Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция первая СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ЦЕННОСТИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящем курсе излагается иной взгляд на саму ценность и, соответственно, на содержание и проблемное строение аксиологии. Взгляд этот явился итогом сорокалетних размышлений и историко-теоретических исследований: в конце 50-х годов я включился в начавшуюся у нас в рамках эстетической теории дискуссию так называемых «общественников» и «природников», в которой столкнулись социально-ценностная… Читать ещё >

Лекция первая СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ЦЕННОСТИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лекционный курс, специально посвященный проблемам философской теории ценности, читается на нашем факультете впервые. Представители господствовавшей в СССР версии марксистской философии отвергали само понятие ценности как «буржуазное» и считали аксиологию идеалистическим учением (как, впрочем, и философскую антропологию, и культурологию — все, что выходило за пределы теории познания, к которой сводился диалектический материализм, и содержания исторического материализма, трактованного как «общая социология»). Только в 1960 г. в нашей философии произошел своего рода «аксиологический прорыв» — вышла в свет книга профессора Ленинградского университета В. П. Тутаринова «О ценностях жизни и культуры», в которой был признан сам факт существования ценности как некоего специфического явления, которое следует осмыслить с позиций марксизма. Спустя несколько лет в Киеве вышла монография В. Василенко «Ценность и оценка», а в Ленинграде — составленный А. Харчевым сборник статей «Проблема ценности в философии»; в 1965 г. в Тбилиси был проведен Первый, а в 1985 г. — Второй всесоюзные симпозиумы по теории ценности.

Несмотря на то, что эти симпозиумы привлекли внимание философов к аксиологической проблематике и появилось несколько монографий и сборников статей, затрагивавших разные аспекты теории ценности, существенного влияния на развитие философской мысли в СССР это не оказало. Воспитывавшийся у нескольких поколений советских философов примитивный рационализм и однобокий гносеологизм преодолевались с большим трудом — во всяком случае, ни в одном университете нашей страны до сих пор нет кафедры аксиологии, в новых учебниках по философии, написанных в последние годы, проблема ценности по-прежнему отсутствует, отданная «на откуп» этике и эстетике; только в 1994 г. увидело свет первое в нашей философской литературе исследование истории зарождения и развития теории ценности — книга Л. Столовича «Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии», — но и ее содержание было развернуто по требованию издательства в сторону эстетики, хотя, по сути дела, автор излагал развитие аксиологической мысли в целом. И лишь в 1996 г. в Петербурге б вышла книга Г. Выжлецова «Аксиология культуры», в которой сделана попытка построения общей теории ценности в контексте культуры.

В настоящем курсе излагается иной взгляд на саму ценность и, соответственно, на содержание и проблемное строение аксиологии. Взгляд этот явился итогом сорокалетних размышлений и историко-теоретических исследований: в конце 50-х годов я включился в начавшуюся у нас в рамках эстетической теории дискуссию так называемых «общественников» и «природников», в которой столкнулись социально-ценностная и натуралистическая трактовки сущности эстетического; я предложил для обсуждения третий вариант решения проблемы — ценностнокультурный, трактовавший прекрасное и все другие эстетические ценности как специфические проявления субъектно-объектных отношений. Осознание необходимости выхода на общефилософский уровень разработки теории ценности, сказавшееся в ряде моих статей середины 60-х—начала 70-х годов, а затем в монографиях «Человеческая деятельность», «Мир общения» и в обобщающем исследовании «Философия культуры», привело к выявлению места ценностного сознания в целостном пространстве культуры. Полученные на этом пути результаты позволили мне начать в 1996 г. читать спецкурс «Основоположения теории ценности». Широкое обсуждение его программы, состоявшееся на философском факультете (основные выступления публикуются в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета»), показало, сколь различны еще, даже в пределах одного факультета, представления о ценностях и способы их философского осмысления. Вместе с тем эта дискуссия способствовала и совершенствованию читаемого мной курса, и его изложению в настоящей книге.

Поскольку курс этот теоретический, я не имею возможности специально рассматривать историю аксиологии, тем более что в упомянутой книге Л. Столовича это уже сделано; я считаю, однако, необходимым выявить общие закономерности развития аксиологической мысли, дабы извлечь из этого необходимые методологические уроки и прояснить место теории ценности в современной философии, ее теоретическое и практическое значение на нынешнем этапе развития отечественной и мировой культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой