Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование процессов в камере сгорания конвертированного авиационного ГТД с целью улучшения его экологических характеристик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбросы токсичных веществ в первую очередь зависят от процессов происходящих в камере сгорания (КС). Камеры, конструкция которых наследуется, в процессе конвертирования летного двигателя в наземные установки, принято называть традиционными. В них-заложены технические решения, позволяющие реализовать однозонное диффузионное горение. Поэтому модернизация конструкции таких камер является актуальной… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • Индексы
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Анализ современных подходов к малотоксичному сжиганию топлива в камерах сгорания ГТД
    • 1. 1. Основные загрязняющие вещества
    • 1. 2. Теоретические основы снижения уровня оксидов азота в камерах сгорания ГТД
    • 1. 3. Особенности организации процессов в традиционных камерах сгорания
    • 1. 4. Современные работы по экологической модернизации существующих камер сгорания
    • 1. 5. Современные концепции малоэмиссионного сжигания топлива в камерах сгорания ГТД
  • Глава 2. Экспериментальное исследование влияния конструктивных параметров жаровой трубы на основные характеристики камеры сгорания
    • 2. 1. Цели и задачи исследования
    • 2. 2. Камера сгорания двигателя НК-16СТ. Конструктивные особенности
    • 2. 3. Принципы организации и особенности процессов в камере сгорания НК-16СТ
    • 2. 4. Методика и результаты экспериментального исследования рабочего процесса камер сгорания
    • 2. 5. Методика обработки результатов замера эмиссии токсичных веществ СО и ЫОх при испытании камеры сгорания на стенде
    • 2. 6. Методика обработки параметров температурного поля на выходе камеры сгорания
    • 2. 7. Методика расчета полнотных характеристик камеры сгорания
    • 2. 8. Описание этапов конструктивной модернизации и испытания камер сгорания НК-16СТ
      • 2. 8. 1. Этап модернизации №
      • 2. 8. 2. Этап модернизации №
      • 2. 8. 3. Этап модернизации'№
    • 2. 9. Методика экспериментального исследования рабочего процесса камер сгорания в составе двигателя
    • 2. 10. Анализ и сравнение выбросов ЫОх ГТУ с традиционными камерами сгорания
  • Глава 3. Исследование влияния горелочного устройства на характеристики факела закрученной струи
    • 3. 1. Описание экспериментальной установки и объекта исследования
    • 3. 2. Влияние конструктивных параметров горелочного устройства на газодинамическую структуру течения
    • 3. 3. Выбор и определение параметра крутки
    • 3. 4. Изучение процесса смешения в закрученной струе
    • 3. 5. Расчет температуры горения в ЗОТ
    • 3. 6. Методика определения влияния формы горелочного устройства на параметры в закрученной струе
  • Глава 4. Моделирование процесса образования оксидов азота в камере сгорания ГТД
    • 4. 1. Термический механизм Я.Б. Зельдовича
    • 4. 2. Одномерная модель камеры сгорания
    • 4. 3. Определение закономерностей выгорания топлива
    • 4. 4. Расчет параметров газового потока в каждой зоне
    • 4. 5. Определение температуры
    • 4. 6. Методика расчета >Юх в камере сгорания ГТД
      • 4. 6. 1. Определение концентраций компонентов конечной газовой смеси
    • 4. 7. Результаты расчета
    • 4. 8. Анализ работы камер сгорания на основе одномерной модели
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список литературы

Условные обозначения

С — концентрация, Стах — максимальная концентрация-

СН — несгоревшие углеводороды в составе продуктов сгорания-

СО — окись углерода в составе продуктов сгорания-

Ср — удельная теплоемкость, Дж/кгК-

Э — наружный диаметр- с1 — внутренний диаметр-

От — коэффициент турбулентной диффузии-

Е1 — индекс эмиссии- е — число Непера, ехр-

Б — площадь сечения, м2-

Т — относительная площадь- в — расход, кг/с-

0 — относительный расход- g — свободного падения-

Ни — низшая теплотворная способность топлива, Дж/кг- / - номер пояса отверстий, номер термопары при замере температуры-

1 — энтальпия, Дж/кг- к — показатель адиабаты- Ь — длина, м- - масштаб турбулетности, м-

