Исследование процессов в камере сгорания конвертированного авиационного ГТД с целью улучшения его экологических характеристик
Выбросы токсичных веществ в первую очередь зависят от процессов происходящих в камере сгорания (КС). Камеры, конструкция которых наследуется, в процессе конвертирования летного двигателя в наземные установки, принято называть традиционными. В них-заложены технические решения, позволяющие реализовать однозонное диффузионное горение. Поэтому модернизация конструкции таких камер является актуальной… Читать ещё >
Содержание
- Условные обозначения
- Индексы
- Условные сокращения
- Глава 1. Анализ современных подходов к малотоксичному сжиганию топлива в камерах сгорания ГТД
- 1. 1. Основные загрязняющие вещества
- 1. 2. Теоретические основы снижения уровня оксидов азота в камерах сгорания ГТД
- 1. 3. Особенности организации процессов в традиционных камерах сгорания
- 1. 4. Современные работы по экологической модернизации существующих камер сгорания
- 1. 5. Современные концепции малоэмиссионного сжигания топлива в камерах сгорания ГТД
- Глава 2. Экспериментальное исследование влияния конструктивных параметров жаровой трубы на основные характеристики камеры сгорания
- 2. 1. Цели и задачи исследования
- 2. 2. Камера сгорания двигателя НК-16СТ. Конструктивные особенности
- 2. 3. Принципы организации и особенности процессов в камере сгорания НК-16СТ
- 2. 4. Методика и результаты экспериментального исследования рабочего процесса камер сгорания
- 2. 5. Методика обработки результатов замера эмиссии токсичных веществ СО и ЫОх при испытании камеры сгорания на стенде
- 2. 6. Методика обработки параметров температурного поля на выходе камеры сгорания
- 2. 7. Методика расчета полнотных характеристик камеры сгорания
- 2. 8. Описание этапов конструктивной модернизации и испытания камер сгорания НК-16СТ
- 2. 8. 1. Этап модернизации №
- 2. 8. 2. Этап модернизации №
- 2. 8. 3. Этап модернизации'№
- 2. 9. Методика экспериментального исследования рабочего процесса камер сгорания в составе двигателя
- 2. 10. Анализ и сравнение выбросов ЫОх ГТУ с традиционными камерами сгорания
- Глава 3. Исследование влияния горелочного устройства на характеристики факела закрученной струи
- 3. 1. Описание экспериментальной установки и объекта исследования
- 3. 2. Влияние конструктивных параметров горелочного устройства на газодинамическую структуру течения
- 3. 3. Выбор и определение параметра крутки
- 3. 4. Изучение процесса смешения в закрученной струе
- 3. 5. Расчет температуры горения в ЗОТ
- 3. 6. Методика определения влияния формы горелочного устройства на параметры в закрученной струе
- Глава 4. Моделирование процесса образования оксидов азота в камере сгорания ГТД
- 4. 1. Термический механизм Я.Б. Зельдовича
- 4. 2. Одномерная модель камеры сгорания
- 4. 3. Определение закономерностей выгорания топлива
- 4. 4. Расчет параметров газового потока в каждой зоне
- 4. 5. Определение температуры
- 4. 6. Методика расчета >Юх в камере сгорания ГТД
- 4. 6. 1. Определение концентраций компонентов конечной газовой смеси
- 4. 7. Результаты расчета
- 4. 8. Анализ работы камер сгорания на основе одномерной модели
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Список литературы
Условные обозначения
С — концентрация, Стах — максимальная концентрация-
СН — несгоревшие углеводороды в составе продуктов сгорания-
СО — окись углерода в составе продуктов сгорания-
Ср — удельная теплоемкость, Дж/кгК-
Э — наружный диаметр- с1 — внутренний диаметр-
От — коэффициент турбулентной диффузии-
Е1 — индекс эмиссии- е — число Непера, ехр-
Б — площадь сечения, м2-
Т — относительная площадь- в — расход, кг/с-
0 — относительный расход- g — свободного падения-
Ни — низшая теплотворная способность топлива, Дж/кг- / - номер пояса отверстий, номер термопары при замере температуры-
1 — энтальпия, Дж/кг- к — показатель адиабаты- Ь — длина, м- - масштаб турбулетности, м-
Ьо — стехиометрический коэффициент, кг воздуха/кг топлива- М — масса, кг- т — коэффициент эжекции, коэффициент смешения, молярная масса вещества, математическое ожидание-
N — мощность, Вт- п — количество отверстий в поясе-
1чЮх — окислы азота в продуктах сгорания-
Ог — кислород в продуктах сгорания- р — статическое давление, Па- р* - полное давление, Па-
3 — теплота, кДж/кг- ц — скоростной напор, Па-
Ц — относительный скоростной напор-
Кзот — радиус зоны обратных токов, м- ^ - температура статическая и заторможенная, °С, время, с-
Т, Т* - температура статическая и заторможенная, К-
Т — относительная температура-
Те1а — параметр температурной неравномерности-
ЦНС — несгоревшие углеводороды в продуктах сгорания- ито — распространения пламени по молю в начальный момент времени- и"б — скорость нормального распространения пламени, м/с- и — скорость, м/с-
— пульсационная скорость, м/с- х — текущая координата длины камеры сгорания, м/с- & р — перепад статического давления, Па-
0 — параметр, характеризующий температурную неравномерность на выходе КС- д3 — температурная неравномерность на выходе КС по эксперементальным данным- а — коэффициент избытка воздуха- - интенсивность турбулентности- г| - коэффициент полноты сгорания топлива- р — угол закрутки потока, град- у — угол подачи струи в сносящий поток, град-
X — приведенная скорость- ц — коэффициент расхода, мольная доля вещества- р — плотность, кг/м3- т — характерное время, с-
7 — коэффициент сохранения полного давления в камере, среднеквадратическое отклонение- тг* - степень повышения давления.
Индексы — означает, что параметры взяты по статистическим данным-
0 — начальное значение-
1 — пояса отверстий, термопары в гребенке термопар, компоненты сгорания, номер временного участка- к — количество рядов основных отверстий- max, макс — максимальное значение- ср, сред — среднее значение- в — воздух- вн — внутренний- вх, вход — вход- вьгх — выход-
Г, г- газ (смесь воздуха и продуктов сгорания), топливный газ- зг — зона горения- к — компрессор- кс — камера сгорания- н — наружный- м — местное значение- Т, т- топливо- о, отв — отверстие- пс — продукты сгорания- ч — «чистые» продукты- э — экспериментальное значение- фр — фронтовое устройство- - суммарное значение.
Условные сокращения
БКС — блок камеры сгорания-
МКС-малоэмиссионная камера сгорания-
ГПА — газоперекачивающий агрегат-
ГПУ — газоперекачивающая установка-
ГТД — газотурбинный двигатель-
ГТУ — газотурбинная установка-
ЖТ — жаровая труба-
ЗОТ — зона обратных токов-
КС — камера сгорания-
TBC- топливовоздушная смесь.
ТУ — технические условия-
ХА — хромель — алюмель.
Исследование процессов в камере сгорания конвертированного авиационного ГТД с целью улучшения его экологических характеристик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
В настоящее время газотурбинные двигатели находят всё более широкое применение в качестве силовых установок в энергетике, нефтяной и газовой промышленности, то есть происходит процесс конвертирования авиационных газотурбинных двигателей, отработавших свой летный ресурс, в газотурбинные установки наземного применения.
На базе авиационных двигателей достаточно выгодно создавать ГТУ, так как в этом случае осуществляется экономия дорогостоящих материалов, используемых при их создании, что позволяет сохранить примерно 70−75% основных узлов и деталей базового двигателя. К тому же, конвертирование именно авиационных двигателей связано с географией размещения природных ресурсов на территории Российской Федерации, которые сосредоточены в основном в восточных районах Западной и Восточной Сибири, при том, что основные потребители энергии находятся в Европейской части страны и на Урале. В этом случае осуществляется возможность организации транспортировки энергоносителей с востока на запад дешевыми, транспортабельными силовыми установками оптимальной мощности с высоким уровнем автоматизации.
Увеличение количества снимаемых ежегодно с крыла самолета двигателей и рост потребного количества приводов для различных отраслей народного хозяйства позволяет обеспечить парк приводов на базе авиадвигателей.
В настоящее время, в целях осуществления политики экологической безопасности, к ГТУ предъявляются все более жесткие требования на уровень выбросов в атмосферу токсичных веществ от сжигания топлива, в виде окиси углерода СО и окислов азота МОх, поэтому проблема снижения выбросов токсичных веществ является актуальной.
В Российской Федерации ГОСТом 28 775−90 для ГПА с газотурбинным приводом допустимый уровень содержания токсичных веществ ограничивается: М) х <150 мг/м3- СО <300 мг/м3 (в отработанных газах при 0 °C и 0,1013 МПа и условной концентрации кислорода 15%), однако в ближайшем будущем, планируется ужесточение требований на выбросы токсичных веществ.
В настоящее, время порядка 40% установленной мощности всех газоперикачивающих агрегатов, а ОАО «ГАЗПРОМ» составляют ГПА-Ц-16. В качестве силового привода установки используется конвертированный авиационный двигатель НК-16СТ, поэтому есть необходимость в улучшении экологических характеристик данного ГТУ.
Выбросы токсичных веществ в первую очередь зависят от процессов происходящих в камере сгорания (КС). Камеры, конструкция которых наследуется, в процессе конвертирования летного двигателя в наземные установки, принято называть традиционными. В них-заложены технические решения, позволяющие реализовать однозонное диффузионное горение. Поэтому модернизация конструкции таких камер является актуальной задачей, так как в Российской Федерации насчитывается большой парк ГТУ, выбросы вредных веществ которых, имеют высокий уровень, а заменить находящиеся в эксплуатации традиционные камеры на дорогостоящие малотоксичные невозможно в короткий срок.
К тому же, модернизация конструкции традиционных камер сгорания, в отличие от создания принципиально новых схем организации малоэмиссионного горения, включает в себя определенные преимущества, такие как: простота, надежность, десятилетиями отработанная технология проектирования, изготовления и эксплуатации, одноконтурная система подачи топлива и однозначность управления на основных режимах.
В моторостроительных КБ, работы по модернизации серийных камер сгорания часто выполняются на основе имеющегося прототипа, путем анализа накопленных опытных данных, или же с использованием современных расчетных комплексов, которые требуют наличия мощных компьютеров и высокой квалификации расчетчиков. В этом случае имеет место использование простых для практического применения, физически обоснованных расчетных методик и моделей, имеющих привязку к конкретной модернизируемой конструкции.
Объектом исследования в настоящей работе является серийная кольцевая камера сгорания авиационного конвертированного ГТД НК-16СТ, используемого в качестве силового привода газоперекачивающего агрегата.
Цель диссертационной работы:
Модернизация камеры сгорания конвертированного авиационного ГТД, на основе установленных закономерностей изменения экологических характеристик, с целью снижения выбросов токсичных веществ.
Задачи диссертационной работы:
1. Проведение комплекса экспериментальных исследований по влиянию изменения элементов конструкции жаровой трубы на выбросы токсичных веществ и основные параметры КС.
2. Создание методики расчета выделения оксидов азота, на основе термического механизма Я. Б. Зельдовича и одномерной модели камеры сгорания.
3. Разработка теоретических основ и конструктивных методов модернизации традиционных камер сгорания ГТД, позволяющие снизить выбросы токсичных веществ и уменьшить объем экспериментальной доводки.
Научная новизна работы:
1. Новые экспериментальные данные по влиянию изменения конструкции камеры сгорания на формирование эмиссионных показателей токсичных веществ, таких как оксиды азота МЭХ и окислы углерода СО.
2. Представлен анализ и обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования рабочего процесса КС ГТД НК-16СТ, в конструкции которой, реализован комплекс технических решений.
3. На основе «термического» механизма Я. Б. Зельдовича образования N0, разработана методика определения эмиссионных характеристик КС в процессе доводки.
Обоснованность и достоверность результатов. Достоверность полученных результатов определяется применением стандартных апробированных методов измерений, тарировкой и метрологической проверкой используемых приборов, обобщением и сравнением полученных результатов с опубликованными результатами других авторов и подтверждается удовлетворительной их согласованностью.
Научная и практическая значимость.
