Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: если педагог осознает как ценность опережающую функцию образования в развитии общества (что проявляется в социальной активности и мобильности, в умении заниматься социально-педагогическим менеджментом) — осуществляет проектно-исследовательскую деятельность, направленную на преобразование педагогической и социальной практики (что может быть подтверждено наличием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Построение педагогической карьеры в образовательном пространстве
    • 1. 1. Сущность и мотивационная направленность карьеры
    • 1. 2. Взаимосвязь педагогической карьеры, социального fc признаниям профессиональных достижений
    • 1. 3. Роль проектно-исследовательской деятельности учителя в становлении педагогической карьеры
    • 1. 4. Место коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности педагога как фактор социально-профессионального признания
  • Выводы
  • Глава 2. Социально-профессиональное признание и оценка деятельности учителя как условия становления педагогической карьеры
    • 2. 1. Педагогическая инновационная деятельность коллектива ^ в становлении карьеры учителя
    • 2. 2. Социально-профессиональное признание и оценка инновационных достижений учителя в становлении его педагогической карьеры
    • 2. 3. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности учителя в педагогическом социуме
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном развивающемся мире социальная значимость процессов управления карьерой неуклонно возрастает. Их оптимальная реализация позволяет достичь баланса интересов отдельного работника и организации в целом. В ходе социально-экономических преобразований, осуществляемых в России, становится очевидной возрастающая роль человеческого фактора, и, как отмечают исследователи этого процесса, индивидуальные цели жизни личности начинают признаваться обществом как не менее значимые, чем коллективные или общественные цели.

В ходе реализации «Закона об образовании», новой концепции образования выделилась большая группа учителей-экспериментаторов, целые научные школы, с именами которых связаны инновационные процессы в образовании. Каждая эпоха, каждый виток как в развитии цивилизации, так и в развитии тех областей, которые определяют ее характер и сущность, выделяет своих лидеров, способных выдвигать новые идеи, воплощать их в жизнь, организовать деятельность современников. Область образования — одна из них, и от решения проблемы карьеры ее адептов зависит многое: и то, какое направление продвижения получит профессиональное сообщество, и та социальная роль, которую образование играет в развитии общества, в том числе российского. Интеллектуальный и социокультурный потенциал личности и общества в значительной мере зависит от того, кто является лидером в деятельности педагогических коллективов, кто является руководителями изменяющейся в содержании деятельности муниципальной, микрои макроре-гиональных систем образования.

Термин «карьера» входит в тезаурус отечественной науки и практики. Это не может не затронуть и основы педагогического управленческого мышления и деятельности.

Педагогическая карьера тесно связана как с профессиональными достижениями учителя, с признанием и оценкой его труда, так и с обретением определённого социального статуса. Педагогическая карьера должна быть построена по принципу соответствия профессиональных достижений учителя и его социального признания. Это особенно важно при тех негативных явления в профессиональном сообществе, которые зафиксированы и проанализированы социологами [157] в рамках Академической комплексной программы РАО «Стратегия развития образования». Данные свидетельствуют о падении у педагогов ценности воспитания детей, развития своих способностей, о бесперспективности педагогической карьеры, что не даёт учителю чувствовать себя уверенным в общем социальном плане.

Учитель для большинства детей становится первым взрослым, представленным как профессионал. И если у учителя не будет подлинно успешной педагогической карьеры, то ученик в период своего жизненного и профессионального самоопределения возможно так и не увидит образцы успешных профессиональных траекторий.

Вопросам осмысления, планирования и реализации карьеры не уделяют достаточного внимания в системе общего и профессионального образования. К сожалению, педагогический менеджмент в массовой практике также не сделал феномен карьеры предметом своего пристального внимания.

Актуальность исследования определяется противоречием между возрастающей социальной и профессиональной ролью педагога, определяемой требованиями современных цивилизаций, гуманистической концепцией образования, с одной стороны, и падением престижа, авторитета этой профессии — с другой, а также низким уровнем теоретической проработки этой проблемы.

