Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика формирования фондов музыкальных библиотек

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие годы научно-методическая работа велась вполне традиционно — в форме консультативной (устной и письменной) помощи отдельным библиотекам, организации и проведения конференций и семинаров разного уровня. Для музыкальных библиотек создавалась регламентирующая и технологическая библиотечная документация (в том числе путём адаптирования к реалиям музыкальных учебных заведений её типовых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика фондов музыкальных библиотек
    • 1. 1. Фонды музыкальных библиотек как объект музыкального фондоведения
    • 1. 2. Нотный документ как фондообразующий элемент нотно-музыкалыюй библиотеки
    • 1. 3. Возникновение и развитие фондов музыкальных библиотек
  • Глава II. Формирование фонда Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского
    • 2. 1. Начальный период (1860−1917)
    • 2. 2. Развитие библиотечного фонда в годы Советской власти
    • 2. 3. Современный период функционирования фондов
  • Глава III. Видовой состав тфонда библиотеки
    • 3. 1. Подфонд нотных изданий
    • 3. 2. Подфонд книжных изданий
    • 3. 3. Подфонд периодических изданий
    • 3. 4. Подфонд неопубликованных документов
    • 3. 5. Подфонд исторически ценных документов
    • 3. 6. Владельческие коллекции
  • Глава IV. Специфика технологии формирования фондов нотно-музыкалыюй литературы
    • 4. 1. Особенности комплектования нотно-музыкального фонда
    • 4. 2. Музыкальная «Россика» как перспективный ресурс комплектования фонда
    • 4. 3. Раскрытие фонда через справочно-библиографический аппарат

Специфика формирования фондов музыкальных библиотек (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В последнее время растет общественный интерес к исторически ценным библиотечным фондам, имеющим как национальное, так и общечеловеческое значение. Профессиональным библиотечным сообществом и на государственном уровне осознается важность их сохранения, научного изучения, введения в информационный и пользовательский оборот. В ряду этих фондов важное место занимают специальные, в число которых входят и крупнейшие музыкальные собрания.

Музыка отражает действительность опосредованно, чем отличается от человеческой речи. Для нее не обязательны утилитарные функции, в то время как эстетическая функция является важнейшей, равно, как и художественная ценность формы и содержания. Музыка как искусство понятна всем людям и близка, так как отражает многие человеческие чувства и стремления.

Особый характер информации, межчеловеческий язык общения, выражающийся в системе ее записей и основанный на использовании специальных нотных знаков, делают музыкальное искусство интернациональным. Соответственно велика интернациональная составляющая в деятельности музыкальных библиотек, так как именно они собирают, хранят нотные документы, содержащие музыкальные произведения, которые используются в любой стране людьми, умеющими читать нотный текст.

Роль музыкальных библиотек ещё более возросла в связи с появившейся необходимостью и возможностью сближения национальных культур мира.

Российские музыкальные библиотеки, начиная со второй половины XIX века, играют важную роль в развитии музыкальной культуры России, в деле образования и воспитания музыканта. Общее количество их в России составляет более четырёх тысяч1.

Актуальность диссертации обусловлена отсутствием в отечественном библиотековедении фундаментальных работ в области формирования фондов музыкальных библиотек при значительной востребованности в такой стране с развитой музыкальной культурой, как Россия, библиотек с фондом произведений академической (классической) музыки.

Представляется актуальным последовательно воссоздать, исследовать этапы истории развития и формирования фондов музыкальных библиотек разных видов.

Ведущее положение в ряду отечественных специальных музыкальных библиотек занимает Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории благодаря: объему нотно-музыкального фонда, уникальным, исторически ценным коллекциям, положенным в его основу, полноте комплектования документами, посвященными всем областям музыкального искусства, активности в раскрытии фондов, и предоставлении его пользователям, масштабности информационных ресурсов, позволяющих участвовать, практически во всех крупнейших российских и международных библиотечных проектах. За последние 10 лет она начала функционировать и как исследовательская, разрабатывая тему «Русское музыкальное наследие за рубежом» в рамках Федеральной программы «Россика».

Фонд НМБТ, в которой автор имеет честь работать почти 40 лет, в большой степени может служить эталоном, и на примере этой библиотеки можно всесторонне показать специфику формирования фондов музыкальных библиотек.

1 По данным, полученным в ходе ведущейся в НМБТ с 2003 г. работы над БД «Музыкальные библиотеки России».

Изученность проблемы. Тема в научной литературе недостаточно изучена, не обобщена.

