Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Субъективная реальность: Проблема первоначала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансцендентный феноменизм. Феноменальны и физическое, и психическое, будучи, соответственно, внешней и внутренней данностью (восприятием) одного и того же сущего, которое в себе трансцендентно. Идущие от Канта, взгляды такого рода получили чрезвычайно широкую популярность в XIX веке и сохранились в XX (175- 231). Правда, зачастую они формулировались и формулируются в выхолощенном виде, без идеи… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
  • ГЛАВА I. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ
    • 1. Онтологизм
    • 2. ФЕНОМЕНИЗМ
  • ГЛАВА II. ПРИРОДА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЭНЕРГО-ИНФОРМАЦИОННАЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ) ПРИРОДА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА I. ОТ СТАНОВЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ К ВНУТРЕННЕМУ ОРИЕНТАЦИОННОМУ ПРОЦЕССУ
    • 1. К ИСТОКАМ ОРИЕНТАЦИИ
    • 2. СТАНОВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА (ВОП)
  • ГЛАВА II. КОНСТИТУИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ «ТКАНИ» СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ЕЕ БЛИЖАЙШИЙ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ (СВОБОДА, ПРОСТРАНСТВО, МАТЕРИЯ)
  • ГЛАВА IV. О СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУБЪЕКТИВНЫХ ОПРЕДЕЛИТЕЛЯХ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
    • 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ Я И ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ
    • 2. НЕСЕНСОРНЫЙ РЕПРЕЗЕНТАНТ ДРУГОГО — ВЗАИМООГРАНИЧЕНИЕ СВОБОД — НЕСЕНСОРНЫЙ СЛОЙ СОЗНАНИЯ

Субъективная реальность: Проблема первоначала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена исследованию проблемы, для обозначения которой по-русски, возможно, больше всего подошел бы термин «психофизическая», если бы не существовало психофизики как самостоятельной области науки, занимающейся совсем иными вопросами. Идентифицировать проблему данного исследования можно через наименование, довольно жестко закрепившееся за ней в англоязычной литературе — «Mind-body problem».

Предварительное описание проблемы.

Человек может руками поднять или передвинуть камень, вылепить глиняную фигуру, может что-то разломить, согнуть, перемешать и т. д. Посредством рук и — шире — всего своего тела он может вступать в разнообразные взаимодействия, причем не только механические, но и тепловые, химические, электромагнитные и прочие. При необходимости человек через воздействие своего тела на одни предметы может воздействовать на другие. Все эти образования, с которыми — прямо или опосредованно — может вступать во взаимодействие человеческое тело (тела макро и микромира, различные поля, а также, возможно, некие пока неизвестные модусы сущего), и которые — также прямо или опосредованно — могут взаимодействовать друг с другом, охватываются понятием материального (телесного, физического и т. п.) мира.

В то же время, своими руками, телом человек не может — ни непосредственно, ни опосредованно через другие предметы — не только «передвигать», нагревать", мысли, образы фантазии, переживания тоски или радости и т. д. (не говоря пока о нелепости этих выражений), но и как-либо вообще до них «дотронуться». Они образуют собственный, внутренне взаимосвязанный мир, непроницаемый для материальных предметов, отделенный от материального непроходимой стеной. Именно природа этого нематериального мира, в том числе в его отношении к миру материальному, составляет предмет настоящего исследования.

В 1995 г. Д. Чалмерс, один из наиболее известных сегодня специалистов в рассматриваемой области, выделил из множества вопросов, связанных с сознанием, один, который он обозначил как «hard ргоЫеш» (трудная проблема). При этом к числу «легких» (относительно нее) он отнес такие вопросы как способность выделять, категоризировать и реагировать на воздействие факторов среды, как интеграция информации когнитивной системой и другие, столь же «легкие» (257). Проблему, которая даже на этом фоне должна выглядеть трудной, Чалмерс сформулировал так: «Ключевым в проблеме сознания является следующий вопрос. Почему все эти [вышеназванные и им подобные — Б.Ш.] информационные процессы не происходят „в темноте“, независимо от внутреннего чувства? Почему получается так, что когда электромагнитные волны попадают на сетчатку, распознаются и категоризируются визуальной системой, эти распознание и категоризация переживаются как ощущение ярко красного? Мы знаем, что сознательное переживание возникает, когда эти функции исполняются, но сам факт его возникновения и есть главная тайна» (257).

Сформулировано достаточно точно и емко — факт возникновения. Эти два слова содержат очень много. Каков механизм возникновения? Выполняют ли субъективные явления какую-то функцию? Если да — то в чем эта функция? И как она осуществляется, как вообще могут нетелесные реальности воздействовать на реальные жизненные процессы?! А если не могут и не воздействуют, то чем оправдано их возникновение?! Да и вообще, где и как они, возникнув, существуют, почему до них невозможно добраться извне?! Таков примерно перечень сложнейших вопросов, который с античных времен конституирует эту «hard problem» и которые будут далее в центре внимания.

Терминология.

Существует весьма длинный ряд терминов, используемых для обозначения предмета настоящего исследования: «душа», «душевные явления», «психика», «психическое», «субъективная реальность», «ментальное», «внутренний мир», «сознание» и т. д. Эта ситуация не специфична для русского языка. Так, в английском аналогичным образом используют термины «mind», «consciousness», «psyche», «mental states», «qualia», «experiences» и немало других. Каждое из этих слов и словосочетаний имеет свою терминологическую традицию, свои, в том числе весьма значительные, смысловые оттенки. Однако есть контекст, в рамках которого все они выступают по существу как синонимичные, — сопоставление с материальным миром, фактически однозначно вычленяющее в поле значений каждого из перечисленных (и близких им) понятий то значение, в котором они совпадают — коренную противоположность этому миру. Такая терминологическая ситуация позволяет авторам, работающим в данной проблемной области, легко понимать друг друга, не расходуя без нужды бумаги на различение нюансов, отличающих, скажем, категориальную пару «физическоепсихическое» от пары «материя — сознание». Подобные тонкости сравнительно редко имеют серьезное значение на фоне имеющегося сегодня состояния исследования той глобальной проблемы, суть которой вполне приемлемо выражается любой из приведенных пар. Исходя из сказанного, хотя в данном тексте будет отдаваться предпочтение вынесенному в заголовок термину «субъективная реальность» (по соображениям, о которых речь пойдет в основном тексте), наряду с ним будут использоваться как упомянутые выше, так и иные близкие по значению слова и выражения.

Актуальность темы

.

Едва ли имеет смысл детально и развернуто обосновывать актуальность проблемы, рассматриваемой в данном диссертационном исследовании. Это обоснование может быть предельно кратким и в то же время исчерпывающим. Достаточно констатировать три обстоятельства. Во-первых, возраст проблемы, даже если опустить ее «детство», приближается к двум тысячелетиям. Во-вторых, десятки крупнейших философов, из числа тех, кто олицетворяет собой философию (не говоря уже о тысячах других), целенаправленно пытались ее решить. В-третьих, ни один из существующих подходов не доведен до уровня ясных, понимаемых ответов (которые можно было бы обсуждать, принимать или подвергать критике) на комплекс вопросов, конституирующих проблему, подлежащую здесь рассмотрению. (Единственное исключение — универсальная апелляция к чуду, но в свете такой апелляции излишне не только данное, но и вообще любое исследование). В силу названных обстоятельств проблема природы субъективной реальности продолжает оставаться в зоне чрезвычайно интенсивного обсуждения в мировой философской литературе. Здесь также следует особо отметить, что в последний период в сфере конкретно-научного знания появились новые данные, которые могут сыграть весьма значительную эвристическую роль при их интеграции в контекст проблемы.

