Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие советской рекомендательной библиографии по педагогике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специальным обобщенным исследованием одной из групп потребителей педагогической информации — учителей общеобразовательных школ явилась диссертация А.Г.Стрельниковой*. Автор глубоко и всесторонне изучил информационно-библиографические потребности педагогов, раскрыл факторы, влияющие на характер и содержание педагогической деятельности. В отдельной главе охарактеризованы методические особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава. I, Развитие отечественной рекомендательной библиографии по педагогике
    • I. Рекомендательная педагогическая библиография в дореволюционной
  • России 16 ¦¦ ' * ¦
  • 2- Советский период библиографии по педагогике
    • 3. Принципы и социальные функции советской педагогической библиографии
  • Глава. а Е, Формирование оптимальной системы рекомевдательно-библиографических пособий по педагогике
    • I. ". Факторы внешней среды, влияющие на изучаемую библиографию
    • 2. Совершенствование системы ре-комендательно-библиографиче-ских пособий по педагогике
    • 3. Использование рекомендательно-библиографических пособий педагогической тематики

Становление и развитие советской рекомендательной библиографии по педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие экономики, культуры, социальных и духовных отношений общества зависит от уровня сознания масс. Б неуклонном росте роли сознательной творческой деятельности трудящихся В. И. Ленин видел закономерность, органически присущую социализму" «Для комэднистической партии, как авангарда в борьбе,-указывал он, — должно быть основной задачей — помочь воспитанию и образованию трудящихся масс. Эта основная задача всего социалистического переворота никогда не должна быть упускаема.» 1.

В условиях развитого социализма более чем когда-либо актуально ленинское положение о том, что государство сильно сознательностью масс. Чем выше сознательность советских людей — тем богаче и шире развертывается их творческая активность в создании материально-технической базы общества, развитии коммунистических форм труда и новых отношений между людьми. Именно поэтому наша партия рассматривает коммунистическое воспитание как одну из важнейших задач.

На ХХУ съезде КПСС отмечалось, что проблема формирования нового человека находится в центре внимания партии, которая считает постоянной заботой воспитание у советских людей коммунистической 2 сознательности, готовности, воли и умения строить коммунизм.

В решении, проблем воспитания важную роль играет комплексный подход, получивший дальнейшее развитие в материалах ХХУ1 съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК нашей партии. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС еще раз подчеркивалась необходимость настойчиво добиваться единства идейно-политического, трудового, нравственного воспитания, активного и творческого использования богатого.

Ленин В. И. Полн.собр.соч., тЛ1, с. 400. г.

Материалы ХХУ съезда КПСС. — М., 1978. — 255 с. арсбнала средств идейного влияния и воспитания для ускорения научно-технического прогресса и осуществления крупнейших комплексных социально-экономических программ, в том числе Продовольственной и Энергетической.*.

Особое внимание проблемам обучения и воспитания уделяется в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, которая создает необходимые условия для развития всей системы на2 родного образования".

Таким образом, от успехов идеологической работы, коммунистического воспитания и образования зависит ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма*.

Именно поэтому наша партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному долгу, полное преодоление пережитков прошлого, всесторонне гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения, формированию его активной жизненной позиции.

В настоящее время при организации воспитательной работы необходимо учитывать, что условия жизни народа значительно изменились. С одной стороны, советский человек обогатился знаниями, выросла его эрудиция, значительно возвысились материальные и духовные запросы. С другой стороны, возросла и пропагандистская активность классового противника, усилились его попытки оказывать т-—-. х* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года.- М., 1983., — 80 с.

Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Постановление Пленума ЦК КПСС 10 апр.1984 г.-Правда, 1984, II апр. разлатающее воздействие на советских людей, особенно молодежь, с помощью садах изощренных средств идеологической диверсии. Все это требует перестройки многих участков идеологической работы, дальнейшего совершенствования ее форм и методов применительно к запросам и потребностям советских людей.

Воспитанием нового человека постоянно занимаются партийные, государственные, общественные организации, семья и школа, профессионально-технические училища, средние и высшие учебные заведения, трудовые коллективы. Можно сказать, что люди самых разных профессий, помимо профессиональной деятельности, осуществляют и воспитательные функции" Все это свидетельствует о необычайном расширении сферы влияния педагогики, о значительном росте числа людей, связанных с педагогикой, объективно нуждающихся в педагогической информации для совершенствования своего мастерства в области воспитания, образования, пропаганды, агитации, наставничества и т. д.

За годы Советской власти наша страна достигла огромных успехов в развитии народного образования, просвещения и культуры. В СССР ежегодно обучается более 93 млн. человек, в том числе: в общеобразовательных школах — более 46 млн., в профессионально-технических учебных заведениях — более 3 млн., в средних специальных заведениях — болеё 4 млн., в высших — почти 5 млн., в системе переквалификации и повышения квалификации — около 34 ылн.человек.

Почти каждый второй гражданин страны Советов — учащийся. К их услугам 158 тыс. общеобразовательных школ, более 3-х тыс. профессионально-технических училищ, свыше 4-х тыс. средних специальных учебных заведений, почти 900 вузов. В одних только дневных общеобразот вательных школах трудится более 2 млн.учителей.

В связи с развитием науки, техники, культуры происходят г. 1. «' «.

Народное хозяйство^ СССР за 60 лет: Юбилейный стат.сб.- М., 1977," с. 575,577,584,590. глубочайшие изменения и в педагогике. Педагогика, ранее относительно компактная наука о воспитании подрастающего поколения ныне ч превратилась в чрезвычайно развитую и разветвленную систему педагогических знаний. В ходе развития в ее структуре вычленился ряд более частных теоретических и прикладных наук о воспитании, образовании и обучении. В результате закономерного процесса дифференциации педагогических наук сформировались сравнительно самостоятельные ветви: дошкольная педагогика, школьная, педагогика профессионального образования, высшей школы и другие. Довольно успешно складывается педагогика культурно-просветительной работы и педагогика взрослых. Полнится новыми исследованиями специальная педагогика. И, наконец, заметно обогащается содержанием методика преподавания отдельных предметов.

Советская педагогика все более осваивает новые принципы, формы и методы обучения и воспитания, а также общие закономерности учебно-воспитательной работы. Составные части педагогики — теория воспитания и теория обучения (дидактика) — все более активно используют достижения идеологической работы, проводимой под руководством Коммунистической партии. Это повышает ее роль практически во всех сферах жизни общества. Сегодня трудно решить какую-либо крупную социальную проблему, не прибегая при этом к комплексу воспитательных мер в масштабах общества, отрасли народного хозяйства, конкретного производства и т. д. Многие общие экономические и организационные проблемы коммунистического строительства в значительной степени являются одновременно и воспитательными. Достаточно напомнить в связи с этим, что партия настойчиво требует учитывать воспитательные последствия хозяйственной деятельности.

Решению задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой, в значительной мере содействует система информационно-библиографического обеспечения потребителей информации, важнейшим звеном которой является рекомендательная педагогическая библиография, представляющая собой одно из условий успешного функционирования всей огромной системы воспитания и образования, являющаяся важным резервом повышения эффективности и качества ее действия, фактором, способствующим ее непрерывному прогрессу. Беем сказанным и определяется актуальность и необходимость разработки темы диссертационного исследования.

Разработанность темы. В научной области, куда относится тема нашего исследования, имеется весьма обширная литература. Есть целый ряд работ, посвященных общим вопросам теории и практики библиографии, среди которых особо следует упомянуть труды Э.К.Беспаловой1, М.И.Давыдовой2, Ю.С.Зубова3, О.П.Коршунова^, Ю.М.Лауфера5, с 7.

Ю.М.Тугова, С"А.Трубникова и других.

Эти работы дают основание рассматривать рекомендательную библиографию по педагогике как сложное общественное явление, развитие которого определяется взаимодействием целого ряда различных.

