Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коммуникативная компетентность телеведущего: критерии эффективности речевого поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммуникативность — умение эффективно общаться с людьми с разным статусом (зрителями, сотрудниками, руководством телеканала, коллегами, партнерами и т. д.), устанавливать контакты, получать и обрабатывать информацию и доносить ее до зрителей, мастерское владение словом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Телевизионная коммуникация как процесс опосредованного общения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Коммуникативная компетентность как критерий профессионализма телеведущего
    • 1. 1. Понятие коммуникативной компетентности
    • 1. 2. Слагаемые коммуникативной компетентности
  • Глава II. Критерии эффективности речевого поведения телеведущего
    • 2. 1. Особенности речевого поведения телеведущего на экране: приемы вербального и невербального воздействия телеведущего на аудиторию
    • 2. 2. Образ телеведущего и его имидж как инструмент коммуникативного воздействия

Коммуникативная компетентность телеведущего: критерии эффективности речевого поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество сложно представить без телевидения. Как феномен отражения и развития социальной жизни, культуры оно призвано способствовать возвышению, духовному и нравственному росту человека. Решить эту задачу телевидение может, в первую очередь, через профессиональные кадры, владеющие общей культурой и культурой речи на самом высоком уровне. Поэтому столь высокие требования предъявляются к телеведущему, который обращается к многомиллионной аудитории. Большое внимание при подготовке телевизионных журналистов, работающих в эфире, руководители телекомпаний стали уделять вопросам коммуникативной компетентности как критерию профессионализма.

Понятие «коммуникативная компетентность» телеведущего в теории отечественного телевидения недостаточно исследовано. Несмотря на высокую значимость данного понятия как для практиков, так и для тех, кто только постигает основы ремесла, а также тех, кто обучает мастерству будущих профессионалов и для работодателей, систематизация накопленных знаний в данной области практически отсутствует. Работа телеведущего требует колоссальной и постоянной работы над собой, своим мастерством, постоянным профессиональным развитием. Поэтому, на наш взгляд, столь высока потребность в научном подходе обоснованности критериев эффективной деятельности телеведущего, что будет способствовать повышению качества работы и требований при приеме на работу будущих телеведущих. В данной работе нами предпринята попытка описать понятие «коммуникативная компетентность» телеведущего, дать не только, на наш взгляд, исчерпывающее определение, наметить пути исследования и развития этой важнейшей творческой и профессиональной составляющей телевизионного журналиста, но и показать, какие возможности открываются перед специалистами, эффективность профессиональной деятельности которых зависит от уровня развития коммуникативной компетентности.

Поскольку реальное влияние средств массовой информации в мире постоянно растет, растут и требования к самому журналисту. Профессия журналиста требует от тех, кто принадлежит к ней, самого высокого уровня гуманитарной подготовки и наличия высоких интеллектуальных и профессиональных способностей. Отвечают этим требованиям далеко не все, кто принадлежит к этой профессии. Если сравнить работу известных телеведущих крупнейших телекомпаний мира, таких как Ларри Кинг, Барбара Волтерс, Опра Уинфри, Фил Донахью, других признанных мастеров прямого эфира, с работой отечественных телеведущих, то трудно сказать, что мешает последним быть такими же успешными — система подготовки или система отбора. Собрав достаточно большой эмпирический материал, автор данного исследования пришел к выводу, что коммуникативная компетентность должна стать решающим критерием при оценке работы телеведущего.

В связи с этим возникла потребность в разработке научной базы понятия «коммуникативная компетентность» для телеведущих различных уровней. Это понятие важно не только для оценки кадров при подборе на работу, но и для разработки программ обучения и повышения квалификации телеведущих, и для самих телеведущих, и для руководителей программ. Поэтому настоящая работа представляет не только научный, но и практический интерес, поскольку в ней предпринята попытка системного анализа понятия «коммуникативная компетентность», которое включает основные требования, предъявляемые к телеведущим сегодня.

Профессиональная эффективность телеведущих во многом обусловлена уровнем их компетентности. Под понятием «профессиональная компетентность» принято подразумевать знания, умения, навыки, которые специалист применяет на практике. Быть успешным в данном виде творческой деятельности можно только в том случае, если телеведущий владеет на высоком уровне технологиями общения, культурой речи. В телевизионном общении масштаб личности телеведущего также играет важную роль. Передачи и ток-шоу, которые вели Владимир Соловьев («К барьеру!»), Владимир Познер («Времена»), Светлана Сорокина («Глас народа»), собирали многомиллионные аудитории зрителей у экранов. И при этом есть программы, идеологически возможно правильные и полезные, но которые не вызывают у зрителей желания их посмотреть. Многие телеведущие, проработавшие по многу лет на телевидении, так и не стали «звездами», востребованными телезрителями. Их имена остались не известными широкому круги телезрителей.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования подготовки профессиональных телеведущих, формирования единых профессиональных стандартов и квалификационных требований к телеведущим, возросшими требованиями телеаудитории.

В данной работе предпринята. попытка описать понятия компетенций в профессиональной телевизионной деятельности журналиста. Основное внимание сосредоточено на исследовании коммуникативной компетентности телеведущего, которая, на наш взгляд, является главным критерием эффективности работы по ведению эфира. Недостатки образовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов и ошибки в подборе кадров проистекают в большей мере по причине недостаточной изученности проблемы профессиональных компетенций и их привития, недостатка исследований коммуникативной компетентности и ее составляющих. Поэтому крайне актуально разработать критерии компетентности, на которые можно ориентироваться при подборе кадров, во вступительных конкурсах.

Степень разработанности научной проблемы. В настоящее время проблема компетентностного подхода, акцентирующего внимание телеведущего на возможности применения полученных знаний и развития умений, находится в нашей стране в стадии постановки. Несмотря на высокую значимость данного понятия как для практиков, кто только постигает основы ремесла, так и тех, кто обучает мастерству будущих профессионалов, принимает их на работу, компетентностному подходу мало уделяется внимания не только на практике, но и в теории, что объясняется отсутствием систематизации накопленных знаний в данной области.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые на материале телевизионных программ, наиболее популярных у телезрителей, в работе исследуется проблема влияния уровня развития коммуникативной компетентности на профессиональную успешность телеведущего. И хотя попытки проанализировать эффективность деятельности телеведущих предпринимались и ранее, новизна данной работы состоит в системном подходе к анализу коммуникативной компетентности телеведущего не только с теоретической точки зрения, но и с точки зрения практической значимости развития коммуникативных умений. Иными словами, в настоящей работе предпринята попытка определить формулу успешного телеведущего, опираясь на его коммуникативный профессионализм. Впервые, таким образом, данная работа вводит в систему теоретическое обоснование и взаимосвязь знаний, умений и навыков, которыми должен обладать телеведущий для успешной профессиональной деятельности. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что, выявив и описав с психолого-педагогических позиций законы функционирования журналиста как личности на экране, особенности процесса телевизионного общения, мы получаем объективный инструмент анализа и систему критериев оценки работы телеведущего с точки зрения ее качества и эффективности.

