС, 1998.-248 с.
  100. , Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю. А. Львов. СПб.: Формика, 1992. — 94 с.
  101. , Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: учеб. пособие / Е. Г. Малл. М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
  102. , Т.Л. Современные проблемы организации сети муниципальных библиотек / Т. Л. Манилова // Мир библиотек сегодня. -1997.-№ 1.-С. 15−21.
  103. , Н. П. Управление развитием организации / Н. П. Масленникова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
  104. , С.Г. Библиотечный маркетинг: практ. пособие для работников публичных библиотек / С.Г. Матлина- РГБ- Пермская областная б-ка. Пермь, 1993. — 66 с.
  105. Маркетинг современная концепция управления библиотекой: науч.-реф. сб. / сост. С.Д. Колегаева- РГБ. — М., 1994. — 147 с.
  106. , К. Экономика организации / К. Менар. М.: ИНФРА-М, 1996.- 123 с.
  107. Менеджмент организации: учеб. пособие / А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 1995. —432 с.
  108. , М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1992. —701 с.
  109. , Б.З. Системный подход к организации управления / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорт. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  110. , Б. 3. Теория организации: учебник / Б. 3. Мильнер. -М.: ИНФРА-М, 2003. —558 с.
  111. , Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере: учеб. пособие / Н. А. Михеева, JI.H. Галенская. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000.- 170 с.
  112. , Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: пер. с англ. / Генри Минцберг- под ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб: Питер, 2001. 512 е.: ил. — (Деловой бестселлер).
  113. , Н.В. Управление и экономика библиотек в переходный период: материалы для руководителей библиотек / Н. В. Могилевер. СПб., 1994.-95 с.
  114. Никулин, Л.-Л.Ф. Менеджмент эпохи постмодерна и «нью-экономики» / Л.-Л.Ф. Никулин. М.: Юнити, 2001. — 145 с.
  115. Никулин, Л.-Л.Ф. «Пульсирующий» менеджмент/ Л.-Л.Ф. Никулин, А. Ю. Егоров. М.: Деловая книга, 1998. — 236 с.
  116. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Дуглас Норт. М., 1997. — 116 с.
  117. , С. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / С. Л. Оптнер. М.: Советское радио, 1969. — 215 с.
  118. Организационное проектирование: опыт стратегического управления библиотек ЦБС «Кунцево»: сб. док. и материалов ЦБС «Кунцево» / под ред. И. В. Харьковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 48 с. -(Специальный издательский проект для библиотек).
  119. Основы менеджмента: учеб. пособие / Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н.А. Кислякова- под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высшая школа, 2002. — 367 с.
  120. Отчет о работе Российской государственной библиотеки в 1999 г. / РГБ. М., 2000.-64 с.
  121. , А.И. В чем специфика управления сегодня / А. И. Пашин // Библиотека. 1999. — № 11. — С. 38.
  122. , А.И. Изменения в обществе и новые принципы управления / А. И. Пашин // Библиотека. 1997. — № 12. — С. 29−30.
  123. , А.И. Библиотека как социокультурная система: вопросы управления: учебно-метод. пособие / А. И. Пашин. М.: Либерея. -Бибинформ, 2005. — 96 с.
  124. Менеджер библиотеки / В. Г. Перкис // Науч. и техн. б-ки. -1998. -№ 5.-С. 43−48.
  125. Пер лаки, И. Нововедения в организациях / И. Перлаки. М.: Экономика, 1980. — 75 с.
  126. , С.П. Организационные структуры управления в библиотеке / С. П. Петрикина // Науч. и техн. б-ки. 1993. — № 9. — С. 3−10.
  127. , С.П. Управление библиотекой: современные проблемы: лекция / С. П. Петрикина, И. М. Суслова. М.: МГИК. — 1989. — 32 с.
  128. , А.В. Теория и организация американского менеджмента / А. В. Попов.-М.: МГУ, 1991.- 156 с.
  129. Преобразование библиотеки: концепция управления и финансирования: материалы 5-го семинара по немецкому библиотековедению. СПб., 1997. — 48 с.
  130. , А.И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. М.: Интерпракс, 1995. — 197 с.
