Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средняя профессиональная библиотечная школа как фактор совершенствования информационно-культурной среды региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование проводилось на протяжении 5 лет и включало следующие этапы: I этап — организационно-подготовительный (2000;2001 гг.). Этап включал разработку программы исследования, составление и корректировку опросных листов, которые позволили оценить качество подготовки библиотечных специалистов среднего звена — выпускников Краснодарского краевого колледжа культуры, их количественный и должностной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Статус среднего образовательного библиотечного звена в России
    • 1. 1. Средняя профессиональная школа в контексте новой образовательной парадигмы
    • 1. 2. Колледж как важное звено системы непрерывного профессионального библиотечного образования
    • 1. 3. Регионализация среднего профессионального библиотечного образования
  • Глава 2. Колледж как образовательный, культурный и информационный центр региона
    • 2. 1. Информационно-культурная среда региона (на примере
  • Краснодарского края)
    • 2. 2. Особенности формирования информационно-культурной среды региона субъектами библиотечного дела
    • 2. 3. Информационно-культурная деятельность библиотечного специалиста — выпускника колледжа

Средняя профессиональная библиотечная школа как фактор совершенствования информационно-культурной среды региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена коренными изменениями, происходящими в современной системе образования, которые не могут не затрагивать отечественную высшую и среднюю библиотечную школу. Они касаются пересмотра и рассмотрения самой концепции библиотечного образования, включая определение его конечных целей, а также содержание образования, роли технологий обучения, в том числе возможностей и границ новых информационных и коммуникационных технологий в сфере образования.

Анализ публикаций, посвященных проблеме библиотечного образования за последние 10 лет, показал, что интерес к этой теме среди специалистов библиотечного дела достаточно велик. Особое внимание уделено высшему библиотечному образованию, делаются попытки проанализировать отличительные особенности и взаимосвязь среднего и высшего библиотечного образования. Однако проблема подготовки кадров в средних специальных заведениях (колледжах), их роль и значение в деятельности библиотеки, а при более широком рассмотрении в формировании информационно-культурной среды регионов, в которых работают выпускники ссузов, остается недостаточно изученной. Вместе с тем развитие культуры в регионе во многом определяется состоянием гуманитарного образования, равно как и функционирование ссуза зависит от культурных традиций региона.

Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние годы, вызвали необходимость переосмысления роли библиотечных специалистов в формировании культурно-информационной среды региона. Сегодня, в ситуации постоянного нарастания перемен: политических, социальных, экономических, информационных и др., население испытывает дефицит информации, необходимой для обеспечения своей жизнедеятельности и общества в целом. Среди множества источников получения такой информации (телевидение, радио, пресса, информационные центры) приоритетным является библиотека. Работники библиотек, выпускники как высшего, так и среднего учебного звена, занимают важное место в сборе и распространении информации, одновременно играя и особую роль, связанную с социальным и политическим устройством того общества, которому они служат, являясь своеобразным информационным мостом между населением и властью. Библиотечные специалисты участвуют в культурном обеспечении социально-экономического становления общества, являются посредниками между культурой вчерашней и сегодняшней и во многом ответственны за культуру будущего.

Исследования в области библиотечного образования выявили ряд условий, необходимых для создания современной перспективной модели подготовки кадров, обеспечивающей разнообразные потребности практики. Наиболее существенным является разработка профилирования образовательных звеньев в структуре непрерывного библиотечно-библиографического образования с целью преодоления неопределенности профильно-квалификационной структуры рынка труда.

Требует пересмотра система подготовки библиотечных кадров в среднем профессиональном учебном заведении, что связано не только с разработкой новой образовательной парадигмы, но и с причинами профессионального характера. Так, многие библиотечные техникумы и училища преобразованы в колледжи. Следует выявить, какие изменения внес новый статус ссуза в подготовку специалистов, какое место занимает колледж в структуре непрерывного библиотечного образования и в культурной жизни общества. В этой связи особую актуальность приобретают региональные аспекты библиотечного образования, изучение роли среднего библиотечного учебного заведения (колледжа) в формировании культурной среды и информационной инфраструктуры региона.

Разработанность проблемы исследования. Предварительный анализ литературы показал, что обобщающего исследования изучения роли и места библиотечного отделения колледжа культуры в культурологической и информационной деятельности региона не проводилось. Общие вопросы среднего библиотечного образования отражены в диссертационных исследованиях Е. Борисовой (1994г.) — K. JL Воронько проанализировала содержание преподаваемого в средних специальных учебных заведениях курса «Организация библиотечных фондов и каталогов» (1977г.) — И. А. Ивашова проследила преемственность среднего и высшего библиотечного образования (1987) — JI.B. Казанцева исследовала историю библиотечных техникумов (1961г.). Отдельные аспекты проблемы подготовки библиотечных кадров в средних профессиональных учебных заведениях изложены в публикациях Е. И. Борисовой, Н. В. Гавриловой, И. И. Горловой, М. Я Дворкиной, А. Н. Дулатовой, Л. И. Каптерева, С. Д. Колегаевой, Г. Никитиной, В. И. Терёшина и др.

Исследование потока публикаций показало, что в настоящее время проблемам развития среднего профессионального библиотечного образования уделяется необоснованно мало внимания. Вместе с тем в общих работах учёных П. Ф. Анисимова, В. И. Байденко, В. П. Беспалько, И. Г. Васильева, Б. С. Гершунского, В. М. Дёмина, С. И. Марковой, Н. А. Моревой и др. доказана его востребованность, рост масштабов, совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов среднего звена в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями. Учёные делают вывод о том, что развитие среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России: формирования гражданского общества, рыночного сектора экономики, процессов регионализации, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, а также с учетом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Логика диссертационного исследования потребовала обращения к общетеоретическим работам библиотечных специалистов в области библиотечного образования: К. И. Абрамова, Л. И. Алёшина, Н. И. Гендиной, И. И. Горловой, А. Н. Дулатовой, Н. В. Жадько, О. П. Коршунова, A.M. Мазурицкого, И. Г. Моргенштерна, Э. Р. Сукиасяна, В. И. Терёшина, Г. П. Фонотова, А. С. Чачко и др. В исследованиях этих авторов подчеркивается необходимость модернизации всех уровней библиотечного образования, определяются его основные направления и перспективы развития в период образовательных реформ. Необходимость регионализации образования обоснована в трудах Н. А. Ильиченко, И. И. Горловой, И. В. Далыииной, Н. С. Карташова, В. М. Петровичева, П. Н. Тищенко.