Состояние исследования.

Можно указать определенное количество работ, в значительной мере посвященных анализу именно состояния исследования рассматриваемой здесь проблемы (например, 258- 288 и др.). Однако, как правило, новый подход к решению той или иной задачи задает новый угол зрения для тщательной «инвентаризации» и оценки существующих. В данной диссертации этому полностью посвящена вторая глава первой части. Соответственно, во «Введении» состояние исследования может быть освещено лишь в самой общей форме, что относится и к следующей классификации многочисленных подходов, выдвинутых после того, как основная суть проблемы была в полной мере осознана Августином.

Наиболее крупным является разделение всех существующих подходов на две группы, первая из которых обозначена через термин онтологизм, а вторая — феноменизм. В первую группу объединены подходы, в рамках которых противопоставляемые реальности (физическое и психическое), каково бы ни было их отношение друг к другу (например, одно первично, другое вторично, или даже одно есть особая разновидность другого), обе имеют собственно онтологический статус, представляют собой нечто, несомненно существующее. Вторая группа охватывает подходы, в которых хотя бы одна из этих реальностей не имеет собственно онтологического статуса, а трактуется как лишь совокупность феноменов, а не то, что существует в полном смысле слова.

1.Онтологизм.

1.1.Дуалистическкий интеракционизм. Психический и физический миры имеют равный онтологический статус. Согласованность души и тела обусловлена их взаимодействием. Впервые выдвинут Декартом. В различных вариациях весьма влиятелен в современной, преимущественно зарубежной, литературе (294- 291- 295- 263- 296). Однако во всех версиях он остается совершенно беспомощен перед вопросом о принципиальном механизме взаимодействия души и тела.

1.2.Онтологический материализм. Включает в себя ряд весьма различных вариантов. Основные из них:

2.Физикализм. Субъективная реальность материальна. В Новое время впервые изложен Гоббсом. Из вариаций физикализма, между которыми есть и весьма значимые отличия, сегодня наибольшее распространение в мире (в т.ч. и у нас) имеет точка зрения, которую в западной литературе принято обозначать как «mind-body identity». Суть ее, коротко говоря, заключается в том, что психические процессы есть не что иное, как процессы физиологические, телесные. Впрочем, современная физикалистская литература не исчерпывается указанной точкой зрения и в целом весьма обширна (248- 272- 275- 307- 301- 300- 259- 280- 88- 220- 221-). Критика этого взгляда имеет давнюю традицию, обширна и выглядит весьма убедительно. При этом некоторые авторы аргументированно проводят тезис о том, что физикалистская позиция является бессмысленной (см., например 135- 141).

1.2.2.Эпифеноменализм. Психический мир нематериален, производен по отношению к материальным процессам и при этом сам ни на что не влияет. Впервые развернуто изложенный в 1870 г. английским философом Ш. Ходж-соном (273), эпифеноменализм обрел сторонников сразу и не потерял их по сей день (298- 299). Однако данный подход требует хотя бы принципиального ответа на вопрос о том, каким же образом материальные физиологические процессы могли бы производить субъективные феномены. Между тем, никаких намеков на ответ не существует (хотя очень часто тезис о таком «производстве» формулируется как самоочевидный и эпифеноменалистами, и представителями материалистического интеракционизма (см. 165- 218- 9- 29- 42- 130).

1.2.3 .Материалистический интеракционизм (нередуктивный материализм). Психическое вторично, но оказывает на физическое обратное воздействие. Наиболее «массово» эта позиция разрабатывалась в советской — и воспроизводится в постсоветской — философии (130−134- 135- 232- 29- 131- 172- 177- 210). Немало работ, развивающих позиции нередуктивного материализма, выходит и в других странах (261- 305- 304- 252). Между тем, перед этим видением проблемы, представляющим своего рода смесь дуалистического интеракционизма и эпифеноменализма, стоят сразу оба упомянутых выше безнадежных вопроса — о механизме взаимодействия материального с нематериальным и о механизме порождения первым второго.

1.3.Онтологический параллелизм. Психический и физический миры онтологически равны, однако не взаимодействуют, а их согласованность обусловлена предустановленной гармонией. Разработанная Лейбницем и нашедшая впоследствии определенный отклик у некоторых других мыслителей (151- 33) концепция предустановленной гармонии на первый взгляд логически безупречна. Предлагаемая ею трактовка соответствия психического и физического рядов выводит из тупика, связанного с необходимостью объяснять психофизическое взаимодействие. Но идея Лейбница слишком противоречит современному сознанию, и практически ушла в прошлое «естественным путем». Однако это не освобождает от обязанности ее скрупулезного анализа. Из наличного историко-философского арсенала наиболее сильным аргументом против этой точки зрения является разработанная Плотином идея несовместимости равно имманентных концепции предустановленной гармонии атрибутов нетелесности и множественности.

2.Феноменизм.

2.1.Материалистический феноменизм. Феноменально психическое, тогда как физическое ноуменально (онтологично). Следует отметить, что, хотя в предложенном обозначении использован предикат «материалистический» (что, конечно, имеет основания), отличие этого подхода от любой из версий онтологического материализма гораздо глубже, чем этих версий не только друг от друга, но и от нематериалистических разновидностей онтологизма. В четкой форме позиция материалистического феноменизма впервые сформулирована JI. Фейербахом. Сегодня ее придерживается весьма значительное число исследователей (58- 195- 201). Наиболее продуктивной представляется ее разработка в рамках т.н. информационного подхода к проблеме природы субъективной реальности (Д. И. Дубровский, В. С. Тюхтин и др.). Однако материалистическая версия феноменизма по сей день не смогла объяснить, каким образом то, что «само по себе есть материальный чувственный акт» (JI. Фейербах), феноменально, вовнутрь, предстает как «духовный, нематериальный, нечувственный акт» (он же).

2.2.Идеалистический феноменизм. Феноменально физическое, тогда как психическое ноуменально (онтологично). Эта версия, разработанная намного раньше — Лейбницем, у которого она, как ни странно, просто соседствует с предустановленной гармонией — не отвечает на обратный вопрос: каким образом то, что в действительности есть душа, вовне предстает как протяженная субстанция.

2.3.Трансцендентный феноменизм. Феноменальны и физическое, и психическое, будучи, соответственно, внешней и внутренней данностью (восприятием) одного и того же сущего, которое в себе трансцендентно. Идущие от Канта, взгляды такого рода получили чрезвычайно широкую популярность в XIX веке и сохранились в XX (175- 231). Правда, зачастую они формулировались и формулируются в выхолощенном виде, без идеи трансцендентного. В этом варианте оказывается совершенно непонятным, почему одно и то же предстает вовне и вовнутрь кардинально различным образом, тогда как у самого Канта на этот вопрос есть совершенно четкий ответ: вещь в себе предстает как материя, будучи опосредованной как априорной формой времени, так и априорной формой пространства, а опосредованная только временем, она предстает как совокупность нематериальных, психических, феноменов. Однако, провозгласив принципиальную непознаваемость природы априорных форм, Кант закрыл для себя возможность дальнейшего развития своей — блестящей — идеи. Несмотря на большое число сторонников, этот подход так и остался слишком абстрактным и не был доведен до уровня конкретного решения.

Особо — вне рамок приведенной классификации — следует сказать о том, что существует эволюционистский аспект анализа проблемы. К сожалению, пока он в значительной мере сводится к обсуждению вопроса о первоначальной витальной функции психики, тогда как его возможности намного шире. В то же время, это обсуждение нельзя не признать продуктивным. За рубежом почти общепризнана (а в России все более теснит подход А. Н. Леонтьева) позиция, которую непосредственно надо связывать с именами А. Риля, У. Джемса и А. Бергсона, и которая в наибольшей мере соответствует, пожалуй, самым традиционным и распространенным философским и обыденным представлениям о душе как свободной, выбирающей, принимающей решения субстанции. Согласно этой точке зрения становление психического сопряжено с построением поведения на основе свободного выбора, с выходом за пределы поведенческих «заготовок» организма по схеме стимул — реакция. В пользу данной позиции высказано немало аргументов, однако вполне очевидно, что ее достаточное обоснование невозможно вне общего контекста проблемы первоначала субъективной реальности.

В сороковые годы К. Лоренц заложил основы эволюционной эпистемологии, сформировавшейся в семидесятые в самостоятельное междисциплинарное исследовательское направление, оценивающее себя как синтез кантианства и эволюционизма и имеющее задачей содержательное изучение эволюции априорных — по отношению к отдельному субъекту — форм познания (36−111). Хотя эволюционная эпистемология непосредственно не направлена на решение проблемы первоначала субъективной реальности, согласно позиции, развиваемой в диссертации, ее значение в этом контексте весьма велико и состоит прежде всего в изучении генезиса пространства, что может лечь в основу реализации одновременно намеченного и закрытого Кантом подхода к решению обсуждаемой в работе проблемы.

В целом, на сегодняшний день проблема остается нерешенной в своем основном содержании. При этом широко распространен, развернуто и авторитетно аргументируется (как, впрочем, и оспаривается), восходящий к Августину тезис о ее принципиальной неразрешимости (276- 277- 286- 302- 313)1.

1 Kirk, R. 1991. Why shouldn’t we be able to solve the mind-body problem? Analysis 51:17−23. Kukla, A. 1995. Mystery, mind, and materialism. Philosophical Psychology 8:255−64. McGinn, C. 1993. Problems in Philosophy. Blackwell. Sacks, M. 1994. Cognitive closure and the limits of understanding. Ratio 7:26−42 Whitely, C. H. 1990. McGinn on the mind-body problem. Mind 99:289.

Цели и задачи работы:

1. Классификация основных подходов к решению проблемы природы субъективной реальности и исследование предлагаемых в их рамках систем аргументаций. Вычленение и развитие наиболее продуктивных ранее высказанных философских идей, относящихся к теме исследования, и философское осмысление некоторых, в том числе новых, данных естественных наук в качестве предпосылок для разработки варианта решения проблемы становления и общей природы субъективной реальности.

2. Разработка энерго-информационного {эмоциошльно-когнитивного) понимания первоначала субъективной реальности в качестве варианта решения проблемы ее становления и общей природы.

3. Постановка и первичный анализ проблемы специфически человеческих субъективных определителей свободной энергии.

В качестве методологической основы работы выступают прежде всего:

1. Общее для материализма, некоторых вариантов идеалистической, а также критической (в кантовском смысле) философии представление о естественной (не сверхъестественной) природе субъективной реальности.

2. Кантовская идея о построении субъектом объекта посредством присущих субъекту форм активности.

3. Эволюционизм. При этом автор не связывает жестко свою концепцию ни с наиболее принятой синтетической теорией эволюции, ни с какими-либо альтернативными ей построениями, довольно многочисленными сегодня.

4. Признание значительного эвристического потенциала и необходимости философского осмысления результатов развивающегося естествознания для решения многих философских проблем, особенно онтологических и гносеологических.

Научную новизну работы составляет разработанная в качестве варианта решения проблемы становления и общей природы субъективной реальности энерго-информационная (эмоционально-когнитивная) концепция ее первоначала, а также базирующиеся на данной концепции постановка и первичный анализ проблемы специфически человеческих субъективных определителей активности. Одной из предпосылок решения этой задачи является разработка оригинальной типологии подходов к решению исследуемой в работе проблемы.

Научная новизна работы может быть конкретизирована через следующие выносимые на защиту положения:

1. Как субъективная реальность, так и соответствующий ей материальный, физиологический процесс суть лишь феномены, в которых по-разному — вовне и вовнутрь — раскрывается один и тот же ноуменальный процесс. Субъективная реальность, будучи внутренней данностью этого процесса, конституируется как взаимовосприятие его энергетической и информационной составляющих (подпроцессов).

2. Энергетический подпроцесс в его восприятии информационным конституируется как эмоциональная сторона субъективной реальности. Информационный процесс в его восприятии энергетическим конституируется как когнитивная сторона субъективной реальности. Базовый слой, «первоначало», субъективной реальности формируется как единая эмоционально-когнитивная ткань.

3. Исходным пунктом линии развития живого, приведшей к становлению субъективной реальности, было становление формы активности, которая на уровне отдельных изолированных актов витально нейтральна. В ее рамках высвобождающаяся энергия живых тел воплощалась при отсутствии витальной детерминации в хаотический процесс, вовне открывающийся как локомоция, в котором непосредственно совпадали исполнительский компонент и ориентация методом проб и ошибок. В дальнейшей эволюции ориентационная сторона обособляется от исполнительской, концентрирует в себе хаотическое начало и интериоризуется. Формируется внутренний ориентационный процесс, имеющий энергетическо-информационную природу. Именно он и есть тот ноуменальный процесс, который вовне раскрывается как физиологический, тогда как внутреннее — взаимовосприятие его сторон конституирует субъективную реальность.

4. Имманентная субъективной реальности свобода, присущая уже высшим животным и непосредственно обнаруживаемая в себе человеком, есть специфическое проявление неопределенности, имманентной субстанциальному основанию мира — энергии, трактуемой как начало, обусловливающее изменение.

5. Элементарный образ среды включает множество разделенных пустотой тел и представляет собой фрагментарно ограниченный континуум поля свободы. Восприятие мира как одновременно предоставляющего и ограничивающего свободу субъекта — таково функциональное содержание простейшей субъективной реальности.

6. Пространство есть априорный по отношению к индивиду, но сформировавшийся в процессе эволюции способ активности (форма), позволяющий субъекту структурировать ограничительный — по отношению к себе — потенциал мира, способ, через который субъект воспринимает сущее, мир и свое бытие в мире как структурно и количественно определенные соотношения свободы и ее ограничений. Мир как пространственно структурированный ограничитель свободы субъекта есть материя.

7. Человеческое Я есть специфически человеческий субъективный определитель энергии, интегрирующий прошлое вместе со всеми установленными в нем отношениями. Обусловленные экстремальными обстоятельствами сверхсильные энергетические (эмоциональные) выплески могут деструктурировать Я, обусловливая животный тип поведения и запечатления. Запечатленное вне Я попадает в область бессознательного и может оказываться конкурирующим с Я определителем поведения.

