Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение качества обслуживания населения и разработка системы управления автобусными перевозками по видам сообщений на основе комплексного критерия качества в условиях рыночных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

России, особенно в городах, приблизилось в настоящее время к критической отметке. Так только в 1994 году перевозки пассажиров в Р§уменьшились троллейбусами на 3,3%, а автобусами на 4,9^&bdquo-Парк самих автобусов сократился на 5,7. Сотни автобусов, троллейбусов и трамваев давно пережили свой амортизационный срок службы и подлежат списанию. Годовая потребность по замене устаревшего парка… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.в
  • Глава I. " Анализ современного состояли качества транспортного обслуживания-населения' автобусными перевозками
    • 1. 1. Место и роль в перевозочном процессе повышения качества транспортного обслуживания населения
    • 1. 2. Анализ литературных источников в системном подходе повышения качества транспортного обслуживания населения."
    • 1. 3. Система понятий и номенклатура показателей качества транспортного обслуживания населения
    • 1. 4. Анализ передового опыта в управлении производственной деятельностью пассажирских автотранспортных предприятий
    • 1. 5. Методика оценки и стимулирования качества труда работников автотранспортных предприятий

Повышение качества обслуживания населения и разработка системы управления автобусными перевозками по видам сообщений на основе комплексного критерия качества в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночные отношения в Российской Федерации привели к коренной ломке системы управления пассажирскими автомобильными перевозками (ПАП), которая отразилась на снижении качества транспортного обслуживания населения (ТОН) в городском, пригородном и междугородном сообщении. Период становления рынка автотранспортных услуг оказался болезненным прежде всего из-за ресурсного голода и рыночных преобразований: появились новые формы собственности, возникли новые вида профессиональной деятельности, рынок автобусных услуг подвидам сообщения получает стихийное развитие и практически неуправляем из-за внедрения в перевозочный процесс частного извоза" Управление автобусными перевозками в большинстве больших городов и регионов России нарушено и осуществляется без должной координации с другими видами транспорта. Государственное регулирование процесса функционирования пассажирскими перевозками осуществляется недостаточно эффективно. Качество ТОН за последние пять лет имеет тенденцию к снижению, что отражается на его социальной значимости (ухудшились качественные показатели обслуживания пассажиров, снизилась регулярность движения, возросло количество сорванных рейсов, увеличились интервалы движения автобусов на маршрутах и их наполняемость и, как следствие, возросло время на транспортные передвижения населения).

Автобусами перевезено в 1994 году 23,3 млрд. пассажиров (94,9% к уровню 1993 года, трамваями и троллейбусами — 16,4 млрд. пассажиров, т. е. 95,3% к уровню 1993 года). Доля городских перевозок ежегодно возрастает и на начало 1995 года в среднем по России составило 42,1% (в других городах 80−90%) от общего объема перевозок, что частично снимала напряженность транспортного обслуживания населения в часы пик (таблЛЛ). Транспортное обеспечение населения.

Объемы перевозок пассажиров и пассажироооорот транспорта общего пользования России в 1990;1995 гг.

Объем перевозок пассажиров, млн. человек 1 Пассажирооборот, млрд. пасс.-км транспорта ! рде^ ! ! 1991? ! 1992 ! П993? ! 1994 ! ! 1995 1 ! 1990 ! !1991 ! т ! 1992 П ! 993 ! 1 1994 ! 1995 1.

Железнодорожный ' 3143 2677 2372 2324 2062 1833 274,4 255,0 253,2 272,2 227,1 192,2.

Автомобильный 29 183 27 828 25 140 24 263 23 536 22 883 271,1 258,6 216- I 202,3 195,2 189,2 в т. ч. автобусный 28 626 27 302 24 874 23 438 22 817 262,2 250,7 212,3 200,3 193,8 188,2.

Городской электрический 15 715 18 853 20 257 21 439 20 619 20 261 80,6 83,6 91,8 101,4 100,1 98,5.

Воздушный 91 86 63 42 34 32 159,5 150,4 117,7 83,2 72,3 71,7.

Внутренний водный 90 75 44 40 28 25 4,8 3,7 1,9 1,6 1,2 1,1.

Морской 16 14 9 6 4 3 0,6 0,5 0,5 0,3-. 0,3 0,2.

Всего: 48 238 49 533 47 885 48 114 46 283 45 037 791,0 751,8 681,2 661,0 596,2 552,9.

Примечание. Официальные данные опубликованы в журнале Автомобильный транспорт № 1,1998 год.

