Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессионально-мировоззренческие упражнения. 
Философия информации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Агностики полагают, что информация реально существует, но не считают нужным раздумывать над логически обоснованным определением (дефиницией) этого понятия. «Информация есть информация», — сказал Н. Винер, и его слова часто считаются истиной в последней инстанции. Великий философ XX века Карл Поппер в одной из своих лекций признался, что он «ненавидит определения» и пояснял свою позицию следующим… Читать ещё >

Профессионально-мировоззренческие упражнения. Философия информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Обратитесь к определениям информации, представленным в начале параграфа 3.1. Попробуйте определить, какие понятия в группах А, Б, В, Г, Д являются индивидуальными, а какие — общими (собирательными). Почему понятия групп Г и Д претендуют на статус философских? Является ли смех информационным феноменом?

2. Психологи редко обращаются к категории «информация». Например, Д. А. Леонтьев, всесторонне рассматривая психологию смысла, нигде не упоминает о категории семантической информации. Даже когда, казалось бы, без информационной терминологии не обойтись. Прочитайте абзац из его книги: «Люди как носители миров, наполненных содержаниями, принципиально разомкнуты по отношению друг к другу и к миру культуры, находясь между собой в постоянном диалоге, в котором содержания циркулируют между личностями и между личностью и культурой. Когда я пытаюсь в диалоге с собеседником выразить некоторое смысловое содержание — где кончается „мой“ смысл и начинается „его“? Когда я читаю книгу — где кончается идея автора и начинается мое понимание?»1. Попробуйте перевести этот текст на язык информатики. Почему психологи чураются информационных понятий? Есть ли для этого серьезные причины?

3. Можно ли считать информацию философской категорией? Оцените убедительность доводов «за» и «против», изложенных в параграфах 3.1 и 3.2. Согласны ли Вы с позицией авторов учебного пособия, которую характеризует цитата: «Непризнание информации философской категорией можно объяснить лишь данью догматическим тенденциях, которые преодолеваются сегодняшним развитием науки, междисциплинарными и системными подходами к анализу. Атрибутивная концепция информации, все разнообразие объектов и процессов структурной (связанной) и оперативной разновидностей информации позволяют обосновать информацию как философскую категорию»[1][2]?

4. В одном из учебных пособий по информатике утверждается: «Основными признаками информации как феномена являются нематериальность, содержательность, неподверженность физическому старению, материальность источника отражения, атрибут любой материи, структурность (семантические, синтаксические, прагматические, технические) аспекты». Какие признаки из этого перечня кажутся лишними? Какие признаки нужно добавить? Как бы Вы отредактировали это утверждение?

5. Прочитайте еще раз слова Платона, приведенные в эпиграфе настоящей главы. Можно ли считать информацию «бесцветной, без очертаний, неосязаемой сущностью, подлинно существующей, зримой лишь кормчему души — уму»? Если нет, то объясните, почему; если можно, то какой тип информации соответствует словам Платона? На Луне жизни нет. Есть ли там информация? Появилась ли информация на Луне после того, как там побывали американские астронавты?

6. Агностики полагают, что информация реально существует, но не считают нужным раздумывать над логически обоснованным определением (дефиницией) этого понятия. «Информация есть информация», — сказал Н. Винер, и его слова часто считаются истиной в последней инстанции. Великий философ XX века Карл Поппер в одной из своих лекций признался, что он «ненавидит определения» и пояснял свою позицию следующим образом: «Считается, что термин не имеет значения, пока вы его не определили. Но можно легко показать, что это очевидная бессмыслица. Аристотель определил человека как „‘двуногого без перьев“. Я уверен, что „двуногое без перьев“ — фраза не более понятная, чем слово „человек“»1. Согласны ли Вы с Карлом Поппером? Многие ученые, используя информационный подход, довольствовались обыденным пониманием информации как «сведений», «сообщений» и т. п. Нельзя ли построить философию информации без определения понятия «информация»?

7. В одном из диалогов Платона Сократ заявил: «И тот, кто рассчитывает запечатлеть в письменах свое знание, и кто в свою очередь черпает его из письмен, полагая, что оно будто бы надежно и прочно сохраняется там на будущее, — оба преисполнены простодушия»[3][4]. Прав ли Сократ?

[1] Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловойреальности. М.: Смысл, 2007. С. 494.

[2] История информатики и философия информационной реальности: учеб, пособие для вузов / под ред. Р. М. Юсупова, В. П. Котенко. М.: Академический проект, 2007.С. 139.

[3] Поппер К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. М., 2008. С. 38.

[4] Платон. Федр. 275d.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой