Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика использования динамической модели физического познания в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап (1998;2001 гг.). На этом этапе в структуру школьного курса физики была включена динамическая модель физического познания и разработана методика ее использования в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения. Разработан и проведен обучающий педагогический эксперимент, доказывающий результативность предложенной методики. Подготовлены учебные пособия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Содержание и структура школьного физического образования: традиции и тенденции развития
    • 1. 1. Проблемы развития школьного физического образования
    • 1. 2. Индивидуальные особенности учащихся классов с гуманитарным профилем обучения
    • 1. 3. Динамическая модель физического познания как составляющая базовой подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Динамическая модель физического познания как средство базовой подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения
    • 2. 1. Динамическая модель физического познания в структуре школьного курса физики
    • 2. 2. Содержание и методика использования динамической модели физического познания в обучении физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения
    • 2. 3. Методика проведения и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по II главе

Методика использования динамической модели физического познания в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дифференциация образования, специализация и профилизация школ и классов, внедрение различных образовательных программ обучения, существование разных типов средних учебных заведений, востребование нетрадиционных подходов к организации обучения в современных средних учебных заведениях — эти особенности предъявляют новые требования и к подготовке учащихся по физике, порождают необходимость разработки научно-обоснованных технологий и методик обучения, способствующих повышению качества среднего образования. Изучение общеобразовательных предметов нельзя рассматривать как подготовку к будущей профессии: повторение исторического пути развития науки и культуры необходимо для овладения методом приобретения знаний, для формирования мировоззрения, развития способностей.

Физика — это наука о природе в целом. Именно она является одним из самых эффективных средств интеллектуального развития человека, его умственных способностей, логического и образного мышления. С помощью физики ученик познает в окружающем мире пространственные формы и количественные отношения, познает мир в целом, так как физика представляет собой образец стройной системы, ориентированной на познание мира. Изучение физики есть средство для овладения другими учебными предметами, поскольку физика является языком современного естествознания и других наук. Развитие физики тесно переплетено с формированием культуры, и обучение физике приобщает школьников к истории становления цивилизации.

Методы исследования в физике в совокупности образуют методологию этой науки, которая оказалась настолько эффективной в познании сложного мира, что играет в настоящее время роль, далеко выходящую за рамки собственно физики как науки. физика является лидером современного естествознания, так как задает наиболее совершенный стиль научного мышления, отличающегося исключительной сбалансированностью качественного и количественного подходов.

Освоение методологии физики является важным этапом познания и одним из важнейших компонентов обучения физике.

Физические знания являются одной из наиболее важных основ миропонимания. В физической науке материальный мир находит свое отражение в форме физических понятий, идей, принципов, законов и теорий, являющихся итогом экспериментального и теоретического изучения явлений природы. Высшим уровнем систематизации физических знаний о структуре и свойствах материи, о формах ее существования и закономерностях научного познания является физическая картина мира (ФКМ).

Взаимосвязь физической картины мира с философией, формами общественного сознания (мировоззрение, научный стиль мышления), физической теорией рассматривается в работах А. И. Ахиезера, B.C. Готта, A.M. Мосте-паненко, М. В. Мостепаненко, Б. М. Кедрова, И .Я. Лойфмана, B.C. Степина, Б. Я. Пахомова и др.

Вся история развития физики является ярким отражением процесса становления, развития и смены физических картин мира. И поэтому, одной из важнейших характеристик понятия «физическая картина мира» является ее эволюция — постоянное развитие и замена одних картин мира другими, более адекватно отражающими структуру и форму бытия материи.

Мостепаненко A.M. (89) представил процесс эволюции не только физической картины мира, но и всего физического познания в виде динамической модели физического познания (ДМФП). Эта модель представляет эволюцию физического знания в виде системы взаимосвязанных между собой элементов.

Школьный курс физики содержит необходимый материал не только для формирования понятия современной физической картины мира, но и для усвоения динамической модели физического познания, которое должно вестись на протяжении всего периода обучения, с учетом возрастных особенностей обучаемых, характера и последовательности изложения материала, объема общенаучных сведений и уровня физико-математической подготовленности учащихся.

Объединение материала школьного курса физики в единое целое основополагающими идеями современной физики делает его логически более стройным, облегчает изучение физики, способствует более глубокому усвоению знаний и формированию научного мировоззрения учащихся. В связи с этим представляется актуальным исследование методологических и дидактических возможностей динамической модели физического познания в обучении.

Включение динамической модели физического познания в аппарат теории и методики обучения физике позволяет по-новому решать многие задачи: систематизации и обобщения материала, обеспечения преемственности в развитии основополагающих понятий и идей, формирования мировоззрения и системности знаний учащихся.

Вопросы преподавания физической картины мира в средней школе рассматриваются в работах В. Ф. Ефименко, Л. Я. Зориной, И. С. Карасовой, В. Н. Мощанского, В. В. Мултановского, А. Н. Мансурова, Г. Я. Мякишева, В. Г. Разумовского, О. В. Плотниковой и др.

Использование динамической модели физического познания в преподавании при рассмотрении кризисных периодов в развитии физики представлено в работе Е. Ш. Абдугалимова (1). Однако и методологические и методические аспекты внедрения динамической модели физического познания в обучение физике еще далеко не разработаны. Возникает проблема введения динамической модели физического познания в систему последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на достижение целей обучения физике.

Преподавание физики в старших классах гуманитарного профиля несколько отличается от преподавания физики по базисному варианту в старших классах средней общеобразовательной школы: учебное время на изучение физики почти в 2 раза меньше (2 часа в неделю), изучение предмета не мотивировано сдачей выпускных и вступительных экзаменов и дальнейшим обучением в ВУЗах, где физика являлась бы профилирующим предметом. Кроме того, следует учитывать особенности гуманитарной натуры обучаемых: стиль поведения, мышление, память и др.

В концепции преподавания физики в классах гуманитарного профиля обучения, разработанной Ю. И. Диком, Г. Г. Никифоровым, И.И. Нурмин-ским, В. А. Орловым, В. Г. Разумовским, В. В. Усановым, В. Ф. Шиловым, В. А. Коровиным, А. Н. Мансуровым поставлены следующие задачи изучения физики:

— ознакомить учащихся с общими методами научного познания и особенностями фундаментальных теорий — как классических, так и квантовых;

— определить функции теории и эксперимента в процессе научного познания;

— рассмотреть модельный характер научных теорий, законов принциповнеизбежность существования в связи с этим границ применимости всякого теоретического знания;

— показать развитие науки как бесконечный процесс познания, приближение знаний к истине;

— рассмотреть причинность в классической и квантовой теориях.

В соответствии с этой концепцией составлена программа по физике для классов гуманитарного профиля. А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров выпустили учебный комплекс для гуманитарной школы: учебник физики для 10−11 классов, пособия для учителя и для учащихся на основе авторской программы, рекомендованные для преподавания физики в классах гуманитарного профиля обучения. Учебник построен в соответствии с эволюцией физической картины мира, каждая глава в учебнике заканчивается рассмотрением соответствующей картины мира, в пособии для учителя даны рекомендации по использованию учебника и пособия для учащихся.

Изучение физики в гуманитарной школе рассматривается в работах В. Г. Разумовского, Е. А. Дьяковой, Г. М. Искаковой, Т. А. Матисовой и др., но в этих работах не обсуждаются вопросы использования динамической модели физического познания в преподавании физики в классах с гуманитарным профилем обучения. Необходимость этого диктуется требованиями, которые предъявляются учителю как организатору и участнику постоянного поиска путей повышения качества образования учащихся по физике.

Проблема успешной базовой подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения на современном этапе развития среднего образования определяется:

1. Изменениями в требованиях к уровню подготовки учащихся по физике с различными профилями обучения.

2. Неполнотой методических разработок по ряду важнейших аспектов выделенной проблемы.

3. Отсутствием методики использования динамической модели физического познания в системе подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

Приведенные выше обоснования необходимости изучения влияния методики применения динамической модели физического познания на качество подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения определили выбор проблемы исследования. Это проблема разработки методики применения динамической модели физического познания в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

Актуальность исследования проблемы использования динамической модели физического познания в преподавании физики в классах с гуманитарным профилем обучения обусловлена потребностью в получении образования, отражающего методологические достижения физики, адекватного психологическим особенностям учащихся гуманитарных классов, методической неопределенностью минимума знаний общенаучного уровня, лежащего в основе непрерывного физического образования в гуманитарной школе, недостаточной разработанностью методики использования динамической модели физического познания в базовой подготовке по физике в классах с гуманитарным профилем обучения.

Теоретический анализ литературы по теме (диссертаций, статей, учебников, пособий и т. п.), анализ работы учителей физики позволили выявить ряд противоречий между:

— современными взглядами на цели и содержание подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения и существующей в реальной практике традиционной системой преподавания и учения по физике;

— внедрением новых образовательных программ по физике для классов с гуманитарным профилем обучения и недостаточной разработанностью методики обучения физике учащихся этих классов.