России, особенно в городах, приблизилось в настоящее время к критической отметке. Так только в 1994 году перевозки пассажиров в Р§уменьшились троллейбусами на 3,3%, а автобусами на 4,9^&bdquo-Парк самих автобусов сократился на 5,7. Сотни автобусов, троллейбусов и трамваев давно пережили свой амортизационный срок службы и подлежат списанию. Годовая потребность по замене устаревшего парка городского подвижного состава удовлетворяется на 42−45%* Например, если автобусные парки в конце 80-х годов получали ежегодно до 20 тысяч новых автобусов и 3 тысячи венгерских «Икарусов», то в 1993 году было приобретено всего 9,4 тысячи автобусов, а в 1994 г. — менее 9,0 тысяч. Эти причины приводят к закрытию автобусных маршрутов и снижают регулярность движения на действующих маршрутах. Так, только в 1994 году было закрыто 4427 автобусных маршрутов и регулярность снизилась с 90,2 до 85,1 процента. В управлении пассажирскими перевозками используются конъюктурно-ориентировочные системы на случайные воздействия спроса на автобусное обслуживание и его удовлетворение, отсутствуют нормативы качества ТОН с учетом норм государственного экономического регулирования автотранспортной деятельностью по видам сообщения. Отсюда следует насущная необходимость в разработке определенных нормативов по качеству ТОН, что является актуальным, так как это касается проблем лицензирования и квотирования автотранспортной деятельности- .Внедрение нормативов по качеству ТОН городов и жителей регионов должны быть обоснованы полными и достоверными способами и отображать их потребности в перевозках с учетом прибыльности для предприятий осуществляющих эти перевозки, т. е. должно обеспечиваться экономическое регулирование перевозочной деятельностью с учетом специфических особенностей региона (перевозка курортников, туристов, обслуживание жителей сельской местности, обслуживание крупных промышлении предприятий, обеспечение перевозок в часы «пик» и др.)*.

Особое место в системе управления качеством перевозок пассажиров автобусами занимает оптимизация выбора организационной структуры управления пассажирскими перевозками, которая должна отражать сущность рыночного воздействия на систему управления транспортным процессом и учитывать ресурсный дефицит, который изменяется в пространстве и во времени. Ресурсный дефицит формирует особый вид условий управления перевозочным процессом пассажиров с учетом вида сообщения и характеризует интенсификацию всех внутренних процессов в системе, повышая ее напряженность. Управленческие решения требуют теоретических обоснований и тесной связи с нормативными воздействиями через государственное регулирование по более качественному ТОН. Эти условия не выполняются в настоящее время, что сдерживает упорядочение развития пассажирских перевозок в конкретных городах и регионах России. Разработка и внедрение теоретических методов и путей повышения качества обслуживания населения и управления автобусными перевозками по видам сообщения становятся важнейшими направлениями совершенствования экономики на транспорте и общественной жизни в городе, регионе и стране в целом.

Методологический аспект к решению поставленных задач требует привлечение глубоких знаний и способов из других областей знаний (прикладной математики, экономической кибернетики, теории систем, использование ПЭВМ и др.). Только такой комплексный подход обеспечивает решение перспективных проблем пассажирского автомобильного транспорта (ПАТ), который позволяет с использованием комплексных систем управления качеством перевозок пассажиров (КСУ КПП) обеспечить более полное удовлетворение населения в качественном обслуживании с учетом вида сообщения.

Вот почему такого рода разработки являются актуальными и являются основными в практической деятельности всех структур звеньев автотранспортных предприятий и Министерства транспорта РФ, которые подтверждаются решением расширенного заседания Совета Департамента автомобильного транспорта (AT) Министерства транспорта Pi, состоявшемся в мае 1996 года, которые отражены в концепции государственной транспортной политики РФ и одобрены постановлением Правительства РФ i II43 от 8 сентября 1997 г. Эта концепция прежде всего направлена на обеспечение более полного удовлетворения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров, повышение качества транспортного обслуживания населения, устойчивого и безопасного функционирования транспортных систем, осуществление дальнейших экономических и институциональных преобразований и повышение на этой основе эффективности производства и финансовой устойчивости. усиление социальной и правовой защиты работников подотрасли, совершенствование взаимодействия Федеральных, региональных и местных органов управления транспортом, а также механизмов государственного регуяи-рования.Решено также принять меры по повышению нормотворческой деятельности, ускорению разработки по введению в действие в установленном порядке законодательных и нормативных актов, продолжить работу по совершенствованию системы и дальнейшему формированию структур управления на автомобильном транспорте, налаживанию тесного взаимодействия с территориально-отраслевыми органами, содействию организации автотранспортных общественных союзов (ассоциаций).