Под понятием «эффективность» мы понимаем не столько зрительские рейтинги, часто бывающие недостоверными, сколько действенность той или иной передачи, заинтересованность аудитории в поддержании долгосрочного контакта с данным телеведущим, обратную связь, реакцию зрителей, силу воздействия на них. Оттого, как журналист общается со зрителем, видит ли он в них партнеров или только объекты для манипулирования, зависят качество и эффективность передачи.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды ученых, заложивших основы компетентностного подхода к обучению и профессиональной подготовке специалистов: Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, П. С. Гуревича, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Г. Г. Почепцова, В. М. Шепеля и др. В попытке связать психолого-педагогическую теорию с теорией и практикой тележурналистики автор опирался также на работы, в которых были даны пути изучения истории, теории и практики отечественного телевидения: Э. Г. Багирова, В. М. Березина, Р. А. Борецкого, Н. А. Голядкина, В. В. Егорова, Н. В. Зверевой, Г. В. Кузнецова, С. А. Муратова, В. С. Саппака, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского, М. М. Лукиной, Я. Н. Засурского, М. И. Шостак и. других ученых, внесших существенных вклад в развитие науки о телевидении.

Теоретико-методологической особенностью данного исследования является системный подход. Поэтому труды по теории и практике телевидения изучались и использовались в контексте исследований коммуникативной функции языка и развития речи. Это работы А. А. Акишиной, Т. Е. Акишиной, М. Т. Барановой, Ю. А. Бельчикова, Г. И. Богина, Н. Г. Бойковой, Ф. И. Буслаева, Е. М. Верещагина, Т. Г. Винокур, Б. Д. Гаймаковой, И. Б. Голуб, И. Н. Горелова, В. И. Карасика, Ю. Н. Караулова, Г. В. Колшанского, В. И Конькова, В. Г. Костомарова, Т. В. Кочетковой, Т. А. Ладыженской, С. К. Макаровой, М. П. Оссовской, Т. И. Поповой. С.Т.Светаны-Толстой, С. И. Сметаниной, Ю. А. Сорокина, С. А. Сухих, Е. Ф. Тарасова, И. П. Тарасовой, Н. И. Формановской, К. Хано и др.

Методология и методы исследования. В основу методологии положены принципы системности и комплексности, сравнительный метод, метод аналогии.

Инструментарий и выводы исследования базируются на основных положениях компетентностного подхода, применяемого в психологии и педагогике, на анализе телевизионных передач известных телеведущих в контексте исследований коммуникативной компетентности и языковой культуры личности.

Выявлению закономерностей успешного речевого поведения телеведущего на экране способствовали собственные наблюдения автора на записи передач «Времена» Владимира Познера, «К барьеру!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» Владимира Соловьева, «Апокриф» Виктора Ерофеева, Сергея Минаева «Честный понедельник». У автора была возможность задать вопросы этим телеведущим для лучшего понимания специфики деятельности телеведущего.

Эмпирической базой исследования послужили< передачи Владимира Познера «Времена», Владимира Соловьева «К барьеру!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», Светланы Сорокиной «Глас народа», «Основной инстинкт», Алексея Пушкова «Постскриптум», Михаила Леонтьева «Однако», Леонида Парфенова «Намедни», Максима Шевченко «Судите сами», Сергея Минаева «Честный понедельник», Виктора Ерофеева «Апокриф», личные беседы автора с телеведущими Владимиром Познером, Светланой Сорокиной, Владимиром Соловьевым.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

— обширным эмпирическим материалом;

— применением научной методики и методологии;

— использованием различных информационных источников.

Цель исследования — определить понятия профессиональной и коммуникативной компетентности, проанализировать его состав и содержание, на примере работы телеведущих выявить факторы, определяющие развитие их коммуникативной компетентности, создать модель коммуникативной компетентности, при которой деятельность телеведущего может быть эффективной.

Объект исследования: деятельность телеведущего федеральных каналов российского телевидения в условиях повышения требований к уровню профессиональных компетенций работников телеканала.

Предметом исследования являются факторы, определяющие развитие коммуникативной компетентности телеведущего, критерии его речевого поведения.

Цель диссертации и предмет исследования определяют решение следующих задач:

1. Классифицировать основные профессиональные компетенции тележурналиста-ведущего.

2. Определить содержание понятия «коммуникативная компетентность», которой должен обладать телевизионный ведущий.

3. Дать практические рекомендации по использованию и развитию коммуникативной компетентности в работе телеведущего.

4. Выявить и показать взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникативной компетентности и личности телеведущего, его личностных качеств.

5. Установить, в какой форме и как проявляется коммуникативная компетентность в работе ведущих тележурналистов.

6. Установить взаимосвязь между уровнем развития коммуникативной компетентности и его эффективностью воздействия на аудиторию.

На основании изученных работ З. И. Гурьевой, И. А Зимней, В. И. Тесленко, С.В. Латынцева1 была сформулирована гипотеза исследования.

1 Гурьева З. И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: лингвопрагматический аспект. — Краснодар, 2003.С.83.

Зимняя И.А. // Высшее образование сегодня. — 2003 — № 5. С.34−42- Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание. — Красноярск, 2007. С. 6.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коммуникативная компетентность телеведущего может успешно развиваться, если: целенаправленно формировать компоненты коммуникативной компетентности телеведущего (лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический, социокультурный) — выработать коммуникативную стратегию (усиление эффекта, преодоление препятствия);

— реализовывать коммуникативными средствами функции публичного общения (аттракции, манипуляции, интеракции, позитивный имидж).

Иными словами уровень коммуникативной компетентности телеведущего зависит от того, насколько развиты составляющие ее компоненты, ее можно развивать с помощью определенных технологий и тренингов.

Филологический характер диссертации базируется на объекте и предмете исследования, его основной проблематике, содержании и структуре. В работе анализируются такие существенные элементы деятельности телеведущего, как тематика программ, жанры и формы, выразительность речи, особенности жанра интервью, ток-шоу, телемоста.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет расширить и уточнить некоторые сущностные характеристики понятия «коммуникативная компетентность» и характера их влияния на профессионализм телеведущего, вносит определенный вклад в изучение современного телевидения. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, при чтении лекционных курсов «Основы тележурналистики», спецкурсов, посвященных изучению телевиденияпри проведении семинаров и практических занятий в университетах и вузах, занимающихся подготовкой и переподготовкой тележурналистовв практике телевизионных СМИ, так как при подготовке тех или иных специалистов необходимо учитывать механизмы, которые обеспечивают эффективную работу телеведущегосоциологами и психологами, исследующими вопросы зависимости между личностными характеристиками и предрасположенностью к обучению профессиональным компетенциям тележурналиста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Слагаемые понятия коммуникативной компетентности телеведущего определяются целью и задачами профессиональной деятельности.

2. Формирование коммуникативной компетентности телеведущего происходит постепенно: от уровня неосознанной компетентности к репродуктивной компетентности, от уровня продуктивной компетентности к творческой компетентности.

3. Коммуникативная компетентность является основой для эффективной профессиональной деятельности телеведущего.

4. Влиятельность и успешность телеведущего напрямую зависит от качества и набора личностных качеств и уровня развития коммуникативной компетентности, которыми он обладает.

5. Формирование коммуникативной компетентности телеведущего является комплексным процессом и зависит от многих факторов, главными из которых являются личностный и профессиональный потенциал представителя данной профессии (владение в совершенстве профессиональными знаниями, навыками и умениями поведения в эфире).

6. Высокий уровень развития коммуникативной компетентности оказывает непосредственное влияние на формирование социальной ответственности телеведущего.

7. В развитии коммуникативной компетентности ведущую роль играет личностный фактор телеведущего.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Построение работы определяется логикой развития темы.

В работе дается определение понятий «компетентность», «коммуникативная компетентность», «компетенции», «профессиональные и личностные компетенции», представлен анализ коммуникативной компетентности, ее структуры, дается определение понятия, показана роль коммуникации в работе телеведущего. Представлены различные точки зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучением данного вопроса. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме.

Понятие «коммуникативная компетентность» находится на стыке нескольких наук — психологии, филологии, философии, педагогики, лингвистики, психолингвистики, менеджмента и т. д. Отсюда и разнообразие подходов к определению и изучению данного явления.

В работе большое внимание уделено факторам, определяющим развитие коммуникативной компетентности, роль личности телеведущего и его личностных качеств в повышении уровня коммуникативной компетентности.

Методологической основой для написания первой главы послужили труды и публикации известных ученых в области тележурналистики1,.

1 Багирон. Э. Г. Основы телевизионной журналистики: [Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика"] / Э. Г. Багиров, Р. Л. Борецкий, А. Я. Юровскийпод ред. Л. Я. Юровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1987. Березнн В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: РИП-ходцинг, 2003. Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. Березин В. М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура: автореф. дис.. д-ра филол. наук: — М.: ИГЖ работников телевидения и радиовещания, 2003. Богданов В. В. Речевое общение. Прагаатические и ссмантическис аспекты. — Л.: ЛГУ 1990. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. д-ра филол. наук. — СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1984. Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин, Изд-во университета, 1986. Борецкий Р. А., Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. — М.: Искусство, 1990. Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! — М.: ИКАР, 2002. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. — М.: Русский язык, 1990. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., Наука, 1993. Гаймакова Б. Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. М.: Аспект Пресс, 2004. Гаспарян B.B. Работа радиожурналиста (технология творчества): учебное пособие. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000. Головко Б. Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации. — М.: Академический Проект, 2005. Голядкин Н. А. Телевизионная информация в США. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1995. Гуревич П. С. Приключение имиджа. — М.: внесших существенных вклад в развитие науки о телевидении, которые напрямую не затрагивали вопрос «коммуникативной компетентности», но в работах сделали ряд выводов, позволяющие судить о факторах эффективности тележурналистской деятельности, что так или иначе определяется данным понятием.

В работе также рассматриваются вопросы оценки работы телеведущего, особенностям речевого поведения телеведущего на экране, приемам вербального и невербального воздействия телеведущего на аудиторию, вопросам исследования образа телеведущего и его имиджа как инструмента коммуникативного воздействия. В работе уделено внимание языково-стилистическим особенностям речи телеведущих. В основном при создании текстов в анализируемых программах авторы пользуются литературным языком и не допускают грубых стилистических ошибок. Но довольно часто встречаются мелкие речевые погрешности. Приводятся примеры и анализируются причины, почему это происходит. Эмоциональное воздействие, которое оказывает передача на зрителей, во многом обусловлена формой подачи информации, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от языка и стиля телевизионного материала. «Один из главных принципов стилистики — целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства применительно к сфере и условиям общения для достижения наибольшей эффективности восприятия.

Искусство, 1999. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997. Егоров В. В. Телевидение между прошлым м будущим. — M.: Воскресенье, 1999. Зверева II.В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: дис.. канд. филол. наук / Н.В.ЗвереваМоск. ун-т. — M., 2002. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. M.: Аспект Пресс, 2004. Зверинцев А. Б. Коммуникативный менеджмент: рабочая книга менеджера. — СПб.: Союз, 1997 Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения.// Язык и личность. — M.: Едиториал УРСС, 2004. Кузнецов Г. В. ТВ-журналист. — M.: Изд-во МГУ, 1980. Кузнецов Г. В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. 2-е изд. перераб. — M.: Изд-во МГУ, 2002. Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2002. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. 2-е изд. -М.: Аспект-пресс, 2007. Санпак В. С. Телевидение и мы: Четыре беседы. — М.: Искусство, 1988. Формановская Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. — М.: Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1998. Цвик B.JI. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. — М.: Аспект-Пресс, 2004. Цвик B.JI. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Выпуск 3. Учебное издание. — М.: ПИАНО «Институт истории и социальных проблем телевидения», 1998. Цвнк В. Л. Телевизионные новости России. — М.: Аспект-Пресс, 2002. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. -М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Юровский А. Я. Телевидение — иоиски и решения: Очерки истории и теории сов. тележурналистики. — М.: Искусство, 1983. текста и воздействия его на читателя, а в данном случае на телезрителя. Стилистика неразрывно связана и с культурой речи".1.

Ошибки в стилистике, орфоэпии, фонетике могут привести к неправильному пониманию информации, исходящей от телеведущего. Текст, звучащий в эфире, должен быть точным, ясным, кратким.

В работе подробно анализируются приемы, которыми пользуются известные телеведущие. Опираясь на научные работы Эдварда де Боно, С. И. Сметаниной, Ю. А. Сорокина, Ю. А. Бельчикова, С.Т.Светаны-Толстой, А. Н. Петровой, Н. К. Приваловой, М. И. Шостак, автор показывает, какие приемы помогают телеведущим быть эффективными. При описании и классификации профессиональных и личностных качеств тележурналиста-ведущего определяется, в каких поведенческих примерах эти качества проявляются.

Большое внимание в работе уделено анализу особенностей такого коммуникативного инструмента телеведущих, как имидж и образ.

Проводится разграничение понятий «образ» и «имидж». Образ — это обобщенная характеристика личности, сформированная под влиянием времени, исторических и социальных факторов, часто неосознанно. Имиджрезультат сознательной работы, направленный на повышение внешней привлекательности с целью достижения определенного результата. Имидж обычно ассоциируют с тем впечатлением, которое человек вызывает у зрителей. Для телеведущего работа над имиджем — часть профессии и средство повышения коммуникативной компетентности.

Телеведущие — это лицо канала. Помимо высокого профессионализма обязательно и наличие опыта, личностных качеств, высоких стандартов поведения, владение на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности. При этом речь не идет об отношении к человеку как к конкретной личности, зритель оценивает экранный образ, и,.

1 Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 167. следовательно, профессиональные качества телеведущего. Почему одни телеведущие пользуются успехом и популярностью у зрителей, а другие нет? Разобраться в этом помогает комплексный междисциплинарный анализ, выявляющий мотивационно-целевые доминанты общения телеведущего с аудиторией. А именно — зачем, почему, с какой целью происходит общениечто телеведущий стремится передать, выразить, сообщить зрителям. Исследования показывают, что это и определяет эмоциональное отношение: любовь, одобрение, неприятие, равнодушие и т. д. Речь идет о «системе координат», в которой журналист «видит» окружающий мир, в том числе телезрителей и себя в этом мире. Именно от качества этой «системы координат» и зависит впечатление от телевизионного общения.

Профессионализм — это степень профессиональной компетентности, умение применять профессиональные знания в полном объеме при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью. Профессионализм журналиста следует оценивать по качеству той информации, которую он популяризирует. При этом информация об описываемом факте должна быть точной, а журналист должен обладать способностью к структурированному и ценностному синтезу, уметь собирать информацию, работать с источниками информации, анализировать ее, оценивать, ставить правильные вопросы. «Подбор фактов, острейшие вопросы собеседникам, работа с политиками „на расстоянии вытянутой руки“ — вот подлинный профессионализм» считал Г. В. Кузнецов.1 С нашей точки зрения это одно из критически важных умений телеведущего, определяющих коммуникативность. При этом телеведущий должен четко понимать, для кого он делает свою передачу и с какой целью. По мнению С. Л. Уразовой «ведущий критерий понятия «профессионализм», основанный на компетенциях, навыках, мировоззренческом багаже, определяется понятием «безупречность».2.

1 Кузнецов Г. В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. — М.: ИПК работников ТВ н РВ, 2001. С. 7 2.

Уразова С.Л. Реашгги-шоу в контексте современного телевидения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол.наук. — М., 2008 С. 27.

Коммуникативность — умение эффективно общаться с людьми с разным статусом (зрителями, сотрудниками, руководством телеканала, коллегами, партнерами и т. д.), устанавливать контакты, получать и обрабатывать информацию и доносить ее до зрителей, мастерское владение словом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Телевизионная коммуникация как процесс опосредованного общения предполагает равноправное партнерство телеведущего и телезрителей, субъектов телевизионного взаимодействия. Эффективность телекоммуникации зависит от того, насколько точно ведущие телепрограмм представляют себе зрителей, на которых они рассчитывают, а также ориентируются на них при воплощении своих творческих замыслов. Коммуникативная компетентность телеведущего понимается как совокупность знаний, умений, навыков коммуникации и личностная готовность, необходимые для эффективного осуществления коммуникативной деятельности. Для полноценного общения со зрителями в равной степени важны и вербальные и невербальные средства коммуникации. Правильное использование мимики, жеста, интонации придают эмоциональную окраску сообщению телеведущего и помогают вовлечь зрителей в диалог, вызвать обратную связь. Невербальные средства коммуникации являются важными выразительными средствами для телеведущего. Кроме того, они могут служить индикатором непрофессионализма: излишнее волнение или неуверенность в себе, проявляющиеся в позе, выражении глаз, обилии жестов (или, напротив, скованности), которые он демонстрирует, могут оттолкнуть зрителей. Как справедливо заметил профессор В. Л. Цвик, «зритель выбирает не столько сами новости, сколько способ их подачи. Это стимул для роста профессионального мастерства».1.

1 Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 5.

Диалог — это не только обмен мыслями и соответствующей тактикой поведения, это также и обмен психическими состояниями, он предполагает чередование желания выслушать и желания высказаться, желания объяснить и желания понять. Если телеведущему удается вызвать у зрителей пролонгированное состояние «коммуникативного удовольствия» и соучастия, то это можно считать «коммуникативным со-бытием» — основой для успешной профессиональной деятельности.

Характер телевизионного общения за последние 10−15 лет кардинально изменился. Официально подготовленное, выверенное в соответствии с языковыми и коммуникативными нормами общение сменилось общением неподготовленным, непосредственным. Резкая граница, которая проходила между неофициальным и официальным публичным общением, постепенно размывается. В телевизионном общении возрастает степень неофициальности, все чаще в речи телеведущих встречаются разговорные, жаргонные, просторечные и другие стилистически сниженные элементы. Умение чувствовать уместность тех или иных сниженных элементов речиодна из важнейших компетенций телеведущего. Пренебрежительное отношение многих телеведущих к речевой культуре, огромное количество речевых ошибок в их речи обусловлено низкой языковой компетенцией и оказывает негативное воздействие на телеаудиторию, формирует негативное отношение не только к языковой норме, но и к социальной норме в целом.

Культура коммуникативной деятельности выступает как результат высокой коммуникативной компетенции языковой личности, которой, безусловно, должен являться телевизионный журналист. Язык способствует познанию действительности, а познание действительности журналистом окрашено особой ответственностью за эффект коммуникативного события, которое заключается во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов и/или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения.

Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный текст как продукт творчества, что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных средств, то можно утверждать, что он трактовал текст адекватно. Неадекватное понимание устного или письменного сообщения может привести к серьезным ошибкам, стать причиной нежелательных конфликтов.

Профессиональная коммуникативная компетентность, общая и языковая культура, речевой этикет, умение организовать необходимую обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками передачи, определяют ее успех у телезрителей, зависящий от того, насколько талантливо и умело участники диалога достигают соответствия формы и содержания в своих передачах и, конечно же, от индивидуальных качеств каждого из них.

Одним из главных условий успешности коммуникации является мировоззренческая зрелость журналиста, то есть глубина познания им действительности и самого себя путем расширения своего кругозора и повышения уровня собственной компетентности. Без обширной эрудиции трудно или почти невозможно ориентироваться на новые впечатления. Неустанно расширяя свои знания, тележурналист не просто коллекционирует некие оторванные друг от друга сведения, а неуклонно пополняет свой коммуникативный фонд. Основным средством общения является язык, то есть система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания. Слова журналиста влияют на внутреннюю позицию зрителя, на его взгляды, формируя отдачу, а отдача влияет на результат. Вот почему так важно, чтобы слова телеведущего несли позитивный заряд, излучали положительную энергию. Как справедливо считал С. А. Муратов, «Под воздействием публицистических передач сама аудитория становится иной».1.

В Заключении приводятся основные выводы, сделанные на основании результатов исследования, последовательного анализа понятия «коммуникативная компетентность» телеведущего. В нем намечаются перспективы дальнейшей работы. Основные положения и выводы данной работы, а также теоретические обобщения могут иметь практическое применение в процессе обучения телевизионных журналистов, на любом этапе профессионального образования. Работа может также представлять интерес для практикующих журналистов с целью повышения квалификации и уровня профессионального мастерства.

1Цит. по: Кузнецов Г. В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001. С. 57.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема определения критериев эффективности речевого поведения телеведущего является одной из самых сложных. Разработка теоретико-методологической базы для изучения этих вопросов даст возможность выйти на новый уровень подходов к практике исследования функционирования и воздействия телевидения на аудиторию, повысить его эффективность.

Масштабность задач, стоящих перед современным обществом, резко повышает актуальность проблемы профессиональной компетентности. Для телеведущего основой профессионализма является, коммуникативная компетентность.

Последовательно проанализировав в данной работе понятие «коммуникативная компетентность» телеведущего мы пришли к следующим выводам.

Потребность в высокопрофессиональных телеведущих актуальна для большинства телекомпаний как вновь создаваемых, так и давно закрепившихся на рынке. В связи с этим остро стоит вопрос идентификации, критериев-, по которым можно судить о профессионализме журналистов, об их способности решать профессиональные задачи самым эффективным образом.

Поскольку психологические механизмы формирования и развития профессионализма у человека еще не нашли своего решения, вопрос формирования критериев профессионализма, является фундаментом для дальнейшего исследования. Под профессионализмом мы понимаем высокую успешность человека при осуществлении профессиональной деятельности на высоком уровне — систематически, эффективно и надежно. Для телеведущего критерием профессионализма является коммуникативная компетентность, которая предполагает высокий уровень языковой культуры, информированность и эрудицию. Коммуникативную компетентность можно развивать.

При оценке коммуникативной компетентности следует обращать внимание и на такие факторы, как стрессоустойчивость, социальная адаптивность, креативность, внимательность, и т. д., поскольку они находятся в прямой зависимости друг от друга. Готовность к изменениям в соответствии с поступающей извне информацией, стремление к самосовершенствованию является необходимым условием профессионального развития для телеведущего.

Коммуникативная компетентность телеведущего проявляется и в умении владеть ораторским искусством, высшим проявлением которого является выступление с элементами озарения, откровения. Умение импровизировать, свободное владение материалом приходит с опытом. Речь телеведущего зрители оценивают по тому, насколько она структурирована, логична, понятна, уместна, грамотна, соблюдены ли грамматические, лексические и фонетические правила языка.

Для телеведущего очень важен «живой контакт с залом» в прямом и переносном смысле. Чтоб он осуществился, телеведущие пользуются различными приемами^ и чем опытнее мастер, тем этот арсенал приемов богаче. Важнейшими приемами установления такого контакта являются приветствие в начале выступления и прощание в конце, риторические вопросы, обращенные к слушателям, которые создают диалогичность отношений, открытые жесты, обращенные к собеседникам с каким-либо вопросом или предложением.