Профессия педагога — одна из приоритетных профессий XXI века. Это связано с опережающей функцией образования в развитии общества. Деятельность учителя должна быть направлена на преобразование не только педагогической, но и социальной практики. В этом состоит современное понимание профессионализма учителя. По существу, речь идёт о формировании нового поколения педагогов. Эту проблему необходимо решать не только в условиях профессиональной подготовки педагога в вузе, но непосредственно (а может быть, прежде всего) в условиях школы уже сейчас. В практической деятельности учитель приобретает тот социальный опыт, который он может использовать для повышения своего профессионализма и достижения социально-профессионального статуса. Этим определяется тема нашего диссертационного исследования: «Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере» .

Идея исследования состоит в следующем:

• Подготовить педагога нового поколения можно непосредственно в образовательном учреждении, если в нем осуществляется инновационная деятельность, направленная на решение задач и требований, поставленных обществом.

• При осуществлении индивидуальной проектно-исследовательской деятельности учитель решает одновременно две задачи: профессиональную, связанную с реализацией современной парадигмы образованиясоциальную, связанную с обретением нового статуса, позволяющего влиять на социальную практику.

Объект исследования — процесс построения педагогической карьеры при самореализации личности учителя.

Предмет исследования — проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации личности учителя в его педагогической карьере.

Цель исследования: разработать иерархическую модель построения педагогической карьеры, базирующейся на принципе соответствия профессиональных достижений учителя и его статуса в социуме.

Гипотеза исследования: если педагог осознает как ценность опережающую функцию образования в развитии общества (что проявляется в социальной активности и мобильности, в умении заниматься социально-педагогическим менеджментом) — осуществляет проектно-исследовательскую деятельность, направленную на преобразование педагогической и социальной практики (что может быть подтверждено наличием разработанных и реализованных проектов, прошедших профессиональную и общественную экспертизу, результатами их реализации) — достигает соответствующего социально-профессионального статуса (что выражается в признании и систематической оценке деятельности со стороны различных представителей педагогического социума), то он самореализуется в своей педагогической карьере.

Для достижения и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ существующих теоретических подходов к определению понятия «карьера» .

2. Определить роль проектно-исследовательской деятельности в становлении педагогической карьеры.

3. Выявить факторы влияния социально-профессиональной общности на карьеру учителя.

4. Составить рекомендации для педагогов и управленцев по проектированию педагогической карьеры.

Научная новизна исследования. Предложена иерархическая модель педагогической карьеры, основанная на принципе соответствия профессиональных достижений и социально-должностного статуса.

Разработана система организационно-педагогических условий самореализации личности учителя в процессе становления педагогической карьеры с двух позиций: профессионального и социального проектирования.

Теоретическая значимость исследования заключается.

• в установлении связи трёх основных подходов к определению сущности педагогической карьеры — менеджмента, психологии профессионализма, педагогической акмеологии, — послуживших основанием модели педагогической карьеры;

• в обосновании роли проектно-исследовательской деятельности в становлении педагогической карьеры учителя.

Практическая значимость данного исследования состоит в следующем: разработана и внедрена в практику школ модель педагогической карьерысоставлены рекомендации для управленцев и педагогов по проектированию педагогической карьеры.

Положения, выносимые на защиту:

Иерархическая модель становления педагогической карьеры, обеспечивающая достижение учителем соответствующего требованиям времени профессионального и социального статуса.

Алгоритм проектно-исследовательской деятельности учителя как средства самореализации в его педагогической карьере.

Совокупность компонентов проектно-исследовательской деятельности учителя с ориентацией на его карьерный рост в школе и социуме.

Система организационно-педагогических условий, способствующая самореализации учителя в процессе становления педагогической карьеры.