Исследованию различных аспектов проблемы повышения качества обслуживания пассажиров автобусами посвящены работы ученых и специалистов: С. П. Артемьева, А. Аррак, M JE. Антошвили, М. Д. Блатнова, А. А. Бочурина, Е. А. Барковой, Г. Н. Банделадзе, В.М. В. М. Васильева, М. А. Вайнштока, Г. А. Варелопуло, Е. П. Володина, Г. А, Гуревича, В"А.Гуд~ кова, Л. В. Григоренко, О.А. Д/митрашку, О. А. Дмитриева,. , АД. Зиль-бертаяя, А"С. йгнатенко, В. В. Игнатьева, П. П. Кобозева, Л. А. Кудрявцева, Е. С «Кузнецова, Г, И. Клинковштейна, Е. М. Лобанова, Д. М, Лившица, Л#Б* Миротина, Э. Е. Муна, ЧД. Молодых, Ю. А. Поспелова, С. Г. Писарева, В. Н. Парахиной, А. В. Сарычева, И. АвСпирина, 0"Г.Томаревской, М.С.§ ишель-сона, Л. И. Тульчинского, М. В. Хрущева и др. Болыная работа в этих направлениях проводится также практическими работниками автотранспортных предприятий и организаций страны.

Анализ этих трудов указывает только на становление и развитие отдельных вопросов в системном подходе повышения качества ТОН, требуют дальнейшего совершенствования и научного обоснования используемые КСУ, а также материалы по разработке новых структур управления на ПАТ и нормативных актов.

До настоящего времени не установились твердые понятия качества транспортного обслуживания пассажиров (ТСП) и какими критериями его характеризовать в различных условиях и видах сообщения, требуют совершенствования комплексные рекомендации по управлению качеством обслуживания населения с учетом вида транспорта*.

Системный подход к совершенствованию качества ТОН, используемый автором, позволяет одновременно на практике решать социальные вопросы и повышать прибыльность АТП. Исследования, выполненные в рамках данной диссертации, соответствуют целевым комплексным программам Федеральной автотранспортной службы Министерства транспорта Российской Федерации.

Актуальность этих проблем и необходимость их решения в комплексе определили выбор темы исследования.

Целью работы является разработка на уровне научного обобще-щения мероприятий по повышению качества обслуживания населения и совершенствованию системы управления автобусными перевозками по видам сообщений на основе комплексного критерия качества .В соответствии с намеченной целью в работе решаются следзующие задачи:

1) разработка номенклатуры показателей качества ТОН и методик их определения по видам сообщений ;

2) установление количественных зависимостей влияния основных факторов на качество ТОН и разработка комплексного критерия качества ;

3) разработка научных основ по совершенствованию системы управления автобусными перевозками на основе комплексного критерия качества ТОН ;

4) разработка нормативных показателей качества ТОН по видам сообщений ;

5) систематизация требований для прогноза развития потребностей в подвижном составе по видам автобусных перевозок, обеспечивающих качественный уровень ТОН ;

6) разработка технико-организационных и экономических основ развития автобусных перевозок, направленных на повышение качества ТОН.

Методы исследования включают общую теорию систем, теорию экономического анализа, экономику автомобильного транспорта, информатику, программирование и обработку статистических данных на ПЭВМ. В качестве основного источника фактического материала исследования использовались данные, собранные автором по разрабатываемой проблеме, материалы проводимых экспериментов и опытного вредрения мероприятий по совершенствованию организации работы автобусов, статистический материал, опубликованный в отечественной и зарубежной литературе, теоретические и методические разработки НИЙАТ и других известных центров научной деятельности в данной области-МЩ (ТУ) ГАУ, ЦЭШ, ИКТП, а также опубликованные материалы по экономике, организации управления и планирования автотранспорта, важнейшие из которых приведены в диссертации. В процессе исследования.

ТОН с учетом вида перевозок и приведены научно обоснованные нормативы уровней качества обслуживания пассажиров по маршрутам. Теоретически обоснована необходимость совершенствования существующих КСУ КПП. Разработаны методологические аспекты совершенствования системы управления пассажирским автомобильным транспортом, с учетом требований комплексного критерия качества, а также основные предпосылки создания новых структурных форм управления ПАТП. Разработаны научные основы более качественного автобусного обслуживания рабочих и служащих мелких и крупных промышленных предприятий, жителей курортных зон и сельской местности. Приведены технико-организационные и экономические основы развития автобусных перевозок, направленные на повышение качества ТОН маршрутными автобусами с учетом комплексного критерия качества.