  131. Проект по проведению стратегического и текущего планирования в Российской государственной библиотеке: отчет «Андерсен Консалтинг» / РГБ. М., 1998.-64 с.
  132. Психологический климат в коллективе библиотеки: практ. пособие / РГБ. -М., 1996. -152 с.
  133. Психология управления: курс лекций / отв. ред. М. В. Удальцова. -Новосибирск: НГАЭ и У- М.: Инфра-М, 1997. 150 с.
  134. Публичная библиотека: знаки перемен: сб. док. и материалов ЦБС «Кунцево» / под ред. В.Г. Шелудько- ЦБС «Кунцево». М.: НВЦ «Библиомаркет», 1994. — 136 с. — (Рос. б-ки: идеи, концепции, разработки).
  135. , М. Оптимальная сложность управленческих структур / М. Райсс // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 5. — С. 74.
  136. , Ф. М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: учеб. пособие / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. В. Фаткин. М.: ИНФРА-М, 1996.-351 с.
  137. , Р. Культура предпринимательства: пер. с нем. / Р. Рюттенгер. М.: ЭКОМ, 1992. — 240 с. — (Секреты делового успеха).
  138. , В.Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. -М., 1972.- 184 с.
  139. , Г. Науки об искусственном / Герберт Саймон. М.: Мир, 1972.-357 с.
  140. , В.В. В поисках выхода / В. В. Серов // Библиотекарь. 1990. -№ 3.-С. 8−14.
  141. , В.В. Ломать не строить / В. В. Серов, Б. Н. Бачалдин, Р. Зотова, Е. А. Фенелонов // Библиотека. — 1993. -№ 3. — С. 14−17.
  142. Системные исследования. Методологические проблемы: ежегодник. -М.: Наука, 1986.-448 с.
  143. , В.В. О методологии современного библиотековедения / В. В. Скворцов // Библиотековедение. 1994. — № 1. — С. 39−41.
  144. , В.В. Теоретические основы библиотековедения: учебник / В. В. Скворцов. М.: МГУК, 1996. — 88 с.
  145. , Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для вузов / Э. А. Смирнов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 375 с.
  146. , A.M. Менеджмент: основы организации: учебник / A.M. Смолкин. М.: ИНФРА-М, 2002. — 248 с.
  147. Справочник библиотекаря /Под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. -М: Профессия, 2004. 448 с.
  148. , В.Д. На каком фундаменте строить? / В. Д. Стельмах // Библиотекарь. 1990. — № 7. — С. 7−12.
  149. , Ю.Н. Библиотека предмет библиотековедения / Ю.Н. Столяров
  150. Библиотекарь. 1976. — № 8. — С. 42−44.
  151. , Ю. Н. Библиотека двухконтурная система / Ю.Н. Столяров//Науч. и техн. б-ки.- 2002.-№ 11.-С. 5−24.
  152. , Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю. Н. Столяров.-М.: Книга, 1981.-255 с.
  153. , Ю.Н. Библиотековедение. Избранное. 1960−2000 годы / Ю. Н. Столяров- РГБ. М.: Пашков дом, 2001. — 555 с.
  154. , Ю.Н. Вернемся к родным истокам, или «детская болезнь» менеджмента в библиотековедении / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. -1998.-№ 4. С.28−34.
  155. , И.М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга: учебно-метод. пособие / И. М. Суслова. М.: Профиздат, 2003. — 157 с.
  156. , И.М. Библиотечный менеджмент: современная концепция управления / И.М. Суслова//Библиотека. 1995. -№ 12.-С. 16−20.
  157. , И.М. Десятилетие менеджмента и маркетинга в теории и практике библиотек / И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки.-1996. № 7-С.3−14.
  158. , И.М. Дилеммы библиотечного менеджмента / И. М. Суслова // Библиотековедение: исследования, история и современность: сб. науч. тр. М.: МГУК. — 1995. — С.152−167.
  159. , И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: учеб. пособие / И. М. Суслова. М.: МГУКИ, 2001. — 132 с.
  160. , И.М. Основы библиотечного менеджмента: учебно-практ. пособие / И. М. Суслова. М.: Либерея, 2000. — 232 с.
  161. , И.М. Планирование и прогнозирование библиотечногодела в СССР / И. М. Суслова. М.: МГИК, 1991. — 35 с.
  162. , И.М. Что меняется в управлении библиотеками? / И. М. Суслова // Библиотековедение. 1994. — № 1. — С. 42−45.
  163. , И.М. Эволюция менеджмента, или как преодолеть кризис управления библиотечной деятельности / И. М. Суслова // Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. МГУКИ- РГБ, ЦНСХБ.-М., 1997.-С. 157−166.
  164. , И.М. Этапы централизации: опыт исторического анализа и определение перспектив / И. М. Суслова // Библиотека. 1998. — № 5. -С.42−46.
  165. Теория управления: терминология / отв. ред. Б.Г. Волик- Ин-т проблем управления. М.: Наука, 1988. — 54 с.
  166. , Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. / Фредерик Уинслоу Тейлор. -М.: Консалтинг, 1991. 145 с.
  167. , Н.И. Национальная библиотека и наука: опыт системного подхода к оценке проблемы / Н. И. Тюлина // Библиотеки СССР- 1969. -Вып. 44. С.24−48.
  168. , Н.И. Стратегическое планирование как метод управления библиотекой /Н.И. Тюлина//Библиотековедение. 1994.-№ 1.- С.11−17.
  169. , И.Ф. Некоторые аспекты управления библиотекой в теории и практике США / И. Ф. Тютина // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: сб. науч. тр. М.: РГБ, 1995. — С.34−56.
  170. Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: сб. науч. тр. / РГБ. М., 1995. — Вып. 4.-108 с.
  171. Управление процессом нововведений. -М.: ИМЭМО, 1985. 134 с.
  172. Управленческое консультирование: пер. с англ.: в 2-х т.: — М.: СП Интерэкспорт, 1992. Т.1. 325 е.- Т.2. -350 с.
  173. , Э.А. Инновационный менеджмент / Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова. М.: Акалис, 1996. — 208 с.
  174. , Д.Э. Управление современной публичной библиотекой.
  175. Стратегия развития / Д. Э. Уэйнганд. М.: Рудомино, 1997. — 222 с.
  176. , А. Общее и промышленное управление / Анри Файоль. -М., 1991.-206 с.
  177. , Р.А. Инновационный менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: Бизнес-школа, 2000. — 624 с.
  178. , Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: Бизнес-школа, 1998. — 416 с.
  179. Федеральный закон Российской Федерации о библиотечном деле: принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г.: по состоянию на 29 декабря 1994 года. // Справочник библиотекаря / Под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. М: Профессия, 2000. — С. 15−30.-М., 1994.- 12 с.
  180. , Е.А. Теория управления библиотекой: опыт систематизации накопленного знания / Е. А. Фенелонов // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: сб. науч. тр. М.: РГБ, 1995- С. 19.
  181. , Е.А. Централизованные библиотечные системы: проблемы эффективности: метод, материалы / Е.А. Фенелонов- под ред. Ю.А. Гриханова- РГБ. -М., 2001. 120 с.
  182. , В.Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек / В. Р. Фирсов. СПб.: РНБ, 2000. — 256 с.
  183. , Г. П. Библиотеки России: вступая в новый век / Г. П. Фонотов .- М., 1999. 99 с.
  184. , Г. Сегодня и завтра / Генри Форд. М., 1992. — 165 с.
  185. , В.И. Основы построения организационных систем / В. И. Франчук.-М.: Экономика, 1991.- 111с.
  186. , И.М. Библиотечное дело: Организация и управление / И. М. Фрумин. 2-е изд. — М.: Книга, 1980. — 272 с.
  187. , И.М. Организация работы советской библиотеки: учебник / И. М. Фрумин. М.: Книга, 1969. -280 с.
  188. , Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: пер. с англ. / Ф. А. Хайек. -М.: Новости, 1992. -304 с.
  189. ЦБС «Кунцево»: новая стратегия, новые возможности: сб. документов и материалов / сост. М. Бутковская, И. Харькова, В. Шелудько. -М.: Либерея, 1997.-96 с.
  190. , А.Я. Об объекте библиотековедения / А. Я. Черняк // Библиотекарь. 1978. — № 1. — С. 63−66.
  191. , Ю.Ф. Планирование оптимизация управления ЦБС / Ю. Ф. Чернякова // Массовая библиотека. Теория и практика. — М., 1994. — № 5.-С. 21−34.
  192. , Н.Т. Новая сетевая модель / Н. Т. Чуприна // Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: метод, пособие / под ред. С. И. Самсонова. М., ЛИБЕРЕЯ — БИБИНФОРМ, 2006. -С. 108−111.
  193. , Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика / Ф. И. Шахмалов. М., 1993. — 263 с.
  194. , В.Д. Управление проектами / В. Д. Шапиро. СПб.: ДваТри, 1996.-248 с.
  195. , В.Г. Перспективные технологии информационно-библиографического сервиса библиотек ЦБС «Кунцево»: опыт организации и применения / В.Г. Шелудько- под. ред. И. В. Харьковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-66 с.
  196. , Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: ежегодный пленарный докл. межд. конф. «Крым 2002» / Я. Л. Шрайберг. — М.: ГПНТБ, 2002. — 44 с.
  197. , Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие / Я. Л. Шрайберг, Ф. С. Воройский. -М.: Либерея, 1996.-273 с.
  198. , Г. Двенадцать принципов управления / Г. Эмерсон.1. М., 1961.-254 с.
  199. Янг, С. Системное управление организацией / С. Янг. М.: Сов. Радио, 1972.- 119 с.
  200. , Е.М. Маркетинг самая эффективная система управления / Е. М. Ястребова // Науч. и техн. б-ки. -1994. — № 10. — С. 61−78.
  201. , Е.М. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование для библиотек: исторический экскурс, цели и сущность: лекция / Е. М. Ястребова. М.: МГУК, 1998. — 53 с.
  202. ALA glossary of library and information science / ed. by Heartsills Young. Chicago: ALA, 1983. — P. 139.
  203. Burrows, W.E. Cockpit Encounters. Psychology Today / W.E. Burrows- November 1982.-Vol. 16, no. 11.-P. 43.
  204. Camell, E.J. Library administration / E.J. Camell. London: Grafton.-1947.-166 p.
  205. Issues in library management: a reader for the professional librarian. -NY-L., 1984.- 184 p.
  206. Kumar, K. Library administration and management / K. Kumar. New Delhi: Vikas, 1987.-200 p.
  207. Maslow, A. H. Motivation and personality / A. H. Maslow- 2-nd ed. -N. Y.: Harper and Row, 1970. 369 p.
  208. Newman, W.H. Overcoming Obstacles to Effective Delegation / W.H. Newman//Management Review. January, 1996.-P. 36−41.
  209. O’Connor, MJ. Research in library management / MJ. O’Connor. Brit. Libr., 1980.-88 p.
  210. Paterson, T.T. Management Theory / T.T. Paterson. -London- Business Publications Ltd., 1969.-268 p.
  211. Ranganatan, S.R. Library administration. -Delhi, 1935. 673 p.
  212. Show, M. E. Group Dynamics: the Psychology of Small Group Behavior/М.Е. Show.-N. Y.: McGraw-Hill, 1971.-P. 107.
  213. Sinclair, D. Administration of the small public library / D. Sinclair. London- Business Publications Ltd., 1965. — 257 p.
  214. Stueart, R. D. Library and Information Center Management / R. D. Stueart. Englewood, Coiorado: LIBRARIES UNLIMITED, INC., 1998. -570 p.
  215. The marketing of library and information services / ed. by B. Cronin. London: Aslib, 1992. — 604 p.
  216. Usherwood, B. Management and the meaning of work. Studies in library management / B. Usherwood.- London: Clive Bingley, 1982.- Vol. 7.-P.61−78.
  217. К. Основные варианты делегирования полномочий Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.bsspss.com/67/16/article/3404/index.html
  218. Органы коллегиального управления Электронный ресурс.- Режим доступа: http://library.nstu.ru/
Заполнить форму текущей работой