Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователь З. И. Гусейнова, изучая концепции добра и зла в наследии персидско-таджикских мыслителей, особенно в таких философских течениях перипатетизм, исмаилизм, ишракизм, уделяет особое внимание и концепции справедливости. Исследователь, изучая труд Мискавейха «Трактат о природе справедливости» приходит к выводу, что интерпретация справедливости в учениях мыслителя, начинается, прежде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историческое и социально-политическое положение IX—XI вв.еков и идейно-теоретические истоки формирования проблемы справедливости
    • 1. Социально-политическое и историческое положение Среднего и
  • Ближнего Востока в IX—XI вв.еков
    • 2. Место и роль проблемы справедливости в философской мысли
    • IX. -XI веков
    • 3. Историко-теоретические истоки проблемы справедливости
  • ГЛАВА II. Проблема справедливости в философско-этических концепциях средневековых персидско-таджикских мыслителей IX—XI вв.
    • 1. Категория справедливости основная категория этики средневековых мыслителей
    • 2. Моральная справедливость как необходимая основа социального порядка
    • 3. Основная идея теории справедливости в этических воззрениях персидско-таджикских мыслителей
    • 4. Значение учений мыслителей средневековья о справедливости на современном этапе

Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что с древнейших времен мыслителей и ученых интересовали не только загадки и явления окружающей природы, но и проблемы, связанные с их собственным существованием среди других людей: воцарение справедливости, духовности в обществе и сообществе.

Философские понятия «справедливость», «нравственность», «идеал» на современном этапе эволюции государственной политики стали святыней нового светского демократического государства таджиков, которое остро ощутило значимость общечеловеческих и национальных достояний, их несводимость ко всем другим, в том числе и политико-идеологическим.

Эта истина находит свое подтверждение в опыте развития современного национального демократического государства с его глобальными задачами и опасениями, которые могут быть решены и преодолены лишь сообща, объединенными усилиями человека и общества. Идейность и политическая справедливость только тогда сможет обрести свою подлинную цену, когда они будут опираться на прочный фундамент общечеловеческих моральных канонов, исторически засвидетельствованных в письменном наследии корифеев науки и культуры древних и древнейших эпох.

Сегодня общество острей, чем когда-либо ранее, ощущает силу нравственных максимов и постулатов этих бесценных исторических документов, стремится постигнуть их историческую подлинность, логику их моральных оценок, требующее задуматься над тем, что в нашем современном бытии, психологии, общественных нравах, политических структурах существуют предпосылки, делающие возможными происходящие в мире социально — нравственные процессы, которые носят обязывающий характер, являются вызовом в том отношении, что требуют от личности XXI века мобилизации новых духовных ресурсов, решимости изменить себя и условия своей жизни, в которой справедливость и поистине окажется удивительной силой, наличие которой незаметно, но ее отсутствие сказывается самым роковым образом в социальной жизни общества.

Идеалы философии IX—XI вв.еков, проповедующие равенство всех людей в развитии умственных способностей и нацеливающие их на достижение совершенства, созвучны учениям философии современной эпохи. Именно поэтому философское наследие мыслителей тех далеких времен столь органично вписывается в контекст культуры нового — XXI века. Предать забвению это наследие — значит лишить национальную духовную культуру таджиков ее подлинных истоков и жизненного содержания, которые дороги нам своей философской уникальностью и целостностью мышления.

Категория справедливости является фундаментальным философским понятием. Определение этого понятия дано в философском словаре в следующей трактовке: «В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей и состоит в том, чтобы быть справедлив!, IM по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей"1.

Мир, в котором живет общество XXI столетия, вступил в полосу глубоких перемен, в ходе которых до неузнаваемости перестраивается, и будет перестраиваться уклад жизни каждого народа.

Общечеловеческие проблемы не есть нечто внешнее, а требующие и делающие возможным открытый, честный философский анализ общественной жизни, её серьёзных проблем и противоречий, как тех, которые мы унаследовали от прошлого, так и тех, которые возникают сегодня в процессе обновления общества. В этих условиях с особой необходимостью встает проблема философского осмысления концепции справедливости во всех сферах жизни общества, а также множество и острых проблем, с которыми сталкивается сегодня вся человеческая цивилизация.

1 Философский энциклопедический словарьМ Инфра-М, 1999.-С 278.

Кроме того, наше государства является суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное и это позволит нам учитивать истоки теории справедливости IX—XI вв.еков, которое считается эпохой персидско-таджикского Ренессанса. Именно это во многом предопределило выбор темы настоящего исследования, его содержание и структуру, наличие в нем таких проблем, которые не были ранее объектом фундаментального изучения. Они послужили новой ориентацией в освещении традиционных проблем таджикской национальной философии древних эпох, поворотом, имеющим свои регулятивы, обоснования и доказательства, утверждения, выдвигаемые нами. В процессе исследования проблемы мы стремились в основных чертах представить целостную картину развития философской мысли по вопросу справедливости во временном пространстве IX—XI вв.еков, хотя это всего лишь введение в великую сокровищницу таджикской национальной философии, которую накапливали цивилизованные общества прошлых эпох на протяжении веков и тысячелетий.

В последние годы термин «справедливость» доминирует в современном обществе как «новое» слово в экономике, политике, нравственности, освещая комплекс социально-нравственных проблем, взволновавшие широкие массы, идущих к эволюции мировоззрения.

Социальная справедливость — это идейно-нравственное «знамение» XXI века: Огромное преимущество его в сравнении с другими общественными устремлениями — свидетельство прогрессивности и гуманизма идей нового светского суверенного демократического государства Таджикистан. Как универсальное средство, открывающие доступ ко всем благам, достижениям духовной культуры, концепция справедливости определяет права и обязанности, а также распределительные отношения в обществе, и ее действенными способами можно решить проблемы координации взаимоотношений людей и общества, обеспечить эволюцию социальной справедливости.

Степень разработанности проблемы. Сентенциозная неоднородность и идейная противоречивость философского взгляда эпохи феодализма на концепцию справедливости была одной из важных идеологических предпосылок развития научного интереса к данной проблеме. Система ценностных ориентаций на освещение концепций справедливости играла при этом весьма важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении и определении исходных мировоззренческих позиций мыслителей.

Вопросы справедливости корифеев науки 1Х-Х1 веков исследовались в трудах известных ученых современности, которые стремились решить глобальные проблемы общей философии и обратить также особое исследовательское внимание вопросам справедливости.

В ряду известных иранских ученых следует особо отметить заслуги Ризо Довара Ардакони, который в своем труде «Фараби — основоположник исламской философии», исследуя, вопросы политики в мировоззрении мыслителя, приходит к заключению, что «философскую мудрость Фараби следует признать истинным правовым источником справедливости"1.

В данном случае справедливость Фараби приобретает утопическую особенность, а сущность мудрости философа развивают религиозно-идеологические сентенции. Изучая основные положения, концепции, определения учений Фараби, Ризо Довар Ардакони приводит следующее суждение философа:

Первый правитель города обязан со всей полнотой знать теоретическую философию ., обязан внедрить предписания справедливости, А в городе". Эти ссылки и указания подтверждают факт, что философия Фараби берет начало от учений Аристотеля. Он прославился, прежде всего как философ, за что и получил почетное звание «аль — муаллим ас — сани» («второй учитель» после Аристотеля), являясь одним из первых комментаторов греческого философа. Ризо Довар Ардакони корни учений.

2 Л ja UjLA.

Фараби о справедливости рассматривает через призму исламских источников.

Из европейских ученых можем назвать французкого исследователя, Лауста Г., который рассматривал вопросы этики Мухаммада Газзали, в своей книге «Политика и Газзали"1, переведенной на персидский язык иранским переводчиком Махди Музаффари как «Сийасат ва Газзоли» (^Ijp j .

Автор во втором разделе книги «Четыре прослойки прегрешения и справедливости», рассматривая малые и большие прегрешения и их соотношение с точки зрения критериев шариата, затрагивает и вопросы справедливости.

Однако с нашей точки зрения французский исследователь уделяет особое внимание проблемам духовности в поведенческих вопросах, а также рассматривает вопросы нарушения критериев нравственных предписаний с точки зрения религиозных сентенций, приводя цитаты из разнообразных религиозных учений.

Лауст Г. остается верен мысли, будто, исследовавших нравственные проблемы, можно исчерпать вопросы справедливости. По нашему мнению рассмотрение вопросов справедливости надо анализировать не только в сфере нравственности, но и в сфере социальных отношений и права.

Среди ученых бывшего Советского Союза, исследовавших философские вопросы, отметим Сагадаева А. В., который ряд своих работ посвятил изучению практической философии Ибн Сина, увязав сентенции предписаний справедливости с государственными канонами, её систематизацию и упорядочение с просвещенной личностью.

Исследователь, анализируя концепции справедливости в совокупности с политикой, возникновение политики, с точки зрения учений Ибн Сины, интерпретирует ее как явление, состоящее из различных ступеней развития, считая основой формирования политики неверие людей в политику.

1 Laost Н. LapolitigucdeGhazali P, 1970// .x^-.Jij. jc-L государства, что имеет определенные исторические основы1. Таким образом, исследователь подчеркивает нерасторжимую связь справедливости с религиозными канонами, которые заложены в основу политики государства, а справедливость определяет как основной принцип управления государственной властью.

Исследователь З. И. Гусейнова, изучая концепции добра и зла в наследии персидско-таджикских мыслителей, особенно в таких философских течениях перипатетизм, исмаилизм, ишракизм, уделяет особое внимание и концепции справедливости. Исследователь, изучая труд Мискавейха «Трактат о природе справедливости» приходит к выводу, что интерпретация справедливости в учениях мыслителя, начинается, прежде всего, с описания внутреннего мира человека, имеющего весьма сложную интерпретацию, осложняющую восприятие читателя и раскрытие авторских воззрений о концепции справедливости. Далее, в научно-критических воззрениях Гусейновой З. И. приводятся факты, что справедливость в наследии Мискавейха берет начало от философских учений Аристотеля и неоплатонизма и потому его учение не обладает новацией и трудновоспринимаемо: «Арабский перипатетизм, исмаилизм и ишракизм малопродуктивны в сфере этики. Они следуют неоплатонической трактовке блага и зла в собственных философских сочинениях (ал-Фараби тут лучший пример) и аристотелевский и частично платонической в продолжающих античную традицию „Трактатах о нравах“, которые, бесконечно, варьировавшимися классификациями качеств души, способны сбить с толку самого терпеливого читателя, либо воспроизводят античные образцы (например, „О справедливости“ Мискавейха). Все это мало способствовало л осмыслению этических проблем» .

1 Сагадаев, А В. Ибн-Сина (Авиценна) 2-ое издМ Мыси., 1985 -С 64 Мискавейх Трактат о природе справедливости Пер и коммент. 3 И Г>сейновой // Историко-философский слегодник-1998. М: На>ка, 2000, — С 86.

С нашей точки зрения, справедливость Мискавейха не только имеет преемственный характер в сфере этики, но также определяет и внутреннюю подготовленность индивида к различным социальным отношениям.

С.Н. Григорян1, исследуя историю философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв., и, изучая эволюцию политического и социального мышления народов Средней Азии и Ирана, описал принципы, детерминирующие их, сложные структуры и многообразные концепции справедливости, подыскивая им соответствующие философские аргументы. Ученый, научно интерпретируя онтологическую и социальную теорию Фараби, тем не менее, отдаляется от исследования проблемы справедливости, хотя она является основной базой эволюции социально-политических воззрений Фараби.

Н.С.Кирабаев в своих фундаментальных трудах раскрывает особенности социально-политической философии Мухаммада Газзали, одновременно исследуя и другие вопросы философских воззрений АлМаварди, Ал — Багдади, Ал — Джувайни, Низамульмулк, Фараби, Ибн Сина, Ибни Рушда. Обобщая свои суждения о теории политической философии Газзали, ученый приходит к заключению, что философ свои суждения выражает, основываясь на учениях сторонников сунны. Однако анализ концепций справедливости Газзали выявляет, что он свои социально-политические воззрения обосновывал не только на учениях Сунны, но и на опыте государства Сасанидов.

Исследователь В. В. Наумкин в своих исследованиях3, изучая некоторые проблемы социальной философии Газзали, однако, не уделяет внимания вопросу развития политических воззрений Газзали, упускает из поля исследовательского внимания определение связи справедливости и политики в учениях мыслителя.

1 Григорян С II Из истории философии Средней Азии и Ирана У11-Х11 вн. М • Академия Наук СССР, I960.

2 Кирабаев Н С. Социальная философия мусучьманского Востока — М УДИ, 1987. Его же, Фикх, общество, человек в арабо-мус) тьманской философии эпохи средневековья // Методологические и мировоззренческие пробземы философии стран Востока — М. Институт философии АН СССР, 1986.

3 Наумкин В В Трактат Газзали «Воскрешение наук о вере» // Абу Хамид Газали Воскрешение наук о вереМ-Наука, 1989 -С. 9−86.

С.К.Сатыбекова в работе «Гуманизм аль — Фараби и его идейные истоки"1, определяя источники формирования гуманистических учений Фараби, особо отмечает роль и значение воззрений греческих ученых в этом процессе и считает их не только весомым, но и платформой в воцарении справедливости, в управлении совершенного города. Считая мудрость великого мыслителя, сентенции его воззрении особо важными, С. К. Сатыбекова связывает их с идеями наследий Платона и Аристотеля. По нашему мнению, из поля зрения исследователя выпало влияние исламского Шариата на концепцию справедливости мыслителя.

Фундаментальный труд Б. Г. Гафурова и А. Касимжанова «Альл.

Фараби в истории культуры" имеет основополагающее значение в раскрытии истории национальной нравственной и духовной культуры. Исследователи, определяя вклад Фараби в эволюцию культуры, одновременно проявляют глубокий интерес в его трудах к проблеме справедливости, изучение которой приводит их к концепции, что справедливость в познании Фараби выступает в двух значениях.

Первоесоциальное равноправие, второе — справедливость в значении права, поскольку упорядочение и безопасность страны, благополучие и защита чести и достоинства сограждан связаны именно с правом. Авторы придерживаются мнения, что Фараби был сторонником законности и определял наказание согласно предписаниям закона: ал-Фараби понимает справедливость в юридическом смысле, как-то, что обеспечивает безопасность, богатства, достоинство и материальное блага. По проблеме наказания он придерживается той точки зрения, что оно должно быть соразмерно проступку"3.

Авторы данного труда кратко в научно — философском аспекте интерпретируют проблему справедливости, поскольку их цель сводилась к.

1 Сатыбекова С К Гуманизм аль Фараби и его идейные истоки. Автореф канд дис филос на>кМ, 1972.

— С 21 2.

Гаф>ров Б Г, Касымжанов, А X Аль-Фараби в истории к>льтуры — М.* На>ка, 1975.

3 Там же : — С. 145. анализу проблем культуры, просвещения и нравственности в учениях Фараби.

Н.Баротов в процессе анализа категорий добра и зла благополучия (счастье) и справедливость приравнивает к этим категориям, поддерживая концепцию Б. Г. Гафурова и А. Х. Касимжанова:

Этой категории мыслитель дает двоякое определение. В первом случае он рассматривает ее в социальном плане. Во втором случае он рассматривает справедливость в юридическом плане. «'.

Автор в основе этического учения Ибн Сины, видя мудрость и справедливость, отмечает: Заслуживает самого серьезного внимания и изучения то, что в основу своего этического учения Ибн Сипа ставил мудрость и справедливость"2.

Исследователь Р. Комилов в философской научной работе «Теория утопического общества в истории персидско-таджикской культуры"3, сравнивая концепции Фараби и Платона, приходит к заключению, что великие мыслители справедливость воспринимали в едином значении. Ученый сумел весьма положительно показать, принцип наследственности, увязав его с вопросами справедливости концепций Фараби и Платона.

В ряду исследуемых трудов особое положение занимает монография Абдухаликова Е. Х. «Философия справедливости», в которой автору удалось выявить причины возникновения справедливости в древнейшем обществе и определить ступени её эволюции по греческим философским учениям средневековья и до периода XIX века4. Данный труд вносит много конкретностей в изучение проблемы справедливости. Особенно ценным представляется взгляд автора на концепции персидско-таджикской философии средневековья по вопросу справедливости. Абдухаликов Е.Х.

1 Баротов Н Основные принципы этики Фараби и их развитие в трудах передовых мыслителей.

Автореф насоиск >чен степени канд филос на>кТашкент, 1981 -С 14.

2 Там же- - С 20.

3 Комилов Р. Назарияи чомеаи ормони дартаърихи фарханги форсу точик — Душанбе. Маориф, 1997.

4 Абд>халиков Е X Философия справедливости — Х>д/канд, 1994. вопросы справедливости изучает на основе наследия Ибн Ато, Фараби, Ибн Сипа, Низами Ганджави, Абдурахмана Джами, Алишера Навои и других мыслителей Востока и приходит к выводу, что в учениях философов средневековья истоки справедливости берут начало с божественного милосердия.

Однако, исследование воззрений Абу Насра Фараби, Ибни Мискавейха, Ибн Сины, Низамульмулка и Мухаммеда Газзали убеждает, что с этими суждениям нельзя полностью согласиться, о чем более подробно будет рассмотрено в главах работы.

В интерпретации концепций таджикской философии X века по вопросу справедливости важную роль сыграло исследование М. Исоева «Практическая философия Мискавейха"1, посвященное раскрытию вопросов нравственно-этических предписаний — мудрости, высокой моральной чистоты, мужественности.

М.Исоев отмечает, что в состоянии равновесия духа, способность убеждать, дружеская привязанность, душевная красота, поклонение богу, выполнение религиозных миссий и широкий спектр иных благородных состояний и деяний становятся предпосылкой возникновения справедливости. Помимо этого автор, причисляя к элементам справедливости верность, дружбу, кровное родство, благодеяния, вознаграждение, уважение и поклонение, уделяет особое внимание толкованию и определению их характеристик с точки зрения философского взгляда.

Следовательно, научный труд М. Исоева имеет большое значение в исследовании вопроса справедливости таджикской философии IX—XI вв.

В исследовании Р. З. Джураева «Политическая философия Абу Насра аль-Фараби», вопрос справедливости рассматривается в качестве базового аргумента в интерпретации проблемы закона, который автор изучает через призму учений Фараби:

1 Исоев М. Хикмати амалии МискавейхДушанбе, 2003 -С 91−107.

Проблема закона в мировоззрении аль-Фараби возникла из рассуждений мыслителя о проблеме справедливости"1.

Автор, признавая концепции справедливости основой предписаний закона, уделяет особое внимание её политическим аспектам. Однако Р. З. Джураев рассматривает концепции справедливости аль-Фараби со своеобразной точки зрения, не позволяя себе расширить диапазон её исследования.

Исследователи З.М. Диноршоева2, А.А. Шамолов3, Н.Р.Рустамов4 изучали философско-теологическое наследие крупнейшего представителя мусульманской философии эпохи средневековья — Абухамида Мухаммада ибн Мухаммада аль-Газзали. Ученым удалось установить, что Газзали, совершив переходы от калома через различные философские системы до суфизма, стал ярым противником восточного перипатетизма, пытался объединить догмы ислама с положениями мистического неоплатонизма.

Исследователь А. А. Шамолов, изучая в сравнительном аспекте эволюцию мировоззренческих идеалов и вопросы социальной политики философов, анализирует структуру отношений религии и политики с точки зрения Газзали и философских учений Насириддина Туси, в которых система их ценностных ориентаций играет весьма важную роль. Анализируя воззрения Газзали и Насириддина Туси через их соотнесение с нормами этики, идеалами нравственности, ученый оценивает и определяет их ценностные философские константы.

1 Джураев P.3. Политическая философия Абу Насра аль-Фараби. Авторсф на соиск учен, степени канд филос наук. -Душанбе, 2004 -С 22 2.

Диноршоева ЗМ Мухаммад Ал-Газали и его отношение к философии — Душанбе1 Ирфон, 2002 Не жеАл — Газали и его «Тахоф>т — ал фалосифа» — Душанбе. Ирфон, 2000 Не же, Ал Газали и его отношение к философским наукам. -Душанбе, 2000 3.

Шамоюв, А А. Сравнительный анали$ этических концепций Абу Хамида Газали и Насриддина Туси Автореф на соиск учен степени канд филос наукДушанбе, 1993 Lro же, Философско-теологические воззрение Газали Автореф на соиск учен степени доктора философских наукДушанбе, 2003.

4 Рустамов Н Р. Понятие справедливости в философии Газали и се втияние на Алии Хамадони // Известия АН Республики Таджикистан Серия Философия и правоведние 1994, № 1.

Такие ориентации представляют собой вариации мировосприятия ученых, рождая сложную гамму проблем, которые подвергаются критическому анализу, осмыслению уже на другом теоретико-практическом уровне разработки конкурентных стратегий и оценок. Исследователь А. А. Шамолов приходит к заключению, что справедливость в учениях Газзали и Насириддина Туси рассматривается как социально — этическая проблема. Равенство, которое Газзали имел в виду, — это равенство перед законами Шариата. Далее Шамолов А. А. подчеркивает, что справедливость вне равенства перед законом не может существовать, поскольку их двуединство составляет основу равновесия в социальных и нравственных отношениях общества. Ученый придерживается мнения, что Газзали связывает справедливость, подобно другим этическим принципам, с основными принципами социального равновесия: Газзали справедливость, как и другие нравственные принципы, связывает с таким важнейшим принципом, как умеренность"1.

Характеризуя каждый из взаимодействующих объектов, процессов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, концепция справедливости, на наш взгляд, оставляет тем самым определенный «след» в том объекте, явлении, процессе, на который она (справедливость) воздействует, и тем самым запечатлевает себя в объектах этого воздействия.

Рассматривая мировоззренческое выражение и взаимодействие указанных выше принципов, явлений, процессов, как необходимое условие и основание регулятивов равновесия в социально — этической жизни общества, следует, на наш взгляд, иметь в виду качественное своеобразие этих воззрений.

Анализ философских констант учений мыслителей выявляет, что концепция справедливости в диапазоне социально — политических вопросов.

1 Шамолов А. А Философско-теологические воззрение Газали Автореф на соиск учен степени доктора философских наук Д>шанбе, 2003. -С 44 философских трактатов мыслителей IX—XI вв.еков во все исторические эпохи продолжает сохранять актуальное значение, ибо мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, заключают в себе единство знаний и ценностей, интеллект и разумные эмоции, разумное обоснование веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления, характеризуя при этом умонастроение мыслителей широких слоев общества различных далеких от нас эпох.

Однако, несмотря на существующие сегодня самые различные исследовательские подходы к изучению философского наследия мыслителей IX—XI вв.еков, установлению разнообразных аспектов и направлений их изучения, а также особому вниманию к оценке творческого наследия Лбу Насра Фараби, Ибн Мискавейха, Ибн Сипы, Низамульмулка и Мухаммада Газзали, исследование и синтез проблемы справедливости через призму философских трактатов этих мыслителей Востока в современной таджикской философии остается и поныне не исследованной и ждет нового научного подхода.

Философские воззрения Абунасра аль Фараби, Ибн Мискавайха, Ибн-Сины, Низамульмулка и Мухаммада Газзали, как высший эталон художественного и философского мышления, а также олицетворения духовных, религиозных, социальных, нравственно-этических проблем человека и общества, оригинальной ориентации их многоуровневого мира личностных суждений, философского мировоззрения, пронизаны идеями гуманизма. Философские воззрения великих мыслителей Востока содержат большой ценный фактический материал, раскрывающий строгую иерархию системных связей между человеком и обществом и закономерностями их сосуществования в едином временном и пространственном континууме.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования заключается в определении наиболее важных сторон вопроса справедливости в учениях Абу Насра Фараби, Ибн Мискавейха, Ибн Сины, Низамульмулка и Мухаммада Газзали. Намечанная цель выдвинула решение следующих задач:

— выявить общественно-исторические причины возникновения концепции справедливости в IX—XI вв.;

— рассмотрение проблемы справедливости в учениях Авесты, манихейства и маздакизма с целью определения преемственности традиций в воззрениях мыслителей IX—XI вв.;

— показать влияние древнегреческих мыслителей на учения мыслителей IX—XI вв.еков;

— проанализировать развитие концепции справедливости в воззрениях мыслителей IX—XI вв.;

— определение взаимосвязи политики, этики и права с категорией справедливости в учениях мыслителей IX—XI вв.еков;

— определение значения учений мыслителей IX—XI вв.еков о справедливости для современности;

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые в современной таджикской философской науке в диапазон научного изучения включена концепция справедливости философского наследия великих мыслителей IX—XI вв.еков.

— В работе впервые в историко-философском аспекте изучается и научно интерпретируется справедливости в воззрениях представителей различных философских школ, общность и различие их взглядов на проблему.