Объектом исследования является базовая подготовка по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

Предмет исследования образуют динамическая модель физического познания и методика ее использования в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

Цель исследования состоит в разработке методики применения динамической модели физического познания, обеспечивающей базовую подготовку по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения. В основу исследования положена следующая гипотеза: Если динамическая модель физического познания включается в структуру школьного курса физики, и разрабатывается методика ее использования в преподавании физики в классах с гуманитарным профилем обучения, то будет обеспечена успешная базовая подготовка по физике и сформированы: научное мировоззрение, стиль научного мышления и системность знаний у учащихся этих классов.

Общая цель и гипотеза исследования определили содержание его конкретных задач:

1. Проанализировать сложившийся в практике опыт обучения физике и его результативность в свете современных требований к уровню подготовки учащихся общеобразовательных учебных заведений различного типа.

2. Дать развернутую характеристику динамической модели физического познания для использования ее в структуре школьного курса физики.

3. Проанализировать теоретические подходы к использованию динамической модели физического познания в обучении физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

4. Разработать методические рекомендации по использованию динамической модели физического познания в преподавании физики в классах с гуманитарным профилем обучения.

5. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность предложенной методики использования динамической модели физического познания в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

Методологической основой исследования явились: а) на философском уровне — диалектика познания (принципы восхождения от абстрактного к конкретному, восхождение от единичного к общему и обратно, единство индукции и дедукции, взаимосвязь качественных и количественных характеристик, противоречия) — б) на общенаучном уровне — системно-структурный подходв) на частнонаучном уровне — концепция содержания образования основной и средней школы, психологическая теория деятельности, концептуальные разработки в области методики преподавания физики.

Исследование опирается на теоретические работы: В. Ф. Ефименко, Л. Я. Зориной, В. В. Давыдова, С. А. Изюмовой, И. С. Карасовой, В. Н. Мощанского, В. В. Мултановского, В. Г. Разумовского, С. М. Рубинштейна, А. В. Усовой, JI.M. Фридмана и др.

Методы исследования:

1) эмпирические: сбор научных фактов (анализ нормативных образовательных документов, определяющих содержание учебного предмета «физика" — изучение педагогического опыта учителейанализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования) — наблюдение и педагогический эксперимент в их различных формахсистематизация педагогических фактов и их обобщение;

2) теоретические: анализ теоретических моделей обучения в психологии и дидактикевыдвижение гипотезы и теоретическое моделирование учебного процессаразработка практических приложений теории для проверки ее справедливости в педагогическом эксперименте. Исследование строилось также с использованием общей и специальной методологии наук, связанных с педагогикой, теорией и методикой обучения физике.

Этапы исследования.

Первый этап (1996 — 1998 гг.) связан с изучением опыта преподавания физики в средней общеобразовательной школе и программных документов, научно-методической и учебно-методической литературы, состояния преподавания физики в классах с гуманитарным профилем обучения, выявлением основных противоречий учебного процесса, с формулировкой проблемы исследования, поиском новых подходов ее решения. Был проведен констатирующий экспериментв пробных обучающих педагогических экспериментах исследовалась результативность отдельных теоретических идей, велась разработка их практических приложений в обучении физике в классах с гуманитарным профилем обучения.

Второй этап (1998;2001 гг.). На этом этапе в структуру школьного курса физики была включена динамическая модель физического познания и разработана методика ее использования в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения. Разработан и проведен обучающий педагогический эксперимент, доказывающий результативность предложенной методики. Подготовлены учебные пособия для учителей и учащихся, раскрывающие содержание основных положений использования динамической модели физического познания, обеспечивающей успешную базовую подготовку по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения и формирование у них научного мировоззрения, стиля научного мышления, системности знаний.

Третий этап (2001;2003 гг.) связан с внедрением результатов научной работы в практику подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения, с организацией контрольно-экспериментальной работы в школах на основе методических и дидактических материалов. Результаты исследования были апробированы на региональных, всероссийских и международных научных конференциях и семинарах. Осуществлялось завершение работы по оформлению диссертации.

Логика исследования включала следующие этапы:

— общее ознакомление с проблемой исследования и определения его границ;

— анализ педагогической и методической литературы, рассмотрение психологического, педагогического и методического аспектов проблемы;

— выбор адекватных методов исследования;

— формулировка проблемы исследования;

— разработка содержания и методики проведения занятий по использованию динамической модели физического познания в классах с гуманитарным профилем обучения;

— организация и проведение всех этапов педагогического эксперимента;

— обобщение полученных теоретико-экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Выявлены дидактические и методические функции динамической модели физического познания в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения. Дана оценка обучающего потенциала динамической модели физического познания в образовательной области «физика».

