Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование анализа деятельности вуза для разработки системы управления качеством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вполне естественно, что при решении проблемы повышения качества образования, уделено серьезное внимание вопросам совершенствования управления деятельностью вуза в целом. Поэтому одним из критериев государственной аккредитации вузов, утвержденных приказом Министерства образования РФ № 1170 от 14.12.1999 г., является наличие внутривузовского механизма гарантии качества образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Влияние системы управления качеством на результативность деятельности вуза в рыночных условиях
    • 1. 1. Роль системы управления качеством для современной организации
    • 1. 2. Проблемы повышения качества высшего образования в рыночных условиях
    • 1. 3. Современное состояние системы управления качеством в высшем учебном заведении
  • Глава 2.
  • Комплексный анализ существующей системы оценки деятельности вуза
    • 2. 1. Системный анализ современных систем оценки деятельности вуза
    • 2. 2. Анализ влияния критериев существующей оценки деятельности вуза на качество образования
    • 2. 3. Изучение возможности использования имеющихся критериев оценки деятельности вуза для построения системы управления качеством
  • Глава 3.
  • Использование базовых концепций и идеологии Всеобщего управления качеством в совершенствовании анализа деятельности вуза
    • 3. 1. Особенности анализа деятельности вуза с точки зрения TQM
    • 3. 2. Разработка предложений по реализации принципов TQM для анализа деятельности вуза
    • 3. 3. Алгоритм проведения анализа деятельности вуза для создания системы управления качеством

Совершенствование анализа деятельности вуза для разработки системы управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы качества подготовки специалистов и развития образования в целом как никогда актуальны в эпоху кризисов и серьезных экономических преобразований.

Подготовка специалиста, отвечающего требованиям современного общества, способного к профессиональному росту и адаптированного к жизни и работе в рыночных условиях — задача многогранная и напрямую связанная с качеством самого образовательного процесса.

Вполне естественно, что при решении проблемы повышения качества образования, уделено серьезное внимание вопросам совершенствования управления деятельностью вуза в целом. Поэтому одним из критериев государственной аккредитации вузов, утвержденных приказом Министерства образования РФ № 1170 от 14.12.1999 г., является наличие внутривузовского механизма гарантии качества образования, предусматривающего необходимость создания системы управления качеством образования и доказательство ее эффективности.

В последние годы многие исследователи и практики освещают вопросы качества образования с позиций менеджмента личностных факторов с учетом условий информатизации общества и развития наукоемких технологий. Параллельно во многих отраслях промышленности и сферы услуг находит распространение концепция Всеобщего менеджмента качества, воплощающая идеи достижения высших результатов деятельности фирмы посредством наиболее эффективного использования человеческих и материальных ресурсов.

В основе Всеобщего менеджмента качества лежит системность в управлении организацией, деятельность которой нацелена на будущее, ориентирована на потребителя и основана на коллективных методах работы с непременным участием каждого.

Таким образом, представляет несомненный интерес развитие системного подхода в управлении высшим учебным заведением, основная задача которого обеспечить качество специалиста через качество самого образовательного процесса.

Актуальность избранной темы определяется необходимостью создания системы управления качеством конкретного образовательного учреждения, и разработки в связи с этим методических подходов к анализу деятельности вуза для создания такой системы.

Поэтому автором была поставлена цель — разработать новую методику оценки деятельности вуза для создания системы управления качеством.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность качества образования в современных условиях и проследить влияние системы управления на формирование качества образовательного процесса;

— проследить эволюцию развития базовых концепций по созданию системы управления качеством;

— систематизировать соответствующие формы оценки деятельности вузов и определить возможность использования их результатов для создания системы управления качеством;

— обосновать цели, задачи и критерии оценки деятельности вуза для создания системы управления качеством;

— предложить в качестве методологической базы для анализа деятельности вуза в целях создания системы управления качеством основные концепции Всеобщего менеджмента качества и на их основе создать модель анализа деятельности вуза;

— разработать алгоритм анализа деятельности вуза для создания системы управления качеством, позволяющий идентифицировать достигнутый уровень качества и выявить приоритетные направления для создания такой системы.

Объектом исследования является деятельность высшего учебного заведения по обеспечению качества подготовки специалистов.

Предметом исследования является анализ деятельности вуза для создания системы управления качеством.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужили научные труды по проблемам управления качеством отечественных и зарубежных ученых: Эдварда Деминга, Вальтера Шухарта, Джозефа Джурана, Каору Исикава, д-ра Фейгенбаума, О. П. Глудкина, А. А. Аветисова, Ю. Адлера, В. Быстрова, В. Качалова, А. В. Гличева, В. Лапидуса, В. В. Окрепилова, А. И. Субетто, Ф. Э. Шереги и других.

В работе использованы законы РФ, нормативные документы, материалы научно-практических конференций, семинаров, специальных периодических изданий.

Алгоритм анализа деятельности вуза основан на работах И. И. Чайки, О. П. Глудкина, Н. М. Горбунова, А. И. Гурова, Ю. В. Зорина, Каору Исикавы, Дж. Акао, И. С. Мизина, Н. Кано, Тагучи и Э. Деминга.

Материалы диссертации использовались для проведения анализа деятельности вузов Дальневосточного региона при проведении обучения по повышению квалификации преподавателей Дальневосточного региона по вопросам управления качеством в высших учебных заведениях.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— идентифицированы имеющиеся категории потребителей;

— установлена зависимость выбора критериев оценки деятельности вуза от различных категорий потребителей и взаимосвязь требований отдельных категорий потребителей и критериев государственной аккредитации;

— предложен принципиально новый подход к анализу деятельности вуза посредством анализа результатов, процессов и системы в целом;

— разработан и предложен негосударственный выбор критериев оценки деятельности вуза путем преобразования требований потребителей в конкретные параметры.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в следующем:

— проведенное исследование эволюции развития базовых концепций по созданию системы управления качеством рекомендовано для использования в учебном процессе в курсе «Управление качеством» и «Статистические методы контроля качества»;

— разработанный алгоритм проведения анализа деятельности вуза позволит вузам реализовать на практике комплексный анализ деятельности для создания системы управления качеством;

— предложенный методологический подход к анализу деятельности вуза может быть использован в совершенствовании административного и оперативного управления вузом в рыночных условиях.

Полученные результаты использованы при подготовке отчета в рамках выполнения проекта «Создание учебно-методической базы для формирования системы подготовки и аттестации специалистов в области качества» по научно-технической программе Министерства образования Российской Федерации «Качество», при создании программы повышения квалификации преподавателей ДВГАЭУ, при составлении учебного пособия «Управление качеством».

Также результаты научных исследований использованы в качестве учебного материала в курсах «Управление качеством», «Статистические методы контроля», при написании учебного пособия «Управление качеством».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 179 источников и 8 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема качества образования в настоящее время является очень острой, учитывая специфическое место образования в общественном разделении труда и его определяющую роль в выходе экономию! из кризиса.

Вопрос о базисных основах методов управления качеством образования является ключевым вопросом в рассматриваемой проблематике. Его важность определяется тем, что само по себе определение факторов, влияющих на качество образования, не решает проблему. Требуется обоснованный и аргументированный выбор методов и способов воздействия на указанные факторы, позволяющих обеспечить достижение поставленной цели. При этом в первую очередь важно определиться со стратегией движения (методологии подхода), а не с самими «техниками» воздействия, которые в большинстве случаев применительно к конкретным факторам и хорошо известны.

Основа такой стратегии лежит в том, как трактуется и что вкладывается в такое понятие, как «управление качеством образования», в том числе образования высшего.

Безусловно, для «управления качеством образования» важны и управляющая роль государства, представленная органами управления образованием, и содержание государственных стандартов и образовательных программ, но основная роль принадлежит конкретным образовательным учреждениям.

Проблемы разработки методов оценивания и сравнения образовательных учреждений положили начало квалиметрии образования.,.

При этом разработка методов оценки деятельности вуза для создания системы управления качеством является одной из составляющих квалиметрии образования.

Деятельность вуза имеет несколько составляющих: образовательную деятельность, административно-хозяйственную, методическую, финансовую. При этом определяющей является образовательная деятельность, которая может быть рассмотрена как деятельность по предоставлению образовательной услуги.

Для решения проблемы совершенствования методологии в оценке качества высшего образования автором был проведен комплексный анализ имеющихся систем и методик оценки деятельности вуза.

Таким образом, образовательная услуга аналогичная по своей сути любой другой услуге и может быть представлена в виде петли качества.

Однако образовательная услуга имеет особенности, присущие только этой услуге в силу специфики отрасли: существует зависимость качества образовательной услуги от интеллектуального уровня студента — основного потребители этой услуги, кроме того, отсутствует наличие «вещественного продукта», что в свою очередь затрудняет оценивание качества образовательной услуги.

Создание системы управления качеством вуза позволяет реализовать системный подход к управлению вузом для постоянного совершенствования качества образовательной услуги.

Первым этапом по созданию системы качества является анализ деятельности вуза с целью определения соответствия имеющейся системы управления и выбора приоритетов ее дальнейшего совершенствования.

Автором идентифицированы категории внутренних и внешних потребителей. При этом внешние потребители представлены государством, предприятиями и студентами. Внутренние — преподавателями и сотрудниками. Имеющиеся системы анализа деятельности вуза (аттестация, аккредитация и лицензирование) представляют, безусловно, определяющую категорию потребителей — государство, но не учитывает ожидания предприятий, студентов, преподавателей и сотрудников.

Автором предложено за методологическую базу анализа деятельности вуза для создания системы правления качеством использовать идеологию и концепции Всеобщего менеджмента качества.

В результате предложена модель анализа деятельности вуза с учетом требований всех категорий потребителей. Проведение такого анализа позволит создать систему управления качеством, ориентированную на внутренних и внешних потребителей и учитывающую специфику рынка в каждый конкретный период.

При этом анализ системы качества включает в себя протекающих процессов и анализ конкретных результатов.

Предложенный автором алгоритм проведения анализа деятельности вуза для создания систем управления качеством позволяет определить достигнутый уровень качества и выявить приоритетные направления при создании такой системы.

Анализ деятельности результатов предусматривает определение критериев исходя из ожиданий потребителей.

Анализ процессов предусматривает идентификацию процесса, определение управляющего воздействия и ресурсного обеспечения, а также входов и выходов процесса.

Анализ системы предусматривает анализ структуры управления и соответствия системы управления целям организации, а также эффективность системы управления. Основывается анализ системы на рассмотрении взаимосвязанных процессов и результатов деятельности.

Таким образом, в диссертационной работе на основе комплексного анализа существующих систем оценки деятельности вуза, изучения теории и практики по созданию и внедрению системы управления качеством сформулированы следующие выводы и предложения, направленные на совершенствование анализа деятельности вуза для создания системы управления качеством.

1. Создание систем управления качеством в вузах, рассматривающих образование как процесс постоянного взаимодействия внутренних и внешних потребителей, позволит определить объективные критерии результативности подготовки специалистов, более эффективно использовать имеющийся кадровый, материально-технический и финансовый потенциал.

2. Использование Всеобщего менеджмента качества, как методологической базы для построения анализа деятельности вуза для создания системы управления качеством является оправданным и актуальным.

3. Предложенная модель анализа деятельности вуза определяет методологию проведения анализа деятельности вуза на основе анализа результатов, процессов и системы в целом.

4. Разработанный алгоритм проведения анализа деятельности вуза для создания системы управления качеством позволяет определить степень управляющего воздействия на различные объекты и создать необходимую и достаточную базу данных для разработки системы управления качеством.

5. По результатам исследования автор считает возможным рекомендовать вузам для создания системы управления качеством применять предложенную модель и алгоритм анализа деятельности вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ от 13.01.1996 г.
  2. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „Об образовании“ № 122-ФЗ от 07.08.2000 г.
  3. Закон РФ „О защите прав потребителей“ в редакции от 09.01.1996 г.
  4. Закон РФ „О сертификации продукции и услуг“ в редакции от 27.12.1995 г.
  5. Закон РФ „О стандартизации“ в редакции от 27.12.1995 г.
  6. Приказ Госкомвуза РФ № 108 от 07.02.1994 г. „Об утверждении временного положения о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации“.
  7. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1327 от 22.06.1998 г. „Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений“.
  8. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 864 от 12.11.1999 г. „О комплексной оценке деятельности высшего ученого заведения“.
  9. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1170 от 14.12.1999 г. „Об утверждении Перечня показателей государственнойаккредитации учреждений высшего профессионального образования“. *
  10. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1969 от 29.06.2000 г. „Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения“.
  11. ISO 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
  12. ISO 9000−1: 1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества 4.1: Руководящие указания по выбору иприменению.
  13. ISO 9000−2: 1993 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества 4.2: Общие руководящие указания по применению ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003.
  14. ISO 9000−2-1993. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003.
  15. ISO 9001: 1994 Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
  16. ISO 9003−2: 1994: Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
  17. ISO 9004: 1994 Общее руководство качеством и элементы системы качества 4.1: Руководящие указания.
  18. ISO 9004−1-1994. Управление качеством и элементы системы качества Часть 1. Руководящие указания.
  19. ISO 9004−2-1991. Управление качеством и элементы системы качества Часть 2. Руководящие указания по услугам.
  20. ISO 10 013: 1995. Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
  21. Academic Instructor Handbook, U.S. Air Force’s Air University, Maxwell Air Force Base, AL, 1993.
  22. Adam Jr., E.E., „Alternative Quality Improvement Practices and Organization Performance“, Journal of Operations Management, Vol.3, No 12. 1994.pp.27−44.
  23. Anderson, J.C., K. Dooley, and M. Rungtusanatham, „Training for Effective Continuous Quality Improvement“, Quality Progress, December 1994, pp.5761.
  24. , C. & Schon, D. Organization Learning: A Theory of Act Perspective. Reading Mass: Addison-Wesley, 1978.
  25. Aune, A. Kvalitetsstyrte Bedrifter. Trondheim: Ad Notam Gyden 1993.
  26. , R.T., „Сап TQM in Public Education Survive Without Co-Production?“ Quality Progress. July 1994, pp.41−44.
  27. Corrigan», J.P. «Is ISO 9000 The Path To TQM?» Quality Progress (May, 1994), p.33−36.
  28. D.Gangell. «А Baldrige Award for Education», Quality Network News, July/August 1994. p. 2.
  29. D.Seymour, High Performing Colleges, Vol.1 (Maryville, MO: Prescott Publishing, 1995).
  30. De Letis, K.B., «Using Systems Thinking to Improve Student Learning», Quality Network News, July/August 1994, p.3.
  31. Deming W.E. Out of the Crisis. Cambridge University Press, 1986.
  32. , Т., «Service Learning», The Teaching Professor, Vol.9. No.6. 1995.p.4.
  33. Feigenbaum A.U. Total Quality Control. New York: McGraw. — Hill, 1983.
  34. , A.V., «Quality Education and America’s Competitiveness», Quality Progress, September 1994, pp.83−84.
  35. E. «Total Quality Management from the Future: Practices and Paradigms». Quality Management Journal (October. 1993), p.26−34.
  36. , A.B. «Ten Areas for Future Research in Total Quality Management». Quality Management Journal (October, 1993), p.47−70.
  37. Hammons. James O., and Jackson R. Shock, «The Course Syllabus Reexamined», The Journal of Staff, Program, & Organizational Development. Summer 1994, pp.5−17.
  38. , D.L. «Can Higher Education Learn From Factories?» Quality Progress, March 1994. Pp.93−97.
  39. Ishikawa, K. Introduction to Quality Control. London: Chapman t Hall, 1992.
  40. J.A.Hittman. «TQM and CQI in Postsecondary Education», Quality-Progress, October 1993, pp.77−80.
  41. J.E.LIorine, W.A.Hailey, and L. Rubach, «Shaping America’s Future», Quality Progress, October 1993, p.41.
  42. Jersin, E. Kvalitetsstyring kvalitetssikring — kvalitetskontrol. Trondheim: Tapir, 1984.
  43. , J.R., «Insights of a Baldrige Award Winner: TI Defense Group», Quality Progress, March 1994, pp.57−58.
  44. Juran J.M. Managerial Break Through. New York: McGraw. — Hill, 1964.
  45. , R., «Reconciling 'Student-Centered' and 'Customer-Driven». The Teaching Professor, Vol.9, No.2, 1995, p.5.
  46. Knotts Jr., U.S., L.G.Parrish Jr. and C.R.Evans, «What Does the U.S. Business Community Really Think About the Baldrige Award?» Quality Progress. May 1993, pp.49−53.
  47. L.A.Klaus. «Quality Progress' Sixth Quality in Education Listing», Quality Progress, August 1996, p.29.
  48. L.Rubach, «Teaming Up to Improve U.S. Education», Quality Progress, February 1994, pp.65−68.
  49. L.Rubach. «Teaming Up to Improve U.S. Education», Quality Progress, February 1994. pp.65−68.
  50. Logothetis, N. Managing For Total Quality. From Deming To Tamchi And SPC. London: Prentice Hall, 1992.
  51. Loh, J.M., «Empowerment and Ownership», Air Force Commander’s Newsletter, February 1995, pp.2−3.
  52. Marino G. Management for Quality Improvement. The Seven New QC Tolls/ -Cambridge: Productivity Press, 1988.
  53. Nakhai, В., and J.S.Neves, «The Deming, Baldrige, and European Quality Awards», Quality Progress, April 1994, pp.33−37.
  54. Northwest Missouri State University’s home page at http://www.nwmissouri.eduA.vww.root/northwest/general/nacubo.htnil
  55. Oakland John S. Total Quality Management. The Roube to Improving Performance. Second Edition. University of Bradford: Management Center, 1993.
  56. P.Buchanan, «Basic Teaching: A Quick, Clean Model», The National Teaching and Learning Forum. Vol.4, No.2, 1995, pp.4−5.
  57. P.Buchanan, «Basic Teaching: A Quick, Clean Model», The National Teaching and Learning Forum. Vol.4, No.2, 1995, pp.4−5.
  58. , W., «Boss-Teacher and Lead-Teachers: A Review of Wm. Glasser’s The Quality School», The Teaching Professor, Vol.4, No.4. 1995. pp.8−9.
  59. R.B.Wright, «Collaboration in Academic Environments», The Teaching Professor, Vol.9, No.3, 1995, p.7.
  60. R.B.Wright, «Collaboration in Academic Environments», The Teaching Professor, Vol.9, No.3, 1995, p.7.
  61. S.Helms and C.H.Key, «Are Students More Than Customers in the Classroom?» Quality Progress, September 1994, pp.97−99.
  62. , E.P., «Total Quality in Education», Quality Progress. October 1993, pp.67−70.
  63. Shewhart W.A. Economic Control of Quality of Manufactured Product. New York: Van Nostrand, 1931.
  64. Sue Rohan and David Luthy. «Overview of the 1995 Education Pilot Program», The Quest for Excellence VIII (official conference of the Malcolm Baldrige National Quality Award), Washington, DC, Feb. 5−7,1996.
  65. University of Missouri-Rolla's home page a: Http ://www.umr. edu: 80/-acareaga/tqm/winners .html.
  66. V.R. Salmon, «Quality in American Schools», Quality Progress, October 1993, pp.73−75.
  67. W.E.Deming, Out of the Crisis (Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1986).
  68. Weibull W.A. Distribution of Wide Applicability // Journal of Applied. -Mechanics, 18, 1951.
  69. , C.E., «Strategic Learning», The Teaching Professor. Vol.9, No.3, 1995, p.5.
  70. While the Baldrige Award criteria for the business community were updated in1997, the education-adapted criteria have not been changed since the pilot program was discontinued.
  71. Wilkinson, A., Marchington, M. & Dale, B. «Enhancing The Contribution Of The Human Resource Function To Quality Improvement». Quality Management Journal. (October, 1993), p.35−46.
  72. А. А. Основные положения Системно-квалиметрической концепции повышения качества образования // Надежность и контроль качества. 1999. — № 2.
  73. Ю., Кочетов А., Косырев К. и др. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов // Стандарты и качество. 2000. — № 2. — С.68−72.
  74. И. Проектное у правление в СВО // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5. — с. 118−121.
  75. JI. Освоение стандартов ISO серии 9000 на российских предприятиях: трудности и пути их преодоления // Стандарты и качество.- 1998.-№ 8.-С.44−47.
  76. С. Индикаторный анализ развития Системы высшего образования // Высшее образование в России. 1999. — № 5.
  77. И.З., Ковалевич О. М. Сравнение международных стандартов МАГАТЭ и ISO в области обеспечения качества // Стандарты и качество.- 1996.-№ 3.-С.31−36.
  78. С.Ф. Управление качеством на современном этапе // Стандарты и качество. 1997. — № 1. — С.14−21.80.
Заполнить форму текущей работой