Работ, посвященных фондам музыкальных библиотек, мало, несмотря на то особое и важное место, которое они занимают в пространстве русской и мировой культуры.

История отдельных музыкальных отечественных библиотек и их фондов отражена в публикациях, освещающих деятельность отделов нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки (РГБ и РНБ), НМБ Санкт-Петербургской государственной консерватории и других библиотекв путеводителях, в методических пособиях, в статьях, посвященных отдельным направлениям библиотечной работы с нотно-музыкальной литературой [20, 38,57−59, 105, 108, 109].

Имеется ряд исследований, рассматривающих проблемы музыкального библиотечного и информационно-библиографического обслуживания в комплексе с другими областями искусств [26, 34,35,44, 77, 84, 123].

Публикации, посвященные отдельным направлениям библиотечной работы с нотно-музыкальной литературой, включают методические пособия, работы, отражающие опыт отдельных музыкальных библиотек, учебные разработки [19, 21,25,49, 64, 74, 76, 78, 83, 87, 107, 110,117, 124].

Отраслевые путеводители и справочники дают самые общие данные по фондам отдельных музыкальных библиотек [71,72].

Информационному и библиотечно-библиографическому обслуживанию музыкантов посвящены диссертации: А. З. Юрковецкой «Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания в самодеятельных музыкальных коллективах на основе изучения специфики их потребностей» (1994 г.) [128]- Э. С. Судьи «Проблемы развития советской музыкальной библиографии» (1974 г.) [118]- Н. В. Градобоевой «Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: проблемы и методика изучения» (1996 г.) [39]- С. Л. Шугаловой «Развитие теории и практики каталогизации нотных изданий в СССР» (1970 г.) [125] и несколько других исследований в той или иной степени рассматривающих направления работы музыкальных библиотек [26, 113].

В этом ряду исследование Н. В. Градобоевой представляет интерес в аспекте рассматриваемой в диссертации темы, так как понятие «информационные потребности» являются сущностными в теории и практике формирования фондов.

Справочно-библиографические данные, базирующиеся на документальных источниках, приведены в очерке о библиотеке Московской консерватории. Обзору ее фондов предпослана краткая история их формирования и организации библиотеки [73].

Деятельности библиотеки, истории и составу отдельных коллекций посвящен ряд статей ее сотрудников [16, 17, 27−29, 54−56, 80].

Наибольшее количество публикаций по теме принадлежит автору данного исследования, обратившемуся к ней ещё в 1992 г. В работах [69, 80, 89−101, 106, 160, 161] отражены конкретные проблемы, связанные с формированием фондов нотно-музыкальных библиотек. Многоаспектное освещение тема получила в книге «Библиотека Московской консерватории. Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева» (2006) [87].

Столь незначительное количество литературных источников потребовало большой степени самостоятельности в разработке избранной темы.

Задача исследования состоит в том, чтобы выявить специфику нотно-музыкального фонда как своеобразного собрания документов, раскрыть особенности его комплектования, учёта, размещения, раскрытия справочно-библиографическим аппаратом.

Эта задача решается многоступенчато, в соответствии со следующей логикой:

— проследить историю и специфику формирования фондов музыкальных библиотек;

— определить значение нотных документов для фонда;

— уточнить понятие «ноты» как вид документов, дать краткую историю распространения и бытования этого документа на различных этапах и в контексте его эволюции, выявить основные тенденции его развития как специфического объекта комплектования;

— установить критерии отбора литературы, прежде всего — нотной, проанализировать основные источники комплектования фонда в их исторической последовательности, их значимость, изучить возможность применения общих принципов и методов формирования библиотечного фонда к данному виду документа, выделив специфические;

— охарактеризовать состояние и состав фондов разных видов музыкальных библиотек страны;

— в качестве примера раскрыть структуру и состав фонда НМБТ, его уникальность, богатство и ценность, пользовательскую востребованность, а также средства раскрытия для читателя, определить оптимальные условия его функционирования, особенности комплектования и размещения;

— представить деятельность НМБТ как библиотеки, обладающей значительными информационными ресурсами, являющейся Информационным центром страны по музыке, библиотеки, осуществляющей библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание отрасли в целом, а также разрабатывающей исследовательские направления.

Предпринимаемое исследование позволяет:

— составить целостную картину возникновения и развития фондов отечественных музыкальных библиотек, имеющих историю формирования, которая в значительной части не обследована в научной литературе, свидетельством чему служит отсутствие статистики по этим библиотекам даже на государственном уровне.

— представить историю формирования, состав фонда НМБТ как крупнейшей музыкальной библиотеки России с учетом, как общих закономерностей, так и особенностей исторического контекста.

— выявить специфику процессов формирования нотно-музыкальных фондов на примере НМБТ, имеющих 140-летнюю историю, что является важным для многоаспектной характеристики процесса формирования фондов других музыкальных библиотек.

Объект исследования: история и особенности формирования нотно-музыкальных фондов библиотек страны и НМБТ по преимуществу, поскольку в ней наиболее ярко отражено своеобразие формирования фондов, их хранения, традиций обслуживания.

Предмет изучения: видовой состав и процессы фондообразования музыкальных библиотек.

Методологической основой работы явились теоретические положения ведущих ученых в области библиотековедения, библиографоведения, музыкознания [30−32, 40−43, 45,46, 50, 51, 60, 81, 82, 111−116]:

1) Концепции фондообразования, изложенные в трудах: H.A. Рубакина, Ю. В. Григорьева, Ю. А. Гриханова, A.B. Соколова, Ю. Н. Столярова, В. И. Терешина и др. Ключевым для рассматриваемой темы является положение, высказанное H.A. Рубакиным о соответствии библиотечных фондов потребностям пользователей. «Высшей целью стремлений отечественных библиотекарей — теоретиков и практиков — на протяжении многих лет является воплощение в жизнь принципа оптимального соответствия фондов информационным потребностям общества» [103, с. 53]. Это положение впоследствии было развито и расширено проф. Ю. В. Григорьевым в его «законе соответствия» состава фондов библиотек всех типов и видов интересам и запросам всех слоев населения [40]. В качестве базовых для данного исследования автор рассматривает теорию формирования специализированных фондов, предложенную A.B. Соколовым и теорию комплектования в разработке Ю. Н. Столярова. «Комплектованием (от лат. сотркШБ — полный) называется создание и постоянное обновление библиотечного фонда документами, отвечающими задачам библиотеки и интересам абонентов. Будучи входной подсистемой формирования библиотечного фонда — оно является и ключевым звеном его» [114, с. 136].

Ю.Н. Столяровым и В. И. Терёшиным изложены научные взгляды на вопросы полноты комплектования [114,119].

В условиях современных реалий базовым можно считать и положение, выдвинутое и Ю. А. Грихановым об «осознании библиотеки как частицы человеческого сообщества, служащей каждой личности в отдельности» [42, с. 17].

2) Источники в области истории музыки и музыкознания и труды ученых-музыковедов: Д.М. Иванова-Борецкого, Ю. В. Келдыша и других [48, 68, 69].

3) В исследовании использованы сравнительный, а также дескриптивный методы изучения и характеристики документопотока в области музыкального искусства.

Источником и литературной базой исследования послужил круг опубликованных и неопубликованных материалов, посвященных музыкальным библиотекам и особенно НМБТ. Сохранившийся в библиотеке архив документов (к сожалению, разрозненный и неполный), частично охватывает ее историю с 1925 по 1960 г. г. При написании истории библиотеки в контексте формирования ее фондов использована также рукопись М. И. Медведевой, одного из директоров библиотеки, доведенная до 1944 г. [5].

Архивные изыскания автора данного исследования позволили существенно дополнить новыми материалами историю библиотеки за первые сто лет ее существования (архивы МГК, РГАЛИ, ГЦММК имени М.И. Глинки), по новому оценить знакомые факты [1−14].

История формирования фондов и деятельности НМБТ после 1966 г. исследована и изложена автором на основе библиотечных и личных архивов. Значительная часть документов никогда не публиковалась и неизвестна исследователям. К сожалению, по объективным обстоятельствамнедоступности ряда архивов, прерванной преемственности поколений библиотекарей НМБТ — не удалось от начала до конца проследить некоторые линии в развитии библиотеки.

В работе прослежены возникновение и эволюция нотопечатания, типология нотных изданий, представлены данные о возникновении и развитии музыкальных библиотек Западной Европы и России. К исследованию привлекались труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области истории нотопечатания инотоиздательского дела, музыкознания: Г. А. Виноградова, Б. Л. Вольмана, Б. П. Юргенсона, Д.М. Иванова-Борецкого, Ю. В. Келдыша и др. [33, 37, 47, 48, 52, 70, 75, 122, 127, 132, 145, 147, 148,154, 155, 157, 159, 162−165, 167, 171, 173].