2. Разработаны структура и основное содержание системы учебных занятий по физике с использованием динамической модели физического познания, ориентированной на успешную базовую подготовку учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

3. Разработана методика применения динамической модели физического познания, позволяющая успешно вести базовую подготовку по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения и формировать у них научное мировоззрение, стиль научного мышления, системность знаний.

Практическая значимость исследования:

1. Сформулированные теоретические положения доведены до уровня конкретной методики использования динамической модели физического познания в преподавании физики в классах с гуманитарным профилем обучения.

2. Подготовлены и опубликованы учебные пособия, методические рекомендации и дидактические материалы для учителей физики, студентов педвузов, учащихся, в которых изложены методические основы использования динамической модели физического познания и система заданий для самостоятельной работы учащихся классов с гуманитарным профилем преподавания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:

— всесторонним анализом поставленной проблемы исследования;

— применением современной научной методологии исследования выделенной проблемы и выбором разнообразных методов исследования, адекватных его предмету;

— длительностью педагогического эксперимента и использованием его разнообразных видов;

— контролируемостью условий проведения эксперимента и воспроизводимостью его результатованализом и критической оценкой полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Динамическая модель физического познания, включенная в структуру школьного курса физики, обеспечивает базовую подготовку по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

2. Методика использования динамической модели физического познания способствует успешной базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения и формированию у них научного мировоззрения, стиля научного мышления, системности знаний.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в практическом преподавании физики по разработанной методике в 10−11 классах гуманитарной гимназии № 3 г. Красноярска, в публикациях по теме исследования, в выступлениях на методических объединениях учителей физики г. Красноярска, на научно-практических конференциях школы педагога исследователя при Красноярском институте повышения квалификации работников образования, на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях. Материалы исследования используются при организации курсовой подготовки учителей физики при Красноярском институте повышения квалификации работников образования и в подготовке будущих учителей физики в Красноярском государственном педагогическом университете.

Выводы по II главе.

Анализ философской и методической литературы позволил сделать следующие выводы о функциях динамической модели физического познания и возможностях ее применения в преподавании физики в классах с гуманитарным профилем обучения:

1. Динамическая модель физического познания, являясь средством генерализации физического знания, представляет собой метасистему, состоящую из связанных между собой систем —физической картины мира и фундаментальных физических теорий. Элементами этих систем являются понятия.

2. Факты, понятия и законы с точки зрения философии — область единичноготеория и физическая картина мира составляют область общегодинамическая модель физического познания — сфера предельно общего или всеобщего. Именно через динамическую модель физического познания происходит философское осмысление фундаментальных научных идей, связи теорий и физической картины мира, их культурологического и гуманитаризирующего значения.

3. Как целое, динамическая модель физического познания не только объединяет качества физической картины мира и физических теорий, но усиливает и дополняет их. Во-первых, наиболее полно проявляется гуманитарная функция методологии физики — воспитание нравственных качеств и черт личности :

— показ человеческого фактора в науке;

— ценностный аспект физики (раскрытие истины — создание модели мира как цель человеческого познаниясоздание научного метода познанияохрана природыпреодоление односторонности образования).

Во-вторых, значительнее проявляется культурологическая роль физического познания, его конкретно-исторический характер, его взаимовлияние на культуру, а в связи с этим усиливается межпредметная связь с предметами гуманитарного цикла.

4. Анализ функций динамической модели познания в обучении физике показывает, что динамическую модель физического познания можно использовать при изучении физики по любой учебной программе: базовой, гуманитарного профиля, углубленного изучения.

5. При изучении физики в классах гуманитарного профиля на первый план выступают мировоззренческая, систематизирующая, культурологическая и гуманитаризирующая функции. Уплотнение и систематизация знаний позволяет перейти от индуктивного метода изучения материала к дедуктивному методу.

6. Реализовать поставленные образовательной программой задачи и обеспечить базовый уровень подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения за минимальное время — 2 часа в неделю можно только с использованием в преподавании специально разработанной методики применения динамической модели физического познания.

Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать выводы:

1. Включение динамической модели физического познания в структуру курса физики классов с гуманитарным профилем обучения обеспечивает базовую подготовку учащихся в предметной области «физика».

2. Применение методики использования динамической модели физического познания в классах с гуманитарным профилем обучения способствует успешной базовой подготовке учащихся этих классов и формирует у них: научное мировоззрение, стиль научного мышления, системность знаний.

3. Результаты эксперимента подтверждают справедливость разработанных нами основных теоретических положений, вытекающих из сформулированной гипотезы исследования.

