Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере
Гипотеза исследования: если педагог осознает как ценность опережающую функцию образования в развитии общества (что проявляется в социальной активности и мобильности, в умении заниматься социально-педагогическим менеджментом) — осуществляет проектно-исследовательскую деятельность, направленную на преобразование педагогической и социальной практики (что может быть подтверждено наличием… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Построение педагогической карьеры в образовательном пространстве
- 1. 1. Сущность и мотивационная направленность карьеры
- 1. 2. Взаимосвязь педагогической карьеры, социального fc признаниям профессиональных достижений
- 1. 3. Роль проектно-исследовательской деятельности учителя в становлении педагогической карьеры
- 1. 4. Место коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности педагога как фактор социально-профессионального признания
- Выводы
- Глава 2. Социально-профессиональное признание и оценка деятельности учителя как условия становления педагогической карьеры
- 2. 1. Педагогическая инновационная деятельность коллектива ^ в становлении карьеры учителя
- 2. 2. Социально-профессиональное признание и оценка инновационных достижений учителя в становлении его педагогической карьеры
- 2. 3. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности учителя в педагогическом социуме
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы
Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современном развивающемся мире социальная значимость процессов управления карьерой неуклонно возрастает. Их оптимальная реализация позволяет достичь баланса интересов отдельного работника и организации в целом. В ходе социально-экономических преобразований, осуществляемых в России, становится очевидной возрастающая роль человеческого фактора, и, как отмечают исследователи этого процесса, индивидуальные цели жизни личности начинают признаваться обществом как не менее значимые, чем коллективные или общественные цели.
В ходе реализации «Закона об образовании», новой концепции образования выделилась большая группа учителей-экспериментаторов, целые научные школы, с именами которых связаны инновационные процессы в образовании. Каждая эпоха, каждый виток как в развитии цивилизации, так и в развитии тех областей, которые определяют ее характер и сущность, выделяет своих лидеров, способных выдвигать новые идеи, воплощать их в жизнь, организовать деятельность современников. Область образования — одна из них, и от решения проблемы карьеры ее адептов зависит многое: и то, какое направление продвижения получит профессиональное сообщество, и та социальная роль, которую образование играет в развитии общества, в том числе российского. Интеллектуальный и социокультурный потенциал личности и общества в значительной мере зависит от того, кто является лидером в деятельности педагогических коллективов, кто является руководителями изменяющейся в содержании деятельности муниципальной, микрои макроре-гиональных систем образования.
Термин «карьера» входит в тезаурус отечественной науки и практики. Это не может не затронуть и основы педагогического управленческого мышления и деятельности.
Педагогическая карьера тесно связана как с профессиональными достижениями учителя, с признанием и оценкой его труда, так и с обретением определённого социального статуса. Педагогическая карьера должна быть построена по принципу соответствия профессиональных достижений учителя и его социального признания. Это особенно важно при тех негативных явления в профессиональном сообществе, которые зафиксированы и проанализированы социологами [157] в рамках Академической комплексной программы РАО «Стратегия развития образования». Данные свидетельствуют о падении у педагогов ценности воспитания детей, развития своих способностей, о бесперспективности педагогической карьеры, что не даёт учителю чувствовать себя уверенным в общем социальном плане.
Учитель для большинства детей становится первым взрослым, представленным как профессионал. И если у учителя не будет подлинно успешной педагогической карьеры, то ученик в период своего жизненного и профессионального самоопределения возможно так и не увидит образцы успешных профессиональных траекторий.
Вопросам осмысления, планирования и реализации карьеры не уделяют достаточного внимания в системе общего и профессионального образования. К сожалению, педагогический менеджмент в массовой практике также не сделал феномен карьеры предметом своего пристального внимания.
Актуальность исследования определяется противоречием между возрастающей социальной и профессиональной ролью педагога, определяемой требованиями современных цивилизаций, гуманистической концепцией образования, с одной стороны, и падением престижа, авторитета этой профессии — с другой, а также низким уровнем теоретической проработки этой проблемы.
Профессия педагога — одна из приоритетных профессий XXI века. Это связано с опережающей функцией образования в развитии общества. Деятельность учителя должна быть направлена на преобразование не только педагогической, но и социальной практики. В этом состоит современное понимание профессионализма учителя. По существу, речь идёт о формировании нового поколения педагогов. Эту проблему необходимо решать не только в условиях профессиональной подготовки педагога в вузе, но непосредственно (а может быть, прежде всего) в условиях школы уже сейчас. В практической деятельности учитель приобретает тот социальный опыт, который он может использовать для повышения своего профессионализма и достижения социально-профессионального статуса. Этим определяется тема нашего диссертационного исследования: «Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере» .
Идея исследования состоит в следующем:
• Подготовить педагога нового поколения можно непосредственно в образовательном учреждении, если в нем осуществляется инновационная деятельность, направленная на решение задач и требований, поставленных обществом.
• При осуществлении индивидуальной проектно-исследовательской деятельности учитель решает одновременно две задачи: профессиональную, связанную с реализацией современной парадигмы образованиясоциальную, связанную с обретением нового статуса, позволяющего влиять на социальную практику.
Объект исследования — процесс построения педагогической карьеры при самореализации личности учителя.
Предмет исследования — проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации личности учителя в его педагогической карьере.
Цель исследования: разработать иерархическую модель построения педагогической карьеры, базирующейся на принципе соответствия профессиональных достижений учителя и его статуса в социуме.
Гипотеза исследования: если педагог осознает как ценность опережающую функцию образования в развитии общества (что проявляется в социальной активности и мобильности, в умении заниматься социально-педагогическим менеджментом) — осуществляет проектно-исследовательскую деятельность, направленную на преобразование педагогической и социальной практики (что может быть подтверждено наличием разработанных и реализованных проектов, прошедших профессиональную и общественную экспертизу, результатами их реализации) — достигает соответствующего социально-профессионального статуса (что выражается в признании и систематической оценке деятельности со стороны различных представителей педагогического социума), то он самореализуется в своей педагогической карьере.
Для достижения и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ существующих теоретических подходов к определению понятия «карьера» .
2. Определить роль проектно-исследовательской деятельности в становлении педагогической карьеры.
3. Выявить факторы влияния социально-профессиональной общности на карьеру учителя.
4. Составить рекомендации для педагогов и управленцев по проектированию педагогической карьеры.
Научная новизна исследования. Предложена иерархическая модель педагогической карьеры, основанная на принципе соответствия профессиональных достижений и социально-должностного статуса.
Разработана система организационно-педагогических условий самореализации личности учителя в процессе становления педагогической карьеры с двух позиций: профессионального и социального проектирования.
Теоретическая значимость исследования заключается.
• в установлении связи трёх основных подходов к определению сущности педагогической карьеры — менеджмента, психологии профессионализма, педагогической акмеологии, — послуживших основанием модели педагогической карьеры;
• в обосновании роли проектно-исследовательской деятельности в становлении педагогической карьеры учителя.
Практическая значимость данного исследования состоит в следующем: разработана и внедрена в практику школ модель педагогической карьерысоставлены рекомендации для управленцев и педагогов по проектированию педагогической карьеры.
Положения, выносимые на защиту:
Иерархическая модель становления педагогической карьеры, обеспечивающая достижение учителем соответствующего требованиям времени профессионального и социального статуса.
Алгоритм проектно-исследовательской деятельности учителя как средства самореализации в его педагогической карьере.
Совокупность компонентов проектно-исследовательской деятельности учителя с ориентацией на его карьерный рост в школе и социуме.
Система организационно-педагогических условий, способствующая самореализации учителя в процессе становления педагогической карьеры.
Методологические основы исследования: философские исследования о сущности и природе познания (Г.Гегель, Э. В. Ильенков, И. Фихте), труды классиков российской педагогики (А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), идеи менеджмента и внутришкольного управления (В.Г.Афанасьев, И. С. Батракова, Ю. А. Конаржевский, И. Д. Ладанов, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.), социально-педагогического прогнозирования (Б.С.Гершунский, Я. Пруха), культуротворческой среды (А.А.Ма-кареня), концепция построения практики развивающего и развивающегося образования (Н.Г.Алексеев, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.), методология и методика педагогического исследования (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.), проектирование педагогических технологий, образовательных систем и региональных моделей образования (В.П.Беспалько, Е.С.Заир-Бек, Е. И. Казакова, Ю.И.Ка-линовский, Н. И. Кузнецова, И. С. Павлов, Н. Н. Суртаева, А. П. Тряпицына и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретического уровня — анализ философской, социологической, психолого-педагогической, управленческой литературы по проблеме исследования, моделирование, проектирование;
• эмпирического уровня — изучение и обобщение педагогического опыта, психолого-педагогические наблюдения, оценка и самооценка, анкетирование, метод обобщения и независимых характеристик, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
На первом этапе (1990 — 1993 г. г.) осуществлялись изучение и критический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, управленческой литературы по теме исследования, отбор эмпирического материала и его интерпретация, выдвижение первоначальной гипотезы, выбор критериев успешности нововведения.
На втором этапе (1994 — 1999 г. г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности предложенной модели, влияние проектно-исследовательской деятельности на повышение педагогического профессионализмабыла осуществлена процедура отслеживания результатов исследования.
Третий этап (1999 — 2000 г. г.) был посвящен обобщению, описанию ходов и результатов опытно-экспериментальной работы, формулированию теоретических выводов и практических рекомендаций, оформлению диссертационного исследования.
Апробация материалов диссертационного исследования и проверка результатов исследования проводились на базе лицея имени Г. Ф. Атякшева г. Югорска Тюменской области.
На разных этапах исследования в нём участвовали педагоги, управленцы разного уровня, специалисты методической, социально-психологической, логопедической служб лицея.
Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на конференциях разного уровня: международной — «Антропоэкология как педагогика жизнедеятельности» (Тюмень, 2000 г.), всероссийской — «Реализация и разработка проектов и программ образовательного учреждения'» ' (Тюмень,.
1998 г.), двух межрегиональных — «Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение» (Тюмень, 1998 г.), «Гуманистические основы технологий обучения взрослых в различных образовательных системах (Санкт-Петербург, 1999 г.), региональных — «Управление инновационными процессами в региональной системе образования (Нижневартовск, 1997 г.), «Педагогическая и социальная культорология и их роль в развитии регионализации образования» (Тюмень-Тобольск, 1998 г.), городской — «Задачный подход в проектировании образовательной среды» (Югорск, 2000 г.) — на Совете по федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования Российской Федерации (Москва, 1999 г.), на экспертном совете по региональным экспериментальным площадкам (Ханты-Мансийск, 2000 г.) — через выступления на кафедрах педагогики Омского государственного педагогического университета и Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в школах (г.Югорск), в центре по подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров г. Югорска, в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования в рамках учебного курса «Построение образовательной среды и развитие способностей педагогов и учащихся» .
Выводы по второй главе.
1. Коллективная инновационная деятельность в школе, направленная на преобразование педагогической и социальной практики, является условием развития социальных способностей педагога, его активности и мобильности, что выразилось в уровне и направленности разработанных и реализованных в ходе эксперимента педагогических проектах:
• монодисциплинарные проекты отдельных учебно-воспитательных занятий, микрокурсов в процессе разработки и реализации деятельностного содержания образования;
• монодисциплинарные проекты авторских программ по различным курсам школьного компонента;
• общешкольный междисциплинарный проект управленческой технологии «Системный анализ урока» ;
• междисциплинарный и межведомственный в рамках единого образовательного пространства проект «Готовность к школе» ;
• межведомственный проект «Одаренные дети» и т. д.
2. Проектно-исследовательская деятельность педагога, осуществляемая в инновационном пространстве школы, способствует повышению его квалификации и профессиональной компетентности, что подтвердилось в ходе эксперимента итогами аттестации, экспертными оценками различного уровня (как самих проектов и их результатов, так и деятельности учителей), достижением профессионального и социально-должностного статуса.
3. Анализ анкет педагогов, родителей, учащихся и кадровых перестановок в школах и системе образования города позволил сделать вывод о том, что достижение педагогом социально-профессионального статуса обусловлено не только признанием и оценкой его профессиональных результатов, но и социально-психологическими особенностями его личности.
Заключение
.
В ходе исследования мы подтвердили теоретическое предположение о том, что осуществление учителем проектно-исследовательской деятельности способствует его самореализации в педагогической карьере, так как данная деятельность является средством повышения профессиональной компетентности, развития методологической культуры педагога, средством реализации его творческого потенциала.
Теоретическое исследование и результаты опытно-экспериментальной работы в ходе проверки эффективности предложенной модели построения педагогической карьеры, базирующейся на принципе соответствия профессиональных достижений учителя и его статуса в социуме, подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
• Определено понятие педагогической карьеры как достижение учителем в процессе самореализации признанного социально-профессионального статуса в соответствии с результатами его деятельности.
• Предложена иерархическая модель становления педагогической карьеры в контексте современного понимания профессионализма учителя и с позиций педагогического и социального проектирования. Данная модель может быть реализована в практике педагогического менеджмента (в процессе аттестации учителя, в подборе кадрового резерва, при проектировании методических, социально-психологических и других служб в микрои макрорегиональных системах образования и т. д.).
• Выявлено, что проектно-исследовательская деятельность позволяет осуществить самореализацию учителя в его педагогической карьере, особенно если эта деятельность реализуется во взаимосвязи внутри-сферного и социального аспектов.
Определена совокупность компонентов педагогической системы, способствующих самореализации учителя во взаимосвязи с его педагогической карьерой: ценностные ориентации и целевые установки учителяпроектно-исследовательская деятельность учителяинновационная деятельность педагогического коллектива школысоциальное признание и оценка профессиональных достижений педагога.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Наука, 1991. — 299 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
- Адамский А.И. Развивающее направление/ Управление школой. 1997. -N20. — С. 6.
- Алексеев Н.Г. Предисловие/ Громыко Ю. В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. М.: Институт учебника Paideia, 1997. — С. 38.
- Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания / Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 37−39.
- Аминов Н.А., Морозова Н. А., Смятских A.JI. Психодиагностика специальных способностей социальных работников //Социальная работа/ Под ред. И. А. Зимней. М., 1992. — Вып.2. — С.67−68.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991. — 156 с.
- Андреев В.А. Саморазвитие творческой конкурентноспособной личности менеджера. Казань, 1992. — 207 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 148 с.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. Москва — Новгород, 1995. — 269 с.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личностии «техники"ее бытия// Психологический журнал. Т.14. 1993. — № 2. — С.35−39.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 594 с.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
- Бахтин М.М. Марксизм и философия языка. М., 1929. — 369 с.
- Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогогической культуры студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. -Ростов н/Д, 1989. 229 с.
- Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии/ Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. — Вып.1. — С. 36−45.
- Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования// Педагогика. -2000. -№ 5.-С. 13−20.
- Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 287 с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. — 36 с.
- Бодалев А.А. О предмете акмеология// Психологический журнал. 1995. -N5.- С. 46−51.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. -1997. N 4. — С.68 — 72.
- Болотов В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования //
- Педагогика. 1992. — N7−8. — С. 51−59.
- Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.- 172 с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., Ростов-на-Дону, 1999. — 563 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Спб., 2000. — 299 с.
- Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978. — 247 с.
- Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига: Эксперимент, 1995.- 150 с.
- Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-215с.
- Василевская Н.С., Можаровская И. А. Объективно-личностные факторы и их влияние на труд учителя// Педагогический вестник. N3. — Ярославль, 1997.-С. 69−82.
- Венгер А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии в научном творчестве Б.Д.Эльконина// Вопросы психологии. 1988. — N3. — С. 20−29.
- Вербицкий А.А., Костикова М. Н., Ярошенко Н. Г., Полилова О. П., Гуня-вина Н.Л. Состояние проблемы и стратегия развития образования / Под ред. А. А. Вербицкого, М. Н. Костиковой. М., 1996. — 57 с.
- Вульфов В.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. — 112 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-376с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. — С. 146 -157.
- Гагин Ю.А. Концептуальный словарь справочник по педагогическойакмеологии. Спб, 1998. — 177с.
- Гаджиев А.Г. Антропобиологические предпосылки экономического поведения человека/ Очерки экономической антропологии.- М., 1999. 125 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. — 427 с.
- Гоноблин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 179 с.
- Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования// Вопросы психологии. N5. — 1998. — С. 37−48.
- Громыко Ю.В. Проблемы образовательной политики в Российской Федерации. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 205 с.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. -М., 1996 545 с.
- Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. -208 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:Интор, 1996. — 256с.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания// Вопросы психологии. 1998. — N5. — С. 11−29.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2: И О — Спб.: ТОО «Диамант», 1996. — 784 с.
- Демина Л.Д. Рефлексивная методология как основа проектирования профессионального образования. http://www/dcn-asu/ru/publ/Kis/2demina/ ru/html.
- Деятельностный подход к проектированию целей педагогического обра-зования//Педагогика. N 6. — 1999. — С. 12−18.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986. -143 с.
- Забродин Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологичеекая проблема// Прикладная психология. 1997. — N1. — С. 3−9.
- Загвязинский В.И., Поташник М. М. О проблеме организации непосредственно педагогического исследования/ 21 век: будущее России в философском измерении. Т.4. Философия духовности, образования, религии. 4.2. Екатеринбург, 1999. — 291с.
- Захарова JI.H. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993. — 136 с.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. -Свердловск, 1988. 118 с.
- Зеленов JI.A. Социология города: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр BJIA-ДОС, 2000.- 192 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000. — 262 с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования// Электронный научно-педагогический журнал «Эйдос». Центр дистанционного образования «Эйдос», 1999.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.- 167 с.
- Иванова И.Н., Тарасов С. В. Творческий потенциал и квалификационный профиль педагога. Спб, 1995. — 61 с.
- Казаренков В.И., Казаренкова Т. Е. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие// Педагогика. N5. — 2000. — С. 64−69.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб, 2000.459 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.- 197с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. канд. дис.- Л., 1980. 19 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.-224с.
- Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом: Автореф. канд. диссер. М., 1997. — 216 с.
- Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. Спб: Издательство «Питер», 1999. -496 с.
- Краснопрядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998. — 241 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-394 с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. Спб.: СПбАА, 1995. — 23с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 196 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога/ Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. — С.7−10.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. -111с.
- Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М., 1997.-268 с.
- Ладанов И.Д. Преобразующий менеджмент. М., 1997. — 369 с.
- Лазарев B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образ.// Педагогика. N3. — 2000. — С.27.
- Лебедев О.Е., Роговцева Н. И., Тряпицына А. П. Введение в проблемы гуманитаризации школьного образования / Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. Под ред. д.п.н. Лебедева О. Е. -М., 1995.-228 с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 346 с.
- Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии.» (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии. 1998. — N5. — С.82−85.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -273с.
- Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей./ Теория и практика образования взрослых. Спб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. — 273 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-216 с.
- Маврина И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: Автореф. докт. дис. Тюмень, 2000. — 44 с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1993. -219 с.
- Макареня А.А. Введение в антропоэкологию: Методические материалы для выполнения самостоятельной работы студентами и слушателями ИПК по темам интегрального характера, раскрывающим концепции современного образования. Омск, 1997. — 55 с.
- Макареня А.А. Ценность педагогического труда. / Философия. Спб, 1999.- 353 -359 с.
- Макареня А.А. Экология образования как актуальная проблема развитияцивилизации на рубеже 20 и 21 веков. // Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы.- Тюмень: ТОГИРРО, 2000.-N1.- С.51−60.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1999. — 326 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1996. — 267 с.
- Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. -287с.
- Межвузовская научно-практическая конференция. Ростов-на-Дону, 2000. — С.6
- Межериков В.А., ЕрмоленкоВ.М. Введение в педагогическую профессию. М., 1999.- 169 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1999. -369 с.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии жизнедеятельности педагога. М., 1998. — 146 с.
- Митина.Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1998. — 145 с.
- Морева О.В. Современный социальный заказ системе образования: выявление и педагогическая интерпретация. Тюмень, 2000. — 121 с.
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М., 2000. — 264 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред.
- B.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — 104 с.
- Народное образование: экспертное мнение//Социологические исследования. -N10. 1998. — 134 с.
- О формировании способностей// Вопросы психологии. 1960. — N1.1. C.8.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения// Школьные технологии. N1. — 1999. — С.138−143.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
- Ольшанский В.Б. Авторитет педагога.// Магистр. 1994. — N3. — 11−18 с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994. -261 с.
- Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус// Педагогика. 1999. — N7. — с. 60−68.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя// Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С Л 7−20.
- Основы вузовской педагогики/ Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина. -Л., 1972.- 338 с.
- Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования// Психологическая наука и образование. 1998. -N3−4. — С. 38−46.
- Ш. Панферов В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения// Психологический журнал. 1987. — № 4. — С.51−60.
- Перминова Л.М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности// Педагогика. 1997. — № 3. — С. 36−39.
- Петров Ю.В. Антропологический образ филисофии. Томск: Изд-во НТЛ, 1997.- 448 с.
- Пинский А.А. Пайдейя. М, 1997. — 361 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. — 576 с.
- Пономаренко В.А., Ворона А. А. Формирование личности профессионала/ Первые международные чтения: Тезисы докладов. М., 1991. — 198 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М., 1989. — 136 с.
- Проблемы развития управленческого мышления и деятельности (коллективная монография). М., 1992. — 214 с.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904.
- Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин- Научный редактор Е. А. Кротов. М.: Центр, 1999.-256 с.
- Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М., 1990. — 462 с.
- Психофизиологические вопросы становления профессионала/ Под ред. Гуревич К. М. М., 1974. — 167с.
- Рабочая книга андрогога/ Под ред. С. Г. Вершловского. Спб. — Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 120 с.
- Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. докт. пед.наук. Спб., 1996. — 320с.
- Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Ставрополь, 1992. — 184 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб, 2000. 449 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на Дону, 1996. -329 с.
- Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 384 с.
- Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред.: A.M. Прохоров.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Кн. 1: А — Н. — 1023 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -688 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С.277.
- Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность: социальное взаимодействие и обучение// Вопросы психологии. 1998. — N5. — С.49−59.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. — 224 с.
- Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя// Вопросы психологии. 1984. — N4. — С. 149−152.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося.// Педагогика. 1997. — N3. — С. 40−45.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
- Синенко В.Я. Профессионализм учителя.// Педагогика. 1999. — № 5. — С. 45−51.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. 1997. — N4. — С. 66−72.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.-224 с.
- Слободчиков В.И. Новое образование путь к новому сообществу//
- Школьные технологии. 1997. N3. — С. 3 — 6.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. докт. дис. М., 1994. — 45 с.
- Слободчиков В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии. 1996. N4. — С.72−80.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивности сознания в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии. 1990. — N3. — С. 2536.
- Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1988. — 608 с.
- Словарь практического психолога. Минск. 1997. — 798 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М., 1999.- 166 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.-740с.
- Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1995. -40с.
- Суртаева Н.Н., Охотникова В. В. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза педагогического профиля как новация. /Проблемы педагогической инноватики. Материалы пятой межвузовской научно-практической конференции. Тобольск, 2000. — с.6−7.
- Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991. — 237 с.
- Телегина Э.Д. Преобразование мыслительной деятельности человека в условиях перехода к рыночным отношениям/ Психология человека в уеловиях социальной нестабильности/ Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1994. с. 38−40.
- Травин В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. М., 1998. — 120 с.
- Тригер Д.Я. Основы менеджмента. Управление фирмой, функционирующей в рыночной экономике: Учебное пособие. М., 1996.-308с.
- Учительство как социально-профессиональная группа/ Под ред.
- B.С.Собкина- Российская Академия образования.- М., 1996. 102 с.
- Фихте И. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о пдлинной сущности новейшей философии. М., 1937. — С. 11−12.
- Фрумин И. Учитель как взрослый// Народное образование. 1997. — N4.1. C.88−90.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. — 512 с.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.-116с.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
- Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентентность учителя// Педагогика. 1999.-№ 1.-С.64−69.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука, Методология. М.: Шк. Культ, Полит. 1997. -287с.
- Ядов В.А. О диспозициях регуляции социального поведения личности/ Методологические проблемы социальной педагогики. М., 1975. — 96 с.
- Якокка JI. Карьера менеджера. М., 1991. — 148 с.
- Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности// Проблема общения в психологии. М., 1981. — 112 с.
- Herzberg F. Work and the Nature of Man. N. Y., 1967.
- Vroom V.H. and Jago A.G. On the validity on the Vroom-Yetton Model. Journal of Applied Psychologi. Vol. 63, (1978).
- Maslow A. Motiwational and personality. N.Y., Harper and Brothers, 1954. — 243.
- McClelland D.C. The Two Faces of Power. Journal of International Affairs. Vol. 24.1970. P. 30−41.
- Neisbitt J. Megatrends: Ten new Directions Transforming Our Lives. N.Y.: Warner Books, 1982. 189.
- Neisbitt J., Aburdere P. Megatrends 2000: Ten new Directions for the 1990's. N.Y.: William Mjrrow & Co., 1990. 236.
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПЛОЩАДКАМ
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКАкандидат) копия)
- На основании представления Совета по федеральным экспериментальным площадкам МО РФ
- Общеобразовательная средняя школа-лицей (Ханты-Мансийский автономный округ, г. Югорск)включается в число кандидатов на статус «Федеральная экспериментальная площадка"и в связи с этим допускается к участию в заключительном туре конкурса 2000 года
- Настоящее свидетельство дает право на научную консультативную помощь Совета по федеральным экспериментальным площадкам в разработке проекта, который будет представлен на конкурс 2000 года.
- Министр образования РФ В.М.Филиппов1. Председатель СоветапоФЭПМОРФ А. И. Адамскийподписи, печать)1. Москва ноябрь, 1999 г. 1. Экспертное заключениепо проекту управленческой компьютерной технологии «Анализ», представленной школой-лицеем г. Югорска (копия)
- По уровню применения предложенную технологию можно отнести к общепедагогическим, по преобладающему методу информационно-операциональной, программированного обучения. Главной особенностью данной технологии является её интерактивность.
- Управленческая программа «Анализ».
- Система аттестации педагогических работников.
- Система материального стимулирования.
- При таком подходе легко осуществлять управление на разных уровнях: на уровне ученического коллектива, педагога, методического объединения, кафедры и т. д.
- Однако, для получения наиболее объективной оценки, целесообразно, на мой взгляд, расширить диапазон используемых позиций в каждом из блоков.
- Хотелось бы знать, из чего складывается база знаний, представляющая собой информационную систему, что является классификационной основой данной технологии.1.й зам. начальника ГУОиПО (подпись, печать)1. С.М.Косенок1. Отзыв на проект
- Анализ урока как коллективная мыследеятельность», представленный лицеем им. Г. Ф. Атякшева (копия)
- Объект эксперимента: содержание и методика анализа урока.
- Видимо в проекте стоит выделить специальный раздел «Первые результаты эксперимента». В этом разделе можно было бы более живым языком написать о том, что получается из всей затеи.
- Общий вывод: дело интересное, сделано многое, надо продолжать.
- Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО (подпись, печать)1. О.Е.Лебедев
- РЕЦЕНЗИЯ на результаты экспериментальной работы в системе образования Советского района и г. Югорска ХМАОкопия)
- Впервые задачный подход к проблеме организации педагогической и учебной деятельности был сформулирован в сборнике «Педагогика и логика» под редакцией Г. П. Щедровицкого в 1968 голу.
- Председатель экспертного совета Московского комитета образования, член-корреспондент Российской Академии образования1. Н. Г. Алексеевподпись, печать)
- РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ1. ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ1. В ЦРПРО РАО (копия)
- Экспертное заключение на материалы микрокурсов по истории, представленные учителями Советского района и школы-лицея г. Югорска
- Старший научный сотрудник отдела славяно- -----------русской археолопш, к. ист. н. 'подпись, печать)1 17 036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19
- МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯг. Москва, ул. Донская, Д-37 (копия)
- Экспертная оценка работы преподавателей Советского района и школы-лицея г. Югорска ХМАО по теме «Заданная форма организации учебного процесса»
- В настоящее время информационный подход в образовании переживает кризис на всех ступенях: в начальной школе, в средней общеобразовательной школе, в среднем специализированном образовании и в высшей школе.
- В связи с этим как в нашей стране, так и за рубежом широко ведется разработка новых педагогических технологий, основанных на современных достижениях психологической и педагогической науки, различных подходах к теории мышления и деятельности.
- В журнале «Математическое образование» планируется публикация статьи по итогам работы учителей математики и физики, осваивающих ЗФО.3110.98
- Главный редактор журнала «Математическоеобразование»
- Данная программа является обобщением опыта работы педагогического коллектива Югорской общеобразовательной средней школы-лицея по внедрению информационных технологий в учебный процесс и, несомненно, заслуживает внимания.
- Курс профильной подготовки позволяет учащимся претендовать на получение профессиональных сертификатов по соответствующим специальностям, что является важным аспектом социальной политики.
- В качестве рекомендаций по дальнейшему совершенствованию программы следует заметить следующее:
- Освободившиеся часы целесообразно посвятить ознакомлению с типовыми программными пакетами, прежде всего связанными с деловой деятельностью (например, пакет «Бухгалтерия»), дизайном (Photo Shop, 3D-studio, Auto Cad).
- Университета (ЛЭТИ) Мурсаев А.Х.подпись, печать)10 января 1999 г. 1. Экспертное заключениена пакет материалов для аттестации «учитель-логопед"г.Югорск (копия)
- Коллеги провели большую работу, адаптировав предложенные Челябинскими учёными рекомендации по аттестации педагогических работников непосредственно к профессиональному полю деятельности учителя-логопеда.