8. Уже на предчеловеческой стадии эволюции субъективной реальности наряду с сенсорными ограничителями (образами), репрезентирующими пассивные средовые препятствия, формируются репрезентанты других субъектов, специфическое содержание которых (репрезентантов) несенсорно, хотя и связано с образами тел других индивидов. Эти репрезентанты выступают, в частности, в качестве внутренних «противо-субъектов». «Очищение» несенсорного содержания от сенсорных «довесков» означает в то же время формирование нормы как надындивидуального несенсорного ограничителя, репрезентирующего общество.

Теоретическая и практическая значимость.

Предлагая вариант решения одной из наиболее фундаментальных метафизических проблем, работа имеет прежде всего внутрифилософское и мировоззренческое значение, может использоваться в преподавании философии, а также способствовать продвижению в решении ряда психологических проблем.

Апробация. По материалу диссертации в течение ряда лет читался спецкурс в Курганском пединституте и Курганском госуниверситете. Основные положения исследования докладывались на Первом Российском философском конгрессе, а также на ряде теоретических конференций, на семинаре докторантов при кафедре философии Института повышения квалификации при Уральском госуниверситете, а также на кафедре философии Курганского госуниверситета. Исследование получило поддержку и трехгодичный грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), куда представлялись ежегодные отчеты для экспертизы. На основании отчетов РГНФ продолжал поддержку исследования на протяжении всего первоначально определенного срока.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух частей (первая из двух, вторая из четырех глав) и Заключения. К работе прилагаются список литературы из 314 наименований. Общий объем диссертации составляет 298 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги, выделим наиболее важные результаты исследования.

1. Наиболее значительным является разделение всех существующих подходов к проблеме на две группы, первая из которых обозначена через термин онтологизм, а вторая — феноменизм.

Онтологизм объединяет подходы, в рамках которых противопоставляемые реальности (физическое и психическое), каково бы ни было их отношение друг к другу (например, одно первично, другое вторично, или даже одно есть особая разновидность другого), обе имеют собственно онтологический статус, представляют собой нечто, несомненно существующее. В истории философии, как и в современной философии, широко представлены все логически возможные варианты физикализма. Однако перед каждым из них встают вопросы, к решению которых нет даже принципиальных подходов, что свидетельствует порочности исходных положений этого направления.

Феноменизм охватывает подходы, в которых хотя бы одна из этих реальностей не имеет собственно онтологического статуса, а трактуется как лишь совокупность феноменов, а не то, что существует в полном смысле слова. В рамках каждого из трех его вариантов (материалистический, идеалистический, трансцендентный) достигнуты значительные результаты в построении ответов на вопросы, конституирующие проблему первоначала субъективной реальности. Наиболее значительны достижения трансцендентного феноменизма, предложившего принципиальную схему решения этой проблемы. Плодотворным направлением в развитии трансцендентного феноменизма стал его наметившийся синтез с эволюционизмом, также имеющим серьезные успехи в продвижении к решению рассматриваемой проблемы. В то же время, и в рамках этого синтеза ранее не было построено цельного варианта решения проблемы первоначала субъективной реальности.

2.1.Исходным пунктом линии эволюции живого, приведшей к становлению субъективной реальности, было становление витально нейтральной (на уровне отдельных изолированных актов), обратимой, хаотичной формы активности, в рамках которой непосредственно совпадают, с одной стороны, ориентация, т. е. процесс поиска в конкретных средовых условиях объективно целесообразного канализирования высвобождаемой организмом энергии в отсутствие соответствующей генетической предзаданности, и, с другой стороны, изменение энергетической дистанции (расстояния) между организмом и средовыми факторами, то есть то, что вовне открывается как локомоция.

2.2.Впоследствии локомоторная и ориентационная стороны единого локо-моторно-ориентационного процесса относительно обособляются, в том числе во времени, при этом в ориентационном компоненте сохраняется и концентрируется хаотическое начало, а собственно локомоция все в большей мере осуществляется формирующимися механизмами более или менее автоматического, жестко детерминистского типа. Ориентационные вкрапления сопровождаются резкой интенсификацией высвобождения энергии, воплощающейся в хаотические переориентации тела особи (OOP).

С обретением живыми особями способности к упорядоченной локомоции OOP инициируется не только витально значимыми воздействиями, но и нейтральными столкновениями с препятствиями. Столкновение разрывает автоматическое перемещение, и энергия воплощается в хаотический поиск обхода. Мир объективно выступает по отношению к живому телу двояко: как пустота (область энергетического доминирования особи, никак не ограничивающая возможности локомоции, т. е. область локомоторной свободы) и как множественные препятствия (энергетические сгустки, устанавливающие пределы этой свободы).

2.3. В последующей эволюции хаотический ориентациониый процесс инициируется отраженным от препятствия световым потоком. При этом, с одной стороны, рецептируемый световой поток переводится «на язык» самого организма и образует внутренний репрезентант препятствия. С другой стороны, адресованная поиску энергия воплощается в хаос не внешних физических проб, а их информационных моделей. Так формируется внутренний ориентациониый процесс (ВОП), в рамках которого взаимодействуют два взаимоини-циирующих подпроцесса: энергетический и информационный. Проективная модель, «натолкнувшись» на репрезентант, инициирует высвобождение поисковой энергии, воплощающейся в новую модель, и т. д.

2.4.ВОП и есть тот трансцендентный процесс, который вовне дан как физический, а вовнутрь — как психический. Последний конституируется как взаимовосприятие двух обозначенных — энергетического и информационного — подпроцессов. Элементарный образ предмета есть симультанно представленный поток инициирующих высвобождение энергии блокираторов проективных моделей, т. е. восприятие энергетическим процессом информационного. Обратное восприятие конституирует энергетический процесс как эмоционально-тоническую сторону психики. Субъективная реальность оказывается единством информационного и эмоционального начал.

2.5.Образ среды представляет собой континуум свободы, в большей или меньшей степени фрагментарно ограниченный. Восприятие мира в контексте собственной свободы субъекта, сквозь призму собственной свободы, восприятие мира как одновременно предоставляющего свободу и ограничивающего ее — такова сущностная и конституирующая специфика субъективной реальности.

2.6.Пространство есть форма, через которую субъект воспринимает сущее, мир и свое бытие в мире, как количественно, структурно определенные соотношения свободы и ее ограничений. При этом трехмерность представляет собой адекватный язык выражения полицентричности мира, в котором каждый центр несет в себе индетерминистское энергетическое начало.

Материальный предмет есть то же, что предметный образ, а именно — феномен, в котором симультанно и структурированно — в пространстве — воплощен блокирующий потенциал средового препятствия. Материя есть образ мира как пространственно структурированного ограничителя свободы субъекта.

3.1.Хотя на поведение развитого животного оказывает влияние индивидуальный опыт, последний не существует как интегрированный в целостную жизненную нить. В отличие от животной, нормальная бодрствующая человеческая психика в каждый момент времени несет в себе целостное Я, интегрирующее прошлое, снимающее его вместе со всеми установленными в этом прошлом внешними отношениями. Человек, прежде чем совершить тот или иной поступок, в норме вписывает его в свое жизненное целое. С точки зрения механизма это означает, что во всякой конкретной ситуации энергия, адресованная построению поведения, в процессе обретения определенности еще до своего «выхода» на средовой репрезентант проходит через комплекс Я.

