Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили: положения гуманистической психологии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (А. Маслоу, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — на историко — педагогическом уровне — теоретическое наследие классиков зарубежной педагогики (Я.А. Комен-ский, И. Ф. Гербарт, Ж.-Ж. Руссо, Ф.В. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ЬТеоретико-методические основы формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников
    • 1. 1. Сущность формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников на основе принципов природосообразности и культуросообразности
    • 1. 2. Структура геоэкологических исследовательских умений
    • 1. 3. Теоретическая модель формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию геоэкологических исследовательских умений старшеклассников
    • 2. 1. Условия формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников
    • 2. 2. Содержание, формы и методы формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников
    • 2. 3. Анализ динамики сформированности геоэкологических исследовательских умений старшеклассников
  • Выводы по II главе

Педагогические условия формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Во второй половине XX века многие геоэкологические нарушения стали охватывать отдельные географические оболочки, биосферу в целом, а также весь земной шар.

Все острее становится вопрос о состоянии окружающей среды, количестве и качестве природных ресурсов для будущих поколений.

В данной ситуации остро встала и приобрела глобальный характер проблема социально — нравственного, научно — прогнозированного согласования отношений человеческого общества с природой.

На современном этапе развития образовательной сферы общества стоит сложная задача — преодолеть несоответствие между необходимостью оптимизации отношений общества с окружающей средой как на глобальном, так и на региональном, локальном уровнях и неподготовленностью к решению этой проблемы большинства населения из-за его отвлеченности, отдаленности от конкретных геоэкологических проблем своей местности. В связи с этим возникает необходимость определения эффективных путей реализации геоэкологического образования, разработки системы изучения вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе геоэкологии.

Преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся, является одним из стратегических направлений модернизации образования. Современная действительность со все большей ответственностью требует воспитания и развития у учащихся качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески строить свои отношения во всех сферах действительности.

Наряду с научными знаниями школа призвана обеспечить формирование целостного природосообразного миропонимания, навыков самообразования и самореализации личности учащихся.

Природоориентированное воспитание старшеклассников должно быть направлено на формирование личности, которая стремится к оптимальному взаимодействию с природной средой, отличается не только наличием знаний, но и наличием потребности в исследовательской деятельности по охране и улучшению окружающей среды.

Природосообразные технологии обучения и воспитания требуют ориентации на усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла: изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной природной среде.

Регионы Российской Федерации отличаются по своему географическому положению, природным, социально-экономическим, социокультурным особенностям, поэтому организация исследовательской деятельности школьников должна опираться на этноландшафтные, экологические особенности региона.

Особую значимость приобретает совершенствование, развитие, повышение эффективности научно-теоретического и психолого-педагагического обеспечения геоэкологического образования в общеобразовательных школах. Одним из направлений повышения эффективности геоэкологического образования и природосообразного воспитания является формирование геоэкологических исследовательских умений старшеклассников. Геоэкологическая исследовательская деятельность способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии — анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы. Обеспечивает формирование специфических умений: применение теоретических геоэкологических знаний на практике, чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов. Геоэкологические исследовательские умения, наряду со знаниями, становятся основой для последующего самообразования, непрерывного образования.

Геоэкологическая исследовательская работа старшеклассников позволяет перенести акцент с процесса репродуктивного усвоения знаний на развитие познавательных интересов, формирование умений и навыков ведения исследовательской работы более естественным путем, то есть природосообразно.

Различные аспекты проблемы формирования исследовательских умений в образовательном процессе рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов. Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется совокупность подходов, позволяющих провести специальные исследования в данном направлении. Философские и психолого-педагогические подходы к исследовательской деятельности заложили, А .Я Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие ученые.

Формирование умений в предметной деятельности отражены в работах П. И. Груздева, A.C. Гаязова, А. А Горохова, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, В. И. Орлова, К. К. Платонова, И. П. Подласного, М. И. Станкина и других исследователей.

В трудах сторонников деятельностного подхода к обучению (И.Б. Во-рожцова, A.A. Вербицкий, Ю. А. Громыко, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, И. А. Зимняя, B.C. Леднев, А. З. Рахимов, В. А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) отражено развитие исследовательских умений в педагогике.

Работы П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызина и других авторов раскрывают формирование умений в теории поэтапного усвоения умственных действий. Дидактические основы общеучебных умений раскрыты в работах Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Ш. И. Ганелина, И. Я. Лернера, И. С. Якиманской и других исследователей.

Психологии формирования общетрудовых политехнических умений посвящены исследования А. А. Баранова, М. Е. Дуранова, Т. В. Ермолаевой, Е. А. Милеряна.

Г. Н. Волков, Н. Д. Виноградова, П. П. Козлова, В. В. Кумарин, А. Кушнир и другие авторы раскрывают концепцию природосообразного подхода к обучению и воспитанию.

Работы А. И. Загвязинского, А. Я. Найна раскрывают методологию и теорию педагогических исследований.

Формированию исследовательских умений посвящены труды Ю.Г. Гала-гузовой, Г. В. Сорвачевой, Г. Н. Штиновой, Н. М. Яковлевой и других авторов.

Стратегия и тактика государственной политики в области образования указывают на значимость изучаемой нами проблемы и рассматривают исследовательскую деятельность как ключевое звено во всех сферах жизни. Исследовательская деятельность входит в число приоритетных направлений, определяющих современную политику государства. Об этом свидетельствуют государственные документы, отражающие вопросы науки в области образования:

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;

2. Закон Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании»;

3. Национальная доктрина развития Российского образования;

4. Закон Российской Федерации и Республики Башкортостан «О научной деятельности и государственной научно-технической политике».