Беспалова Э. К. Некоторые проблемы развития теории рекомендательной библиографии.- Сов.библиогр., 1975, N2 3, с.59−66.

2. Давыдова М. И. О рекомендательной библиографии как системе. -Сов.библиогр., 1971, К 3, с.62−74.

Зубов Ю. С. Библиография и художественное развитие личностиМонография0-М.: Книга, 1979. — Й4 с.

Коршунов О. П. Проблемы общей теории библиографии.-М.: Книга, 1975. — 191 с.

5* Лауфер Ю. М" Теория и методика советской литературной библиографии: Историографический очерк.- М.: Книга, 1978. — 239 с.

6. Тугов Ю-М. Рекомендательная библиография как объект системного исследования.- Сов.библиогр., 1971 «№ 2,с.30−41- Тугов Ю. М. Система функционирования.- В кн.: Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР. — Вып.16, М., 1977, с.4−31. 7.

Трубников С. А• Литературная библиография как средство эстетического развития читателей: Пособие по спецкурсу. — М., 1970, — 238 с. факторов и прежде всего общественными потребностями и запросами потребителей рекомендательно-библиографических пособий педагогической тематики и характера отраслевого массива литературы.

Одной из первых работ, посвященных педагогической библиографии, явилась статья Н.А.Зиневич1, в которой прослежены основные направления развития библиографии по педагогике за годы Советской власти* Весьма ценными являются статьи, посвященные деятельности Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинско-го • • Интересный материал содержится в работах З. С. Воскресенской, Э.М.Румянцевой5, М. Н. Михайловой и Т.В.Чулкикой6, В.В.Нейман7 и других, которые посвящены информационно-библиографическому обеспечению учителей. Многие данные по вопросу содержат социологические исследования: «Советский читатель», «Библиотека и научная информация» ,.

Оптимизация информационно-библиографического обслуживания учите.

Зиневич H.A. 50 лет советской педагогической библиографии.

Сов.библиогр., 1968, № 2, с.3−15. р

• Андреева Е. П. Библиографическая деятельность Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского.-Сов.библиогр., 1976, № 2, с.29−36.

Серебров Н. Крупнейшая педагогическая библиотека.-Нар.обра-зование.1966,с.83−85- Титовец К* Библиотека им. К.Д.УшинскогоК 50-летию со дня основания.-Нар.образование, 1975,№ 7, с.74−76- Полвека на педагогическом поприще /Гос.науч.б-ка им. К. Д. Ушинского.-Библивтекарь, 1975, № 9, с.70−71. Воскресенская 3.C. К вопросу о справочно-информационном обслуживании учителей.-В кн. Универсальная библиотека и научная информа.

§-ия о специальной литературе: Л., 1974, вып.29,с.69−81 /Гос.публ. -ка им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.

5* Румянцева Э. М"' 0 состоянии и задачах исследования информационных потребностей учителя-словесника.-В кн.?Исследование проблем оптимизации библиотечно-библиографических ресурсов научной информации: Сб.трудов. Л., 1977, с.83−105. б" Михайлова И. Н., Чулкина Т. В. Некоторые вопросы деятельности педагогических библиотек.-Сов.библиотековедение, 1975I, с.42−48.

Нейман В.В. Информационно-библиографическое обслуживание учителей в массовой библиотеке.-В кн.: В помощь массовым библиотекам. М., 1974, с.33−41. лей" и другие. Весьма содержательными являются обзоры библиографических пособий педагогической тематики, которые систематически публикуются в ежегодниках «Библиография советской библиографии». Большое значение для определения перспектив развития всей рекомендательной библиографии я? педагогической, в частности, имеет научно-практическая конференция «Роль рекомендательной библиографии в коммунистическом воспитании и научно-техническом прогрессе» (Москва* 1983 г.).

Специальным обобщенным исследованием одной из групп потребителей педагогической информации — учителей общеобразовательных школ явилась диссертация А.Г.Стрельниковой*. Автор глубоко и всесторонне изучил информационно-библиографические потребности педагогов, раскрыл факторы, влияющие на характер и содержание педагогической деятельности. В отдельной главе охарактеризованы методические особенности построения отдельных типов пособий по общепедагогическим вопросам. Но основное внимание автором уделено системе библиографического обеспечения профессиональных запросов учителей истории и обществоведения. На основе анализа фактического и теоретического материала диссертантом сделан ряд важных научно-обоснованных предложений и рекомендаций, которые имеют большое практическое значение и способствуют улучшению библиографического обслуживания учителей.

Однако во всех названных работах рассматриваются лишь отдельные аспекты педагогической библиографии, в го время как назрела необходимость специального исследования тенденций и закономерностей формирования рекомендательной библиографии по педагогике, обеспечивающей информационные потребности читателей, участвующих.

I. Стрельникова А. Г. Состояние и задачи библиографического обеспечения учителей общеобразовательных школ: Автореф.дис.на соиск. учен. степени канд.пед.наук.-Л., 1975. — 24 с.

— 10 В системе учебно-воспитательного процесса. Этому и посвящена настоящая работа.

Предмет исследования составляет процесс формирования рекомендательной библиографии по педагогике и выработка на этой основе рекомендаций по ее совершенствованию.

В соответствии с целью главные задачи работы составили:

— раскрытие основных направлений развития рекомендательной библиографии по педагогике;

— определение комплекса факторов, влияющих на формирование теоретических и организационных аспектов изучаемой библиографии;

— разработка комплексной характеристики системы рекомендательно-библиографических пособий по педагогике;

— изучение эффективности использования библиографической продукции педагогической тематики;

— подготовка практических рекомендаций по совершенствованию рекомендательной библиографии по педагогике.

Границы темы. Под термином «педагогическая библиография» понимается сфера библиографической деятельности, в рамках которой осуществляется подготовка и доведение до потребителей информации по вопросам обучения, воспитания и образования. Такая широкая трактовка понятия потребовала ограничения темы исследованием истории развития рекомендательной педагогической библиографии, ее теоретических и организационных основ, системы рекомендательно-библиографических пособий педагогической тематики, эффективности их использования.

Методологическую основу исследования составили труды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина по вопросам образования и коммунистического воспитания, решения съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о народном образовании, библиотечном деле и библиографии, работы видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства, связанные с изучаемой областью.

При исследовании темы автор широко использовал работы Н. К. Крупской, М. И. Калинина, А. В. Луначарского, посвященные вопросам народного образования. Много внимания уделялось изучению трудов революционеров-демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова по вопросам педагогики. Активно использовались труды выдающихся педагогов — К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В.А.Сухомлин-ского.

Диссертантом изучены теоретические работы по библиотековедению, библиографоведению, книговедению — К. М. Абрамова, А. Я. Айзенберга, Э. К. Беспаловой, Ю. С. Зубова, Н. С. Карташова, О. П. Коршунова, С. Й. Трубникова, Ю. Н. Столярова, Ю. М. Тугова, А. ЯЛерняка и других. Для разработки темы привлекались работы философов, социологов, педагогов, психологов и представителей других наук.

В диссертации был использован комплекс общенаучных и социологических методов: историко-генетический — для раскрытия основных направлений формирования рекомендательной педагогической библиографиисистемно-структурный — для анализа системы библиографических пособий и их внутреннего построениятипологический — для исследования структурных компонентов рекомендательной библиографии.

Методику исследования образовали изучение литературных источников, анализ и синтез, анкентирование, интервьюирование, непосредственные беседы с читателями, наблюдение и некоторые другие методы, применяемые в библиографоведении.

Источниками диссертации явились:

— труды классиков марксизма-ленинизма — К. Марксаэ Ф.Энгельса,.

В.ИЛенина, имеющие отношение в теме диссертации;

— документы и решения ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам образования, воспитания, библиографии и библиотечного дела;

— работы отечественных педагогов, библиографоведов, библиотековедов, информатиков, социологов, психологов и представителей других смежных наук, многочисленные издания рекомендательных пособий по педагогике.

Характеристику источников необходимо дополнить следующим. При исследовании темы автор широко испорьзовал работы Н. К. Крупской, М. И. Калинина, посвященные вопросам развития системы народного образования, обучения и воспитания. Много внимания уделялось изучению трудов революционеров-демократов В. Г. Белинекого, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова по вопросам педагогики. Активно использовались сочинения выдающихся педагогов — К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

В целях всестороннего изучения темы были проанализированы «Синхронистические таблицы русской библиографии» I700−1928 гг. Н. В. Здобнова, «Библиография русской библиографии» Б. С. Боднарекого, ежегодники «Библиография советской библиографии», указатели «Б1бл1отекознавство I б1бл1ограф1я УРСР», «Книжная летопись» и «Л1топис книг». Под этим углом зрения были тщательно просмотрены каталоги и картотеки крупнейших библиотек — Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, Государственной республиканской библиотеки УССР им. КПСС и Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко.

Положения, выносимые на защиту:

I. Основными факторами, которые определяют развитие рекомендательной библиографии по педагогике как важнейшего звена в системе средств информации о педагогической литературе, являются: система обучения и воспитания, контингент потребителей информации и отраслевой литературный массив.

2. С целью дифференцированного обслуживания постоянно расширяющегося круга потребителей педагогической информации предлагается классифицировать их в зависимости от информационных потребностей, характера трудовой деятельности, социальной роли личности в обществе.

3. Совершенствование системы рекомендательно-библиографических пособий по педагогике должно идти по пути ноличественного роста ее элементов, улучшения их качественных характеристик, формирования стабильных звеньев системы пособий, максимально комплексированных по содержанию и строго дифференцированных по целевому и читательскому назначению.

Научная новизна, исследования заключается в определении основных направлений формирования рекомендательной педагогической библиографии, разработке целостного представления о ее структуре, классификации первичного и вторичного информационных потоков по педагогике, дифференциации потребителей педагогической информации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию рекомендательной педагогической библиографии. Рекомендации используются в Харьковском государственном педагогическом институте при проведении занятий по основам библиотечно-библиографических знаний, в Харьковском государственном институте культуры в преподавании спецкурса «Библиограф ЦБС» и на факультете повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин культурно-просветительных училищ, при разработке учебного пособия по библиографии учебно-педагогической литературы. Результаты исследования используются в практике работы библиотек педагогических вузов и ЦБС.

Апробация результатов исследования:

По теме диссертации опубликовано 10 работ, С результатами исследования автор выступил на 1У Всесоюзной научно-теоретической конференции аспирантов вузов и ЩИ по проблемам культуры и искусства (Тбилиси, 1978), республиканской научно-практической конференции, посвященной*50-летию ХГИК (Харьков, 1979), научно-практической конференции выпускников ХГИК (Харьков, 1976). Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выработанные на основе проведенного исследования, были изложены на республиканском семинаре-практикуме заведующих библиотеками вузов искусства и культуры (Киев, 1981). О результатах диссертационного исследования автор докладывал на аспирантских конференциях (Москва, 1977 и 1978), научных конференциях профессорско-преподавательского состава ХГИК (Харьков, 1975, 1976, 1977* 1980 гг.).

По материалам диссертации был прочитан цикл лекций в Центральном институте повышения квалификации для заведующих библиографическими отделами областных библиотек (Москва, 1981) и для студентов Харьковского государственного педагогического института (Харьков, 1982 г.).

В ХГИК действует научно-исследовательская группа студентов, которая разрабатывает проблемы, связанные с библиографическим обеспечением читателей информацией по проблемам педагогики.

Структура диссертации предопределена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

ХХУ1 съездом КПСС, июньским (1983 г.) Пленумом ЦК партии предусмотрено дальнейшее развитие системы народного образования, повышение уровня работы учебно-воспитательных учреждений, усиление внимания к идейно-политическому, трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию. Конкретные меры по реорганизации общеобразовательной и профессиональной школы намечены решениями апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС*. Они направлены на совершенствование учебного процесса, повышение его качества и эффективности, активизацию трудового обучения. Поставленные задачи должны решаться совместными усилиями высших и средних специальных учебных заведений, школы, семьи, общественных организаций. Все более существенное значение в решении проблем образования и коммунистического воспитания приобретает рекомендательная педагогическая библиография.

Рекомендательная библиография по педагогике начала формироваться еще в дореволюционное время. Первоначальной формой ее существования были указатели универсального характера, отражавшие, наряду с другими вопросами, и педагогическую литературу. Но уже во второй половине XIX века начинает появляться отраслевые библиографические пособия по педагогике. Их основной недостаток состоял в том, что они не имели четкого целевого и читательского адреса, систематизация материала носила формальный характер, литература отражалась не полностью. В пособиях превалировали издания охранительного характера, насаждаемые Министерством просвещения царской России.

В дореволюционный период развитие рекомеадате ль ной педагоги.

06 основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Постановление Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г.-Полит.самообразование, 1Э84, й 5, с.13−16. ческой библиографии проходило в обстановке острой идеологической борьбы двух направлений — прогрессивного и реакционного. Первое формировалось и укреплялось под влиянием идей революционеров-демократов — Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, великих педагоговК.Д.Ушинского, И. Н. Ульянова, передовых писателей того времениА.И.Герцена, Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко и других.

Формирование прогрессивных начал в рекомендательной педагогической библиографии существенно тормозилось реакционной деятельностью царского правительства в области просвещения, которое всячески препятствовало проникновению прогрессивной литературы в народ. В целом же развитие рекомендательной педагогической библиографии в дореволюционный период можно определить как период ее возникновения и становления.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, положившей начало коренному перевороту в области образования и воспитания, возникли объективно благоприятные условия для формирования принципиально новой советской библиографии по педагогике, способной эффективно содействовать решению основных задач педагогической науки и практики. Оставаясь преемницей прогрессивных традиций дореволюционного периода, она приобрела новый революционный характер, обогатилась новым содержанием, отвечающим эпохе строительства социализма. Претерпев коренные изменения, она сформировалась как основительяо самостоятельный и устойчивый вид библиографии.

Рекомендательно-библиографическая деятельность в области педагогики развивалась в свете указаний В. И. Ленина о новой системе школьных и внешкольных учреждений. Огромную роль в формировании рекомендательной педагогической библиографии сыграла Н. К. Крупская. Она не только высказала ряд ценных идей по вопросам библиографии, но и сама, будучи редактором журнала «На путях к новой школе», принимала активное участие в составлении рекомендательно-библиографических материалов по педагогике.

Могучим фактором развития педагогической библиографии явилась постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства о народном образовании, повышении культурного уровня народа, улучшении библиотечно-библиографического дела в нашей стране, выразившаяся в целом ряде известных постановлений и конкретных мер государственного характера.

В новых исторических условиях начал формироваться круг учреждений и организаций, занимающихся разработкой и изданием библиографических материалов по педагогике. Ведущую роль в этой работе начинает играть Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. Ее деятельность дополняется изданиями ряда научных областных библиотек, институтов усовершенствования учителей, педагогических институтов.

Характерной чертой библиографии по педагогике является тесная связь с библиографией в целом, а также с философией, социологией, психологией. Все больше укрепляются ее связи с педагогической наукой и практикой, отражая актуальные вопросы ее развития и новейшие достижения передового педагогического опыта.

Ведущим принципом рекомендательной педагогической библиографии является принцип коммунистической партийности. В данном виде деятельности он означает активное содействие решению задач, выдвигаемых Коммунистической партией и Советским правительством в области народного образования и воспитания. Рекомендательная педагогическая библиография руководствуется и такими принципами как научность, объективность, комплексность, дифференцированяость, тесная связь с практикой. Все больше ею усваиваются элементы системности.