Заключение

.

В результате проведенных исследований решены следующие задачи.

1. Проанализирован сложившийся в практике опыт обучения физике и его результативность в свете современных требований к уровню подготовки учащихся общеобразовательных учебных заведений различного типа. Анализ вскрыл следующие противоречия:

— с одной стороны, возросли требования к формированию у школьников знаний основ современных физических теорий, составляющих фундамент физического образования, практических и политехнических знаний, умений и навыковобщих методов научного и учебного познанияприемов учебной деятельности. С другой стороны, наблюдается значительное снижение учебного времени на изучение физики в целом, а в классах гуманитарного профиля до базисного минимума — два часа в неделю;

— гуманитаризация физического образования привела к усилению связи физики с другими естественнонаучными дисциплинами.

Введение

например, в курс физики вопросов экологии усиливает мировоззренческую направленность курса, связь его с жизнью, но описанное неизбежно вызывает перегрузку учебных программ, учебников;

— в классах с гуманитарным профилем обучения физика не является профилирующим предметом и у учащихся снижена мотивация к изучению физики. Индивидуальные особенности учащихся и специфика обучения в классах с гуманитарным профилем обучения создают у учащихся трудности в изучении физики по традиционным методикам.

2. Проанализированы теоретические подходы к решению поставленной проблемы с целью определения дидактических и методических возможностей и последовательного использования динамической модели физического познания в обучении физике учащихся классов гуманитарного профиля. Выявлены методологические и дидактические функции динамической модели физического познания в структуре школьного курса физики.

3. Дана развернутая характеристика динамической модели физического познания для использования ее в подготовке по физике учащихся с гуманитарным профилем обучения в качестве дидактической единицы обучения, отражающей целостность и структуру физического познания: динамическая модель физического познания, являясь средством генерализации физического знания, представляет собой метасистему, состоящую из связанных между собой системфизической картины мира и фундаментальных физических теорий. Элементами этих систем являются понятия;

— факты, понятия и законы с точки зрения философии — область единичноготеория и физическая картина мира составляют область общегодинамическая модель физического познания — сфера предельно общего или всеобщего. Именно через динамическую модель физического познания происходит философское осмысление фундаментальных научных идей, связи теорий и физической картины мира, их культурологического и гуманитаризирующего значения;

— как целое, динамическая модель физического познания не только объединяет качества физической картины мира и физических теорий, но усиливает и дополняет их. Во-первых, наиболее полно проявляется гуманитарная функция методологии физики — воспитание нравственных качеств и черт личности:

— показ человеческого фактора в науке;

— ценностный аспект физики (раскрытие истины — создание модели мира как цель человеческого познаниясоздание научного метода познанияохрана природыпреодоление односторонности образования). Во-вторых, значительнее проявляется культурологическая роль физического познания, его конкретно-исторический характер, его взаимовлияние на культуру, а в связи с этим усиливается межпредметная связь с предметами гуманитарного цикла.

4. Анализ функций динамической модели познания в обучении физике показывает, что ее можно использовать при изучении физики по любой учебной программе: базовой, гуманитарного профиля, углубленного изучения.

5. При изучении физики в классах гуманитарного профиля на первый план выступают мировоззренческая, систематизирующая, культурологическая и гуманитаризирующая функции. Уплотнение и систематизация знаний позволяет перейти от индуктивного метода изучения материала к дедуктивному методу.

6. Реализовать поставленные образовательной программой задачи и обеспечить базовый уровень подготовки по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения за минимальное время — 2 часа в неделю можно только с использованием в преподавании специально разработанной методики применения динамической модели физического познания.

Разработана методика и исследованы возможности использования динамической модели физического познания в базовой подготовке по физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения. Установлено, что использование динамической модели физического познания в преподавании физики позволяет формировать:

— научный стиль мышления учащихся;

— системность знаний;

— основы научного мировоззрения учащихся.

Проверена в педагогическом эксперименте эффективность предложенной методики обучения, ориентированной на базовую подготовку учащихся с гуманитарным профилем обучения. Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать выводы:

1. Включение динамической модели физического познания в структуру курса физики классов с гуманитарным профилем обучения обеспечивает базовую подготовку учащихся в предметной области «физика».

2. Применение методики использования динамической модели физического познания в классах с гуманитарным профилем обучения способствует успешной базовой подготовке учащихся этих классов и формирует у них: научное мировоззрение, стиль научного мышления, системность знаний.

3. Результаты эксперимента подтверждают справедливость разработанных нами основных теоретических положений, вытекающих из сформулированной гипотезы исследования.