По мимике лица телеведущего зритель может сделать вывод о тоне разговора, накале страстей. Беспристрастное лицо-маска, отсутствие заинтересованности в обсуждаемых проблемах может оттолкнуть его. Таким образом, жесты и мимика способны усилить речь телеведущего, иногда даже заменить их. Согласованные со словами жесты усиливают речь телеведущего, делают ее выразительной и запоминающейся, несогласованные вызывают сомнения в ее правдивости.

Следовательно, невербальное поведение играет важную роль в работе телеведущего, а адекватное использование паралингвистических средств наряду с правильным «прочтением» невербальных сигналов собеседника является залогом успешного коммуникативного акта.

Телезрители соотносят передаваемую информацию с личностью телеведущего, и на основании этого делают выводы о ее достоверности, важности, полезности, актуальности, нужности и т. д. Поэтому на телевидении большую роль играет личность телеведущего, которая пронизывает все уровни организации и подачи материала: от структуры предложения, текста: содержание, композиция, отбор и организация лексических и синтаксических единиц и т. д., включая вербальные и невербальные средства выразительности, имидж телеведущего.

Профессиональная успешность телеведущего напрямую связана с уровнем развития его* коммуникативной" компетентности, которая предполагает развитие таких компетенций, как языковая (соблюдение норм литературной, грамотной речифонетических, лексических, морфологических и синтаксических особенностей) и коммуникативная (умение продуцировать, и воспринимать письменные и устные тексты различных жанров в разных ситуациях общения). При этом формирование коммуникативной компетентности призвано стимулировать интеллектуальное и эмоциональное развитие личности телеведущего, развитие у него способности к социальному взаимодействию, формирование устойчивых мотивационных стимулов и умений, постоянного самосовершенствования.

Коммуникативная компетентность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению, находится в постоянном развитии. Таким образом, коммуникативная компетентность развивается за счет увеличения коммуникативного опыта, постоянного личностного и профессионального роста и самосовершенствования.

Как только развитие приостанавливается, у человека наступает неуверенность, стресс, и как следствие снижается эффективность его деятельности.

Коммуникативная компетентность включает поведенческие, аффективные, когнитивные, регулятивные, информационные составляющие. В основе коммуникативной компетентности лежат направленность, установки, ценностные ориентации, мировоззрение человека.

Способность в любой момент задействовать свои знания и опыт для достижения поставленной цели, привлекать внимание различных групп людей к определенным темам, оказывать на них нужное воздействие является важным условием эффективной коммуникативной деятельности телеведущего.

Речевое воздействие, оказываемое телеведущим на зрителей с помощью лингвистических, паралингвистических и нелингвистических символических средств в процессе речевого общения, обусловлено коммуникативной задачей: сформировать определенное отношение к обсуждаемым вопросам, побудить к определенным действиям и т. д. Важную роль здесь играют лингвистические и логико-риторические средства. На эффективность речевого воздействия влияете и уровень развития языковой личности. Языковая личность является одной из составляющих коммуникативной компетентности. Такие качества, как уверенность в себе, психологическая зрелость, способность проявлять в коммуникации дружелюбие и эмоциональную выразительность, высокую степень самоконтроля, способность занимать лидирующие позиции в общении и вызывать доверие, повышают эффективность речевого воздействия и свидетельствуют о яркой языковой личности. Надо сказать, что различают три способа речевого воздействия — убеждение, внушение, побуждение приказ, просьба, призыв и т. д.). При этом владение средствами убеждения (информирование, аргументация, логика, факты и т. д.) предпочтительнее, чем техниками внушения, которые не оказывают заметного или долговременного действия на поведение телезрителей, если содержание информации противоречит личностным структурам. Личность телеведущего также оказывает воздействие на восприятие зрителями передаваемой им информации, которую они склонны персонифицировать. Поэтому мировоззренческая зрелость журналиста является одним из условий успешной коммуникативной деятельности и является одной и составляющих коммуникативной компетентности.

Многие вопросы подготовки телеведущих еще недостаточно изучены в теории и методике обучения коммуникативным навыкам и речевому поведению, что на практике приводит к противоречиям между требованиями, предъявляемыми к профессиональной коммуникативной деятельности телеведущего, и фактическим уровнем сформированности коммуникативной компетентности выпускника вуза. Это связано с недостаточной разработанностью существующих методических средств для достижения этой цели. Сегодня от журналистов все чаще требуются способности и умения, которые ранее не принимались во внимание, как, например, компетентность в сфере методики применения знаний, то есть умение комбинировать и дополнять полученные знания, принимать решения и решать проблемы, а также компетентность в сфере социальных отношений (способность работать в команде, кооперироваться с коллегами, преодолевать конфликты). Требования к образовательному уровню телеведущих постоянно растут, поскольку растет и образовательный уровень аудитории. Поэтому сегодня приоритет должен отдаваться высшему профессиональному образованию.

Коммуникативная компетентность является основой для эффективной профессиональной деятельности телеведущего.

В развитии коммуникативной компетентности ведущую роль играет личностный фактор телеведущего.

Влиятельность телеведущего напрямую зависит от его коммуникативной компетентности.

В современной телевизионной журналистике важным фактором успеха в процессе вербальной коммуникации выступает высокообразованная, демократически ориентированная сильная языковая личность, наделенная чертами самоконтроля, самоорганизации и самоуправления. Поэтому необходимым условием жизнедеятельности любого профессионального деятеля, включая и ведущих телепередач разговорного жанра, служит самосознание, то есть осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и. интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себяи своего места в жизни. Такая самооценка становится, всвою очередь, гранью мировоззрения и важной составляющей жизненной позиции личности. Самосознание представляет собой конституирующий признак личности, формирующийся вместе с ее становлением. Поэтому состояться как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность.

Эффективность телеведущего определяется не рейтингами, узнаваемостью и популярностью, а тем, какой отклик находят у зрителей его передачи, какую аудиторию они собирают. И здесь язык телеведущего, его экранный образ, отдельные аспекты его деятельности являются определяющими.

Отдельно надо сказать о том, что к концу написания данной работы, многие из передач, которые были положены в основу исследования, перестали существовать, что ни в коей мере не умаляет их достоинств. В одних случаях, это была смена политической ситуации, в других случаях корпоративные конфликты (как в случае с Леонидом Парфеновым и Светланой Сорокиной, неуемная амбициозность которых привела к закрытию интересных и любимых зрителями передач). Руководители телеканала НТВ приняли решение закрыть программу «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», поскольку с их точки зрения, она выполнила «те задачи, которые ставились на выборный год», и сейчас, «по мнению руководства, нет особого смысла в продолжении ее производства».

Перестала выходить в эфир и программа Владимира Познера «Времена». Сам телеведущий утверждает, что такое решение о закрытии программы принял он сам. Вот как он его прокомментировал: «Мне показалось, что в какой-то степени она исчерпала себя. Поскольку мы ограничили себя определенной тематикой, то волей-неволей мы должны были приглашать людей, имеющих отношение к теме. После восьми лет найти какое-то свежее лицо было чрезвычайно затруднительно». Тем не менее, Познер остается востребованным в тележурналистике и с успехом работает в новом телевизионном проекте «Познер».

Были и удачные попытки у Светланы Сорокиной вернуться на телеэкран с новой программой «Белым по-черному». И оказалось, что личность телеведущей была куда интересней тем, которые она в ней поднимала. Поэтому они смотрелись очень нравоучительно и постно.

