Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным недостатком ценообразовательных процессов в сельском хозяйстве республики является диспаритет цен, обусловленный тем, что рост цен на промышленные ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, осуществляется более быстрыми темпами, чем на сельскохозяйственную продукцию. Диспаритет оказывает отрицательное воздействие на материально-техническую обеспеченность, и как следствие, подрывает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность и экономические основы цен
    • 1. 2. Методологические подходы формирования цен в сельском хозяйстве
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ (ВНУТРЕННИЕ)
  • ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Издержки производства как основной фактор ценообразования
    • 2. 2. Учёт природных факторов в ценообразовании
    • 2. 3. Фондоёмкость как фактор ценообразования
    • 2. 4. Учёт качества в ценообразовании
    • 2. 5. Денежное обращение в системе ценообразовании
  • ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
    • 3. 1. Управление издержками (производства и реализации продукции) как основы регулирование цен
    • 3. 2. Рыночные методы управление процесса ценообразование (ценовой маркетинг)
    • 3. 3. Государственное регулирование цен

Совершенствование системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ценообразование на продукцию сельского хозяйства — экономическое явление ключевого значения, поскольку от него во многом зависит устойчивость воспроизводства в центральном звене агропромышленного комплекса, а значит, и удовлетворение потребностей населения в основных продуктах питания, уровень жизни на селе. Проблема формирования эффективной системы ценообразования в рамках всего народного хозяйства и отдельных его отраслей всегда остро стояла в нашей стране. В течение длительного периода времени в противовес объективным экономическим законам оно осуществлялось централизованно в плановом порядке. Закупочные и розничные цены на сельскохозяйственные продукты устанавливались принудительно и противоречили интересам производителей. Наряду с этим не отвечало задаче эффективного расширенного аграрного воспроизводства и соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Такой механизм ценообразования негативно сказался на рентабельности всего сельского хозяйства и последствия его ощутимы до сих пор. Именно цены и отсутствие эффективного механизма их формирования являются одной из основных причин убыточности многих сельскохозяйственных предприятий. В этой связи особую актуальность приобретает решение задачи оптимизации системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства в рамках как отдельного региона, так и всей страны в целом.

Степень изученности проблемы. Зарубежная экономическая литература по проблемам ценообразования и теории цен довольно обширна. В связи с этим, можно выделить работы Б. Бермана, А. Маршала, Р. Миллера, А. Нордхауса, П. Самуэльсона, В. Леонтьева, Р. Шонберга, В. Хойера, Дж. Эванса и др.

Учитывая важность ценового аспекта, многие советские и российские учёные-экономисты посвятили свои исследования изучению вопроса ценообразования на продукцию сельского хозяйства, который нашел своё отражение в работах А. И. Алтухова, А. В. Белявцева, Г. И. Бондаренко, Н. А. Борхунова, К. И. Виноградова, А. А. Воропаева, С. В. Киселёва, С.И. Круч-ка, И. И. Лумесова, Н. А. Пролыгиной, И.К., Э. А. Сагайдака, И.К. Салимжа-нова, Е. А. Соловьёва, JI.B. Счастливцевой, Е. Н. Шалевич. Вместе с тем многие вопросы, касающиеся особенностей ценообразования в современных рыночных условиях, изменения цен в динамике на основные виды сельскохозяйственной продукции, взаимодействия их составляющих, а также паритета в товарном обмене между сельскохозяйственным и промышленным производством, ценовой стратегии сельхозпроизводителей, требуют дальнейшего изучения.

В республике вопросы ценообразования нашли свое отражение в работах ученых-экономистов И. А. Асророва, З. Р. Абдуллаева, Дж.С. Пирие-ва, Х. Г. Гафурова, А. А. Мадаминова, Х. У. Умарова, Т. М. Миракилова, А. Б. Мирсаидова, Т. Н. Назарова, Р. К. Рахимова, P.P. Кудратова, И.Ш. Шукуро-ва, В. В. Вохидова, Т. Б. Ганиева и др.

Работы вышеуказанных зарубежных и отечественных авторова также другие научные труды и публикации явились своеобразным стартовым фундаментом, отправной точкой в рассуждениях автора по многим, исследуемым и более конкурентным вопросам. С учетом критического анализа известных концепций и в соответствии с особенностями переходного периода автор стремился определить собственную позицию, выработать свое понимание проблемы ценообразования в республике.

Все эти обстоятельства и предопределили выбор темы диссертационной работы и направления исследования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по совершенствование системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

— исследовать теоретические и методологические основы, тенденции развития и функционирования системы ценообразования в условиях рыночной экономики;

— изучить методологические основы и особенности формирования цен в отраслях сельского хозяйства, а также определить систему ценообра-зующих факторов в условиях рыночной экономики;

— дать оценку современному состоянию системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства, проанализировать структурные (внутренние) факторы, влияющие на процесс формирования цен;

— исследовать степень влияния природных условий и сезонность сельскохозяйственного производства на уровень цен, методы их учета в цене продукции и определить величины дифференциальной ренты на отдельные виды сельскохозяйственные продукции;

— исследовать вопросы управления процессом ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

Предметом исследования являются изучение закономерностей и системы организационно-экономических отношений, складывающихся в процессе совершенствование ценообразования на продукцию сельского хозяйства.

Объектом исследования является сельскохозяйственные предприятия Согдийской области, как составной части совокупности хозяйственных единиц экономики.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных, научно-исторические и практические разработки ведущих экономистов по вопросам ценообразования в сельском хозяйстве, материалы статистической отчётности, а также соответствующие законодательные акты и нормативные документы Правительства Республики Таджикистана и Согдийской области. Круг поставленных задач определил необходимость применения в работе аналитического, абстрактно-логического, экономико-статистического, корреляционного, расчётно-конструктивного методов с их разнообразными приёмами.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— в теоретическом аспекте раскрыты особенности функционирования системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства на макро и микроуровне, обеспечивающие сокращения цепочки от производителя до потребителя, что обуславливает ослабление монополизма сфер переработки и торговли, снижения розничных цен на продовольствие и уровня бедности населения;

— разработан комплексный подход к формированию цен на сельскохозяйственную продукцию, с учетом зональных особенностей республики, влияния продовольственного рынка на уровень и структуры цен;

— разработана концепция ценообразования на продукцию сельского хозяйства применительно к условиям рыночной экономики, обеспечивающая процесс антизатратного образования цен;

— обоснованы научные основы управления и регулирования процесса ценообразования на сельскохозяйственную продукцию путем субсидирования цен на материальные и другие ресурсы. Предложен механизм субсидирования оптовых цен на продукцию сельских товаропроизводителей.

Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что реализация разработанных в нём положений создаёт методическую и практическую основу для стабилизации и роста эффективности системы ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Непосредственное практическое значение имеют предложения по формированию новой ценовой стратегии, а также повышению доли присутствия государства на рынке сельскохозяйственной продукции.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы были использованы Ассоциацией дехканских (фермерских) хозяйств Согдийской области при разработке стратегии ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Основные положения работы были доложены и одобрены на областных научно-практических конференциях (2005;2009 гг.), на научных семинарах и конференциях молодых ученых и специалистов Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, Таджикского государственного университета коммерции в период с 2005 по 2009 гг.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа изложена на 153 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, иллюстрирована 22 таблицами и 9 рисунками. Список использованной литературы содержит 130 наименования.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Основным недостатком ценообразовательных процессов в сельском хозяйстве республики является диспаритет цен, обусловленный тем, что рост цен на промышленные ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, осуществляется более быстрыми темпами, чем на сельскохозяйственную продукцию. Диспаритет оказывает отрицательное воздействие на материально-техническую обеспеченность, и как следствие, подрывает производственные возможности аграриев. Данное явление — следствие структурных сдвигов, произошедших при переходе к рыночной экономике. Оно вызвано также резким сокращением присутствия государства на рынке сельскохозяйственной продукции. Важным направлением в преодолении сложившейся ситуации может стать разработка и внедрение на региональном уровне комплекса мер по повышению эффективности системы ценообразования, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства в рыночных условиях.

2. Сегодня в республике обоснована возможность реализации при соответствующей законодательной базе организационно-экономических мер, обеспечивающих повышение эффективности системы ценообразования. Они включают: дотирование некоторых отраслейразвитие сельскохозяйственными предприятиями перспективных каналов реализацииповышение роли государства в процессе ценообразования на продукцию сельского хозяйстваразработка сельхозпредприятиями обоснованной ценовой, реализационной и кредитной политикипривлечение кредитов банков для покрытия не только текущих расходов, но и на долгосрочные программы по восстановлению обеспеченности сельскохозяйственных производителей необходимыми ресурсами.

3. Необходимость проведения антимонопольной политики в отношении отраслевых и локальных монополистов, препятствующая усилению монополизации в обеспечивающих сельское хозяйство отраслях. Расчет на высокий уровень доходов в переработке и торговле, способный вызвать приток капиталов в эти отрасли и усилить между ними конкуренцию, не оправдался.'Монополии в этой сфере сохраняются, способны не только противостоять конкуренции появляющихся аутсайдеров, но и не допускать их на рынок. Для реального ограничения сверхдоходности монополистов нужно использовать режим максимальных отпускных и минимальных закупочных цен. Минимальные закупочные цены для них должны быть подвижными и устанавливаться на уровне средних цен, сложившихся на конкретных рынках.

4. Настоятельно необходимо ввести механизмы гарантированных цен и государственных интервенций на продовольственном рынке. Такие цены должны поддерживать необходимый уровень доходности сельскохозяйственного производства и защищать рынок от непредвиденных конъюнктурных колебаний. Гарантией соблюдения цен должны стать обязательства государства скупать товарные излишки, проводить закупочные и товарные интервенции.

Интервенционные запасы государства могут стать источником снабжения «нерыночных» потребителей, а снабжение регионов и городовтрадиционных потребителей государственных фондов осуществлялось бы по интервенционной схеме. Учитывая, что рынок продовольствия недостаточно развит и государство должно стимулировать увеличение «свободного» его сегмента, объемы интервенционных операций должны быть ограничены предельными квотами. Последним необходимо рассчитывать и распределять по регионам, исходя из сложившегося уровня развития рыночной инфраструктуры, мощности собственно рыночных каналов реализации и перспектив их развития.

5. Должен быть изменена ориентация дотаций и компенсаций сельхозпроизводителям — с цен на стимулирование производства продукции, исходя из требований рынка и повышения конкурентоспособности. Дотации и компенсации должны носить строго целевой характер и стимулировать повышение эффективности производства в сельском хозяйстве и потребление основных видов ресурсов. Дотации и компенсации должны выплачиваться всем сельхозпроизводителям, независимо от форм собственности.

7. Для создания механизмов государственного регулирования необходимо повышать покупательную способность сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе, через развитие и совершенствование системы поддерживаемого государством лизинга техники и товарного кредита. В существующем виде эти формы имеют принципиальные недостатки, до минимума снижающие их положительный эффект. Подбор соучастников лизинговых операций и товарного кредита должен проходить на основе открытых конкурсов. Для создания адекватных потребителям аграрного производства механизмов государственного регулирования, необходимо одновременно с гарантированными ценами применять по отдельным продуктам ориентировочные цены, формируемые при посредничестве государства на основе добровольных соглашений между представителями сельхозпроизводителей, посреднических структур и конечных потребителей. Такие цены служат ориентиром на рынке и непосредственно используются в тех случаях, когда рыночные субъекты не могут достичь договоренности о цене. Заранее объявленные ориентировочные цены являются также важным индикатором для товаропроизводителей при планировании ими своего производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме //Вопросы экономики. 1993, № 1. -с. -130.
  2. Л.И. Избранные труды в четырёх томах. Т. У: В поисках новой стратегии. -М., 2000. -с. -85.
  3. Ф.С., Вохидов В. В., Сангинов С. Р. Продовольственная самообеспеченность и стратегия роста аграрного производства // Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2001. -№ 4. -с. -140.
  4. А.А. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода Республики Таджикистан к рыночному хозяйству. -Худжанд: 2001. -с. -73.
  5. З.Р., Бабаджанов Д. Д. О некоторых трудностях и возможностях дехканского (фермерского) хозяйства// Паёми ДДХБСТ. Научно-теоретический журнал. Худжанд, 2002. -№ 1−2. -с. -123.
  6. Г. С. Переход к рынку: социально-экономические аспекты. Душанбе, 1999. -с. -58.
  7. Г. П. Рынок, механизм ценообразования и маркетинг/ Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий1992, № 2, -с. -25.
  8. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М., Юрист, 1999. -с. 200−201.
  9. Ю.И., Мухаметзянов P.P., Леснов А. П. Рынки сельскохозяйственной продукции. Москва 2005. -с. -67.
  10. Аграрная экономика: Учебник. 2-е издание, перераб. и допол ./ под редак. М. Н. Малышева СПб. Издательство «Лань», 2002. с. -125
  11. Акбаров А. Градостроительные проблемы возрождения и совершенствования структуры сельских населенных мест горных районов
  12. Таджикистана (Офис проектных служб ООН в Таджикистане) // Экономика Таджикистана: стратегия развития. № 1., 2000. -с. -115.
  13. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. -М., Мысль, 1983. -с. -78.
  14. Н.П. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. М.: Знание, 1980. -с. -49.
  15. Американский менеджмент на пороге XXI века. Перевод с англ. -М.: Экономика, 1991. -с. -115.
  16. М.Н. Сельское хозяйство США. М., Наука, 1993.с. -65.
  17. И.А. Основные направления углубления аграрной реформа в Таджикистане. //Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе., 2000. -с. -78.
  18. И.А. Особенности аграрной сферы и их отражение на рыночных отношениях // Известия АН Республики Таджикистан. -Душанбе, 1992.-е. -19.
  19. М.Х., Бабаджанов Д. Д. Совершенствование экономических взаимоотношений в сельском хозяйстве в условиях перехода к рыночным отношениям // Паёми ДДХБСТ. Научно-теоретический журнал. -Худжанд, 2003. -№ 1−2. -с. -87−88.
  20. Д. Д. Олимов А.А., Тошматова М. Д. Изменение демографической ситуации и уровень занятости населения в Согдийской области //, Паёми ДДХБСТ. Научно-теоретический журнал. Худжанд, 2006, № 4. -с. -58.
  21. Д.Д. Проблемы регулирования системы налогообложения в сельском хозяйстве (хлопководство) // Паёми ДДХБСТ. Научно-теоретический журнал. Худжанд, — 2001. -№ 2−3. -стр. -125, 140.
  22. Д.Д. Развитие фермерского движения в Согдийской области: проблемы и перспективы. -Худжанд, 2005. -с. -128.
  23. Д.Д., Шокиров Р. С. Формирование альтернативного земледелия в Республике Таджикистан // Вестник ТГУ ПБП. -Худжанд, 2008, № 1. -с. -48.
  24. Ш. Р. Экономические основы организации технического агросервиса. Душанбе, 2000. -с. 45.
  25. Ю.С. Крестьянское хозяйство. М.: Агропромиздат, 1992.-с. -114.
  26. О.Ф. и др. Экономика и качество окружающей среды. -Ленинград, 1984. -с. -62.
  27. В.Ф., Седов В. В. Концепции взаимодействия экономики и природы. М., 1994. -с. -38.
  28. В.М. Совершенствовать инновационную деятельность АПК/ АПК Экономика, Управление 2003. -с -53.
  29. П. Проблемы устойчивости сельскохозяйственного развития.-М., 1985.-с. -221.
  30. Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрист, 1999. -с. -83.
  31. Л., Флавин К. Новая экономика для нового века. Офис Международных информационных программ. Устойчивая экономика. Госдепартамент США. 1999. -с. -46.
  32. Дж. Рорем, Роне Джиоварели. Аграрная реформа на Дальнем Востоке России. — М.: «Октября», 1997. -с. -74.
  33. А.А. Повышение производительности труда -ключевая проблема агарной экономики. -М., 2001. -с. -82.
  34. И.Н. Аграрная реформа и рынок. // Вест. PACXH, 1992, № 1.-с. -121.
  35. И.Н., Крылатых Э. Н., Никонов А.А, и др. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. -М.: Наука, 1993. -с. -76.
  36. М. и другие. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночного преобразования. //Вопросы экономики. 2002. — №.9. -с. -85.
  37. Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов. М.: Политиздат, 1981.-с. -132.
  38. В.В. Актуальные проблемы развития хлопководства в Таджикистане. Душанбе, 2007. -с. -54.
  39. В.В. Таджикистан: модернизация сельского хозяйства. Душанбе -2007. -с. -415.
  40. В. Тайна Варзоба. «Вечерний Душанбе». № 39, 4 сентября. 197. -с. -8.
  41. С., Олимов К. Стареем с каждым годом. «Вечерний Душанбе», № 38 (250) 20.09.2002. -с. -10.
  42. Вопросы экономики. Российская академия наук. Институт экономики РАН. Москва 2007. стр. 39.
  43. Т.Б. Проблемы устойчивого развития сельского хозяйства.-М., 1996.-с. -136.
  44. X. и др. Модель аграрной экономики Таджикистана в XXI веке. Душанбе. АОО (Экспресс)., 2004. -с. -165
  45. X. и др. Новая система ведения сельского хозяйства в аспекте «Таджикской модели развития». (1−2 вариант). Душанбе, 2006. -С.-95
  46. X. Региональная экономика: Модель Хола Машрабо-ва. Душанбе. -2003. -с. -173.
  47. X. Таджикистан на рубеже и в XXI веке. М., 2001.с. -68.
  48. X. Таджикистан на рубеже и в XXI веке: Президент Эмомали Рахмонов и национальная экономика. Душанбе, 1999. -с. -56
  49. X., Кудратов P.P. и др. Национальный успех Таджикистана зависит от развития АПК. Душанбе, 2003. -с. -38−39.
  50. Ю. Глобалиста: трудный путь становления // МЭ и МО. 1994, № 10. -с. -125.
  51. Н.П. Таджикская комплексная экспедиция. В кн.: Таджикская комплексная экспедиция 1932 г. АН СССР, Л.: Госкомиздат, Ленингр. отд., 1933. -с. -127.
  52. А., Черняков Б. Некоторые аспекты продовольственной проблемы мира // Вопросы экономики. 2001, № 6. -с. -82
  53. Я.В., Дурманов Д. Н. Мировое органическое земледелие XXI века. М., 2002. -с. -74.
  54. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы. -М., 1999.-с. -71.
  55. К. Концепции устойчивого человеческого развития: теория и практика. Ереван, 1996. -с. -125.
  56. А.Д. Социальная защита населения. Душанбе, 2004.-с. -171.
  57. С. Социальное положение женщины в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия и развитие. 2000, № 4. -с. -121.
  58. Ф.М. Денежное обращение в системе ценообразования. // Вестник ТГУ ПБП 2008.- № 1. -стр. -85−88.
  59. Ф.М. Издержки производства как основной фактор ценообразования. //Вестник Таджикского Национального университета,-2009.-стр. -127−131.
  60. Ф.М. Современное состояние АПК Республики Таджикистан // Материалы регионального научно-практического семинара. Особенности развития дехканских (фермерских) хозяйств горных районов. Часть II. Душанбе 2009. -стр. -271−273.
  61. Джураев Ф. М. Причины фермерской проблемы: долговременный период. // Вестник ТГУ ПБП 2009, — № 1. -стр. -85−88.
  62. В.А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса. -М., МСХА, 2001. -с. -140
  63. Доклад о развитии человека за 2002 г. Душанбе, 2003. -с.125.
  64. И.И. и др. Международная статистика. -Минск, 1995. -с. -111.
  65. В.В., Василевского Е. Г. Историю экономических учений. 4.1: Учебное пособие. М.: Изд. МГУ, 1989. -с. -56.
  66. И.А. и др. Хозяйственная деятельность и состояние окружающей среды. Киев, 1989. -с. -250.
  67. Закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве». Душанбе, 2003. -с. -36.
  68. Законодательство для фермеров по защите их прав землепользования, создания дехканских (фермерских) хозяйств и их регистрации. -Худжанд, 2003. -с. 45.
  69. И.О. Особенности психологии крестьянства. М., Наука, 1983.-с.-278.
  70. ИКАР ДА в Центральной Азии и Закавказье. Узы, которые объединяют. № 12 (новая редакция). ИКАР ДА, Алеппо, Серия. -2002. -с. -148.
  71. А. Экономическая свобода и благосостояние народов // Вопросы экономики, 2000, № 5. -с. -86.
  72. И. Проблемы интеграции в СНГ. -Алматы, 1998. -с.-45.
  73. М. Занятость населения в условиях становления рыночных отношений. Автореферат докт. дисс. Душанбе. 2000. -с. -18.
  74. В.В. Фермер Черноземья. М.: ФГНУ «Росинформ-агротех», 2002. -с. -185.
  75. К.Р. Проблемы и перспективы развития экономики Согдийской области // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 2001. -№ 3. -с. -115.
  76. Н. Подсобные сельские хозяйства в Азербайджане // Экономика сельского хозяйства. -М., 1986. -№ 1. -с. -58.
  77. Н. К. Назаров Т.Н., Рахимов Р. К. К вопросу о темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2002, № 3. -с. -123.
  78. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., Прогресс, 1978. -с. -45.
  79. А., Грощий А. Формирование системы цен на плодоовощную продукцию // Экономическая наука, 1991. № 5. -стр. -149−152.
  80. СВ. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: 1994. -с. -67.
  81. В. Система маркетинговых исследований в АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. -1998. -№ 16. -с. -97.
  82. Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций. М., ЭКМОС, 1998. -с. -85.
  83. Н.Я., Сорокин B.C. Сельскохозяйственные рынки. Учебное пособие М: Издательство МСХА, 1998. -с. -75.
  84. Концепция национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Минск, 1996. -с. -44.
  85. Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств. -М., 1996. -с. -142.
  86. Я. Честность и доверие в переходной экономике // «Вопросы экономики» 2003, № 9. -с. -131.
  87. В.М. Сохранение биосферы основа устойчивого развития общества. // Вестник РАН. Т. 54, № 3. -с. -56.
  88. В.Г. Территориальная организация сельского хозяйства (Проблемы и методы экономико-географического исследования). М., «Мысль», 1978. -с. -64.
  89. В.Ф. Стратегия земледелия России в XXI веке. -М.: Агроконсалт, 1999. -с. -46.
  90. М., Вакушев Л. Соотношение цен на продукцию и ресурсы сельского // Вест. Статистика, 1991.-е. -58.
  91. С.И. Об исчислении инфляции // Финансы, 1992, № 4.с. -63.
  92. А.А. Основные цели маркетингового исследования в аграрном секторе. Национальная конференция. Душанбе, -2003. -с.34.
  93. А.А. Устойчивое развитие аграрного сектора Таджикистана (состояние перспективы). Душанбе, 2006. -с. -51.
  94. А. А. Производства конкурентоспособной продукции основа устойчивого развития АПК //Кишоварз, ТАУ. — 2003. -с.35.
  95. А.Н. Основные проблемы богарного земледелия Таджикистана (в двух частях). -Душанбе. -1965. -с. -121.
  96. Н.Г. и др. Экономика и окружающая среда: взаимодействие и управление. -М., -1979. -с. -59.
  97. В.В. Формирование многоукладной экономики и преобразование земельных отношений. В кн. Организационно-экономические основы аграрного рынка. Сб. статей. М., -1997. -с. -182.
  98. В. Экономическая теория: перед лицом коренного обновления // Вопросы экономики. 1992, № 2. -с. -65
  99. ЮО.Минеев В. Г. Биологическое земледелие и минеральные удобрения. -М.: Колос, 1993. -с. -164.
  100. Р.К. Спирали всеобщего кризиса. Душанбе, -1996.с. -76.
  101. А.Б. Предельный анализ в экономике. Материалы международной конференции. Реформы экономической образование. Бишкек, 2002. -с. -94.
  102. ЮЗ.Мирсаидов А. Б. Теория производственного поведения дехканских (фермерских) хозяйств (на таджикском языке). Национальная конференция «Пути развития АПК Таджикистана: проблемы и суждения». -Душанбе, -2003. -с. -62.
  103. Ю4.Мирсаидов А. Б. Теория производственной поведении фермерских хозяйств. Материалы научно-практической конференции «Проблемы реформы АПК» Худжанд 2004. -стр. -57,87,102−105.
  104. С. Многофункциональность сельского хозяйства и её влияние на процесс либерализации мировой торговли // Вопросы экономики 2003, № 1. -с. -75.
  105. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Душанбе, 2007. с. 57.
  106. П., Нестеров А. Экономика природопользования и рынок. -М., 1997. -с. -62.
  107. С.М. Эволюция западных теорий стоимости и цены // Деньги и кредит. 1992. -с. -68.
  108. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII -XX вв.). М.: Энциклопедия для российской деревень. — 1995. -с. -125.
  109. ПО.Носиров Р., Самандаров И. Х., Мирзоев Т. М., Шукуров И. Ш. Организация сельскохозяйственного производства (на таджикском языке) Душанбе-2008. -с. -86−87.
  110. ПЗ.Орипов А. О. Личное подсобное хозяйство и потребление населения. Душанбе, Ирфон, 1990. -с. -97.
  111. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов. СПб: Изд. С. -Петербургского университета, 1999. -с. -59.
  112. X. Портрет нации -это её меню. Европа, 1994, № 3. -с.-62.
  113. Пб.Пешехонов В. А. Экономика аграрного сектора. -Санкт-Петербург, 2003. -с. -83.
  114. Д.С. Методические подходы к оценке природного -ресурсного потенциала сельского хозяйства Таджикистана // Доклады Таджикской академии сельскохозяйственных наук. -Душанбе, 2002, № 56. -стр. -58, 78.
  115. Дж.С. Научные основы перспективного размещения отраслей сельского хозяйства Таджикистана в рыночных условиях. Душанбе 2003. -стр. -59−61.
  116. Рахимов Р. К Макроэкономические показатели развития народного хозяйства Республики Таджикистан //Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2001. — №.4. -с. -92.
  117. Э.Ш. О неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса страны //Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2001 .-№.1. -с. -136.
  118. РахмоновЭ.Ш. Десять лет на пути независимости //Экономика Таджикистана: стратегия развития.- 2001.- №.4. -с. -49.
  119. Э.Ш. Таджикистан: на пути демографического и развитого общества. Душанбе, ирфон, 1996. -с. -68.
  120. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Стат. сборник. -Душанбе: Госкомстат РТ, 2007.-е. -13.
  121. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Статистический сборник. Гос.ком.стат.РТ. Душанбе-2008. -с. -135.
  122. Справочник по ценообразования. МЭкономика, 1985. -с. -43.
  123. Таджикистан: 15 лет государственной независимости: стат. Сборник. -Душанбе: Госкомстат РТ, 2006. -стр. -303, 288−289.
  124. Указ Президента Республики Таджикистан «О выделении 50 тыс. га земли для личных подсобных хозяйств граждан» от 9 октября 1995 года. -с. -2.
  125. Указ Президента Республики Таджикистан «О выделение 25 тыс. га земли для личных подсобных хозяйств граждан» от 1декабря 1997 г.-с.-2.
  126. Х.У. Важнейшие проблемы социально- демографического развития Таджикистана //Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2003. №.2. -с. -29.
  127. М.Н., Киселев Е.А.Курс экономической теории. Учебник. Киров «АСА», 2005. Стр. 66.
Заполнить форму текущей работой