Будучи эволюционно поздним образованием, Я хрупко и может в разной мере деструктурироваться, в т. ч. под воздействием сверхмощных энергетических выплесков организма, обусловленных экстремальными обстоятельствами. При этом последние запечатлеваются вне Я, т. е. по животному типу, и превращаются — в определенных обстоятельствах — в автономный и конкурирующий с Я фактор детерминации поведения, становясь содержанием бессознательного. Прежде всего именно в этом бессознательное противостоит сознанию (в узком смысле, как специфически человеческому достоянию), ибо последнее и есть не что иное, как субъективная реальность, построенная вокруг Я.

3.2.Эффективная ориентация в человеческом мире предполагает наличие в субъективной реальности человека репрезентации не только мира как пассивного блокиратора локомоторной активности субъекта, обеспечиваемой сенсорным слоем психики, но и множества чужих Я, обеспечиваемой посредством субъектных репрезентантов, специфическое содержание которых несенсорно, хотя и связано с образами тел других субъектов. В силу этой связи несенсорные компоненты выступают не очищенными, «спрятанными». Однако в ходе множественных внутригрупповых субъект-субъектных взаимодействий сенсорные «довески» элиминируются, а из отдельных несенсорных «узлов» формируется чисто несенсорная «ткань» — специфически человеческий слой субъективной реальности, имеющий, таким образом, субъект-субъектный генезис.

Можно предположить, что первыми чисто несенсорными единицами стали нормы, сформировавшиеся через взаимодействие Я с множеством субъектных репрезентантов, выступающих в данном случае прежде всего в качестве «про-тиво-я», но представляющих собой не ограничение субъекта объектом, а взаимоограничение субъектов, то есть взаимоограничение свобод. Возникновение нормы означает, что поведение индивида опосредуется образованием, репрезентирующим надындивидуальную целостность, в чем, собственно говоря, и заключается рождение этой целостности — общества. Таким образом, местом рождения общества как нового типа бытия оказывается субъективная реальность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  2. Августин. Исповедь. М., 1992.
  3. Августин. О граде Божием. T.IV. — М., 1994.
  4. Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях. М., 1991.
  5. .Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко A.B. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959.
  6. П.К. Боль // Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. Т.З.
  7. П.К. Психическая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969.
  8. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М. 1970.
  9. Н.П. Сознание как отражение материального мира в мозгу человека // Философские проблемы сознания и познания. Новосибирск, 1965.
  10. Ю.Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т. T. I — М., 1976.
  11. П.Аристотель. О душе // Соч. в 4 т. T. I — М., 1976,
  12. Д.М. Материалистическая теория сознания // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
  13. В.А. Элементарный акт зрительного восприятия // Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  14. Н.Бахур В. Т. Это неповторимое «Я». М., 1986.
  15. А. Материя и память // Соч. в 4-х т. T.I. М., 1992.
  16. А. Опыт о непосредственных данных сознания// Соч. в 4-х т. T.I. М., 1992.
  17. А. Собр. соч. Т.1. СПб., 1899.
  18. Н.И. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. М. Д989.
  19. Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Соч. М., 1978.
  20. H.A. О построении движений // Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М., 1990.
  21. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности// Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М., 1990.
  22. Н.П. Нейрофизиология мышления сегодня. М., 1986-
  23. Д.А. Основные философские проблемы эволюционной физиологии высшей нервной деятельности // Вопросы психологии, N 4, 1962.
  24. A.C. Античная философия. М., 1985.
  25. A.C. Идея развития в буржуазной философии. М., МГУ, 1962.
  26. Боль //Психология. Словарь. М., 1990.
  27. Ю.М. Эротика смерть — табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996.
  28. В.Н., Завальский Л. Ю., Лазарев A.B., Попов В. Г. Хемотаксис бактерий // Успехи м-биол. 1989. Т.23.
  29. A.B. К истокам идеального. Л., 1988. У
  30. Ф. Новый органон // Соч. в 2 т. Т.2 — М., 1978.
  31. Бэн А. Душа и тело. СПб., 1881.
  32. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964-
  33. Л.М. Психические процессы. Т. 3: Субъект- Переживание- Действие- Сознание. Л., 1981.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  35. Д. Механизмы мозга. М., 1965.
  36. Г. Фольмер. Эволюция и проекция начала современной теории познания // Эволюция, культура, познание. М., 1996.
  37. П. П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.
  38. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  39. Н. Эстетика. М., 1958.
  40. Э. Сущность мирового процесса или Философия бессознательного. М., 1876.
  41. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т.2. М., 1971.
  42. Ф.И. Мозг и сознание // Гносеологические проблемы диалектического материализма. М., 1974.43 .Глаголев А. Н. Движение бактерий // Немышечные двигательные системы. М., 1981.
  43. А.Н. Таксис у бактерий // Успехи м-биол. 1983. Т. 18.
  44. Т. О теле // Избранные произведения в двух томах. Т.1. М., 1964.
  45. Т. Человеческая природа // Избранные произведения в двух томах. Т.1. М., 1964.
  46. П. Система природы или о законах мира физического и мира духовного // Избр. пр. В 2-х т. Т. 1. М., 1963.
  47. .В. Строение бактерий. Л., 1985.
  48. .В., Павленко Г. В. Экология бактерий. Л., 1989.
  49. Ю.Н. Память и культура (О смыслообразующих началах человеческого действия // Ежегодник философского общества СССР 1987 1988. М., 1989.
  50. Р. Начала филосовии // Избранные произведения. М.1950.
  51. Р. Ответ на «Второе возражение (Ко второму Размышлению: О природе человеческого духа» Т. Гоббса // Т.Гоббс. Избранные произведения в двух томах. Т.1. М., 1964.
  52. Р. Страсти души // Избранные произведения. М.1950.
  53. Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  54. Джемс. Психология. М. Д991.
  55. Джемс. Психология. СПб., 1905.
  56. А.Л. Учение досократиков о бытии // М., 1980.
  57. Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
  58. Д.И. Психические явления и мозг. М., 1971.
  59. A.B. Проблема генезиса мышления и сознания в истории философии // Сознание и теория мировоззрения: история и современность. Иваново, 1992.
  60. Л.Я. Пифагор и его школа. Л., — 1990.
  61. В.П. Роль моторных компонентов в процессах восприятия // Восприятие и действие. М., 1967.
  62. A.M. Нейрофизиологические механизмы восприятия и памяти: вызванные потенциалы // Механизмы деятельности мозга человека. Часть первая. Нейрофизиология человека. Л., 1988.
  63. А.М. Некоторые методологические проблемы изучения мозговых основ сознания // Мозг и сознание. М., 1990.
  64. Иваницкий А. М. Нейрофизиологические механизмы восприятия и памяти: вызванные потенциалы // Механизмы деятельности мозга человека. Часть первая. Нейрофизиология человека. Л., 1988.
  65. Е.М. Физическое и субъективное: поиски аналогии. // Саратовского / университета. 1997 г. 56с.
  66. Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. — N 6.
  67. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1983.
  68. Ильин В. Н. Статика и динамика чистой формы, или Очерк общей морфологии // Вопросы философии. N 11,1996.
  69. Кабанис П.Ж. Ж. Отношения между физическою и нравственною природою человека. T.I. — СПб., 1865.
  70. М.С. Мир общения. М.1988.
  71. И. Критика чистого разума. Сочинения: В 6 т. Т.З. М., 1964.
  72. И. Пролегомены. Сочинения: В 6 т. Т.4(1). М., 1964.73а. Кашперский В. И. Отражение и функция. Свердловск, 1989.
  73. С. Повторение. М., 1997.
  74. Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995.
  75. В.Я. Учение Зенона Элейского. Л., 1988.
  76. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  77. A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.
  78. Э.А. Сознательное и бессознательное в свете современных исследований мозга человека // Мозг и сознание. М., 1990.
  79. Э.А. Узловые проблемы психофизиологии сознания // ЖВНД, 1994,1. Т.44, вып.6.
  80. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.
  81. Э. Медицинская психология // Строение тела и характер. М., 1995.
  82. Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М., 1988.
  83. ЛабаС Ю.А., Маковский B.C. Биопотенциалы, связанные с мерцательным движением, как начальный этап эволюции возбудимых структур // Немышечные формы подвижности. Пущино, 1976.
  84. Ч., Гушурст А. Генонкультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. № 3, 1991.
  85. Ф. А. История материализма и критика его в значения в настоящее время. СПб, 1899.
  86. A.B. О природе идеального (психического) // Природа психического. Пермь, 1994.
  87. В .И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989,
  88. Г. Лейбниц Королеве Софии-Шарлотте// Соч. в 4х т. Т. З, М., 1984.
  89. Г. Лейбниц леди Мешэм // Соч. в 4х т. Т.2, М., 1983.
  90. Г. Материя, взятая в себе // Соч. в 4х т. Т.1, М., 1982.
  91. Г. Монадология // Соч. в 4х т. Т.1, М., 1982.
  92. Г. Начала природы и благодати, основанные на разуме // Соч. в 4х т. Т.1,М., 1982.
  93. Г. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом // Соч. в 4х т. Т. 1, М., 1982.
  94. Г. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Соч. в 4х т. Т.2, М., 1983.
  95. Г. О принципе непрерывности // Соч. в 4х т. Т.1, М., 1982.
  96. Г. О природе тела и движущих сил// Соч. в 4х г. Т. З, М., 1984.
  97. Г. О самой природной силе и деятельности творений// Соч. в 4х т. Т.1,М., 1982.
  98. Г. Опыт рассмотрения динамики. О раскрытии и возведении к причинам удивительных законов, определяющих силы и взаимодействие тел // Соч. в 4х т. Т.1, М., 1982.
  99. Г. Разговор Филарета и Ариста, продолжение первого разговора Ариста и Теодора // Соч. в 4х т. Т.1, М., 1982.
  100. Г. Разъяснение трудностей, обнаруженных г-ном Бейлем в новой концепции о взаимосвязи души и тела// Соч. в 4х т. Т.1, VI., 1982.
  101. Г. Рассуждение о метафизике // Соч. в 4х т. Т.1, М., 1982.
  102. Г. Теодицея // Соч. в 4х т. Т.4, М., 1989.
  103. В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18.
  104. В.И. Философские тетради // ПСС. Т.29.
  105. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве//ПСС. Т.1.
  106. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 г.
  107. Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М., 1991.