1. На основе термического механизма Я. Б. Зельдовича и использования одномерной модели КС, разработана методика расчета образования оксидов азота, которая позволяет оценить влияние режимных и конструктивных параметров камеры на выбросы токсичных веществ и наметить мероприятия по снижению выброса Ы0Х.
2. Разработана методика расчета параметров в факеле закрученной струи, которая позволяет объяснить влияние конструктивных особенностей горелочного устройства на основные характеристики горения в закрученном потоке.
Личный вклад автора в работу.
Создание метода модернизации КС, основанного на совершенствовании горелочного устройства, жаровой трубы и перераспределении воздуха по её длине, получение аналитических решений. Разработка конструкции. Разработка методики расчета образования Ы0Х в камере сгорания. Проведение экспериментальных исследований, обработка результатов расчета, проведение их анализа и формулирование выводов диссертации выполнены лично автором.
Использование результатов. Результаты работы могут быть использованы в организациях занимающихся проектированием авиационных.
ГТД, при модернизации камер сгорания, направленной на улучшение экологических показателей конвертируемых авиационных ГТД. В настоящее время результаты работы использованы в ОАО «КМПО», при создании низкоэмиссионной камеры сгорания, а также в научных исследованиях и учебном процессе кафедры авиационных двигателей и энергетических установок КНИТУ им. А. Н Туполева-КАИ.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы и отдельные ее части докладывались на Международной молодежной научной конференции «XVI, XVII Туполевские чтения», Казань, 2008, 2009; Международной научно-практической конференции «Современные технологии — ключевое звено в возрождении отечественного авиастроения», Казань, 2008, 2010; III Научно-техническом межведомственном семинаре «Опыт разработки, проблемы создания и перспективы развития низкоэмиссионных камер сгорания ГТУ», Москва, ЦИАМ-ВТИ, 2008; XXI, XXII Всероссийской межвузовской научно-технической конференции. «Электромеханические и внутрикамерные процессы в энергетических установках, струйная акустика и диагностика. Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий», Казань, 2009, 2010; Международной научно-технической конференции, посвященной памяти Н. Д. Кузнецова «Проблемы и перспективы развития двигателестроения», Самара, 2009, 2011; V Всероссийской, VI Международной научнотехнической конференции Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики «АНТЭ-09», «АНТЭ-2011», Казань, 2009, 2011; VII Всероссийской научно-технической конференции «Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей», Самара, 2011; XV, XVI Международном конгрессе двигателестроителей, Харьков Рыбачье-Украина, 2010, 2011, а так же на научных семинарах кафедры АДЭУ.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 работ, из них 3 — в рекомендованных ВАК изданиях, 2- в зарубежном издании, 7- в материалах международных и всероссийских конференций, 6 — тезисы докладов.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка литературы, включающего 68 наименований. Объем диссертационной работы — 140 страниц. Количество таблиц — 7- иллюстраций -70.
Выводы:
Анализ полученных расчетных зависимостей показывает, что эмиссия N0* зависит от местных значений температуры газа и состава смеси. Наибольшее выделение N0^ наблюдается при высоких температурах и составах смеси при а, >1,0.
При формировании в первичной зоне камеры сгорания «богатых» смесей 0Сз.г. = 0,6−0,8 протяженность высокотемпературной зоны возрастает, соответственно увеличивается и выделение N0*. В это время с обеднением смеси до ак = 1,3 основное горение происходит в головной части камеры с небольшой протяженностью высокотемпературной зоны горения, поэтому выделение N0* уменьшается.
К тому же большой вклад в снижение оксидов азота вносит сокращение времени пребывания тпр продуктов сгорания в камере, путем уменьшения размеров жаровой трубы. Данное мероприятие позволяет значительно снизить выбросы N0*.
При рассмотрении расчетной зависимости концентрации N0* от коэффициента избытка воздуха ак (рис. 4.12) можно заметить, что эта кривая изменяется с максимумом. Появление экстремального значения Ы0Л связано с тем, что в области «бедных» смесей эмиссия N0* снижается благодаря уменьшению протяженности высокотемпературной зоны горения, а с обогащением смеси в зоне горения происходит уменьшение концентрации свободного кислорода.
Из сравнения с результатами экспериментальных измерений следует, что расчетные данные отражают основную концепцию изменения выхода N0^ по ак.
В отличие от традиционных способов модернизации серийных камер сгорания, укороченная камера сгорания (компоновка № 4) включила в себя все теоретически возможные способы подавления оксидов азота, которые были рассмотрены в главе № 1.
1. Обеспечен процесс выгорания топлива, при котором распределение температуры газов по длине жаровой трубы имеет минимальные значения местных температур газа. Это достигнуто за счет увеличения коэффициента избытка воздуха в зоне горения, путем организации третьего пояса отверстий.
2. Снижено время пребывания тпр продуктов сгорания в КС. Что достигнуто путем установки во фронтовом устройстве горелок с конфузорным насадком. В этом случае градиент поперечной скорости истекающей смеси максимален, что обеспечивает полное выгорание топлива на малой длине, в результате чего конструктивно реализовано сокращение размеры камеры сгорания.
3. Произведено обеднение топливовоздушной смеси и интенсификация смешения топлива и воздуха в первичной зоне, что осуществляется путем раскрытия жаровой трубы в зоне горения (кольцевой канал в горелочном устройстве).
4. Осуществлено частичное предварительное смешение топлива с воздухом, за счет постановки горелок с конфузорным насадком.
Что доказывает возможность применения комплексного подхода в процессе модернизации камер сгорания с целью снижения выбросов токсичных веществ.
Заключение
.
1. На основе результатов экспериментальных исследований в стендовых условиях полноразмерных камер сгорания различного конструктивного исполнения, установлено, что изменение конструкции горелочного устройства, и закона подвода воздуха по длине жаровой трубы являются эффективными средствами управления процессом сжигания газообразного топлива.
2. Снижение времени пребывания путем уменьшения объемов жаровой трубы позволяет на 40% снизить выбросы N0^ по сравнению с базовым вариантом камеры сгорания.
3. На основе разработанной методики, показано влияние характеристик закрученной струи на эмиссию N0^ .
4. Создана расчетная методика образования оксидов азота в КС ГТД, на основе термического механизма Я. Б. Зельдовича и одномерной модели камеры сгорания.
5. Представленный комплексный подход по снижению токсичных веществ, позволил модернизировать серийную камеру сгорания, существенно улучшив экологические характеристики ГТД.
Список литературы
- Беляев В.В. Повышение экологической безопасности ГТУ путем организации малоэмиссионного горения в камерах сгорания ГТД. Диссертация. Самара. 2006 г.
- Бортников М.Т. Стабилизация процесса горения в камерах сгорания. Труды ЦИАМ, № 613, 1976, 63с.
- Варнатц Ю., Маас У., Диббл Р. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 352с.
- Волков С.А. Исследование модификаций авиационной камеры сгорания для ГТД наземного применения // Вестник СГАУ. Сер. Процессы горения теплообмена и экологии тепловых двигателей. Вып.З. Самара, 2000, с.20−24.
- Вукалович М.П., Кириллин В. А., Ремизов С. А., Силецкий B.C., Тимофеев В. Н. Термодинамические свойства газов. М.: Машгиз, 1953. 373 .: ил.
- Горбунов Г. М. Выбор параметров и расчет основных камер сгорания ГТД. М.:МАИ, 1972, 229с
- Горелочные устройства промышленных печей и топок./А.А. Винтовкин, М. Г. Ладыгичев., В. Л. Гусовский., Т. В. Калинова.-М.: «Интернет Инжиниринг», 1999. 560с.
- Горение и течение в агрегатах энергоустановок / В. Г. Крюков., В. И. Наумов., A.B. Демин., А. Л. Абдуллин., Т. В. Тринос.- М.: «Янус-К», 1997, 304с.
- ГОСТ 28 775–90 «Агрегаты газоперекачивающие с газотурбинным приводом. Общие технические условия». Издательство стандартов, М., 1991.
- ГОСТ 29 328–92 «Установки газотурбинные для привода турбогенераторов. Общие технические условия». Издательство стандартов, М., 1991.
- Гриценко Е.А., Данильченко В. П., Лукачев C.B., Резник В. Е., Цыбизов Ю. И. Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения. Самара: СНЦ РАН, 2004. -266с
- Гупта А, Лили Д., Сайдер Н. Закрученные потоки. Перевод с английского. Под ред.С. Ю. Крашенникова.-М.:Мир, 1987−588с.
- Дубовкин Н.Ф. Справочник по теплофизическим свойствам углеводородных топлив и их продуктам сгорания. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962. 288 с: ил.
- Зельдович Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменский Д.А. «Окисление азота при горении». АН СССР, М. 1947.
- Зуев B.C. Скубачевский Л. С. Камеры сгорания воздушно-реактивных двигателей. М.: Оборонгиз, 1958. 212с.
- Ивах А.Ф., Гребенюк Г. П., Ишбулатов М. Н., Арефин В. И., Фокин Н. И. Особенности конвертирования форсированной по скорости камеры сгорания при работе на природном газе. Вестник СГАУ № 2(2). Самара, 2002, с.21−26
- Ильяшенко С.М., Талантов A.B. Теория и расчет прямоточных камер сгорания. М.: Машиностроение, 1964. 306 с.
- Иссерлин A.C. Основы сжигания газового топлива: Справочное пособие. Л.: Недра, 1987. 336с.
- Канило П.М., Подгорный А. Н., Христич В. А. Энергетические и экологические характеристики ГТД при использовании углеводородных топлив и водорода. -Киев: Наук, думка, 1987. 224 с.
- Кныш Ю.А. Методы снижения токсичности выхлопа воздушно-реактивных двигателей. Куйбышев. 1979. 80с.
- Кныш Ю.А. О физической модели стабилизации пламени в закрученном потоке. Горение в потоке. Межвузовский сборник, 1982, с.27−31.
- Конструкция и рабочий процесс камер сгорания авиационныхгазотурбинных двигателей / И. Ф. Кравченко, В. Е. Костюк, Ю. А. Гусев, В. Н. Гусев. Учеб. пособие. — Харьков: Нац. аэрокосм, ун-т «ХАИ», 2007. — 89 с.
- Куценко Ю.Г. Численные методы оценки эмиссионных характеристик камер сгорания газотурбинных двигателей. Екатеринбург -Пермь: УРО РАН, 2006. 140с.
- Ланский A.M. Исследование процесса горения природного газа в камерах сгорания авиационного ГТД// Вестник СГАУ. Сер. Процессы горения теплообмена и экологии тепловых двигателей. Вып. 1. Самара, 1998, с.228−240.
- Ланский А. М, Лукачев С. В, Матвеев С. Г. Рабочий процесс камер сгорания малоразмерных ГТД. Самара: СНЦ РАН, 2009. -335с
- Лефевр А. Процессы в камерах сгорания ГТД / Пер. с англ. М: Мир, 1986, 566 с.
- Маркушин А.Н., Постников A.M., Савченко В. П. Опыт отработки камер сгорания традиционных схем для высокоэффективных ГТУ // Вестник СГАУ. Сер. Процессы горения теплообмена и экологии тепловых двигателей. Вып.1. Самара, 1998, с.257−263
- Маркушин А.Н., Меркушин В. К., Бышин В. М., Бакланов A.B. Организация низкоэмиссионного горения в кольцевой камере сгорания ГТД. Изв. вузов. Авиационная техника, № 3, 2009, с. 70−72.
- Маркушин А.Н., Меркушин В. К., Бышин В. М., Бакланов A.B. Технические решения по снижению NOx в традиционной камере сгорания ГТД НК-16СТ. Вестник СГАУ им. С. П. Королева. №−3(19), Часть 1, 2009, с 291−297.
- Маркушин А.Н., Меркушин В. К., Бышин В. М., Бакланов A.B. Усовершенствование конструкции камер сгорания традиционных схем в целях улучшения экологических показателей ГТД // Изв. вузов. Авиационная техника, № 1, 2010, с. 41−44.
- Мингазов Б.Г. Камеры сгорания газотурбинных двигателей. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2004. 220 с.
- Мингазов Б.Г., Щукин В. А., Талантов A.B., Дятлов И. Н. О механизме стабилизации пламени в потоке двухфазной топливовоздушной смеси. -ИВУЗ, Авиационная техника, 1978,№ 3.