Общие взгляди философских школ на справедливость: божественный атрибут, становление справедливости исходит от справедливого правителя, решение проблем справедливости в рамках этических учений.

Изучив, проблему различие по вопросам справедливости установили, что философская школа «асхоби хаюло» («Друзей материи») утверждает источником справедливости — интеллектуальное совершенства субъектов общества. Справедливость в учении представителей восточного перипатетизма заимствована от древнегреческих мыслителей и решается в рамках «Добродетельного города» и «Добродетельного Града». В учениях представителей калома справедливость определяется на основе благочестие и набожности.

— Выявлены некоторые проблемы справедливости в учениях Авесты, манихейства, маздакизма, древнегреческих мыслителей.

Установили, что в Авесте справедливость есть атрибут Ахура Мазды и исходит только от его воли, в обществе она имеет относительный характер, гарантом справедливого общества — справедливый правитель. В манихействе она имеет абсолютный характер, лишена практической деятельности, торжество справедливости зависить только от конца света. Маздакизм сторонник равномерного распределение имуществ, торжество справедливости зависить только от жестких законов правителя. У Платона справедливость — сумма всех добродетелей, у Аристотеля это середина между неправыми делами и несправедливими страданиями.

— Определены некоторые черты преемственной связи концепции справедливости мыслителей IX—XI вв.еков с представителями дреневнегреческой философии.

Установили, что понятие «дружба» Аристотеля и «любовь» аль Фараби, учение Платона об элементах внутреннего мира человека с учениями мыслителей IX—XI вв.еков, равноценное наказание за содеянное преступление, однопрофилности граждан в граде, обязанности государства и правителя перед членами общества являются преемствеными чертами с учениями древнегреческих мыслителей.

— Определено значение концепции справедливости мыслителей IX—XI вв.еков на современном этапе развития общества.

Теоретической и методологической основой исследования являются диалектические принципы, изложенные в произведениях классиков философии по истории и теории историко-философского процесса, фундаментальные труды исследователей таджикской и персидской философии, специалистов по истории изучения исламской социально-политической философии и востоковедов стран СНГ и дальнего зарубежья. При исследовании концепции справедливости в воззрениях мыслителей мы опирались на историко-логический, сравнительный и системный методы анализа.

Источниками исследования являются труды Аристотеля «Никомахова этика», труды Платона, Авесты, Фараби «Философские трактаты», «Социально-этические трактаты», Ибн Мискавейха «Тахзиб-ул-ахлок ва татхир-ул-аърок», Ибн Сины «Указания и наставления», «Трактат о любви», «Трактат об этике», «Данишнаме», Низамульмулка «Сиясатнаме», Мухаммада Газзали «Насихат-ул-мулук», а также Коран.

На защиту выносятся следующие вопросы:

— Научное осмысление значения концепции справедливости древней и таджикской философии средневековья;

Исследование эволюции и совершенствования концепции справедливости через призму социально-исторических процессов.

— Определение места и роли справедливости в учениях мыслителей IX—XI вв.еков.

— Место моральной справедливости в установление социальных отношений в обществе.

— Определение роли справедливости в нравственно-правовых воззрениях мыслителей IX—XI вв.еков.

— Определение тождества и различия воззрений мыслителей различных эпох по концепции справедливости, зависящих от принадлежности ученыхфилософов к тем или иным философским школам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации дают возможность глубже и шире понять, концепцию справедливости в учениях мыслителей IX—XI вв.еков. Результаты исследования способствуют правильному пониманию и объективной оценке воззрений мыслителей IX—XI вв.еков на концепцию справедливости. Содержание и теоретические выводы могут быть учтены и использованы при создании обобщающих работ по истории философии, политологии, этике, теории государства и права, а также при написании курсовых, дипломных, реферативных, диссертационных работ.

Апробация результатов исследования.

Основное содержание диссертации освещена и изложена в научных статьях, опубликованных в различных сборниках статьей, в научных трудах Академии Министерства внутренних дел Республики Таджикистан (2005г.), а также на научно-практических конференции областного значения и Республиканской научно-теоретической конференции посвященной 15 летию Независимости Республики Таджикистан, 2700 летию города Куляба и году арийской цивилизации и докладах, прочитанных на научно-теоретических и методических семинарах.

Структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и список использованных литератур.

Заключение

.

Культура и философия таджикского народа развивались и формировались, в конкретных исторических условиях и потому как любой социальный феномен, имеют свою специфику, свои особенности, характерные для каждого конкретного периода. Особенность таджикской философии состоит в том, что в начальной стадии своего развития она была ориентирована преимущественно на изучение вопросов этики.

— концепция справедливости мыслителей IX—XI вв.еков, возникла на основе исторической необходимости, т. е. в результате социально-политической обстановки в ходе перехода власти одной династии к другой.

— несмотря на многосторонность учений и дискуссий различных школ по онтологическим, гносеологическим, праксеологическим и аксиологическим вопросам, при рассмотрении концепции справедливости наблюдается некоторые согласованность среди представителей IX—XI вв.еков.

— влияние концепции справедливости Авесты, манихейства, маздакизма на воззрение мыслителей 1Х-Х1 веков имеет историко-культурную основу. Прямое влияние на концепцию справедливости Абу Насра Фараби, Ибн.

Мискавейха, Ибн Сины и Низамульмулка имеют учения античных философов. Однако эти мыслители совмещали учение древних греков с учениями ислама.

— анализ концепции справедливости выявляет, что влияние социально-политических условий, создают предпосылки для изменения констант справедливости в зависимости от потребностей общества. Справедливость, обретая реальную особенность, гголучает ценностную значимость в практической философии, поскольку воцарение справедливости в обществе и государственном устройстве — это не единичный акт, а длительный и сложный процесс в социально — политической деятельности человека, общества, государства.

— реализацию моральной справедливости в социальных отношениях мыслители рассматривают, исходя из принадлежности к различным философским школам и сферам власти. Но такие понятия как равноправие, гуманистическое отношение, любовь между членами общества, любовь в семье, совестливость членов общества, уважение и воспитание молодого поколения в духе справедливого отношения к окружающим, объединяет их.

— правовые вопросы справедливости в сфере социальных отношений в учениях мыслителей рассматривались на основе моральных констант.

— значение концепции справедливости в учениях мыслителей IX—XI вв.еков заключаются в том, что они являются основами нравственности в рамках правового и социального отношения между гражданами современного общества.

В связи с этим, при анализе и синтезе концепций справедливости в учениях мыслителей Абу Насра Фараби, Ибн Мискавейха, Ибн Сины, Низамульмулка и Мухаммада Газзали представляется возможным раскрыть следующие их особенности и оценить наиболее существенные их философские воззрения:

Во-первых, справедливость — результат божественного могущества, имеющего абсолютную особенность.

Во-вторых, установление справедливости зависит только от шаха.

Существенными признаками справедливости с точки зрения названных мыслителей являются: а) выбор каждым членом общества однопрофильного занятия и выполнение определенного занятия, согласно способности каждого члена обществаб) государство обязано быть защитником прав своих граждан и выразителем чаяний народа и обществав) развитие науки в стране во имя процветания экономических и социальных отношенийг) устойчивость высоконравственных отношений в обществе и чтимость их константд) определение критериев наказанияе) религиозные каноны обязаны быть выразителями требований общества, должны находиться в состоянии равновесия с нравственными поступкамиж) уравновешенная деятельность секретного аппарата государственной власти в обществе.

Обнаружить, познать, раскрыть и осмыслить эти каноны, отношения человека и общества поможет практический процесс активного использования в решении социально — политических вопросов общества фундаментальное наследие философов Насридинна Туси в «Ахлоки Насири», Хусайна Воизи Кошифи в «Ахлоки мухсини», Джалолиддина Давони в «Ахлоки Джалоли», Ходжи Самандара Тирмизи в «Дастур-ул-мулук», Ахмада Дониша в «Рисола дар назми тамаддун ва таовун».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Али ибн Сина (Авиценна) Сочинение. -Душанбе:Дониш, 2005, т.1. -959с. т.2−841 с.
  2. Авесто. Тахияи Муаззами Диловар, аз гузориш ва пажухиши доктор Чалили Дустхох. -Душанбе: Конуният, 2001.-792 с.
  3. Аль Газзали. Воскрешение наук о вере. Избранные главы пер. с араб., исслед. и коммен. В. В. Наумкина.-М., 1980.-376 с.
  4. Аль Газзали Абу Хамид. Правильные весы.-М., 1980.
  5. Аль Фараби. Социально-этические трактаты.-Алма-Ата, 1973.-399 с.
  6. Аль-Фараби. Философские трактаты.-Алма-Ата, 1970.-430 с.
  7. Аль Фараби. Афоризмы государственного деятеля.-Алма-Ата, 1973.
  8. Аристотель. Сочинения: в 4 т. -М.: Мысль, 1975−1983. Т.1.1976.-550 с, Т.2.1978.-687 с, Т.3.1981.-613 с.
  9. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории.- Минск, 1998.
  10. Мухаммад Газзоли. Тахофут-ул-фалосифа. -Душанбе: Ирфон, 2000.-257 с, т.4.1983,-830 с.
  11. Мухаммад Газзоли. Насихат-ул-мулук. -Душанбе: Ирфон, 1993.-144 с.
  12. Мухаммад Авфии Бухорои «Чавомеъ ул хикоиёт ва лавомеъ ур ривоёт».
  13. Платон. Соченения в 3-х томах. М.: Мысль, 1973.-т.3.(1)-687 с.
  14. Низомулмулк. Сиёсатнома. -Душанбе: Адиб, 1989.-200 с. 15. Чайхони. «Ашкол ул олам».16. .jo AAf^WY «(jljf .j"lj I 04>lЛА .iIoL- ^L*^Jliou |"LI
  15. T^MrVV mlj^b,jia JJIU.\1. Лигература:
  16. Ё.Х. Философия справедливости.-Худжанд, 1994.-150 с.
  17. С. Учение Газзали о политике и государстве. Автореф. на соиск. учен. степени канд.филос.наук. -Душанбе, 2002.
  18. С.Г. Очерки истории Огузов и туркмен Средней Азии в IX—XIII вв.. Ашхабад, 1969.-295 с.
  19. Ал-Хусайни Садр ад-Дин Али. Ахбар ад-даулат ас-Селджукийа. Сообщение о Сельджукском государстве. Изд. текста, пер., введ., примеч. и прил. З. М. Буниятова. М., 1980.-246 с.
  20. И.К. Экспансия подобия и логика гуманизма. -Душанбе:/Б.и./, 1995.-15с.
  21. И.К. Новые категории философии и философия политики. -Душанбе, 2006.-389с.
  22. В.Ф. Античная философия. -М.: Высшая школа, 1976.-542 с.
  23. .В. Теократическая идея и светская власть. -Соч. т. У1. -М.: 1966. -784 с.
  24. К. Мухаммад Шахристани историк философии.-Душанбе: Дониш, 1987.-116 с.
  25. А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса.- М.:Наука, 1983.-286 с.
  26. A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Ста-линабад, 1961.-332 с.
  27. Вазиров Зокир. Социально политические учение калама-Душанбе: Ирфон, 1993.-78 с.
  28. .Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т.1. -М.: Госполитиздат, 1955. -544с.
  29. .Г. Таджики. -Душанбе: Ирфон, 1989.
  30. .Г., Касымжанов А. Х. Аль-Фараби в истории культуры -М.: Наука, 1975.-181 с.
  31. Р.Х. Природа мусульманского права.-Уфа, 2003.
  32. С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VI—VII вв.. -М.: Академия Наук СССР, 1960.-330 с.
  33. С.Н. Средневековая философия. М.: Наука, 1966.-352 с.
  34. С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. -М.: Наука, 1966.-352 с.
  35. А. А. Аперсян Р.Г. Этика. -М.: Гардарика, 2000. -472 с.
  36. М.Р. Абу Наср аль Фараби о государстве. -Душанбе: Дониш, 1966.-118 с.
  37. М. Философия Насриддина Туси.-Душанбе:Дониш, 1968. -157 с.
  38. М., Мирбобоев М. Абу Бакр Ар-Рази и его «Духовная медицина» // в кн.: Абу Бакр Ар-Рази. Духовная медицина. -Душанбе: Ирфон, 1990.-87 с.