Современную модель библиотечного образования Б. В. Борисов, М. Г. Вохрышева, И. И. Горлова, П. Дальтон, М. Я. Дворкина, А. Н. Дулатова, О. Заседателева, А. И. Каптерев, В. Е. Леончиков, И. Г. Моргенштерн, В. М. Тютюнник, А. С. Чачко и др. рассматривают не только как решение двух традиционных задач — передачу будущему специалисту необходимых знаний, умений и навыков и формирование его личности. Для будущего специалиста в информационно-культурной сфере проблема формирования его личности имеет свои особенности. В ней присутствуют два аспекта. Первый — каждый специалист является объектом информационного воздействия, как каждая личность, нуждающаяся в информации. Второй аспект состоит в том, что задача данного специалиста — удовлетворять информационные и культурные потребности общества, распространять культурные ценности и он сам, таким образом, становится субъектом активной информационной деятельности. Библиотекарь выступает как профессионал, непосредственно участвующий в создании информационной культуры общества и личности.

Для теоретического осмысления темы исследования особый интерес представляют работы о понятии «информационно-культурная среда» и особенностях её формирования в Краснодарском крае (В.Бабаков, М. Г. Вохрышева, И. И. Горлова, В. Е. Давидович, Н. Г. Денисов, Н. Б. Зиновьева, В. А. Колосов, А. Д. Криндач, В. Паперный, В. Шкуратов, О.М. Штомпель). Объект исследования — среднее библиотечное образование. Предмет исследования — влияние среднего библиотечного учебного заведения (колледжа) на информационно-культурную среду региона.

Цель исследования — на основе изучения особенностей среднего библиотечного учебного заведения выявить степень его участия в формировании информационно-культурной среды региона (на примере Краснодарского края).

Для реализации поставленной цели предлагается решение следующих задач:

— проследить состояние научных исследований в области среднего профессионального библиотечного образования;

— исследовать информационно-культурную среду в Краснодарском крае;

— изучить кадровую политику края в области библиотечного образования;

— проследить динамику и особенности подготовки кадров в Краснодарском краевом колледже культуры за период 1990;2000 гг;

— изучить проблемы регионализации колледжского библиотечного образования (на примере Краснодарского краевого колледжа культуры);

— составить карту занятости библиотечных кадров — выпускников КККК в Краснодарском крае на период 2001;2004 гг.

Методологической базой исследования послужили труды по педагогике средней и высшей школы, рассматривающие новые подходы к развитию личности в процессе образования — П. Ф. Анисимов, Ю. К. Бабанский, С Я.

Батышев, Б. С. Гершунский, И. Ф. Исаев, Н. А. Морева, И. П. Подласый, Л. Г. Семушина, В. А. Сластенин, Л. Д. Столяренко, В. В. Шукшунов и др.

В разработке вопросов формирования информационно-культурной среды региона наше исследование опирается на работы культурологов, документоведов, библиографоведов — А. И. Арнольдова, М. Г. Вохрышевой, И. И. Горловой, В. Е. Давидович, Н. Г. Денисова, В. Паперного, В. Шкуратова, О. М. Штомпеля и др.

Для разработки теоретической платформы широко использовались труды отечественных библиотековедов и библиографоведов — К. И. Абрамова, М. Г. Вохрышевой, И. И. Горловой, М. Я. Дворкиной, А. Н. Дулатовой, Н. Б. Зиновьевой, Ю. П. Мелентьевой, И. Г. Моргенштерна, А. В. Соколова, Э. Р. Сукиасяна, В. И. Терёшина, А. С. Чачко.

Организация и основные методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: источниковедческий и сравнительный — для анализа специальной литературы и исследования изученности среднего профессионального образования в структуре непрерывного библиотечного образования. Метод системного анализа — для определения роли и места библиотечного специалиста среднего звена в информационно-культурной среде Краснодарского края. Методы конкретного эмпирического исследования: метод наблюдения, метод анкетирования, мониторинг, методы статистической обработки полученных результатов.

Исследование проводилось на протяжении 5 лет и включало следующие этапы: I этап — организационно-подготовительный (2000;2001 гг.). Этап включал разработку программы исследования, составление и корректировку опросных листов, которые позволили оценить качество подготовки библиотечных специалистов среднего звена — выпускников Краснодарского краевого колледжа культуры, их количественный и должностной состав. II этап — сбор и первичная обработка данных. Этап проходил в течение двух лет с 2001 по 2002 годы. В результате была сформулирована база данных, позволяющая проследить динамику подготовки кадров в КККК и закрепление их на территории края. III этапобработка полученной информации и подведение итогов (2003;2004 гг.). На этом этапе осуществлялся анализ полученной информации, который позволил оценить эффективность профессиональной подготовки библиотечных работников-выпускников КККК и доказать, что они нашли свое место в библиотечных учреждениях края, пользуются спросом на рынке труда. Сформулированы основные выводы исследования, осуществлено текстовое оформление диссертации.

Опытно-экспериментальными базами исследования выступали библиотечное отделение Краснодарского краевого колледжа культуры и ЦБС 37 районов Краснодарского края и Республики Адыгея. Личное участие диссертанта в эксперименте состояло в разработке программы, инструментария социологического исследования, системном анализе результатов на всех этапах эксперимента, создании карты занятости рабочих мест выпускниками колледжа, итоговых выводов по исследованию.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими принципами, системным использованием методов социологического исследования и их адекватностью поставленным задачам, методологической обоснованностью исходных теоретических и практических позиций, применением количественных и качественных методов сбора данных, широтой охвата респондентов.

Научная новизна исследования. Впервые среднее профессиональное библиотечное образование как фактор формирования информационно-культурной среды региона стало предметом диссертационного исследования. Проанализированы отличительные особенности подготовки библиотечных специалистов на разных уровнях образования и квалификационные требования к ним. Доказана необходимость реформирования модели средней профессиональной школы в российском библиотечном образовании. Впервые проведено социологическое исследование, которое дало материал для анализа и оценки влияния колледжа на информационно-культурную среду региона. Изучены направления деятельности библиотечных специалистов среднего звена с учетом специфики Краснодарского края, их количественный и качественный состав.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы роль и место средней профессиональной школы в российском библиотечном образовании, доказана её экономичность, самодостаточность и востребованность как важнейшего этапа социализации молодежи. Предложена модель двухзвенной системы среднего библиотечного образования — «типовой ссуз — колледж».

Выявлены приоритетные направления информационно-культурного развития региона (на примере Краснодарского края). Переосмыслена роль библиотеки в информационно-культурной структуре региона и доказано, что библиотека обеспечивает каждый процесс в этой структуре, а эффективность деятельности субъектов библиотеки зависит от многообразия занимаемых должностей, количества специалистов в регионе, качества их профессиональной подготовки.

Выявлены особенности формирования информационно-культурной среды региона субъектами библиотечного дела, прямые и косвенные факторы их влияния на культурное и информационное совершенствование региона. Качественная специфика информационно-культурной среды региона рассмотрена с позиций культурологического подхода.

Практическая значимость исследования. Выводы и результаты исследования ориентируют на создание качественно новой двухзвенной структуры среднего профессионального библиотечного образования, в рамках которой должна будет разграничена профессиональная подготовка специалистов разных уровнейопределено ядро знаний, умений и навыков, пересмотрены квалификационные характеристики, уточнены особенности регионального колледжа как нетипового профессионального среднего учебного учреждения повышенного уровня подготовки.

Результаты социологического исследования использованы в деятельности колледжа по регионализации библиотечного образования, в процессе преподавания дисциплин данного цикла. Проведенное исследование, составленная карта занятости. рабочих мест выпускниками Краснодарского краевого колледжа культуры дает инструментарий региональным властным структурам для анализа и оценки информационно-культурной среды региона, для совершенствования организационной работы и материально-технической базы ссуза.

Положения, выносимые на защиту:

1. Средняя профессиональная библиотечная школа представляет собой важнейший этап социализации индивида — она обеспечивает доступное и массовое профессиональное образование в условиях снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населенияявляется одним из самых экономичных по срокам и затратам, самодостаточных, востребованных уровней профессиональной подготовки.

2. В системе Российского непрерывного библиотечного образования структура «ссуз — вуз» требует реформирования с открытием колледжей. Новая трехуровневая модель отражает последовательную цепочку звеньев: типовое среднее профессиональное образование (училище, техникум) повышенный уровень квалификации (колледж) высший уровень (вуз). В данной модели колледж является нетиповым многопрофильным, многофункциональным учебным заведением, обеспечивающим систему гибкого повышенного уровня подготовки кадров с более высокими качественными характеристиками как промежуточное звено между типовым ссузом и вузом.

3. Среди социальных институтов, осуществляющих информационно-культурную деятельность в регионе (клубы, музеи, библиотеки, архивы, информационные центры, книжные магазины, учебные заведения, органы управления, предприятия, организации и т. д.) колледж является информационным и культурным центром, поскольку оказывает многостороннее воздействие на развитие региона. Во-первых, это учебное учреждение, где весь процесс образования направлен на подготовку личности с оптимальным информационным поведением, включенной в культуротворчесто и культуронаследование, осуществляющей посредничество между источниками информационно-культурных ценностей и их потребителями. Во-вторых, колледж готовит специалистов для библиотеки — социального института, приоритетная функция которого состоит в развитии информационной инфраструктуры региона и который присутствует в каждом процессе формирования культурной среды, являясь посредником между информационно-культурными ценностями и обществом.

4. Выпускник колледжа оказывает как прямое воздействие на формирование информационно-культурной среды региона через библиотеку, так и опосредованное — через другие социальные институты, взаимодействующие с библиотекой. Эффективность прямого и опосредованного влияния профессиональной деятельности библиотечного специалиста — выпускника колледжа на информационно-культурную среду региона определяется:

— множественностью участков деятельности, многообразием занимаемых должностей;

— степенью насыщенности выпускниками ссуза информационно-культурных учреждений региона;

— качеством общекультурной и профессиональной подготовки специалиста.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в 4-х публикациях автора. Результаты исследований докладывались на конференциях «Первые Кайгородовские чтения» (Краснодар, 2001 год), «Развитие социально-культурной сферы СевероКавказского региона» (Краснодар, 2002 год), в выступлениях на научно-практических конференциях, на заседаниях предметно-цикловой комиссии «Библиотековедения» Краснодарского краевого колледжа культуры.

Разработки соискателя были реализованы при создании новых учебных планов базового и повышенного уровней по специальности «Библиотековедение» специализации «Технология автоматизированных библиотечно-информационных процессов».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение

.

Развитие среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России: формирования гражданского общества, рыночного сектора экономики, процессов регионализации, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, а также с учетом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Преобразования последнего периода сказались на всей системе образования в России и библиотечного в частности, которое включает в себя формирование специалистов средней и высшей квалификации. В свете новых реформ определились основные направления образования, наборы учебных дисциплин, методика практической и теоретической подготовки библиотекарей и библиографов. Основное требование к библиотечной школе стало общим — готовить специалистов высокого класса на уровне новейших достижений в области библиотековедения, библиографоведения и практики работы отечественных библиотек.

Таким образом, с начала 1990;х годов, библиотечная школа пережила переходный период от бывшей тоталитарной к современной демократической системе библиотечного образования. Динамизм социально-экономических преобразований в России, принципиальные изменения в общественном сознании, возрастание роли личности в этих процессах обусловили перемены, происходящие в сфере образования: создание новых типов учебных заведений, появление новых видов образования, новых форм и методов управления, новых видов и направлений образовательной деятельности. Ведущим мотивом этих перемен, в отличие от традиционного социоцентризма старой системы, стал приоритет развивающейся личности. В первую очередь он был реализован в образовательной политике, что проявилось в идеологии реформы, основные принципы которой — гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация, многоукладность и вариативность, непрерывность, открытость, регионализация, развивающий, деятельностный характер образования и др. Библиотечная профессия сегодня развивается не только в своем пространстве, но и во многих близких сферах: умножаются её новые и предвидимые специальности. Тем самым актуализируются присутствие и роль библиотекарей в процессах влияния на культурный потенциал в информационном обществе.

