Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование и оптимизация затрат в системе управления качеством продукции: На примере ОАО «Волгабурмаш»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На протяжении многих лет вопрос экономики качества не сходит со сцены. Начиная с 1964 года на каждом конгрессе Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) обсуждаются вопросы, связанные с проблемой учета и оптимизации затрат на качество. Так, в 1996 году в Берлине на 40-м конгрессе ЕОКК был представлен доклад об обследовании предприятий Дании с точки зрения экономики качества, а в 2000… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
    • 1. 1. Различные подходы к определению понятия «качество»
    • 1. 2. Анализ эволюции систем управления качеством продукции и обеспечения качества
      • 1. 2. 1. Основные этапы развития систем обеспечения качества
      • 1. 2. 2. Отечественный опыт развития систем управления качеством
      • 1. 2. 3. Системы всеобщего менеджмента качества
      • 1. 2. 4. Международные стандарты серии ISO
    • 1. 3. Оценка уровня качества продукции
      • 1. 3. 1. Показатели качества
      • 1. 3. 2. Методы определения показателей качества продукции
      • 1. 3. 3. Методы оценки уровня качества продукции. jД> 1.4. Методы исследования эффективности затрат на качество
      • 1. 4. 1. Классификация затрат на качество
      • 1. 4. 2. Методы анализа затрат на качество продукции
      • 1. 4. 3. Прогнозирование качества продукции
  • 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
    • 2. 1. Экономический анализ себестоимости продукции
      • 2. 1. 1. Основные цели, задачи и направления экономического анализа
      • 2. 1. 2. Детерминированная модель себестоимости 1 рубля товарной продукции
      • 2. 1. 3. Анализ влияния факторов на себестоимость единицы продукции и общую себестоимость
      • 2. 1. 4. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям
    • 2. 2. Аналитический метод оценки эффективности затрат производителя на повышение качества
      • 2. 2. 1. Рыночная ситуация уменьшения объема производства и продаж
      • 2. 2. 2. Рыночная ситуация при неизменном объеме производства и продаж
      • 2. 2. 3. Рыночная ситуация увеличения объема производства и продаж
    • 2. 3. Ранжирование коэффициентов чувствительности на основе многофакторной регрессионной модели
      • 2. 3. 1. Методы корреляционного и регрессионного анализа
      • 2. 3. 2. Коэффициенты чувствительности
    • 2. 4. Компонентный анализ затрат на качество
    • 2. 5. Математические модели зависимости качества от затрат
      • 2. 5. 1. Линейная функция регрессии
      • 2. 5. 2. Однородная мультипликативная функция регрессии первого порядка
      • 2. 5. 3. Однородная мультипликативная функция произвольного порядка
      • 2. 5. 4. Однородная функция с постоянной, но произвольной эластичностью замещения
    • 2. 6. Планирование затрат на качество методом градиентного спуска
  • 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОЛГАБУРМАШ»
    • 2. 7. Особенности внедрения элементов стратегии управления качеством на ОАО «Волгабурмаш»
    • 3. 2. Экономический анализ себестоимости продукции ОАО «Волгабурмаш»
      • 3. 2. 1. Анализ влияния факторов на себестоимость
  • 1. руб. продукции ОАО «Волгабурмаш» за 2002 г
    • 3. 2. 2. Анализ влияния факторов на себестоимость единицы продукции и общую себестоимость продукции ОАО «Волгабурмаш» за 2002 г
    • 3. 2. 3. Анализ себестоимости продукции
  • ОАО «Волгабурмаш» по элементам затрат и калькуляционным статьям
    • 3. 3. Аналитический метод оценки эффективности затрат производителя на повышение качества на примере ОАО «Волгабурмаш»
    • 3. 4. Ранжирование коэффициентов чувствительности на основе регрессионной модели, построенной по данным ОАО «Волгабурмаш»
    • 3. 5. Компонентный анализ затрат на качество буровых долот ОАО «Волгабурмаш»
    • 3. 6. Математическое моделирование зависимости качества от затрат по данным ОАО «Волгабурмаш»
    • 3. 7. Пример планирования затрат на качество
  • ОАО «Волгабурмаш» методом градиентного спуска

Моделирование и оптимизация затрат в системе управления качеством продукции: На примере ОАО «Волгабурмаш» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена разработке экономических моделей и методов оптимизации затрат на качество, являющихся частью экономического уровня систем управления качеством продукции. В диссертации предложены методы определения эффективности затрат производителя на повышение качества, методы оптимизации и планирования этих затрат, прогнозирования и планирования качества изделий, модели взаимовыгодного взаимодействия производителя и потребителя с целью повышения качества продукции и минимизации затрат.

Актуальность исследования.

Проблема повышения конкурентоспособности и качества изделий, в том числе экономическими методами, является одной из важнейших в современных условиях. Повышение конкурентоспособности продукции связано с соблюдением при ее изготовлении высоких нормативных требований, определяемых международными стандартами и обеспечивающих совместимость, унификацию и взаимозаменяемость продукции одного вида, ее сертификацию. В первых версиях международных стандартов серии ISO 9000 основной акцент был сделан на обеспечение технологических и социальных мероприятий по повышению качества, тогда как требования, относящиеся к финансовым аспектам и экономике качества, носили рекомендательный характер (МС ISO 9004−1:1994, п. 4.6) и не входили в состав элементов системы качества, подлежащих обязательной сертификации.

Тем не менее, вопросы, связанные с экономикой качества, постоянно присутствовали в разработках зарубежных экономистов. В 1952 году А. Фейгенбаум выпустил книгу «Всеобщий контроль качества», где была приведена классификация издержек на качество [154]. В 1954 году аналогичная классификация опубликована в «Справочнике Джурана по контролю качества» [163]. В начале 1980;х годов министерство обороны США предписывает всем предприятиям оборонной промышленности использовать данные о затратах как одно из средств управления программой качества. В 1981 году в Великобритании выходит национальный стандарт BS 6143 «Руководство по определению и использованию затрат, относящихся к качеству» [34,35].

В 2000 году экономика качества становится предметом международной стандартизации. Международная организация по стандартизации публикует стандарт ISO/ПМС 9001:2000 «Руководящие принципы управления качеством» (перевод на русский язык 2000 года). В этом стандарте использована двоичная классификация затрат (затраты на соответствие и издержки на несоответствие) и приводится блок-схема, отражающая методологию управления экономикой качества, однако отсутствуют конкретные рекомендации по планированию, распределению или оптимизации затрат [1,2,3].

На протяжении многих лет вопрос экономики качества не сходит со сцены. Начиная с 1964 года на каждом конгрессе Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) обсуждаются вопросы, связанные с проблемой учета и оптимизации затрат на качество. Так, в 1996 году в Берлине на 40-м конгрессе ЕОКК был представлен доклад об обследовании предприятий Дании с точки зрения экономики качества, а в 2000 году на конгрессе в Мадриде публикуются результаты аналогичного исследования, предпринятого в Швеции [164]. В американское общество по контролю качества (AQCS) выделен специальный комитет по затратам на обеспечение качества товаров.

В нашей стране проблемами учета затрат на качество начали заниматься в 70-х годах. В научном плане эти исследования касались, в первую очередь, определения понятия затрат на качество и классификации этих затрат, т. е. определения их состава и структуры, группирования по определенному признаку. Большой вклад в разработку этих вопросов внесли экономисты Г. Г. Азгальдов, А. Ф. Аксененко, В. Н. Войтоловский, А. В. Гличев, Д. С. Демиденко, Б. К. Злобин, Е. М. Карлик. В. М. Ларин, J1.B. Львова, А. Ш. Маргулис, А. С. Наринский. П. П. Новиченко, А. Г. Подлегаева. Т. Д. Попова. А. Д. Шеремет, Н. Г. Чумаченко, Л. Е. Скрипко и др.

Таким образом, проблемы затрат на качество привлекают внимание ученых и специалистов всех фирм, работающих в системе качества. Общепризнанным является факт, что любое решение в области менеджмента качества должно иметь экономическое обоснование, система экономического анализа должна являться неотъемлемой частью финансовой стратегии предприятия. Анализ затрат на качество является важной составляющей механизма управления качеством, т.к. подразумевает не только изучение издержек, но и научное обоснование управленческих решений в области качества. Особенно остро проблемы анализа затрат встают перед предприятиями, внедряющими современные международные стандарты качества, где затраты на обеспечение качества являются одним из элементов системы качества, предполагается также их системный учет и соответствующая отчетность.

Однако, несмотря на значительное количество публикаций по экономике качества, целый ряд аспектов учета и анализа затрат на обеспечение качества остаются неисследованными. В частности, в настоящее время не решены ф однозначно вопросы о составе затрат на обеспечение качества, четко не выделены основные их виды, недостаточно разработаны методы их определения, планирования, распределения и оптимизации.

Таким образом, проблема оценки эффективности затрат на качество, их анализа и оптимального планирования, а также обоюдовыгодного с заказчиком ценообразования на продукцию повышенного качества является в настоящее время очень актуальной.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка моделей и методов выбора экономического механизма управления качеством, I™ включающего методы определения эффективности затрат на повышение качества, методы оптимизации и планирования этих затрат, прогнозирование и планирование качества изделий, определение условий обоюдовыгодного взаимодействия производителя и потребителя.

Достижение этой цели обеспечивает решение следующих исследовательских задач:

1. Определение роли затрат на обеспечение качества в изменении себестоимости продукции.

2. Разработка методов оценки экономической эффективности затрат производителя на повышение качества и экономического эффекта потребителя.

3. Разработка условий взаимовыгодного ценообразования между производителем и потребителем по параметру качества.

4. Разработка методов выделения приоритетных статей расходов с целью оптимизации затрат на качество в соответствии со стандартами ISO 9000.

5. Разработка математических моделей зависимости показателей качества продукции от видов и структуры затрат на качество.

6. Разработка методов экономического прогнозирования уровня качества и обоснования управленческих решений по управлению затратами на качество.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является экономика качества промышленных предприятий. Исследования в области экономики качества призваны обосновать с научных позиций управленческие решения в области политики качества, способствовать выбору наилучших вариантов этих решений.

Предметом исследования является исследование эффективности затрат производителя на качество продукции в зависимости от результатов мероприятий по повышению качества, математическое моделирование способов оптимизации и планирования затрат производителя.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, экономическая теория, микроэкономика, экономическая и математическая статистика, математический анализ и экономико-математические методы.

Теоретической основой исследования послужили приведенные в списке литературных источников труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные экономике качества и проблемам построения экономико-математических моделей.

Методы исследования, используемые в диссертации, включают методы дифференциального исчисления и линейной алгебры, методы оптимизации, экономического анализа и математической экономики, методы теории вероятностей и математической статистики, методы регрессионного и компонентного анализа.

Информационная база исследования.

Информационную базу диссертации составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, международные стандарты серии ISO 9000, данные бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятия, являющегося объектом исследования. В работе использованы материалы, опубликованные по тематике исследования в научных монографиях и периодической печати, а также материалы научных конференций и семинаров.

Информационной базой конкретных математических моделей являются данные затрат на качество ОАО «Волгабурмаш», крупнейшего в России предприятия по производству буровых долот, на котором внедрена сертифицированная система качества ISO 9001, а также данные о показателях качества буровых долот нескольких крупнейших заказчиков -«Сургутнефтегаз», «Ноябрьскнефтегаз», «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз».

Научная новизна исследования.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Метод экономического анализа адаптирован для количественной оценки доли затрат на качество в себестоимости продукции.

2. Разработан аналитический метод, позволяющий оценить эффективность мероприятий производителя по повышению качества в зависимости от изменения издержек, процента брака и показателя качества продукции. Получены условия, границы и формулы определения обоюдовыгодной производителю и потребителю цены для различных рыночных ситуаций.

3. На основе ранжирования статистических коэффициентов чувствительности и компонентного анализа разработана процедура выделения приоритетных с точки зрения качества и стандартов ISO 9000 статей расходов.

4. Предложены и обоснованы математические модели зависимости показателя качества продукции от главных компонент затрат. На их основе получены математические соотношения, позволяющие оценить влияние видов затрат на индекс качества и проверить их эффективность.

5. Разработана методика оптимального планирования затрат и прогнозирования качества продукции на основе математических моделей и метода градиентного спуска.

Проверка полученных в диссертации моделей и методов на конкретных статистических данных ОАО «Волгабурмаш» подтверждает достоверность полученных результатов.

Практическая значимость исследования.