Выкристализовались социальные функции бпбшогракии по педагогике, а именно: образовательная, воспитательная, идейно-пропагандистская, профессионально-педагогическая. Важной тенденцией развития рекомендательной библиографии по педагогике явилось формирование довольно развитой системы пособий.

Вместе с тем в последние десятилетия под влиянием конкретно-исторических особенностей развитого социалистического общества, повышения требований к системе народного образования и воспитания, усложнения информационной обстановки в области педагогики, обострения идеологической борьбы на международной арене и действия некоторых других факторов наметилось некоторое отставание рекомендательно-педагогической библиографии от постоянно возрастающих информационных потребностей тех, кто занят в учебно-воспитательном процессе. Это обусловило необходимость решения ряда проблем, связанных с совершенствованием рекомендательно-педагогической библиографии.

Одной из таких важных проблем является классификация литературного массива, который должен находить отражение в рекомендательно-библиографической продукции педагогической тематики. В качестве основных типов литературы по педагогике ввделяется научная, научно-популярная, учебно-методическая, справочная. Вводится в научный оборот термин «художественно-педагогическая литература», под которым понимаются художественные произведения о школе, учителе, воспитании. Все названные типы должны рационально сочетаться в рекомендательно-библиографических пособиях по педагогике в зависимости от их целевого назначения и читательского адреса.

Совершенствованию рекомендательно-библиографической деятельности в области педагогики будет способствовать четкая типизация потребителей педагогической информации. В качестве исходного кригерия группировки обосновывается характер информационных потребностей, в зависимости от которого потребители информации подразделяются на читателей, профессионально связанных с педагогикой и занятых в учебно-воспитательном процессе и читателей, занимающихся педагогикой в самообразовательных целях. Эти крупные деления являются основанием для формирования более дробных групп читателей в зависимости от таких признаков как уровень специальной подготовки, социальная роль личности в общество, характер общественной работы и т. д.

Так, к читателям первой группы отнесены учителя общеобразовательных школ, студенты педагогических институтов, работники дошкольных учебных заведений. Вторая группа читателей педагогической литературы включает культпросветработников, агитаторов, пропагандистов, наставников, родителей, воспитуемых. Каждая категория потребителей информации подвергнута всесторонней характеристике с точки зрения характера трудовой деятельности, психологических особенностей, содержания читательских запросов и др.

Важным вопросом, который решается в исследовании, является дифференциация системы рекомендательно-библиографических пособий по педагогике. В качестве важнейших системообразующих свойств системы обосновываются целевое и читательское назначение, содержательный и типологический признаки. В зависимости от первого в системе можно выделить два крупных блока — пособия в помощь профессиональной деятельности и пособия в помощь самообразованию в области педагогики.

Исходя из содержательного признака определены основные звенья системы — проблемно-тематические, комплексные, межотраслевые и персональные пособия. Наиболее развитым звеном являются проблемно-тематические указатели, отражающие различные вопросы, связанные с педагогической наукой и практикой. Довольно активно потребителями информации используются комплексные и межотраслевые пособия, оказывающие помощь в решении задач, направленных на формирование всесторонне гармонически развитой личности. Важное место в профессиональной деятельности потребителей педагогической информации занимают персональные указатели, представляющие читателю круг литературы о выдающихся педагогах.

Вместе с тем, необходимо уточнять целевое назначение и читательский адрес названных типов пособий, совершенствовать их методику, разнообразить тематический диапазон. В связи с расширением круга потребителей педагогической информации встает вопрос о создании новых форм и жанров библиографической продукции, которые бы удовлетворяли разносторонние информационные потребности в области обучения и воспитания.

Следует подчеркнуть, что анализ системы пособий и соответствующие выводы о ней правомерны на основе изучения обратной связи, обусловленной использованием рекомендательно-библиографической продукции. Изучение в этом аспекте двух групп читателей /учителей общеобразовательных школ и студентов педагогических институтов/ методами анкетирования, опроса, наблюдения показало недостаточное использование ими пособий в целях совершенствования профессионального педагогического мастерства. Этот вывод удовлетворительно согласуется с результатами ранее проводившихся крупных социологических исследований «Советский читатель», «Библиотека и научная информация», где учитель, наряду с другими группами читателей, рассматривался как потребитель рекомендательно-библиографических пособий. Причины выявленного недостатка заключаются в неоправданно малых тиражах пособий, что зачастую делает их недоступными для читателей, и главное — все еще слабой библиографической подготовкой погребителей.

Содержание диссертации обусловливает и многие практические рекомендации. Особого внимания заслуживает дальнейшее повышение уровня библиографической подготовки как специалистов библиотечного дела в области педагогической библиографии, так и потребителей информации по педагогике. Решению этой проблемы будет способствовать введение спецкурса по библиографии педагогической литературы. Его необходимо ввести преде всего в учебных заведениях, готовящих специалистов для системы народного образования и воспитания — в педагогических институтах и на соответствующих факультетах университетов. Спецкурс по педагогической библиографии целесообразен и на библиотечных факультетах институтов культуры, которые готовят специалистов в первую очередь для централизованных библиотечных систем, где одной из основных групп читателей являются учителя — наиболее активные потребители педагогической информации.

В связи с высказанным предложением встает также задача создания учебных пособий по педагогической библиографии, в которых бы рассматривалась система библиографического обеспечения основных категорий потребителей информации педагогической тематики.

И наконец, об организационной структуре рекомендательной библиографии по педагогике. В настоящее время близок к завершению процесс формирования круга учреждений, занимающихся библиографической деятельностью в рассматриваемой области. Вместе взятые они уже теперь могли бы удовлетворить объективно существующие потребности. Однако эзюго еще недостаточно. Задачасостоит в четкой организации работы всех учреждений, занимающихся подготовкой и изданием рекомендательных библиографических пособий по педагогике. Учитывая тот факт, что учредения не однородны по типам, ведомственной принадлежности и другим признакам, предлагаете^ строить их работу в интересующем направлении на базе программно-целевого управления, методика которого позволяет без какой-либо ломки существующих организационных структур объединить усилия всех учреждений в русле единой деятельности, направленной на достижение общей цели. Центром планирования несомненно должна быть государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. Отмеченное организационное нововведение — одно из важнейших условий создания оптимальной системы рекомендательно-библиографических пособий по педагогике.

В целом реализация предложений и практических рекомендаций, изложенных в работе, будет способствовать совершенствованию рекомендательной педагогической библиографии, которая, заняв должное место в системе средств коммунистического воспитания, окажет эффективное воздействие на улучшение формирования всесторонне гармонически развитой личности, а в этом, как известно, и заключается одна из важнейших социальных задач рассматриваемого вида библиографии, вытекающих из решений ШI съезда КПСС, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС.

