Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение экономических и экологических показателей дизеля путем реализации комбинированного шеститактного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и одобрены на научно-методических семинарах с участием сотрудников кафедр «Двигатели», «Эксплуатация военной автомобильной техники» и «Автомобильная техника» Челябинского военного автомобильного института (Челябинск, 2005;08 гг.) — на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Приоритетные направления… Читать ещё >

Содержание

  • Основные условные обозначения и сокращения
  • Глава 1. Способы повышения эффективности поршневых ДВС за счёт более полного использования энергии топлива (состояние вопроса)
    • 1. 1. Энергетический баланс поршневых ДВС
    • 1. 2. Известные способы более полного использования «потерь» энергии
    • 1. 3. Цель и задачи исследования
  • Глава 2. Термодинамическая модель комбинированного шеститактного цикла
    • 2. 1. Идеализированный шеститактный цикл поршневого ДВС с изохорно-изобарным процессом подвода энергии в форме теплоты
    • 2. 2. Рабочий цикл поршневого комбинированного шеститактного двигателя
    • 2. 3. Эффективность рабочего цикла шеститактного поршневого ДВС
  • Глава 3. Математическая модель рабочего процесса шеститактного двигателя
    • 3. 1. Понятие математической модели
    • 3. 2. Математическое моделирование поршневых ДВС
    • 3. 3. Основные этапы математического моделирования поршневых ДВС
    • 3. 4. Математическая модель
    • 3. 5. Расчетная методика
  • Глава 4. Экспериментальная установка. Программа и методика исследования
    • 4. 1. Экспериментальная установка
      • 4. 1. 1. Общий вид и принципиальная схема экспериментальной установки
      • 4. 1. 2. Шеститактный двигатель
      • 4. 1. 3. Оборудование экспериментальной установки
      • 4. 1. 4. Оценка погрешности измерений
    • 4. 2. Программа и методика экспериментального исследования
      • 4. 2. 1. Методика проведения первого этапа экспериментального исследования
      • 4. 2. 2. Методика проведения второго этапа экспериментального исследования
      • 4. 2. 3. Методика проведения третьего этапа экспериментального исследования
  • Глава 5. Результаты экспериментального исследования
    • 5. 1. Влияние регулировочных характеристик шеститактного комбинированного двигателя на его индикаторные показатели
    • 5. 2. Оценка адекватности математической модели рабочего процесса шеститактного двигателя
    • 5. 3. Исследование рабочего процесса шеститактного двигателя
    • 5. 4. Оптимизация параметров впрыскивания воды

Повышение экономических и экологических показателей дизеля путем реализации комбинированного шеститактного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время со всей остротой встают проблемы истощения запасов нефти, и угрожающего экологической катастрофой загрязнения окружающей среды отходами многообразной деятельности человека. Поэтому повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания (ДВС) предполагает улучшение их основных показателей. К этим показателям, при повышении теплоисполь-зования, в первую очередь, следует отнести индикаторные показатели. Не менее важна в современных условиях и экологическая безопасность ДВС. Связано это с тем, что ДВС и, прежде всего, поршневые и комбинированные двигатели, являются самыми многочисленными среди тепловых двигателей и источников энергии, потребляемой человечеством. Широкое их распространение обусловлено тем, что в результате многолетнего развития, ставшего возможным благодаря общему научно-техническому прогрессу, успехам металлургии и машиностроения, они достигли весьма высоких энергетических и экономических показателей, обладают достаточной надежностью и хорошо освоены в технологическом отношении. Термодинамические показатели современных поршневых ДВС (ПДВС) близки к предельному теоретически возможному уровню. Однако этот предельный уровень обеспечивает превращение в полезную работу не более 4546% термохимической энергии топлива. Остальная теплота, выделившаяся при сгорании топлива, «теряется» либо с поверхности двигателя и его систем, либо с уходящими из него отработавшими газами (ОГ). Значительная часть «потерь» приходится именно на ОГ. В дизелях они составляют 85−110% по отношению к эффективной мощности, в двигателях с принудительным воспламенением топлива превосходят ее на 25−45% [1, 2, 40, и др.].

Выбрасываемые в атмосферу ОГ содержат большое количество токсичных веществ и сажи [2, 22, 55, 95, 108, 156 и др.]. Их более 280 и они наносят непоправимый вред здоровью человека, возведенным им зданиям и сооружениям, -окружающей природе. В современном двигателестроении снижение экологического вреда, наносимого ПДВС, является важнейшей самостоятельной задачей, 5 решение которой во многих случаях отрицательно влияет на их мощностные и экономические показатели [44, 66, 91, 95, 123, 148 и др.].

Между тем большие «потери» энергии, которыми сопровождается работа ПДВС, свидетельствуют о значительных резервах повышения их показателей в случае утилизации этой энергии. Сказанное относится не только к возможности получения дополнительной работы без потребления дополнительного топлива, но, как показали наши исследования, и к улучшению экологических характеристик ПДВС.

Существует целый ряд технических систем, которые могут быть использованы для утилизации теплоты ОГ ДВС. Сравнительный анализ этих систем, проведенный в настоящей работе, показал перспективность применения комбинированного шеститактного рабочего цикла, предложенного автором [14, 15]. Среди выполненных работ нет комплексного исследования, посвященного данному вопросу одновременного повышения различных показателей поршневых ДВС за счет применения комбинированного шеститактного рабочего цикла. Важнейшим элементом подобного исследования является вопрос дополнительного использования теплоты продуктов сгорания.

Цель работы: — повысить экономические и улучшить экологические показатели дизеля за счет более полного использования термохимической энергии топлива применением шеститактного комбинированного рабочего цикла.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать термодинамическую и математическую модели шеститактного рабочего цикла, сочетающего сгорание топлива с последующей подачей воды в цилиндр, для более полного использования энергии продуктов сгорания топлива.

2. Теоретически оценить эффективность введения в рабочий цикл дополнительных тактов.

3. На базе четырёхтактного ПДВС разработать экспериментальную установку (с системой для подачи в цилиндр воды) в которой возможна реализация шеститактного рабочего цикла и проверить ее работоспособность.

4. Установить закономерности изменения основных показателей шеститактного рабочего цикла в функции параметров, определяющих подачу воды в цилиндр двигателя.

5. Экспериментально оценить эффективность использования термохимической энергии топлива при реализации шеститактного комбинированного рабочего цикла. Проверить адекватность разработанной математической модели.

6. Экспериментально определить сочетание параметров впрыскивания воды в исследуемый шеститактный поршневой двигатель, обеспечивающее наибольшее среднее индикаторное давление.

7. Оценить повышение эффективности использования энергии топлива при реализации шеститактного рабочего цикла по сравнению с четырёхтактным.

Объектом исследования являлся рабочий цикл шеститактного комбинированного двигателя, выполненного на базе одноцилиндрового четырёхтактного дизеля воздушного охлаждения типа ЧВ 12/12,5.

Предметом исследования служили показатели комбинированного двигателя и процессы, протекающие в цилиндре при его работе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается применением комплекса современных информативных и объективных методов исследования, подбором измерительной аппаратуры, систематической ее поверкой и контролем погрешностей, выполнением рекомендаций соответствующих стандартов и руководящих технических материалов на испытания и корректной статистической обработкой экспериментальных данных с использованием ЭВМ. Научные положения и выводы проверены результатами, полученными в ходе экспериментов.

Методы исследования. Работа базировалась на экспериментальных и рас-чётно-экспериментальных методах исследования с использованием традиционных и специальных приборов и оборудования. 7.

Научная новизна работы заключается в следующих положениях, выносимых автором на защиту:

— экспериментально подтверждена гипотеза о возможности одновременного повышения экономических и экологических показателей ПДВС за счет более полного использования энергии топлива применением шеститактного комбинированного рабочего цикла;

— создана термодинамическая и математическая модели, позволяющие исследовать процессы в цилиндре при работе шеститактного комбинированного двигателя, влияние момента начала впрыскивания, давления и количества воды подаваемой в цилиндр двигателя на его мощностные, экономические и экологические показатели;

— установлена взаимосвязь между давлением, количеством и моментом начала впрыскивания воды в цилиндр шеститактного двигателя с одной стороны и его мощностными, экономическими и экологическими показателями — с другой, а также объяснена природа установленных взаимосвязей.

Практическая ценность работы состоит в том, что использование полученной математической модели позволяет расчетным путем оценить влияние давления, количества и момента начала впрыскивания воды в цилиндр шеститактного двигателя на его мощностные, экономические и экологические показатели, а также определить сочетание параметров впрыскивания воды в исследуемый шеститактный поршневой двигатель, обеспечивающее наибольшее среднее индикаторное давление.

Представленные в диссертации материалы могут найти применение в научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях и на заводах, занимающихся созданием ПДВС и теплосиловых установок на их базе.

Реализация результатов работы. Материалы диссертационного исследования используются при выполнении НИОКР в НПК «Агродизель» г. Москва, при выполнении курсовых и дипломных работ, а также при чтении отдельных разделов лекций по дисциплинам «Двигатели военной автомобильной техники», «Конструкция силовых установок многоцелевых гусеничных и 8 колесных машин» и «Теплотехника» в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и одобрены на научно-методических семинарах с участием сотрудников кафедр «Двигатели», «Эксплуатация военной автомобильной техники» и «Автомобильная техника» Челябинского военного автомобильного института (Челябинск, 2005;08 гг.) — на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Приоритетные направления науки и техники, прорывные и критические технологии: -энергетические, экологические и технологические проблемы экономики» (Барнаул, 2007 г.), на IV Международном технологическом конгрессе «Военная техника, вооружение и современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения» (Омск 4−9 июня 2007 г.), на межвузовской научно-технической конференции «Повышение эффективности силовых установок колёсных и гусеничных машин» (Челябинск, 2008 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано семь печатных работ, в том числе две в изданиях, рекомендованных ВАК, получено положительное решение на полезную модель.

Диссертация содержит 157 страниц машинописного текста, включающего 40 рисунков, 16 таблиц и состоит из введения, пяти глав, заключения, списка основной использованной литературы (161 наименование) и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы истощения природных ископаемых энергоресурсов, в первую очередь, нефти, и угрожающего экологической катастрофой загрязнения окружающей среды отходами многообразной деятельности человека с каждым годом становятся острее. Не малый вклад в эти проблемы вносят поршневые двигатели.

В поршневых двигателях внутреннего сгорания процесс превращения теплоты сжигаемого топлива в работу сопровождается значительными «потерями» энергии. В первую очередь это относится к «потерям» теплоты с отработавшими газами. Эту энергию можно утилизировать. Весьма важным направлением при утилизации «потерь» энергии является использование ее для выработки дополнительной работы.