Разработанные в диссертации модели и методы могут быть использованы в качестве теоретического обоснования управленческих решений в области качества любого предприятия, на котором внедрены сертифицированная система управления качеством и ведется систематизированный учет затрат на качество по видам и направлениям. Результаты диссертационной работы могут быть также использованы в научно-исследовательской работе по экономике качества и ценообразования.

Апробация результатов исследования.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались:

• на Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2000),.

• на Международной конференции «Математическое моделирование, статистика и информатика в современном управлении экономикой» (Самара, 2001),.

• на научно-практической конференции «Прикладные математические задачи в машиностроении и экономике» (Самара, 2001),.

• на Седьмой Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов (МЭИ, Москва, 2001),.

• на Всероссийской научно-методической конференции «Наука, бизнес, образование 2002» (Самара),.

• на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы Российской экономики» (Пенза, 2002),.

• на Международном симпозиуме «Надежность и качество — 2002» (Пенза),.

• неоднократно на научных семинарах студентов и аспирантов факультета экономики и управления СГАУ.

Публикации.

По материалам проведенных исследований и разработок имеется 14 публикаций [50,78−89,115], большинство из которых выполнены автором единолично. Задача, описанная в [50], рассматривалась в постановочном плане совместно с научным руководителем диссертации, автору принадлежит детальная проработка математической модели и ее практическая реализация. В работе [115] соавтор предоставил информационную базу исследования, автору принадлежит реализация метода экономического анализа.

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и приложения.

Основные результаты диссертационной работы состоят в следующем:

1. На основе экономического анализа разработана процедура исследования изменения себестоимости под влиянием затрат на качество и оценки этого влияния на себестоимость, определения роли и объема затрат на качество в общей структуре издержек.

2. Разработан аналитический метод, позволяющий оценить эффективность мероприятий производителя по повышению качества в зависимости от результатов этих мероприятий, издержек производителя и экономического эффекта потребителя. На основе аналитического метода получены условия, границы и формулы определения обоюдовыгодной производителю и потребителю цены для различных рыночных ситуаций.

3. Разработана методика применения статистических коэффициентов чувствительности к исследованию динамики изменения и оценки влияния различных видов затрат на показатель качества продукции.

4. На основе компонентного анализа разработана процедура выявления главных компонент затрат, влияющих на качество продукции и соответствующих стандартам ISO 9000.

Предложены и обоснованы математические модели зависимости показателя качества продукции от главных компонент затрат. Получены математические соотношения, позволяющие оценить влияние видов затрат на качество продукции.

На основе математических моделей с помощью метода градиентного спуска разработана методика оптимального планирования видов затрат с целью повышения и прогнозирования качества продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации разработаны математические модели и методы определения эффективности затрат на повышение качества продукции производителя, методы оптимизации и планирования этих затрат в соответствии с требованиями экономического уровня систем качества и стандартов ISO 9000. Предложенные экономические модели и методы являются составной частью системы управления качеством производителя и могут служить теоретической и практической основой принятия управленческих решений по оптимизации показателей качества и планированию затрат на качество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международный стандарт ИСО/ПМС 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: ВНИИС, 2000.
  2. Международный стандарт ИСО/ПМС 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования». М.: ВНИИС, 2000.
  3. Международный стандарт ИСО/ПМС 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности». М.: ВНИИС, 2000.
  4. ГОСТ Р 40.002−96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения.
  5. ГОСТ Р 40.003−96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества.
  6. ГОСТ Р 40.004−96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств.
  7. ГОСТ 15 467–79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. М., Издательство стандартов, 1987. — 28 с.
  8. ГОСТ 22 732–77. Методы оценки уровня качества промышленной продукции.
  9. ГОСТ 23 554.0−79. Система управления качеством продукции. Экспертные методы оценки качества продукции. Основные положения.
  10. ГОСТ 23 554.1−79. Система управления качеством продукции. Экспертные методы оценки качества продукции. Организация и проведение экспертной оценки качества продукции.
  11. ГОСТ 24 294–80. Определение коэффициентов весомости при комплексной оценке технического уровня и качества продукции.
  12. Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники. (Государственный комитет по науке и технике СССР, Госстандарт СССР, Госплан СССР, Госснаб СССР, 1981).
  13. Общее методические рекомендации по оценке технического уровня промышленной продукции. (Государственный комитет по науке и технике СССР, 1989).
  14. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Выпуск 1. Академия проблем качества России. М.: АО «ТКБ Интерсертифика», 1997.
  15. В.Н., Бойцов Б. В. и др.. Основы обеспечения качества. М.: Европейский центр по качеству, 1999. — 323 с. — (Управление качеством. Учебник. В 2 т. Т.1).
  16. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии. М.: Экономика, 1982. — 256 с.
  17. Антология русского качества. / Под ред. Б. В. Бойцова, Ю. В. Крянева. М.: Академия проблем качества, 1997. — 427 с.
  18. П.Н. МС ИСО серии 9000: принципы, подходы и первый опыт использования. // Стандарты и качество, 1989, № 9, С. 8−15.
  19. Г. А. Экономические проблемы повышения качества. Учебное пособие. Л.: ЛФЭИ, 1988. — 80 с.
  20. О.В. Управление качеством. М.: Финстатинформ, 1999. -, 128с.
  21. О.В. Экономика управления качеством. Учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 90 с.
  22. Е.И. Учет и анализ издержек по обеспечению качества промышленной продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. Саратов, 1997.
  23. Л.М. Экономические проблемы повышения качества продукции. М.: Экономика, 1982. — 191 с.
  24. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  25. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник для вузов. М: Инфра-М- 2001. — 212 с.
  26. П.Е. Планово-экономическое регулирование качества продукции. К.: Наукова Думка, 1985. — 100 с.
  27. В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективным производством и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Издательство стандартов, 1994. — 140 с.
  28. A.M. Обеспечение качества продукции. М.: Издательство стандартов, 1988.- 120 с.
  29. Л.В., Резчиков В. И., Соколов Л. Г. и др. Экономика стандартизации, метрологии и качества продукции. М.: Издательство стандартов, 1988. — 312 с.
  30. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Издательство стандартов, 1991. — 216 с.
  31. Британский стандарт BS 6143:1992. «Руководство по экономике качества». Часть 1. Модель затрат на процесс. М.: НТК «Трек», 1997. — 26с.
  32. Британский стандарт BS 6143:1990. «Руководство по экономике качества». Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов. М.: НТК «Трек», 2001. -24 с.
  33. С.С., Кузьмина Л. Г. Экономический механизм ускорения. Организация, эффективность и оценка качества. М.: Экономика, 1989. — 98с.
  34. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М.: Издательство стандартов, 1989. — 184 с.
  35. С.А. Управление качеством продукции. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 207 с. — (Серия «Вопрос-ответ»),
  36. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М.: Издательство стандартов, 1994. — 218 с.
  37. В.Г., Сильков В. И., Дубицкий Л. Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 1995. -320 с.
  38. Н.В. Формирование механизма управления качеством продукции в условиях перехода к рыночной экономике. Дисс. на соиск. учен, ст. доктора эк. наук. СПб, 1994.
  39. Всеобщее управление качеством. Учебник / Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  40. Гей А. В. Теоретические основы внутрифирменного управления качеством продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1996. -130 с.
  41. В.И. Управление качеством продукции. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 254 с.
  42. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Экономика, 1988. — 72 с.
  43. А.В., Круглов М. И. Управление качеством продукции. М.: Экономика, 1979.
  44. А.В., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество? М.: Экономика, 1968. — 135 с.
  45. Ю.Л., Кушкин В. Е., Середкин В. И. О рациональном распределении затрат на обеспечение качества продукции // Стандарты и качество, 1994, № 2. С. 28−30.
  46. В.И. Методы управления качеством продукции. Крупносерийное и массовое производство. М.: Машиностроение, 1980. — 264 с.
  47. Г. М., Коломиец П. Э. Математическое моделирование затрат и прибыли предприятия // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы. / Сборник научных трудов Международного института рынка. Самара, 2000. — Вып.4.4. 1. — С.280−285.
  48. В.Н. Современная Япония: научно-технический прогресс и проблемы управления. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  49. Н.Д. Экономическая эффективность технологических методов повышения качества промышленной продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1975.
  50. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Издательство СПб УЭФ, 1994.
  51. К. Шанк, Виджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. — 288 с.
  52. Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. М.: ЮНИТИ, 1992.
  53. К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. / Под ред. С. А. Табалиной. М.: ЮНИТИ, 1997. — 560 с.
  54. А.К. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1997. — 163 с.
  55. A.M. Основы современного менеджмента качества. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 207 с.
  56. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. Учебник, 2-е изд. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, «Дело и сервис», 1999. — 368 с.
  57. В.М. Методы анализа качества продукции. М.: Финансы и статистика, 1985. — 214 с.
  58. Затраты на качество или стоимость плохого качества. М.: НТК «Трек», 2001, вып. 9. — 40 с. — (Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт»),
  59. Л.М. Экономическая эффективность повышения качества промышленной продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. Киев, 1979.
  60. Н.З. Учет и калькуляция себестоимости в управлении качеством продукции.. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. Л., 1989.
  61. .К. Экономический механизм повышения качества продукции. Методологические проблемы. Дисс. на соиск. учен. ст. доктора эк. наук. М., 1982.
  62. .К. Экономика качества. Концепции обновления. М.: АОН УК КПСС, 1991. -204 с.
  63. А.Е. Экономика качества продукции в условиях перехода к рыночной экономике. Дисс. на соиск. учен. ст. доктора, эк. наук. СПб, 1992.
  64. Ю.А., Матвеев Л. А. Ориентация хозяйственного механизма на повышение качества продукции. М.: Экономика, 1986. — 214 с.
  65. Изменения в системах управления в 21 веке. М.: НТК «Трек», 2001, вып. 28. — 29 с. — (Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт»).
  66. С.К. Экономическая эффективность повышения качества продукции и пути совершенствования его стимулирования. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. Фрунзе, 1981.
  67. К. Японские методы управления качеством. М.:Экономика, 1988. -215 с.
  68. Д.М. Экономические методы в управлении. Новосибирск: Наука, 1992.- 359 с.
  69. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989. — 262 с.
  70. Т.Г. Моделирование процессов управления качеством продукции на предприятии. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1996, — 173 с.
  71. Качество продукции. Экономический словарь / Под ред. Т. Н. Калиновской. -М.: Экономика, 1990.
  72. В.Э., Петрище Ф. А., Селиванов П. В. Методы управления затратами и качеством продукции: Учебное пособие для вузов. М: Маркетинг- 2002. — 108 с.
  73. В.В. Финансовый анализ.- М: Финансы и статистика, 1998.
  74. A.M. Экономика качества продукции. Учебное пособие. -Саранск, 1990. 156 с.
  75. П.Э. Определение максимальной прибыли предприятия методом градиентного спуска // Актуальные проблемы современной науки: Тез. докл. Межд. конференции молодых ученых и студентов. Самара: СамГТУ, 2000. — Ч. 5. С. 39−40.
  76. П.Э. Градиентный метод максимизации прибыли предприятия // Управление организационно-экономическими системами / Сборник научных трудов I научного семинара студентов и аспирантов факультета экономики и управления СГАУ. Самара, 2001. — С. 38.
  77. П.Э. Компонентный анализ затрат на качество буровых долот // Вестник учетно-экономического факультета Самарской гос. экон. Академии. Самара: СГЭА, 2001. Вып. 4. — С. 52−54.
  78. П.Э. Моделирование эффективности затрат на качество // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика / Тез. докл. Седьмой Междунар. науч-техн. конф. студентов и аспирантов. М.: МЭИ, 2001. — Т.2. -С. 243−244.
  79. П.Э. Сравнение статистических методов анализа эффективности затрат на качество продукции // Прикладные математические задачи в машиностроении и экономике / Сборник докладов научно-практической конференции. Самара: СГЭА, 2001. — Ч.З. — С. 7−10.
  80. П.Э. Математическое моделирование финансовой политики предприятия по повышению качества продукции // Проблемы и перспективы Российской экономики / Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2002. — С. 246−248.
  81. П.Э. Математическое моделирование затрат на качество // Наука, бизнес, образование '2002 / Материалы докладов V юбилейной Всероссийской научной конференции. Самара: СамГТУ, 2002. — С. 109 111.
  82. П.Э. Математическое моделирование планирования затрат на качество продукции // Международный симпозиум «Надежность и качество-2002» / Сборник трудов. Пенза, 2002. — С. 96.
  83. П.Э. Согласованный механизм распределения экономического эффекта при повышении качества продукции // Тез. докл. Третьего
  84. Всероссийского симпозиума по прикладной и промышленной математике. -М., 2002.-С.
  85. П.Э. Моделирование и оптимизация стоимости качества продукции с помощью регрессионного анализа // Межвузовский сборник научных трудов «Высшее образование, бизнес, предпринимательство '2002». Самара, СамГТУ, 2002.
  86. Комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов. Рекомендации по разработке и внедрению.- Днепропетровск, 1985.
  87. Комплексная система повышения эффективности производства и качества работы. Сборник нормативно-методических материалов. М.: Издательство стандартов, 1983.
  88. Коренное повышение качества продукции важный фактор ускорения. / Под ред. Гличева А. В. — М.: Экономика, 1988. — 350 с.
  89. Т. Стратегия и структура японских предприятий. / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1987. 287 с.
  90. Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000. — 256 с.
  91. В.М., Оганесян С. Р. Управление качеством в промышленных компаниях Франции. М.: Информэлектро, 1981. — 109 с.
  92. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1992. — 140 с.
  93. М.Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. и др. Менеджмент систем качества. Учебное пособие. М.: Издательство стандартов, 1997. — 366 с.
  94. Н.Ю. Методологические основы формирования механизма управления научно-техническим развитием производства и качествам продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1994.
  95. Э.И., Губачиков A.M. Стимулирование качества продукции. -Нальчик: Эльбрус, 1989. 80 с.
  96. Курс социально-экономической статистики. Учебник. / Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ, 2000. — 771 с.
  97. Лапу ста М. Г. Качество продукции: механизм управления. М.: Экономика, 1989. — 184с.
  98. М.Е. экономические проблемы стандартизации повышения качества продукции народного потребления. — М.: Экономика, 1976.
  99. Д.С. Качество и эффективность производства. М.: Знание, 1974. -64 с.
  100. Д.С. Экономика качества продукции. М.: Экономика, 1972.
  101. Н.А. Международные стандарты на систему качества // Стандарты и качество, 1988, № 7, С. 12−16.
  102. Н.А. Противозатратный механизм // Стандарты и качество, 1991, № 3, стр. 10−12.
  103. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 1999.-471 с.
  104. И.В. Статистический анализ и прогнозирование качества продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1987.
  105. Л.А. Экономическое обеспечение систем управления качеством продукции. Л.: Машиностроение, 1983. — 152 с.
  106. Методы снижения издержек производства. Пер. с англ., нем. Сергеева Т. В. -М.: Экономика, 1987. 150 с.
  107. В.М. Управление качеством. Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2000. — 303 с.
  108. А.С., Гаджиев Н. Г. Контроль в условиях рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1999. — 176 с.
  109. П.В. Информационные аспекты стандартизации и управления качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 1990. — 152 с.
  110. В.Г., Коломиец П. Э. Экономический анализ себестоимости продукции ОАО «Волгабурмаш» // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы./ Сборник научных трудов Международного института рынка. Самара, 2000. — Вып.4.4. 1. — С.327−331.
  111. Ф. Роль предприятия в обеспечении качества и надежности. / Пер с англ. М.: Издательство стандартов, 1990. — 123 с.
  112. П.Л., Попова Т. Д. Учет затрат на повышение качества продукции. М.: Финансы и статистика, 1986. — 104 с.
  113. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие. М., Дело и сервис, 2002. 159 с.
  114. В.В. Организационные методы управления качеством в условиях рыночной экономики. Дисс. на соиск. учен. ст. доктора эк. наук. -СПб, 1992.
  115. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Экономика, 1998. — 639 с.
  116. Э.А. Управление качеством продукции: Вопросы организации (региональный аспект). Л.: Экономика, 1984. — 168 с.
  117. М.П., Литвиненко В. И. Теоретические основы качества продукции общественного труда. М.: Знание, 1974. — 76 с.
  118. Основы управления качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 1988. -78 с.
  119. А.Б., Лукашин В. Я. Управление качеством продукции: Организационно-экономические проблемы. М.: Экономика, 1986. — 165 с.
  120. В.А. Экономика метрологического обеспечения управления качеством продукции и ресурсосбережений. М.: Издательство стандартов, 1990. — 176 с.
  121. М.С. Качество продукции и растущие потребности общества. -М.: Экономика, 1982.
  122. Планирование качества. М.: НТК «Трек», 2002, вып. 22. — 27 с. — (Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт»).
  123. И.В. Экономическая эффективность повышения качества продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. Донецк, 1982.
  124. Ю.Н. Квалиметрическая оценка в управлении качеством продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1996. — 153 с.
  125. М. Международная конкуренция: Пер с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  126. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное изд. / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 1983. — 471 с.
  127. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. Справочное изд. / Под ред. С. А. Айвазяна. М.: Финансы и статистика, 1989. -607 с.
  128. Процессный подход. М.: НТК «Трек», 2001, вып. 5. — 29 с. — (Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт»),
  129. К.М. Комплексный экономический анализ качества продукции.-Л.: ЛДНТП, 1985.
  130. К. М. Скрипко Л.Е. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество, 1998, № 8. С. 51−54.
  131. К.М., Скрипко Л. Е. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество, 1997, № 3. С. 49−51.
  132. А. Управление качеством. М.: Прогресс, 1974. — 256 с.
  133. Н.К. Управление качеством: стандартизация и контроль- модели управления- оценка качества: Учебное пособие. СПб: Питер- 02. — 224 с.
  134. Н.И. Управление качеством продукции в условиях нового хозяйствования. М.: Издательство стандартов, 1992. — 167 с.
  135. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Мн.: ИП Экоперспектива, 1997. — 498 с.
  136. И.Е. Организационно-экономический механизм обеспечения самооценки предприятий в управлении качеством продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. СПб, 1998.
  137. Е.С. Экономический анализ качества продукции. М.: Экономика, 1988.
  138. М.З., Мацуга В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества. Обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. СПб: Издательство СПбГУ, 1997. — 378 с.
  139. Сио К. К. Управленческая экономика. Пер с англ. М.: Инфра-М, 2000. -671 с.
  140. В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции. -М.: Статистика, 1971.
  141. Система экономического обеспечения качества продукции: трудовая теория потребительской стоимости. Часть 2. / Под ред. В. И. Сиськова. М.: Издательство стандартов, 1993.
  142. JI.E. Исследование проблем методологии формирования затрат на качество промышленной продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. СПб., 1998.
  143. В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). Учеб. пособие. СПб: Бизнес-пресса, 2000.-336 с.
  144. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник / Под ред. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 1999. — 487 с.
  145. Е.Т., Койфман Ю. Т., Бонин Ю. А. Комплексные автоматизированные системы управления качеством (методы и средства проектирования). М.: Издательство стандартов, 1989. — 192 с.
  146. Управление качеством. Учебник. /Под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1999. — 199 с.
  147. Управление качеством продукции: Справочник. / Под ред. В. В. Бойцова, А. В. Гличева. М.: Издательство стандартов, 1985. — 464 с.
  148. В.К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. Учебник. М.: Филинъ, Рилант, 2000. — 328 с.
  149. А.В. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986. -472 с.
  150. А.П. Показатели качества технической продукции с точки зрения ее производителя. // Стандарты и качество, 1994, № 2, С. 25−27.
  151. А.П. Вопросы оценки технико-экономической эффективности разработки и выпуска технической продукции. // Стандарты и качество, 1995, № 6, С. 53−59.
  152. Фокус на потребителя. М.: НТК «Трек», 2001, вып. 25. — 48 с. — (Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт»).
  153. З.Ю. Совершенствование учета и анализа качества продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., МГУ, 1983.
  154. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  155. И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. // Методы менеджмента качества, 2000, № 1.
  156. А.Н., Барвинок В. А., Шалавин В. В. Статистические методы управления качеством. -М.: машиностроение, 1999. 320 с.
  157. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество, 1997, № 6.
  158. Р. Японские методы управления качеством. / Под ред. Конаревой J1.A. М.: Экономика, 1988. — 385 с.
  159. Экономика качества. М.: НТК «Трек», 2001. — 37 с. — (Серия «Все о качестве. Отечественные разработки»).
  160. А.Д. Методы оценки экономической эффективности систем контроля качества продукции. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. эк. наук. М., 1990.
  161. Ф.Э. Управление качеством продукции. М.: 1998.
Заполнить форму текущей работой