Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексная технология обучения аналитической геометрии плоскости студентов педвузов: На примере Тывинского государственного университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показана реализация принципов профессионально-педагогической направленности обучения в процессе обучения аналитической геометрии плоскости. Профессионально-педагогическая направленность обучения (ППНО) курсу осуществлена по двум направлениям: 1) через содержательную линию курса, 2) через организацию учебной деятельности студентов, способствующей формированию профессиональных умений. В последнем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ ПЛОСКОСТИ
    • 1. Методологические подходы и основные теоретические позиции исследования
    • 2. Анализ современного состояния обучения студентов педвузов к отдаленных национальных регионов России
    • 3. Теоретические подходы к проектированию технологий обучения
    • 4. Профессионально-педагогическая направленность обучения студентов математических специальностей педвузов
    • 5. Теоретические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов вуза
    • 6. Проектирование комплексной технологии обучения аналитической геометрии плоскости
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ЭТАПОВ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ ПЛОСКОСТИ
    • 1. Организация процесса обучения аналитической геометрии плоскости на основе технологического подхода к учебному процессу
    • 2. Блочно-модульная система контроля комплексной технологии обучения аналитической геометрии плоскости
    • 3. Профессионально-педагогическая направленность обучения курса аналитической геометрии плоскости
    • 4. Использование электронных учебников в технологии обучения аналитической геометрии плоскости
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ ПЛОСКОСТИ
    • 1. Констатирующий и поисковый этапы эксперимента
    • 2. Обучающий эксперимент

Комплексная технология обучения аналитической геометрии плоскости студентов педвузов: На примере Тывинского государственного университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первостепенная задача образовательной политики на современном этапе — достижение нового качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной, переход российского образования на государственные стандарты требуют от высшей педагогической школы совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала. В связи с этим проблема подготовки будущего учителя, в частности, учителя математики, глубоко знающего свой предмет, умеющего творчески решать педагогические задачи, способного обеспечить новое качество образования в современных условиях, является актуальной.

Проблемы, связанные с формированием основ педагогического мастерства учителя в период подготовки его в вузе, нашли отражение в трудах известных педагогов и психологов: С. И. Архангельского, Ф. Н. Гоноболина, В. В. Давыдова, В. И. Загвязинского, Т. А. Ильиной, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Нечаева, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, А. И. Щербакова и др.

Вопросы совершенствования профессионально-педагогической, научной и практической направленности подготовки учителя, и в частности, учителя математики, исследовались в трудах Г. Д. Глейзера, В. А. Гусева, Ю. М. Колягина, В. И. Крупич, Н. В. Метельского, В. И. Мишина, В. М. Монахова, А. Г. Мордковича, Г. И. Саранцева, А. А. Столяра, Р. С. Черкасова, и др.

На современном этапе развития системы образования перед высшей педагогической школой встает задача перехода от «знаниецентрической» организации учебного процесса, определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения и навыки студента к личностно-ориентированным системам обучения, к развитию личности студента как главной цели образования. В центре такого обучения — сам обучающийся, его мотивы, цели, психологические особенности. Большой вклад в разработку личностно-ориентированного подхода в обучении внесли М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.

В условиях необходимости решения новых проблем, к которым подошла российская система образования (интеграция, гуманизация, дифференциация, индивидуализация и демократизация), все более очевидной является проблема перехода к системе, обусловленной деятельностным и контекстным подходами в обучении. Мы придерживаемся точки зрения тех ученых, которые считают, что в основу модели специалиста должна быть положена его деятельность, и опираемся на концепцию деятельностного подхода в обучении (В.В.Давыдов А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, О. Б. Епишева и др.).

Цели и задачи высшего профессионального образования диктуют преподавателям вузов максимально приближать содержание, условия и способы деятельности студентов к той действительности, к которой их готовят. Интеграция образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности требует целенаправленно задавать систему переходов от учебной к профессиональной деятельности. В этом плане методологической основой обучения может выступать профессиональный контекст. Концепция контекстного обучения наиболее полно представлена в работах.

A.А.Вербицкого, Н. В. Борисовой и др.

Одним из перспективных практических воплощений инновационных моделей обучения является технологический подход к процессу обучения. Разработке и систематизации педагогических технологий обучения посвящены исследования В. П. Беспалько, К. Ингенкамп, М. В. Кларина, М. М. Левиной,.

B.М.Монахова, О. П. Околелова, А. Я. Савельева, Г. К. Селевко, А. И. Уман, Ф. Янушкевича и др.

Вышеуказанные приоритеты и актуальные направления развития высшего профессионального образования создают все условия и предпосылки для организации учебного процесса, который позволит осуществить качественную подготовку будущих учителей в соответствии с квалификационными требованиями государственных образовательных стандартов. Однако образование современного студента педвуза, как правило, остается на прежнем уровне: изменения, особенно в периферийных вузах, идут медленно, касаются в большинстве случаев только содержательных аспектов и в меньшей мере — технического и технологического совершенствования. Внедрение новых технологий обучения, инноваций, способствующих повышению эффективности процесса обучения, является наиболее актуальным для вузов, отдаленных от научных центров. При этом необходимо отметить, что такие инновации должны учитывать специфические особенности конкретного учебного процесса (национально-региональные, этнопедагогические, психологические и т. д.).

В настоящее время разработано и внедряется большое количество эффективных образовательных технологий, но, как отмечают многие исследователи, в них слабо представлен национально-региональный компонент. В частности, недостаточно изучены особенности процесса подготовки студентов-математиков педагогического вуза в условиях двуязычия. Эта проблема не нова в педагогике, но она мало исследована в обучении предметам математического цикла студентов педвузов.

В вязи с проблемами двуязычия в педагогике стали актуальный исследования, посвященные интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса (Ф.Ф.Харисов), анализу двуязычных систем в мировой практике (Р.Т. Бэлл, М.М.Михайлов), народной и этнопедагогике (Г.Н.Волков, З. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков и др.), учету национального компонента (В.Г.Гайфуллин), проблемам социальной роли языков в многоэтнических обществах (М.В. Дьячков).

В национально-территориальных образованиях Российской Федерации титульные языки изучаются и используются в высшей школе только на гуманитарных факультетах вузов. Вместе с тем русский язык выступает как органический и обязательный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов. Русская культура, русский язык остаются для этнической культуры России единственным посредником с мировой культурой.

Наше исследование показывает наличие определенных трудностей в обучении предметам математического цикла на русском языке, когда он не усвоен студентами на достаточно высоком уровне, позволяющем свободно изучать учебный материал, общаться, мыслить.

В вузах, расположенных в отдаленных регионах, как правило, учится большое количество студентов, закончивших национальные школы, где обучение велось на титульном языке (особенно это касается сельских школ). Поступив в университет, такие студенты испытывают языковые трудности, так как все дисциплины преподаются на русском языке. При этом программы обучения вуза не учитывают национальной принадлежности студента, негласно считается, что все студенты владеют языком обучения на одном, достаточно высоком, уровне.

Исследованию различных аспектов обучения в условиях двуязычия посвящены диссертации Т. М. Кряклиной, Н. М. Сажиной, В. В. Судакова, Н. К. Туктамышева, А. Н. Урумбаевой, В. Т. Урусова и др.

Мы считаем, что совершенствование подготовки будущего педагога в отдаленных национальных вузах должно осуществляться на основе комплексного подхода. В данном исследовании комплексный подход заключается в использовании совокупности оптимальных для данных условий средств, позволяющих повысить эффективность учебного процесса и решить целый ряд как общих, так и специфических противоречий учебного процесса этих вузов.

Комплексной технологией обучения аналитической геометрии плоскости будем называть способ организации учебного процесса, базирующийся на профессионально-педагогической направленности обучения, блочно-модульной системе контроля, технологизации процесса обучения. Выбор данных составляющих был сделан в процессе длительного экспериментального исследования и обусловлен главным образом интересами, потребностями, запросами личности студента и требованиями общества к этой личности (как к члену общества и как к специалисту), а также особенностями конкретного учебного процесса. Следует подчеркнуть, что выбранные элементы составляют единое целое, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Комплексность разработанной технологии обучения обусловлена также совокупностью используемых элементов обучающих систем (рейтинговой, дистантной) и средств обучения (применяется комплекс традиционных и современных средств обучения, таких как электронные учебники).

Вышеизложенным определяется актуальность данного исследования, проблема которого состоит в поисках путей совершенствования подготовки учителя математики в педвузах, расположенных в отдаленных национальных регионах России.

Целью исследования является разработка технологии обучения аналитической геометрии плоскости студентов математических специальностей педагогических вузов, реализация которой позволит повысить качество знаний и будет способствовать формированию профессиональных умений студентов.

Объект исследования: процесс подготовки учителей математики в педвузах, расположенных в отдаленных национальных регионах России.

Предмет исследования: процесс обучения аналитической геометрии плоскости студентов математических специальностей национальных педагогических вузов.

Гипотеза исследования: организация процесса обучения аналитической геометрии плоскости, базирующаяся на профессионально-педагогической направленности обучения, блочно-модульной системе контроля и технологизации обучения, будет способствовать повышению качества знаний и формированию профессиональных умений студентов педвузов национальных регионов России.

Для проверки и подтверждения гипотезы в исследовании определены следующие задачи:

1) изучить современное состояние подготовки учителей математики в педагогических вузах, в частности, в педвузах, расположенных в отдаленных национальных регионах России;

2) сделать анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

3) разработать технологию обучения аналитической геометрии плоскости студентов-математиков педвуза, базирующуюся на комплексном подходе к подготовке будущих учителей;

4) провести опытно-экспериментальное обучение с применением разработанной технологии обучения аналитической геометрии плоскости и определить эффективность применения этой технологии.

Методологическую основу исследования составляют: труды выдающихся педагогов, психологов, математиков и методистов, относящихся к проблеме исследованияконцепция личностно-ориентированного обучения (М.Н.Берулава, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская др.) — концепция деятельностного подхода в обучении (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — теория учебной деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, П. ЯГальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), концепция контекстного обучения (А.А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.). Руководствуемся методологией системного подхода (А.Н.Аверьянов, С. И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, Н. В. Кузьмина и др.) — исследованиями по технологиям обучения (В.П.Беспалько, К. Ингенкамп, М. В. Кларина, М. М. Левиной, В. М. Монахова, О. П. Околелова, А. Я. Савельева, Г. К. Селевко, А. И. Уман, Ф. Янушкевича и др.), раскрывающими комплексный подход (Ю.К.Бабанский, И. ЯЛернер, В. В. Гузеев, М. М. Левина, М. И. Махмутов и др.).

Поставленные задачи решались следующими методами:

• изучение и анализ литературы по философии, педагогике, психологии, геометрии, методике преподавания математики, информатизации и компьютеризации образования, периодической печати и диссертационных работ, относящихся к проблеме исследования;

• изучение и обобщение опыта работы педвузов по подготовке учителя математики;

• беседы с преподавателями и студентами;

• наблюдение, анкетирование, тестирование;

• педагогический эксперимент по внедрению комплексной технологии обучения аналитической геометрии плоскости в учебный процесс;

• обработка результатов методами математической статистики с использованием ЭВМ;

• теоретический анализ результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема совершенствования подготовки будущих учителей математики решается на основе комплексного подхода с учетом национально-региональных особенностей учебного процесса педагогического вуза.

В разработанной технологии учитываются не только особенности обучения студентов-математиков в условиях двуязычия, но и используется комплекс современных, более оптимальных для данных условий средств, позволяющих быстро и с большим эффектом достичь поставленных целей.

Теоретическая значимость исследования:

1. Разработана и теоретически обоснована технология обучения аналитической геометрии плоскости,.

• включающая концептуальную, содержательную и процессуальную части;

• основывающаяся на комплексном подходе, который заключается в использовании оптимальных для данных условий средств достижения поставленных целей обучения (профессионально-педагогическая направленность обучения, блочно-модульная система контроля, технологизация процесса обучения);

• учитывающая национально-региональные особенности учебного процесса педагогического вуза.

2. Создана блочно-модульная система контроля знаний студентов по курсу аналитической геометрии плоскости.

3. Разработана технология обучения студентов выступлениям, моделирующим профессиональную деятельность учителя математики.

4. Учебно-методическое обеспечение курса аналитической геометрии плоскости дополнено разработанными электронными учебниками, технологическими картами лекций и практических занятий, заданиями методического характера.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология обучения аналитической геометрии плоскости может быть использована в практике массовой подготовки будущих учителей независимо от их профиля. Элементы технологии обучения (блочно-модульная система контроля, технология обучения выступлениям, моделирующим профессиональную деятельность учителя) могут быть использованы в учебном процессе средних, среднеспециальных и высших образовательных учреждений.

Исследование проводилось в три этапа с 1997 г. по 2001 г.