Основным информационным источником в ходе работы явились фонды НМБТ, рассмотренные в исследовании многоаспектно, в т. ч., с аксиологических и источниковедческих позиций. Изучены многочисленные библиографические, нотографические указатели, справочники, каталоги нототорговых фирм, магазинов и т. д., а также каталоги российских и зарубежных библиотек [38, 48, 59,80, 106, 131,142, 150, 153, 178].

Научная новизна диссертации состоит в том, что это первая в отечественном библиотековедении работа, посвященная формированию фондов музыкальных библиотек.

В ходе исследования:

1. Дано обоснование тезиса о том, что нотно-музыкальные фонды состоят из специфического вида документов, существенно влияющих на все процессы фондообразования и фондопользования.

2. Охарактеризованы эволюция и современное состояние фондов музыкальных библиотек зарубежных стран и России, особенности их формирования.

3. Проанализирован процесс формирования фонда НМБТ, являющейся базой учебной, концертной и исследовательской работы не только Московской консерватории, но и значительного количества пользователей, как России, так и зарубежных стран. Определены этапы развития данной библиотеки, история формирования и состав исторически значимого крупнейшего фонда страны, что может явиться основанием для более общего библиотековедческого исследования, т.к. в исследовании использован большой объем архивных материалов, статистики и личный опыт.

Новизна конкретизируется в следующих научных положениях, выдвигаемых для публичной защиты.

1. Признание статуса специального библиотековедения влечёт за собой признание наличия и специального библиотечного фондоведения. В структуре специального библиотечного фондоведения правомерно выделить музыкальное библиотечное фондоведение. Основанием выделения является специфический вид документа — ноты.

2. Нотно-музыкальные фонды как предмет музыкального фондоведения имеют тысячелетнюю историю формирования, хранения и использования. Эти фонды имеют собственную специфику во всех аспектах своего функционирования: видах собираемых документов, комплектовании, обработке, размещении, условиях хранения, выдаче пользователям.

3. Моделью в определении стратегии формирования фондов нотно-музыкальной литературы является Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева. Она имеет продолжительную историю, самый богатый и разноплановый фонд среди всех музыкальных библиотек, выполняет функции научно-методического центра для библиотек музыкальных учебных заведений и информационного центра страны в области музыки, ей принадлежит заметная роль на международной арене.

Теоретическое значение. Данное исследование, первое в области музыкального фондоведения, обогащает теорию формирования фондов, конкретизирует положения, относящиеся к работе с таким специфичным документом, как ноты.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования нотно-музыкальных фондов. Обоснованные в диссертации научные положения реализованы в 40-летней деятельности диссертанта в НМБТ в качестве сначала заведующей отделом комплектования, а затем директора.

Концепция формирования и развития нотно-музыкальных фондов, разработанная автором исследования и предложенная им библиотекам музыкальных учебных заведений страны, легла в основу их комплектования и подтверждает свою научную и практическую обоснованность в течение уже нескольких десятилетий. Российский опыт формирования нотно-музыкальных фондов диссертант излагает на конференциях и конгрессах Российской библиотечной ассоциации и Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров (1АМЬ), что вызывает большой интерес и желание перенять его [89−98,160, 161].

Разработанная диссертантом и реализуемая в течение десяти лет НМБТ исследовательская программа «Русское музыкальное наследие за рубежом», позволяющая отслеживать документы русского зарубежья и докомплектовывать фонд, также находит признание у музыкальной общественности [170].

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены автором в докладах, сделанных на международных конференциях и конгрессах: в Праге (1991), в Сан-Себастьяне (1998), в Эдинбурге (2000), в.

Таллине (2003), в Гётеборге (2006), а также на всероссийских конференциях [89−98, 160, 161].

Большая часть исследования вошла в книгу: Э. Б. Рассина. Библиотека московской консерватории: Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева (М., 2006. — 207 с), а также в издание: Московская консерватория. Материалы и документы из фондов МГК имени П. И. Чайковского и ГЦММК имени М. И. Глинки (М., 2006, 1 а. л) и в восемь публикаций автора.

При всём этом главное одобрение теоретических воззрений автор усматривает в успешности формирования и эффективности использования фондов НМБТ на протяжении всего времени, в течение которого он трудится в этой библиотеке.

Заключение

.

Предпринятое исследование позволило составить целостную картину возникновения и развития фондов отечественных музыкальных библиотек, имеющих длительную историю формирования, которая в значительной части не обследована в научной литературе.

Задача исследования состояла в том, чтобы выявить специфику формирования фондов музыкальных библиотек. В ходе исследования она решалась многоступенчато:

1. Музыкальные библиотеки являются библиотеками специальными. Музыкальная библиотечная деятельность ориентирована на музыкантов, на музыкальное искусство.

2. Специфика фондов музыкальных библиотек позволяет считать правомерным существование музыкального фондоведения как разновидности специального фондоведения.

3. Теоретические проблемы музыкального фондоведения обусловлены, в первую очередь, спецификой нот как вида документа. Так как нотный документ является фондообразующим элементом нотно-музыкальной библиотеки, в диссертации уточнено понятие нот как вида документа, представлена краткая история его развития, распространения, бытования. Обозначены этапы истории возникновения и становления нотопечатания в России.

4. Зарождение профессионального музыкального образования в России, вызванное потребностью в образованных, подготовленных музыкантахисполнителях, а позднее и исследователях, — активизировали ното-издательскую деятельность в стране сначала учебной, вскоре — других видов нотных изданий, типология которых рассматривается в диссертации, а типы нотных изданий по целевому признаку явились объектом отдельного авторского исследования.

5. Развитие профессионального образования, притягательность музыкального искусства не только для профессионалов, но и для многочисленных меломанов, послужило импульсом к развитию разных видов музыкальных библиотек.

6. В диссертации дана сравнительная характеристика фондов музыкальных библиотек России и проведена параллель с различными зарубежными библиотеками в контексте их исторического развития.

Объектом исследования послужила Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, обладающая одним из старейших, крупнейших и сложнейших нотно-музыкальных фондов. По богатству и разнообразию состава его можно охарактеризовать как модельный для фондов своего профиля.

За 140 лет своей истории НМБТ, развивавшаяся параллельно с другими музыкальными библиотеками России, из небольшого подсобного фонда, служившего нуждам РМО, а затем крошечной учебной библиотеки превратилась в самую крупную музыкальную библиотеку страны и одну из крупнейших в мире.

За это время фонд НМБТ наполнялся изданиями, отражавшими 3-х вековую историю развития музыкальной культуры России, публикациями не только по музыке, но и другим гуманитарным областям знаний.

Анализ истории развития библиотеки Московской консерватории и формирование ее фондов в той или иной степени кумулирует пути развития и формирования фондов других библиотек.

Располагая наиболее мощным фондом в стране, библиотека никогда не функционировала только как библиотека Московской консерватории, обслуживая музыкантов всей страны, используя разные формы этого обслуживания.

Признание научных, методических заслуг библиотеки выразилось в том, что уже в 1941 г. она была отнесена к разряду научных руководящих библиотек.

Методическая деятельность библиотеки всегда соотносилась с требованиями времени и носила прикладной характер. Осмысление ею проблем библиотековедения, библиографоведения и информатизации диктовалось только одним: необходимостью для неё служить своим фондом музыкантам, прежде всего представителям читательской аудитории Московской консерватории — ведущего музыкального центра страны. Задачи эффективного информационно-библиотечного обслуживания как исполнительской и научной музыкальной элиты, так и студентов, заставляли библиотеку моделировать фонд на основе достижений теории и практики отечественного и зарубежного библиотечного дела.

Разрабатываемые и применяемые в НМБТ методики были распространены ею на сеть библиотек музыкальных учебных заведений страны, так как с 1941 г. библиотеке была придана функция научно-методического руководства такими библиотеками. Эта деятельность имеет общероссийское, а до 1991 г. имела общесоюзное значение. В последние годы роль методического центра для библиотек музыкальных учебных заведений вновь подтверждена — Приказом Минобразования России за № 1247 от 27.04. 2000 г. Прил. № 2.

Многие годы научно-методическая работа велась вполне традиционно — в форме консультативной (устной и письменной) помощи отдельным библиотекам, организации и проведения конференций и семинаров разного уровня. Для музыкальных библиотек создавалась регламентирующая и технологическая библиотечная документация (в том числе путём адаптирования к реалиям музыкальных учебных заведений её типовых образцов). Однако со временем перечисленные формы научно-методической работы перестали в полной мере удовлетворять и саму библиотеку, и тех, кому она помогала.

К 1960 гг. НМБТ становится постоянным членом 1АМЬ.

Цели ассоциации состоят среди прочего в том, чтобы содействовать внедрению новейших достижений в области сохранности музыкальных документов.