Существенный ущерб наносят окружающей среде и вредные вещества, выбрасываемые поршневыми двигателями внутреннего сгорания в атмосферу. Снижение их вредного воздействия на природу также является первостепенной задачей современного двигателестроения.

Частичного решения указанных проблем можно добиться, преобразовав стандартный четырёхтактный рабочий цикл в комбинированный шеститакт-ный. Более полное использование термохимической энергии топлива применением шеститактного комбинированного рабочего цикла, предложенного в настоящем исследовании, позволяет повысить не только мощностные, но и экономические показатели силовой установки, а также существенно снизить дымность и токсичность, выбрасываемых в атмосферу газов.

В ходе выполнения диссертационной работы:

1. Разработана термодинамическая модель шеститактного рабочего цикла, теоретически оценена эффективность введения в рабочий цикл дополнительных тактов и подтверждена возможность более полного использования энергии топлива.

2. Разработана математическая модель рабочего цикла комбинированного шеститактного двигателя, решение которой реализовано в системе визуального проектирования SIMULINK пакета MATLAB. Сравнение математического и натурного экспериментов подтвердило адекватность модели с достоверностью не менее 95%.

3. На базе четырёхтактного поршневого ДВС создан работоспособный одноцилиндровый двигатель, с системой для подачи в цилиндр воды, в котором реализован комбинированный шеститактный рабочий цикл.

4. Создана экспериментальная установка для исследования рабочего процесса шеститактного двигателя, которая позволила определять мощностные, экономические и экологические показатели в функции параметров впрыскивания воды.

5. Проведен натурный эксперимент на 27 режимах работы двигателя. Впервые получены индикаторные диаграммы комбинированного шеститактного двигателя. Найдены полиномиальные уравнения, адекватно (с достоверностью не менее 95%) описывающие зависимость частоты вращения коленчатого вала ШД, показателя политропы процесса сжатия рабочего тела в нем, а также дымности и токсичности выбрасываемых из него газов от: давления, количества и момента начала впрыскивания воды в цилиндр.

6. Установлен (с помощью математического эксперимента) характер изменения индикаторной мощности, литровой индикаторной мощности, среднего индикаторного давления, индикаторного КПД, удельного индикаторного расход топлива и удельного индикаторного расхода воды в зависимости от давления, количества и момента начала впрыскивания воды в цилиндр.

При номинальной частоте вращения коленчатого вала максимальное среднее индикаторное давление достигается, если давление впрыскивания воды равно 23 МПавпрыскивание начинается за 20 град ПКВ до ВМТцикловая подача воды составляет 0,63 г за цикл.

7. Проведенный при указанных значениях перечисленных факторов натурный эксперимент показал, что комбинированный шеститактный поршневой.

139 двигатель обеспечивает получение следующих индикаторных показателей: индикаторная мощность — 29 кВтлитровая индикаторная мощность — 20,30 кВтсреднее индикаторное давление — 1,39 МПаиндикаторный КПД — 0,59, удельный индикаторный расход топлива 116,8 г/(кВт-ч). Удельный индикаторный расход воды на этом режиме составляет 1,11 кг/(кВт-ч).

Таким образом, реализация шеститактного комбинированного рабочего цикла позволила повысить индикаторную мощность базового дизеля на 11,5%, среднее индикаторное давление на 63,5%, индикаторный КПД на 34% и снизить удельный индикаторный расход топлива на 33,2%.

При этом происходит снижение дымности отработавших газов на 35%, концентрации оксида углерода и углеводородов — на 50%- оксидов азота — на 40%.

Материалы диссертационного исследования используются при выполнении НИОКР в НПК «Агродизель» г. Москва, при выполнении курсовых и дипломных работ, а также при чтении отдельных разделов лекций по дисциплинам «Двигатели военной автомобильной техники», «Конструкция силовых установок многоцелевых гусеничных и колесных машин» и «Теплотехника» в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище. f: Н: Ф ^ ^ ^.

Принцип действия силовой установки, предложенной автором и исследованной в диссертации, уже сегодня может быть реализован на стационарных ДВС-электростанциях и других стационарных объектах, где источником механической энергии являются двигатели внутреннего сгорания. Для изготовления предложенного двигателя не требуется технологического переоснащения предприятия.

Наиболее технологичными в компоновочном плане будут шести и двенадцати цилиндровые двигатели (на этих двигателях углы развала шатунных шеек коленчатого вала составят 180 и 90 градусов). Шеститактный цикл позволяет легко выполнить шестицилиндровый двигатель с оппозитной компоновкой, что дает возможность уменьшить вертикальные габариты двигателя.

Другой важнейшей задачей является разработка в перспективе компактной замкнутой системы питания шеститактного двигателя водой. Эта система должна обеспечивать конденсацию и очистку используемой воды с минимальными потерями. С технологической точки зрения в современных условиях это вполне осуществимо.

Весьма перспективным может быть направление форсирования двигателей применением шеститактного комбинированного цикла. Если впрыскивать вместе с водой в цилиндр такого двигателя небольшую порцию топлива, хотя бы 10−15% от основной, то мощность будет существенно возрастать. Перегретые пары воды будут активно участвовать в окислительных процессах органического топлива.

