Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Построение информационно-предметной среды учебного кабинета вуза на основе эргономического подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе теоретического анализа психолого-педагогической и технической литературы были определены теоретические основы педагогико-эргономического обеспечения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза. Под информационно-предметной средой учебного кабинета нами понимается часть образовательной среды учебного кабинета, окружение субъекта в учебном кабинете, включающее в себя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ВУЗА НА ОСНОВЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Сущность информационно-предметной среды учебного кабинета вуза
    • 1. 2. Эргономический подход как научная и технологическая основа педагогико-эргономических условий построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза
    • 1. 3. Характеристика педагогической деятельности преподавателя в контексте информационно-предметной среды учебного кабинета вуза
    • 1. ^.Характеристика учебной деятельности студента в контексте информационнопредметной среды учебного кабинета вуза
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИКО-ЭРГОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ВУЗА
    • 2. 1. Факторы построения и педагогико-эргономические требования к информационнопредметной среде учебного кабинета вуза
    • 2. 2. Анализ информационно-предметной среды учебных кабинетов на основе эргономического подхода
    • 2. 3. Построение информационно-предметной среды учебного кабинета с учетом педагогико-эргономических условий
  • Выводы по главе 2

Построение информационно-предметной среды учебного кабинета вуза на основе эргономического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время система отечественного высшего профессионального образования находится в состоянии модернизации, необходимость которой на современном этапе очевидна, так как проблема подготовки высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов становится особенно актуальной в условиях глубоких структурных изменений в обществе. Изменения в сфере образования продиктованы не только сменой приоритетов в образовании, но и потребностью общества в специалистах, профессионально и мотивационно готовых к преобразующей деятельности, к непосредственному проведению в жизнь тех преобразований, которые обусловлены развитием системы образования. Обязательным условием достижения глобальных целей личности, общества, органов государственной власти, работодателей является качественное высшее профессиональное образование. Для получения качественного образования должны быть обеспечены необходимые ресурсы, в том числе и качественная информационно-предметная среда учебных кабинетов вузов.

Увеличение плотности потоков информации, содержания учебного материала, внедрение в учебный процесс активных методов обучения, увеличение удельного веса тех форм организации учебных занятий, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для протекания процессов взаимодействия студентов в достижении целей обучения, диктуют необходимость совершенствования информационно-предметной среды учебного кабинета как места непосредственного осуществления образовательного процесса, взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Практически во всех вузах открываются (лицензируются) новые специальности, новые направления подготовки студентов. Профессиональная подготовка студентов должна иметь соответствующее обеспечение не только профессорско-преподавательскими кадрами, но и соответствующей информационно-предметной средой учебных кабинетов.

Проблемам оснащения учебных кабинетов, в частности изучению вопросов организации образовательной среды, созданию средств обучения и технологий их использования посвящены работы ИИ. Дриги, А. А. Макарени, Т. С. Назаровой, Н. А. Пугал, Н. Н. Суртаевой и др. Практически все исследователи отмечают, что учет результатов эргономических исследований является обязательным условием создания образовательной среды. Несмотря на то, что многие ученые занимались разработкой средств обучения, частными вопросами оснащения школьных учебных кабинетов, недостаточное внимание уделялось вопросам создания педагогико-эргономических условий построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза.

Научной разработкой обеспечения учебных дисциплин в вузе занимались Г. Георгиев, В. Я. Ляудис, Е. С. Полат, Н. В. Чекалева и др. Исследования в области педагогической эргономики принадлежат Н. С. Алишеву, М. В. Антроповой, А. С. Егорову, В. М. Мунипову, Т. С. Назаровой, Е. С. Полат и др. Однако эти авторы не ставили задачей исследование педагогико-эргономических условий построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза.

Таким образом, необходимость нашего исследования продиктована противоречием между потребностью в качественной информационно-предметной среде учебного кабинета вуза и отсутствием теоретических разработок и практических исследований педагогико-эргономических условий построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, обеспечивающих её качество и комфортность образовательной деятельности субъектов образовательного процесса.

Объективно существующая проблема заключается в следующем: какими должны быть педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза для обеспечения её качества.

Определение проблемы позволило сформулировать тему диссертационного исследования «Построение информационно-предметной среды учебного кабинета вуза на основе эргономического подхода».

Цель: теоретически и экспериментально обосновать педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, обеспечивающие качество подготовки будущих специалистов и комфортность образовательной деятельности субъектов образовательного процесса.

Объект: информационно-предметная среда учебного кабинета вуза.

Предмет: педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза.

Гипотеза: построение информационно-предметной среды учебного кабинета вуза будет способствовать комфортности учебной деятельности субъектов образовательного процесса и, как следствие, повышению качества подготовки будущих специалистов при реализации следующих педагогико-эргономических условий:

• понимание информационно-предметной среды учебного кабинета вуза как предметного контекста будущей профессиональной деятельности, включающего материально-техническое и учебно-методическое обеспечение;

• учет педагогико-эргономических факторов, лежащих в основе построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза;

• учет педагогико-эргономических требований к информационно-предметной среде учебного кабинета вуза;

• критериальный аппарат оценки качества информационно-предметной среды учебного кабинета вуза основан на эргономическом подходе и включает оценку образовательных результатов.

Задачи:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и технической литературы определить теоретические основы педагогико-эргономического обеспечения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза.

2. Выявить педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза.

3. Разработать критерии качества информационно-предметной среды учебного кабинета вуза на основе эргономического подхода.

4. Экспериментально проверить качество информационно-предметной среды учебных кабинетов вуза на основе эргономического подхода.

Методологической основой исследования являются:

— средовый подход: изменение качества самой среды человека, которая из фона превращается в действующую реальность (Н.Н. Моисеев), изменение характера взаимодействия личности со средой, усиление роли информационных обменов и изменение их направленности (М. Мид), возрастающая потребность в коммуникативной рационализации жизнедеятельности людей (П. Сорокин, Ю. Хабермас), культуротворческий аспект образовательной среды (А.А.Макареня);

— эргономический подход, являющийся реализацией требований эргономики в образовательном процессе.

Теоретическую основу составляют:

• научные исследования эргономики и эргономического подхода Е. В. Ворониной, В. П. Зинченко, А. АКрылова, А. Б. Леоновой, В. М. Мунипова, Т. С. Назаровой, Н. А. Пугал и др.;

• научные исследования оснащения учебных кабинетов Т. Е. Балабановой, В. П. Голов, А. А. Грабецкого, Л. М. Зельмановой, Т. М. Коджаспировой, Т. С. Назаровой, В. Н. Наумчика, Н. А. Пугал и др.;

• положения средового подхода (В.А.Козырев, В. П. Лисицкая, А. А. Макареня, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, С. Ю. Полуйкова, А. Л. Портянская, В. И. Слободчиков, И. В. Феттер, В, А. Ясвин и др.);

• теория деятельности (В.В.Богословский, В. В. Давыдов, Т. В. Габай, И. И. Ильясов, Н. В. Кузьмина, ВЛ. Ляудис, Р. А. Низамов, В. А. Сластенин и др).

Методы исследованиятеоретический анализ психолого-педагогической и технической литературы по исследуемой проблеме, структурно-функциональный анализ объекта, тестирование, опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервьюирование, статистические методы обработки результатов.

Основные этапы исследования: На первом этапе (2002;2004гг.) осуществлялось изучение, осмысление и анализ философских и эргономических основ педагогической эргономики, эргономического подхода к организации образовательного процесса в вузе, определение теоретико-методологической базы и научного аппарата исследования.

На втором этапе (2004;2006гг.) производился анализ учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя, формулировались педагогика-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, определялись критерии качества информационно-предметной среды учебного кабинета, уточнялся научный аппарат исследования, был осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2006;2007гг.) велось обобщение и систематизация результатов исследования, осуществление итоговой обработки материала, оформление текста диссертационного исследования.

База исследования: химико-биологический, исторический факультеты Омского государственного педагогического университета.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, использованием совокупности методов, адекватных предмету исследования, количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту;

1. Педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза понимаются нами как обстоятельства, которые обеспечивают формирование профессиональных знаний, умений, профессиональных компетентностей, развитие профессиональной направленности личности с учетом комплекса антропометрических, физиологических, психологических особенностей человека, проявляющихся в процессе использования возможностей информационно-предметной среды. К ним относятся: понимание информационно-предметной среды учебного кабинета вуза как предметного контекста будущей профессиональной деятельности студентов, учет педагогико-эргономических факторов построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, учет педагогико-эргономических требований к информационно-предметной среде учебного кабинета вуза, оценка качества информационно-предметной среды учебного кабинета вуза осуществляется на основе эргономического подхода и учитывает образовательные достижения.

2. Информационно-предметная среда учебного кабинета вуза — это часть образовательной среды, окружение субъекта в учебном кабинете, включающее в себя материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, являющееся предметным контекстом будущей профессиональной деятельности. Структурными компонентами информационно-предметной среды учебного кабинета вуза являются:

— по элементному составу: внутренние правила поведения, обеспечивающие личную и общественную безопасность, средства обучения и системы их хранения и размещения, учебное оборудование, временные и постоянные экспозиции;

— с позиции зонирования: рабочее пространство преподавателя, рабочее пространство студента, каркас.

3. При построении информационно-предметной среды учебного кабинета вуза необходимо учитывать педагогико-эргономические факторы, к которым отнесены:

— назначение учебного кабинета: о для занятий только по одной учебной дисциплинео для занятий по смежным учебным дисциплинамо для занятий по различным учебным дисциплинам;

— превалирующие в данном учебном кабинете формы учебной деятельности студентов;

— используемые педагогические технологии;

— особенности изучаемой в данной информационно-предметной среде учебного кабинета вуза дисциплины: о предметы естественнонаучного циклао предметы гуманитарного цикла;

— климат помещения.

4. При построении информационно-предметной среды учебного кабинета вуза необходимо учитывать следующие педагогико-эргономические требования:

— организационные, определяющие порядок работы в информационно-предметной среде учебного кабинета;

— функциональные: каждый элемент информационно-предметной среды должен быть функционально-значимым, то есть иметь свое предназначение, и использоваться в ходе образовательного процесса;

— требование соответствия: информационно-предметная среда учебного кабинета вуза должна соответствовать стартовым возможностям субъектов, особенностям учебной программы, требованию профессиональной направленности, антропометрическим параметрам студентов и преподавателей, психофизиологическим особенностям субъектов образовательного процесса;

— коммуникационные: информационно-предметная среда учебного кабинета вуза должна обладать достаточностью и комфортностью информационных, зрительных и слуховых связей, наличием необходимой свободы движения и перемещения в ходе образовательного процесса;

— требование совместности: создание информационно-предметной среды учебного кабинета должно происходить при совместной работе всех субъектов образовательного процесса.

5. Критериями качества информационно-предметной среды учебного кабинета вуза являются эргономический и критерий образовательных достижений. С позиции преподавателя показателями эргономического критерия являются:

1) умственная утомляемость преподавателя;

2) уровень субъективного комфорта преподавателя;

3) рациональность подготовки и проведения учебного занятия в данной информационно-предметной среде учебного кабинета;

4) удовлетворенность информационно-предметной средой учебного кабинета.

С позиции студента показателями являются:

1) умственная утомляемость студента;

2) субъективный комфорт;

3) удовлетворенность информационно-предметной средой учебного кабинета.

Критерий образовательных достижений оценивается по таким показателям как знания, умения студентов по учебным дисциплинам (в том числе о построении информационно-предметной среды учебного кабинета), которые ведутся в данной информационно-предметной среде учебного кабинета вуза, а также уровень развития компетентностей студентов.

Научная новизна исследования состоит в том, что: •выявлены педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, понимаемые как обстоятельства, при которых обеспечивается качество информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, комфортность педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности студента и, как следствие, качество подготовки будущих специалистов- •выделены педагогико-эргономические требования к информационно-предметной среде учебного кабинета вуза (организационные, функциональные, требования соответствия, коммуникационные, требование совместности);

•выделены факторы построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза (назначение учебного кабинета, превалирующие формы учебной деятельности студентов, используемые педагогические технологии, особенности изучаемой в данной информационно-предметной среде учебного кабинета вуза дисциплины, климат помещения) — •разработан критериальный аппарат, позволяющий оценивать качество информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, представленный эргономическим критерием и критерием образовательных достижений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: •выявлены особенности педагогической деятельности преподавателя в контексте информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, которая осуществляются в рамках рабочего пространства, включающего рабочее место преподавателя, систему хранения средств обучения, мебель и приспособления для использования средств обучения, средства обучения, медиатеку, учебно-методические материалы для преподавателя, тематические учебные материалы для студента;

•выявлены особенности учебной деятельности студентов в контексте информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, которая осуществляются в рамках рабочего пространства, содержащего меньшее количество компонентов, нежели рабочее пространство преподавателя, а именно рабочее место студента, мебель и приспособления для использования средств обучения, средства обучения, медиатеку и тематические учебные материалы для студента;

•конкретизировано понятие «информационно-предметная среда учебного кабинета вуза» посредством рассмотрения окружения субъекта в учебном кабинете, являющееся предметным контекстом будущей профессиональной деятельности;

•выделены структурные компоненты информационно-предметной среды учебного кабинета вуза с позиции зонирования (рабочие пространства студента и преподавателя, каркас) и элементного состава (внутренние правила поведения, средства обучения и система их хранения, учебное оборудование, экспозиции).

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

• разработаны педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, обеспечивающие ее пригодность формировать профессиональные знания, умения, навыки, способность развивать профессиональную направленность личности с учетом комплекса антропометрических, физиологических, психологических особенностей человека, проявляющихся в процессе использования возможностей информационно-предметной среды;

• разработан лист оценки качества информационно-предметных сред учебных кабинетов вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через выступления на аспирантских и методологических семинарах. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались на четырех Международных научно-практических конференциях: «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» (г.Воронеж, 2006), «Педагогическое образование в педагогических и непедагогических вузах и колледжах» (г.Москва, 2006г), «Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции» (г.Курган, 2006), «Инновационное образование: проблемы, поиски, решения» (г. Казань, ноябрь 2006) — на заочной электронной конференции «Интеграция науки и образования» (апрель 2007), на ежегодных аспирантско-магистерских научно-практических конференцияхпосредством публикаций результатов исследования (11 публикаций, в том числе 1 в реферируемом ВАК журнале). Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (178 источников), приложений (6), иллюстрирована таблицами (11), рисунками (16).

Выводы по главе 2.

1. Рассмотрение частных требований и условий эксплуатации, особенностей использования элементов информационно-предметной среды учебного кабинета как среды образовательной деятельности студентов и преподавателя позволило выделить следующие педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза: педагогико-эргономические факторы построения и педагогико-эргономические требования к информационно-предметной среде учебного кабинета вуза.

2. Критериями качества информационно-предметной среды учебного кабинета вуза на основе эргономического подхода являются эргономический критерий и критерий образовательных достижений. Эргономический критерий оценивает качество информационно-предметной среды с позиции преподавателя и позиции студента. Показателями являются субъективный комфорт, уровень умственного утомления и удовлетворенность информационно-предметной средой учебного кабинета. Так как подготовку информационно-предметной среды учебного кабинета к учебному занятию и её использование в ходе занятия происходит под руководством преподавателя, то с позиции преподавателя показателем эргономического критерия является фотографирование подготовки и проведения учебного занятия.