И хотя попытки проанализировать эффективность деятельности телеведущих, предпринимались и ранее, новизна данной работы состоит в том, что в ней предлагается авторский подход к понятию коммуникативной компетентности телеведущего, основанный на глубоком изучении практического опыта телеведущих, учебных программ и курсов для телеведущих и запросов работодателей.

Данное исследование и выводы, к которым пришел автор, позволяют сформулировать следующие предложения в русле практической реализации тех идей, которые нашли свое отражение в этой работе.

С нашей точки зрения, в конкретной ситуации, сложившейся в нашей стране с подготовкой и повышением квалификации творческих кадров ТВ, необходимо иметь и развитую систему высшего специального образования, и высококачественную систему повышения квалификации. В последние годы в стране появилось немало разного рода школ, курсов, частных и муниципальных учебных заведений, каждое из которых исповедует собственное понимание качества обучения и образования. При отсутствии единых требований к творческим специалистам, при отсутствии какой-либо качественной учебной литературы и педагогических кадров, при отсутствии стандартов образования для новых профессий и старения действующих имеет место дискредитация телевизионного образования и размывание требований к профессионализму.

Исследуемое в данной работе понятие коммуникативной компетентности телеведущего должно стать основой квалификационных требований к профессии и к тем, кто ей обучает.

Речевое поведение — это словесно выраженная часть коммуникативного поведения (эмпирически наблюдаемого и воспринимаемого адресатом внешнего проявления коммуникативной деятельности). В работе телеведущего речевое поведение всегда подразумевает речевое воздействие, то есть формирование у объекта речевого воздействия (телезрителей) убеждения о выгодности этого действия.

На зрителей сильное воздействие оказывают и внесловесные тексты, например, язык тела, мимика, жесты.

Таким образом, общий аудиовизуальный текст складывается из словесного и внесловесного. Эффективность, насыщенность информации резко падает, если ведущий скован и не владеет в полной мере приемами внесловесного воздействия.

Умение установить контакт с аудиторией, выразительность речи, в частности, использование таких невербальные компоненты коммуникации, как тембр, темп, интонация повышают коммуникативную компетентность телеведущего.

В структуре телевизионного общения персонификация имеет большое значение, ее влияние на восприятие телевизионной передачи весьма велико.

Быть убедительным и естественным перед телекамерой телеведущим помогает активная творческая позиция, стремление к достижению поставленной цели и ее реализация самым наилучшим способом.

Иерархия качеств идеального телеведущего по данным исследователей позволяет выработать критерии эффективности речевого поведения и речевого воздействия на аудиторию.

Высокий профессионализм и коммуникативная компетентностьглавные критерии успешности телеведущего.

Языковая личность является одной из составляющих коммуникативных компетентностей телеведущего.

Степень воздействия телевизионной информации на зрительскую аудиторию во многом зависит от личности коммуникатора.

Одним из главных условий успешности коммуникации является мировоззренческая зрелость журналиста, то есть глубина познания им действительности и самого себя путем расширения своего кругозора и повышения уровня собственной компетентности.

Профессионализм телеведущего определяется и тем, насколько выбранная им тактика общения способствует реализации в конкретной ситуации коммуникативной стратегии, насколько он профессионально владеет техниками общения — умеет говорить и умеет слушать.

Эффективное телевизионное общение подразумевает гармоничное использование как вербальных, так и невербальных средств.

Грамотность, ясность, речи, точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фраз, доходчивость, правильность произношения звуков, слов и смысл интонации телеведущего — важнейшие элементы журналисткой профессии, критерии профессионального построения речевого общения. Речевые ошибки снижают эффективность передачи.

Экранный образ телеведущего — одна из составляющих коммуникативной компетентности. Работа над экранным образом требует высокого профессионализма и опыта, личностных качеств, высоких стандартов поведения, владения на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности.

Различают аудиовизуальный образ тележурналиста («осязаемый», формальный) и латентный («неосязаемый», содержательный). Имидж является результатом сознательной и целенаправленной работы телеведущего ведущим над повышением своей привлекательности, узнаваемости, запоминаемости в глазах телезрителей.

Имидж личности вербализуется различными лексическими средствами языка. 1.

Квалификацию и коммуникативную компетентность телеведущего можно измерить эффективностью программы, какой отклик она вызвала у зрителей.

Полученные результаты исследования можно использовать при подборе, обучении и коррекции повседневной работы телеведущих.

Предложенные автором выводы и рекомендации носят прикладной характер, обладают актуальной прагматической ценностью, их реализация будет способствовать совершенствованию подготовки журналистских кадров телевидения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Ю. Информационное вещание на ТВ. Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Ленинграда — Санкт-Петербурга) — СпбГУ, ф-т журналистики. — СПб.: Роза мира, 2003.
  2. О. И. Оценка обаяния телеведущего телезрителями с разными личностными качествами: автореферат дис.. кандидата психологических наук: 19.00.05 /. М.: Моск. гуманитар, ун-т, 2007. 'j
  3. А., Кано X., Акишина Т. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. — М.: Русский язык, 1991 г.
  4. Г. М. Социальная психология -М.: Аспект-пресс, 1998.
  5. М.К., Матвеева Л. В., Шкопоров Н. Б. Психологический анализ профессионально важных качеств творческих работников телевидения. М.: ВИПК работников ТВ и РВ, 1991.
  6. А.Б. Образное слово в художественном и публицистическом произведении : вопр. стилистики текста: учеб. пособие по спецкурсу для студентов фак. и отделений журналистики / А.Б. Аникина- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М.: Изд-во ВК, 2005.
  7. Р.С. Формирование готовности к самопроектированию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза: автореферат диссертации. кандидата педагогических наук: 13.00.08. — Сочи, 2004.
  8. . Э. Г. Основы телевизионной журналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский- Под ред. А. Я. Юровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
  9. В. М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.01.10.-Москва, 2003.
  10. Ю.Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2003.
  11. П.Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002.
  12. В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Л. ЛГУ 1990.
  13. Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1984.
  14. Н.Богин Г. И Типология понимания текста Калинин: Изд-во университета, 1986.
  15. Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. -М.: Аспект Пресс, 2008.
  16. Н. Г., Коньков В. И., Попова, Т.И. Восприятие телевизионной передачи.//Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., АН СССР, 1986.
  17. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. № 10.
  18. Р.А. Осторожно, телевидение! -М.: ИКАР, 2002.
  19. Р.А., Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство. 1990.
  20. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Электронный ресурс. М.: Адепт, 2003.
  21. Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. Красноярск, 2004.
  22. Л.А. Делаем новости!: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
  23. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1990.
  24. В. М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987.
  25. Т.Г. Говорящий и слушающий. — М.: Наука, 1993.
  26. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -М., Наука, 1993.
  27. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  28. .Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. М.: Аспект Пресс, 2004.
  29. , В. Н. Диалоги о сценической речи / В. Н. Галендеев, JL Д. Алфёрова // Теория и практика сценической речи: сб. ст. — СПб.: СПбГАТИ, 2005.
  30. С.С. Роль языковой личности в телевизионной речевой культуре: дис.. кандидата филологических наук: 10.01.10/ Галстян Сусанна Суреновна- М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2008.
  31. В.В. Работа радиожурналиста (технология творчества): учебное пособие. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000.
  32. .Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации. — М.: Академический Проект, 2005.
  33. Н.А. Телевизионная информация в США. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1995.
  34. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М.: Наука, 1980.
  35. И.Н. Русская разговорная речь. Фонетика, Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983.
  36. А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. Автореферат на соискание уч.степ. доктора истор.наук. — М.: РУДН, 2001.
  37. П.С. Приключение имиджа. — М.: Искусство, 1999.
  38. З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: лингвопрагматический аспект. — Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2003.
  39. Е.В., Дружилов С. А. Профессиональная «Я-концепция» и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения-2001: Образование и психология (Тезисы научно-практической конф.). / Под ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
  40. Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: автореф. дис. канд. филологических наук. — УрГУ Екатеринбург, 2004.
  41. И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. -М.: Издательство МГУ, 1984
  42. JI.A. Сто вопросов и ответов о творчестве тележурналиста. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002.
  43. Т.М. Язык и социальная психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». -М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
  44. С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал, 2001, № 22.
  45. С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // «Сибирь. Философия. Образование». Альманах СО РАО, ИПК. -Новокузнецк, 2001 (выпуск 5).
  46. Дружил ов С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. — Новокузнецк: ИПК, 2002. С. 240.
  47. Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.
  48. В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997.
  49. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.
  50. Ю.Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции. — Л.: ЛГУ, 1991. .
  51. О.Н., Земская Е. А. К построению типологии коммуникативных неудач. // Русский язык в его функционировании. — М., 1993.
  52. Жан де Лабрюйер. Характеры, или Нравы нынешнего века. М.: ACT, 2005.
  53. , Н. И. Язык. Речь. Творчество: избр. тр. / Н. И. Жинкин- сост., науч. ред., текстол. примеч., биогр. очерк С. И. Гиндина. М.: Лабиринт, 1998.
  54. Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности Ю.М. Жуков Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М., 1991. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  55. Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
  56. , А. П. Звук и смысл: кн. для внекл. чтения учащихся ст. кл. / А. П. Журавлев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
  57. Журналистский Кодекс Эн-Би-Си. Принципы. Практика, требования. //"Журналист", 1994, № 1,2.
  58. Н.В. Школа регионального тележурналиста. — М.: Аспект Пресс, 2004.64.3веринцев А. Б. Коммуникативный менеджмент: рабочая книга менеджера. СПб.: Союз, 1997.
  59. В.И. Развитие коммуникативной компетенции в деятельности политтехнолога: автореф. дисс.. канд. ф. н.: Тамбовский гос. ун-т. — Тамбов, 2006.
  60. С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Спб.: Изд-во «Скифия», 2008.69.3имняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — 2003 — № 5.
  61. Т.Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М.: Изд-во «Дрофа», 2007.
  62. Информация. Дипломатия. Психология. — М.: Известия, 2002.
  63. .В. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования. Дис. кандидата филологических наук.- М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2005.
  64. В.И. Коммуникативная личность как лингвистический концепт // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. -Волгоград: Перемена, 1993.
  65. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения.// Язык и личность. — М.: Едиториал УРСС, 2004.
  66. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В .Хуторского на отделении философии образования и и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. (эл.ресурс.) /Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htm.
  67. Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности. Автореферат дис.. канд. псих. наук. Барнаул: издательство АГАУ, 2004.
  68. Г. В. «Паралингвистика». -М.: Изд-во «Наука», 1976.
  69. Коммуникативная компетентность//Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий/ Под ред. Е. С. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.
  70. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. Спб.: Питер Пресс, 2009.
  71. Р.Д. Кинематограф плюс телевидение. М.: Искусство, 1977.
  72. КопыловаР.Д. Контакт. -М.: Искусство, 1974.
  73. В.Г. Тексты в масс-медиа. // Журналистика и культура русской речи. № 2, 2004.
  74. Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) //Вопросы стилистики. Вып.26. Язык и человек. Саратов, 1996.
  75. Краткий словарь иностранных слов/ ред. И. В. Лехин, Ф. Н. Петров. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1952.
  76. Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М., 1976
  77. Г. В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. 2001.
  78. Г. В. Так работают журналисты ТВ. 2-е изд. перераб. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  79. Г. В. ТВ-журналист. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  80. Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М.: Изд. РИП-холдинг, 2002.
  81. М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему (речевые и поведенческие стратегии журналиста). — М.: Приор, 2001.
  82. М.А. Речевой портрет публициста на примере очерков В.М.Пескова: Дис.. канд. филол. наук: 10.01.10-СПб., 2001.
  83. В.М. Объяснение в любви. Записки диктора. — М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1986.
  84. Личностные аспекты языкового общения: Межвузовский сборник научных трудов/ редкол.: И. П. Суслов и др. Калинин, 1989.
  85. Н.С. Конференции. Семинары. Дискуссии. Журналистика и культура русской речи, № 3, 2005.
  86. С.И. Язык в речевом общении. — М.: Изд-во «Просвещение», 1991.
  87. А. Мастерство коммуникации. — М.: КСП+, 2002.
  88. С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности.
  89. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2007.
  90. Майстер Дэвид. Истинный профессионализм. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  91. С.К. Техника речи (учебное пособие). М.: ИПК работников ТВ и РВ. — 2-е изд., доп. и перераб., 2002.
  92. Маккаллах Кэрролл, В. Новости на TV. М.: Мир, 2004.
  93. Марк Паркинсон. Использование психологии в бизнесе. Практическое руководство для менеджеров. — М.: ШРРО, 2003.
  94. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  95. Л.В. Связь с аудиторией в телекоммуникации : учеб. пособие / Л. В. Матвеева, Н. Б. Шкопоров. М.: Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1990. — Ч. 1: Теоретическая концепция.
  96. Л.В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М., Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.
  97. Н.М. Теория и практика заочного обучения иностранному языку: автореф. дисс.. доктора педагогических наук. -М.: Московский городской педагогический университет, 2009.
  98. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты.- Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
  99. А.Л. ТВ собеседник. Современные стили речевого телевизионного общения. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002.
  100. Миргородская, Анна Леопольдовна Особенности и типология стилей речевого общения на отечественном телевидении: Дис.. канд. филол. наук: 10.01.10. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002.
  101. М.В. Шутник как коммуникативная личность : Дис.. канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2005.
  102. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН 1998.
  103. Ю.В. Структура и содержание телевизионных сообщений как факторы их эффективности: автореф. дис.. канд. филол. наук. -М.: 2002.
  104. С.А. Диалог. М.: Искусство, 1983.
  105. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. 2-е изд. -М.: Аспект-пресс, 2007.
  106. Я.В. Информационное телевещание государственных и частных телеканалов : эволюция, сравнительный анализ (90-е годы): автореф. дис.. канд. филол. наук / Назарова Я. В. — МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 2001.
  107. Я.В., Цвик В. Л. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2002.
  108. В .В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979.
  109. Г. Н. Коммуникативная компетентность личности. -Орел, 1997.
  110. В.И. Практическая стилистика современного русского языка. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002.
  111. В.И. Речевые ошибки в эфире. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2004.
  112. Е. И Компетентность образования- социальный аспект. -СПб.: Профессиональная педагогика, 1995.
  113. С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М., 1986.
  114. Опал ев А. В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
  115. Е.В. Речевой имидж. — М: Аспект Пресс, 2004.
  116. Т. Б. Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом. История и современность: автореф. дис. канд. фил. наук 10.01.10 Т. -М., 2002.
  117. И.Е. Сто одна неделя с Ириной Петровской. М.: Известия, 1998.
  118. JI.A. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы: общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М.: МГУ, 1987.
  119. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.
  120. В.В. О количественном измерении профессионализма // Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие /под ред. Деркача А. А., Кузьминой Н. В. М.: РАГС / ВАД, 1995.
  121. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.
  122. Е.В. Взаимодействие с телезрителем: эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения: автореф. дис. к. ф. н. — М.: МГУ, 2000.
  123. , Е. В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Поберезникова. -М.: Аспект Пресс, 2004.
  124. Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002.
  125. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001.
  126. Г. Г. Имиджелогия. — М. К., 2000.
  127. Н.К. Работа над видеосюжетом. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001.
  128. М.Н. Практикум по курсу «Журналистское мастерство». — М.: УДН, 1989.
  129. М.Н. Телевизионный оратор. //Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. /Под ред. А. А. Грабельникова. -М.: РУДН, 1995.
  130. Психология массовой коммуникации: учебник / Ред. А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. -М.: Гардарики, 2008.
  131. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2002.
  132. Н.М. Психологическое портретирование в политической практике. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2008.
  133. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. Отв.ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. -М.: Наука, 1990.
  134. Речевой воздействие в сфере массовых коммуникаций./ Под ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. -М.: Наука, 1990.
  135. С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005.
  136. М.М. Вербальные средства выражения имиджа личности. Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 2003.
  137. Роджер Миллс. Компетенции. М.: ШРРО, 2004.
  138. Руководство для создателей передач БИ-БИ-СИ. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997.
  139. О. Р. Современный коммуникативный процесс // Теория и методика журналистики: Учеб. пособ. — Ч. 2 Ульяновск: УлГТУ, 2000.
  140. О.Р. Актуальные проблемы телевизионной журналистики в условиях современного этапа информационно-компьютерной революции: Автореф. дис.. д-ра филол. наук / О. Р. Самарцев. М.: Моск. гос. ун-т, 1999.
  141. В. С. Телевидение и мы: Четыре беседы / Вл. С. Саппак- предисл. Л. П. Кравченко- послесл. Н. М. Зоркой. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1988.
  142. Л.Г. Журналистское мастерство и эффективность СМИП //Социология исследования печати, телевидения и радио. М., 1988.
  143. Л.Г. Потребности в телевизионных профессиях. // Сб.: Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. /Под ред. А. А. Грабельникова. М., 1995.
  144. В. Азы общения: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 2002.
  145. В. Как говорить убедительно: стратегия и тактика общения. Спб.: Питер, 2002.
  146. В. Принципы убеждения: стратегия и тактика общения. Спб.: Питер, 2002.
  147. И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2000. N 2. С. 77−84.
  148. М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Основы теории. — Киев: Вища Школа, 1986.
  149. В. А. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя / В. А. Сластенин, М. И. Кряхтунов. -М.: Прометей, 2000.
  150. Словарь практического психолога./Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1987.
  151. Словарь русского языка./сост. С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1953.
  152. С.И. Медиа-текст в системе культуры. Спб.:.Изд-во Михайлова В. А., 2002.
  153. Н.И. Невербальные аспекты коммуникации (на материале русских и английских языков. Дисс. канд. филол. наук. М., 1971.
  154. М. Имидж женщины: пособие для преуспевающей женщины. -М.: Лик пресс, 1996.
  155. М. Имидж мужчины: пособие для преуспевающего мужчины. М.: Лик пресс, 1996.
  156. М. Создайте свой имидж Текст.: руководство для женщин: Пер. с англ. /М. Спиллейн. -М.: ОЛМА-пресс, 1996.
  157. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. /Под ред. А. А. Грабельникова. -М., 1995.
  158. Стейнли Пол. Телевизионный репортаж: практ. пособие для профессионалов / П. Стейнли — Ин-т Майами, при содействии Ин-та «Открытое О-во». -М.: Аспик Д, 1997.
  159. Стив Уиддет, Сара Холлифорд. Руководство по компетенциям. — М.: ШРРО, 2003.
  160. М.А. Национальные особенности речевого жанра телеинтервью в Российской и Американской коммуникативных культурах: автореф. дис.. канд. филологических наук: спец. 10.02.19. — Воронеж, 2005.
  161. С.А. Языковая личность в диалоге.// Личностные аспекты языкового общения. — Калинин, 1989.
  162. Е.Ф. Психологические и психолингвистические аспекты речевого воздействия. // Речевое воздействие: Психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.
  163. , Е. Ф. Речевое воздействие как проблема общения / Е. Ф. Тарасов // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990.
  164. И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие // Вопросы языкознания. № 5, 1993.
  165. Телевизионная журналистика: учебник для студентов вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова- редкол.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2005.
  166. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997.
  167. В.И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2007.
  168. Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С. Трофимова. Ленинград, гос. ун-т. — Л., 1990.
  169. Н.Н. Стилистические параметрв текстов массовой коммуникации и реализация коммуникативной стратегии субъекта речевого воздействия. //Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. —М.: 1990.
  170. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси: Издательство АН Гр. ССР, 1961.
  171. C.JI. Реалити-шоу в контексте современного телевидения: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.10. — М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2008.
  172. Филипп Холден. Квинтэссенция, или менеджмент для менеджеров. М.: ШРРО, 2003.
  173. Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения: Учеб. пособ. / Н. И. Формановская. — М.: Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1998.
  174. Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: ИКАР, 2004. 1
  175. JI. Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушна. М.: Галерея, 2001.
  176. М. Язык жестов в деловом общении. М.: Эксмо, 2003.
  177. В. А., Олефиренко П. П. Телевидение и радиовещание: Словарь терминов / Под ред. Кривошеева М. И. -Жуковский: ЭРА, 1999.
  178. Хьюберт Рамперсад. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  179. B.JI. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. -М.: Аспект-Пресс, 2004.
  180. B.JI. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Выпуск 3. Учебное издание. М.: НИАНО «Институт истории и социальных проблем телевидения», 1998.
  181. В.JI. Телевизионная служба новостей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  182. В.Л. Телевизионные новости России. — М.: Аспект-Пресс, 2002.
  183. Л.П. Речевое мастерство телерадиожурналиста / Л. П. Чекмарева — М-во образования и науки Рос. Федерации, Акад. гуманит. наук (Ом. отд-ние), НОУ ВПО «Ом. гуманит. ин-т». Омск: ОГИ, 2004.
  184. Шаболовка, 33. Страницы истории телевидения. — М.: Искусство, 1988.
  185. В.Д. Способности и интеллект человека. — М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2004.
  186. О. Смутные времена / Журнал GQ- март, 2008.
  187. Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М.: Дашков и К, 2009.
  188. В. Взгляды и суждения: Мысли, которые приходят в голову в XX веке: Пер. с нем. 2-е изд., доп. — М.: Республика, 1995.
  189. И.А. Искусство убеждать: Ленинский стиль пропаганды и проблемы пропагандистской прктики/ И. А. Шведов. — Киев: Молодь, 1986
  190. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995.
  191. Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: автореф. дис.. доктора, ф. н. 10.02.19 Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2009.
  192. , Е.В. Речевое воздействие: ракурсы адресата и адресанта: Монография / Е. В. Шелестюк. Челяб. гос. ун-т. Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2008.
  193. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Изд-во «Феникс», 1997.
  194. JI.B. Восприятие текста как психологический феномен: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Пермь, 2004.
  195. С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость. / Шишов С. Е., Агапов И. Г. // Мир образования -образование в мире. — 2001 № 4.
  196. М.И. Репортер: профессионализм и этика. М.: РИП-Холдинг, 2003.
  197. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.
  198. Е.А. Педагогическая риторика: Учебное пособие. -Пермь: ПО ИПК РО, 1995.
  199. А.Я. Телевидение поиски и решения: Очерки истории и теории сов. тележурналистики. — М.: Искусство, 1983.210. «75-летие профессора Я.Н.Засурского"// «Журналистика и культура речи», № 3−4, 2004.
Заполнить форму текущей работой