К 2006 г. Ассоциация музыкальных библиотек насчитывает более 1900 членов из 53 стран. Это национальные комитеты, учреждения и организации, работающие с музыкальной документацией, а также отдельные специалисты. Комиссии 1АМЬ дифференцированы по типам и видам библиотек, а также по направлениям деятельности (предметные). Первая группа объединяет библиотеки информационных центров и архивов, библиотеки радио и оркестров, библиотеки высших музыкальных учебных заведений и университетов, публичные и научные библиотеки.

Независимо от возможности присутствия на международных встречах 1АМЬ, библиотека ежегодно представляла и представляет доклады, посвящённые формированию своих фондов, собственной деятельности, различным проблемам отечественного музыкального библиотековедения, а также (очно или заочно) включается в обсуждение научно-практических вопросов — в том числе систем классификации, правил каталогизации, обмена изданиями, обслуживания информационных потребностей [141, 152, 171].

Начиная с 1969 года библиотека последовательно становится участницей трёх международных библиографических проектов: ШЬМ, Ш8М, ШРМ, становясь крупнейшим в России производителем и поставщиком информационных ресурсов в области отечественного музыкального искусства.

Проведенное многоаспектное исследование этапов формирования фондов НМБТ и современного их состояния позволяет определить перспективные задачи дальнейшего развития НМБТ:

1. Обеспечение доступа к знаниям и информационным ресурсам, путем развития и поддержания фондов библиотеки: комплектования, организации, сохранения, обеспечения безопасности фондов и их использования. Комплектование тех материалов, которые активно востребованы сегодня или будут востребованы в будущем. В виду ограниченности бюджета комплектование потребует более жёсткого отбора изданий, расширения сегмента электронных изданий.

2. Улучшение условий хранения и обработки фондов, качества переплёта и копирования изданий, консервации наиболее нуждающихся в этом экземпляров.

3. Создание ряда электронных коллекций в целях сохранности документов и для обеспечения удаленного доступа к фонду.

4. Расширение удалённого доступа к отдельным справочно-информационным ресурсам за счёт партнёрских и корпоративных проектови отечественных, и международных.

Исследование технологии формирования фондов музыкальных библиотек позволило диссертанту подробно проанализировать процесс комплектования и выявить критерии отбора нотно-музыкальной литературы, показатели, влияющие на определение ценности изданий, основные источники комплектования. Были изучены возможности применения общих принципов и методов формирования библиотечного фонда к данному виду документов, выделены специфические принципы. Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Основным фондообразующим элементом музыкальных библиотек является особый вид документов — ноты, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей особого пользователямузыканта. Это и определяет специфику формирования фонда музыкальных библиотек: комплектование, моделирование, учёт, размещение, хранение и выдача, справочно-поисковый аппарат.

2. Комплектование фонда музыкальной библиотеки опирается на её сущностные функции и определяется законом соответствия состава фонда информационным потребностям пользователя.

3. Нотно-музыкальный документопоток специфичен и разнообразенценность документов трудно определить, не трансформируя традиционные критерии отбора.

4. Система отбора нотно-музыкальных документов основана на разработанной библиотекой стратегии комплектования, созданной модели отбора (Тематико-типологическом плане комплектования), интегрирующей его критериальную базу, и в ряде случаев — на экспертной оценке специалистов в различных областях музыкального искусства.

Выполненная работа является первым исследованием в области формирования фондов музыкальных библиотек. Описанные в ней принципы формирования их, выработанные НМБТ за 140 лет своей истории, специфика отбора изданий, принятая система обслуживания, расстановки и другие процессы могут быть использованы не только самой НМБТ, но и всеми библиотеками музыкального профиля.

СПИСОК АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Leipzig, 1886 (Бёме Ф. М. История танца в Германии).
  2. И. Русская поэзия в русской музыке. Пг., 1
  3. Н.М. Русская периодическая печать 1703 -1900 гг. Пг., 1
  4. Г. Музыкальный словарь. М., 1901−1
  5. Русский биографический словарь Рус. ист. о-во. 1896−1
  6. В. Русские и иностранные оперы, исполнявшиеся на императорских театрах в России в XVIII и XIX столетиях. СПб., 1
  7. Театральная периодика: В 2 т. Т. I: 1774- Т. II: 1917−1940. М., 1
  8. Энциклопедический словарь: В 82 т. М.: Брокгауз и Ефрон, 1890−1907.
Заполнить форму текущей работой