Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства информационных технологий играют особую роль в развитии умений самообразовательной деятельности студентов, так как позволяют обеспечить оптимальную для каждого студента последовательность, скорость восприятия предлагаемого материалавозможность самостоятельной организации чередования изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, отработки навыков решения типовых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИН
  • ФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. Самообразовательная деятельность студентов как педагогическая проблема
    • 2. Структура и содержание умений самообразовательной деятельности
    • 3. Сущность средств информационных технологий
    • 4. Характеристика процесса развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • I. Формирование положительной мотивации студентов к самообразовательной деятельности
  • Создание информационной среды как условие развития умений самообразовательной деятельности студентов
    • 3. Рефлексивное обучение студентов
    • 4. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобальные изменения, связанные с переходом общества от постиндустриального к информационному, предполагающему в качестве ведущего вида самообразовательную деятельность человека ставят перед высшим образованием задачу развития умений самообразовательной деятельности.

Быстрый темп приращения знаний в современном мире и ограниченные возможности усвоения их индивидом требует поиска путей максимального развития способности человека к саморегуляции и самообразованию. Такой подход к субъекту обучения является по сути акмеологическим, поскольку он • предполагает рассмотрение человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных сферах самореализации. При этом образовательная система становится адаптированной не только к потребностям государства (выполнение социального заказа), но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам самой личности обучающегося.

Новые концептуальные позиции к рассмотрению субъекта самообразовательной деятельности, закрепленные в Национальной доктрине образования и Российской Федерации, признают образование «сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для формирования навыков самообразования и самореализации личности» (160, С. 12), т. е. студент становится активным субъектом педагогического процесса.

Особенно значимым изменениям подвержена высшая школа, нацеленная на подготовку специалистов с высоким уровнем профессионализма, умениями рационально распределять время, самостоятельно пополнять знания по избранной специальности, расширять свой общий и профессиональный кругозор, вырабатывать собственные продуктивные приемы решения новых в их опыте задач. Студент — это человек, «самостоятельно добывающий знания». Для этого ему необходимо н ходе собственной учебной деятельности самому ставить омределенные цели, простраивать путь их достижения, используя адекватные цели, содержание, методы и средства.

К сожалению, в высшей школе недостаточное внимание уделяется обучению студентов самостоятельно рационально организовывать свою самообразовательную деятельность. Неуправляемость и бесконтрольность данного аспекта педагогической действительности часто приводит к становлению у студентов нерациональных способов организации самообразовательной деятельности. Это не могло не сказаться на эффективности познавательного процесса в целом и на качестве подготовки специалистов, которые часто оказывались беспомощными перед быстро меняющимися и усложняющимися знаниями и условиями профессиональной деятельности, ускоряющимся ритмом жизни, перед необходимостью постоянного самосовершенствования путем самообразования. Необходимо, следовательно, в рамках вузовской ступени образования решить проблему развития умений самообразовательной деятельности студентов.

Кроме того, должен быть преодолен еще один недостаток существующего положения дел. Высшие учебные заведения в настоящее время все чаще сталкиваются с очевидным противоречием: требования к качеству подготовки специалиста растут, диапазон индивидуальных различий студентов ширится, а условия обучения в большинстве своем (члаются прежними, сильна, к сожалению, тенденция ориентации процесса отменяя па некоего среднестатистического, обобщенно воспринимаемого студен га, реально вряд ли существующего и представляющего собой совокупную модель, «тип» субъекта учения. Это приводит к нивелированию индивидуальных проявлений каждой личности обучающегося и, соответственно, схоластичности многих предлагаемых подходов и теорий организации педагогического процесса в университете.

Между тем, каждый из студентов обладает своими, присущими только ему способностями, особенностями проявления психических механизмов, особой аккумуляцией информации, обобщенной в индивидуальном опыте индивида. Как показывает практика, студенты всегда имеют собственный «багаж» индивидуальных способов учебной деятельности, обладают целым набором различных тактик, которые используют для решения самообразовательных задач и которые являются результатом их личного опыта в самостоятельно осуществляемой учебной деятельности.

Следовательно, одной из наиболее актуальных проблем в современной педагогике высшей школы является развитие умений самообразовательной деятельности студентов.

Решение задачи развития умений самообразовательной деятельности студентов связано с поиском средств информационных технологий. Именно информационные технологии берут на себя функции учителя, позволяют провести оценку совершенных обучающимися действий, апробировать инструкции по решению поставленных проблем.

Степень разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования показал, что к настоящему времени изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования, в частности, рассмотрены его исторические и социальные аспекты (А.Я. Айзенберг, А. К. Громцева, Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин, Е. А. Шуклина и др.) — определены сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности (А.К. Громцева, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, ИЛ. Наумченко, Г. С. Сухобская и др.) — исследованы пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию (Т.Е. Климова, И. А. Редковец, Ь. Ф. Райский и др.) — рассмотрены психологическая и практическая подготовка школьников к самообразованию (А.К. Громцева, М. И. Колбаско, А. В. Усова и др.) — прослежена взаимосвязь самостоятельных и творческих работ с самообразованием (А.И. Кочетов, Н. В. Кухарев и др.) — проанализирована организация самообразования и руководство этим видом деятельности (В.А. Беликов, Т. Е. Климова, В. Г. Рындак, Г. Н. Сериков, А. В. Усова и др.).

Проблемы информатизации образования исследованы в работах J1.H. Бабанина, В. П. Беспалько, А. Борка, Я. А. Ваграменко, B.C. Гершунского, В. В. Давыдова, Н. Ф. Долгополовой, В. А. Каймина, С. Керра, А. А. Кузнецова, Е.И.

Машбица, В. М. Монахова, Ю. А. Первина, И. В. Роберт, В. В. Рубцова, Т. А. Сергеевой, O.K. Тихомирова, А. А. Уварова, С. А. Христочевского и др.

Вопросы развития умений самообразовательной деятельности студентов активно освещаются и зарубежными исследователями: формы, методы и средства последовательного привития умений и навыков самостоятельного учения в системе продолжительного обучения рассматриваются в работах R. Tabberer, Ch. Moorразработки современных технологий обучения в трудах М. Кларк, Д. ДЖ. Хокридж (Великобритания), К. Чедуик, Д. Финн (США), К. Бруслинг (Швеция), Т. Сикамо (Япония) и др.

Проведенные нами опросы студентов, учителей свидетельствуют о слабом понимании ими сущности умений самообразовательной деятельности, а содержание, структура и организация их развития не соответствуют социальному заказу и педагогической практике. Вопрос о влиянии средств информационных технологий на процесс развития умений самообразовательной деятельности студентов до времени не являлся предметом конкретного педагогического исследования. В то же время ощущается острая необходимость в научном исследовании данного вопроса.

Проблема научного обоснования содержания и условий развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий становится актуальной в связи с имеющимся противоречием между потребностями практики и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса в педагогической науке.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке позволили определить тему исследования: «Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий».

Цель исследования состояла в раскрытии и научном обосновании педагогических условий развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

Объект исследования: самообразовательная деятельность студентов.

Предмет исследования: процесс развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий будет успешным, если: обеспечено формирование положительной мотивации студентов к самообразовательной деятельностисоздана информационная средаосуществлено рефлексивное обучение студентов.

Поставленная цель, выдвинутые гипотетические положения определили задачи исследования:

1. Обосновать структуру и содержание умений самообразовательной деятельности студентов.

2. Определить возможности средств информационных технологий для развития умений самообразовательной деятельности студентов.

3. Разработать модель развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению проблемы.

Методологическую основу исследования составляют основные положения диалектико-материалисгической теории познаниядиалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийфилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе её развития и формированияположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности.

Исследование опирается на следующие современные психолого-педагогические теории:

— психологическая теория личноеiи (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.);

— теория деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.);

— теория непрерывного образования (А.П.Владиславлев, Б. С. Гершунский, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, В. Н. Турченко и др.);

— теория рефлексивной деятельности (В.Г.Богин, И. С. Ладенко и др.);

— концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К.Бабанский, В. С. Ильин, Ю. П. Сокольников и др.);

— концепция творческого саморазвития личности В. А. Андреева;

— понимание сущности самообразования (А.К. Громцева, Ю. Н. Кулюткин,.

A.И. Редковец, Г. С. Сухобская, А. В. Усова, Е. А. Шуклина и др.);

— методология, теория и практика компьютеризации и информатизации образования (Б.С. Гершунский, А. П. Ершов, Б. А. Звягинцев, А. П. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И Машбиц, И. В. Роберт, С. Пейнерт, А. Ю. Уваров, С.А. Христачев-ский и др.);

— педагогическая технология (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко,.

B.В. Сериков, В. В. Юлии и др.).

В ходе исследования проблемы были использованы следующие методы: -теоретическом" уровня: анализ философской, психолого-педагогической, педагогической, частнодидактической литературы, системный подход к оценке ре ly.n.iaroB теоретического анализа, метод восхождения от абстрактного к конкрет ному, синтез теоретического и эмпирического материала, метод содержательного обобщения, логико-эвристическая разработка решения, вероятностное прогнозирование, прогностическое моделирование, мысленный эксперимент;

— эмпирического уровня: включенное наблюдение за деятельностью, исследовательская беседа, метод интроспективного анализа, метод экспертных оценок, изучение педаг огической документации, педагогического опыта, анализ продуктов деятельности, психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, опросы, интервьюирование), классифицирование (искусственная и вспомогательная классификация), исследовательский поиск, эксперимент констатирующий, формирующий), методы обработки данных (статистические, графическое изображение результатов и др.).

Теоретико-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Первый этап (1995;1998) — выбор и теоретическое осмысление темы, определение методологических и теоретических аспектов исследования, уточнение понятий, анализ их определений, выявление показателей. На этом этапе осуществлен анализ опыта развития умений самообразовательной деятельности студентов, применения информационных технологий, разработана гипотеза исследования, выявлены педагогические условия развития умений самообразовательной деятельности студентов. Составлена программа опытно-экспериментальной работы. Проведен констатирующий эксперимент и выполнен анализ его результатов.

Второй этап (1998;2001) — проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации условий внедрения информационных технологий для развития умений самообразовательной деятельности студентов, проверялась эффективность выработанных предложений. Подводились итоги, осуществлялась обработка и синтез полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты, полученные данные апробировались и анализировались.

Третий этап (2001;2002) — проводился контрольный эксперимент, осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы. Разрабатывались и внедрялись практические рекомендации. Оформлены материалы диссертации.