Каждое конкретное из приведенных предложение представляет собой серьезную самостоятельную инженерно-экономическую задачу, решение которой выходит за рамки настоящего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные двигатели / Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977.-591 с.
  2. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: ИНФРА — М, 1998. — 408 с.
  3. Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский М.: Наука, 1971. — 284 с.
  4. Е.И. Расчет тепло- и массообмена в контактных аппаратах / Е. И. Андреев. — Л.: Энергоатомиздат, 1985. 192 с.
  5. .Л. Повышение эффективности колесных и гусеничных машин совершенствованием и стабилизацией характеристик моторно-трансмиссионных установок / Б. Л. Арав // Дис.. .докт. техн. наук —Челябинск: ЮУрГУ, 2005.-394с.
  6. Л.В. Техническая термодинамика и теплопередача: Учебник для вузов / Л. В. Арнольд, Г. А. Михайловский, В. М. Селиверстов. М.: Высш. шк., 1979.-С. 422−437.
  7. А.И. Повышение мощностных. экономических и экологических показателей силовых установок за счет утилизации теплоты отработавших газов / А. И. Богданов // Дис. .канд. техн. наук-Челябинск, 1999. — 180 с.
  8. Л.Н. Теория вероятностей и математическая статистика / Л. Н. Болынев. М.: Наука, 1987. — 284 с.
  9. Л.Н. Таблицы математической статистики / Л. Н. Большее, Н. В. Смирнов. М.: Наука, 1965. — 474 с.
  10. Ю.И. Устройство автомобилей / Ю. И. Боровских, Ю.В. Бу-ралев, К. А. Морозов. М.: Высш. шк., 1988. — 288 с.
  11. П.Бояджиев Д. Комплексная термоэкологическая оценка теплотехнических систем и ее влияние на выбор оптимального варианта: Тр. IX Межд. конф. по пром. энергетике / Д. Бояджиев. Бухарест, 1978. С. 3−8.
  12. Э.И. Обработка результатов эксперимента при испытаниях дизелей внутреннего сгорания: Учеб. Пособие / Э. И. Брякотин, А. С. Лоскутов. Барнаул. АлтПИ, 1990. — 90 с.
  13. Л.Н. Краткий справочник метролога / Л. Н. Брянский, А. С Дойников М.: Изд-во стандартов, 1991. — 79 с.
  14. О.И. Проблемы и способы более полного использования термохимической энергии топлива ДВС (постановка проблемы) / О. И. Быстров // Повышение экологической безопасности автотракторной техники.- Барнаул: PAT, АГТУ, 2007.-С. 103−107
  15. О.И. Способ повышения экономичности и улучшения экологических свойств ДВС/ О. И. Быстров, B.C. Кукис // Транспорт Урала.-2007. -№ 3 .-С. 22−24
  16. О.И. Один из способов повышения эффективности ДВС / О. И. Быстров // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего востока. № 2. -Новосибирск, 2008. — С.- 112−119.
  17. О.И. Один из способов повышения эффективности ДВС / О. И. Быстров //Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: Науч. вестник ЧВАИ. Вып. № 19. — Челябинск, 2007.-С. 12−16.
  18. В.А. Моделирование образования вредных веществ в цилиндре дизеля. / Математическое моделирование и исследование процессов в ДВС /
  19. Под ред. В. А. Вагнера, Н. А. Иващенко, В. Ю. Русакова. Барнаул: АлтГТУ, 1997.-С. 84−100.
  20. Д.Х. Двигатель КамАЗ 740.11−240 / Д. Х. Валеев // Грузовик. -1997. -№ 12.-С. 19−22.
  21. И.Л. Некоторые теоретические вопросы обеспечения малотоксичной работы автомобильных двигателей: Тр. Республиканской науч.-техн. конф. по проблемам развития автомобильного транспорта / И. Л. Варшавский. Ереван, 1966. — С. 166−192.
  22. И.Л. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля / И. Л. Варшавский, Р. В. Малов. М.: Транспорт, 1968. — 127 с.
  23. А.С. Основы метрологии и технические измерения / А. С. Васильев. М.: Машиностроение, 1988. — 240 с.
  24. В.А. Статические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях / В. А. Вознесенский. -М.: Статистика, 1974.- 192 с.
  25. М.П. Термодинамика / М. П. Вукалович, И. И. Новиков. М.: Машиностроение, 1972. -267 с.
  26. И.В. Теплообменники с жидкокристаллическим теплоносителем в двигателях Стерлинга / И. В. Гоннов, Н. И. Логинов, Ю. В. Локтионов и др. М.: ЦНИИатоминформ, 1989. — 46 с.
  27. И.В. Двигатель Стерлинга: возможности и перспективы / Развитие нетрадиционных источников энергии: Сб. трудов ИАТЭ / И. В. Гоннов, Ю. В. Локтионов. Обнинск, 1990. — С. 156−165.
  28. Л.В. Математическая статистика с элементами теории планирования эксперимента / Л. В. Горская, В. Н. Пицнова. Саратов: СПИ, 1975. -103 с.
  29. A.M., Нестратова З. Н., Подольский А. Г. Процессы в открытых термодинамических системах / A.M. Горшков, З. Н. Нестратова, А. Г. Подольский // Машиностроение. 1987. — № 9. — С. 45−51.
  30. ГОСТ 17.2.2.02−98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.
  31. В.Я. Глушитель с утилизацией теплоты отработавших газов / В .Я. Груданов, В. Н. Цап, JI.T. Ткачев // Автомобильная промышленность — 1987.- № 5.-С. 11−12.
  32. А. Визуальное моделирование в среде MATLAB: учебный курс /. С-Пб.: Питер, 2000. — 432 с.
  33. В. И. Расчетное определение характеристик двигателя Стерлинга / В. И. Даниличев и др. // Двигателестроение. -1984. № 6. — С. 5−7.
  34. B.C. Оценка эффективности различных схем утилизации тепла в судовых дизельных установках / B.C. Данилов // Двигателестроение. -1984. -№ 9.-С. 12−15.
  35. Двигатели внутреннего сгорания Кн. 3: Компьютерный практикум / Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высш. шк., 1995. — 256 с.
  36. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. Орлина А. С" Круглова М. Г. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
  37. Двигатели внутреннего сгорания. Кн.1. — Теория рабочих процессов / Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высш.шк., 1995. — 368 с.
  38. Двигатели Стирлинга // Пер. с англ. Б. В. Сутугина / Под ред. В.М. Бро-дянского. М.: Мир, 1975. — 448 с.
  39. Двигатели Стирлинга / Под ред. М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1977.- 150 с.
  40. Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания / Под ред. В.М. Кондрашова-М.: Машиностроение, 1990−272 с.
  41. В.Д. Пути снижения расхода топлива и токсичности автомобильных двигателей / В. Д. Дмитриенко, Г. М. Савельев. М.: ИППК АП, 1981.-91 с.
  42. Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и их продуктам сгорания / Н. Ф. Дубовкин. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962. — 288 с.
  43. Евдокимов Ю. А Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа / Ю. А. Евдокимов, В. И. Колеников, А. И. Тетерин. М.: Наука, 1980.-228 с.
  44. JI.C. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента / Л. С. Зажигаев, А. А. Кишьян, Ю. И. Романников. М.: Атомиздат, 1978. — 232 с.
  45. А.И. Элементарные оценки ошибок измерений / А. И. Зайдель. -Л: Наука, 1967.-217 с.
  46. А.П. Определение оптимальных условий работы термоэлектрических модулей / А. П. Зайцев, С. В. Зайцев, А. В. Махов // Повышение эффективности судовых энергетических установок: Сб. науч. трудов НИИВТ. — Новосибирск, 1989. С. 36−44.
  47. С.В. Оценка эффективности утилизационной установки / С. В. Зайцев // Исследование и методы повышения эффективности технической эксплуатации судовых энергетических установок: Сб. науч. трудов НИЖВТ. -Новосибирск, 1984.-174 с.
  48. С.В. Перспективная схема утилизации теплоты в энергетических установках речных судов / С. В. Зайцев // Дис. .канд. техн. наук. — JL, 1987 173 с.
  49. В.А. Проблемы оценки дизеля как источника загрязнения окружающей среды дисперсным материалом / В. А. Звонов, Е. А. Симонова // Автостроение за рубежом 2002. — № 2. — С. 4−8.
  50. В.А. Применение метода математического планирования эксперимента для оценки токсичности двигателя / В. А. Звонов, В. В. Фурса // Сб. «Двигатели внутреннего сгорания». Харьков: ХГУ, 1973. — Вып. 17. — С. 99−105.
  51. И.Г. Планирование эксперимента для исследования многокомпонентных систем / И. Г. Зедгинидзе. М.: Наука, 1976. — 390 с.
  52. М.А. Метрологические основы технических измерений / М. А. Земельман. -М.: Изд-во стандартов, 1991. 228 с.
  53. Ю.Э., Мирошников В. В. Системное проектирование двигателей внутреннего сгорания / Ю. Э. Исерлис, В. В. Мирошников. —Л.: Машиностроение, 1981. 255 с.
  54. А.Я., Петров Ю. В. Термодинамический анализ цикла двигателя Стирлинга / А. Я. Коган, Ю. В. Петров // Двигателестроение. -1985. № 2. — С. 36.
  55. В.А. Исследование элементов системы утилизации теплоты на базе двигателя Стирлинга для автомобильной техники / В. А. Козьминых // Дис. .канд. техн. наук. Челябинск, 1994. — 122 с.
  56. Кондратов В. М Тепловой расчет двухтактного карбюраторного ДВС / В. М. Кондратов, С. В. Андреев. Владимир, 1990. — 32 с.
  57. Коссов М. А Современное состояние автомобильных газотурбинных двигателей за рубежом / М. А. Коссов, Г. А. Аверин, А. И. Перетурин // Автомобильные двигатели: Обзорная информация. НИИавтопром. -1984. № 12. — 45 с.
  58. Э.В. разработка математической модели и методики расчета аккумуляторов теплоты на фазовом переходе / Э. В. Котенко // Дис. .канд.техн. наук. Воронеж, 1996. — 125 с.