— 179.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды классиков марксизма-ленинизма Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  3. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х г. -М.: Педагогика, 1978.
  4. К., Энгельс Ф. О молодежи. М.: Мол. гвардия, 1972. -463 с.
  5. В.И. Вставка к статье Н.К.Крупской «К вопросу о политике Министерства народного просвещения». Полн.собр.соч., т.24, с. 270.
  6. В.И. Еще о разделении школьного дела по национальностям. Полн.собр.соч., т.24, с.236−238.
  7. В.И. Задачи революционной молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
  8. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318., Ленин В. И. К деревенской бедноте. Полн.собр.соч., т.7,с. 172-Г73.
  9. В.И. К учащимся средних школ. Полн.собр.соч., т.7,с.66.
  10. В.И. Карл Маркс /Краткий библиографический очерк с изложением марксизма/. Полн.собр.соч., г. 26, с.43−93.
  11. В.И. Национальный состав учащихся в русской школе. -Полн.собр.соч., т.24, с.219−222.
  12. В.И. Нищета народных учителей. Полн.собр.соч., т.24, с.195−197.
  13. В.И. 0 большевизме. Поли.собр.соч., т.22, с.279
  14. В.И. О наших школах. Полн.собр.соч., г. 24, с.239−240. Ленин В. И. О пролетарской культуре. — Полн.собр.соч., т.41, с.336−33?.
  15. В.И. О политехническом образовании. Полн.собр.соч., т.42, с.228−230.л
  16. В.И. О работе Наркомлроса. Полн.собр.соч., т.42, с.322−332.
  17. В.И. О смешении политики с педагогикой. Полн.собр. соч., т.10, с.355−358.
  18. В.И. О чем думают наши министры? Полн.собр.соч., т.2, с.77−80.
  19. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.- Полн.собр.соч., т.38, с.329−332.
  20. В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн.собр. соч., т.2, с.471−509.
  21. В.И. Пункт программы в области народного просвещения.- Полн.собр.соч., т.38, с.116−117.
  22. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. З, с.1−609.
  23. В.И. Рецензия. Н. А. Рубакин «Среди книг». Полн.собр. соч., г. 25, с.111−114.
  24. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования, 3 ноября В20 г.- Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
  25. В.И. Речь на П совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования. Полн.собр. соч., т.37, с.463−464.
  26. В.И. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, 18 января 1919 г. Поли.собр.соч., т.37, с.430−433.
  27. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению. -Поля.собр.соч., г. 37, с.76−78.
  28. В.И. Участникам каприйской школы. Полн.собр.соч., т.47, с.194−197.
  29. В.И. Что делать? Поля.собр.соч., т.6, с.1−192.
  30. В.И. Что можно сделать для народного образования? Полн. собр.соч., т.23, с.348−350.
  31. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т.1, с.150−154.
  32. В.И. 0 воспитании и образовании М.: Просвещение, 1973. — 703 с.
  33. Ленин и библиотечное дело: Сборник /Сост.К. И. Абрамов, Г. П. Фояотов, Е. Д. Ягодина. М.: Книга, 1977. — 407 с.
  34. П. Партийные и правительственные документы
  35. Материалы ШУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. — 320 с.
  36. Материалы Ш съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, — 256 с.
  37. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 323 с.
  38. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1974. — 142 с.
  39. Декрет Совета Народных Комиссаров «0 передаче библиографического дела в РСФСР Народному Комиссариату просвещения. В кн.: Ленин и библиотечное дело. М., 1977, с. 270.
  40. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 79 с.
  41. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.- В кн.: 0 состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР. М., 1973, с.60−84.
  42. О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР: Материалы шестой сессии Верх. Совета С? СР восьмого созыва 17−19 июля 1973. М.: Политиздат, 1973.- 86 с.
  43. О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии: Постановление ЦК КПСС от 28 авг. 1974 г.- В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, т. II, — М., 1976, с.388−393.
  44. О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе: Постановление ЦК КПСС. В кн.: Руководящие материалы по библиотечному делу. М., 1975, с.3−8.
  45. Об осуществлении Орским горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС. -Правда, 1977, 24 авг.
  46. Об идеологической работе КПСС: Сб. докуменгов (1971−1976). -М.: Политиздат, 1977. 639 с.
  47. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г.- В кн.: Об идеологической работе КПСС- Сб.докуменгов. М., — 1 831 977, с.512−521.
  48. О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1972 года. В кн.: Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. М., 1977, с.505−511.
  49. О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1973 года. В кн.: Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. М., 1977, с.505−511.
  50. О состоянии воспитания и обслуживания детей в дошкольных учреждениях Ивановской и Самаркандской областей: Из постановления ЦК КПСС от 23 дек. 1975 г.- В кн.: Об идеологической работе '.КПСС: Сб.документов. М., 1977, с.592−594.
  51. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 янв.1977 г. М.: Политиздат, 1977, — 32 с.
  52. О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 10 ноябр.1977 г. В кн.: Справочник парт. работника, 1978, вып.18, с.226−232.
  53. О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ: Изложение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В кн.: КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, т.12, М., 1978, с.578−581.
  54. О дальнейшем,^развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров. -В кн.:КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, т.13, М., 1981, с.394−403.
  55. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр.1979 г.- М. Политиздат, 1980. 15с.
  56. КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб.документов.- М.:Гос-полигиздат, 1963. 354 с.
  57. О Продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации: Материалы майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. М.: Правда, 1982. — 95 с.
  58. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
  59. Ш. Работы выдающихся деятелей партии и правительства
  60. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 г.-Правда, 1982, 23 нояб.
  61. КалининМ.И. О коммунистическом воспитании: Избранные речи и статьи.- М., 1956. 396 с.
  62. Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. -М.: Госполитиздаг, 1959. 63 с.
  63. Н.К. Воспитывать достойную смену. М.: Политиздат, 1973. — 304 с.
  64. Н.К. Избранные педагогические произведения. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1968. 695 с.
  65. Н.К. О библиотечном деле: Сб. трудов, т.1.1918−1924
  66. Под ред.проф.К. И. Абрамова. М.: Книга, 1982. — 448 с.
  67. A.B. О народном образовании. М.: Учпедгиз, 1958. — 360 с.
  68. К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года. -Правда, 1984, II апр.1У. Работы по философии, педагогике, психологии
  69. А.Н. Категория „система“ в диалектическом материализме. М.: Мысль, 1974. — 70 с.
  70. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. -254 с.
  71. Ю.П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. -174 с.
  72. Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск, 1974. — 150 с.
  73. В.Г. Научное управление обществом /Опыт системного исследования/. -М.: Наука, 1973. 309 с.
  74. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  75. В.Г. Человек и управление обществом. М.: Политиздат, 1977. — 387 с.
  76. В.А. Пути совершенствования молодыми учителями своего педагогического маотерства: Автореф.дис.на соиск. ученой степени канд.пед.наук. М., 1961. — 31 с.
  77. .Ц. Элементы психологии и педагогики в партийной пропаганде. М.: Политиздат, 1980. — 190 с.
  78. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 280 с.
  79. Е.П., Клименко А. Н. Система науково1 1нформац11 в га-луз! осв1ти. Рад. школа, 1973. Л 2, с.13−19.
  80. И. В. Юдин Э.Т. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 279 с,
  81. П.П. Ищбранные педагогические произведения, М.: Педагогика, 1974. — 326 с.
  82. Н.И., М.И.Калинин о формировании личности строителя коимунизма. Сов. педагогика, 1976, & I, с.17−23.
  83. А.Д. Педагог1ка вищо1 школи. II предмет I м1сце в систем1 1нших наук. В кн.: Проблеми вищо1 школи: Респ.наук. метод. зб1рник. Вил.10. К., 1972, с.77−82.
  84. И.А. Педагогика в практике партийного пропагандиста. М.: Политиздат, 1979. — 248 с.
  85. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Мол. гвардия, 1978. — 175 с.
  86. А.И. Избранные педагогические высказывания /Сост. М. Ф. Шибаева. М., ЗЭ51. — 466 с.
  87. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -153 с.
  88. Н.К. В.И.Ленин и педагогика. М.: Просвещение, 1971.-134 с.
  89. Н.К. Программа НИИ в области народного образования. -М.: Знание, 1963. 32 с.
  90. А.П. В.И.Ленин и высшая школа. Сов. педагогика, 1970, JЬ 4, с.95−103.
  91. A.B. Социализм и образование. М.: Просвещение, 1976. — 128 с.
  92. H.A. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 735 с.
  93. И.М. Формирование фундаментальной теории в педагогике /логико-методологический анализ, прогнозирование- психологические основания интегративного направления исследований. Краснодар, 1976. — 236 с.
  94. В.А. Вопросы просвещения в отражении педагогических журналов. Рус. школа, 1915, № 4, с.43−75.
  95. К.Н. Организация и содержание методической работы с учителями общеобразовательных школ в сельских районах: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд.пед.наук. М., 1956. — 31 с.
  96. G.H. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества. В кн.: Молодежь. Проблемы формирования и восприятия. — М., 1978, с.39−47.
  97. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Педагогика, 1972. — 80 с.
  98. М.И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М.: Знание, 1974. — 84 с.
  99. Ф.Ф. В.И.Ленин и педагогика. М.: Педагогика, 1971.368 с.
  100. A.A. Педагогическое исследование: Учебн. пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей.- Рязань, 1975,-84 с.
  101. В.И. Успехи и перспективы развития народного образования в СССР. Киев, 1976. — 37 с.
  102. Г. И. Педагогический процесс как целостная система. Харьков, 1978. — 148 с.
  103. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  104. .Т. Теория коммунистического воспитания. М.:1. Педагогика, 1974. 496 с.
  105. a.c. Воспитание граащанина. М.: Просвещение, 1968. — 373 с.
  106. A.C. Педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 301 о.
  107. М.И. Проблемы обучения. -М.: Педагогика, 1975. -386 с.
  108. Народное образование, наука и культура в СССР: Статсб.- М.: Статистика, 1977. 448 с.
  109. Народна осв1та, наука I культура Укра1нсько1 PCP: Стат.зб.-Ки1в: Статистика, 1973. 316 с.
  110. Народное хозяйство СССР за 60 лет: Юбил.стат.сб.- М.:СтатистЕ ка, 1977. 710 с.
  111. М. Некоторые проблемы коммунистического подхода в идейно-воспитательной работе. Политсамообразованиег1975, te 8, с.101−107.
  112. Непроизводственная сфера в СССР /Под ред.М. В. Соловкова. -М.: Мысль, 1981. 351 с.
  113. Основы профессиональной педагогики /Под ред.С. Я. Багишева и С. Я. Шапоринокого. М.: Высшая школа, 1977. — 504 с.
  114. А.П. Советская педагогика за 10 лет. М.: Работник просвещзния, 1927. — 67 с.
  115. Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС: По материалам Всесоюзной научно-практической конференции /дек., 1977/. -М.Политиздат, 1976, 384 с.
  116. М.А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1975. — 29 с.
  117. Пропол1енко Л.М. В.1.Лен1н I проблеми розвитку дитячо1 осо-бистост1. Початков, а школа, 1979, ДО 4, с.3−6.
  118. И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей: Автореф.дис.на соиск. ученой степени канд.пед.наук. М. 1966. — 29 с.
  119. С.Л. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1976. — 416 с.
  120. Системные исследования: Ежегодники. М.: Наука, 1969−1978,
  121. Г. ХХУ съезд КПСС о коммунистическом подходе к воспитанию. Правда, 1976, 14 сент.
  122. В.И. Диалектика как логика и методология науки. -М.: Политиздат, 1975, 247 с.
  123. В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск: Нар. освета, 1978. 288 с.
  124. В.А. Мудрая власть коллектива. -М.: Мол. гвардия, 1975. 240 с.
  125. В.А. Родина в сердце. И.: Мол. гвардия, 1978.175 с.
  126. В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1971. — 336 с.
  127. Теория эстетического воспитания /Отв.ред.Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М.: Искусство, 1979. — 255 с.
  128. В.Н. Научно-техническая революция в образовании.-М.: Политиздат. 1973. 223 с.
  129. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1974.
  130. Философия и вопросы коммунистического воспитания.- М.?Высшая школа, 1973. 174 с.
  131. В. Наставники. Парт. жизнь, 1978, й 8, с. 9−13.
  132. Человек и его работа: Социологическое исследование. М.: Мысль, 1976. — 392 с.
  133. Н.Г. Избранные педагогические произведения.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 772 с.
  134. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Сов.педагогика, 1971, № 7, с.14−17.
  135. У.Работы по библиотековедению, библиографоведению. информати
  136. К.И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти. 1917−1920 Дос. б-ка СССР им. В. И. Ленина.- М.: Книга, 1974.- 263 с.
  137. А.Я. Роль самообразования в духовном развитии личности.- В кн.: Актуальные вопросы социалистической культурыМатериалы Всесоюз.науч.конф.Ташкент, ноябрь 1980 г. Ташкент, 1981, с.108-III.
  138. А.Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учревдениях: Лекция по курсу „Педагогика“ для студ. ин-та культуры.- М., 1978. 49 с.
  139. М.А. Государственная библиотека по народному образованию им.К. Д. Ушинского и ее задачи. Биб-ки СССР: Опыт работы, 1960, вып.13, с.95−105.
  140. Е.П. Библиографическая деятельность Государственной научной педагогической библиотеки им.К. Д. Ушинского. Сов. биб-лиогр., 1976, № 2, с.29−36.
  141. М.А. Н.К.Крупская о роли рекомендательной библиогра фии в самообразовании читателей (1918−1929).-Ученые записки МГИК,-1 911 966, вып. 13, с.3−34.
  142. М.К. О системе рекомендательных библиографических пособий.- В кн.: Труды Ленянгр.гос.ин-та культуры, т.15, Л., 1964, с.38−47.
  143. Д.А. Рекомендац1йна I критична б1бл1ограф1я. В кн.: Методолог1чний зб1рник. К., 1928, с.213−219.
  144. ., Виленкин А. Рабочий читатель в библиотеке: К вопросу о рационализации педагогической работы библиотек. М.-Л.?Работник просвещения, 1930, — 88 с.
  145. А.И. Жизненные вопросы теории и практики библиографии.-Сов.библиогр., 1967, $ 2, с.3−26.
  146. А.И. Семинарий как рекомендательное пособие для специалиста. -Сов. биб ли огр., 1952,1 $ 2, с.8−13.
  147. Л.И. К вопросу о типологии читателей. В кн.?Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975, с.143−161.
  148. Э.К. Некоторые проблемы развития теории рекомендательной библиографии.- Сов.библиогр., 1975, № 3, с.57−75.
  149. Э.К. Теория рекомендательной библиографии /Состояние и проблемы/: Автореф.дис.на ооиск. ученой степени канд.пед. наук.- М., 1975. 24 с.
  150. Э.К. Основные направления классификации библиографических пособий.-Сов.библиогр., 1973, & 4, с.36−37.
  151. Э.К. Является ли пособие моделью документального потока? Сов.библиогр., 1979, й 6, с.34−39.
  152. Б1бл1ограф1я в робот1 вчителя. Рад школа, 1975, 8, с. ПО-Ш.
  153. Библиотековедческие исследования: Методология и методика.-М.: Книга, 1978. 248 с.
  154. Библиотечно-библиографическое облуживание студентов вузов (организация совместной работы библиотек разных ведомств): Метод, рекомендации. М., 1975. — 30 с.
  155. В.И. Информационные потребности различных категорий потребителей. Киев, 1970. — 23 с.
  156. М.А., Гранский В. К. О рекомендательной библиографии для специалистов. Сов.библиогр., 1966, $ 4, с.32−43.
  157. М.А., Рецензия В.И.Ленина на труд Н. А. Рубакина и ее методологическое значение.- В кн.: Труды ЛГИК.т.ЗЗ. Л., 1971, с. 242−255.
  158. М.А. Советская теория библиографии в 20-е 30-е годы. — В кн.: Труды ДГИК. т. Ю, 1961. с.97−125.
  159. М. А. Бронштейн М.П. Основы методики составления указателей: Учебн. пособие по общему курсу библиографии. Л., 1974. -143 с.
  160. .Я. Об определении библиографии. Сов.библиогр., 1961, й I, с.26−41.
  161. Н., Нейман В. Обслуживанию педагогов стройную систему. — Библиотекарь, 1972, J& 8, с.28−30.
  162. В.Т. О предмете библиографии. Сов.библиогр., 1956, вып.44, с.41−43.
  163. И.А. Становление советской теории и методики библиографии на Украине в 20-е годы. В кн.?Развитие библиографической науки в советский период: Труды Яенингр.гос.ин-та культуры. Л., 1978, с. 68−84.
  164. И.А. Становления та розвиток радянсько1 б! бл1огра-ф11 на Укра1н1: Пос1бник з1сгорП рад.616л1огр.-Харьков, 1976.-98с,
  165. З.С. Роль библиотек в удовлетворении информа^ ционных потребностей учителей. Сов. библиотековедение, 1978, № 3, с.44−56.
  166. Воспитание культуры чтения школьников. -М.: Педагогика, 197I. 128 с.
  167. Т.Н. Использование библиографического метода при дифференциации читателей. В кн.: Теоретические проблемы руководства чтением: Труды Ленингр.гос.ин-та культуры, т.ХХХШ. Л., 1977, с. I02-II3. .
  168. М.И. О рекомендательной библиографии как системе. -Сов. биб лиогр., 1971, J6 3, с.62−74.
  169. Динамика развития информационных потребностей специалистов: Сб. материалов в помощь разработке проблемы „Библиотечно-биб-лиографические ресурсы научной информации“. Вып.5 /3./» Л., 1975, 176 с.
  170. До^рова А. Д. Как работать по библиографии в области педагогических наук. Сов. педагогика, 1946, $ 2, с.95−109.
  171. Л.М. Проблемы развития библиографии о комсомоле и молодежи: Дис. на соиск. ученой степени канд.пед.наук. М., 1977,-23 с.
  172. Зерницька 0. Типов1 списки л1тератури. Б1бл1отека у соч. бу-дХвництвХ, 1936, 1Ь 8, с.27−30.
  173. H.A. 50 лет советской педагогической библиографии. -Сов.библиогр., 1968, J62, с.3−15.
  174. Н.В. История русской библиографии до начала XX века.-М., 1955, 607 с.
  175. Ю.С. На пути создания научной классификации читателей.-Сов.библиотековедение, 1977, № 2, с.36−43.
  176. Ю.С. 0 целостности библиографических пособий в помощь самообразованию. В кн.: Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. М., 1973, с.93−107.
  177. Н.П., Цынгаяов В. Т. Проблемы автоматизации работы вузовских библиотек. В кн.: Автоматизация и механизация информационной и библиотечной работы в вузе. Киев, 1978, с, 9−12.
  178. Н.П. Проблемы информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов высших учебных заведений: Авторе" дис. яа соиск. ученой степени канд.пед.наук.- М., 1978.- 20 с.
  179. Л.С. Вопросы методики библиографирования произведений В.И.Ленина в рекомендательных указателях историко-партийной тематики.-Ученые записки МГИКД968, вып. 15, с.75−90.
  180. ИсупоЕа Л.Г. К вопросу о комплексном подходе в руководстве чтением.- В кн.: Централизация библиотечной сети: Сб.трудов.М., 1977, вып.24, с.5−14.
  181. Н.С. Классификация специалистов читателей научных библиотек.- Науч. и техн.б-ки- СССР, 1972, .№ 9, с.8−9.
  182. Н.С. Особенности читательского интереса.-Библиотекарь, 1967, № 6, с.18−22.
  183. Новосибирск, 1969, с.55−62.
  184. И.К. Эффективность труда ученых и их библиотечно-библиографичеекая ориентация.- В кн.: Проблемы деятельности ученого и научных коллективов.Вып.15, Л., 1973, с.365−371.
  185. Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования чтения и читательских интересов.-М.:Книга, 1973.-327 с.
  186. Книга и чтение в жизни советского села? Проблемы и тенденции.' М.:Книга, 1978. 184 с.
  187. И.И. 1стор1я укра1нсько1 б1бл1ограф11:Дорев.пер1од /Нариси/. Харк1 В, 1977. — 374 с.
  188. Н.Ф. Из истории рекомендательной библиографии в УССР в 30-е годы. В кн.: Развитие библиографической науки в советский период: Труды ЛГИК. Л., 1978, с.109−120.
  189. О.П. Проблемы общей теории библиографии? Монография.-М.: Книга, 1975. 192 с.
  190. B.C. Комплексный подход как методологический принци идейно-воспитательной работы библиотек.-В кн.: Воплощение идей В. И. Ленина в практике библиотечного строительства в развитом социалистическом обществе. М., 1980, с.16−19.
  191. Т.Д. Библиографические материалы в журнале «Русская школа» в 1910—1914 гг..-Сов. биб лиогр., 1972, № 2, с.48−54.
  192. А.П. Проблема типологии рекомендательных библиографических пособий.-В кн.:Типологические проблемы рекомендательной библиографии: Сб.науч.трудов М., 1981, с. 32−49.
  193. Т.Д. Прогрессивный педагогический журнал.-Нар.образование, 1972, й 7 с.90−92.
  194. Ю.М. Досадные просчеты в целостной концепции. Сов. библиогр., 1976,)й5, с. 45−49.
  195. Л.А. Потребности специалистов в библиографической информации в свете развития науки и техники.-Сов.библиогр., 1976, JS 6, с.28−40.
  196. Н. Библиотека и сельский учитель: К 40-ле, тига библиотеки им. К. Д. Ушинского.- Нар. образование, 1965, й II, с.118−119.
  197. О.Н. Положение о системе пособий рекомендательной библиографии. Сов.библиогр., 1972, $ I, с.92−96.
  198. . Что читает советский учитель? /По материалам Замоскворецкой районной педагогической библиотеки/.- Вестник Просвещения, 1923, й I, с.96−106.
  199. М.В. История русской библиографии начала XX века. -/До октября 1917 годс^/. М., 1969. — 493 с.
  200. Е. Несколько слов о педагогической библиографии.-Вестник просвещения, 1928, Л> 10, с.168−169.
  201. Р. Э. Пешкова Н.Д. Учитель историк в библиотеке. -Биб-ки СССР, 1972, вып.53, с.69−80.
  202. Ю. Теоретичн! передмови орган1зац11 укра! нсько1 616л1ограф11. Б1бл1ограф1чн1 bIctI, 1926, J6 4, с.41−53.
  203. М. Бессистемная система. Нар. образование, 1962, Л I, c. III-II3.
  204. Н. Совершенствование народного образования и обеспечение научно-педагогической информацией учителей, В кн.: Информационная работа универсальных библиотек. Л., 1977, с.139−152.
  205. A.M. Современные задачи библиографии общественных наук. В кн.: Труды Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской, т.15, 1964, с.27−40.
  206. М.Н., Чулкина Т. В. Некоторые вопросы деятельности педагогических библиотек. Сов. библиотековедение, 1975, Jfc I, с.42−48.
  207. В.В. Информационно-библиографическое обслуживание учителей в массовой библиотеке. В кн.: В помощь массовым библиотекам. М., 1974, с.33−41.