База исследования: Оренбургский государственный педагогический университет, филиал Алматинского института экономики и статистики в г. Ак-тобе. Исследование проводилось с 1995 по 2002 год. Для достижения цели и задач исследования было задействовано 321 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что: • уточнены структура и содержание умений самообразовательной деятельности студентов (получения и переработки информации, умения самоорганизации, умения самоконтроля);

• определены возможности аппаратных и программных средств информационных технологий, способствующих успешному развитию умений самообразовательной деятельности студентов;

• разработана и обоснована модель развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий;

• выявлены и обоснованы педагогические условия развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий (формирование положительной мотивации студентов к самообразовательной деятельностисоздание информационной средырефлексивное обучение студентов).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обогащена теория развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологиймодернизировано понятие рефлексивное обучение студентов, обеспечивающее реализацию диагностично поставленных преподавателем и студентами целей в процессе конструирования опыта развития умений самообразовательной деятельности, основанного на осмыслении опыта самообразовательной деятельности соответственно функциям мотивационной, коммуникационной и рефлексивной оценки собственных действий.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования в вузах разработанных нами: специального курса «Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий», предназначенного как для педагогов, так и студентовметодики определения уровня развития умений самообразовательной деятельности студентовнаучно-методических рекомендаций по развитию умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Самообразовательная деятельность студентов — это целенаправленный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процеи дурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. В процессе самообразовательной деятельности студент выступает в качестве субъекта.

2. Умения самообразовательной деятельности — это способность личности к осуществлению самообразовательной деятельности от целеполагания до результата и оценки. Структурными компонентами умений являются цель-содержание-действие-результат соответственно видам: получения и переработки информации, самоорганизации, самоконтроля.

3. Модель развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий — это поэтапное изменение взаимосвязанных, согласованных действий субъекта и объекта процесса от разрозненных операций до репродуктивных и творческих, стимулирующих изменения исходного уровня умений. Интеграция и синтез средств информационных технологий обеспечивают большую прочность, осмысленность уровней развития умений самообразовательной деятельности студентов.

4. Успешность развития умений самообразовательной деятельности студентов обеспечивают следующие средства информационных технологий: телекоммуникации, сетевое оборудованиесерверы и персональные компьютеры: мультимедийное и периферийное оборудованиеоперационные системытекстовые и графические редакторыСУБД (системы управления базами данных) — инструментальные средства разработкиспециализированные средства учебного назначения (обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др.) — средства обеспечения информационной безопасности.

5. Средства информационных технологий играют особую роль в развитии умений самообразовательной деятельности студентов, так как позволяют обеспечить оптимальную для каждого студента последовательность, скорость восприятия предлагаемого материалавозможность самостоятельной организации чередования изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, отработки навыков решения типовых задачвозможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыковпривить навыки аналитической и исследовательской деятельностииспользовать на занятиях удаленные ресурсы, проведение «виртуальных путешествий», интернет-практикумов, экскурсийдистантно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира, иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах.

6. Эффективность развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий обеспечивается педагогическими условиями: формирование положительной мотивации студентов к самообразовательной деятельностисоздание информационной средырефлексивное обучение студентов.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается анализом современных достижений философской, психолого-педагогической, социологической наук по проблеме исследования и методологической базой выполняемой работыиспользованием комплекса научных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации и личным участием автора в опытно-жспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по средством публикаций в печати, выступлений на международной научно-практической конференции «Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия» (г. Оренбург, 2000г), на межвузовских научных конференциях в г. Оренбурге (1998;2002гг), г. Актобе (1999;2002гг).

Основные результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса Алматинского института экономики и статистики (филиал г. Актобе).

Результаты исследования показали, что без понимания роли средств информационных технологий в процессе развития умений самообразовательной деятельности студенты затрудняются в получении и переработке информации, самоорганизации и самоконтроле. Чтобы помочь студенту осознать себя организатором и субъектом процесса развития умений самообразовательной деятельности средствами информационных технологий, выявить главные трудности самообразовательной деятельности и преодолеть их путем переосмысления собственного опыта, осознать уровень развития умений самообразовательной деятельности, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой самообразовательный путь возникла потребность в организации процесса, рефлексивного обучения.

Рефлексивное обучение обеспечило выход студента в активную исследовательскую позицию по отношению к самообразовательной деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности.

Рефлексия как способ получения студентами внутреннего образовательного продукта осуществлялась на всех этапах развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий как асинхронно с помощью электронной почты, так и синхронно в режиме одновременного (онлайн) подключения к сети Интернет.

Рефлексивное обучение студентов позволяло формировать у студентов устойчивую, адекватную самооценку, влияющую на развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

Самоанализ помогал студенту познать самого себя, выявить собственные возможности, дойдя до сути сложных явлений, выработать индивидуальный стиль развития умений самообразовательной деятельности. В работе был использован алгоритм выхода в рефлексивную позицию (Б.М.Островский), модифицированный нами для процесса развития умений самообразовательной деятельности.

Систематический «выход» студентов в рефлексивную позицию позволял выявить личностные изменения, проследить динамику личностного развития, существенно влияющего на развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют отметить, что именно формирование положительной мотивации самообразовательной деятельности студентов, их обучение в информационной среде, рефлексивное обучение обеспечили качественно новый уровень развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость развития умений самообразовательной деятельности студентов обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономической и политической жизни общества. История цивилизации показывает, что образование является одним из факторов социального прогресса, развития общества, а скорость, с которой обновляются знания, заставляет ориентировать образование как систему обучения и воспитания человека на формирование самоопределяющейся личности, способной вести эффективную самообразовательную деятельность. Наиболее плодотворной почвой для развития умений самообразовательной деятельности располагает высшая школа. Однако, существующие противоречия между сложившимися формами, способами подготовки студентов и социальным заказом на формирование личности, способной к творчеству, самоорганизации, самообразованию и как результат — к самореализациимежду потребностями личности в самореализации и реальными условиями, средствами организации самообразовательной деятельности в вуземежду потребностями образовательного процесса и недостаточным теоретическим обеспечением эффективного развития умений самообразовательной деятельности студентов поставили проблему выявления условий наиболее эффективно благоприятствующих развитию умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

В исследовании под самообразовательной деятельностью студентов понимается по-настоящему свободный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, связанный с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.

В качестве компонентов самообразовательной деятельности нами были выделены:

Мотивационный, который обусловлен потребностями личности, и включает в себя потребности, интересы, мотивы, т. е. всё то, что обеспечивает целенаправленное включение студентов в процесс самообразования и поддерживает активность этого процесса на протяжении жизнедеятельности;

Ориентационный, который характеризует глубину восприятия студентом цели самообразования, его способность планировать и прогнозировать данную деятельность;

Содержательно-операционный, состоящий из наличия у студентов системы ведущих знаний в конкретной области и умений самообразовательной деятельности (инструменты получения и переработки информации, применения знаний на практике);

Ценностно-волевой, включающий в себя волю, эмоциональный подъем, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самоприказ;

Оценочный, сущностью которого является систематическое получение обратной информации о ходе самообразования на основе сравнения достигнутых результатов деятельности с прогнозируемыми стандартами. Данный компонент включает в себя самоконтроль, самоанализ и самооценку.

Самообразование включает в себя ряд признаков: оно отражает познавательные потребности развития личности, характеризуется и зависит от познавательной активности, связано с образом жизни субъекта.

Анализ терминов «развития», «умения» позволил нам сформулировать определение терминов «развитие умений самообразовательной деятельности» и «умения самообразовательной деятельности». Под процессом развития умений самообразовательной деятельности понимается совокупность взаимосвязанных согласованных действий субъекта и объекта обучения, направленных на творческое развитие умений студентов самостоятельно добывать знания о новом предмете и творчески применять их в практической деятельности.

Умения самообразовательной деятельности рассматриваются нами как подготовленность субъекта к теоретическим и практическим действиям по самостоятельному получению новых знаний о предмете и применению их в практической деятельности. По уровню развития умений самообразовательной деятельности нами были разделены на высокие, средние и низкие. В качестве показателей развития умений самообразовательной деятельности нами были выбраны: 1) состав и качество выполняемых действий и операций, степень их осознанности, полнота и свернутость- 2) степень сложности мыслительных операций- 3) осмысленность выполняемых умений.

Проведенный анализ этимологии понятия «информационная технология», определений этого современного педагогического направления, обзор современных информационных технологий, истории их развития, сущности и содержания позволяют говорить о преимуществах и необходимости их разработки и использования в процессе развития умений самообразовательной деятельности. Это позволит: не столько давать знания, сколько учить эти знания добывать, селектировать и распоряжаться ими независимо от того, какая предметная область осваивается в процессе обучения.

Под средствами новых информационных технологий нами понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т. п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации» (И.В. Роберт).

Результат теоретических исследований позволил логически доказать влияние средств информационных технологий на эффективность развития умений самообразовательной деятельности студентов при реализации педагогических условий.

В ходе опытно-экспериментальной работы нашла подтверждение первоначально сформулированная гипотеза, согласно которой развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий будет успешным, если: обеспечено формирование положительной мотивации студентов к самообразовательной деятельностисоздана информационная средаосуществлено рефлексивное обучение студентов.

Констатирующий этап включал в себя работу со студентами с целью определения начального уровня развития умений самообразовательной деятельности. Подавляющее большинство студентов экспериментальной и контрольной групп показали низкий уровень развития умений самообразовательной деятельности (64,6% и 62,5%), средний уровень — 33,3% и 35,4%. По структурным компонентам умений наибольшие трудности связаны с умениями самоорганизации (-0,67), получения и переработки информации (-0,21). Положительный индекс уверенности отмечается лишь по умениям самоконтроля (0,08). Результаты контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе эксперимента оказались примерно равными. Данные, полученные на этом этапе эксперимента, позволили сформировать предварительные выводы: уровень развития умений самообразовательной деятельности студентов в основном низкий. Выявлен комплекс причин, обуславливающий такой уровень развития умений самообразовательной деятельности.

Для проведения опытно-экспериментальной работы были задействованы две группы студентов: одна экспериментальная и одна контрольная. Обучение в контрольной группе проводилось в традиционных педагогических условиях. В экспериментальных группах применялись разработанные педагогические условия, способствующие развитию умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий. Со студентами экспериментальных групп был изучен специальный курс «Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий», а с преподавательским составом — научно-методические рекомендации по его применению.

В ходе формирующего этапа эксперимента определялся уровень развития умений самообразовательной деятельности студентов. К концу второго курса в экспериментальной группе высоким уровнем развития умений самообразовательной деятельности обладали 29,1% студентов, средним — 66,7%, низким -4,2%. В контрольной группе высоким уровнем — 8,3%, средним-46,9%, низким — 44,8%. Результаты свидетельствуют, о более высоком уровне развития умений самообразовательной деятельности студентов экспериментальной группы. Наиболее высоко вырос индекс уверенности по группе умений получения и переработке информации (0,67 в экспериментальной группе и 0,34 в контрольной, соответственно абсолютный прирост 0,88 и 0,53).

На контролирующем этапе проведен анализ полученных результатов, оценена эффективность педагогических условий, влияющих на уровень развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий, выявлена динамика их развития.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтверждает корректность общей гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:

1 .Актуальность исследования проблемы развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий определяется изменением направленности системы образования, её переориентации на развитие самореализации личности и недостаточной разработанностью исследуемой проблемы в педагогической науке.

2. Умения самообразовательной деятельности рассматриваются нами как способность личности к осуществлению деятельности от целеполагания до результата и оценки. Структурными компонентами умений самообразовательной деятельности являются: цель — содержание — действие — результат соответственно получению и переработке информации, самоорганизации, самоконтролю.

3. Модель развития умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий — это поэтапное изменение взаимосвязанных, согласованных действий субъекта и объекта процесса от разрозненных операций до репродуктивных и творческих, стимулирующих изменения исходного уровня умений. Интеграция и синтез средств информационных технологий обеспечивают большую прочность, осмысленность уровней развития умений самообразовательной деятельности студентов.

4. Средства информационных технологий играют особую роль в развитии умений самообразовательной деятельности студентов, так как позволяют обеспечить оптимальную для каждого студента последовательность, скорость восприятия предлагаемого материалавозможность самостоятельной организации чередования изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, отработки навыков решения типовых задачвозможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыковпривить навыки аналитической и исследовательской деятельностииспользовать на занятиях удаленные ресурсы, проведение «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсийдистантно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира, иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах.

5. Для оценки уровня развития умений самообразовательной деятельности предложена система показателей (состав и качество выполняемых действий и операций, их осознанность, полнота и свернутостьстепень сложности мыслительных операцийосмысленность выполнения умений), позволяющая оценивать результаты педагогического взаимодействия (управления) преподавателя и студента с целью развития умений самообразовательной деятельности.

6, На основании полученных результатов опытно-экспериментальной работы доказано, что педагогические условия (формирование положительной мотивации студентов к самообразовательной деятельностисоздание информационной средырефлексивное обучение студентов) являются необходимыми и достаточными для успешного развития мений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий.

Проведенное исследование показало общепедагогическую значимость внедрения его результатов. В то же время оно не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы. Дальнейшее ее решение может быть продолжено по следующим направлениям: расширение и выявление оптимальных средств информационных технолог ий, обеспечивающих эффективность развития умений самообразовательной деятельности студентовисследование специфики средств информационных технологий в различных образовательных областяхразработка вариативных учебных программ развития умений самообразовательной деятельности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Дифференциация процесса обучения старших классов как условие формирования у учащихся стремления к самообразованию. // Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. — Горький, 1987.
  2. А.Я. Научно-технический прогресс и самообразование рабочих. -М.: Высш.шк., 1973.-46с.
  3. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М.: Высш. шк., 1986.-128с.
  4. А.Я. Формирование научного мировоззрения у молодых рабочих и ленинские идеи о самообразовании. М.: Высш. шк., 1979.- 80с.
  5. Р., Бауэр Г., Кроттерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. — 486с.
  6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1984.
  7. Г. Н. О закономерностях процесса обучения //Сов. педагогика, 1986.- № 3.-С.65.
  8. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 ./УГППУ. Екатеринбург, 1997.-3 I Ос.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. -380с.
  10. Ю.Андреев А. А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования //Школьные технологии № 4, 2001 с. 158−165
  11. А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии № 3, 2001. -С. 154−169
  12. А.А. Основы организации дистанционного обучения // Школьные технологии № 6, 2001 с. 158−173
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1988.-236с.
  14. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательскойдеятельности. М.: Высш. шк., 1981. — 240 с.
  15. В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432с.
  16. Ю.К. Избранные пед. труды. М.: Педагогика, 1989. — 558с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.
  18. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.-192с.
  19. Балл Г. А, Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопр. психологии. 1994.- № 4, — С. 56−66.
  20. Г. А. Теория учебных задач. М., 1990.
  21. М.В. О педагогическом руководстве самообразованием студентов //Учебно-воспитательная работа кафедр педагогики и психологии в педвузах: Сб. науч. статей. /НИИ ОП АНП СССР. М.: НИИ ОП, 1975. — С.27−32.
  22. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии. 2000. — № 3. — С. 135 -146
  23. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Конструирование информационной среды // Школьные технологии № 5, 2000 с. 221−242
  24. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии № 2, 2000. С. 123−182
  25. В.А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов. -Магнитогорск, 1994. -- 69с.
  26. А.С. Ситуация успеха, как её создать. М.: Просвещение, 1991.-164с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. -192с.
  28. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности /Под ред.И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., I993.-C.153−176.
  29. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности //Вопр. психологии. -1971. -№ 1. -С. 144−146.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995.-352с.3 1. Большая Советская Энциклопедия. Т.23−26, 27−29. -JI., 1976.
  31. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. -144с.
  32. И. А. Рефлексивное обучение в процессе становления профессиональной компетентности будущего учителя
  33. Ю., Беляева, А Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. — № 1.
  34. ., Дубовский В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // ОНС № 1, 2000. -С. 146−150
  35. Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск, 1999.-23с.
  36. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.-216с.
  37. В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984.-64с.
  38. А.К. Н.К.Крупская о самообразовании взрослых //Сов. педагогика. -1969.-№ 3.-С. 102.
  39. ЕЗеракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов //Вопр. психологии. 1994.- № 3.- С.122−129.
  40. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблема и опыт //Высшее образование в России. -1995.-№ 2. С. 137−145.
  41. JI.A. Педагогический глоссарий: Метод, пособие. Оренбург, 1999. — 59с.
  42. А.В. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. -М., 1978.- 175с.
  43. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128с.
  44. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 519с.
  45. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М., 1996.- 260с.
  46. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учледгиз, 1985.- 135с.
  47. Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: Просвещение, 1988. -112с.
  48. Р.С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань: КГУ, 1978. — 181с.
  49. М. Развитие творческой самостоятельности специалиста //Высшее образование в России. -1998. № 4. — С.83−86.
  50. Г. Ф. Собрание сочинений в Зт. Т2. М.: Просвещение, 1988.
  51. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993.
  52. Е.Я. Ученые записки. Вопросы педагогики. Кыштым, 1944.- 247с.
  53. А.С. Информационные технологии требуют государственной поддержки. «Информационные технологии», 1996, N1, с.2−5.
  54. В., Ефремов J1. Гуманитаризация инженерного образования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности //Alma mater. 1999. — № 9. — С.34−38.
  55. М.И., Краснявская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: 11сдагоги-ка, 1977.- 135с.
  56. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.- 166с.
  57. А.К. Проблема самообразования учащихся на современном папе развития советской школы. Дис. д-ра пед. наук. Л., 1971. — 278с.
  58. А.К. Самообразование как социальная категория. JI.: ЛГМИ, 1976.-88с.
  59. А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы.-Л., 1974.-119с.61 .Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983.1 44с.
  60. В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Библ. журнала «Директор школы». Спецвыпуск 4. Сентябрь. 1996. С. 79
  61. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего болыпинства. -ML, 1990. 161с.
  62. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.- 413с.
  63. В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. М.: «Русский язык», 1981.- С. 38.
  64. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения //Сов. педагогика. 1961. — № 8. — С.34.
  65. М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся //Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972.
  66. И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Школьные технологии № 6, 2001 с. 174 177
  67. М.В. Природа деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-168с.
  68. А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 200с.
  69. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. -319с.
  70. Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета: Автореф. дис. канд. пед. нлк~ Оренбург, 1997. 19с.
  71. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом ВУЗе. М.: Высшая школа, 1994. — 221с.
  72. М.А. Формирование учебных умений учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998.-182с.
  73. .С. Социальная культурология. В 2 ч. 4.2. М., 1994. — 202с.
  74. Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Дис.канд. пед. наук.- Оренбург, 1999. 153с.
  75. .П. Основы дидактики. — М.: Просвещение, 1975. 472с.
  76. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961. — 239с.
  77. Жарова J1.B. Теоретические основы организации самостоятельной учебнопознавательной деятельности учащихся //Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. J1., 1985. — С.76−85.
  78. И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования //Педагогика. 2002. -№ 1. — С. 27−33.
  79. А.С. Идеализированная модель как основа научной теории. // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. -М., 1976
  80. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. К., 1977.
  81. Е.И. Обучение и сотрудничество. М.: Знание, 1981. -87с.
  82. B.C. Общая логика и структура студенческого педагогического исследования. М., 1988. 174с.
  83. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М., 1972. -С. 16.
  84. Т.А. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.1 17с.
  85. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.-200с.
  86. Информатика в понятиях и терминах. Под редакцией В. А. Извозчикова. М.: «Просвещение», 1991. — 208 с.
  87. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-96с.
  88. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. -328с.
  89. И.Н. Персонализированное обучение как фактор развития умений самообразовательной деятельности студентов (на материале высшего военно-учебного заведения): Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 198с.
  90. Ю.Е. Усвоение знаний и умений в самообразовании //Развивающее обучение: современные проблемы: Материалы конф. — Челябинск: изд-во «Факел». 1997. — С.78−79.
  91. Г. Д. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов физико-математического факультета (на примере изучения базовых дисциплин): Дис. канд. пед. наук. Челябинск, I 909,-18 1с.
  92. Ф.И. О совершенствовании системы методов и принципов познавательной деятельности студентов //Совершенствование подготовки учителя: учёные записки, вып. 199.- Казань, 1980. С.152−157.
  93. Качество знаний учащегося и пути его совершенствования. /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1988. — 208с.
  94. Ким Н. П. Теория и практика формирования умений самообразования слушателей юридических институтов МВД: Дис. д-ра пед. наук: Коста-най, 2000.- 410с.
  95. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995.- 185с.
  96. К.К. Информационные технологии катализатор процесса развития современного общества. «Информационные технологии», 1995, N 10, с.10−15.
  97. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск: ЧГПИ, 1978. — 102с.
  98. А.В., Попков В. А., Рязанов Е. Л. Рефлексия и критическоеимыш-ление в контексте задач высшего образования // Педагогика. — 2002. -№ 1. -С. 18−22.
  99. И. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом //Высшее образование в России.-1995. -№ 1. С. 101−105.
  100. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264с.
  101. Краткий педагогический словарь пропагандиста /Под общ. ред. М. И. Кондакова, А.С.Вишнякова- Сост.: М. Н. Колмакова, В. С. Суров. 2-е изд., доп. и доработ. — М.: Полит издат, 1988. -376с.
  102. Краткий психологический словарь /Сост. Л. Л. Карпенко. М.: Полит п — дат, 1985.-432с.
  103. К. В.А.Сухомлинский о самообразовании и работе с книгой //Нар. образование.-1977. № 1. — С.81−83.
  104. Н.К. Методика задавания уроков на дом. //Пед. Соч.-М., 1959,-Т.З.-С.440.
  105. А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников.-СПб., 1999.- 166с.
  106. Н. Проблемы активизации познавательной деятельности и умственное воспитание студентов //Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск, 1976. — С.34.
  107. В. Обучение действиям в экстремальных условиях //Alma mater.1999. -№ 3. -С. 10−12.
  108. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI.: Изд-во Ленинф. ун-та, 1970. — 114с.
  109. Л.С. Активизация обучения. Сущность и содержание //Педагогика. 1994. — № 1. — С.8.
  110. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 80с.
  111. Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. — М.: Педагогика, 1977. — 152с.
  112. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения //Вопр. психологии. 1984. -№ 5. -С.41−44.
  113. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя //Вопр. психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
  114. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск, 1972.-136с.
  115. И.С. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989.
  116. В., Львовский В. Новые информационные технологии обучения — деягельностный подход к проектированию // Народное образование № 10, 1991., -С.65−70
  117. О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат //Контроль качества и оценка в образовании: Материалы междунар. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -С.113−129.
  118. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -249с.
  119. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  120. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186с.
  121. И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся //Новые исследования в педагогических науках. 1971. -№ 4. -С.34−39.
  122. И.Я. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности /Теоретические основы содержания общего среднего образования. М: Педагогика, 1983. — С.245−251,
  123. И .Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным предметам. -М., 1972
  124. И.Я. Сущность познавательной самостоятельности и организации процесса обучения //Рациональное сочетание методов развития учебно-познавательной деятельности школьников. Томск, 1979. — 346с.
  125. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М.:3нание, 1982.-96с.
  126. .Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  127. В.И., Троцко А. В. Познавательная активность как педагогическая проблема//Сов. педагогика. -1989. -№ 11.- С.25−31.
  128. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-217 с.
  129. А.В. О народном образовании. М., 1958. -С.218.
  130. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учеб. пособие. М., 1973. — 137с.
  131. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -96с.
  132. А.К., Матис Т. А., Орлов Д. Ь. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
  133. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга//Школьные технологии № 1−2, 1999 с. 10−21
  134. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208с.
  135. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопр. психологии. 1982. -№ 4. — С.5−17.
  136. A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию //Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР (Материалы 1-й Всесоюз. конф.). 4.2. -'М., 1981. С.13−15.
  137. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-337с.
  138. Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1990. -218с.
  139. Н.А. Проблемы обучения и развития. (К вопросу о теории обучения) //Сов. педагогика. 1979. — № 8. — С.35−42.
  140. Методология и методика исследования проблем самовоспитания /Отв. ред. А. И. Кочетов. Рязань, 1978. — 144с.
  141. P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. Учпедгиз, 1940. — 114с.
  142. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 90с.
  143. В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. — № 4.
  144. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высш. шк., 1987. 200с.
  145. М.В. Современное состояние и перспективы развития мультимедиа и образовании/, — Школьные 1ехнологии № 4, 1998 с. 210−215
  146. ИЛ. Самостоятельный учебный труд студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — 148с.
  147. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект// Учительская газета. 1999. № 7.-С. 12.
  148. Ф.А. Из опыта организации самостоятельной работы студентов //Сов. педагог ика. 1975. — № 7. С.88−94.
  149. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 302с.
  150. Р.А. Развитие активности студентов в учебном процессе. Казань: Казан, гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 1972. — 280с.
  151. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272с.
  152. A.M. Формирование умений и навыков в процессе трудового обучения //Сов. педагогика. -1972. № 8
  153. Новые технологии в обучении Рекомендации КРЕ по выработке университетской стратегии // Alma mater 1998.- № 8, 9, 10. С. 34−37
  154. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. — 750с.
  155. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека //Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С.5−19.
  156. В.И. Знания, умения, навыки и обучение. —М., 1995. 46с.