Опубликованы и опробованы в практике преподавания:

— пособие для учащихся «Физические картины мира и физические теории», в котором собран материал по методологии физики, структуре и содержанию физических картин мира и физических теорий;

— пособие для учителя «Преподавание физики в классах гуманитарного профиля», в котором дается описание методики использования динамической модели физического познания в обучении физике учащихся классов с гуманитарным профилем обучения.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении проблемы использования методики применения динамической модели физического познания в подготовке по физике учащихся классов с базовым и углубленным профилями подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ш. Вопросы методологии научного познания в школьном курсе физики (на материале квантовой и волновой физики): Дис. .канд. пед. наук. — Киев, 1982. — 185 с.
  2. П.В. Наука и мировоззрение. М. Политиздат, 1983. — 366 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. М. Педагогика, 1980. Т 1 — 230 с. Т 2 — 287 с.
  4. И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979.-303 с.
  5. А.И., Готт B.C. Философский анализ эволюции физической картины мира /Философские основы естественных наук. М.: Наука, 1976.-С. 64−91
  6. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Обще-дидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  8. Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Наука, 1978.-231 с.
  9. Э. Океан неточностей. //1 сентября 6.06. 1993.
  10. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. — 240 с.
  11. М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования. 1994. № 2. С. 3
  12. Г. А. Психология естественнонаучного мышления. Теоретико -экспериментальное исследование. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. — 185 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  14. . В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М: Москва ИЛО МО России, 1995. — 336 с.
  15. Р.Ю. Об изучении основных принципов физики в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 63 с.
  16. Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. Давыдова В. В. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  17. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-500 с.
  18. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние поэтапного формирования умственных действий. //Вестн. МГУ. Сер. психолог. 1979. № 4 С. 78−90
  19. .С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001. -128 с.
  20. В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. -Спб: изд-во С-Петерб. ун-та, 1992. 151 с.
  21. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 127 с.
  22. Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики. Дис.. д-ра пед. наук. -Коломна, 1986.-450 с.
  23. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. О единстве научного знания: (Общенаучн. теорет. средства познания). М.: Знание, 1997. — 64 с.
  24. М.И., Краснянская К. А. применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  25. С.В. Физика: Учебник 9 кл. М.: Просвещение 1997. — 206 с.
  26. С.В. Физика: Учебник 10 кл. М.: Просвещение 1997. -320 с.
  27. С.В. Физика: Учебник 11 кл. М.: Просвещение 1999. — 240 с.
  28. А.Е. Физика: Учебник 8 кл. М.: Изд. дом «Дрофа», 1999. — 255 с.
  29. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М.: Школа, 1994. — 183 с.
  30. В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психол. проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  31. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992. 111 с.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  33. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов /Под ред. Скаткина М. Н. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  34. Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра пед. наук в форме научн. докл. М.: 1996. — 59 с.
  35. Дик Ю.И., Никифоров Г. П. и др. Базисная программа по физике для средней общеобразовательной школы с гуманитарным профилем обучения (10−11 классы). //Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). № 20, май 1998.
  36. Дик Ю.И., Никифоров Г. П. и др. Обязательный минимум содержания образования в средней общеобразовательной школе с гуманитарным профилем обучения (10−11 классы). //Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). № 19, май 1998.
  37. Я.Г. Всемирная история физики. М.: Наука, 1974. — 351 с.
  38. В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1981.-53 с.
  39. Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1992. — 183 с.
  40. В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. -М: Педагогика, 1975. 224 с.
  41. В.Ф. Методологические вопросы курса физики средней школы и проблема формирования научного мировоззрения учащихся. Дис.. д-ра пед. наук. Владивосток, 1974. — 435 с.
  42. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  43. Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП «Новая школа», 1992.-57 с.
  44. Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников в процессе обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. Горький, 1984. -174 с.
  45. И.Н. Гуманитаризация физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 22 с.
  46. Л.Я. Формирование научной картины мира с помощью учебника физики (на материале физической картины мира) //Проблемы школьного учебника. Выпуск 7. М.: Просвещение, 1979. — С. 168−175
  47. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  48. В.Г. Физика и мировоззрение. Л.: Наука, 1975. — 118 с.
  49. С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. 1984 № 6.- С. 10
  50. Г. М. Методическое обоснование содержания физического образования в гуманитарной школе. Дис.. канд. пед. наук. СПб.: 1994. -168 с.
  51. О.Ф. Физика. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1998.-367 с.
  52. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.- 335 с.
  53. И.С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальные стороны обучения). Монография. -Челябинск: изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. 244 с.
  54. . Б.М. О великих переворотах в физике. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  55. . Б.М. Единство динамики, логики и теории познания. М.: Госполитиздат, 1963. -295 с.
  56. . Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Наука, 1967.-436 с.
  57. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, «Фолио», 1996.-414 с.
  58. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.: Новая шк., 1995. — 64 с.
  59. Концепция школьного физического образования в России. //Физика в школе. 1993. № 2. — 4−10 с.
  60. П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982. — 447с.
  61. И.В. Стуктура научной теории и структура объекта //Вопросы философии. 1968. — № 5. — С. 72−83
  62. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. -Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.- 160 с.
  63. Кун Томас. Структура научных революций. М.: 2-е изд. Прогресс, 1977. -300 с.
  64. И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995.-224 с.
  65. B.C. Содержание общего среднего образования: Проб л. структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  66. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: МГУ, 1972. -575 с.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  68. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  69. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. -460 с.
  70. А.Н., Мансуров Н. А. Физика: Учебник 10−11 кл. М.: Просвещение, 2000. — 222 с.
  71. А.Н., Мансуров Н. А. Физика, 10−11. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000. — 160 с.
  72. А.Н., Мансуров Н. А. Физика 10−11. Тестовые и контрольные задания. М.: Просвещение, 2001. — 78 с.
  73. Г. И. Физическая картина мира и интеграция научного знания //Философия науки, 1973 № 3.
  74. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  75. Т.А. Методические основы обучения физике в школе с углубленным изучением английского языка. Дис.. канд. пед. наук. -СПб.: 1996.- 176 с.
  76. Р.А., Колмакова Н. Р. Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие. Часть 1. Красноярск, изд-во КГПУ, 1997. — 151 с.
  77. Е.А. Проблема выбора теорий. М.: Наука, 1975. — 224 с.
  78. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: учебн. пособие для пед. ин-тов по физ.-мат. спец. /Под ред. Каменецкого С. Е., Ивановой JI.A. М.: Просвещение, 1987. — 336 с.
  79. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя /Усова А.В., Орехов В. П., Каменецкий С. Е. и др.- Под ред. Усовой А. В. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  80. Методологические принципы физики: история и современность, /отв. ред. Кедров Б. М. и Овчинников Н. В. М.: Наука, 1975. — 512 с.
  81. Д.С. Формирование гносеологического аспекта мировоззрения учащихся на уроках физики в средней школе. Дис.. канд. пед. наук. -М.: 1980.- 195 с.
  82. A.M. Методологические и философские проблемы современной физики. JI.: изд-во ЛГУ, 1977. — 168 с.
  83. М.В. Философия и физические теории Л.: Наука, 1969. -239 с.
  84. М.В. О понятии «картина мира» в конкретных науках и его роли в формировании основ научных теорий. Апатиты: АН СССР, 1965. — 16 с.
  85. М.В. Физическая картина мира, философия и развитие физики //Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук. Л.: Наука, 1970.-С. 107−116.
  86. М.В., Мостепаненко A.M. Философия и формирование естественнонаучной картины мира //Эволюция материи и ее структурные уровни. М.: АН СССР, 1981.-С. 4 3−46.
  87. В.Н. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на уроках физики. М.: Высшая школа, 1983. — 192 с.
  88. В.Н. Обобщение знаний о физической картине мира на заключительных уроках физики в 10 классе //Преподавание физики в средней школе. Л.: изд-во ЛГПИ, 1976. — С. 3−13.
  89. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1977. — 158 с.
  90. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе физики. М., Просвещение, 1977. — 168 с.
  91. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 10 кл. сред. шк. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1992. -222 с.
  92. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1991. — 254 с.
  93. Общее среднее образование России: Сб. нормативных док. 1994−1995 гг.- М.: Новая школа, 1994. 256 с.
  94. М.Э. Современная физика и диалектический материализм //Диалектика в науках о неживой природе. М.: Мысль, 1964.
  95. Общая психология / под ред. Петровского А. В. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение. 1977.- 479 с.
  96. Общая психодиагностика /под ред. Бодалева А. А. М.:МГУ, 1987. — 307 с.
  97. В.А., Ханнанов Н. К. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: «Интеллект-Центр», 2002. -140 с.
  98. Основы методики преподавания физики в средней школе /Разумовский В.Г., Бугаев А. И., Дик Ю. И. и др.- Под ред. Перышкина А. В. и др. М.: Просвещение, 1984. — 308 с.
  99. Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования. Пермь, 2002. — 374 с.
  100. В.Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1979. — 144 с.
  101. .Я. Становление современной физической картины. М., Мысль, 1985.-300 с.
  102. Педагогика: Учеб. пособие. /Журавлев В.И., Пидкасистый П. И., Портнов M. J1. и др.: Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 602 с.
  103. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет. эксперим. Исслед. М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