Практическая ценность результатов исследований по диссертации заключается в разработке комплексного критерия качества ТОН и реализации нормативно-методических документов, получивших применение в научно-исследовательской и практической работе автотранспортных предприятий. Отдельные разработанные Положения и методики изложены в «Правилах организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» (Приказ Министра № 200 от 31.12.81 г.).Разработанные в диссертации методики решения поставленных задач по проблеме исследований, их основные положения используются работниками ПАТ страны, а также студентами вузов автотранспортных факультетов, с учетом получения определенного экономического эффекта.

Предложенные в диссертации теоретические и научно-методические разработки, методы, алгоритмы, программы и проекты нормативных актов использованы с подтверждением соответствующих актов:

ПАТП Федеральной автотранспортной службы России Министерства транспорта Р§-, территориально-транспортными объединениями (акционерными обществами) — Орловским, Калужским, Краснодарским, Ставрополь ским, Куйбышевским и" др., а также на Кубепри создании типовых структур городской и региональной системы управления пассажирскими автомобильными перевозкамипри развитии и совершенствовании в городах комплексных систем управления качеством перевозок пассажиров;

Министерством автомобильного транспорта РФ при определении потребного количества автобусов на перспективу, организации работы автобусов в часы «пик» и до. методикиаспирантами и студентами автотранспортных факультетов Ставропольского государственного технического университета и Кубанского государственного технологического университетав учебных пособиях и книгах автора для курсов лекций по дисциплинам: «Основы управления качеством транспортного обслуживания населения» ," Технология, организация и управление пассажирскими перевозками", «Единая транспортная система» ," Транспортная планировка городов" .

Автором разработаны и практически используются на ПАТП, объединениях и акционерных обществах: методика по совершенствованию транспортного обслуживания населения в часы «пик» — рекомендации по государственному управлению и регулированию пассажирским автомобильным транспортом на уровне регионарекомендации по определению дотаций на городском пассажирском транспорте, а также требования по квотированию, лицензированию и сертификации автобусных маршрутовметодика выявления резервов и повышения скоростей движения автобусов с обоснованием экспрессных и скоростных режимов движения, работы автобусов на укороченных маршрутахметодика потребного количества автобусов на перспективу по.

4 В видам сообщения с использованием ПЭВМметодика определения уровня качества обслуживания пассажиров по видам сообщения с использованием ПЭВМметодика составления маршрутных расписаний движений автобусов.

Разработанные автором методологические принципы совершенствования системы управления пассажирским автомобильным транспортом на основе комплексного критерия качества могут быть использованы администрациями всех регионов субъектов Российской Федерации и других республик, Реализация научных предпосылок автора позводила Минавтотрансу Р®создать еще в 1986 году на трассе Рос-тов-на~Дону-4Йахачкала (в:т.Пятигорске) «Межобластное производственное объединение автовокзалов и автостанций* с высокой культурой обслуживания пассажиров.

Исследуя проблему интенсификации транспортного процесса как составную часть повышения эффективности автомобильного пассажирского транспорта и качества ТОН, автор рассматривает ее комплексно с позиции социальной направленности и социальных требований. Проведенные исследования позволили выявить имеющиеся резервы на ПАТП в вопросе улучшения качества обслуживания населения и с учетом динамики наметить основные пути их практической реализации с целью дальнейшего совершенствования транспортного процесса, направленного на повышение эффективности использования автобусов при обслуживании населения, проживающего в городах, сельской местности и в курортных зонах. Реализация результатов исследований осуществлена в практическом применении на базе экономико-математических моделей, общей и частных методик выявления резервов улучшения качества обслуживания пассажиров по видам автобусного сообщения. Исследования проводились автором на автобусных маршрутах в городах Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Краснодаре, Орле, п.