Методологические основы исследования: философские исследования о сущности и природе познания (Г.Гегель, Э. В. Ильенков, И. Фихте), труды классиков российской педагогики (А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), идеи менеджмента и внутришкольного управления (В.Г.Афанасьев, И. С. Батракова, Ю. А. Конаржевский, И. Д. Ладанов, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.), социально-педагогического прогнозирования (Б.С.Гершунский, Я. Пруха), культуротворческой среды (А.А.Ма-кареня), концепция построения практики развивающего и развивающегося образования (Н.Г.Алексеев, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.), методология и методика педагогического исследования (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.), проектирование педагогических технологий, образовательных систем и региональных моделей образования (В.П.Беспалько, Е.С.Заир-Бек, Е. И. Казакова, Ю.И.Ка-линовский, Н. И. Кузнецова, И. С. Павлов, Н. Н. Суртаева, А. П. Тряпицына и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

• теоретического уровня — анализ философской, социологической, психолого-педагогической, управленческой литературы по проблеме исследования, моделирование, проектирование;

• эмпирического уровня — изучение и обобщение педагогического опыта, психолого-педагогические наблюдения, оценка и самооценка, анкетирование, метод обобщения и независимых характеристик, педагогический эксперимент.

Этапы исследования:

На первом этапе (1990 — 1993 г. г.) осуществлялись изучение и критический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, управленческой литературы по теме исследования, отбор эмпирического материала и его интерпретация, выдвижение первоначальной гипотезы, выбор критериев успешности нововведения.

На втором этапе (1994 — 1999 г. г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности предложенной модели, влияние проектно-исследовательской деятельности на повышение педагогического профессионализмабыла осуществлена процедура отслеживания результатов исследования.

Третий этап (1999 — 2000 г. г.) был посвящен обобщению, описанию ходов и результатов опытно-экспериментальной работы, формулированию теоретических выводов и практических рекомендаций, оформлению диссертационного исследования.

Апробация материалов диссертационного исследования и проверка результатов исследования проводились на базе лицея имени Г. Ф. Атякшева г. Югорска Тюменской области.

На разных этапах исследования в нём участвовали педагоги, управленцы разного уровня, специалисты методической, социально-психологической, логопедической служб лицея.

Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на конференциях разного уровня: международной — «Антропоэкология как педагогика жизнедеятельности» (Тюмень, 2000 г.), всероссийской — «Реализация и разработка проектов и программ образовательного учреждения'» ' (Тюмень,.

1998 г.), двух межрегиональных — «Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение» (Тюмень, 1998 г.), «Гуманистические основы технологий обучения взрослых в различных образовательных системах (Санкт-Петербург, 1999 г.), региональных — «Управление инновационными процессами в региональной системе образования (Нижневартовск, 1997 г.), «Педагогическая и социальная культорология и их роль в развитии регионализации образования» (Тюмень-Тобольск, 1998 г.), городской — «Задачный подход в проектировании образовательной среды» (Югорск, 2000 г.) — на Совете по федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования Российской Федерации (Москва, 1999 г.), на экспертном совете по региональным экспериментальным площадкам (Ханты-Мансийск, 2000 г.) — через выступления на кафедрах педагогики Омского государственного педагогического университета и Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в школах (г.Югорск), в центре по подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров г. Югорска, в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования в рамках учебного курса «Построение образовательной среды и развитие способностей педагогов и учащихся» .

Выводы по второй главе.

1. Коллективная инновационная деятельность в школе, направленная на преобразование педагогической и социальной практики, является условием развития социальных способностей педагога, его активности и мобильности, что выразилось в уровне и направленности разработанных и реализованных в ходе эксперимента педагогических проектах:

• монодисциплинарные проекты отдельных учебно-воспитательных занятий, микрокурсов в процессе разработки и реализации деятельностного содержания образования;

• монодисциплинарные проекты авторских программ по различным курсам школьного компонента;

• общешкольный междисциплинарный проект управленческой технологии «Системный анализ урока» ;

• междисциплинарный и межведомственный в рамках единого образовательного пространства проект «Готовность к школе» ;

• межведомственный проект «Одаренные дети» и т. д.

2. Проектно-исследовательская деятельность педагога, осуществляемая в инновационном пространстве школы, способствует повышению его квалификации и профессиональной компетентности, что подтвердилось в ходе эксперимента итогами аттестации, экспертными оценками различного уровня (как самих проектов и их результатов, так и деятельности учителей), достижением профессионального и социально-должностного статуса.