  59. Кузнецов Е. С Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для ВУЗов / Е. С. Кузнецов, В. П. Воронов, А. П. Болдин. М.: Транспорт, 1991. — 413 с.
  60. B.C. Двигатель Стирлинга как утилизатор теплоты отработавших газов / B.C. Кукис // Автомобильная промышленность. 1988. — № 9. -С. 19−20.
  61. Кукис В. С Некоторые результаты испытаний двигателя Стирлинга размерностью 3,0/6,5 / B.C. Кукис, В. И. Вольных // Двигателестроение. 1984. -№ 10.-С. 12−15.
  62. Кукис В. С ДВПТ размерностью 2,1/5,5 с электрическим выходом мощности / B.C. Кукис, В. А. Гусятников, Н. М. Шарипов // Тез. всесоюзной науч,-техн. конф. «Перспективы развития комбинированных двигателей .» (23−25 сентября 1987 г.). -М, 1987. С. 115.
  63. B.C. Системно-термодинамические основы применения двигателей Стерлинга для повышения эффективности силовых и теплоиспользующих установок мобильной техники / B.C. Кукис // Дис.. д-ра техн. наук. — Челябинск, 1989,-461 с.
  64. B.C. Свидетельство на полезную модель / B.C. Кукис, К. Г. Черных, Д. В. Стрельчик и др. // RU 17 946 U1 F 02 G 5/02. Опуб. 10.05.2001, бюл. № 13.
  65. B.C. Энергетические установки с двигателем Стерлинга в качестве утилизатора тепловых потерь / B.C. Кукис Челябинск: ЧВВАИУ, 1997. -122 с.
  66. B.C. Паровой двигатель для утилизации теплоты отработавших газов ДВС / B.C. Кукис, P.P. Гизатулин, Минкович Е. А. и др. // Свидетельство на полезную модель. RU 21 070, U1, 7 F 01 G 5/02. Опуб. 20.12.2001, бюл. № 35.
  67. B.C. Свидетельство на полезную модель / B.C. Кукис, Д.С. Не-знаев, А. В. Ивойлов и др. // RU 21 219 U1, 7 F 01 G 5/02. Опубл. 27.12.2001, бюл. № 36.
  68. B.C. Термодинамический цикл ДВПТ на базе двигателя ММВЗ-31 121 / B.C. Кукис, Д. С. Незнаев, А. В. Ивойлов и др. // Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: Науч. вестник ЧВАИ, Челябинск, 2000 Вып. 9. — С. 103−106.
  69. B.C. Стабилизация теплового режима работы каталитического нейтрализатора / B.C. Кукис, Д. В. Нефедов // Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: Науч. вестник ЧВАИ. — Вып. 12. Челябинск, 2001. — С. 37−45.
  70. B.C. Утилизационный двигатель с внешним подводом теплоты / B.C. Кукис, В. В. Руднев, M.JI. Хасанова и др. // Свидетельство на полезную модель. RU 21 068 U1 7 °F 01 К 7/00. Опубл. 20.12.2001. Бюл. № 35.
  71. B.C. Двигатель для утилизации теплоты отработавших газов / B.C. Кукис, А. Б. Смолин, А. И. Богданов // Труды международного форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 1. — Москва, 2000. — С. 56−57.
  72. B.C. Утилизационный двигатель с внешним подводом теплоты / B.C. Кукис, А. Б. Смолин, Ю. Ф. Коваленко // «Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин»: Науч. вестник ЧВАИ. Вып. № 9. — Челябинск, 2000. — С. 6−9.
  73. B.C. Повышение экологической безопасности двигателей мобильной техники / B.C. Кукис, M.JI. Хасанова. // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). М.,-2001. С. 130−132.
  74. B.C. Свободнопоршневой паровой термоэлектрогенератор для утилизации теплоты отработавших газов ДВС / B.C. Кукис, M.JI. Хасанова, В. А. Дерябин и др. // Свидетельство на полезную модель. RU 26 600 U1, 7 F 01 G 5/02. Опубл. 10.12.2002. Бюл. № 34.
  75. М.И. Проектный анализ тепловых аккумуляторов / М.И. Ку-колев // Дис. .канд.техн. наук. — Киев, 1996. 113 с.
  76. А.Г. Судовые комбинированные энергетические установки /
  77. A.Г. Куртанзон, Б. С. Юдовин. Л.: Судостроение, 1981. — 216 с.
  78. Лев Ю. Е. Исследование поршневого регенеративного двигателя / Ю. Е. Лев // Дис. .канд. техн. наук. — Барнаул, 1971. 163 с.
  79. Лев Ю. Е. Эксендер / Ю. Е. Лев, Ю. Д. Юнда // Исследование поршневых двигателей. Ангарск: АФ ИЛИ, 1971. — С. 7−10.
  80. В.Д. Аккумулирование тепла / В. Д. Левенберг. М.: Наука, 1991.-83 с.
  81. В.Н. Промышленно-транспортная экология: Учеб. Для вузов /
  82. B.Н. Луканин, Ю. В. Трофименко. — М.: Высш. шк., 2001. -273 с.
  83. А.И. Автомобильные газотурбинные двигатели: Учебное пособие / А. И. Лушпа. М.: МАДИ, 1986. — 85 с.
  84. А.В. Теория теплопередачи / А. В. Лыков. М.: Высш. шк., 1967. -600 с.
  85. А.В. Теория тепло- и массопереноса / А. В. Лыков, Ю. А. Михайлов. -Л.: Наука, 1963. 535 с.
  86. В.А. Экологические показатели ДВС / В. А. Марков, С. А. Аникин, Е. А. Сиротин // Автомобильная промышленность. -2002. № 2. — С. 13−15.
  87. А.П. Выбор определяющих параметров комбинированного дизеля с системой вторичного использования теплоты / А. П. Марченко // Дис.. канд. техн. наук. Харьков, 1984. — 258 с.
  88. Математическое моделирование и исследование процессов в ДВС / Под ред. В. А. Вагнера, Н. А. Иващенко, В. Ю. Русакова. Барнаул: АлтГТУ, 1997. -198 с.
  89. В.И. Автомобили КамАЭ-5320, КамАЭ-4310, Урал-4320: Учеб. Пособие / В. И. Медведков, С. Т. Билык, Г. А. Гришин. М.: ДОСААФ, 1987.-372 с.
  90. Методика выбора и оптимизации контролируемых параметров технологических процессов // Методические указания. РДМУ 109−77. — М.: Изд-во стандартов, 1978. 47 с.
  91. М.А. Основы теплопередачи / М. А. Михеев, И. М. Михеева. — М.: Энергия, 1977. 344 с.
  92. Надежность и эффективность: Справочник. Т.1. — М.: Машиностроение, 1988.-224 с
  93. В.В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов /В.В. Налимов, Н. А. Чернова. М.: Наука, 1965, — 340 с.
  94. Д.В. Методика расчета двухфазных тепловых аккумуляторов для системы выпуска поршневого двигателя / Д. В. Нефедов // Воен. автомоб. ит. Рязань, 2001. — 15 с.:Деп. В РГАНТИ 25.06.01, №В4721.
  95. JI.A. Системы подогрева тракторных дизелей при пуске / JI.A. Николаев, А. П. Сташкевич, И. А. Захаров. М.: Машиностроение, 1977. -191 с.
  96. А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей / А. В. Николаенко. М.: Колос, 1984. — 335 с.
  97. A.JI. Основы инженерной экологии в двигателестроении: Учеб. пособ. / A.JI. Новоселов, А. А. Мельберт, C.JI. Беседин Барнаул: АлтГ-ТУ, 1993.-99 с.
  98. A.JI. Снижение токсичности автотракторных дизелей: Учеб. пособ. по целевой подготовке специалистов ДВС / A.JI. Новоселов, С. В. Новоселов, A.JI. Мельберт, А. В. Унгефук. Барнаул: Алт. ГТУ, 1996. — 122 с.
  99. .Б. Тепловой баланс малоразмерного дизеля с частичной теплоизоляцией внутрицилиндровых процессов /Б.Б. Огородников и др. // Двигателестроение. 1986. — № 8. — С. 3−5.
  100. П.Л. О проблемах и перспективах создания адиабатных дизелей / П. Л. Озимов, В. К. Ванин // Автомобильная промышленность. — 1984. № 3. — С. 3−5.
  101. В.А. Разработка и исследование аккумулятора теплоты фазовых переходов для речных судов / В. А. Орехов // Дис. .канд.техн. наук. -Владимир, 1994. 123 с.
  102. А. С., Круглов М. Г. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для ВУЗов / А. С. Орлин, М. Г. Круглов. М.: Машиностроение, 1990. — 288 с.
  103. .Р. Разработка комбинированного двигателя Стирлинга с рабочим поршнем двойного действия и оптимизация его теплообменников и привода / Б. Р. Орунов // Дис.. .канд. техн. наук. М., 1985. — 143 с.
  104. Основные математические формулы: Справочник / Под общ. ред. Ю. С. Богданова Минск: Выща шк., 1988. — 269 с.
  105. И.Н. Аккумулирование энергии за счет теплоты плавления солей: изучение компактного теплообменника с кристаллизацией соли / И. Н. Панталоне // Пер. с итал. М.: Мир, 1979. — 113 с.
  106. Пат. 4 219 075 США, МКИ С 09 К 5/00. Теплоаккумулирующее устройство. Т. 997. — № 4. Опубл. 26.08.80 — НКИ 70−134. — 3 с.
  107. Пат. 4 249 592 США, МКИ С 09 К 5/00. Высокотемпературное хранение тепла и система восстановления. Т. 1003. — № 2. Опубл. 10.02.81- НКИ 13−56. — 6 с.
  108. P.M. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС / P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др. Л.: Машиностроение, 1990. -328 с.
  109. P.M. Рабочие процессы поршневых машин / P.M. Петриченко, В. В. Оносовский. Л.: Машиностроение, 1972. — 168 с.153
  110. В.А., Данилов B.C. Термодинамическая оценка систем утилизации теплоты отработавших газов в судовых дизельных установках / В. А. Петухов, B.C. Данилов // Двигателестроение. 1987. — № 5. — С. 7−11.
  111. П.И. Поршневые компрессоры — Т. 1. Теория и расчет / П. И. Пластинин.-М.: Колос, 2000. — 456 с.
  112. П.И. Теория и расчет поршневых компрессоров / П. И. Пластинин.- ВО «Агропромиздат», 1987. — 271 с.
  113. .Е. О повышении экономичности и снижении токсичности отработавших газов дизелей / Б. Е. Поликер, JI.JI. Михальский // Грузовик. -1997.- № 10.-С. 29−31.
  114. Попырин J1.C. Математическое моделирование и оптимизация теплоэнергетических установок / J1.C. Попырин. М.: Энергия, 1978. — 416 с.
  115. М.С. Температура выхлопных газов адиабатизированного двигателя / М. С. Приходько, В. В. Староверов, О. В. Дрижеев. // Волгоградский политехи, ин-т. Волгоград, 1986. — 8 с. — Деп. в ЦНИИТЭИтяжмаш 18.09.86., № 1742-ТМ.
  116. Пьезоэлектрический двухлучевой индикатор давления типа 2780-S: Руководство по эксплуатации. — Будапешт: Орион-КТС, 1978. — 88 с.
  117. Г. И. Выбор масштабов при моделировании / Г. И. Разоренов. -М.: Советское радио, 1973. 160 с.
