Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сетевое взаимодействие школьных библиотек как средство совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенная модель организационно-технологического процесса наполнения ТПК передовыми эффективными ЭОР становится связующим звеном между миром огромных информационно-образовательных ресурсов Интернета и педагогическим сообществом. Наличие промежуточного звена между педагогическими работками и Интернет-ресурсами давно назрело, и рекомендовалось в различных научных работах. Но в этих работах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
    • 1. 1. Школьная библиотека в системе организационно-педагогических условий современного общего образования
    • 1. 2. Теоретико-методологическая специфика структурно-функционального подхода к информатизации школьной библиотеки
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 2. 1. Организационно-технологическое обеспечение сетевого взаимодействия школьных библиотек
    • 2. 2. Формирование фонда школьной библиотеки на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса
  • Выводы по второй главе

Сетевое взаимодействие школьных библиотек как средство совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное общество ориентировано на модернизацию системы школьного образования в русле стандартов второго поколения, которые, не затрагивая содержания обучения, определяют новые требования к методам и средствам обучения, к формированию универсальных учебных действий и метапредметных знаний у школьников. В ряду первостепенных задач выступает формирование информационно-образовательной среды. Весомый вклад в развитие данной среды могут сделать школьные библиотеки.

Школьные библиотеки не готовы предоставить участникам учебно-воспитательного процесса информацию по работе с новым оборудованием, в школьных библиотеках не хватает электронных образовательных ресурсов, которые педагоги могли бы использовать для ведения личного обучающего пространства и наполнения информационно-образовательной среды школы.

Огромное разнообразие образовательных ресурсов в сети Интернет затрудняет ориентацию и использование их педагогами. По данным Федерального государственного автономного учреждения.

Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций" (ФГАУ ГНИИ ИТТ) «Информика», несмотря на значительные государственные инвестиции в развитие ЭОР, эффективно используются только 2% интернет-ресурсов для системы образования. 60% учителей фиксируют, что приобретают ЭОР самостоятельно (а не используют ресурсы федеральных или региональных коллекций и плановых поставок). 39% учителей разрабатывают ЭОР самостоятельно.1.

В этих условиях встает задача совершенствования информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса в школе посредством.

1 www.informika.ru интеграции школьной библиотеки в развивающуюся информационно-образовательную среду, создаваемую всеми участниками образовательного процесса: педагогами, библиотекарями, администрацией, школьниками и их родителями. Вместе с тем организация деятельности школьной библиотеки в условиях новой образовательной политики недостаточно исследована в предметном поле библиотековедения и педагогики. Совершенствование информационного обеспечения образовательного процесса требует проведения специализированного исследования в русле современных задач школьного образования.

Имеющиеся библиотековедческие исследования данной проблемы мало внимания уделяют участию школьного библиотекаря в формировании информационно-образовательной среды, взаимодействию школьного библиотекаря и учителя, потенциала библиотекаря в повышении качества учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, актуальной научной проблемой является поиск инструментов взаимодействия школьных библиотекарей — важнейшего направления совершенствования информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Степень изученности темы.

Вопросам современного библиотечного обслуживания, роли библиотекаря в формировании фонда посвящены работы Т. Ф. Берестовой, М. Я. Дворкиной, Г. А. Ивановой, В. К. Клюева, Ю. Н. Столярова и др. Современные проблемы развития школьных библиотек отражены в работах Т. Д. Жуковой, Е. М. Зуевой, Е. В. Ивановой, E.H. Ястребцевой и др. Изучению чтения детей и подростков посвящены труды И. И. Тихомировой, В. П. Чудиновой, Т. Д. Полозовой, Ю. П. Мелентьевой и др. Исследованию профессионального образования библиотекарей, в частности, подготовки школьных библиотекарей, посвящены труды Ю. Н. Столярова, Н. И. Гендиной, Г. А. Ивановой и др. Но специальных исследований потенциала школьной библиотеки в решении задач повышения качества учебного процесса в современных условиях не проводилось.

Теоретико-методологические проблемы информатизации библиотек исследуются в работах Я. Л. Шрайберга. Особое значение для изучения данной проблемы имеют работы М. Р. Когаловского, Г. В. Белова, И. Л. Бачило, О. С. Булычевой, Т. А. Черцовой, А. Л. Цветковой, Е. В. Зотиной и др, посвященные функционированию электронных библиотек.

Теоретические вопросы создания электронных школьных библиотек исследуются в работах таких авторов, как А. Б. Антопольский, К. В. Вигурский, А. И. Вислый, Ф. С. Воройский, Р. С. Гиляревский, A.B. Глушановский, А. И. Земсков, Н. Е. Каленов, Я. Л. Шрайберг и др. Среди крупных работ особо важное место принаждежит учебнику А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга «Электронные библиотеки». Использованию электронных образовательных ресурсов в учебном процессе посвящены труды Л. И. Алешина, Г. А. Бордовского, И. Б. Готской, А. Г. Захарова, В. И. Снегуровой, И. Ш. Шарифова, Д. В. Мартынова, Я. В. Якушиной, А. В. Пантюхина и др., в которых показана высокая практическая значимость их использования в учебной деятельности.

Наиболее близко к рассматриваемой проблеме подходит А. Л. Цветкова. Ее диссертационное исследование «Электронная библиотека как средство повышения эффективности информационного обеспечения в системе среднего общего образования» на соискание ученой степени кандидата технических наук разрабатывает электронную библиотеку методического центра, ставит вопрос субъекта библиотечных новаций, но решает его без учета процессов сетевого социально-профессионального взаимодействия школьных библиотекарей и педагогов.

Исследования А. А. Андреева, Л. Н. Горбуновой, Г. И. Лернера, М. В. Моисеевой, Е. Д. Патаракина, Е. С. Полат, А. А. Семенова, А. В. Соловова, А. Г. Теслинова, АЛО. Уварова, Д. Ю. Усенкова, А. В .Хуторского,.

А.Г.Чернявской, В. Ф. Шолоховича, С. А. Щенникова, E.H. Ястребцевой и др. 6 говорят о том, что использование интернет-технологий способствует устранению временных и пространственных ограничений взаимодействия педагогов друг с другом, формирует у них опыт профессионального общения, непрерывного образования и коллективной деятельности. Организации сетевого взаимодействия педагогов и методистов посвящены труды Е. В. Василевской, В. А. Поляковой, Н. Ю. Гончаровой, Е. Н. Глубовой, И. Э. Кондраковой, М. М. Чучкевич, О. А. Лаврентьевой, Е. В. Тарасовой и др. Но авторы данных работ не рассматривают школьных библиотекарей в данном контексте.

Таким образом, проблема, поставленная в диссертации, в силу ее недостаточной разработанности нуждается в дальнейшем специальном исследовании.

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что виртуальное сетевое взаимодействие школьных библиотекарей является способом информационно-ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Объект исследования — информационно-библиотечное обеспечение образовательного процесса в школе.

Предмет исследования — сетевое взаимодействие школьных библиотек как инструмент совершенствования информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования: разработка организационно-технологических основ сетевого взаимодействия школьных библиотек.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и методологические подходы к исследованию проблем развития школьной библиотеки в современном обществевыявить основные направления совершенствования школьных библиотек в условиях модернизации системы общего образования.

2. Выявить и теоретически обосновать специфику функций, содержания и управления электронными образовательными ресурсами, 7 востребованными в учебном процессе в свете требований стандартов нового поколения.

3. Сформировать модель сетевого взаимодействия библиотекарей и участников учебно-воспитательного процесса различных школ в формировании фонда ЭОР школьной библиотеки и обосновать ее перспективность для совершенствования образовательного процесса, определить функционал участников сетевого взаимодействия.

4. Провести сравнение предлагаемой модели с распространенной практикой формирования и управления системой ЭОР в образовательных учреждениях Северного учебного округа г. Москвы, выявить преимущества предлагаемой инновационной организационно-технологической модели формирования и использования ЭОР по ее основным функциональным параметрам.

5. Разработать процедуру оценочной деятельности и критерии оценки ЭОР в условиях корпоративного сетевого взаимодействия. Разработать методики оценки качества и эффективности использования ЭОР в учебном процессе.

Теоретико-методологическая база исследования определена идеями, концепциями и теориями, необходимыми для постановки и решения проблемы:

— теоретико-методологические основания на теоретические взгляды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие сущность системного подходасущность гуманитарного подходатеоретико-методологические подходы в современном библиотековедении, в первую очередь, структурно-функциональный подход к библиотеке (Ю.Ы.Столяров), теоретико-методологические основания информатизации библиотек (Я.Л.Шрайберг) — а также материалы по руководству чтением, отраженные в публикациях А. Н. Ванеева,.

Ю.П.Мелентьевой, А. А. Леонтьеваосновным принципам деятельности библиотек, обслуживающих детей и подростков, России и зарубежных стран, 8 показанные в работах Г. А. Ивановой, В. П. Чудиновой, Т. Д. Жуковой, И. И. Тихомировой, Ф. Л. Кэрролл, С. К. Ханнесдоттир. современные теоретико-педагогические концепции развития современного школьного образования (Е.В. Бондаревская, О. Б. Логинова, М. Н. Певзнер, А. В. Хуторской и др.) — концепция антропоориентированного образования (А.Г.Асмолов, Б.М.Бим-Бад, П. С. Гуревич и др.) — концепция построения образовательной среды современной школы (В.И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.) — концепция поддержки ребенка в образовании (О.С. Газман, B.C. Мерлин и др.) — идеи целостного процесса обучения (Л.С.Выготский, Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, К. Д. Ушинский, и др.) — концепция личностно-ориентированного обучения (Ш.А.Амонашвили, Е. В .Бондаревская, И. А. Зимняя и др.) — концепции компетентностного подхода к обучению (А.А.Пинский, K.M. Поливанова, и др.);

— теоретические взгляды отечественных ученых, раскрывающие сущность учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, В. А. Беликов, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. И. Ильясов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.);

— теоретические взгляды ученых на функционирование сетевых профессиональных сообществ (Е.В.Василевская, Е. Н. Глубова, Н. Ю. Гончарова, И. Э. Кондракова, О. А. Лаврентьева, В. А. Полякова, Е. В. Тарасова М.М.Чучкевич, и др.) — теоретико-методологические взгляды на развитие и функционирование электронных библиотек (Г.В.Белов, И. Л. Бачило, О. С. Булычева, Е. В. Зотина, М. Р. Когаловский, Т. А. Черцова, А. Л. Цветкова, и ДР-).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

— теоретические (анализ философской, педагогической, библиотековедческой, методической, технической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов, ретроспективный, 9 сравнительно-сопоставительный анализ);

— обсервационные методы (анализ учебников, учебно-методических материалов, каталогов школьных библиотек, библиографических списков, библиотечных формуляров, портфолио и личных сайтов учащихся и педагогов);

— констатирующие (изучение и обобщение отечественного опыта деятельности школьных библиотек и их участия в образовательном процессе);

— прогностическое и экспериментальное моделирование (концептуальное и функциональное) формирования фонда школьной библиотеки инструментами сетевого взаимодействия библиотекарей и педагогов;

— экспериментальные (наблюдение за процессом профессиональной деятельности библиотекарей и педагогов, различные виды анкет, диагностические методы, включая обобщение экспертных характеристик и методы педагогической диагностики);

— праксиметрические методы (анализ ответов библиотекарей и педагогов, смоделированных ситуаций);

— группа специальных методов библиотековедческих исследований (сравнительное библиотековедение, анализ библиотечной документации терминологический анализ).

Эмпирической базой исследования стали государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования педагогов Методический центр Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы (ГБОУ МЦ СОУО ДОгМ), а также образовательные учреждения, входящие в систему образования Северного округа города Москвы, в рамках научного сотрудничества с лабораторией социально-информационных технологий МГУКИ, как типичные образовательные учреждения г. Москвы.

Экспериментальной базой исследования явилось сетевое сообщество учителей Информатики и ИКТ, созданное в ГБОУ МЦ СОУО ДОгМ.

Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях новой образовательной политики приоритетным направлением становится проблема качества и эффективного управления информационными образовательными ресурсами, что определяет новые направления совершенствования деятельности школьных библиотек как организационно-педагогического условия современного общего образования.

2. Эффективность современного педагогического процесса предполагает формирование электронных образовательных ресурсов, оценку их содержания и эффективности, обеспечение их полноты, динамики, соответствия образовательным стандартам и программам, дифференциацию по отношению к профилю школ и контингенту обучающихся.

3. Инновационная модель совершенствования деятельности школьных библиотек базируется на сетевом добровольном взаимодействии в форме профессиональной социальной сети, объединяющей школьных библиотекарей, методистов, педагогов, родительскую общественность и школьников.

4. Совершенствование информационного обеспечения образовательного процесса посредством сетевого взаимодействия состоит в снижении патернализма и роли вертикальной иерархиив плюрализме педагогических концепций, определяющих контент образовательных информационных ресурсов и их дидактический потенциалв полиакторности определения структуры и содержания ЭОРв достигаемом целевом и потребительском разнообразии ЭОРв потенциале коллективного педагогического творчества, сотворчества педагога, ученика и библиотекаря.

5. Одной из функций предлагаемой профессиональной социальной сети должна быть экспертиза генерируемых ЭОР, которая будет производиться в режиме, предусмотренном сетевым протоколом, и основываться на системе критериев (мотивация к учению, ценность учебного материала, компетенции.

11 школьников), позволяющих в значительной степени формализовать и упорядочить оценку электронных ресурсов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проанализирован методологический потенциал теоретико-педагогического подхода к исследованию проблем развития школьной библиотеки в современном обществераскрыт статус школьной библиотеки в современных образовательных системах: школьная библиотека интерпретирована как организационно-педагогическое условие образовательного процессавыявлено влияние школьной библиотеки на реализацию теоретико-педагогических оснований образовательного процесса, на эффективность методики и содержания обучениянамечены основные направления совершенствования деятельности школьной библиотеки и ее фондов в условиях модернизации системы общего образования.

2. В русле структурно-функционального подхода к библиотеке дана трактовка понятия «информатизация школьной библиотеки», позволившая теоретически обосновать новое содержание программ информатизации школьных библиотек, выявлены группы изменений информационно-технологических, социальных, педагогических и культурных, которые формируют данное понятие.

3. Доказано, что в современном образовательном процессе значимым элементом школьной библиотеки становятся актуальные, конечные и востребованные электронные образовательные ресурсы.

4. Выявлена и теоретически обоснована специфика формирования электронного фонда школьной библиотекиопределен полиакторный характер данного процессапоказана качественно новая миссия школьного библиотекаря как участника педагогического процесса, сформулированы новые компетенции школьного библиотекаря.

5. Предложена модель сетевого взаимодействия в форме профессиональной педагогической социальной сети библиотекарей, методистов, педагогов, родительской общественности и школьников как способа формирования и эффективного использования ЭОР в учебном процессе.

6. Разработаны методики оценки ЭОР с точки зрения ценности ресурса, мотивации к обучению и формированию компетентностей обучающихся.

Теоретическая значимость сделанных выводов заключается в том, что результаты проведенного исследования углубляют и расширяют знание профессиональной библиотечной новатики. Развивающаяся школьная библиотека представлена как результат новационной деятельности, которая заключается в сетевом взаимодействии педагогов и школьных библиотекарей.

Практическая значимость исследования заключается в создании теоретического обоснования для перевода школьных библиотекарей в категорию педагогических работников. Разработанная функциональная модель взаимодействия сетевого сообщества может быть использована в работе школьных библиотек в рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа» (в процессах управления информатизацией, формирования фондов, их анализа в ходе комплексной диагностики образовательного учреждения).

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы автора и нашла свое отражение в 16 публикациях, в т. ч. 4 из них в рецензируемых журналах («Информационные ресурсы.

России", «Вестник РУДН», «Вестник МГУКИ», «Открытое и дистанционное образование») — в выступлениях на конференциях: международная научнопрактическая конференция «Виртуальная реальность современного образования» (ноябрь 2011 г.) — X открытая Всероссийская конференция.

Преподавание информационных технологий в Российской Федерации" (май.

2012 г.), II Всероссийская научно-практическая конференция.

Информационные технологии в образовании XXI века" (октябрь 2012 г.) — в двух зарегистрированных разработках в ВНТИЦ.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения, иллюстративный материал.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Государство направляет в сферу образования значительные средства, чтобы обеспечить учебно-воспитательный процесс необходимым оборудованием, ИКТподдержкой.

Но часто складывается ситуация, что педагоги, получая новые компьютеры, интерактивные доски и мобильные классы не знают, как их правильно использовать, чем заполнить, где взять электронные ресурсы для полноценного функционирования современного учебно-воспитательного процесса.

Конечно, в первую очередь педагог обращается в школьную библиотеку. Меняются возможности и среда учебно-воспитательного процесса, следовательно должны меняться и дополняться принципы функционирования ШБ, это коэволюционные процессы. Деятельность ШБ должна полностью удовлетворять информационные потребность всех участников учебно-воспитательного процесса. Но её возможности не позволяют на данном этапе соответствовать запросам её потребителей. Необходимы процедуры по повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания участников учебно-воспитательного процесса.

Организация школьной библиотеки как нового развивающегося структурного подразделения, способного работать в ногу со временем и глобальными общественными изменениями, возможна только при условии постоянного обмена опытом, практикой и ресурсами с передовыми школьными коллективами как внутри одного региона, так и между разными регионами, а это возможно при работе корпоративного сетевого взаимодействия педагогов и школьных библиотек. Такая новая организационно-технологическая система работы может быть построена на блочной структуре взаимодействия.

При такой работе меняются и процессы библиотечной деятельности: комплектование библиотечного фонда, научная и техническая обработка поступающих электронных документов, организация справочно-библиографического аппарата (СБА).

Преимущества сетевой организации работы педагогов и школьных библиотек наглядно просматриваются в том, что при таком взаимодействии происходит более полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, а так же научной, инновационной и методической работы в образовательном учреждении.

Фонд библиотек сетевого сообщества становится значительно шире и включает в себя лучшие ресурсы, в том числе и электронные всех участников сетевого сообщества.

Библиотеки все больше специализируются не на приобретении учебного материала, а на предоставлении доступа к различной (учебной и внеучебной) информации.

Условиями формирования сетевой организации школьных библиотек можно считать ясное понимание целей и задач сетевого корпоративного объединения, определение основных направлений и видов деятельности, формирования программ профессионального развития и повышения ИКТкомпетентности педагогических кадров.

В этом направлении предстоит проделать достаточно большую работу, которая должна найти поддержку на государственном уровне, чтобы изменить статус школьной библиотеки, превратив её в информационно-справочный центр учебной деятельности и делегировать ей функции ИКТ поддержки учебно-воспитательного процесса.

Выстроенная система сетевого взаимодействия должна обладать гибкостью и восприимчивостью к изменяющимся условиям в системе образования.

Работа с ресурсами разнообразных образовательных учреждений, возможность их модифицировать, адаптировать под свои цели и снова.

127 передавать в коллективное использование напрямую приблизит школьные библиотеки к возникшему относительно недавно феномену «Библиотека 2.0».

Отбор эффективного образовательного контента для совместного использования членами сетевого сообщества — очень трудная и актуальная задача. Предлагаем передавать в совместное сетевое использование только тот материал, который обладает высокой степенью эффективности, которую можно проверять по формуле:

F = M х С х К х 100%, где.

— эффективность учебного материала для обучающегося,.

Ммотивация обучающегося к учебному процессу,.

С — ценность материала для обучающегося,.

А" - компетентности, получаемые обучающимся.

Уровень сформированное&tradeуниверсальных учебных действий можно определить как вектор К= {X, У, Z, V, W}, где Хсоответствует знанию, У— пониманию, Z-применению, V— анализу, Ж-синтезу.

Корпоративное сетевое взаимодействие школьных библиотекарей и участников учебно-воспитательного процесса можно организовать в среде Moodle или используя «облачные» технологии Google. Сущность данной технологии отбора учебного контента состоит в том, чтобы, опираясь на обратную от сообщества связь, гарантировать достижения нужной цели: получить качественный, недорогой, востребованный в учебном процессе материал.

Используя предложенную схему, участники сетевого сообщества получают целый ряд полезных преимуществ:

• школьные библиотеки всегда будут полностью обеспечены необходимыми для учебно-воспитательного процесса материалами без дополнительных материальных затрат со стороны школы;

• школьные библиотеки получают апробированный, одобренный педагогической общественностью учебный материал;

• учебный контент будет всегда обновляться и оставаться актуальным и адаптированным под все имеющиеся школьные компьютерные платформы и образовательные программы.

Предложенная схема корпоративного сетевого взаимодействия наглядно поддерживается методом функционального моделирования.

Корпоративное сетевое взаимодействие позволяет проводить социально-профессиональную экспертизу, выстраивать композитную систему, которой делегируются отдельные функции Web 3.0.

Используя систему дидактических показателей В. П. Беспалько и теорию нечетких множеств, мы показали, что с использованием кибернетического подхода к процессу сбора и оценки эффективности предлагаемого материала в сетевом сообществе всегда будет оставаться дискретное и конечное число документов, необходимых в учебно-воспитательном процессе, адаптированное под дифференцированные возможности школьников. Весь учебный материал можно представить, как.

К = Н и A uR иР, где:

Кмножество предметных элементов;

Нмножество тем учебного курса;

А — множество вариантов изложений всех тем курса;

R — множество диагностических заданий;

Р— подсказки (опорные конспекты) к заданиям.

Набор исходных элементов в каждом из указанных множеств должен быть определён, дискретен и конечен. Этот набор должен быть достаточен для раскрытия и подачи учебного материала по разным направлениям продвижения обучающихся (сильных — слабых школьников, профильного, базового курсов). K? = H? uA? и R? и P¡-, где i — номер сценария возможного обучения. Выполнение этого требования позволит достичь общепонятности для всех школьников создаваемой системы учебного материала.

Это выгодно отличает предлагаемую систему накопления учебного материала от имеющихся ЭОР в сетях, где учебный материал не удаляется, а только накапливается.

Преимущества процесса обучения традиционными средствами и с использованием ЭОР, собранными сетевым сообществом целесообразно проверять по формуле:

Оит = х 5 — где гаах,.

В{ - балл за задачу в зависимости от полноты решения;

ВтахI — максимальный возможный балл за /-тую задачу;

I — номер задачик — число задач при диагностике.

Это качественно дополняет субъективную 4-х уровневую модель американского исследователя Дональда Киркпатрика [246], в которой отсутствуют количественные показатели эффективности обучения с использованием ЭОР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенного исследования автор считает, что поставленная цель достигнута, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены должные результаты в решении поставленных задач.

Подводя итоги диссертационного исследования можно констатировать, что школьная библиотека, являясь частью системы образования, претерпевает существенные изменения, которые затрагивают все составляющие её элементы: библиотечный фонд, сотрудников, материально-техническую базу, контингент пользователей. Но школьную библиотеку, по-прежнему, надо рассматривать как важнейший ресурс образования. Востребованность школьных библиотек в современных условиях зависит от их способности быстро и адекватно реагировать на изменения информационных потребностей у пользователей её ресурсами.

Ресурсы ШБ должны интегрироваться и качественно дополнять открытую информационно-образовательную среду каждого образовательного учреждения. Деятельность ШБ должна полностью удовлетворять учебно-воспитательный процесс и способствовать повышению качества образования школьников. Для этого ШБ должна иметь в своих фондах актуальные и востребованные как печатные, так и электронные образовательные ресурсы, которые будут демонстрировать участникам учебно-воспитательного процесса множественность, взаимодополняемость и ценность различных источников информации. При обслуживании своих пользователей ШБ должна предлагать полный спектр учебно-образовательных ресурсов, подчеркивая, что разные виды носителей информации дополняют, а не взаимоисключают друг друга. Многообразие видов документов в фондах ШБ должно способствовать освоению новых видов навигации и коммуникации для всего педагогического сообщества.

ШБ является посредником между многообразным миром информации и потребностями пользователей учебно-воспитательного процесса.

Усилению этой роли способствует расширение видов носителей информации и способов работы с ними. Эффективное использование многообразных образовательных ресурсов из собственного фонда и фондов иных образовательных учреждений придает ШБ статус открытой информационной службы. При этом ШБ не только предоставляет пользователям обновленное образовательное пространство, но и является связующим звеном между большим многообразием информационных потоков и увеличивающимися запросами её пользователей.

В настоящее время развитие ШБ связано с её включением в открытую информационно-образовательную среду и способностью повышать качество учебно-воспитательного процесса, что является заказом социума в современных условиях внедрения ФГОС нового поколения.

Для удовлетворения существующих потребностей современная ШБ больше не может существовать как отдельное замкнутое пространство, а должна функционировать в корпоративном сетевом взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса и иных школьных библиотекарей. Именно такая форма её работы будет способствовать комплектованию её электронных фондов эффективными качественными учебно-образовательными материалами, и их систематическому обновлению.

Отбор качественного эффективного учебно-образовательного материала должен происходить в корпоративном сетевом сообществе участников учебно-воспитательного процесса и школьных библиотекарей на основе кибернетического подхода к отбору учебного материала с использованием открытой образовательной среды (напрмер, Моос11е). Только при такой организации комплектования электронных фондов ШБ участники учебно-воспитательного процесса всегда будут иметь конечное количество учебно-воспитательного материала, который должен оставаться проверенным, актуальным и одобренным сетевым сообществом педагогов для успешного ведения учебно-воспитательного процесса и реализации ФГОС нового поколения.

Предложенная методика качественно дополняет ранее проведенные исследования по модернизации деятельности ШБ тем, что наглядно показывает, какие именно ресурсы должны войти в электронные фонды сетевого сообщества ШБ и предлагает вариант оценивания эффективности этих ресурсов, раскрывает вопрос об увеличении эффективности учебно-образовательного процесса в целом, показывает роль и статус школьного библиотекаря в новых образовательных условиях.

Таким образом, представленная модель сетевого взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и школьных библиотекарей для отбора эффективного учебного контента является моделью оптимизации информационных ресурсов ШБ, а также средством анализа и выявления закономерностей в информационных потоках для эффективного учебно-образовательного процесса. Предложенная функциональная модель должна служить средством накопления и оптимального использования информационных ресурсов ШБ для информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и системы повышения качества образования современных школьников. При этом не требуется финансовых вложений в развитие деятельности школьных библиотек.

Приведенная система оценивания эффективности учебно-образовательного контента и оценка его влияния на повышение качества образования существенно дополнили имеющиеся методики использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе.

Сетевое взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса и школьных библиотекарей способно собрать и предоставить в совместное использование учебно-образовательный материал для каждого школьника, что будет способствовать развитию траектории индивидуального обучения для каждого обучающегося. Кроме того, передовые методики и успешные учебные курсы по формированию метапредметных знаний и универсальных учебных действий могут свободно тиражироваться с возможностью получения авторских консультаций и методических рекомендаций.

Предложенный материал в сетевом сообществе всегда будет обновляться и оставаться актуальным. Сетевое сообщество может делать заказ педагогам на разработку недостающего учебно-образовательного материала. Устаревший или не получивший одобрения учебный материал изымается из ресурсов сообщества, что делает сетевые фонды конечными, обозримыми и актуальными.

Современный библиотекарь должен уметь формировать фонд, обладающий мощным педагогическим потенциалом, и организовать эффективное информационно-библиотечное обслуживание на базе этого фонда, а с использованием ЭОР его миссия усиливается.

Предложенная модель организационно-технологического процесса наполнения ТПК передовыми эффективными ЭОР становится связующим звеном между миром огромных информационно-образовательных ресурсов Интернета и педагогическим сообществом. Наличие промежуточного звена между педагогическими работками и Интернет-ресурсами давно назрело, и рекомендовалось в различных научных работах. Но в этих работах не раскрывался механизм поступления ЭОР его потребителям с наименьшими временными затратами, не предлагалось дополнить квалификационные качества школьного библиотекаря участием в корпоративном сетевом сообществе, не раскрывалась специфика работы школьного библиотекаря с электронной частью фонда школьной библиотеки, которая предполагает активное участие библиотекаря в генерации ресурсов ЭОР, в оценке их содержания и качества. Именно эти предложения продемонстрированы в данной работе.

В информационном обществе приоритетным направлением деятельности ШБ становится формирование электронной составляющей их фондов в форме ЭОР. Школьный библиотекарь в новых сетевых условиях труда становится модератором ЭОР, консультантом по их поиску и использованию, по их модернизации. Эту работу он делает в тесном сообществе с другими участниками учебно-воспитательного процесса, являясь их партнером:

• методистом, который активизирует работу творчески активных педагогов и является основным модераторов, используемых ЭОР (с методической точки зрения — модератор первой ступени);

• творческими педагогами-креаторами, которые собирают, создают и предоставляют эффективные ЭОР для совместного использования;

• педагогами — потребителями ЭОР, которые могут участвовать в процессе оценивания предлагаемых ЭОР;

• школьниками — потребителями ЭОР;

• их родителями, которые могут выносить свою оценку используемому контенту.

Все процедуры классического библиотечно-библиографического обслуживания относятся и к работе с ЭОР. Школьный библиотекарь создает справочнобиблиографический аппарат, производит структурирование ЭОР, их использование, продвижение, сохранение и модернизацию в виртуальной корпоративной сетевой среде. В целом такая работа создает все условия для создания открытой учебнообразовательной среды учебно-воспитательного процесса.

Одной из важнейших функций предлагаемой корпоративной педагогической сети является экспертиза генерируемых ЭОР, которая производится в определенном режиме, предусмотренном корпоративным педагогическим сетевым протоколом и основывается на системе критериев: ценность ресурса, мотивация к обучению у школьников и формируемыми у них компетенциями. Это позволяет в значительной степени формализовать и упорядочить оценку электронных ресурсов фонда школьной библиотеки, обеспечить их соответствие имеющимся образовательным стандартам и учебным программам, организовать дифференциацию к контингенту обучающихся. Кроме того, работа корпоративного сетевого сообщества.

135 участников учебно-воспитательного процесса обеспечит актуальность, конечность и обозримость ЭОР школьной библиотеки.

Данная работа не является исчерпывающей. Здесь определены основные пути развития ШБ в современных условиях. Если условия изменяются, то должны изменяться и пути развития ШБ. Но в сетевом сообществе эти изменения будут происходить естественным образом, так как любой опыт, как положительный, так и отрицательный сразу станет достоянием участников сети. Отрицательный опыт не будут повторять, а положительный будут развивать и совершенствовать.

При таком подходе к учебно-воспитательному процессу деятельность ШБ не может стоять на месте. ШБ постоянно будут модернизироваться и качественно выполнять свою основную функцию — информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. М. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» / С. М. Авдеева, А. Ю. Уваров //Вопросы образования. 2005. — № 3. — С. 33—53.
  2. М. Ю. Основные положения стратегии развития единой образовательной информационной среды (2006—2010) /М.Ю.Алашкевич,
  3. A. В. Гиглавый // Вопросы образования. 2005. — № 3. -С. 54−69.
  4. Л.И. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке: Учебно-практическое пособие. Вып. 10 / Л. И. Алешин. М.: Либерея, 2004. — 208 с.
  5. Л.З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология / Л. З. Амлинский — СПб: Профессия, 2008. —200 с.
  6. В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков /В. Б. Антипова//Школьная библиотека. 2006-№ 4.-С.32−39.
  7. В.Б. Образовательная функция школьной библиотеки /
  8. B.Б.Антипова // Библиотека в эпоху перемен: дайджест. 2010. — № 1. — С.28−34.
  9. В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США/ В. Б. Антипова //Школьная библиотека. 2005. — № 1−2. — С.124−129.
  10. А. И. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные / А. И. Башмаков, В. А. Старых. -М.: «Европейский центр по качеству», 2003. 384 С.
  11. Т. А. Интерактивная компьютерная модель информационно-познавательной среды: Дис. канд. тех. наук / Т. А. Беляева. М., 2006. -168с.
  12. В.П. Основы теории педагогических систем/ В. П Беспалько. -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977.-303с.
  13. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии в обучении./ В.П.Беспалько-М.: Педагогика, 1995.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько — М.: Педагогика, 1989.
  15. В.П. Теория учебника.: Дидактический аспект. / В. П. Беспалько -М.: Педагогика, 1988.
  16. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 270 с.
  17. Булин-Соколова Е. И. Информационно-коммуникационные технологии в общем образовании: теория и практика / Е. Булин-Соколова, А. Семенов, Л. Переверзев- ЮНЕСКО. Париж, 2006. — С. 57−71.
  18. Булин-Соколова Е. И. Школа информатизации: путь к обновлению образования / Е.И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 2009. — № 11. — С. 3−12.
  19. Булин-Соколова Е.И. Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования: Автореф. дис. д-ра пед.наук. — М., 2010.-C.il.
  20. Я. А. О направлениях информатизации российского образования / Я. А. Ваграменко // Системы и средства информатики. — 199б.-Вып. 8.- С. 27−38.
  21. О. А. Создание службы информатизации в школе / О. А. Вайсман, Н. Л. Демкина // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005. -№ 9. -С. 71−75.
  22. Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: Методическое пособие / Е. В. Василевская — М.: АПКиППРО, 2007.
  23. E.B. Сетевая модель как новая форма организации муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования / Е. В. Василевская, В. А. Горбунова // Методист. -2008.-№ 3.-С. 20−25.
  24. Н. В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе: дис. .канд. пед. наук / Н. В. Василенко. СПб., 2001. — 156 с.
  25. В. В. Информационные технологии в современной библиотеке Электронный ресурс. / В. В. Васильев Режим доступа: http://www.bgunb.ru/bgunb/publish/articles/ar7.asp
  26. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность: Сб. публикаций/ Под ред Годвина П., Паркера Д.- науч. ред. Я. Л. Шрайберг. М., 2011. — 200 с.
  27. Л. С. Информатизация в начальной школе: процесс, требующий иных подходов и иных технологий / Л. С. Великович, Г. Э. Курис // Директор школы. 2006. — № 7. — С. 63—66.
  28. А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся: Дис.. канд. пед. наук / A.B. Вишнякова. — Оренбург, 2002. — 171 с.
  29. С. И. «Социальный интеллект»: метафора или научное понятие? / С. И. Вовканыч, H.A. Парфенцева// Социс. 1993. — № 8. — С.153.
  30. Л. С. Метафора агента в педагогическом сознании: (об информатизации образования) / Л. С. Восков, Д. Г. Шевченко //Инновации в образовании.—2005. —№ 1. —С. 99—105.
  31. E.B. Медиатехнологии путь в будущее современных библиотек: Учебно-практическое пособие. Вып. 17 / Е. В. Вохрышева, В. Н. Стрельников. — М.: Либерея-бибинформ, 2005. — 144 с. — (Библиотекарь и время. XXI век).
  32. Е.Г. Взаимовлияние педагогической и детской культуры в современном отечественном образовании: Автореф. дис. на соиск.уч.степ.д-ра пед.наук. СПб., 2001.
  33. Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина и др. 2-е изд. -М.: Школьная библиотека, 2003.
  34. Н.И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний/Н.И. Гендина // Школьная библиотека. 2007. — № 6 — 7. — С.22 — 36.
  35. Н.И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии/Н.И. Гендина // Школьная библиотека. -2008. № 4. — С.15 — 20.
  36. P.C. Информационный менеджмент: управление информацией, знаниями, технологией / P.C. Гиляревский. СПб: Профессия, 2009. — 303 с.
  37. Глоссарий по информационному обществу Электронный ресурс. / Британский совет в России- Институт развития информационного общества. 2001. — Режим доступа: http://www.iis.ru/glossary/index.html.
  38. М. В. Введение в Интернет: в 9 ч. 4.5: Интернет для учителей и учеников / М. В. Гончаров, Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2001. — 40с.
  39. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2009 — 2011 годы. М.: Центр «Школьная книга», 2008. -184с.
  40. ГОСТ 7.83−201. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения // Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Минск, б.г. — 20 с.
  41. В. В. Иерархические структуры и технологии информационного интегрирования в педагогической практике / В. В. Гриншкун // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 6. — С.59−64.
  42. О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке/ О. Громова // Библиотека в школе. 2006. — № 17 -С.21.
  43. М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность / М. Я. Дворкина. М.: МГУКИ, 2000. — 45 с.
  44. М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. М.: ФАИР, 2009. — 256 с.
  45. Г. Д. Моделирование процесса управления комплексной информатизацией системы образования района (города) / Г. Д. Дылян //Информатика и образование. 2003. — № 3. — С. 91−95.
  46. Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук / Ю. Н. Егорова. Чебоксары, 2000. — 166 с.
  47. С. А. Культура общения библиотекарей: Учеб.-метод. пособие / С. А. Езова- М.: Либерея, 2004. С. 9.
  48. Е. Ю. Электронные услуги библиотек: Практич. пособие / Е. Ю. Елисина. Профессия, 2007. — 304 с.
  49. Т. В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США/ Т.В. Еременко- Рязанский государственный педагогический университет им. С. А. Есенина. Рязань, 2001.- 119 с.
  50. Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся / Д. Ермаков // Народное образование. 2009. -№ 4.-С. 158−163.
  51. Жог В. И. Информатизация системы образования: теория и практика / В. И. Жог, А. А. Соколова // Педагогическое образование и наука. 2008. -№ 4.-С. 31−33.
  52. Т. Д. Библиотечная периодическая печать как средство влияния на профессиональное сознание школьного библиотекаря: Дис. .канд. пед. наук / Жукова Т. Д. М., 2010. — 249 с.
  53. Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде / Е. М. Зуева // Библиотечное дело XXI век: научно-практический сборник. — М., 2003.-С.79−114.
  54. Г. А. Библиотечная работа с детьми за рубежом: Учебное пособие / Иванова, Г. А., Чудинова В. П. М.: МГУКИ, 1999. — 267 с.
  55. Г. А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: Монография. М.: МГУКИ, 2002. — 148с.
  56. Е. В. Информационные технологии в школьных библиотеках: мысли вслух /Е. В. Иванова//Школьная библиотека. 2006. — № 5. — С. 9−11.
  57. Е. В. Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде: Дис. .канд. пед. наук / Е. В. Иванова. М., 2006.- 164 с.
  58. Е.В. Вчера. Сегодня. Завтра. Технологии. Инициатива. Творчество Титанические усилия по модернизации школьной библиотеки: Информационные технологии в школе и библиотеке / Е. В. Иванова // Библиотека в школе. — 2005.- N3,4,5. — С. 2.
  59. Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде. / Е. В. Иванова. М.: Профессия, 2009.-240 с. -(Серия «Школьная библиотека XXI века»).
  60. Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений/ Рос. акад. образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского- Сост. Е. М. Зуева. М., 2004. -106 с.
  61. Информатизация детских библиотек России. 4.2 / Сост. А.И.Михайлова- РГДБ. М., 2000. 59с.
  62. Информатизация школы сегодня и завтра: проблемы и возможные решения //Вопросы образования. 2005. — № 3. — С. 281−301.
  63. М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений/ М. С. Каган. М., 1988. 319 с.
  64. М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа/ М. С. Каган. М., 1974. 327с.
  65. В.К. Модернизация школьной библиотеки в свете реализации инициативы «Наша Новая Школа» / В. К. Капранов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. -№ 2. -С. 175 179.
  66. В.К. Образованию предстоит создать новую школу / В. К. Капранов // Информатика. Всё для учителя. -2012. -№ 4. С.2−6.
  67. В.К. Развитие школьного образования основная составляющая модернизации школьной библиотеки / В. К. Капранов // Школьная библиотека. — 2012. — № 2−3. — С. 109−112.
  68. В.К. Школа завтрашнего дня / В. К. Капранов // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. -2012. -№ 4. С2−1.
  69. В.К. Сетевое взаимодействие как новая форма работы школьных библиотек/ В. К. Капранов, М. Н. Капранова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». -2012. -Ы 1.-С. 46−50.
  70. В.К. Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной деятельности / В. К. Капранов, М. Н Капранова // Информатика. Всё для учителя. -2012.-№ 1. С.2−4.
  71. В. Информационные ресурсы школы: от школьной библиотеки к сетевой образовательной среде/ В. Капранов, Н. Лопатина // Информационные ресурсы России. 2012. — № 2.- С.32−35.
  72. В.К. Интернет-ресурсы для системы образования / В. К. Капранов, М. Н Капранова // Информатика. Всё для учителя. -2012. -№ 2. С.46−48.
  73. Е.Ю. Библиотечная инноватика и инновационная деятельность школьной библиотеки: определяем горизонты развития / Е. Ю. Качанова //Школьная библмотека.- 2002.- № 5.- С.14−21.
  74. Квалификационные требования к работникам службы информатизации / В. Б. Яблонский и др. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. — № 11. — С. 68−73.
  75. О. В. Информатизация образования: чего от нее ждать?: (о медиатеках в школьных библиотеках) / О. В. Козлова // Библиотека. -2002.-№ 8.-С. 21−24.
  76. О.В. Информатизация образования и школьная библиотека / О. В. Козлова //Народное образование. 2002. — № 5. — С. 107−109.
  77. К. Информатизация образования: новые приоритеты / К. Колин //Aima mater (Вестник высшей школы). 2002. — № 2. — С. 16−23.
  78. Комплексная информатизация образования / Авт.-сост. О. В. Крючкова.-Минск: Красико-Принт, 2006. 172 с. — (Педагогическая мастерская).
  79. А. Информатизация в образовании: практика, перспективы / А. Кондаков // Управление школой. 2003. — № 44. — С. 2−3.
  80. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1990.-№ 1.-С.З-11.
  81. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы/ Московский институт открытого образования. М., 2009. — 98с.
  82. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. -№ 3−4. -С. 12−17.
  83. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 29 дек. 2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4. — С. 3−31.
  84. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования системы образования Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.do.sgu.ru/conc.html
  85. Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. Электронный ресурс. / Ю.Г. Коротенков- Академия АЙТИ. -Режим доступа: http://eor.it.rU/eor/file.php/l/metodmaterial/UchebnoeposobieIOS.pdf
  86. В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-244с.
  87. Н.В. Модель современной школьной библиотеки. Дис. кан. пед.наук. / Н. В. Крук. Новосибирск. -2007. -233с.
  88. О.Н. Социокультурная динамика содержания школьного образования: Монография. СПб.: Книжный дом, 2008.
  89. Культура и образование: проблемы глобализации / Н. В. Кротова // Диалог культур веление времени. Междунар. конф. — М.: «Информациология». — С. 19−23.
  90. Курс «Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы. Электронный ресурс.: Академия АЙТИ Режим доступа: http://www.schl35Q.ru/doc/IOS Ml Cont 1 2 Ol. pdf
  91. Ю. Ю. Сетевая система «Net-школа» / Ю. Ю. Кустова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 3. -С. 58−63.
  92. Н.В. Информационно-коммуникационная основа современного профессионального образования/ Лопатина Н. В., Флегонтов A.C. // Информационные ресурсы России. -2011. № 4. -С. 32−35
  93. Н.В. Культура и семья: взаимодействие социальных институтов в условиях информатизации. / Н. В. Лопатина // Вестник МГУКИ. -2012. № 5.
  94. Н.В. Междисциплинарная коммуникация как основа аналитики социокультурной сферы / Н. В. Лопатина // Вестник Академии экономической безопасности МВД. 2011.- № 7. — С.84−89
  95. Н.В. Теоретико-методологические основания управления информатизацией в России: Автореф.дис.д-ра соц.наук./ Н. В. Лопатина. -М., 2008.
  96. Т. В. Электронные издания на оптических компакт-дисках: технология использования в библиотеках / Т. В. Майстрович. М.: Либерея, 2001.-64 с.
  97. Т. Б. Обратная связь это очень серьезно: о проекте «Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов» / Т. Б. Малых // Библиотечка журнала «Вестник образования». — 2003. — № 4. -С.9−13.
  98. . И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения / Б. И. Маршак // Науч. и техн. б-ки.-2003 .-№ 2.-С. 5−11.
  99. С. Г. «Распахнутое» пространство библиотеки Электронный ресурс.: метафора методика — артефакт культуры / С. Г. Матлина //Межд. конф. «Румянцевские чтения 2004». — Режим flocTyna: www.rsl.m/mmchten/2QQ4/doclad/232QQ42Q56.doc.
  100. Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс.:. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://school2004.ucoz.ru/load/administrator/direktor/iniciativadamedvedeva nashanovaj ashkola/3 -1−0-6.
  101. Ю. П. Библиотека в современной системе образования и образовательной среде Электронный ресурс.: постановка проблемы / Ю. П. Мелентьева // Межд. конф. «Румянцевские чтения 2004». Режим доступа: www.rsl.ru/rumchten/2004/doclad/I532QQ4597.doc
  102. Ю. П. Библиотека как ресурс образования Электронный ресурс.: постановка проблемы / Ю. П. Мелентьева // Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Режим доступа: http://confifap. epic. ru/upload/spb2004/reports/tezis225. doc
  103. E. П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. -2002.-№ 8.-С. 12.
  104. Моделирование библиотечно-информационного обеспечения образовательных учреждений: Сб. материалов /НПБ им. К. Д. Ушинского, РАО- Сост.: Е. М. Зуева, О. Е. Горянская. М., 2009.-136 с.
  105. В.Б. Применение информационно-алгоритмических алгоритмов в процедурах образовательного тестирования. / В. Б. Моисеев, Л. Г. Пятирублевый, К. Р. Таранцева. Пенза: ПТИ, 2004. -40с.
  106. Ю. Системная информатизация муниципального образования / Ю. Молоков, А. Молокова // Народное образование. 2009. — № 2. — С.89−94.
  107. С. Государственно-общественная система информатизации образования : состояние и перспективы / С. Монахов // Учитель. 2003. -№ 5.-С. 4−6.
  108. И. Разглядеть будущую элиту: психолог, и пед. проблемы, выявленные компьютеризацией образования / И. Морев, В. Комаров // Управление школой: приложение к газете «Первое сентября». 2004. -№ 39.-С. 18−20.
  109. О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Текст. методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. М.: Чистые пруды, 2005. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Вып. 2. Библиотека в школе).
  110. В. И. Информатизация системы образования Оренбургской области / В. И. Нефедова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 3. — С. 52−60.
  111. В. Проблемы информатизации средних учебных заведений / В. Никишев // Народная школа. 2002. — № 3. — С. 62−65.
  112. И. А. Проблема формирования информационной образовательной среды Электронный ресурс. / И. А. Носков // Вопросы Интернет-образования. 2006. — № 32. — Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio32/cdsite/Articles/art24−2.htm
  113. Т. Н. Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий. / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева // Интеграция образования. 2007. — № 3−4.- С. 22.
  114. О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы Электронный ресурс.: закон города Москвы № 36. Режим доступа: http://www.nekrasovka.ru/zakon.htm.
  115. О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России: приказ № 3926 от 03.12.2001 г. // Народное образование. 2002. — № 4. — С. 275−278.
  116. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 // Российская газета. 2006. — 29 июля.
  117. О мероприятиях по организации работ по подключению образовательных учреждений к сети Интернет в рамках приоритетногонационального проекта «Образование» // Официальные документы в образовании. 2006. — № 21. — С. 9−14.
  118. О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ: приказ Рособразования от 25 июля 2007 г. № 1342 // Вестник образования России. 2007. — № 21. — С. 20−21.
  119. Об образовании Электронный ресурс.: закон РФ от 10.07.1992 № 32 661. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986.
  120. Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждения Электронный ресурс. // Всероссийский августовский интернет-педсовет. -2002. Режим доступа- http://pedsovet.alledu.rU/forum/367/310/1639/2
  121. Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа // Вестник образования России. -2006. -№ 18.-С. 34−38.
  122. О’Доэлл М. Влияние компьютерной анимационной среды на школьное образование: (зарубежный опыт) / М. О’Доэлл // Информатика и образование.- 1998.-№ 5.-С. 55−62.
  123. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества Электронный ресурс.: принята 22 июля 2000 г. лидерами стран «Большой восьмерки». Режим доступа: hhtp://www.ifap.ru/ofdocs/rest/okinhar.htm
  124. И. Е. Как создать районный ресурсный центр по информатизации: в системе образования. / И. Е. Орехова // Национальный проект «Образование». 2007. — № 3. — С. 8−13.
  125. А. В. Компьютер спасет образование: электронные образовательные ресурсы как зеркало научно-технической революции / A.B. Осин // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2003. — № 4. -С.2−8.
  126. Е. В. Информационная образовательная среда современного школьника / Е. В. Осипенкова // Школьные технологии. -2002.-№ 4. -С. 25−36.
  127. И.П. Библиотека и образование: к постановке проблемы / И.П.Осипова//Библиотековедение. 1999. — № 1. — С. 22−29.
  128. Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов: Материалы научно-практич. конф. «Современная образовательная среда-2002». М.: ВВЦ. -134 с.
  129. П. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек. Организация умственного труда. Руководство к администрированию: Практ. пособие / Вступ. статья и науч. редакция Ю. Н. Столярова М.: Либерея, 2002. — 232 с.
  130. Е. С. Единое информационно-образовательное пространство гимназии Электронный ресурс. / Е. С. Полат // ИОСО РАО. Режим доступа: http://www.ioso.ru/do/curse/engl-inter/list5b4.htm
  131. Т.Д. О власти искусства и ценности чтения / Т. Д. Полозова. -М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. 320с
  132. Послание Президента РФ участникам Всероссийского библиотечного конгресса Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/culture/20 090 518/1713915829.html
  133. Г. Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Центр, 2003. — 320 с.
  134. И. Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса: Дис.. канд. пед. наук. / И. Г. Пузикова. М., 2005. — 148 с.
  135. И.Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса: Автореф. дис. канд. пед. наук. / И. Г. Пузикова. -М., 2005. — 23 с
  136. И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, О. А. Козлов // Информатика и образование. 2005. — № 11. -С.З—9-№ 12.-С. 4−13.
  137. И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 2−6.
  138. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. — 608с. -Т.1.
  139. Русская школьная библиотечная ассоциация. Зарубежные порталы и другие ресурсы Интернета Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/technology/aboardsites
  140. В. Л. Телекоммуникационные образовательные технологии в школе / В. Л. Самосушев // Интернет в профессиональной деятельности: Науч.-метод. сб. под ред. Д. Т. Рудаковой. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 163.
  141. И.Ю. Модели и средства представления знаний в информационных обучающих системах: Автореф. дис. канд.пед.наук. / И. Ю. Сарвилина Пенза, 2005.
  142. И.Ю. Система показателей качества автоматизированных обучающих систем. / И. Ю. Сарвилина // Новые информационные технологии.: Tp. VII Всерос. Науч.-тех. конф. М.: МГАПИ, 2005.- С.54−58.
  143. A.C. Разработка метода и алгоритмов построения модели информационных потоков предприятия: Дис. канд.техн. наук: 05.25.05. Таганрог, 2004.- 161 с.
  144. Т. С. Опыт информатизации адаптивной школы / Т. С. Северова // Информатика и образование. 2003. — № 11. — С. 68−75.
  145. Т.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
  146. А.П. Привлечение к чтению с помощью информационных технологий Электронный ресурс./ А. П. Селиванова, С. Х. Усманова, Л. П. Цапаева. Режим доступа: https://festival.lseptember.ru/articles/509 206/
  147. А. Л. Качество информатизации школьного образования / А. Л. Семенов // Вопросы образования. 2005. — № 3. — С. 12−27.
  148. А. И. Опыт информатизации школы / А. И. Сенокосов //Информатика: приложение к газете «Первое сентября». 2002. — № 23. — С. 10−29.
  149. Е. С. Феномен информационной культуры и образование / Е. С. Симанская // Высшее образование сегодня. 2008. — № 12. — С. 63- 65.
  150. Н. А. Диалог культур в информационном обществе: новый формат / Н.А.Сляднева// Диалог культур веление времени: Материалы междунар. конф. -М.: «Информациология" — С. 39−48.
  151. Современная библиотека в школе: материалы для библ. работников общеобразов. учреждений / Сост. и ред. О. В. Козлова. М.: Локус-пресс, 2002.-144с.
  152. Современные проблемы библиотечной и информационной этики / Сост. 10. П. Мелентьева, И. А. Трушина- Науч. ред. В. Р. Фирсов. СПб.: Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2005. — 244 с.
  153. О. Р. Справочник школьного библиотекаря. / О. Р. Старовойтова, С. М. Плескачевская, Т. Д. Жукова М.: Школьная библиотека, 2006.
  154. Ю. Н. Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой Электронный ресурс. / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. Режим доступа: http://edu.kubannet.ru/dlrstore/c5b97cff-10dc-435c-94a3-c5744336593eZ38.pdf
  155. Ю. H. Электронное библиотековедение. / Ю. Н. Столяров // Науч. и тех. б-ки 2005.-№ 2.-С. 94−102.
  156. Ю. Н. Библиотека двухконтурная система. / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. — 2002. — № 12. — С. 5−24.
  157. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008. №Пр-212 // Российская газета. -2008. — 16 февр.
  158. Э.Р. Серьезное исследование информационных технологий в университетских библиотеках США / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки.-2002.-№ 9. -С. 62−67.
  159. М.А. Новые требования к образовательному процессу вусловиях становления информационного общества / М. А. Сурхаев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 1. — С. 35−37.
  160. Съезд школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа: Материалы съезда. Интернет ресурс. Доступ: http://www.rusla.ru/rsba/librarian/teacher-librarian/
  161. И.И. Чему учить, обучая ребенка, чтению / И. И. Тихомирова // Начальная школа плюс До и После. 2002. № 8. — С. 2328.
  162. И. И. Школа творческого чтения/ И. И. Тихомирова // Я вхожу в мир искусств. -2003. № 6.-159 с.
  163. Толковый словарь русского языка Электронный ресурс.: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Режим доступа: Ьйр://з1оуап.уа^ех.ш/~книги/Толковый словарь Ушакова/~К/76
  164. М. Нереальная реальность: как решить задачу информатизации школы в четыре действия / М. Тыртышная, В. Кабаев //Управление школой. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. -№ 10.-С. 9−14.
  165. А. Ю. Информатизация школы и проблема трансформации учебных курсов / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 2004. -№ 7.-С. 23−28 -№ 8.-С. 10−16.
  166. А. Ю. Моделирование развития школы в условиях информатизации образования / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 2007. — № 2. — С. 42−51.
  167. А. Ю. Новые информационные технологии для школы / А. Ю. Уваров // Информатика: приложение к газете «Первое сентября». 2002. -№ 36.-С. 16−21.
  168. А. Ю. Пространство задач информатизации школы / А. Ю. Уваров // Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». 2002. -№ 23.-С. 2−9.
  169. А. Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов / А. Ю. Уваров, Г. М. Водопьян. М.: Унив. кн., 2008. — 175 с. -(Библиотека информатизации образования).
  170. А.Ю. Кластерная модель преобразования школы в условиях информатизации образования: Автореф. дис. на соиск.уч.степ.д-ра пед.наук. -М., 2009.
  171. А. В. Российские электронные библиотеки в интернете: состояние и перспективы Электронный ресурс. / А. В. Уколов // 2009 год.
  172. Секция «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования» XVII международных Рождественских образовательных чтений. Режим доступа: http://www.orthonet.ru/2009/
  173. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
  174. O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения / О. К. Филатов // Информатика и образование. 1999.-№ 2.-С. 2−6.
  175. И. Д. Российская школа на пути в «новую экономику»: интенсивный сценарий: (Информатизация образования) / И. Д. Фрумин, К. Б. Васильев // Вопросы образования. 2004. — № 2. — С. 69−87.
  176. И. Д. Современные тенденции в политике информатизации образования / И. Д. Фрумин, К. Б. Васильев // Вопросы образования. 2005. -№ 3.- С. 70−83.
  177. С.А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? / С. А. Христочевский // Информатика и образование. 1997. -№ 3. -С. 75−79.
  178. A.B. Школа эвристической ориентации / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 292.
  179. A.JI. Электронная библиотека как средство повышения эффективности информационного обеспечения в системе среднего общего образования. Автореферат дис. канд.тех.наук.- М., 2011.
  180. Черникова Т. ML Использование Google Apps для повышения качества образовательного процесса. / Т. М. Черникова // Материалы участников РОИС-2011. Ленинградский областной институт развития образования. 1213 октября 2011 г.
  181. В.П. Дети и библиотеки в меняющемся информационном пространстве: оценка «рисков» / В. П. Чудинова, Л. Н. Косенко, А. И. Михайлова // Школьная библиотека. 2006. — № 2. — С.21.
  182. М.М. Основы управления сетевыми организациями/ М. М. Чучкевич. М.: Изд-во Института социологии, 1999. — 38 с.
  183. М.М. Что такое сетевая организация? / М. М. Чучкевич. М.: Изд-во Института социологии, 1999.
  184. К. В. Информационно-компьютерные технологии в управлении школой: возможности и перспективы / К. В. Шапиро // Директор школы. 2006. — № 2. — С. 28−33.
  185. Л. 3. Социокультурные аспекты информатизации региональных систем образования / Л. 3. Шауцукова // Информатика и образование. -2004. -№ 7. С. 121−124.
  186. О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: Монография / О. В. Шлыкова. М.: МГУКИ, 2003. — 251 с.
  187. Я.Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем / Я. Л. Шрайберг // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 5-я междунар. конф. «Крым-98». Судак, 1998. — С. 108.
  188. Я.Л. Новая концепция формирования фондов и обслуживания пользователей школьных библиотек в информационной (электронной) среде / Я. Л. Шрайберг, А. Л. Цветкова // Науч. и техн. б-ки. -2011.-№ 4.-С. 52−57.
  189. Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя: ежегод. пленар. докл. конф. «Крым-2003» / Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2003. — 40 с.
  190. Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знания: ежегод. пленар. докл. конф. «Крым-2005» /Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2005. — 20 с.
  191. Я.Л. Концепция библиотеки в информационном веке Электронный ресурс.: постановка проблемы / Я. Л. Шрайберг. Режим доступа: http://www.gpntb.ru/libcom5/disk/doc/52.pdf.
  192. Я.Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ: ежегод. пленар. докл. конф. «Крым-2004» / Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2004.-28 с.
  193. Я.Л. Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе: ежегод. докл. конф. «Крым-2010». / Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2010. — 77 с.
  194. Ю. А. Информационные процессы и информационная среда / Ю. А. Шрейдер // Науч. и техн. информация. Сер. 2. — 1976. — № 1. — С. 3−6.
  195. Ю. А. Категория комфортности как основной критерий организации знаний./ Ю. А. Шрейдер //Международный форум по информации и документации. -1993. -С. 17−18.
  196. С. Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С. Н. Щеглова // Социологические исследования. 2006. — № 8. — С. 115−120.
  197. Щедровицкий П.Г.: «Конституции не вечны»./ П. Г. Щедровицкий — Татарстан. 2003. — N 8. — С. 7.
  198. Электронная Россия: Федеральная целевая программа на 2002 — 2010 гг. Электронный ресурс.: принята Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/134
  199. Электронное обучение: рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб: Сб. ст. / Под ред М. Меллинг- пер. с англ. Н. А. Багровой, К.Э. Корбут- науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. М.: Омега-Л, 2006.-224 с.
  200. В. Б. Инновационные волны в информатизации образования / В. Б. Яблонский //Информатика и образование. -2008. -№ 10. -С. 113- 116.
  201. Е. А. Единое информационное пространство школы: педагогич. аспект / Е. А. Ямбург // Управление школой. 2004. — № 10. — С. 9−24- № 11.-С. 9−20.
  202. Е. Н. Медиатека: как создать в школе медиатеку / E.H. Ястребцева. М: Информатика и образование, 1994. — 48 с.
  203. Е. Н. Современная городская школьная медиатека: модель технич. оснащения и возможные формы организации работы / Е. Н. Ястребцева. М.: НИИСОиУК, 1992. — 24 с.
  204. Е. Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: метод, рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ / Е. Н. Ястребцева. М.: БМЦ, 2001. — 192 с.
  205. Е. Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки. / Е. Н. Ястребцева //Научно-практический электронный альманах. Вопросы информатизации образования. Выпуск 18. Интернет-ресурс: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&articlekey=399
  206. Е.Н. Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы. / Е. Н. Ясребцева // Школьная библиотека. 2002. — № 8. — С. 2630.
  207. , Е. Н. От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2. 0» / Е. Н. Ястребцева // Школьная библиотека. 2009. — N3. -С. 30−35.
  208. Alexander В. Web 2.0: a new wave of innovation for teaching and learning?, Educause Rewiev, 41 (2). P. 32−44.
  209. Donald Clark. Kirkpatrick’s Four Level Evaluation Model/ пер. С англ. Э. Бабушкина//Интернет-ресурс. Доступ: http://hrm.ru/chetyrekhurovnevaja-model-ocenki-kirkpatrika.
  210. E-learning в России: возможности электронного обучения сегодня // Университетская книга. 2010. — № 6. — С.69−71.
  211. W.L. «Foreground» information stores, or personal digital libraries.
  212. Seitel F. P. The practice of public relations. New York etc, 1992. — P. 5.
  213. Система управления обучением МоосНе '
  214. Обзор основных возможностей системыл л
Заполнить форму текущей работой