3. В ходе анализа трех информационно-предметных сред различных учебных кабинетов были получены следующие результаты. По показателю удовлетворенности информационно-предметной средой учебного кабинета доступности учебно-методического обеспечения соответствовал самый низкий индекс удовлетворенности. Значения индекса субъективного комфорта студентов трех сред достоверно различаются. При этом более высокому значению среднего индекса субъективного комфорта соответствует более высокое значение по листу оценки качества информационно-предметной среды учебного кабинета. По значениям индекса умственного утомления статистический критерий достоверности различий стремится к критическому значению. При этом более высокому среднему значению индекса умственного утомления соответствует более низкое значение по листу оценки качества информационно-предметной среды учебного кабинета. Индексы субъективного комфорта и умственного утомления преподавателей входят в пределы значений, наблюдаемых у студентов.

4. На примере педагогического учебного кабинета были конкретизированы педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза. Условие представления информационно-предметной среды учебного кабинета как предметного контекста будущей профессиональной деятельности обусловило выделение две зоны: лекционной и самостоятельных работ. Рассмотрение факторов построения определило следующие позиции: необходимость двух типов рабочих мест, содержательное наполнение формируется на основе рабочих программ по педагогическим дисциплинам, необходимость реализации различных систем (человек-человек, человек-техника и т. д.). Также были учтены педагогико-эргономические требования к информационно-предметной среде.

Заключение

.

Цель исследования состояла в выявлении педагогико-эргономических условий построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза на основе эргономического подхода, обеспечивающие качество информационно-предметной среды учебного кабинета вуза и комфортность образовательной деятельности субъектов образовательного процесса. В ходе исследования были получены следующие результаты.

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и технической литературы были определены теоретические основы педагогико-эргономического обеспечения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза. Под информационно-предметной средой учебного кабинета нами понимается часть образовательной среды учебного кабинета, окружение субъекта в учебном кабинете, включающее в себя материально-техническое обеспечение и учебно-методическое обеспечение, являющееся предметным контекстом будущей профессиональной деятельности. Говоря «информационно-предметная среда», мы предполагаем, что каждый предмет данной среды содержит информацию. С позиции зонирования информационно-предметной среды учебного кабинета вуза состоит из рабочих пространств студентов и преподавателя и каркаса. По элементному составу информационно-предметная среда учебного кабинета состоит из внутренних правил поведения, средств обучения, систем их хранения и размещения, учебного оборудования и экспозиций. Педагогико-эргономические условия построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза понимаются нами как обстоятельства, при которых простраиваемая информационно-предметная среда учебного кабинета вуза способствует формированию профессиональных знаний, умения, личностно-профессиональных компетентностей, развитию профессиональной направленности личности с учетом комплекса антропометрических, физиологических, психологических особенностей человека, проявляющихся в процессе использования возможностей информационно-предметной среды. При построении информационно-предметной среды учебного кабинета вуза необходимо учитывать особенности педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности студента в контексте информационно-предметной среды учебного кабинета. Образовательная деятельность преподавателя и студентов происходит в рамках рабочих пространств. Чем больше рабочее пространство стремится к границам информационно-предметной среды учебного кабинета вуза, тем больше взаимодействие субъектов образовательного процесса и данной среды. Рабочие пространства преподавателя и рабочее пространство студентов являются взаимопересекаемыми. Рабочее место, являющееся компонентом рабочего пространства должна учитывать рабочую позу субъекта.

2. К педагогико-эргономическим условиям построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза мы относим: понимание информационно-предметной среды учебного кабинета вуза как предметного контекста будущей профессиональной деятельности, педагогико-эргономические факторы построения и педагогико-эргономические требования к информационно-предметной среде учебного кабинета вуза. К педагогико-эргономическим факторам построения информационно-предметной среды учебного кабинета вуза относятся назначение учебного кабинета, предполагаемые формы учебной деятельности, особенности учебной дисциплины и климат помещения. Количество учебных дисциплин определяет содержательное наполнение информационно-предметной среды: в соответствии с одной рабочей программой, программами смежных учебных дисциплин или рабочими программами различных дисциплин. Соответственно чем больше и разнороднее учебные дисциплины, преподаваемые в данном учебном кабинете, тем сложнее организовать информационно-предметную среду учебного кабинета. Предполагаемые формы учебной деятельности определяют особенности планировки информационно-предметной среды и рабочие позы студентов. Особенности изучаемой в информационно-предметной среде учебного кабинета дисциплины определяют особенности организации рабочих мест преподавателя и студента и особенности цветового решения (способствующие аккуратности, точности или высказыванию своей точки зрения, уверенности). Климат помещения обуславливает особенности цветового решения по тепловому и световому ощущению. В ходе анализа требований к элементам информационно-предметной среды учебного кабинета и условий их использования выявлены педагогико-эргономические требования к информационно-предметной среде учебного кабинета вуза, включающие пять групп требований: S Организационные требования определяют порядок работы в информационно-предметной среде учебного кабинета. К ним относятся внутренние правила поведения, наличие инструкций по использованию учебного оборудования и средств обучения и т. д. S Функциональные: каждый элемент информационно-предметной среды (материально-технического обеспечение и учебно-методическое) должен быть функционально-значимым, то есть иметь свое предназначение, и должен, так или иначе, использоваться в ходе образовательного процесса. S Требования соответствия конкретизируются в том, что информационно-предметная среда учебного кабинета должна способствовать обеспечению одинаковых стартовых возможностей, должна учитывать особенности учебной программы, быть профессионально направленной, с позиции эргономики размеры учебной мебели, масса передвижных технических средств и средств обучения и т. д. должны соответствовать антропометрическим параметрам студентов и преподавателей, психофизиологические особенности субъектов образовательного процесса должны учитываться в цветовом оформлении, в размещении рабочих столов, в том числе компьютерных столов, в восприятии информации и т. д. S Коммуникационные требования предполагают достаточность и комфортность информационных, зрительных и слуховых связей, наличие необходимой свободы движения и перемещения в ходе образовательного процесса. S Требование совместности: создание информационно-предметной среды учебного кабинета должно происходить при совместной работе всех субъектов образовательного процесса, то есть информационно-предметная среда должна быть в равной степени ориентирована на деятельность преподавателя и на деятельность студентов.

3. Разработаны критерии качества информационно-предметной среды учебного кабинета вуза на основе эргономического подхода. Ими являются эргономический критерий и критерий образовательных достижений. Показателями по эргономическому критерию являются уровень субъективного комфорта, уровень умственного утомления, удовлетворенность информационно-предметной средой учебного кабинета. Измерение показателей производится у всех субъектов образовательного процесса: преподавателя и студента. Также показателем эргономического критерия является фотографирование подготовки и проведения учебного занятия путем наблюдения. Показателями критерия образовательных достижений являются количество и качество участия в студенческих мероприятиях по данной учебной дисциплине, коэффициенты усвоения знаний, уровень развития компетентностей результаты экзаменов и другие официально признанные оценки.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы для подтверждения выдвинутой гипотезы был произведен анализ различных информационно-предметных сред учебных кабинетов по эргономическому критерию и критерию образовательных достижений, а также по листу оценки качества информационно-предметных сред. Установлено достоверное различие в уровне субъективного комфорта, различие в уровне умственного утомления. При этом более высокому значению по листу оценки качества информационно-предметной среды учебного кабинета соответствует более высокий уровень субъективного утомления и более низкий уровень умственного утомления. На основе полученных в ходе констатирующего этапа результатов были выделены направления совершенствования информационно-предметной среды педагогического учебного кабинета с соблюдением педагогико-эргономических условий построения, реализованных на формирующем этапе исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Р. Современный кабинет химии в условиях экологизации школьного химического образования: Текст. Дисс.к.п.н.-M., 1995 -229с.
  2. В.Н. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза в учебном процессе: Текст. Дисс.к.п.н. Н. Новгород, Нижегородский ГПУ, 1996 — 198с.
  3. А.С. Эргономическая биомеханика М.: Радио и связь, 1989
  4. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974.-384с.
  5. В.М. Учебная деятельность студентов.Текст. Справочное пособие для абитуриентов, студ., молодых преподавателей./ Арыдин В. М., Атанов Г. А. Донецк «ЕАИ-пресс», 2000. — 180 с.
  6. Т.Е. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете физики средней школы. Текст./ Е. Т. Балабанова // Преподавание физики в высшей школе М.: Прометей, 1997 -№ 11-с.3−11
  7. В. Критерии эффективных школ. Текст./ Баранова В. Ковалева Г. //Народное образование 2007- № 4 — с. 156
  8. А.А. Основы педагогической эргономики: Учебное пособие.Текст./А.А.Белов СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002−94с.
  9. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1996. — 226с.
  10. Ю.Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. -М.:Педагогика, 1989. 192 с.
  11. П.Блинов В. М. Эффективность обучения (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1986.
  12. Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. Текст./ Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
  13. Г. А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 179 с.
  14. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. З-е. М., Издательство «Советская энциклопедия», 1970. — Т. 17. — 632 с.
  15. Н.С. Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза: Дисс. канд.пед.наук. Омск, 2006.
  16. В.Н. Концепция построения естественнонаучного образовательного портала.Текст./ Васильев В. Н., Стафеев С. К., Сухорукова М.В.// Всероссийская научно-методическая конференция Телематика 2002 Санкт-Петербург, 2002
  17. Т.Ю. Эргономическая подготовка студентов педагогических вузов на примере физико-математических факультетов: Дисс.канд.пед.наук- Курган, 1996- 188с.
  18. Вишнякова С, М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.- М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  19. Е.В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук, Омск, 2001 189 с.
  20. Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства. М.: Издательство Московского университета, 1988.-255 с.
  21. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М.: 1988
  22. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Педагогика, 1987 — 160с.
  23. А.П. Гуманистический потенциал предметно-пространственной среды: Дисс. к.ф.н. Н. Новгород, 1998 — 165с.
  24. Н. Об эффективности урока. Текст./Н.Дайри//Народное образование 1962 — № 2 — с. 16
  25. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт ' М.: Русский язык, 1998. — Т.4 — 685с.
  26. В.И. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. Текст./ Даниляк В. И. Мунипов В.М., Федоров М. В. М.: Издательство стандартов, 1990.-200с.
  27. И.И. Технические средства обучения: Учебное пособие для студентов педвузов. Текст./ Дрига И. И., Pax Г. И., Каплиев С.А.- М., 1991.
  28. Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин: Дисс.канд.пед.наук -Омск, 2006−186с.
  29. .А. Индустриально-педагогическая психология М.: 1984
  30. М.И. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) Тескт./ Дьяченко М. И., Кандыбович JI.A.- Мн.: Издательство БГУ, 1993.
  31. В.И. Наглядность и эффективность обучения. Харьков, 1988.
  32. В.И. Оценочная деятельность и формирование профессиональной направленности личности студента: Текст. Монография./ Жернов В. И. Ломакина И.С. Магнитогорск: МаГУ, 2000−115с.
  33. В. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения. Текст./ Жураковский В. // Высшее образование в России 2006-№ 1 -с.З
  34. B.C. Системный анализ операторской деятельности М.: Радио и связь, 1990 — 120с.35.3араковский Г. М. Закономерности функционирования эргатических систем.Текст./ Зараковский Г. М., Павлов В. В. -М.: Радио и связь, 1987.-232 е.: ил.
  35. И.А. Педагогическая психология:Уч.для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб.-М.:Логос, 2001 384 с. 39.3инченко В. П. Основы эргономики.Текст./ Зинченко В. П., Мунипов В.М.-М.: Издательство Московского университета, 1979.-344 с.
  36. И.И. Структура процесса учения. М.: МКУ, 1986 — 198с.
  37. Каликинский Ю. А. Формирование положительной мотивации к освоению профессииТекст./ Каликинский Ю. А., Черкасов Н. Н. // Профессиональное образование 2005 — № 3 — с.16
  38. И. Четыре условия качественного образованияТекст./И.Калина // Народное образование 2007 — № 4 -с. 4
  39. Н. Результативность образовательного процесса: психолого-педагогические показатели и диагностикаТекст./ Калинина Н. Лукьянова М.// Народное образование 2000 — № 9 -с.191 -197
  40. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для студ.вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 — 350с.
  41. Т.М. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студ.высш.пед.учебных завед. М.:
  42. В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды.// М. Педагог. — 1999. — № 2. — с.26−32
  43. Л.Ф. Эффективность образования. Текст./ Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. М.: Педагогика, 1991. — 272с.
  44. Я.А. Великая дидактика// Педагогическое наследие М.: 1989-c.ll — 105
  45. Д.Н. Создание и использование комплекса моделей атомов и молекул для изучения строения вещества в курсе химии средней школы: Автореферат.к.п.н. -М.: 2004
  46. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р)
  47. В.М. Педагогическое требование. М.: Просвещение, 1966 -210 с.
  48. Я. Как любить ребенка// Педагогическое наследие М.:1990 -с.19 -174.
  49. Е.Н. Аудиовизуальная поддержка студентов при решении профессионально-педагогических задач (на примере педагогических дисциплин). Дисс.канд.пед.наук Омск, 2003.
  50. В. «Человеческий фактор» в жизни и педагогике.Текст./В.Краевский// Педагогика 2006 — № 3 — с.92
  51. К.Г. Образовательная среда вуза на основе информационных технологий. http://
  52. А.А. Эргодизайн образовательного пространства.- М.: PerSe, 2003 192с.
  53. А.А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя: Макроэргономический подход: Автореферат дисс. доктора психологических наук. М., 1996−60с.
  54. Е.А. Эргономический подход к разработке системы вербальных средств труда преподавателя психологических дисциплин студентам не психологических специальностей: Дисс. канд. психологических наук М.: 2005 — 238с.
  55. Н.В. Очерки психологии труда учителя Л.: Издательство Ленинградского университета, 1967- 183 с.
  56. Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности (на материале студентов-психологов): Дисс.канд.психол. наук Новосибирск, 2005
  57. И.М. Оценка качества профессионального образования в Великобритании. -М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003 36с.
  58. В.К. Эргономические основы интенсификации учебного процесса в высшей школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Дисс. д-ра пед. наук Каунас, 1987
  59. Лапина О. А. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя: методология, теория, практика: Дисс. .доктора пед. наук Иркутск, 2002.
  60. Е.Л. Роль информационно-предметной среды учебных кабинетов в формировании коммуникативной модели учащихся. -Режим доступа: http://ito.edu.ru/main.css
  61. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний М.: 1984
  62. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975−304с.
  63. В.П. Методы изучения среды в отечественной педагогике 20−30х гг.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Владимир, 1996 — 23 с.
  64. Литвак И-., «Эргономика заботливая наука». — М.: 1999 — 297 с.
  65. В.Л. Формирование учебной деятельности студентов. М.: МГУ, 1989.-239с.
  66. А.С. Воспитание гражданина М.: 1988
  67. А.С. Сочинения. В 5тт. М., 1958 — Т.5
  68. А. А. Культуротворческая среда: статус, строение, функционирование Тюмень: ТОГИРРО, 1997 — 65с.
  69. Малышева В. А. Создание технологий лицензирования, аттестации и госаккредитации нового поколения.Текст./ В.А.Малышева// Новые педагогические исследования. Альманах.Вып.2/ Науч.ред. И. П. Смирнов. М.: Академия профессионального образования, 2003.-120c.-c21.
  70. Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс. на соис.уч.степ.доктора пед.наук. М., 1997 — 493с.
  71. Мануйлов Ю.С.О стихийности в образовании// Alma mater 2004 -№ 10- c. ll
  72. М.М. Охрана труда при оборудовании и эксплуатации учебных кабинетов образовательных учреждений: Метод. Рекомендации. Ульяновск: ИПКПРО, 1999 — 44с.
  73. Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: Автореферет на соис.уч.ст.канд.пед.наук./Рос.гос.пед.ун-т, С-Пб, 1999.-23с.
  74. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России, 1999 — 286 с.
  75. Мирошниченко J1.A. Дидактические условия формирования учебной деятельности студентов на вузовской лекции (по дисциплинам психолого-педагогического цикла) Автореферат диссер. на соис.уч.ст.канд.пед.наук по спец. 13.00.08-Магнитогорск, 1998
  76. JI.M. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы им пути решения.// Вестник образования России, 2005. -№ 7,8.
  77. П.Г. Улучшение условий и охраны труда работников АПК путем совершенствования эргономических параметров рабочих мест и внедрения организационно-технических мероприятий: Дисс. .д-ратехн.наук, СПб-Пушкин: СПбГАУ, 1999 -564с.
  78. Михальченко М. П. Основы эргономики в дизайне среды Омск, 2004
  79. В. М. Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. М.: Логос, 2001. — 356 е.: ил.
  80. .Н. Профессиональная направленность лабораторно-практических занятий в педвузе как условие интенсификации подготовки учителей: Дисс.к.п.н.-Казань, 1997
  81. А.Г. Организация демонстрационного химического эксперимента с использованием комплекса средств информационных технологий. Автореферат дисс. на соис.уч. ст. канд.педаг.наук. -М.:2003.
  82. Т.С. Эргономический подход к оборудованию рабочих мест учителя и учащихся в химических лабораториях средних школ.-М.:НИИ ШОТСО, 1971.- 177 с.
  83. Т.С. Теоретические основы создания и использования. Дисс. д-ра педагогических наук-М., 1988 -407с.
  84. Т.С. Стандарты, качество, сертификация учебного оборудования. Аттестация учебных кабинетов.// Химия: методика преподавания в школе 2001, № 6 — с.59−77
  85. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204 с.
  86. В.Н., Саржевский A.M. Наглядность в демонстрационном эксперименте по физике (Эргономический подход). Мн.: Издательство БГУ, 1983.-96 е., ил.
  87. В.Н. Совершенствование техники и методики лекционного эксперимента по оптике в курсе общей физики: Дисс. к.п.н. -Минск: БГУ, 1981 166с.
  88. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Издательство Казанского университета, 1975.-302 с.
  89. Л.И., Караковский В. А. Воспитание? Воспитание.Воспитание!: теория и практика школьного воспитательных систем. 2-е изд.перераб. — М.: 2000, — 253с.
  90. Нормативный документ. Учебно материальная база образовательного учреждения общего среднего образования. Часть 3. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения. -СПб., М.: Крисмас+, ИОСО РАО, 2000 — 76с.
  91. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Российская Академия Наук- Институт русского языка- Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
  92. В.Я. Технические средства в учебном процессе. Информационные свойства и эргономические особенности применения. Киев: Вища школа. Головное издательство, 1984 — 184 с.
  93. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях / Под ред. JI.C. Зазнобиной. М.: УЦ «Перспектива», 2000. -80 с.
  94. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования.// Информатика и образование, № 10 2000. — с. 26
  95. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред.Б.М.Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528 е.: ил.
  96. М.У. Организация учебного труда студента. -Минск: Изд-во БГУ, 1982. 142с.
  97. М.У., Стрикелева J1.B. Организация учебного процесса с помощью АОС: Педагогические основы/ JLВ. Стрикелева, М. У .Пискунов, И. И. Тихонов Минск: Университетское, 1986 — 93.
  98. И.П. Педагогика: Новый курс. I ч. -М.: Владос, 1999.-576 с.
  99. В.М. Научно-педагогическая информация: Сл-справочник, — М.: Новая школа, 1995.-256 с.
  100. С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета: Дисс. на соис.уч.ст.канд.пед.наук, Омск, ОмГПУ, 2000
  101. В.М. Влияние направленности личности студента на его учебную деятельность: Автореф.дисс.канд.психол.наук.: М., 1989- 18с.
  102. Jl. А. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса. Автореферат. к.п.н., М., 1996.-20с.
  103. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учебное пособие для студентов высш.уч.завед./ Под ред.Ю. К. Стрелкова М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 400с.
  104. Проблема цвета в психологии / Отв.ред.Н. Н. Корж, А. А. Митьктн. М.: Наука, 1993. — 207 с.
  105. Л.Г. Развитие познавательной активности учащихся в условиях гуманитаризации образовательной среды учебного кабинета: Дисс.к.п.н. СПб, 2004
  106. Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие по курсу «Психология труда и инженерная психология». -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997−352 с.
  107. Психологический словарь / Под ред. Зинченко в.П., Мещерякова Б. Г. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1998.-440с.)
  108. Н.А. От приборов к комплексам, от комплексов к системе.// Народное образование, 1997 № 10. с 81−84.
  109. Н. А. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. — 192 с.
  110. Н. А. Розенштейн A.M. Кабинет биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
  111. Г. Б. Композиционные особенности моделирования рабочего места: Дисс.канд. искусствоведения Ленинград, 1981 -250с.
  112. В. Е. Куприянова Т.М. Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места: Практическое пособие/ Подобщей ред. д-ра техн.наукВ.Н.Шлыкова М.: РИА «Стандарты и качество», 2004 — 174с.
  113. И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза. -Пятигорск, 1990.
  114. Развитие учебно-материальной базы общеобразовательной школы. / Под ред. B.C. Леднева. М.: ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990. — 150 с.
  115. О.В. Построение организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения квалификации. Дисс. на соис. уч.ст.канд.пед.наук по спец. 13.00.01, -Тюмень, 2005−155с.
  116. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт/Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1988.-672 е., ил.
  117. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  118. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006 05 от 29 июля 2005 г. — http://www.tehdoc.ru
  119. В. А. Условия эффективного применения полифункционального комплекта технических средств обучения в учебном кабинете: Автореферат .к.п.н. -М., 1996
  120. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
  121. Л., Тонконогая Е. Гуманитарная среда воспитания // Высшее образование в России № 6,2003 г., с.44
  122. Р.С. Особенности проектирования эргономических технологий обучения в ВУЗе // Педагогическое образование и наука, 2002, № 1-с. 36
  123. Р.С. Дидактические основы проектирования эргономических технологий обучения. Дисс. д-ра педагогических наук-Казань, 2001 556с.
  124. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд.2-е, доп. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002 — 95с.
  125. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 е., ил.
  126. Л.Б. Методика проектирования эргономической системы экологического образования в техническом вузе: Дисс. к.п.н. Тольятти, 1999
  127. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 243 с.
  128. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры.// Новые ценности образования.-М., 1995.-С.177−184.
  129. Словарь психолога-практика / Сост.С. Ю. Головин 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2005. — 976 с.
  130. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Уч. пособие для студ.высш.учебных заведений М.: Издат. Центр «Академия», 2001 — 304с.
  131. Современный словарь по педагогике/Сост.Рапацевич Е.С.-Мн.: «Современное слово», 2001.-928 с.
  132. Справочник биохимика: Пер. с англ./Досон Р., Элиот Д., Элиот У., Джонс К. М.: Мир, 1991. — 544 с.
  133. Справочник по биохимии.-Киев, 1971. 102 с.
  134. М.И. Школьная мебель: гигиенические требования // Вестник образования России, 2005 № 14 с. 64 — 71.
  135. А.Н. Эргономическая антропология в проектировании и оценке эргатических систем: Дисс. д-ра психологических наук: 190 003 М., 2001 — 316с.
  136. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-воМГУ, 1975.-343с.
  137. Теория и практика применения наглядных пособий и ТСО./ Под ред. Кыверялг. -М.:, 1990
  138. Терминологический словарь по эргономике/ В. Ф. Макарова -М.: НПО «Поиск», 1992 24с.
  139. Тимченко И. Н. Введение в педагогическую профессию -Новосибирск, 1997
  140. Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения.- Дисс. на соис.уч.ст.канд.пед.наук по спец. 13.00.01 -Омск, 1999
  141. Учебный кабинет помощник кафедры. Об основных направлениях работы учебных кабинетов кафедр общественных наук вузов./Под ред. Р. И. Руденко, Р. В. Бобкова — М.: Издательство МГУ, 1974−112с.
  142. И.В. Подготовка будущего учителя к созданию эмоционально-предметной среды: Дисс. на соис.уч.ст.канд.пед.наук: Омск, 2001
  143. Фомичева И, Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме.-Новосиб.:Изд-во СО РАН, 2004.-242 с.
  144. Г., Ауэр К. Человек Цвет — Пространство. Пер. с нем. -М.: Стройиздат, 1973 — 141 с.
  145. А.С., Станулевич О. Е. Учебно-материальная база УНПО// Профессиональное образование, 2003 № 5 с. 10−11
  146. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс.-М.:Педагогика, 1989.-192с.
  147. Л.Д. Функциональный комфорт. Компоненты и условия формированиям/Техническая эстетика 1983, № 1 — с21−23
  148. Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: Монография. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 1998- 168с.
  149. Человеческий фактор: В бтт. Т.4 Эргономическое проектирование деятельности и систем. Пер. с англ./ Дж. О’Брайли, X. ВанКотт, Дж. Векер и др. М.: Мир, 1991 — 495с.
  150. Человеческий фактор: В бтт. Т.2 Эргономические основы проектирования производственной среды. Пер. с англ./ Под ред. Салвиди. М.: Мир, 1991 — 500с.
  151. Человеческий фактор: В бтт. Т.5 Эргономические основы проектирования рабочего места. Пер. с англ./ Под ред. Салвиди. -М.: Мир, 1992−390с.
  152. И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.- 160с.
  153. С.Г. Вопросы теории и практики создания систем средств обучения. М., 1973
  154. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1999 512с.
  155. А.В. Проблемы формирования эстетического облика предметно-пространственной среды операторской деятельности (социокультурный аспект): Дисс. канд. Искусствоведения М.: НИИ технической эстетики, 1989 — 164с.
  156. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000 320с.
  157. О.В. Эргономика. Конспект лекций для студентов специальности 60 800. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002 — 64с.
  158. Эргономика: Принципы и рекомендации. Методическое руководство./ международная редакционная коллегия: Мунипов В. М. и др. М.: ВНИИТЭ, 1983 — 183 с.
  159. Эргономические предпосылки оптимизации профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ/ Н. В. Алишев, А. С. Егоров -М.: высшая школа, 1982 143с.
  160. Эргономические требования к перспективным моделям/ Сост. Н.В.Алишев-Л.: 1989
  161. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высш.шк., 1982. — 223с.
  162. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  163. В.А. Педагогическая психология: Уч. пособие/2-е изд.-СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2000.-349 с.
  164. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.:Смысл, 2001 — 365 с
  165. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. -М.: Сентябрь, 2000 123с.
  166. Hammer М. and Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifestofor Busine ss Revolution. New York: HarperCollins, 1993.
Заполнить форму текущей работой