  104. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  105. О.В. Реализация методологических функций концепции физической картины мира в преподавании физики. Дис.. канд. пед. наук. Владивосток, 1988.- 189 с.
  106. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания.// Педагогика. 1994. № 3.
  107. Практические занятия по психологии / под ред. Петровского А.В.- М., Просвещение, 1978. 259 с.
  108. Программы средней общеобразовательной школы: Физика, астрономия.- М.: Просвещение, 1992. 221 с.
  109. Программы средней общеобразовательной школы: Физика, астрономия.- М.: Просвещение, 1994. 286 с.
  110. Программы средней общеобразовательной школы: Физика, астрономия.- М.: Изд. дом «Дрофа», 2002. 255 с.
  111. П., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой.- М.: Прогресс, 1986.-431 с.
  112. Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М.Г.- М., Политиздат, 1990. 494 с.
  113. А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560 с.
  114. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: Прометей 1993. — 161 с.
  115. В.Г. Пути дальнейшего развития методики преподавания физики в школе //Физика в школе. 1980. № 4 С. 3−8.
  116. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.-272 с.
  117. В.Г., Корсак И. В. Научный метод познания и государственный стандарт физического образования //Физика в школе. 1995. № 6.-С. 20−28.
  118. Рубинштейн C. J1. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 5
  119. Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 147 с.
  120. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1 -488с. Т. 2.-322 с.
  121. В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  122. П.Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1992.- 174 с.
  123. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.: Знание, 1986.-82 с.
  124. В.Я. Система школьного физического эксперимента: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НИПКРО, 1993. — 116 с.
  125. В. Гуманизация образования //Народное образование. 1992. № 2.
  126. Современный урок физики в средней школе /Под ред. Разумовского В. Г., Хижняковой JI.C. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  127. B.C. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания /"Научные революции в динамике культуры". Минск. Изд-во «Университетское», 1987.- С. 40−68.
  128. B.C., Кузнецова Л. Ф. НКМ в культуре техногенной цивилизации. М.: Мысль, 1994. — 272 с.
  129. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  130. Л.В. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990.-299 с.
  131. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: Кн. для учителя /Сост. Э.М. Браверман- Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
  132. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  133. А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 34 с.
  134. А.В. Типичные ошибки в усвоении понятий учащимися //Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск, 1970.-Вып. 1.-С. 3−18.
  135. А.В. Психолого-дидактические условия формирования понятий у учащихся средней школы. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994.113 с.
  136. А.В. Пути повышения качества знаний и способы их проверки. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. 50 с.
  137. А.В., Завьялов В. В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 111 с.
  138. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  139. Физика в школе: Сб. норматив, док. Библиотечка учителя физики /Сост. Н. А. Ермолаев, В. А. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  140. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1983. -727 с.
  141. Философско-психологические проблемы развития образования, (под редакцией В. В. Давыдова). М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании», 1994. — 127 с.
  142. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М., Просвещение, 1991. 289 с.
  143. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для ун-тов и пед. ин-тов. -М.: Высшая школа, 1990. 575 с.
  144. Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Дис.. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1992. 385 с.
  145. В.Ф. Точка опоры: Об экспериментальной методике преподавания. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  146. В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка /Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1980 — 314 с.
  147. Г. И. Проблема формирования коммунистических убеждений //Советская педагогика. 1976 № 4.
  148. . Д.Ш. Методологические проблемы теоретического и эмпирического уровня познания в учебном процессе. Ташкент: ФАН, 1982.- 155 с.
  149. С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся. М.: 1994. — 175 с.
  150. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев. Киевский гос. университет, 1970. — 173 с.
  151. Г. И. Философия образования (аксиологический аспект): методич. Пособие для студентов. Красноярск: изд-во КГПУ, 1995. — 64 с.
  152. А., Инфельд J1. Эволюция физики. Развитие идей от начальных понятий до теории относительности и квантов. М.: Молодая гвардия, 1966. -267 с.
  153. Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. -Т. 20, С. 343−626.
  154. Д.Б. Избранные психологические труды /Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  155. Е.В. Методика преподавания физики в гимназии. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1997. — 187 с.
  156. О.А. Дидактические основы построения интегративных курсов в школьном естественнонаучном образовании. Челябинск, 2000. — 247 с.
  157. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. — 95 с. — (директор школы- спецвыпуск 2.).
  158. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой