Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у младших школьников эстетического восприятия художественной литературы в процессе библиотечной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа по формированию эстетического восприятия произведений художественной литературы у младших школьников эффективна, если в ее основе — принцип активной духовной деятельности, реализующийся в отборе произведений художественной литературы, в направленности их анализа, в методике рекомендаций, в организации процесса чтения и последующей ассоциативной литературно-художественной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
    • I. Основные направления исследований по проблемам восприятия художественной литературы младшими школьниками
    • 2. Возрастные предпосылки и особенности отношения младших школьников к произведениям художественной. литературы
    • 3. Критерии эстетического восприятия произведений художественной литературы
  • Глава 2. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИИ ПРОИЗВЩЕШМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ЧИТАТЕЛЕЙ МЛДЩ1ЕГ0 ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • I. Критерии отбора произведений художественной. литературы для самостоятельного чтения
    • 2. Предпосылки взаимодействия библиотеки и школы в работе с читателями
    • 3. Форш и методы работы, способствующие формированию эстетического восприятия произведений художественной литературы

Формирование у младших школьников эстетического восприятия художественной литературы в процессе библиотечной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В материалах ХХУТ съезда КПСС отмечено особое значение литературы и искусства в воспитании нового человека общества зрелого социализма — творческой личности строителя коммунизма:". в том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, — бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства" /12,с. 61/. Небывало возросшая роль художественной культуры во всей нашей жизни по мысли Г. М. Маркова, первого секретаря Правления Союза писателей СССР заключается в том, что «литература и искусство постоянно обогащаются мудрой политической мыслью партии, ее замыслами и делами». Выступая на ХХУТ съезде КПСС, Г. М. Марков заверил, что советские писатели приложат все силы «для создания новых глубоко партийных, истинно народных произведений о советском человеке, о нашем героическом времени» /124,с. 3/. На XIX съезде ВЖСМ было обращено внимание на необходимость комплектовать лучшими произведениями художественной. литературы юношеские и школьные библиотеки, собирать литературу для библиотек молодых городов, детских домов, интернатов, усилить роль библиотек в коммунистическом воспитании детей, подростков, юношества.

Мысль о возрастающей воспитательной роли литературы пронизывает и постановление ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» (1982 год). «Следует использовать, — говорится в документе, — все возможности для повышения воспитательного значения художественного слова, создания произведений высокого патриотического звучания, поэтизирующих служение Родине, делу партии» /17/. При этом, если иметь в виду работу детской библиотеки, то необходимо, конечно, отнести сказанное прежде всего к той литературе, которая специально издается для детей, поскольку лучшие произведения для детей воспитывают любовь к Советской Родине, к своему народу, высокие коммунистические идеалы, расширяют кругозор, приобщают юных читателей к труду, пробуждают у них интерес к знаниям и к искусству.

В своей речи на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов подчеркнул все возрастающее значение литературы v и U и искусства в формировании личности с активном жизненной позицией: «. по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь» /12а, с. 20/.

Воспитательное воздействие произведений художественной литературы возрастает, если читатель грамотен эстетически. Сегодня, когда в условиях неуклонного подъема социалистической художественной культуры осуществляется реформа в области образования, речь идет тленно об эстетической грамотности, а не только об улучшении работы по формированию и развитию навыков техники чтения, быстрого освоения информации, содержащейся в печатном тексте. Первоэлементом эстетической грамотности является эстетическое восприятие произведений искусства, произведений художественной литературы. Воспитательный потенциал художественной. литературы может быть реализован лишь в том случае, если у читателя сформирована способность эстетического восприятия литературных произведений. Поэтому мы исходим из позиции, что одним из основных путей повышения эффективности влияния произведений художественной литературы на развитие творческой. личности читателя-школьника является научно обоснован ная целенаправленная система руководства процессом формирования эстетического восприятия произведений художественной литературы, начиная с первых лет общения ребенка с книгой, с библиотекой. В соответствии с реформой общеобразовательной школы обучение детей планируется начинать с шести лет. Это позволяет выделить особые возрастные группы читателей: шести-семи и восьми-девяти лет. Дети восьми-девяти лет достаточно самостоятельные читатели. Руководя их чтением, возможно решать серьезные и сложные задачи формирования у них эстетического восприятия произведений художественной литературы, хотя начинается эта работа, конечно, еще в период дошкольного детствав детском саду, в семье.

Необходимость формирования эстетического восприятия произведений художественной литературы у читателей в целях повышения эффективности ее воздействия на развитие личности читателя-школьника в процессе библиотечной работы и недостаточная разработанность его научных основ обусловили выбор темы данного исследования. Эта проблема особо значима в работе детской библиотеки с младшими школьниками — детьми восьми-девяти лет, овладевшими техникой чтения, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы читательской культуры вообще и эстетического восприятия как ее важнейшего компонента.

Гипотеза исследования. Читателям восьми-девяти лет доступно эстетическое восприятие произведений художественной литературы. Его молено успешно формировать, если: I) отбор произведений художественной литературы, направленность их анализа при рекомендации отвечают доминантным характеристикам эстетического отношения читателей этого возраста к действительности- 2) методика рекомендаций произведений художественной литературы учитывает и активно использует возрастные особенности наивно-реалистического восприятия литературных произведений вось-ми-девятилетними читателями- 3) взаимодействуют индивидуальные и коллективные формы работы, отвечающие принципу деятель-ностной реакции читателей на произведение, побуждают и стимулируют художественную деятельность детей по ассоциации с прочитанным произведением- 4) руководство чтением художественной литературы младших школьников строится при непременном использовании других видов искусства- 5) детская библиотека и школа объединяют свои усилия в работе по воспитанию творческого читателя.

Объект исследования — учащиеся восьми-девяти лет как читатели художественной литературы.

Предмет исследования — процесс формирования у младших школьников эстетического восприятия произведений художественной литературы в условиях целенаправленной совместной деятельности детской библиотеки и школы.

Цель диссертации: научно обосновать, экспериментально проверить возможности повышения воспитательного воздействия художественной литературы на читателей младшего школьного возраста в процессе руководства их чтением, целенаправленного на формирование эстетического восприятия.

Общая цель исследования определила следующие задачи:

— выявить характерные особенности и уровни восприятия произведений художественной. литературы восьми-девятилетними читателями;

— определить основные критерии эстетического восприятия;

— обосновать специфику отбора произведений в круг чтения учащихся восьми-девяти лет с учетом задач и методов формирования эстетического восприятия художественной литературы;

— разработать методические рекомендации для детских библиотек, способствующие формированию эстетического восприятия и на этой основе повышению воспитательного воздействия литературы на читателей младшего школьного возраста.

Научная новизна исследования.

Выдвинута и реализована концепция целостного эстетического освоения произведений художественной литературы младшими школьниками на коммуникативном и посткоммуникативном этапах руководства чтением. Рекомендации по руководству чтением отвечают принципу деятельноетного отношения детей к искусству, учитывают возрастные особенности их эстетического отношения к действительности. Обоснована система плодотворного взаимодействия детской библиотеки и школы в работе по формированию у восьми-девяти-летних читателей эстетического восприятия произведений художественной литературы.

Практическая ценность работы.

Научно обоснованы и экспериментально проверены методические рекомендации, направленные на формирование у младших школьников эстетического восприятия произведений художественной литературы. Определены условия, характер форм библиотечной работы, способствующей воспитанию эстетически грамотного читателя восьми-девяти лет.

Раскрытые в диссертации критерии и компоненты эстетического уровня восприятия могут быть использованы: I) для оценки педагогической эффективности руководства чтением в библиотеке, что важно для определения ее роли и места в совместной деятельности со школой- 2) для улучшения подготовки и повышения квалификации кадров руководителей детским чтением.

Таким образом, практическая значимость исследования определяется его направленностью на совершенствование работы библиотеки по воспитанию творческого читателя-младшего школьника и, одновременно, — задачами обоснования предложений, значимых для подготовки специалистов по руководству детским чтением.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Диалектический характер наивно-реалистического восприятия — продуктивная предпосылка руководства чтением, направленного на формирование эстетического восприятия произведений художественной литературы у восьми-девятилетних читателей.

2. Целостное эстетическое восприятие произведений художественной литературы у читателей младшего школьного возраста успешно формируется, если методика руководства их чтением целе-направлена на достижение именно этого результата.

3. Основой плодотворной работы детской библиотеки по формированию эстетического восприятия произведений художественной литературы у младших школьников является принцип активной духовной деятельности.

Методологической основой диссертационного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма о воспитании, образовании, литературе, искусстведокументы Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства, посвященные вопросам идеологии, воспитательной работе школы, литературе, библиотечному делу.

Мы опирались также на работы ведущих советских ученых в области философии, психологии, педагогики, социологии, эстетики, литературоведения, библиотековедения, библиографоведения.

Решение вышеназванных задач обусловило применение во взаимодействии следующих методов исследования.

1. Анализ методологической, научной литературы по философии, психологии, эстетике, педагогике, литературоведению, библиотековедению, библиографоведению для выработки теоретической концепции диссертационного исследования.

2. Эстетико-функциональный анализ и основанный на нем отбор произведений художественной литературы для внеклассного и самостоятельного чтения учащихся младшего школьного возраста.

3. Наблюдение при изучении передового опыта библиотек и школ по руководству чтением художественной литературы и, в наибольшей мере, — при изучении и анализе особенностей отношения младших школьников к произведениям художественной литературы.

4. Анкетирование, групповые и индивидуальные беседы и интервью с учащимися, библиотекарями детских и школьных библиотек, учите, лями начальных классов.

5. Анализ библиотечной и школьной документации.

6. Анализ устных и письменных творческих работ учащихся, созданных в связи с прочитанными литературными произведениями.

7. Эксперимент, состоящий из двух этапов: констатирующего и формирующего. Задачи первого, констатирующего этапа: I) выявить характерные особенности отношения учащихся младших классов к художественной литературе- 2) определить возрастные особенности восприятия младшими школьниками произведений художественной литературы- 3) сформулировать критерии эстетического уровня восприятия читателей исследуемого возраста- 4) изучить формы взаимодействия школы и библиотеки в руководстве чтением младших школьников. В 1979;1980;х годах в библиотеках и школах Молдавии было проведено анкетирование читателей младшего школьного возраста /720/, библиотекарей детских /70/ и школьных библиотек /160/, учителей начальных классов /140/- были собраны отзывы /220/ и рисунки /90/ учащихся младших классов по прочитанным произведениям художественной. литературыбыли проведены беседы и интервью с читателями — младшими школьниками /480/ и руководителями /180/ их чтением. Таким образом было охвачено исследованием 800 детей и 370 руководителей чтением. Кроме этого, в диссертации активно использовались материалы московского Дома детской книги: было отобрано и изучено более 350 писем, которые прислали дети младшего школьного возраста. Изучение передового опыта библиотек и школ по руководству чтением художественной литературы учащимися младшего школьного возраста проводилось по литературным источникам, по библиотечной документации и путем непосредственного наблюдения. Были изучены методические материалы, изданные ГРДБ РСФСР, библиотеками РСФСР, Государственной детской библиотекой МССР им. А. С. Пушкина в помощь руководству чтением художественной литературы школьниками. На втором, формирующем этапе эксперимента решались задачи: во-первых, проверить эффективность предлагаемой модели взаимодействия библиотеки и школы по руководству чтением младших школьниковво-вторых, апробировать отдельные методики и их взаимодействие в работе, направленной на формирование эстетического восприятия произведений художественной литературы. В 1980;1982 годах предлагаемая система планирования, форм и методов индивидуальной и коллективной работы по руководству формированием эстетического восприятия произведений художественной литературы у младших школьников проверялась, совершенствовалась, внедрялась в практику библиотек и школ Молдавской ССР (ЦБС города Кишинева, Б&инецкая ЦБС Мо, лдавской ССР).

Апробация работы.

1. Основные положения диссертации доложены на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Кишиневского государственного университета имени В. И. Ленина по итогам научно-исследовательской работы за 1977;1983 годы (Кишинев, 1978;1984 годы) — на первой и второй республиканских научно-теоретических конференциях «Актуальные проблемы библиотековедения, библиографоведения и книговедения советской Молдавии» (Кишинев, 1978, 1981 годы) — на ХШ-й научно-теоретической конференции аспирантов МГИК (Москва, 1979 год) — на Всесоюзной научно-практической конференции «В. И. Ленин и современные проблемы воспитания юного читателя» (Москва, 1980 год) — на второй Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства «Актуальные проблемы культуры и искусства в свете Постановления ЦК КПСС «0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (Пермь, 1980 год) — на пятой Всесоюзной конференции аспирантов вузов и НИИ искусства и культуры «Ленинское теоретическое наследие и актуальные проблемы культуры и искусства общества развитого социализма» (Ташкент, 1980 год) — на третьей Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства «ХХУТ съезд КПСС и актуальные проблемы развития культуры и искусства» (Свердловск, 1981 год).

2. Материалы исследования нашли применение в руководстве чтением художественной литературы учащихся младшего школьного возраста в Государственной детской библиотеке МССР им.

— 12.

А.С.Пушкина, в центральной городской детской библиотеке, в детских библиотеках № I, 4, 5 ЦБС города Кишинева и школьных библиотеках Ленинского района города Кишинева, а также в детских и школьных библиотеках Ецинецкого района Молдавской ССР.

3. Материалы исследования используются в учебной работе на библиотечном факультете Кишиневского государственного университета им. В. И. Ленина при проведении занятий по учебным курсам «Методика руководства детским чтением» и «Практикум по психологии чтения» по отраслевой специализации «Библиотековедение и библиография детской литературы» — «Организация и методика руководства чтением в условиях ЦБС» по функциональной специализации «Организатор-методист библиотечного дела» .

4. Основные положения и выводы исследования используются при проведении лекций на курсах школьных библиотекарей, методистов отделов народного образования по школьным библиотекам при Институте усовершенствования квалификации учителей Министерства просвещения Молдавской ССР.

5. Внедрению материалов диссертации способствовали публикации, отражающие содержание диссертационного исследования: лекция по курсу «Методика руководства детским чтением» для студентов библиотечного факультета (1980 год) — статьи в межвузовских сборниках научных трудов (1980, 1982 годы) и в журнале «Библиотекарь» (1980 год) — тезисы выступлений на республиканских научно-теоретических конференциях (1978, 1981 годы) — материалы выступлений на научно-теоретических Всероссийских (1980, 1981 годы) и Всесоюзной (1980 год) конференциях аспирантов вузов культуры и искусства.

Цель и последовательность решения поставленных задач определили структуру диссертации, состоящую из введения, двух.

— 13 глав, заключения и приложения.

Во введении к диссертации обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи работы, определены ее новизна и практическая значимость, методы исследования.

Поскольку в диссертации исследуется проблема формирования эстетического восприятия произведений художественной литературы у читателей младшего школьного возраста в процессе библиотечной работы, то первая глава «Восприятие произведений о ft художественной литературы младшими школьниками» посвящена его специфике. Теоретическое осмысление изучаемой проблемы вызвало необходимость анализа ведущих направлений исследований по проблемам восприятия художественной литературы младшими школьниками в педагогике, возрастной психологии, библиотековедении, выявления возрастных предпосылок и особенностей отношения юных читателей к произведениям художественной литературы, определения критериев эстетического восприятия произведений художественной литературы восьш—девятилетними читателями. Раскрыта концепция диссертационного исследования, предопределенная современными задачами воспитания и развития учащихся в процессе чтения, формирования творческого читателя с учетом осуществляющейся реформы общеобразовательной школы.

Во второй главе «Совместная работа библиотеки и школы по формированию эстетического восприятия произведений художественной литературы у читателей младшего школьного возраста» в соответствии с предметом и логикой исследования обоснованы критерии отбора произведений художественной литературы для чтения учащихся младшего школьного возраста, специфика их анализа, определены предпосылки взаимодействия библиотеки и школы, формы и методы их работы с юными читателями, раскрыты условия и методические рекомендации, способствующе формированию эстетического восприятия и освоению произведений художественной литературы.

Каждые параграф и глава диссертации завершаются выводами. В «Заключении» приводятся основные обобщения и выводы по результатам всего исследования.

В приложении представлены репродукции рисунков, выполненных читателями младшего школьного возраста к прочитанным произведениям художественной.литературы.

— 15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях острой идеологической борьбы особая роль принадлежит художественной литературе, чтению как средству идейного, нравственного, эмоционально-эстетического, интеллектуального формирования личности. Возрастание роли художественной литературы предопределено характером ее специфического влияния, способствующего активизации идеологического, социального и творческого потенциала личности, что отмечается в постановлении ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» /1982, июнь/ /17 /.

Подчеркивая преобразующую роль литературы для детей, Н. К. Крупская называла детскую книгу одним из" могущественнейших орудий социалистического воспитания подрастающего поколения" /22,с"73/ и считала важной задачей «пробудить интерес к книге, пробудить интерес к чтению, потому что это поможет ребенку в дальнейшем стать строителем новой жизни» /22, с. 57 /.

Искусство выполняет свою преобразующую, воспитывающую роль лишь в том случае, если оно осваивается на соответствующем его природе эстетическом уровне восприятия. Эстетическое восприятие художественных произведений — необходимое условие формирования мировоззренчески и нравственно зрелой, гармоничной творческой личности растущего человека. Поэтому исследование теоретических и методических проблем формирования эстетического восприятия произведений художественной литературы в современных условиях особенно актуально. Каждая глава диссертации завершается выводами. Здесь же мы акцентируем лишь отдельные значимые позиции нашего исследования.

Развитие и формирование личности человека начинается в раннем детстве. Раннее детство — дошкольный и младший школьный возраст — благоприятный этап для развития и воспитания способности эстетически воспринимать произведения художественной литературы. При целенаправленной педагогической системе руководства чтением младший школьный возраст во многом может стать определяющим для развития ребенка как читателя и как личности.

Специфика отношения младших школьников к произведениям художественной литературы наиболее рельефно и своеобразно проявляется в диалектике наивно-реалистического восприятия произведений художественного творчества. Ребенок младшего школьного возраста чувствует, понимает условность искусства и одновременно сознательно включается в своеобразную игру творческого воображения автора художественного произведения. Это и дает основание некоторым специалистам полагать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не предрасположены к эстетическому восприятию произведений искусства и освоению их специфической формы, поэтики. Такая характеристика читателей восьми-девяти лет распространена в теории и практике руководства чтением и заметно тормозит творческое эстетическое и общее духовное развитие и воспитание детей.

Восьми-девятилетним читателям свойственно эмоциональное, активное отношение к произведениям художественной литературы, богатое воображение, потребность соучастия и сопереживания происходящему в художественном произведении. Возрастные особенности восприятия произведений искусства не только не замедляют работу по формированию эстетического восприятия произведений художественной литературы, но, напротив, благоприятны для ее плодотворного осуществления. При этом следует под.

— 184 черкнуть, что формирование эстетического восприятия произведений художественной литературы у читателей младшего школьного возраста возможно, если методика руководства чтением строится с учетом возрастных особенностей эстетического отношения юных читателей к действительности и к художественной литературе, если она отвечает характеру эстетического восприятия литературных произведений, продиктованному жизненным и читательским опытом детей этого возраста, если все и каждый методический прием, вся система библиотечной работы с читателями строится на основе признания и понимания детской литературы как искусства и специфического эстетического средства целостного и комплексного развития и формирования личности читателя. Такова была наша исходная гипотетическая позиция.

Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу. Исследование убедило, что восприятие произведений художественной литературы — диалектично по своей природе. Восьми-девяти-летние читатели одновременно верят в реальность изображенного в художественном произведении и понимают, что «это придумано». Такое двойственное отношение младших школьников к художественному произведению обуславливает интенсивность его воздействия на юных читателей. Для наивного реализма читателя младшего школьного возраста характерна вера в магию, в добро, в единство красоты и добра. Следовательно, если работа библиотеки строится на основе понимания, признания и учета названных особенностей отношения детей к художественной литературе, в их общем и эстетическом развитии достигаются значительные результаты. Эстетическое восприятие произведений художественной литературы доступно учащимся младшего школьного возраста.

Эксперимент показал, что успех в работе по формированию.

— 185 эстетического восприятия произведений художественной литературы закономерен в том случае, если эта работа библиотеки имеет целенаправленную установку на формирование у младших школьников эстетического восприятия, если эта работа рассматривается не как частная эпизодическая задача, а как сердцевина всей библиотечной работы с читателями-детьми.

Работа по формированию эстетического восприятия произведений художественной литературы у младших школьников эффективна, если в ее основе — принцип активной духовной деятельности, реализующийся в отборе произведений художественной литературы, в направленности их анализа, в методике рекомендаций, в организации процесса чтения и последующей ассоциативной литературно-художественной деятельности читателей, связанной с прочитанными художественными произведениями: в беседе, выразительном чтении, чтении по ролям, инсценировании, рассказывании, словесном иллюстрировании, рисунке и лепке, сочинении новых произведений. Эффективность процесса формирования эстетического уровня восприятия произведений художественной литературы находится в прямой зависимости от систематичности и гибкости применения различных форм и методов работы библиотеки и школы, предполагающей постепенное их усложнение и взаимосвязь. Принципиальной предпосылкой и условием успеха при этом есть все основания признать следующее положение: юный читатель всегда — не только объект воспитания и развития, не только объект приложения методических приемов и форм работы руководителя чтением, но и активный субъект воспитательного процесса, каковым является руководство чтением. Творческая эмоционально-эстетическая активность юного читателя, творческая атмосфера и взаимопонимание руководителей чтением и юных читателей пред.

— 186 определяют действенность всех форм работы, проведенных в эксперименте и рассмотренных во второй главе.

Исследование убедило, что залогом успешной работы по воспитанию творческого, эстетически грамотного читателя является совместная планомерная деятельность библиотеки и школы, включающая в систему руководства чтением учителя, школьного библиотекаря, школьные пионерскую и комсомольскую организации, преподавателей музыки и изобразительного искусства, отдельных родителей, имеющих склонность и определенную подготовку для библиотечной работы с детьми. Использование в библиотеке форм работы других внешкольных воспитательных учреждений, взаимодействие детской библиотеки и школы полезно для каждого из этих учреждений.

Работа библиотеки по формированию у читателей эстетического восприятия произведений художественной литературы плодотворна, если целенаправленно используются во взаимодействии разные искусства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, кино. Библиотека имеет возможность способствовать тому, чтобы произведения одного вида искусства выступали как средство активизации восприятия, усиления воспитательного и развивающего воздействия произведений других видов искусства на личность ребенка-читателя, поэтому библиотека должна иметь планомерные деловые контакты с учителями, специалистами в области музыкального, и изобразительного искусства.

Плодотворность работы по воспитанию творческого читателя зависит от идеологической зрелости, от общеэстетической, литературоведческой, библиотековедческой и общепедагогической подготовленности руководителей детским чтением к работе, отвечающей современным требованиям к детской библиотеке, как идеологическому внешкольному учреждению, как важному звену единой государственной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения, как к центру педагогической организации свободного внеучебного времени детей. Умение применять творчески разнообразные методы, приемы работы, овладение педагогическим мастерством непосредственно зависят от общей педагогической культуры руководителей чтением, от знания возрастной и социальной психологии, от сформированное^ умений и навыков самостоятельно отбирать, анализировать и оценивать произведения детской литературы как явления искусства и средство воспитания детей-читателей.

В рамках диссертационной работы невозможно исчерпать всю многоаспектность проблематики данного исследования. Оно было направлено на выявление предпосылок, форм, приемов, определение основных условий, способствующих динамичному формированию у восьми-девятилетних читателей эстетического восприятия произведений художественной литературы в целях повышения ее воспитательного воздействия на идейное, нравственное и общее духовное развитие и становление личности юного читателя в процессе совместной работы библиотеки и школы. В диссертации не нашли должного специального рассмотрения такие, например, актуальные проблемы: I) роль и место средств массовой информации в системе работы детской библиотеки по повышению воспитательного воздействия искусства- 2) исследование разных форм планирования работы по воспитанию творческого читателя. Игл целесообразно посвятить специальные исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.3, с. 7−544.
  2. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т.
  3. T.I. М.: Педагогика, 1978. — 544 с.
  4. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т.
  5. Т.2. М.: Педагогика, 1978. — 488 с.
  6. К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. T.I. 3-е изд.- М.: Искусство, 1976. 574 о.
  7. К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. Т.2. 3-е изд.- М.: Искусство, 1976. 718 с.
  8. Полн.собр.соч., т.12, с. 99 105.
  9. В.И. Что можно сделать для народного образования.
  10. Полн.собр.соч., т.23, с.348−350.
  11. В.И. Задачи союзов молодежи: Речь на 3-м Всероссийскомсъезде Российского Коммунистического Союза молодежи 2 окт. 1920 года. Полн.собр.соч., т.41, с. 298−318.
  12. Ленин и библиотечное дело: Сборник. 2-е изд. — М.: Книга, 1977. 480 с.
  13. В.И. О Боепитании и образовании: /Сборник/ 3-е изд.- М.: Просвещение, 1973. 704 с.
  14. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята
  15. ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  16. О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе: Постановление ЦК КПСС от 8 мая 1974 г. В кн.: Руководящие материалы по библиотечному делу. М., 1975, с.14−18.
  17. О дальнейшем совершенствований обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и СоЕета Министров СССР (ноябрь, 1977 г.). Правда, 1977, 29 декабря.
  18. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр.1979 г. М.: Правда, 1979. — 16 с.
  19. О 60-й годовщине образования Союза Советских социалистических республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февр.1982 г. -М.: Политиздат, 1982. 31 с.
  20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских социалистических республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 61 с.
  21. Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Докл. на совместном торжеств. заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М. — Политиздат, 1982. — 30 с.
  22. Н.К. О библиотечном деле: Сборник. М., 1957. -715 е., ил.- 190
  23. Е. Библиотека + клуб = любовь. Библиотекарь, 1982, & I, с. 33−35.
  24. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя /Подред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
  25. Л.И. и Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения «поэтики» в курсе родного языка. Вопросы психологии, 1977, № I, с. I07-II7.
  26. А.Л. Художественное мышление как эстетическаякатегория.- М.: Знание, 1981. 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», $ 4).
  27. Арановская-Дубовис Д. М. Понимание сказки дошкольником.
  28. Дошкольное воспитание, 1955, Л 10, с. 33−39.
  29. А.Д. Дети и музыка. В кн.: Шлыши и музы.1. М., 1972, с. 41−56.
  30. В.Ф. Чтение как труд и творчество. В кн.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968, с. 55−68.
  31. В. Не в жанре дело. Лит. Россия, 1980, 30 мая.
  32. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход квоспитанию школьников.- М.: Педагогика, 1980. 80 с.
  33. Л.К. Внешкольному воспитанию детей пристальное внимание педагогической науки и практики. Сов. педагогика, 1980, № 3, с. 35−42.- 191
  34. Л.И. Десятилетний читатель. Какой он? Вкн.: В помощь детским и школьным библиотекам. 1974 год. М., 1974, с. 65−77.
  35. Л.И. Ребенок и книга: 0 читателе восьми-девяти лет. М.: Книга, 1969. — 167 с.
  36. Л.И. Читатель подросток. — В кн.: В помощьдетским и школьным библиотекам. 1976.год. М., 1976, с. 34−46.
  37. В.Г. О жизни и сочинениях Кольцова. Полн.собр.соч. Т. 9. М., 1955, с. 497−542.
  38. В.Г. З^усские народные сказки. Часть I. Полн.собр.соч. Т.5. М., 1954, с. 289−450.
  39. Л.И. Психологический анализ чтения и пониманияритмически организованного текста: Автореф. дис.. канд.психологич.наук. М., 1956. — 17 с.
  40. Виблиотечно-библиографические знания школьникам: Метод.пособие. М.: Книга, 1977. — 46 с.
  41. Библиотечно-библиографические знания школьникам: Практич. пособие для руководителей детского чтения /Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1982.110 с.
  42. В.Ф. Эмоции и эстетическое восприятие. Вестник
  43. Московского университета. Сер. 7. Философия. 1982,2, с. 22−32.
  44. Л.В. Некоторые вопросы отношения школьников к искусству. Вопросы психологии, 1964, J6 I, с. 150 162.
  45. Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. Вопросы психологии, 1968, № 4, с. 96 104.
  46. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителей. 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1980. 208 с. — (Б-ка учителя *начальных классов).
  47. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  48. Ю.Б. Эстетика.- 3-е изд. М.: Политиздат, 1981.399 с., илл.
  49. . А.И. Эстетическая сущность искусства.- М.: Искусство, 1956. 292 с.
  50. В.И.Ленин и современные проблемы воспитания того читателя: Межвузовский сборник науч. трудор/ Под ред. Т. Д. Полозовой и Г. А. Ивановой. М., 1980. — 151 с.
  51. Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.
  52. М.: Просвещение, 1981. 240 с., нот.ил. — (Б-ка воспи- 193 -тателя детского сада).
  53. Взаимодействие библиотеки и школы в формировании культуры чтения учащихся 1−8 классов: Метод.- библиогр. рекомендации для руководителей детского чтения. Кишинев: Тимпул, 1980. 70 с.
  54. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред.А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 е., ил.
  55. Вопросы воспитания юного читателя: Межвузовский сборникнауч.трудов. М., 1982. — 152 с.
  56. Воспитание культуры чтения школьников: Из опыта работыучителя/ Под ред. И.Долецкой. М.: Педагогика, 1971. -128 с.
  57. Воспитание творческого читателя: (Проб.внеклас.и внешкол. работы по лит.): Кн. для учителя /С.В.Шхалков, Т. Д. Полозова, М. П. Бархота и др.- Под ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. — М.: Просвещение, X98I. — 240 с. — (Б—ка учителя лит.).
  58. Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. 323 е., ил.
  59. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологич. очерк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  60. Л.С. Психология искусства. 2-е изд., исцр. идоп.- М.: Искусство, 1968. 576 с.
  61. Л.С. Развитие высших психических функций.- М.:
  62. Изд-во АПН РСФСР, I960* 500 с.
  63. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР.- 194 -T.I. M., 1999, с. 441−469.
  64. И. И. Взаимодействие детских и школьных библио-. тек в образовательно-воспитательной работе со школьниками 1−8 классов. Дис.. канд.пед.наук.- М., 1979.205 л.
  65. И.И. Единый межведомственный план библиотечногообслуживания школьников организационная основа взаимодействия детских и школьных библиотек. — В кн.: В помощь детским и школьным библиотекам. 1980 год. М., 1980, с. 65−76.
  66. С. Воспитание искусством. Нар. образование, 1976, Jfc 3, с. 56−58.
  67. Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение:
  68. Учеб, пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  69. М. 0 том, как я учился писать. Собр.соч. в 30ти т. Т.24. М., 1953, с, 466−499.
  70. М. Письма начинающим литераторам. Собр. соч. в30. ти т. Т.25. М., 1953, с. II6-I45,
  71. Н.Л. Эстетическое воспитание на уроках пения в первом классе. В кн.: Эстетическое воспитание в начальной школе. М., 1959, с. I25-I4I.
  72. И. О содержании и психологической структуре эстетических чувств. В кн.: Эстетика и жизнь. Вып. 2. М., 1973, с. 108−137.
  73. Н.А. Воцросы эстетического воспитания. М.:1. Искусство, 1956. 208 с.
  74. И.И. Беседы о прочитанном и художественное развитие детей. Библиотекарь, 1974, № I, с. 40−44.
  75. В.Ю. Денискины рассказы: Для младшего возраста. М.: Дет.лит., 1976. — 319 с.
  76. Л.Д. Формирование эстетического восприятия поэзииу учащихся седьмого класса в процессе руководства факультативными занятиями: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1980. 18 с.
  77. В.П. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, Я 6, с. 27−42.
  78. В.П., Мунинов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. Вопросы психологии, 1973, J5 2, с.3−14.
  79. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. науч. трудов/АПН СССР, НИИ общ. педагогики /Под общ.ред.Н. А. Кушаева, В. П. Сомова. М., 1978.96 с.
  80. Искусство и школа: Книга для учителя /Сост.А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  81. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М.: Наука, 1981. — 335 с.
  82. Исследование художественных интересов школьников /Под ред. Квятковского Е. В. и Фохта-Бабушкина Ю.У. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
  83. Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.
  84. В кн.: Муз. воспитание в СССР. М., 1978, вып. I, с.58−93.
  85. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1973. — 333 с-
  86. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  87. З.И. Пути взаимодействия библиотеки с семьей в руководстве чтением школьников младшего возраста. Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1978. — 196 л.
  88. А.И. Философско-эстетический анализ процесса восприятия искусства. Дис. .канд.философ.наук. -Киев, 1976. — Г77 л.
  89. М.Г. О сущности и динамике читательского «наивного реализма».- Ленинградлан-т культуры им. Н. К. Крупской. Сборник науч.трудов. Т.62. Психологические проблемы чтения. Л., 1981, с.72−77.
  90. Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования чтения и читательских интересов.- М.: Книга, 1973. 328 с.
  91. С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися У-УП классов средней школы. Дис. .канд.пед.наук. — Киев, 1959. — 188 л.
  92. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  93. Г. В. Художественное воспитание детей в семье М.: Педагогика, 1970. 47 с.
  94. А.М. Автор- образ читатель. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 360 с.
  95. О.И. В содружестве с учителем: 0 совместной работе библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения у школьников. В кн.: В помощь детским и школьным библиотекам. 1980 год. М., 1980, с.56−65.
  96. Ленинградский ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Сборник науч.трудов. Т.62. Психологические проблемы чтения. Л., 1981. — 160 с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  98. А.Н. Проблема деятельности в психологии. -Вопросы философии, 1972, JS 9, с.95 108.- 201
  99. JI.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства. Дне.. канд.пед.наук. — М., 1976. — 158 л.
  100. Е.Д. Особенности восприятия младшими школьниками поэтических произведений: Автореф. дис.. канд. психолог, наук. М., 1975. — 19 с.
  101. И.Л. Театр и дети. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.168 с.
  102. И.Л. Театры юных зрителей как средство эстетического воспитания и образования школьников: Автореф.дис.. д-ра пед.наук.- М., 1966. 31 с.
  103. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  104. Г. М. Речь на Ш1 съезде КПСС. Правда, 1981, 27 февр., с. 3.
  105. С.Я. Воспитание словом: Статьи. Заметки. Воспоминания. М.: Сов. писатель, 1964. — 584 с.
  106. С.Я. О талантливом читателе. Собр.соч. в 4-х томах. Т.4. М., I960, с. 236−249.
  107. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сборник науч. трудов /Под ред. Е. В. Квятковского. М., 1981. — 95 с.
  108. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А.Т.Хрипковой- отв.ред.В. В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1981. 400 с.
  109. Михалков С. В, Искусство постигать искусство. Учит. газета, 1975, 13 ноября.
  110. С.В. Источник нравственного достоинства. Учит, газета, 1980, 24 янв.
  111. С.В. Учить читать. Сов. педагогика, 1983, J& 3, с. 73−76.
  112. С.В. и Лукичева Т. Научить читать и мыслить.-Библиотекарь, 1980, Jfc 8, с. 6−9,
  113. Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968. — 127 с.
  114. Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника. -Лит. в школе, 1973, № 3, с. 20−34.
  115. ОДузыка в начальной школе: Пособие для учителя /Под ред. Д. Б. Кабалевского. М., 1979. — 164 с.
  116. Ю. Жанр, таящий неисчерпаемые возможности: Интервью с писателем, Библиотекарь, 1980, & 12, с. 2629.
  117. Ш. А. Психологическая природа восприятия (с позиций теории установки). Тбилиси: Мецниереба, 1976.255 с.
  118. .М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя, — М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  119. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.410 с.
  120. В.Н. Восприятие поэтических произведений учащимися 5,7, 9^классов. Дис.. канд.пед.наук.- Шнек, 1973. — 198 л.
  121. М. Эстетическое воспитание учащихся в процессе восприятия художественного произведения. Нач. школа, 1976, 2, с. 20−25.
  122. О.Н. Специфика эстетического восприятия: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1975. — 224 с.
  123. Основные направления и принципы взаимодействия детских и школьных библиотек в обслуживании школьников 1−8 классов: Сб. науч. трудов /Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Науч.-метод.отд.- М., 1981. 131 с.- 204
  124. К.Г. Книга скитаний: Повести. Кишинев: Картя Мэлдовеняскэ, 1978. — 671 с.
  125. В.И. Деятельность школьника и его нравственное воспитание.- Сов. педагогика, 1982, $ 3, с. 18−22.
  126. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология /Пер.с франц. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  127. . Роль действия в формировании мышления.- Вопросы психологии, 1965, Л 6, с. 33−51.
  128. Э.Н. Художественное восприятие и проблема сотворчества. Дис.. канд.филос.наук.- Киев, 1976. -218 л.
  129. Р. Утренний берег: Повести и рассказы.- Л.: Дет. лит., 1964. 390 с.
  130. Т.Д. Воспитывать помыслы и чувства.- Библиотекарь, 1975, Л I, с. 75−79.
  131. Т.Д. ХХУ съезд КПСС и проблемы воспитания искусством.- Сов. педагогика, 1976, J6 II, с. II2-I20.
  132. Т.Д. Единство мысли, чувства и действия.- М.: Знание, 1978. 48 с.
  133. Т.Д. Искусство и гармоническое развитие человека. Сов. педагогика, 1972, 2, с. I09-II6.- 205
  134. Т.Д. О воспитательной ценности искусства слова.-В кн.: Эстетика и современность, М., 1978, с. II8-I38.
  135. Т.Д. О партийности и творческой сущности эстетического воспитания.- М.: Знание, 1970. 41 с.
  136. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная): 1−3 классы /Науч.руковод.Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1977. — 116 с.
  137. Развитие художественных интересов сельских школьников /Под ред.Е. В. Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина.- М.: Педагогика, 1979. 128 с.
  138. В.Д. 0 типах восприятия поэзии школьниками.- В кн.: Науч. конференция, посвящ. проблемам психологии чтения и читателя. Тезисы докладов. Л., 1971, с. 89−91.
  139. В.Д. Современная поэзия в восприятии подростков.-В кн.: Труды Ленинград, ин-та культуры им. Н. К. Крупской. Т.18. Л. Вильнюс, 1967, с. 129 — 141.
  140. Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе. Л.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  141. Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй /Пер.с итал. Ю. А. Добровольской. -М.: Прогресс, 1978. 207 с.
  142. Г. Киноискусство для детей. В кн.: Дети и кино. М., 1940, с. 5−22.
  143. С.Л. 0 мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  144. Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста. Вопр. психологии, 1956, Уе 4, с.83−94.
  145. Е. Искусство и зритель: К вопросу о сотворчестве при восприятии искусства.- В кн.: Эстетика ижизнь. Вып. 5. М., 1977, с.65−116.
  146. В. Искусство и образное мышление.- Искусство, 1976, & 9, с. 41−44.
  147. Н.Н. Внеклассное чтение в третьем классе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1975. 175 с.
  148. Н.Н. Внеклассное чтение во втором классе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1974.- 254 с.
  149. Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.: Просвещение, 1977. 207 с.
  150. Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980.- 160 с.
  151. Н.Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в1.классе.- 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1981.208 е., ил.
  152. И.М. Избранные произведения. T.I.- М.: Изд-во АН СССР, 1952. 772 с.
  153. Л.С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста, — В кн.: Известия АПН РСФСР. Вып.7. М., 1947, с.41−78.
  154. Социально-психологические проблемы чтения: Сборник научн.трудов.Вып.I. Социально-психологическая типология читателей-детей.- М., 1974.- 36 с.
  155. Социально-психологические проблемы чтения: Сборник науч.трудов. Вып.З. Социально-психологическая типология читаггелей-детей. Тип читателя, переходный от детского к подростковому.- М., 1977.- 85 с.
  156. В. Библиотекарь, воспитай читателя.- Библиотекарь, 1981,? I, с.44−47.
  157. В.В. Учитель, воспитай ученика.- Лит. газета, 1979, 28 ноябр., с. 4.
  158. Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход.- М.: Книга, 1981.- 255 е., ил.
  159. Е.В. Золотой век детства,-М.: Знание, 1981. 96 е.- (Нар.ун-т.Пед.фак., JS 3).
  160. В.А. О воспитании.- 2-е изд.- М. Политиздат, 1975.- 272 с., 1 л.портр.
  161. В.А. Сердце отдаю детям.- Кишинев: Лумина, 1978.- 239 с.
  162. .М. Психологические вопросы художественного воспитания.- В кн.: Известия АПН РСФСР, Вып. II, М.-Л., 1947, с.7−28.
  163. И.И. Нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами современного рассказа, — В кн.:
  164. В помощь детским я школьным библиотекам. 1978 год. М., 1978, с.20−31.
  165. И.И. Эстетическое воспитание школьников в библиотеке: Учеб. пособие для студентов отделения детских и юношеских библиотек. Л., 1978. — 78 с.
  166. Л.Н. Воспоминания. Собр.соч.в 14-ти т. T.I. М., 1951, с.333−396.
  167. Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. М.: Худ. лите-ратура, 1971. — 352 с.
  168. Л.Н. Что такое искусство? Полн.собр.соч. в 90 т. Т.ЗО. М., 1951, с.27−203.
  169. М. Союз муз. Библиотекарь, 1981, Л II, с.20−23.
  170. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1976. — 366 с.
  171. Художественное восприятие / Под ред.Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971.- 387 с.
  172. И.И. Б зависимости от возраста. Библиотекарь, 1980, Я I, с.27−29.
  173. И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклассного чтения в начальной школе.-М.: Просвещение, 1982. 112 с.
  174. Т.В. Устное словесное рисование. В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л., 1962, с.138−170.
  175. В.Н. Музыка в школе: Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 176 с.
  176. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  177. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом развитии школьников. Сов. педагогика, 1982, В 6, с.-61−65.
  178. С. Монтаж. Избр.произв. в 6-ти т. Т.2. М., 1964, с.156−188.
  179. Эстетическое Боепитание школьников /Под общ.ред.А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева.- М.: Педагогика, 1974. 304 с.
  180. Эстетическое воспитание школьной молодежи/Под ред.Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона.- М.: Педагогика, 1981. 272 с.
  181. Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства,— М.:Мысль, 1969.- 183 е., ил.
  182. .П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии.- В кн.: Теория эстетического воспитания. Вып.З. М., 1975, с.43−55.
  183. П.М. Психология и художественное восприятие. -В кн.: Художественное восприятие Д., 1971, с. 67−79.
  184. П.М. Психология художественного восприятия.-М.: Искусство, 1964.- 86 с.
  185. П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк.- М.: Просвещение, 1966.- 292 с.
  186. Е.В. Комическое в поэзии С.Михалкова: Автореф. дис. канд.филолог.наук.- М., 1974. 16 с.
Заполнить форму текущей работой