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Анализ современных педагогических публикаций, обобщение педагогического опыта свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к проблеме формирования у старшеклассников геоэкологических исследовательских умений. Результаты анализа творческих, исследовательских работ учеников показали, что старшеклассники опираются в основном на базовые знания, получаемые в школе, учителя испытывают затруднения в методике геоэкологической исследовательской работы. Из-за отсутствия, в учебном плане специально отведенного времени на исследовательскую деятельность, выпускники школ приходят в средние специальные и высшие учебные заведения со слабыми знаниями в области исследовательской работы. В дальнейшем они испытывают затруднения в выборе форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, в овладении стилем общения.

Актуальность данного исследования усилена необходимостью выявления педагогических условий, стимулирующих готовность к постоянному саморазвитию старшеклассников. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия между:

— индивидуальным творческим процессом становления природосообраз-ной личности учащегося и репродуктивным характером организации учебно-воспитательного процесса в современной школе;

— потребностью в систематизации и классификации геоэкологических исследовательских умений старшеклассников и их недостаточной научной обоснованностью;

— потребностью в совершенствовании геоэкологических исследовательских умений старшеклассников и неразработанностью критериев, показателей, а также уровней сформированности указанных умений.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы теоретические и методические основы, педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников?

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования геоэкологических умений старшеклассников.

Гипотеза исследования: процесс формирования геоэкологических исследовательских умений будет эффективным, если:

— определены сущностно — содержательная и структурнофункциональная характеристика, критерии, показатели сформированости геоэкологических исследовательских умений старшеклассников;

— разработана и внедрена в практику модель процесса формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников;

— разработано программно — методическое обеспечение процесса формирования геоэкологических исследовательских умений.

Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений старшеклассников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников.

Задачи исследования:

1. На основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы определить сущностные и структурно — функциональные характеристики геоэкологических исследовательских умений;

2. Построить модель формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников;

3. Выявить педагогические условия и механизм формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников;

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию геоэкологических исследовательских умений старшеклассников;

5. Определить критерии, показатели, уровни сформированности геоэкологических исследовательских умений старшеклассников.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили: положения гуманистической психологии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (А. Маслоу, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — на историко — педагогическом уровне — теоретическое наследие классиков зарубежной педагогики (Я.А. Комен-ский, И. Ф. Гербарт, Ж.-Ж. Руссо, Ф.В. А. Дистервег и др.), отечественной истории педагогики (К.Д. Ушинский, К. Н. Вентцель и др.), современных исследователей теории и истории педагогики (С.И. Бреев, Н. Д. Виноградова, Г. Б. Корнетов, В. В. Кумарин, A.M. Лушникова, З. Г. Нигматов, В. Б. Помелов, К. И. Салимова, М. Г. Тайчинов, Я. И. Ханбиков, Т.Ф. Яркина) — гуманизации образования (Л.И. Гурье, З. П. Зинченко, Г, С. Трофимова, А. Н. Утехина) — теория деятельности, теория развивающего обучения и оптимизации обучения (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ю. Ерофеева, Г. А. Ушаков) — теория познания (А.Н.Аверьянов, А. И. Бабий, А. Д. Вислобоков, В. В. Ильин, И. Д. Калайков, В. А. Канке, А. М. Коршунов, Т. Кун, Н. И. Кузнецова и др.).

Мы опирались на базовые концептуальные подходы ученых к общей теории личности: педагогической антропологии (Б.Г. Ананьев, В. П. Зинченко и др.) — системно-целостный (П.К. Анохин, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Ю. А. Конаржевский, В. А. Сластенин и др.) — личностно-деятель-ностный (В.И.Загвязинский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, И. С. Якиманская и др.)-структурный (В.В.Дружинин, Д. С. Конторов, В. Н. Садовский и др.) — исследовательский А. Г. Гостев, Г. В. Залесский, А. Г. Здравомыслов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. В. Новожилова, М. Н. Скаткин, В. И. Смирнов и др.) — модельный (А.Н. Дахин, М. И. Грабарь, К. А. Краснянская, А. У. Варданян, A.C. Казаринов, В. А. Извозчиков, И. Б. Новик, Ю. А. Петров, В. М. Розин, Л. М. Фридман и др.) — культурологический (В.Л. Бенин, И. Б. Ворожцова и др.).

Основополагающими также явились исследования географического, экологического образования (A.M. Архангельский, Т. П. Герасимова, А.Н. За-хлебный, Е. А. Крискунов, А. И. Перельман, К. С. Лосев, Б. М. Миркин и др.).

В качестве методов исследования использовались: теоретические (сравнительный анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы и документов — законы и подзаконные акты РФ, РБ) — моделированиетеоретическое обобщение результатов исследованияэмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент) — диагностические (беседа, тестирование, анкетирование, создание специальных педагогических ситуаций) — методы математической статистики.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школ Краснокамского района и г. Стерлитамака Республики Башкортостан. Исследование проблемы проводилось нами в течение 9 лет и условно разделено на три этапа.

На первом этапе (1996;1998 гг.) проведены теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и оценка состояния проблемыуточнялись цель, задачи и основные понятия, категории, термины исследованияразрабатывалась методика опытно-экспериментальной работыопределялась база эксперимента.

На втором этапе (1999;2003 гг.) проводились опытноэкспериментальная работатеоретическое моделирование педагогических условий формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассниковапробация результатов исследования: постановка формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) осуществлены обработка, анализ, обобщение, систематизация и описание результатов опытно-экспериментальной работы. Были подведены итоги, сделаны выводы по научно-экспериментальной работе, составлен предварительный текст рукописи кандидатской диссертации, который позднее дорабатывался по результатам обсуждений на заседаниях кафедры педагогики СГПА.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1 .Уточнена сущностно — содержательная и структурнофункциональная характеристика геоэкологических исследовательских умений старшеклассниковразработана их классификация при изучении школьного курса географии;

2. Предложена модель процесса формирования геоэкологических исследовательских умений как единая система, включающая такие компоненты, как: образовательный процесс, комплекс педагогических условий, процесс формирования геоэкологических исследовательских умений;

3. Определен комплекс педагогических условий, способствующих успешному формированию геоэкологических исследовательских умений старшеклассников;

4. Определены критерии сформированности геоэкологических исследовательских умений старшеклассников: когнитивный — усвоение базовых геоэкологических знаниймотивационный — проявление «самости" — практическийналичие геоэкологических умений.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении диапазона знаний об организации педагогического процесса, направленного на формирование геоэкологических исследовательских умений старшеклассниковв обосновании теоретических основ формирования геоэкологических исследовательских умений, включающих сущность, структуру, содержание, уровни.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс школ учебно-методических материалов: «Формирование геоэкологических исследовательских умений как средство при-родосообразного воспитания учащихся», «Природосообразное воспитание учащихся сельских школ», факультативного курса «Геоэкология" — разработаны содержательно-технологические аспекты формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников. Материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями для разработки учебных программ и методических пособий по проблеме формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников, при подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Достоверность результатов обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических позиций исследованиявыбором и реализацией методов, соответствующих целям и задачам исследованиявоспроизводимостью результатов исследования на различных этапах экспериментальной работыподтверждением гипотезы исследования ее результатамииспользованием методов математической статистики при обработке данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Теоретическая модель формирования геоэкологических исследовательских умений представляет собой описательный аналог процесса формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников и отражает комплексную, динамичную систему компонентов, включающих методическое, процессуальное технологическое обеспечение процесса.

2. Эффективность формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников в природосообразном воспитании обеспечивают следующие педагогические условия: а) осознание старшеклассниками собственной геоэкологической исследовательской позицииб) обоснование содержательных характеристик образовательной среды, наполненной геоэкологической исследовательской деятельностьюв) реализация практико-ориентированной исследовательской работы, направленной на формирование геоэкологических исследовательских умений старшеклассников.

3. Выявленные критерии включают: когнитивный — усвоение базовых геоэкологических знаниймотивационный — проявление «самости" — практический — наличие геоэкологических исследовательских умений, показатели и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности геоэкологических исследовательских умений старшеклассников, позволяющие судить об эффективности представленной модели формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме участия в научно-практических конференциях международного, зонального, республиканского, межвузовского уровней в городах Стерлитамак (1999;2005 гг.), Пенза (2005 г.), Шуя (2005 г.), Глазов (2005 г.), Сочи (2005г).- выступлений на заседаниях кафедры педагогики (Стерлитамакская государственная педагогическая академия) и на заседаниях методических объединений учителей географии, экологии, химии, биологии Краснокамского РОО.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила верность разработанной нами процессуальной модели и позволяет сделать следующие выводы:

1. Осознание старшеклассниками собственной геоэкологической исследовательской позиции является сложным комплексом психических свойств и состояний старшеклассников, связанных с избирательной, познавательной, эмоциональной и волевой активностью. Значительная роль в геоэкологической исследовательской деятельности принадлежит самому старшекласснику с учетом его мотивации, активной жизненной позиции.

2. Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности реализации модели формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников с учетом комплекса педагогических условий: осознания старшеклассниками собственной геоэкологической исследовательской позицииобоснования содержательных характеристик образовательной среды, наполненной геоэкологической исследовательской деятельностьюреализации практико-ориентированной исследовательской работы, направленной на формирование у старшеклассников геоэкологических исследовательских умений.

3. В качестве критериев оценки степени осознания старшеклассниками собственной геоэкологической исследовательской позиции и формирования исследовательских умений выбраны показатели: усвоение базовых знаний по географии, экологии, геоэкологии, наличие геоэкологических исследовательских умений, проявление стремлений «самости».

4. Комплексное решение проблемы осуществлялось в соответствии с модельным подходом и функционированием модели геоэкологических исследовательских умений старшеклассников.

5. Устранение недостатков осуществлялось путем обоснования содержательных характеристик образовательной среды, наполненной исследовательской деятельностью, и реализации практико-ориентированной геоэкологической исследовательской работы, направленной формирование геоэкологических исследовательских умений старшеклассников.

6. Формирование геоэкологических исследовательских умений старшеклассников требует непрерывности и представляет взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития учащегося на протяжении всего обучения в школе и проявляется в культуре индивидуального поведения, активном участии по выполнению природоохранных мероприятий, в активной пропаганде современных идей охраны природы.

7. Реализация практико-ориентированной исследовательской работы, направленной на формирование геоэкологических исследовательских умений у старшеклассников осуществлялась путем разработки:

— авторской программы факультативного курса «Геоэкология» и методических рекомендаций «Формирование исследовательских умений как средство природосообразного воспитания учащихся»;

— моделированием схемы образовательной среды, где в единое целое объединены различные по форме, содержанию и сложности виды геоэкологической исследовательской деятельности старшеклассников.

8. Результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента показали динамику роста формирования у старшеклассников геоэкологических исследовательских умений в экспериментальных группах. Данный вывод указывает на эффективность внедрения модели формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников с учетом комплекса педагогических условий и доказывает выдвинутую гипотезу исследования.

Заключение

.

Анализ проблем в области воспитания и обучения старшеклассников подтвердил правомерность постановки выбранной проблемы исследования, обусловленной потребностью в создании педагогических условий, способствующих формированию геоэкологических исследовательских умений старшеклассников. Интенсивное обновление требований к образованию в современном обществе обусловило изменение ориентиров его содержания, современных подходов к педагогической теории и практике. Процесс формирования геоэкологических исследовательских умений достаточно сложен в организационном, методическом и в психологическом плане.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что актуальность вопроса определена, во-первых, стремительным обновлением содержания образования, во-вторых, недостаточной разработанностью в теории и практике в плане разработки критериев понятийного аппарата, рядом нерешенных вопросов, касающихся анализа структуры и классификации геоэкологических исследовательских умений старшеклассников, отсутствием научных исследований о влиянии разнообразных форм и технологий на успешное формирование геоэкологических исследовательских умений, о модельных представлениях геоэкологической исследовательской деятельности старшеклассников.

Формирование геоэкологических исследовательских умений — одна из первостепенных задач школьного образования. Особенно большими возможностями для формирования геоэкологических исследовательских умений обладают такие предметы, как география, экология, геоэкология, биология, химия, так как непосредственно связаны с изучением явлений природы.

Вместе с тем, преподавание данных предметов в средней общеобразовательной школе в рамках знаниевой парадигмы слабо способствует формированию геоэкологических исследовательских умений старшеклассников. В связи с этим опытно-экспериментальная работа предполагает реализацию содержания на двух уровнях: как сквозная в процессе преподавания предметов (географии, экологии, геоэкологии) — как акцентированная при проведении факультативного курса «Геоэкология».

С одной стороны, это приведет к повышению результативности данной работы, с другой стороны, происходит предотвращение перегрузки субъектов образовательного процесса.

Современные требования к геоэкологической исследовательской деятельности старшеклассников представлены следующими группами факторов:

1. Сущность формирования геоэкологических исследовательских умений в природосообразном воспитании старшеклассников.

2. Определение потребностей в геоэкологической исследовательской деятельности (в динамике развития).

3. Условия и обстоятельства, в которых проходит школьная учебно-исследовательская и геоэкологическая исследовательская деятельность.

Геоэкологическую исследовательскую деятельность школьников мы рассматривали как самореализацию интеллектуального потенциала, как основу подготовки, направленную на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоопределению. Методологической основой геоэкологической исследовательской деятельности является теория познания, которая рассмотрена на базе деятельностного, исследовательского, системно-структурного, модельного подходов. Процесс познания организован на приемах логического мышления: анализе, синтезе, абстрагировании, классификации, обобщении, индукции, дедукции, аналогии и т. д.

В процессе исследования выявлено, что для организации геоэкологической исследовательской деятельности старшеклассников необходимо использовать разнообразные формы работы как в учебной, так и во внеучебной деятельности, где старшеклассникам предоставляется возможность реализовать себя в различных направлениях. Геоэкологическая исследовательская деятельность является наиболее благоприятной средой для развития и становления старшеклассников, формирования в них ценностных личностных качеств и умений, в том числе исследовательских. Образовательная среда, наполненная геоэкологической исследовательской деятельностью, создается в общеобразовательной школе как ответ на запросы и потребности общества.

Формирование геоэкологических исследовательских умений — основа для проведения комплексного физико-географического изучения любой местности. Они призваны ознакомить с комплексом геоэкологических явлений, необходимых для понимания особенностей рельефа, его изменения, истории формирования, выяснения закономерностей и взаимосвязей между геоэкологическими процессами, а также способствуют формированию знаний об охране и использовании минеральных ресурсов.

Одним из важных составляющих в решении проблемы формирования геоэкологических исследовательских умений является построение модели формирования геоэкологической исследовательской деятельности старшеклассников с учетом комплекса педагогических условий. Геоэкологическая исследовательская деятельность старшеклассников рассматривалась как единая комплексная система — конфигурация компонентов: образовательного процессакомплекса педагогических условийпроцесса формирования геоэкологических исследовательских умений.

Данные компоненты выделены как составляющие выдвинутой гипотезы. Синтез указанных структурных компонентов выстраивает модель формирования геоэкологических исследовательских умений старшеклассников.

В исследовании выдвинут и теоретически обоснован комплекс педагогических условий как совокупность мер в геоэкологической исследовательской деятельности старшеклассников, направленных на обеспечение процесса формирования геоэкологических исследовательских умений у старшеклассников общеобразовательной школы: осознание старшеклассниками собственной геоэкологической исследовательской позицииобоснование содержательных характеристик образовательной среды, наполненной геоэкологической исследовательской деятельностьюреализация практико-ориентированной исследовательской работы, направленной на формирование у старшеклассников геоэкологических исследовательских умений.

В качестве критериев оценки отнесены следующие показатели: усвоение базовых знаний по общеобразовательным дисциплинам, наличие геоэкологических исследовательских умений, проявление «самости»: самосознания, самоопределения, самовыражения, самореализации.

Процесс формирования геоэкологических исследовательских умений должен охватывать все аспекты деятельности старшеклассников, что указывает на необходимость организации внеклассной и внешкольной работы, содержащей познавательно-развлекательную, просветительскую и исследовательскую деятельность.

Одним из направлений внеклассной работы является проведение факультативного курса «Геоэкология», целью которого является раскрытие природной сущности человека и его жизни, формирование знаний и представлений об окружающем мире и экологической культуре этносов, формирование ценностно-смыслового отношения к природе, человеку как к части природы. Такой подход соединяет естественнонаучные и гуманитарные знания, что способствует формированию геоэкологических исследовательских умений.

В качестве внеклассных и внешкольных форм воспитания используются кружковая деятельность, геоэкологическая тропа, экспедиции, летний школьный лагерь и другие мероприятия.

Положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать о ее эффективности и дать методические рекомендации по формированию геоэкологических исследовательских умений старшеклассников учителям, студентам педагогических колледжей и вузов:

— строить процесс формирования геоэкологических исследовательских умений на основе принципа природосообразности и культуросообразности;

— осуществлять интеграцию учебной и исследовательской деятельности через организацию поисково-исследовательской работы учащихся как на уроке, так и во внеурочное время;

— учитывать специфику и возможности учебных предметов в формировании геоэкологических исследовательских умений. Школьные предметы, выступая в качестве адаптированных к изучению основ наук, предлагают свою картину мира, что следует учитывать при организации образовательного процесса, усиливая моменты сближения естественнонаучного и гуманитарного понимания мира.

Выполненное исследование не претендует на исчерпывающую разработку проблемы. Исследование раскрывает ряд проблем, изучение которых может быть продолжено в таких направлениях, как рассмотрение методов учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы старшеклассникованализ взаимодействия учителей и учеников в учебно-исследовательской и геоэкологической исследовательской деятельностивыявление резервных возможностей материально-технической базы в учебно-исследовательской работе старшеклассников.

Реализация результатов исследовательской работы, направленных на формирование геоэкологических исследовательских умений, доказывает выдвинутую гипотезу исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей высших учебных заведений.-М: Просвещение, 1990 — 141 с.
  2. А.Б. О воде с тревогой и надеждой // География в школе.- 2000. № 3. — С. 3 — 11.
  3. И.М. Природопользование. Курс лекций для студентов вузов. СПб, М., Краснодар, 2003. — 218 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Издательство казанского университета, 1998. — 318 с.
  5. А.П. Прием моделирования на уроках геоэкологии // География в школе. 2003. — № 3. — С.69 — 71.
  6. Ю.С. Роль географии в воспитании личности школьников // География в школе. 2001. — № 4. — С. 42 — 45.
  7. Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности школьника // География в школе 2002. -№ 6.-С. 49−52.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. Бабанский Ю. К. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  9. H.H. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. — 303 с.
  10. И.И. Современный урок географии // География в школе. 2000. — № 6. — С. 41 — 44.
  11. С.Н. Методология становления педагогического процесса//Педагогика, 2003.- № 3.-С. 11−16.
  12. М.И. Теория и практика продуктивного обучения. -М.: Народное образование, 2000. 248 с.
  13. B.C. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  14. Берлинская встреча европейских министров высшего образования http: // www. bologna-berlin. de/ Последнее изменение 24.09.2003.
  15. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. Учеб. пособие / Авт. сост. Б.М. Бим-Бад, Ун-т РАО. Кафедра антропологии.М.УРАО, 1998:575 с.
  16. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания: С учетом принципа культуро и природосообразности. // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  17. В. Как создать школьную экологическую тропу // География в школе. 1989. — № 4. — С. 59 — 61.
  18. Ф. Солнце Земля: клубок гипотез // Природа. — 1994. — № 9.-С. 43−48.
  19. И. Воспитание природой // Учитель Башкортостана. -2004.-№ 9.-С. 12−16.
  20. C.B. Экологизация географии или географизация экологии? // География в школе. 2000. — № 7. — С. 52 — 54.
  21. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 440 с.
  22. В.И. «Царство моих идей впереди.» // Природа. -1990.-№ 6.-С. 88- 103.
  23. В.И. Биосфера и «ноосфера». М.: Мысль, 1989.-248 с.
  24. А.Н., Балашова М. Я. Все о камне и его применении.-Ростов н/Д: Феникс, 2003. 288 с.
  25. .М. Солнечная активность и биосфера -междисциплинарная проблема // Природа. 1994. — № 9. — С. 10−14.
  26. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2000. -176 с.
  27. М.А., Пименова О. А. Подвижные географические игры // География в школе. 1989. — № 4. — С. 70 — 71.
  28. И.Б. Личностно- позиционно- деятельностная модель обучения языку. Дисс. на соиск. д-ра педаг.наук.- Москва, 2002, с.72−73.
  29. В.А. Экологические основы охраны животного мира // География в школе. 2000. — № 3. — С. 12.-19.
  30. ., Сухорукова В. Д. Экологическое мышление — основа экологического образования // География в школе.-2003. № 3. — С. 45 — 50.
  31. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  32. Л.С. Избранные педагогические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А. И. Леонтьева, А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519с.
  33. .С., Мусин Г. Х. Биосоциосистема: Опыт потребностного подхода. Уфа: БГУ, 2000. — 123 с.
  34. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Издательство Московского университета, 1985. — 45 с.
  35. П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. Возрастная и педагогическая психология // М.: Просвещение, 1992.-287 с.
  36. A.C., Баязитов С. Б., Амиров А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: Монография, Уфа: БГПУ, 2000.-198с.
  37. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / И. И. Баринова, В. А. Горбанев и др. М.: Дрофа, 1999. — 560 с.
  38. География. 8 класс: Поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева / Авт.-сост. С. А. Малиновская. -Волгоград: Учитель, 2004.-144 с.
  39. Т.П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии. М.: «Просвещение», 1991. 175с.
  40. География. Интегрированные уроки. 6−10 классы / Сост. Н. В. Болотникова. Волгоград: Учитель, 2004. — 100 с.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  42. В.П., Новиков А. П., Хомутова И. В. Полевые исследования со школьниками необходимое условие формирования экологического типа сознания // География в школе. — 2004. — № 1. — С. 46 — 53.
  43. М.М. Глобализация: новый этап географии мира // География в школе. 2002. — № 5. — С. 3−15.
  44. П. В. Педагогика В.П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения) // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 75 — 79.
  45. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика. -1997. 136 с.
  46. Л.Ф., Захлебный А. Н. и др. Мир заповедной зоны. Авторская программа // География в школе. 2001. — № 6. — С. 41 — 48.
  47. П.А. Рисунок в обучении физической географии: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1979. — 128 с.
  48. Ю.Л., Груднев Я. И. Обучение приемам мыслительной деятельности на уроках физики // Физика в школе. -1993. № 4.-С. 42 -46.
  49. И.В. Земля твой дом. М.: Недра, 1982. — 150 с.
  50. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: М: Педагогика, 1986.-240 с.
  51. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — № 4. — С. 22 — 32.
  52. В. В. Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование.-Ереван, 1981.-213 с.
  53. Данилов-Данилян Л. И. Возможна ли коэволюция природы и общества?// Вопросы философии. 1998. — № 8. — С. 15 — 25.
  54. М.В., Клюева А. И. Психология личности: Пособие-практикум / Сост. М. В. Демиденко, А. И. Клюева. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.-108 с.
  55. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Владос, 2000. — 432 с.
  56. А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. — № 7 — 8. — С. 193 — 197.
  57. В.Н., Конторов Д. С. Проблемы системологии. -М.: Советское радио, 1976. 296 с.
  58. М.А. Формирование учебных умений учащихся средней школы: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. — 182 с.
  59. А.С. Уроки географии: 8 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
  60. Г. Ф. Изучение топонимики в региональном курсе географии // География в школе. 2003. — № 8. — С. 52 — 55.
  61. В.П. Экономическая география для студентов вузов. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. 288 с.
  62. О.Г. Полевой практикум по естествознанию (V VIII классы) // География в школе. — 1994. — № 2. — С. 60 — 61.
  63. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  64. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за ведений. М.: Издательский центр «Академия «, 2001.-208 с.
  65. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». Уфа, 1997−24с
  66. А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9 10 кл. сред, шк./ Сост. А. Н. Захлебный. — М.: Просвещение, 1986.- 175 с.
  67. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина и др.- Под ред. З. И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  68. М.Н. и др. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: проблемы формирования и развития. Учебное пособие. -Уфа: Китап, 1995.-184 с.
  69. В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: дисс. док-ра пед. наук. М., 1994. — 375 с.
  70. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблема комплексного изучения.-Новосибирск: Наука, 1991,-304 с.
  71. Ф. Дао физики. Киев: София- М: Гелиос, 2002.
  72. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С.270 — 652.
  73. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  74. P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: Коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 350 с.
  75. Д.Н. Рациональное природопользование Башкортостана: учебно-методическое пособие к изучению курса «Экология Башкортостана» / СГТШ. Стерлитамак, 1993. — 136 с.
  76. Ким Н. П. Теория и практика формирования умений самообразования слушателей высшей школы МВД: Монография. -Костанай, 1999. 396 с.
  77. O.A. Региональные геоэкологические проблемы (Программа курса для профильной школы) // География в школе. 2004. -№ 5.-С. 52−54.
  78. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
  79. П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1998.-362 с.
  80. Козлова П. П Природосообразное воспитание человека в Учении Живой Этики. Сущность и развитие принципа природосообразности вформировании духовного мира ребенка: Учебное пособие. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 1998. — 73 с.
  81. П.П., Максимова И. М., Абдрахманова М. В. Преемственность в теориях природосообразного и экологического воспитания: Монография / Под ред. А. С. Гаязова. Стерлитамак. — СФ МГОПУ им. М. А. Шолохова, Стерлитамак. гос. пед. академия, 2004.-107 с.
  82. Ю.А. Что нужно знать директорам школ о системном подходе: учебное пособие.-Челябинск: ЧКПИ, 1986.-135с.
  83. В.А., Шурыгина А. Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе «География России» // География в школе. -1997.-№ 3.-С. 62−66.
  84. Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1992.
  85. В.А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. 7 класс: Метод, пособие. М.: Дрофа, 2002. — 128 с.
  86. И.Н. Культурологический принцип в российской научной и учебной географии на рубеже XIX XX веков // География в школе. — 2001. — № 1. — С.34 — 40.
  87. Г. В., Рянский Ф. И. Организация работы по экологии ландшафтов // География в школе. 1989. — № 4. — С. 55 — 59.
  88. .И., Винокурова Н. Ф. Программа курса «Основы геоэкологии» (для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, 64 часа) // География в школе. 2002. — № 3. — С. 52 — 59.
  89. .И., Антипова А. В. Геоэкологическое районирование территории России // География в школе.-2003.-№ З.-С. 8−15.
  90. В.В. Методология педагогического исследования -Самара: Издательство: Сам. ГПИ, 1994. 165 с.
  91. Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991. -208 с.
  92. Кровякина H. J1. Вечер-путешествие «Загадки океана» // География в школе. 2000. — № 6. — 72 — 76.
  93. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л: Изд. ЛГУ, 1980.-172с.
  94. В.Н. Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности // География в школе. 2002. — № з. С. 42 — 51.
  95. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 196 с.
  96. В.В. Среда влияет, природа определяет // Народное образование. 1998. — № 7, 8. — С. 190−192.
  97. В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. — № 2.- С. 14−20.
  98. В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. -Ростов н / Д: Изд. «Феникс», 1997. 384 с.
  99. Т.В., Беляева Т. К. Программа курса «медицинская география» (IX класс) // География в школе. 1994. — № 2. — С. 31 — 34.
  100. Н.Д. Формирование у будущего учителя умение осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.канд. пед. наук. Ставрополь, 1996. — 241 с.
  101. А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. 1999. -№ 1. — С. 86−89.
  102. C.B. Принцип природосообразности в экологическом воспитании (Историко-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.-170 с.
  103. М. Как осуществить природосообразное образование // Педагогический вестник. 1999. — № 11. — С. 2 — 6.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1972. 575 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т.-М., 1983.-Т.2.- С.148−152.
  106. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
  107. Т.И. Формирование экологической культуры на уроках географии // География в школе. 2003. — № 3. — С.51−53.
  108. О.З., Пугавьева Р. Ф. Структурно-логические схемы в обучении социально-экономической географии России // География в школе. 2003. — № 4. — С. 60−65.
  109. В.И. Педагогическая антропология. М.: «Академия», 2001.-208 с.
  110. Максаковский В. П Экономическая и социальная география мира. Учеб. для 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 64 с.
  111. А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-345 с.
  112. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества//Психологический журнал.1984.-№ 1-С.9−1.
  113. Е. Н. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
  114. .М., Наумова Л. Г. Мыслить глобально действовать локально: Экологизация школьного образования // Народное образование. — 2000.-№ 6.-С. 229−237.
  115. .М., Наумова Л. Г. Биологическое разнообразие и принципы его сохранения: Учебное пособие.- Уфа: РИО БашГУ, 2004. 124-с.
  116. H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 1990. -351 с.
  117. A.B. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  118. М. Г. Волшебные минералы. Записки геолога. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. — 176 с.
  119. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия». — 456 с.
  120. О.Г. Геолого- геоморфологические умения в школьном курсе физической географии // География в школе.-2001.-№ 7.-С.83−85
  121. Г. И. Историческая геология с элементами палеонтологии: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  122. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.
  123. В., Нерадовская Э. О. О природосообразном обучении детей Севера // Народное образование, 2000. № З.-С. 190- 196.
  124. Е.М., Соломин В. П., Схок Ван Чой О геологии, экскурсиях и системном мышлении // География в школе.2002. № 7.С.31 38.
  125. З.Г., Хузиахметов А. Н. Курс лекций по педагогике. -Казань: «Матбугат йорты», 2000. 384 с.
  126. Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий — М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.
  127. В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2002.-№ 6-С.37−44.
  128. В.В. Детерминанты географического образования // География в школе. 2000. — № 7. — С. 44 — 47.
  129. В.В. Культурологический подход в школьном географическом образовании // География в школе.- 2004.-№ 5-С37−40
  130. А.И. Педагогическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на основе принципа природосообразности (На примере изучения химии): Автореф. дис. канд. пед. наук, Якутск. 2002. — 18 с.
  131. H.B. Использование Интернет-технологий в исследовательской деятельности учащихся//Завуч.2003.№ 8.-С.118 125.
  132. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН: Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  133. В.И. Знания, умения и навыки как результаты обучения // Специалист. 2003. — № 10. — С.23 — 26.
  134. Охрана природы. (Факультатив, курс). Пособие для учащихся/ A.B. Михеев и др.- Под ред. К. В. Пашканга. М.: Просвещение, 1983−144 с.
  135. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии / Сост. H.H. Петрова. М.: Дрофа, 2001. — 32 с.
  136. И.Ю., Шевченко А. Т. Современный хозяйственный механизм природопользования // География в школе.- 1997.№ З.-С. 35−39.
  137. И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека / Психология индивидуальных различий- Тесты. -М., 1982. 156 с.
  138. Педагогика: учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  139. Ю.А. Теория познания: научно-практическое значение. М.: Мысль, 1988.-142 с.
  140. Г. П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6 8 кл. — М., 1989. — 176 с.
  141. Ю.Л. Урбанизация в современном мире // География в школе. 2000. — № 5. — С. 3 — 19.
  142. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255 с.
  143. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  144. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  145. A.A. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект) Челябинск: ЧГПУ, 2000.-217 с.
  146. Л.В. О роли географии в экологическом воспитании школьников // География в школе. 1981. — № 6. — С. 35 — 36.
  147. Программно-методические материалы. География. 10 11 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — M.: Дрофа, 1998. — 160 с.
  148. Н.В. Живой уголок в кабинете географии // География в школе. 1998. — № 4. — С. 86.
  149. А.З. Природосообразная технология обучение и развитие школьников: Монография. Уфа, 2005. — 196 с.
  150. А.З. Творческое мышление: Монография. Уфа. — Изд-во «Творчество», 2005. — 224 с.
  151. H.H. Геоэкологические последствия милитаризма // География в школе. 1999. -№ 7. — С. 12 — 19.
  152. H.H. Родзевич Н.Н Геоэкологический потенциал России // География в школе. 2001. — № 1. — С. 16−23.
  153. С.Г. Интегративная роль школьной географии // География в школе. 2000. — № 5. — С. 65.
  154. Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению // География в школе. 2004. — № 7. — С. 39 — 42.
  155. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. — 608 с.
  156. С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  157. С.А. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира М.: Изд-во АПН СССР 1957.- 147с.
  158. С.А. О мышлении и путях исследования. -М.: АПН СССР, 1958.-147 с.
  159. В.Г. Методологические основы образования. Учебное пособие к спецкурсу / Оренб. гос. пед. ин-т. Оренбург, 2000. — 191 с.
  160. С.А. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. М: Педагогика, 1976. — 416 с.
  161. Н.Г. Геоэкология и здоровье человека (Факультативный краеведческий курс) // География в школе. 2000. — № 3. — С. 66 — 68.
  162. Ю.И., Тюнникова Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 256 с.
  163. B.C. Человекосберегающая технология обучения // География в школе // 2003. № 7. — С. 61 — 63.
  164. Л.Г., Ширяева Т. В. Геология в школе и вузе: геология и цивилизация // География в школе. 2003. — № 9. — С. 70 — 71.
  165. И.В. Охрана природы школьниками в каникулярное время: Из опыта работы. М.: «Просвещение», 1981. — 64 с.
  166. В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе. Из опыта работы. -М.: «Просвещение», 1972. 143 с.
  167. И.М. Избранные философские труды и психологические произведения / Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2001. Ч. 3. — С. 574−577.
  168. В.И. Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии // География в школе. 2003. — № 2. — С. 54 — 56.
  169. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика. — 1989. — 95 с.
  170. М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. 206 с.
  171. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  172. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  173. Словарь иностранных слов.- М: Русский язык, 1988.-608 с.
  174. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 64.
  175. И.П., Корнеева В. И. Уголок природы в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  176. А.Н. Геоэкологические последствия обезлесения на примере влажных тропических областей Земли // География в школе. -2000. № 3. — С. 20 -27.
  177. М.И. Формирование умений учащихся // Специалист. -2001. -№ 10.-С.28−31.
  178. И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1995. 96 с.
  179. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1979. — 558 с.
  180. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2003.-288 с.
  181. JI.С. Педагогические условия реализации принципа природосообразности воспитания в образовательной практике северного города: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 155 с.
  182. Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. 2003. -№ 8. С. 115−126.
  183. Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. -Уфа, 1999.-386 с.
  184. В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-352 с.
  185. Р.З. Экологическое образование сельских школьников: Монография. — М., Изд-во Российской Академии Образования, 1996. -257 с.
  186. Тюмасева 3. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию? // Народное образование. 2003. — № 2.- С.50- 57.
  187. A.B. Анкеты и тесты для учащихся средних школ, ориентированные на выявление интересов, склонностей, познавательных способностей и качества знания / Челябинский государственный педагогический университет Челябинск: Факел, 1997. — 46 с.
  188. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии и избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1990. — Т. 1.
  189. Федеральный закон: Выпуск 41 (224). Об образовании. М.: ИНФРА-М, 2004. — 57 с.
  190. Философия: учебник для высших учебных заведений. -Ростов н / Д.: «Феникс», 1998.-576 с.
  191. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и допол. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  192. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, СМ. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Соц. энциклопедия, 1983.-840 с.
  193. И.Ф. Педагогика: Учеб. / И. Ф. Харламов. Мн.: Университетское, 2002. — 560 с.
  194. JI.B. Формирование исследовательских умений у студентов гуманитарных колледжей: Дис.канд.пед. наук. Уфа, 2004:186 с.
  195. М.Ф. Учителю о народнохозяйственном комплексе Башкирии: Пособие для учителей географии школ и студентов географических факультетов республики.-Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.-160 с.
  196. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. 544 с.
  197. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Ред. и сост. A.A. Радугин. М.: Центр, 1998. — 432 с.
  198. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. Алексеев П. В., Панин A.B. М.: «Проспект», 1998.- 576 с.
  199. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -2001. Ч. 2.- 528 с.
  200. Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. Гуманит, изд. центр ВЛАДОС. — 2001. Ч. 3. — 672 с.
  201. A.A., Маслов М. Д., Хисматов М. Ф. География Башкирии. Учебное пособие для 7 и 8 классов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. — 120 с.
  202. Н.Ф. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» // География в школе. 2002. — № 3. — С. 3 — 5.
  203. К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. -1992.-№ 6.-С. 135- 158.
  204. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н.П Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. Т. Н. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-320 с.
  205. О.В. Возрождение исторической географии и краеведения в процессе модернизации гуманитарного образования // География в школе. 2002. — № 8. — С. 43 — 46.
  206. Г. П. Педагогика и логика.М: Касталь, 1993.-415с.
  207. Н.К. Формирование и развитие экологического сознания у детей и подростков // География в школе.-1998. № 6.- С.75−77.
  208. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  209. В.А. Культурологический принцип в изучении географии своей области // География в школе. 2001. — № 5. — С. 44 — 53.
  210. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. 1. Общая характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В. П. Максаковского /Авт. Сост. О. И. Ануфриева.-Волгоград:Учитель, 2003 .-155 с.
  211. Г. Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. СПб.: «Паритет», 2003. — 160 с.
  212. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., МПО. — 1998. — 568 с.
  213. П.М. Дидактический материал по физической географии: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990 — 96с.
  214. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 95 с.
  215. Якиманская И. С. Развивающее обучение.-М:Педагогика, 197г144с.
  216. Н.М. Исследовательский метод в обучении как основа формирования умений педагогического творчества у будущих учителей. -Сб.: Методы и их дидактические функции. Челябинск. — 1983. — 128 с.
  217. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
Заполнить форму текущей работой