Ставрополе, Сочи, Пятигорске и др. Результаты этих исследований реализованы в виде отдельных рефератов и научно-исследовательских работ (автор-научный руководитель и исполнитель)"выполненных в рукописи и опубликованных в виде книг, статей и брошюр через ЦБНТИ Минавто-транса РСФСР и другие издания.:

Исследования и результаты, полученные в диссертации, отражены в целом ряде научно-теоретических и прикладных работах, опубликованных издательствами «Транспорт» ," Автомобильный транспорт", ЦБНТИ Минавтотранспорта РСФСР, Калужское книжное издательство, Краснодарское книжное издательство"Центральное правление НТО и дорожного хозяйства, Ставропольское укрупненное книжное издательство, в материалах ЦНТИ всесоюзных научно-технических конференций (Краснодар, Ша-уляй, Ташкент, Ставрополь, Курган, Москва, Харьков, Киев, Ленинград, Калининград, Саратов и др.), а также в сборниках научных трудов и отчетах о научно-исследовательской работе. Они широко используются автором в учебно-педагогической, методической и общественной работе, а также в научно-исследовательской работе студентов. Материалы, изложенные автором, были отражены в периодической печати газет:" Известия" ," Орловская правда" ," Советская Кубань" ," Ставропольская правда" и Пятигорскому телевидению в 1985 году, а также в лекционных курсах при переподготовки и повышении квалификации инженерно-технических работников автотранспортных предприятий.

Выводы, предложения и рекомендации научных исследований, методологических, методических и практических разработок автора нашли отражение в производственно-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, товариществ и акционерных обществ пассажирского автомобильного транспортам также по Минавтотранспорту РСФСР в целом, в частности по вопросам определения потребного количества автобусов по областям и краям Российской Федерации на перспективу до 1990 года (используются также на Кубе в переводе) на основе комплексного критерия качества обслуживания пассажиров, а также в Правилах организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (Приказ 1 200 от 31.12.91) .

В процессе работы над диссертацией, а также после ее завершения, основные положения работы и результаты исследований докладывались и были одобрены на всесоюзных (всероссийских) и республиканских конференциях и семинарах в городах Харькове, Киеве, Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Краснодаре, Кургане, Риге «Тбилиси, Шау-ляе, Ташкенте — научно-технических и технико-экономических советах ПАТП, объединений и управлений Министерства автомобильного транспорта РСФСР (1972;1985 гг.) — на научно-технических конференциях Ставропольского государственного технического университета (СтГТУ) (1976;1985 гг.), МАДИ (ТУ). (1972,1995,1997 гг.), НИНА! и его структурных подразделений (1970;1985 гг.), на кафедре СтГТУ (1980;1985), на научно-методических конференциях СтПЙ (1980;1985 гг., 1997 г.) — на расширенных заседаниях кафедр СтГТУ «Эксплуатация автомобилей», «Ремонт машин», «Экономика и организация автомобильного транспорта» с участием представителей ПАТП и заинтересованных организаций (1979;1985 гг.), на кафедре «Автомобильные перевозки и дорожные машины» Кубанского государственного технологического университета с участием руководителей акционерных обществ г. Краснодара и Краснодарского края, осуществляющими пассажирские перевозки (1993;1997гг).

Теоретическое и прикладное значение работ, выполненных автором или при его непосредственном участии, и возможность широкого использования их выводов и рекомендаций в практической деятельности нашли отражение в ряде рецензий на авторефераты и диссертации сщекателей кандидатов и докторов технических наук и аппонировании диссертаций.

Отдельные разработки автора научного и прикладного характера (например, организация скоростного и экспрессного движения автобусов, движении автобусов по обособленным полосам и др.) использованы учеными и специалистами в научных и учебно-методических изданиях в области совершенствования организации пассажирских автомобильных перевозок, а также в учебном процессе институтов на автотранспортных факультетах /25−45/.

Диссертантом подготовлено 14 отчетов по НИР в области совершенствования организации автобусных перевозок, опубликовано 115 работ общим объемом более 120. печатных листов- 65 теоретических исследований и практических рекомендаций научно-методологического и методического характера, общий объем которых превышает 86 печатных листовнепосредственно выполнены по теме диссертации 67 работу том числе шесть книг, одно учебное пособие, десять брошюр.

Диссертация изложена на SSO страницах машинописного текста, из которых 25Z страницы основного текста и состоит из введения, шести глав, общих выводов, 85 рисунков, 62 таблиц и библиографии, включающей 293 наименования основной использованной литературы. Приложения диссертации содержат формы, акты, таблицы и другие документы, подтверждающие реализацию результатов исследований на ПАТП, в территориальных объединениях, транспортных управлениях, акционерных обществах, в учебном процессе и муниципальных органах, а также отражают расчеты экономической эффективности основных мероприятий по совершенствованию управления качеством ТОН на основе комплексного критерия качества (KHK).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой