Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сегментные морфонологические чередования в онтогенезе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определенное влияние на освоение морфонологии оказывают особенности индивидуального инпута, получаемого ребенком, в том числе особенности речи, адресованной ребенку. Индивидуальные особенности в освоении детьми морфонологии выражаются и в том, что определенные типы ошибок и ошибки в некоторых группах чередований одним детям более свойственны, чем другим. Так, материал нашего исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические вопросы морфонологии в связи с онтогенезом речи
    • 1. 1. Морфонология как научная дисциплина
      • 1. 1. 1. Определение морфонологии и ее предмет
      • 1. 1. 2. Морфонологические представления Ленинградской (Петербургской) фонетической школы
    • 1. 2. Особенности морфонологии русского языка
      • 1. 2. 1. Фонемный состав русских морфем
      • 1. 2. 2. Слоговая структура и ударение в русском языке
    • 1. 3. Выделение морфонологических чередований и их классификация
      • 1. 3. 1. Морфонологические варианты, субморфы и морфонемы
      • 1. 3. 2. Отличия морфонологических чередований от фонологических
      • 1. 3. 3. Классификация морфонологических чередований
      • 1. 3. 4. Направление морфонологических чередований
    • 1. 4. Сегментные морфонологические чередования в русском языке
      • 1. 4. 1. Чередования с гласными
      • 1. 4. 2. Чередования согласных
    • 1. 5. Онтолингвистический подход к изучению сегментных морфонологических чередований
    • 1. 6. Выводы
  • Глава 2. Сегментные морфонологические чередования русского языка в речевом онтогенезе
    • 2. 1. О материале исследования
      • 2. 1. 1. Данные спонтанной речи
      • 2. 1. 2. Данные эксперимента
    • 2. 2. Чередования с гласными
      • 2. 2. 1. «Беглые гласные» и прочие огласовки
      • 2. 2. 2. Чередования гласных с гласными
      • 2. 2. 3. Чередования гласных с согласными и сочетаниями вида «гласный + согласный»
    • 2. 3. Чередования согласных
      • 2. 3. 1. Чередования с исходными заднеязычными
      • 2. 3. 2. Чередования с исходными переднеязычными
      • 2. 3. 3. Чередования с исходными губными
    • 2. 4. Наращения и усечения
    • 2. 5. Значение материала детской речи для исследования общетеоретических проблем морфонологии
      • 2. 5. 1. Вопрос о единицах морфонологии в контексте детской речи
      • 2. 5. 2. Вопрос о направлении чередований в процессе их освоения
      • 2. 5. 3. Разграничение явлений фонологии, морфонологии и морфологии в детской речи
    • 2. 6. Выводы
  • Глава 3. Основные факторы, влияющие на освоение сегментных морфонологических чередований детьми
    • 3. 1. Системно-языковые и системно-речевые факторы
      • 3. 1. 1. Речевая частотность
      • 3. 1. 2. Грамматическая регулярность
      • 3. 1. 3. Ограничения сочетаемости фонем-альтернантов
      • 3. 1. 4. Роль числа фонем, участвующих в чередовании
    • 3. 2. Морфолого-онтогенетические факторы
      • 3. 2. 1. Морфологическая освоенность словоизменительных и словообразовательных моделей, которым сопутствуют чередования
      • 3. 2. 2. Влияние смежных форм из ментального лексикона
      • 3. 2. 3. Генерализационные ошибки в морфемах, где в норме чередования отсутствуют
      • 3. 2. 4. U-shaped development при освоении некоторых морфонологических чередований
    • 3. 3. Фонолого-онтогенетические факторы
      • 3. 3. 1. Фонологическая освоенность фонем-альтернантов и проблема смешения субституции и альтернации
      • 3. 3. 2. Сложности в произношении сочетаний звуков, близких по артикуляционным характеристикам
    • 3. 4. Факторы, связанные с индивидуальными особенностями детей
      • 3. 4. 1. Влияние особенностей инпута на освоение сегментных морфонологических чередований
      • 3. 4. 2. Различия в освоении сегментных морфонологических чередований у мальчиков и девочек
      • 3. 4. 3. Различия в освоении сегментных морфонологических чередований у экспрессивных и референциальных детей
    • 3. 5. Выводы

Сегментные морфонологические чередования в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной работе рассматриваются вопросы морфонологической теории в контексте детской речизакономерности освоения детьми 2−6 лет сегментных морфонологических чередований русского языка и связанные с этими чередованиями ошибкиобщие и индивидуальные особенности освоения детьми морфонологических чередований и основные воздействующие на этот процесс факторы.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что оно обращается к малоизученным ранее морфонологическим явлениям в детской речи. Вопросы освоения детьми морфонологических чередований до сих пор не получили комплексного освещения в онтолингвистике, и эту лакуну требуется заполнить. Вместе с тем для дальнейшего развития морфонологической теории требуется расширение доказательной базы, а изучение детской речи может позволить уточнить некоторые теоретические представления морфонологии.

Степень изученности проблемы. Морфонологические явления в детской речи не были до сих пор комплексно исследованы, и лишь немногие работы посвящены специально вопросам, связанным с сегментными морфоно-логическими чередованиями в речи детей. Вопросы морфонологии рассматриваются в онтолингвистической литературе как правило совместно с вопросами морфологии, словообразования и словоизменения (С. Н. Цейтлин, Т. А. Гридина) — ряд наблюдений, сделанных онтолингвистами в рамках работ по данным направлениям, послужил основой нашего исследования.

В области исследования морфонологических чередований в детской речи данная работа во многом опирается на концепцию Л. А. Пиотровской (основанную, как и данное исследование, на позициях Ленинградской фонетической школы и трактовке морфонологии В. Б. Касевича). Сфомулированные.

J1. А. Пиотровской факторы, обусловливающие освоение детьми исторических чередований, явились важной отправной точкой для исследования.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных лингвистов, в том числе онтолингвистов. Прежде всего речь идет о специалистах в области фонологии, морфологии и морфонологии. К важнейшим в контексте данного исследования относятся следующие теоретические положения морфонологии и онтолингвистики.

1. Морфонология представляет собой особый раздел лингвистики, изучающий фонемный состав морфем и такие комбинаторные преобразования этого состава, которые не могут быть выведены напрямую из общих свойств фонологии данного языка (Н. С. Трубецкой, В. Б. Касевич, Е. С. Кубрякова, О. С. Ахманова).

2. Морфонологические чередования носят незнаковый характер, но могут сопутствовать знакамони представляют собой важнейший аспект морфонологии (В. Б. Касевич, Е. В. Клобуков, Т. В. Попова).

3. Освоение детьми родного языка происходит в процессе самостоятельного конструирования каждым из них собственной языковой системы (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Слобин, С. Н. Цейтлин).

4. Детские словообразовательные и формообразовательные инновации являются отражением устройства и потенциальных возможностей языковой системы (С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович).

5. Связанные с разными стратегиями освоения языка типологические различия детей проявляются на всех уровнях языка (Е. Bates, К. Nelson, Г. Р. Доброва, И. Г. Овчинникова).

Объект исследования — сегментные морфонологические чередования в речи детей.

Предмет исследования — общие и частные закономерности освоения сегментных морфонологические чередований детьми, в том числе с точки зрения различий, свойственных отдельным группам чередований, и различий, характерных для отдельных типов детей, а также в связи с общими вопросами морфонологической теории.

Цель исследования — выявить основные закономерности освоения сегментных морфонологических чередований русского языка детьми 2−6 лет, уточнив и дополнив доказательную базу теоретических положений морфонологии.

Цель исследования предусматривает решение ряда задач:

1) рассмотреть основные проблемы морфонологической теории на материале детской речи;

2) определить общие особенности освоения детьми наиболее распространенных классов сегментных морфонологических чередований;

3) выявить индивидуальные различия детей в освоении морфонологии, обусловленные их тендерной и «типологической» принадлежностью (рефе-ренциальные/экспрессивные дети);

4) провести границы между явлениями фонологии и морфонологии, морфонологии и морфологии в детской речи;

5) установить зависимости между освоением морфонологии и освоением фонологии, между освоением морфонологии и освоением морфологии.

Гипотеза исследования — освоение детьми сегментных морфонологических чередований, с одной стороны, находится в сложной и не всегда линейной зависимости от возрастного развития, определяющего степень освоения ребенком фонологии и морфологиис другой стороны, зависит от фонологических и морфологических особенностей не только системы языка в целом, но и некоторых отдельных слов, а также от особенностей ннпута ребенка и других индивидуальных факторов его развития.

Материал исследования состоит из двух частей. Первая часть — дневниковые записи и расшифровки видеозаписей спонтанной речи детей (фонд данных лаборатории детской речи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена). Анализировались в основном записи речи четырех детей — Вани Я., Ани С., Лизы Е. и Вити О. Рассматривались также примеры из речи других детей. Большинство анализируемых высказываний сделаны в возрасте от двух до пяти лет. Всего отобрано 11 708 детских высказываний, содержащих словоформы с сегментными морфонологически-ми чередованиями. Вторая часть — данные онтолингвистического эксперимента, проведенного в детском саду № 130 Санкт-Петербурга. Задания эксперимента требовали от детей-респондентов (всего 19 детей: 10 мальчиков и 9 девочек в возрасте 3−6 лет) реализации того или иного альтернанта чередований на конце основ предложенных детям слов. В результате эксперимента всего было получено 618 реакций.

Методы исследования. Использование как данных спонтанной речи, так и экспериментальных данных позволило совместить в работе общенаучные методы наблюдения и эксперимента, а также методы исследования детской речи: лонгитюдный метод и метод больших выборок. Лонгитюдный метод был основой исследования речевой динамики освоения сегментных мор-фонологических чередований в спонтанной речи детей на протяжении длительного времени. Опрос детей в ходе эксперимента позволил подтвердить предположения, сделанные по результатам изучения спонтанной речи, а также установить дополнительные особенности освоения детьми сегментных мор-фонологических чередований.

Положения, выносимые на защиту:

1. Данные детской речи позволяют сформулировать онтогенетические аргументы, относящиеся к теоретическим проблемам морфонологии: онто-лингвистический материал подтверждает теоретическую значимость концепции субморфа, предоставляет дополнительный онтогенетический критерий для определения исходного варианта (направления) чередований, подтверждает положение о дополнительной знаковости морфонологических явлений.

2. Зависимость числа ошибок в сегментных морфонологических чередованиях от возраста не всегда имеет линейный характер: в ряде случаев наблюдается длительная закрепленность ошибок вплоть до позднего возраста, а в ряде других случаев — «мнимый регресс» (U-shaped development) при освоении чередований.

3. Помимо совокупности общеязыковых и общеонтогенетических факторов, освоение морфонологических чередований во многом зависит от индивидуальных различий, связанных с полом детей, отнесенностью к референци-альному или экспрессивному типам, а также индивидуальными особенностями инпута ребенка.

Достоверность и научная обоснованность теоретических и практических результатов исследования подтверждаются:

— выбором методов анализа языкового материала, адекватных цели и задачам исследования;

— разнообразием исследованного материала, представляющего собой расшифровки записей спонтанной речи детей, примеры, взятые из сборников детских высказываний и работ по онтолингвистике, а также результаты собственного экспериментального исследования, в котором приняло участие 19 детей (618 реакций);

— использованием широкой научной базы.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— предложены некоторые новые аргументы, касающиеся спорных теоретических вопросов морфонологии;

— в исследовании впервые комплексно рассмотрен вопрос освоения сегментных морфонологических чередований детьми;

— показано существование индивидуальных особенностей в освоении морфонологии.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что концепции и методы морфонологии применены в области онтолин-гвистики, при этом на материале детской речи уточнены и обоснованы отдельные элементы морфонологической теории, в частности с онтолингвисти-ческой точки зрения обоснована концепция субморфа, введен онтогенетический критерий определения направления чередований, рассмотрено разграничение фонологии и морфонологии в детской речи.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в дальнейших исследованиях как по морфонологии, так и по онтолингвистике, а также по морфологии (включая словообразование). На основе полученных данных специалистами могут быть разработаны стратегии педагогической помощи детям в области освоения слов с морфонологическими чередованиями.

Рекомендации об использовании результатов исследования. Данные исследования могут использоваться в курсах по онтолингвистикев спецкурсах, посвященных индивидуальным особенностям детской речипри разработке общих и индивидуальных программ, способствующих речевому развитию детей.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследования были представлены на международных научных конференциях «Проблемы онтолингвистики» (май 2011 г., апрель 2012 г.) и на заседаниях кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А. И. Герцена. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 1,86 печатных листов.

Объём и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 135 наименований, в том числе 24 наименования на иностранных языках, списка использованных словарей, включающего 7 наименований. Общий объем работы — 213 страниц, из них 157 страниц — основное содержание работы, 56 страниц — приложения.

3.5. Выводы.

В ходе нашего исследования были рассмотрены и проанализированы ранее упоминавшиеся в литературе основные факторы, оказывающие влияние на освоение детьми морфонологических чередований. Значимость этих факторов была подтверждена в том числе данными проведенного нами эксперимента. Также был выявлен ряд не анализировавшихся ранее факторов, влияющих на освоение детьми морфонологических чередований. Анализ совокупности всех выделенных нами факторов может быть положен в основу изучения процессов освоения морфонологии в онтогенезе.

Была выявлена и показана существенная зависимость освоения морфонологии от освоения фонологии. Значительная часть детских ошибок, вне контекста выглядящих как морфонологические, на самом деле имеют фонологический характер и связаны с неполным освоением фонологии. Специфика детской речи такова, что прежде чем говорить о наличии морфонологиче-ской ошибки в детском высказывании, мы должны разобраться, насколько ребенок освоил к моменту высказывания участвующие в соответствующем морфонологическом чередовании фонемы. Другой аспект зависимости освоения морфонологии от освоения фонологии состоит в том, что в значительном числе случаев ошибки морфонологического характера сопровождаются трудностями фонологического характера. Слова и словоформы, произношение которых представляет для детей особенную сложность на конкретном этапе освоения речи, имеют наибольший потенциал для возникновения в них морфонологических ошибок.

Ошибки морфологического характера могут приводить к реализации морфонологического чередования в той его ступени, которая не свойственна соответствующей позиции в парадигме или словообразовательной модели, но является корректной с точки зрения фонологического контекста. Часть морфонологических ошибок связана с генерализацией на основе ложного суб-морфного членения корней, а также с расширением сферы действия чередования на аффиксы, где в норме чередования отсутствуют.

На выбор той или иной ступени чередования оказывают влияние не только смежные формы из парадигмы слова, но и смежные по плану выражения или по плану содержания слова и формы. Таким образом, анализ детских ошибок в морфонологических чередованиях позволил уточнить существующие представления о структуре ментального лексикона.

Определенное влияние на освоение морфонологии оказывают особенности индивидуального инпута, получаемого ребенком, в том числе особенности речи, адресованной ребенку. Индивидуальные особенности в освоении детьми морфонологии выражаются и в том, что определенные типы ошибок и ошибки в некоторых группах чередований одним детям более свойственны, чем другим. Так, материал нашего исследования показывает, что девочки делают несколько меньшее число ошибок, связанных с морфонологическими чередованиями. Часть индивидуальных особенностей, по-видимому, может объясняться принадлежностью исследуемых детей к различным типам, экспрессивному и референциальному. У экспрессивных детей, по сравнению с референциальными, выше доля морфонологических ошибок в существительных.

Заключение

.

Исследование процессов освоения детьми сегментных морфонологиче-ских чередований русского языка позволило нам сделать следующие основные выводы.

1. Материал детской речи позволяет сформулировать ряд онтогенетических аргументов, которые могут быть использованы для подтверждения некоторых теоретических положений морфонологии и лингвистики вообще, в том числе спорных.

Примеры детских генерализаций (основанных на ложном субморфемном членении), распространяющих чередования с беглыми гласными на корни, где в норме эти чередования отсутствуют, подтверждают теоретическую значимость концепции субморфа.

Онтогенетический (артикуляционно-онтогенетический) критерий определения исходного варианта (направления) чередований, связанный с тем, насколько сложны для артикуляции те или иные звуки и в каком порядке они осваиваются, дополняет ряд существующих критериев определения направления чередований (исторических, традиционных, формальных).

Особая сложность освоения чередований с нулем звука является аргументом в пользу положения о нефонемном статусе нуля звука.

2. Зависимость числа ошибок в сегментных морфонологических чередованиях от возраста ребенка носит не всегда линейный характер.

В случае чередований с беглыми гласными в корнях слов имеет место длительная закрепленность ошибок вплоть до 6 лет и старше.

В случае чередований в наиболее иррегулярных глагольных парадигмах, а также чередований, при которых происходит наращение числа фонем, проявляется тенденция к «мнимому регрессу» (U-shaped development): в процессе освоения данных чередований в определенный период число ошибок, по мере формирования продуктивной морфологии, сначала существенно возрастает, а затем вновь падает.

3. Сложность освоения сегментных морфонологических чередований зависит от речевой частотности и грамматической регулярности слов, словоформ и морфем, которым сопутствуют данные чередования.

На наличие ошибок в чередованиях также оказывают влияние особенности детской морфологии, в том числе освоенность ребенком тех или иных аффиксов, парадигм и словообразовательных моделей, то есть освоенность продуктивной морфологии. Ошибки в аффиксации являются одной из причин реализации альтернанта чередования, неверного относительно позиции в парадигме.

Помимо словоформ самого слова с чередованием, на выбор альтернанта или на субституцию формы существенное влияние оказывают также смежные формы из ментального лексикона, причем не только смежные формы из парадигмы слова, но и смежные по плану выражения (по фонетическому облику) или по плану содержания (по значению) слова и формы. Анализ детских ошибок в морфонологических чередованиях дало возможность уточнить существующие представления о структуре и организации ментального лексикона: в ментальном лексиконе обнаруживается связь не только между формами из одной парадигмы, но и между разными словами, которые имеют сходный либо план выражения, либо план содержания.

4. На освоение сегментных морфонологических чередований оказывают влияние ограничения в сочетаемости фонем в языке. Существенную роль также играет изменение или сохранение числа фонем в ходе чередования.

На наличие ошибок в чередованиях также оказывают влияние особенности детской фонологии. Наибольшие сложности у детей вызывает произношение некоторых кластеров, возникающих в результате чередований с беглыми гласными.

Неосвоенность артикуляции тех или иных звуков, смешение явлений субституции и альтернации во многих случаях затрудняет определение детских ошибок как фонологических или же морфонологических.

5. Освоение морфонологических чередований зависит также от индивидуальных различий, связанных с полом детей, отнесенностью к референци-альному или экспрессивному типам, индивидуальными особенностями инпута ребенка.

Материал исследования показывает, что ошибок, связанных с морфоно-логическими чередованиями, у мальчиков больше, нежели у девочек. Больше ошибок также у экспрессивных детей по сравнению с референциальными, причем у экспрессивных детей больше доля ошибок в чередованиях при словоизменении существительных.

Вышеизложенное подтвердило выдвинутую в данной работе гипотезу о том, что онтогенез морфонологических средств находится в сложной зависимости от возрастного развития ребенка, от степени освоения ребенком фонологии и морфологииот фонологических и морфологических особенностей языкаа также от индивидуальных факторов развития ребенка.

Полученные в ходе исследования выводы показали, что проблемы морфонологии в речевом онтогенезе и, в частности, проблемы освоения детьми сегментных морфонологических чередований составляют перспективную область исследования как в рамках онтолингвистики, так и в рамках теории языка в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. И. Акцентная вариантность и вокализм слова / Р. И. Аванесов // Теория языка. Англистика. Кельтология: сб. ст. / отв. ред. М. П. Алексеев. М.: Наука, 1976. — С. 5−10.
  2. О. С. Фонология, морфонология, морфология : учеб. пособие / О. С. Ахманова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. — 108 с.
  3. В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. -М.: Просвещение, 1964. -91 с.
  4. В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопр. психологии. -1975.-№ 5.-С. 71−80.
  5. Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. М.: Изд-во АПН, 1957. — 415 с.
  6. Бодуэн де Куртенэ И. А. Опыт теории фонетических альтернаций / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 1. — 384 с.
  7. А. А. Индивидуальные особенности в освоении грамматики детьми 2−5 лет : автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Бондаренко Алёна Анатольевна. СПб., 2011а.-25 с.
  8. А. А. О вариативности онтогенеза морфологической системы / А. А. Бондаренко, Г. Р. Доброва // Путь в язык: одноязычие и двуязычие: сб. ст. / отв. ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. М.: Языки славянских культур, 20 116. — 320 с.
  9. Л. В. Некоторые статистические характеристики русской речи / Л. В. Бондарко, Л. Р. Зиндер, А. С. Штерн // Слух и речь в норме и патологии: сб. ст. Вып. 2 / под ред. Л. Р. Зиндера и др. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.-С. 3−16.
  10. Л. В. Слог: правила, интуиция, механизмы / Л. В. Бондарко // Функциональная просодия текста: сб. науч. тр. / МГПИИ им. Мориса Тореза. 1982. — Вып. 201. — С 62−71.
  11. С. В. Морфонология и грамматика / С. В. Бромлей // Общеславянский лингвистический атлас. Материалы и исследования. 1972 / отв. ред. Р. И. Аванесов. М.: Наука, 1974. — С. 258.
  12. Л. Л. Фонетика современного русского языка / Л. Л. Буланин. М.: Высш. шк., 1970. — 206 с.
  13. Т. В. Проблемы теории морфологических моделей / Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1977. — 287 с.
  14. Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  15. А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев // Детская речь: хрестоматия. Ч. II / сост. Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин. СПб.: Акцидент, 1995. — 64 с.
  16. А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев / подг. к печ. и науч. ред. Е. С. Скобликовой. -М.: УРСС (КомКнига), 2005. 320 с.
  17. ГердА. С. Морфологическая сегментация текста (морфемика в её отношении к морфонологии) / А. С. Герд // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. -Сер. 2. Вып. 2. — 2002. — С. 33−37.
  18. А. С. Морфемика / А. С. Герд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.-173 с.
  19. Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие / Т. А. Гридина. М.: Наука: Флинта, 2006. — 152 с.
  20. Детские словообразовательные инновации: учеб. задания / Лен. гос. пед. ин-т — сост. С. Н. Цейтлин. Л.: Б. и., 1986. — 64 с.
  21. Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства): моногр. / Г. Р. Доброва. Спб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2003. — 492 с.
  22. Г. Р. Эксперимент в онтолингвистике и онтолингвистический эксперимент / Г. Р. Доброва // Дошкшьна освгга. -2009а. № 4 (26). — С. 68−71.
  23. Г. Р. О вариативности речевого онтогенеза: референциальные и экспрессивные стратегии освоения языка / Г. Р. Доброва // Вопр. психолингвистики. 20 096. — № 9. — С. 54−71.
  24. Г. Р. Эксперимент в онтолингвистике: учеб.-метод. пособие для магистрантов / Г. Р. Доброва. СПб.: КОСТА, 2010. — 52 с.
  25. Г. Р. Освоение детьми звуковой стороны речи: учеб.-метод. пособие для магистрантов / Г. Р. Доброва. СПб.: КОСТА, 2011. — 30 с.
  26. М. Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста / М. Б. Елисеева // Логопед. М., 2005. — № 4. — С. 18−28.
  27. М. Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста / М. Б. Елисеева // Практическая психология и логопедия. М., 2006. — № 1. -С. 3−8.
  28. М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста : моногр. / М. Б. Елисеева. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2008. — 172 с.
  29. А. А. Введение в психолингвистику : учеб. / А. А. Залевская. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999а. — 382 с.
  30. А. А. Русское именное словоизменение. М.: Наука, 1967.-370 с.
  31. Л. Р. Общая фонетика : учеб. пособие / Л. Р. Зиндер. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2007. — 312 с.
  32. Т. И. Об одной стратегии языкового развития / Т. И. Зубкова // Междунар. конф. «Мир ребенка и его язык». Т. 3 / отв. ред. А. А. Грекалов, отв. за выпуск С. Н. Цейтлин. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1993.-С. 17−19.
  33. В. В. Историческая фонология русского языка и развитие фонологической системы древнерусского языка / В. В. Иванов. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. — 360 с.
  34. В. Б. О морфонологии бирманского языка / В. Б. Касевич // Страны и народы Востока. Вып. XI / под общ. ред. Д. А. Ольдерогге. М.: Наука, 1971.-С. 217−221.
  35. В. Б. Элементы общей лингвистики / В. Б. Касевич. М.: Наука, 1977.-183 с.
  36. В. Б. Морфонология / В. Б. Касевич. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.- 161 с.
  37. В. Б. Знак с нулевым экспонентом, нулевой знак и нулевая трансформация / В. Б. Касевич // Тверской лингвистический меридиан: теор. сб. Вып. 2 / отв. ред. И. П. Сусов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — С. 64−72.
  38. В. Б. Ментальный лексикон как компонент модели восприятия речи / В. Б. Касевич, Е. В. Ягунова // Материалы междунар. конф. «Языковое сознание: устоявшееся и спорное» / отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Ин-т языкознания РАН, 2003.
  39. В. Б. Нули, эллипсис, etc. / В. Б. Касевич // Теоретические проблемы языкознания: сб. ст. к 140-летию каф. общ. языкознания Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та / редкол.: Л. А. Вербицкая (гл. ред.) и др. СПб., 2004а.-С. 196−208.
  40. В. Б. Перцептивный словарь взрослых и детей / В. Б. Касевич, Е. В. Ягунова // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. Вып. 6 / отв. ред. И. Г. Овчинникова. Пермь: Перм. гос. ун-т., 2004 В. — С. 6372.
  41. С. Д. Категории языка и мышления: из научного наследия / С. Д. Кацнельсон / отв. ред. Л. Ю. Брауде. М.: Языки славянской культуры, 2001. — (Классики отечественной филологии).
  42. Е. В. Морфонология как парадигматическая морфемика / Е. В. Клобуков // Вопр. русского языкознания. Вып. I / под ред. К. В. Горшковой. М., 1976. — С. 82−92.
  43. В. Д. Освоение детьми предложно-падежных и наречных средств выражения локативного и темпорального деиксиса : автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19/ Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Королев Валентин Дмитриевич. СПб., 2011. — 25 с.
  44. Н. В. К вопросу о гуне: Исследования в области старославянского вокализма / Н. В. Крушевский // Русский филологический вестник. Варшава, 1881. — Т. 5. -№ 1. — С. 1−109.
  45. Н. В. Избранные труды по языкознанию / Н. В. Крушевский / сост. Ф. М. Березин — отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наследие, 1998.-296 с.
  46. КубряковаЕ. С. О типах морфологической членимости слов, квазиморфах и маркерах / Е. С. Кубрякова // Вопр. языкознания. 1970. -№ 2. С. 78−90.
  47. Е. С. Морфонема / Е. С. Кубрякова // Большая советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. Т. 16. — М.: Советская энциклопедия, 1974а. — С. 615.
  48. Е. С. Морфонология / Е. С. Кубрякова // Большая советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. Т. 16. — М.: Советская энциклопедия, 19 746. — С. 615.
  49. Е. С., Панкрац Ю. Г. Морфонология в описании языков / Е. С. Кубрякова, Ю. Г. Панкрац. М.: Наука, 1983. — 118 с.
  50. А. А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1965.-246 с.
  51. А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969. 214 с.
  52. А. А. Исследование детской речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974.-С. 312−317.
  53. В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания / В. В. Лопатин. М.: Наука, 1977. — 315 с.
  54. Р. Какую морфонологию выбрать? / Р. Лясковский // Славянское и балканское языкознание. Вып. 6. Проблемы морфонологии / редкол.: Т. В. Попова отв. ред., С. М. Толстая. -М.: Наука, 1981. С. 5−35.
  55. Э. А. О статусе морфонологии и единицах ее описания /
  56. А. Макаев, Е. С. Кубрякова // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие / отв. ред. В. Н. Ярцева, Н. Ю. Шведова. -М.: Наука, 1969. С. 87−117.
  57. Ю. С. Некоторые спорные вопросы морфологической структуры славянских глагольных форм / Ю. С. Маслов // Советское славяноведение. 1968. — № 4. — С. 45−62.
  58. Ю. С. О типологии чередований / Ю. С. Маслов // Звуковой строй языка / отв. ред. Р. И. Аванесов. М.: Наука, 1979. — С. 195−201.
  59. Ю. С. Введение в языкознание : учебник для филол. спец. вузов / Ю. С. Маслов. 3-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1998. — 272 с.
  60. И. А. Опыт разработки фрагмента системы понятий и терминов для морфологии (к формализации языка лингвистики) / И. А. Мельчук // Семиотика и информатика. М.: Яз. рус. культуры: Рус. слов., 1997.-Вып. 35.-С. 15−58.
  61. И. Г. Индивидуальная вариативность детских повествований как отражение различий в стилях освоения языка / И. Г. Овчинникова // Мерлинские чтения: материалы межрегион, конф.4. 1. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2005. — С. 172−178.
  62. М. В. Позиционная морфология русского языка / М. В. Панов. М.: Наука, 1999. — 275 с.
  63. Г. Принципы истории языка / Г. Пауль / пер. с нем. — под ред. А. А. Холодовича. -М.: Изд-во иност. лит-ры, 1960. 500 с.
  64. . Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Римис, 2008.-448 с.
  65. Л. А. Усвоение исторических чередований детьми в возрасте четырех-шести лет / Л. А. Пиотровская // Детская речь: лингвистический аспект: сб. науч. тр. / редкол. С. Н. Цейтлин (отв. ред) и др. СПб.: Образование, 1992. — С. 66−76.
  66. Т. В. О предмете морфонологии, иерархии анализа и единицах описания морфонологической структуры языка / Т. В. Попова // Советское славяноведение. 1971. — № 2. — С. 53−64.
  67. А. А. О соотношении фонетики и грамматики (морфологии) / А. А. Реформатский // Вопр. грамматического строя: сб. ст. / под. ред. В. В. Виноградова. М.: АН СССР, 1955. — С. 92−112.
  68. А. А. Еще раз о статусе морфонологии, ее границах и задачах / А. А. Реформатский // Фонологические этюды. М.: Наука, 1975. -133 с.
  69. М. В. Речевая реализация грамматических элементов русского языка : автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.01 / С.-Петерб. гос. ун-т, Русакова Марина Валентиновна. СПб., 2009. — 51 с.
  70. В. О грамматике венгерского языка / В. Скаличка // Пражский лингвистический кружок: сб. ст. / русск. пер. — сост., ред., авт. предисл. Н. А. Кондратов. М.: Прогресс, 1967. — С. 128−195.
  71. Славянская морфонология. Субстантивное словоизменение / Ананьева Н. Е., Ермакова М. И., Попова Т. В., Толстая С. М. J1.: Наука, 1987.-264 с.
  72. Д. Языковое развитие ребенка / Д. Слобин // Д. Слобин, Дж. Грин. Психолингвистика / пер. с англ. Е. И. Негневицкой, под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. — С. 87−121.
  73. Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д. Слобин / пер. с англ. // Психолингвистика: сб. ст. / сост.
  74. A. М. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984. — С. 143−201.
  75. В. Б. О роли морфонологических средств в языке /
  76. B. Б. Смиренский // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1975. — Т. 34. — № 2.1. C. 166−174.
  77. Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр / пер. с франц. яз. под ред. А. А. Холодовича. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  78. Ф. А. Начальные этапы овладения грамматическим строем языка : автореф. дис.. канд. филол. наук (по психологии): 13.00.00 / Сохин Феликс Алексеевич. -М.: Моск. гос. ун-т, 1955. 177 с.
  79. Ф. А. О формировании языковых обобщений в процессе речевого развития / Ф. А. Сохин // Вопр. психологии. 1959. — № 5. -С. 112−121.
  80. И. В. Явление сверхгенерализации в речи ребенка / И. В. Столярова // Детская речь: проблемы и наблюдения: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. С. Н. Цейтлин. Л.: Лениград. гос. пед. ин-т., 1989. — С. 110−118.
  81. С. М. О некоторых трудностях морфонологического описания / С. М. Толстая // Вопр. языкознания. 1971. — № 1. — С. 2713.
  82. Н. С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой / пер. с нем. А. А. Холодовича — ред. С. Д. Кацнельсона — послесл. А. А. Реформатского. -М.: Изд. иностр. лит., 1960. 352 с.
  83. Н. С. Некоторые соображения относительно морфонологии / Н. С. Трубецкой // Пражский лингвистический кружок: сб. ст. / русск. пер. — сост., ред., авт. предисл. Н. А. Кондратов. М.: Прогресс, 1967.-С. 115−119.
  84. Н. С. Морфонологическая система русского языка / Н. С. Трубецкой // Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987. -С. 67−142.
  85. С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. М.: Владос, 2000. — 240 с.
  86. С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. М.: Знак, 2009. — 592 с. — (Studia philologica).
  87. К. И. От двух до пяти. / К. И. Чуковский М.: Советский писатель, 1955. — 236 с.
  88. В. Г. Очерк русской морфонологии / В. Г. Чурганова. -М.: Наука, 1973.-239 с.
  89. В. Г. О морфонологическом уровне и понятии субморфа / В. Г. Чурганова// Тезисы рабочего совещания по морфеме (ноябрь 1980 г.). -М.: Наука, 1980. 126 с.
  90. А. М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе / А. М. Шахнарович // Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, А. М. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327 с.
  91. А. М. Семантический компонент языковой способности / А. М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы семантики / отв. ред. Леонтьев А. А., Шахнарович А. М. М.: Просвещение, 1983.-С. 181−190.
  92. А. М. Семантика детской речи: психолингвистический аспект: автореф. дис.. докт. филол. наук / Шахнарович Александр Маркович. М.: 1985. — 40 с.
  93. Л. В. Очередные проблемы языковедения / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — С. 39−60.
  94. JI. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1983. — 164 с.
  95. Е. В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста (экспериментальное исследование на материале русскоязычных текстов разных функциональных стилей): моногр. / Е. В. Ягунова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. — 395 с.
  96. Р. О. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии / Р. О. Якобсон // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. -С. 105−115.
  97. A Baudouin de Courtenay Anthology: The Beginnings of Structural Linguistics / transl. and ed. with an introduction by E. Stankiewicz. Bloomington and London: Indiana University Press, 1972. — 406 p.
  98. Bates E. From First Words to Grammar: Individual Differences and Dissociable Mechanisms / E. Bates, I. Bretherton, L. Snyder. New York: Cambridge Univ. Press, 1988. — 289 p.
  99. Bloomfield L. A Set of Postulates for the Science of Language / L. Bloomfield // Language. 1926 .-Vol 2. — P. 153−164.
  100. Bloomfield. L. Language / L. Bloomfield. New York: Henry Holt. 1933.-564 p.
  101. Bloomfield. L. Menomini Morphophonemics / L. Bloomfield // Travaux du Cercle Linguistique de Prague. Prague, 1939. — No. 8. — P. 105−115.
  102. Boas F. On Alternating Sounds / F. Boas // American Anthropologist. -1889.-Vol 2.-P. 47−53.
  103. Boas F. Introduction / F. Boas // Handbook of American Indian Languages. Part. 1. Washington: Government Printing Office, 1911. — P. 5−83. (Bulletin / Smithsonian Institution, Bureau of American Ethnology — No 40).
  104. Dobrova G. Personal Pronouns in Early Russian Acquisition / G. Dobrova // VII International Congress for the Study of Child Language. -Istanbul, 1996.-P. 122−123.
  105. Dobrova G. Personal Pronouns in Early Russian Acquisition / G. Dobrova // VIII International Congress for the Study of Child Language: Abstracts. 12−16 July 1999. San Sebastian (Spain): University of the Basque Country Press, 1999a. — P. 85−86.
  106. Garde P. Principes de description synchronique des faits d’accent / P. Garde // Phonologie der Gegenwart / herausgegeben von J. Hamm — unter Mitwirkung von O. Back und G. Neweklowsky. Graz- Wien- Koln: H. Bohlaus Nachf.-1967.-P. 32−43.
  107. Goldfield B. Individual Differences in Language Acquisition / B. Goldfield, C. E. Snow // The Development of Language / ed. by J. Berko Gleason. New York: Macmillan, 1993. -P. 299−324.
  108. Ingram D. First Language Acquisition. Method, Description and Explanation / D. Ingram. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. -572 p.
  109. Jakobson R. Russian Conjugation / R. Jakobson // Word. 1948. -Vol. 4. — No 3. — P. 155−167.
  110. Jakobson R. The Kazan School of Polish Linguistics and its Place in the International Development of Phonology / R. Jakobson // Selected Writings / ed. by Stephen Rudy. The Hague- Paris- Mouton, 1971. — Vol. II. — P. 394128.
  111. Kasevich V. B. Zero in Phonological description: Chinese and Burmese / V. B. Kasevich, N. A. Speshnev // Word. 1970. — Vol. 26. — No 3.-P. 362−372.
  112. Kilbury J. The Emergence of Morphophonemics: A Survey of Theory and Practice from 1876 to 1939 / J. Kilbury // Lingua. 1974. — Vol. 33. — No 3. -P. 235−252.
  113. Kurytowicz J. Phonologic und Morphonologie / J. Kurytowicz // Phonologic der Gegenwart. Graz- Vienna, 1967. — Vol. 14. — P. 168−169.
  114. Nelson K. Structure and Strategy in Learning to Talk / K. Nelson // Monographs of the Society for Research in Child Development. Serial No 149. -Vol. 38. — No 'i-A. — Chicago: University of Chicago Press, 1973.
  115. Sapir E. Language: An Introduction to the Study of Speech / E. Sapir. -New York: Harcourt, Brace and company, 1921. 258 p.
  116. Stankiewicz E. Slavic Morphophonemics in its Typological and Diachronic Aspects / E. Stankiewicz // Current Trends in Linguistics. The Hague- Paris, 1966. — Vol. 3. Theoretical Foundations. — P. 495−520.
  117. Stankiewicz E. Prague School Morphophonemics / E. Stankiewicz // Sound, Sign and Meaning: Quinquagenary of the Prague Linguistic Circle / ed. by L. Matejka. Ann Arbor: The University of Michigan, 1976. — 101−118.
  118. UlaszynH. Laut, Phonema, Morphonema / H. Ulaszyn // Travaux du Cercle Linguistique de Prague. Prague, 1931. — No. 4. — P. 53−61.
  119. Wells L. Automtomatic alternation / L. Wells // Language. 1949. -Vol. 25. — No 2. — P. 99- 1949.
  120. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская Энциклопедия- СПб.: Норинт, 1999. — 1456 с.
  121. А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение / А. А. Зализняк. 3-е изд. — М.: Русский язык, 1987. -880 с.
  122. С. И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  123. Д. Э. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2003.-623 с.
  124. Словарь иностранных слов. 8-е изд., стер. / ред. А. Г. Спиркин, И. А. Акчурин, Р. С. Крапинская. — М.: Русский язык, 1981. — 624 с.
  125. А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: более 145 500 слов: в 2-х т. / А. Н. Тихонов 3-е изд., испр. и доп. — М.: ACT, 2003.
  126. П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13 560 слов: в 2 т. / П. Я. Черных 2-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1994.
Заполнить форму текущей работой