  157. Педагогика высшей школы: Учеб.-метод, пособие. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. — 192с.
  158. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  159. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 638с.
  160. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1968.- Т.4. -911с.
  161. Педагогический словарь. М.: изд-во Академии пед. наук, 1960, Т.2.
  162. Г. П. Управление самостоятельными занятиями студентов как условие активизации их познавательной деятельности //Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч. тр. М.: НИ-ИВ1.1.1, 1986. — С.66−7Ч.
  163. М.А. Информационные технологии в учебном процессе: возможности и опасности // Социально-гуманитарные знания № 5, 2000. -С.129−140
  164. П.И. Дидактический анализ процесса структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972.
  165. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  166. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80с.
  167. П.И., Пасекунов A.fi. Навыки самообразования важная цель обучения //Вестник высшей шк. — 1987. — № 4. — С.31−34.
  168. К.К. Структура развития личности. -М.: Наука, 1986. 255с.
  169. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 79с.
  170. Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень 3−4(13−14) 1998, 322с.
  171. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544с.
  172. JI.B. Понимание и познавательная активность //Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1986.-С.48−60.
  173. И.А. Обусловленность уровня познавательной активности школьников характером их учебной деятельности //Воспитание у учащихся познавательной активности. Волгоград, 1971.
  174. И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе //Сов. педагогика. 1959.- № 4.
  175. И.И. Творческая активность учащихся в процессе обучения. М., 1969.
  176. Н.А. Как заниматься самообразованием. М.: Сов. Россия, 1962. -127с.
  177. Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1957.- 147с.
  178. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1989.-488с.
  179. Jl.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143с.
  180. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы /Ред. -сост. -Б.Ф.Райский, М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1983. — 143с.
  181. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Пед. вестник, 1997. -244с.
  182. В.Г. Формирование организаторских умений будущих учителей в процессе непрерывной педагогической практики: Дис.канд. пед. наук. М., 1988.-202.
  183. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя: программа спецкурса.-М.: РИПКРО, 1994. 17с.
  184. Н.Н. Общая теория статистики. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368с.
  185. Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. Д. С. Серафимовича, 1988. — 61с.
  186. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986.- 109с.
  187. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 136с.
  188. Н.А. Информационно-динамическая обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1999. 175с.
  189. В.А. Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспективы //Наука и шк. 1998, — № 2. — С.8−16.
  190. В.А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. -М., 1997
  191. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. Прохоров A.M. 4-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1986. 1599с.
  192. С рода Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. -М.: АПН РСФСР, 1956.- 127с.
  193. Г. С., Кулюткин Ю. Л. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 111с.
  194. Г. А. Развитие познавательных интересов старшеклассников как условие их подготовки к самообразованию: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1998. 29с.
  195. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 288с.
  196. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории. // Современная высшая школа. 1977, № 1. — С.91−96.
  197. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1983.
  198. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96с.
  199. Е.Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности студентов университета: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Иркутск, 2002.-318с.
  200. Д.В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. Челябинск, 1996. — 82с.
  201. Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся //Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. науч. тр. М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. — С.30−40.
  202. В.Н. Научно-техническая революция в образовании. М., 1973.- 223с.
  203. А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков //Совершенствование педагогической работы в вузе. -Челябинск: ЧПИ, 1979. 168с.
  204. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся //Сов. педагогика. 1980. — № 12. — С.45−48.
  205. А.В., Беликов В. А. Учись самостоятельно учиться: Учеб. пособие.- Челябинск -Магнитогорск: Изд-во ЧГТТИ «Факел», 1997. 123с.
  206. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987. 80с.
  207. А.В., Завьялов В. В. Изучение познавательного интереса учащихсяк физике //Физика в шк. -1980. № 4. — С.46−48.
  208. Е.Ф. О признаках содержания самостоятельной работы студентов младших курсов //Развивающее обучение: современные проблемы: Материалы конф. Челябинск: Факел.-1997. — С.76−77.
  209. Философская энциклопедия /Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Сов. энциклопедия, 1970. -Т.5. 740с.
  210. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова.-М.:Политиздат, 1991 .-560с.
  211. Философский энциклопедический словарь /Сост. Губский Е. Ф. и др. М.: ИНФА-М, 1999. — 576с.
  212. Философский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1989. — 912с.
  213. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240с.
  214. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.-207с.
  215. В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения /Под ред.
  216. A.А.Смирнова. М., 1962, — 130с.
  217. ШамоваТ.И. Активизация учения школьников.-М.:Педагогика, 1982.-209с.
  218. Ю.А. Основы компьютерной технологии. M.:ABF, 1996.- 560с.
  219. Школьный философский словарь Г. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко,
  220. B.А.Каплунов и др.- общ. ред., сост. и Hcrvn. ст. А. Ф. Малышевский. — М.: Просвещение, АО «Учеб. лит.», I 995.
  221. В.Э. Крылья профессии Введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов. — Уфа: Изд-во БИРО, 1999.-214с.
  222. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.- 301с.
  223. Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект. //Общественные науки и современность.-1999. № 5. — С.140−151.
  224. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  225. Г. И. Методолог ические и теорет ические проблемы активизации учебной познавательной деятельности в свете реформы школы. -Л., 1986.
  226. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 198К. — 203с.
  227. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352с.
  228. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  229. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.
  230. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопр. психологии.-1994.-№ 2.-С.64−77.
  231. З.Н. Методика формирования умений самоконтроля знаний у студентов пединститута //Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр. -Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С.45−52.
  232. Е.Н. Факторы формирования познавательно-профессиональной активности студентов: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. 23с.
  233. Moor Ch. Answer the question. Cambridge, s.a.-1996.-p.48 (Sudi skills)
  234. Tabberer R., Allmen J. Introducing study ikills: An appraisal of initiatives at 16. Windsor: NFER — Nelson, 1994. — p. 194.1. Лист опроса1. Уважаемый студент!
  235. Просим Вас продолжить начатые предложения. Отнеситесь к этой процедуре серьезно и ответственно.
  236. Самообразование (самообразовательную деятельность) я понимаю как
  237. По моему представлению компонентами самообразовательной деятельности являются: а)
Заполнить форму текущей работой