3. Анализ анкет педагогов, родителей, учащихся и кадровых перестановок в школах и системе образования города позволил сделать вывод о том, что достижение педагогом социально-профессионального статуса обусловлено не только признанием и оценкой его профессиональных результатов, но и социально-психологическими особенностями его личности.

Заключение

.

В ходе исследования мы подтвердили теоретическое предположение о том, что осуществление учителем проектно-исследовательской деятельности способствует его самореализации в педагогической карьере, так как данная деятельность является средством повышения профессиональной компетентности, развития методологической культуры педагога, средством реализации его творческого потенциала.

Теоретическое исследование и результаты опытно-экспериментальной работы в ходе проверки эффективности предложенной модели построения педагогической карьеры, базирующейся на принципе соответствия профессиональных достижений учителя и его статуса в социуме, подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.

• Определено понятие педагогической карьеры как достижение учителем в процессе самореализации признанного социально-профессионального статуса в соответствии с результатами его деятельности.

• Предложена иерархическая модель становления педагогической карьеры в контексте современного понимания профессионализма учителя и с позиций педагогического и социального проектирования. Данная модель может быть реализована в практике педагогического менеджмента (в процессе аттестации учителя, в подборе кадрового резерва, при проектировании методических, социально-психологических и других служб в микрои макрорегиональных системах образования и т. д.).

• Выявлено, что проектно-исследовательская деятельность позволяет осуществить самореализацию учителя в его педагогической карьере, особенно если эта деятельность реализуется во взаимосвязи внутри-сферного и социального аспектов.

Определена совокупность компонентов педагогической системы, способствующих самореализации учителя во взаимосвязи с его педагогической карьерой: ценностные ориентации и целевые установки учителяпроектно-исследовательская деятельность учителяинновационная деятельность педагогического коллектива школысоциальное признание и оценка профессиональных достижений педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Наука, 1991. — 299 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. А.И. Развивающее направление/ Управление школой. 1997. -N20. — С. 6.
  4. Н.Г. Предисловие/ Громыко Ю. В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. М.: Институт учебника Paideia, 1997. — С. 38.
  5. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания / Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 37−39.
  6. Н.А., Морозова Н. А., Смятских A.JI. Психодиагностика специальных способностей социальных работников //Социальная работа/ Под ред. И. А. Зимней. М., 1992. — Вып.2. — С.67−68.
  7. К. Учителя и инновации. М., 1991. — 156 с.
  8. В.А. Саморазвитие творческой конкурентноспособной личности менеджера. Казань, 1992. — 207 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 148 с.
  10. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. Москва — Новгород, 1995. — 269 с.
  11. Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личностии «техники"ее бытия// Психологический журнал. Т.14. 1993. — № 2. — С.35−39.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 594 с.
  13. А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
  14. М.М. Марксизм и философия языка. М., 1929. — 369 с.
  15. Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогогической культуры студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. -Ростов н/Д, 1989. 229 с.
  16. Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии/ Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. — Вып.1. — С. 36−45.
  17. В.П. Психологические парадоксы образования// Педагогика. -2000. -№ 5.-С. 13−20.
  18. B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 287 с.
  19. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. — 36 с.
  20. А.А. О предмете акмеология// Психологический журнал. 1995. -N5.- С. 46−51.
  21. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. -1997. N 4. — С.68 — 72.
  22. В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования //
  23. Педагогика. 1992. — N7−8. — С. 51−59.
  24. Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.- 172 с.
  25. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., Ростов-на-Дону, 1999. — 563 с.
  26. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Спб., 2000. — 299 с.
  27. Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978. — 247 с.
  28. В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига: Эксперимент, 1995.- 150 с.
  29. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-215с.
  30. Н.С., Можаровская И. А. Объективно-личностные факторы и их влияние на труд учителя// Педагогический вестник. N3. — Ярославль, 1997.-С. 69−82.
  31. А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии в научном творчестве Б.Д.Эльконина// Вопросы психологии. 1988. — N3. — С. 20−29.
  32. А.А., Костикова М. Н., Ярошенко Н. Г., Полилова О. П., Гуня-вина Н.Л. Состояние проблемы и стратегия развития образования / Под ред. А. А. Вербицкого, М. Н. Костиковой. М., 1996. — 57 с.
  33. В.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. — 112 с.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-376с.
  35. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. — С. 146 -157.
  36. Ю.А. Концептуальный словарь справочник по педагогическойакмеологии. Спб, 1998. — 177с.
  37. А.Г. Антропобиологические предпосылки экономического поведения человека/ Очерки экономической антропологии.- М., 1999. 125 с.
  38. .С. Философия образования. М., 1998. — 427 с.
  39. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 179 с.
  40. Ю.В. Построение общественной практики средствами образования// Вопросы психологии. N5. — 1998. — С. 37−48.
  41. Ю.В. Проблемы образовательной политики в Российской Федерации. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 205 с.
  42. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. -М., 1996 545 с.
  43. В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. -208 с.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.:Интор, 1996. — 256с.
  46. В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания// Вопросы психологии. 1998. — N5. — С. 11−29.
  47. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2: И О — Спб.: ТОО «Диамант», 1996. — 784 с.
  48. Л.Д. Рефлексивная методология как основа проектирования профессионального образования. http://www/dcn-asu/ru/publ/Kis/2demina/ ru/html.
  49. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического обра-зования//Педагогика. N 6. — 1999. — С. 12−18.
  50. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986. -143 с.
  51. Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологичеекая проблема// Прикладная психология. 1997. — N1. — С. 3−9.
  52. В.И., Поташник М. М. О проблеме организации непосредственно педагогического исследования/ 21 век: будущее России в философском измерении. Т.4. Философия духовности, образования, религии. 4.2. Екатеринбург, 1999. — 291с.
  53. JI.H. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993. — 136 с.
  54. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. -Свердловск, 1988. 118 с.
  55. JI.A. Социология города: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр BJIA-ДОС, 2000.- 192 с.
  56. И.А. Педагогическая психология. М., 2000. — 262 с.
  57. В.П. О целях и ценностях образования// Электронный научно-педагогический журнал «Эйдос». Центр дистанционного образования «Эйдос», 1999.
  58. Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.- 167 с.
  59. И.Н., Тарасов С. В. Творческий потенциал и квалификационный профиль педагога. Спб, 1995. — 61 с.
  60. В.И., Казаренкова Т. Е. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие// Педагогика. N5. — 2000. — С. 64−69.
  61. М.М. Психология педагогического мышления. СПб, 2000.459 с.
  62. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.- 197с.
  63. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. канд. дис.- Л., 1980. 19 с.
  64. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.-224с.
  65. С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом: Автореф. канд. диссер. М., 1997. — 216 с.
  66. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. Спб: Издательство «Питер», 1999. -496 с.
  67. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998. — 241 с.
  68. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-394 с.
  69. Н.В. Предмет акмеологии. Спб.: СПбАА, 1995. — 23с.
  70. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 196 с.
  71. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога/ Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. — С.7−10.
  72. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. -111с.
  73. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М., 1997.-268 с.
  74. И.Д. Преобразующий менеджмент. М., 1997. — 369 с.
  75. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образ.// Педагогика. N3. — 2000. — С.27.
  76. О.Е., Роговцева Н. И., Тряпицына А. П. Введение в проблемы гуманитаризации школьного образования / Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. Под ред. д.п.н. Лебедева О. Е. -М., 1995.-228 с.
  77. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 346 с.
  78. А.А. «Научите человека фантазии.» (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии. 1998. — N5. — С.82−85.
  79. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -273с.
  80. Л.Н. К обществу образованных людей./ Теория и практика образования взрослых. Спб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. — 273 с.
  81. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-216 с.
  83. И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: Автореф. докт. дис. Тюмень, 2000. — 44 с.
  84. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1993. -219 с.
  85. А.А. Введение в антропоэкологию: Методические материалы для выполнения самостоятельной работы студентами и слушателями ИПК по темам интегрального характера, раскрывающим концепции современного образования. Омск, 1997. — 55 с.
  86. А.А. Ценность педагогического труда. / Философия. Спб, 1999.- 353 -359 с.
  87. А.А. Экология образования как актуальная проблема развитияцивилизации на рубеже 20 и 21 веков. // Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО, 2000.-N1.- С.51−60.
  88. А.К. Психология профессионализма. М., 1999. — 326 с.
  89. А.К. Психология труда учителя. М., 1996. — 267 с.
  90. В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. -287с.
  91. Межвузовская научно-практическая конференция. Ростов-на-Дону, 2000. — С.6
  92. В.А., ЕрмоленкоВ.М. Введение в педагогическую профессию. М., 1999.- 169 с.
  93. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1999. -369 с.
  94. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии жизнедеятельности педагога. М., 1998. — 146 с.
  95. Митина.Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1998. — 145 с.
  96. О.В. Современный социальный заказ системе образования: выявление и педагогическая интерпретация. Тюмень, 2000. — 121 с.
  97. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М., 2000. — 264 с.
  98. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред.
  99. B.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
  100. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — 104 с.
  101. Народное образование: экспертное мнение//Социологические исследования. -N10. 1998. — 134 с.
  102. О формировании способностей// Вопросы психологии. 1960. — N1.1. C.8.
  103. А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения// Школьные технологии. N1. — 1999. — С.138−143.
  104. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  105. В.Б. Авторитет педагога.// Магистр. 1994. — N3. — 11−18 с.
  106. В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994. -261 с.
  107. А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус// Педагогика. 1999. — N7. — с. 60−68.
  108. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя// Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С Л 7−20.
  109. Основы вузовской педагогики/ Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина. -Л., 1972.- 338 с.
  110. В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования// Психологическая наука и образование. 1998. -N3−4. — С. 38−46.
  111. Ш. Панферов В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения// Психологический журнал. 1987. — № 4. — С.51−60.
  112. Л.М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности// Педагогика. 1997. — № 3. — С. 36−39.
  113. Ю.В. Антропологический образ филисофии. Томск: Изд-во НТЛ, 1997.- 448 с.
  114. А.А. Пайдейя. М, 1997. — 361 с.
  115. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312 с.
  116. И.П. Педагогика. М., 1999. — 576 с.
  117. В.А., Ворона А. А. Формирование личности профессионала/ Первые международные чтения: Тезисы докладов. М., 1991. — 198 с.
  118. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М., 1989. — 136 с.
  119. Проблемы развития управленческого мышления и деятельности (коллективная монография). М., 1992. — 214 с.
  120. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904.
  121. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин- Научный редактор Е. А. Кротов. М.: Центр, 1999.-256 с.
  122. Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М., 1990. — 462 с.
  123. Психофизиологические вопросы становления профессионала/ Под ред. Гуревич К. М. М., 1974. — 167с.
  124. Рабочая книга андрогога/ Под ред. С. Г. Вершловского. Спб. — Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 120 с.
  125. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. докт. пед.наук. Спб., 1996. — 320с.
  126. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Ставрополь, 1992. — 184 с.
  127. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб, 2000. 449 с.
  128. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на Дону, 1996. -329 с.
  129. В.А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 384 с.
  130. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред.: A.M. Прохоров.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Кн. 1: А — Н. — 1023 с.
  131. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -688 с.
  132. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С.277.
  133. В.В. Совместная учебная деятельность: социальное взаимодействие и обучение// Вопросы психологии. 1998. — N5. — С.49−59.
  134. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. — 224 с.
  135. Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя// Вопросы психологии. 1984. — N4. — С. 149−152.
  136. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося.// Педагогика. 1997. — N3. — С. 40−45.
  137. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  138. В.Я. Профессионализм учителя.// Педагогика. 1999. — № 5. — С. 45−51.
  139. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
  140. В.А., Мищенко А. И. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. 1997. — N4. — С. 66−72.
  141. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.-224 с.
  142. В.И. Новое образование путь к новому сообществу//
  143. Школьные технологии. 1997. N3. — С. 3 — 6.
  144. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. докт. дис. М., 1994. — 45 с.
  145. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии. 1996. N4. — С.72−80.
  146. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивности сознания в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии. 1990. — N3. — С. 2536.
  147. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1988. — 608 с.
  148. Словарь практического психолога. Минск. 1997. — 798 с.
  149. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М., 1999.- 166 с.
  150. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.-740с.
  151. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1995. -40с.
  152. Н.Н., Охотникова В. В. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза педагогического профиля как новация. /Проблемы педагогической инноватики. Материалы пятой межвузовской научно-практической конференции. Тобольск, 2000. — с.6−7.
  153. Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991. — 237 с.
  154. Э.Д. Преобразование мыслительной деятельности человека в условиях перехода к рыночным отношениям/ Психология человека в уеловиях социальной нестабильности/ Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1994. с. 38−40.
  155. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. М., 1998. — 120 с.
  156. Д.Я. Основы менеджмента. Управление фирмой, функционирующей в рыночной экономике: Учебное пособие. М., 1996.-308с.
  157. Учительство как социально-профессиональная группа/ Под ред.
  158. B.С.Собкина- Российская Академия образования.- М., 1996. 102 с.
  159. И. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о пдлинной сущности новейшей философии. М., 1937. — С. 11−12.
  160. И. Учитель как взрослый// Народное образование. 1997. — N4.1. C.88−90.
  161. И.Ф. Педагогика. М., 1997. — 512 с.
  162. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.-116с.
  163. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
  164. О.М. Аутопедагогическая компетентентность учителя// Педагогика. 1999.-№ 1.-С.64−69.
  165. Г. П. Философия. Наука, Методология. М.: Шк. Культ, Полит. 1997. -287с.
  166. В.А. О диспозициях регуляции социального поведения личности/ Методологические проблемы социальной педагогики. М., 1975. — 96 с.
  167. JI. Карьера менеджера. М., 1991. — 148 с.
  168. Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности// Проблема общения в психологии. М., 1981. — 112 с.
  169. Herzberg F. Work and the Nature of Man. N. Y., 1967.
  170. Vroom V.H. and Jago A.G. On the validity on the Vroom-Yetton Model. Journal of Applied Psychologi. Vol. 63, (1978).
  171. Maslow A. Motiwational and personality. N.Y., Harper and Brothers, 1954. — 243.
  172. McClelland D.C. The Two Faces of Power. Journal of International Affairs. Vol. 24.1970. P. 30−41.
  173. Neisbitt J. Megatrends: Ten new Directions Transforming Our Lives. N.Y.: Warner Books, 1982. 189.
  174. Neisbitt J., Aburdere P. Megatrends 2000: Ten new Directions for the 1990's. N.Y.: William Mjrrow & Co., 1990. 236.
  175. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПЛОЩАДКАМ
  176. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКАкандидат) копия)
  177. На основании представления Совета по федеральным экспериментальным площадкам МО РФ
  178. Общеобразовательная средняя школа-лицей (Ханты-Мансийский автономный округ, г. Югорск)включается в число кандидатов на статус «Федеральная экспериментальная площадка"и в связи с этим допускается к участию в заключительном туре конкурса 2000 года
  179. Настоящее свидетельство дает право на научную консультативную помощь Совета по федеральным экспериментальным площадкам в разработке проекта, который будет представлен на конкурс 2000 года.
  180. Министр образования РФ В.М.Филиппов1. Председатель СоветапоФЭПМОРФ А. И. Адамскийподписи, печать)1. Москва ноябрь, 1999 г. 1. Экспертное заключениепо проекту управленческой компьютерной технологии «Анализ», представленной школой-лицеем г. Югорска (копия)
  181. По уровню применения предложенную технологию можно отнести к общепедагогическим, по преобладающему методу информационно-операциональной, программированного обучения. Главной особенностью данной технологии является её интерактивность.
  182. Управленческая программа «Анализ».
  183. Система аттестации педагогических работников.
  184. Система материального стимулирования.
  185. При таком подходе легко осуществлять управление на разных уровнях: на уровне ученического коллектива, педагога, методического объединения, кафедры и т. д.
  186. Однако, для получения наиболее объективной оценки, целесообразно, на мой взгляд, расширить диапазон используемых позиций в каждом из блоков.
  187. Хотелось бы знать, из чего складывается база знаний, представляющая собой информационную систему, что является классификационной основой данной технологии.1.й зам. начальника ГУОиПО (подпись, печать)1. С.М.Косенок1. Отзыв на проект
  188. Анализ урока как коллективная мыследеятельность», представленный лицеем им. Г. Ф. Атякшева (копия)
  189. Объект эксперимента: содержание и методика анализа урока.
  190. Видимо в проекте стоит выделить специальный раздел «Первые результаты эксперимента». В этом разделе можно было бы более живым языком написать о том, что получается из всей затеи.
  191. Общий вывод: дело интересное, сделано многое, надо продолжать.
  192. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО (подпись, печать)1. О.Е.Лебедев
  193. РЕЦЕНЗИЯ на результаты экспериментальной работы в системе образования Советского района и г. Югорска ХМАОкопия)
  194. Впервые задачный подход к проблеме организации педагогической и учебной деятельности был сформулирован в сборнике «Педагогика и логика» под редакцией Г. П. Щедровицкого в 1968 голу.
  195. Председатель экспертного совета Московского комитета образования, член-корреспондент Российской Академии образования1. Н. Г. Алексеевподпись, печать)
  196. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ1. ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ1. В ЦРПРО РАО (копия)
  197. Экспертное заключение на материалы микрокурсов по истории, представленные учителями Советского района и школы-лицея г. Югорска
  198. Старший научный сотрудник отдела славяно- -----------русской археолопш, к. ист. н. 'подпись, печать)1 17 036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19
  199. МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯг. Москва, ул. Донская, Д-37 (копия)
  200. Экспертная оценка работы преподавателей Советского района и школы-лицея г. Югорска ХМАО по теме «Заданная форма организации учебного процесса»
  201. В настоящее время информационный подход в образовании переживает кризис на всех ступенях: в начальной школе, в средней общеобразовательной школе, в среднем специализированном образовании и в высшей школе.
  202. В связи с этим как в нашей стране, так и за рубежом широко ведется разработка новых педагогических технологий, основанных на современных достижениях психологической и педагогической науки, различных подходах к теории мышления и деятельности.
  203. В журнале «Математическое образование» планируется публикация статьи по итогам работы учителей математики и физики, осваивающих ЗФО.3110.98
  204. Главный редактор журнала «Математическоеобразование»
  205. Данная программа является обобщением опыта работы педагогического коллектива Югорской общеобразовательной средней школы-лицея по внедрению информационных технологий в учебный процесс и, несомненно, заслуживает внимания.
  206. Курс профильной подготовки позволяет учащимся претендовать на получение профессиональных сертификатов по соответствующим специальностям, что является важным аспектом социальной политики.
  207. В качестве рекомендаций по дальнейшему совершенствованию программы следует заметить следующее:
  208. Освободившиеся часы целесообразно посвятить ознакомлению с типовыми программными пакетами, прежде всего связанными с деловой деятельностью (например, пакет «Бухгалтерия»), дизайном (Photo Shop, 3D-studio, Auto Cad).
  209. Университета (ЛЭТИ) Мурсаев А.Х.подпись, печать)10 января 1999 г. 1. Экспертное заключениена пакет материалов для аттестации «учитель-логопед"г.Югорск (копия)
  210. Коллеги провели большую работу, адаптировав предложенные Челябинскими учёными рекомендации по аттестации педагогических работников непосредственно к профессиональному полю деятельности учителя-логопеда.
Заполнить форму текущей работой