  39. М. Зажегший свет разума и посеявший семена знания.//Абу Али ибн Сина (Авиценна) Сочинение.-Душанбе, 2005.том. 1.-959 с.
  40. Диноршоева З. М. Мухаммад Ал-Газзали и его отношение к философии. -Душанбе: Ирфон, 2002.-159 с.
  41. З.М. Ал Газзали и его «Тахофут — ал фалосифа». — Душанбе: Ирфон, 2000.
  42. З.М. Аль Газзали и его отношение к философским наукам. -Душанбе, 2000.-25 с.
  43. X. Очерки философии исмаилизима.-Душанбе: Дониш, 1975. -144 с.
  44. X. Философия крестьянского бунта.-Душанбе: Ирфон, 1987. -428 с.
  45. В .Я. История античной диалектики.-М., 1972.
  46. Н. Этика Насриддина Туси в свете его теории свободы воли. -Душанбе: Дониш, 1987. -90 с.
  47. Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. -Душанбе: Ирфон, 2004.-199с.
  48. История философии в кратком изложении.-М.: Мысль, 1991.-592 с.
  49. Ислам: религия, общество, государство.- М., 1984.-232 с.
  50. История философии в 4-х томах т.1., М.: Академии Наук СССР, 1957.718 с.
  51. История философии в кратком изложении.-М.:Высшая школа, 1991.591 с.
  52. Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987.-173 с.
  53. Н.С. Фикх, общество, человек в арабо-мусульманской философии эпохи средневековья // Методологические и мировоззренческие проблемы философии стран Востока. М.: Институт философии АН СССР, 1986.
  54. Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе, 2003.
  55. И.Ю. Позитивизм и естественное право //Государство и право. 2000. № 3.
  56. Р.С. Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII—XV вв.еков.-Душанбе:Дониш, 1993.-117 с.
  57. Р.С. Социально-утопические учения в истории таджикско-персидской культуры (с древнейших времен до XVI века).-Душанбе:Дониш, 2001.-22 с.
  58. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции-Душанбе: Гл.науч. ред. Тадж.Сов. Энциклопедии, 1988.-287 с.
  59. Лукреций О природе вещей. Фрагменты Эпикура и Эмпедокла. т. 2. -М.: АН СССР, 1947.-698 с.
  60. Г. В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977.-255 с.
  61. . Политическая философия калама. -Душанбе: Дониш, 1995.-76 с.
  62. М.К. Этика Джалолиддина Давони. -Душанбе: Дониш, 1992.138 с.
  63. Мискавейх. Трактат о природе справедливости. Пер. и коммент. З.И.Гусейнова// Историко-философский ежегодник-1998. -.: Наука, 2000.
  64. Международные акты о правах человека: Сборник документов.-М., 2000.
  65. Мухаммад Али. Введение в антропологию.-Душанбе: Дониш, 1999.
  66. А. Идеология накшбандизма. -Душанбе: Дониш, 1991.-230 с.
  67. А. Гносеология суфизма. -Душанбе: Дониш, 1990.113 с.
  68. Мэри Бойс. Зороастриийцы: верования и обычаи. -М.: Наука, 1988.-301 с.
  69. С. Человеческие способности. -Душанбе: Дониш, 1990. -265 с.
  70. С. Гармония и дисгармония человеческих способностей и потребностей. -Душанбе: Сино, 2004. -274 с.
  71. В.В. Трактат Газзали «Воскрешение наук о вере»//Абу Хамид Газали. Воскрешение наук о вере.-М.: Наука, 1989.
  72. Н. Таджикский феномен: теория и история. -Душанбе: Оли Сомон, 1997.-406 с.
  73. B.C. Философия права.-М.:гругша НОРМА-ИНФРА М., 1998.-652 с.
  74. A.M. Строительская культура Средней Азии в IX—XII вв.. -М., 1973.
  75. Платон. Законы. -М., 1998. -800 с.
  76. А. Краткий курс философии.-Душанбе: Матбуот, 2002. -79с.
  77. М. Философия человека Абуали ибн Сины (Авиценны).-Душанбе:Ирфон, 2005.
  78. В.А. Великий учений Средней Азии Ибн-Сина.-М.: Знание, 1952.-40 с.
  79. А.В. Ибн-Сина (Авиценна) 2-ое изд.-М.: Мысль, 1985.-221 с.
  80. Сайид Муджтаба Мусави Лари. Бог и его атрибуты.- Баку: Иршад, 1994.188 с.
  81. Сайид Муджтаба Мусави Лари. Основные положения ислама.-Баку: Иршад, 1999.-326 с.
  82. Сайид Муджтаба Мусави Лари. Молодежь и нравственность.-Баку: Иршад, 1993.-175 с.
  83. Н.М. Логика Ибн Сино (в сравнении с логикой Аристотеля и стоиков). -Душанбе: Дониш, 1991. -182с.
  84. А.Х. Историческое сознание и развитие духовного мира человека. -Душанбе: Дониш, 1994. -186с.
  85. С.К. Гуманизм аль Фараби и его идейные истоки.-М., 1973.-143 с.
  86. Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-мулька. Пер. с перс. Б. Н. Заходера.- М.-Л., 1949.-379 с.
  87. В.В. Средневековая философия. Москва, Высшая школа, 1979. -448 с.
  88. А. Г. Философия.-М.: Гардарика, 1998.
  89. Сулаймони АЛО. Маздакитское движение и вопросы семьи. Баку, 1963.
  90. Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и нрактики.1. М.: Наука, 1986.-254 с.
  91. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. -Душанбе, Конуният, 1998.- 403 с.
  92. Философско-энциклопедический словарь.- М.: Инфра-М, 1999.-576 с.
  93. Фороби. Фусулал-маданийа/Перев. Ф.Нозирзода.-Кембридж, 1941.
  94. Фрай Ричард. Наследие Ирана.- М.: Наука, 1972.-468 с.
  95. Е.А. История средневековой арабо-исламской философии.-М., 1995.
  96. М.М. Абу Наср ал-Фараби.- М., 1982.-303 с.
  97. А.А. Сравнительный анализ этических концепций Абу Хамида Газали и Насриддина Туси. -Душанбе, 1994.-210 с.
  98. А.А. Философско-теологические воззрение Газали, — Душанбе, 2000.-384 с.
  99. Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. -Душанбе: Ирфон, 2006. -320.
  100. Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб. ц.2. -Душанбе: Ирфон, 1986.-559 с.
  101. С.А. Исмоили Сомонй, нашри 2. -Хуцанд, 1998.-400 с.
  102. Ш. Мукаддима ба исломшиносй. -Душанбе: Ирфон, 1998.-133с.
  103. Ш. Мукаддимаи фалсафа. -Душанбе: Дониш, 2004. -261с.
  104. Баррасих, о аз таърихи фалсафаи тонику форс (асри XVI-ибтидои асри XX). -Душанбе: Матбуот, 2002.-620 с.
  105. B.F. Точикон. дар 2 цилд, -Душанбе: Ирфон, 1998.-416 с.
  106. А. Низомулмулки Туси ва «Сиёсатнома"-и у. // дар кит.: Низомулмулк. Сиёсатнома. -Душанбе: Адиб, 1989.-200 с.
  107. X. Исмоилия ва озодандешии Шарк. -Душанбе: Ирфон, 1989.-288 с.
  108. Закариёи Рози, Мунтахаби осор. -Душанбе: Ирфон, 1989.-122 с.
  109. М. Х, икмати амалии Мискавейх,. -Душанбе, 2003.-176 с.
  110. Л.Н. К^уръон, пайдоиш ва асотири он. -Душанбе: Ирфон, 1990.-240 с.
  111. Р. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фар^анги форсу тоник. -Душанбе: Маориф, 1997.-287 с.
  112. Р. Аз таърихи афкори интимой-сиёсии ахди Сомониён.-Душанбе: Диловар ДДМТ, 1998.-82 с.
  113. Р. Фалсафаи х, укук.-Душанбе:Ирфон, 2005.-540 с.
  114. X. Таърихи адабиёти тоцик.-Душанбе:Маориф, 1987.- 488 с.
  115. Муртазо Мутахдари. Ошнои бо улуми исломй. иборат аз 2 чилд. -Душанбе: Ройзани фархангии Ч, умх, урии Исломии Ирон дар Точикистон, 1999.-204 с.
  116. Мухдммад Рашшод Фалсафа аз огози таърих. китоби 1 чилдаои 1 ва 2, Душанбе: Ирфон, 1990.-480 с.
  117. Мухаммад Рашшод Фалсафа аз огози таърих. китоби 2, чилдхои 2 ва 3, -Душанбе: Ирфон, 2002.-4004 с.
  118. X. Зардушт ва ойини у. Душанбе, 1993.
  119. Н. Давлати Сомониён. -Душанбе: Ирфон, 1989.-304 с.
  120. Носири Хусрав Куллиёт. дар 2 чилд., ч-1. -Душанбе: Ирфон, 1991. 636 с.
  121. Одинаев Ёкуб. К^уръон таълимоти фалсафи, ахлоки ва эстетики он.-Душанбе: Маориф, 1992.-156 с.
  122. Олимов Кароматулло. Баррасих, о дар тасаввуф. -Душанбе, Шарки озод, 1999.-140 с.
  123. Паёми Президента Ч, умх, урии Точикистон Э. Ш. Рах, монов ба Мачлиси Олии Ч, умх, урии Точикистон дар бораи самтх, ои асосии сиёсати дохили ва хоричии Ч, умхурии Точикистон, аз 30 апрели соли 2004//Садои мардум, № 50−51, 1.05.2004.
  124. Розй Абубакр Мухдммад Закариё. Мунтахаби осор.-Душанбе: Адиб, 1989. -160с.
  125. А. Монавия//ЭСТ. ц.2.- Душанбе, 1983.
  126. У. Акидах, ои фалсафй, ичтимой ва ахлокии Абуалй ибни Сино.-Душанбе: Дониш, 1975.-168 с.
  127. Суханронии Президента Ч, умх, урии Точикистон Э. Ш. Рах, монов ба муносибати 10-солагии Конститутсияи Точикистон.-Душанбе, 5 ноябри соли 2004 // Ч, умх, урият № 127, аз 6 ноябри соли 2004.
  128. Фалсафа. иборат аз ду кием. -Душанбе: Маориф, 1997.-352 с.
  129. Х, азраткулов М. Эътикоду анъанах, ои бостонии Ачам. -Душанбе:Ирфон, 1986.-127 с.
  130. К. Таърихи фалсафаи точик (курси лексия).-Душанбе:1. Маориф, 1998.-264 с.
  131. ILJJ^SJI^LyaJl Aj ja>— ^illi*-.147. .jo 1ГГЛГ0У jj. 1 tjjlj ^Lj^bjj xuf- ijj IJ-JJ tjx*^148. .^Y'Y.^TOV CuIJJI ji jjy^Jlilia149. а'-*1 '150. .^aAVYoyo tYil^Ijc- LjAzu, 151.. AV& ' (^Ia^-I^jIcj '-telsjlj
  132. Vlastos. Justes and Happiness in the Republic.
  133. Watt M.W. Islamic political thought. Edinburg, 1968.
  134. Laost H. La politigue de Ghazali. P., 1970.1. Статьи:
  135. М.Д. Ал-Фараби в истории таджикской философии //Изв. АН Республики Таджикистан. Серия Философия и правоведение, 2001, № 1.
  136. Н.Р. Понятие справедливости в философии Газзали и ее влияние на Алии Хамадони//Известия АН Республики Таджикистан Серия: Философия и правоведение. 1994, № 1.
  137. А.С. Этика Абуиасра Фараби//Вопросы истории философии. -Душанбе: Дониш, 1977.- С.41−68
  138. Якубовский АЛО. Время Авиценны//Известия АН СССР.-М., 1938, № 3.1. Авторефераты:
  139. А.А. Социальная утопия в общественно-философской мысли Средней Азии. Автореф.дис.канд.филос.наук-Ташкент, 1975.
  140. Н. Основные принципы этики Фараби и их развитие в трудах передовых мыслителей. Автореф. на соиск. учен, степени канд. филос. наук.- Ташкент, 1981.
  141. Р.З. Политическая философия Абу Насра аль-Фараби. Автореф. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Душанбе, 2004.
  142. М. Этическое учение Мискавейха и его роль в развитии этической мысли средневековья. Автореферат диссерт. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -Душанбе, 1993.
  143. А.А. Сравнительный анализ этических концепций Абу Хамида Газали и Насриддина Туси. Автореф. на соиск. учен, степени канд. филос.наук.-Душанбе, 1993.
  144. А.А. Философско-теологические воззрение Газали.Автореф. на соиск. учен, степени доктора философских наук.-Душанбе, 2003.
Заполнить форму текущей работой