  208. В. В. Стельмах В.Д. Учитель и книга.- В кн.: Советский учитель. М., 1968, с.184−219.
  209. Обслуживание учителей библиотеками страны: /Метод.рекомендации/. М., 1972. — 26 с.
  210. Г. П. Современные проблемы рекомендательной библиографии. Сов.библиогр., 1972, ДО 5, с.74−85.
  211. A.C. Современные проблемы самообразовательного чтения. В кн.: Теоретические проблемы руководства чтением: Труды ДГИК, т. ХХХШ, Л., 1977, с.59−70.А
  212. Г., Чиганова А. Информация для учителей. Библиотекарь, 1970, ДО 9, с.23−24.
  213. В. Дифференциация читателей: Новый подход. Библиотекарь, 1977, ДО I, с.70−72.а
  214. Полвека на педагогическом поприще /Гос.науч.б-ка им. К.Д.Ушин-ского. Библиотекарь, 1975, ДО 9, с.70−71.
  215. Положение о системе пособий рекомендательной библиографии. -Сов.библиогр., 1972, ДО I, с.92−96.
  216. Проблемы психологии и психологии чтения: Сб.статей. М.:Книга, 1975, 198 с.
  217. В.И. Детище Великого Октября. Нар. образование, 1947, вып. II, с.12−19.
  218. Н.М. 1нформац1йно-б1бл1ограф1чне забеспечення вчител1в.-Укр.мова I л1т. в школ1, 1977, ДО 3−4.
  219. Резолюция совещания актива библиотечных работников о научно-методической и библиографической работе библиотек.25−29 апреля 1952. 14 с. /Комитет по делам культпросветучревдений при Совете Министров РСФСР/.
  220. Л.Ю. Комплексность в рекомендательной библиографии.-В кн.: Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. М., 1973, с.80−92.
  221. Э.М. К вопросу о библиографической информативности периодических изданий /на материале педагогических журналов/.- В кн. Исследование проблем оптимизации библиотечно-библиографических ресурсов научной информации: Сб. трудов, Л., 1977, с.105−122.
  222. Э.М. О состоянии и задачах исследования информационных потребностей учителя-словесника. В кн.: Исследование проблем оптимизации библиотечно-библиографических ресурсов научной информации: Сб.трудов. Л., 1977, с.83−104.
  223. З.А. Проблема формирования системы рекомендательных пособий в помощь общему самообразованию молодежи: Автореф.дис.на соиск. ученой степени канд.пед.наук. Л., 1977, — 16 с.
  224. Г. Г. Формирование системы рекомендательно-библиографических пособий по экономике: Автореф.дис.на соиск. ученой степени канд.пед.наук. -М., 1979.
  225. H.H. Некоторые проблемы научно-педагогической информации. Сов. педагогика, 1970, $ 6, с.85−98.
  226. Н. Крупнейшая педагогическая библиотека. Нар. образов ание, 1966, JS 3, с. 12−15.
  227. K.P. Объект, целевое назначение, методика и форма библиографии в их историческом развитии. В кн.: Труды БАН СССР и ШБОН АН СССР, 1961, т.5, с.7−23.
  228. В.В. Комплексный подход в идейно-воспитательной работе библиотек /Некоторые теоретические аспекты проблемы/. Сов. библиотековедение, 1977, $ 3, с. 19−34.
  229. .А. О теории рекомендательной библиографии. Сов. библиогр., i960, № 5, с.17−29.
  230. .А. Некоторые выводы из исследования эффективности рекомендательной библиографии для руководства чтением. Сов. библиотековедение, 1974, JS 6, с.64−76.
  231. .А. О критериях эффективности рекомендательной библиографии. Б-ки СССР: Опыт работы, 1972, вып.54, с.35−53.
  232. .А. Вернемся к рекомендательной библиографии.-Сов.библиогр., 197Е, К" 4, с.74−79.
  233. С.М. Дифференциация читателей и всестороннее развитие личности.- Сов. библиотековедение, 1973, N2 б, с.66−72.
  234. Советский читатель: Опыт конкретно-социологического исследования.- М.: Книга, 1968. 348 с.
  235. Совещание по рекомендательной библиографии. 19−21 января 1961 г.: Сб.материалов.-М., 1967.- 175 с.
  236. Современные проблемы развития рекомендательной библиографии: Сб.статей.- М.: Книга, 1973.- 159 с.
  237. Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный поход.-М.: Книга, 1381.- 255 с.
  238. А.Г. Система библиографического обеспечения учителей истории и обществоведения.- Сов.библиогр., 1974, № 2, с.14−25.
  239. А.Г. Библиографическая информация в общепедагогических журналах.- В кн.: Сб. аспирантских работ Ленинградского института культуры, 1975, вып.6, с.59−82.
  240. А.Г. Состояние и задачи библиографического обеспечения учителей общеобразовав льных школ: Автореф.дис.на соиск. ученой степенишнд.пед.наук.- Л., 1975. 24 с.
  241. А.Г. Задачи библиографического обслуживания учителей современной школы. В кн.: Культура и культурное строительство в условиях развитого социализма* Сб. научных работ. Л., 1973, с.164−175.
  242. э.С. Проблемы развития советской музыкальной библиографии: Дис. на соиск. ученой степени канд.пед.наук.- М., 1973.-166 с.
  243. Д.Д. Об основных видах библиографии.-Сов.библиогр. 1960, № 5, с.30−36.
  244. К. Библиотека им.К. Д. Ушинского: К 50-летию со дня основания.- Нар. образование, 1975, й 7, с.74−76.
  245. Л.Н. О связи теоретической и практической библиографии. В кн.: Труды I Всероссийского библиографического съезда. М., 1926, с.172−176.
  246. С.А. Проблемы рекомендательной библиографии в свете марксистско-ленинского философского учения о ценностях.- В кн.: Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. М., 1973, с. 19−34.
  247. Ю.М. Деятельность Государственной библиотеки СССР им.В. И. Ленина в области теории рекомендательной библиографии.- В кн.: Национальная библиотека страны: Проблемы и перспективы. М., 1975, с.166−176.
  248. Ю.М. Молодежь нак читательская группа.- В кн.: Социально-психологические основы системы пособий для молодежи.- Сб.науч. трудов. М., 1978, с.21−27.
  249. Ю.М. О структуре рекомендательной библиографии.- Сов, библиогр.,.1971, № 2, с.30−41.
  250. E.H. Рекомендательное библиографическое сообщение как фактор идейно-воспитательного воздействия: Автореф.дис.на соиск. ученой степени канд.пед.наук. М., 1977. 16 с.
  251. В.А. Обзор русских педагогических энциклопедий идругих педагогических справочников до 1917 года /К изданию советской педагогической энциклопедии. Сов. педагогика, 1940, № I, с.123−128.
  252. В.И. О задачах библиографического отдела в специальных журналах.- Сов.библиогр., 1936, № 1/13/, с.47−50.
  253. И.А. Вопросы методики составления рекомендательных указателей для пропагандистов- В кн.: Вопросы теории, методики и эффективности использования рекомендательной исторической библиографии: Сб.трудов. М., 1980, с.3−28.
  254. Ю.В., Коваль Б. М. Важный источник научно-педагогической информации.- Сов. педагогика, 1973, № 10, с.143−147.
  255. А.А. Внеклассное чтение по географии в старших классах средней школы.- М.: Просвещение, 1964* 208 с.
  256. О.В. Методологические аспекты системного исследования библиографической продукции: Автореф.дис.на соиск. ученой степени канд.пед.наук. Л., 1979. — 19 с.-2081. Публикации диссертанта:
  257. Библиографическая ориентация в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя. /На укр.яз./- В кн.: Высшееи среднее педагогическое образование: Респ. научно-метод.сб.Вып.Ю." Киев, 1978, с.28−32 /в соавторстве/.
  258. К вопросу о формировании системы пособий рекомендательной педагогической библиографии. В кн.: Материалы 1У Всесоюзной научно-теоретической конференции аспирантов ВУЗов и рИ Министерства кулыцуры СССР: Тез. док ладов.- Тбилиси, 1978, с>. 708−711.
  259. Библиографические знания будущим учителям. — Вестник высшей школы, 1980, N2 3, с. 66 /в соавторстве/.
  260. О классификации потребителей педагогической информации
  261. В кн.: Республиканская научно-теоретическая конференция «Актуальные вопросы деятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях»: Тез.докладов.- Киев, 1981, с.232−234.
Заполнить форму текущей работой