  118. Г. Двигатели Стирлинга / Г. Ридер, Ч. Хупер // Пер. с англ. М.: Мир, 1986.-464 с.
  119. В.В. Утилизации теплоты отработавших газов автомобильных двигателей /В.В. Руднев, M.JI. Хасанова, А. Б. Смолин // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. МА-ДИ (ГТУ). М.,-2001. С. 168−173.
  120. P.M. Утилизация тепла в судовых дизельных установках / P.M. Селиверстов. Л.: Судостроение, 1973. — 256 с.
  121. Н.Н. Развитие теории цепных реакций и теплового воспламенения / Н. Н. Семенов. -М.: Знание, 1969. 126 с.154
  122. А.Б. Система утилизации теплоты автомобильных двигателей / А. Б. Смолин, В. В. Руднев, M.JI. Хасанова // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. / МАДИ (ГТУ). М.,-2001. — С. 165−167.
  123. Современные дизели: повышение топливной экономичности и длительной прочности: Под ред. А. Ф. Шеховцева / Ф. И. Абрамчук, А. П. Марченко и др. Киев: Техника, 1992 — 27 с.
  124. Теплотехника / Под ред. В. Н. Луканина. 2-е изд. перераб. — М.: Высш. шк., 2000. — 671 с.
  125. В.Б. Планирование и анализ эксперимента / В. Б. Тихомиров. -М.: Легкая индустрия, 1974, 264 с.
  126. Транспортные машины с газотурбинными двигателями / Под ред. Н. С Попова. — Л.: Машиностроение, 1987. — 259 с.
  127. Г. Двигатели Стирлинга / Г. Уокер // Пер. с англ. Б. В. Сутугина, Н. В. Сутугина. — М.: Машиностроение, 1985. — 408 с.
  128. Химический энцеклопедический словарь /Под ред. И. Л. Киунянца. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 103 с.
  129. Химия нефти и газа: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. А. Проскурякова, А. Е. Драбкина. Л.: Химия, 1989. — 301 с.
  130. В.П. Новый взгляд на токсичность автомобильных двигателей в условиях городского движения / В. П. Хортов // Грузовик. 2000. — № 5. — С. 8−11.
  131. В.П. Новый взгляд на экологическую опасность АТС / В. П. Хортов // Автомобильная промышленность. — 2000. № 6. — С. 22−24.
  132. А.С. Судовые вспомогательные и утилизационные парогенераторы / А. С. Храпченков. Л.: Судостроение, 1979. — 280 с.
  133. Н.И. Об использовании энергии отработавших газов после газовой турбины в силовых установках / Н. И. Цветкова // Энергомашиностроение. — 1964.-№ 6.-С. 41−45.
  134. С.А. Оценка уменьшения расхода топлива в карбюраторном двигателе при использовании бензоэтановой смеси и системы утилизации теплоты / С. А. Шахидулла // Дис. .канд. техн. наук. Харьков, 1985. — 209 с.
  135. А.А. Характеристика утилизационных паровых турбин двигателей внутреннего сгорания / А. А. Шейпак // Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: Тез. межвузовской науч.- техн. конф. Челябинск, 1991. С. 72−73.
  136. Н.К. Основы термодинамической оптимизации транспортных дизелей / Н. К. Шокотов. Харьков: Висща шк., 1980. — 119 с.
  137. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС / Под общ. ред. P.M. Петриченко. — JL: Машиностроение, 1990. — 328 с.
  138. Эффект теплового взрыва в сверхкритической воде / А. А. Востриков, Д. Ю. Дубов, С. А. Псаров // Информационный материал НИР (грант № ЗН—119— 01) Новосибирск: Институт теплофизики СО РАН, 2001.
  139. El Masri М.А. Energy Analyses of Combined Cycles: Part 1 — Air — Coled Brayton — Cycled Gas Turbines / M. A. El — Masri // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. — 1987. — № 2. — P. 228−238.
  140. Kittelson D.B. Formation of nanoparticles during exhaust dilution / D.B. Kittelson Abdul-Khalek I // EFI Members conference «Fuels, Lubricants, Engines & Emissions' 1999. — January 18−20. — 13 p.
  141. James C. A comparison of the Bader-Deuflhard and the Cash-Karp Runge-Kutta integrators for the GRI-MECH 3.0 model based on the chemical kinetics code Kintecus. / C. James. T. Ianni // Vast Technologies Development, Inc., US, 1999. -P.84−91.
  142. Jennifer C. Reitz MODELING SPRAY Atomization With The Kelvin-Helmholtz/Rayleigh-Taylor Hybrid Model / C. Jennifer, R. Beale // Engine Research Center, University of Wisconsin-Madison, Madison, Wisconsin, USA, 2001. P. 98 105.
  143. Performance simulation and gas dynamics. // WAVE. Product description. Ricardo Software, 2004. 94 p.
  144. Meijer R.J. The Philips Stirling engine / R.J. Meijer // De ingenieur. 1969. -№ 19.-P. 81−93.
  145. Willard W. Pulkrabek Engineering Fundamentals of the Internal Combustion Engine // Prentice Hall, Upper Saddle River. New Jersey, 2003. P. 111−119.157
Заполнить форму текущей работой