Использование маховиков-демпферов для гашения крутильных колебаний судовых валопроводов
Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и приложения. Глава 1 «Современное состояние вопроса. Постановка цели и задач исследований». Основные результаты изложены в главах 2−4 Глава 2: «Разработка конструкции М-Д и расчетно-теоретическое исследование гашения КК в судовых МДК с М-Д». Глава 3: «Результаты расчетно-экспериментального исследования гашения КК исследовательского стенда… Читать ещё >
Содержание
- Перечень условных обозначений и сокращений, основных символов и единиц
- Глава 1. Современное состояние вопроса. Постановка цели и задач исследований
- 1. 1. Ретроспективный обзор проведённых исследований
- 1. 2. Оценка состояния вопроса, анализ развития крутильных колебаний судовых МДК (на примере испытаний, проведённых испытательным центром MTS)
- 1. 3. Постановка цели и задач исследований
- Глава 2. Разработка конструкции маховика-демпфера и расчетно-теоретическое исследование гашения крутильных колебаний в судовых МДК с маховиком-демпфером
- 2. 1. Разработка конструкции маховика-демпфера
- 2. 2. Расчетно-теоретическое исследование гашения крутильных колебаний в судовых МДК с маховиком-демпфером
- 2. 3. Выводы по главе
- Глава 3. Результаты расчетно-экспериментального исследования гашения крутильных колебаний исследовательского стенда с силиконовым демпфером, с маховиком-демпфером
- 3. 1. Описание установки. Измерительная и. регистрирующая аппаратура
- 3. 2. Расчет экспериментального стенда на крутильные колебания
- 3. 3. Порядок проведения испытаний на стенде
- 3. 4. Результаты экспериментальных исследований
- 3. 5. Оценка погрешности результатов измерений
- 3. 6. Выводы по главе
- Глава 4. v Экспериментальное определение степени неравномерности вращения вала исследовательского стенда и судового вало-провода
- 4. 1. Устройство для определения степени неравномерности вращения
- 4. 2. Экспериментальное определение степени неравномерности вращения вала модельной экспериментальной установки
- 4. 3. Расчетно-экпериментальное определение степени неравномерности вращения коленчатого вала МДК судна проекта 1557 «Ватан-1»
- 4. 4. Расчетно-теоретическое определение степени неравномерности вращения коленчатого вала судовых МДК
- 4. 5. Выводы по главе
Использование маховиков-демпферов для гашения крутильных колебаний судовых валопроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы:
Колебания деформаций и напряжений кручения (в дальнейшем крутильные колебания (КК)) в судовых валопроводах, их теоретический анализ и поиск практических способов гашения являются давней научно-технической проблемой, не потерявшей актуальности и значения в наше время. Универсальное решение данной проблемы усложняется конструкционным многообразием и условиями работы судового машинно-движительного комплекса (МДК). Частным техническим решением задачи гашения КК или хотя бы снижение амплитуд развиваемых напряжений в валопроводе является установка демпфера. Демпферы изготавливают серийно в виде размерных рядов несколькими специализированными производителями (STE, Holset и др.). Задачей проектировщиков МДК оказывается выбор подходящего номера демпфера и места его установки в составе валопровода. Применяемые в настоящее время в судовых МДК демпферы, как правило, устанавливаются с носового конца коленчатого вала дизеля. В многочисленных источниках, отражающих вопросы, связанные с гашением КК [ 1−4,39,54,60,87,102]авторы или не рассматривают вопрос о месте установки демпфера КК, или рекомендуют устанавливать демпфер с носового конца коленчатого вала дизеля (в месте наибольших амплитуд свободных колебаний) для достижения максимальной эффективности демпфирования.
Теоретические и экспериментальные исследования, а также торсиографи-рование (тензометрирование) в судовых МДК с демпфером, установленным с носового конца коленчатого вала, нередко выявляют запретные зоны частот вращения в диапазоне эксплуатационных режимов, или наличие резонансов, переход через которые сопровождается чрезмерно большими напряжениями в элементах валопровода. Устойчиво проявляющаяся в режиме эксплуатационного диапазона частот вращения коленчатого вала запретная зона (нередко таких зон бывает несколько) вызывает большие неудобства и даже невозможность нормальной работы МДК. Например, по результатам торсиографирования ИЦ MTS валопроводов МДК сухогрузов проекта 19 610 («Торик» отчет по научно-исследовательской работе, хоздоговор (х/д) № 01/2003 от 15.09.03, «Дюрсо» х/д № 07/2003 от 28.11.03, «Расул Гамзатов» х/д № 08/2003 от 23.12.03, «Мысхако» х/д № 55/2004 от 18.05.04, «Каспий» х/д № 66/2004 от 10.07.04) сохранена запретная зона, назначенная с постройки судов (230−280 об/мин).
Часто встречаются МДК с демпфером, где его установка не требуется. В данных МДК развитие амплитуд угла закручивания вала (далее амплитуд) от КК без демпфера не превышает допустимых величин. Так, например, результат торсиографирования ИЦ MTS валопровода МДК сухогруза проекта 1557 «Вил-ламун» (х/д 02/2003 от 24.09.03) без демпфера подтвердил, что нет необходимости в установке демпфера.
Установка демпфера и маховика с обеих сторон коленчатого вала усложняет конструкцию дизельной установки в целом и в некоторых МДК приводит к опасному развитию КК.
Развитие КК влияет и на неравномерность вращения (НВ) валов МДК. НВ, как правило, характеризуется степенью НВ. В литературных источниках [18,32,59,65,82,83,92,98,99,107]отсутствует анализ связи КК со степенью НВ, а ориентировочные допускаемые значения этого показателя в различных источниках отличаются более чем на 30%.
Сдерживающим фактором в решении задачи удовлетворительного гашения КК является то обстоятельство, что промышленностью выпускаются дизельные установки с заранее установленным маховиком и демпфером.
На основании вышеизложенного была определена необходимость дальнейших исследований по повышению эффективности гашения КК и оценке степени НВ вала для последующего применения полученных результатов при проектировании, модернизации и реконструкции (переоборудовании) МДК.
Основание для разработки:
Исследование проведено в рамках:
— плана НИР НИИ энергетики Южного научного центра Российской Академии Наук (ЮНЦ РАН), действующего на базе АГТУ;
— плана НИР кафедры «Эксплуатация водного транспорта»;
— плана работ испытательного центра «Marine technology service» (ИЦ MTS), входящим в состав НИИ энергетики ЮНЦ РАН и аккредитованным на техническую компетентность Российским морским регистром судоходства (MP) (Свидетельство о признании № 05.60 396.141 от 14.04.2005 г. — приложение Б) и Российским речным регистром (РР) (Свидетельство о признании № 2931 от 04.06.2007 г.- приложение В) в области проведения испытаний МДК на КК при их постройке, эксплуатации и ремонте в соответствии с требованиями MP и PP.
Объект исследования — машинно-движительные комплексы судов смешанного (река-море) плавания с прямой передачей мощности на гребной винт на базе среднеоборотных дизелей мощностью 475−970 кВт, частотой вращения 125−428 об/мин.
Предмет исследования — процессы гашения крутильных колебаний и неравномерность вращения в судовых валопроводах.
Методы решения задач исследования.
Методологической базой диссертации являются исследования ученых: И. А. Лурье, В. П. Терских, В. В. Алексеев, Г. М. Басалыгин, Ф. Ф. Болотин, Г. Д. Кортын, П. А. Истомин, Г. И. Бухарина, JI.B. Ефремов, С. Е. Чернов, Кер-Вильсон, Дж. П. Ден-Гартог, В. К. Чистяков, JI.B. Тузов, А. Н. Гоц, А. С. Орлин, М. Н. Покусаев и др.
Расчётно-теоретические исследования, обработка экспериментальных данных произведены с использованием современных программных продуктов «Astech Electronics», «Microsoft Office Excel 2003».
Достоверность результатов определяется:
— апробированным методом расчета КК;
— применением современных, сертифицированных средств измерения и регистрации параметров КК и степени НВ;
— удовлетворительным совпадением результатов расчетов с данными, полученными при стендовых и натурных испытаниях;
Научная новизна:
— развёрнутый анализ зависимости параметров КК от частоты вращения коленчатого вала в МДК с прямой передачей мощности СОД на гребной винт позволил установить неэффективность традиционной установки демпфера, проявляющуюся в практически неизбежном назначении запретных зон в рабочем диапазоне частот вращения коленчатых валов главных дизелей;
— предложена конструкция маховика-демпфера (М-Д), особенность которой заключается в совмещении функций маховика дизеля и силиконового демпфера с учетом места установки разработанного М-Д. На конструкцию М-Д получен патент на полезную модель;
— создано оригинальное устройство, позволяющее определять степень НВ вала на любом режиме работы судовых МДК;
— установлена связь между режимом КК и степенью НВ, заключающаяся в том, что на резонансных частотах вращения степень НВ складывается из степени НВ для абсолютно жесткого валопровода и степени НВ, обусловленной наличием вынужденных КК, деформируемого вала;
— получены новые эмпирические зависимости, определяющие взаимосвязь степени НВ и частоты вращения с учетом момента инерции вращающихся частей МДК. Уточнены значения степени НВ, для дизелей, непосредственно работающих на гребной винт на номинальном режиме работы.
На защиту выносятся:
1 Конструкция М-Д, как объекта для гашения КЕС и стабилизации НВ;
2 Метод моделирования системы КК в валопроводе МДК с использованием предложенного критерия подобия этих систем;
3 Устройство, позволяющее определять степень НВ вала на любом режиме работы МДК;
4 Материалы экспериментальных исследований на стенде и натурных экспериментов судовых МДК на базе СОД.
Практическая значимость:
— проанализировано развитие КК судовых МДК на базе СОД и разработана конструкция М-Д для применения в проектно-конструкторских организациях с целью совершенствования систем искусственного демпфирования судовых МДК;
— получены расчетно-теоретические результаты использования М-Д, которые могут быть применены при проектировании, модернизации и переоборудовании судовых МДК;
— создано устройство, позволяющее определять степень НВ вала в условиях исследовательского стенда и натурных судовых МДК на различных режимах работы;
— уточнены значения степени НВ для дизелей, непосредственно работающих на гребной винт на номинальном режиме работы.
Личный вклад автора.
В диссертацию включены теоретические и экспериментальные результаты, полученные лично автором. При проведении отдельных технических работ помощь оказали сотрудники ИЦ MTS, кафедры «Эксплуатации водного транспорта» АГТУ и машинная команда судна «Ватан-1», за что автор выражает им признательность.
Реализация результатов исследования.
Результаты работы переданы к использованию и внедрению в Астраханский филиал Российского Морского Регистра судоходства, Нижне-Волжский филиал Российского Речного Регистра, ООО «ВИЖН ФЛОТ», ООО «Навит-ране».
Результаты диссертационной работы применяются в учебном процессе АГТУ при подготовке инженеров по специальности «Судовые энергетические установки», «Эксплуатация судовых энергетических установок», бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортных средств (на водном транспорте)», магистров по направлению «Кораблестроение и океанотехника» и в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов (приложение Г).
Апробация работы.
Основные положения диссертации обсуждались и докладывались на международных, всероссийских, вузовских конференциях и семинарах: IIнаучной конференции «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин», проводимой под эгидой Института проблем машиноведения РАН АГТУ (2004г) — Международной конференции «Двигатель-2007», посвящённой 100-летию школы двигателестроения МГТУ им. Н. Э. Баумана (г.Москва, 2007) — международном научном семинаре «Перспективы использования результатов фундаментальных научных исследований в судостроении и эксплуатации флота Юга России» (г.Астрахань 2008 г.)-межрегиональных семинарах «Актуальные проблемы судовой энергетики и машинно-движительных комплексов», проводимых под эгидой Института проблем машиноведения РАН (г.Астрахань, 20 032 008 гг.), научной конференции посвященной 75-летию АГТУ (2005г.) — ежегодных научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава АГТУ (2003;2008гг.) — заседаниях Ученого совета Института Морских технологий энергетики и транспорта АГТУзаседаниях кафедры «Эксплуатация водного транспорта» АГТУ. Часть диссертационной работы «Экспериментальное определение степени неравномерности вращения вала модельной экспериментальной установки» заняла третье место в конкурсе инновационных научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава и сотрудников АГТУ.
Публикации:
Результаты исследований опубликованы в 9 работах, в том числе 3 свидетельства Роспатента на полезную модель и 3 по списку ВАК.
Структура и объём диссертации.
Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и приложения. Глава 1 «Современное состояние вопроса. Постановка цели и задач исследований». Основные результаты изложены в главах 2−4 Глава 2: «Разработка конструкции М-Д и расчетно-теоретическое исследование гашения КК в судовых МДК с М-Д». Глава 3: «Результаты расчетно-экспериментального исследования гашения КК исследовательского стенда с силиконовым демпфером, с М-Д». Глава 4: «Экспериментальное определение степени НВ вала исследовательского стенда и судового валопровода».
4.5 Выводы по главе.
Экспериментально подтверждено: увеличение степени НВ при резонансных частотах вращения, степень НВ при работе МДК на ЗХ на 10−15% превышает степень НВ при работе МДК на ПХ во всем диапазоне частот вращения, при резонансном режиме работы степень НВ складывается из степени НВ для абсолютно жесткого валопровода и степени НВ, обусловленной наличием вынужденных КК;
Удовлетворительное совпадение результатов расчета с данными, полученными при натурных испытаниях;
Получены на основании теоретических и экспериментальных данных новые эмпирические зависимости, определяющие взаимосвязь степени НВ и частоты вращения с учетом момента инерции вращающихся частей МДК. Уточнены значения степени НВ, для дизелей непосредственно работающих на гребной винт, которые находятся в пределах от 0,02 до 0,025.
Заключение
.
В результате проведённых в данной работе расчетно-теоретических и экспериментальных исследований получены следующие основные результаты и выводы:
1 Проведённый анализ развития КК в валах МДК на базе СОД с прямой передачей мощности на винт показал, что:
— на всех рассмотренных МДК с шестьюцилиндровыми дизелями установка демпфера, с точки зрения снижения амплитуд напряжений от КК не целесообразна;
— на 60% рассмотренных МДК с восьмьюцилиндровыми дизелями установка демпфера не приводит к необходимой эффективности снижения амплитуд напряжений от КК. В результате в рабочем диапазоне частот вращения коленчатых валов главных дизелей назначены запретные зоны;
2 В теорию и практику моделирования крутильных систем дизель-валопровод-потребитель введен критерий подобия, позволяющий в предварительном анализе устанавливать параметры модели с лучшим приближением ее характеристик к характеристикам исследуемого МДК;
3 На основе конструкционных характеристик силиконовых демпферов КК разработана конструкция М-Д. Проведённый расчетно-теоретический анализ развития КК с М-Д, установленным в разных местах валопровода, показал более эффективное снижение амплитуд напряжений от КК. Наилучшее демпфирование достигается при установке М-Д на месте демпфера. Таким образом, использование М-Д приводит к более эффективному гашению КК и устранению запретных зон из рабочего диапазона частот вращения вала МДК с восьмьюцилиндровыми дизелями. Для МДК с шестьюцилиндровыми дизелями установка М-Д на месте маховика дизеля приведёт к упрощению конструкции дизельной установки;
4 На основе установленного в диссертации критерия подобия крутильных систем дизель-валопровод-потребитель и его анализа модернизирован исследовательский стенд, позволяющий изменять место установки М-Д. Применение М-Д на исследовательском стенде также показали предпочтительность его установки по сравнению с силиконовым демпфером. Наилучшее демпфирование происходит при установке М-Д перед ЭД;
5 Предложена и отработана методика проведения экспериментального определения степени НВ вала в условиях исследовательского стенда и реальных МДК;
6 Экспериментально подтверждено:
— увеличение степени НВ при резонансных частотах вращения- -степень НВ при работе МДК на ЗХ на 10−15% превышает степень НВ при работе МДК на ПХ во всём диапазоне частот вращения;
— при резонансном режиме работы степень НВ (5рез) складывается из степени НВ для абсолютно жесткого валопровода (5Ж) и степени НВ, обусловленной наличием вынужденных КК (5КК): 5рез= 8Ж+ 8КК;
7 Получены на основании теоретических и экспериментальных данных новые эмпирические зависимости, определяющие взаимосвязь степени НВ и частоты вращения с учетом момента инерции масс вращающихся частей МДК;
8 Уточнены значения степени НВ, для дизелей непосредственно работающих на гребной винт на номинальном режиме работы, которые находятся в пределах от 0,02 до 0,025.
Список литературы
- Агуреев А.Г., Баршай Ю. С. Крутильные колебания и надёжность судовых валопроводов. М.: Транспорт, 1982.- 112 с.
- Алексеев A.M., Сборовский А. К. Судовые виброгасители. Л.: Суд-промгиз, 1963.-196с.
- Алексеев B.B., Болотин Ф. Ф. Кортын Г. Д. Демпфирование крутильных колебаний в судовых валопроводах.-Л.: Судостроение, 1973 .-280с.
- Алексеев В.В., Бухарина Г. И., Пахомов K.H., Терских В. П. Крутильные колебания валопроводов судовых установок. Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, вып.257, Л.: Судостроение, 1970.- 126с.
- Алексеев В.В., Пахомов К. Н. Упрощенный метод расчета силиконовых демпферов крутильных колебаний. — «Судостроение», 1978, № 11. -с.22−25.
- Антонов Н. С., Мазиков Ю. С., Гоц А. Н., Дрозденко В. Ф. Экспресс-метод оценки параметров демпферов крутильных колебаний жидкостного трения//Тракторы и сельхоз машины, 1986.-№ 10. с. 17−19.
- Бабайцев А.В. «Разработка электродинамической модели ДВС для испытания силиконовых демпферов». М., НТЦ «Знание», 1998 г. 87с.
- Басалыгин Г. М. Моделирование динамических нагрузок кривошипа рядного ДВС // Науч.-техн. сб. Российского морского регистра судоходства. -2006. Вып. 29.-С. 206−230.
- Басалыгин Г. М., Иванов М. Ю. Моделирование динамики V-образного ДВС на базе уравнений Лагранжа второго рода// Науч.-техн. сб. Российского морского регистра судоходства. -2005. Вып. 28.-С. 214−227.
- Бидерман В.Л. Теория механических колебаний: Учебник для вузов. М.: Высшая школа. 1980. -408 с.
- Болгов А.Т., Макаров В. В., Минаев А. Н. Критериальная зависимость демпфирования моторной установки от основных параметров крутильной системы. //Известия вузов (машиностроение), 1964. № 5. — с.46−51.
- Будников А.П., Покусаев М. Н. Расчет электромагнитных моментов электрических машин лабораторной установки для испытаний силиконовых демпферов //Транспортное дело России. 2005. Спецвыпуск № 4.с 5−7
- Бурденко А.Ф. О выборе оптимальных параметров жидкостного демпфера крутильных колебаний с упругой связью. //Прикладная механика, АН УССР, т. 1, вып. 10, 1965.-с 110−114.
- Бухарина Г. И. Демпфирование в поршневых двигателях при резонансных крутильных колебаниях. Труды ЛПИ, № 249, M.-JL: Машиностроение. 1965.
- Бухарина Г. И., Иванов М. Ю., Тимофеев В. И. Анализ существующих методов расчета и способов измерения крутильных колебаний судовых валопроводов и тенденции их совершенствования, СПб.: НТС РМЕС. Вып.23. 2000.
- Бухарина Г. И., Ефремов JI.B., Иванов М. Ю., Проверочный расчет крутильных колебаний валопроводов // Науч.-техн. сб. Росийского морского регистра судоходства. 2005.-вып. 28., с. 169 — 179.
- ВаншейдтВ.А. и др. Дизели. Справочник. JL: Машиностроение, 1977. -480 с.
- Васильев Ю.А., Ивашкин Ю. И., Коломак М. Я., Маркелов Е. В. Заполнение демпферов крутильных колебаний силиконовой жидкостью. Реферативный сборник НИИинформтяжмаш. М. 1988, — с. 13−17.
- Вязкостные свойства ПМС-жидкостей, применяющихся в качестве наполнителей демпферных устройств (краткая справка). Лаборатория физических исследований ГНИИХТЭОС, 1969.
- Гаврилюк И.И., Быстров А. И. и др. Прогнозирование ресурса судовых ДВС по результатам ускоренных испытаний. Двигателестроение, № 10, 1985, с.45−50
- Галышев Ю.В., Шабанов А. Ю. и др. Усовершенствованная методика расчета крутильных колебаний валопровода силовой установки с ДВС. //Двигателестроение, 2002, № 3, с. 21−24.
- Гершгорин А.Д., Кемпнер M.J1. Статистический анализ крутящих моментов валопроводов ДВС на резонансных режимах. / Двигателестроение, 1989, № 9, с. 11−13.
- Глухов А.Н. Исследование функциональных свойств силиконовых демпферов судовых дизелей для решения задач диагностики. Диссертация на соискание уч. степени к.т.н., Астрахань, 2006. -120 с.
- ГОСТ 13 032–77. Жидкости полиметилсилоксановые. Технические условия, М.: Издательство стандартов. -1978 (изм. 01.10.94), 13с.
- ГОСТ 16 504–81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения, М.: Издательство стандартов.-1981
- ГОСТ 26 046 83 Установки судовые. Общие требования к испытаниям на крутильные колебания, М.: Издательство стандартов.-1983.
- Гоц А. Н., Дрозденко В. Ф. Обеспечение эксплуатационной надёжности жидкостных демпферов крутильных колебаний на стадии проектирования и доводки двигателя/ЛГракторы и сельхозмашины.-1986, № 12
- Гоц А. Н., Дрозденко В. Ф., Жарнов Э. М., Доброгаев Р. П. Методика и алгоритм расчета силиконового демпфера крутильных колебаний // Двигателестроение, 1987.- № 3. с. 12 — 14.
- Гоц А.Н., Исаев Е. В. и др. Методика безмоторных ускоренных испытаний демпферов крутильных колебаний жидкостного трения//Тракторы и сельхозмашины.-1988, № 6 с.7−11.
- Григорьев Е.А., Чехович А. Б. Методика и алгоритм оптимизации демпфера крутильных колебаний жидкостного трения.// Двигателестроение, 1989, № 2, с. 20−21.
- Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей/ Д. Н. Вырубов, С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова.-М.: Машиностроение, 1984.-3 84с.
- Демпфер крутильных колебаний. А.с.: 1 696 787 СССР /Фомин Ю.И., Новиков В. Г., Никитин С. В. Брянский институт транспортного машиностроения № 4 739 345/28, опубл. 1991.
- Ден-Гартог Дж. П. Механические колебания, M-J1ГИФМЛ. 1960.
- Доброгаев Р.П. Определение неравномерности хода двигателя и угловых колебаний маховика при резонансе крутильных колебаний коленчатого вала.//Двигателестроение, 1991, № 10−11, с.26−27.
- Ефремов JI.B. Крутильные колебания валопроводов дизельных установок с двигателями SKL. //Судостроение, 1979, № 6, с. 21−25.
- Ефремов Л.В. Приближённая оценка крутильных колебаний валопро-вода. //Судостроение, 1983, № 4, с. 19−21.
- Ефремов Л.В. Практика инженерного анализа надежности судовой техники. Л: Судостроение, 1980. с. 176.
- Ефремов Л.В. Справочник по крутильным колебаниям валопроводов судов флота рыбной промышленности. Л.: Гипрорыбфлот, 1970. -120 с.
- Ефремов Л.В., Иванов М. Ю., Сергеев К. О. Оценка работоспособности демпферов крутильных колебаний судовых ДВС. Научно-технический сборник ГУР, СПб., 2003, с.298−325.
- Ефремов Л. В., Бухарина Г. И., Иванов М. Ю. Совершенствование требований по расчету допускаемых напряжений от крутильных колебаний коленчатых валов судовых ДВС. // Науч.-техн. сб. Росийского морского регистра судоходства. —2003 вып. 26, с. 139 — 153
- Ефремов Л. В., Иванов М. Ю. Анализ требований регистра по оценке допускаемых, напряжений от крутильных колебаний коленчатых валов ДВС // Науч.-техн. сб. Росийского морского регистра судоходства. 2002 — вып. 25, с. 147 — 162
- Ефремов JI. В., Иванов М. Ю. Программное обеспечение контроля технического состояния демпферов крутильных колебаний судовых ДВС. // Науч.-техн. сб. Росийского морского регистра судоходства. — СПб., 2001 -вып. 24, с.238−243
- Ефремов JI. В., Сергеев К. О., Иванов М. Ю. Исследование фрикционных свойств демпферов крутильных колебаний ДВС // Науч.-техн. сб. Росийского морского регистра судоходства. 2004.-вып. 27., с. 160−181.
- Зайдман Е.С. Оптимальная величины трения в демпферах крутильных колебаний коленчатых валов ДВС. Вестник машиностроения, 1966, № 9. -с. 17−20.
- Зайдман Е.С., Осипова О. А. Определение вязкости жидкости в силиконовых демпферах крутильных колебаний. В сб. «Проблемы развития комбинированных двигателей внутреннего сгорания». М.: Машиностроение. 1968.-с. 273−282.
- Зайдман Е.С., Соколов Ю. Н. Экспериментальное определение трения кремнийорганической жидкости в силиконовом демпфере крутильных колебаний. Труды ВНИТИ, Коломна, вып.31, 1968.-е. 194−200.
- Житомирский В.К. Крутильные колебаний валов авиационных поршневых двигателей. M.-JI.: Оборонгиз, 1965 -842 с.
- Зайдель А.Н. Ошибки измерений физических величин. Л.: Наука, 1974.-108 с.
- Зайдман Е.С. Определение оптимальной величины трения в демпферах крутильных колебаний коленчатых валов ДВС. Вестник машиностроения, 1966, № 9. с. 36
- Зайдман Е.С., Осипова О. А. Определение вязкости жидкости в силиконовых демпферах крутильных колебаний. В сб. «Проблемы развития комбинированных двигателей внутреннего сгорания». М.: Машиностроение. 1968.-е. 9
- Зайдман Е.С., Соколов Ю. Н. Экспериментальное определение трения кремнийорганической жидкости в силиконовом демпфере крутильных колебаний. Труды ВНИТИ, Коломна, вып.31, 1968.-194−200
- Инструкция по уходу за силиконовыми демпферами крутильных колебаний типов 1−16,-6с.
- Истомин П.А. Крутильные колебания в судовых ДВС.-Л.: Судостроение, 1968.-304с.
- Карабан В.Н., Штейнвольф Л. И. Расчет и выбор оптимальных параметров силиконовых демпферов.// Теория механизмов и машин, вып. 11, Харьков, 1971, с 45−50.
- Карась В.З. Силиконовые демпферы крутильных колебаний судовых двигателей внутреннего сгорания. — В кн. «Судоремонт флота рыбной промышленности», 1976, № 31. с. 75−76.
- Карась В.З., Равкинд А. А. Разработка опытного образца демпфера крутильных колебаний с кремнийорганической жидкостью. «Энергетический бюллетень», 1965, № 3−4.
- Лазарев С.О. Расчет и оценка эффективности демпфера крутильных колебаний коленчатого вала. Вестник машиностроения, 1995, № 6. -с. 20−23.
- Лебедев О.Н., Сомов В. А., Калашников С. А. Двигатели внутреннего сгорания речных судов.- М.: Транспорт 1990.-328 с.
- Лурье И.А. Крутильные колебания в дизельных установках. М.: Во-енмориздат, 1940. — с. 278.
- Максимов Г. А. Демпфер крутильных колебаний. // Морской флот, 1979, № 5.-с. 42.
- Маслов Г. С. Расчеты колебаний валов. М.: Машиностроение, 1980. -с. 151.
- Маслов Г. С. Теоретическое и экспериментальное исследование гасителей крутильных колебаний. В кн. «Сборник статей по расчету гасителей крутильных колебаний двигателей внутреннего сгорания». М.: Машгиз, 1950.-с. 26−51.
- Методика по диагностированию, оценке надежности и определению остаточного ресурса демпферов крутильных колебаний судовых ДВС. Проект руководящего документа Российского Морского Регистра судоходства. Ефремов JI. В. Мурманск 2000.
- Миклос А.Г., Чернявская Н. Г., Червяков С. П. Судовые двигатели внутреннего сгорания.-JI.: Судостроение, 1986.- 360 с.
- Небеснов В.И., Рубан Г. А. Предупреждение поломок судовых валов от опасных крутильных колебаний. М.: Транспорт, 1962.
- Пат. 59 176 Российская Федерация, МПК51 F 16 °F 7/00. Маховик дизеля с демпфером/ПокусаевМ.Н., Сибряев К.О.- заявитель и патентообладатель Астрахан. гос. техн. ун-т. № 20 005 134 108/22- заявл. 03.11.2005- опубл. 10.12.2006 Бюл. № 34−4 е.: ил.
- Покусаев М.Н. Демпфирование крутильных колебаний в валах судовых дизелей: моделирование, экспериментальные и натурные исследования.
- Автореферат диссертации на соискание учёной степени д.т.н., Астрахань, 2005.-40с.
- Покусаев М.Н., Алексеев В. В., Одинцов Д. Г. Гидродинамическая модель процесса работы жидкостного демпфера крутильных колебаний // Вестник Воронежского государственного технического университета. Энергетика. 2004. № 7/4. С. 156−159.
- Покусаев М.Н., Глухов А. Н., Золин О. П. и др. Стенд испытаний демпферов судовых двигателей // Известия вузов. Машиностроение. 2005. № 5. С. 54−60.
- Покусаев М.Н., Глухов А. Н., Одинцов Д. Г. Стендовые испытания модельного демпфера крутильных колебаний // Вестник Воронежского государственного технического университета. Энергетика. 2004. № 7/4. С. 143−146.
- Покусаев М.Н., Глухов А. Н., Золин О. П. и др. Итоги работы испытательного центра «Marine technology service» по сертификации средств морской техники // Известия вузов. Машиностроение. 2005. № 6. С. 48−52.
- Покусаев М.Н., Глухов А. Н., Золин О. П. Влияние потери наполнителя на характеристику силиконового демпфера крутильных колебаний // Транспортное дело России. 2005. Спецвыпуск № 4. С. 10−11.
- Покусаев М.Н., Глухов А. Н., Одинцов Д. Г. Некоторые результаты экспериментального исследования кинематики модельного силиконового демпфера // Транспортное дело России. 2005. Спецвыпуск № 4. С.23−24
- Покусаев М.Н., Глухов А. Н., Одинцов Д. Г. Опыт оценки работоспособности силиконовых демпферов главных двигателей судов Волго-каспийского региона // Транспортное дело России. 2005. Спецвыпуск № 4. С.24−25.
- Покусаев М.Н., Глухов А. Н., Золин О. П. Расширение возможностей тензометрического комплекса «Astech Electronics» по замерам параметров крутильных колебаний дизельных установок судов // Транспортное дело России. 2005. Спецвыпуск № 4. С. 32−33.
- Покусаев М.Н., Сибряев К. О. Эффективность демпфирования крутильных колебаний судового двигателя при совмещении функции маховика и демпфера / Транспортное дело России. Москва 2005. Спецвыпуск № 4. с. 25−26.
- Покусаев М.Н., Сибряев К. О., Манцуров А. А. Влияние места установки и момента инерции маховика двигателя на развитие крутильных колебаний/Вестник Астраханского государственного технического универси-тета.-2006.-Специальное приложение к № 6(35).-с 32−35
- Проектирование тепловозных двигателей./В.В.Водолажченко и др. -М: Транспорт, 1972.-224 с.
- Проклятиков П.Н., Долгополов Н. С. Двигатели внутреннего сгорания. Динамика двигателей внутреннего сгорания.- М.: Военное издательство Министерства обороны СССР. 1958.-356 с.
- Правила классификации и постройки морских судов. т.1,т.2 С.-Пб.: Российский Морской Регистр Судоходства, 2005. 619с
- РТМ 31.5027 — 77 Крутильные колебания судовых валопроводов. Общие требования к проведению измерений. М., Рекламинфомбюро ММФ, 1977, 12 с.
- РТМ 2 120 142−86. Схемы утилизации теплоты судовых дизелей. Технико-эксплуатационные требования.
- Родин П.Т. Эксплуатация силиконовых демпферов крутильных колебаний валопроводов судовых дизелей: Учебное пособие.- М: ЦРИА «Морфлот», 1980.-40 с.
- Родин П. Т., Мельников Б. П. Оценка технического состояния силиконовых демпферов// Автоматизация судовых технических средств: науч. техн.сб.- 1999, вып 4, Одесса: ОГМА, с. 85−89.
- Родин П.Т., Самсонов В. И. Опыт применения силиконового демпфера на дизель-электроходе «Россия». «Судостроение», 1973, № 11. — с. 36−37.
- Самсонов Ю.А. и др. Справочник по ускоренным ресурсным испытаниям судового оборудования. JI. Судостроение. 1981.- 382 с.
- Самсонов Ю.А., Феденко В. И. Ускоренный метод оценки ресурса элементов судового энергетического оборудования. Судостроение, 1978, № 12, с.25−29.
- Самсонов В.И., Худов Н. И. Двигатели внутреннего сгорания морских судов.- М.: Транспорт 1990.-368 с.
- Сахаров А.Б. Защита судовых валопроводов от крутильных колебаний. -М.: Транспорт, 1988.- 117с.
- Сергеев С.И. Демпфирование механических колебаний. М.: Физмат-гиз, 1969.- с. 873.
- Сибряев К.О. Анализ необходимости установки демпфера крутильных колебаний в машинно-движительном комплексе судов проекта 1557/ Вестник Астраханского государственного технического университета. -2007.- № 2(37).-с 38−39.
- Степанов Д. В. Оценка работоспособности силиконовых демпферов крутильных колебаний судовых среднеоборотных дизелей. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к.т.н., Астрахань, 2001.-24с
- Судовые дизели (Устройство, основы теории и эксплуатации)/ А. Ф. Гогин, Д. Ф. Куприянов, Е. Ф. Кивалкин.- М.: Транспорт 1973.-480 с.
- Судовые двигатели внутреннего сгорания/ Ю. Я. Фомин, А. И. Горбань и др.-JI.: Судостроение, 1989.-344 с.
- Суворов А.Д. Расчет и оптимизация силиконового демпфера крутильных колебаний //Автоматизация судовых технических средств: науч.-техн.сб.-2005.-Вып.5.-Одесса: OHMA.-c.96−102.
- Суворов А.Д. Метод расчета вынужденных крутильных колебаний судовых валопроводов на ЭВМ //Автоматизация судовых технических средств: науч.-техн.сб.-2003.-вып.8.-0десса: ОНМА.-с.82−90.
- Терских В.П. Крутильные колебания валопровода силовых установок, т. 1−4.- Л.: Судостроение, 1969−1971гг. 276 с.
- Терских В.П. Крутильные колебания валопровода силовых установок. Приложение. Л.: Судостроение, 1971. с. 307.
- Титов В.Г. Математическая модель крутильной схемы испытательного стенда ДВС /Труды Волжской государственной академии водного транспорта, 1993, № 267. с. 54−57.
- Устройство для гашения колебаний/ Дурыманов Б. А. № 780 611 МПК 4 °F 16 F 15/10. 15/30 (Авторское свидетельство России, опубл. 1986)
- Чернов С. Е. Методика оценки работоспособности силиконовых демпферов крутильных колебаний судовых дизелей// Судостроение, 2000, № 3, с. 27−31.
- Чистяков В.К. Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1989. с. 256.
- Чистяков В.К., Песоцкий Ю. С. Методика расчета действительных амплитуд вынужденных резонансных колебаний коленчатого вала.// Двига-телестроение, 1985, № 3, с 13−16.
- Чистяков В.К., Песоцкий Ю. С. Путинцев С.В. Особенности трения и демпфирования колебаний вала в ЦПГ ДВС.// Изв. Вузов. Машиностроение, 1981, № 9, с 7−11.
- Чистяков В.К., Беляев А. И. Динамические расчеты ДВС на ЭЦВМ. МГТУим. Н. Э. Баумана, 1979.-36с.
- Чумак В.И., Илларионов А. И. и др. Анализ основных методов прогнозирования остаточного ресурса сопряжений ДВС. Двигателестроение, № 6, 1991, с. 18−20.
- Шилихин А.А. Метод приближенного учета крутильных колебаний валопровода при проектировании главного двигателя. Судостроение, № 7, 1978, с 23−25.
- Шилихин А.А., Конке Г. А. Крутильные колебания судовых дизельных установок в режиме заднего хода. Судостроение, № 4, 1979, с 28−31.
- Ширяев М.П. и др. Применение силиконового демпфера на дизелях типа 12 ЧН 18/20. НИИИНФОРМТЯЖМАШ, ДВС, 4−72−19, 1972.
- Штейнвольф Л.И., Карабан В. Н. Расчет и выбор оптимальных параметров силиконовых демпферов. //Теория механизмов и машин. Вып. 11, Харьков, 1971.
- Active inertia torque absorbing system/ Brosowski Thomas, Turk Geoffrey, Salasar-Vior Jose, № 5 272 937 (Патент США, опубл. 1993)
- Dampfungseinrichtung zum Aufnehmen bzw. Ausgleichen von Drehstoben/ Friedman Oswald, Luk Lamellen und Kupplungsbau GmbH, № 34 110 917 (Патент ФРГ, опубл. 1985)
- Drehshwingungsdampfer mit viskosem dampfungsmedium, insbesondere fur Hubkolbenbrenn kraft maschinen/Buttner Siegfied, Rieme Kasten Klause, Althaus Hogler, № 4 102 773. (Патент ФРГ, опубл. 06.08.1992)
- Dual action torsion damping device/ Takeuchi Hiroshi, № 5 921 852. (Патент Япония, опубл. 1985)
- Torsional vibration dampers/ Kono Satoshi, Shibata Daisuke, № 1 120 582. (Патент Япония, опубл. 2001)
- Torsional vibration damper for cluteh plates/Draper Colin Reginald, № 8 322 252. (Патент Великобритания, опубл. 1985)
- Torsions Shwingungsdampfer mit einter Feder fur beide Reibeinrichtun-gen/ Raab Harald, № 3 400 183. (Патент ФРГ, опубл 1985)
- Troy Feese P.E., Charles Hill. Guidelines for preventing torsional vibration problems in reciprocating machinery. San Antonio, Texas, 2002.-45p.
- Schwungrad mit drehzahladaptivem Schwingungstilger/Eckel Hans-Gerd, Hirsch Volker, MoogErhard, № 10 037 680. (Патент ФРГ, опубл.2002)
- STE Schwingungstechnik. Maintenance Instruction for Viscous Torsional Vibration Dampers (VTD), 1996. p.6
- Wang Y., Lim Т. C. Prediction of torsional damping coefficients in reciprocating engine/Journal of sound and vibration. The university of Alabama, 2000, p.710−719.