На первом этапе (1997;1998 гг.) изучались и анализировались философские, психолого-педагогические, методические источники, диссертационные работы и авторефераты по темам, близким теме исследования, а также изучался опыт преподавания геометрии в педагогических вузах. Определялись методологические основы исследования, изучались учебные планы, программы, содержание образования. Проводился констатирующий эксперимент на физико-математическом факультете Тывинского государственного университета. Основные методы исследованиянаблюдение, беседа, изучение опыта работы.

Второй этап (1998;2000 гг.) предусматривал анализ результатов констатирующего эксперимента и поиск направлений формирующего эксперимента. На этом этапе разрабатывалась модель технологии обучения, выдвигалась гипотеза исследования, продолжалось изучение литературы и опыта преподавания геометрии. Создавалась и частично апробировалась блочно-модульная система контроля знаний студентов, были созданы электронные учебники по курсу аналитической геометрии.

Основными методами являлись теоретическое моделирование, анализ педагогической деятельности преподавателя, учебно-познавательной деятельности студентов, анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, самонаблюдение, анализ полученных результатов.

Третий этап (2000;2001гг.). На данном этапе проводился обучающий эксперимент по внедрению и апробации технологии обучения аналитической геометрии плоскости. Проведены проверка и обобщение результатов экспериментальной работы, а также определение соответствия гипотезы и экспериментальных результатов. Формулировались выводы, оформлялся материал диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-педагогическая направленность обучения аналитической геометрии плоскости способствует.

— повышению качества математических знаний студентов, приобретению предметных знаний и умений в контексте будущей профессиональной деятельности,.

— формированию профессиональных умений студентов в процессе специально организованной учебной деятельности,.

— разрешению некоторых противоречий учебного процесса, обусловленных особенностями отдаленного национального региона.

2. Внедрение блочно-модульной системы контроля знаний студентов содействует активизации их учебной деятельности, систематической работе студентов, более равномерному распределению учебной нагрузки студентов, повышению качества знаний.

3. Технологизация учебного процесса курса аналитической геометрии плоскости способствует совершенствованию управления процессом обучения, создает условия для самоорганизации учебной деятельности студентов, индивидуализации обучения.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечивается методологическими основаниями исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных цели, проблеме, объекту, предмету и задачам исследованияподтверждены результатами эксперимента, свидетельствующими о позитивных изменениях в качестве знаний студентовиспользованием методов математической статистики при обработке результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебном процессе физико-математического факультета Тывинского государственного университета. Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались на следующих конференциях: научно-практической конференции, посвященной 100-летию А. А. Пальмбаха, в Тывинском государственном университете (Кызыл, 1998) — научно-практической конференции, посвященной 55-летию добровольного вхождения Тувы в состав России (Кызыл, 1999) — конференции, посвященной 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (Кызыл, 22−27 апреля 2000 г.) — научно-практической конференции преподавателей ТывГУ (Кызыл, 2002 г.).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Основное содержание изложено на 162 страницах. Библиография составляет 205 наименований.

141 Выводы.

1. Во второй главе представлена организация процесса обучения аналитической геометрии плоскости, опирающаяся на технологический подход к учебному процессу. Разработаны технологические карты лекций, практических и индивидуальных занятий, что создает условия для четкого управления учебным процессом.

2. Разработана блочно-модульная система контроля, в основе которой лежат принципы рейтинговой системы обучения, реализация которой способствует адаптации первокурсников, повышает их качество знаний и систематическую работу.

3. Показана реализация принципов профессионально-педагогической направленности обучения в процессе обучения аналитической геометрии плоскости. Профессионально-педагогическая направленность обучения (ППНО) курсу осуществлена по двум направлениям: 1) через содержательную линию курса, 2) через организацию учебной деятельности студентов, способствующей формированию профессиональных умений. В последнем направлении особое внимание уделено выступлениям студентов, моделирующим профессиональную деятельность учителя математики. ППНО аналитической геометрии плоскости позволила повысить качество знанийреализовать деятельностный, контекстный и технологический подходы к обучениюразрешить некоторые противоречия процесса обучения студентов-математиков в национальных вузахсоздать положительную мотивацию и активизировать работу студентов.

4. Раскрыт опыт использования и дидактические возможности электронных учебников при изучении аналитической геометрии плоскости. Применение электронных учебников способствует эффективному и быстрому контролю знаний студентов, самостоятельному изучению курса, индивидуализации его обучения.

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению комплексной технологии обучения аналитической геометрии плоскости.

§ 1. Постановка педагогического эксперимента и его результаты.

Исходя из целей и задач исследования, была проведена экспериментальная работа (констатирующий, поисковый и обучающий эксперимент).

Базой для экспериментального исследования явился физико-математический факультет Тывинского государственного университета. Проводился эксперимент лично соискателем. В нем участвовали студенты первого курса физико-математического факультета. 1.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился с 1997 года. На этом этапе была начата работа по анализу состояния преподавания геометрии будущим учителям математики в национальных вузахизучению предлагаемых исследователями современных методов и форм преподавания. В этот период изучались и анализировались особенности обучения студентов физико-математического факультета ТывГУ, результаты вступительных экзаменов, семестровых экзаменов, контрольных работ, коллоквиумов и зачетов.

Для выявления трудностей, возникающих при обучении аналитической геометрии, использовались такие методы, как наблюдение, интервью, беседы со студентами и преподавателями, анкетирование. В это время были составлены вопросники: «Профессиональные умения», «Использование электронного учебника в процессе изучения геометрии», «Оценка студентами качества подготовки по курсу геометрии» и др.

По результатам этого исследования был выявлен недостаточный уровень математических знаний выпускников общеобразовательных школ. Результаты анкетных опросов выявили низкий уровень мотивации обучения первокурсников физико-математического факультета ТывГУ. Большинство первокурсников испытывают трудности в обучении из-за слабой школьной подготовки по математике, несовершенного владения русским языком, организации учебного процесса вуза, ориентированного на большую самостоятельность студентов, недостаточных навыков самоорганизации и самоконтроля. Вышеперечисленные факты являлись причиной большого процента отчисления студентов первого курса (около 40−50% первокурсников отчислялось после первого года обучения).

Одновременно автор данного исследования участвовала в работе по созданию электронных учебников по курсу аналитической геометрии плоскости для студентов физико-математических факультетов пединститутов. В 1998 году вышли электронные учебники по курсу аналитической геометрии плоскости: «Векторы на плоскости и в пространстве», «Метод координат на плоскости», «Метод координат в пространстве», «Кривые второго порядка».

По результатам этого этапа сделаны следующие выводы:

— необходимо усовершенствовать организацию процесса обучения данному курсу и особое внимание уделить организации системы контроля;

— для эффективного осуществления процесса обучения аналитической геометрии плоскости нужно найти такие пути (направления) в технологии обучения, которые решили бы комплекс проблем данного учебного процесса (низкая мотивация обучения студентов, «языковые» проблемы, низкий уровень знаний школьного курса геометрии и т. д.).

— для успешного управления учебной деятельностью студента необходимо знать мотивы его поступления в вуз, отношение к профессии учителя;

— необходимо иметь средства обучения, позволяющие реализовать оптимальные формы и методы обучения.

1.2. Организация и проведение поискового эксперимента.

Поисковый эксперимент осуществлялся с 1998 года. На этом этапе была начата работа по:

— апробации электронных учебников;

— разработке и внедрению системы методических приемов, позволяющих реализовать профессионально-педагогическую направленность курса;

— накоплению экспериментальных данных и их обработке;

— внедрению элементов рейтинговой системы контроля;

— проверке и уточнению системы методов, средств, форм учебной работы;

— отбору и апробированию необходимого материала (анкеты, тесты, контрольные работы) для проведения завершающего эксперимента.

Эксперимент был поставлен следующим образом. Лекции на всем потоке (89 человек), специальность «математика-информатика» читались соискателем. Одна из групп первого курса была выбрана в качестве экспериментальной, студенты двух других контрольных групп обучались по традиционной системе: без использования элементов рейтинговой системы контроля и электронных учебников, без обучения профессиональным умениям учителя.

Для выяснения уровня подготовки по геометрии на первых занятиях были проведены входная контрольная работа и письменные опросы всех первокурсников. Одна из анкет определяла самооценку профессиональных умений первокурсников на данный момент. Другой анкетный опрос выявлял мотивы поступления студента на физико-математический факультет и его отношение к профессии учителя математики.

При анкетировании были соблюдены условия добровольности участия, одновременности для всей группы. Результаты анкетных опросов использовались только для анализа и не обсуждались.

Приведем тексты этих анкет.

Анкета.

Группа.

1. Ваше отношение к профессии учитель. а) положительное;

Ь) нейтральное с) отрицательное.

Инструкция: напротив выбранного ответа поставьте знак «+».

2. Укажите причины, по которым вы поступили на физикоматематический факультет ТывГУ.

Анкета «Профессиональные умения».

Ф.И. студента.

Группа.

Инструкция: против каждого пункта поставить оценку от 1 до 5: — в графе «Нужно уметь» — насколько это умение Вам необходимо- - в графе «Владею» — Ваш уровень умения в настоящий момент.

Вид деятельности Нужно уметь Владею.

1 2 3.

1 .Уметь подготовить выступление.

2.Умение логически правильно и последовательно излагать материал.

3.Умение ясно и выразительно излагать материал.

4.Умение работать с аудиторией.

5.Умение задавать вопросы.

6.Умение работать с доской.

7.Умение оценивать и обосновывать поставленную Вами оценку.

8.Умение осуществлять самоконтроль на разных этапах своей деятельности.

9. Умение делать анализ своих ошибок.

10. Умение ставить цель своей деятельности.

11. Умение планировать свою деятельность.

12. Умение выделять главное в изученном материале.

1 2 3.

14. Умение составлять план, схему, конспект прочитанного, изученного.

15. Умение делать анализ содержания изученного материала.

16. Умение делать анализ решения задачи.

17. Умение классифицировать задачи по определенному признаку.

Результаты первой анкеты показали, что меньше чем у 50% студентов первого курса мотивы поступления на физико-математический факультет соответствуют выбранной специальности, 35% студентов отрицательно относятся к профессии учителя.

Опрос по анкете «Профессиональные умения» выявил, что студенты в преобладающем большинстве оценивали степень своего «владения» умением ниже, по сравнению с «важностью» этого умения. В процессе бесед со студентами выяснилось, что многие из них не осознают значения некоторых умений в будущей профессиональной деятельности (например, умений самооценки и самоанализа, умения организовывать работу обучаемых, умение задавать вопросы).

Повторный опрос проводился по такой же анкете в конце первого семестра. Результат показал, что в подавляющем большинстве студенты экспериментальной группы или сохранили, или повысили оценку умения в графе «важно» (уметь) и понизили или сохранили оценки в графе «владею». Понижение оценки объясняется следующим фактом. Обучение, проводимое по комплексной технологии обучения, позволяет критически оценить свои умения, понять важность этих умений для будущего учителя и для любой другой профессиональной деятельности независимо от ее профиля. В то же время большинство студентов контрольной группы не изменили своих оценок. Это позволило сделать вывод, что традиционное обучение мало влияет на самооценку этих умений у студентов.

В конце экспериментального обучения был проведен письменный опрос студентов экспериментальной группы об эффективности использования электронного учебника и элементов рейтинговой системы контроля в процессе обучения.

1. Является ли необходимым использование электронного учебника в обучении? а) Да.

Ь) Нет с) Не знаю.

2. Что Вы видите положительного в использовании электронного учебника?

3. Объективно ли оцениваются Ваши знания тестом электронного учебника? а) да.

Ь) нет с) вполне объективно d) не совсем объективно.

4. Соответствует ли Ваш рейтинг уровню Ваших знаний по курсу геометрии? а) да.

Ь) нет с) не совсем.

5. Насколько использование рейтинговой системы контроля повлияло на качество Ваших знаний? а) сильно повлияло.

Ь) достаточно ощутимо с) повлияло незначительно d) не повлияло.

Инструкция: выбранный ответ отметьте знаком «+».

Все студенты экспериментальной группы дали положительный ответ на первый вопрос анкеты. Знания 89% студентов в результате тестирования оценивались объективно. По мнению студентов, использование электронного учебника позволяет повторить изученный материал (98%), глубже усвоить теоретический материал (97%), осуществлять самоконтроль своих знаний (85%), экономить время (удобен в работе) (90%), наглядно представить материал (30%), помогает решать задачи (5%). У 90% студентов рейтинг соответствует самооценке своего уровня знаний, около 87% студентов экспериментальной группы считают, что рейтинговая система контроля сильно или достаточно ощутимо влияет на качество знаний по геометрии.

В экспериментальной группе был получен ряд положительных, результатов: 1) повышение уровня усвоения учебного материала — данные по итогам контрольных работ и отсроченных контрольных работ- 2) большая активность и ответственность студентов- 3) эмоциональная удовлетворенность процессом деятельности- 4) заинтересованность в учебе- 5) студенты экспериментальных групп постепенно успешно овладевали профессиональными умениями оценивания, рецензирования, выступления с сообщениями, систематизации и обобщения учебного материала и т. д.

Результаты экзамена по геометрии представлены в виде таблицы 2 .

Заключение

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные выводы и результаты :

1. Теоретический анализ литературы и данные эксперимента позволили определить необходимость комплексного подхода к решению проблем совершенствования подготовки учителя математики в национальных педвузах с учетом национально-региональных особенностей.

2. Изучены теоретико-методологические основания исследования. Определены основные понятия, сформулированы рабочие определения этих понятий в форме приемлемой для целей и задач исследования (технологии обучения, комплексной технологии обучения аналитической геометрии плоскости, профессионально-педагогической направленности обучения аналитической геометрии плоскости и др.).

3. Осуществлено проектирование технологии обучения аналитической геометрии плоскости, включающее: теоретические основы (системный, личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный, технологический подходы к процессу обучения) — принципы (гуманизации, интегративности, профессионально-педагогической направленности обучения, замкнутого управления, модернизации) — обоснование выбора составляющих технологии обучения и раскрытие сущности ее комплексностиописание особенностей основных компонентов (цели, содержание, средства, формы, методы, взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, управление процессом обучения).

4. Разработана и реализована комплексная технология обучения аналитической геометрии плоскости, которая рассматривается как способ организации процесса обучения, базирующийся на профессионально-педагогической направленности обучения, блочно-модульной системе контроля и технологизации обучения. Данные составляющие элементы технологии обучения выбраны в процессе длительного экспериментального исследования с учетом как общих, так и специфических (национально-региональных) особенностей процесса обучения аналитической геометрии плоскости.

5. Показано, что каждая их указанных составляющих технологии обучения способствует повышению эффективности процесса подготовки будущих учителей математики в педвузе: профессионально-педагогическая направленность обучения — повышению качества математических знаний студентов, формированию их профессиональных умений, разрешению некоторых противоречий учебного процесса национального педвузаблочно-модульная система контроля — более равномерному распределению учебной нагрузки студентов, систематической и активной их работе, повышению качества знанийтехнологизация обучения — совершенствованию управления процессом обучения, созданию условий для самоорганизации учебной деятельности студентов, индивидуализации обучения.

6. Экспериментальное обучение подтвердило гипотезу исследования и показало, что представленная технология обучения позволяет повысить качество математических знаний и способствует формированию профессиональных умений студентов национальных педвузов.

Автор понимает, что данное исследование не решает полностью проблему совершенствования подготовки учителей математики в национальных вузах и требует дальнейшего научного осмысления и поиска более рациональных путей решения этой проблемы.

В перспективе предполагается дальнейшее усовершенствование рейтинговой системы контроля, имеющихся электронных учебников, создание электронных вариантов индивидуальных заданий, разработка видеообеспечения курса геометрии. Перспективным является также дальнейшее исследование процесса обучения студентов неязыковых специальностей в условиях билингвизма.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих работах:

1. Тюлюш М. К. Дистанционная система обучения — одна из составляющих концепции открытого образования//Научно-методическая конференция преподавателей ТывГУ, посвященная 100-летию со дня рождения А. А. Пальмбаха: Тезисы докладов. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 1998. — С.92−94.

2. Тюлюш М. К. Некоторые противоречия учебного процесса физико-математического факультета Тывинского государственного университета//Аспирантский сборник НГПУ-2001/Под ред. А. Ж. Жафярова.-Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. 4.6 — С.94−99.

3. Тюлюш М. К. Использование электронных учебников как средство совершенствования процесса обучения в вузах//Аспирантский сборник НГПУ-2001/Под ред. А. Ж. Жафярова.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001.-4.6. -С. 100−109.

4. Тюлюш М. К., Монгуш М. М. Некоторые аспекты педагогического контроля в высшей школе//Проблемы развития образования в Новосибирске и области: Тезисы докладов. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998. С. 54. (50% личного участия).

5. Монгуш М. М., Тюлюш М. К. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций//Проблемы развития образования в Новосибирске и области: Тезисы докладов. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998.-С. 55. (50% личного участия).

6. Тюлюш М. К, Монгуш М. М. Некоторые аспекты внедрения дистанционной технологии обучения в ТывГУ//Научно-практическая конференция, посвященная 55-летию добровольного вхождения Тувы в состав России: Тезисы докладов конференции. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 1999. С. 135. (50% личного участия).

7. Монгуш М. М., Тюлюш М. К. Применение информационных технологий в образовательном процессе ТывГУ//Научно-практическая конференция, посвященная 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (22−27 апреля 2000 года): Тезисы докладов конференции. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2000.-С.6 (50% личного участия).

8. Тюлюш М. К, Монгуш М. М. Некоторые аспекты информатизации образования//Научно-практическая конференция, посвященная 55-й годовщине.

Победы в Великой Отечественной войне (22−27 апреля 2000 года): Тезисы докладов конференции. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2000.-С.14−15 (50% личного участия).

9. Монгуш М. М., Тюлюш М. К. Применение информационных технологий в учебном процессе ТывГУ//Аспирантский сборник НГПУ-2000.-Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.-Ч.З.-С. 45. (50% личного участия).

0.Жафяров А. Ж., Абрамов А. В., Бузур-оол О.Б., Троякова Г. А., Монгуш М. М., Тюлюш М. К. Векторы на плоскости и в пространстве: ЭВМ-учебник. -Новосибирск: Изд.: НГПУ, 1999. 3,15Мб (17% личного участия).

Жафяров А.Ж., Абрамов А. В., Бузур-оол О.Б., Троякова Г. А., Монгуш М. М., Тюлюш М. К. Системы координат на плоскости: ЭВМ-учебник. -Новосибирск: Изд: НГПУ, 1999. 3,34Мб (17% личного участия).

12.Жафяров А. Ж., Абрамов А. В., Бузур-оол О.Б., Троякова Г. А., Монгуш М. М., Тюлюш М. К. Кривые второго порядка: ЭВМ-учебник. — Новосибирск: Изд: НГПУ, 1999. 3,08Мб (17% личного участия).

13 .Жафяров А. Ж., Абрамов А. В., Монгуш М. М., Тюлюш М. К. Геометрические преобразования плоскости: ЭВМ-учебник. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999. 3,12Мб (25% личного участия).

14.Жафяров А. Ж., Абрамов А. В., Монгуш М. М., Тюлюш М. К, Хасанов А. И. Метод координат в пространстве: ЭВМ-учебник. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999. 3,0 Мб (20% личного участия).

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.-М.:Просвещение, 1990−141с.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе.-М., 1989−166с.
  3. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., 1975.- 189 с.
  4. Н.В. Структурное содержание технологии обучения: опыт исследования // Школьные технологии,-1998 -№ 5- С.76−82
  5. Г. П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-педагогических условиях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999−18 с.
  6. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976−200с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980−3 68с.
  8. В.А. Методические указания по курсу «Аналитическая геометрия».-М.:Просвещение, 1968−32с.
  9. Л.С., Базылев В. Т. Геометрия: В 2-х ч. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1986.-Ч. 1−336 с.
  10. Л.С., Атанасян В. А. Сборник задач по геометрии. В 2-х ч. -М.: Просвещение, 1986.-Ч.1- 255с.
  11. В.Г. Системность и общество. -М.: Политиздат, 1980 368с.
  12. О., Здравомыслов М., Ашхотова И. Компьютерные технологии в образовании// Высшее образование в России. 1996- № 3. — С. 109−118
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.:Педагогика, 1997 -184с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982−132с.
  15. С.В. и др. Аналитическая геометрия: Учебник для пед. ин-тов -М.: «Просвещение», 1970−376 с.
  16. З.М. Рейтинг в учебном процессе и воспитание лидеров // Физика в школе.-1995.-№ 1.-С.68−76
  17. И.Л. Методическая подготовка учителя физики в вузе к профессиональному творчеству: Монография. Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 1997.-140 с.
  18. Н.Г. Культура публичного выступления: краткие методические указания и упражнения М., 1972- 78с.
  19. Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Автореф. дис.. психол. наук Томск, 1999 -23 с.
  20. М.Н. Общепедагогические подходы к гуманизации образования//Педагогика -1994-№ 5-С.21 -25
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М. :Педагогика, 1989−192с.
  22. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Советская педагогика- 1991-№ 1-С.63−72
  23. Е.В. и др. Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов н/Д, 1995.-216 с.
  24. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. -М, 2000−146 с.
  25. A.M. Основные подходы к профессиональной подготовке будущего учителя (аксиологический анализ)-Комсомольск-на-Амуре, 2000−88 с.
  26. Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ, 1993.- 136 с.
  27. Н.А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук- Ижевск, 1999.-22 с.
  28. Л.И., Куклин В. Ж., Наводнов В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. -М., 1993. -67 с.
  29. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991-с.207,ил.
  30. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений.- М, 1999. -168 с.
  31. JI.C. Педагогическая психология. М., 1926.-136 с.
  32. В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвуза в процессе обучения геометрии: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб-1995−16с.
  33. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М.:Педагогика, 1987.-264 с.
  34. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.:Прогресс, 1976- 495с.
  35. Ю.С., Лопашук В. В. Рейтинговый контроль знаний на персональном компьютере: Учеб.-метод. пособие для преподавателей. -Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1993.-104 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «10 100-математика».- М., 1995. -28с.
  37. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., «Педагогика», 1977−136 с.
  38. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики : Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990−224 с.
  39. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.:Сентябрь, 1996.-222 с.
  40. В. В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992 с.
  41. В.В. Как построить рейтинговую систему оценок/ЛПкольные технологии-1996-№ 6-С.51 -63
  42. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии, 1981-№ 6-С. 13−26
  43. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование.-Ереван., 1984 211с.
  44. А.Р. Теоретические предпосылки развития и совершенствования формирующегося многоязычия в условиях национальной школы:Учебное пособие/ Под ред. В. К. Кочисова -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000.- 68с.
  45. А.В. Технология дистантного обучения математике студентов педагогического университета (на материале геометрии):Дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1997 — 157с.
  46. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина — 1978−320с.
  47. М.В. проблемы двуязычия (многоязычия).- М., 1991.-103 с.
  48. О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методологической системы обучения математике: Автореф. дис.докт. пед. наук-М., 1999−54с.
  49. О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций. Тобольск, Изд. ТПГИ им. Д. И. Менделеева, 1997−191с.
  50. А.Ж. Аналитическая геометрия: Учебное пособие. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.- 260с.
  51. А.Ж., Бурова Н. А., Шрайнер Е. Г., Абрамов А. В. Векторы на плоскости и в пространстве: Учебно-дидактический комплекс. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1994.- 76с.
  52. А.Ж., Абрамов А. В., Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Полярная система координат. Конические сечения: Учебно-дидактический комплекс. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1994. — 152с.
  53. А.Ж., Бурова Н. А., Шрайнер Е. Г., Абрамов А. В. Системы координат на плоскости: Учебно-дидактический комплекс. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1994.- 76с.
  54. А.Ж. Дистанционная система обучения (концепции и опыт ее реализации в педвузах и школах.) — Новосибирск, 1995−19с.
  55. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений.-М., 2001 192 с.
  56. JI.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. Астрахань, 1999.364 с.
  57. А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давыдова, М.: Советская Россия, 1977-С.242−249
  58. Д. В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000−145с.
  59. Г. В. Научно-педагогические основы формирования у студентов-математиков университетов готовности к профессионально педагогической деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1994−34с.
  60. О. А. Интегрированный принцип построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1997. -33с.
  61. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине : пособие для преподавателей. М., 1994−208с.
  62. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни.-Казань, 1996.-116с.
  63. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования: Проблемы методологии и теории обучения.- СПб., 1991−120с.
  64. Как научиться решать задачи: Беседы о решении математических задач. Пособие для учащихся /Л.М.Фридман, Е. Н. Турецкий, В. Я. Стеценко М.: Просвещение, 1979−160 с.
  65. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987- 156с.
  66. Г. Ю. Рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов педколледжа (на примере специальности «Музыкальное образование»): Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1999−18 с.
  67. Р.Я. и др. Рейтинговая автоматизированная система управления обучением студентов.- М., 1995 52 с.
  68. П.И. Профессиональная направленность преподавания курса математического анализа в педагогическом вузе: Автореф. дис.канд. пед. наук Минск, 1985−22с.
  69. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989 -178с.
  70. Н.Ю. Модульно-рейтинговая система обучения высшей математике в вузе (на примере специальности «Геология и поискиместорождений полезных ископаемых»): Дисс.канд. пед. наук.-Новосибирск: НГПУ, 2000−229с.
  71. И.О., Циринг Р. А. Становление профессионально-педагогической квалификации: научно-методические рекомендации для руководителей/Под ред. С. А. Репина.-Челябинск, 1998−72 с.
  72. И.Е. Критерии и рейтинговые оценки педвузов: попытка общего подхода к построению методики: Нижегородский гос.пед. ун-т /Информационный бюллетень.- 1995.-№ 3(10).-С.26−33
  73. А. Азбука чтения //Школьные технологии-1996-№ 1 -2
  74. Краткий психологический словарь./ Под ред. J1.A. Карпенко-2-е издание Ростов-на-Дону, 1998−512с.
  75. Т.Ф. Проблемы взаимосвязи национальных культур и образования: Автореф. дис.докт. пед. наук-Томск, 1995−37с.
  76. JI.H. Некоторые аспекты творческого освоения студентами педагогической профессии. Майкоп, 1999−115с.
  77. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис.докт. пед. наук (по психологии). Ленинград-39с.
  78. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Издательство Ленинградского университета, 1970 113с.
  79. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования //Педагогика.-1999 -№ 6-С.12−18.
  80. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998.-344с.
  81. К.М. Основы педагогической деоктологии. М.: Наука, 1994 -192с.
  82. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М. :Педагогика, 1981−186с.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М., 1984−254С.
  84. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Л., 1989 -59с.
  85. З.С. Комплексный подход к проетированию спецкурса в техническом вузе. Автореф. дис.канд. пед. наук.- Воронеж, 1998 -24с.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304с.
  87. Е.Б. Подготовка учителя математики к профессиональной деятельности, обеспечивающей реализацию стандарта: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1998.-23 с.
  88. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192с.
  89. А.К. Практика школы и психологическое исследование учебной деятельности/УПсихологические проблемы учебной деятельности/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Советская Россия, 1977. С.10−14
  90. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профессиональном лицее: Автореф. дисс.. канд.пед.наук.- М., 2000.-24с.
  91. М.И. Обучение русскому языку в условиях билингвизма//Советская педагогика 1983.-№ 11
  92. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  93. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы. М. :Просвещение-1967−270с.
  94. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по физико-математической специальности/ А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.-М.:Просвещение, 1987 416 с.
  95. Методические рекомендации по организации учебной деятельностишкольников для студентов пединститутов, учителей и слушателей ФПГЖ ОНО. Новосибирск, 1987−19с.
  96. Методы системного педагогического исследования/ред. Н. В. Кузьмина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980 123с.
  97. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999−192с.
  98. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) — М.: Дело, 1994 -216с.
  99. Л.И. Моделирование и реализация содержания педагогического образования (на материале подготовки учителя начальных классов).-Москва-Курск, Изд-во КГПУ, 1996−81с.
  100. Л.П. Аналитическая геометрия: Учебно-метод. пособие.-Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. -128с.
  101. В.М. Аксиоматематический подход к проектированию педагогических технологий// Педагогика.-1997-№ 6-С.26−31
  102. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995 — 152с.
  103. В.М. Что такое новая информационная технология? //Математика в школе.- 1990.-№ 2-С.47−52.
  104. Монгуш Кенин-Лопсан. Тыва чанчыл. Тыва чоннун ыдыктыг чанчылдары.- Тувинские традиции. Книга вторая: Священные традиции тувинского народа. Кызыл: Изд-во «Новости Тувы», 1999. на тувинском языке.- 352 с.
  105. А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей.//Математика в школе-1984-№ 6 С.42−45
  106. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1986−36 с.
  107. Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Казань, 1990- 18с.
  108. С.В. Усиление профессионально-педагогической направленности курса теории функций комплексного переменного в подготовке будущего учителя математики: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 2001 -16с.
  109. Нетрадиционные методы контроля в обучении.- Волгоград, 1996−47с.
  110. И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: Автореф. дис.докт. пед. наук. -М., 1990−38с.
  111. Н.Г. Профессиональная подготовка учителя математики как творческой личности : Учебное пособие по спецкурсу для студентов и аспирантов. Астрахань, 1999−90с.
  112. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1 996 928 с.
  113. Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов.// Высшее образование в России-2000-№ 1-С. 116−121
  114. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / Под ред. С. А. Смирнова.-2-е изд., испр. и доп.- М.:"Академия", 1999−544 с.
  115. Педагогика: учебное пособие для педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, М. И. Мищенко, Е. Н. Шляпов.-З-е изд.-М. :Школа-Пресс, 2000−512с.
  116. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.:Просвещение, 1983−608с.
  117. Педагогика.: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогичексих колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогичексое общество России, 2001. -640 с.
  118. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие/ Под. Ред. J1.K. Гребенкиной, J1.A. Байковой.- 3-е изд., испр. И доп. -М.:
  119. Педагогическое общество России, 2000 -256 с.
  120. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Т. А. Ладыжевской, А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. -М.: Флинта, Наука, 1998- 312с.
  121. Е.Н. Рейтинговая система контроля знаний: Нижегородский гос. пед. ун-т//Непрерывное педагогическое образование. СПб, 1994.-Вып.5.-С.57−64
  122. В.Ю. Основы педагогической технологии.-М. :Роспедагентство, 1997−174с.
  123. А.В. Аналитическая геометрия: Учебник для мат. и физ. спец. вузов 4-е изд., перераб. — М.:Наука, 1978 — 208 с.
  124. А.В. Геометрия: Учеб. для 7−11 кл. общеобразоват. учреждений. -9-е изд.-М.: Просвещение, 1999−383 с.
  125. М.М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников. М, 1980- 145с.
  126. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Автореф. дис.докт. пед. наук. СПб., 1996−37с.
  127. Рейтинг в вузе: научно-методические основы и практика: Учебное пособие/ И. А. Новаков, Ю. В. Попов, В. Н. Подлинов, Е. Р. Андросюк, В. Г. Кучеров, В.И. Садовников/Волгоградский государственный технический университет.-Волгоград, 1999−102с.
  128. Рейтинговая технология контроля и оценки знаний студентов по педагогике. М.-2001−73с.
  129. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения в свете государственного образовательного стандарта: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Бирск: Изд-во БИРГПИ, 1996. -55с.
  130. В.В. Строение учебной деятельности//В кн.: Вестник Харьковского ун-та. Психология- 1976-№ 132-С.10−15
  131. И.В. Современные информационные технологии: дидактическиепроблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия в 2 тт./Гл. ред. В. В. Давыдов.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 608 е. т.1 (А-М)
  133. Российская педагогическая энциклопедия в 2 тт./Гл. ред. В. В. Давыдов.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 608 е. т.2 (Н-Я)
  134. C.JT. Основы общей психологии. М., 1946
  135. И.И. Основы педагогики общения. Минск.: Беларусская навука, 1998.-319с.
  136. А.Я. Новые информационные технологии в обучении// Совр. высш.шк. Варшава, 1990.- № 3−4. — С.37−43
  137. В.Н. Категория деятельности и ее структура// Вопросы философии.-1985.-№ 2-С.44−45.
  138. A.M. Профессионально-педагогическая подготовка студентов при обучении их в курсе геометрии педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986−18с.
  139. Н.М. Личностноразвивающее обучение (с учетом этнопедагогических особенностей) как детерминант профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дис.докт. пед. наук.-М., 2001 -61с.
  140. К.Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы. Автореф. дис.канд. пед. наук. М, 1987- 17 с.
  141. Г. И. Общая методика преподавания математики : Учебное пособие для студентов математических специальностей пед. вузов и университетов. Саранск, 1999−208с.
  142. Г. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения математических дисциплин и методики преподавания математики- Саранск, 1997- 160с.
  143. Г. И. О профессионализме в подготовке учителя математике//Математике в школе- 1990 -№ 4-С.11−12
  144. Г. И. Упражнения в обучении математике. -М.: Просвещение, 1995−240C.
  145. .А. Формирование действий контроля в учебной деятельности младших школьников//Психологические проблемы учебной деятельности. М.: Советская Россия, 1977-С.63−69
  146. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем.//Школьные технологии -1996-№ 6-C.3−43
  147. Е.Е., Зюкина И. Е. Стиль преподавания и подготовка учителя математики// Математика в школе-1995.-№ 2. С.48−51.
  148. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994 — 149 с.
  149. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М., 1999−272с.
  150. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган, 1997- 165с.
  151. Е.В. Теоретические основы методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии: Автореф. дисс.докт. пед. наук.-М., 1997−35 с.
  152. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента//Педагогика.-1994.-№ 1.- С. 14−19
  153. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. 2-е издание испр. и доп.- М., 1997−264с.
  154. Сластенин .- М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000 488с.
  155. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М. :Прометей, 1991 -144с.
  156. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие.- М.: Аспект-пресс, 1995−271с.
  157. Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред. A.M. Прохоров.-4-е изд.-М., 1989−163с.
  158. Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е. С. Минск: «Современное слово», 2001.- 928 с.
  159. В.Е. Формы и методы контроля учебной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы: Автореф. дисс.. канд. пед наук.-М., 1996−18 с.
  160. H.JI. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Спб., 1996 -32с.
  161. Э.А. К вопросу об организации практических занятий по методике преподавания математики со студентами педагогического института. Вып. 64 М., 1980 С.233−240
  162. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. -М., 1992-Ч.1−571с.
  163. Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1993 15 с.
  164. В.В. Теоретические основы разработки и введения национально-регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования. Автореф. дисс.докт.пед. наук.-М., 1999−35 с.
  165. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987−176с.
  166. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учебное пособие- М., 1980−47 с.
  167. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.-М., 1969−132с.
  168. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Издательство Московского университета, 1975−343 с.
  169. Технологический комплекс интегрированного курса методики преподавания математики с практикумом решения математическихзадач: для студентов 3−5-х курсов по специальности «10 100-математика'УАвтор-сост. С. С. Халаватова Стерлитамак, 2000−80 с.
  170. Технология формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся: Методическое пособие Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001−108с.
  171. Н.К. Социально-педагогические основы перехода к двуязычному образованию в высшей школе: Автореф. дисс.докт. пед. наук.-Казань, 2001 -41с.
  172. А.И. Теоретические основы технологического подхода к дидактической подготовке учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук.-М., 1996−32 с.
  173. Управление адаптированной школой: Проблемы и перспективы./ШамоваТ.И., ДавыденкоТ.М., РогачеваН.А. Архангельск, 1995 -162с.
  174. В.Т. Педагогические условия обучения предметам естественно-математического цикла в сельских национальных школах Автореф. дис.канд. пед. наук. Уфа, 1998−17с.
  175. А.Н. Обучение устному деловому общению на русском языке студентов национальных групп вузов сельскохозяйственного профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1992. 16 с.
  176. Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Волгоград, 2000.-27 с.
  177. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе: Автореф. дис. докт. пед. наук.-М., 1999 45с.
  178. Г. Г. Развитие национальных школ в условиях многонацинального региона: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1991−24с.
  179. Л.М. Теоретические основы методики обучения математике -М.: Флинта, 1998−224с.
  180. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел впедвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. -СПб.:РГПУ, 1993- 141с.
  181. Г. Г. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка : (на материале технического вуза): Дис.канд. пед. наук. Барнаул: БГПУ, 2000- 126 с.
  182. Ф.Ф. Национальная культура и образование. М.: Педагогика, 2000. — 272 с.
  183. И.В. Рейтинговая система контроля математических знаний студентов: Автореф. дисс. канд. пед. нук. -М., 2000−24 с.
  184. А.И. Интегрированная методическая система обучения геометрии студентов педагогических вузов: .Дис. канд. пед. наук. -Новосибирск: НГПУ, 2000- 178с.
  185. А.В. Система комплексного обучения: содержание, формы, пути совершенствования (на примере школьного курса Древнего Мира): Автореф. дисс.канд. пед. наук. Владикавказ, 1999−23 с.
  186. С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998 -136с.
  187. Н.И. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститута на занятиях «Практикума по решению физических задач»: Дис. канд. пед. наук. Л., 1983 -216с.
  188. О.И. Формирование методических умений будущих учителей в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза: Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998 -165с.
  189. А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Автореф. дис.канд. пед. наук- М., 1997−16 с
  190. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979−96с.
  191. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991 -128с.
  192. Е. Г. Уровневая дифференциация обучения геометрии студентов в педагогическом вузе: Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000−167с.
  193. Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.-М.:Просвещение, 1979−160 с.
  194. Н. Е., Питюков В.Ю, Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса М., 1993- 211с.
  195. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974 -64 с.
  196. Энциклопедия современного учителя. М., 2000- 336с.
  197. Е.В. Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов при изучении курса алгебры и теории чисел: Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000 — 198 с.
  198. Этнические стереотипы поведения //Под ред. Банбурина А.К.- Л., 1985−267с.
  199. Р.Х. Проектирование содержания татарско-русского и русско-татарского двуязычия студентов педагогических колледжей Республики Татарстан: Автореф. дисс. канд. пед. наук в виде научного доклада. -Казань, 1997−28с.
  200. И.С. Развивающее обучение. —М.: Педагогика, 1979−144с.
  201. В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты-Л.: Изд-во ЛГУ, 1988−160 с.
  202. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991−128 с.
  203. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. Перевод с польского О. В. Довженко. -М.: Высшая школа, 1986−135с.
Заполнить форму текущей работой