В настоящее время в развитии среднего профессионального библиотечного образования велика роль Государственных образовательных стандартов (2002 и 2004 гг.), определивших государственные требования к минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 0517 «Библиотековедение». Теперь в структуре среднего профессионального библиотечного образования четко определились два звена: базовый уровень профессиональной подготовки и повышенный, обеспечивающий углубленную подготовку специалистов среднего уровня по различным специализациям информационно-библиотечной и библиографической деятельности.

Однако до сих пор нет положения о том, какие должности могут занимать специалисты, получившие повышенный уровень образования, т. е. окончившие колледж. Выход из этой ситуации мы видим, прежде всего в том, что необходимо претворить в жизнь требование о введении категорий для библиотечных специалистов, по которому в основу новых квалификационных требований лягут не только опыт, стаж работы, но и уровень профессионального образования (среднее профессиональное, повышенного уровня, высшее образование). В таком случае будет решена и проблема с набором на повышенный уровень обучения, поскольку, сейчас не видя разницы между базовым и повышенным уровнем, студенты не желают тратить лишний год на образование, которое впоследствии предоставит им возможность получить те же должности, что и специалистам с базовым уровнем.

Проблемой, требующей всестороннего теоретико-методического изучения, остается непрерывное образование. Преимущества двухзвенной системы очевидны. В её рамках колледж и вуз взаимодополняют друг друга, обеспечивая строгую преемственность обучения. Поставляя вузу профессионально сориентированное пополнение, колледж вносит заметный вклад в воспитание действительно хороших специалистов высшей квалификации, владеющих основами управленческой деятельности, способных организовать свою работу в жестких условиях рыночных отношений.

Кроме того, в процессе реализации системы непрерывного образования, возникновения и совершенствования структур учебных комплексов, где обучающиеся будут последовательно получать квалификации разного уровня, возникает множество проблем экономического и организационного характера, которые предстоит решать совместно ссузу и вузу. Наконец, весьма важно законодательное закрепление статуса самого специалиста с колледжским образованием. От этого зависит материальная заинтересованность работника библиотеки. Оплата труда специалистов с дипломом колледжа и с дипломом училища должна отличаться.

На сегодняшний день одной из важнейших задач реформирования системы образования в России является определение оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов в его развитии. Функционирование образовательных учреждений зависит от культурных традиций региона, в то же время состояние и развитие информационно-культурной среды в регионе во многом определяется состоянием гуманитарного образования. Требования к содержанию регионального компонента в подготовке студентов определяет ярко выраженная самобытность культуры Кубани. В то же время основные структурообразующие характеристики края влияют на теоретическое обоснование роли библиотечного специалиста в формировании культурной среды, когда слово, текст, документ приобретают огромную силу в процессе взаимодействия разных культур, разных народов.

Выпускник средней профессиональной библиотечной школы подготавливается с учетом того, что в процессе своей деятельности он станет участником культурного обеспечения общественной жизни, что особенно ощутимо в отдельно взятом регионе. Любой профессионал-гуманитарий отличается разносторонностью взглядов и интересов, коммуникативной культурой. Библиотечный специалист выступает в двух ипостасях: как активный потребитель культуры в целях саморазвития и как субъект гуманизации общества, участвующий в формировании информационной культуры общества и личности.

В общем ряду гуманитарных ссузов, библиотечная средняя школа наращивает культурный потенциал региона своими питомцами, лучшими выпускниками, которых она систематически передает обществу.

На примере деятельности Краснодарского краевого колледжа культуры мы доказали, что средняя профессиональная библиотечная школа удовлетворяет потребности в квалифицированных специалистах для информационной сферы с учетом профиля экономического, социального развития, культурных традиций региона, в котором находится ссуз. В то же время, отвечая требованиям общероссийского образовательного стандарта, она готовит кадры для всего общества, играет особую роль, как социальный институт, осуществляющий посредническую деятельность между источниками информационно-культурных ценностей и субъектами их потребляющими. Цифры, полученные нами в результате исследования, доказали, что библиотекари — выпускники колледжа нашли свое место в библиотечных учреждениях края, пользуются спросом на рынке труда. Они заняты во всех производственных процессах библиотеки, творчески активны и имеют высокий уровень профессиональной подготовки. Кроме того, они оказывают как прямое воздействие на формирование информационно-культурной среды региона (через библиотеку), так и опосредованное — через такие социальные институты как школа, клуб, музей, книготорговые организации и т. д., поскольку часть библиотечных специалистов среднего звена вовлечены именно в эти сферы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что среднее профессиональное библиотечное учреждение (в нашем примере Краснодарский краевой колледж культуры) — это социальный институт воспроизводства и развития культуры, знания всего общества. С одной стороны, он являются участником процесса воспроизводства общечеловеческих ценностей, культуры и информации, с другой — информационно-культурной среды данного региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.В. Учебный план и специалист будущего Текст. / Т. В. Абалимова // НТБ. 1996. — № 12. — С.33−39.
  2. , К.И. Реальные возможности совершенствования библиотечного образования Текст. / К. И. Абрамов // Сов. библиотековедение. — 1996.— № 1. —С.63−70.
  3. , К.И. У истоков библиотечного образования в России Текст. / К. И. Абрамов // НТБ. 1993. — № 5−6.
  4. , Л.И. Перспективные направления совершенствования подготовки высших библиотечных кадров Текст. / Л. И. Алёшин // НТБ. 1999.- № 4.- С. 35.
  5. , П.Ф. Основные направления модернизации среднего профессионального образования на рубеже веков Текст. / П. Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. — 2000. № 8. — С.3−11.
  6. , П.Ф. Среднее профессиональное образование России : период реформ Текст. / П. Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. 1997. — № 2.
  7. , П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования Текст.: монография / П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко. -Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001.-256с.
  8. , А.И. Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов.-М., 1993.-С. 51−59.
  9. , В. Культурные последствия модернизации у малочисленных народов Текст. / В. Бабаков // Теоретические основания культурной политики. М. — 1993. — С.220.
  10. , В.И. Диверсификация среднего профессионального образования Текст. / В. И. Байденко. М., 1995.- 44с.
  11. , Д.Н. Профессия библиограф Текст. / Д. Н. Бакун, Н. Е. Покалюхина, Е. А. Шленская // Мир библиографии. — 1998. — № 4. — С. 18−20.
  12. , Е.И. Я и моя работа Текст.: Результаты социологического исследования / Е. И. Березкина // Библиотековедение. 1996, — № 1.- С.33−43.
  13. , Т. Руководствуясь здравым смыслом : Новые стандарты системы образования Текст.: [библиотечная профессия] / Т. Берестова // Библиотека. 1999. — № 7. — С. 10−14.
  14. , В.П. Нужен ли образованию стандарт? А если нужен, то какой? Текст. / В. П. Беспалько // Магистр. 1993. — № 6.
  15. , В.П. Педагогические принципы перестройки профессионального образования Текст. / В. П. Беспалько // Среднее профессиональное образование. — 1990. № 8.
  16. , Р. 3. Профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы: прогнозирование, проектирование, практическая реализация Текст. / Р. З Богоудинова. — Казань: Медицина, 1999. С. 122
  17. , Е.И. Выпускники библиотечной средней школы Текст. / Е. И. Борисова // Сов. библиотековедение. — 1992. — № 1. С. 39−47.
  18. , С.В. Возможен ли переизбыток специалистов : Текст. / С.В. Бородина//Библиотека. -2000. -№ 9. С.77−82.
  19. , В.Ф. Модернизация образования в ссузах на основе педагогической теории деятельности Текст. / В. Ф. Бошарин // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 3. — С.37−40.
  20. В помощь историко-краеведческой работе библиотеки: метод, материалы. М.: РГИБ, 1992.
  21. , И.Г. Колледж пути развития, проблемы Текст. / И. Г. Валиев // Специалист. — 1999. — № 6.
  22. , А.П. Культурологическая школа: концепция и модель образовательного процесса Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика, 1998. — 4. -С.12−18.
  23. , С.В. Интегративный подход при разработке содержания обучения в средних специальных учебных заведениях Текст. /С.В. Васильева. М., 1993.
  24. Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях Текст.: сб. науч. тр. — М.: НИИВШ, 1990.
  25. , А. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы Текст. / А. Владиславлев. — М., 1978.
  26. , Л. Конкурировать, сотрудничая Текст. / Л. Воробьёва // Библиотека, 1994. № 5. — С.27−29.
  27. , Н.В. Подготовка библиотечных специалистов в системе «колледж институт» Текст. / Н. В. Гаврилова, В. П. Полянов // Библиотековедение. — 1994. — № 2. — С.89−92.
  28. , Н.И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования Текст. / Н. И. Гендина // НТБ. 2000. — № 4. -С. 5−9.
  29. , Н.И. Методологические основы разработки и реализации государственных образовательных стандартов библиотечного образования Текст. / Н. И. Гендина // НТБ. 1999. — № 4. — С.25−30.
  30. , Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 605с.
  31. , Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России Текст. / Б. С. Гершунский. -М., 1993.-С.90.
  32. , Б.С. Перспективы развития среднего специального образования Текст. / Б. С. Гершунский // Среднее профессиональное образование. 1990. — № 8.
  33. Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования Текст. / Л. Г. Семушина, JI.B. Зосимовский, В. И. Байденко [и др.] М., 1995. — 44с.
  34. , И.И. Вопросы взаимосвязи общей и региональной составляющих информационной культуры специалиста Текст. / И.И.
  35. Горлова // Информационная культура: Теория. Методика. Практика: сб. статей. Краснодар. — Вып. 7. — 1998. — С.4−24.
  36. , И.И. Региональная культура и региональная политика Текст. / И. И. Горлова // Проблемы информационной культуры: Региональные факторы развития культуры: Информационный аспект: сб. статей. Краснодар. — Вып.8. — КГУКИ, 1999. — С.30−44.
  37. , И.И. О подготовке специалистов для сельских библиотек Текст. / И. И. Горлова, А. Н. Дулатова // Сов. библиотековедение. -1989.-№ 1. -С.63−70.
  38. Государственные приоритеты в науке и образовании Текст. — М., 2001 г. -С.13.
  39. , В. Педагогическая технология эвристического типа Текст. / В. Груздев, В. Груздева // Высшее образование в России, 1996. № 1. — С.117−121.
  40. , А .Я. Уроки Люсьена Февра Текст. // Люсьен Февр. Бои за историю. М., 1991. — С. 534.
  41. , С.Р. Развитие информационной культуры преподавателя Текст. / С. Р. Гуриков // Специалист. 2004. — № 6. — С. 11−14.
  42. , В.Е. Культура Юга России Текст.: этнические и региональные факторы / В. Е. Давидович // Донские корни творческих судеб корифеев духовной культуры. — Ростов н/Д, 1997.
  43. , П. Исследование квалификационных требований к знаниям по библиотечно-информационным наукам в мире Текст. / П. Дальтон // НТБ. 2001. — № 4. — С.58−64.
  44. , И.В. Региональный подход в библиотечном деле Текст. / И. В. Дальшина // Библиотековедение. 1996. — № 1. — С.33−43.
  45. М.Я. Разработка модели библиотечного специалиста Текст. // Развитие библиотечного образования в России: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред.: В. И. Терешин. М.: МГИК, 1994. — С.38−47.
  46. , В.М. Реформа среднего профессионального образования на рубеже столетия Текст. / В. М. Демин // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.2−6.
  47. , В.Н. Среднее профессиональное образование России: состояние, проблемы, перспективы развития Текст. / В. Н. Дёмин // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 6. — С.7−14.
  48. , Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты Текст. / Н. Г. Денисов. — Краснодар, 1999. -256 с.
  49. , Е.В. Навигаторы знания Текст.: будущее библиотечной и информационной профессий: по материалам зарубежной печати / Е. В. Деревянко // Библиотековедение. 2000. — № 2. — С. 8−11.
  50. Доклад о положении в области образования в мире за 1993 год Текст. Изд-во ЮНЕСКО, 1993.
  51. , А.Н. Инновационные процессы в информационно-библиотечном образовании Текст. // Культура на пороге III тысячелетия: тезисы докладов II Междунар. семинара в Санкт-Петербурге 19−21 июня 1995 года. СПб, 1995. — С. 119−121.
  52. , А.Н. Новая концепция библиотечно-библиографического образования Текст. / А. Н. Дулатова // Библиотечное дело в России и за рубежом: наследие и современность: материалы науч.- практич. конференции / КГУКИ. — Краснодар, 1999. 256с.
  53. , А.Н. Эта знакомая незнакомая профессия Текст. / А. Н. Дулатова // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1996. -№ 3(6).- С.9−10.
  54. , Б.С. О необходимости перестройки библиотечного образования Текст. / Б. С. Елепов, Т. А. Жданова // НТБ СССР. -1988. № 4. — С.3−7.
  55. , Б.С. Философия книжного бизнеса : Социокультурный и информационный аспекты Текст.: автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. философ, наук / Б. С. Есенькин. — Краснодар, 2003. 22с.
  56. , Н.В. Новые возможности профессиональной подготовки специалистов Текст. / Н. В. Жадько // Библиотековедение. 1996. -№ 1.-С.64−69.
  57. , Е.Я. Библиотечная профессиология сегодня и завтра Текст.: [Программа исследования] / Е. Я. Зазерский, А. В. Соколов // Сов. библиотековедение. 1988. -№ 2. — С. 18−30.
  58. , Н.Б. Информационная культура личности Текст.: введение в курс: учеб пособие для вузов культуры и искусства / Н. Б. Зиновьева- под ред. И. И. Горловой. Краснодар, 1996. — 136с.
  59. , Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде Текст. / Е. М. Зуева // Библиотечно дело XXI век: науч.- практ. сб.: вып. 2(6) / Рос. гос. б-ка. — М., 2003. — С. 79−115.
  60. , Н. А. Актуальные проблемы регионализма и глобализации Текст. / Н. А. Ильченко // Рубикон: сб. научных работ молодых ученых. Ростов-на-Дону, 1999.-С. 19−28.
  61. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование Текст. М.: МГУП, 1999.
  62. История и перспективы библиотечного образования Текст.: сб. науч. тр. М.: ЛГИК, 1988. — 214с.
  63. Кан-Калик, В.К. К разработке региональных моделей в области высшего образования Текст. / В.К. Кан-Калик // Alma mater. Вестник высшей школы. 1991. — № 9. — С. 6−10.
  64. , А.И. Библиотечная профессиология Текст.: монография / РГБ. М., 1994. — 376 с. — Библиогр.: 393 назв.
  65. , A.M. Культурологические проблемы профессионального сознания библиотечных специалистов Текст. / A.M. Каптерев // Книга. Исследования и материалы: сб. — М., 1994. Вып.69. — С.69−78.
  66. , М. Как стать специалистом Текст. / М. Карева // Библиотека. 2000. — № 6. — С.65.
  67. , В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? Текст. / В. Г. Кинелев // Высшее образование в России. 1993. — № 4. — С. 14−24.
  68. , Т.А. Обеспечение профессиональной мобильности выпускников ссузов на региональном рынке труда одна из задач Национальной доктрины образования Текст. / Т. А. Киреева // Среднее профессиональное образование. — 2000. — № 3. — С.25−27.
  69. , В. Т. О введении многоуровневой структуры в библиотечно-библиографическом образовании Текст. / В. Т. Клапиюк // Человек в мире искусства: информационные аспекты: тезисы докладов междунар. науч. конференции. — Краснодар, 1994. — С.271−274.
  70. , П.И. История России с национальной точки зрения Текст. / П. И. Ковалевский. СПб., 1912.
  71. Колледж как вид среднего специального учебного заведения Текст. /Л.Г.Семушина, В. И. Байденко, С. В. Васильева. М., 1994. — (Проблемы средней специальной школы: Обзор. Информ. НИИВО. -Вып.1.).
  72. , В.А. Тенденции постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга России Текст. / В. А Колосов, А. Д. Криндач // Полис. 1994. — № 6. — С. 120.
  73. Концепция развития образования на Кубани. Национально-региональная политика в области образования Текст.. — Краснодар, 1993.-20с.
  74. , Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи Текст. / Г. Б. Кораблёва. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1999. — 284 с.
  75. , А.Н. Формирование профессиональной культуры Текст. / А. Н. Короткова // Специалист. 1999. — № 12. — С. 16−17.
  76. , О.П. Библиографическое образование: to be or not to be? Текст. / О. П. Коршунов // Мир библиографии. 1998. — № 1. -С.96−97.
  77. , Е.Л. Мониторинг библиотечных кадров в регионе как стратегия деятельности вуза Текст. / Е. Л. Кудрина // НТБ. 1999. -№ 4. — С.31−34.
  78. , Ф.Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ Текст. / Ф. Г. Кумбус. -М.: Прогресс, 1970. -293 с.
  79. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977.-300с.
  80. , Н.Н. Краеведческая деятельность библиотеки Текст. / Н. Н. Кушнаренко. М., 1992.
  81. , Л.К. Библиотечное студенчество на пороге информационной эры Текст. / Л. К. Лободенко // Библиотековедение. 2001. — № 2. — С.26−30.
  82. , В.А. Общая и профессиональная культура преподавателя Текст. / В. А. Логинова // Специалист. 2004. — № 7. — С. 14−15.
  83. , Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования Текст. / Т. Ю. Ломакина // Среднее профессиональное образование. — 2000. — № 2. С.4−8.
  84. , Т.В. О потребности в специалистах со средним профессиональным образованием и требованиях к ним Текст. / Т. В. Лопухова, И. М. Айтуганов, А. А. Кошелев // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 2. — С.6−11.
  85. , A.M. Современные проблемы подготовки библиографических кадров в вузах культуры Текст. / A.M. Мазурицкий // НТБ. 2000. — № 4. — С.16−19.
  86. , Т.Л. Библиотеки и местное самоуправление: Основные итоги федеральной библиотечной политики Текст. / Т. Л. Манилова // Роль библиотек в становлении местного самоуправления. Южно-Сахалинск, 2000. — С.72−80.
  87. ЮО.Маркова, С. И. Перспективы развития образования на рубеже XXI века Текст. / С. И. Маркова // Среднее профессиональное образование. 2001. -№ 4 — С.44−47.
  88. Материалы Первого съезда сельских библиотекарей Текст. -Брянск, 2001.-С.28.
  89. , Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания Текст. / Ю. П. Мелентьева. М.: Ин-т психологии РАН, 1999.-160с.
  90. , Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества Текст. / Ю. П. Мелентьева. М.: АСОПиР, 2001. — 74с.
  91. Мелентьева, Ю. П, Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы Текст.: научно-методическое пособие / Ю. П. Мелентьева. М.: Изд-во Либерея, 2003. — 96с.
  92. , А. А. Технология определения требований к минимальному уровню подготовки выпускника колледжа Текст. / А. А. Мирошниченко // Среднее профессиональное образование. — 2000.-№ 10. С.28−30.
  93. Модернизация деятельности школы в сельской социокультурной среде Текст. М., 2001.
  94. , Г. А. Образование как рабочее поле интеграции Текст./ Г. А. Монахова // Педагогика, 1997. № 5. — С.52−55.
  95. , Н.А. Педагогика среднего профессионального образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Морева. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 2001. — 272с.
  96. Ю.Мухаметзянова, Г. В. Гуманитарная составляющая подготовки современного специалиста Текст. / Г. В. Мухаметзянова // Среднее профессиональное образование. — 1997. — № 7.
  97. , P.M. Повышение уровня профессиональной культуры педагогов Текст. / P.M. Назаренко // Специалист, 2004. № 6. — С. 15.
  98. Непрерывное образование работников библиотек Текст. // Библиотечная система крупного города: состояние и перспективы развития. СПб. — 1993.- С.112−115.
  99. , Г. Училище вуз: система преемственности Текст.: [о библиотечном образовании] / Г. Никитина // Библиотека. — 1999. — № 4. — С.36−37.
  100. Н.Новиков, A.M. Принципы построения системы непрерывного образования Текст. / A.M. Новиков // Педагогика. 1998. — № 3.
  101. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования Текст.: [Среднее профессиональное образование] /
  102. A.M. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С.3−11.
  103. Образование. Россия сегодня: реальный шанс Текст. М.: АО РАУ- Корпорация, 1994. — С. 105−108.
  104. , О.Н. Разработка и внедрение стандартов начального и среднего профессионального образования в России Текст. / О. Н. Олейникова // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.6−16.
  105. , В.И. Методы обучения в средней специальной школе Текст. /1. B.И. Орлов.-М., 1993.
  106. , П.Н. Студенты средней профессиональной школы Текст. / П. Н. Осипов // Социологические исследования. — 1998. — № 11.1. C.102−107.120.0сипова, И. Библиотека и образование: К постановке проблемы
  107. Текст. / И. Осипова // Библиотековедение. 1999. — № 1. — С.22−29. 121. Основы законодательства Российской Федерации о культуре Текст]. -Самара, 1992.-C.il.
  108. , В. Культура Два Текст. / В. Паперный. М., 1996.
  109. Педагогика Текст.: учеб. пособие / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1998.
  110. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Школа-Пресс, 1988.
  111. , В. М. Региональное образование: организация, управление развитием Текст. / В. М. Петровичев. — Тула, 1994. С. 9−34.
  112. Подготовка техников в новых социально-экономических условиях Текст. / Под ред. С. Я. Батышева, Б. С. Гершунского, Л. Г. Семушиной. М., 1994.
  113. , Т.В. Среднее профессиональное образование: общий обзор Текст. / Т. В. Поликарпова // Специалист. 1995. — № 2. — С.15.
  114. Проблемы создания общероссийской сети публичных правовой информации на базе общедоступных библиотек Текст.: сб. нормативных документов. М., 2002.
  115. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы Текст. // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 4. — С.6−31.
  116. Развитие библиотечного образования в России Текст.: межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. В. И. Терешин. М.: МГИК, 1994. — 163с.
  117. , Т.И. Проблема формирования профессиональных качеств будущего специалиста Текст. / Т. И. Рейнвальд // Студент на пороге XXI века. -М, 1990. С.70−76.
  118. , П. Что меня занимает последние 30 лет Текст. // Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикёр. М.: АО «RAMI», 1995. -С. 59−91
  119. Руководство ИФЛА Текст. / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. СПб.: РНБ, 2001. — С.34.
  120. , В.А. Как повысить качество обучения? Текст. / В. А. Рыбаков // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 5. -С.19−21.
  121. , М.В. Этнический статус: конфликтологический анализ социального феномена Текст. / Савва М. В. Краснодар, 1977.13 8. Селихова, Г. В. Подготовка конкурентоспособного специалиста Текст. / Г. В. Селихова // Специалист. 1998. — № 9. — С.24−27.
  122. , Л.Г. Личностно-ориентированные технологии обучения в ссузе Текст. / Л. Г. Семушина // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 7.-С. 10−12.
  123. , Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях Текст.: учеб. пособие для преподавателей среднего профессионального образования / Л. Г. Семушина. М.: Мастерство, 2001. — 272с.
  124. , Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов Текст. / Л. Г. Семушина. М., 1993. — (Проблемы среднего профессионального образования: Обзор. Информ. НИИВО. — Вып.1.).
  125. , Л.Г. Формирование аналитических и проектировочных умений учащихся средних специальных учебных заведений Текст. / Л. Г. Семушина. М., 1994.
  126. , М.П. Профессиональное образование: Педагогические технологии Текст. / М. П. Сибирская. СПб., 1996.
  127. , Б. А. Библиотечное образование как объект диссертационных исследований Текст. / Б. А. Симонов // Библиотековедение. 1994. — № 3. — С77−83.
  128. Система профессионального образования в Российской Федерации Текст.: доклад. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2000. — С.27.
  129. , A.JI. Страницы истории развития среднего специального образования в России Текст. / А. Л. Смятских // Дошкольное воспитание.- 1994.- № 5.
  130. Совершенствование высшего и среднего библиотечно-библиографического образования в России Текст.: отчет о межвузовской научно-исследовательской работе 1986−1991 гг. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 34с.
  131. Современные проблемы образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства Текст.: сб. метод, докладов и тезисов преподавателей учреждений С ПО культуры и искусства. М.: УМО МГУКИ, 2001.
  132. Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием Текст.: сборник науч. тр. М.: НИИВШ, 1988.
  133. , А.В. Библиотекарь 90 Текст. / А. В. Соколов, Л. Н. Афанасова // Сов. Библиотековедение. — 1992. — № 3−4. — С.53−70.- С.70−80
  134. , В. М. Стандарты в управлении качеством образования Текст. / В. М. Соколов. Нижний Новгород, 1993. — С.З.
  135. , B.C. О государственной политике в области образования Текст. / B.C. Соколов // Педагогика 1994. — № 6. — С.13−17.
  136. Среднее профессиональное образование Текст.: сб. основных нормативных документов / Сост.: П.Ф. Анисимов[и др.] - под ред.: П. Ф. Анисимова. М.: НПЦ СПО, 1997. — 416с.
  137. , Ю.Н. О государственной кадровой библиотечной политике Текст. / Ю. Н. Столяров // Университетская книга. — 1998. № 8. — С 20−23.
  138. , В. Спасти и сохранить культурное достояние нации Текст.: [о состоянии библиотечного дела в стране] / В. Сударенков // Библиотека. 1998. — № 8. — С. 6−8.
  139. , Э.Р. «Конвертированный» диплом библиотекаря: миф или реальность? Текст. / Э. Р. Сукиасян // НТБ. 2001. — № 4. — С. 107 116.
  140. , Э.Р. Идеальная система и реальные возможности подготовки кадров Текст. / Э. Р. Сукиасян // Библиотековедение. -1995.-№ 3.-С. 98−102.
  141. , Э.Р. Каким будет завтра библиотекарь-профессионал? Текст. / Э. Р. Сукиасян // Библиотековедение. 1993. — № 5−6. — С.124−134.
  142. , Э.Р. Комплексный подход к решению проблемы профессионального образования библиотечных кадров Текст. / Э.Р. Сукиасян//НТБ.- 1998.- № 2.-0.169−172.
  143. , Э.Р. Непрерывное образование : реальность и возможности Текст. / Э. Р. Сукиасян // Библиотекарь. 1991. — № 8. — С.48−50.
  144. , Э.Р. Подготовка специалистов процесс непрерывный Текст.: [о подготовке библиотечных кадров] / Э. Р. Сукиасян // Библиотека. — 1999. — № 9. — С.47−48.
  145. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации Текст.: Извлечение // Библиотека и закон: Справочник. Вып. 1. -М., 1996. -С. 147−155.
  146. , В.И. В системе «колледж институт» Текст. / В. И. Терёшин // Библиотека. — 1994. — № 6.
  147. , В.И. Совершенствование высшего и среднего библиотечно-библиографического образования в России Текст. / В. И. Терёшин. -М.: МГИК, 1992. 32с.
  148. , П.Н. Региональная политика в среднем профессиональном образовании: нужна ли она? Текст. / П. Н. Тищенко, JT.B. Голуб // Среднее профессиональное образование. — 2000. № 1. — С.6−12.
  149. , JI.B. Библиотечное образование в России Текст. / JI.B. Трапезникова // Возрождение культуры России: Книжно-библиотечное дело: Вып.5. СПб, 1997. — С. 101−109.
  150. , Р.А. Установки студентов на библиотечную профессию Текст. / Р. А. Трофимова // Библиотечная профессиология: Проблемы становления и развития: сб. науч. тр. СПб., 1992. -С.125−130.
  151. , Д. Колледж Текст. / Д. Трубецков // Высшее образование в России.- 1997.- № 4. -С.20−29.
  152. , Х.Т. Учитель и культура : проблемы подготовки кадров Текст. /Х.Т. Тхагапсоев//Педагогика, 1998.- № 1.- С.66−72.
  153. , А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования Текст. / А. Д. Урсул // НТИ. — Сер.1. — 1997.- № 2.- С.3−11.
  154. Федеральная программа развития образования Текст.: Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ // Официальные документы в образовании. — 2000. № 8. — апрель.
  155. , Я. Вопросы педагогики средней специальной школы: Единство общего и профессионального образования Текст.: методические рекомендации / Я. Хайдаров. — М., 1990.
  156. , О.Б. Проблемы образовательной политики на пороге XXI века Текст. / О. Б. Ховов // Специалист. 1999. — № 10. — С.28−31.
  157. , Е.Р. Как и чему учить студента Текст.: [об анализе основных библиографоведческих концепций] / Е. Р. Цыганкова // Мир библиографии. 1999. — № 3. — С.20−24.
  158. , А.С. Библиотечная профессиология : актуальные проблемы и новые аспекты Текст. /А.С. Чачко// НТБ СССР. 1987.-№ 12. -С.3−8.
  159. , А.С. Библиотечная профессиология : некоторые итоги и задачи развития Текст. / А. С. Чачко // НТБ СССР. 1984. — № 10. -С.6−12.
  160. , А.С. Истоки и предпосылки формирования библиотечной профессиологии Текст. / А. С. Чачко // НТБ СССР. 1988. — № 8. -С.3−12.
  161. , А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе Текст.: научно-методическое пособие / А. С. Чачко. М.: Либерея, 2004. — 88с.
  162. , Ю.Н. Некоторые аспекты содержания культурной парадигмы библиотечного образования Текст. / Ю. Н. Шамраева // Первые Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф./ КГУКИ. Краснодар, 2001. — С.235−236.
  163. , Ю.Н. Региональные аспекты среднего профессионального библиотечного образования Текст. / Ю. Н. Шамраева // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона: сборник материалов конференции. — Краснодар, 2002. С. 133−135.
  164. , В. В поисках Юга Текст. / В. Шкуратов // Международная жизнь. 1992. — № 3 — С. 4.
  165. , О.В. Библиотечно-информационное образование в России Текст. / О. В. Шлыкова // НТБ. 2000. — № 4. — С.5−9.
  166. , Л.А. Лики времени Текст. / Л. А. Штомпель. Ростов-н/Д — СПб., 1997.
  167. , О.М. Социокультурный кризис: Теория и методология исследования проблемы Текст. / О. М. Штомпель. Ростов-на-Дону, 1999. — С. 62.
  168. , В. От осознания парадигмы к образовательной практике Текст. / В. Шукшунов [и др.] // Высшее образование в России. -1995. — № 3. С.35−44.
  169. Энциклопедия профессионального образования Текст.: В 3-х т. / под. ред. С. Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998.
Заполнить форму текущей работой