Ьо — стехиометрический коэффициент, кг воздуха/кг топлива- М — масса, кг- т — коэффициент эжекции, коэффициент смешения, молярная масса вещества, математическое ожидание-

N — мощность, Вт- п — количество отверстий в поясе-

1чЮх — окислы азота в продуктах сгорания-

Ог — кислород в продуктах сгорания- р — статическое давление, Па- р* - полное давление, Па-

3 — теплота, кДж/кг- ц — скоростной напор, Па-

Ц — относительный скоростной напор-

Кзот — радиус зоны обратных токов, м- ^ - температура статическая и заторможенная, °С, время, с-

Т, Т* - температура статическая и заторможенная, К-

Т — относительная температура-

Те1а — параметр температурной неравномерности-

ЦНС — несгоревшие углеводороды в продуктах сгорания- ито — распространения пламени по молю в начальный момент времени- и"б — скорость нормального распространения пламени, м/с- и — скорость, м/с-

— пульсационная скорость, м/с- х — текущая координата длины камеры сгорания, м/с- & р — перепад статического давления, Па-

0 — параметр, характеризующий температурную неравномерность на выходе КС- д3 — температурная неравномерность на выходе КС по эксперементальным данным- а — коэффициент избытка воздуха- - интенсивность турбулентности- г| - коэффициент полноты сгорания топлива- р — угол закрутки потока, град- у — угол подачи струи в сносящий поток, град-

X — приведенная скорость- ц — коэффициент расхода, мольная доля вещества- р — плотность, кг/м3- т — характерное время, с-

7 — коэффициент сохранения полного давления в камере, среднеквадратическое отклонение- тг* - степень повышения давления.

Индексы — означает, что параметры взяты по статистическим данным-

0 — начальное значение-

1 — пояса отверстий, термопары в гребенке термопар, компоненты сгорания, номер временного участка- к — количество рядов основных отверстий- max, макс — максимальное значение- ср, сред — среднее значение- в — воздух- вн — внутренний- вх, вход — вход- вьгх — выход-

Г, г- газ (смесь воздуха и продуктов сгорания), топливный газ- зг — зона горения- к — компрессор- кс — камера сгорания- н — наружный- м — местное значение- Т, т- топливо- о, отв — отверстие- пс — продукты сгорания- ч — «чистые» продукты- э — экспериментальное значение- фр — фронтовое устройство- - суммарное значение.

Условные сокращения

БКС — блок камеры сгорания-

МКС-малоэмиссионная камера сгорания-

ГПА — газоперекачивающий агрегат-

ГПУ — газоперекачивающая установка-

ГТД — газотурбинный двигатель-

ГТУ — газотурбинная установка-

ЖТ — жаровая труба-

ЗОТ — зона обратных токов-

КС — камера сгорания-

TBC- топливовоздушная смесь.

ТУ — технические условия-

ХА — хромель — алюмель.

Исследование процессов в камере сгорания конвертированного авиационного ГТД с целью улучшения его экологических характеристик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время газотурбинные двигатели находят всё более широкое применение в качестве силовых установок в энергетике, нефтяной и газовой промышленности, то есть происходит процесс конвертирования авиационных газотурбинных двигателей, отработавших свой летный ресурс, в газотурбинные установки наземного применения.

На базе авиационных двигателей достаточно выгодно создавать ГТУ, так как в этом случае осуществляется экономия дорогостоящих материалов, используемых при их создании, что позволяет сохранить примерно 70−75% основных узлов и деталей базового двигателя. К тому же, конвертирование именно авиационных двигателей связано с географией размещения природных ресурсов на территории Российской Федерации, которые сосредоточены в основном в восточных районах Западной и Восточной Сибири, при том, что основные потребители энергии находятся в Европейской части страны и на Урале. В этом случае осуществляется возможность организации транспортировки энергоносителей с востока на запад дешевыми, транспортабельными силовыми установками оптимальной мощности с высоким уровнем автоматизации.

Увеличение количества снимаемых ежегодно с крыла самолета двигателей и рост потребного количества приводов для различных отраслей народного хозяйства позволяет обеспечить парк приводов на базе авиадвигателей.

В настоящее время, в целях осуществления политики экологической безопасности, к ГТУ предъявляются все более жесткие требования на уровень выбросов в атмосферу токсичных веществ от сжигания топлива, в виде окиси углерода СО и окислов азота МОх, поэтому проблема снижения выбросов токсичных веществ является актуальной.

В Российской Федерации ГОСТом 28 775−90 для ГПА с газотурбинным приводом допустимый уровень содержания токсичных веществ ограничивается: М) х <150 мг/м3- СО <300 мг/м3 (в отработанных газах при 0 °C и 0,1013 МПа и условной концентрации кислорода 15%), однако в ближайшем будущем, планируется ужесточение требований на выбросы токсичных веществ.

В настоящее, время порядка 40% установленной мощности всех газоперикачивающих агрегатов, а ОАО «ГАЗПРОМ» составляют ГПА-Ц-16. В качестве силового привода установки используется конвертированный авиационный двигатель НК-16СТ, поэтому есть необходимость в улучшении экологических характеристик данного ГТУ.

Выбросы токсичных веществ в первую очередь зависят от процессов происходящих в камере сгорания (КС). Камеры, конструкция которых наследуется, в процессе конвертирования летного двигателя в наземные установки, принято называть традиционными. В них-заложены технические решения, позволяющие реализовать однозонное диффузионное горение. Поэтому модернизация конструкции таких камер является актуальной задачей, так как в Российской Федерации насчитывается большой парк ГТУ, выбросы вредных веществ которых, имеют высокий уровень, а заменить находящиеся в эксплуатации традиционные камеры на дорогостоящие малотоксичные невозможно в короткий срок.

К тому же, модернизация конструкции традиционных камер сгорания, в отличие от создания принципиально новых схем организации малоэмиссионного горения, включает в себя определенные преимущества, такие как: простота, надежность, десятилетиями отработанная технология проектирования, изготовления и эксплуатации, одноконтурная система подачи топлива и однозначность управления на основных режимах.

В моторостроительных КБ, работы по модернизации серийных камер сгорания часто выполняются на основе имеющегося прототипа, путем анализа накопленных опытных данных, или же с использованием современных расчетных комплексов, которые требуют наличия мощных компьютеров и высокой квалификации расчетчиков. В этом случае имеет место использование простых для практического применения, физически обоснованных расчетных методик и моделей, имеющих привязку к конкретной модернизируемой конструкции.

Объектом исследования в настоящей работе является серийная кольцевая камера сгорания авиационного конвертированного ГТД НК-16СТ, используемого в качестве силового привода газоперекачивающего агрегата.

Цель диссертационной работы:

Модернизация камеры сгорания конвертированного авиационного ГТД, на основе установленных закономерностей изменения экологических характеристик, с целью снижения выбросов токсичных веществ.

Задачи диссертационной работы:

1. Проведение комплекса экспериментальных исследований по влиянию изменения элементов конструкции жаровой трубы на выбросы токсичных веществ и основные параметры КС.

2. Создание методики расчета выделения оксидов азота, на основе термического механизма Я. Б. Зельдовича и одномерной модели камеры сгорания.

3. Разработка теоретических основ и конструктивных методов модернизации традиционных камер сгорания ГТД, позволяющие снизить выбросы токсичных веществ и уменьшить объем экспериментальной доводки.

Научная новизна работы:

1. Новые экспериментальные данные по влиянию изменения конструкции камеры сгорания на формирование эмиссионных показателей токсичных веществ, таких как оксиды азота МЭХ и окислы углерода СО.

2. Представлен анализ и обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования рабочего процесса КС ГТД НК-16СТ, в конструкции которой, реализован комплекс технических решений.

3. На основе «термического» механизма Я. Б. Зельдовича образования N0, разработана методика определения эмиссионных характеристик КС в процессе доводки.

Обоснованность и достоверность результатов. Достоверность полученных результатов определяется применением стандартных апробированных методов измерений, тарировкой и метрологической проверкой используемых приборов, обобщением и сравнением полученных результатов с опубликованными результатами других авторов и подтверждается удовлетворительной их согласованностью.

Научная и практическая значимость.

1. На основе термического механизма Я. Б. Зельдовича и использования одномерной модели КС, разработана методика расчета образования оксидов азота, которая позволяет оценить влияние режимных и конструктивных параметров камеры на выбросы токсичных веществ и наметить мероприятия по снижению выброса Ы0Х.

2. Разработана методика расчета параметров в факеле закрученной струи, которая позволяет объяснить влияние конструктивных особенностей горелочного устройства на основные характеристики горения в закрученном потоке.

Личный вклад автора в работу.

Создание метода модернизации КС, основанного на совершенствовании горелочного устройства, жаровой трубы и перераспределении воздуха по её длине, получение аналитических решений. Разработка конструкции. Разработка методики расчета образования Ы0Х в камере сгорания. Проведение экспериментальных исследований, обработка результатов расчета, проведение их анализа и формулирование выводов диссертации выполнены лично автором.

Использование результатов. Результаты работы могут быть использованы в организациях занимающихся проектированием авиационных.

ГТД, при модернизации камер сгорания, направленной на улучшение экологических показателей конвертируемых авиационных ГТД. В настоящее время результаты работы использованы в ОАО «КМПО», при создании низкоэмиссионной камеры сгорания, а также в научных исследованиях и учебном процессе кафедры авиационных двигателей и энергетических установок КНИТУ им. А. Н Туполева-КАИ.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы и отдельные ее части докладывались на Международной молодежной научной конференции «XVI, XVII Туполевские чтения», Казань, 2008, 2009; Международной научно-практической конференции «Современные технологии — ключевое звено в возрождении отечественного авиастроения», Казань, 2008, 2010; III Научно-техническом межведомственном семинаре «Опыт разработки, проблемы создания и перспективы развития низкоэмиссионных камер сгорания ГТУ», Москва, ЦИАМ-ВТИ, 2008; XXI, XXII Всероссийской межвузовской научно-технической конференции. «Электромеханические и внутрикамерные процессы в энергетических установках, струйная акустика и диагностика. Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий», Казань, 2009, 2010; Международной научно-технической конференции, посвященной памяти Н. Д. Кузнецова «Проблемы и перспективы развития двигателестроения», Самара, 2009, 2011; V Всероссийской, VI Международной научнотехнической конференции Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики «АНТЭ-09», «АНТЭ-2011», Казань, 2009, 2011; VII Всероссийской научно-технической конференции «Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей», Самара, 2011; XV, XVI Международном конгрессе двигателестроителей, Харьков Рыбачье-Украина, 2010, 2011, а так же на научных семинарах кафедры АДЭУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 работ, из них 3 — в рекомендованных ВАК изданиях, 2- в зарубежном издании, 7- в материалах международных и всероссийских конференций, 6 — тезисы докладов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка литературы, включающего 68 наименований. Объем диссертационной работы — 140 страниц. Количество таблиц — 7- иллюстраций -70.

Выводы:

Анализ полученных расчетных зависимостей показывает, что эмиссия N0* зависит от местных значений температуры газа и состава смеси. Наибольшее выделение N0^ наблюдается при высоких температурах и составах смеси при а, >1,0.

При формировании в первичной зоне камеры сгорания «богатых» смесей 0Сз.г. = 0,6−0,8 протяженность высокотемпературной зоны возрастает, соответственно увеличивается и выделение N0*. В это время с обеднением смеси до ак = 1,3 основное горение происходит в головной части камеры с небольшой протяженностью высокотемпературной зоны горения, поэтому выделение N0* уменьшается.

К тому же большой вклад в снижение оксидов азота вносит сокращение времени пребывания тпр продуктов сгорания в камере, путем уменьшения размеров жаровой трубы. Данное мероприятие позволяет значительно снизить выбросы N0*.

При рассмотрении расчетной зависимости концентрации N0* от коэффициента избытка воздуха ак (рис. 4.12) можно заметить, что эта кривая изменяется с максимумом. Появление экстремального значения Ы0Л связано с тем, что в области «бедных» смесей эмиссия N0* снижается благодаря уменьшению протяженности высокотемпературной зоны горения, а с обогащением смеси в зоне горения происходит уменьшение концентрации свободного кислорода.

Из сравнения с результатами экспериментальных измерений следует, что расчетные данные отражают основную концепцию изменения выхода N0^ по ак.

В отличие от традиционных способов модернизации серийных камер сгорания, укороченная камера сгорания (компоновка № 4) включила в себя все теоретически возможные способы подавления оксидов азота, которые были рассмотрены в главе № 1.

1. Обеспечен процесс выгорания топлива, при котором распределение температуры газов по длине жаровой трубы имеет минимальные значения местных температур газа. Это достигнуто за счет увеличения коэффициента избытка воздуха в зоне горения, путем организации третьего пояса отверстий.

2. Снижено время пребывания тпр продуктов сгорания в КС. Что достигнуто путем установки во фронтовом устройстве горелок с конфузорным насадком. В этом случае градиент поперечной скорости истекающей смеси максимален, что обеспечивает полное выгорание топлива на малой длине, в результате чего конструктивно реализовано сокращение размеры камеры сгорания.

3. Произведено обеднение топливовоздушной смеси и интенсификация смешения топлива и воздуха в первичной зоне, что осуществляется путем раскрытия жаровой трубы в зоне горения (кольцевой канал в горелочном устройстве).

4. Осуществлено частичное предварительное смешение топлива с воздухом, за счет постановки горелок с конфузорным насадком.

Что доказывает возможность применения комплексного подхода в процессе модернизации камер сгорания с целью снижения выбросов токсичных веществ.

Заключение

.

1. На основе результатов экспериментальных исследований в стендовых условиях полноразмерных камер сгорания различного конструктивного исполнения, установлено, что изменение конструкции горелочного устройства, и закона подвода воздуха по длине жаровой трубы являются эффективными средствами управления процессом сжигания газообразного топлива.

2. Снижение времени пребывания путем уменьшения объемов жаровой трубы позволяет на 40% снизить выбросы N0^ по сравнению с базовым вариантом камеры сгорания.

3. На основе разработанной методики, показано влияние характеристик закрученной струи на эмиссию N0^ .

4. Создана расчетная методика образования оксидов азота в КС ГТД, на основе термического механизма Я. Б. Зельдовича и одномерной модели камеры сгорания.

5. Представленный комплексный подход по снижению токсичных веществ, позволил модернизировать серийную камеру сгорания, существенно улучшив экологические характеристики ГТД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Повышение экологической безопасности ГТУ путем организации малоэмиссионного горения в камерах сгорания ГТД. Диссертация. Самара. 2006 г.
  2. М.Т. Стабилизация процесса горения в камерах сгорания. Труды ЦИАМ, № 613, 1976, 63с.
  3. Ю., Маас У., Диббл Р. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 352с.
  4. С.А. Исследование модификаций авиационной камеры сгорания для ГТД наземного применения // Вестник СГАУ. Сер. Процессы горения теплообмена и экологии тепловых двигателей. Вып.З. Самара, 2000, с.20−24.
  5. М.П., Кириллин В. А., Ремизов С. А., Силецкий B.C., Тимофеев В. Н. Термодинамические свойства газов. М.: Машгиз, 1953. 373 .: ил.
  6. Г. М. Выбор параметров и расчет основных камер сгорания ГТД. М.:МАИ, 1972, 229с
  7. Горелочные устройства промышленных печей и топок./А.А. Винтовкин, М. Г. Ладыгичев., В. Л. Гусовский., Т. В. Калинова.-М.: «Интернет Инжиниринг», 1999. 560с.
  8. Горение и течение в агрегатах энергоустановок / В. Г. Крюков., В. И. Наумов., A.B. Демин., А. Л. Абдуллин., Т. В. Тринос.- М.: «Янус-К», 1997, 304с.
  9. ГОСТ 28 775–90 «Агрегаты газоперекачивающие с газотурбинным приводом. Общие технические условия». Издательство стандартов, М., 1991.
  10. ГОСТ 29 328–92 «Установки газотурбинные для привода турбогенераторов. Общие технические условия». Издательство стандартов, М., 1991.
  11. Е.А., Данильченко В. П., Лукачев C.B., Резник В. Е., Цыбизов Ю. И. Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения. Самара: СНЦ РАН, 2004. -266с
  12. Гупта А, Лили Д., Сайдер Н. Закрученные потоки. Перевод с английского. Под ред.С. Ю. Крашенникова.-М.:Мир, 1987−588с.
  13. Н.Ф. Справочник по теплофизическим свойствам углеводородных топлив и их продуктам сгорания. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962. 288 с: ил.
  14. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменский Д.А. «Окисление азота при горении». АН СССР, М. 1947.
  15. B.C. Скубачевский Л. С. Камеры сгорания воздушно-реактивных двигателей. М.: Оборонгиз, 1958. 212с.
  16. А.Ф., Гребенюк Г. П., Ишбулатов М. Н., Арефин В. И., Фокин Н. И. Особенности конвертирования форсированной по скорости камеры сгорания при работе на природном газе. Вестник СГАУ № 2(2). Самара, 2002, с.21−26
  17. С.М., Талантов A.B. Теория и расчет прямоточных камер сгорания. М.: Машиностроение, 1964. 306 с.
  18. A.C. Основы сжигания газового топлива: Справочное пособие. Л.: Недра, 1987. 336с.
  19. П.М., Подгорный А. Н., Христич В. А. Энергетические и экологические характеристики ГТД при использовании углеводородных топлив и водорода. -Киев: Наук, думка, 1987. 224 с.
  20. Ю.А. Методы снижения токсичности выхлопа воздушно-реактивных двигателей. Куйбышев. 1979. 80с.
  21. Ю.А. О физической модели стабилизации пламени в закрученном потоке. Горение в потоке. Межвузовский сборник, 1982, с.27−31.
  22. Конструкция и рабочий процесс камер сгорания авиационныхгазотурбинных двигателей / И. Ф. Кравченко, В. Е. Костюк, Ю. А. Гусев, В. Н. Гусев. Учеб. пособие. — Харьков: Нац. аэрокосм, ун-т «ХАИ», 2007. — 89 с.
  23. Ю.Г. Численные методы оценки эмиссионных характеристик камер сгорания газотурбинных двигателей. Екатеринбург -Пермь: УРО РАН, 2006. 140с.
  24. A.M. Исследование процесса горения природного газа в камерах сгорания авиационного ГТД// Вестник СГАУ. Сер. Процессы горения теплообмена и экологии тепловых двигателей. Вып. 1. Самара, 1998, с.228−240.
  25. Ланский А. М, Лукачев С. В, Матвеев С. Г. Рабочий процесс камер сгорания малоразмерных ГТД. Самара: СНЦ РАН, 2009. -335с
  26. А. Процессы в камерах сгорания ГТД / Пер. с англ. М: Мир, 1986, 566 с.
  27. А.Н., Постников A.M., Савченко В. П. Опыт отработки камер сгорания традиционных схем для высокоэффективных ГТУ // Вестник СГАУ. Сер. Процессы горения теплообмена и экологии тепловых двигателей. Вып.1. Самара, 1998, с.257−263
  28. А.Н., Меркушин В. К., Бышин В. М., Бакланов A.B. Организация низкоэмиссионного горения в кольцевой камере сгорания ГТД. Изв. вузов. Авиационная техника, № 3, 2009, с. 70−72.
  29. А.Н., Меркушин В. К., Бышин В. М., Бакланов A.B. Технические решения по снижению NOx в традиционной камере сгорания ГТД НК-16СТ. Вестник СГАУ им. С. П. Королева. №−3(19), Часть 1, 2009, с 291−297.
  30. А.Н., Меркушин В. К., Бышин В. М., Бакланов A.B. Усовершенствование конструкции камер сгорания традиционных схем в целях улучшения экологических показателей ГТД // Изв. вузов. Авиационная техника, № 1, 2010, с. 41−44.
  31. .Г. Камеры сгорания газотурбинных двигателей. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2004. 220 с.
  32. .Г., Щукин В. А., Талантов A.B., Дятлов И. Н. О механизме стабилизации пламени в потоке двухфазной топливовоздушной смеси. -ИВУЗ, Авиационная техника, 1978,№ 3.
  33. .Г., Варфоломеев B.C., Морозов С. И., Щукин В. А. Исследование процесса смешения в затопленной закрученной струе. Горение в потоке. Казань. 1982. с. 23−27.
  34. .Г., Хаблусс А. Роль автотурбулизации в процессе распространения пламени в турбулентном потоке. Изв. Вузов. Авиационная техника. 2006. №−4.С 73−74.
  35. А.И., Горбунов Г. М. и др. Рабочий процесс и расчет камеры сгорания газотурбинных двигателей. М.: Оборонгиз, 1959. 285 с.
  36. С.И., Мингазов Б. Г., Варфоломеев B.C. Влияние интенсивности крутки на характер течения закрученной струи.- В кн.: Горение в потоке. Вып.2. Казань, 1978.С. 52−56.
  37. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени / Под ред. H.A. Чигир. М.: Машиностроение, 1981. 407 с.
  38. В.В., Арефьев K.M., Ахмедов Д. Б. Основы практической теории горения. Д.: Энергоатомиздат. 1986. 312с.
  39. А. М. Снижение оксидов азота в выхлопных газах ГТУ. Самара. Изд-во Самарского научного центра РАН- 2002. 286с.
  40. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей / В. П. Данильченко, C.B. Лукачев, Ю. Л. Ковылов A.M. Постников, Д. Г. Федорченко, Ю. И. Цыбизов. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. — 620 е.: ил.
  41. Ю.М. Камеры сгорания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1973. 392с.
  42. .В. и др. Физические основы рабочего процесса в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1964. 525 с.
  43. И.Я. «Защита воздушного бассейна при сжигании топлива». Недра. Л. 1988.
  44. СТО ГАЗПРОМ 2−3.5−038−2005 «Инструкция по проведению контрольных измерений вредных выбросов газотурбинных установок на компрессорных станциях»
  45. Я.П. Камеры сгорания стационарных газотурбинных и паротурбинных установок. Ленинград.: Машиностроение, 1978. 232с.
  46. A.B., Маев В. А. Камеры сгорания газотурбинных установок. Интенсификация горения. Л.: Недра, 1990. -274с.
  47. A.B. и др. Экологическая модернизация ГПА и компрессорных станций Рургаза. Вестник СГАУ, Сер. Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей. Вып.З.Самара, 2000, с.266−278.
  48. А.В. Основы теории горения. Казань: Изд-во Казан, авиац. института, 1975. 252 с.
  49. Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания. T. l/Под редакцией. В. П. Глушко. М.: ВИНИТИ, 1971. 266с.
  50. А.Ф. Гидравлический расчет вихревых горелок. Горение в потоке. Межвузовский сборник, 1982, с.91−97.
  51. Д.М., Каган Я. А. Теория горения и топочные устройства, М.Энергия, 1976, 488с.
  52. В.А., Тумановский А. Г. Газотурбинные двигатели и защита окружающей среды. Киев: Техшка, 1983. 144с.
  53. A.M. Влияние вихривых горелок на характеристики камер сгорания газотурбинных двигателей. Вестник СГАУ, № 2(13), с 191−195.
  54. В.М., Шалаев Г. И., Сыченков А. В. Основы автоматизированного проектирования камер сгорания газотурбинных двигателей: КАИ. Казань, 1989. 80с.
  55. Alan, S., Michael. «Performance of a Reduced NOx Diffusion Flame Combustor for the MS5002 Gas Turbine», ASME Vol. 122, № 2, p. 301−306.
  56. Disel & Gas Turbine Worldwide, January-February 1977, Vol. XXIX, no.l.
  57. DLE combustion system advanced at Cooper Rolls //Compressor Tech Two, March-April 2000.-p.36.
  58. Fulton K. Dry Low emission design based on series vs. parallel fuel staging// Gas Turbine World: January-February 1996. -p.26−28.
  59. Maughan, J. R., Luts, A., and Bautista, P. J., 1999, «A Dry Low NOx, Combustor for the MS3002 Regenerative Gas Turbine,» ASME Paper 94-QT-252.
  60. Odgers. Modeling of combustion chambers in gas turbine engines. AIAA-Pap, 1977 № 52, p 10.
Заполнить форму текущей работой