- Мингазов Б.Г., Варфоломеев B.C., Морозов С. И., Щукин В. А. Исследование процесса смешения в затопленной закрученной струе. Горение в потоке. Казань. 1982. с. 23−27.
- Мингазов Б.Г., Хаблусс А. Роль автотурбулизации в процессе распространения пламени в турбулентном потоке. Изв. Вузов. Авиационная техника. 2006. №−4.С 73−74.
- Михайлов А.И., Горбунов Г. М. и др. Рабочий процесс и расчет камеры сгорания газотурбинных двигателей. М.: Оборонгиз, 1959. 285 с.
- Морозов С.И., Мингазов Б. Г., Варфоломеев B.C. Влияние интенсивности крутки на характер течения закрученной струи.- В кн.: Горение в потоке. Вып.2. Казань, 1978.С. 52−56.
- Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени / Под ред. H.A. Чигир. М.: Машиностроение, 1981. 407 с.
- Померанцев В.В., Арефьев K.M., Ахмедов Д. Б. Основы практической теории горения. Д.: Энергоатомиздат. 1986. 312с.
- Постников А. М. Снижение оксидов азота в выхлопных газах ГТУ. Самара. Изд-во Самарского научного центра РАН- 2002. 286с.
- Проектирование авиационных газотурбинных двигателей / В. П. Данильченко, C.B. Лукачев, Ю. Л. Ковылов A.M. Постников, Д. Г. Федорченко, Ю. И. Цыбизов. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. — 620 е.: ил.
- Пчелкин Ю.М. Камеры сгорания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1973. 392с.
- Раушенбах Б.В. и др. Физические основы рабочего процесса в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1964. 525 с.
- Сигал И.Я. «Защита воздушного бассейна при сжигании топлива». Недра. Л. 1988.
- СТО ГАЗПРОМ 2−3.5−038−2005 «Инструкция по проведению контрольных измерений вредных выбросов газотурбинных установок на компрессорных станциях»
- Сторожук Я.П. Камеры сгорания стационарных газотурбинных и паротурбинных установок. Ленинград.: Машиностроение, 1978. 232с.
- Сударев A.B., Маев В. А. Камеры сгорания газотурбинных установок. Интенсификация горения. Л.: Недра, 1990. -274с.
- Сударев A.B. и др. Экологическая модернизация ГПА и компрессорных станций Рургаза. Вестник СГАУ, Сер. Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей. Вып.З.Самара, 2000, с.266−278.
- Талантов А.В. Основы теории горения. Казань: Изд-во Казан, авиац. института, 1975. 252 с.
- Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания. T. l/Под редакцией. В. П. Глушко. М.: ВИНИТИ, 1971. 266с.
- Урывский А.Ф. Гидравлический расчет вихревых горелок. Горение в потоке. Межвузовский сборник, 1982, с.91−97.
- Хзмасян Д.М., Каган Я. А. Теория горения и топочные устройства, М.Энергия, 1976, 488с.
- Христич В.А., Тумановский А. Г. Газотурбинные двигатели и защита окружающей среды. Киев: Техшка, 1983. 144с.
- Цыганов A.M. Влияние вихривых горелок на характеристики камер сгорания газотурбинных двигателей. Вестник СГАУ, № 2(13), с 191−195.
- Янковский В.М., Шалаев Г. И., Сыченков А. В. Основы автоматизированного проектирования камер сгорания газотурбинных двигателей: КАИ. Казань, 1989. 80с.
- Alan, S., Michael. «Performance of a Reduced NOx Diffusion Flame Combustor for the MS5002 Gas Turbine», ASME Vol. 122, № 2, p. 301−306.
- Disel & Gas Turbine Worldwide, January-February 1977, Vol. XXIX, no.l.
- DLE combustion system advanced at Cooper Rolls //Compressor Tech Two, March-April 2000.-p.36.
- Fulton K. Dry Low emission design based on series vs. parallel fuel staging// Gas Turbine World: January-February 1996. -p.26−28.
- Maughan, J. R., Luts, A., and Bautista, P. J., 1999, «A Dry Low NOx, Combustor for the MS3002 Regenerative Gas Turbine,» ASME Paper 94-QT-252.
- Odgers. Modeling of combustion chambers in gas turbine engines. AIAA-Pap, 1977 № 52, p 10.