  108. ПО.Лой А. Н. Сознание как предмет теории познания. Киев, 1988.
  109. Ш. Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии // Человек, 1997, № 5.
  110. А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собр. соч. в 4 т.: TI. -М.: Мысль, 1990.
  111. Я. О детерминизме // Вопросы философии. 1995. № 5.
  112. Н.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  113. Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
  114. Т.П. К вопросу об идеальности сознания // Философские науки, J 1978, N4.
  115. В.И. Об ошибочных тенденциях в понимании психического // Философские науки, N 2, 1964.
  116. А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека // Человек: философские аспекты сознания и деятельности. Мн., 1989.
  117. Дж. Личность и сознание. М., 1986.
  118. Материалисты древней Греции. М., 1955.
  119. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908.
  120. Н.В. О природе и сущности психического // Диалектический материализм и современное естествознание. М., 1964.123 .Меркулов И. П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы // Эволюция, культура, познание. М., 1996.
  121. Метод проб и ошибок // Психология. Словарь. М., 1990.
  122. А.И. Афизикальные принципы психического отражения и их моделирование в технических системах. // Принципы порождающего процесса вос-приятия.М., 1992.
  123. Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.
  124. М., Эппенцеллер Т. Анатомия памяти // В мире науки, 1987, N 8.
  125. H.H. Алгоритмы развития. М., 1987.
  126. ИО.Морэн Э. Дух и мозг // Современная наука: познание человека. М., 1988.
  127. Ю.Н. Новые представления о мире, материи и нашей вселенной // Первый Российский философский конгресс. Т. Ш. Онтология, гносеология, логика и аналитичческая философия. СПб, 1997.
  128. Образ. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  129. В.В. Диалектический материализм и психофизиологическая проблема. Пермь, 1960.
  130. В.В. Основы философии. Пермь, 1991.
  131. В.В. Психофизиологическая проблема. Философский очерк. Пермь, 1966.136.0сницкий А. К. Образы как порождаемые модели предметной ситуации, цели и средств ее достижения //Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  132. Д.А. Концепция оперативности отражения в общей и инженерной психологии// Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  133. В.Г. Проблема происхождения сознания как перехода от чувственного к рациональному // Гносеологические проблемы диалектического материализма. М., 1974.
  134. В.И. От проблемы образа к проблеме формопорождения // Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  135. Панченко А. И. Научный материализм // Современная западная философия. М., 1991.
  136. Ф. Введение в философию. М., 1914.
  137. В.М. Основные положения современной теории стресса и неспецифический адаптационный синдром у растений // Цитология. 1995. Т.37, N ½.
  138. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии". Ростов-на Дону.-T.I- 1996.
  139. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
  140. Д.В. Проблема носителя идеального образа. Свердловск, 1986.
  141. Мб.Платон. Алквиад I // Собр. соч. в 4 т. ТI. — М., 1990.
  142. Платон. Горгий // Собр. соч. в 4 т. ТI. — M., 1990.
  143. Платон. Кратил // Собр. соч. в 4 т. ТI. — М., 1990.
  144. Платон. Теэтет // Собр. соч. в 4 т. ТII. — М., 1990.
  145. Платон. Тимей // Собр. соч. в 4 т. ТIII. — М., 1990.
  146. Платон. Федон // Собр. соч. в 4 т. ТII. — М., 1990.
  147. Платон. Федр // Собр. соч. в 4 т. ТII. — М., 1990.
  148. К.К., Шингаров Г. Х. Эмоции, чувства и воля как формы отражения действительности //Ленинская теория отражения и современность. София, 1969.
  149. Г. В. Еще раз материализм. Избр. филос. пр. Т.2. М., 1956.
  150. Плотин. Эннеады // Избранные трактаты. Т.П. М.1994.
  151. Т.С. Экспериментальное исследование осязательного восприятия протяженности // Принципы порождающего процесса восприятиям., 1992.
  152. Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  153. .Ф. Функция выбора основа личности // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969.
  154. Психофизический параллелизм // Краткая философская энциклопедия, М., 1994.
  155. А. Наука и гипотеза //А.Пуанкаре о науке. М. 1983. С. 52.161 .Раншбург Й. Роль «сензитивного периода» в формировании социальных связей /7 Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М., 1989.
  156. И.И. Коммуникативный аспект языка в современной лингвистике. Вопросы философии, 1972, № 11.
  157. А. Теория науки и метафизика с точки зрения философского критицизма. М., 1887.
  158. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  159. С. Л. Основы общей психологии. М.1946.
  160. М.Н. Диалектический материализм. М., 1973.
  161. М.Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
  162. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.
  163. Л.Н. Простейшие. что это такое? Л., Наука, 1984.
  164. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
  165. В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естест- >/ веннонаучного познания.
  166. Н.К. Процессная трактовка соотношения бытия и сознания (принцип наидолыпего существования) // Первый Российский философский конгресс. Т. Ш. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. СПб, 1997.
  167. П.В. «Светлое пятно сознания» // Журнал высшей нервной деятельности. Т. 40,1990, Вып.6.
  168. П.В. О «рефлексах цели и свободы» в сравнительной физиологии высшей нервной деятельности // Журнал высшей нервной деятельности. Т. XXXIX, 1989, Вып.З.
  169. П.В. Сознание и мозг //Журнал высшей нервной деятельности. Т. 43,1993, Вып.2.
  170. П.В. Что такое эмоция? М., 1966.
  171. М.И. Психика как взаимодействие субъекта с миром // Природа V психического. Пермь, 1994
  172. С.Д. Образ и деятельность // Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  173. Сознание как категория материалистической диалектики. Л., 1989.
  174. В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  175. В.В. Философия Ренэ Декарта // Декарт Р. Избранные произведения. М.1950.
  176. Софокл. Царь Эдип//Трагедии. М., 1988.
  177. Г. Основания биологии, т.1. СПб., 1899.
  178. Г. Синтетическая философия. М., 1997.
  179. Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения // Мозг и разум. М., 1994.
  180. . Этика // Избранные произведения, т.1, М.1957.
  181. А.Г. Сознание и самосознание. М.1972.
  182. H.H. Перцептивный мир специалиста// Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  183. Г. Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты // Из истории философии XIX века. M., 1933.191 .Тахо-Годи A.A. Платон/1 Горгий. Примечания // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т I. -М., 1990.
  184. Э. Поведение как молярный феномен // История психологии: период открытого кризиса (10е -ЗОе гг). Тексты. М., 1992.
  185. Л.Н. Война и мир: В 4 т. Тт.1−2. М., 1962.
  186. С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
  187. B.C. Отражение. Системы. Кибернетика. М.1972.
  188. Дж.Б. Бихевиоризм. // История психологии: период открытого кризиса (10е -ЗОе гг). Тексты. М., 1992.
  189. Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиориста // История психологии: период открытого кризиса (10е -ЗОе гг). Тексты. М., 1992.
  190. К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  191. К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
  192. Ю.М. Сумма антропологии. Кн. I, Новосибирск, 1995.201 .Феизов Э. З. Природа сознания и принцип материалистического монизма // Мозг и сознание (Философские и теоретические аспекты проблемы. М., 1990.
  193. Л. // Против дуализма тела и души, плоти и духа // Избр. филос. пр. Т.ГМ., 1955.
  194. Л. Изложение, развитие и критика философии Лейбница. История философии. т.2.м., 1967.
  195. В.П. Парадоксы эмпатии // Загадка человеческого понимания. М., 1991.
  196. И.Г. Первое введение в наукоучение // Избр. соч. Т. 1. М., 1916.
  197. Форма и материя. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  198. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
  199. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия //3. Психология бессознательного. М., 1990., 09. Фрейд 3. Я и Оно. М., 1990.
  200. Ю.Фролова О. Ф. Психика как идеальное образование // Гносеологические проблемы диалектического материализма. М. 1974. :11.Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
  201. Ю.Р. Критика метафизического разума в эволюционной теориипознания // Философские науки 1991 — № 8. :1 З. Холодов Ю. А. Мозг в электромагнитных полях. М., 1983. :14.Хомская Е. Д. О методологических проблемах современной психологии. //
  202. Вопросы психологии, № 3, 1997.: 15. Цвейг С. Жгучая тайна // Новеллы. М. 1982. '16.Цвейг С. Страх // Новеллы. М.1982.
  203. Ю.В. Элементы эволюционной диатропики. М., 1990. '18.Чайлахян Л. М. Истоки происхождения психики, или сознания. Пущино, 1992.
  204. Челпанов Г. И. Мозг и душа. М., 1912.
  205. Н.И. Мозг, психика, сознание (к обоснованию принципа материалистического монизма) // Мозг и сознание. М., 1990 121 .Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.
  206. .С. Идеальное: синтез информационного и эмоционального начал. Философские науки, 1992 г, N 3.
  207. .С. К вопросу о природе эстетического отношения к действительности // Философия ценностей. Тез. докл. респ. научн. конф. Курган, 1998.224.1Палютин Б. С. Проблема идеального. Свердловск, 1990.
  208. .С. Человек лгущий // Человек, 1996, N 5.
  209. .С. Эмоционально-информационная природа идеального // Проблемы человека и его воспитания. Курган, 1993. С.54−71.
  210. С.М. Искусственный интеллект. М., 1985.228.1Палютин С.М. О сущности человека и целях воспитания // Проблемы человека и его воспитания: философский аспект. Курган, 1993.
  211. С.М. Язык и мышление. М., 1980.
  212. В.Б. О месте психики и сознания в эвоюции // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.231.1Пелер М. Положение человека в Космосе //Избр. произв. М., 1994.
  213. А.П. Сознание как высшая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и современность. Москва-София, 1969.
  214. А. Мир как воля и представление // О четверояком корне. Мир как воля и представление. T.I. Критика кантовской философии. М., 1993.
  215. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.
  216. E.H. Эволюционная эпистемология М. Рьюза // Эволюция, культура, познание. М., 1996.
  217. E.H. Является ли эволюционная эпистемология новой научной парадигмой? // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и методологические проблемы. М., 1996.
  218. Г. Психология // Философия в систематическом изложении. СПб,. 1909.
  219. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.
  220. Эволюция, культура, познание. М., 1996.
  221. Ф. Антидюринг. М., 1977.
  222. Ф. Диалектика природы. М., 1975.
  223. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т.- Т.2 М., 1966.243 .Я//Психология. Словарь. М., 1990.
  224. Я // Философский словарь. М., 1986.
  225. М.Г. История психологии. М., 1984.
  226. Active touch: The Mechanism of Recognition of Objects by Manipulations (A multi-disciplinary approach). Oxford, 1978.
  227. Ambrose J. A. The development of the smiling response in early infancy // Determinants of infant behavior. L., 1961. Vol. 1.
  228. Armstrong, D. M. A Materialist Theory of Mind. London, 1968.
  229. , F. & Eccles, J. 1992. Quantum aspects of brain activity and the role of consciousness. Proceedings of the National Academy of Science USA 89:11 357−61.
  230. , A. A. 1992. Correlated isotopic tunneling as a possible model for consciousness. Journal of Theoretical Biology 154:415−20 251 .Bowly J.A. Attachment and loss. N.Y., 1969. Vol. 1−2.
  231. Boyd, Richard. 1980. «Materialism without Reductionism: What Physicalism Does Not Entail.» In Ned Block, ed., Readings in Philosophy of Psychology, Volume 1, pp. 67−106. Cambridge, Mass.
  232. Bunger M. Scientific Materialism. Dordrecht, Boston, 1981.
  233. Bunger M. The Mind-Body Problem. A psychological Approach. Toronto, 1980.
  234. Cains J., Overbaugh J., Miller S. The Origin of Mutants // Nature. 1988. V. 335.
  235. , D. (1995) «Facing up to the hard problem of consciousness.» Journal of Consciousness Studies, 2, l.
  236. Chalmers, D.J.The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford University Press, 1996.
  237. Clark, A, 1985. A physicalist theory of qualia. Monist 68:491−506
  238. Cling A.D. Eliminative Materializm and Self-referential Inconsistency // Philosophical Studies. An international journal for philosophy in the analitic tradition. -1989. Volume 56. — No 1. — Dordrecht, Boston, London.
  239. Davidson, D. Thinking Causes. In John Heil and Alfred Mele, eds., Mental Causation, pp. 3−17. Oxford: Clarendon Press, 1993.
  240. , M. G. 1994. Quantum physics and consciousness, creativity, and computers. Journal of Mind and Behavior 15:265−90.
  241. Eccles J.C. The neirophysiological basis of mind. Oxford, 1953.
  242. , J. C. 1986. Do mental events cause neural events analogously to the probability fields of quantum mechanics? Proceedings of the Royal Society of London B 227:411−28.
  243. , B. 1992. Quantum theory and consciousness. Journal of Mind and Behavior 13:29−36.
  244. , A. 1990. Consciousness in quantum physics and the mind-body problem. Journal of Mind and Behavior 11:75−96.
  245. , S. R. & Penrose, R. 1996. Conscious events as orchestrated space-time selections. Journal of Consciousness Studies 3:36−53. Reprinted in (J. Shear, ed) Explaining Consciousness: The Hard Problem. MIT Press.
  246. , S. R. 1994. Quantum coherence in microtubules: A neural basis for emergent consciousness? Journal of Consciousness Studies 1:91−118.
  247. Z69.Harding, G. 1991. Color and the mind-body problem. Review of Metaphysics 45:289−307
  248. Head H., Rivers W. A human experiment in nerve division // Brain, 1908, № 31.
  249. Hemmerschbach-Krause R., Briegleb W., Hader Danat-P. Dependence of gravi-taxis in Paramecium on oxygen // Esuropian J. of Protistology. 1991. 27, N3. P.278−282. ' '
  250. Hil’l, C. S. Sensations: A Defense of Type Materialism. Cambridge, 1991.
  251. Hodgson Sh. The Theory of Practice. London, 1870.
  252. , D. 1988. The Mind Matters: Consciousness and Choice in a Quantum World. Oxford: Oxford University Press.
  253. , R. 1979. From physical explicability to full-blooded materialism. Philosophical Quarterly 29:229−37
  254. , R. 1991. Why shouldn’t we be able to solve the mind-body problem? Analysis 51:17−23.
  255. , A. 1995. Mystery, mind, and materialism. Philosophical Psychology 8:25 564.
  256. Leahey Th.L. History of Psychology. Prentice-Holl, 1987
  257. , C. 1997. What it feels like to be in a superposition, and why: Conscoiusness and the interpretation of Everett’s quantum mechanics. Synthese 110:191−216.
  258. , D. 1995. Should a materialist believe in qualia? Australasian Journal of Philosophy 73:140−44
  259. , M. 1989. Mind, Brain, and the Quantum. Oxford University Press.
  260. , M. 1993. The grain problem. In (H. Robinson, ed) Objections to Physicalism. Oxford University Press.
  261. McGinn C. Consciousness and Space. Rutgers, 1997.
  262. McGinn, C. 1989. Can we solve the mind-body problem? Mind 98:349−66.
  263. McGinn, C. 1991. The Problem of Consciousness: Essays Toward a Resolution. Black well.
  264. McGinn, C. 1993. Problems in Philosophy. Blackwell.
  265. Minsky M. Minds are simply what brains do.
  266. Moser P.K., J.D. Trout. «Physicalism, Supervenience, and Dependence // Cambridge: 1995.
  267. , G. 1995. On the end of a quantum-mechanical romance. Psyche 2(19). 290: Nair, R. 1991. Quantum physics and the philosophy of mind: An essay review.
  268. Journal of Scientific and Industrial Research 50:66 975.
  269. Penfild W. The Mystery of the Mind. A critical Study of consciousness and the Human Brain. Princeton, 1975
  270. , R. 1989. The Emperor’s New Mind. Oxford University Press.
  271. Peter Lloyd. Is the Mind Physical? // Philosophy Now, 1995, No. 9.
  272. Polten E.P. Critique of Psycho-Physical Identity Theory. A refutation of Scientific Materialism and Establishment of Mind-Matter Dualism by Means of Philosophy and Scientific Metods. The Hague, Paris, 1973.
  273. Popper, K R. and Eccles, J.C., 1977, The Self and Its Brain, Berlin, N.-Y., London.
  274. Popper, K. Knowledge and the Body-Mind Problem: In Defence of Interaction. London, 1994.
  275. Provence S., Lipton R. Infants and institutions. N.Y., 1962.
  276. , W. S. 1982. Causation, sensation, and knowledge. Mind 91:524−40.
  277. , W. S. 1988. Brains and People: An Essay on Mentality and its Causal Conditions. Temple University Press. Philadelphia
  278. , R. 1972. Dennett on awareness. Philosophical Studies 23:153−62
  279. Rorty, Richard. 1965. «Mind-Body Identity, Privacy, and Categories.» The Review of Metaphysics 19, 24−54-
  280. , M. 1994. Cognitive closure and the limits of understanding. Ratio 7:26−42
  281. , A. 1996. On quantum theories of the mind. Journal of Consciousness Studies 3:484−91.
  282. , J. 1996. How to study consciousness scientifically. In (S. Hameroff, A. Kaszniak, & A. Scott, eds) Toward a Science of Consciousness 1996. MIT Press.
  283. Searle, J. The Rediscovery of the Mind. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1992.
  284. , N. 1995. Minds, brains, and quantum mechanics. Southern Journal of Philosophy 33:243−60.
  285. Smart, J. J. C. 1963. Phylosophy and Scientific Realism. London.
  286. , R. W. 1992. Turnabout on consciousness: A mentalist view. Journal of Mind and Behavior 13:259−80.
  287. Squires, E. J. 1993. Quantum theory and the relation between the conscious mindand the physical world. Synthese 97:109−23. ilO. Stapp, H. P. 1995. The hard problem: A quantum approach. Journal of
  288. Consciousness Studies 3:194−210. 511. Symonds N.A. A Better Theory of Evolution?. //New Scientist. 1991. V. 131.
  289. Walker E.N. The nature of consciousness // Mathematical biosciences. 1970. N 7.
  290. , C. H. 1990. McGinn on the mind-body problem. Mind 99:289.
  291. , D. 1996. Consciousness and Bose-Einstein condensates. In (S. Hameroff, A. Kaszniak, & Scott, eds) Toward a Science of Consciousness. MIT Press.
Заполнить форму текущей работой